Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию структурно-функциональной модели формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей: создание ценностного пространства, способствующего формированию смысложизненных ориентаций подросткаактуализация внешних личностно-утверждающих (диалогизация, проблематизация педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей
    • 1. 1. Педагогическая сущность феномена «смысложизненные ориентации подростка»
    • 1. 2. Педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей в формировании смысложизненных ориентаций подростка
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по реализации структурно-функциональной модели формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 1. Логика и задачи педагогического исследования
    • 2. 2. Реализация структурно-функциональной модели формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 3. Динамика результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Формирование смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-политические изменения в России, обусловливающие смену жизненных ориентиров и ценностей, оказывают большое влияние на развитие и становление человека. Современному обществу необходима активная, развивающаяся, самоактуализирующаяся, творческая личность, «готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная находить адекватные смыслы жизни и смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, видеть новые вершины профессионального и личностного развития, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой» (А.Г. Асмолов).

Наряду с позитивными тенденциями, обусловленными направленностью государства на построение гражданского общества, наблюдается возрастание негативных явлений, особенно в детской и молодежной среде: двойственность сознания и морали, распространение иждивенческой психологии и потребительского отношения к жизни, рост преступности, алкоголизма, наркомании, самоубийства. Наблюдаемые изменения в системе ценностных диспозиций особенно затронули мировоззрение, потенциал духовности и нравственности подростков. Как отмечает В. Франкл, мы живем «в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты». В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и «оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой конкретной ситуации». В создавшихся условиях на первый план выходит решение задачи по созданию условий для личностного роста и саморазвития подрастающего поколения, определение личностью целей своей жизни, выдвижение смысложизненных ориентиров на основе субъектной позиции смыслотворчества и жизнеопределения. Становится актуальной задача формирования смысложизненных ориентаций подростка.

Большими возможностями в решении задач формирования смысложизненных ориентаций подростка обладает система дополнительного образования как особое пространство, в котором создается спектр благоприятных условий для развития смыслотворческой и жизнетворческой деятельности подростков. Однако, инновационные изменения, происходящие в системе дополнительного образования детей, связанные с педагогическими рисками по преодолению единообразия и формальной усредненности в организации образовательного процесса, еще не стали условиями для решения проблемы формирования смысложизненных ориентаций подростка.

В этой связи перед педагогической теорией и практикой встают вопросы поиска и обоснования эффективных педагогических условий формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей.

Степень разработанности проблемы. Основополагающее значение для нашего исследования имеют труды, помогающие составить целостное представление о специфике исследуемой проблемы.

В науке разработаны положения, которые могут выступать в качестве основы нашего исследования:

— концепции смысла жизни различных направлений философии: Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, в которых главная жизненная цель человека рассматривалась как нравственное самосовершенствование;

— философские труды H.A. Бердяева, А. И. Введенского, Н. О. Лосского, B.C. Соловьева, Л. Н. Толстого;

— психологические исследования А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, А. Ф. Лазурского, С. Л. Рубинштейна, В. Э. Чудновского, В. Р. Ясницкой;

— педагогические теории О. С. Газмана, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, обосновывающие необходимость реализации в образовательном процессе «биологического», «социального» и «экзистенциального» как трех составляющих личности ученика.

В философии, педагогике, психологии накоплен определенный объем знаний, содержащий предпосылки решения проблемы формирования смысл ожизненных ориентаций личности:

— в гуманистической парадигме смысл рассматривался как процесс формирования универсальных ценностей и внутренней тенденции «стремления к смыслу» (А. Адлер, В. Франки, К. Хорни). в отечественной психологии смысл изучался как одна из основных ее категорий (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), в парадигме относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» (И.И. Чеснокова, В.Э. Чудновский). экзистенциальное направление в личностно-культурном становлении получило отражение в трудах С. Кьеркегора, А. Камю, Ж. П. Сартра, М. Хайдеггера).

— аксиологический аспект смысложизненных ориентаций представлен в работах педагогов (З.И. Васильева, А. Г. Здравомыслов, A.B. Кирьякова).

— высшие уровни системы диспозиций личности, связанные со смысловой установкой, смысложизненными ориентациями отражены в работах Е. Е. Вахромова, В. И. Слободчикова, И. В. Ульяновой.

— особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей изложены в работах В. А. Березиной, В. А. Горского, A.B. Золотаревой, А. И. Щетинской.

При всей значимости вышеобозначенных исследований, проблема формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей представлена недостаточно.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между:

— потребностью общества в личности, способной находить жизненные смыслы и недостаточной сформированностью у современного подростка активности в самовоспитании и саморазвитии;

— имеющимся потенциалом учреждения дополнительного образования детей в формировании смысложизненных ориентаций подростка и недостаточной подготовленностью педагогов к его реализации;

— потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка и низким уровнем теоретической и практической разработанности исследуемого процесса в системе дополнительного образования детей.

Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: каковы содержание, методы, средства формирования смысложизненных ориентаций подростка с учетом инноваций, происходящих в сфере дополнительного образования детей?

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная разработанность рассматриваемой научной проблемы позволили определить тему диссертационного исследования: «Формирование смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей».

Объект исследования — образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования — формирование смысложизненных ориентаций подростка на основе педагогического потенциала учреждения дополнительного образования детей.

Цель исследования — обосновать структурно-функциональную модель процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, имеющий целью воспитание активного, творческого, способного находить жизненный смысл подростка, предполагающий отражение его целостности в принципах, содержании, этапах и результате, обеспечивает эффективное формирование смысложизненных ориентаций при: создании ценностного пространства, способствующего формированию смысложизненных ориентаций подростка;

— актуализации внешних личностно-утверждающих (диалогизация, проблематизация педагогического процесса) и внутренних (критическое мышление, потребности, смысловые установки) ситуаций, развивающих «Я-концепцию» подростка с помощью механизмов самовыражения, самопознания, рефлексии и целеполагания;

— обеспечении педагогического взаимосодействия (педагог — подросток — родители) на принципах целевой обусловленности, рефлексивной деятельности, осознанной перспективы.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить структуру и содержание понятия «смысложизненные ориентации подростка».

2. Определить педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей в формировании смысложизненных ориентаций подростка.

3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации структурно-функциональной модели процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей.

4. Разработать научно-методические рекомендации по решению проблемы исследования. t.

Методологическую основу исследования составили: положения философии и методологии образования о человеке как самоценном субъекте (JI.H. Коган, В.М. Розин) — положения аксиологического (Б.М. Бим-Бад, A.B. Кирьякова), культурологического (H.A. Бердяев, Л. А. Волович, Б. С. Гершунский, А. Ф. Лосев, A.A. Радугин), личностно-деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходов, позволяющие рассматривать человека как высшую ценность в единстве всех его проявлений (биологических, психических, духовных, социальных). Взаимосвязь указанных методологических подходов определяет теорию и практику исследуемого процесса, его результаты.

Теоретической основой исследования являются:

— на общенаучном уровне: теории гуманистического образования, определяющие ценность личности (К. А. Абульханова-Славская, C.B. Кульневич, Г. Н. Сериков, E.H. Шиянов) — теории личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Н. И: Монахов, В. А. Сухомлинский, И.С. Якиманская) — идеи об интегральных характеристиках личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н: Ксенофонтова, Н. ВТалызина) — концепции формирования системы личностных ценностей (Л.Г. Десфонтейнес, Н-И: Нидкасистый) — теория педагогического творчества (В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В.Г. Рындак) — теория и практика педагогики дополнительного образования (В.А. БерезинаА. Я: Журкина, O.E. Лебедев, Л-Г. Логинова, C.B. Сальцева, А.И. Щётинская);

— на конкретно-научном уровне: теории системысмысловжизни личности (Б.С. Братусь, Е. Е. Вахромов, A.A. Деркач, А.Б. Николаева) — исследования по формированию смысложизненных ориентации личности (И.В. Ульянова, Н.Е. Щуркова) — теория ценностных ориентации личности (В.Г. Алексеев, Л. П. Буева, Л. Н. Коган, А. ВКирьякова) — концепция экзистенциальных смыслов (Д.А. Леонтьев, В. Франкл) — концепция жизненного пути личности (К.А-. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн) — теория педагогического взаимодействия (И.А. Зимняя^ В.А. Сластенин).

Основные-этапы* исследованияИсследование проводилось в три этапа в период с 2007 по 2010 тг.

На первом этапе (2007—2008 гг.) — изучались и анализировались теоретические работы по исследуемой проблеме, обобщался опыт деятельности учреждений дополнительного образования гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Оренбургской, Самарской, Челябинской областей по формированию смысложизненных ориентаций подростковпроводился анализ инструктивно-методической продукцииотрабатывались основные теоретические подходы к проблеме, формулировались цели, задачи, основные понятия и гипотеза исследования.

Основные методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, моделирование, обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение за деятельностью педагогов и подростков в творческих объединениях учреждения дополнительного образования детей), диагностические (анкетный опрос, тестирование, интервьюирование, беседа), констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2008—2009 гг.) — разрабатывалась структурно-функциональная модель процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детейосуществлялась опытно-поисковая работа, в ходе которой производилось уточнение рабочей гипотезы, выявлялись и апробировались педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования смысложизненных ориентаций подростка, корректировались содержание, методы, формы исследуемого процесса.

Применялся комплекс методов исследования: анкетный опрос, тестирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, обработка данных, формирующий эксперимент, лонгитюдные исследования.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) — заключительномсистематизировались, обобщались и анализировались результаты опытно-поисковой работы, оформлялось диссертационное исследование и научно-методические рекомендации.

На данном этапе использовались методы статистической обработки экспериментальных материалов исследования, табличной и диаграммной интерпретации данных, сопоставительный анализ полученных результатов.

База исследования: областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко (г. Оренбург). В исследовании на всех его этапах приняли участие 210 подростков, 56 педагогов дополнительного образования, 58 родителей.

Научная новизна результатов исследования:

— уточнено содержание понятия «смысложизненные ориентации подростка» как значимого структурного компонента личности подростка, интегрирующее мотивационные тенденции личности, ценности и цели, задающие направление и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути, проявляющееся в ситуациях морального выбора и межличностного взаимодействия;

— выявлен педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей в формировании смысложизненных ориентаций подростка, проявляющийся в обращенности к субъекту, обеспечении диалогического взаимодействия и сотворчества субъектов образовательного процессаинтеграции оптимальных методов дифференциации и индивидуализации, вариативности, открытости и субъективности содержания образования на основе инновационных форм и методов;

— сконструирована структурно-функциональная модель, отражающая целостность процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей, в совокупности целей, задач, подходов, принципов, содержания, этапов, функций и результата;

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию структурно-функциональной модели процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей (создание ценностного пространстваактуализация внешних личностно-утверждающих и внутренних ситуаций, развивающих «Я-концепцию» подростка с помощью механизмов самовыражения, самопознания, рефлексии и целеполаганияобеспечение педагогического взаимосодействия на принципах целевой обусловленности, рефлексивной деятельности, осознанной перспективы).

Теоретическая значимость результатов исследования:

— обоснование в качестве методологической базы исследования системного, аксиологического, личностно-ориентированного, деятельностного подходов обогащает теорию воспитания в учреждении дополнительного образования детей;

— определение этапов (мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный) формирования смысложизненных ориентаций подростка вносит вклад в педагогические основы организации и определение динамики образовательного процесса.

Практическая значимость результатов исследования:

— разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка, включающее дополнительные образовательные программы — «Путь к успеху», «Я и мой мир», «Истоки" — комплекс методов, средств, систему личностно-утверждающих ситуаций, направленных на самовыражение, изучение своего жизненного опыта, смыслотворческую активность подростковподготовлены методические рекомендации по организации педагогического взаимосодействия подростков, педагогов, родителей;

— обосновано диагностическое обеспечение контроля и оценки процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка, что используется в практике работы городских, сельских учреждений дополнительного образования детей, учителями общеобразовательных школ, средних специальных учреждений, студентами, магистрами, аспирантами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Смысложизненные ориентации подростка — это значимый структурный компонент личности, характеризующийся направленностью на осознание сущности собственного «я», совершенствование духа, души и тела, ценностей и целей, определяющих границы самореализации в ситуациях личностного взаимодействия и включающий мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий критерии, которые отражают соответствующую совокупность мировоззренческих взглядов, представлений, социальных и нравственных отношений подростка, связанных с ближними и дальними перспективами его жизни.

2. Педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей в формировании смысложизненных ориентаций подростка проявляется в обращенности к субъекту, обеспечении диалогического взаимодействия и сотворчества субъектов образовательного процессаинтеграции оптимальных методов дифференциации и индивидуализации, вариативности, открытости и субъективности содержания образования на основе инновационных образовательных технологий.

3. Структурно-функциональная модель формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей реализует основные функции (образовательная, воспитательная, развивающая, инновационная) согласно структурных компонентов: ориентационный (цель, задачи, подходы, принципы), содержательный (этапы, педагогические условия, содержание), функциональный (образовательная, воспитательная, развивающая, инновационная функции) и результативный (критерии сформированности смысложизненных ориентаций подростка и результат) и преобразующих связей между структурными и функциональными характеристиками исследуемого явления.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную реализацию структурно-функциональной модели формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей выступают: создание ценностного пространства, способствующего формированию смысложизненных ориентаций подросткаактуализация внешних личностно-утверждающих (диалогизация, проблематизация педагогического процесса) и внутренних (критическое мышление, потребности, смысловые установки) ситуаций, развивающих «Я-концепцию» подростка с помощью механизмов самовыражения, самопознания, рефлексии и целеполаганияобеспечение педагогического взаимосодействия (педагог — подросток — родители) на принципах целевой обусловленности, рефлексивной деятельности, осознанной перспективы.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, обеспечена целостностью методологических позиций, концептуальной непротиворечивостью, обусловлена использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования, проведением опытно-поисковой работы в естественных условиях, репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом экспериментальных данных, обработкой результатов исследования методами математической статистики.

Личный вклад автора заключается в осуществлении теоретического анализа процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детейпроведении опытно-поисковой работы и систематизации полученных результатовуточнении содержания понятия «смысложизненные ориентации подростка" — разработке структурно-функциональной модели исследуемого процесса и ее экспериментальной апробациивыявлении педагогических условий, способствующих эффективной реализации модели формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные результаты отражены в статьях, учебно-методических пособиях, а также докладывались и обсуждались на IV Международной научно-практической конференции (Пшемысль, 2008), Втором международном молодежном психолого-социальном Конгрессе (Санкт-Петербург, 2009 г.), I Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 2010), на заседаниях кафедры педагогики дополнительного образования ОГПУ.

Структура исследования. Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по второй главе.

Теоретические положения, изложенные в предыдущей главе, проверялись нами в ходе опытно-поисковой работы. Ее цель состояла в проверке эффективности педагогических условий, обеспечивающих реализацию структурно-функциональной модели формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей.

Создание ценностного пространства, стимулирующего формирование смысложизненных ориентаций подростка, обеспечивает разработанная и реализованная структурно-функциональная модель. Модель раскрывает цели, задачи, принципы, методы, включает педагогические условия, позволяет целостно представить изучаемый процесс во взаимосвязанном единстве констатирующего, формирующего, оценочно-результативного этапов. Апробация модели в ходе опытно-экспериментальной работы обеспечила переход от организации «случайных», единичных образовательных и воспитательных мероприятий, к реализации системы формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили важность и необходимость участия семьи в деятельности учреждения дополнительного образования детей. Стимулирующий эффект параллельного воспитательного процесса «родители-дети», взаимосвязь методов и форм совместной деятельности (благотворительные акции, творческие встречи, семейные клубы, групповые дискуссии и др.) были направлены на достижение положительных результатов, что подтвердилось опытно-экспериментальной работой.

Таким образом, формирование смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей можно рассматривать как положительно направленный процесс. Показатели динамики сформированности смысложизненных ориентаций подростка достоверно значимы, что обусловлено социальной направленностью деятельности учреждений данного типа.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, базирующихся на основе расчета коэффициентов статистической достоверности различий между группами респондентов, позволяет отметить возросший уровень сформированности смысложизненных ориентаций подростка и подтвердил эффективность структурно-функциональной модели формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:

Актуальность проблемы исследования обусловлена изменением характера взаимодействия человека с окружающей действительностью, вызывающим потребность в теоретически обоснованной системе работы по формированию смысложизненных ориентаций у подрастающего поколения в учреждении дополнительного образования детей.

Доказано, что смысложизненные ориентации подростка — это значимый структурный компонент личности, характеризующийся направленностью на осознание сущности собственного «я», совершенствование духа, души и тела, ценностей и целей, определяющих границы самореализации в ситуациях личностного взаимодействия и включающий мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий критерии, которые отражают совокупность взглядов, представлений и отношений подростка, связанных с ближними и дальними перспективами его жизни.

Установлено, что педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей в формировании смысложизненных ориентаций подростка проявляется в обращенности к субъекту, обеспечении диалогического взаимодействия и сотворчества субъектов образовательного процессаинтеграции оптимальных методов дифференциации и индивидуализации, вариативности, открытости и субъективности содержания, образования на основе инновационных образовательных технологий.

Подтверждено, что структурно-функциональная модель процесса формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей, основные концептуальные положения которой представлены совокупностью научных подходов (системный, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный) и принципов (целевой обусловленности, рефлексивной инициативности, аксиологизации, индивидуализации, свободы выбора, осознанной перспективы) отражает логику и внутриэтапную динамику исследуемого процессавключает цель, задачи, функции, педагогические условияпозволяет эффективнее управлять процессом формирования смысложизненных ориентаций подростка и" прогнозировать его результат.

Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию структурно-функциональной модели формирования смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей: создание ценностного пространства, способствующего формированию смысложизненных ориентаций подросткаактуализация внешних личностно-утверждающих (диалогизация, проблематизация педагогического процесса) и внутренних (критическое мышление, потребности, смысловые установки) ситуаций, развивающих «Я-концепцию» подростка с помощью механизмов самовыражения, самопознания, рефлексии и целеполаганияобеспечение педагогического взаимосодействия (педагог — подросток — родители) на принципах целевой обусловленности, рефлексивной деятельности, осознанной перспективы.

При этом их реализация происходила комплексно, объединяя работу по обучению педагогического коллектива, родителей подростков, расширению круга социального взаимодействия учреждения дополнительного образования детей, что исключило трудности в организации опытно-экспериментальной работы и обеспечило ее положительный результат.

Проведенное исследование имеет общепедагогическую значимость, в то же время не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Полученные в ходе исследования результаты и выводы открывают пути для дальнейших исследований по проблеме формирования смысложизненных ориентаций подростка, которые могут быть связаны с обеспечением готовности педагогов к формированию смысложизненных ориентаций подросткаразработкой арсенала механизмов формирования смысложизненных ориентаций в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2001. 480 с.
  2. Абульханова-Славская, К. С. Стратегия жизни / К. С. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991.-301 с.
  3. , Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 208 с.
  4. , Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. — М.: ИЦ «Академия», 2002. 208 с.
  5. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990.-560 с.
  6. , Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев М.: Педагогика, 1997. — 284 с.
  7. , В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  9. Антропология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. / авт.-сост. Л. Б. Рыбалов, Т. Е. Россолимо, И. А. Москвина-Тарханова. — 5-е изд., стер. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. — 448 с.
  10. , Е. Ю. Социокультурные аспекты формирования смысложизненных ориентаций личности : автореф. дисс.. канд. филос. наук: 24.00.01 / Е. Ю. Антюхова. М., 2004. — 24 с.
  11. , И. С. Воспитательная работа с подростками : занятия, игры, тесты / И. С. Артюхова. М.: Изд-во «Первое сентября», 2003. -208 с.
  12. , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002.-416 с.
  13. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. 331 с.
  14. , В. С. Педагогика : учебник / В. С. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 210 с.
  15. , А. С. Ситуация успеха / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 166 с.
  16. , Н. А. Педагогическая культура : философско-социологический анализ / Н. А. Бенин. Уфа, 1997. — 131 с.
  17. , Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М.: Междунар. отношения, 1990 — 336 с.
  18. , Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 480 с.
  19. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М., 1992. — 389 с.
  20. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-442 с.
  21. , В. М. Вопросы общественного воспитания / В. М. Бехтерев // Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  22. , В. С. От наукоучения к логике культуры : два философских введения в XXI век / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1991. -413 с.
  23. Бим-Бад, Б. Д. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования // Педагогика 1994. — № 5 — С. 3 — 10.
  24. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2-х т. Т.1. / П. П. Блонский — под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 304 с.
  25. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. 435 с.
  26. , А. А. проблема бессознательного : движение к диалогу / А. А. Бодалев, Б. В. Зергайник, Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1997. -№ 4.-С. 163 166. '
  27. , Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37 -43.
  28. , Е. В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2001. -№ 1. С. 17−24.
  29. , С. К. Духовность (психология, социология, семантика): учеб. пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. — 144 с.
  30. , С. К. Переживание (психология, социология, семантика): учеб. пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 160 с.
  31. , Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
  32. , Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. — 201 с.
  33. , С. К. Дифференциальная психология : учеб. пособие / С. К. Нартова-Бочавер. 3-е изд., испр. — М.: Флинта- МПСИ, 2008. — 280 с.
  34. , Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-304 с.
  35. , А. К. Духовное воспитание детей в системе дополнительного образования /А. К. Бруднов // Вечное слово. — 1999. — № 1. С. 22 — 27.
  36. , Д. Психология познания / Д. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-413 с.
  37. , Л. П. Человек : деятельность и общение / Л. П. Буева. — М.: Мысль, 1978.-325 с.
  38. , Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей / Л: Н. Буйлова. М., 2000. — 167 с.
  39. , Е. Е. Исследование влияния гетерогенности ценностных ориентаций значимых лиц на динамику развития личности подростка / Е. Е. Вахромов, Г. А. Вайзер // Материалы региональной науч.-практич. конференции. Владимир, 2001. — С. 78 — 81.
  40. , Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека : мат-лы У1-УИ симпозиумов ПИР АО / Е. Е. Вахромов — под ред. А. А. Бодалева. Самара: НТЦ, 2002. — С. 147 — 164.
  41. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 79 с.
  42. Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978.-256 с.
  43. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с.
  44. , Б. 3. Педагогика рефлексии / Б. 3. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995. — 246 с.
  45. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  46. , Л. С. Педология подростка Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М., 1984. — 482 с.
  47. , Л. С. Проблемы развития психики // Собраниесочинений: в 6 т. Т. 3. / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. -368 с.
  48. , О. С. Воспитание : цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989.-278 с.
  49. , Е. О. От сердца к сердцу : мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников / Е. О. Галицких. — СПб.: Паритет, 2003.- 160 с.
  50. Герасимова, J1. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. А. Герасимова. Оренбург, 2003. — 24 с.
  51. , Ю. В. Игра, модель, экономика / Ю. В. Геронимус. -М.: Знание, 1989.-208 с.
  52. , Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика : теория, методология, практика / Б. С. Гершунский. М.: Флинта, 2003. -768 с.
  53. , А. Ф. Избранные сочинения / А. Ф. Гессен. М.: Росспэн, 1998.-814 с.
  54. , В. А. Система дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина, JI. Ю. Ляшко // Дополнительное образование детей. 2000.-№ 1.-С. 11−16.
  55. , С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф. М.: ACT, 2004.-352 с.
  56. , Э.Н. Введение в философию образования : учебное пособие / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2000. — 223 с.
  57. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. М.: Russ Portal Company Ltd., 2001. — 3104 с.
  58. , И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И. Д. Демакова. М.: Педагогика, 2007. — 160 с.
  59. , Л. Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности : автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 /
  60. Л. Г. Десфонтейнес. СПб., 1995. — 19 с.
  61. , У. Научные основы психологии / У. Джеймс. М.: Харвест, 2003. — 528 с.
  62. , Д.В. Основные этапы развития античной философии / Д. В. Джохадзе. М.: Изд-во «Наука», 2000. — 430 с.
  63. , В.М. аксиологические основы мировоззрения личности / В. М. Доброштан. СПб.: Питер, 2001. — 279 с.
  64. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  65. , Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  66. , А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования / А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 2000. — № 9. — С. 6 — 9.
  67. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: ИЦ «Академия», 2001. 208 с.
  68. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М., 1986. — 120 с.
  69. , Э. Ф. Личностью ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1998. — 157 с.
  70. , И. А. Проблема смысла жизни : опыт историко-этического исследования / И. А. Зеленкова. Минск: Изд-во Университетское, 1988. — 56 с.
  71. , И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  72. , В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии / В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  73. , А. В. Дополнительное образование детей : теория иметодика социально-педагогической деятельности / А. В. Золотарева. — Ярославль: Академия развития, 2004. — 304 с.
  74. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  75. , Т. Г. Развитие духовной культуры младшего школьника в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования / Т. Г. Исакова. Магнитогорск, 2000. — 90 с.
  76. , М. С. Метаморфозы бытия и небытия : к постановке вопроса / М. С. Каган // Вопросы философии. 2001. — № 6. — С. 52 — 67.
  77. , М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  78. Как построить свое Я / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. — 173 с.
  79. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик. -М., 1990.-286 с.
  80. , И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. — Т.6. -613 с.
  81. , В. А. Стань человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. — 77 с.
  82. , А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. — 188 с.
  83. , Е. А. Психология профессионального самоуправления / Е. А. Климов. Ростов н/Д., 1996. — 512 с.
  84. , В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  85. , М. Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. М.- Оренбург, 1993. — 62 с.
  86. , Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  87. , Л. Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1988.-285 с.
  88. , А. Ю. Педагогический словарь : для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений: / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. М. ИЦ «Академия», 2001. — 176 с.
  89. , В. В. Региональная концепция воспитания : антропологический подход / В. В. Комаров, Н. С. Искрин. Самара, 2000. -112 с.
  90. Кон, И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  91. , А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе / А. И. Копытин. — СПб.: Академия постдипломного пед.образ., 2005. — 313 с.
  92. , А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. 3-е изд. — М.: Академический. Проект, 2002. — 496 с.
  93. , В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. Самара, 1994. — 244 с.
  94. , Б. Антология сочинений по философии / Б. Кроче. -СПб.: Пневма., 1999. 470 с.
  95. , В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. М.: Просвещение, 1965. — 314 с.
  96. , С. В. Педагогика : личность в гуманистическихтеориях и системах воспитания / С. В. Кульневич, Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д.: Учитель, 1999. 560 с.
  97. , А. Т. О системном подходе в исследовании проблем воспитания / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова // Советская педагогика. 1982. — № 5. — С. 43−48.
  98. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
  99. , В. С. Теория и методика воспитательной работы : учеб. пособие / В. С. Кукушкин. Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ», 2002. — 320 с.
  100. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. Т. 1. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  101. , Д. А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2001. 204 с.
  102. , Д. А. Развитие идей самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 11−13.
  103. , П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1988. — 398 с.
  104. , Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. СПб.: Искусство, 2007. — 440 с.
  105. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / под ред. Е. К. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 128 с.
  106. Личность. Творчество. Развитие: учеб. метод, пособие / авт.-сост. В. Г. Рындак, А. В. Москвина. -М.: Пед. вестник, 2001. — 290 с.
  107. , А. Р. Встречные усилия, успех-неуспех в образовательном процессе / А. Р. Лопахин // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 47−52.
  108. , А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1988.-366 с.
  109. , Л. Ю. Организация опытно-экспериментальной работыпо проблемам развития системы дополнительного образования детей / JI. Ю. Ляшко. М., 1997. — С. 43 — 49.
  110. , А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. — М.: Госполитиздат, 1990.-415 с.
  111. , Л. М. Педагогическая антропология / Л. М. Максакова. М.: ИЦ «Академия», 2001. — 208 с.
  112. , С. П. Основы культурологи : учеб. пособие для высших учебных заведений / С. П. Мамонтов. — 3-е изд., доп. — М.: Олимп- ИНФРА, 2001.-320 с.
  113. , Л. И. Человековедение / Л. И. Маленкова. М.: ТОО «ИнтелТех», 1993.- 189 с.
  114. , Л. И. Я человек! : курс «Человековедение»: старшеклассникам о самопознании и самовоспитании / Л. И. Маленкова. -М.: ТОО «ИнтелТех», 1996.-496 с.
  115. , В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 256 с.
  116. , Б.В. Философская антропология / Б. В. Марков. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 319 с.
  117. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. — Самара: Бахрах, 1996. С. 409 — 449.
  118. , А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. М.: МГУ, 1982. — 425 с.
  119. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 144 с.
  120. Методы системного педагогического исследования: учеб.пособие. М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  121. , А.Т. Смысл жизни и личность / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов. Новосибирск, 2002. — 159 с.
  122. , В. С. Возрастная психология : детство, отрочество, юность / В. С. Мухина. М.: ИЦ «Академия», 2005. — 624 с.
  123. , В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: НПО МОДЭК, 1995.-356 с.
  124. , В. Смыслы жизни и новозаветное откровение / В. Несмелов // Антропология религиозной мысли. М.: Прогресс, 1993.-512 с.
  125. , Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3 — 6.
  126. , А. Б. Понимание смысла жизни личности в современном мире / А. Б. Николаева // Экзистенциальная и гуманистическая психология: науч. пед. интернет-журнал URL. Режим доступа: http: //HPSY.RU/link/14.htm — Дата обращения 15.04.2009.
  127. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: Азъ Ltd., 1992. 960 с.
  128. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 608 с.
  129. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие / под ред. В. И. Андреева,
  130. A. И. Щетинской. Казань- Оренбург: Центр инновац. технологий, 2001. -327 с.
  131. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. М.: ИЦ «Академия», 2000. — 512 с.
  132. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. М.: БРЭ, 2002. — 528 с.
  133. Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 2000. — 234 с.
  134. , Я. Т. Воспитание личности в коллективе / Я. Т. Плинер,
  135. B. А. Бухвалова. М.: Педагогический поиск, 2000. — 160 с.
  136. Проблема ценности в философии /сб.ст. М.: ФОРУМ, 2005.465 с.
  137. , М. В. Психология растущего человека : краткий курс возрастной психологии / М. В. Попова. М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 128 с.
  138. Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова. М., 2006. — 165 с.
  139. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / под ред. JL М. Митиной. М.: Флинта, 1998.
  140. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 384 с.
  141. , С. И. Ориентация воспитанников учреждения дополнительного образования на нравственные ценности / С. И. Раманаускайте // Перспектива: сб. статей молодых ученых. Псков: Изд-во ПГПИ. — 2008. — № 1.-С. 104−109.
  142. , А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
  143. , К. К науке о личности / К. Роджерс // История психологии: XX век. М.: Академический проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 823 с.
  144. , В.В. Цель человеческой жизни / В. В. Розанов //
  145. Антропология религиозной мысли. — М.: Прогресс, 1993. -512 с.
  146. Рубинштейн, С. JI-. Основы общещ педагогики / С. JI- Рубинштейн: СПб.: Питер, 2002. — 720 с. 148., Рубинштейн, С. JI. Человек и мир: методические-, и теоретические проблемы психологии / С. Л. Рубинштейн. — М., 1969. 397 с.
  147. В. Как измерить результаты воспитательной работы?/ В. Сазонов //Народное образование.- 2000: № 9: — С.203−207.
  148. , В. Д. Субъект : созидатель и носитель социального / В. Д. Сайко. М.: МПСИ, 2006. — 424 с.
  149. Савченко- МЛО- Профориентация, Личностное развитие / М. Ю. Савченко / Под ред. Л? А. Обуховой: М: Академия, 2005. — 210 с.
  150. , С. В. Социально-педагогическое исследование : актуальность, ирреальность: метод, пособие / С. В. Сальцева. — Оренбург, 2002.-37 с. ' ¦
  151. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / под ред. И. В. Дубровиной: -Новгород, 1995. 325 с.
  152. Самоукина, 11. П. Психология и педагогика профессиональной деятельности-/ Н. П. Самоукина. Mi: Эксмос, 2000. — 384 с.
  153. , Е. М. Воспитательная деятельность в школе в контексте- личностного подхода, в образовании / Е. М. Сафронова // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 29 — 37.
  154. , II. Г. Жизненный опыт, учащихся в контексте личностно-ориентированного образования / Н. Г. Свирина // Педагогика. -2001.- № 7.-С. 39−44.1. V —:. '152'.
  155. , Г. К. Найди себя / Г. К. Селевко, Н. И. Бабурина, О. Г. Левина. — М.: Народное образование, 2001. — 144 с.
  156. , Г. К. Познай себя / Г. К. Селевко, И. Н. Закатова, О. Г. Левина. — М.: Народное образование, 2000. 116 с.
  157. Селиванова, 3. К. Смысложизненные ориентации подростков / 3. К. Селиванова // Социс. 2001. -№ 2. — С. 10 — 18.
  158. , В. В. Образование и личность : теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Просвещение, 1999.-194 с.
  159. , М. П. Профессиональное обучение : педагогические технологии: учеб. пособие / М. П. Сибирская. — М.: Просвещение, 2002. -126 с.
  160. , В. А. Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. 2006. — № 2. — С. 3 — 27.
  161. , В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  162. , С.А. Педагогика / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2004. — 512 с.
  163. Смысл человеческого бытия / под ред. Ф. В. Цанн-Кай-Си. -Владимир: ВГПУ, 2002. 276 с.
  164. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. —928 с.
  165. Современный философский словарь / Под ред. Кемерова В. Е. М., 1998.- 832 с.
  166. , Ю. А. Создание образа мира в себе : проблема человека в художественной культуре / Ю. А. Солодовников // Искусство в школе. 1998. — № 5. — С. 67 — 70.
  167. , Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанова, Л. М. Лузина. — М.: ТЦ «Сфера», 2002. 160 с.
  168. , A.B. Совместная педагогика. Курс лекций / A.B. Суворов. М.: Изд. УРАО, 2001. — 284 с.
  169. , В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1975. -235 с.
  170. , А. С. Понятие дела жизни и акме / А. С. Ткаченко. Режим доступа: akme31.narod.ru.URL: http://hpsy.ru/link/19.htm. 12.05 2009.
  171. Триандис, Гарри С. Культура и социальное поведение: учеб. пособие / Гарри С. Триандис — пер. В. А. Соснин. М.: ФОРУМ, 2007. — 384 с.
  172. , А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников : автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. П. Тряпицына. М., 1991. — 25 с.
  173. , Р. А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте / Р. А. Туревская // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. — № 4. — С. 57−64.
  174. , И. В. Технология формирования смысложизненных ориентаций учащихся в общеобразовательной школе / И. В. Ульянова. -Владимир: ВГПУ, 2006. 156 с.
  175. , И.В. Формирование смысложизненных ориентаций личности ученика в педагогическом взаимодействии : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Ульянова. Владимир, 2004. — 24 с.
  176. , К. Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1990. Т.5. — 305 е.- Т.6. — 528 с.
  177. , Д. И. Психология развития человека как личности : Избранные труды: в 2-х т. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. -Т.1.-568 с.
  178. , Д. И. Человек в современном мире : тенденции ипотенциальные возможности развития / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. — 16 с.
  179. , Г. Н. Общенациональная программа воспитания : предпосылки и технологии разработки / Г. Н. Филонов // Педагогика. — 2001.- № 9.-С. 3−10.
  180. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  181. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М., 1998.-576 с.
  182. , В. П. Система ценностей современного школьника / В. П. Фоменко, М. И. Кулытина // Ученик в структуре личностно ориентированного образования. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — С. 30 — 31.
  183. , О. Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Е. Фомина. Смоленск, 2009. — 22 с.
  184. , К. На пороге взрослой жизни : психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг / К. Фопель. М.: Генезис, 2008. — 260 с.
  185. Формирование смысложизненных ориентаций личности — фактор профилактики социальных отклонений молодежи: коллективная монография / под общ. ред. В. А. Попова. Владимир: ВГПУ, 2008. — 260 с.
  186. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.216 с.
  187. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. — СПб.: Питер, 2007. 400 с.
  188. , Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Э. Фромм. — Минск: Издатель В. П. Ильин, 1997. 256 с.
  189. , М. Время и бытие : Статьи и выступление / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1999. — 256 с.
  190. , И. Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания / И. Ф. Харламов // Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 9 — 12.
  191. , Т. В. На пути к совершенству : антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина // Директор школы. М., 2000. — 112 с.
  192. , В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В. Э. Чудновский // Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2006. — 768 с.
  193. , С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. Т.1 / С. Т. Шацкий — под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. -М.: Педагогика, 1980. 304 с.
  194. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1999. — 521 с.
  195. , Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е. С. Шилыптейн // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 35 -48.
  196. , Е. Н. Развитие личности средствами педагогической практики / Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева. // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 16−19.
  197. , А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей : монография / А. И. Щетинская. Оренбург: Пресса, 1998. — 262 с.
  198. , А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях : науч.-метод, пособие / А. И. Щетинская. Оренбург, ОДТДМ, 2007. — 100 с.
  199. , Н. Е. Прикладная педагогика воспитания / Н. Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. — 416 с.
  200. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  201. , Т. Ф. Проблемы духовного мира человека на порогеноосферной эпохи / Т. Ф. Яркина // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 40 -47.
  202. , В. А. Образовательная среда / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001.-365 с.
  203. Р. (1998) Types and Depth of Written Life Meanings // The Human Quest for Meaning / Ed. by P.T.P. Wong, P. S. Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum.
  204. E. W. (2003) Art And Science of Qualitative Research // Qualitative Research in Psychology / Ed. by P. Camic, J. Rhodes, L. Yardley. АРА.
  205. Kinnier R.T., Kernes J.L., Tribbensee N., Van Puymbroeck CM. (2003) What eminent people have said about the meaning of life // Journal of Humanistic Psychology. Vol. 43, No. 1.
  206. Mayring P. Qualitative Content Analysis. Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research (On-line Journal), 1(2). Available at: http:// qualitative-research.net/fqs/fqs-e/2-OOinhalt-e.htm.
  207. Petersen C, Seligman M.E.P. (2002) Values in Action (VIA) Classification of Strengths (draft January 4, 2003). Values in Action Institute, 2002. Available at: http:/ /www.positivepsvchology.org.
Заполнить форму текущей работой