Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предпосылки формирования конкурентоспособности предприятий в переходных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение основных направлений улучшения будущей конкурентной среды должно осуществляться с учетом формирования наборов неизменных факторов и на базе предложенных методов прогнозирования. Метод экстраполяции рыночных тенденций и показатели (динамика рынка, динамика рыночных долей, показатели интенсивности конкуренции) должен лежать в основу прогнозирования. Предложенный в работе подход… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности в условиях переходной экономики
    • 1. Теоретико-методологические аспекты развития конкурентоспособности в условиях переходной экономики
  • §-2.Рыночная конъюнктура как основа развития конкуренции: оценка и регулирование
    • 3. Показатели и методика оценки конкурентоспособности предприятия и продукции
  • Глава II. Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятий в агропродовольственных рынках
    • 1. Особенности формирования агропродовольственных рынков и конкурентных отношений в этих рынках
    • 2. Характерная черта конкуренции на агропродовольственных рынках
  • Глава III. Развитие и регулирование конкурентной среды в агропродовольственных рынках в переходных условиях
    • 1. Развитие предпринимательской деятельности в аграрном секторе
    • 2. Конкурентная политика предприятий АПК, ее особенности и пути совершенствования
    • 3. Пути совершенствования маркетинговой политики предприятий АПК
    • 4. Планирование и прогнозирование конкурентоспособности предприятий АПК

Предпосылки формирования конкурентоспособности предприятий в переходных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время одним из ключевых вопросов для многих стран мира, в том числе и для Таджикистана является обеспеченность населения продуктами — питания. Аграрный же сектор, производящий основное количество продуктов питания, как ранее, так и сегодня в общей стратегии устойчивого развития республики продолжает занимать приоритетное место. Именно состояние развития аграрного сектора определяет место республики в международном разделении труда и ее специализации, отвечающей требованиям переходной экономики.

Однако, несмотря на внедрение в последние годы организационных, технических и агрозоотехнических новшевст в сельском хозяйстве обеспеченность населения республики собственным продовольствием продолжает оставаться неудовлетворительной, что обостряло проблему продовольственного обеспечения, вызванную более высокими темпами роста населения.

Все сказанное требует решения проблемы организации и функционирования продовольственного рынка в Таджикистане.

В формировании нового, адекватного рынка, важным элементом является конкуренция. Переход к рыночным отношениям отечественного агропромышленного комплекса создает социально-экономические предпосылки для формирования и развития конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов.

Практика показывает, что сложность проблем выхода из кризиса определяетсяне столько отсутствием опыта хозяйствования в новых условиях, сколько слабой диагностикой конкурентных условий и невозможностью соответствующего их регулирования. До сих пор нет проработанной концепции формирования и развития конкурентной среды в условиях переходной экономики, методических разработок по рациональному планированию маркетинговой деятельности в самих предприятиях АПК, методики оценки уровня конкурентоспособности предприятий и их товаров. Эти обстоятельства имеют своим следствием крупные просчеты в стратегиях аграрной и продовольственной политики государства, регионов и серьезное обострение экономических и социальных противоречий в среде рыночных субъектов и покупателей.

Значение теоретических, методологических и практических аспектов формирования конкурентной среды возрастает еще и потому, что в аграрном секторе экономики традиционно сложно осуществляются антикризисные программы, поскольку нет должной оценки влияния социально-экономических преобразований в АПК на конкурентную деятельность предприятий. Это приводит к тому, что до сих пор не сбалансированы интересы переработчиков, посредников сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей продукции.

Все это обуславливает актуальность и усиливает необходимость углубленного рассмотрения и решения теоретических, методологических и прикладных проблем развития конкуренции на продовольственном рынке как ответной меры на не очень удовлетворительные пока результаты реформирования в этой сфере.

Степень разработанности проблемы. У истоков теории конкуренции стояли такие видные ученые как Д. Джоббер, П. Р. Диксон, М. Портер, Ф. Котлер, Дж.Р.Эванс, Б. Берман, Ф. Морис и другие. Их труды стали научной базой для создания теории и практики конкуренции.

