Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в психологической науке исследованию проблемы девиантного поведения уделяется особое внимание. Отличительными особенностями подростковой и юношеской преступности являются: высокое распространение в ней «тяжких» и «особо тяжких» преступлений, увеличение за последний период уровня криминализации девочек-подростков, а также крайне высокая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения половой идентичности подростков с девиантным поведением
    • 1. 1. Подходы к изучению проблемы половой идентичности в современной психологической науке
    • 1. 2. Анализ развития половой идентичности в подростковом возрасте
    • 1. 3. Специфика психического развития девиантных подростков
  • Глава II. Методы и организация исследования половой идентичности подростков с девиантным поведением
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Описание методов и методик исследования
  • Глава III. Эмпирическое исследование половой идентичности подростков с девиантным поведением
    • 3. 1. Эмпирическое исследование половой идентичности как структурного компонента личности подростков с девиантным и просоциальным поведением
    • 3. 2. Специфика развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением
    • 3. 3. Особенности развития структурных компонентов половой идентичности у подростков с девиантным поведением
    • 3. 4. Особенности личности подростков с разными типами половой идентичности

Особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования отклоняющегося поведения становятся особенно востребованными в связи со сложившейся в стране социально-экономической ситуацией, характеризующейся достаточно высоким уровнем преступности, изменением этических норм и морально-нравственных ценностей, социальным расслоением общества. Периодом особого риска для формирования девиантных моделей поведения является подростковый возраст — эпоха перестройки всех личиостных структур и развития самосознания. В современном обществе все более выраженным становится асоциальный характер поведения подростков: употребление алкоголя, наркотиков, курение, вандализм, бродяжничество, нарушение общепринятых норм и правил поведения в обществе.

Девиантность подросткового поведения является потенциальной угрозой развитию общества не только в данный период времени, но и в перспективе ближайшего будущего, поскольку сегодняшние подростки — это будущие родители, которые начнут реализовывать на практике сформированные программы и принципы в воспитании собственных детей. Отсутствие своевременной психологической помощи, позволяющей, в определенной степени, скорректировать данную девиантность, повышает вероятность передачи специфических черт, стилей асоциального и преступного поведения и мировоззрения новым поколениям. Данная ситуация будет провоцировать риски создания своеобразного «замкнутого круга», который приведет к формированию устойчивого девиантного поведения членов общества.

В связи с этим, важное значение приобретает изучение психологических особенностей лиц с отклонениями в поведении, в том числе и рассмотрение их половой идентичности. В качестве базовой характеристики личности половая идентичность является одним из регуляторов поведения человека. Позитивная половая идентичность повышает адаптационные возможности личности, облегчает процесс социализации, что положительным образом сказывается на взаимодействии человека с окружающим миром. В свою очередь, неправильное формирование половой идентичности приводит к появлению внутриличностных конфликтов, нарушению психического здоровья, дисгармонии в отношениях с другими людьми, что порождает отклоняющееся поведение.

Исследование половой идентичности подростков групп социального риска позволит расширить представление об особенностях половой идентичности в целом, а также о специфике полоролевой структуры у девиантных подростков как социально значимой и проблемной группы детей. Потребностью современной психологии развития в соответствующих знаниях и определяется теоретическая значимость рассмотрения данной проблемы.

Наибольший интерес вызывает изучение взаимосвязи типов половой идентичности подростков с их личностными и социально-психологическими качествами. Целостность структурных компонентов личности определяет необходимость системного подхода к ее изучению. Именно системный взгляд на проблему отклоняющегося поведения позволит оптимизировать процесс социализации и адаптации подростков с отклоняющимся поведением.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется значимостью изучения половой идентичности подростков как одного из важнейших личностных образований психики и необходимостью определения путей коррекции и профилактики их девиантного поведения за счет устранения дисбаланса полоролевой структуры.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в психологической науке исследованию проблемы девиантного поведения уделяется особое внимание. Отличительными особенностями подростковой и юношеской преступности являются: высокое распространение в ней «тяжких» и «особо тяжких» преступлений, увеличение за последний период уровня криминализации девочек-подростков, а также крайне высокая доля преступлений, связанных с половой неприкосновенностью. Рассмотрению содержания, механизмов и факторов отклоняющегося поведения посвящены работы многих современных исследователей (Е.В. Змановская, 2003; Е. Г. Дозорцева, 2000; Ю. А. Клейберг, 2001; Т. В. Корнилова, 2005; B.C. Собкин, 1998; Л. Б. Шнейдер, 2005). Особое внимание в них уделяется проблеме личностных особенностей детей с отклонениями в поведении. Одной из главных составляющих личности подростка является половая идентичность. Современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер данного явления (В.В. Абраменкова, 2000; А. И. Белкин, 2000; В. Е. Каган, 1991; Т. А. Крылова, 2002; НЛО. Флотская, 2006). Половая идентичность является сложным биосоциальным феноменом и возникает как результат взаимодействия биологических и социальных факторов в онтогенезе. В настоящее время, наряду с работами, исследующими отдельные аспекты половой идентичности, в отечественной психологии начинает складываться система изучения возрастных особенностей половой идентичности. Некоторые особенности развития половой идентичности в дошкольном возрасте рассмотрены JI.B. Ильиченко (1995), М. В. Колясниковой (1999), Т. А. Крыловой (2002), Н. В. Плисенко (1985) и др. Проблеме изучения половой идентичности младших школьников посвящены работы В. В. Абраменковой (2000), В. Е. Кагана (1991), Н. П. Ковалевой (2011), Н. Ю. Флотской (2010). Исследование половой идентичности в подростковом возрасте представлено работами H.H. Крыгиной (1993), Т. В. Моисеевой (2006), И. В. Романова (1998), Н. Ю. Рымарева (2006), И. Ю. Шилова (2000) и др. Вместе с тем, исследования, посвященные анализу развития половой идентичности подростков с девиантным поведением, в современной психологии развития практически отсутствуют.

Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью российского общества в знании особенностей развития половой идентичности у девиантных подростков и недостаточной степенью изученности данной проблемы в современной психологии развития.

Цель исследования: выявить особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением.

Объект исследования: средние (12−13 лет) и старшие (14−15 лет) подростки с девиантным и просоциальным поведением.

Предмет исследования: особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением.

Гипотезы исследования:

1. Когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты половой идентичности претерпевают количественные и качественные изменения при переходе от среднего к старшему подростковому возрасту.

2. Половая идентичность девиантных подростков обладает спецификой в проявлении когнитивного, эмоционального и конативного компонентов, по сравнению с половой идентичностью их просоциальных сверстников.

Задачи исследования:

1. Провести анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме половой идентичности у подростков с девиантным поведением.

2. Определить место феномена половой идентичности в общей структуре психологических свойств подростков.

3. Установить динамику развития половой идентичности у девиантных и просоциальных подростков.

4. Выявить специфику развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением.

5. Определить личностные и социально-психологические особенности подростков с разными типами половой идентичности.

Теоретической и методологической основой работы являются основополагающие концепции отечественной психологии личности Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейнасистемный подход Б. Ф. Ломова, Э. Г Юдинасовременные исследования в области психологии развития И. А. Баевой, Т. А. Барышевой, Г. И. Вергелес, Л. А. Головей, Е. П. Ильина, Е. П. Кораблиной, ЕЛО. Коржовой, В. Х. Манёрова, В. Л. Марищука, Ю. Т. Матасова, Д. А. Медведева, Л. А. Регуш,.

B.В. Семикина, В. Л. Ситникова, Э. С. Чугуновойконцептуальные положения в области психологии пола С. Бем, Е. П. Ильина, И. С. Клециной, И. С. Кона, 3. Фрейдасовременные исследования проблем половой идентичности Н. В. Дворянчикова, А. И. Захарова, В. Е. Кагана, И. В. Романова, НЛО. Флотскойтеоретические подходы к исследованию личности подростков А. Е. Личко, A.A. Реана, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейнаключевые положения психологии девиантного поведения Е. Г. Дозорцевой, Е. В. Змановской, Ю. А. Клейберг, Л. Б. Шнейдер.

