Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономический механизм повышения роли хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В настоящее время в качестве основных источников социально-экономического развития территорий используются региональные и местные бюджеты, главной особенностью которых, как известно, является почти повсеместное несоответствие между доходами и расходами. В результате этого внутрины возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными Субъектами Федерации. В начале 2000;х годов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСИЛЕНИЯ 11СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В НОВЫШЕНИЕЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССАВ РЕГИОНЕ
    • 1. 1. Воспроизводственный процесс как объект регионального 11планирования и управления
    • 1. 2. Критерии эффективности регионального воспроизводственного 18процесса
    • 1. 3. Участие хозяйствующих субъектов в формирование финансовых 33ресурсов социально-экономического развития региона
  • Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ 54К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РОЛИ БИЗНЕСА ВСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
    • 2. 1. Анализ отраслевых и территориальных пропорций производства, 54распределения и потребления регионального продукта
    • 2. 2. Структурирование функций органов управления по 59рациональному использованию ресурсов территориихозяйствующими субъектами
    • 2. 3. Оценка перспектив участия и повышения роли хозяйствующих 72субъектов в решение проблем развития региона
  • Глава 3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ И МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ 89РОЛИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
    • 3. 1. Усиление заинтересованности и ответственности бизнеса в 89решение жилищной проблемы
    • 3. 2. Методические рекомендации создания корпоративной 99накопительно-ипотечной системы
    • 3. 3. Моделирование деятельности управляющего фонда
    • 3. 4. Оценка результативности участия хозяйствующих субъектов в 126решении социально-ипотечной системы

Организационно-экономический механизм повышения роли хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в качестве основных источников социально-экономического развития территорий используются региональные и местные бюджеты, главной особенностью которых, как известно, является почти повсеместное несоответствие между доходами и расходами. В результате этого внутрины возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными Субъектами Федерации. В начале 2000;х годов региональная дифференциация по указанному показателю увеличилась, возросла по десяти наиболее экономически развитым регионам с 2,5 до 3,2 раз, а по аутсайдерам с 3,3 до 3,5 раз. Разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты. Недостаточность бюджетных ресурсов для полноценного социально-экономического развития территорий усугубляется передачей муниципальным образованиям объектов социальной инфраструктуры предприятиями и организациями, что в современных условиях требует расширения сферы партнерских отношений бизнеса с государством на всех уровнях управления.

Успешная реализация экономической политики в социально-экономическом развитии региона в значительной степени зависят от эффективного использования всех имеющихся ресурсов в регионе-государственного и муниципального сектора, предприятий реального сектора (хозяйствующих субъектов), физических лиц и другими хозяйствующими субъектами, предоставляющими разного рода услуги.

Основным инструментом планирования социально-экономического развития территорий являются территориальные аспекты размещения основных отраслей народного хозяйства. При этом основным методом этого развития обычно понимается программно-целевой подход. Однако на эффективность используемых программно-целевых методов оказывают влияние значительное количество факторов, связанных, прежде всего, со степенью адекватности поставленных целей имеющимся ресурсам и стратегическим задачам развития территорий, которые в настоящее время формулируются обычно группами экспертов.

Кроме того, состав целевых программ редко формируется исходя из неких конъюнктурных целей, под которые и разрабатываются необходимые методические инструменты.

Другой особенностью современных подходов в планировании территориального развития является практически полное игнорирование отраслевых подходов. При этом система государственного и муниципального управления построена по отраслевому принципу, что находит отражение в широко используемых системах социально-экономических нормативов развития территорий, которые и определяют степень успешности ее развития. Это приводит к значительным разрывам в системах планирования и управления за территориальным развитием.

Кроме того, в условиях многообразия форм и способов хозяйствования и собственности все имеющиеся ресурсы региона фактически разделены и в настоящее время отсутствует какой-либо орган, координирующий эффективность их использования. Это приводит к значительным потерям в планировании и управлении социально-экономическим развитии территории.

