Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование процесса управления малым предприятием в условиях нестабильной экономической среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс управления МП отражает динамику менеджмента и представляет необходимую последовательность действий, из которых складывается воздействие управляющей системы на управляемую, процесс управления может быть охарактеризован как комплекс изменений, которые происходят в управлении МП в определенные промежутки временипри этом в краткосрочном периоде — это есть формирование и осуществление… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и организационно-экономические основы управления малым предприятием в условиях нестабильной экономики
    • 1. 1. Анализ состояния и тенденций развития малого предпринимательства в экономике России
    • 1. 2. Организационно-экономические основы управления малым предприятием
    • 1. 3. Особенности формирования процесса управления малым предприятием
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методические аспекты формирования процесса управления малым предприятием
    • 2. 1. Методические подходы и принципы формирования процесса управления малым предприятием
    • 2. 2. Моделирование и системный анализ процесса управления малым предприятием
    • 2. 3. Методы и технологии разработки и исполнения управленческих решений в процессах управления малым предприятием
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Инструменты совершенствования формирования процессов управления малым предприятием
    • 3. 1. Организация мониторинга и контролинга в процессах управления МП
    • 3. 2. Концепция документационного обеспечения процессов управления МП в условиях электронного взаимодействия
    • 3. 3. Обоснование методических подходов к оценке эффективности процессов управления малым предприятием
  • Выводы по главе 3

Формирование процесса управления малым предприятием в условиях нестабильной экономической среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Становление и развитие новой системы хозяйствования в России направлено и на всестороннюю активизацию населения, на основе создания экономических, законодательных инфраструктурных условий и стимулов для малого предпринимательства. Малые предприятия существуют в сложных экономических условиях, вследствие чего количество прекращающих свою деятельность малых предприятий не значительно уступает числу вновь создаваемых. Вместе с тем значение малого предпринимательства для успешного функционирования рыночной экономики трудно переоценить. Малые предприятия прекращают свою деятельность вследствие нестабильной экономической среды и по причине некомпетентного управления. Поэтому одним из путей стабилизации экономического состояния малых предприятий является совершенствование процессов управления субъектов малого предпринимательства, внедрение регулярного менеджмента (менеджмента процедур) на основе информационной поддержки МП и овладения руководителями и менеджерами электронными навыками.

Недостаточная теоретическая и методологическая разработка совершенствования процессов управления МП с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности определяют актуальность выбранной темы исследования.

Исследованию теоретических, методологических и методических аспектов процессов управления субъектов МП посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых. В диссертации использовались труды Ак-кофа Р., Анискина Ю. Б., Ансоффа И., Горфинкеля В .Я., Градова А. П., Грит-чина М.Н., Дойла Б., Забелина П. В., Игнатьева A.M., Кабакова B.C., Карлоф-фа Б., Котлера Ф., Кука К.Дж., Лукинского B.C., Мильнера Б. З., Михайлуш-кина А.И., Муравьева А. И., Немчина A.M., Попкова В. П., Портера М., Рубе В. А., Томилова В. В. и др. Среди зарубежных исследователей можно отметить работы таких исследователей как К. Ховард, У. Никельс, Н. Сирополис, Р. Хизрич, М. Питере, А. Хоскинг.

Целью диссертационной работы является исследование теоретических и методологических проблем формирования процесса управления малыми предприятиями в условиях нестабильной экономической среды.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1. определение особенностей и выявление закономерностей развития малого предпринимательства в современной России на основе анализа внешней среды малого предпринимательства;

2. исследование организационно-экономических основ теории, методов и практики управления МП, формирования процессов управления МП в условиях современной трансформации экономики Россиивыявление основных проблем и определение путей и методов их решения;

3. исследование методических подходов и принципов формирования процесса управления МП на основе информационного, стратегического и ресурсного подходов;

4. исследование возможности моделирования и системного анализа процесса управления МП на основе функционального, морфологического и информационного описаний;

5. выявление методических особенностей разработки и принятия решений в процессах управления МП;

6. разработка процессуальных функций управления МП на основе информационных технологий, документационного обеспечения управления в сфере электронного взаимодействия;

7. обоснование методических подходов к оценке эффективности организационных изменений в процессах управления МП.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов формирования процессов управления МП в условиях нестабильной экономической среды.

Объектом исследования выступают функционирующие малые предприятия легкой промышленности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, макрои микроэкономики, управления экономикой, государственного регулирования, экономической статистики, моделирования, теория рыночной экономики, формирования и развития процессов управления и др.

В диссертации использованы такие методы исследования как системный анализ и исследование операций, математические, статистические, методы сравнений и аналогий, обобщений, экспертных оценок, принятия решений, информационно-аналитического обоснования и др.

Информационную базу исследования составили: научные источники (книги, журнальные статьи, научные доклады и отчеты), материалов научных конференций, семинаровинформация о МПофициальные документы в виде кодексов законов, законодательных и других нормативных актов, в том числе положений, инструкций, докладов, проектоврезультаты собственных расчетов и экспериментов. В качестве статистической базы использовались данные Роскомстата РФ, отраслевых и региональных статистических органов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, теоретическом обосновании и выработке практических рекомендаций, связанных с формированием процессов управления МП.

