Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для оценки результативности методики может быть использован опрос учащихся при помощи опросника в целях определения уровня сформированности мотивации и самооценки («Хочу», «Могу»). Для оценки уровня сформированности саморефлексии учащихся используется шкала «Могу» опросника, а при оценке сформированности уровня мотивации используется шкала «Хочу» того же опросника. Саморефлексия и мотивация имеют… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования самоорганизации учебной деятельности учащихся
    • 1. 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования самоорганизации учебной деятельности учащихся
    • 1. 2. Психологическая готовность учащихся старших классов к самоорганизации учебной деятельности
    • 1. 3. Педагогические условия формирования учебной самоорганизации учащихся
  • Выводы
  • II Глава. Опытно-экспериментальная работа по обучению учащихся старших классов школы приемам самоорганизации учебной деятельности
    • 2. 1. Методика проведения опытно-экспериментальной работы по формированию приемов самоорганизации учебной деятельности. j Q2 j
    • 2. 2. Анализ и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы и их интерпретация

Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: В современных социокультурных условиях общества предъявляют высокие требования к формированию личности, умеющей сознательно и ответственно организовывать свою деятельность, осуществлять самообразование, профессиональное и социальное самоопределение. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие активности, творческих способностей, самостоятельности, предприимчивости, саморефлексии. Формирование этих качеств личности необходимо осуществлять в процессе обучения в школе.

Процесс формирования личности учащихся в учебной деятельности получила освещение во многих научных трудах. Психологические основы формирования самоорганизации личности раскрыты в исследованиях К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, В. С. Мерлина, А. В. Петровского, В. Д. Шадрикова. Развития рефлексивных приемов проанализированно в исследованиях В. К. Зарецкого, И. С. Ладенко, Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова. Процесс формирования самоорганизации учебной деятельности нашел отражение в трудах Г. Н. Васильева, Т. В. Драгуновой, Р. А. Зобова, В. Н. Келасьева, С. В. Костарева, А. И. Липкиной,.

A.Г.Спиркина и др. Самостоятельность рассматривается как поведенческая сторона самоорганизации в работах психологов В. В. Давыдова, И. А. Зимней, З. И. Калмыковой, Л. А. Концевой, А. К. Марковой, Н. А. Менчинской,.

B.Д.Шадрикова, педагогов М. А. Данилова, Б. П. Есипова, П. И. Пидкасистого,.

В.А.Сластенина, А. В. Хуторского, Г. И. Щукиной и др. Технологические способы продуктивного управления учебной деятельностью исследованы в трудах В. П. Беспалько, Г. М. Коджаспировой, А. А. Вербицкого, Т. В. Кудрявцева, М. М. Левиной, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, В. Оконя, Н. Ф. Талызиной, Н. Ф. Харламова, Л. Ф. Фридмана, В. А. Якунина и др.

Вместе с тем самоорганизация учащихся в учебной деятельности до последнего времени не подвергнута всестороннему научному анализу, хотя современная образовательная ситуация предопределяет необходимость ее технологического обеспечения. На этом основании был сделан выбор темы исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы педагогические условия формирования приемов самоорганизации учащихся старших классов в учебной деятельности? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: познавательная самостоятельность учащихся в учебной деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования приемов самоорганизации учащихся старших классов в учебной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс формирования приемов самоорганизации учащихся старших классов в учебной деятельности может быть существенно улучшен, если:

— применяются специальные методики, ориентированные на развитие у учащихся осознанности выполняемых ими учебных действий, понимание целей учебной деятельности и рефлексивный анализ;

— технология обучения учащихся самоорганизации учебной деятельности строится на основе применения специальных проблемных задач, направленных на развитие умений целеполагания, планирования, проектирования и самоконтроля учебных действий;

— стимулируется мотивация самостоятельности в учебной деятельности, формирование интеллектуального удовлетворения, познавательной потребности и целеустремленности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы исследования формирования самоорганизации учебной деятельности учащихся;

2.Разработать специальную методику формирования приемов самоорганизации продуктивной учебной деятельности учащихся старших классов на основе про-блематизации содержания изучаемого учебного материала и применения проблемных заданий, направленных на формирование приемов самоорганизации учащихся в учебно-познавательном процессе.

3.Определить педагогические условия эффективности обучения учащихся приемам самоорганизации учебной деятельности.