Методы и методики исследования. В качестве организационного метода выступил сравнительный метод исследования. На этапе сбора фактического материала применялись методы психологического тестирования, метод семантического дифференциала и анкетирование. При проведении исследования были использованы следующие методики: «Анкета половых ролей» С. Бем (В SRI), «Личностный дифференциал», «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, методика «Пять качеств», анкета Н. В. Плисенко, «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина и.

C.Р. Пантелеева, «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник Басса — Дарки, «Проблемная анкета» (Seiffe-Krenke) и методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики, включавших методы описательной статистики, процедуры корреляционного (коэффициент линейной корреляции Пирсона) и факторного анализа, а также статистический критерий проверки познавательных гипотез (t-критерий Стыодента для независимых выборок). На этапе обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ статистической обработки данных «SPSS 16.0» для персональных компьютеров с системой Windows. В исследовании приняли участие 352 респондента (178 подростков с девиантным поведением и 174 подростка с просоциальным поведением).

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивалась выбором адекватной его цели методологической основыприменением валидных и надежных методов исследования половой идентичностирепрезентативностью выборкииспользованием в работе современных методов статистического анализа данныхвнедрением в практику и апробацией полученных результатовпроверкой достоверности результатов исследования в процессе обсуждения их научным психологическим сообществом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует связь половой идентичности с психологическими характеристиками девиантных подростков (социально-психологическая адаптация, самоотношение, формы проявления агрессии, личностные качества и проблемные переживания), что позволяет считать указанный феномен одним из ключевых психологических образований данной социально-возрастной группы.

2. Развитие половой идентичности девиантных подростков характеризуется качественными изменениями когнитивного (процесс маскулинизации женских полоролевых образов и процесс феминизации мужских образов у представителей обоих полов), эмоционального (более позитивным становится отношение к большинству мужчин у девочек и менее позитивным — у мальчиков) и конативного (увеличиваются показатели маскулинности у девочек, происходит снижение количества респондентов с недифференцированным полоролевым типом при сохранении его ведущей позиции в полоролевой структуре мальчиков и девочек) компонентов.

3. Половая идентичность девиантных подростков обладает следующими особенностями: а) большая степень маскулинности женских образов у мальчиковб) меньшая степень маскулинности в мужских образах у девочекв) меньшая степень проявления силы в отношении к большинству мужчин и меньшая степень активности и позитивности в отношении к большинству женщин у мальчиков и девочекг) меньшая степень позитивности в отношении к себе у мальчиковд) преобладание недифференцированного типа полоролевого поведения у представителей обоих полов.

4. Методика исследования половой идентичности девиантных подростков прошла эмпирическую проверку, доказала свою эффективность и может быть рекомендована психологическим службам школ и центрам психологической помощи подросткам.

Научная новизна исследования.

1. Впервые исследовано развитие половой идентичности у девиантных подростков при переходе от 12−13 лет к 14−15 годам.

2. Установлены возрастные изменения в когнитивном компоненте половой идентичности у девиантных подростков (в полоролевых образах «Я», «идеал мужчины», «идеал женщины», «большинство мужчин», «большинство женщин»).

3. Определена возрастная динамика эмоционального компонента половой идентичности у девиантных подростков (отношение к себе, представителям своего и противоположного пола).

4. Выявлены возрастные изменения в конативном компоненте половой идентичности у девиантных подростков (степень выраженности показателей маскулинности и фемининности, распределение типов половой идентичности).

5. Определены особенности половой идентичности у подростков с отклоняющимся поведением, проявляющиеся в степени маскулинизации полоролевых образов, в отношении к себе, к большинству мужчин и большинству женщин, в преобладании недифференцированного типа половой идентичности.

6. Выявлены особенности взаимосвязи типов половой идентичности с социально-психологической адаптацией, самоотношением, личностными качествами, формами проявления агрессии и проблемными переживаниями подростков.

Теоретическая значимость исследования. Проблема развития половой идентичности у девиантных подростков рассмотрена с учетом возрастных особенностей и характеристик отклоняющегося поведения в целом, что позволило установить специфику возрастной динамики половой идентичности в подростковом возрасте. Определено место половой идентичности в структуре личностных свойств подростковвыявлены различия в развитии половой идентичности подростков с отклоняющимся и просоциальным поведениемисследована специфика взаимосвязи половой идентичности с личностными характеристиками подростков. Выявленные особенности развития половой идентичности в подростковом возрасте могут способствовать решению задач психологии развития, дифференциальной психологии и девиантологии. Материалы исследования позволяют расширить систему знаний о половой идентичности и дают возможность взглянуть на развитие личности подростков с учетом их половой принадлежности и особенностей поведения.

Практическая значимость исследования. Данные о возрастной динамике половой идентичности у девиантных подростков могут быть использованы в решении задач модернизации образования, а также при реализации личностно-развивающего подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. Теоретический и эмпирический материал исследования может быть включен в содержание учебных курсов по психологии развития, дифференциальной психологии, девиантологии для студентов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям подготовки. Примененная в исследовании методика диагностики половой идентичности подростков с отклоняющимся поведением прошла эмпирическую проверку и может быть рекомендована для использования в работе психологических служб школ и центров психологической помощи подросткам. Материалы, полученные в результате исследования, могут быть использованы при создании развивающих программ работы с подростками, в практике психологического консультирования и коррекции, при разработке системы эффективной психологической помощи и сопровождения детей с отклоняющимся поведением и их родителей, что позволит оптимизировать процесс социализации и адаптации подростков.

Внедрение. Результаты исследования включены в содержание учебных курсов «Психология половой идентичности», «Психологии развития», «Педагогическая психология» и «Психолого-педагогический практикум», входящих в систему профессиональной подготовки психологов, педагогов, специальных психологов, логопедов и олигофренопедагогов Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Полученные в ходе исследования данные внедрены в практику работы психологов ГСУ «Приморский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Радуга“», центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам «Леда» и общеобразовательных школ г. Архангельска.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы исследования были представлены в виде докладов на конференциях, в том числе на международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и современный мир» (2009 г., 2010 г.), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экология образования: актуальные проблемы» (2010 г.), на конференции магистрантов, аспирантов и молодых ученых Института развития ребенка «Развитие и воспитание детей северян» (2010 г.). Результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях кафедры специальной педагогики и психологии САФУ и отражены в 8 публикациях (общий объем 2,32 п.л.), в том числе в 3 статьях в рецензируемых изданиях ВАК РФ.

База исследования. Исследование проводилось с 2008 по 2010 год на базе средних общеобразовательных учреждений № 2, № И, № 17, № 30, № 35, № 36, № 37, № 68, № 77, № 83 г. Архангельска и в государственном социальном учреждении «Приморский СРТН «Радуга».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание работы изложено на 192 страницахтекст диссертации включает 11 таблиц и 54 рисунка.

Список литературы

содержит 193 источника, из них 22 на иностранных языках.

Выводы по третьей главе диссертационного исследования.

1. Половая идентичность является одним из ключевых психологических образований личности подростков и выступает в качестве регулятора поведения. Факторные структуры личности девиантных и просоциальных подростков включают в себя элементы половой идентичности, что свидетельствует о значимости этого феномена в системе психологических свойств личности.

2. Определены изменения особенностей когнитивного компонента половой идентичности при переходе от среднего к старшему подростковому возрасту. У девиантных мальчиков образ «Я» к 14−15 годам становится более андрогинныму девочек с отклонениями в поведении указанный образ практически не меняется, по-прежнему оставаясь андрогинным. У просоциальных подростков обоего пола отмечается увеличение маскулинности образа «Я». Образ идеального мужчины в сознании девиантных подростков представлен маскулинными характеристиками и практически не меняется. У просоциальных мальчиков образ идеального мужчины меняется в сторону большей маскулинности, а у девочек практически не меняется. Образ большинства мужчин у девиантных подростков представлен преимущественно маскулинными характеристиками, но к старшему подростковому возрасту мальчики наделяют его некоторыми фемининными качествами (в основном негативного характера) — в сознании девочек данный образ также становится менее маскулинным. Аналогичная тенденция характерна и для просоциальных подростков. Идеальная женщина, по мнению подростков с отклонениями в поведении, должна обладать андрогинными характеристиками, но к 14−15 годам у представителей обоих полов данный образ становится более маскулинным. У просоциальных мальчиков образ идеальной женщины меняется в сторону большей фемининности, а у девочек сохраняет андрогинный характер. Образ большинства женщин у подростков обладает андрогинными характеристиками. При переходе к старшему подростковому возрасту девиантные девочки наделяют данный образ более маскулинными чертами, а просоциальные мальчики — более фемининнымиу девиантных мальчиков и просоциальных девочек существенных изменений в указанном образе не происходит.