В настоящее время издается большое количество специальной литературы, как зарубежных (А.Вайсман, Р. Дамари, Е. Дихтль, Х. Хёршген, Х. Швальбе, А. Лайан, Ф.Букерей., Багиев Л. Г., Богданова Е. Л., П. С. Завьялов, Е. П. Голубков, А. Н. Романов, И. И. Кретов, Син^ко В.И., Ю. А. Львов, В. Е. Хруцкой, так и отечественных авторов (Умаров X., Саидмуродов Л.,.

Пириев Дж., Гафуров X., Одинаев X., Рахимов А. и другие), где исследуются различные аспекты конкуренции.

Современные проблемы становления аграрного рынка и развития конкуренции на нем освещаются в работах зарубежных и отечественных ученых-экономистов: Г. П. Абрамовой, В. А. Клюкача, Г. Л. Пакулина, П. П. Сорокина, С. МЯгуткина, А. Е. Матушкина, В. Г. Хаустова, Ю. А. Ципкина и других. Тем не менее, практическое овладение способами и методами конкурентной борьбы, их внедрение в хозяйственную деятельностьдлительный и сложный процесс, требующий конкретных подходов, рекомендаций, предложений по формированию и развитию конкурентной среды в АПК, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования состоит в изучение теоретических основ конкуренции и разработка конструктивных предложений по ее становлению и развитию на предприятиях агропромышленного комплекса, которые могли бы оказать научную и практическую помощь субъектам регионального продовольственного рынка в совершенствовании их производственно-сбытовой деятельности в условиях переходной экономики. В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:

— раскрыть и уточнить сущность, особенности и характер проявления конкуренции как социально-экономической категорииобобщить зарубежный опыт предпосылки формирования конкурентоспособности предприятий в переходных условиях с целью его применения в конкретных регионах Таджикистана;

— исследовать состояние, тенденции и проблемы развития конкуренции в условиях экономики переходного периода;

— проанализировать конъюнктурные и конкурентные изменения на продовольственном рынке республики и оценить влияние основных факторов на развитию агропромышленного комплекса республики- 5.

— разработать направления конкурентной политики предприятий, научные и практические рекомендации по внедрению эффективных методов регулирования конкурентной среды на уровне агропромышленного комплекса региона.

Предметом исследования являются процессы формирования и развития конкурентной среды и маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе.

Объектом исследования являются предприятия АПК страны, продуктовые рынки и их участники, а также складывающиеся между ними хозяйственные связи.

Методологическая и информационная база исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужил накопленный научный опыт в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Информационную основу исследования составили правовые и нормативные документы, материалы и отчеты государственных органов и научных учреждений, специальная литература, а также результаты монографических и социологических исследований, проведенных как самим автором, так и в сотрудничестве с другими исследователями.

Многоплановость работы привела к необходимости применения различных методов и приемов исследования: сравнения, экономического анализа, расчетно-конструктивного, выборочных обследований, корреляционного анализа, анкетных и экспертных опросов и др.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе, опираясь на передовой и отечественный опыт решения вопросов организации и функционирования продовольственного рынка, обоснованы объективные предпосылки обеспечения его конкурентоспособности в условиях республики. К основным научным результатам, содержащим элементы новизны, можно отнести следующие:

— уточнена сущность конкуренции как социально-экономическая категория, классифицированы теоретические и методические основы формирования конкурентоспособности аграрных предприятий на продовольственном рынке, в результате чего выявлены новые свойства и особенности функционирования предприятий в условиях жесткой конкуренции, которые могут быть положены в основу анализа и планирования перспектив развития продовольственного рынка страны с быстрым темпом роста населенияобобщены зарубежный опыт предпосылки формирования конкурентоспособности предприятий в переходных условиях с целью его применения в условиях Республики Таджикистана;

— выявлена и оценена совокупность организационно-экономических факторов, определяющих динамику процесса развития конкуренции в условиях реформирования аграрной экономики и на этой основе разработаны некоторые меры по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и их продукции, разработаны предложения по повышению уровня конкурентоспособности предприятий и продукции в условиях экономики переходного периода;

— проведено оценке производства продукции сельского хозяйства на душу населения — как неотъемлемый фактор конкурентоспособности сельского хозяйства;

— разработаны теоретические основы совершенствования сбытовой политики предприятий — как фактор обеспечения конкурентной среды агропромышленного комплекса.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили концептуальные основы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, разработанные международными, национальными научными и общественными организациями, труды российских, таджикских и зарубежных ученых в области предпосылки формирования конкурентоспособности предприятий.