4. Опираясь на результаты исследования подготовить научно-практические рекомендации по совершенствованию обучения учащихся старших классов самоорганизации учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: Концепции и инновационные модели личностно-деятельностного подхода (Е.В.Бондаревская, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, А. Н. Леонтьев, А.В.ПетровскийЛ.С.Подымова, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.), теория проблемного обучения (В.И.Андреев, Т. В. Кудрявцев, М. М. Левина, ИЛ. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, А. В. Хуторской и др) — исследования в области саморегуляции деятельности (К.А.Абульханова-Славская, В. Б. Зинченко, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Маслоу, В. С. Мерлин, Л. М. Митина, С.Л.Рубинштейн).

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, моделирование педагогического процесса, опытно-экспериментальная работа, анализ самостоятельных творческих учебных работ учащихся, анкетирование, беседа, интервьюирование, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: оно проводилось в школе № 1134 Западного округа г. Москвы. Исследованием было охвачено 90 учащихся. обоснована идея формирования таких приемов учебной самоорганизации и учебной деятельности учащихся старших классов, как: целеполагание, планирование, проектирование, саморефлексия, коррекция и самооцениваниеразработана эффективная технология обучения учащихся самоорганизации учебной деятельности, предусматривающая проблематизацию содержания учебной информации, применение специальных учебных задач, планирование учебной познавательной деятельности, проблемные учебные задания и задачи, направленные на обучение учащихся самоконтролю, самокоррекции и оцениванию выполненных действийустановлена зависимость между уровнем освоения учащимися рефлексивных приемов, направленных на самооценивание правильности и полноты действий, требующихся для решения учебных задач, а также корректировку произведенных действий, развитие учебно-познавательной мотивации и активности учащихся в учебном процессе. определены психолого-педагогические условия формирования системы действий, необходимых для осуществления самоорганизации учебной деятельности, с учетом возрастных особенностей и образовательной готовности учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнено понятие самоорганизации учебной деятельности учащихся;

— выявлена роль когнитивных и деятельностных механизмов самоорганизации учебных действий;

— определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного обучения учащихся старших классов приемам самоорганизации учебной деятельности.

Практическая значимость исследования: содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для технологического обеспечения обучения учащихся приемам самоорганизации учебной деятельности.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров работы, адекватностью предмета исследования его задачам и логике, репрезентативностью эмпирической базы, методологической и экспериментальной обоснованностью выводов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс формирования приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы предусматривает построение гипотетической модели предстоящих познавательных действий, их целеполагания и планирование, предвидение их результатов, их самоанализ, самооценку и коррекцию.

2. Обучение учащихся приемам самоорганизации учебной деятельности осуществляется посредством образовательной технологии, включающей:

— проблематизацию содержания учебного материала;

— применение учебных задач, ориентированных на развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности;

— отбор содержания учебного материала, способствующего развитию познавательного интереса у учащихся к учебному процессу;

— обучение учащихся планированию учебной деятельности и саморефлексии;

— разработку специальных учебных заданий для обучения самоконтролю и самокоррекции произведенных познавательных действий.

3. Подготовка учащихся к самоорганизации учебной деятельности опирается на системное осуществление проектировочных и рефлексивных действий, адекватность их самоанализа и самооценки.

4. Педагогическими условиями успешного формирования приемов учебной самоорганизации являются: стимулирование познавательной мотивации, активности и субъектности учебных действий, сопровождаемых своевременной педагогической поддержкой, дискуссионным обсуждением способов и результатов выполнения учебных заданий, коллективным участием учащихся в обсуждении.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования доложены на:

Международной научно-практической конференции «Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности» (МПГУ, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования» (МПГУ, 2004 г.), Заседаниях педагогического совета в средней общеобразовательной школе № 1134 г. Москвы, методологических семинарах аспирантов и соискателей (МПГУ, 2001;2004 гг.). Прикладные разработки выполненного исследования внедрены в образовательный процесс средней общеобразовательной школы № 1134 г. Москвы. Материалы исследования отражены в девяти опубликованных работах.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы и их интерпретация.

Методика формирования у учащихся приемов самоорганизации учебной деятельности состоит в следующем. Основу методики составляет решение учащимися учебных проблемных задач. Разработка проблемных задач состоит в следующем. Первоначально формулируется проблема, содержащаяся в составе задачи. Структура текста изменяется таким образом, чтобы изложение информации было построено в структуре проблемности. Проблема формулируется таким образом, чтобы вызвать интерес у учащихся к ее решению. Учебной задача содержит противоречия между утверждением и известной учащимся информацией. Информационный разрыв создает стимул для поиска путей разрешения создавшегося противоречия. Формулировка проблемы преобразуется в форму вопроса, обращенного к учащимся. В процессе решения учебных проблемных задач учащимися, построенного по специальной методике, происходит формирование приемов самоорганизации учебной деятельности.