3. Выявлена возрастная динамика развития эмоционального компонента половой идентичности при переходе от среднего (12−13 лет) к старшему (14−15 лет) подростковому возрасту. Отношение к себе при переходе к старшему подростковому возрасту характеризуется возрастанием показателей позитивности у девиантных мальчиков и показателей силы у девиантных девочек. Просоциальные подростки начинают относиться к себе менее позитивно, при этом девочки считают себя менее сильными, а мальчики более сильными. К большинству мужчин девиантные девочки начинают относиться значительно более позитивно, а мальчики — менее позитивно. К 14−15 годам представители обоих полов оценивают большинство мужчин как более активных. Просоциальные мальчики начинают относиться к мужчинам как к более позитивным и активным субъектам, а просоциальные девочки — как к менее сильным. Можно отметить тенденцию к изменению отношения к большинству женщин в сторону большей активности у девиантных девочек и большей силы у просоциальных подростков обоего пола.

4. Установлены изменения в развитии конативного компонента половой идентичности при переходе от среднего к старшему подростковому возрасту. У девиантных и просоциальных мальчиков к 14−15 годам наблюдается увеличение показателей маскулинности и фемининности, при этом преобладание маскулинности в полоролевой модели сохраняется. Для девочек характерна тенденция к увеличению показателей маскулинности и снижению фемининности, причем у девиантных девочек увеличение маскулинности более выражено. Доля преобладающего у девиантных подростков типа половой идентичности — недифференцированного — к старшему подростковому возрасту начинает уменьшаться за счет увеличения представителей андрогинного типа у мальчиков и маскулинного типа у девочек. У просоциальных мальчиков отмечается тенденция к снижению доли андрогинного и недифференцированного типов за счет увеличения числа представителей маскулинного типа. Для просоциальных девочек характерно увеличение числа представителей фемининного типа за счет снижения доли недифференцированного типа половой идентичности.

5. Выявлена специфика половой идентичности у подростков с девиантным поведением. В качестве основных особенностей когнитивного компонента половой идентичности девиантных подростков можно указать большую маскулинность образа типичной женщины у мальчиков и меньшую маскулинность образа большинства мужчин у девочек. Особенностями эмоционального компонента половой идентичности подростков с отклоняющимся поведением является менее позитивное отношение к себе у мальчиков. Девиантные подростки обоих полов относятся к большинству женщин как к менее активным и позитивным, а к большинству мужчин — как к менее сильным. Конативный компонент половой идентичности характеризуется значительным преобладанием недифференцированного типа у девиантных подростков обоих полов.

6. Установлены особенности взаимосвязи типов половой идентичности с социально-психологической адаптацией, личностными качествами, самоотношением, формами проявления агрессии и проблемными переживаниями подростков. На основе анализа данных взаимосвязей были выявлены психологические характеристики подростков с разными типами половой идентичности. Девиантные мальчики с маскулинным полоролевым типом склонны относится к мужчинам как к активным субъектам, эмоционально устойчивы, стремятся к самоутверждению, признают собственную ценность, озабочены переживанием проблем своей личности и не склонны к проявлению раздражительности и чувства вины. Просоциальные мальчики с маскулинным типом половой идентичности реалистичны, независимы, считают мужчин мужественными и активными, удовлетворены собой, относятся к себе как к активным субъектам, но сомневаются в собственных возможностях преодолеть жизненные обстоятельства, стремятся изменить себя и озабочены проблемами собственной личности. Девиантные девочки с маскулинным типом половой идентичности относятся к себе как к сильным, признают маскулинность своей личности, не склонны к проявлению чувства вины, отличаются высокой социально-психологической адаптацией и интернальностыо. Просоциальные девочки с маскулинным типом половой идентичности реалистичны, независимы, склонны к подчинению требованиям общества и самообвинению, озабочены проблемами свободного времени и отношений со сверстниками. Девиантные мальчики с фемининным типом половой идентичности сознательны и обязательны, а их просоциальные сверстники принимают себя, подозрительны, но не склонны к негативизму и физической агрессии. Девиантные девочки с фемининным полоролевым типом уступчивы, зависимы, безответственны и поверхностны, не склонны к проявлению физической агрессии и раздражению, озабочены проблемами в отношениях с родителями. Просоциальные девочки с фемининным полоролевым типом доверчивы, сдержанны, интровертированы, осторожны в принятии других, не уверены в себе и обладают заниженной самооценкойим свойственна озабоченность проблемами, связанными со школой и сверстниками, а проблемы, связанные с противоположным полом и собственной личностью, обладают для них меньшей субъективной значимостью. Девиантным мальчикам с андрогинным типом половой идентичности свойственна высокая степень эмоциональной устойчивости, невозмутимость, реалистичность, а также склонность к проявлению физической агрессии и негативизма. Просоциальные мальчики с андрогинным типом половой идентичности экстравертированы, раздражительны, зависимы от мнения окружающих, находятся в постоянном напряжении из-за неудовлетворенности собой, собственной силой и мужественностью. Девиантные девочки с андрогинным типом половой идентичности общительны и открыты, удовлетворены собой и своими поступками, склонны к проявлению вербальной агрессии. Просоциальные девочки с андрогинным типом половой идентичности характеризуются эмоциональной устойчивостью и реалистичностью, обладают высокой социально-психологической адаптацией, но сомневаются в ценности собственной личности. Девиантные мальчики с недифференцированным типом половой идентичности авантюристичны и склонны к безрассудным поступкам, не проявляют склонность к негативизму, вербальной агрессии, чувству вины, удовлетворены собой, безразличны к мнению окружающих и не испытывают внутриличностных конфликтов. Просоциальные мальчики с недифференцированным типом половой идентичности удовлетворены собой, не склонны к вербальной агрессии и избеганию трудностей, испытывают эмоциональный дискомфорт, озабочены проблемами свободного времени и установлением отношений со сверстниками, стремятся к самоутверждению и отрицательно относятся к большинству мужчин. Девиантные девочки с недифференцированным полоролевым типом импульсивны и безответственны, уступчивы и зависимы, склонны к подозрительности, беспокоятся из-за проблем в отношениях с родителями и считают большинство мужчин сильными и активными. Просоциальные девочки с недифференцированным типом половой идентичности приписывают большинству женщин фемининные качества, обладают низким уровнем социально-психологической адаптации и негативным отношением к самим себе, а также склонны к негативизму и раздражительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение особенностей развития половой идентичности подростков с девиантным поведением представляет большую значимость для теории и практики психологической науки. Исследование феномена половой идентичности в структуре психологических свойств личности подростка, определение особенностей развития ее компонентов у девиантных и просоциальных подростков при переходе от среднего к старшему подростковому возрасту, выделение специфики в развитии половой идентичности у подростков с отклонениями в поведении, анализ психологических качеств подростков с разными типами половой идентичности имеют принципиальное значение для понимания сущности психического развития человека.

Последовательное решение задач исследования позволило выявить особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением и подтвердить реальность выдвинутых гипотез:

— когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты половой идентичности претерпевают количественные и качественные изменения при переходе от среднего подросткового возраста к старшему;

— половая идентичность девиантных подростков обладает спецификой в проявлении когнитивного, эмоционального и конативного компонентов, по сравнению с половой идентичностью их просоциальных сверстников.

