Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуализация проблемы психологической культуры в начале XXI века несомненна. Этот период характеризуется преобразованиями, которые охватили практически все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, духовную и др. Поэтому в условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности, психологическая культура становится неотъемлемой частью культуры общества… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения психологической культуры личности
    • 1. 1. Основные направления исследования психологической культуры личности
    • 1. 2. Развитие представлений об интеллекте в психологии
    • 1. 3. Анализ основных теоретических подходов к исследованию социального интеллекта в психологии
  • Глава 2. Анализ результатов исследования социального интеллекта как системообразующего фактора психологической культуры личности
    • 2. 1. Программа и методика эмпирического исследования
    • 2. 2. Особенности социального интеллекта личности в раннем юношеском возрасте
    • 2. 3. Специфика репрезентации социального интеллекта в структуре психологической культуры личности

Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В последнее время интерес к культуре в целом и психологической культуре в частности оказался в центре всего комплекса гуманитарных наук, в том числе и психологического знания. Именно психологическая культура является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, становления специалиста социальной сферы и управления, организатора и участника функционирования современных коммуникативных систем и интеракций. В современных исследованиях прямо или косвенно сформулировалось положение о том, что психологическая культура определяет вектор эффективного самоопределения и самореализации личности в жизни, способствует успешной ее адаптации и саморазвитию (Б.Г. Ананьев, Б. С. Братусь, Л. Д. Демина, Е. И. Ишутина, JI.C. Колмогорова, О. М. Краснорядцева, А. Маслоу, К. Роджерс, О. Г. Холодкова и др.). Последнее говорит о том, что человеку полезно не только владеть определенными знаниями в области психологии, но и включать эти знания в психологическую практику своей жизни.

Актуализация проблемы психологической культуры в начале третьего тысячелетия вызвана тем обстоятельством, что в условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности встает проблема развития и использования человеческого потенциала, предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека, к его способности понимать и интерпретировать не только происходящие социальные изменения, но и собственное поведение и поведение других людей.

Степень разработанности проблемы. В психологии долгое время отсутствовали системные исследования, посвященные феномену психологической культуры личности. В некоторых исследованиях изучались лишь отдельные ее составляющие: компетентность в общении (Т. Гордон, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, JI.A. Петровская и др.), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная), социальная компетентность.

В.Н. Куницина, У. Пфингстен, Р. Хинтч, Р. Ульрих и др.), ценностно-смысловые образования (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, М. С. Каган, В. Франкл и др.), самосознание (Л.И. Божович, И. С. Кон, И. И. Чеснокова, В. В. Столин и др.) и др. Не было его определения во всех словарях в области наук о человеке и обществе. В отдельных работах психологов это понятие все же использовалось, но трактовалось довольно противоречиво (А.А. Бодалев, Е. А. Климов, О. И. Мотков, Н. Н. Обозов и др.).

В настоящее время психологическая культура личности рассматривается в контексте субъективного переживания времени жизни (Л.Д. Демина, И. А. Ральникова и др.), изучаются ее возрастные возможности и особенности освоения школьниками в условиях стихийного становления и специально организованной педагогической деятельности (Л.С. Колмогорова, Д. В. Каширский, О. Г. Холодкова и др.). Тем не менее в научной литературе неоднозначно обозначается роль различных условий и факторов, опосредующих формирование психологической культуры. Среди них определенное место можно отвести и социальному интеллекту.

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию в 1920 году Э. Торндайком. После этого получил широкое распространение среди зарубежных психологов (Г. Айзенк, X. Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Олпорт, Р. Селман, Р. Стернберг и др.) и отечественных психологов (Н.А. Аминов, М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, Е. И. Ишутина, В. Е. Клочко, М. Л. Кубышкина, Н. А. Кудрявцева, В. Н. Куницына, Е. С. Михайлова (Алешина), М. В. Молоканов, А. Л. Южанинова и др.).

Учитывая, что социальный интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает там, где индивид действует вместе с Другими или по отношению к Другим. Выявлено и его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах деятельности (Е.И. Ишутина и др.).

Однако недостаточно изучены возрастные возможности, факторы становления и развития психологической культуры личности, ее системообразующие основания и др. Все это ограничивает возможности теоретического и практического изучения психологической культуры в целом и обусловливает необходимость обращения к проблеме ее системообразующих факторов в частности.