В настоящее время, когда имеются значительные свободные финансовые ресурсы, на наш взгляд, первоочередным является повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

На уровне субъектов федерации, администраций региона должен быть определен перечень стратегических проектов, под реализацию которых в соответствующих бюджетах необходимо предусматривать определенные средства и гарантии. Перечень таких проектов должен быть открыт для всех собственников финансовых ресурсов. Это дает определенный стимул для кредитования их деятельности, и будет способствовать увеличению объемов вложений, как банковского капитала, так и других временно свободных денежных средств в регионе, а также окажет позитивное воздействие на его приток в регион и размещение кредитных ресурсов в местах их аккумулирования.

Расширение объема проектов, подкрепляемых гарантиями администраций региона, позволит сообществу лучше ориентироваться на общую стратегию развития экономики региона, ее приоритетные направления в отраслевом, институциональном и функциональном аспектах, а также будет влиять и на рост инвестиций в реальный сектор экономики региона.

Структура потребления ресурсов и финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов за последние 15 лет значительно изменились и в настоящее время за счет роста рентабельности крупный бизнес может выступать равноправным партнером социально-экономического развития территорий. Большой научный и практический интерес к принципам формирования механизмов государственно-частного партнерства предопределен их важной ролью в создании предпосылок для устойчивого роста региональной экономики и реализации задач по удвоению валового внутреннего продукта. Международная конференция по устойчивому развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1999 г., продекларировала новые требования со стороны сообщества к корпорациям и крупным предприятиям по повышению их социальной ответственности, дала импульс активизации исследования их роли и вклада в решение социальных проблем, определение сферы социальной ответственности и социальных функций бизнеса. Особенно весомый вклад хозяйствующие субъекты могут внести в реализацию национальных проектов и, в первую очередь, проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Степень разработанности темы. Наиболее существенный вклад в развитие теории региональной экономики среди зарубежных авторов внесли: Й. Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер, В. Кристаллер, О. Курно, А. Леш, У. Айзард и др. Проблемам социально-экономического развития регионов и муниципальных образований посвящены труды российских ученых И. Александрова, Н. Барановского, В. Битунова, П. Бурака, В. Вашанова, М. Гохберга, А. Гранберга, Т. Морозовой, В. Немчинова, Н. Некрасова, Ф. Клоцвога, В. Лексина, А. Пробста, М. Мазановой, Ю. Саушкина, Е. Чистякова и других авторов.

Исследованию различных аспектов государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса посвящены работы: И. Соболева, М. Курбатова, С. Левина, А. Дегтярева, Л. Чернышова, Д. Маликова.

Однако в исследованиях большинства авторов уделяется недостаточное внимание конкретным механизмам повышения роли хозяйствующих субъектов в решение экономических проблем регионов, усилению значимости их социальной ответственности во взаимодействии с региональными органами, что и предопределило тему дальнейшего исследования.

Цели и задачи исследования. Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методических положений и рекомендаций по повышению эффективности участия хозяйствующих структур в решении задач социально-экономического развития региона.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

— исследование и анализ основных тенденций и факторов, влияющих на эффективность воспроизводственного процесса, развитие региональных социально-экономических систем в современных условиях;

— научное обоснование и разработка критериев оценки эффективности участия и вклада бизнеса в решение задач социально-экономического развития региона;

— выявление особенностей влияния различных источников финансирования на эффективность социально-экономического развития региона;

— обоснование факторов и механизмов экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в повышении их роли в обеспечение устойчивого развития региональной экономики;

— исследование дополнительных возможностей использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в развитии социальной инфраструктуры региона;

— выявление причин и факторов, сдерживающих деловую активность, социальную ответственность хозяйствующих субъектов и участие бизнеса в реализации региональной социально-экономической политики;

— разработка предложений по повышению вклада хозяйствующих субъектов в реализацию национальных проектов с учетом региональных интересов;

— разработка модели и организационно-экономического механизма участия хозяйствующих субъектов в реализации конкретных социально-экономических задач развития региона.

Объектом исследования является система управления региональным развитием, включающая государственные и муниципальные представительные и исполнительные органы, хозяйствующие субъекты, участвующие в воспроизводственных процессах в регионе.

