Антиинфляционная политика.
Монетарная экономика.
Теория денег и кредита Т. 2
Большие расходы совокупного спроса часто могут быть вызваны слишком высокими доходами в экономике, не сопоставимыми с темпами прироста производительности труда. Для контроля этой части инфляционного процесса государство вынуждено вмешиваться в деятельность частного сектора, в частности в функционирование рынка труда. Государство может вводить налоги на излишний (не связанный с ростом… Читать ещё >
Антиинфляционная политика. Монетарная экономика. Теория денег и кредита Т. 2 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обратимся теперь к детальному анализу антиинфляционной политики. Каким же образом государство может справиться с высокими темпами прироста цен? И какова цена, которую экономике придется заплатить за это?
Жесткая фискальная политика
Для сокращения темпов прироста цен необходимо контролировать причины данного явления. Одна из причин может быть связана с чрезмерно мягкой бюджетно-налоговой политикой государства, сопровождающейся высоким и растущим дефицитом государственного бюджета. Чтобы справиться с инфляцией, требуется сокращение дефицита государственного бюджета, т. е. уменьшение государственных расходов и повышение собираемости налогов.
Жесткая монетарная политика
Второй ключевой момент антиинфляционной политики — сокращение темпов прироста денежной базы. Необходима жесткая монетарная политика, которая гарантирует, что чрезмерного «разбухания» предложения денег не произойдет. Такая политика может включать в себя ограничения на печатание денег, повышение ставки рефинансирования и ужесточение дисконтной политики ЦБ, а также продажу государственных облигаций на открытом рынке, валютные интервенции (продажа валюты и международных резервов). Конкретный вариант действий центрального банка зависит от возможностей страны и сопутствующих экономических эффектов.
Политика доходов
Большие расходы совокупного спроса часто могут быть вызваны слишком высокими доходами в экономике, не сопоставимыми с темпами прироста производительности труда. Для контроля этой части инфляционного процесса государство вынуждено вмешиваться в деятельность частного сектора, в частности в функционирование рынка труда. Государство может вводить налоги на излишний (не связанный с ростом производительности) прирост заработной платы, предлагать временное замораживание роста заработной платы, ограничивать — формально или неформально — размеры бонусов и прочих дополнительных выплат высокопоставленным менеджерам крупных компаний и банков. Кроме того, возможны варианты более низкой, чем темп инфляции, индексации пенсий и других социальных расходов государства, а также заработной платы государственных служащих и государственных чиновников.
Политика доходов, хотя и является достаточно эффективным мероприятием в краткосрочном периоде и способна быстро уничтожить инфляционный рост, нс пользуется популярностью среди государственных деятелей. Это связано с тем, что такая политика оказывает долгосрочный негативный эффект на рынок труда, искажает ценовые пропорции, снижает мотивацию работников и разрушает частные стимулы к развитию, поскольку несоразмерно влияет на разные стороны рынка труда, на разные профессии и разные категории работников. Ограничительные действия государства в данной области могут также вызвать рост социального напряжения и общественного недовольства в стране.