В процессе исследования получены следующие научные результаты: • уточнен понятийный аппарат формирования процессов управления малым предпринимательством. В частности уточнены понятия «процесса управления», «операции процесса управления МП», «содержание процесса управления МП в краткосрочном и долгосрочном периодах"-исследованы тенденции развития малого предпринимательства в РФобобщен опыт поддержки и развития малого предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО);

• предложены методические подходы к формированию процессов управления МП на основе концепции жизненного цикла информации (information Lifecycle Management, iLM);

• выявлены принципы формирования процессов управления МП, возможности моделирования и системного анализа на основе функционального, морфологического и информационного описания;

• обобщены и систематизированы методы и алгоритмы разработки и принятия управленческих решений в процессе управления МП, обоснована экономическая целесообразность применения многокритериальной оптимизации при принятии управленческих решений в системе управления МП;

• разработана концепция совершенствования процесса управления МП в среде электронного взаимодействия;

• обоснован подход к оценке организационной эффективности процессов управления МП.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение результатов диссертационной работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации развивают основы формирования процессов управления малым предприятием, а так же способствуют эффективности функционирования и развития систем управления МП, конкурентоспособности МП на основе информационной поддержки и электронных систем доку-ментационного обеспечения.

Представленные в диссертации принципы, методы, модели нашли применение при решении различных практических задач, в частности при формировании процесса управления малым предприятием текстильной промышленности, а также могут применяться в деятельности МП, оказывающих консультационные услуги МП.

Апробация работы и публикации по теме диссертации. Основные положения диссертационной работы докладывались на конференциях профессорско-преподавательского состава по итогам научно-исследовательских работ Института управления и экономики, научно-практических конференциях СПбГПУ и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Выводы по главе 3.

Инструменты совершенствования формирования процессов управления малыми предприятиями должны включать: организацию мониторинга и контроллинга, документационное обеспечение процессов управления МП в условиях электронного взаимодействия, а также методику оценки эффективности процессов управления МП.

Контроллинг является инструментом эффективного управления МП, так как позволяет бороться со следующими негативными причинами, вызванными: повышением уровня нестабильности внешней средысмещением акцентов с анализа прошлого на анализ будущегоувеличением скорости реакции на изменения внешней среды (повышением гибкости) — необходимостью постоянно отслеживать изменения во внешней и внутренней среде МПнеобходимостью существования системы действий по обеспечению выживаемости МП и избеганию кризисных ситуацийусложнением систем управления МП, которые требуют внедрения механизма координации внутри системы управленияинформационным взрывом при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации и требует построения специальной системы информационного обеспечения управлениястремлением к синтезу, интеграцией различных областей знания и человеческой деятельности.

При реализации управления МП контроллинг выполняет следующие функции: учетподдержка процесса планированияконтроль за реализацией плановинформационно-аналитическое обеспечение. ~

Оперативный контроллинг представляет собой систему интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля для достижения прибыльности в краткосрочной перспективе.

Стратегический контроллинг должен обеспечивать выживаемость МП, отслеживание намеченных целей развития и достижение долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами.

Мониторинг МП является основным инструментом контроллинга, а именно информационно-методическим обеспечением осуществления координации и содействия системам планирования, контроля реализации управления и их информационной прозрачности. Основной целью создания системы мониторинга МП является обеспечение информацией

Основными задачами совершенствования делопроизводства на основе информационных технологий являются: разработка и установление рациональных форм организации документационного обеспечения управления организациейиспользование прогрессивных методов и форм работы с документамиунификация, стандартизация и автоматизация делопроизводства.

Внедрение информационных систем управления документационным обеспечением (ИСУД) предполагает осуществление автоматизации управления интеллектуальными активами и бизнес-процессами предприятия, что определяет успешность его деятельности.

Информационные системы управления делопроизводством обеспечивают работу с электронными версиями документов и реквизитами регистра-ционно-контрольных форм в соответствии с принятыми в стране правилами и стандартами делопроизводства.

Эффективность функционирования управления МП, как совокупности управляемой и управляющей системы зависит от оптимальности принятых решений, качества результатов ее деятельности, скорости принятия решений и обмена информацией, скорости и качества реализации управленческих решений и рекомендаций, других факторов. — -Для конкретизации понятия эффективность управленческих решений рекомендуется три концептуальных подхода к определению эффективности: по виду (аспекту), объекту и цели исследования

Эффективность представляет соизмерение ресурсов (затрат) на достижение результатов. Основными факторами эффективности решений являются три группы факторов: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность управления.

Критерием эффективности управления является:

1)получение максимального результата при заданных затратах:

Р -> мах, Z < Z"opM, где Р — результатZi? ZHOpM — затраты.