Предметом исследования являются инструменты и механизмы повышения эффективности использования ресурсов территории, хозяйствующих субъектов и населения для решения социально-экономических задач развития территории.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются концепции и фундаментальные положения трудов ведущих ученых и практиков, исследовавших социально-экономическое развитие территорий и отраслевых рынков ресурсов в регионе в РФ, а также за рубежомдостижения отечественной и зарубежной науки, которые легли в основу методологии и анализа сущности, динамики и перспектив регионального развития с учетом повышения вклада и социальной ответственности бизнесапубликации в периодической печати.

Поставленные в работе задачи решались с использованием методов сравнительного, логического, экономико-математического и статистического анализов, применения методов экспертных оценок.

Информационную базу диссертационного исследования составили данные Росстата, Тюменьстата, администрации Тюменской области, ОАО «Газпром», ООО «Тюментрансгаз», нормативные акты федерального и регионального уровня, труды известных отечественных и зарубежных экономистов по проблемам регионального развития и планирования, а также материалы периодической печати, научно-практических конференций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методических положений и практических рекомендаций по формированию механизмов участия хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии региона и реализации национальных проектов.

Основные научные результаты, полученные лично автором:

— доказана необходимость и целесообразность более широкого привлечения ресурсов хозяйствующих субъектов для обеспечения как простого, так и расширенного воспроизводства социальной и инженерной инфраструктуры региона на основе формирования государственно-частного партнерства и повышения социальной ответственности бизнеса;

— научно обоснованы критерии и показатели оценки эффективности участия бизнеса в решении задач социально-экономического развития региона, предложено в частности систематизировать для этого не только темпы роста (прироста) ВРП, но также структурные и приростные показатели региональных активов хозяйствующих субъектов;

— определена приоритетная роль финансовых ресурсов, образуемых и аккумулируемых в виде капитализируемых активов хозяйствующих субъектов и населения, ориентированных и способствующих стабилизации социально-экономического развития региона и направленных на решение социальных задач;

— выявлены условия и факторы, оказывающие влияние на участие хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии региона, проведена их классификация, определены пути повышения экономической заинтересованности и вклада в решение региональных социальных задач;

— обоснована необходимость и сформулированы требования к объему инвестиций со стороны хозяйствующих субъектов в развитие жилищной и коммунальной сфер региона, что позволит оптимизировать структуру региональных и муниципальных бюджетов и направить сэкономленные средства на решение социальных задач;

— предложены механизмы и разработана принципиальная схема организации стимулирования участия хозяйствующих субъектов в обеспечении социальной защищенности населения и устойчивого развития регионов;

— разработаны модели и методические рекомендации формирования корпоративной накопительно-ипотечной системы управления средствами работников для инвестирования их в социально значимые отраслижилищное строительство и коммунальное хозяйство регионаосуществлена оценка эффективности усиления участия хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложен новый подход к методам эффективного социально-экономического развития региона за счет повышения вклада и социальной ответственности бизнеса на основе создания корпоративной накопительно-ипотечной системы управления накоплениями гражданразработаны практические рекомендации по стимулированию участия хозяйствующих субъектов в реализации приоритетных социальных задач. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при дальнейшем развитии теории территориального планирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в диссертации механизмы и рекомендации по повышению роли хозяйствующих субъектов в решение жилищной проблемы на основе создания корпоративной накопительно-ипотечной системы, могут быть использованы при разработке программ стратегического развития регионов, целевых программ участия бизнеса в социально-экономическом развитии территорий.

Научные результаты данной работы были использованы автором в процессе разработки и внедрения корпоративной накопительно-ипотечной системы управления средствами работников ООО «Тюментрансгаз».

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены на конференциях:

— Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления — 2003», М., 2003;

— Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления — 2004», М., 2004;

— Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления — 2005», М., 2005.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в статьях, общим объемом 4,1 п.л.

ВЫВОДЫ.

Социально-экономическое развитие регионов может осуществляться различными путями и методами.

При этом в зависимости от глобальных целей государство может оказывать значительные воздействия, как в положительную, так и в отрицательную сторону, то есть стимулирую, или, замедляя региональное социально-экономическое развитие.

В Российской Федерации достаточно развита нормативно-правовая база регионального развития. Однако в настоящее время основным и Иервозванскии, А А, Первозванская T Н Финансовый рынок расчет и риск М, Финансы, 1994. источником развития региона по инерции рассматриваются в основном различного рода федеральные дотации и субвенции.