Анализ психологической литературы показал, что изучение половой идентичности является одним из актуальных направлений исследований в области психологии пола. Подходы зарубежных авторов к проблеме исследования половой идентичности представлены в рамках теории биогенетического развития, традиционной психоаналитической концепции, теории социального научения, теории когнитивного развития, теории социальных ролей и «новой психологии пола».

Представители биогенетической теории развития в качестве первоосновы процесса формирования половой идентичности выделяют биологические факторы. Согласно психоаналитической теории, половая идентификация рассматривается как процесс бессознательной имитации ребенком поведения родителей своего пола. Изучению особенностей формирования полоролевого поведения посвящены ключевые работы теории социального научения. Представители когнитивного направления ведущим элементом процесса полоролевой социализации считают активное структурирование ребенком собственного опыта и информации, полученной от взрослых. В рамках теории социальных ролей определяется влияние общепринятых половых ролей на процесс формирования полотипических моделей поведения. Представителями «Новой психологии пола» в качестве основных механизмов формирования половой идентичности рассматриваются социальные ожидания.

В отечественной психологической науке изучение феномена половой идентичности стало наиболее востребованным в последние десятилетия. При этом аспекты изучения данной проблемы представлены, как правило, отдельными исследованиями, посвященными выявлению влияния различных социально — психологических факторов на становление половой идентичности и специфики ее нарушений, а также определению возрастных особенности развития отдельных компонентов половой идентичности.

Отечественные и зарубежные психологи, занимающиеся изучением проблем полового развития и воспитания в подростковом возрасте, указывают на важность данного возрастного периода в процессе становления половой идентичности человека. Именно в подростковом возрасте происходит наиболее существенное преобразование системы представлений о себе как представителе определенного пола, осмысление и принятие своей половой принадлежности, выстраивание модели своего полоролевого поведения. Как элемент самосознания личности половая идентичность является одним из регуляторов поведения. Многие современные ученые подчеркивают, что нарушения процесса половой идентификации, изменения в полоролевой структуре личности могут отразиться на характере поведенческих отклонений. Имеющиеся исследования, посвященные проблеме половой идентичности подростков с девиантным поведением, в большинстве своем фрагментарны и чаще всего посвящены анализу роли половой идентичности в процессе формирования поведенческих отклонений и рассмотрению отличий между подростками, обладающими разными полоролевыми типами. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей развития половой идентичности подростков с отклоняющимся поведением, что будет способствовать оптимизации процесса их социализации и адаптации за счет создания эффективных программ психологической помощи и развития личности подростка.

В процессе организации эмпирического исследования половой идентичности девиантных подростков мы руководствовались общими методологическими принципами психологии: принципом развития и принципом системности. Основными направлениями экспериментального исследования стали изучение особенностей развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением и установление степени взаимосвязи типов половой идентичности с личностными характеристиками подростков.

По результатам экспериментального исследования была выявлена представленность элементов половой идентичности в личностных структурах девиантных и просоциальных подростков. Установлено, что феномен половой идентичности занимает важное место в системе психологических свойств личности подростков.

Определены особенности развития когнитивного компонента половой идентичности девиантных подростков при переходе от 12−13 лет к 14−15 годам, которые заключаются в наличии процесса маскулинизации женских полоролевых образов и процесса феминизации мужских образов у представителей обоих полов. Выявлена специфика развития эмоционального компонента половой идентичности девиантных подростков при переходе от 12−13 лет к 14−15 годам: более позитивным становится отношение к большинству мужчин у девочек и менее позитивным — у мальчиков. Определены особенности развития конативного компонента половой идентичности девиантных подростков при переходе от 12−13 лет к 14−15 годам, которые заключаются в том, что у девочек с отклоняющимся поведением увеличиваются показатели маскулинности, у девиантных подростков обоего пола происходит снижение количества респондентов с недифференцированным полоролевым типом (ведущая позиция данного типа половой идентичности в полоролевой структуре девиантных подростков сохраняется).

Выявлена специфика половой идентичности у подростков с девиантным поведением. Когнитивный компонент половой идентичности девиантных подростков характеризуется большей маскулинностью образа типичной женщины у мальчиков и меньшей маскулинностью образа большинства мужчин у девочек. Эмоциональный компонент половой идентичности девиантных подростков характеризуется менее позитивным отношением к себе мальчиков, меньшей степенью активности и позитивности в отношении к большинству женщин и меньшей степенью силы в отношении к большинству мужчин у мальчиков и девочек. Конативный компонент половой идентичности девиантных подростков характеризуется преобладанием недифференцированного полоролевого типа у представителей обоих полов.

Установлена связь половой идентичности с психологическими характеристиками девиантных подростков: с социально-психологической адаптацией, самоотношением, формами проявления агрессии, личностными качествами и проблемными переживаниями. Изучены психологические характеристики подростков с разными типами половой идентичности (фемининным, маскулинным, андрогинным и недифференцированным).

Методика исследования половой идентичности девиантных подростков доказала свою эффективность и может быть рекомендована психологическим службам школ и центрам психологической помощи подросткам.