2)получение заданного результата при минимальных затратах:

Z min, Р > Р"0рм •

Экономическая эффективность управленческих решений слагается из эффектов (приращения добавленной стоимости, прибыли) функциональных политик МП: инновационно-инвестиционной, товарно-ассортиментной, коммуникативно-сбытовой, организационно-поведенческой.

В настоящее время можно выделить следующие шесть основных методов измерения эффективности управленческих решений: метод сравнения фактических затрат/результата с нормативнымииндексный методметоды оценки инвестицийметоды учета рисковметод оценки стратегичности (метод паутины) — метод учета конкурентоустойчивости.

Оценка эффективности управленческих решений предполагает необходимость и целесообразность построения системы показателей, состоящей из стратегических показателей эффективности (Strategic Performance IndicatorSPI) и показателей эффективности на оперативном уровне управления фирмой (рис. 3.3−3).

Заключение

Малые предприятия являются индикатором становления и функционирования рыночной экономики, т.к. представляют собой исходную форму частного предпринимательства, основу перехода к рыночным отношениям.

Малый и средний бизнес институционально утвердился как основа экономики России, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций. Об этом свидетельствуют следующие данные:

В России на начало 2004 г. функционировало 891 тыс. МП, что составляет 10,6% от соответствующей суммарной величины — всех предприятийдоля занятых на МП составляет 11,3%- доля выручки МП в общем объеме выручки составляет 33,0%- выручка в расчете на 1 занятых на МП составляет 700,4 руб. на человека (для сравнения, аналогичный показатель для крупных предприятий составляет 595,5 руб. на чел.).

В настоящее время наименее теоретически обоснованным направлением совершенствования функционирования МП является качество менеджмента на МП и уровень компетентности собственников, менеджеров и наемных рабочих. Таким образом, формирование и совершенствование процесса управления МП с целью достижения их конкурентоспособности является актуальной задачей, т.к. обосновывает становление, развитие и выживание субъектов малого предпринимательства в условиях рынка.

Основным преимуществом МП является их гибкость, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям внешней среды. Данное свойство МП называется адаптивностью, оно формируется состоянием процесса управления МП.

Процесс управления МП отражает динамику менеджмента и представляет необходимую последовательность действий, из которых складывается воздействие управляющей системы на управляемую, процесс управления может быть охарактеризован как комплекс изменений, которые происходят в управлении МП в определенные промежутки временипри этом в краткосрочном периоде — это есть формирование и осуществление управленческого воздействия, а в долгосрочном периоде процесс управления характеризует функционирование и развитие системы управления МП. Таким образом, процесс управления МП состоит из следующих этапов: целепо-лаганиеопределение ситуации — существующего положения дел, оценивание с позиции целиопределение проблем как устранение противоречия цели и ситуацииразработка управленческих решений как процесс формирования воздействия управляющей системы на управляемую. Основными свойствами процесса управления являются: флуктуация, непрерывность, дискретность, свойство необходимой последовательности этапов процесса управленияцикличностьинерционностьвременной протяженностиустойчивости.

Гибкость как условие адаптивности МП к изменяющимся условиям внешней среды достигается путем интенсификации процессов управления через ускорение процессов менеджмента на МП. Основным фактором интенсификации процессов менеджмента является информационно-аналитическое обеспечение процессов менеджмента (экономия времени в процессах менеджмента МП), использование современных технологий менеджмента (экономия расходов на процессы менеджмента МП), регулирование взаимодействия этапов процессов управления (выбор типа процесса менеджмента).

Особенности формирования процесса управления МП состоят в следующем:

• внешняя деловая среда МП динамично изменяется и в ней наиболее успешно будут действовать субъекты МП, являющиеся открытими системами и обладающие благоприятным микроклиматом для развития потенциала персонала и связывающие свое благополучие с умением адаптироваться к внешнему окружению. Поэтому процессы управления МП должны отличаться гибкостью, инновативностью, маневренностью и простой организационной структурой, чаще всего многосвязной, состоящей из экономически самостоятельных и равноправных хозяйственных единиц, имеющих не менее двух непосредственных связей с каким-либо из остальных элементов системы.

• анализ взаимодействия этапов процесса управления МП (цели, ситуация, проблемы, решения) позволил сделать вывод об основном типе процесса управления — ситуационном. Ситуационный процесс управления субъектом МП отличается тем, что он начинается с ситуации, из которой главным образом исходит поиск проблемы и разработка решения. Этот тип процесса управления не является безцелевым, он начинается также с уяснения цели, но только в общих чертах с последующим ее уточнением и конкретизацией.;

• напряженности воздействия на каждом этапе процесса управления МП, определяемой как степень социально-организационной потребности в управленческом решении, характеризующем остроту возникающих проблем, динамику их развития, особенности формирования воздействия в цикле процесса управления МП;

• рационализации процессов управления МП основанной на информационно-аналитическом обеспечении (1Т-менеджменте);

• совершенствование процесса управления МП должно обеспечивать высокое качество управленческих решений и экономию времени на всех этапах процесса управления, что является основой конкурентных преимуществ МП;

• проблемно-ситуационные технологии управления: ориентация на ситуации и проблемы рынка, конкретизация цели в процессе управленческого воздействия.

