Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлена необходимость расширения конкурентной деятельности ЖКХ региона, обуславливающая факторы финансового участия государства в решаемых задачах по функционированию региональных ЖКХ и определено, на основе расширенного структурно-функционального анализа показателей деятельности предприятий ЖКХ PCO-Алания, что в регионах имеется множество резервов не только в кардинальном улучшении системы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Функционально-экономическое назначение жилищно-коммунальной сферы региона
    • 1. 1. Критерий оценки роли и функций жилищно-коммунальной сферы в региональной экономике
    • 1. 2. Факторы саморегулируемости экономических процессов жилищно-коммунального хозяйства, и особенности государственного участия в управлении жилищно-коммунальной сферой регионов
    • 1. 3. Изменения среды субъектов рыночных отношений и проблемы потребления жилищно-коммунальных услуг
  • Глава 2. Основные тенденции, показатели развития и приоритеты жилищно-коммунального хозяйства региона: анализ и оценка проблем

2.1. Анализ и оценка экономического состояния ЖКХ РСО-Алания (технические средства, инфраструктура, финансы, кадры и т. д.) 46 2.2.Оценка применяемых экономических методов управления комплексом (хозяйством) и тарифная политика: механизм совершенствования использования тарифов и ценообразования. 67 2.3. Риски и методы их минимизации в сфере ЖКХ региона

Глава 3. Совершенствование методов управления жилищно-коммунальным хозяйством региона 140 3.1 .Направления развития и оптимизация функций управления в системе ЖКХ региона.

3.2.Совешенствование методов регламентации экономической деятелньости и актуальные вопросы проведения необходимых преобразований в ЖКХ региона 160

Заключение. 175

Список литературы.

Региональные факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Возможности функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства определяются факторами экономически эффективного согласования решаемых проблем в региональном пространстве. ЖКХ — самостоятельная, но не самодостаточная отрасль региональной экономики. Территориально-региональная организация ЖКХ изначально предполагает заинтересованное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов, входящих в качестве функционирующих структур в него и других субъектов экономический деятельности в регионе. Необходимо разносторонне знать, что в пределах регионального пространства рыночная экономика формирует и углубляет процессы взаимодействия всех участников производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, а неэффективное функционирование предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальный комплекс региона, приводит к масштабным потерям и нехватке используемых ресурсов. Восполнение таких потерь становится экономической задачей для обязательных решений как регионов, так и федеральных властей.

Реализуемые в регионах модели экономического развития требуют научно обоснованного учета как факторов функционирования, так и модернизации жилищно-коммунальных хозяйств. В теоретическом плане определенный интерес представляет выявление специфики формирования факторов, тенденций и рисков развития как обосабливающейся экономической деятельности в сфере ЖКХ региона, так и процесса их проявления в региональной социально-экономической практике. В этой связи особую актуальност ь имеет оценка факторов саморегулируемости, выявление особенностей государсгвенного участия в управлении им в регионе и разработка проблем регулирования потребления предоставляемых услуг. В практическом плане важным является научная изученность региональных экономических, финансовых и организационно-методических факторов и рисков функционирования и развития ЖКХ на основе анализа и оценки его состояния, применяемых экономических методов управления и результатов проводимой тарифной политики: механизма совершенствования тарифов, а также ценообразования.

Научный анализ и оценка региональных экономических проблем во взаимосвязи с анализом состояния, а также используемых инструментов и рычагов обеспечения развития и оптимизации функций управления в системе ЖКХ, необходимость выявления и обоснования экономически эффективных методов регламентации экономической деятельности, направлений и преобразований обусловили выбор темы исследования, определили круг рассматриваемых в ней вопросов.

Степень изученности проблемы. Интерес к региональной экономической проблематике ЖКХ в возрастающей степени обусловлен переходом российской экономики на рыночные условия хозяйствования. Результаты исследования отечественных и зарубежных экономистов региональной экономики в общеметодологическом плане охватили различные аспекты экономики жилищно-коммунального хозяйства. В работах Д. Р. Акамова, Э. Аткинсона, СЛ. Брю, А. И. Безлюдова, Е. Блеха, A.M. Бабичева, О. Э. Бессоновой, Л. А. Велихова, Л. Н. Гольцмана, С. С. Глазьева, С. С. Галазовой, В. А. Горемыкина, Е. Егорова, МЛ. Крупицкого, Н. Х. Токаева, С. Г. Тяглова, Л. А. Федуловой и других авторов изложены общеметодологические подходы к исследованию региональных экономических проблем и оценки развития ЖКХ как самостоятельной отрасли экономики, являющейся важнейшей основой для решения актуальных социально-экономических задач.

Вопросы научного обоснования принципов развития экономических отношений, управления сферой ЖКХ рег иона и регулирования деятельности в ней получили разработку в трудах Г. Т. Авдеевой, Э. Аткинсона, Л. А. Батуриной, В. И. Бутова, С. Донского, E.H. Егоровой, В. И. Каспина, О. Ю. Мамедова, Б. Т. Моргоева, Д. Шапиро, В. Черняка, А. Шастико и др.

Проблемам реформирования жилищно-коммунальной отрасли, в том числе с рассмотрением ее региональных особенностей, посвящены работы A.A. Аболина, J1. Арцишевского, П. Бурака, О. Белокрыловой, A.C. Дудова, А. Ермишиной, В. П. Ковалевской, Н. Лычкиной, И. Ступина, Ю. Тыртышева, A.A. Татуева, С. Р. Хачатрян. Ряд принципиально важных направлений функционирования и развития экономики ЖКХ региона, специфики используемых механизмов, инструментов и рычагов регулирования деятельности предприятий отрасли рассматривается и представлен в исследованиях F3.fl. Ковалевской, Г. Поляковского, В. А. Прорвича, О. Пчелинцева, Л. Якобсона и других.

Важный вклад в разработку и обоснование региональных аспектов организации и механизма эффективного функционирования государственно-частного партнерства, самоорганизационной деятельности, а также снижения рисков в сфере регионального ЖКХ внесли труды В. Г. Варшавского, П. Н. Грабового, А. Дегтярева, М. А. Дерябиной, Л. И. Ефимовой, А. Ермишина, I I.Ф. Костецкого, И. Соболева, Л. Н. Чернышова.

Вместе с тем, научная изученность проблематики взаимосвязей и взаимодействия региональных экономик и функционирования в регионах жилищно-коммунальных хозяйств свидетельствует об отсутствии комплексных разработок, на основе которых возможно внедрение и освоение современных методов и инструментов реализации общегосударственных, региональных и местных решений задач. Требуется разностороннее изучение специфики сложившегося экономического состояния отрасли ЖКХ в конкретных условиях региональной экономики, системный анализ и оценка применяемых экономических методов управления ЖКХ региона, разработка теоретических основ и методологических подходов к вопросам ценообразования и гарифообразования на жилищно-коммунальные услуги. Не решена значительная часть проблемных вопросов и методов оценки рисков в сфере ЖКХ регионов, а также совершенствования практики выбора форм и регламентации деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка методических положений, а также подходов и рекомендаций по формированию эффективного механизма реализации региональных экономических решений задач стабильного функционирования и модернизационного развития жилищно-коммунального хозяйства.

Для достижения поставленной цели исследования определены следующие взаимообусловленные и взаимосвязанные задачи:

— исследовать и углубить теоретические представления об особенностях развития региональной экономики и характере ее взаимосвязи, а также взаимодействия с региональным жилищно-коммунальным хозяйством;

— уточнить основу роли, функций жилищно-коммунальной сферы в экономике региона и дать экономическую оценку рыночному развитию системы региональных факторов саморегулируемости экономических процессов, особенностям механизма государственного участия в обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами;

— провести анализ экономического состояния региона и на этой основе выявить положительные и отрицательные характеристики существующих методов оценки и реализации показателей ценообразования и гарифообразования на услуги ЖКХ в регионе, уточнить уровень их влияния на развитие отрасли и качество жизни населения;

— выявить, на основе анализа и оценки экономических процессов и тенденций, источники и факторы формирования рисков в сфере ЖКХ региона, обосновать возможные к реализации методы их минимизации;

— обосновать методы и инструментарий регламентации экономической деятельности в сфере ЖКХ региона с учетом эффективной сбалансированности интересов участников формирования и потребления жилищно-коммунальных услуг;

— определить перспективные направления развития и экономической оптимизации системы управления деятельностью в сфере ЖКХ региона, согласуемые с задачами модернизации и стратегического социально-экономического развития региона.

Объектом исследования является жилищно-коммунальная отрасль, предприятия РСО-Алания, рыночные механизмы и проблемы регулирования и управления процессом потребления коммунальных услуг в регионе.

Предметом исследования служат организационные и экономические отношения, возникающие на рынке региональной экономики по поводу производства и потребления жилищно-коммунальных услуг.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК РФ (по экономическим наукам). Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономикап. 3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионов: оценка их эффективностип. 3.22. Эффективность использования материальных и нематериальных факторов развития региональной экономики. Закономерности и особенности организации и управления экономическими структурами в регионах.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, развития отношений по поводу оптимизации ее структуры, минимизации рисков и доходности в различных отраслях экономической практики: использованы положения экономической теории, регионоведения, госрегулирования экономики в ее различных сферах, в частности, жилищно-коммунальной.

Инструментарно-мегодический аппарат составили общенаучные принципы и подходы системного анализа и фундаментальных принципы экономической теории. Использованы методы: расчетно-аналитическийсравнительного анализа и группировкифакторного анализаэкспертных оценокпланирования, экономико-математического моделированиямножественного корреляционного анализаанализа предельных величинметоды изучения предмета исследования на основе обзора его современного состоянияобобщения практического опыта предприятий ЖКХ региона.

Информационно-эмпирическая база диссертационной работы. В ходе исследования использованы законы Российской Федерации и РСО-Алания, Постановления Правительства и Указы Президента РФ, материалы: Госкомстата России и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания, методические и внутриотраслевые документы, данные бухгалтерской и статистической отчетности ряда предприятий жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания.

Рабочая гипотеза диссертации заключается в обосновании теоретических положений, в соответствии с которыми совершенствование системы функционирования ЖКХ региона достигается путем разностороннего и углубленного изучения факторов и тенденций его взаимодействия с региональной экономикой, в том числе на основе сбалансированности рыночной деятельности предприятий различных отраслей, активного использования механизма эффективной государственной поддержки их совокупного ресурсного потенциала, применение рычагов создания качественных диверсифицированных услуг, организации экономически обоснованной и прозрачной ценовой и тарифной политики.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Предпосылки эффективного функционирования региональной экономики формируются в течение длительного периода и их зависимость от сбалансированности развития отраслевой ее основы, как правило, высокая. Экономика отрасли ЖКХ региона имеет определенную экономическую обособленность как в функционировании, так и развитии. Такое качество экономической' обособленности, безусловно, углубляется рынком, его конкурентными требованиями. Однако генерирующие факторы развития отрасли находятся в пределах общей сбалансированности экономики региона, социальной жизни людей, которые проживают на соответствующей территории и предъявляют спрос на услу1 и, производимые и реализуемые ЖКХ.

2. Уровень развитости экономики жилищно-коммунального хозяйства — результат деятельности предприятий, входящих, но функционирующих с разной формой собственности, в отрасль. Преобладание деятельности предприятий муниципальной собственности в ЖКХ региона характеризует его экономические основы, но не является определяющим особенности и характер развития сферы во взаимосвязи и взаимодействии с региональной экономикой.

3. Назревшей необходимое! ью является анализ и оценка региональных факторов и условий, которые обусловливают разбалансированнос развитие экономик регионов и их ЖК хозяйств, выражаемое, в конечном итоге, состоянием нехватки и нерационального использования ресурсов, диспропорциями в развитии производящих услуги предприятий и организаций, усугубляющимися несоответствиями между темпами расширения количества услуг (их диверсификация), качеством услуг, ростом цен на ресурсы и услуги, ростом тарифов и уровнем доходов населения.

4. Особое значение для регионов имеет системное решение связанных в определенную совокупность проблем: состояние ЖКХ и уровень диверсификационной дея (сльносги в немвыявленность и систематизация неопределенностей и непредусмотрительность как в общем федеральном, так и региональном законодательстве достаточных условий эффективного регулирования деятельности в сфере региональных ЖКХнеопределенности проводимой текущей жилищно-коммунальной экономической политики государства, в том числе и региональных и муниципальных властейпреобладание чрезмерного и неоправданного с экономической точки зрения подхода к решаемым проблемным задачам за счет переложения условий их обеспечения потребителями услуг с крайне дифференцированными возможностями их оплаты в различных регионахсостояние низкой экономической ответственности местных органов власти за принятие и исполнение решений в регулировании и оптимизации деятельности в сфере ЖКХпрозрачности получаемых результатов, отсутствие достаточности системных решений вопросов разработки экономически обоснованных цен и тарифов.

5. Эффективно развивать жилищно-коммунальный комплекс региона в среде низкой региональной экономической активности, не изменяя его системную рыночную основу, невозможно. Увеличение показателей финансирования отрасли при сохранении такой среды, безусловно, повысит не надежность ее функционирования, а ее рискованность В то же время цель развития ЖКХ pei ионов, обеспечиваемая за счет роста цен, тарифов, финансовых вложений юсударства, не может быть ориентированной на возрастающую рискованность деятельности предприятий и организаций.

6. Важнейшее значение имеет активность региональных и местных органов власти в обеспечении регламентирующей основы деятельности и ее оптимизации в ЖКХ. Справедливым и приемлемым является вывод о том, что экономические проблемы ЖКХ регионов решаемы и за счет организационных и управленческих методов Вместе с тем, полнее надо учитывать, что механизм создания объединений собственников жилья, в том числе в форме ГСЖ, имеет региональную специфику, и это крайне важно учитывать местным органам власти.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении теоретических основ, методических подходов к формированию, функционированию и регулированию ЖКХ в региональном экономическом пространстве, с обоснованием механизмов и методов эффективного ценообразования и тарифообразования в оптимизации используемых ресурсов в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития pei иона и о о ст рат ег ичсской перепек г ивой.

Элементы приращения научного знания заключаются в следующем:

— раскрыты, особенности сбалансированного взаимодействия отраслей экономики региона в целом и жилищно-коммунального хозяйства в частности и выявлены качественные характеристики экономического обособления последней, формирующегося в пределах достигнутого уровня развития региональной экономики, что позволяет расширить теоретические и практические представления о первоочередности решения системных задач в регионах;

— уточнен, посредством выявленных и проанализированных тенденций деятельности предприятий ЖКХ региона, характер его взаимодействия с другими отраслями, заключающийся в экономически требовательной и направляющей эффективной основе деятельности предприятий в сфере ЖКХ региона, обеспечении соответствующего согласования реализуемых результатов с потребностями в удовлетворении качественно разнообразными и доступными услугами для потребителей (расширенное использование в регионе собственных ресурсов (материальных, сырьевых, технических, финансовых, кадровых и т. д.) для целей развития ЖКХ возрастает по мере улучшения социально-экономической жизни населения и это положительная тенденция, в то время как ухудшение состояния сферы ЖКХ проявляется при обратной тенденции, формирующей дополнительное привлечение ресурсов с негативными последствиями их экстенсивного использования, что усиливает необходимость внедрения I? практику системных стандартов, норм и правил для повышения уровня согласованной (консолидированной) деятельности предприятий ЖКХ региона и других участников создания и потребления жилищно-коммунальных услуг);

— обобщено, в результате проведенного анализа и оценки тенденций развития ЖКХ регионов, что процессы региональной монополизации деятельности, установления завышенных норм ценообразования и гарифообразования, а также схем и методов осуществления платежей, продолжают иметь место в расширенных масштабах, что не только снижает эффективность применения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но и все реформируемые преобразования отрасли, это обусловливает экономическую необходимость внедрения в региональную практику механизма смягчения уровня оплаты для потребителей услуг ЖКХ;

— установлена необходимость расширения конкурентной деятельности ЖКХ региона, обуславливающая факторы финансового участия государства в решаемых задачах по функционированию региональных ЖКХ и определено, на основе расширенного структурно-функционального анализа показателей деятельности предприятий ЖКХ PCO-Алания, что в регионах имеется множество резервов не только в кардинальном улучшении системы платежей за жилищно-коммунальные услуги, но и в обеспечении региональных возможностей снижения издержек производства услуг: реально практикующая система тарифообразования не способствует снижению указанных издержек и еще в большей степени раскручивает «надбавочную» составляющую к ценам (тарифам) в процессе реализации потребителям созданных услуг (тарифы для потребителей устанавливаются в соответствии с требованиями федерального законодательства, но решения органов региональных и местных властей часто носят экономически необоснованный характер, в то время как вывод о неизбежности роста тарифов на все виды жилищно-коммунальных услуг воспринят в практике региональных и местных органов власти как «руководство к действию», но не к достижению понижающихся тарифов за счет снижения фактических затрат на оказываемые услуги), что позволяет оценивать результаты принимаемых решений с экономически обоснованных позиций;

— установлено, на основании научного обобщения концептуальных подходов и результатов регулируемого ценообразования и тарифообразования, что оценивать федеральным органам возможности общегосударственной поддержки ЖКХ регионов становится все труднее: такая поддержка осуществляется постоянно, но не характеризуется системностью в аспекте происходящих изменений условий повышения или понижения ее уровня, которые требуют более основательной «привязки» к реальному состоянию отрасли в конкретном регионе, с учетом не только возможностей и своевременности решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда, содействия в реформировании ЖКХ региона, капитального ремонта многоквартирных домов, возмещения процентных ставок по долгосрочным кредитам, полученным на модернизацию и развитие системы коммунальной инфраструктуры, но и поиска альтернативных вариантов улучшения деятельности самих регионов по привлечению инвестиционных ресурсов (положительным решением для регионов может быть включение в тарифы на ЖКУ инвестиционной составляющей, снижение налоговой нагрузки для предприятий, осуществляющих капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере, а средства такие целесообразно будет использовать на воспроизводство основных фондов, модернизацию состояния и развитие рыночной инфраструктуры отрасли);

— раскрыты, посредством сущностного анализа, наиболее значимые характеристики систематически возникающих экономических рисков и потерь в сфере ЖКХ региона и обосновано, что рост цен и тарифов на услуги создает систему рисков и рисковой деятельности, а разработка и реализация стратегии развития ЖКХ региона в определенной степени гарантирует снижение масштабных рисков на основе выработанных в ее рамках ориентиров, что позволяет учитывать вывод: стратегиями не решаются конкретные задачи деятельности, но они способствуют более согласованному достижению оптимального состояния сферы ЖКХ региона с минимизацией рисков.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что его методологические и методические обобщения, выводы, разработанный аналитический инструментарий могут быть использованы законодательной и исполнительной властью (на всех уровнях) для целей повышения эффективности региональной экономической деятельности, управления экономикой ЖКХ регионов, реализации стратегий социально-экономического развития регионов, регулирования нормативных основ деятельности в производстве и реализации жилищно-коммунальных услуг.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на научных семинарах кафедр «Менеджмента», «Финансы и кредит» и на научно-практических конференциях экономического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова в 2009;2011 гг., а также научно-практической конференции «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста и развития в регионах» (Владикавказ, 2012) — на экономическом форуме, научно-деловой конференции «Владикавказ — территория успешного бизнеса» (Владикавказ, 2012).

Результаты исследования частично внедрены Министерством экономического развития РСО-Алания, Министерством топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания, а также в учебном процессе.

Публикации и структура. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ, общим объемом 4,0 пл., в том числе три статьи опубликованы 15 изданиях, рекомендованных [ВАК Министерства образования и науки РФ. Диссертация включает в себя введение, три главы, содержащих восемь параграфов, выводы и рекомендации, список литературы.

Заключение

.

Законодательство Российской Федерации регламентирует применение различных подходов к регулированию деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На всех, кто задействован в сфере ЖКХ возложены обязательства обеспечивать население и предприятия других отраслей экономики качественными и доступными по ценам, жилищными, и коммунальными услугами. Действующее законодательство (общероссийское и региональное), различные постановления и другие нормативные документы, формируют требовательную основу реформирования ЖКХ, соответствующего согласования его результатов с теми задачами, которые ставятся по поднятию уровня жизни населения на качественно другой, более высокий уровень.

В связи с расширением возможностей по эффективному использованию в регионах ресурсов для целей развития ЖКХ возрастает роль и значение выявления его реального состояния и специфики в каждом отдельном регионе. Стратегия регионального развития ЖКХ не может не исходить из того состояния (технического, технологического, материально-сырьевой обеспеченности, финансовой и кадровой), которым характеризуется ЖКХ региона. Основные факторы роста ЖКХ региона за годы его реформирования не претерпели качественных изменений, хотя и наметился переход к модернизационным процессам.

Негативные тенденции развития ЖКХ регионов в обеспеченности ресурсами за годы проведения реформирования остановить не удалось, а в большинстве регионов страны они усугубились. Процессы демонополизации отрасли в регионах развиваются вялотекуще и без внедрения (освоения) принципиально важных требований рынка. Локальная (региональная) монополизация деятельности и установление норм, правил ценообразования, тарифообразования, а также схем и методов осуществления платежей продолжает иметь место в расширенных масштабах. В такой практике не только принижается смысл снижения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но и всех реформенных преобразований отрасли, которые так или иначе имели место в регионах.

Необходимостью, как показывают результаты проведенного исследования, является анализ и оценка региональных факторов и условий, которые обусловливают разбалансированное развитие экономик регионов и их ЖК хозяйств, выражаемое, в конечном итоге, состоянием нехватки нерационального использования ресурсов, диспропорциями в развитии производящих услуги предприятий и организаций, усугубляющимися несоответствиями между темпами расширения количества услуг (их диверсификация), качеством услуг, ростом цен на ресурсы и услуги, ростом тарифов и уровнем доходов населения. Результаты исследования также подтверждают, что систематически воспроизводится состояние хронической нехватки в регионах финансовых средств для удовлетворения даже текущих потребностей ЖКХ, хотя федеральная компенсационная практика имеет место и усиливается.

Причин низкой активности реформенных преобразований в ЖКХ регионов множество, но среди них особо выделяются: неопределенность и непредусмотрительность в законодательстве достаточных условий эффективного регулирования деятельности в сфере региональных ЖКХнеопределенности проводимой текущей жилищно-коммунальной политики государства, в том числе и региональных властейпреобладание чрезмерного и неоправданного с экономической точки зрения подхода к решаемым проблемным задачам за счет переложения условий их обеспечения потребителями услуг с крайне дифференцированными возможностями их оплаты в различных регионахсостояние низкой ответственности местных органов власти за принятие и исполнение решений в регулировании и оптимизации деятельности в сфере ЖКХ, в том числе, за счет формирования системы рыночных отношений, прозрачности получаемых результатовотсутствие достаточности системных решений вопросов разработки экономически обоснованных цен и тарифов в сфере ЖКХ региона (результаты проведенного нами исследования показывают, что в регионах страны, в частности, в РСО-Алания, длительное время развивалась практика заведомо необоснованного включения в тарифы затрат, не имеющих на это оснований: такая проблема нами расценивается в качестве отсутствия механизма, который бы позволял совершенствовать тарифное регулирование).

Жилищно-коммунальное хозяйство региона является сферой жизнеобеспечения и это создает особые условия обещегосударственного участия в процессе его функционирования. Есть факторы, которые обуславливают прямое финансовое участие государства в решаемых задачах по функционированию региональных ЖКХ, хотя как сфера регулирования она является компетенцией субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Объективно необходимо и допустимо (в этом есть целесообразность) проведение единой государственной политики в сфере ЖКХ страны, что предполагает создание системной законодательной, нормативно-правовой и методической базы для регулирования процессов функционирования отрасли. Вместе с тем, субъекты РФ и местные органы имеют право создания необходимых условий для эффективного функционирования региональных ЖКХ, имея свою собственную мотивацию, интересы и целевые задачи.

Как показывают результаты исследования для экономики территорий одним из ведущих факторов регулирования сферы ЖКХ (деятельность, организация доведения услуг до потребителей, организация оплаты услуг, контроль потребления услуг и т. д.) является стимулирование создания конкурентной среды и предоставления услуг потребителям. Такие возможности регионы призваны определять и реализовывать на основе перспективности и заинтересованности как частных бизнес — компаний (предприятий) так и государственных и муниципальных предприятий, а также организаций. В регионах возникает необходимость расширенного использования в сфере ЖКХ предприятий смежных отраслей (речь, в частности, идет о компаниях, специализирующихся на замене теплотрасс, производстве измерительной аппаратуры для коммунального комплекса, а также на производстве и поставках специализированных труб — рынок страны с ежегодным оборотом в несколько десятков миллиардов долларов). В нашем исследовании показаны преимущества инвестиционной и модернизационной составляющих деятельности предприятий ЖКХ региона и необходимости формирования конкурентной среды создания и предоставления услуг этой сферы деятельности.

Проведенное исследование показало, что в регионах имеется множество резервов не только в кардинальном улучшении организации платежей за жилищно-коммунальные услуги, но и обеспечении региональных возможностей снижения издержек производства услуг. Реально практикующая система тарифообразования, как показывают результаты проведенного нами исследования, не способствует снижению указанных издержек и еще в большей степени раскручивает «надбавочную» составляющую к ценам (тарифам) в процессе реализации потребителям созданных услуг. Тарифы потребителей устанавливаются в соответствии с требованиями федерального законодательства, но решения органов региональных и местных властей часто носят экономически необоснованный характер. Вывод о неизбежности роста тарифов на все виды жилищно-коммунальных услуг воспринят в практике региональных и местных органов власти как «руководство к действию», но не к достижению понижающихся тарифов за счет снижения фактических затрат на оказываемые услуги. Острой остается аргументация этой позиции, хотя в реальности ежедневно возникают вопросы о разработке механизма, который способен смягчить для населения (потребителей услуг ЖКХ) процесс оплаты жилищных и коммунальных услуг. В нашем обосновании такой механизм допускает даже систематическое изменение цен и тарифов (как в сторону снижения, так и повышения), но при условии учета предельных значений, которые экономически необходимо уточнять и оценивать по критериям эффективности и целесообразности). Установление цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно быть результатом комплексного анализа и оценки состояния действующей практики ЖКХ и системы организации платежей услуг. Исследование подтверждает, что в регионах особое значение имеет проведение независимых экспертиз и регулярных проверок вопросов создания и оказания жилищно-коммунальных услуг (в нашем исследовании анализ и оценка указанных проблем проведена на материалах ЖКХ PCO-Алания, с выделением г. Владикавказа).

В ходе исследования определены рыночные инструменты, использование которых влияет на регулирование деятельности в сфере ЖКХ региона. Одним из актуальных рыночных требований является использование такого рыночного инструмента как демонополизация отрасли, но с обоснованием того состояния, которое в ней есть: износ основных фондовфинансовое банкротство (наличие постоянных и нарастающих долгов) — низкий уровень экономической задействованности малого и среднего бизнесаотсутствие регулируемого ценообразования и тарифообразования (стимул к снижению не носит сколько-нибудить заметного и постоянного характера) — несовершенство действующей системы организации и контроля платежей за услуги и т. д. Как показывает практика отсутствие системности принимаемых рыночных инструментов провоцирует не только ценовой и тарифный рост, но и сдерживает структурную переориентацию в деятельности, институциональные преобразования, активное регулирование вопросов занятости, заработной платы и т. д.

Необходимо полнее учитывать, что оценивать федеральным органам возможности общегосударственной поддержки ЖКХ регионов становится все труднее (такая поддержка осуществляется постоянно, но не характеризуется системностью). Изменения условий поддержки будут происходить, но повышение или понижение уровня требуют более основательной «привязки» к реальному состоянию отрасли в регионе, с одной стороны, а, с другой, к экономическому потенциалу самих регионов, в том числе оцениваемая с позиции: оценки экономической обоснованности и эффективности используемых собственных ресурсов регионом за предыдущие периоды (желательно брать для анализа период в 3−5 лет, не менее);

— оценки состояния отрасли ЖКХ региона;

— оценки экономической и финансовой обоснованности расходов в сфере ЖКХ региона;

— оценки цен и тарифов (их уровня и динамики);

— анализа и оценки качества и диверсификации услуг, организации работ, обеспечивающих создание услуг, динамики и обоснованности затрат на их реализацию.

Возникает проблематика возможностей и своевременности не только осуществления федеральной поддержки регионов в сфере ЖКХ (переселение граждан из аварийного жилищного фонда, содействие в реформировании ЖКХ региона, капитальный ремонт многоквартирных домов, возмещение процентных ставок по долгосрочным кредитам, полученным на модернизацию и развитие системы коммунальной инфраструктуры и т. д.), но и поиска альтернативных вариантов улучшения деятельности самих регионов по привлечению инвестиционных ресурсов. Одним из основательных положительных решений для регионов может быть, как нам представляется, включение в тарифы на ЖКУ инвестиционной составляющей. Средства такие целесообразно будет использовать на воспроизводство основных фондов отрасли и модернизацию состояния и развитие рыночной инфраструктуры отрасли. Справедлива постановка задач в том направлении, что инвестиционные решения, в том числе через различные программы, находятся в введении субъектов Российской Федерации и это необходимо согласовывать с решаемыми проблемами в сфере ЖКХ регионов.

Безусловно, важнейшее значение имеет активность региональных и местных органов власти в обеспечении регламентирующей основы деятельности и ее оптимизации в ЖКХ. В этом аспекте, как показывают результаты проведенного исследования, крайне важно сделать устойчивым ценообразование и тарифообразование, но с учетом достигнутого уровня механизма постепенного перехода к полной и своевременной оплате населением услуг ЖКХ, отказа от чрезмерного дотирования жилищно-коммунальных предприятий и введения системы адресного субсидирования, установив, что повышение доли оплаты населением жилищно-коммунальных услуг возможно лишь при условии, что доля оплаты ЖКУ не превышает 1015% совокупного семейного дохода. Важным составляющим регулирования этой проблематики является упорядочение системы финансового обеспечения льгот по оплате ЖКУ для отдельных категорий граждан, переведя ее с принципа льготной оплаты на принцип получения полного перехода к целевой денежной помощи конкретными гражданами.

Нами в работе аргументировано разделяется позиция тех авторов, которые обосновывают целесообразность предусмотренных в налоговом законодательстве, затрагивающем деятельность в сфере ЖКХ регионов, нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере (льготы по налогу на имущество организаций для фондов ЖКХ, льготы по налогу на прибыль, освобождающие инвестиции от НДС при условии использования современных технологий и оборудования при проведении реконструкции инфраструктуры ЖКХ). Налоговое законодательство должно быть дополнено нормами, учитывающими особенности муниципальной структуры регионов, уровень их экономического потенциала и доходов населения при налогообложении ЖКХ (доходы следует оценивать с учетом их дифференциации).

Экономические проблемы ЖКХ регионов, естественно, решаемы и за счет организационных и управленческих методов. Главные выводы из проведенного анализа заключаются в следующем. Во-первых, механизм создания объединений собственников жилья, в том числе в форме ТСЖ имеет региональную специфику и это крайне важно учитывать, в том числе и местным органам власти. Во-вторых, нет полной ясности в вопросах оценки и содержания общей собственности объединения собственников. В-третьих, процесс перевода общей собственности в долевую собственность мало развит и это вносит путаницу не только в управленческие действия, но и в систему оплаты жилищно-коммунальных услуг. Вчетвертых, слабой стороной остается проблематика создания стимулов для ТСЖ со стороны местных органов власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ с изм. от 2 февраля 2006 г.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ с изм. от 2 февраля 2006 г.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ) с изм. от 13 марта 2006 г.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001. № 136-Ф3.
  6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.
  7. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с изм. от 5 января 2006 г.
  8. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.99 (в ред. от 24.07.07).
  9. Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ (в ред. от 24.12.2002 г.) «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  10. Указ Президента РФ от 29.03.1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья».
  11. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 310 «О внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу „Юг России“.
  12. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. N 694 „Об Инвестиционном фонде РФ“.
  13. Приказ Министерства регионального развития РФ от 31 июля 2008 г. № 117"Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов».
  14. Проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.
  15. Закон РФ от 24.12. 1992 № 4218−1 (в ред. от 06.05.2003 г.) «Об основах Федеральной жилищной политики».
  16. Закон Республики Северная Осетия-Алания «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания», 2011 г.
  17. Закон РФ от 23.12.1992 № 4199−1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».
  18. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2010 г. № 351 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации».
  19. Постановление Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 937 (в ред. от 07.06.2001 г.) «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья».
  20. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О Федеральной Целевой Программе «Жилище» на 2002−2010 годы.
  21. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (с изменениями от 23 июня, 29 декабря 2008 г., 10 марта, 31 декабря 2009 г.).
  22. Постановление Правительства РФ от 20.01.1998 г. № 71 (в ред. от 21.06.2002 г.) О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты».
  23. Постановление Правительства РФ от 28.08.2002 г. № 638 (в ред. 15.05.2003 г.) «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 годы».
  24. Постановление Правительства РФ от 22.01.2002 г. № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 годы».
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 768 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011−2012 годы».
  26. Постановление Правительства РСО-Алания «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в РСО-Алания» от 28.01.2005 г., № 37.
  27. Постановление Парламента РСО-Алания «О состоянии и мерах по упорядочению тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги в РСО-Алания» от 27 декабря 2004 г. № 289/20.
  28. Постановление Правительства РСО-Алания от 20 июня 1997 г. № 153 «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в Республике Северная Осетия-Алания».
  29. Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг (утверждена приказом от 22 ноября 1993 г. № 60 Комитетом по муниципальному хозяйству РСО-Алания).
  30. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (в ред. 1994 г., 1999 г., 2006 г. и 2008 г.).
  31. Методика расчета предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. // Минрегион РФ, сайт http://www.minregion.ru/
  32. Методические рекомендации по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства, утв. Министерством регионального развития РФ от 30 декабря 2010 г.
  33. М.Г. Совершенствование системы показателей и методов оценки социально-экономического развития регионов (на примере Кабардино-Балкарской Республики): автореферат канд. дисс-Кисловодск: КИЭП, 2002.40.Алексеев Л. RU.TV.ru
  34. Ю.А. Системный подход к анализу процессов управления имущественными комплексами региона / Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука XXI веку». Майкоп, МГТУ, 2004.
  35. М.В., Булгакова Л. Н. Методические аспекты формирования условий устойчивого развития экономики региона//Экономический вестник Ростовского государственного университета.- 2009.-Т.7.- № 1,-Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ.-0,3 п.л. (доля автора 0,2).
  36. В.Ф. Вступительное слово на совещании по развитию ипотечного жилищного кредитования в 2009 г. (Москва, 04.02.2009)// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.- 2009.-№ 1(38).
  37. В. Сайт Минрегиона РФ http://www.minregion.ru/
  38. О.С., Ермишина A.B. Факторы коллективных действий (на примере жилищной самоорганизации). // РГУ, TERRA ECONOMICUC, № 1, том 10, 2012 г.
  39. Г. Л., Багметов В. В. Проблемы и противоречия резервного обеспечения развития жилищно-строительного комплекса Краснодарского края // Экономический Вестник РГУ, № 2, Том 10, 2012 г.
  40. К. А. Методические подходы к оценке и управлению ресурсным потенциалом и социально-экономической эффективностью жилищно-коммунального хозяйства: автореферат канд. дисс-Кисловодск: КИЭП, 2007.
  41. В.Jl., Шапиро H.A. Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект//Финансы и кредит.-2006.-№ 23(227).-с. 80−83
  42. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. -М.: Изд-во РАГС, 1999.
  43. И.Ф. Эффективность бюджетных программ воспроизводства жилищного фонда в Республике Татарстан//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.- 2009. № 2 (39).
  44. Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
  45. С. Государство может обрушить цены на второе жилье // www.utro.ru. 2006. 16 ноября.
  46. СЮ. Теория долгосрочного технико экономического развития. — М.: Владар, 1993.
  47. Н., Козлова С, Лазуренко С. Развитие земельно-имущественных отношений в городе // Вопросы экономики. 2005. № 2.
  48. A.A. Корпоративные тенденции в инвестиционно -строительном комплексе региона // ЭКО. 2006. № 11.
  49. Е. Квадратные меры // www.urbaneconomics.ru. 2006.
  50. Е.В. Что делать частнику в ЖКХ? / Журнал «ЖКХ», № 11, 2004 г.
  51. A.B. Регулирующим контактам законодательную защиту. // Журнал «ЖКХ», № 12, 2004 г.
  52. М.В. Экономический рост: новые проблемы и новые риски//Вопросы экономики. 2006.-№ 12.-с. 23−28.
  53. М.А. К вопросу об обосновании стратегических приоритетов развития экономики региона//Финансы и кредит.-2006.-№ 21(228).-с. 80−84.
  54. С. Пути улучшения финансового состояния коммунального хозяйства в России// Финансы и кредит.-2006.-№ 24 (228).
  55. Ю. О показателях экономического благосостояния//Вопросы экономики.-2007.-№ 2.-с.93−102.
  56. М.Г. Организационно-экономический механизм повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе реформирования отрасли: автореферат канд. дисс.-Кисловодск: КИЭП, 2010.
  57. М.Г. Направления реформирования ЖКХ в условиях рыночной экономики // Тезисы доклада на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2007». М.: МГУ, 2007 г.
  58. А.Б. Инвестиции через частно-государственное партнерство//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-20Ю.-№ 1 (42).
  59. H.H. Устойчивое развитие социально-экономической системы региона: методология. Исследования, модели, управление. -Ростов н/Д: изд-во ЮФУ, 2008.
  60. Е.Г., Зинчук Г. М., Кочеткова С. А. и др. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2008.
  61. Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки. Выступление на круглом столе «Федеральные инструменты поддержки инвесторов», 10 октября 2006 г.//Сайт"Регионалистика», regionalistica.ru.
  62. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка / Под ред. В. А. Персиянова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  63. Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. М.: Феникс, 2006.
  64. Н. Безусловный приоритет// www.urbaneconomics.ru. 2006.
  65. Н.П. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2006.-№№ 1−2.
  66. Т.В. Строительство жилья и жилищная политика Швейцарии// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2009.-№ 4(41).
  67. В.М. Экономика, управление и учет на предприятии//Вопросы современной экономики.-2009.-№ 4.
  68. М.Г., Булгакова Н. В. Методы анализа региональной экономики// Тенденции, проблемы и перспективы развития социально-экономических систем: межвузовский сборник научных трудов. М.: МИСОН< 2008.
  69. В., Самошин В. Доступное жилье. Люди и национальный проект. М.: Европа, 2006.
  70. Д. Ю. Концепция планирования стратегического развития региона// Менеджмент в России и за рубежом. -2005. № 6.
  71. С.Н. Реализация региональных преимуществ в реформировании экономики России: сборник научных трудов «На рубеже веков: экономические проблемы реформирования России"/под ред.СП. Кукуры. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.
  72. Лыжин СМ.. Интрига жилища. Екатеринбург: Издательский Дом «Филантроп», 2005 г.
  73. Н.Н. Системы поддержки принятия управленческих решений и инструменты сценарного планирования социально-экономического развития территорий//Электронный ресурс доступа.- [email protected]/
  74. В.Я., Пчелинцев О. С. Макроэкономические факторы развития российских городов и задачи градостроительной политики // Проблемы прогнозирования. 2006. № 5.
  75. М. Токсанбаева. Барьеры реализации жилищной политики. Информационно-аналитический портал Socpolitika.ru
  76. Материалы Международного семинара «Жилищное финансирование, ипотечное кредитование», г. Дубна, Московской области, 9−12 февраля 2004 года.
  77. Д.А. Выступление на заседании Правительства РФ от 15.02.2012 г. http://premier.gov.ru/
  78. Д.А. Источник: rbc.ru, 30 августа 2012 г.
  79. А.Н., Бернштейй Л.С, Коровин С. Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. М.: Наука, 1990.
  80. В. Доплата от дяди // Эксперт. — 2003. — № 19.
  81. В.В. Государственное регулирование экономики. М.: ИНФРА-М, 2005.
  82. Орешков А. А. Механизмы реализации жилищной политики в современной России тенденции и проблемы развития
  83. Управление экономическими системами.-2010.-№ 4. Режим электронного доступа: URL: http://uecs.mcnip.ru.
  84. A.A. Приоритетные направления и принципы реализации региональной жилищной политики//Современные научные исследования.-2010.-№ 4.-Кисловодск: Издательский центр КИЭП.
  85. А.Н. Особенности рыночного регулирования услуг жилищно-коммунальной сферы. / Современные научные исследования, КИЭП, 2004, № 2.
  86. В .Я., Казаков СВ. Экономика отрасли. М.: ИНФРА-М, 2008.
  87. В.Н. Размышления об ипотеке/Национальные проекты.-2006.-№№ 1−2.
  88. С. Эволюция территориальных программ жилищного финансирования // Финансы и кредит. 2006. № 24.
  89. А. Жилищная политика в России мифы, заблуждения и реальность // www.urbaneconomics.ru. 2006.
  90. В.В. Выступление на Инвестиционном форуме «Россия зовет!», 2 окт. 2012 г. (стенографический отчет о пленарном заседании).
  91. Путин В.В. www.presidentKremlin.ru.ru, 13.11.12 г.
  92. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М: Наука, 2004.
  93. Региональная экономика / под ред. В. И. Видяпина. М.:ИНФРА-М, 2007.
  94. Региональная экономика/ под ред. проф. М. В. Степанова. М. ИНФРА-М, 2008.
  95. Российская газета, 9 окт. 2012 г.
  96. Российская газета, 28 нояб. 2012 г.
  97. А.Н. Коммунальные услуги общественное благо // Журнал «ЖКХ», № 12, 2004 г.
  98. JI. Национальные проекты новая технология осуществления стратегических решений или программа частичных улучшений? // Человек и труд. 2006. № 3.
  99. Росстат, http://www.gks.ru
  100. Е.В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М.: Наука, 1989.
  101. А.И. Реформирование структуры управления землепользованием в городах // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1.
  102. И. Брифинг главы Минрегиона РФ по итогам заседания Правительства РФ от 15.11. 2012 г. http://premier.gov.ru/
  103. A.C. Социальное жилье в современной России миф или реальность// ПОИСК, — 2006 .-№ 3, июнь.
  104. М.А., Миронихина Ю. А. Проблемы развития рынка жилья в субъекте Российской Федерации (на примере Рязанской области) // Финансы и кредит. 2006. № 30.
  105. И. Рынок в залоге // Эксперт. — 2001. — № 39. — С. 97 103.
  106. С. Плюс 40% жилищного фонда // Strana.ru. 2006. 26 сентября.
  107. С.А. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги как фактор углубления кризиса неплатежей / В. В. Кузьменко, С. А. Таран // Материалы VII регион, науч.-техн. конф. «Вузовская наука Северо
  108. Кавказскому региону». Серия «Экономические науки». Ставрополь, 2003.-Т.З
  109. В.М. Жилищно-строительные кооперативы как оптимальная модель обеспечения населения доступным жильем//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование».-2009, — № 2 (39).
  110. Тарифы ЖКХ: структура, формирование, снижение. Youhouse.ru
  111. А.Ю. Резервы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг// Известия КБНЦРАН, № 1, Нальчик, 2003 г.
  112. Ю.П. Роль федерального центра в управлении ЖКХ не снизится, http://www.gkh-reforma.ru 15.06.2005 г.
  113. М. Институты некоммерческого кредитования в жилищной сфере // Вопросы экономики.-2006.- № 9.
  114. Фонд ЖКХ, сайт http://www.fondgkh.ru/
  115. Д.Б. Вопросы продолжения реформы экономического механизма в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономический Вестник Ростовского государственного университета 2008, № 2, часть 3, том 6.
  116. Д.Б. Изменение среды субъектов рыночных отношений м проблемы потребления жилищно-коммунальных услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. URL: http.ru. № 29, 10.05.2011 г.
  117. Д.Б. Оценка места, роли и функций жилищно-коммунального хозяйства в его социально-экономическом значении // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. URL: http.ru. № 27, 21.03.2011 г.
  118. Д.Б. Региональные экономические риски в сфере ЖКХ и методы их минимизации //Современные научные исследования, КИЭП, 2012 г., № 3.
  119. Д.Б. Проблематика состояния развития жилищно-экономического хозяйства региона: решения и влияющие факторы // Сборник научных трудов «Экономическое развитие: новые методы и решения задач. Владикавказ, СОГУ, 2012 г.
  120. Д.Б. Экономические факторы и тенденции развития в регионе жилищно-коммунального хозяйства. // Сборник научных трудов «Экономическое развитие: новые методы и решения задач. Владикавказ, СОГУ, 2012 г.
  121. Т.П. Жилье в России. Экономические механизмы активизации и оздоровления в сфере жилищного строительства // ЭКО.- 2006, — № 4.
  122. А. Журнал Коммерсантъ Власть, 15 окт. 2012 г.
  123. Э.О., Сидоров М. А. Управление риском и устойчивое развитие. М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
  124. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. СПб.: Бизнес Микро, 1999.139. Шаккум М. www.sakkum.ru
  125. Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен, — 2004, — № 2.
  126. И.В., Станкевич A.C. Обзор вариантов долгосрочного финансирования предприягий//Финансы и кредит.-№ 11(215).-с. 22−26.
  127. Шим Д., Сигел Д. Методы управления стоимостью и анализ затрат. Пер. с англ. — М.: &bdquo-ФИЛИНЬ», 1996.
  128. Эксперт 101- № 9−1 Об 7−20 марта 2011 г.
  129. К.Н., Таймасов А. Р. и др. Региональная экономика. М.: КНОРУС, 2008.145. www. reforma-qkh.ru146. www.wciom.ru
Заполнить форму текущей работой