Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие художественно-творческого потенциала школьников в системе непрерывного эстетического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрытие теоретических основ обучения народному искусству в процессе художественной обработки различных материалов потребовало рассмотрения сущности народного искусства и его значения в системе непрерывного и общего образования. В связи с этим мы обратились к основным положениям искусствознания о народном искусстве, отраженным в исследованиях ведущих отечественных ученых А. Б. Бакушинского, И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы развития художественнотворческого потенциала в российской системе образования и эстетического воспитания
    • 1. 1. Становление предмета изобразительного искусства в школах России как развивающего фактора детей в общем образовании
    • 1. 2. Роль и место народной художественной в развитии творческого потенциала личности
    • 1. 3. Учебные и творческие задачи изобразительного искусства в современной школе
  • ГЛАВА II. Психолого-педагогические основы развития художественно- творческого потенциала школьников в региональных условиях системы непрерывного образования
    • 2. 1. Возрастные особенности развития художественно-творческого потенциала школьников. (Педагогический эксперимент)
    • 2. 2. Репродуктивный и творческий потенциал в изобразительной деятельности детей (Программы эксперименты)
    • 2. 3. Критериальные показатели развития художественно-творческого потенциала школьников в системе непрерывного художественного образования и эстетического воспитания
  • ГЛАВА III. Реализация художественно-творческого потенциала школьников в условиях интегрирования изобразительного искусства с другими учебными дисциплинами
    • 3. 1. Развитие творческого потенциала личности школьников в системе профильных занятий по народному изоискусству
    • 3. 2. Методы интегрированного подхода в развитии художественно-творческого потенциала школьников
    • 3. 3. Региональные особенности в развитии художественно-творческого потенциала школьников в системе непрерывного эстетического воспитания

Развитие художественно-творческого потенциала школьников в системе непрерывного эстетического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Начало нового тысячелетия стало для нашей страны периодом не только пересмотра ряда фундаментальных представлений о многих отраслях человеческой деятельности, общественных процессах и явлениях, но и периодом потери тех ценностей, ориентиров и установок, без которых невозможна гуманизация нашей жизни, гуманизация системы образования и воспитания нового поколения.

В настоящий момент, в ситуации переходного периода развития общества, когда обостряются процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, все острее и актуальнее встает проблема восполнения духовного вакуума, нравственных и патриотических качеств личности, основных источников формирования новой социальной идеологии, идеологии культуры и национальной гордости за свою малую Родину.

Искусство выступает для подрастающего поколения как своеобразная аура, охраняющая ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.

Анализ социальных процессов, происходящих в нашем обществе, противоречий и трудностей приводит ко все более глубокому пониманию необходимости повышения роли духовной культуры, повышения ее художественно-творческого потенциала. Недооценка этого в прошлом не на словах, а на деле нанесла ощутимый урон как развитию самой культуры, так и духовному, нравственному здоровью всего общества.

Сегодня как никогда возникает необходимость в создании социально-культурологического «щита», который мощно мог бы противостоять массовой культуре. Потенциал этого щита не возникает из ничего, он нуждается в развитии, систематизации и направленном действии.

1) Потенциал (лат.) — совокупность имеющихся средств, возможностей, способностей в какой-либо области, например, художественно-творческой.

2) Творческий потенциал — совокупность возможностей, способностей и потребностей к творчеству.

3) Потенция (^aT.potentia — сила) — наличие сил, материальных и духовных средств и возможностей, необходимых для каких-либо действий. В нашем случае образовательно-творческих действий.

4) Потентант (лат. Potentates) — творец, (властелин, созидатель).

Человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет и какой жизненный путь выбирает в своей профессиональной деятельности.

Одним из эффективных аспектов формирования и развития личности является, как известно, эстетическое воспитание и художественное образование. Будучи целенаправленным процессом формирования у школьников развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», эстетическое воспитание и художественное образование неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательно-образовательного процесса и как бы «пронизывает» их, во многом предопределяя его эффективность.

Мы считаем, что творческая деятельность человека в любой области его профессионального труда и социальной жизни находится в полной зависимости от сформированности и развития художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности.

Учитывая объективный характер социализации культуры, особенно важно, чтобы содержание школьного образования было ориентировано не только на изучение культуры, а обеспечивало бы процесс вхождения в нее своих воспитанников. В этой системе человек — это объект и субъект культуры, носитель и творец культурной среды на всех уровнях своего развития и восприятия рациональное преобладает над эмоциональным и носит обособленный характер для каждой возрастной группы. В детском дошкольном возрасте одни целевые установки, где решаются в большей степени задачи общего эстетического воспитанияв начальной школетворческого развития, а в основной школе делаются попытки сбалансировать художественное образование и эстетическое воспитание. А профильная подготовка школьников в области искусства вообще остается вне поля внимания школы. А по существу именно на этом этапе формируется художественно-творческий потенциал личности, проецируемый в будущем в любую область творческого труда.

