Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подросток-беспризорник как субъект психолого-педагогической реабилитации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: существуют личностные особенности подростков-беспризорников, которые в условиях безнадзорности усиливаются и затрагивают такие существенные характеристики личности как система ценностей, мотивация, временная перспектива, самооценка, коммуникативные навыки, что в значительной степени определяет девиантное поведение и социально-педагогическую запущенность. Цель… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Попечительская забота о беспризорных детях как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Социальные аспекты безнадзорности и беспризорности в современной России
    • 1. 3. Проблема профилактики и реабилитации беспризорных детей и подростков в педагогической психологии
    • 1. 4. Социальный приют (гостиная) — как одна из организационных и психолого-педагогических форм оказания помощи детям
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА-БЕСПРИЗОРНИКА
    • 2. 1. Социализация подростка: уровни, содержание и структура
    • 2. 2. Характеристика подросткового возраста в отечественной психологической литературе
    • 2. 3. Характеристика подросткового возраста в зарубежной психологической литературе
    • 2. 4. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА-БЕСПРИЗОРНИКА КАК СУБЪЕКТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
    • 3. 1. Процедура, организация и методы исследования
    • 3. 2. Сравнительный анализ психологических особенностей личности подростка, проживающего в семье, и подростка-беспризорника, проживающего в приюте
    • 3. 3. Психолого-педагогические рекомендации специалистам государственных реабилитационных учреждений по работе с беспризорными детьми и их родителями

Подросток-беспризорник как субъект психолого-педагогической реабилитации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях проблема беспризорности и безнадзорности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также четко обозначившаяся проблема социального сиротства приобрела особую остроту. По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 700 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Горькой приметой нашего времени является социальное сиротство. Среди воспитанников интернатов и детских домов преобладают — дети, родители которых: лишены родительских прав (68%) — несостоящие в браке (8%) — отказались от своих прав при рождении ребенка (7%) — недееспособные по болезни, находящиеся в заключении, (соответственно 7 и 4%) — дети-сироты и подкидыши составляют всего (5 и 1%). В Республике Башкортостан насчитывается более 17 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.

Потеря семьи — тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий психологический след в его судьбе. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, частая смена таких учреждений, позднее усыновление — все это события, травмирующие психику ребенка, затрудняющие реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, разрушающие систему его взаимоотношений с окружающим миром.

Отсутствие у детей-сирот связи с родственниками, другими взрослыми, недостаточная ориентация в социально-культурной сфере усугубляют социальную ситуацию развития ребенка, затрудняют его вступление в самостоятельную жизнь.

Еще сложнее выглядит ситуация с детьми — беспризорниками. Задача интеграции таких детей в общество, возвращение им школьного детства, эмоциональной поддержки выступает как наиболее важная психолого-педагогическая проблема.

Увеличение числа детей-беспризорников, нуждающихся в государственной опеке, требует разработки мероприятий воспитательного и обучающего характера, развития сети учреждений для психолого-педагогической реабилитации таких детей. Отсутствие практики положительных межличностных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, потеря статуса школьника, выпадение из образовательного пространства, высокая вероятность профессиональных и личностных неудач в дальнейшем, «застревание» в асоциальном сообществе актуализируют социальную, практическую и научную значимость психолого-педагогической реабилитации подростков-беспризорников.

Цель исследования состоит в выявлении личностных особенностей современного подростка-беспризорника как субъекта психолого-педагогической реабилитации, организованной в социальных приютах.

Объест исследования: личность беспризорника, проживающего в городском и сельском приюте.

Предмет исследования: личностные особенности подростков-беспризорников, находящихся на психолого-педагогической реабилитации в социальном приюте.

Гипотеза исследования: существуют личностные особенности подростков-беспризорников, которые в условиях безнадзорности усиливаются и затрагивают такие существенные характеристики личности как система ценностей, мотивация, временная перспектива, самооценка, коммуникативные навыки, что в значительной степени определяет девиантное поведение и социально-педагогическую запущенность. Цель психолого-педагогической реабилитации беспризорников в условиях проживания в государственных учреждениях реабилитации (городских и сельских приютах) — восстановление подростка как субъекта учения и общения, для реализации которой необходим учет их личностных особенностей.