Методической базой исследования являются общепризнанные методы познания: анализ и синтез, группировка, сравнение, факторный, абстрактно-логический, аналитический, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-математический, регрессионный анализ, эколого-экономической оценки, вероятностное прогнозирование, экспертные оценки и др.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения и полученные результаты создают теоретическую, методологическую и практическую основу по организационно-экономическому формированию и регулированию конкурентной среды в агропромышленном комплексе региона в условиях его реформирования.

Изложенные в диссертации выводы и рекомендации носят, с нашей точки зрения, универсальный практический характер и могут быть применены во всех районах страны для создания, эффективно действующих аграрных и продовольственных рынков.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедряются на районном и хозяйственном уровнях в Хатлонской области республики Таджикистан. Основные положения и выводы исследования докладывались на республиканских, региональных, внутривузовских и межвузовских конференциях в период 2004;2009 гг.

Структура работы. Диссертация изложена на 171 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, иллюстрирована 17 таблицами, 2 рисунками и диаграммой. Список использованной литературы содержит 135 наименований.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Перестройка общества сопряжена с трудностями и издержками. Поэтому главная задача переходного периода заключается в разработке и реализации такой стратегии преобразований, которая минимизировала бы трудности и издержки, позволяла бы в короткие сроки поставить на службу общества все те огромные возможности и преимущества, которыми обладает рыночная экономика. Разработка и реализация подобной стратегии возможны при ясном представлении того, каким должен быть рынок в нашей стране, какие составляющие этого рынка должны формировать его, каковы закономерности их развития, в частности, в агропродовольственном рынке.

При исследовании особенностей проявления рыночных законов в экономике агропродовольственного комплекса мы выявили следующие фундаментальные положения:

1. В формировании нового, адекватного рынку экономического механизма хозяйствования, важным элементом является конкуренция. Переход к рыночным отношениям отечественного агропромышленного комплекса создает определенные социально-экономические предпосылки для формирования и развития конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. В рыночной экономике конкуренция отличается своей многофункциональностью. Являясь диалектической основой развития, она определяет направления деятельности предприятий и помогает ответить на основополагающие маркетинговые вопросы: что, сколько и как производить, как и при каких ценах распределять товары и услуги.

3. Являясь рычагом и средством конкуренции, конкурентоспособностькатегория общественного развития, проявляемая в соперничестве объектов для достижения определенных целей. Что же касается конкурентоспособности продукции, то это — технико-экономическая категория, оцениваемая совокупностью технических и экономических показателей, факторов и условий. К техническим показателям, факторам и.

157 условиям относится качество продукции, в том числе ее надежность, эргономичность, экологичность, безопасность, а также дизайн и условия предпродажного и послепродажного обслуживания. Экономическими показателями, факторами и условиями являются: рейтинг (престижность) продукции при внутренней и внешней конкуренции на основе добросовестной информации и рекламы, прибыль и др.

4. Высококонкурентные условия в сельском хозяйстве ведут к тому, что цены на сельскохозяйственные продукты держатся близко к издержкам производства. Данная проблема имеет две грани. С одной стороны, падающие цены на сельскохозяйственную продукцию не будут столь опасными для производителей, если они смогут приспособить использование факторов производства к снизившимся ценам. Но увеличившаяся зависимость сельскохозяйственных производителей от промышленных средств производства оставляет им слишком малый запас времени на адаптацию к падающим ценам на сельскохозяйственную продукцию. С. другой стороны, увеличивающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию повышают выгодность хозяйств и ведут к подъёму цен на факторы производства, особенно на пахотные земли, — иной случай, когда предприятия оказываются под давлением связки «издержкицены сельскохозяйственной продукции».

5. Наращивание конкурентных преимуществ, предприятиям необходимо осуществить по следующим направлениям и позициям:

• концентрация и интенсивность производства;

• специализация и межхозяйственная кооперация;

• организация внутрихозяйственных отношений;

• организационно-технологическая обеспеченность и дисциплина в животноводстве и кормопроизводстве;

• собственная переработка сырья и диверсификация производства;

• работа с персоналом;

• маркетинг.