Результаты, полученные в исследовании, способствуют расширению системы знаний о психическом развитии человека и позволяют повысить эффективность решения конкретных задач современной психологии развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.B. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. -1987.-№ 5.-С. 70−77.
  2. В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства / В. В. Абраменкова // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 111−118.
  3. Т.П. Тендерная социализация и структура общения в отрочестве // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2009. N 5(7). URL: http://psystudy.ru
  4. В.А. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 89 с.
  5. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / B.C. Агеев // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 152 — 158.
  6. A.B. Психологический пол, как фактор формирования идентичности в юношеском возрасте / A.B. Алексеева //Журнал практикующего психолога. 2003. — № 3. — С. 167−174.
  7. Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, A.C. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74 -82.
  8. И.Р. Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов / И. Р. Алтунина // Психологическая наука и образование. 2006. — № 2. — С. 5 — 15.
  9. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  10. E.H. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук / E.H. Андреева. СПб., 2003. — 23 с.
  11. Т.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т. А. Арканцева, Е. М. Дубовская // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 147 — 155.
  12. Т.А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: дис.канд. психол. наук / Т. А. Араканцева. -М., 1999.- 195 с.
  13. И.А. Психологическая безопасность образовательной среды (Теоретические основы и технологии создания): дис. .доктора психол. наук / И. А. Баева. СПб., 2002. — 386 с.
  14. Е.Ф. Личностный дифференциал: метод, рекомендации / Е. Ф. Бажин, A.M. Эткинд. Л.: Ленингр. науч. — исслед. психоневрол. ин — т., 1983.- 12 с.
  15. А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Эксмо — Пресс, 2000. — 43 с.
  16. Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: дис.. доктора психол. н. / Т. А. Барышева, СПб., 2005. — 360 с.
  17. С. А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних: автореф. дис. .канд. психол. наук / С. А. Беличев. Л., 1977.
  18. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию / А. И. Белкин // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. — С. 777 — 791.
  19. А.И. К проблеме половой идентификации личности / А. И. Белкин // Проблемы современной сексопатологии. М., 1972. — С. 1216.
  20. Т.В. Тендерная психология: уч. пособие / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2006.-431 с.
  21. Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. М.: Прайм — Еврознак, 2004.-320 с.
  22. Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: автореф. дис.. канд. психол. наук / T.JI. Бессонова. М., 1994. — 18 с.
  23. A.A. Общая психодиагностика / A.A. Бодалев, В. В. Столин. -СПб.: Речь, 2000.-440 с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. -460 с.
  25. О.В. Результаты диагностики иерархии ценностных ориентаций у подростков с девиантным стереотипом поведения / О. В. Болотова // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XII симпозиума. М., 2007.
  26. Т.М. Половые различия и современное школьное образование / Т. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 64 — 69.
  27. Н.Е. Особенности агрессии у девочек подростков с делинквентным поведением / Н. Е. Буторина, P.M. Масагутов, М. Н. Красильникова, A.B. Юлдашев, Г. В. Певцов // Российский психиатрический журнал. — 1999. — № 2. — С. 18−23.
  28. Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 9−19.
  29. В мире подростка / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Медицина, 1980. -296 с.
  30. Г. С. Общая сексопатология / Г. С. Васильченко. М.: Медицина. — 1977. — 488 с.
  31. Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г. И. Вергелес // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2009. — № 100. — С. 7 — 18.
  32. O.A. Теоретико методологические основы тендерных исследований / O.A. Воронина // Теория и методология тендерных исследований: курс лекций. -М., 2001. — С. 13−106.
  33. Д. В. Тендерная психология общения / Д. В. Воронцов. -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 208 с.
  34. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 240 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: ACT.-2008.-671 с.
  36. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: автореф. дис.. доктора психол. наук / Л. А. Головей. СПб., 1996.
  37. И.А. Влияние семьи на формирование деликвентности у подростков // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 2. — С. 57−65.
  38. И.А. Социально психологические особенности несовершеннолетних преступников // Социс. — 1994. — № 8 — 9.
  39. Н.В. Половая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением: автореф. дис. .канд. психол. наук / Н. В. Дворянчиков. М., 1998.- 19 с.
  40. М.А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М. А. Догадина, Л. О. Пережогин // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. — № 4.
  41. Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: дис.. д-ра психол. наук / Е. Г. Дозорцева. М., 2000. — 457 с.
  42. Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением / Е. Г. Дозорцева. М.: ГНЦ ССП им.
  43. B.П. Сербского, 2004. 352 с.
  44. Е. Г. К проблеме аномального личностного развития подростков с делинквентным и криминальным поведением / Е. Г. Дозорцева // Российский психиатрический журнал. 1999. — № 3. — С. 28—32.
  45. Т.В. Подросток / Т. В. Драгунова. М.: Знание, 1976. — 96 с.
  46. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 25 — 37.
  47. М.И. Общая, социальная и юридическая психология / М. И. Еникеев. СПб.: Питер, 2003. — 752 с.
  48. С.Н. Агрессивность как специфическая сторона активности и возможности ее исследования на контингенте преступников /
  49. C.Н. Еникополов // Психологическое изучение личности преступника / под. Ред. А. Р. Ратинова. М., 1979. — С. 83 — 114.
  50. С. Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии / С. Н. Еникополов, Н. В. Дворянчиков // Психологический журнал. 2001. — № 3. — Т. 22. — С. 100—115.
  51. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет / Под ред. Регуш Л. А. СПб.: Изд. РГПУ, 2000.
  52. Е.В. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением / Е. В. Заика, Н. П. Крейдин, A.C. Ячин // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 83 — 90.
  53. А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А. И. Захаров // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 57 — 68.
  54. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. М.: Академия, 2003. — 288 с.
  55. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1990.-№ 1.-С. 20−27.
  56. . В. Особенности половой идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью: Дис.. канд. психол. наук / Ж. В. Зуева. -М., 1999. 184 с.
  57. О.И. Формирование позитивно половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста / О. И. Иванова, А. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. — 124 с.
  58. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер. — 2002. — 544 с.
  59. Е.П. Пол и тендер / Е. П. Ильин. СПб.: Питер. — 2010. — 688 с.
  60. Л.В. Развитие психологического пола ребенка дошкольника (4−7 лет): автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. В. Ильиченко. Ростов -н/Д., 1995.- 19 с.
  61. Д.Н. Психопатологи детского возраста / Д. Н. Исаев. СПб.: Спецлит. -2001.-463 с.
  62. Д. Н. Девиантное поведение и половые роли у девочек-подростков / Д. Ы. Исаев, В. Е. Каган // Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987. — С. 25—30.
  63. В.Н. Отклоняющееся поведение подростков как социальная проблема современного российского общества: автореф. дис. .канд. социол. наук / В. Н. Ислентьева. Н. Новгород, 2004. — 21 с.
  64. В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: автореф. дис.. доктора мед. наук / В. Е. Каган. Л., 1991. — 33 с.
  65. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 54 — 61.
  66. Каган В. Е Система половых различий / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 53 — 62.
  67. Р. Факторный личностный опросник Р. Кеттелл. Подростковый вариант ШР (2 / Р. Кеттелл. СПб.: ИМАТОН, 2004. — 24 с.
  68. Кле М. Психология подростка // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103 — 140.
  69. Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. -М.:ТЦ Сфера, 2001.- 160 с.