Среди актуальных задач художественного образования и эстетического воспитания школьников на первый план в современных условиях самим-ходом развития нашего общества выдвинута идея непрерывности этого процесса. Общеобразовательной школой эта задача решается с использованием самых разнообразных средств и в различных видах учебной и внеурочной деятельности учащихся. Особое место в развитии школьника и видов его деятельности видов деятельности занимают предметы эстетического цикла, а именно изобразительное искусство и художественный труд. Более полное, научно обоснованное использование этих предметов в системе непрерывного целенаправленного художественного образования и эстетического воспитания на основе региональных традиций — одно из важных направлений совершенствования художественного образования и эстетического воспитания в современных условиях.

Недостаточная исследованность художественно-творческого потенциала как социально-психологического феномена, сложность интегрального качества этого предмета, своеобразие развития в системе непрерывного образования и особенность региональных условий потребовали от нас обратиться к изучению и осмыслению результатов, полученных в ряде областей наук.

Эстетическим воспитанием занимаются учреждения культуры, образования, творческие союзы, но никто не рассматривал изобразительное искусство как структуру, помогающую всей системе образования и воспитания, мало кто исследует проблему — как влияет этот предмет на развитие творческих способностей детей, их культуру, нравственность, человеческие чувства. Для того, чтобы оценить по достоинству значение изобразительного искусства и развитие методики его преподавания, обратимся к истории.

Уже в Древней Руси рисование как общеобразовательный предмет и методы его преподавания были связаны с обучением грамоте. Симон Ушаков поднимал вопрос о роли искусства как средстве воспитания человека. Люди стремились научиться искусству иконописи и художественному ремеслу.

В 1711 году Петр I организовал светскую школу рисования. Уже тогда учащиеся рисовали изображения, связанные с окружающей средой. Художники-педагоги понимали, что одной практики недостаточно. Необходимы теоретические знания для того, чтобы правильно построить изображение, сделать анализ рисуемого объекта.

Философской базой разработки нашего исследования явились труды Лессинга, Гегеля, Н. Бердяева. И. Ильина, В. Соловьева, П. Сорокина, Н. Чернышевского, П. Флоренского, раскрывающих смысл творчества, соотношение культуры и цивилизации, роль и место искусства в жизни человека, человеческих общностей.

С позиции рассматриваемой нами проблемы психологической основой исследования явились, прежде всего, теория культурно-исторического развития психики, созданная Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, а также учение К. Г. Юнга об архитипах коллективного бессознательного в искусстве, а также фундаментальные труды выдающихся физиологов и психологов:

Б.Г.Ананьева, Р. Арнхейма, П. П. Блонского, Н. Ю. Вергилиса, В. В. Давыдова, П. В. Симонова.

В современных психологических исследованиях (А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, А. М. Матюшкина, Д. Б. Богоявленской, А. И. Крупнова, В. С. Кузина и др.) проблема развития личности и ее потенциальных творческих возможностей разрабатывалась в самых разнообразных аспектах. Изучалась структура и динамика творческого развития личности, различные аспекты развития интеллектуальной, художественно-эстетической деятельности как в общепсихологическом, так и в возрастном аспекте.

Культурно-исторической базой нашего исследования явились труды Н. Я. Богуславской, К. Г. Вагнера, Л. Н. Гумилева, А. Ф. Лосева, Б. А. Рыбакова, Д. С. Лихачева, В. С. Ворониной, М. А. Некрасовой, А. Б. Салтыковой и других.

При разработке данной проблемы учтены данные междисциплинарных комплексных исследований по формированию художественной культуры российских детей и подростков, проводившихся Российской академией образования, НИИ искусствознания, художественно-графическими факультетами педвузов России.

Наиболее интересны для нашего исследования психолого-педагогические аспекты развития творческой деятельности школьников, которые раскрыты в трудах ведущих ученых Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. Н. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Е. Е. Игнатьева, В. С. Кузина и др.

Анализ литературы по проблемам дидактики, в частности работ Ю. К. Бабанского, Л. В. Занкова. В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, С. И. Архангельскго, В. А. Сластенина позволил углубить и обогатить наше понимание сущности процесса художественного обучения и эстетического воспитания, его общих закономерностей и путей его совершенствования. Это явилось одной из исходных теоретических позиций нашего исследования, игравшей важную роль при разработке гипотезы об условиях использования всего комплекса занятий изобразительным искусством в формировании художественно-творческой потенциала школьников.

Существенное значение имело и изучение научно-методической литературы по проблемам развития творческого потенциала у детей — работ Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова, С. П. Ломова, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина и др. Использование результатов, полученных этими авторами, позволило более разносторонне проанализировать художественно-эстетическую потенциальность, сущность и своеобразие детского творчества как необходимого компонента.