6. Теоретическое изучение проблемы и анализ состояния конкурентоспособности предприятий в аграрной сфере показывает, что слабость конкурентных позиций многих предприятий, деформированность конкурентной среды на продовольственных рынках обусловлены низким уровнем адаптации хозяйствующих субъектов к динамике рыночных преобразований, отсутствием конструктивной конкурентной политики. Последняя по отношению к каждому предприятию складывается из четырех важнейших направлений: товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная политика.

7. Важнейшим рычагом регулирования конкурентной среды является прогнозирование конкурентных позиций предприятий и динамики развития рыночной конъюнктуры. Отдельной целостной методики прогнозирования уровня конкуренции в аграрной сфере экономики пока нет, в диссертационной работе мы сделали попытку его оценки через объединения в систему отдельных подходов и показателей, позволяющих более объективно анализировать сложившиеся и перспективные возможности конкурентоспособности предприятий.

8. Определение основных направлений улучшения будущей конкурентной среды должно осуществляться с учетом формирования наборов неизменных факторов и на базе предложенных методов прогнозирования. Метод экстраполяции рыночных тенденций и показатели (динамика рынка, динамика рыночных долей, показатели интенсивности конкуренции) должен лежать в основу прогнозирования. Предложенный в работе подход способствует, во-первых, классификации предприятий АПК по их конкурентным позициям, и во-вторых, для каждой из них определить стратегию т тактику ведения конкурентной борьбы.