В диссертационной работе показано, что основными принципами формирования процессов управления МП, разработанными на основе использования системного, процессного, маркетингового и инновационного методологических подходов являются: целевая интеграция (взаимодействие) — своевременность решенияинтенсивность этапов в процессах управления МПпринцип обратной связи.

Моделирование процессов управления МП предполагает одновременное активное использование в определенном сочетании аналитических и имитационных методов исследования. Методологической основой моделирования процессов управления МП является системный анализ, в рамках которого выявляется и исследуется целенаправленность, самоорганизация, адаптация процессов управления МП.

Управленческие решения, принимаемые и реализуемые МП рассматриваются в диссертации как главное условие эффективного управления и как степень управляемости субъекта МП.

Основной целью управленческих решений является адаптация внутренней среды фирмы к динамичным изменениям внешней среды, определяемой функцией полезности (функцией управленческих переменных и параметров внешней среды и некоторым числом ограничений в виде неравенств).

Основными методами принятия управленческих решений в процессе управления МП предложенные в данной работе являются многокритериальный выбор на концептуальной основе МАИ (метода анализа иерархий), позволяющего учесть разнородную информацию при комплексной обобщающей оценкестепень влияния конкретного показателя на обобщенную оценкуоценивать как комплексные так и качественные показатели.

Осуществляемость управленческих решений представляет весьма сложную, проблемную сферу жизнедеятельности МП, зависящую от множества факторов и являющуюся основным критерием измерения управляемости и основной из трех ценностей фирмы наряду с инновационностью и клиент-ностью. Потеря управляемости является самой опасной организационной патологией. Таким образом, исследование факторов, влияющих на принятие управляющих решений, является важным аспектом формирования эффективного процесса управления МП.

В условиях развития информационной поддержки малого предпринимательства для содействия развитию электронных форм ведения бизнеса необходимо овладение электронными навыками персоналом МП.

В работе предложен методический подход к оценке организационной эффективности формирования процессов управления МП, базирующейся на модели открытых систем в рамках которой делается акцент на гибкость, адаптационный механизм, развитие способности к приобретению внешних ресурсов, а также увеличение внешней поддержки.

Для конкретизации понятия эффективность управленческих решений рекомендуется три концептуальных подхода к определению эффективности: по виду (аспекту), объекту и цели исследования

Экономическая эффективность управленческих решений слагается из эффектов (приращения добавленной стоимости, прибыли) функциональных политик МП: инновационно-инвестиционной, товарно-ассортиментной, коммуникативно-сбытовой, организационно-поведенческой.