В связи с чем возникает противоречие — между необходимостью становления и развития психологической культуры личности, влияющей на результативность деятельности человека во всех сферах жизнедеятельности и недостатком работ теоретико-методологического и технологического характера по изучению психологической культуры в отечественной и зарубежной психологии. Указанное противоречие обусловило необходимость обращения к данной проблеме диссертационного исследования и позволило определить его цель.

Цель исследования — доказать, что социальный интеллект является системообразующим фактором становления и развития психологической культуры личности (на примере старшеклассников школ г. Барнаула).

Объект исследования — психологическая культура личности.

Предмет — особенности социального интеллекта как системообразующего фактора психологической культуры личности (на примере старшеклассников школ г. Барнаула).

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать теоретико-методологические и методические исследования по проблеме психологической культуры личности.

2. Сформировать концептуальные основания диссертационной работы, разработать и апробировать соответствующую им программу и методику эмпирического исследования.

3. Выявить особенности становления и развития психологической культуры личности в раннем юношеском возрасте в контексте социального интеллекта.

4. Определить группу факторов, оказывающих влияние на формирование психологической культуры личности.

5. Изучить специфику репрезентации социального интеллекта в структуре психологической культуры личности.

Гипотезы исследования:

1. Психологическую культуру личности можно рассматривать как системное образование, включающее ряд взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга компонентов.

2. Системообразующим фактором психологической культуры личности может быть социальный интеллект, вступающий во взаимодействие и опосредующий развитие других ее составляющих.

3. В период личностного и профессионального самоопределения старшеклассников специфично развивается психологическая культура личности в целом и социальный интеллект в частности.

4. Ряд факторов (пол, образование, социальное и материальное положение семьи, ее состав и др.) могут детерминировать становление и развитие психологической культуры личности, но они не являются ее системообразующими основаниями.

Теоретико-методологической основой исследования явились идеи системного подхода (JI.C. Выготский, Б. Ф. Ломов, В. Е. Клочко, К. К. Платонов и др.), на основе которых психологическая культура личности рассматривается нами как системное образование, а ее системообразующим фактором — социальный интеллект.

Диссертационное исследование опиралось на не противоречащие, а взаимодополняющие теоретические положения, имеющиеся в психологии, к определению понятия «психологическая культура личности» (А.А. Бодалев, Л. Д. Демина, Е. А. Климов, Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков, Н. Н. Обозов и др.), а также концепции социального интеллекта (Г. Айзенк, М. И. Бобнева, Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, Е. С. Михайлова (Алешина), Р. Стернберг и др.).

В работе использован комплекс методов исследования: вторичный анализ теоретико-методологических подходов по проблеме исследованияанкетный опрос, тестирование (методики: Дж. Гилфорда и М. Салливена по диагностике социального интеллекта (адаптация Е.С. Михайловой), тест.

Психологическая грамотность" J1.C. Колмогоровой, тест.

Смысложизненные ориентации" Д.А. Леонтьеватест-опросник J1. Михельсона «Коммуникативная компетентность» (адаптация Ю.З. Гильбуха), тест В. В. Бойко «Уровень эмпатических способностей», «Тест описания поведения» К. Томаса и «Самоактуализационный тест» Э. Шострома (адаптация Л.Я. Гозмана)) — математические методы анализа информации (дисперсионный, корреляционный, факторный) с использованием компьютерной программы «Statistica».

Опытно-экспериментальной базой исследования явились гимназия № 25 и колледж социальных наук АГУ на базе школы № 27 г. Барнаула.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение заключаются в следующем:

— предложена авторская концепция психологической культуры личности как системного образования, в структуре которого выделяются когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, поведенческий и креативный компоненты;

— впервые исследован социальный интеллект в структуре психологической культуры личности (на примере раннего юношеского возраста);

— установлены взаимосвязи между социальным интеллектом и когнитивным, ценностно-смысловым, рефлексивно-оценочным, поведенческим и креативным компонентами психологической культуры личности и определена их специфика;

— показано, что социальный интеллект является особым феноменом, входящим «отдельными гранями» во все компоненты психологической культуры личности, поэтому по отношению к ней выступает системообразующим фактором;

— определена группа факторов (профиль обучения, успеваемость, социальное и материальное положение семьи, состав семьи), которые оказывают влияние на формирование социального интеллекта и психологической культуры личности;

— выявлены особенности становления и развития психологической культуры личности в раннем юношеском возрасте в контексте социального интеллекта.