Приемы самоорганизации формируются следующим образом. Прием це-леполагание формировался при помощи проблематизации учебного материала. Проблемная задача была построена таким образом, что был необходим анализ содержания задачи с последующей постановкой цели ее решения. Мотивация формировалась путем использования задач, вызывающих интерес к их содержанию. Учебные действия формировались путем обучения учащихся приему планирования. В ходе обучения планированию учащиеся обучались строить гипотетическую модель своего решения. Приемы рефлексия и коррекция формировались путем предъявления заданий на обучение самоконтролю и самокоррекции. Учащиеся сравнивали свой ответ с правильным ответом, после чего им предлагалось выправить свое решение в письменном виде. Оценка результативности проведенной методики показывает, что осознанность решения учащимися учебных задач повышается, главным образом за счет усиления саморефлексии выполненного решения задачи. Это подтверждают данные опроса, проведенного после эксперимента.

При сопоставлении с результатами, полученными в начале опытно-экспериментальной работы, наблюдается некоторое повышение числа ответов «Могу» при значительном, почти наполовину, снижении количества ответов «Не Могу» и при некотором повышении числа затруднений в ответах. Повышение ответов по форме «Могу» свидетельствует о росте рефлексии. Увеличение числа ответов «Могу» объясняется сформированностью всех приемов самоорганизации и главным образом приема рефлексии. Возросший уровень рефлексии говорит о том, что учащиеся приобрели навыки осознанного регулирования своей деятельности, сопоставления результатов с поставленными целями, и, следовательно, навыки постановки цели, планирования деятельности. Учащиеся могут осознанно оценивать свою деятельность и наличие достаточных оснований.

При сравнении данных результатов с результатами, полученными на первом этапе опытно-экспериментальной работы, выясняется, что имеет место повышение количества ответов «Хочу», при снижении отрицательных ответов и при сохранении количества затруднившихся с ответами практически на прежнем уровне. Значительное увеличение положительных ответов говорит о повышении уровня мотивации. Такое соотношение ответов объясняется возросшим интересом учащихся к решению учебных задач. Возрастает активность, появляется личностный смысл учебной деятельности, внешние цели преобразуются во внутренние потребности, которые определяют учебное поведениеи т.д.

Наблюдаются выраженные изменения в качестве решений задач и в самооценке учащихся. Это говорит о взаимосвязи этих процессов, а также о том, что они имеют основания-осознания приемов самоорганизации учебной деятельности. Приемы самоорганизации учебной деятельности обусловливают правильную постановку цели, планирование решения, реализацию плана по решению учебной задачи, а также адекватную самооценку своего решения. Учащиеся получают осознанный опыт соответствующей деятельности и ее самооценки, что приводит к формированию самоорганизации в составе всех ее приемов как осознанного процесса.

Заключение

.

В современном обществе становятся актуальными такие качества как: активность, предприимчивость, самостоятельность, целеустремленность, творческие способности и способности к самоопределению. Самоорганизация отвечает необходимости подготовки компетентных, умеющих действовать в нестандартных ситуациях, планировать свою деятельность, предвидеть и корректировать ее результаты выпускников образовательных учреждений. Ведущую роль при этом в процессе пребывания учащегося в стенах образовательного учреждения получает учебная деятельность. В учебной деятельности учащийся должен овладеть теми умениями, которые будут способствовать проявлению им самостоятельности и самоподготовки к продолжению образования, самообразованию, самоопределению и саморазвитию. Таким образом, возникает проблема формирования самоорганизации учащихся в учебной деятельности, в составе тех приемов, которые ее образуют.

Как показывает исследование сущность самоорганизации заключается в умениях проектировать свою деятельность, стимулировать актуализацию своих возможностей, контролировать, анализировать и осуществлять коррекцию своей деятельности, моделировать предстоящую деятельность, определять ее структуру и этапы. Самоорганизация учебной деятельности предполагает осуществление следующих приемов: целеполагание, планирование и моделирование учебных действий, исполнительские действия, рефлексивные и коррекционные действия.