Оценка эффективности управленческих решений предполагает необходимость и целесообразность построения системы показателей, состоящей из стратегических показателей эффективности (Strategic Performance IndicatorSPI) и показателей эффективности на оперативном уровне управления фирмой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в России.-1997.-№ 4(11).-С. 5−11.
  2. А. Г. Россия на пути к равновесной рыночной экономике // ЭКО. -1999.-№ 6.-С. 22−34.
  3. А. Малый бизнес в Петербурге: проблемы и перспективы развития // Экономика и жизнь. 1995. — № 3. — С. 8.
  4. Т. Малые предприятия в экономике России (статистический анализ) // Предпринимательство в России. Ежеквартальный журнал Института стратегического анализа и развития предпринимательства.-1998.-№ 2 (13).-С. 43−56.
  5. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. М.: Изд-во Ресурсный центр малого предпринимательства. 2004.- 26с.
  6. Ангелы малого бизнеса // Совместные предприятия. 1993. —№ 10. -С. 43−45.
  7. , С., Ингемар В. Инновационная интернационализация в новых фирмах (Опыт Швеции) // Проблемы теории и практики управления. -2004.-N1.-С. 41−47.
  8. С. А. Региональная система поддержки малого предпринимательства СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — 171с.
  9. Ю. П. Организация и управление малым бизнесом : Учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.» М.: Финансы и статистика, 2001.- 152с.
  10. Ю. П. Организация и управление малым бизнесом : Учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.» М.: Финансы и статистика, 2003. — 152с.
  11. М. Фирма в японской экономике / Пер. с англ. Катькало В. С. СПб.: Лениздат, 1995.-431 с.
  12. А. А. Формирование и развитие экономических институтов внутрифирменного управления. СПб: Изд-во СПбГУЭФ. 1998. — 134 с.
  13. В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. — № 2. — С. 59−66.
  14. Банки и малый бизнес // Деньги и кредит. 1996. — № 5. — С. 73−75.
  15. , В. Основные механизмы управления качеством // Стандарты и качество. 2003. — N 10. — С. 102−104.
  16. Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий в России // Вопросы статистики. 1995. — № 9. — С. 3.
  17. М. Предпринимательство и адаптивность региона к инвестициям // Предпринимательство, № 1−2, 2002. С.52−63.
  18. Бир Ст. Кибернетика и управление производством: Пер. с англ. М.: Наука, 1965.-391 с.
  19. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности.- М.: Ось-89, 1997.- 336 с.
  20. А.О., Санин И. И. Менеджмент предпринимательских структур-Подольск: Сатурн-С, 1999.-432 с.
  21. К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии // Проблемы теории и практики управления, № 2, 2002, С.58−64.
  22. С. В. Бизнес-инкубирование как условие развития нетрадиционных форм предпринимательства // Уч. записки Рост. гос. эконом, академии. 2000. — № 6. — С. 200−204.
  23. Р. Теория регуляции. М., 1997.
  24. Ю. Малые и средние предприятия: политика и управление. // Проблемы теории и практики управления, № 2, 2002, С.64−71.
  25. , Ю. Малые и средние предприятия: политика и управление // Проблемы теории и практики управления. 2002. — N 2. — С. 64−70.
  26. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики.- 1999.-№ 12.-С. 66−78.
  27. Е.М. Инвестиции в малое предпринимательство / Институт проблем малого предпринимательства ГУ ВШЭ: Сборник научных трудов. Вып. 2.- М.: Высшая школа экономики, 1998.- 88 с.
  28. Вайнхольд-Штюнци X. Маркетинг на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002, С.68−74.
  29. В.М., Волков Д. М. и др. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. Власовой В.М.- М.: Финансы и статистика, 1995.-496 с.
  30. Влияние налоговой системы на деятельность частного и малого бизнеса. -М.: Институт стратегического анализа развития предпринимательства, 1998.
  31. В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве — ключ к импортозамещению // Экономист. 2001. — № 7. — С. 19−22.
  32. Второй Всероссийский съезд представителей малых предприятий // Российский экономический журнал. 2000. — № 1.
  33. В. Механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства // Политэконом, Российско-немецкий экономический журнал.-1998.-№ 1.-С. 100−104.
  34. А. Влияние человеческого фактора на прибыльность нефтедобывающих предприятий России. //Менеджмент в России и за рубежом. «1, 2004.-С. 114−119.
  35. Н. П. Теория информационной экономики в институциональной структуре интеллектуального капитала // Экономика образования. -2000.-№ 1.-С. 63−77.
  36. Н. П. Теория малой фирмы в новой политэкономии // Проблемы новой политэкономии. 1999. — № 2. — С. 70−77.
  37. А., Ляпунов С. Создание малых предприятий на базе крупных в странах переходного типа // Проблемы теории и практики управления. 1995. -№ 17. — С. 74.
  38. , Р. Управление банковскими рисками при кредитовании субъектов малого предпринимательства посредством использования лизинговых операций // Бюллетень финансовой информации. 2001. — N 2.-С.62−67.
  39. В. В. Экономика малого предприятия СПб.: Спец. лит., 1997. -79с.
  40. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфоарт, 1992. -420 с.
  41. Д. Самоучитель бизнесмена : Пер. с англ. СПб. и др.: Питер, 1998.-250с.
  42. , C.JI. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования для малых предприятий с учетом региональных условий хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — N 3 .-С.31 -53.
  43. М. А., Денисов Е. Ф. Экономика венчурного бизнеса: Текст лекций. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 74 с.
  44. , Т.В., Дайман С. Ю., Панова Ю. А. Отчетность в области устойчивого развития: возможности, открывающиеся перед малыми и средними предприятиями // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — N 1. — С. 93−107.