Кроме всего прочего, в методах стимулирования регионального развития основное внимание уделяется макроэкономическим и целевым. Как показывает практика, действующие методы пока не приносят необходимые результаты и разрыв в социально-экономическом развитии между экономически сильными и слабыми регионами в основном не уменьшается.

В последние годы наметилась новая тенденция в перераспределении налоговых доходов от региональных бюджетов в пользу федерального и у первых значительно сократилась финансовая база регионального развития.

Значительные преимущества в этом случае получают регионы, имеющие полные воспроизводственные циклы. Об этом свидетельствуют результаты проведенного структурного анализа валового регионального продукта. Наилучшими темпами роста валового регионального продукта обладали регионы, имеющие диверсифицированную структуру с преобладанием доли услуг.

Перспективным источником социально-экономического развития регионов в настоящее время может являться прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, которая пока не направляется на развитие производства из-за боязни падения цен на продукцию и услуги со стороны региональных и федеральных монополистов.

В условиях избытка финансовых ресурсов у предприятий и их недостатка у населения для развития региональных рынков услуг необходимо создать механизм стимулирования их развития через создание системы управления накоплениями населения.

Для повышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятий необходимо перераспределить их в пользу своих работников и создания дополнительных источников стимулирования кадрового потенциала.

Глава 3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ И МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ.

РОЛИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА.

3.1. Усиление заинтересованности и ответственности бизнеса в решение жилищной проблемы.

Как показал структурный анализ валового внутреннего продукта, основная его доля аккумулируется в виде прибылей предприятий. Как показывают данные приложения С основной вклад в валовой региональный продукт вносят предприятия газо-нефтедобывающих отраслей промышленности.

В свою очередь, среди этих предприятий наибольшую долю занимает одно из крупнейших предприятий России ОАО «Газпром». Более 90 процентов объемов реализованной продукции в настоящее время ОАО «Газпром» обеспечивается за счет ресурсов, добываемых на территории Тюменской области. В то же самое время ОАО «Газпром» использует имеющуюся инфраструктуру в регионе, и в первую очередь, трудовые ресурсы и сферу услуг. Перечисленные ресурсы являются по сути локальными, поэтому проведем анализ движения трудовых ресурсов, которые, как мы уже отметили ранее, местные рынки.

В настоящее время численность работников ОАО «Газпром» стабилизировалась, что также можно сказать и структуре персонала.

Наибольшую долю в кадрах персонала ОАО «Газпром» составляют работники в возрасте от 30 до 50 лет, то есть люди, имеющие значительный опыт и наивысшую производительность труда. Их доля в настоящее время составляет более 60 процентов от общей численности работников. Распределение работников ОАО «Газпром» представлено в таблице 4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненные в диссертации исследования позволили разработать научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности использования временно свободных финансовых ресурсов, что позволит ускорить социально-экономическое развитие региона за счет увеличения объемов услуг в различных отраслях народного хозяйства и стабилизировать ситуацию, как на предприятиях, так и на территории.

Реструктуризация общественного производства, проведенная в 90-е годы, привела к обострению противоречий между участниками социально-экономических отношений в регионах. Хозяйствующие субъекты избавились от достаточно большой нагрузки в виде объектов социальной инфраструктуры. В свою очередь, органы регионального и муниципального управления, приняв на баланс переданные объекты социальной инфраструктуры, не смогли в полной мере обеспечить их функционирование используя производственные, трудовые и социальные ресурсы региона хозяйствующие субъекты не участвуют в достаточной мере в возмещении затрат на их воспроизводство. Это ставит вопрос о необходимости перераспределения части чистой прибыли успешных предприятий в пользу развития инфраструктуры региона и создания базы для стабильного социально-экономического роста.

В изменившихся условиях хозяйствования в России целесообразно создание механизма инвестирования хозяйствующими субъектами дополнительных средств в развитие инженерной и социальной инфраструктуры в рамках реализации Национальных проектов. В результате исследования, показано, что на начальном этапе необходимы инвестиции в наиболее капиталоемкую сферу — жилищную, которая далее потребует развития коммунальной инфраструктуры и сферы образовательных, медицинских и других услуг.