Применение в практике выработанных рекомендаций могут стать факторами, способствующими более динамичному и результативному формированию конкурентной среды ненасыщенного продовольственного рынка и, посредством этого, положительно влиять на его насыщения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Закономерности становления и развития рыночных отношений в Республике Таджикистан. Душанбе: «Ирфон», 1995,184 с.
  2. Г. Таджикистан и рынок. Душанбе, «Шарки Озод». -1994.-52с.
  3. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М., 1999.
  4. Т., Серегина С. Концепция рациональных ожиданий и эффективность макроэкономической политики. / Российский экономический журнал, 1996, № 10.
  5. А. Предпринимательство в России. Власть, 1995, № 1.с.35.
  6. В. Д. Россия экономический и инвестиционный потенциал. М.: ОАО «Издательство «Экономика», Нац. Фонд подготовки кадров, 1999. с. 21.
  7. Н.И., Половинкин П. Д., Сахаров Ю. В. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. С-Пб., изд-воС-П6ГУЭФД996.
  8. Г., Сёмин А. Маркетинг как инструмент потребительского рынка продовольственных товаров. / Маркетинг, 1998,4. с. 54−59.
  9. Асосхои маркетинг (на таджикском языке). Курс лекции. Душанбе, ТНУ, 2010.
  10. Ю.Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия). / Вопросы экономики, 1996, № 9.
  11. П.Анчишкин А. И. Наука-Техника-Экономика. М., Экономика, 1989. с.
  12. Афанасьев Н. В, Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция иинструментарий эффективного предпринимательства. С-Пб., изд-во С-ПбГУЭФ, 1996.
  13. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Л. 1990.
  14. М.Багиев ГЛ., Тарасевич В. М., Анн А. Маркетинг. Учебник. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. с. 311−359, 417−443.
  15. Г. Л., Богданова Е. Л. Маркетинг-статистика. СПб., 1999.
  16. Д.И., Валдайцев СВ. Практический маркетинг: как создаются коммерчески успешные товары и услуги. Л., 1991.
  17. Г. В. Основы техники безопасности и противопожарной техники в сельском хозяйстве. М., 1963.
  18. А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М., Ось-98, 1998. с. 8,9.
  19. С. А. История экономических учений в вопросах и ответах. М., Юристъ, 1998.
  20. , Е. Точки Лаффера и их количественная оценка. М., МэиМО, 1997, № 12.
  21. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь.Т.П.М., 1994. с. 500.
  22. O.K. Экономические предпосылки структурной перестройки производства./Известия АН Таджикистана. Серия экономическая, 1992, № 1. ,
  23. A.A. Региональный рынок: особенности и проблемы сбалансированности.-Душанбе: Дониш, 1985,208 с.
  24. A.B. Предпринимательство: основной курс. Учебник для ВУЗов. М., ИНФРА, 1998. с. 53,54.
  25. B.C., Югов Ю. Г. Основы маркетинга в сельском хозяйстве. Пермь, 1995.
  26. X. Таджикистан на рубеже и в XXI веке: Президент Эмомали Рахмонов и национальная экономика. Душанбе, 1999,216 с.
  27. X. Богата та республика, народ которой богат. Научно-практическая концепция и программа перехода Республики Таджикистан к рыночным отношениям. Куляб, 1993, 56с.
  28. М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях // Российкий экономический журнал. — 1998. -№ 3.- С. 67−77.
  29. Дж. К., О’Делл К. Американский менджмент на пороге 21 века. М.:Экономика, 1991. !
  30. Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., 1993. «
  31. A.B. Стратегический маркетинг. М., 1998.
  32. Т.В., Оленичева С. А. Некоторые вопросы организации маркетинговой деятельности в сельском хозяйстве. Н. Новгород, 1996.
  33. Гул омов И. Модель аграрной экономики Таджикистана в XXI веке (в соавт.) ЭКСПРЕСС, — Душанбе, 2004,218 с.
  34. Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны?/Российский экономический журнал, 1997, № 9. с. 57−69.
  35. ГумеровР. Сельскохозяйственная ! кооперация и агропромышленная интеграция в пореформенной России. / Российский экономический журнал, 1998, № 4. с. 66−75.
  36. А.Я. Эстетика истории. М.: Наука, 1974, с. 368.
  37. В.П. Пути становления и развития малого предпринимательства в рыбном хозяйстве (на примере Сахалинской области). Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. М., ВНИИЭРХ. 1997.
  38. И., Исоматов Б., Хабибов С. Иктисоди бозоргони. -Душанбе: Маориф, 1994,152 с.
  39. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: СП «БукЧембер Интернешнл», 1992. с. 41.
  40. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономик. С-Пб, Литера-плюс, 1997. с. 146−151.
  41. Д. Эффективный самомаркетинг. М., 1998.
  42. . Особенности формирования и развития дехканских (фермерских) хозяйств в Республике Таджикистан. Душанбе, «Ирфон», 2008.
  43. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М., 1995.
  44. Н. Маркетинг в сфере производственно-технического обслуживания в сельском хозяйстве. // Экономика сельского хозяйства России. 1994., № 10.
  45. Иктисоди кишоварзи (на таджикском языке). Учебное пособие, часть I. Душанбе, «Ирфон», 2005.