  45. Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МЭиМО. 1992. -№ 3.-С. 120−128.
  46. В. С. Малое предпринимательство в России // БИКИ. 1993. — № 84.-С. 1−8.
  47. М.В. Проблемы корпоративного управления в США. Уроки для России. ЭКО № 1, 2004.
  48. Н. JI. Процесс принятия решений в поведенческой экономической теории // Семинар молодых экономистов. -1998. Вып. 6. — СПб.: Экономическая школа, 1998. — С. 4−11.
  49. Е. Малый бизнес инструмент решения социальных задач. // Проблемы теории и практики управления, № 4, 2004, — С.47−51.
  50. , М.М. Поддержка государством и органами местного самоуправления малого и среднего бизнеса в России // Проблемы местного самоуправления. 2004. — N 1. — С. 13−24.
  51. X. Н. Финансовый менеджмент в предприятиях малого бизнеса / Науч. ред.: О.О. Олимжонов- Ташкент, гос.экон.ун-т. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 106с.
  52. А.П. Формы организации производства в малом бизнесе. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. С. 59.
  53. В., Романов А. Экономика домашних хозяйств.— М.: Финансы/ЮНИТИ, 1998.
  54. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства. Август 1998/ TACIS Project SMERUS9501. Техническое содействие в создании Ресурсного центра малого предпринимательства.- М., 1998.-172с.
  55. .К., Зацепин Ю. М. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства.- М.: Советский спорт, 1997.- 72 с.
  56. В. В. От революций к реформам // Эксперт. 1999 № 7. — С. 1215.
  57. В.А., Попова Т. В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. М.: ООО Изд-во «Научтехлитиз-дат», 2001.
  58. А. М., Крутик А. Б. Проблемы становления малого бизнеса в России. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. — 304 с.
  59. A.M. Малый бизнес в системе предпринимательства России: генезис и эволюция. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 296с.
  60. , Н. Проблема взаимоотношений собственника и наемного менеджера в организациях малого и среднего бизнеса // Управление компанией. 2003. — N 2. — С. 31−36.
  61. .Н. Малые формы хозяйствования.- М.: Экономика, 1991.-197 с.
  62. Г. Кокаль JI. Малые и средние предприятия и банки в Германии // Политэконом. Российско-немецкий экономический журнал.— 1998.-№ 1.-С. 92−99.
  63. , Т., Яманэ К. На пути создания высокоприбыльного предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2002. — N 3. — С. 80−91.
  64. Н. Система регулирования малого и среднего предпринимательства в Азербайджане.. // Проблемы теории и практики управления, № 1, 2004, -С.71−77.
  65. Кини P. JL, Райфа X. Принятие решения при многих критериях: предпочтение и замещение: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 350 с.
  66. Е. В. Роль малого бизнеса в инновационном процессе // Вестник СПб ун-та. Сер. 5: Экономика. — 1992. — № 4. — С. 129−132.
  67. Г. Г., Тамбовцев Г. Б., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.-288 с.
  68. , К. Малые предприятия и стратегия Lean // Европейское качество. 2004. — N 2. — С. 40−47.
  69. А., Колесникова JL Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики.- 1996.—- № 7.- С. 46−58.
  70. JI. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием.- М., 1997.
  71. Концептуальные основания и пути развития современной экономической теории: Материалы международ, науч. конф. М., 1996.
  72. Концепции хозяйственного порядка. М.: «Фонд за экономическую грамотность», 1997. — 347 с.
  73. , О.Г. Анализ и управление рисками в деятельности малых и средних кредитных организаций // Деньги и кредит. 2002. — N 2.-С.43−48.
  74. Э.М. Концепция российского менеджмента — М.: ООО Изда-тельско-Консалтинговое Предприятие «ДеКа», 2004. 896с.
  75. Р. Природа фирмы // Теория фирмы: Сб. ст. СПб., 1995. — С.11−32.
  76. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
  77. А. Б. Управление финансами в малом бизнесе : Учеб. пособие СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 176с.
  78. С. А. Социальные системы:опыт структурного анализа М.: Наука, 1996. — 191с.
  79. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М., 1997.
  80. И. Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии. // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002, С.74−80.
  81. С. Д. Малое предпринимательство и этапы его развития в России // Ученые записки Моск. гос. социального университета. 2000. -№ 2. -С. 57−68.
  82. Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. — М.: ДМК Пресс- М.: Компания АйТи, 2003. 224с.
  83. П. Эффективность функционирования малых предприятий в переходной экономике: Автореферат дис. на соиск. уч. степ, канд. экон. наук.- М.: РАГС при Президенте РФ, 1999.- 30 с.
  84. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы: Аналитический сборник.- М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999.- 160 с.
  85. Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2001.-С. 109.
  86. Малое предпринимательство, управление и организация: Бизнес-план- Фин. решения- Персонал- Составление бюджета- Продажа. М.: ДеКа, 1997. — 376с.
  87. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? // Человек и труд, № 1, 2005. С.65−71.
  88. Малые и средние предприятия: Упр. и орг.: Пер. с нем. / Общ. ред.: Й. Ханнс Пихлер, Ханс Йобст Пляйтнер, Карл-Хайнц Шмидт. М.: Меж-дунар. отношения, 2002. — 279с.
  89. Малый бизнес в России / Под ред. Долгопятовой Т.Г.- Серия «Бизнес-Тезаурус». — М.: КОНСЭКО, 1998.- 352 с.
  90. Малый бизнес и его развитие в регионе // ЭХО. 1998. — № 4. — С. 7−9.
  91. Малый бизнес и инфраструктура / А. Б. Титов, М.
  92. A. Горенбургов, Е. В. Ив-чук и др.- Под ред. А. Б. Крутика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.-161 с.