Задачи исследования:

1.Ha основе изучения официальных документов и научных психолого-педагогических источников провести анализ состояния проблемы беспризорности.

2.Изучить причины возникновения социальной беспризорности и психологические особенности детей-беспризорников младшего подросткового возраста.

3.Подобрать диагностические методики, разработать и провести эмпирическое исследование личностных особенностей подростков-беспризорников.

4.Разработать рекомендации по психолого-педагогической реабилитации и коррекции личностного развития подростка-беспризорника.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы социокультурной детерминации психических процессов и явлений, а также представление о социальной ситуации развития как об одном из источников развития (JT.C. Выготский, A.A. Бодалев, Л. И. Божович, A.B. Петровский, C. J1. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) — положение об активном характере социализации и социальной адаптации личности (Л.С.Выготский, И. С. Кон, Я. Л. Коломинский и др.) — представления отечественных и зарубежных авторов о закономерностях психического развития в подростковом возрасте (A.A. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, B.C. Мухина, A.B. Мудрик, A.B. Петровский, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, А. Адлер, Р. Бенекдит, Дж. Боулби, А. Гезелл, М. Кле, Э. Кречмер, Й. Лангмайер, К. Левин, Р. Лэнг, 3. Матейчик, М. Мид, Г. С. Салливен, С. Холл, Э. Шпрангер, А. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг и др.) — положение отечественных исследователей о значимости других в становлении и развитии личности ребенка-сироты (И.В. Дубровина, Т. В. Драгунова, В. П. Зинченко, М. И. Лисина, B.C. Мухина,.

A.M. Прихожан, А. Г. Рузская, H.H. Толстых, Д. Б. Эльконин, A.A. Ярулов и др.).

Методы исследования. В соответствии с посталенной целью и задачами, в работе был использован комплекс методов, включающий: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, диагностический комплекс включающий методики: «Самооценка человека по его жизненным конструктам» Дембо-Рубинштейн- «Ценностные ориентации» М. Рокича- «Оценивание пятилетних интервалов» A.A. Кроник- «Фантастический выбор" — «Методика рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга,, а также методы статистической обработки результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениямиприменением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхиспользованием методов математической статистики при обработке результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследованы психологические особенности современных беспризорников младшего подросткового возраста. Установлено, что для подростков-беспризорников потребности нравственной направленности более значимы, а потребности материальной направленности менее значимы, чем для подростков, проживающих в семьях. Обнаружено, что психологический возраст и коэффициент взрослости, а также самооценка и уровень притязаний у подростков-беспризорников ниже, чем у подростков, воспитывающихся в семьях. Выявлено, что подростки-беспризорники недостаточно адаптированы к своему социальному окружению и характеризуются высокой степенью аутоагрессии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем данные могут использоваться психологами, воспитателями, педагогами и социальными работниками приютов в работе с детьми — беспризорниками, материалы исследования могут быть использованы в работе центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, в практике психологической службы общеобразовательных школ. На защиту выносятся следующие положения:

1.Социальная беспризорность изменяет социальную ситуацию развития подростков, вызывая искажения в развитии личностной сферы ребенка.

2. Длительный характер беспризорности при возрастно-неадекватных способах выживания (жизнедеятельности) уменьшает психологический возраст и коэффициент взрослости подростков, но увеличивает субъективное ощущение реализованное&tradeжизни.

3.Социальная среда и характер ее воздействия на ребенка имеют ключевые значения в развитии личности ребенка. Дети-беспризорники и дети, воспитывающиеся в семьях, значимо различаются по направленности мотивов, иерархии и содержанию осознаваемых потребностей.

4.В процессе психолого-педагогической реабилитации подростков-беспризорников следует учитывать, что для подростков-беспризорников характерна противоречивость личностного развития, низкая адаптированность сопровождается аутоагрессией, возрастает сензитивность к общечеловеческой и личностной направленности в противовес групповой, недостижимость материальных благ порождает демонстративную переориентацию на нравственные ценности, условия беспризорности повышают социальные навыки подростков (коммуникативные), но снижают уверенность в себе.