  46. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М.: Прогресс, 1982. — с. 264.
  47. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М., 1989.
  48. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М., 1998.
  49. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. Кн. 2. М.: АОЗТ, 1996.-е. 101.
  50. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Официальный текст посостоянию на 1 декабря 1996 года. М., 1997.
  51. Ф. Основы маркетинга. М., 1995. I
  52. Ф. Управление маркетингом. М., 1980.
  53. Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. М., 1994.
  54. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. М., 1999.
  55. Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу. М., 1995.
  56. Г. Факторы народнохозяйственной конкурентоспособности японской экономики // Российский экономический журнал. 1998.-№ 1.-с. 78.
  57. С.Н., Злобин СЮ. Основы маркетинга промышленных объектов. М., 1989.
  58. Макконел Кемпбелл Р., Брю Л. Стенли. Экономикс. Т. 1. — Таллинн, 1992.-С. 52.
  59. Л. Человеческое действие. 1949. Цит. по: «25 ключевых книг по экономике». Изд-во «Урал LTD», 1999. с. 320−342.
  60. А. Принципы политической экономии, 1890. Цит по: «25 ключевых книг по экономике». Изд-во «Урал LTD», 1999. с.227−256.164
  61. Мировая экономика и международные отношения. 1985, № 11. с. 105 110.
  62. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М. Новосибирск, ИНФРА-М — Сибирское соглашение, 1999. с. 3947.
  63. К., Брю С. Экономика: принципы, проблемы и политика. М., 1992.с.23,24.
  64. Д. Экономическая политика при возврате к мобилизационной модели развития. / Российский экономический журнал, 1998, № 4. с. 11−27.67 .Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др. М., 1996.
  65. К. Капитал. Т.1//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.23., 907 с.
  66. В. О роли маркетинга в деятельности предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом. 1997 № 7.69 .Методические рекомендации по определению факторов конкурентоспособности продукции отрасли. М.: НИММАШ, 1986. -с. 2.
  67. Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке. М., 1994.
  68. Общие основы маркетинга. (Учебное пособие). Институт экономики Таджикистана. Душанбе, 2008.1.0динаев X. Таджикистан: проблемы малого агробизнеса. Душанбе: Шарки Озод, 1996, 78 с. 72.0сновы маркетинга. Л., 1991.
  69. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирм. М., 1998.
  70. H.A. Управление агропромышленным производством. М., 1998.
  71. Дж.С. Методические подходы к оценке природно- ресурсногопотенциала сельского хозяйства. (Докл. ТСХН, № 5,6, Душанбе, 2002) стр. 137−147.
  72. Дж.С. Совершенствование размещения сельскохозяйственногопроизводства Таджикистана в рыночных условиях. Душанбе, 2003, стр. 216. i
  73. ГТириев Дж.С., Давлатов Х. О. О роли сельхозкооперации перерабатывающих отраслях АПК. Душанбе, 2003, стр. 31−35.
  74. Правила по охране труда в животноводстве. Орел. 1995.
  75. Практикум по маркетингу. М., 1995.
  76. П.Д. Экономические и организационные основы предпринимательства в рыночном хозяйстве России. В кн.: «Экономика предпринимательства. Курс лекций. Учебное пособие». -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. с.33−46.
  77. П. Д., Зозулюк A.B. Хозяйственный риск в предпринимательской деятельности. В кн.: «Экономика предпримательства. Курс лекций. Учебное пособие». М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. с. 144−161.
  78. В. Учебник политической экономии. 1906 г. Цит по: «25 ключевых книг по экономике». Изд-во «Урал LTD», 1999. с. 264.
  79. Т., Кубалова Э. Региональный подход к сегментированию рынка сложной элекронной техники. / Маркетинг, 1999, № 3. с. 46−50.
  80. Т.Г. Место конкурентоспособности товаров и стратегия маркетинга. / Проблемы региональной экономики, 1997, № 5.с. 114−117.
  81. Е. Инвестиционные возможности бюджетных и166внебюджетных фондов. / Российский экономический журнал, 1998, № с. 2733.
  82. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. — с. 33, 38, 52−53.
  83. Практический маркетинг. М., 1992. Программа дисциплины «Корпоративный менеджмент». М.: РЭА им. Плеханова, 1998. — с. 60, 106.
  84. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. М., 1993.
  85. Развитие маркетинга в агропромышленном производстве. М., 1994.
  86. Р.К. Основные направления экономики и проблемы повышения эффективности производства в Таджикистане Душанбе, Дониш, 1983, 203 с.
  87. X. Аграрная реформа в республике Таджикистан: плюсы и минусы. Душанбе, «Ирфон», 2008.93 .Ростовцева JI. Как разработать товарную стратегию фирмы. /Вести московского университета. 1995. № 3.
  88. Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Минск 1998.
  89. X. Современное состояние и перспективы развития Южно-Таджикского территориально-производ-ственногокомплекса. Душанбе, Ирфон, 1990,112с.