Необходимо разработать механизм перераспределения временно свободных денежных ресурсов хозяйствующих субъектов из одних отраслей в социально значимые, что может привести к значительному росту валового внутреннего продукта за счет дополнительного финансирования, что позволит снизить нагрузку на бюджеты разного уровня в развитие социальной инфраструктуры.

В настоящее время, когда у хозяйствующих субъектов образуются значительные финансовые резервы и имеются возможности использовать эти средства на дополнительное пенсионное обеспечение работников, экономически целесообразно направить их на социально-экономическое развитие территории на основе эффективного управления аккумулируемыми накоплениями в системе негосударственного пенсионного страхования.

Использование дополнительно привлекаемых средств в систему пенсионного страхования, в свою очередь, создает условия формирования механизмов создания корпоративной накопительно-ипотечной системы управления средствами населения и работников, и использования их для развития рынка жилищных и коммунальных услуг, что приведет к дополнительному увеличению валового регионального продукта.

Исследование факторов, структурирующих функции использования ресурсов хозяйствующих структур в социально-экономическом развитии регионов позволило определить перспективы их участия и направления корпоративной поддержки в дофинансирование программ жизнеобеспечения. Научно-обоснованная и подкрепленная консолидированными ресурсами программа развития региона позволит повысить организационно-экономический уровень функционирования системы жизнеобеспечения и качество обслуживания населения.

Механизмы привлечения ресурсов хозяйствующих субъектов в диссертации рассмотрены на примере создания корпоративной накопительно-ипотечной системы, позволяющей направить финансовые средства предприятия и работников на финансирование строительства жилья.