  70. И. С. Тендерная идентичность и права человека: психологический аспект // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. О. Ю. Малиновой и А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2005. — с. 167−184.
  71. И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С. 61 — 78.
  72. П.А. Возрастно половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: дис.. .канд. психол. наук / П. А. Ковалев. — СПб., 1996. — 161 с.
  73. В.Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития: дис.. канд. психол. наук / В. П. Кокоренко. СПб., 2006.-247 с.
  74. М.В. Психологическое строение пола как характеристика личности старшего дошкольника: автореф. дис. .канд. психол. наук / М. В. Колясникова. М., 1999. — 19 с.
  75. Кон И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. М.: Медицина, 1990. -336 с.
  76. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981.-№ 2.-С. 47−57.
  77. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  78. В.Т. Девиантное поведение у подростков /
  79. B.Т. Кондратенко.-М.: Педагогика, 1998. 159 с.
  80. Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога консультанта: дис. .д-ра психол. наук. / Е. П. Кораблина. — СПб., 2005. — 434 с.
  81. Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: дис. .д-ра психол. наук / Е. Ю. Коржова. СПб., 2001. -485 с.
  82. Т.В., Григоренко E.JL, Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
  83. A.C. Личность и половая роль (симптомокомплекс маскулинности/фемининности в норме и патологии) / Отв. ред. член-кор. АПН Украины Бурлачук Л. Ф. Харьков, 1996.- 139 с.
  84. . И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. М., 1988. — 80 с.
  85. Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  86. H.H. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома: автореф. дис. .канд. психол. наук / H.H. Крыгина. М., 1993. — 17 с.
  87. Т.А. Формирование половой идентичности дошкольника: автореф. дис.. .канд. психол. наук / Т. А. Крылова. Вологда, 2001. — 20 с.
  88. С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков /
  89. C.И. Кудинов // Психологический журнал. 1998. — № 1. — С. 26 — 36.
  90. Т.Г. Половая дифференциация: автореф. дис. .канд. психол. наук / Т. Г. Кукулите. М., 1993. — 17 с.
  91. Л.А. Конструирование тендерных идентичностей в молодежной среде: роль насильственных практик / Л. А. Курзоватова // Вестник казанского технологического университета. 2006. — № 4. — С. 300 -303.
  92. П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер. СПб.: Питер, 1997.
  93. В. Словарь справочник по психоанализу / В. Лейбин. — СПб.: Питер, 2001.-688 с.
  94. Е.В. Поло ролевая идентификация мальчиков и проблемы отклоняющегося поведения / Е. В. Лекторская // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников: сб. науч. тр. -М., 1990.-С. 62−70.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.:Изд-во полит, лит., 1975.-304 с.
  96. А.Е. Психопатология и акцентуация характера у подростка // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 474 — 524.
  97. А.Е. Эти трудные подростки: Записки психиатра / А. Е. Личко. -Л.: Лениздат, 1983.- 126 с.
  98. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Директ — Медиа, 2008. — 1174 с.
  99. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: автореф. дис. .канд. психол. наук / И. И. Лунин.-Л., 1988.-21 с.
  100. В.Х. Экспериментально теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего: дис.. доктора психол. наук / В. Х. Манеров. — СПб., 1993.-457 с.
  101. В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. Спб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.-260 с.
  102. П. Развитие личности ребенка / П. Массен, Д. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 141 -173.
  103. Ю.Т. Развития мышления умственно отсталых школьников: автореф. дис.. .д. психол. наук / Ю. Т. Матасов. Спб., 1997. — 38 с.
  104. Д.А. Онтогенез вербального отражения действительности: дис.. .доктора психол. наук / Д. А. Медведев. СПб., 2006. — 561 с.
  105. Методика диагностики социально психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда // Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие. — Самара, 1988. — С. 457 — 465.
  106. Мид М. Культура и мир детства: избр. произведения / М. Мид. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  107. A.B. Возрастная дискриминация как социально -психологический феномен. Монография / A.B. Микляева. СПб.: Речь, 2009.- 160 с.
  108. A.B. Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика / A.B. Микляева, П. В. Румянцева // Вестник ТПГУ. -2009. -№ 5.-С.129 -133.
  109. О.В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М.: учебно — методический коллектор «Психология», 2001.- 169 с.
  110. Т.В. Психологические особенности половой идентичности современных подростков: дис.. канд. психол. наук / Т. В. Моисеева. М., 2006.- 175 с.
  111. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: Академия, 1998. — 456 с.
  112. Ю.М. Проблема полоролевой идентификации в семейном аспекте / Ю. М. Набиуллина // Психология XXI века: Тезисы международной межвузовской межвузовской научной конференции студентов и аспирантов.- СПб.: СПбГУ, 2001. С. 238 — 239.
  113. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. СПб.:Речь, 2004.-392 с.
  114. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 192 с.
  115. О.Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью: дис. .канд. психол. наук / О. Г. Нугаева. Н. Новгород, 2003. — 228 с.
  116. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Академия, 1995. — 357 с.
  117. Л.Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: автореф. дис. .канд. психол. наук / Л. Н. Ожигова. Краснодар, 2000.- 19 с.
  118. Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. -СПб.: Питер, 2000.-528 с.
  119. С.Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев. М.: Смысл, 1993. — 32 с.
  120. Л.С. Факторы риска девиантного поведения подростков // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М.: МГППУ, 2010.-С. 32−33.
  121. Н.В. Генезис половой идентификации в детском возрасте: автореф. дис. .канд. психол. наук / Н. В. Плисенко. М., 1985. — 16 с.
  122. A.M. О некоторых особенностях развития самосознания в подростковом возрасте в зависимости от условий воспитания / A.M. Прихожан // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. — С. 133 — 136.
  123. A.M. Подросток / A.M. Прихожан, H.H. Толстых, Т. И. Юферева // Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. -С. 205−247.
  124. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини. СПб.: Питер, 2006.- 1096 с.
  125. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. A.A. Реана. -СПб.: Прайм Еврознак, 2002. — 656 с.
  126. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 240с.
  127. A.A. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. — № 5. — С.3−18.
  128. A.A. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. — № 2. — С. 52 — 56.
  129. A.A. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков / A.A. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. — 1999. — С.6−7.
  130. Л.А. Проблемы подростков. Санкт Петербург, 90-е годы / Л. А. Регуш // Наш проблемный подросток. — СПб. — 1999, — С. 6 — 22.
  131. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  132. И.В. Особенности половой идентичности подростков / И. В. Романов // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 39 — 47.
  133. И.В. Развитие половой идентичности в подростковом возрасте: автореф. дис. .канд. психол. наук / И. В. Романов. М., 1996. — 19 с.
  134. Н.Ю. Личностные особенности подростков с различной тендерной идентичностью: дис. .канд. психол. наук / Н. Ю. Рымарев. -Краснодар, 2006. 139 с.
  135. М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников с позиции теории отношений: дис. .канд. психол. наук / М. Ю. Санникова. СПб., 1996.- 110 с.
  136. Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е. Е. Сапогова. -М.: Аспект Пресс, 2001. -460 с.
  137. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / J1.M. Семешок. М.: Флинта, 2003. -96 с.
  138. В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: дис. .доктора психол. наук / В. В. Семикин. СПб., 2004. -379 с.
  139. Е. А. Индивидные и психофизиологические предпосылки становления тендерной идентичности девушек и юношей 14−17 лет / Е. А. Скворцова // Молодой ученый. — 2011. — № 7. Т.2. — С. 64−70.
  140. Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1998. — 688 с.
  141. B.C. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска /
  142. B.C. Собкин, Н. И. Кузнецова. -М.: ЮНЕСКО, 1998. 120 с.
  143. В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с.