Во многих диссертационных исследованиях (А.Д.Алехин, М. Н. Байрамбеков, В. Ф. Канев, В. М. Логинов, А. С. Хворостов, В. В. Корешков, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и др.) опыт которых нами был рассмотрен, большое значение придается заинтересованному, бережному отношению к истокам народной художественной культуры, результатам детского творчества, игровым формам и методам, основанным на народных традициях, осуществлению комплексных занятий по искусству с включением музыкальных и литературных фольклорных произведении. Многие специалисты при обучении изобразительному искусству уделяют большое внимание творческому развитию личности школьников, знакомству с произведениями народного искусства, посещению музеев и мест народных художественных промыслов. Проведенное нами исследование доказывает, что региональные компоненты необходимы для эффективного художественного образования и эстетического воспитания детей.

Специально исследованием проблем эстетического воспитания занимались последние десятилетия такие ученые как А. И. Буров, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев и другие. Ими обоснованы задачи и содержание эстетического воспитания подрастающих поколений на современном этапе, его потенциальные особенности на различных возрастных этапах развития личности, в учебной и внеурочной деятельности, исследованы средства, методы эстетического воспитания. Этому же способствовало широкое использование в нашем исследовании данных, полученных специалистами эстетического воспитания школьников в процессе их обучения изобразительному искусству: А. Д. Алехиным, С. Е. Игнатьевым, В. С. Кузиным, Т. С. Комаровой, С. П. Ломовым, Б. М. Неменским, Е. Е. Рожковой, Н. Н. Ростовцевым, Н. М. Сокольниковой, Е. В. Шороховым, Т. Я. Шпикаловой И др.

Раскрытие теоретических основ обучения народному искусству в процессе художественной обработки различных материалов потребовало рассмотрения сущности народного искусства и его значения в системе непрерывного и общего образования. В связи с этим мы обратились к основным положениям искусствознания о народном искусстве, отраженным в исследованиях ведущих отечественных ученых А. Б. Бакушинского, И. Я. Богуславской, М. М. Байрамбекова, В. М. Василенко, В. С. Воронова, Ю. Г. Круглова, В. В. Корешкова, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова, А. С. Хворостова, Н. М. Сокольниковой и др. В их трудах нашли отражение различные проблемы народных художественных традиций: процесс становления народной культуры как художественной системы в целом, в которой «коллективное начало» и «народность» являются главными для развития народного искусстварассматривается проявление функциональности народной культуры как исторически изменяющейся направленности воздействия этой деятельности на ее субъект, то есть на самого себя, на народ, на все формы общественного сознания и культуру нации в целом. Так, например, в работах В. С. Кузина многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его художественную культуру как огромную силу, воздействующую на личность, формированию нравственности и патриотических качеств.

Обзор диссертационных работ показывает, что в настоящее врем? многие моменты освоения искусства в школе и в вузе исследованы достаточно полно и глубоко. Однако методика обучения детей ИЗО в региональных условиях системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания посвящено всего лишь несколько исследований. М. М. Байрамбеков, В. М. Логинов, В. Ф. Канев, Е. Б. Спорышева,.

A.А.Горошко, Ж. А. Першина, Р. Г. Гадиев, В. С. Бадаев в своих исследованиях достаточно убедительно раскрыли значимость народной художественной культуры на уроках изобразительного искусства, но они изучали художественно-творческую деятельность школьников в условиях конкретного промысла и вне системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания.

Вместе с тем перед нами встала задача — изучить, осмыслить формы и методы развития художественно-творческого потенциала личности, обобщить опыт обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе в региональных условиях в системе непрерывного художественного образования и эстетического воспитания, нашедший отражение в учебных программах, методической и теоретической литературе. И на базе этого определить оптимальные эффективные методы художественно-творческого потенциала личности школьников. Результатом обобщения этого опыта, проанализированного в специальных параграфах диссертации, явилось вычленение в нем того, положительного, имеющего непреходящую ценность, что накоплено и что может быть использовано в современной школе при решении исследуемой нами проблемы.

Наиболее близки теме нашего исследования труды М. М. Байрамбекова,.

B.М.Логинова, В. Ф. Канева, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, С. Е. Игнатьева, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.

Актуальным, в связи с этим, является исследование проблемы развития системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания в региональных условиях традиционного народного искусства и формирования на этой основе художественно-творческого потенциала школьников. При выявлении проблемы исследования мы учитывали все более возрастающее значение народной художественной культуры в развитии и формировании духовно-нравственных и патриотических качеств личности.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает уровень, степень общекультурного, эстетического, художественного развития школьников.

Проблема исследования — развитие художественно-творческого потенциала личности на занятиях изобразительным искусством.

Цель исследования — решение данной проблемы в региональных условиях системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Объект исследования — учебно-воспитательные процессы обучения изобразительному искусству в системе непрерывного художественного образования и эстетического воспитания, направленные на развитие художественно-творческого потенциала школьников на протяжении всего периода их обучения в общеобразовательных учреждениях Тульской области.