Предложенная в диссертации модель накопления и управления финансовыми ресурсами в рамках предприятия в качестве инструмента участия хозяйствующих субъектов в реализации задач обеспечения жильем, может внести определенный вклад в социально-экономическое развитие региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовая база
  2. Постановление Правительства РФ от 13.9.1996 N 1101 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
  3. Постановление Правительства РФ от 15.4.1996 N 480 «Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996−2005 годы» (с изменениями на 18 декабря 2003 года)
  4. Постановление Правительства РФ от 23.3.1996 N 327 «Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональной политики в Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 3.10.2002 N 732 «О федеральной целевой программе „Дети России“ на 2003−2006 годы» (с изменениями на 6 сентября 2004 года)
  6. Распоряжение мэра Москвы от 18.12.1992 N 571-РМ «О порядке и условиях проведения конкурсов на предоставление в долгосрочную аренду земельных участков в г. Москве» (с изменениями на 20 ноября 1996 года)
  7. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации»
  8. Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. -М: ИЭ РАН, 1997.
  9. А.Г., Абалкин Л. И., Петраков Н. Я. и др. Реформа управления экономикой: Проблемы и поиск. М.: Экономика, 1987
  10. П.Алаев Э. Б. Эффективность комплексного развития экономического района. М.: Наука, 1965
  11. П.М. Экономическое районирование СССР. -М.: Госпл аниздат, 1958
  12. М.М. Моделирование территориально-производственных комплексов с учетом региональных составляющих затрат. // Экономика и мат. методы, 1986
  13. Анализ и прогнозирование экономики региона / под ред. Чичканова В. П. и Минакера П. А. М.: Наука, 1984
  14. А.В., Коровкин А. Г., Паробузин К. В. Взаимодействие региональных рынков труда: опыт анализа и прогнозирования продвижения населения и рабочей силы. // Пробл. прогнозирования, 2001, № 2
  15. И. Стратегическое управление / пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
  16. С.Е. Проблемы формирования современной региональной политики России. М.: СОПСиЭС, 1996
  17. К.А., Егорова Н. Е., Радченко В. В. Имитационные модели в народнохозяйственном планировании. М.: Экономика, 1980
  18. А.Р. Тенденции и факторы оживления промышленного производства. М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН, 1999
  19. В.В. Отрасль и территория (экономический анализ). М.: Мысль, 1987
  20. И.П. Объединения предприятий в рыночной экономике. С-Пб., 1995
  21. .Д., Костенко Т. Н., Нанавян А. А. Особенности политики занятости в переходный период// Пробл. прогнозирования. 1998. № 5
  22. П.И. Социальное развитие города в период радикальных экономических преобразований. М., 1994
  23. П.И., Рождественская И. А., Ростанец В. Г. Государственное регулирование социального развития регионов. М.: УРСС, 1998
  24. И.М. Калужский регион стратегия вхождения в рынок. -Калуга, 1994
  25. И.М. Экономические основы активизации финансовых ресурсов в обеспечении комплексности развития хозяйства региона. Калуга, 1994
  26. В.Ф. Организация и методы исследования районных, комплексных народнохозяйственных проблем. / Изв. АН СССР М., 1959
  27. В.А. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России // Экономист. 2001. № 1
  28. М. Избранные произведения. М., 1990
  29. А.И. Развитие промышленности основа подъема экономики страны // Экономист. 2001. № 1
  30. ЗЬГейци Н.Н., Лавров Н. Г. Информационные технологии территориального управления. Новосибирск: ВЦ СО РАН, 1992
  31. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.:ВлаДар, 1993
  32. М.Я. Центральный экономический район СССР: Перспективы развития. М.: Знание, 1982
  33. М.Я., Штульберг Б. М. Экономическое обоснование территориальных планов. М.: Экономика, 1977
  34. А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.: Наука, 1991
  35. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ. 2000
  36. JI., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации //Вопр. экономики. 2001. № 1
  37. А.А., Гусева Н. Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развития // Экономика и мат. методы. 1996. Вып.2
  38. В. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования российской экономики // Российский экономический журнал, 2000, № 11,12
  39. А.А. Регион в едином рыночном пространстве. Ростов-на-Дону, 1995
  40. В.В. и др. Экономика роста (Концепция развития России в среднесрочной перспективе) // Пробл. прогнозирования. 2000. № 1
  41. В.В., Говтвань О.Дж., Панфилов B.C., Моисеев А. К. О неотложных мерах по нормализации финансовой ситуации в России. // Пробл. прогнозирования. 1998. № 6
  42. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. -М.: Прогресс, 1966
  43. JI. Очерки макроэкономического планирования. М.: Прогресс, 1982. Т.1, 2
  44. JI.B. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: Наука, 1959
  45. В.Л. Управление научно-техническим прогрессом: региональный аспект. М.: Наука, 1986
  46. В.Н. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? // Рос. эконом, журн., 1999, № 2
  47. В.В. Комплексное развитие и специализация экономических районов. М.: Экономика, 1965