Практическая значимость исследования определяется апробированием адекватного комплекса методов для изучения психологической культуры личности. Материалы диссертационного исследования и вытекающие из них выводы использовались практическими психологами при проведении индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками, а также для разработки программ и преподавания психолого-педагогических дисциплин, таких как «Общая психология», «Психология личности», «Педагогическая психология».

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позицийприменением комплекса надежных и апробированных методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборкииспользованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных на основе компьютерной программы «Statistica" — содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическая культура личности является системным образованием, в структуре которого выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, поведенческий, рефлексивно-оценочный и креативный.

2. Социальный интеллект является особым психологическим феноменом, специфически входящим «отдельными гранями» во все компоненты психологической культуры личности, поэтому по отношению к ней выступает системообразующим фактором.

3. Ранний юношеский возраст сензитивен для развития психологической культуры в целом и социального интеллекта в частности, что создает психологическую базу для личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

4. На развитие психологической культуры личности оказывают значительное влияние такие факторы, как профиль обучения, успеваемость, социальное и материальное положение семьи, состав семьи, но они не являются системообразующими.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были обсуждены на Международной (Новосибирск, 2002; Санкт-Петербург, 2002), Всероссийской (Новосибирск, 2000; Барнаул, 2002) и региональных научно-практических конференциях (Барнаул, 2000 — 2002) — теоретико-методологических и научно-методических аспирантских семинарах, кафедре психологии Алтайского государственного университета (АГУ) — на методических семинарах и педагогических советах в гимназии № 25 и колледже социальных наук АГУ на базе школы № 27 г. Барнаула и др. По материалам диссертации разработан спецкурс «Психологическая культура личности».

По результатам исследования автором подготовлено и опубликовано 5 научных работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и 4 приложений. Библиографический список включает 224 наименования работ. В работе имеется 20 таблиц, 18 рисунков. Объем авторского текста содержит 180 страниц.

Результаты исследования социального интеллекта у старшеклассников.

Показатели социального интеллекта Обследуемые старшеклассники (101 чел.).

М±т) Стандартный балл.

1. Познание результатов поведения 10,50±0,26 4.

2. Познание классов поведения 7,67±0,19 3.

3. Познание преобразований поведения 7,95±0,20 3.

4. Познание систем поведения 4,70±0,20 2.

5. Композитная оценка 30,82±0,59 3.

Как видно из таблицы 2.2.1, по фактору «познание результатов поведения» (CBI) старшеклассники обладают повышенными оценками (10,50±0,26), следовательно, могут предвидеть последствия поведения, предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

По фактору «познание классов поведения» (СВС) старшеклассники имеют средние способности (7,67±0,19). Исходя из этого, они умеют оценивать состояния, чувства и намерения людей по их невербальным проявлениям.

Познание преобразований поведения" (СВТ), т. е. понимание характера человеческих взаимоотношений и умение интерпретировать слова собеседника в зависимости от контекста ситуации, старшеклассниками осуществляется на среднем уровне (7,95±0,20).

И наконец, по фактору «познание систем поведения» (CBS) имеют пониженные оценки (4,70±0,20), поэтому, испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским и др.).

В целом, у старшеклассников преобладает средний уровень социального интеллекта (30,82±0,59). Таким образом, имея такие способности, старшеклассники могут достаточно четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, умеют ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия, достаточно хорошо ориентируются в общепринятых нормах, правилах поведения и эффективно взаимодействуют с окружающими их людьми.

Вся выборка разделилась на три группы по уровню социального интеллекта (рис. 2.2.1). социальным интеллект выше среднего 20% среднии социальный интеллект 48% социальный интеллект ниже среднего 32%.

Рис. 2.2.1. Распределение старшеклассников по уровню социального интеллекта.

Количественный анализ позволил нам определить следующее: 48% старшеклассников имеют средний уровень развития социального интеллекта (что соответствует 3 стандартным баллам), 32% - социальный интеллект ниже среднего (что соответствует 2 стандартным баллам) и 20% старшеклассников имеют социальный интеллект выше среднего (что соответствует 4 стандартным баллам).

У 48% старшеклассников способность понимать и прогнозировать поведение людей находится на среднем уровне (табл. 2.2.2). Можно предположить, что они достаточно эффективно взаимодействуют с окружающими их людьми и нормально адаптируются к социальным изменениям.

Заключение

.

Актуализация проблемы психологической культуры в начале XXI века несомненна. Этот период характеризуется преобразованиями, которые охватили практически все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, духовную и др. Поэтому в условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности, психологическая культура становится неотъемлемой частью культуры общества, без которой не может быть позитивных и эффективных преобразований. Именно психологическая культура является ведущим компонентом успешности личностного и профессионального самоопределения, самореализации, социальной, психологической адаптации, саморазвития личности и др.

Однако, как показали результаты анализа теоретико-методологических подходов к пониманию психологической культуры, этот феномен недостаточно изучен в научной литературе. Так, существует проблема определения составляющих психологической культуры и ее системообразующих оснований и др.

В рамках нашего исследования представлена точка зрения на понимание социального интеллекта как системообразующего фактора психологической культуры личности. Для доказательства данного положения была разработана, апробирована программа и методика эмпирического исследования, результаты которого позволили сделать нам следующие выводы:

1. Психологическая культура личности — системное образование, в структуре которого выделяются следующие взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, поведенческий, рефлексивно-оценочный и креативный.

2. Социальный интеллект является особым психологическим феноменом, включающим в себя познание результатов поведения, познание классов поведения, познание преобразований поведения и познание систем поведения, и входящим «отдельными гранями» во все компоненты психологической культуры личности.

Так, познание результатов поведения (способность к предвидению последствий поведения в определенной ситуации) входит в когнитивный и поведенческий компоненты психологической культуры личностипознание классов поведения (способность к логическому обобщению, выявлению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека) — когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный и креативныйпознание преобразований поведения (способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации) — когнитивный и рефлексивно-оценочныйпознание систем поведения (способность к пониманию логики развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях) — когнитивный, поведенческий, рефлексивно-оценочный и креативный.

3. Композитная оценка социального интеллекта объединяет вокруг себя все компоненты психологической культуры личности: когнитивный, ценностно-смысловой, поведенческий и рефлексивно-оценочный. Связь с креативным компонентом опосредуется через факторы социального интеллекта «познание классов поведения» и «познание систем поведения». Следовательно, по отношению к психологической культуре личности социальный интеллект выступает системообразующим фактором.

4. Ранний юношеский возраст сензитивен для развития психологической культуры в целом и социального интеллекта, в частности, поскольку ранняя юность — это период определения жизненных планов, формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, идеалов, смысла жизни, что составляет психологическую базу для личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

5. На становление и развитие психологической культуры личности в ранней юности в контексте социального интеллекта оказывают влияние факторы семьи: состав семьи, ее материальное и социальное положениепрофиль обучения и успеваемость старшеклассников. Так, наиболее развитую психологическую культуру имеют старшеклассники, обучающиеся в гуманитарном и юридическом классе, успевающие на «хорошо» и «отлично», из полных, многодетных семей, со средним материальным положением, чьи родители имеют разное социальное положение (один родитель — рабочий, а другой служащий или интеллигенция) и являются частными предпринимателями.

6. Уровень образования и возраст родителей, порядок рождения и пол обследуемых старшеклассников не оказывает влияние на развитие социального интеллекта и психологической культуры соответственно.

Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута.

В заключение данной работы необходимо отметить перспективы исследования психологической культуры личности, связанные с дальнейшим исследованием социального интеллекта как системообразующего фактора психологической культуры личности в разных возрастных периодах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. 1994. — № 4. -С. 9−15.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 111−131.
  4. Ю.И. теория функциональных систем и системная психофизиология // Системные аспекты психической деятельности / Под общей ред. акад. РАМН, проф. К. В. Судакова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-С. 96−152.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976.-272 с.
  6. В.М., Беляк Н. В., Иванов М. В. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза // Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. JL, 1985. — С. 28−46.
  7. Н.А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 74−83.
  8. .Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева и др. В 2-х т. Т. 2 — М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд-СПб.: Питер, 2001. — 263 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  11. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.-688 с.
  12. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С. 26−38.13.
Заполнить форму текущей работой