  93. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы: Аналитический доклад / РАРМП.- М., 1996.- 292 с.
  94. Малый бизнес России: адаптация к переходным условиям / Т. Алимова,
  95. B. Буев, В. Голикова и др. // Вопросы статистики. 1995. — № 9. — С. 19.
  96. Материалы к заседанию Совета по малому предпринимательству при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации- М., 1998 (подготовлены Российской Ассоциацией развития малых предприятий РАРМП).
  97. Мелкий бизнес в Западной Европе: научно-аналитический обзор. М., 1996.
  98. , М.Ф., Тимошенко Н. А. Недетский комплекс: информационная система учета для малого предприятия // Российское предпринимательство. 2003. — N 2. — С. 79−84- N 4. — С. 94−100.
  99. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства.- М., 1997.- 37 с.
  100. Мировой рынок информационных услуг: электронная деловая и коммерческая информация. М.: Данные, информация, знания, 1991. — 243 с.
  101. Морозовский проект. Организации поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, 1996. — С. 34.
  102. В. Системно-конструктивистский подход к управлению структурами среднего и малого бизнеса //Предпринимательство, № 1−2, 2002.-С. 16−34.
  103. В. Управление в структурах среднего и малого бизнеса: системно-конструктивистский подход. // Проблемы теории и практики управления, № 2, 2003, С.92−97.
  104. , В. Системно- конструктивистский подход к управлению структурами среднего и малого бизнеса // Предпринимательство. 2002. — N 1−2. — С. 16−31.
  105. , В. Управление в структурах среднего и малого бизнеса: системно-конструктивистский подход // Проблемы теории и практики управления. 2003. — N 2. — С. 92−96.
  106. А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 500с.
  107. А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Предпринимательство.1. СПб.: Лань, 2001.-696 с.
  108. А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Малый бизнес экономика, организация, финансы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. 4.2 Науч. ред. А.И. Муравьев- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 278с.
  109. , Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе / Пер. с англ.под ред.:И. И. Елисеева. М.: ЮНИТИ. Аудит, 1996. — 160с.
  110. Р. М. Теоретические основы информационной экономики. -Владикавказ: Проект-Пресс, 1998.
  111. У. Г., Макхью Д. М. Постижение бизнеса : Междунар. учеб. пособие: Пер. с англ. 2-е изд. — [Тольятти]: Довгань — Хоумвуд (Иллинойс) — Хоумвуд (Массачусетс): IRWIN, [1996]. — XX, 863, [27]с.
  112. Ю.В. Адаптация и конкурентоспособность малых предприятий. СПб.: Изд-во СПбГИЭУЦ, 2002. ЗДп.л.
  113. Ю.В. Адаптивное управление малыми предприятиями. -СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2003. 7,5 п.л.
  114. Ю.В. Проблемы развития малых предприятий и малого предпринимательства в России // Проблемы современной экономики, 2004, 2004. № 1. 0,5 п.л.
  115. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002, С.62−68.
  116. Оборотные средства и управление запасами // Консультант предпринимателя. 2001. — N 9.-С.20−21.
  117. Организация малого предприятия // Человек и труд. 1993. -№ 2. — С. 71.
  118. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова. -М.: Академия менеджмента и рынка, 1995. 128 с.
  119. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова.-М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.- 128 с.
  120. Ослунд Андерс. Проблемы развития малых предприятий в России // Политэконом. Российско-немецкий экономический журнал.- 1998.— № 1.-С. 21−29.
  121. ОЭСР. Предпринимательство и малые предприятия в Российской Федерации. Париж: Организация экономического сотрудничества и развития, 1998.
  122. . У., Пантюшин В. Администрация малого бизнеса США (опыт разных стран) // Предпринимательство в России. Ежеквартальный журнал Института стратегического анализа и развития предпринимательства.-1998.-№ 2(13).-С. 57−60.
  123. В.А. Управление рисками в банковском кредитовании малого предпринимательства Науч. ред. Е. М. Бухвальд М., 2001. — 248с.
  124. С. Малые и средние предприятия в болгарской экономике. // Проблемы теории и практики управления, № 1, 2004, С.63−71.
  125. , Н.Н., Чуенко А. А. Анализ использования информационных систем управления предприятиями малого и среднего бизнеса // Информационные ресурсы России. 2004. — N 1. — С. 9−12.
  126. В. А. О состоянии малого предпринимательства в РФ: Доклад на Петербургском экономическом форуме, 20.06.97.
  127. В. Местное предпринимательство: состояние малого бизнеса. Региональный подход к промышленной перестройке в Томском регионе Российской Федерации. Париж: Организация экономического сотрудничества и развития, прения, 1998. — С. 291−294.
  128. В. Развитие малого предпринимательства в России // Даллаго Б. и Мак Интайр Р. Мелкие и средние предприятия в переходный период. -Хельсинки: WIDER 2000 (в публикации), 2000.
  129. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
  130. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий / Институт стратегического анализа и развития предпринимательст-ва.-М.: КОНСЭКО, 1998.
  131. В. Малое и среднее предприятие в народном хозяйстве. Их сборника статей «Концепция хозяйственного порядка. Учение ордо-либерализма» // Политэконом. Российско-немецкий экономический журнал.- 1998.-№ 1.-С. 50−58.
  132. Э.Б. Преобразование стратегии и успех компаний высоких технологий / Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм / Сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн: Пер. с англ.- М.: Дело Лтд, 1995.-224 с.
  133. В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс)//Российский экономический журнал.- 1996.-№ 1. -С. 41−43.