5.Цель психолого-педагогической реабилитации — обеспечение ребенку эмоциональной теплоты, возвращение школьного детства, восстановление социального статуса школьника, обеспечение социальной адаптации в обществе и социализации в целом.

Организация исследования и выборка испытуемых. Экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных школ и социальных приютов г. Уфы и п. Чишмы Республики Башкортостан в три этапа с 2001 года по 2006 г. Общее количество испытуемых составило 120 человек: 60 подростков 10−11 лет, проживающих в семьях и 60 подростков-беспризорников 10−11 лет, проживающих в приютах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно — экспериментальной работы в приютах г. Уфы и п. Чишмыа также посредством публикации материалов диссертационной работы (5 статей). Основные положения исследования докладывались автором на педагогических советах Уфимского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекциина городской научно-практической конференции «Проблемы психологической службы города» (Уфа, 2002) — межрегиональной научно — практической конференции «Благополучие молодой семьи: опыт, проблемы, перспективы» (Уфа, 2003) — городской научно-практической конференции «Особенности деятельности педагога-психолога в условиях модернизации педагогического образования» (Уфа, 2004). По материалам исследования разработаны научно-методические рекомендации для специалистов приютов с целью повышения уровня психокоррекционной и реабилитационной помощи детям-беспризорникам.

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 169 источника (из которых 12 на иностранных языках) и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог выполненной в диссертационном исследовании работы, важно отметить следующее:

1 .Проведенный теоретический анализ позволяет заключить, что психолого-педагогическая реабилитация беспризорных подростков, направленная на восстановление нарушенных психических состояний, на возвращение в образовательную среду, на компенсацию утраченных школьно-необходимых качеств является важной общегосударственной и научной задачей.

2.Социальная беспризорность изменяет социальную ситуацию развития подростков, вызывая искажения в развитии личностной сферы ребенка и способствует формированию глубоких личностных деформаций, перемещению подростков в низший социальный слой — «социальное дно». Длительный характер беспризорности при возрастно-неадекватных способах выживания (жизнедеятельности) уменьшает психологический возраст и коэффициент взрослости подростков, но увеличивает субъективное ощущение реализованное&tradeжизни.

3.Социальная среда и характер ее воздействия на ребенка имеют ключевые значения в развитии личности ребенка, так социальная безнадзорность способствуют горизонтальной асоциальной мобильности подростков — это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя, тогда как явления социальной беспризорности способствуют вертикальной асоциальной мобильности подростков, а именно их переходу из одного социального слоя в другой более низкий — «социальное дно». Дети-беспризорники и дети, воспитывающиеся в семьях, значимо различаются по направленности мотивов, иерархии и содержанию осознаваемых потребностей.

4.В процессе психолого-педагогической реабилитации подростков-беспризорников следует учитывать, что для подростков-беспризорников характерна противоречивость личностного развития, низкая адаптированность сопровождается аутоагрессией, возрастает сензитивность к общечеловеческой и личностной направленности в противовес групповой, недостижимость материальных благ порождает демонстративную переориентацию на нравственные ценности, условия беспризорности повышают социальные навыки подростков (коммуникативные), но снижают уверенность в себе.

5. Учет личностных особенностей подростков-беспризорников позволяет достигнуть цели психолого-педагогической реабилитации беспризорников в условиях проживания в государственных учреждениях реабилитации. Цель психолого-педагогической реабилитации беспризорников в условиях проживания в городских и сельских приютах — восстановление социальной субъектности подростка.

6.На сегодняшний день одной из самых распространенных организационных форм помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является социальный приют, позволяющий осуществлять реабилитационный процесс комплексно и эффективно.