Предмет исследования — методика преподавания изобразительного искусства в системе непрерывного художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательных учреждениях на примере региональных условий Тульского края.

Задачи исследования;

1. Дать характеристику художественного образования и эстетического воспитания как непрерывной системы непрерывного образования в региональных условиях и места в ней обучения изобразительному искусству.

2.Рассмотреть сущность художественно-творческого потенциала школьников в региональных условиях как индивидуальные качества личности, специфику ее проявления в системе непрерывных интегративных подходов к изобразительной деятельности и своеобразие творческого развития у учащихся I—XI классов.

3 .Проанализировать возможности активизации обучения школьников изобразительному искусству как фактора развития художественно-творческого потенциала.

4.Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить концептуальные позиции непрерывной системы эстетического воспитания по развитию художественно-творческого потенциала школьников на занятиях изобразительным искусством в региональных условиях.

5. Разработать на основе новых концептуальных подходов к содержанию непрерывной системы художественно-эстетического образования учебно-методический комплект (УМК) для учащихся 1−11 классов, предназначенный для общеобразовательных учреждений, в том числе школ и классов с углубленным изучением предметов образовательной области «Искусство».

Анализ научной и специальной литературы, а также школьной практики позволил сформулировать общую гипотезу исследования. Согласно этой гипотезе развитие художественно-творческого потенциала учащихся I—XI классов на занятиях изобразительным искусством происходит наиболее эффективно, когда реализуются следующие условия: реализация системно-комплексного подхода к обучению изобразительному искусству должна учитывать все аспекты значения искусства как необходимой части культуры, изложение учебного материала в определенном направлении, обеспечивающей оптимизацию знаний, а также разработку образовательной области «Искусство» как целостного образовательного пространства на основе взаимодействия и интеграции искусств при сохранении их предметного преподавания в системе непрерывного образованиядолжно быть взаимодействие народного искусства, общего образования и художественно-эстетического воспитания, направленное на обогащение прежде всего эмоционально-чувственной сферы личности, нг развитие ее эмоциональной отзывчивости на восприятие произведений классического и народного искусстванепрерывное художественное образование должно включать как позитивные, так и негативные процессы и явления в истории искусства и народной культуры, требующие критического анализа и оценки на основе ценностно-ориентированного принципа, который помогает учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в мире художественной культуры, б окружающей их социокультурной среде по высшим нравственно-эстетическим критериямпредполагается развитие у школьников способностей к самоорганизации своей художественной деятельности, к художественному самообразованию, саморазвитию и самореализациидолжна осуществляться взаимосвязь уроков по искусству с другими дисциплинами гуманитарного цикла, а также с различными формами дополнительного образования в целях создания целостной системы развития художественно-творческой деятельности школьников.

Экспериментальная проверка общей гипотезы исследования осуществлялась нами в процессе работы в качестве учителя изобразительного искусства в школе № 23 г. Тулы, № 3 г. Алексин, № 1 г. Новомосковска, Художественно-промышленный лицей г. Тулы, руководителя педагогической практики студентов факультета ИЗО и народных ремесел МПУ (1995;2000 гг.), а также в 35 общеобразовательных учреждениях разного типа в 20 территориях России (гг. Москва, Владимир, Орел, Омск, Хабаровск, Курс, Брянск, Тула, Калуга, Рязань и др.). В общей сложности опытно-экспериментальной работой было охвачено более 2-х тысяч школьников.

Эта работа была направлена на создание и экспериментальную проверку новых программ по изобразительному искусству для I—XI классов общеобразовательной школы, создание системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания, педагогических условий, необходимых для развития художественно-творческой потенциала школьников.

Эффективность предлагаемой нами системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания обосновывается тем, что она построена на принципиально новом содержании методики обучения ИЗО, ориентированной на профильную подготовку школьников с оригинальным использованием целого ряда известных в педагогике форм, методов и приемов обучения изобразительному и народному декоративно-прикладному искусству.

Широкая опытно-экспериментальная работа продолжалась более 20 лет (с 1985 по 2006) и позволила нам проследить использование разработанной нами методики проведения занятий изобразительным и народным искусством в различных педагогических условиях, сопоставить полученные при этом результаты, подвергнуть их неоднократной проверке.

Концептуальные позиции нашего исследования базируются на ниже следующих положениях:

1. Созданная в процессе исследования непрерывная система художественно-эстетического образования, обеспечивающая развитие творческого потенциала личности, необходимом в профильном обучении, основана на том, что народное искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира и определить роль и место культуры родного края в этом мире.

2. Построение содержания образовательной области '" Искусство" осуществлялось нами на уровне концепции непрерывного художественного образования и эстетического воспитания в региональных условиях Тульского края и направлено на объединение эстетических знаний, художественно-творческих умений, формированию основ целостной эстетической культуры и профильной подготовки.