Целью педагогического управления учебной деятельностью при формировании самоорганизации является формирование сознательности деятельности, принятие цели. Цель оказывает влияние на саморегуляцию деятельности, на интериоризацию и реализацию действий. Мотив реализуется в виде сознательно поставленной цели, а цель выражается в действии. Действия целенаправленны, что и предполагает необходимость их планирования. Если учащийся заинтересован в выполняемой деятельности, то его действия будут активными, что является основой самостоятельности выполнения действий. Осуществление тех или иных действий сопровождается самоанализом деятельности и корректировкой полученных результатов. Самоанализ и самооценка действий происходит и осуществляется на основе рефлексивных приемов самоорганизации. Самокоррекция проводится по отношению к поставленной цели учебной деятельности.

Формирование приемов самоорганизации важно проводить в подростковом возрасте, поскольку в этом возрасте растет самосознание, происходит интеллектуализация эмоций, интеллект приобретает логическую структуру. Формирование приемов самоорганизации в обучении подростков-школьников должно иметь большое значение, т.к. только при самоорганизованном обучении возможно достижение в нем высоких успехов. Учащиеся, учебная деятельность которых организована ими самими, внимательны к процессу обучения, заинтересованы в нем, более ответственно относятся к нему, что важно именно для подростков, которые находятся в возрасте, промежуточном между детством и началом взрослой жизни.

Формирование приемов самоорганизации в этом возрасте требует определенной педагогической работы. Педагогическая работа заключается в обучении соответствующим учебным приемам самоорганизации. Педагогическая технология включает следующие приемы: проблематизация содержания учебного материала, использование задач, вызывающих интерес учащихся, обучение планированию своей учебной деятельности, применение учебных заданий для обучения самоконтролю, учебных заданий для обучения самокоррекции учебной деятельности.

Методика работы по формированию самоорганизации учебной деятельности состоит в следующем. Формируются такие приемы самоорганизации как: целеполагание, планирование учебных действий, реализация учебных действий, саморефлексия и самокоррекция. Прием самоорганизации целеполагание, формируется при помощи проблематизации учебного материала. Проводится анализ содержания задачи с последующей разработкой плана ее решения. В учебной задаче содержится противоречия между утверждением и известной учащимся информацией. Информационный разрыв создает стимул для поиска путей разрешения создавшегося противоречия. Формулировка проблемы преобразуется в форму вопроса, обращенного к учащимся. Вопросы ставятся таким образом, чтобы организовать поиск учащимися причинно-следственных связей и объяснение их.

Учебные действия формируются путем обучения учащихся приему планирования. В ходе обучения планированию учащиеся обучаются строить гипотетическую модель своего решения. Приемы рефлексии и коррекции формируются путем предъявления заданий на обучение самоконтролю и самокоррекции. Учащиеся сравнивают свой ответ с правильным ответом, после чего им предлагается выправить свое решение в письменном виде. Рефлексивные действия и самокоррекция учебной деятельности осуществляются путем предъявления учебных заданий на обучение самоконтролю и самокоррекции, после осуществления действий по решению проблемной задачи. Учащиеся сравнивают свой ответ с эталоном. Затем учащимся предлагается оценить свое решение в письменном виде при помощи небольшого отчета. Учащимся предлагается оценить достоинства и недостатки своего решения при сравнении с правильным ответом (эталоном).

Для оценки результативности методики может быть использован опрос учащихся при помощи опросника в целях определения уровня сформированности мотивации и самооценки («Хочу», «Могу»). Для оценки уровня сформированности саморефлексии учащихся используется шкала «Могу» опросника, а при оценке сформированности уровня мотивации используется шкала «Хочу» того же опросника. Саморефлексия и мотивация имеют особое значение для оценки результативности методики в силу того, что мотивация является движущей силой деятельности, а саморефлексия обеспечивает сознательность ее выполнения. Помимо опросника оценка результативности методики осуществляется путем анализа решений учащимися учебных задач и самооценки своего решения. В основе анализа лежат критерий правильности решения, а в основе оценки своего решения учебной задачи критерий адекватности. Адекватность устанавливается путем сравнения того, насколько правильно или неправильно выполнено решение учебной задачи тому, насколько это осознает учащийся при сопоставлении своего решения с эталоном.