7.0существляя психолого-педагогическую реабилитацию беспризорников необходимо учитывать особенности места проживания (город, поселок, деревня и т. д.), влияющие на их социализацию, изученные личностные особенности подростковбеспризорников, опираясь при этом на нормативно-соответствующее развитие системы ценностных ориентаций, а психолого-педагогическое воздействие в первую очередь направить на коррекцию временной перспективы и самооценки беспризорников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре // Прикладная психология, 1999,5.
  2. А. Беспризорные дети. М.: Просвещение, 1991.
  3. М. Обратим ли эффект депривации? М.: Просвещение, 1991.
  4. .Н. Психологические основы педагогической реабилитации.-Екатеринбург, 2000.
  5. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности М.: Наука, 1981.
  6. М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната.- М., 1991.
  7. И.А. Изучение ребенка в детском доме. -М.: Просвещение, 1991.
  8. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.- М., 1997.
  9. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.-. М., 1989.
  10. Ю.Байтингер И. Е. Творческая деятельность детей-сирот младшегошкольного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: Автореф. дис.к. психол. наук.- Челябинск, 2000.
  11. П.Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии/ Пер. с англ.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995
  12. Л.Н., Харин С. С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Методические рекомендации.- Минск, 1995.
  13. Бауман 3. Мыслить социологически. -М.: Аспект пресс, 1996.
  14. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  15. П.П. Избранные психологические произведения.- М., 1964.
  16. A.A. Личность и общение.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.
  18. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1979, 4.
  19. В.Ю. Психотренинг.- СПб, 1994.
  20. С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества М.: Издательство МПСИ- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  21. ДЖ. Детям- любовь и заботу// Лишенные родительского попечительства М., 1991.
  22. .Д., Скляров В. Ф., Новикова М. А. Социальный портрет современного беспризорного//Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. -М., 1997.
  23. Г. М. Эмоциональные основы онтогенеза личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук.- М., 1990.
  24. З.В. Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. -М., 1997.
  25. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М., 1988.
  26. В мире подростка. / Под ред. Бодалева A.A. М., 1980.
  27. И.И. О трудных детях // Воспитание школьников. -1990,1.
  28. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах интернатах.- М., 1992.
  29. Л.С. Педология подростка // Собр. Соч.: в 6-ти т., т. 4 М., 1984.
  30. Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч.: в 6-ти т., т. 4-М., 1984.
  31. JI.C. Развитие личности и мировоззрение ребенка// Психология личности: Тексты.- М., 1982.
  32. В.И. Практическая психотерапия.- СПб, 1994.
  33. Г. Н. О сотрудничестве специалистов приюта в реабилитационной работе с детьми // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М., 1997.
  34. Л. Генералы вокзальных карьеров // Учительская газета. -2000.
  35. A.B. Пространственно- временные отношения и проблемы приюта // Социальная психология сегодня: Матер. Междунар. Конф.: в 2 т.- Ярославль, 2003.- т.1.
  36. С. За пределами мозга. / Пер. с англ., 2-е изд.- М.- 1993.
  37. Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик.-М.- Класс, 1993.
  38. С.П. Маргинальная антропология Саратов, 2000.
  39. И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. -Серия: Семья и воспитание. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
  40. Н.Ф. Медико-социальная реабилитация детей и подростков в социозащитных учреждениях // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. -М., 1997.
  41. A.B. Проблемы обучения воспитанников приюта // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. -М. -1997.
  42. Т.В. Подросток, — М., 1976.
  43. O.A. Из опыта работы социального приюта для несовершеннолетних г.Новокузнецка // Первые итоги из опыта работыспециализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. -М. 1997.
  44. И.В. Школьная психологическая служба.- М., 1991.
  45. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей М., 1982.
  46. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Стребелевой Е.А.- М: Полиграф сервис, 1998.
  47. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Под ред. В. Н. Панферова.- Псков: Издательство ПОИУУ, 1994.
  48. Ерзунов В. И и др. Клуб для подростка.- М.: Просвещение, 1986.
  49. О.Ю. Математическая статистика для психологов.- М.: МПСИ, 2003.50.3акон об образовании.//Спутник. 1999,8.