3. Мы считаем, что проникновение искусства вообще и народной художественной культуры в частности во все сферы образования и воспитания обеспечивает новую методологию образовательного пространства, способствующую формированию гармонической личности, ее нравственно-патриотических качеств, развитию художественно-творческого потенциала личности школьников.

4. Включая совокупность творческих и практических знаний и умений в разработанную нами систему непрерывного художественного образования и эстетического воспитания, направленную на творческую деятельность средствами изобразительного искусства, мы опирались на фундаментальные основы эстетических знаний и ценностей. Практически невозможно разорвать изучение эстетических ценностей народной художественной культуры и ее художественное освоение, но при этом важно понимать всю сложность взаимоотношений гармоничности и творческой деятельности человека, признавать их относительную самостоятельность. Мы рассматривали развитие творческого потенциала личности как гармонический фактор социальной активности личности.

5. Решение проблемы исследования потребовало от нас дать характеристику художественно-творческого потенциала личности как гармонического фактора эстетического, социально-психологического феномена.

6. В предложенной нами системе непрерывного обучения изобразительному искусству развитие художественно-творческого потенциала обуславливается готовностью личности к дальнейшей творческой деятельности на любой возрастной ступени профильной подготовки.

Перевод системы выше перечисленных положений с концептуального уровня на уровень педагогической технологии потребовал учета при разработке программ, учебников и пособий результатов современных психологических, социально-педагогических, культурологических, искусствоведческих, информационно-технологических прикладных исследований.

Методологической основой исследования явились научные разработки и учения о роли изобразительного искусства и народной культуры в обществе, о решающей роли изобразительного искусства в развитии творческого потенциала личностипрограммные документы Правительства Российской Федерации об образовании и культуре.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ исследуемой проблемывыявление, изучение и обобщение новых педагогических технологий, достижений в области методики преподавания изобразительного искусства и народной художественной культуры, массовой и передовой педагогической практикицеленаправленное наблюдение за процессом художественно-творческой деятельности школьников на занятиях изобразительным искусством и декоративным творчеством в региональных условиях, анализ учебных занятийбеседы с учащимися и педагогами, их интервьюирование, анкетированиеконстатирующий и формирующий психолого-педагогический экспериментпроведение срезовых работ и систематический анализ художественных работ детейрейтинг результатов учебно-творческой деятельности, уровней развития художественно-творческого потенциала личности.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана система непрерывного художественного образования и эстетического воспитания, обеспечивающая эффективное гармоническое развитие личности и формирование художественно-творческого потенциала школьников на протяжении всего периода обучения изобразительному искусству в общеобразовательных учрежденияхрассмотрены, обобщены и систематизированы оригинальные материалы о народном декоративно-прикладном искусстве Тульского краядано научно-теоретическое обоснование необходимости включения в содержание образовательных программ по ИЗО материалов по народному искусству, направленных на профильную подготовку школьниковна новой концептуальной основе дана характеристика художественно-творческого потенциала как сложного интегрального качества гармонической личности, способной к творческому трудувскрыто своеобразие развития творческой деятельности у учащихся I—XI классов, установлены ее тенденции и сравнительно типичные уровни развития на конкретных возрастных этапах в условиях культурных традиций Тульского краяразработаны качественно-количественные критерии и определены показатели гармонического развития личности в процессе развития творческого потенциала, выделены мотивационно-смысловой, операционально-динамический и продуктивно-результативный компоненты этого потенциала, а также три группы критериев его проявления в изобразительной деятельности, это — отношение школьника к выполнению учебного задания, способность к мобилизации его нравственно-волевых усилий на достижение учебно-творческой цели изобразительной деятельности и степень проявления в ней творчестватеоретически обоснованы и экспериментально проверены системообразующие принципы и педагогически интегрированные условия эффективного использования разных видов изобразительной деятельности для развития изучаемого нами художественно-творческого потенциала личности.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и практику обучения и воспитания средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусстварешена проблема художественно-творческого потенциала личностивыделены продуктивно-результативные компоненты художественно-творческого потенциала, а также две группы критериев ее проявления в изобразительной деятельности, это — отношение школьника к художественной культуре своего народа и способность к творческой деятельности.

Выделенные в исследовании условия гармонического развития личности школьников средствами изобразительного искусства и народной художественной культуры регионального значения (уровня) показывают, что, если для эффективного развития творческого потенциала не хватает изобразительной грамоты, педагогические усилия необходимо интегрировать и сосредоточить на освоении через приобщение школьников к истокам народного искусства. Результаты исследования вполне могут стать основой для подготовки и разработки различных учебно-методических и дидактических материалов, а также могут быть использованы в качестве учебно-методического комплекса в учебном процессе любых образовательных учреждений регионального значения.

Практическую значимость результатов исследования имеют: разработанный и научно-обоснованный учебно-методический комплекс системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания в региональных условияхрекомендации учителям общеобразовательных учреждений, преподавателям сузов и вузов и другим специалистам в области преподавания искусства по развитию творческого потенциала школьников на занятиях изобразительным искусством в региональных условиях.