Таким образом, опытно экспериментальное исследование показало, что разработанная методика обладает необходимой результативностью в формировании самоорганизации учащихся, оказывая положительное влияние на развитие всех ее приемов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980−335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (соотношение филос., методол и конкретно научного подходов к проблеме индивида) М., «Мысль», 1977 — 224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни, Изд-во «Мысль», М.: 1991
  4. Н.Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. — -216 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.-496с.
  6. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань, 1994. -246с.
  7. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Дис. В виде науч. Докл. д-ра психол наук / Рос акад. Упр. М., 1994.
  8. Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М., Изд-во Акад. Пед наук СССР, 1961. 151 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. Основы). -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  10. Ю.Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр педагогической помощи, 2003.
  11. П.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.
  12. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  13. .Н. Человек: Пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.-303 с.
  14. М. Фантом мотивации // Школьнй психолог. 1999. — № 45. — С. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: Развитие мотивации // Народное образование. — 2000. — № 9. — С. 177−180.
  15. А.А. Личность и общение.: Избр тр М.: Педагогика, 1983 -271с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  17. Болыная советская энциклопедия., Советская энциклопедия. М- 1975.
  18. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов НД: Творческий центр (Учитель), 1999. — 560 с.
  19. , Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304с.- (Учеб. нового века).
  20. М.И. Психологические особенности самосознания подростка.-Киев, 1980.
  21. А.В., Клименко А. В., Пономарев В. И. Юж-Рос. Гос. Техн. Ун-т, -Новочеркасск, 1999. 24 с.
  22. М.Е. Некоторые проблемы контроля в обучении иностранным языкам в средней школе // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А.В. Хуторского-М.:ИОСО РАО, 1999.-С 121−125.
  23. М. Синергетика хаос, самоорганизация. — С.: Унив. Изд-во «Св Климент Охридски». 1992.-270 с.
  24. Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования //Вопросы психологии, 1997. № 5.
  25. В. Проектно-исследовательская технология: Развитие мотивации // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 177−180.
  26. Васильев И. А, в.Л. Поплужный, O.K. Тихомиров. Эмоции и мышление. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. 192 с.
  27. Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович, JI.B. Благонадежиной. М., 1961.
  28. Вопросы психологической активности и саморегуляции личности. (Сборник статей.)тВып 2 Свердловск, 1976.
  29. JI.C. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1983. — Т. 5.
  30. JI.C. Соч: в 6-ти Т./Главный редактор А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982
  31. Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.160 с.
  32. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Издательство Московского Университета, 1988. 254с.
  33. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и активности учения \ «Радянска школа» 1962 — № 3
  34. А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпае-ва- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-280 с.
  35. В.В. Активность личности школьника в совместной деятельности с учителем: Учеб. пособие по спец. курсу Хабаровский гос. Пед. инст-т. Хабаровск: Хабаровский ГПИ 1989. — 106 с.
  36. Г. Г., Концевая JI.A. Психологические особенности самостоятельной работы школьников с учебником // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания, М., 1984
  37. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  38. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 — 544 с.
  39. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопр психол.-1981. № 6.
  40. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии / Под ред. Г. И. Анциферовой. -М., 197
  41. А.В., Маркова А. К. Обучение и оценка знаний учащихся // Вопр. психол 1982, — № 4.44.3еер Э.Ф., Романцев Г. М. Личностноориентированное профессиональное образование, Педагогика. 2002 г, № 3.
  42. А.А. Учебная мотивация // Зимняя А. А. Педагогическая психология.-М.: ЛОГОС, 1999.-С.217−232.46.3имняя И. А. Основы педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов П-У курсов. М., 1980.
  43. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божо-вич, Л. В. Благонадёжной. М.: Педагогика, 1972. — 350с.
  44. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб и др.: Питер 2000.-508 с.
  45. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985
  46. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: РОУ, 1992
  47. И.И. Структура процесса учения. Издательство Московского Университета, 1986. 198 с.
  48. Индивидуальное изучение личности подростка: Учеб. Методич пособие Г. П. Позднова, А.С. Золотнякова- Ростов НД гос пед ин-т. Ростов НАД: Рост НД пед ин-т, 1976. — 35 с.
  49. Исследования по общей теории систем // Сб. переводов / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
  50. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.
  51. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М., 1968.
  52. Калинина T. JL Теория самоорганизации как отрасль науки. Автореф. Дис.. канд. филос. наук. Казан. Гос. Ун-т. Казань, 1995.- 18 с.
  53. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
  54. Е.Н., Курдюшов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / РАН. М.: Наука, 1994. — 236 с.
  55. Г. М., Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь: Для студ. Высш и сред. Пед. учеб. Заведений М.: Издательский центр «Академия», 2000- 176с.