  48. В.В. Территориальная организация производства. М.: Экономика, 1981
  49. Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопр. экономики. 1998. № 9
  50. Ф.Н. и др. Вариантный прогноз эволюции экономики российских регионов//Российский экономический журнал, 1997, № 8
  51. Ф.Н., Кушникова И. А. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала российских регионов // Пробл. прогнозирования. 1998. № 2
  52. Ф.Н., Кушникова И. А. Ресурсный потенциал субъектов Федерации и его использование // Экономист, 1998, № 12
  53. Л.А. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Рос. экономич. журнал, 1997, № 3
  54. Н.Н. Основы экономического районирования. М.: Госполитиздат, 1958
  55. Комплексное региональное планирование и прогнозирование. М.: Наука, 1989
  56. К.Я., Романюк Л. П. Перспектива устойчивого социально-экономического развития в контексте деятельности Всемирного банка //Региональная экономика. 1996. № 1,2
  57. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: 1989
  58. Концепция выхода из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона. М., 1997
  59. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990, с. 607.Лексин В. Н. Принципы экономического регулирования территориального развития // Сб. тр. Института системного анализа. М., 1989
  60. В. Н, Ситников А. Я., Юнина О. Н. Системное регулирование территориального развития: экономико-правовой аспект. М., 1990
  61. В.Н. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. М.: Прогресс, 1993
  62. В.Н., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998, № 3
  63. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997
  64. В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие //Рос. эконом, журн. 1999. № 4, 11−12- 2000. № 1, 8- 2001. № 1, 2
  65. А. Б. Чумакова Н.А. О местном самоуправлении. Алматы 1998.
  66. В.В. и др. Исследование структуры американской экономики. -М.: Госстатиздат, 1958
  67. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. М.: Иностр. лит., 1959.
  68. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. -М.: Экономика, 1999
  69. М.Б. Народнохозяйственные комплексы СССР (Некоторые проблемы формирования территориальной структуры). — М.: Наука, 1977
  70. Е.Р. К вопросу обоснования устойчивого развития регионов России // ж. Проблемы развития. НИР ОЭ РАН, 1999, № 4
  71. П. Способы и средства управления региональной экономикой. -Алматы, 1997
  72. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: «Экономика», 1998
  73. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие. -М.: Наука, 1995
  74. Мау В. А. Тенденции развития российского регионализма. М.: СОПСнЭС, 1996
  75. Местное самоуправление в ФРГ. Алматы, 1996
  76. Методы и модели территориального планирования. Новосибирск, 1997, вып. 1−2
  77. Механизмы привлечения инвестиций в условиях России: Практика, правовые основы. М.: Институт риска и безопасности, 1998
  78. В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М.: Наука, 1987
  79. Н. Грегори. Макроэкономика / пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994
  80. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Стат. ежегодник. М: Финансы и статистика, 1991
  81. Национальные счета России в 1989 1996 годах. — СПб. — М.: Госкомстат РФ, 1998
  82. А.Д. Российский кризис и рационализация экономической стратегии // Рос.эконом.журн. 2000. № 1
  83. Н.Н. Проблемы региональной экономики. М.: Мысль, 1974
  84. Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. -М.: Экономика. 1978
  85. B.C. Размещение производительных сил. / Избр. произв. в 4 т. -М.: Наука. 1967
  86. Неотложные меры по выводу России из социально-экономического и финансового кризиса. / Научный докл. ЦЭМИ РАН «Пристегните ремни». -М., 1998
  87. С.А. Межрайонный и внутрирайонный анализ размещения производительных сил. М.: Наука, 1971
  88. Е.Н., Родин А. И. и др. Проблемы формирования и использования фондов регионального развития. М.: СОПС и ЭС, 1992.
  89. Н.А. Ориентиры инвестиционной и инновационной политики. // Экономист, 1999, № 3
  90. С.Я., Мереста У. И. Современная география: вопросы теории. -М.: Мысль. 1984
  91. .П., Шнипер Р. И. Экономическая реформа и территориальное планирование. М: Экономика, 1968
  92. Н.Я. Русская рулетка. М.: Наука, 1999
  93. План стратегического развития города Дзержинского до 2020 года. www.ugresh.ru
  94. Планирование экономического и социального развития области. / Под ред. Штульберга Б. М. М.: Экономика, 1983
  95. Показатели уровня человеческого развития: Роль в формировании экономической и социальной политики в России. / Круглый стол Совета Федерации. М., 1999. Вып.7
  96. Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар: «Сов. Кубань», 2000
  97. JI. Финансовый механизм саморазвития региона. // Экономист. 1999. № 6
  98. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики / ИРЭИ. — М.: УРСС, 1999.- М.: Прометей, 2000.
  99. А.Е. Вопросы размещения социалистической промышленности. -М.: Наука, 1971
  100. А.Е. Эффективность территориальной организации производства. М.: Мысль, 1965
  101. О.С. и др. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основы региональной политики. // Пробл. прогнозирования. 2000. № 5
  102. О.С. Регионы России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию // Проблемы прогнозирования. 2001 № 1