Созданный учебно-методический комплекс включает:

1 блок — программы по изобразительному искусству для дошкольных учреждений.

2 блок — программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 1−4 классы и 5−8 классы», Факультативные' профилированные курсы: «Изобразительное искусство. УП-Х1 классы», «Мировая художественная культура. IX класс" — программы по ИЗО для школ с углубленным изучением изобразительного искусства, «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-УШ классы».

3 блок — пропедевтический курс профильной подготовки школьников в области изобразительного искусства.

4 блок — программа повышения квалификации педагогических кадров по искусству.

Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью методики исследования поставленным в нем задачам и разнообразием использованных методов, длительной экспериментальной работой и ее достаточной репрезентативностью, тщательным анализом тестовых заданий, срезов, анкет, карт оценки учащихся, изобразительных, декоративных и прикладных работ, выполненных детьми.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось разнообразными путями: публикация их в научно-методической литературеучастие в создании учебных программ по изобразительному искусству и их массовой проверкепроверка рекомендаций, разработанных в ходе исследования, р школах Российской Федерациивыступления, сообщения и доклады на научно-практических конференциях, организованных Минобразованием РФ, Тульским областным институтом развития образования, Институтом общего образования Минобразования РФ (1983;1996гг.), МПГУ (1980, 1982, 1987гг.), РИПКРО и другими институтами повышения квалификации России П987−1996 гг.) по вопросам художественно-эстетического образования.

Результаты исследования были также использованы при разработке государственного стандарта образовательной области «Искусство».

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Концептуальные подходы к новому содержанию художественно-эстетического образования и их практическая реализация в учебно-методическом комплекте, включающем программы для учащихся 1−11 классов по народной культуре и изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений, школ и классов с углубленным.

20 изучением предметов художественно-эстетического цикла, а также монография «Теория и методика обучения школьников изобразительному искусству на основе местных традиций русской национальной культуры».

2. Характеристика непрерывной системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся I—XI классов в процессе занятий изобразительным искусством. Эта система позволяет раскрыть гармоническое интегральное качество личности. Сферой проявления гармонической творчески развитой личности является формирование художественного потенциала в разнообразных сферах деятельности.

3 .Исследование позволило выделить, теоретически и экспериментально обосновать также группу педагогических условий эффективности развития творческого потенциала, в которой гармонизация рассматривается как систематическая организация педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами изобразительного искусства и другими дисциплинами.

Методика организации этих межпредметных связей, а также связей межвидовых, то есть между различными видами занятий как на самом уроке изобразительного искусства, так и во внешкольных занятиях, характеризуется разнообразием по своей структуре блоков этих связей, путей их организации, различных подходов к интегрированному обучению искусству в школе. Эти разработанные положения в нашем исследовании выносятся на защиту.

1. Дети тянуться к такому виду деятельности, как лепка, именно этот возраст показывает, что почти все дети могут лепить.

2. По работам можно судить о характере ребенка, о том, что его тревожит. Если вовремя заметить это, то можно помочь ребенку. Дети в основном искренни, ибо они еще не привыкли скрывать что-то.

3. Детей этого возраста легко увлечь. На примерах сказок или мифов можно воспитывать хорошие качества. Если пропустить этот возраст, в дальнейшем будет поздно.

4. Объявления об открытии и работе выставки, сообщение о часах работы выставки развешиваются в месте проведения выставки (выставочный зал, районный дом культуры, библиотека, детский сад, музей и т. п.), проводится приглашение гостей.

5. Составляется план экскурсий, учитываются коллективы по заявкам. Экскурсии проводят специалисты или учителя изобразительного искусства, искусствоведы, работники культуры.

6. На открытии выставки объявляется о ее дальнейшей работе, об условиях конкурсов и викторин, обозначается примерное время закрытия выставки и подведение итогов конкурсов и викторин (вопросы викторинприлагаются).

7. Беседы по Романовской и Дымковской игрушке с показом слайдов, видеофильмов, фотографий, с использованием детского фольклора. Все это способствует развитию у детей интереса к народному искусству, желанию самим создать свои произведения.

8. Сотрудники детской библиотеки могут подготовить выставку книг «Путешествие в глиняную сказку» и сделать обзор этой литературы.

9. Если есть возможность пользования видеоаппаратурой, можно продемонстрировать видеофильм о народных мастерах.

10. В рамках проведения выставки можно организовать ярмарки-продажи глиняной игрушки и аукционы.

11. Назовите известные центры промыслов глиняной игрушки в России?

12. Сколько раз рождается глиняная игрушка?

13. Какие образы встречаются в глиняной игрушке? Откуда эти образы берут начало?

14. Опишите Филимоновскую игрушку. Отчего она такая вытянутая и полосатая?