  90. В.Т. Рынок в системе маркетинга. // Бух. Учет. 1992 № 9, № 12.
  91. Сэй Ж.-Б. Трактат о политической экономии, 1803. Цит по: «25 ключевых книг по экономике». Изд-во «Урал LTD», 1999. с. 92.
  92. Е., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России // Вопросы экономики. 2000. — № 7. — с.45−66.
  93. В. Конкуренция и конкурентоспособность: Основные понятия //167
  94. Стандарты и качество. 2000. — № 4. — с.54−59. — Библиогр.:с.59
  95. А. Исследования о природе и причинах богатства народов, пер. с англ. М., Ось-89,1997. Книга первая.
  96. ЮО.Стиглер Дж.Дж. Теория олигополии. В кн.: «Теория фирмы». С-Пб., Экономическая школа, 1995. с.371−401.
  97. Ю1.Стиглер Дж.Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены. В кн.: «Теория фирмы». С-Пб., Экономическая школа, 1995 с.402−431.
  98. Дж.Дж. Экономическая теория информации. В кн. «Теория фирмы». СПб., Экономическая школа, 1995. с.507−529.
  99. Справочник по коммерческим структурам. СПб., 1998.
  100. Е.С. Финансы маркетинга. М., 1994.
  101. Ю5.Тезнев Т. К., Петровская В. А. Технология переработки, хранения и маркетинг продукции животноводства. Владикавказ, 1998.
  102. Юб.Толковый словарь рыночной экономики. Изд. 2-е доп. М.: Глория, 1993 .-С. 106.
  103. Ю7.Трайнев В. А. Управление системами предпринимательства, маркетинга и их информационное обеспечение. М., 1997.
  104. O.A. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. СПб., 1992.
  105. Ю9.Ушачёв И. Г. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России // АПК: экономика и управление. 1997. — N 2. -с. 26−32.
  106. ПО.Ушачёв И. Г. Аграрная реформа и проблемы развития кооперации в АПК России на современном этапе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. —1996.-№ 10.-с. 19−23.
  107. Ш. Ушачёв И. Г., Решетняк В. и др. Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях // Под. ред. Ушачева И. Г. —М., 1983.
  108. И.Г. Развитие интеграционных процессов в АПК стран СНГ //
  109. Экономика сельского хозяйства России. -1997.-.г"8.-с.З.1ьа
  110. ПЗ.Ушачёв И. АПК: политика стабилизации и экономического роста //Экономист, — 2000.-№ 3 .-С.3−7.
  111. В .Я. Аграрная реформа и судьба крестьянства//Аграр. наука.1996. -№ 4-с.2−5.13.Узун В .Я., Сарайкин В.И.
  112. Роль семейных ферм и сельскохозяйственных корпораций в России и СШАУ/Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 1999. — № 5.. с.45−48.
  113. Пб.Фокин Ю. Границы планового воздействия на хозяйственную деятельность // Экономист. 1993.- № 8.- с.39−50.
  114. И7.Фрезе Э.,. Тойсфен Л., Бсекен Т., Энгельс М., Лешанн П. Реструктуризация предприятий: направления, цели, средства//Пробл. теории и практики упр. 1996. — № 4. — С. 116−121.
  115. Харьков В, Модель рационального землепользования в федеральном и региональном законодательстве//Хоз-во и право.- 1999.-№ 12.-С.79−86.
  116. В. Аграрный кризис преодолен // Экономика сельского хозяйства России. — 1997.-№ 7.-с.З.
  117. В. Земельная реформа и механизм ее реализации // Вестник сельскохозяйственной науки. -1991.
  118. Ю. Международная продовольственная безопасность и интересы России // АПК: экономика, управление. -1996.-№ 2.-с. 19−21.
  119. Л. Отношение населения к разным формам хозяйствования на земле // Вопросы экономики. -1990.-№ 5.-с.75−81.
  120. М.Н., Хушвахтов И. Д. Рыночная экономика. Краткий учеб.методич. справочник. -Душанбе: Дониш, 1994, 192 с.
  121. ЦипкинЮ.А. Эффективный агромаркетинг. М., 1994.
  122. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М., 1990. '
  123. К. Дж. К теории ценового приспособления. В кн.: «Теория фирмы». Под ред. Гальперина В. М. С-Пб., Экономическая школа, 1995. с. 432−447.
  124. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И.Эфрона. Т.25, С-Пб., 1898. с. 19.
  125. A.A., Кукура СП. Предпринимательство в производственной сфере основное направление экономических преобразований в России. Электронная промышленность: экономика и коммерция. 1998, №№ 3−4. с. 62−68.
  126. A.A. Взаимоотношение государства и предпринимательских структур. В сб.: «На рубеже веков: экономические проблемы реформирования-России». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. с. IIIS.
  127. Экономика и организация рыночного хозяйства. М., 1995. с. 157. См. также: Фоломьев А. Н. Инновационный тип развития и предпринимательство. В кн.: «Экономика предпринимательства (курс лекций)», 1999.С.126−143.
  128. Д., Тиллак П. Антикризисное управление в сельскохозяйственных предприятиях России//АПК: экономика, упр. -1999.-№ 4. -С.41−45.
  129. Яковец Ю-В. Инвестиционные приоритеты в предпринимательстве имеханизмы их реализации. В кн.: «Экономика предпринимательства (курс лекций)», 1999. с. 126−143.
  130. Ягуткин С, Китова Е. Управление маркетингом в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России, = 1994 № 6.
Заполнить форму текущей работой