  144. С.С. Популярная психологическая энциклопедия /
  145. C.С. Степанов. М.: Эксмо, 2005. — 672 с.
  146. К.В. Полоролевая идентичность у подростков с делинквентным поведением: дис. .канд.психол.наук. 19.00.13. М., 2007. -152 с.
  147. К.В. Тендерная идентичность у подростков с делинквентным поведением /К.В. Сыроквашина, Н. В. Дворянчиков // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 6. — Выпуск 4. — 2007. -С. 261 -267.
  148. И.В. Индивидуально дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5−6 лет вдетском саду: автореф. дис. .канд. психол. наук / И. В. Тельнюк. СПб., 1999.
  149. А.Р. Формирование тендерной идентичности у девушек студенток: автореф. дис. .канд. психол. наук / А. Р. Тивадор. Краснодар, 2000.-21 с.
  150. Н.И. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Н. И. Толстых, С. А. Кулаков // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 35 — 38.
  151. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — С. 3342.
  152. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 31 — 41.
  153. А. Ф. Половые различия в характере подростка / А. Ф. Филатова. Омск: Издательский дом «Наука», 2006. — 228 с.
  154. Флотская НЛО. Онтогенез половой идентичности: Монография / НЛО. Флотская. Архангельск: Поморский университет, 2004. — 463 с.
  155. Флотская НЛО. Развитие половой идентичности в онтогенезе: автореф. дис.. доктора психол. наук / НЛО. Флотская. СПб., 2006. — 48 с.
  156. Флотская НЛО. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: Монография / НЛО. Флотская. Архангельск: Поморский университет, 2007. — 204 с.
  157. А. Психология Я и защитные механизмы // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 64 -90 .
  158. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. М.: Наука, 1989. -455 с.
  159. Т.А. Введение в современную девиантологию: Учебное пособие /Т.А. Хагуров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 343с.
  160. Н.Е. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе «Я» подростка / Н. Е. Харламенкова, Т. С. Стоделова // Психоаналитический вестник, 2002. -№ 10. С. 100 — 115 с.
  161. Н.Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова. -М.: ИП РАН, 2007.-384 с.
  162. С.Н. Психологические особенности оценостных отношений недисциплинированных подростков: автореф. дис. .канд. психол. наук. -Киев, 1981.-23 с.
  163. Э.С. Социально психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности / Э. С. Чугунова // Психол. журнал, 1985. — Т. 6. — № 4. -С. 73 -86.
  164. Шабанов J1.B. Половая принадлежность и тендерная идентичность подростков из семей различного типа / JT.B. Шабанов, И. Л. Шелехов, H.H. Рубан // Вестник ТГПУ. 2009. — № 8. — С. 100−103.
  165. Л.Г. Вариативность тендерной идентичности / Л. Г. Шалаева // Проблема нормы и патологии: современные дискуссионные практики: Материалы Международной научно практической конференции. — Саратов: СГМУ, 2002. — С. 75 — 80.
  166. И.Ю. Полоролевые образы и особенности тендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа: автореф. дис. .канд. психол. наук / И. Ю. Шилов. СПб., 2000. — 19 с.
  167. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. -М.: Академический проект, 2005. 336 с.
  168. Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. М.: Изд. «Просвещение», 1967.-500с.
  169. Э. Г. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
  170. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
  171. B.JI. Формирование наркоманий и токсикоманий у девочек-подростков: автореф. дис. .докт. мед. наук / B. J1. Юлдашев. Уфа, 1996. -46 с.
  172. Р.А. Полоролевая идентификация подростков группы риска: автореф. дис.. .каннд. Психол. наук / Р. А. Юнусова. М., 2008. — 22 с.
  173. А.С. Тендерная идентичность подростков, имеющих опыт употребления наркотических средств: дис. .канд. психол. наук / А. С. Юрина. СПб., 2008. — 132 с.
  174. Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков / Т. И. Юферева // Вопросы психологии. 1985. — № 3. -С. 84 — 90.
  175. Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате / Т. И. Юферева // Возрастные особенности психического развития детей: сб. науч. тр. М., 1982.-С. 122−131.
  176. Bandura A. The Role of modeling Processes in Personality Development / A. Bandura // Social Learning in Chilhood. Belmont, 1975. — P. 183 — 193.
  177. Bern S.L. Androgyny vs. The tight little lives of fluffy women and chesty men / S.L. Bern // Psychology Today. 1975. — September. — P. 59 — 62.
  178. Bern S.L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing / S.L. Bern // Psychol. Rev. 1981. — № 88. — P. 354 — 364.
  179. Biller H.A. Father, Child and Sex Role. Paternal Determinants of Personality Development / H.A. Biller. Lexington: Mass, 1971. — 194 p.
  180. Dammasch F. Jungen das schwache Geschlecht? / F. Dammasch. -Frankfurt: Brandes und Apsel. — 2008.
  181. Douvan E. Sex role learning / E. Douvan // The School Years. London, 1979.-P. 132 — 168.
  182. Eagly A.FI. Gender and leadership style: A meta analysis / A.H. Eagly, B.T. Johnson //Psychol. Bull. — 1990. — Vol. 108. — № 2. — P. 233 — 256.
  183. Koestner R. Multifactorial Approach to the Study of Gender Characteristic / R. Koestner, J.A. Aube // J. Pers. 1995. — Vol. 63, № 3. — P. 681 — 710.
  184. Kohlberg L. Cognitive Developmental Analysis of Children’s Sex — Role Concepts and Attitudes / L. Kohlberg // The Development of Sex Differences. -Standford, 1966. — P. 56 — 93.
  185. Maccoby E.E. Psychology of Sex differences / E.E. Maccoby, C.N. Jaclin. -Standford, 1974.-634 p.
  186. Marcia J. E. Identity in adolescence: handbook of adolescent psychology / J.E. Marcia. New York: John Wiley, 1980. — 85 p.
  187. Martin C.L. A ratio Measure of sex Stereotyping / C.L. Martin // J. Pers. Soc. Psychol. 1987. — Vol. 52. — P. 489 — 499.
  188. Mead G.H. Mind, self and Society / G.H. Mead. Chicago: Chicago UniVol. Press, 1946.- 320 p.
  189. Mertens W. Entwicklung der Psychosexualitat und der Geschlechtsidentitat. Bd. 1. / W. Mertens. Kohlhammer, 1997. — 181 s.
  190. Money J. Gay, straight and in-between: The sexology of erotic orientation / J. Money. New York- Oxford: Oxford UniVol. Press, 1990. — 267 p.
  191. Money J. Nativism Versus Culturalism in Gender Identity Differentiation / J. Money // Sex. Psychoanal. 1975. — № 4. — P. 48 — 67.
  192. Spence J.T. Gender related traits and gender ideology: evidence for a multifactorial theory / J.T. Spence // J. Pers. Soc. Psychol. — 1993. — Vol. 64, № 4. -P. 624−635.
  193. Stockard J. Sex roles: Sex inequality and sex development / J. Stockard, M.M. Jonson. New York: Prentice-Hall, 1989. — 337 p.
  194. Tillmann K-J. Jugend weiblich. Jugend mannlich. Sozialisation. Geschlecht. Identitat / K-J Tillmann. Leske + Budrich Verlag. — 1992. — 158 s.
  195. Waterman A.S. Identili development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review / A.S. Waterman // Dev. Psychol. 1982. — Vol. 18,№ 3.-P. 341 -358.
  196. Williams J.E. Sex stereotypes and intergroup relations / J.E. Williams, D.L. Best // Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. — P. 244−259.
  197. Ziehlke B. Deviante Jugendliche. Individualisierung, Geschlecht und soziale Kontrolle / B. Ziehlke. Leske + Budrich. — 1993. — 241 s.1. Программа исследования
  198. Название методики Девиантные подростки Просоциальные подростки
  199. Мальчики Девочки Мальчики Девочки1213 лет 1415 лет 1213 лет 1415 лет 1213 лет 1415 лет 1213 лет 1415 лет
  200. Семантический дифференциал 46 48 41 43 41 42 44 47
  201. Анкета 46 48 41 43 41 42 44 47
  202. Пять качеств" 46 48 41 43 41 42 44 47
  203. Личностный дифференциал 46 48 41 43 41 42 44 47
  204. Анкета половых ролей С. Бем (ВБЮ) 46 48 41 43 41 42 44 47
  205. Диагностика социально -психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда 36 39 32 35 34 35 36 38
  206. Тест опросник самоотношения С. Р. Пантелеева 34 37 34 32 32 34 36 37
  207. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла 35 38 34 36 35 36 34 38
  208. Опросник Басса Дарки 36 39 32 35 34 35 36 38
  209. Проблемная анкета" (8еИТ§ е Кгепке) 37 36 35 35 36 34 37 39
  210. Полоролевые представления и предпочтения девиантных и просоциальныхподростков (данные представлены в %)
  211. Характеристика Девиантные подростки Просоциальные подростки
  212. Мальчики Девочки Мальчики Девочкип=94) (п=84) (п=83) (п=91)
  213. Удовлетворенность 96,8 90,5 100 94,5своей половой принадлежностью
  214. Причины Не знаю- у Мальчикам Можнонеудовлетворенности девочек лучше лучше- не сходить водежда знаю армию1. Осознание 100 100 100 100необратимости половой принадлежности
  215. Желание изменить 4,3 13,1 1,2 6,6половую принадлежность