15. Когда и где в Тульском крае возник известный гончарный промысел по производству посуды и игрушки?112.

16. Назовите известного мастера начала XX века, работы которого хранятся в краеведческом музее г. Тулы.

17. Как расписывают мастера Филимоновскую игрушку?

18. Какого цвета глина у Филимоновских мастеров? (Черная, после обжига белая).

19. Почему Филимоновские игрушки вытянутые? (Глина очень жирная, дает усадку).Список рекомендованной литературы.

20. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Искусство. Ленинградское отд., 1975.

21. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Л. Художник РСФСР. 1988.

22. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. (Издание 2-е, доработанное). М., Просвещение, 1986.

23. Гарибова Т. А. Волшебный мир народной скульптуры. Воронеж, ЦИК издание, 1977.

24. Дурасов Г. П. Каргапольская глиняная игрушка. Л., Художник РСФСР, 1986.

25. Миловский А. Скачи добрый единорог. М., Детская литература, 1983.

26. I высшего специального образования, 1. повышение квалификации педагогических кадров. Первый блок-дошкольный, общеразвивающийОсновными направления работы которого являются:

27. Обновление содержания занятий по изобразительной деятельности в детском саду.

28. Исследование сочетания различных форм проведения занятий, поиск новых методов воспитания и обучения с целью общего развития детей.

29. Художники и природа. Как художники изображают небо, деревья, солнце. 4. Я рисую дерево. Продолжение рисунка прошлого занятия. Элементарные знания о композиции (расположение рисунка на листе бумаги).

30. Рассказываем сказки про волшебные краски. Вопросы цветоведения. 6. Наши сказочные цветы (форму и цвет придумывают сами). Используются упражнения произвольной художественной линии.

31. Разноцветные узоры, их назначение. 8. Составление узора из цветов и листьев. Творческая работа. (Конструирование цветов и листьев).

32. Мир волшебных звуков. Влияние музыки на чувство человека. Прослушивание разных музыкальных произведений. 10. Музыка в наших рисунках. Передача музыки через цветовую гамму (теплую и холодную, веселую и грустную).

33. Красота в каждом доме. (Хохлома). 12−13. Волшебные листья и ягоды. Учимся рисовать элементы ХОХЛОМЫ.

34. Моя любимая игрушка. Ответы на загадки по плакату, на котором изображены разные игрушки. Игра путешествие в страну игрушек. 15−16. Лепка игрушек из пластилина. Развитие пластики рук, видение формы, размера.

35. Выявление творческих способностей к разным видам занятий изобразительным творчеством.

36. Развитие творческих способностей учащихся, умений работать различными изобразительными средствами.

37. Краеведческая работа по изобразительному и музыкальному фольклору.

38. Изучить и освоить технологии народного изобразительного творчества Тульского края.

39. Получить специализацию изобразительного творчества на базе школы или на курсах специализации в научно-методическом Центре художественного образования ТО ИРО. Режим работы: пятидневная неделя. Нововведения:

40. Трудовое обучение преобразуется в изобразительное искусство (2 часа) и прикладное изобразительное творчество (2 часа).

41. ОБЖД художественная культура и человек — 2 часа.

42. Праздник Урожая (сентябрь-ноябрь месяцы);

43. Святочная Неделя и Рождество (декабрь-январь);

44. I Масленица — проводы русской зимы (февраль-март);

45. Теория керамики и скульптуры.

46. Розетка с растительным орнаментом.

47. Круглая скульптура «Олень» .4. Терракотовый карниз.

48. Круглая скульптура «Лягушка» .6. Сливочник.

49. Круглая скульптура «Медведь» .8. Шкатулка с крышкой.9. Высокий кувшин с ручкой.10. Дымковский конь.

50. Ваза (по мотивам Скопина).

51. Барыня с зонтиком (Тульская игрушка).

52. Русский рельефный многоцветный изразец.14. Брелок-сувенир «Кот» .15. Плакетка «Лев» .16. Лепные бусы с росписью.

53. Круглая скульптура женской головы.18. Фляга с пробкой.

54. Круглая скульптура «Музыкант» .

55. Декоративная ваза с двумя ручками и лепным декором.

56. Круглая скульптура по мотивам сказки Дж. Родари «Чипполино» .

57. Учебно-методические пособия по народному и декоративно-прикладному искусству (с краткой исторической информацией и последовательностью выполнения).

58. Иллюстрированный материал с методическими рекомендациями.

59. Художественное лото (для проведения игр, конкурсов, решения проблемных ситуаций).

60. Карточки-задания (рисунки по тексту, по заданной художественной линии, задания на поиск цветовой гаммы и др.).

61. Иллюстрационный материал и элементы к народным костюмам (для подготовки сценариев разных форм проведения уроков).

62. Различные предметы народного, декоративно-прикладного искусства, сделанные самими учащимися, для организации и проведения выставок, ярмарок, игр, посиделок и др.