  134. Самоорганизация, организация, управление: Сборник статей. Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации / Ред. кол. Б. Н. Бессонов и др. М.: РАГС, 1995. — 272 с.
  135. Г. В., Николаев М. В., Савеличев М. В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2004. — 184с.
  136. И. К классификации форм господдержки малого предпринимательства // Российский экономический журнал. 2000. — № 11−12.
  137. Н. К. Управление малым бизнесом : Рук. для предпринимателей: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 672с.
  138. Современное управление: Энцикл. справ.:В 2 т. Т.2 / Мильнер Б. 3. Ред.: Д. Н. Карпухин, Б. З. Мильнер. М.: Издатцентр, 1997. — 576с.
  139. Современные проблемы менеджмента: Сб. науч. работ. Вып. З / Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. Каф. упр. им. Ю.А. Лаврикова- О. А. Страхова, Г. С. Резник, В. М. Русинов и др.- Под общ. ред. О.А.Страховой- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 132с.
  140. А. Н. Большие перспективы малого бизнеса // Международный бизнес России. 1995. — № 12. — С. 22−26.
  141. Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб.: Нева, 2003. — 282с.
  142. К. Вечный дух предпринимательства / Пер. с англ. Шаховой Э. Я., Шахова Г. А.- Киев: Укринтур, 1992.- 204 с.
  143. Теория организации / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999.
  144. А.Б., Ивгук Е. В. и др. Малый бизнес и инфраструктура. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
  145. П.М. Моделирование процессов эволюции в экономике // Общество и экономика.- 1999.-№ 2.-С. 147−173.
  146. В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000. -С. 176.
  147. Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -287с.
  148. В.П. Малый бизнес как экономическая необходимость: в 2-х кн. Кн.1. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 194с.
  149. В.П. Малый бизнес как экономическая необходимость: в 2-х кн. Кн.2. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 169с.
  150. П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе / Пер. с англ.М. Х. Розовский.-Ред.: В. А. Микрюков. М.: ЮНИТИ. Аудит, 1995. -255с.
  151. Э. А. Мотивационный менеджмент Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ». М.: Тандем: Экмос., 1999. — 255с.
  152. Э. А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: АКАЛИС, 1996. — 207с.
  153. В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. 2000. — № 8.
  154. В.Н., Малахов А. А. Инструментальные методы управления малым бизнесом в России. СПб.: Изд-во СПГУТД, 2004. — 239с.
  155. Г. Информация и самоорганизация / Пер. с англ. Ю. А. Данилова- Под ред. Ю. Л. Климантовича. М.: Мир, 1991. — 240 с.
  156. Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ.: В 5 вып. / Общ. ред. B.C. За-гашвили: Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство. М.: Про-гресс-Универс, 1993- 160 с.
  157. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие / Пер. с англ.- М.: Междунар. отношения, 1993.- 352 с.
  158. А. К вопросу о теории некапиталистических экономических систем // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Теодора Шанина.- М.: Логос, 1999.- 576 с.
  159. А. Каков тип рациональности российских малых предприятий. Доклад на Конференции государственного университета. 5−6 апреля 2000. -М.: Высшая экономическая школа, 2000.
  160. А., Шереги Ф. Условия развития малого бизнеса в российских регионах: данные экспертных оценок // Политэконом. Российско-немецкий экономический журнал.- 1998.-№ 1.-С. 30−41.
  161. . М. Введение в оптимальный бизнес: Учеб. пособие для студентов вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 623с.
  162. Д. Основы управления малым бизнесом / Пер. с англ.под общ.ред.: Ю. В. Шленов. М.: Бином, 1997. — 493с.
  163. А. А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 1997. — № 11. -104 с.
  164. , О.С. Самооценка в малом бизнесе // Методы менеджмента качества. 2003. — N 4. — С. 22−26.
  165. Экономика предприятия: Учеб. для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / О. И. Волков, Н. Б. Акуленко, Ю. Ф. Елизаров и др.- Ред. О.И.Волков- Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М.: ИНФРА-М, 1999. -415с.
  166. Экономика предприятия: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / О. И. Волков (рук.), Ю. Ф. Елизаров, И. Л. Тихомирова и др.- Под ред. О. И. Волкова 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2000. — 519с.
  167. Экономический рост в России: проблемы и перспективы // Экономические и социальные проблемы России. 2004. — N 2. — С. 3−203.
  168. Элементы управленческого учета // Консультант предпринимателя. -2001. N 7.-С.14−15.
  169. К. Возможность и пределы рынка как механизм распределения ресурсов // THESIS. 1993. — Т. 1. — Вып. 2.
  170. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и СЮ. Глазьева.- М: Фонд «За экономическую грамотность» // Российский экономический журнал.- Изд-во АО «Консалтбан-кир», 1998.- 848 с.
  171. Appleby Robert С. Modern Business Administration. 4th ed. Pitman Publishing, 1989,478 р.
  172. Brooksbank R. Defining the small business: a new classification of company size/ Entrepreneurship & Regional Development, Taylor& Francis Ltd.-1991,№ 3,pp. 17−31.
  173. Fry L. Fred. Ebtrepreneurship. A Planning Approach/ West Publishing Company. 1992.
  174. Stanworth J., Gray С Bolton 20 Years On: the Small Firm in 1990s/ Small Business Research Trust, Nat West Bank. PCP, 1991, 284 p.
  175. Handbook on foreign direct investment by small and medium-sized entre-prises: Lessons from Asia / UN Conf. on Trade a. Development. New York- Geneva: United Nations, 1998. — XIII, 195p.
Заполнить форму текущей работой