  216. Мотивация изменения Интересно- Интересно- Интересно Интересно-пола ненадолго временно- в армию- самой решения принимать попробовать недолго- в армию сходить
  217. Образцы Актеры, Друзья- мама- Актеры, Друзья- мама-идентификации персонажи актрисы, певцы, актрисы, фильмов- спортсменки- персонажи персонажидрузья- отец родители фильмов- друзья- отец книг- родители
  218. Средние значения показателей отношения к себе, представителям своего и противоположного пола у девиантных и просоциальных подростковтаблицы 1 6)
  219. Средние значения показателей отношений к себе и представителям своего и противоположного пола у девиантных мальчиков 12 13 и 14 — 15 лет
  220. Показатели Большинство Большинство Я сам (а)мужчин женщин 12. 14−15 12−13 14−15 12- 13 14−1513 лет лет лет лет лет летобаятельный непривлекательный 1,29 0,89 1,71 1,77 1,21 1,27л добросовестный -безответственный 0,71 0,08 -0,57 0,81** 0,21 0,54
  221. Е-о о и добрый эгоистичный 1,00 0,15* 1,43 0,69* 0,93 1,77отзывчивый черствый -0,14 -0,19 0,64 0,58 0,29 0,19н к т О справедливый -несправедливый 1,00 0,42 0,93 1,19 0,50 1,27*
  222. С дружелюбный -враждебный 0,43 0,42 0,00 0,65 -0,07 0,62честный неискренний 0,07 -0,12 0,43 0,69 -0,21 0,77*
  223. Суммарный балл 0,58 0,57 -0,01 0,06 0,63 0,65разговорчивый -молчаливый 1,07 1,00 1,36 1,46 1,43 1,39открытый замкнутый -0,14 0,46 0,21 0,58 0,29 0,81л деятельный пассивный 0,93 0,35 0,71 0,54 0,57 1,08о о энергичный вялый 0,36 0,46 0,07 0,65 0,29 0,42
  224. И суетливый спокойный -0,29 0,08 -0,29 -0,50 0,36 -1,04**ы общительный нелюдимый -0,36 0,69** 0,07 0,35 -0,14 0,54раздражительный -невозмутимый -0,36 0,08 0,57 -0,38* 0,50 0,62
  225. Суммарный балл 0,17 0,45 0,39 0,39 0,47 0,551. Примечание:
  226. Звездочкой справа обозначена достоверность различий между группами: * Р < 0,05- ** Р с 0,01- *** Р < 0,001.
  227. Средние значения показателей отношений к себе и представителям своего и противоположного пола у просоциальных мальчиков 12 13 и 14 — 15 лет
  228. X, а отзывчивый черствый -0,23 0,25 1,50 1,27 1,32 1,25н X п о справедливый -несправедливый 0,63 1,75** 0,75 1,26 1,75 1,56
  229. С дружелюбный -враждебный -0,25 -0,44 1,25 0,87 2,02 1,13*честный неискренний 0,26 1,07 1,25 1,06 1,50 1,18
  230. Суммарный балл 0,01 0,40 1,12 1,00 1,04 0,841. Примечание:
  231. Звездочкой справа обозначена достоверность различий между группами: * Р < 0,05- ** Р <0,01- *** Р< 0,001.
  232. Средние значения показателей отношений к себе и представителям своего и противоположного пола у девиантных девочек 12 13 и 14 — 15 лет
  233. Показатели Большинство мужчин Большинство женщин Я сам (а)1213 лет 14−15 лет 12- 13 лет 14−15 лет 12−13 лет 14−15 лет
  234. Суммарный балл -0,21 0,94** 0,80 0,88 1,37 1,29
  235. Суммарный балл 0,21 0,41 0,20 0,26 0,29 0,74
  236. Суммарный балл 0,02 0,54 0,31 0,51 0,82 0,761. Примечание:
  237. Звездочкой справа обозначена достоверность различий между группами: * Р < 0,05- ** Р < 0,01- *** Р< 0,001.
  238. Средние значения показателей отношений к себе и представителям своего ипротивоположного пола у просоциальных девочек 12 13 и 14 — 15 лет
  239. С дружелюбный -враждебный 0,14 0,72 1,56 0,77 2,13 0,72**честный неискренний 0,04 0,11 1,43 0,92 1,38 0,98
  240. Суммарный балл 0,40 0,49 1,12 0,97 1,17 0,991. Примечание:
  241. Звездочкой справа обозначена достоверность различий между группами: * Р < 0,05- ** Р< 0,01- *** Р< 0,001.
  242. Средние значения показателей отношений к себе и представителям своего ипротивоположного пола у девиантных и просоциальных мальчиков 12−15 лет
  243. Показатели Большинство мужчин Большинство женщин Я сам (а)1. ДП ПП ДП ПП ДП ППобаятельный непривлекательный 1,09 1,21 1,74 2,09 1,24 1,27добросовестный -безответственный 0,40 0,38 0,12 1,06 0,38 1,12
  244. Н О о добрый эгоистичный 0,58 0,91 1,06 1,45 1,35 1,46
  245. X т отзывчивый черствый -0,17 0,01 0,61 1,39 0,24 1,29*
  246. К Н со О справедливый -несправедливый 0,71 1,19 1,06 1,01 0,89 1,66
  247. С дружелюбный -враждебный 0,43 -0,35* 0,33 1,06 0,28 1,58*честный неискренний -0,03 0,67 0,56 1,16* 0,28 1,34
  248. Ч и напряженный -расслабленный 0,16 0,28 0,26 -0,05 0,13 0,82уверенный -неуверенный 0,48 0,93 0,36 0,15 0,81 1,61самостоятельный несамостоятельный 0,66 1,31 0,28 0,42 0,87 1,16
  249. Суммарный балл 0,58 1,08* 0,02 0,21 0,64 1,11разговорчивый -молчаливый 1,04 -0,04** 1,41 2,26* 1,41 1,50открытый замкнутый 0,16 0,16 0,40 1,00 0,55 1,55*
  250. Я деятельный пассивный 0,64 0,67 0,63 1,10 0,83 1,06о о энергичный вялый 0,41 0,64 0,36 1,34 0,36 1,53**
  251. X со суетливый спокойный -0,11 -0,39 -0,40 0,11 -0,34 -0,54н общительный нелюдимый 0,17 0,66 0,21 1,56* 0,2 1,44**раздражительный -невозмутимый -0,14 -0,26 0,10 0,09 0,56 0,03*
  252. Суммарный балл 0,31 0,20 0,39 1,06*** 0,51 0,941. Примечание:
  253. ДП девиантное поведение, ПП — просоциальное поведение
  254. Звездочкой справа обозначена достоверность различий между группами: * Р < 0,05- ** Р < 0,01- *** Р< 0,001.
  255. Средние значения показателей отношений к себе и представителям своего и противоположного пола у девиантных и просоциальных девочек 12−15 лет
  256. X и отзывчивый черствый 0,64 -0,20* -0,15 1,05* 1,25 1,33
  257. Е- СП О справедливый -несправедливый 0,64 0,70 1,42 0,88 1,47 1,43
  258. С дружелюбный -враждебный -0,40 0,43* 0,65 1,17 1,05 1,43честный неискренний 0,79 0,08 0,26 1,18 1,17 1,18
  259. Суммарный балл 0,31 0,88 0,23 0,36 0,51 0,84разговорчивый -молчаливый 0,19 0,12 1,27 1,98 1,85 1,73открытый замкнутый 0,18 0,45 0,11 1,32* 0,22 1,00деятельный пассивный 0,71 0,66 1,12 1,03 0,83 1,64о о энергичный вялый 0,32 0,84 0,36 1,30 0,94 1,35
  260. X м суетливый спокойный 0,16 0,05 -0,02 -0,09 0,40 -0,23общительный нелюдимый -0,35 0,73* 0,11 1,78** 0,95 1,69*раздражительный -невозмутимый 0,79 0,30 -0,06 0,02 0,33 0,36
  261. Суммарный балл 0,28 0,45 0,41 1,05* 0,79 1,081. Примечание:
  262. ДП девиантное поведение, ПП — просоциальное поведение
  263. Звездочкой справа обозначена достоверность различий между группами: * Р < 0,05- ** Р < 0,01- *** Р <0,001.
  264. Особенности развития когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у девиантных и просоциальныхподростков (рисунки 1 9)00позитивность сила активность позитивность сила
  265. Большинство мужчин Большинство женщин1.1-гактивность позитивностьсила Яактивность
  266. Девиантные мальчики 12−13 лет ¦ Девиантные мальчики 14−15 лет
  267. Просоциальные мальчики 12−13 лет
  268. Просоциальные мальчики 14−15 летоо1.1-гпозитивность сила активность позитивность сила
  269. Большинство мужчин Большинство женщин1.1-гактивность позитивность силаЯактивность
  270. Девиантные девочки 12−13 лет ¦ Девиантные девочки 14−15 лет
  271. Просоциальные девочки 12−13 лет
  272. Просоциальные девочки 14−15 летпозитивность сила активность позитивность сила активность позитивность сила активность Большинство мужчин Большинство женщин Я
  273. Девиантные мальчики? Просоциальные мальчики Ш Девиантные девочки? Просоциальные девочки
  274. Маскулинный тип половой идентичности? Фемининный тип половой идентичности
  275. Андрогинный тип половой идентичности? Недифференцированный тип половой идентичности12.13 лет 14−15 лет1. Просоциальные мальчики12.13 лет 14−15 лет1. Девиантные мальчики12.13 лет 14−15 лет1. Девиантные девочки
  276. Маскулинный тип половой идентичности
  277. Андрогинный тип половой идентичности12.13 лет 14−15 лет1. Просоциальные девочки
  278. Фемининный тип половой идентичности
  279. Недифференцированный тип половой идентичности
  280. Рис. 5. Особенности развития конативного компонента половой идентичности у девочек 12−13 и 14−15 лет девиантным и просоциальным поведением. мальчики девочки1. Девиантные подростки
  281. Маскулинный тип половой идентичности
  282. Андрогинный тип половой идентичностимальчики девочки1. Просоциальные подростки
  283. Фемининный тип половой идентичности
  284. Недифференцированный тип половой идентичности
  285. Рис. 6. Особенности развития конативного компонента половой идентичности у подростков мужского и женского пола с девиантным и просоциальным поведением.12.13 лет 14−15 лет 12−13 лет 14−15 лет
  286. Девиантные мальчики Просоциальные мальчики
  287. Я образ Ё1 Идеал мужчины? Идеал женщины ¦ Большинство мужчин? Большинство женщин12.13 лет 14−15 лет 12−13 лет 14−15 лет
  288. Девиантные девочки Просоциальные девочки
  289. Я образ В Идеал мужчины? Идеал женщины ¦ Большинство мужчин? Большинство жен шин0,2мальчики девочки мальчики девочки
  290. Девиантные подростки Просоциальные подростки
  291. Я образ В Идеал мужчины? Идеал женщины ¦ Большинство мужчин? Большинство женщин
Заполнить форму текущей работой