63. Методический фонд работ учащихся, разработки игр, викторин, конкурсов, посиделок, праздников искусств (с учетом возрастных особенностей детей).

64. Диафильмы, слайды, кинофильмы.

65. Свой видеоматериал «Народное искусство детям» .

66. Материал для проведения интегрированных занятий.13. Фонотека.

67. Материал по изобразительному и музыкальному фольклору.

68. Где появился первый промысел по изготовлению матрешек? В 20-х годах в селе Мериново, недалеко от села Семенова Нижегородской области.

69. Почему Матрешку назвали Матрешкой? Матрешкой назвали разъемную точеную игрушку, изображенную девочку в сарафане и платочке. Ее так называли от милого русского имени Матрена. Имя это в то время было очень распространенное.

70. Из чего изготовляли матрешек? Из липы и березы. Дерево сушат, распиливают на бруски, потом вытачивают фигурки. Сначала самую маленькуюона не открывается, потомпобольше, еще побольше и так далее.

71. Дети рисуют, звучит русская народная песня.

72. Изобразительная деятельность.

73. Наши предки верили, что игрушки охраняют сон и клали их в колыбельку ребенка.

74. Игрушка подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

75. В честь какого бога на Руси стали делать игрушки? (в честь Ярилы, бога Солнца).

76. К какому празднику на Руси лепили игрушки? Старинное название этого праздника? (к встрече весны. «Свистунья»).

77. Кто первые авторы знаменитой матрешки? (Подольский токарь В. П. Звездочкин, художник СБ. Милютин).

78. Назовите самый распространенный персонаж дымковской игрушки, (скоморох).

79. Из какого материала на Руси делали игрушки? (из дерева, из глины, соломы, гипса, лоскутков, металла, воска, бересты).

80. Откуда был заимствован русскими мастерами принцип вытачивания «куклы в кукле»? (из Японии).

81. Какие центры игрушечных промыслов существуют в Нижегородской области? (Городец, Семенов, Полхов Майдан — расписная игрушка).

82. Как вы себе представляете льва, владыку зверей?2. Добродушен лев или зол?

83. В честь какого бога на Руси стали делать игрушки? (В честь Ярилы, бога солнца).

84. К какому празднику на Руси лепили игрушки? Старинное название этого праздника? (К встрече весны, «Свистунья»).

85. Кто первые авторы знаменитой матрешки? (Подольский токарь В. П. Звездочкин, художник СВ. Малютин).

86. Назовите самый распространенный персонаж дымковской игрушки. (Скоморох).

87. Из какого материала на Руси делали игрушки? (Из дерева, глины, соломы, гипса, лоскутов, металла, воска, бересты).

88. Откуда был заимствован русскими мастерами принцип вытачивания «куклы в кукле»? (Из Японии).

89. Какие центры игрушечных промыслов существуют в Нижегородской области? (Городец, Семенов, Полхов Майдан — расписная игрушка).

90. Организация начала занятий.

91. Всесторонняя проверка знаний, связанных с символикой народного искусства. Проверка полноты и прочности знаний, выявление недостатков и пробелов с дальнейшим вовлечением учащихся в творческий процесс.

92. Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков. Проверка теоретических знаний учащихся, направленных на обобщающую творческую деятельность и основанных на ранее изученном материале. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

93. Организация деятельности учащихся по закреплению полученных знаний, умений и навыков. Подготовка к тематическому реферату. Сообщение учителем основных позиций и этапов работы над рефератом.

94. История возникновения (конкретного) народного промысла. Дать историческую справку по возникновению конкретного промысла, который лежал в основе вышей работы.

95. Характеристика и отличительные особенности избранного вами народного ремесла. Здесь вы должны заострить внимание на колорите, сюжетах, основных элементах вашей композиции.

96. Задачей организационного момента было подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. В этот этап входило взаимное приветствие учащихся и учителя, организация внимания, внутренняя готовность.

97. Знакомство с истоками народного творчества и его значением в жизни общества.

98. Формирование начальных представлений о народном мастере как личности высокой культуры, духовно связанной с окружающей нас природой, носителе традиций нашего народа.

99. Выявление и развитие художественно-творческих способностей детей.

100. Углубление знаний в области декоративноприкладного искусства, народного искусства своего края.

101. Овладение технологией художественных работ разных видов народного, изобразительного творчества.

102. Обновилось содержание образования в школе.

103. Исследовалось сочетание разных форм проведения уроков, использовались новые методы и приемы обучения с целью эффективности усвоения знаний, умений и навыков предметов гуманитарного цикла.

104. Были проведены педагогические и психологические исследования в области культуры и изобразительного творчества детей, интереса к показанию выборности специализации с учетом индивидуальных способностей.

105. Создан комплекс видеоматериалов по проблемам интегрирования предметов гуманитарного цикла.

106. Пути и методы художественного образования школьников средствами народного искусства Тульского края.

107. Керамика, гончарный промысел Зареченской слободы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой