Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональная Я-концепция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате проведенного автором теоретико-методологического исследования феномена профессиональной Я-концепции: обозначены критерии оценки личности при разных уровнях профессионализма в структуре профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органовобоснованы понятия профессиональной комфортности как субъективного критерия и фактора профессионального успеха личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблем профессионализма и Я-концепции сотрудников правоохранительных органов
    • 1. 1. Психолого-акмеологическая характеристика профессионализма сотрудников правоохранительных органов
    • 1. 2. Сущностная характеристика психолого-акмеологических взглядов на Я — концепцию сотрудников правоохранительных органов
    • 1. 3. Содержание и особенности правоохранительной деятельности сотрудников налоговой полиции
  • Глава 2. Организация и процесс исследования особенностей профессиональной Я-концепции сотрудников правоохрани -тельных органов
    • 2. 1. Этапы, методологические принципы и методы исследо -вания
    • 2. 2. Поуровневая оценка профессионализма как критерий изучения личности и деятельности сотрудников налоговой полиции
    • 2. 3. Содержание психолого-акмеологической работы в правоохранительных органах
  • Глава 3. Эмпирическое исследование профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органов
    • 3. 1. Признаки, характеризующие уровни профессионализма сотрудников налоговой полиции
    • 3. 2. Особенности профессионализма личности в сфере правоохранительной деятельности
    • 3. 3. Профессиональная самооценка в структуре профессиональной Я-концепции сотрудников налоговой полиции

Профессиональная Я-концепция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Формирование правового государства с развитой рыночной экономикой обусловливает необходимость новых подходов в кадровом обеспечении государственных структур.

Перед правоохранительными органами общество ставит определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. В связи с этим к личности сотрудников предъявляются определенные требования, обусловленные наличием особых властных полномочий, прав и обязанностей применять власть от имени закона. Нестабильность экономических преобразований, непосредственно влияя на характер осуществления правоохранительной деятельности, профессионально-личностные характеристики и Я-концепцию сотрудников, может менять ценностные ориентации и создавать психологическую неустойчивость в коллективах подразделений правоохранительной системы. Факты роста числа правонарушений и негативные тенденции возрастания количества уголовных дел, возбужденных в отношении самих сотрудников правоохранительных органов по признакам должностных преступлений, недостаточно высокий профессионализм кадров свидетельствуют о необходимости психолого-акмеологического обеспечения правоохранительных органов в виде постоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам.

Необходимость повышения качества правоохранительной деятельности и совершенствования профессионально-личностных характеристик сотрудников требует разработки и внедрения системы психолого-акмеологической работы с кадрами и выдвигает на одно из приоритетных мест задачу улучшения работы правоохранительных органов, в том числе Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ).

В условиях значительного роста экономической и связанной с ней преступности проблема повышения профессионализма каждого сотрудника правоохранительных органов приобретает особую значимость. Как показывает десятилетний опыт функционирования ФСНП РФ, получение позитивных результатов в борьбе с противоправным поведением юридических и физических лиц, во многом зависит от профессионализма и личностных характеристик сотрудников, в том числе их профессиональной Я-концепции.

В связи с этим, актуальность исследования профессиональной Я-концепции как фактора профессионализма сотрудников правоохранительных органов обусловлена, с одной стороны, потребностями общества, в котором роль правоохранительных органов неизменно возрастает, а, с другой стороны, потребностями ФСНП РФ, нуждающейся в высокопрофессиональных, компетентных и нравственных кадрах.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования позволяют условно разделить имеющуюся по изучаемой теме литературу на несколько групп.

По общеметодологическим проблемам психологии и акмеологии необходимо выделить труды К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, О. С. Анисимова, С. А. Анисимова, В. Г. Асеева, A.A. Бодалева, JI.C. Выготского, A.A. Деркача, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, К. К. Платонова, A.A. Реана, С. Л. Рубинштейна, И. Н. Семенова и др.

В исследование психологии профессиональной деятельности государственных служащих большой вклад внесен A.A. Бодалевым, О.С. Анисимо-вым, С. А. Анисимовым, A.C. Гусевой, A.A. Деркачем, В. Г. Зазыкиным, Е. А. Климовым, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, A.A. Реаном, А.П. Федорки-ной, В. Д. Шадриковым, Е. А. Яблоковой и др.

Психологические особенности личности и деятельности правоохранительных органов исследовались В. Л. Васильевым, В. В. Романовым, М. И. Еникеевым, A.B. Дуловым, А. Р. Ратиновым, Б. В. Кулагиным, Ю.В. Чуфа-ровским и др.

Изучению Я-концепции, самооценки, сознания и самосознания личности посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, С. А. Баклушинского, А. Бандуры, Р. Бернса, A.A. Деркача, A.A. Реана, К. Роджерса, В. В. Столина, Е. Г. Соколовой и др.

Разные аспекты феномена Я-концепции отражены в работах исследователей кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Детально рассмотрены различные подходы к понятию «профессиональная Я-концепция» (A.A. Деркач, A.C. Гусева, А. К. Маркова, Н.Г. Селезнева). Становлению Я-концепции в управленческой деятельности руководителей посвящено исследование B.C. Агапова (1999г.), Я-концепцию беременной женщины исследовала Н. В. Боровикова (1998г.), T. J1. Григорьевой изучена профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления (2001г.), М. В. Федотова исследовала развитие Я-концепции работников таможни (2002г.), И. Е. Шейнюк — развитие Я-концепции личности будущего государственного служащего на этапе до-профессиональной подготовки (2002г.).

Цель исследования — выявить особенности профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органов и их личностные изменения в результате повышения уровней профессионализма.

Объектом исследования является профессионализм личности и деятельности сотрудников налоговой полиции как представителей правоохранительных органов.

Предмет исследования — профессиональная Я-концепция сотрудников налоговой полиции разных уровней профессионализма.

Гипотеза исследования заключается в предположении того, что: • в процессе осуществления правоохранительной деятельности формируется профессиональная Я-концепция личности, обусловливающая интересы, привычки, особенности поведения;

• в области общественных отношений, регулируемых нормами права, личностные особенности субъекта приобретают своеобразные черты, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности;

• профессиональная Я-концепция коррелирует с профессиональным успехом личности, субъективным признаком которого является профессиональная комфортность, обусловленная наличием определенного уровня критичности;

• несколько заниженная самооценка результата профессиональной деятельности в сочетании с высокой самооценкой потенциала может являться фактором профессионального развития.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ проблем Я-концепции и профессионализма сотрудников правоохранительных органов и выявить отличительные характеристики изучаемого феномена;

2) проанализировать содержание психолого-акмеологической работы с личным составом правоохранительных структур;

3) выявить особенности личности, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности в сфере правового регулирования, характеризующие профессиональную Я-концепцию;

4) выявить признаки, характеризующие уровни профессионализма сотрудников правоохранительных органов;

5) исследовать профессиональную самооценку как элемент профессиональной Я-концепции и выявить эмпирическими методами ее особенности у сотрудников разных уровней профессионализма;

6) выявить личностные изменения сотрудников налоговой полиции при повышении уровня профессионализма.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы психологической и акмеологической науки: личностный, субъекта деятельности, системности, единства потенциального и актуального, единства деятельности, сознания и личности, инвариантности, профессионализма, обратной связи, а также психологические исследования личности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, К. К. Платонов и др.), исследования деятельности и ее структуры (A.B. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн и др.), работы, раскрывающие основные положения психолого-акмеологического подхода (О.С. Анисимов, A.A. Бодалев, A.C. Гусева, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. Ю. Панасюк, Ю.В. Синя-гин, A.A. Реан, Е. А. Яблокова и др.).

Эмпирическая база исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе личного состава служб, отделов, самостоятельных подразделений и межрайонных отделов Управления Федеральной службы налоговой полиции (УФСНП РФ) по Саратовской области. Общее число респондентов составило 152 сотрудника налоговой полиции.

Использованые психолого-акмеологические методы: анализ письменных документов, экспертный опрос с использованием анкет, свободное интервью с экспертами и респондентами, психологическое тестирование и анкетирование с использованием стандартизированных анкет (методика исследования самооценки методом ранжирования, тест определения самоэффективности Маддукса и Шеера, методика Дембо-Рубинштейн), метод свободного самоописания «Я как профессионал», тест 20-ти вопросов, методы анализа, обработки, и интерпретации данных, позволили исследовать особенности профессиональной Я-концепции и профессиональной самооценки сотрудников налоговой полиции и выявить личностные изменения от низкого до высокого уровней профессионализма.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

• Выявлено, что профессиональную Я-концепцию сотрудников правоохранительных органов характеризуют: особенности самосознания, обусловленные действием права как нормативного регулятора поведения и профессиональными деформациями личности, выраженными в доминировании определенных профессионально-личностных качеств во всех сферах жизни и профессииналичие внутреннего профессионального статусаналичие профессиональной комфортности субъекта.

Установлено, что профессиональный статус сотрудников правоохранительных органов, являющийся показателем места личности в профессиональной сфере, определяют: система профессионально-личностных качеств, профессиональная Я-концепция и ролевая принадлежность.

Обосновано понятие профессиональной комфортности, представляющей собой соответствие требований общества, предъявляемых к человеку в профессиональной сфере, с его личностной оценкой себя как субъекта собственной жизни и профессии.

• Проанализировано содержание психолого-акмеологической работы с личным составом и выделены направления, к которым мы относим: профессиональное — правовое, включающее: законопослушность, знание и соблюдение законодательства, уважение уставных норм жизни, традиций сотрудников правоохранительных органов, профессионально-правовую культурупсихологическое, включающее: знание психологических особенностей личности и умение использовать их в условиях выполнения служебных задач (необходимость преодоления возможного противодействия, установление психологического контакта с нежелающими того лицами, установление доверительных отношений с людьми, являющимися или могущими быть источниками оперативно-значимой информации), культуру делового общения, навыки формирования здорового морально-психологического климата в коллективе и культуру внутриколлективного взаимодействия, высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам и экстремальным условиям служебно-профессиональной деятельностиинтеллектуально-мировоззренческоепредполагающее развитие у сотрудников позитивной Я-концепции, специального мировоззрения как системы взглядов на мир, на отношения людей к окружающей их действительности и к самим себе, места и роли человека в сфере правоохранительной деятельности, а также создание условий для развития обусловленных этими взглядами убеждений, оценок, принциповнравственное — включающее в себя формирование и развитие таких качеств личности, как порядочность, честность, неподкупность, справедливость, единство слова и дела, чувство товарищества и пр.

• Выявлены профессионально-личностные качества сотрудников налоговой полиции, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности: ориентированность на защиту экономических интересов государствауважение достоинства, прав и свобод личностинепримиримое отношение к коррупции, чувство профессиональной гордости за принадлежность к корпусу сотрудников налоговой полиции и пр. Закрепляясь в поведении, эти качества становятся ведущими характеристиками профессиональной Я-концепции налоговых полицейских и определяют их профессиональный статус.

Установлено, что для всех сотрудников налоговой полиции в разной степени характерны элементы профессиональной деформации личности, которую мы определяем как доминирование определенной группы личностных качеств в процессе решения служебных задач и оценке объективной реальности через призму профессиональных интересов даже вне осуществления профессиональной деятельности. Профессиональная деформация неизбежна для профессионалов высокого класса — свои профессиональные качества они непроизвольно переносят на все другие стороны жизни.

• Выявлены признаки, характеризующие уровни профессионализма сотрудников налоговой полиции. Выделены пять уровней профессионализма: высокий уровень подразумевает результативные показатели работы специалиста в соответствии с разграничением компетентности, знание наиболее эффективных путей достижения поставленной цели и качественные характеристики личности, выделяющие его среди остальных сотрудниковуровень профессионализма выше среднего — знание точных координат деятельности при отсутствии целостного системного видения компонентов единого процесса, взаимосвязи составляющих компонентов профессиональной деятельностидля среднего уровня профессионализма характерно знание примерных координат деятельности и направлений плоскостей для достижения необходимого результата при недостаточном профессиональном прогнозировании, не способности к самостоятельному формулированию и разрешению оперативно-служебных задачсотрудники уровня профессионализма ниже среднего способны задавать направление в векторе приложения сил, но точными координатами деятельности не владеютнизкий уровень профессионализма означает полное отсутствие самостоятельности в выборе и направлении заданной цели и путях реализации поставленных задач.

• Выявлены различия в профессиональной самооценке сотрудников налоговой полиции: для сотрудников низких уровней профессионализма характерна самая высокая самооценкасамооценка профессионалов высокого уровня вполне адекватнанесколько заниженная самооценка результата профессиональной деятельности сотрудников уровней профессионализма выше среднего и среднего в сочетании с высокой самооценкой потенциала может являться фактором профессионального развития.

Доказательно представлено, что профессиональная самооценка может являться фактором профессионального успеха сотрудников налоговой полиции. Профессиональный успех обусловлен диалектической совокупностью таких категорий, как притязания, личностный потенциал, самоэффективность и критичность, выступающих движущей силой профессионализма, при наличии конкретного результата в виде профессиональной комфортности.

Установлена взаимосвязь представлений сотрудников о собственной самоэффективности в профессиональной сфере с уровнем притязанийпритязания личности формируются при осознании своей самоэффективности. С повышением профессионализма человек отчетливее осознает механизмы наиболее эффективного использования собственных способностей и возможностей, то есть собственного потенциала и уровень его притязаний повышается. Соответственно повышается степень критичности, исчезает профессиональная комфортность, то есть появляется стимул, стремление к развитию, движению вперед.

• Выявлены личностные изменения сотрудников налоговой полиции при повышении уровня профессионализма: усиливаются черты профессиональной подозрительности и предвзятостипроисходит переоценка самосознания в сторону усиления критичностичрезмерная уверенность в себе и неоправданно завышенная самооценка сотрудников низкого уровня профессионализма приобретает более адекватные формыпересматриваются критерии самоэффективности, в результате чего повышается степень критичности, уровень притязаний и снижается степень профессиональной комфортности субъекта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения, выводы и предложения могут быть использованы как теоретико-методологическая и прикладная основа для выявления внутренних резервов личного состава каждого структурного подразделения, направленных на совершенствование кадрового обеспечения деятельности правоохранительных органов и формирование высокого профессионализма в решении оперативно-служебных задач.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки, повышения квалификации и психолого — акмеоло-гического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, при разработке методических рекомендаций по профессиональному подбору кадровна лекционных и практических занятиях в учебных заведениях ФСНП РФ, а также способствовать формированию благоприятного имиджа Федеральной службы налоговой полиции как быстро развивающейся, перспективной и необходимой для общества правоохранительной структуры.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными общеметодологическими позициями, совокупностью методов и методик, подобранных согласно изучаемой проблеме, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, репрезентативностью выборки, математическими методами обработки и анализа данных, апробацией результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В процессе осуществления правоохранительной деятельности формируется профессиональная Я-концепция личности, обусловливающая интересы, привычки, особенности поведения. Это проявляется в особенностях самосознания, обусловленных действием права как нормативного регулятора поведения сотрудников и в профессиональных деформациях личности сотрудников правоохранительных органов.

Осознание развития направленности на строгое соблюдение правовых норм является важной особенностью профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органов.

2. Специфика профессиональной деятельности налоговых полицейских (выявление тщательно замаскированных экономических преступлений) обусловливает наличие профессиональных деформаций личности.

Профессиональная деформация личности как доминирование определенной группы личностных качеств в процессе решения служебных задач и оценке объективной реальности через призму профессиональных интересов даже вне осуществления профессиональной деятельности, в разной степени характерна для всех сотрудников правоохранительных органов. С повышением профессионализма степень профессиональной деформации трансформируется и приобретает более выраженные формы.

Постоянная профессиональная бдительность нередко трансформируется в излишнюю подозрительность, недоверие, придирчивость. Налоговый полицейский действует как таковой даже тогда, когда он не находится на работе, и вместо «презумпции невиновности» в сознании таких профессионалов действует «презумпция вины».

Осознание наличия профессиональной деформации и связанных с ней личностных качеств является одной из характерных черт профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органов.

3. Совокупность профессионально-личностных качеств налоговых полицейских, таких как ориентированность на защиту экономических интересов государства, уважение достоинства, прав и свобод личности, непримиримое отношение к коррупции, чувство профессиональной гордости за принадлежность к корпусу сотрудников налоговой полиции и пр., закрепляясь в поведении, характеризует профессиональную Я-концепцию и определяет особый профессиональный статус.

4. Профессиональная самооценка как элемент профессиональной Я-концепции, представляет собой совокупность операционально — деятель-ностного и личностного аспектов и включает самооценку результата профессиональной деятельности и потенциала субъекта этой деятельности. Несколько заниженная самооценка результата деятельности сотрудников налоговой полиции в сочетании с высокой самооценкой потенциала может являться фактором профессионального развития.

5. Профессиональная самооценка выступает феноменом, определяющим в значительной степени профессиональный успех личности.

Профессиональный успех определяется положительной (объективной и субъективной) оценкой личностью своего места в профессиональной сфере, совпадающей при этом с оценкой общества. Критериями профессионального успеха являются самоэффективность как критичная самооценка личности и профессиональная комфортность как соответствие требований общества, предъявляемых к человеку в профессиональной сфере с личностной оценкой себя как субъекта собственной жизни и профессии.

6. Профессиональная комфортность может стать тормозом дальнейшего развития сотрудника и повышения его профессионализма.

Только при наличии достаточного уровня критичности профессиональная комфортность является условием профессионального роста и успеха. Уровень критичности является той движущей силой, которая направляет человека к вершинам профессионального мастерства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях в Поволжской академии государственной службы (ПАГС): «Социально-экономическое и политическое развитие общества: актуальные проблемы», 2001 г., «Реформирование государственной службы: проблемы кадровой политики и пути их решения», 2002 г., «Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики», 2002 г., и в ходе лекционных и практических занятий в системе внешкольной профессиональной учебы УФСНП РФ по Саратовской области.

Материалы диссертации используются при обеспечении учебного процесса в ПАГС, в Саратовском юридическом институте МВД РФ, в работе комитета по взаимодействию с правоохранительными органами администрации г. Саратова, а также в психологическом сопровождении профессиональной деятельности управления Федеральной службы налоговой полиции по Саратовской области.

Структура диссертации определена задачами и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования профессиональной Я-концепции сотрудников налоговой полиции разных уровней профессионализма, безусловно, важны для создания положительного имиджа налоговых полицейских в глазах общества и могут быть использованы для наиболее эффективного задействования сотрудников на различных направлениях в решении оперативно-служебных задачпри подборе и расстановке кадровизучении психологического климата в коллективесглаживании конфликтных ситуацийпри построении индивидуальных программ самокоррекции и саморазвития сотрудников.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило наметить дальнейшие направления развития выбранной проблемы, среди которых могут быть: разработка методов повышения самоэффективности в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органовизучение и прогнозирование межличностного и группового поведения сотрудника с учетом особенностей его Я-концепцииисследование психологических аспектов правосознания.

Автор данного исследования выражает надежду, что выдвинутые положения и диссертация в целом будут полезны для дальнейшей разработки, систематического анализа и разрешения возникающих в службе налоговой полиции и всех правоохранительных органах психологических проблем, формирования высокого профессионализма в решении оперативно-служебных задач, а также способствовать формированию благоприятного имиджа Федеральной службы налоговой полиции в системе правоохранительных структур России. Начатое исследование, безусловно, будет продолжено и расширено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Содержание профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органов пронизывает всю сущность их правоохранительной деятельности и проявляется в признаках профессионализма, что определяет особый профессиональный статус. Отношение личности к себе как к общественному феномену, включенному в сферу правоохранительной практики, является наиболее сложной и специфичной особенностью профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органов. Наличие профессионального статуса ограничивает свободу субъекта рамками его положения и параметрами свойственных ему функций и является четким показателем места личности в профессиональной сфере.

В результате проведенного автором теоретико-методологического исследования феномена профессиональной Я-концепции: обозначены критерии оценки личности при разных уровнях профессионализма в структуре профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органовобоснованы понятия профессиональной комфортности как субъективного критерия и фактора профессионального успеха личности и профессионального статуса налогового полицейскогопроанализированы содержание и особенности правоохранительной деятельности сотрудников налоговой полициидоказательно представлена структура профессионализма сотрудников налоговой полиции, а также конкретизированы понятия Я-концепции, профессионализма деятельности и личности в контексте особенностей правоохранительной деятельностиобоснована необходимость психологического обеспечения правоохранительных органов, разработки и внедрения системы психолого-акмеологической работы с кадрами.

Проведенное эмпирическое исследование позволило: выявить признаки, характеризующие каждый уровень профессионализма налоговых полицейских, а также личностные и профессионально значимые качества, характерные для сотрудников разных уровней профессионализма и на их основе создать систему необходимых и обязательных профессионально-личностных качеств как элементов профессионального статуса сотрудников правоохранительных органоввыявить особенности профессиональной самооценки сотрудников разных уровнях профессионализма, существующие между ними различия и взаимосвязь с профессиональным успехом личности через параметры критичности по отношению к самому себеисследовать представления о собственной самоэффективности сотрудников в сферах деятельности и общениявыявить соотношение самооценок результата профессиональной деятельности и личностного потенциаларазвития отдельных профессионально-личностных качеств с общей оценкой профессиональных возможностей сотрудников разного уровня профессионализмавыявить личностные изменения сотрудников при повышении профессионализма.

Профессионализм является основной значимой характеристикой Я-концепции сотрудников правоохранительных органов, определяемой мерой применения предписаний и ограничений правоохранительной деятельности на практике.

Повышение профессионализма обусловлено диалектической совокупностью таких категорий как притязания, личностный потенциал, самоэффективность и критичность, выступающих движущей силой профессионализма, при наличии конкретного результата в виде профессиональной комфортности личности. Профессиональная комфортность, являясь при наличии необходимого уровня критичности критерием и фактором профессионального успеха личности, представляет собой соответствие требований общества, предъявляемых к человеку в профессиональной сфере, с его личностной оценкой себя как субъекта собственной жизни и профессии.

Исходя из проведенного теоретико-методологического анализа проблемы, можно сделать вывод о том, что оптимизация личностно-профессионального развития сотрудников налоговой полиции и актуализация их личностного потенциала обеспечивают гармонию структуры профессиональной Я-концепции в диалектической совокупности составляющих ее категорий и особенностей правоохранительной деятельности налоговых полицейских, что ведет к повышению уровня профессионализма сотрудников.

Диссертационное исследование показало отсутствие подобного рода работ в сфере деятельности федеральной службы налоговой полиции. Многочисленные научные исследования юридических и экономических аспектов деятельности налоговой полиции не могут компенсировать недостаток в рассмотрении и анализе психологических проблем ФСНП. Сложность данной проблемы обуславливает необходимость проведения психолого — ак-меологических исследований в рамках деятельности кадровой службы ФСНП РФ с целью практической реализации кадровой политики государства в системе правоохранительных органов, воспитания сотрудника налоговой полиции, обладающего высокой профессиональной и морально-психологической готовностью к службе, а также для выявления внутренних резервов личного состава, направленных на совершенствование деятельности налоговой полиции и усиления ее наступательности в борьбе с налоговой и связанной с ней преступностью.

Эффективность и качество оперативно-служебной деятельности федеральных органов налоговой полиции настоятельно требует разработки и внедрения системы психолого-акмеологической работы с кадрами. Очевидна необходимость проведения психолого-акмеологических исследований в рамках существующих кадровых подразделений правоохранительных структур с целью практической реализации кадровой политики в системе правоохранительных органов, выявления внутренних резервов личного состава, направленных на совершенствование профессиональной деятельности, а также воспитания сотрудников, обладающих высокой профессиональной и морально-психологической готовностью к службе.

Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране, предъявляя к профессиональной деятельности и личности сотрудников определенные требования. Нестабильность экономических преобразований в стране непосредственно влияет на характер осуществления правоохранительной деятельности, профессионально-личностные характеристики сотрудников, может менять ценностные ориентации и создавать психологическую неустойчивость в коллективах подразделений правоохранительных структур. Факты роста числа правонарушений и негативные тенденции возрастания количества уголовных дел, возбужденных в отношении самих сотрудников правоохранительных органов по признакам должностных преступлений, недостаточно высокий профессионализм кадров свидетельствуют о необходимости психологического обеспечения правоохранительных органов в виде постоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам.

В условиях отсутствии концепции психологического воздействия и воспитания государственных служащих Российской Федерации, для правоохранительных органов необходима разработка ведомственных концепций психологической работы с личным составом.

Работа с личным составом федеральных органов налоговой полиции (без отрыва от оперативно-служебной деятельности) может осуществляться в рамках деятельности психолого-акмеологической службы, составными частями которой являются психолого-акмеологическая работа и внешкольная профессиональная учеба.

Основными методами психолого-акмеологической работы в федеральных органах налоговой полиции могут быть: — индивидуальное психолого-акмеологическое воздействие;

— психолого-акмеологическое воздействие в коллективе;

— обеспечение необходимого аспекта воздействия на учебных занятиях в системе внешкольной профессиональной учебы (т.е. воздействие через предмет обучения).

Успех индивидуальной работы в решающей степени зависит от знаний психологических характеристик конкретного сотрудника, особенностей его Я-концепции и учета психологических особенностей восприятия оказываемого на него психолого-акмеологического воздействия.

Психолого-акмеологическая работа в коллективе должна составлять систему действий руководителя по оптимизации взаимоотношений между сотрудниками и их сплочению, формированию здорового психологического климата в коллективе и использованию психологических возможностей коллектива для решения стоящих перед ним задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. -287с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания. // Психологический журнал. -1991. № 4-С.27 -40.
  5. B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Дис. доктора психол. наук М., 1999. — 495 с.
  6. B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. -М.: Институт молодежи, 1999. 164 с.
  7. Акмеология: методология, методы и технологии: Материалы науч. сессии. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 232с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 340 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980 — Т. 1 — 232 с. — Т.2 — 288 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 1994. — 416 с. 11 .Андреева Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1985. — 267 с.
  11. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеоло-гии.-М.: РАГС, 1995. -272 с.
  12. З.Анциферова Л. И. Личность и деятельность. // Проблемы личности: Материалы симп. М.: Изд-во РАГС, 1970.
  13. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология формирования и развития личности. М.: Изд-во РАГС, 1981.-С. 3−19.
  14. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях. // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 99 — 105.
  15. Р.Г. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности. // Философские науки. 1986. — № 6. — С. 53 — 59.
  16. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 1993. -223с.
  17. В.Г. Мотивация профессиональной деятельности государственных служащих. // Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1998. — С. 24 — 35.
  18. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 151 с.
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. С. 100 — 104.
  20. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  21. С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. кандидата психол. наук М., 1996. — 119 с.
  22. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». // Вопросы философии 1969.-№ 2-С. 125.
  23. Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии. // Вопросы психологии 1989 — № 2 — С. 89.
  24. Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985. — 184 с.
  25. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  26. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. -400 с.
  27. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. — 168 с.
  28. A.A. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во института практической психологии, 1995. — 352 с.
  30. Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. М.: Институт психологии РАН РФ, 1993. — С. 129−141.
  31. Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. -1992. № 4.-С. 99- 100.
  32. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. — № 2. — С. 3 — 12.
  33. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. — 109 с.
  34. В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 1997. -656.: ил. (Серия «Мастера психологии»),
  35. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. — 271 с.
  36. A.B., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение. // Психологический журнал. 1989. — № 6. — С. 50 — 57.
  37. А.Ф. Методологические проблемы оптимизации управления войсками: Учебное пособие. М.: МО СССР, 1975. — 189 с.
  38. А.Ф. Целостная личность: сущность и пути формирования. -Р. /на-Дону, 1995.- 189 с.
  39. Введение в практическую социальную психологию (под ред. Жукова Ю. М., Петровской Л. А., Соловьевой О.В.). М.: Смысл, 1996. — С. 97 -129.
  40. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -517 с.
  41. A.A., Зазыкин В. Г. Тренинги по психологической саморегуляции и формированию профессионально важных качеств. М.: ГКТРД988. -61 с.
  42. A.C., Козлов В. В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. М.: РАГС, 1996. — 201 с.
  43. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  44. A.A. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. — 137 с.
  45. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективной профессиональной деятельности кадров госслужбы. // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996. — С. 20−39.
  46. А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
  47. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 31 с.
  48. A.A., Орбан Л. И. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: Изд-во РАГС, 1995.-210 с.
  49. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993. — 71 с.
  50. A.A., Щербина A.B. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях (Монография). М.: МААМ, 1998.-99 с.
  51. A.A., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. — 128 с.
  52. М.В. Анализ структуры сознания М.: Изд-во МГУ, 1989. — 38 с.
  53. У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — С. 351 — 368.
  54. .И. Потребности, отношения и направленность личности. // Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 18 — 30.
  55. A.B. Основы психологического анализа на предварительном следствии. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 1973. — С. 39 — 43.
  56. A.B. Деятельностный подход к изучению самооценки. // Психодиагностика и школа: тезисы симпозиума. Таллинн, 1980. С. 103 — 104.
  57. Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» № 5238−1 от 24 июня 1993 года.
  58. Е.П. Успешность деятельности, компенсация и компенсаторные отношения. // Вопросы психологии. 1986. — № 5 — С. 27 — 41.
  59. Н.И. Развитие личности военного педагога в условиях профессиональной деятельности. Камышин: КВВКИСУ, 1994. — 72 с.
  60. Е.С. Исследование индивидуального сознания методом кон-тект-анализа. // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 28 — 41.
  61. Э.А. Государственная идеология как фактор эффективного управления. // Власть и управление. Р. / на-Дону.: Изд-во СКАГС, 1997. — Вып.2. — С. 170 — 173.
  62. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р. / на-Дону: «Феникс», 1996. — С. 480 — 512.
  63. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  64. Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400 с.
  65. А.Г. Проблема взаимовоспитания людей в процессе их общения. // Психологическое воздействие на личность и группу. Иваново: Изд-во Иванов, ун-та, 1989. — С. 76 — 83.
  66. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — С. 182 — 192.
  67. Комментарий Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» с постатейными материалами / Под ред. проф. А. Н. Козырина. М.: «Статут», 2000. — 671 с.
  68. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  69. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. // Психологический журнал. -1981. Т.2. -№ 3. — С. 25 — 38.
  70. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.:Политиздат, 1984.- 335 с.
  71. Н.И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов: Дис. канд. психол. наук. М., 1982. — 244 с.
  72. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М.: Российский салон, 1996.-380 с.
  73. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
  74. Т.В., Сухарев A.B. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения. // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 86 — 93.
  75. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1974. — 114 с.
  76. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  77. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.: АПН, 1990, — 149 с.
  78. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения СПТУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 239 с.
  79. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: НИЦРТМ, 1993. — 52 с.
  80. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-303 с.
  81. A.M. Психолого-акмеологические требования к личности офицера налоговой полиции. М.: МААН, 1999. — 20 с.
  82. A.M. Оптимизация общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
  83. Н.Д. Психология. М.: Высш.шк., 1964, — 256 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-303 с.
  85. А.Н. Развитие личности и ее жизненный путь. // Принципы развития в психологии. М.: Политиздат, 1978. — С. 146 — 172.
  86. А.Н. О системном анализе в психологии. // Психологический журнал. 1991,-№ 4.-С. 117−119.
  87. А.Н. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. — 64 с.
  88. .Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода. // Психологический журнал. 1987. -№ 1. — С. 12 — 19.
  89. .Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филлипов A.B. Актуальные проблемы психологии управления. М.: Наука, 1977. — С. 7 — 14.
  90. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  91. Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 688 с. (серия «Мастера психологии»).
  92. С.Д. Профессионалы в управлении. Лениздат, 1991. — С. 8 — 16.
  93. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  94. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  95. А. Мотивация и личность. // Вестник МГУ Сер. 7. Философия. 1991. № 3.-С. 66- 75.
  96. А. Самоактулизация (Психология личности). М.: Политиздат, 1982.-291 с.
  97. B.C. Психология индивидуальности. М. — Воронеж, 1996. -445 с.
  98. H.H. О потребности личности в самореализации. // Философские науки 1982 — № 4 — с. 24 — 32.
  99. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.-222 с.
  100. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Дис. доктора педагогич. наук. -М., 1995. -360 с.
  101. В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж, 1995. — 312 с.
  102. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М.: АПН РСФСР, 1956. — 257 с.
  103. Налоговая полиция. // Газета Федеральной службы налоговой полиции России. № 3 (141) 2001 г.
  104. С.Ю., Масленникова Е. В., Марченко О. И. Социальный статус государственного служащего. Саратов: ПАГС, 2001. — 160 с.
  105. Л.М. О некоторых сторонах содержания и структуры направленности личности. // Социальная активность личности. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1976. — С. 65 — 79.
  106. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. Ч. I. М.: Изд-во РАГС, 2001.279 с.
  107. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. Ч.П.- М.: Изд-во РАГС, 2001.207 с.
  108. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
  109. А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. 2-е изд. — М.: Дело, 2000. — 240 с.
  110. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  111. В.Ф. Федеральные органы налоговой полиции Российской Федерации в правоохранительной и фискальной системах государства / Под науч.ред. И. Н. Куксина. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 1999.-304 с.
  112. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1979. — 218 с.
  113. К.К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии. // Методология и методы социальной психологии. -М.: Медицина, 1977. С. 2 — 14.
  114. К.К. О системе в психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  115. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254 с.
  116. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 688 с.
  117. Профессионализм в системе государственной службы. Р./на-Дону: Изд-во СКАГС, 1997. — 256 с.
  118. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 1. — 312 с.
  119. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. — 248 с.
  120. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М.: Прометей, 1992. — С. 197.
  121. C.B. Влияние самооценки на формирование познавательной мотивации в процессе решения мыслительных задач. // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: ИП AM, 1988. -С. 148- 152.
  122. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 103 с.
  123. A.A. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  124. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. -СПб.:Питер, 2000. 432 с. (серия «Учебник нового века»).
  125. A.A. Профессионализм в управлении и основные условия его достижения. // Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие. -М.: РАГС, Военн.акад.им Ф. Э. Дзержинского, 1994. С. 16 — 27.
  126. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология: Учеб.пособие. СПб.: Питер, 1999. — 416 с. — (Мастера психологии).
  127. A.A. Психология человека от рождения до смерти.-СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 656 с. (Серия «Психологическая энциклопедия».)
  128. А. Большой толковый психологический словарь. Том 1,2: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 1152 с.
  129. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  130. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, — 1994. — 480 с.
  131. К. Клиентоцентрированная терапия. М.: К.: Ваклер, 1997. -320 с.
  132. В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 2000. -488 с.
  133. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  134. С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  135. A.B. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования: Автореф. дис. канд.психол.наук. М., 1998. — 30 с.
  136. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова Л.: Наука, 1979 — 264 с.
  137. Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Дис. доктора психол. наук. М&bdquo- 1997. С. 24−36.
  138. В.Ф., Горбацевич Л. В., Кравченко В. П. Рефлексивное «Я» и система ценностных ориентаций личности. // Теория личности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — С. 77 — 102.
  139. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. М.: РАГС, 1995.- 111 с.
  140. О.Ю. Государственный служащий: профессия, духовность, культура. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. — 64 с.
  141. Словарь практического психолога. // Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-800 с.
  142. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Изд-во ин-та прикладной психологии, 1998. — 512 с.
  143. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.:МГУ, 1980.- 174 с.
  144. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 215 с.
  145. Г. Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования). Минск: Изд-во БГУ, 1980. — 144 с.
  146. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  147. Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев: Либидь, 1992. — 216 с.
  148. С.Ю., Полищук O.A., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1996. — 81 с.
  149. Л.А. Профессионально важные качества гослужащего как условие формирования положительного имиджа. // Имидж госслужбы. -М.: Изд-во РАГС, 1996. С. 143 — 155.
  150. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284 с.
  151. В.В., Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. -М.: Смысл, 1993. -С. 14−16.
  152. A.M. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие. М.: Юрайт, 2000. — 288 с.
  153. С.А. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса. // Иностранная психология. 1993. — Т.1- № 1. -С.7- 18.
  154. Д.И. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 450 с.
  155. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1 — 408 е.- Т. 2 — 392 с.
  156. Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2000. — 336 с.
  157. Ю.В. Юридическая психология: Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2000. — 256 с.
  158. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144 с.
  159. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 185 с.
  160. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  161. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации / Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1979. — 320 с.
  162. Ю.А. Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности офицера налоговой полиции. М.: МААН, 1999. — 20 с.
  163. Ю.А. Самообразование офицера налоговой полиции. М.: МААН, 1999.-20 с.
  164. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
  165. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  166. Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. — 239с.
  167. Юнг К. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996.-269 с.
  168. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. М.: Юристь, 2000. — 448 с.
  169. Е.А. Психология коллектива и личности. М.: МГУ, 1977. -93 с.
  170. Argyle, Michael. The Psychology of Interpersonal Behaviour. 2. ed. -London: Resding & Farenham, 1977. — P. 230 — 288.
  171. Bandura A. Exercise of personal agency through the self-efficacy mechanism. In: Self-efficacy: thought control of action. Washington: Hemisphere, 1992.-P. 90- 104.
  172. Hahn, Toni. Motivation. Motivforschung, Motivtheorien. Berlin: Deutscher Verl. Der Wissensch., 1985. — S. 110 -132.
  173. Hall E., Lamb M., Perlmutter M. Psychology today. Random House, New York, 1986.-P. 300 -506.
  174. National Center for Health Statistics. Advance report of final mortality statistics. 1986 Monthly Vital Statistics Report /vol 37/no/6/ Hyattsville / MD Department of Health and Human Services. 1988. — P. 248 — 354.
  175. Smith, Karl V., William M. The Behavior of Man. Introduction to Psychology. Designed by D.M. Anderson. Wisconsin Princeton, H. Holt, 1958. — P. 474 -516.
Заполнить форму текущей работой