  103. Районное звено города. Опыт и проблемы управления./ Сост. и ред.: Лексин В. Н., Бурак П. И. М.: Московский рабочий, 1998
  104. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М.: ТАСИС. 2000
  105. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры. / Под ред. Можина В. П., Марко И. М. М.: Наука, 1987
  106. Регионы России в 1998 г. Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России"/Под. Ред. Н. Петрова. М.: Гендальф, 1999
  107. Регионы России. Стат. Сборник, т. 1,2 М.: Госкомстат РФ, 1999
  108. Регионы России: экономический кризис и возможности его преодоления (Материалы региональной научно-практической конференции, г. Ярославль, 5−6 марта 1999 г., под ред. акад. В.А. Шульги) -М. 1999
  109. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // Эксперт. 1996. № 47
  110. Реформы в регионах: тенденции и перспективы. Азия-экс, № 48, 1997. Розенфельд Ш. Л. Выравнивание уровней развития экономических районов СССР. — М.: Наука, 1965
  111. Россия 2015: оптимистический сценарий. // Отв. ред. акад. Л. И. Абалкин.-М., 1999
  112. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.:Госкомстат РФ, 1999
  113. В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в XIX — XX вв. СПб.: Наука, 1988
  114. Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1995
  115. П. Экономика, т 1,2. М.: МГП «Алгон» ВНИИСИ, 1992, с.334
  116. Ю.Г., Калашникова Т. М. Современные проблемы районирования СССР. JL, 1959
  117. А.Р., Сутягин B.C. Опыт построения и анализа межотраслевого баланса региона в концепции СНС // Пробл. прогнозирования, 2001,№ 2
  118. Дж. Алхимия финансов. М.: Инфра-М, 1994
  119. Стратегическое планирование / Под редакцией Уткина Э. А. М.: ЭКМОС, 1999
  120. Стратегия развития государства на период до 2010 г. Доклад, подготовл. раб. группой Государственного совета РФ под рук. В. И. Ишаева // Росс, экономим, журн., 2001, № 1
  121. Сценарий подъема российской экономики в 1998 2005 гг.: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования под руководством чл.- корр. РАН В. В. Ивантера. — М., 1998
  122. Телепко J1.H. Уровни экономического развития районов СССР. М.: Экономика, 1971
  123. А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. Тверь, 1995
  124. А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопр. экономики. 1998. № 3
  125. Е.Ю. Экономический механизм регионального самоуправления // Экономика и мат. методы. 1991. Вып. З
  126. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков -М.: Диалог-МГУ, 1999
  127. Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. М.: Наука, 1980
  128. В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Вопр. экономики. 2000. № 1
  129. Я.Р. Ленин и социалистическое размещение производительных сил.-М.: Наука, 1972
  130. Дж. Мировая динамика. М., 1978
  131. А.А. Деньги в экономике современного капитализма. М.: Мысль, 1983
  132. Дж.Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988
  133. В.Б. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи // Вопр. экономики. 2000. № 8
  134. Черной J1.C. Экономика. Рынок. Государство. Что нужно сделать, чтобы возродить Россию. М.: Наука, 2000
  135. Е.Г., Шульга В. А. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей // Экономист. 1998. № 6
  136. Е.Г., Шульга В. А. Особенности межгосударственного товарообмена и перспективы его развития // Экономист. 1998. № 12
  137. М.Д. Социально-экономическое микрорайонирование. -Пермь. 1990
  138. С.С. Функционирование экономики развитого социализма: Теория, методы, проблемы. М.: МГУ, 1982
  139. Р.И. Регион: Экономические методы управления. Новосибирск, 1991
  140. Р.И. Региональные предплановые исследования. -Новосибирск Наука, 1979
  141. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, 1993
  142. .М. и др. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М. Наука. 1993
  143. .М. Проблемы комплексного регионального развития России. М.: СОПСиЭС, 1996
  144. В.А. Стабилизация экономического развития российских регионов важнейшая задача современного периода перехода страны на рыночные отношения. В сб. «Регионы России: экономический кризис и возможности его преодоления». М.:ИРЭИ.1999
  145. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982
  146. Экономическая безопасность: Производство финансы — банки / Под ред. В. К. Сенчагова. — М.: Финстатинформ, 1998
  147. Экономические реформы в России (итоги, перспективы) / Под ред. Логинова В. П. М.: ИЭ РАН, 1997
  148. Экономический механизм федеративных отношений. М.: ИЭ РАН, 1995
  149. Экономический подъем России в 1998 2005 годах: Стратегия действий // Пробл. прогнозирования. 1998. № 3
  150. Экономический форум регионов Европы за сотрудничество, безопасность и устойчивое развитие. М., 1996
  151. Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М., 1996
  152. Ю. Региональный вектор деятельности корпоративных объединений // Росс, экономич. журнал, 2000, № 9
  153. Япония: региональная структура экономики. М.: Наука, 1987
  154. Ю.В. Избранные труды: В 3 кн. М.: Наука, 1997. — Кн. 1: Теория и методология исследования многоуровневой экономики- кн. 2: Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики
Заполнить форму текущей работой