  56. В.Н. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. Хабаровск, 1994.-51 с.
  57. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. 367 с.
  58. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  59. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
  60. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол, — 1989. № 5.
  61. О.А., Моросанова В. И., Сагиев P.P. Стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения // Научные труды МГПУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки / Под ред. В. Л. Матросова. М., 1995.
  62. Концепции самоорганизации: становление нового образанаучного мышления. М.: Наука, 1994. — 207 с.
  63. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М., 1994. 240 с.
  64. С.В. Философские аспекты управления и самоорганизации в иерархических системах / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2000 — 34 с.
  65. В.В. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений. -М., 2002.
  66. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е изд. — М.: Смысл- Академический проект, 1999. — 279 с.
  67. Н.К. Пед. сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959
  68. С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монограф. Воронеж, 1997. -235 с.
  69. С.В. Теоретические основы самоорганизуемой воспитательной деятельности: Автореф. дис.. док. пед. наук. Ростов н/Дону, 1997.-38с.
  70. Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.-84 с.
  71. Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы: Самоорганизация познавательной активности личностикак основа готовности к самообразованию Ю.Н.
  72. , Г. С. Сухобская. М.: «Педвгогика», 1977. — 152 с.
  73. Ю.Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 48 с.
  74. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности (сборник научных трудов). Л., 1972.
  75. И.А. Ноосферная модель устойчивого развития в свете теории самоорганизации / Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2001. — 80 с.
  76. Ладенко И. С, Степанов С. Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. Препринт, Новосибирск, 1990. — 52 с.
  77. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Препринт, Новосибирск, 1990.-65 с.
  78. Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Под общ. Ред Б. Ф Гнеденко и Б. Ф. Бирюкова. М., 1966.
  79. Е.А. Готовясь работать с подростками. -М.: МПГУ, 1993. 151 с.
  80. Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности: Учеб. пособие для студентов вузов Е.А. Леванова- Рос. Акад. Образования, Моск. Психол. соц. ин-т. — М.: Моск. психол. — соц. ин-т. Флинта, 2003. -94 с.
  81. ЛевинаМ.М.Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. -Минск: БД 1996.-230 с.
  82. М.М. Процесс обучения на уроке. Учеб. пособие. М- 1976
  83. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
  85. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. И. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  86. Лернер И. Я. Познавательные задачи по истории СССР 7 кл
  87. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974
  88. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.'Ъысшая школа", 1980.
  89. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., «Просвещение», 1968. 141 с.
  90. Личностно ориентированная педагогика //Под ред. В. И. Лещинского, А. Ю. Ефремова. Вып. 3 -Воронеж, 1999.
  91. А.К. и др Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 192с.
  92. А.К. Психология обучения подростка. М., «Знание», 1975.64 с.
  93. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., «Педагогика», 1972.168с.
  94. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977. 240с.
  95. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., «Педагогика», 1975. 368 с.
  96. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1971
  97. Н.А., Боггявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959
  98. B.C. Личность, как предмет психологического исследования. Учеб пособие к спец курсу Перм гос пед ин-т, Урал отд-е о-ва психологов при Ан СССР Пермь: ПГПИ, 1988 — 79,13 с.
  99. B.C. Структура личности: Характер, способности, самосознание: Учеб. пособие к спец курсу Перм гос пед ин-т, Урал.
  100. Методика воспитательной работы Л1од ред.В. А. Сластенина. -M.:Academia, 2002. 144 с.
  101. Моделирование педагогических ситуаций / Под. Ред. Ю.Н. Кулют-кина, Г. С. Сухобской. М., 1981.
  102. Н.Н. Элементы теории оптимальных систем. М.: Наука, 1974.-528 с.
  103. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. — 192 с.
  104. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. -М.: Мир, 1979. 512 с.
  105. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002.
  106. С.И. Словарь русского языка? 70 000 слов / Под. Ред. Н. Ю. Шведовой. -22-е изд., стер. М.: Рус. Яз., 1990. 921с.
  107. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
  108. В. Процесс обучения. М.: Учпедгиз, 1962. 170 с.
  109. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1991.-286 с.
  110. А.К. Саморегуляция деятельности школьников и формирование активной личности. М.: Знание, 1986. — 77.
  111. В.П. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. -М., Изд-во Института психотерапии, 2001. — 352 с.
  112. .Д. Научно-техническая революция и личность: Социал-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1978. с — 240 с.
  113. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД Ф 02 Педагогика), В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый и др.- Под. ред. П. И. Пидкасистогл. — М.: пед. о-во России, 2004.
  114. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  115. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого.- 3-е изд., доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640с.-
  116. А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971.