  50. Закон РБ «О государственное системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в РБ». -Уфа, 1998.
  51. Г. М. Принципы организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков // Семья в России. -1997, 3.
  52. H.A. Опыт организации отношений детей в совместной деятельности // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков.-М., 1997.
  53. В.Н. Лицом к «трудным» подросткам // Народное образование. -1997, 7.
  54. Кле М. Психология подростка. -М., 1991.
  55. В.В. Кризис системы образования// Социологические исследования.- 1994,4.
  56. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.-Минск, 1969.
  57. Кон И. С. Открытие «Я» М., 1978.
  58. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989.
  59. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по психологии.- М.: Просвещение, 1987.
  60. Я. Интернат. М.: Просвещение, 1991.
  61. И.Г. Нравственное и эстетическое воспитание детей в приюте // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений пореабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М., 1997.
  62. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте Прага, 1984.
  63. М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии М., 1978.
  64. О.В. Педагогическая психология воспитания.- М., 1997.
  65. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков.-М., 1999.
  66. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.
  67. A.B. О детских домах и беспризорности: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1991.
  68. Р. Расколотое «Я» СПб: Белый кролик, 1995.
  69. Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: Монография. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2000.
  70. Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.- Н. Новгород, 2002.
  71. В.Б., Солонин Ю. Н., Шилков Ю. М. Жизненный мир личности.// Социально-политический журнал, 1997, 2
  72. А.Ю. Адаптация подростков, лишенных родительского попечительства в структуре АЛБД. М.: Просвещение, 1991.
  73. В.Н. Личность и неврозы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
  74. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах. М.: Просвещение, 1991.
  75. Мид М. Культура и мир детства.- М., 1988.
  76. Мир детства: Подросток./ Под ред. А. Г. Хрипковой М., 1989.
  77. М.Н. профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: проблема формирования государственной системы // Семьи в России. -1997,3.
  78. A.B. Социальная педагогика,— М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  79. B.C. К проблеме социального развития ребенка// Психологический журнал.- 1980, 5.
  80. B.C. Проблемы генезиса личности.- М., 1985.
  81. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типаII Вопросы психологии.- 1989,1.
  82. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. М.: Просвещение, 1991.
  83. A.M. Детская беспризорность- опасное социальное явление // Государство и право.-2001, 6.
  84. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.
  85. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
  86. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.-Ростов н/Д.: Феникс, 1996 т.2.
  87. И.Г. Избранные педагогические сочинения: 2 т.-М., 1981.
  88. . Избранные психологические труды.- М., 1967.
  89. М.М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие, как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. —1997, 2.
  90. И.Э. Психология в семье. — М.: Педагогика, 1991.
  91. Положение о гостиной МПЦЗД, Журавушка". -Уфа, 1998.
  92. Постановление правительства от 06.02.96 № 1092 «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
  93. A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005.
  94. A.M., Толстых H.H. Исследование психологического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении// Лишенные родительского попечительства.- М., 1991.
  95. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни.-М.: Знание, 1990.
  96. С., Липтон Р. Младенцы в приюте. М.: Просвещение, 1991.
  97. И.Г. Эта невыносимая легкость бытия (о детях-беспризорниках) // Нева. -1996, 4.
  98. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под. Ред. Лисина М. И., М.: Педагогика, 1990.
  99. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской.- М., 1990.
  100. Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И. В. Дубровиной,-М., 1995.
  101. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.- М.: Мир, 1994.
  102. К. Групповая психотерапия.- М.: Прогресс, 1993.
  103. С.Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у 6-ти летних детей.- М., 1990.
  104. Л.И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме, — М., 1990.
  105. Л.Я. Гостиные дети: (о детских домах) // Новый мир. -1993, 10.