  117. П.И., Коротаев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  118. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Ди-дакт. Анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М., «Педагогика», 1972. 184с.
  119. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  120. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащихся. М., «Высш. Школа», 1966. 224 с.
  121. , И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов: В 2-х кн. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2001.- (Учебник для вузов)
  122. Д. Как решать задачу. М., 1961
  123. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд. Казанск. ун-та, 1989,206 с.
  124. И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985. — 327 с.
  125. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сборник научных трудов / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1981.
  126. Психологические вопросы регуляции деятельности. Под ред. Д. А. Ошанина и О. А. Конопкина. М., «Педагогика», 1973. 208с.
  127. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сборник научных трудов/Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980
  128. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -192 с.
  129. Развитие творческой активности школьников Под ред. A.M. Матюшкина- Науч. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991.160 с.
  130. B.C.- Бондаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье. М.: Просвещение 1989,239 с.
  131. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды д. чел. И чел.-кор. АПНССССР).
  132. С.Я. Человек и мир. М., 1969 378 с.
  133. Самоорганизация: психо и социогенез/ Васильев Г. Н., Зобов Р. А., Келасьев В. Н., и др.- Под ред. Келасьева В.Н.- СПб. Гос. Ун-т СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1996. — 198с.
  134. Г. И., Миганова Е. Ю. Функции задач в процессе обучения. // Педагогика 2001 № 9.
  135. Н.Г. Жизненный опыт учащихся к контексте личностно-ориентированного образования // Педагогика 2001, № 7 .
  136. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  137. В.И. Избранные психологические произведения: (воля ее развитие и воспитание) / В. И. Селиванов. Рязань: Рязан. гос. Пед. Ин-т, 1992.- 574.
  138. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. Систем. -М.: Логос, 1999.-271, (1) с.
  139. В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технология: Моногр. Волгоград. 2000.
  140. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Моногр/ В.В. Сериков- М-во образования Рос. Федерации. Волгоград, Перемена, 1994. 150 с.
  141. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965
  142. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 94с.
  143. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Изд-во Магистр, 1997.-223с.
  144. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопр.психол. 1991. N2.
  145. М.С. Педагогическая система развития творческой профессионально значимой учебной деятельности студентов колледжа// Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук М.: 2001.26с,
  146. А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972. 303 с.
  147. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983.- 284с.
  148. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288 с.
  149. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  150. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975
  151. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983
  152. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Т. И. Шамова. Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: «Академия», 2005. -384с.
  153. Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе., «Дониш», 1973.
  154. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марковой- М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  155. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещеие, 1987. — 224 е.: ил. — (Психол. наука — школе).
  156. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., «Педагогика», 1977. 208 с.
  157. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник для учителя. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 432 с.
  158. А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения А.В. Хуторской. СПб. и др.: Питер, 2004. — 540 с.
  159. А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).
  160. А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов А. В. Хуторской. СПб. и др.: Питер, 2001.- 536 с.
  161. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  162. С.Ю. Формирование самоорганизующейся личности // «Специалист» № 9,1995
  163. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М., Логос, 2003, 8,5. п.л.
  164. В.Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002,10 п.л.
  165. В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М., Логос, 2002,4,9 п.л.6.
  166. Р.Н. Синергетические мотивы в преподавании физики. // Специалист 2003, № 1. С.27−28.
  167. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб пособие для студентов пед. Ин-тов. -М.: Просвещение, 1979. 160с.
  168. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Кн. для учителя М.: Просвещение, 1986
  169. ЩукинаГ.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся АПН СССР М.: Педагогика, 1988
  170. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Науч.-метод. Пособие. М.: Высш. Школа, 1982. — 223 с.
  171. А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. М., «Высшая школа», 1972. 216 с.
  172. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 2000. 112с.
  173. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144с.
  174. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988 — 160с.
  175. Н.Н. Психологические основы саморегуляции и самоорганизации социальных систем: (Монография). Самара: Изд-во Ин-та искусств и культуры, 1995. — 118 с. 1. Аналитический v Материал
Заполнить форму текущей работой