  106. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  107. Т.Я., Цымбая Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л. Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.
  108. А. Без вины виноватые // Труд, 2000.
  109. Семья, дети: факты и проблемы. //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.- 1999, 11.
  110. Сирота заложник политических амбиций? В России более 500 тыс. детей без семьи // Учительская газета. -1998.
  111. Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации.- М., 1987.
  112. Социальная работа профессия XXI века.//Материалы I Студенческого Форума 1 декабря 1998 года. — Уфа, 1998.
  113. Социальная работа. М.: Юрист, 1997.
  114. Социальный приют: сборник методических рекомендаций.-Новосибирск: Изд-во НГГГУ, 1999.
  115. Страна погибнет, если власть не займется спасением семьи // Труд, 2000.
  116. Т.М. Нравственное развитие личности.- Киев: Знание, 1981.
  117. A.B. Взрослые и дети: парадоксы общения.- М.: Педагогика, 1988.
  118. A.B. Наедине со всеми: о психологии общения.- Мн.: Полымя, 1990.
  119. В. А. Комплексная диагностика детей в реабилитационном учреждении // Семья в России. -1997. -№ 1.
  120. У семи нянек (операция «подросток» спасение беспризорных детей) // Труд. -1998.
  121. Указ Президента РФ от 06.03.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».
  122. Устав муниципального учреждения «Медико-педагогический центр защиты детства «Журавушка» Калининского р-на г. Уфы. — Уфа, 1997.
  123. Д.И. Особенности личностного развития подростков в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. М., 1994, 0.
  124. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- М., 1985, 6.
  125. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М., 1989.
  126. Д.И. Психология современного подростка.- М., 1987.
  127. Д.И. Психология становления личности.- М., 1994.
  128. Филосовский энциклопедический словарь. / Под ред. Аверинцева С.С.- М., Советская энциклопедия, 1989.
  129. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими/ Общ. ред. М. С. Майковского.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
  130. В.А. Социально-психологические причины побега из дома девочек // Социальная работа с детьми и подростками группы риска.-СПб., 2000.
  131. И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства.- Минск: Тесей, 1999.
  132. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  133. В. Обретение надежды М.: Педагогика, 1988.
  134. М.Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М., 1997.
  135. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ -М.: Изд. Группа «Прогресс» «Универс», 1993.
  136. В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. — М.: Логос, 2002
  137. А.И. социальная реабилитация: своевременность и результативность/УПервые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М., 1997.
  138. A.JI. О некоторых психологических вопросах воспитательной работы в школах-интернатах // Вопросы психологии.-1956, № 6.
  139. P.A. Поведение депривированных детей. М.: Просвещение, 1991.
  140. С.Г. Школьный конфликт глазами психолога // Педагогика.- 2001, 9.
  141. В.П. Особенности общения старших подростков в условиях школы-интерната // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности.-М., 1978.
  142. Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики.- М., 1994.
  143. Э.Г. Психология и психотерапия.- СПб.: Питер, 1999.
  144. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, 4
  145. Д.Б. Психология игры, — М., 1978.
  146. Юнг К. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.: канон, 1994
  147. Т.Н. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и интернате М.: Просвещение, 1991.
  148. Adler A. Social interest: A challenge to mankind.- N.Y.: Capricon books, 1964.
  149. Craig N. Shealy.(1995) From Boys Town to Oliver Twist. Journal of Amerikan Psychologist.
  150. Dear Abby. (1995 a, February 6). Some orphanages are step forward. Stars and Stripes.
  151. Dear Abby. (1995 b, February 27). Pain from orphanages are still fresh. Stars and Stripes.
  152. . J. A. (1978). Family interaction and communication deviance in disturbed and normal families. A review of research. Family Process.
  153. Erikson E. H. Childhood and Society. N. Y.: Norton, 1950.
  154. . D. (1994, December 12). History of the orphanage. Newsweek.
  155. . L. (1995). Teenage mothers and their children: Risks and problems: A review. Canadian Journal of Psychiatry
  156. , C.G. (1964) The collected works: Vol. 17, The development of personality. Princeton: Princeton Univ. Press.
  157. . H.W. (1987). Children and youth grow and develop in droup care. Child and Youth Services.
  158. Maslow A.H. Motivation and personality. 2 nd ed. — N.Y.: Harper and Row, 1970(a)-XXX.
  159. . A. (1994). The drama of the gifted child. New York: Basic Books.
Заполнить форму текущей работой