Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Поэтика автобиографической прозы Андрея Белого: структура символического образа и ритмика повествования: «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По-видимому, общая особенность восприятия заключается в том, что понятие «символизм» несет весьма сильную коннотацию так называемой непрямой функции чего-либо и часто мыслится как область мышления, локализуемая в более значимых масштабах, чем рассматривает его литературоведение — в обществе, в цивилизации, в психологических формах сознания и др. При этом «символ» становится почти синонимом таких… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений
  • Введение
  • Глава 1.
  • Поэтика эмблемно-символьных отношений в повестях Андрея Белого
    • 1. 1. Эмблематика в теоретическом осмыслении и художественной практике А. Белого. Формы символических образов
    • 1. 2. Роль эмблемно-символьных отношений в повестях А. Белого
  • Функции символических образов
    • 1. 3. Поэтика образной системы в автобиографической прозе
  • Глава 2.
  • Ритмика автобиографической прозы А. Белого
    • 2. 1. Ритм как универсальное средство в понимании А. Белого
  • Учение Р. Штейнера и символизм А. Белого
    • 2. 2. О соотношении ритмов «прозы», верлибра и акцентного стиха в автобиографических повестях А. Белого
    • 2. 3. Типология повторов в прозе А. Белого

Поэтика автобиографической прозы Андрея Белого: структура символического образа и ритмика повествования: «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Феномен Серебряного века, многообразие литературных течений, осмысление отдельных творческих индивидуальностей с каждым годом привлекают все более пристальное внимание литературоведов. За последние годы много сделано для важнейших тенденций этой эпохи. Наиболее полно в научных работах представлены темы исторической обусловленности символизма, эпоха «рубежа веков», глубина духовных достижений Серебряного века, исследование бытовой и религиозной основы творчества поэтов-символистов. Эти значимые аспекты в достаточной мере освещены, и мы лишь коротко на них остановимся.

В соответствии с этими исследованиями большинству читателей Андрей Белый1 известен как оригинальный поэт, искуснейший стилист и мастер слова, владелец крайне странного лексикона, экспериментатор прозы, доведший ее в итоге до смешения с поэзией. Попутно упоминают его необыкновенную эрудицию и знакомство с множеством теоретических и философских работ, среди которых труды Канта, Шопенгауэра, Вагнера, Ницше, Вл. Соловьева и др. Некоторые взаимодействия и параллели изучены подробнее других, например, влияние на А. Белого антропософии д-ра Р. Штернера, или особняком выделяемая длительная «дружба-вражда» А. Белого и А. Блока, или соотношение А. Белого и В. Хлебникова, А. Белого и В. Маяковского и т. д. Другим аспектам исследователи уделяют меньше внимания, скажем, влиянию на А. Белого русских символистов первой волны, а тема, скажем, влияния французского символизма на русский почти полностью выпадает из современного научного осмысления2.

Вместе с тем эстетика и поэтика символизма до сих пор, к сожалению, имеют немало «белых пятен»: в литературоведении вопросы образной системы символизма остаются решенными не в полной мере. В частности, ни.

1 Андрей Белый — псевдоним писателя-символиста Бориса Николаевича Бугаева (1880 — 1934).

2 Пожалуй, исключение — исследование В. М. Толмачева [244]. когда не ставился вопрос о двух разных полюсах символического образа (эмблема и ее символическое значение), по крайней мере, этого не делалось применительно к автобиографической прозе Андрея Белого «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака». Под «эмблемой» будем понимать любое словесное обозначение действительности, реальности, жизненного переживания, впечатления, предметного мира, вещи, «символ» — то скрытое, внутреннее значение эмблемы, по слову А. Белого, «первоис-ток», которое она обретает в эстетике символизма. Одно из понятий является «низким» (знаковым, эмблемным) в том смысле, что отражает реальный мир — обыденное, повседневное восприятие бытия, действительности.

Независимо от того, насколько далеко авторское воображение и способ интерпретации действительности отрывается от предметности, писатель никогда не в состоянии выйти за пределы отражения реального мира. Способ создания «новых» образов во многом ограничивается реальностью и предопределен образной системой языка. Никакое творческое мышление и художественная интуиция, как бы абстрактны они ни были, немыслимы вне связи с конкретными и реальными представлениями, с окружающим миром. Даже если такая связь выглядит ограниченной, нетипичной, случайной, то избежать ее даже самому нестандартному мироощущению автора невозможно. Образы предметного мира, ставшие праформой, основой для символов, и есть тот богатый эмблематический мир, который наиболее полно отражен в трилогии Андрея Белого и подлежит изучению.

В составе поэтики символической прозы А. Белого* значимо соединение глубоких противоположностей — что называется «сопряжение далеких идей». В противовес мышлению сопрягающему, синтезирующему мировоззрение А. Белого запечатлевает, главным образом, противоречивость двух миров (реального и вымышленного), т. е. прибегает своего рода к дуализму. Такой способ художественного мышления носит скорее бинарный или поляризующий характерпри этом он ничуть не противоречит общей сопрягающей концепции символизма, или «концепции соединения». Новый подход к освоению бытия,.к выбору образных средств, к соположению двух основ образа сказывается у А. Белого и новыми приемами в поэтике.

Природадействительность, окружающий мирпомысли А. Белоголишь эмблема подлинного, а не само подлинное: в общем плане эмблема выступает как некая стереотипная, знаковаяформа (праформа). То есть предметный мирпо А. Белому, может «значить» гораздо больше, чем он «обозначает», если перебрасывать-от него мостки в другой, высокий, символический мир. В" каждом из окружающих нас явлений кроетсянечто большее, скрытое своеобразное (символическое), что эмоционально воспринимается по-разному. Здесь может быть значительноеотдаление от общепринятого (реалистичного)' канона восприятия. В’исследовательских работах понятию «эмблема» не придается какой-либо эстетической, функциональной^ конструктивной роли в эстетике символизма: По отношению-ю художественному мастерству и поэтике символистов-главнымдоминирующим элементом признается, сам. «символ» — его выразительность, яркость, фантастичность, «космичность», семантическое наполнение и* т.п.

Мемуаристика об Андрее Белом достаточно объемна и может дать почти исчерпывающие сведения для уяснения культурных и общественных настроений современников писателя-символиста (см.: А. Бахрах [163], К.Н. Бугаева* [166], З. Н. Гиппиус [171], Н. Гумилев. [175], Е. Н. Кезельман [195], Д. Е. Максимов [214], И. Г. Эренбург [256] и др.). Превосходно освещена борьба разных школ той поры и внутри них (В. Муравьев [220], И. Одоевцева [223]), охотно цитируются, воспоминания современников А. Белого о-нем, как о творческой личности (Б.К. Зайцев [183], Р! Б. Гуль [174], Ф. А. Степун [240], М. Цветаева [246], М. Чехов [247] и др.).

Широкий пласт мемуарной литературы вполне четко характеризует Андрея Белого и как художника слова. Исследователи творчества писателя сравнивают жизненный путь А. Белого с общим течением русского символизма (Эллис (Кобылинский) [255], Иванов-Разумник [184]), который «воспринимался как modus cogitiandi (образ мышления) и как modus vivendi (образ жизни)"3 (JI. Сугай [242], И. Сухих [243]), а настроения культурной среды Серебряного века прослежены от ее зарождения, формированиями эволюции до рассеяния в эмиграции (А. Лавров [202], В. Пискунов [224], Л. Долгополов [177]).

В настоящее время литературоведческие исследования о том или ином значении (семантике) символического образа и, в частности, в поэтике Андрея Белого чрезвычайно’обширны и не дают повода сомневаться в их значимости. Об этом в разные годы писали: В. Н. Топоров [125], С. И. Гиндин [170], Л. К. Долгополов [178], С. П. Ильев [187], ЛА. Колобаева [199], А.В. Лавров5 [205], 3.F. Минц [218], В. Н. Орлов [227], И. Ю. Симачева [234], 0.Г. Щербина [252], З. ОЮрьева [257], В. Н. Яранцев [259] и др.

К сожалению, многочисленные научные работы не проясняют сам факт внутренней связи эмблемы и символа, их ассоциативной соотнесенности, не позволяют вскрыть имманентный закон соположения основ как внутри символического образа, так и соподчинение образного и содержательного аспектов в системе средств выражения, в структуре повествования, в символическом мышлении автора. Соположение основ (параллелей) символического образа, взаимовлияние эмблемы и символа, в строго литературоведческом смысле, до сих пор остается" неохарактеризованным. Указанные аспекты не становились предметом специального изучения, что в значительной степени определяет актуальность настоящей диссертации.

Пожалуй, нет исследователей теоретического и художественного наследия Андрея Белого, углублявшихся в эту проблематику. Бинарная модель образа (эмблема и ее символическое значение) часто ставится исследователями в связь либо с сугубо культурологическим, либо с историософским аспектом, тогда как прямаяассоциативная связь основ образного единства в трудах о А. Белом специально не исследовалась. Мало свидетельств о наличии определенных соответствий, которые могли бы в боль.

3 Сугай JI. «.и блещущие чертит арабески» // Белый А. Символизм как миропонимание.

Сост., вступ. ст. и прим. JI.A. Сугай. М.: Республика, 1994. С. 5. шей или меньшей степени связать воедино все разновидности, порядок, условия, формы и функции соположения основ в поэтике «символизма» Андрея-Белого и реконструировать общие принципы их связанности4.

Известнейший беловский образ «золото в лазури», безусловно, рожден художественным воображением поэта-символиста, но вместе с тем в своем основании, он имеет конкретный прототип (праформу) — «плывущее по небосводу солнечное светило», который являетсяэмблемой, «низом» данного образа. В данном случае «нижняя» параллель образа, оказывается как бы скрыта, пунктирна и не упоминается в тексте напрямую. Здесь она дана на нулевом речевом материале, но всегда может быть осознана как значимый и конструктивный элемент. «Низ» символического образа не просто необходим как некое дополнениеэмблема, как по форме, так и nos функции, в целом тождественна верхней параллели (символическое значение). За счет наличия, ощутимости, устойчивости эмблемы возможно перераспределение семантики, значения между двумя разными ягтетичегтсими пиянями.

4 По-видимому, общая особенность восприятия заключается в том, что понятие «символизм» несет весьма сильную коннотацию так называемой непрямой функции чего-либо и часто мыслится как область мышления, локализуемая в более значимых масштабах, чем рассматривает его литературоведение — в обществе, в цивилизации, в психологических формах сознания и др. При этом «символ» становится почти синонимом таких понятий как «непрямое», «ненормативное» и даже «парадоксальное» средство выражения, но подобная синонимия неполна. В данном случае она лишена окрашенности тем особым языковым средством, посредством которого символический опыт воплощен. Понятие «символический образ» правильнее всего связывать с конкретным авторским мышлением, локализуемом в отдельном взятом творческом опыте. В том понимании, которое сегодня вкладывают в термин «символ», он не вырастает из подлинно глубоких интересов отдельно взятого автора, а направлен к нему скорее с внешней стороны — от некоего обобщенного человеческого опыта, далеко выходя за пределы сферы поэтики как таковой. С ключевыми словами гуманитарной сферы (миф, символ, образ) именно так и происходит: «их частое употребление не столько проясняет, сколько затуманивает смысл, уводит высказывающихся все дальше от терминологической ясности» (В.Е. Хализев, [245]). Исследования символизма во все большей степени ощущаются стесненными чем-то заранее заданным и литературе чуждым — сопряжением или переводом образа в другие системы, хотя вполне очевидно, что та сторона символизма, которая повернута к обществу и цивилизации, не должна смешиваться со стороной, обращенной к словесному творчеству и литературе. .Думается, отождествлять термин «символ» сугубо с общекультурным спектром значений во многих случаях нежелательнопри этом слишком важная составляющая исключается из его эстетической основы. Объясняя же «символ» исключительно с «парадоксально-таинственных» позиций, очевидно, что здесь мы вступаем на еще более зыбкую почву. Символический образ, напротив, более внутреннее и эстетически цельное понятие. Он облечен, выражаясь метафорически, в соответствующее языковое одеяние и направлен от индивидуального мироощущения автора к тем или иным эстетическим целям и задачам. Этот языковый опыт фактически непереводим, уникален: он не допускает перенос в иной ряд семантического выражения, не претерпев соответствующего ущерба или изменения. Чрезвычайно важно, чтобы именно поэтика и уяснение отмеченного «искусства слова» ставились в качестве цели перед ученым-литературоведом.

Несмотря^ на это, функциональная и ассоциативная значимость эмб-лемной подосновы зачастую отвергается большинством исследователей как сколько-нибудь существенный элемент символического образа. До сих пор не имеется научного исследования, где была бы предложена четкая классификации соположения основ символических образов (эмблем и символов) в их ассоциативной и функциональной взаимосвязи, влиянии образной системы А. Белого на поэтику и ритмику повествования.

Семантическое различие «двоемирия» символизма подчас понимается как некий сверхзакономерный и даже «таинственный» факт. «Специфика символа у символистов, — пишет известная исследовательница Серебряного века JI.A. Колобаева, — думается, в его принципиальной двуликости, двусмысленности. В том, что в развернутом символе заключены обычно разнонаправленные и даже противоположно направленные смыслы. Это образ-» оборотень", таящий в себе одновременно оба полюса возможных значений, движение и игра смысловых оттенков которых и создает всю принципиальную неразгадываемость, тайну символа, его непреходящие «обманы» и нерассеивающиеся «туманы». Показательна однажды оброненная Д. С. Мережковским фраза, выражающая^ всю двойственность созданного им образа Петра Великого и его авторской оценки в романе «Петр и Алексей»: «Чудо или чудовище»? В трактате Вяч. Иванова «Две стихии в. современном символизме» (1908) звучит глубокая мысль* о том, что символ знаменует не одну только, но разные сущности"5.

5 Далее J1.A. Колобаева продолжает: «Подчеркнем, речь идет здесь не о присутствии в образе-символе разных признаков, свойств, оттенков смысла, а о разных, можно сказать, разноприрод-ных сущностях. Нечто аналогичное имеет в виду и А. Белый, когда дает такое определение символа как соединение „разнородного вместе“ или „соединения двух предметов в одном“, когда подразумевается не „механический конгломерат“, не синтез, а „органическое соединение“. Роль воображения и фантастического в искусстве вообще необычайно возрастает в русской литературе на рубеже веков. А это, несомненно, было достаточно непривычно для русской литературной традиции, поскольку фантастические жанры никогда прежде не были сколько-нибудь мощной ветвью нашей литературы, а, скорее, пребывали где-то на ее периферии. Период перевала веков, период глобальных, „геологических“ переворотов жизни ставил художника перед лицом неизвестности такого масштаба, что ее невозможно было охватить только разумом, логикой. В такие периоды обычно с особой настоятельностью и востребываются формы воображения и — шире — бессознательного как „опережающего“ постижения действительности, актуализирующего в человеке потенции предугадывания предстоящего и неизвестного будущего». Колобаева J1.A. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 22−23.

Вероятно, мысль о «принципиальной неразгадываемости и тайне символов'' чрезвычайно-важна и представляется неоспоримой с точки зрения* неповторимости поэтического опыта, однако к принципиальной несоотно-симости возможных значений символического образа или, напротив, к предполагаемому родству тех или других основ образного единства можно подходить с иных научных позиций. Эмблемную и символьную основы образа, на наш взгляд, следует рассматривать, исключительно как ассоциативные элементы, каким бы абстрактным и «многосмысловым» ни представлялось их значение. Они наиболее естественные и объективные элементы из находящихся в литературоведческом распоряжении для исследования поэтики, искусства слова и образной системы"символизма в целом.

В известной мере вызывают интерес работы о колористике символизмасимволом в них выступает та или иная цветоваянасыщенность стиха. Считается, что колористика и ведущие цветовые сочетания относят читателя к- «архетипическим глубинам» текста и немало способствуют его пониманию. В/основе такого взгляда лежит идея самих поэтов о замене поэтического языка палитрой цветных красок (К.Д. Бальмонт «Поэзия как волшебство», 1915), а также ряд современных исследований по символике цвета в лирике А. Белого и А. Блока. Однако звуковой гамме присущи не только цветовые ощущениядаже в большей степени, чем цветопись, звуку присуща интуитивная, чувственная игра на оттенках и нюансах слов6.

Даже допуская, что часть читающей публики воспринимает отдельные звуки в качестве окрашенных в определенные цвета, то совершенно не понятно, как из такого восприятия могут быть выведены общезначимые для литературы ассоциации. А как быть с читателями, которые вовсе не окрашивают звуков или окрашивают их по-своему? До тех пор пока эти хрома.

6 В системе поэтики Андрея Белого звуковая сторона тесно связана с первичной основой всякого образного начала, и в этом вопросе его позиция совпадала с мнением старших символистов (Брюсова, Бальмонта): «Звук — отражение первичной энергии творчестваона переживается как внутренняя интонацияв многообразии речевых фигур мир звука играет огромную ролькогда Артур Рэмбо дает субъекцию своего цветного слуха, то он субъективен не во всем и не до концаВундт считает первичной метафорой звуковуюв ней даны еще нерасчлененно и все виды будущих образностей» (МГ. 227). тические закономерности не открыты, о предполагаемом родстве тех или иных цветовых оттенков с истинным значением символов можно судить* лишь весьма условно: Нелишне вспомнить, что весьма, частые «бунты» в русской поэзии начала XX века вызваны как раз стремлением извлечь из языкового материала именно то, что он на самом деле не может дать7.

Растущий интерес представляют сегодня исследования в области символизма русских религиозных мыслителей начала XX века (П. Флоренский, Н. Бердяев, И. Ильин), связывавших символизмв. большей или меньшей степени не с искусством слова, а с религиозной основой символического творчества, с теургией. П: Флоренский, например, утверждал: «Символ — это нечто являющее собою то, что не есть он сам, больше егои о однако, существенно чрез него объявляющееся». Центр тяжести в-этих исследованиях перемещен в глубоко сакральную сферу, где мироощущение художника-символиста (как творца-теурга своего внутреннего мира) тесно связано1 с проблемами жизнеустройства и вероисповедования.

Вместе с тем-именно П. Флоренский одним из первых подошел к неоспоримой мысли о том, что для символического мироощущения важнейшим. будет не упускать из виду и символ, и его знак — эмблему, как обуславливающие друг друга элементыв поэтике символистов. «Действительность описывается. символамиили образами, — отмечал о. Флоренский. — Но символ перестал бы быть символом и сделался бы в нашем сознании простою и самостоятельной реальностью, никак не связанною с символизируемым, если бы описание действительности предметом своим имело бы одну только эту действительность: описанию — необходимо, вместе с тем,.

7 Отмстим, что целый ряд исследовательских работ целиком посвящен цветовой символике в поэзии, например, А. Блока или А. Белого. Впрочем, широта этих работ, где семантический пласт дается посредством цветовых ощущений, редко бывала их преимуществом. Как правило, они делают кальку с «хроматики» Гете, причем в сильно ослабленном виде. Хроматика, в самом общем значении, учение о цветев своем теоретическом и эстетическом осмыслении этого понятия Гете, понимая цвет как внутреннее свойство глаза, разошелся во взглядах с учением Ньютоном об оптике. «Свет, согласно теории Гете, — отмечал А. Белый, — не анализ, как в ньютоновской оптике, и не синтез, как механическое сложение элементов призмы, но символ, целостность, „светотень“, заключенная в живом чувственном образе» (ШиГ. 565).

8 Гут Т. Павел Флоренский и Рудольф Штайнер // Вопросы философии. 2002. № 11. С. 218.

11 иметь в виду и символический характер самых символов, т. е. особым усилием всё время держаться сразу и при символе и при символизируемом"9.

Хотя эти и другие, идеи русской философской и религиозной мысли до сих пор питают современное литературоведение, вполне логично мнение о том, что «теургия не есть специфическая особенность символизма*. В' символизме и религиозной философии он (вопрос о художнике слова как о теурге — В.Т.) был лишь целенаправленно осмыслен и разработан"10. Любопытно, что в литературоведческих исследованиях, опирающихся сугубо на религиозных мыслителей и отцов церкви, понятие «теургия» неизменно возникает в более сложном и даже мистическом виде, чем изначально отводили ей место сами представители символизма. Миссия’символ истов'— отрицать предметность, реальность, возвышаясь над ними, стремиться^ самим и вести за собой к мечте, уводить, читателя к Символу, к Идеалу. Они считали, что ограничиваться, воспроизведением реальности, бесконечно удваивая или удесятеряя>ее, не имеет смысла. Поэтому символ всегда остается невидимым глазу, скрытым Идеалом, который надлежит распознать в окружающих вещах, сделать всеобщим, по слову А. Блока, «всемирным» .

Немало заслуживающих внимания наблюдений и выводов (в частности ритмической прозы А. Белого) можно найти в исследованиях западных русистов: Д. Бухгард, X. Каидзава, Н. Какинума, Р. Казари, Ш. Кастеллано, О. Кук, Т. Николеску, А. Пайман, В. Паперный, Д. Рицци, JI. Силард, X. Шталь-Шветцер и др. Работы отличает четкая постановка границ, в пределах которых анализируется творчество Белого. По большей мере, к примеру «Andrey Belyj pro* et contra» [261], — это «великий стилист и ритмик» .

9 Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. Сочинения. В 4 т. Т. 3 (1). М.: Мысль, 2000. С. 113−114.

10 Яковлев М. В. Лингвистическая природа теургического символа // Язык художественной литературы как феномен национального самосознания. Материалы научно-практической конференции. Орехово-Зуево. 2005. С. 363.

Равным образом, думается, не совсем верно приписывать соположению основ символического образа некие третьи сущности, например, переживание, стоящее между знаком и значением, между означающим и означаемым, между символизирующим и символизируемом (см., напр: Пискунова С., Пискунов В. [232]). «Переживание» неотделимо от всякого творческого усилияв «символологии» Белого-теоретика этот аспект лишь надлежащим образом разработан.

Андрей Белый и «гений его символического воображения». Несомненный интерес вызывает исследование мотивов русского символизма А. Ханзе-ном-Лёве [135], который в качестве таких границ избрал Эрос и Танатос.

В диссертации углубленно рассмотрены основополагающие для ритмики повестей А. Белого аспекты: «производство» новых слов и особое, «рубленое» построение фраз, соотношение метрических размеров и «новая-просодия» звучания «фраз. Проанализирована, типология повторов в повестях, эволюция-смещения творческих ориентиров А. Белого» с линии «литература-музыка» («Симфонии») на линию, «поэзия-проза» («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака»), переход от эмблемного (внешнего) способа интерпретации реальности к ритмическому (внутреннему) чувству и мироощущению’Белого-символиста. Диссертант целиком разделяет мнение исследователей писателя* о том, что сегодня- «число исследований, посвященных ритму в прозе Белого, несоизмеримо мало по сравнению со значением и вниманием, придаваемым ритму самим Белым"11.

Несмотря на основательную разработку, полноту и разнообразие исследовательских позиций, многие из аспектов (думается, чрезвычайно важных) эстетики символизма нам все еще до конца не ведомы. Юснова творческого мышления А. Белого по-прежнему нуждается в прояснении: в какой степени символическое единство (образ) сопоставимо и согласуется с ассоциативной связанностью" основв родственных образных семьях?12 Присуща ли их специфике, если таковая действительно имеет место, общая.

11 Шталь-Швэтцер X. Композиция ритма и мелодии в прозе Андрея Белого // Москва и «Москва» Андрея Белого: Сборник статей / Отв. ред. M.JI. ГаспаровСост. M.JI. Спивак, Т. В. Цивьян. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. С. 161—162.

12 В настоящем исследовании под понятием «образная семья» условно подразумевается наличие определенного, специфического типа отношений между двумя параллелями, лежащих в основе образного единства. В общем и целом ясно, что слова, отбираемые для создания того или иного образа, окружены сложной и богатой семантической атмосферой. В свою очередь два разных способа соположения основ никогда не будут столь схожими, чтобы их можно было бы считать средством выражения одного и того же образного мышления, одним и тем же способом открытия словесных пластов, одинаковым сопряжением второстепенных и колеблющихся признаков слов. Способы ассоциативного переноса в таких ссмьях и соположение основ образа изначально закреплены в устойчивых и сложившихся формах, обусловленных приемами изменения основного значения слова (тропами). К таким устоявшимся в литературе образным семьям, где ассоциативная связь и перенос значения выражены строгими нормами, будем относить символические образы, сопоставления, метафоры, сравнения, аллитерации и т. п. функциональная система или же символический опыт А. Белого, в этом смысле, порождение чего-то сверхзакономерного в эстетике символизма?

Научная новизна настоящей диссертации прежде всего связана с обнаружением в автобиографической прозе А. Белого мотивированных границ символического образа, двух его образных основ — эмблемы и символа. Перенос значения от эмблемы к символу и возникающий при этом целый комплекс эмблемно-символьных отношений в прозе писателя-символиста до сих пор не изучался. Нетрудно заметить, что ассоциативный характер явления проявляется слишком явно и характерно, и не должен лишаться научно-исследовательского осмысления.

Впервые подробно-раскрывается характер внешней и внутренней устойчивости символических образов в общей системе образных координат. В исследовании предпринята попытка проанализировать соотносимые друг с другом основы (параллели) символических образов в автобиографической трилогии, выявить, специфику образной системы писателя-символиста, аспекты ее влияния на «стихоподобие» прозы Андрея Белого.

Знание принципов соположения основ, их ассоциативной связи в поэтике А. Белого становится тем более важным, чем более многочисленные исследования направлены в культурологическую область символизма. Образная система — путеводитель в творческое мышление автора, в интерпретацию им действительности. Часто трудно дать исчерпывающую оценку многим аспектам поэтики до тех пор, пока нет четкого представления о той ассоциативной подоснове образной системы, с помощью которой, думается, только и можно оценить характер творческого мышления Белого-символиста. Здесь, думается, найден не только ракурс или угол зрения, но и общая методология подхода к исследованию образной системы А. Белого, представляющая теоретическую значимость диссертации.

Объектом исследования служит автобиографическая трилогия писателя-символиста «Котик Летаев» (1918), «Крещеный китаец» (1921), «Записки чудака» (1922). В качестве дополнительных в диссертации анализируются произведения А. Белого, созданные им на разных творческих этапах, начинаяс «Симфоний» (1901) и заканчивая «Масками» (1933), его труды по эстетике и эмблематике искусства, статьи, рецензии, мемуары.

Наше представление о мотивах, тенденциях и эволюции русского символизма без теории символа («символологии») А. Белого, по крайней мере, неполно. В своих теоретических работах 1910;х годов А. Белый позиционирует себя как «застрельщик» формального-метода, обозначая первоочередную задачу эстетики в анализе форм искусства — в них любой из литературных процессов^более отчетливрельефен. Важно не только пересечение-взглядов'на'литературу А. Белого и формалистов, но и во-многом' схожий терминологический словарь. Почти одновременно с тыняновским «лирическим героем» Белый предлагает понятие «лирический субъект», а в работе над поэтикой? Гоголя, напримерпонятие «остранение» Белый ис.

1 Ч пользует в том значении, которое ранее придал ему В. Шкловский и т. д. .

Важные постулаты и анализ творческого опыта были почерпнутынами в трудах самих символистов — А. Блока, Вяч. Иванова, А. Белого. Нужно признать, что подлинно научный период в изучении эстетики и поэтике символизма начался-сразу же — с эстетического’осмысления и изучения* символистами своего же творчества. Не приняв, указанную выше предпосылку, теоретические, труды А. Белого невозможно адекватно прочесть. Отметимчто применение одного метода не исключает использование остальных, в первую очередь, сравнительно-типологического, текстологического и ритмико-метрического анализа, которым диссертант отводит.

14 важное место в настоящем исследовании .

13 Формальный метод в литературоведении диссертант использует в том первоначальном значении, который в него вкладывали сами ОПОЯЗовцы. В 1910;е годы «формализм» был довольно точный термин: за ним, главным образом, стояло исследование поэтики. Формальную школу объединяло убеждение, что «старое литературоведение, захватывающее в свою область много лишнего, должно быть отброшено, а вместо этого должен быть выдвинут единый принцип исследования поэтики» (Б.М. Эйхенбаум).

14 Немало эстетических идей, связанных с широким культурологическим взглядом на теорию познания и положенных в теоретическую основу диссертации, удалось обнаружить в философских исследованиях неокантианцев первого (В. Виндельбанд, 1848−1915) и второго (Э. Касси-рер, 1892−1971) поколения. Особенно подчеркнем работу последнего: Э. Кассирер [76] «Философия символических форм».

Однако необходимо учитывать огромную методологическую разницу двух подходов, осознавать имманентную логику каждого из них. В: противовес классической эстетике, по которой мысль есть содержание, облекаемое в ту или иную форму, Андрей Белый не противопоставлял форму и содержание, а поставил эти категории в условия отношения — уравнял их функции: Опоязовцы исходили из принципиально иной-позиции: в их понимании мысль (содержание) в литературном произведении есть такой же материал, то есть литература, не создает никаких «особенно новых» мыслей, а пользуется ими как готовым материалом.

Более того, исходя из данной установки, «художественность» состоит как раз в преодолении смыслаи потому, в, свете опоязовских идей, «художественный смысл» — крайне спорное, даже метафорическое определение, с очевидным-внутренним противоречием: Схематично эти установки можно представить в следующем виде:

Классическая эстетика Формулировка А. Белого Установка ОПОЯЗа.

Во1 всех представленных установках «материалом» является вся до-творческаяреальность художественного произведения: его житейская и историческая основа, природные и предметные реалиикруг отразившихся в произведении абстрактных идей, язык автора в его художественном разнообразии и прочее. Подобное понимание восходит к учению Аристотеля: в его системе категорий «форма» (рорсрт]) понималась как «что», а «материя» (vhr — букв, «древесина») — как «то, из чего». Под классической эстетикой мы понимаем именно такую установку.

Цель работы, — исследовать весь комплекс поэтики автобиографических повестей Андрея Белого* «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака» в соотнесенности с двумя важнейшими эстетическими пластами: образным (первая глава) и ритмическим (вторая глава). Отсюда вытекают конкретные задачи исследования:

1) рассмотреть явление эмблематики в теоретическом осмыслении Андрея Белого и в его «художественной практике (§ 1.1).

2) исследовать «механику» ^ и поэтику эмблемно-символьных отношений, в повестях А. Белого*(§- 1.2);

3) выявить законы. переноса в автобиографической прозе писателя? зна-чения. вещей и-явлений'с «детской» на «взрослую» азбуку, разобрать. признаки^ взросления’человека, становления1 его сознания в процессе демифи-логизации окружающего мира (§ 1.3);

4) обнаружить связи музыки, ритмического начала с эволюцией литературы в понимании А'. Белоговыявить влияние антропософских и, ширенемецких взглядов писателя на автобиографические повести (§ 2.1);

5) изучить соотношение ритмов прозы, верлибра, акцентного (содержащего рифмы) и белого стиха в-повестях А. Белого (§ 2.2);

6) исследовать систему повторов в поэтике А. Белого, ее символиче-скую-и ритмическую неоднозначность (§ 2.3).

Параллельно с контекстом повестей А. Белого символический образ осмыслен диссертантом в универсальном и категориальном значениях. По отношению к другим образным семьям (метафоры, сравнения, аллитерации, сопоставления), как мы увидим ниже,-специфика символических образов, закреплена1 в. следующих категориях: 1) категория обусловленности- 2)<категория значения- 3) категория прерывистости- 4) категория отношения- 5) категория наличия- 6) категорией направленности.

Научно-практическая* значимость диссертации обусловлена возможностью' использовать результаты исследования, при изучении творчества Андрея Белого, русской символической прозы и поэзии, истории литературного процесса начала XX века. Для анализа поэтики, искусства слова «образные средства», «язык» — наиболее естественные и объективные элементы из5 имеющихся' в литературоведческом распоряжении. Важно, чтобы найденная закономерность была результатом, идущим от системы. В этом случае хроника литературного процесса возможен не просто как тема, нокак научный принцип. Предложенное исследование оперирует фактами живого языка: подчас с их помощью А. Белый создает такой «новый смысл», который поражает нас не только как стилистическое, образное или художественное, но — философско-эстетическое открытие. На защиту диссертации выносятся следующие положения:

1. В автобиографических повестях А. Белого ассоциативная увязка двух планов? (эмблемного и символического) наиболее консервативный показатель на достижение осязаемых результатов в исследовании поэтики*автора.

2. При неизменной формальной (бинарной) модели образа его функциональное значение в трилогии заметно расширяется: Изолированность этих категорий в известной мере допустима, но в поэтике Андрея Белого специфичной будет именно их соотнесенность, взаимосвязь.

3. Вместе с тем при исследовании^ символических образов А. Белого мы фактически имеем дело с литературоведческой системой тропов или приемов, изменяющих основное значение слова, образных параллелей.

4. Под влиянием новой образной системы в трилогии А. Белого эволюционируют признаки системы жанровой. Биография предстает как замкнутый, (не открытый) фрагмент истории и требует мотивировки, идущей от «я». Жанрово — это новый опыт «личной» литературы.

5. Существенно, что эстетика и поэтика создания символических образов предстает в повестях как способ отражения процесса познания мира маленьким героем повестей, будущим художником-символистом.

6. Семантическая и ритмическая система повестей в значительной мере обуславливают одна другую и не могут изучаться дифференцировано.

7. Пользуясь пушкинской метафорой, Андрей Белый прорубил окно из поэзии в прозу, а определяющая «формула» писателя: «литература, начавшись с песни, ею и кончится», составляет центральную линию не только автобиографической трилогии, но и всего творчества автора.

8. В «стихоподобной» прозе А. Белого принципы звукового согласования (рифмы), присущие стиху, заметно стерты. Ритмика повествования «рифмуется» по принципу смыслового и ассоциативного единства двух полюсов символического образа — эмблемы и символа.

9. В результате ритмика повествования получает большую свободу: она не скована (или в меньшей степени скована) традиционными ритмами того языка, которым Белый-писатель пользуется.

10. Исследование позволяет заключить, что всякая образная система (символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм и т. д.) по своей внутренней сути враждебна локализму любого рода, в первую очередь — школьным программам, манифестам и лозунгам. Образная, языковая «пропасть» никогда не была и не будет такой глубокой, как манифестная.

Отдельные теоретические постулаты диссертации прошли апробацию на межвузовских научных конференциях в 2005;2008 годах. По теме опубликовано 4 работы, общим объемом 2,5 п.л., в том числе, в периодическом издании ВАК. Структуру диссертации составляют введение, шесть параграфов, составляющих две главы, и заключение. Общий объем диссертации 199 страниц, библиография насчитывает 261 наименование.

Заключение

.

Мы убедились, что изучение отдельных аспектов поэтики и проблематики образной системы Андрея Белого способствует более глубокому осмыслению творческой индивидуальности автора, раскрытию мировоззренческой и эстетической природы его литературного искусства, анализу творческой эволюции Белого-символиста, его теоретических идей, адекватному определению места писателя в истории русской литературы начала XX века. В исследовании не предполагалось обсуждать, за счет чего в современном литературоведческом осмыслении одни элементы (символы)-детерминируются в. качестве заглавных и «наивысших элементов», хотя не отличаются от других (эмблемы) в существенных и значимых аспектах. Одна из границ символического образа, обладающая сегодня, в силу литературоведческой договоренности, необычной знаковой силой, приобретает решающее значение для определения значительности всего образа, которая, как видится, совершенно не соответствует ее общему «функциональному весу». Исследование ставило целью осмыслить, в научном аспекте, структуру символического образа как соположение двух ценностных и эквивалентных друг другу основ в эстетике и поэтике Андрея Белого.

Как формальные, так и функциональные данные, полученные в ходе исследования, дают основание считать, что классификация символического образа по ассоциативному принципу не подтверждает его изолированное положение по отношению к другим образным системам. Отмеченные категории упорядочивают художественные элементы образной системы Белого-символиста в эстетически детерминированные формы, которые легко прослеживаются внутри целостной образной системы автобиографических повестей «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака».

В случаях, когда формальные характеристики эмблемной основы выражены слабо или неопределенны (пропуск эмблемы), могут иметь место разного рода культурологические, религиозные, социальные и др. интерпретации символического образа, которые в действительности выражают общенаучную и эстетически правильную интуицию. Здесь мы имеем дело с объективно функциональными и идентичными фактами, которые получают разные литературоведческие интерпретации.

Автобиографическая проза Андрея Белого дает нам специфический образец и примеры символических образов, в которых необычайно-простая по форме (бинарная) структура образа реализована посредством функциональной структуры неординарной сложности. Помимо полученных нами категориальных значений, эти примеры позволяют также сопоставить символический образ с языковыми параллелями более общего характера и тем самым несколько убавить «таинственность» символизма, прежде всего, как образной системы. Независимо от того, насколько далеко авторское воображение и способ интерпретации действительности отрывается от предметности, писатель никогда не в состоянии выйти за пределы норм отражения реального мира и способа создания «новых» образов, предопределенных образной системой языка. Более того, всё возрастающую функциональную роль эмблематики, «низа» символического образа мы относим к специфике позднейшей прозы Андрея Белого:

Конечно, опасно делать широкие обобщения на основе анализа лишь трех повестей А. Белого. При работе с праформой образа (эмблемой) мы находили, например, весьма частые случаи, когда в стихах символистов, не только Андрея Белого, характерным являлся пропуск символьной основы, тогда как эмблема наличествовала. Поэтому настоящее исследование представляет собой лишь предварительное заключение о немногих аспектах еще продолжающейся работы, направленной на обнаружение подобных скрытых типов отношений между эмблемой и символом в образной систе-. ме А. Белого, которые, как видится, существуют в символической поэзии и могут представлять перспективы дальнейшего исследования.

Те немногочисленные стиховые примеры (А. Белого и др. младосим-волистов), которые диссертант себе позволил, имели целью показать категориюналичия/отсутствия, отвечающую только символическому стиху и отсутствующую в поэтическом опыте других направлений. Наблюдаемая тенденция позволяет сделать вывод о том, что в стиховой-форме слова и строки, выражающие значение символа, несут на себе равное логическое ударение, наравне с эмблемными. По меньшей мере, ощущение стихового единства должно быть частично отнесено к фиксированной позиции эмб-лемной и символьной основы в стихотворении (малой поэтической форме). Здесь прерывистость и удаленность основ символического образа отчасти выражают композиционную функцию единства стихотворных строк, изначально чуждую другим образным средствам поэзии.

В данном исследовании мы действительно рассматриваем художника-символиста — Андрея Белого — как теурга, во многом спонтанно созидающего свой символический мир, и уделяем, может быть, недостаточное внимание имеющейся и сложившейся на тот период определенной* культурной среде, непременно сопутствующим творчеству любого писателя. Однако тот факт, что поэтика автобиографических повестейрассмотренная в подобном ракурсе, не является предпосылкой отождествления творца с некой сложившейся культурной средой, думается, не есть внутренняя проблема символического творчества Андрея Белого. Первейший вопрос, с которым сталкивается исследователь художественного и теоретического наследия Белого-символиста, тесно связан с вопросом о ценности символического образа в системе-иных образных координат, в системе средств выразительности, в общей эстетике символической литературы, в поэтике ритмической прозы Андрея Белого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Художественные тексты
  2. А. Старый Арбат: Повести. М.: Моск. рабочий, 1989. 589с.
  3. А. Серебряный голубь: Повесть в семи главах / Подгот. текста, вступ. статья и ком-мент. М. Козьменко. М.: Худож. лит., 1989. 463с.
  4. А. Петербург / Роман. СПб. ООО «Издательство „Кристалл“», 1999. 976с.
  5. А. Собрание сочинений. Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака / Общ. ред. и сост. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1997. 543с.
  6. А. Лирика. Мн.: Харвест, 2000. 432с.
  7. А. Символизм как миропонимание. Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994.-528с.
  8. А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.: МАЛП, 1996. — 351с.
  9. А. Собрание сочинений. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере / Общ. ред. В.М. Пискунова- Сост., коммент. и послесл. И. Н. Лагутиной. М.: Республика, 2000. — 719с.
  10. А. Глоссолалия. Поэма о звуке. М.: Изд-во Evidentis, 2002.
  11. А. Душа самосознающая / Составление и статья Э. И. Чистяковой. М.: Канон+, 2004. — 560с.
  12. А. Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке / Под ред. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995.-510с.
  13. А. Собрание сочинений. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере / Общ. ред. В.М. Пискунова- Сост., коммент. и послесл. И. Н. Лагутиной. М.: Республика, 2000. — 719с.
  14. Белый.А. Избранная проза / Сост., вступ. ст., примеч. Л. А. Смирновой. М.: Сов. Россия, 1988.-464с.
  15. БлокА.А. Собрание сочинений: В 8-ми т. М.-Л., Худож. лит., 1962.
  16. В. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Под. общ. ред. П. Г. Антокольского и др. Т. 4. «Огненный ангел». Подготовка текса Е. В. Чудецкой и З. И. Ясинской. Послесловия Б. И. Пу-ришева и Е. В. Чудецкой. М., «Худож. лит.», 1974. -352с.
  17. Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Темы- Гимназисты / Вступ. ст. Ф. Кузнецова. М.: Моск. рабочий, 1985.-416с.
  18. Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. М.: «Правда». 1982.
  19. М.М. Избранное. М., Правда, 1981. 608с.
  20. Иванов Вяч. Лирика. Мн.: Харвест, 2000.'- 384с.
  21. В.В. Собрание сочинений в 4 т. М.: «Правда», 1990.
  22. Ю.К. Зависть. Ни дня без строчки. Рассказы. М.: Известия, 1989. — 496с.
  23. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 10 т. М.: «Правда», 1988.
  24. Л.Н. Собр. соч. В 12 т. М.: «Правда», 1987.
  25. И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Богомолье: Романы. Рассказы. М.: Русская книга, 1998.-560с.
  26. А.П. Собрание сочинений в восьми томах. Библиотека «Огонек». Изд-во «Правда». М., 1970.
  27. . Речетворчество. (По поводу «заумной» поэзии) // Леф. 1923. № 2. — 108с.
  28. А. Звук и стих. Современные исследования фонетики русского языка. Пг.: Сеятель, 1923.-96с.
  29. Н.Н. Мелодика или интонация // Дневник поэта. М.: Никитинские субботники, 1929. — 73с.
  30. С.Д. Некоторые ритмико-синтаксические категории русской речи // Изв. Самарского гос. университета. 1922. № 3. С. 13−25.
  31. М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.-ЗЗбс.
  32. А. Жезл Аарона. (О слове в поэзии.) // Сборник «Скифы». 1. СПб., 1917. 112с.
  33. А. О ритме // Горн. М.М.: Моск. Пролетк., 1920. № 5. С. 47−54.
  34. С.И. Звучащая художественная речь и ее изучение. Поэтика // Временник Отдела словесных искусств гос. инст. истории искусств. I. Л.: Академия, 1926. — 116с.
  35. С.И. О методологическом значении фонетического изучения рифм // Пушкинский сборник памяти проф. С. А. Венгерова. М.- Пг., 1923. С. 329−354.
  36. О.М. Звуковые повторы // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология Под редакцией проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 116−120.
  37. С.Н. Из лекций по исторической поэтике: Слово и образ. Тверь, 2001. 66с.
  38. Н. Поэтическое искусство // Пер. С. С. Нестерова, Г. С. Пиралова / Под ред. Г. А. Шен-гели, вступ. Ст. А. И. Гачев, примеч. Г. С. Пиралова. М.: «Худож. лит-ра», 1937.— 101с.
  39. Ф.И. Риторика и пиитика (1844) // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология Под редакцией проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 41−50.
  40. БэнА. Ассоциативная психология. М.: ООО «Издательство ACT», 1998. — 276с.
  41. К. Ритм и работа / Пер. с нем. С. С. Заяицкого // Новая Москва, 1926. 144с.
  42. С.Т. Мерцающие смыслы. М.: Наследие, 1999. 397с.
  43. В.В. Умирание искусства / Сост. и авт. послесл. В. М. Толмачев. М.: Республика, 2001.-447с.
  44. В.В. Эмбриологияпоэзии: Ст. по поэтике и теории искусства. М.: «Яз. славян, культуры», 2002.-455с.
  45. Н.Н. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии // Вопросы философии. № 12. 2000. 144с.
  46. А.Н. Мерлин и Соломон: Избранные работы. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс- СПБ.: Terra Fantastica, 2001. 864с.
  47. А.Н. Поэтика. Т I- Т II, Вып.1, Веселовский А. Н. Собр. Соч. СПб.: Изд. Акад. Наук, 1913, — 196с.
  48. А.Н. Язык поэзии и язык прозы // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология Под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 85 112.
  49. Е.В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю.М.Лотмана // Вопросы философии. 2002. № 11.— 142с.
  50. Всеволодский-Гернгросс В. В. Закономерность мелодии речи // Маски. 1913−14. № 7−8. С 3772.
  51. Л.С. Мышление и речь // Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008с.
  52. Л.С. Психология искусства. Мн.: «Современное слово», 1998. -480с.
  53. М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001.-480 с.
  54. М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филол. специальностям. М.: Фортуна лими-тед, 2000.— 351с.
  55. M.JT. Русское стихосложение XIX века: Материалы по метрике и строфике рус. поэтов (Сборник) / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 1979. 455с.
  56. И.И. Творческое изображение и реальная действительность. М.: Изд. «Никитинские субботники», 1929. — 94с.
  57. В. Язык символистов // Лит. Наследство. Т. 27−28. М., 1937. С. 98.
  58. М.С. Введение в поэтику. Ч. 1. М.: Изд. «В. Думнов», 1924. — 124с.
  59. Гут Т. Павел Флоренский и Рудольф Штайнер // Вопросы философии. 2002. № 11.— 144с.
  60. Я.А. Основания метрики у древних греков и римлян / Изд. Е. Гербек. М., 1888. — 144с.
  61. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика / Предисловие и комментарии А. Г. Аствацумова. СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. XL + 232с.
  62. В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001. — 496с.
  63. Ф.Ф. Ритмика и психология художественной речи // «Мысль». № 2. Пг.: Академия, 1922. С. 68−86.
  64. Иванов Вяч. Родное и Вселенское. Сост., вступ. ст. и прим. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1994.-428с.
  65. Е.Г. О ритме русской прозаической речи // Доклады Академии Наук СССР, 1928. Вып. З.С. 44−51.
  66. Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с. (Лики культуры)
  67. Э. Философия символических форм. В 2 Т. М.-СПб.: Изд-во Университетская книга, 2001.
  68. И.А. Мелодика стиха. Поэтика // Временник Отдела словесных искусств гос. инст. истории искусств. 4. Л.: Академия, 1928. — 86с.
  69. Ф.Е. Значение темпа в греческой ритмике // Филолог. Обозр., 1893. 4. 2. С. 154−172.
  70. Ф.Е. О русском народном стихосложении. Вып. 1., прил. 1. Ударения в русской народной поэзии, 1897.- 121с.
  71. . А. О звуковой стороне поэтической речи // Сборники по теории поэтического языка. Вып. 1, Пг., 1916−1917.-128с.
  72. С.К. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / Общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова. М.: Республика, 2000. 287с.
  73. И. Динамика русского стиха / Предисл. М. Л. Гаспарова. М.: Иц-гарант, 1997. — 125с.
  74. Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: БЛИЦ, 1999. — 196с.
  75. М.В. Краткое руководство к красноречию // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология Под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 9−13.
  76. А.Ф. Диалектика числа у Плотина // Лосев А. Ф. Самое само: Соч. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 1024с.
  77. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / Худож.-оформитель Б. Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2000. 846с.
  78. А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн.1/ Ху-дож.-офор. Б. Ф. Бублик. Харьков: Фолио- М.: ООО „Издательство „АСТ“, 2000. 832с.
  79. А.Ф. Историческое значение Ареопагик // Вопросы философии. 2000. № 3. — 148с.
  80. А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Самое само: Соч. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, — 1024с.
  81. Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: „Искусство-СПБ“, 2002 768 с.
  82. Ю.М. Символ в системе культуры // Семиосфера. СПб.: „Искусство-СПб“, 2000. — 704с.
  83. Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. Тарту, 1969. Вып. 4. 188с.
  84. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. 336с.
  85. М.П. Метротоника. Краткое изложение основ метротонической междуязыковой стихологии. (По лекциям- чит. 1921−1925гг. в Высш. лит.-худ. ин-те им. ВалерияБрюсо-ва. Ч 1. Метрика, 1925.- 126с.
  86. М.П. Несколько слов о напевном стихе // Альм. „Круг“, 1924. № 3. С. 133−138:
  87. Я. Структуральная поэтика: Сборник. Пер. е чеш. Вступ. ст. Ю.М. Лотмана- коммент. Ю. М. Лотмана, О. М. Малевича. М.: Шк. „Языки рус. Культуры“: Ковелев, 1996. -429с.
  88. Н.В. Ритм, метр и их взаимоотношение // Труды и дни. 1912. № 2'. С. 14−23.98: Ницше Ф: Так говорил Заратустра- К генеалогии морали- Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник / Пер. с нем. Мн.: ООО „Попурри“, 1997. — 624с.
  89. Ницше Ф* По ту сторону добра и зла- Казус Вагнер- Антихрист- Ессе Номо: Сборник / Пер. с нем. Мн.: ООО „Попурри“, 1997. 544с.
  90. Овсяннико-Куликовский Д. Н. Лирика как особый вид творчества // Вопросы теории и психологии творчества- Под ред. Б. А. Лезина. Харьков, 1911 1923. Т II. — 96с.
  91. Овсяннико-Куликовский Д. Н. Язык и искусство / Изд. И. Юровского: Русская библиотека. № 8: 1895.-176с.
  92. Ортега-и-Гассет X. Мысли о романе. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО „Издательство ACT“, 2001. 509с.
  93. М.А. Выражение и изображение в поэзии // Художественная форма: Сб. статей, под ред. А. Г. Циреса. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1927. 196с.
  94. А.А. Символ и миф в народной культуре / Сост., подг. текстов, ст. и коммент. А. Л. Топоркова. М.: Лабиринт, 2000. 480с.
  95. А.А. Полное собрание трудов: Мысль и язык. Подготовка текста Ю. С. Рассказова и О. А. Сычева. Комментарии Ю. С. Рассказова. Издательство „Лабиринт“, М., 1999. — 300с.
  96. А.А. Теоретическая поэтика / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Б. Муратов. М.: Высш. шк., 1990.-342с.
  97. Пятигорский-A.M. Избранные труды. М.: Школа „Языки русской культуры“, 1996:-590с.
  98. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2001. -320с.
  99. Л.Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. М.: Работник просвещения, 1923. 172с.
  100. Д.С. Книга о русской рифме. 2-е доп. изд. М.: Худож. лит., 1982. — 351с.
  101. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. М.: „Прогресс“, 2002. — 656с.
  102. B.C. Спор о справедливости: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во „Фолио“, 1999. 864с.
  103. .В. Краткий курс поэтики. 3-е изд. М.-Л.: Гос. Изд., 1929. —316с.
  104. В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. М., 1972. -216с.
  105. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа „Прогресс“ „Культура“, 1995: — 624с.
  106. .А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352с.
  107. О.И. Основы русского стихосложения. Кн.1.: Метрика и ритмика. — 2002. — 359с.
  108. Флоренский П. А'. У водоразделов мысли // Сочинения. В 4 т. Т. 3 (1). М.: Мысль, 2000. -621с.
  109. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1989. — 572с.
  110. О.М. Поэтика сюжета и жанра. Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской. Издательство „Лабиринт“, М., 1997. -448с.
  111. В.Н. Философия“ незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Мн.: ЗАО „Эконом-пресс“, 2000. 224с.
  112. Ханзен-Лёве А. Русский! символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем: С. Бромерло и А. Е. Барзаха. Спб., „Академический проект“, 1999. 512с.136: Харлап М. Г. О стихе. М., „Худож. лит“., 1996. 150с.
  113. М.Г. О понятиях „ритм“ и „метр“ // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985.-256с.
  114. В.Е. Основы.стиховедения. Русское стихосложение. Пособие для студентов филол. фак. Изд. 2-е, перераб. Л., изд-во Ленингр. ун-та, 1972. — 168с.
  115. В.Е. Теория* стиха. Сборник статей. Отв ред. В. Е. Холшевников. Л1, Наука, 1968.-316с.
  116. В.Е. Существует ли стопа в русской силлабо-тонике? // Проблемы теории стиха. Л., 1984. 118с.
  117. С. С. Творчество о. Павла Флоренского и наши дни // „Вопросы философии“, № 7, 2001.- 156с.
  118. ШенгелиГ.А. О „напевном стихе“ // Альманах „Круг“, 1923. № 3. С. 129−132.
  119. Г. А. Техника стиха / Предисл. Л. И. Тимофеева. Гослитиздат, 1960. 168с.
  120. Г. А. Трактат о русском стихе. Изд. 2-е, перераб. Ч. 1. М.-Пг., 1923. 1 т. 184с.
  121. В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. — 265с.
  122. В.Б. Сентиментальное путешествие. М.: Изд-во „Новости“, 1990. — 368с.
  123. В.Б. Собрание сочинений. В 3-х томах. Примеч. Л. Опульской. М., „Худож. Лит.“, 1974.
  124. Г. Г. Знак значение как отношение sui generis и его система Язык и смысл. // Вопросы философии. 2002. № 12. — 176с.
  125. Р. Очерк тайноведения. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Философия свободы. М.: ООО „Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2000. 672с.
  126. Н.Н. Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения. СПб. М.: Изд. Вольфа, 1914. XXIV. 525с.
  127. Л.В. Опыт лингвистического толкования стихотворений // Русская речь: Сб. статей / Под ред. Л. В. Щербы. Пг., 1923. 148с.
  128. P.O. Новейшая русская поэзия. // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология Под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 121−124.
  129. Л.П. О звуках стихотворного языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология Под редакцией проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 137−148.
  130. .И. Ритмика так наз. „Романа в стихах“ // Ars poetica. 2. Стих и проза. Сб. статей / Под ред. М. Петровского и Б. Ярхо. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук. 1928. -286с.
  131. А.А. Глубокие корни общности // Лики культуры: Альманах. Том первый. М.: Юрист, 1995. 527с.
  132. А.П. От XIX века к XX. Новое искусство. (Русский символизм как объект научного изучения) // Вестник МГУ. Филология. 2002. № 2. С. 20−34.
  133. Г. Анна Ахматова // Одиночество и свобода / Сост., авт. Предисл. и примеч. В. Крейд. М.: Республика, 1996.-447с.
  134. Н.Д. Время в структуре повествования романа „Крещеный китаец“ // Москва и „Москва“ Андрея Белого: Сборник статей / Отв. ред. М.Л. Гаспаров- Сост. М. Л. Спивак, Т. В. Цивьян. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. С. 153−160.
  135. К.Д. Поэзия как^ волшебство // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 1 / Сост., вступ. ст., преамбулы, примеч. Н. А. Богомолова. М.: ООО „Издательство Олимп“: ООО „Издательство ACT“, 2002. 396с.
  136. А. Из книги „По памяти, по записям“ // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 305−325.
  137. . Е.М. Верлен: музыка воображаемого // Вестник МГУ. Филология. 2002. № 6. С. 56−69.
  138. Л.Д. „И были, и небылицы о Блоке и о себе“ // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 74−81.
  139. К.Н. Из книги „Воспоминания о Белом“ // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 389—452.
  140. М.Л. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Белый А. Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М.: Советский писатель, 1988. 832 с.
  141. С.И. Программа поэтики нового века // Серебряный век в России. М.: „Радикс“, 1993.-136с. --
  142. З.Н. Воспоминания. М.: ЗАХАРОВ, 2001.-462с.
  143. Р.Б. В чужом воздухе // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 283−287.
  144. Н. Письма о русской поэзии / Сост. Г. М. Фридлендер (при участии Р. Тименчика). Вступ. ст. Г. М. Фридлендера. Подготовка текста и коммент. Р. Д. Тименчика. М.: Современник, 1990.-383с.
  145. Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. — 2-е изд., испр. и доп. Л.: Наука, 1980.-225с.
  146. Л.К. Символика личных имен в произведениях Андрея Белого // Культурное наследие Древней Руси. Л., 1976. 326с.
  147. Ерофеев Вик. Споры об Андрее Белом // Белый А. Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М.: Советский писатель, 1988. 832с.
  148. Н. О мастерстве Гоголя, о символизме Белого и о формосодержательном процессе // Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.: МАЛП, 1996. -351с.
  149. Завадская Е.В. UT PICTURA POESIS Андрея Белого // Белый А. Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М.: Советский писатель, 1988. — 832с.
  150. .К. Андрей Белый // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 18−30.
  151. Иванов-Разумник „Москва“: план ненаписанной статьи // Андрей Белый. Публикации. Исследования: М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 133−143.
  152. С.П. Русский символистический роман: Аспекты поэтики. Киев: Лыбидь, 1991. — 168с.
  153. Н. „Котик Летаев“ Андрея Белого: влияние языка на развитие формы познания мира // Андрей Белый. Публикации. Исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 235−252.
  154. Н. Философско-эстетическая позиция Андрея Белого и его художественная практика: „Петербург“ и „Котик Летаев“. Автореф. дис. к.ф.н. 10.01.01. / МГУ им М. В. Ломоносова. М., 1998.-30с.
  155. Н.А. Поэтика мемуарной прозы Андрея Белого. Автореф. дис. к.ф.н. 10.01.01. Астрахань, 2004.-24с.
  156. О.С. „Немецкий текст“ в творчестве Андрея Белого (Художественное освоение философем Рудольфа Штейнера в лирике и прозаических произведениях А. Белого). Автореф. дис. к.ф.н. 10.01.01. Самара, 2004.-24с.
  157. Н.М. Андрей Белый и Николай Васильевич Бугаев // Москва и „Москва“ Андрея Белого: Сборник статей / Отв. ред. М.Л. Гаспаров- Сост. М. Л. Спивак, Т. В. Цивьян. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. С. 45−57.
  158. Е.Н. Жизнь в Лебедяни летом 32-го года. Воспоминания // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 453—468.
  159. А. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной // Труды Восьмого археологического съезда в Москве, !890. Т. И. М., 1895. -238с.
  160. М. Автор и герой повести „Серебряный голубь“ // Белый А. Серебряный голубь: Повесть в семи главах / Подгот. текста, вступ. статья и коммент. М. Козьменко. М.: Худож. лит., 1989.-463с.
  161. Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 296с.
  162. Л.А. Русский эрос: философия и поэтика любви в романе начала и конца XX в. // Вестник МГУ. Филология. 2001. № 6. С. 43−60.
  163. П.В. Поэт Константин Бальмонт: Творчество. Биография. Судьба. Иваново, 2001.-432с.
  164. А.В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и лит. деятельность. М., 1995. — 335с.
  165. А.В. Белый, Андрей. Переписка, 1903−1919. М., 2001. -426с.
  166. А.В. Этюды о Блоке. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000.-319с.
  167. О.А. Андрей Белый писатель для писателей (три заметки к теме) // Андрей Белый. Публикации. Исследования. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 295−300.
  168. Д.С. Размышления о России. СПб.: Издательство „Logos“, 2001. 672с.
  169. Лотман Ю.М.* Поэтическое косноязычие Андрея Белого // Белый А. Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М.: Советский писатель, 1988. 832с.
  170. Д.Е. О том, как я видел и слышал Андрея Белого // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 469189.
  171. О.Э. Слово и культура: Статьи. М.: Советский писатель, 1987. — 320с.
  172. З.Г. Блок и русский символизм // Лит. Наследство. Т. 92. кн. 1. М., 1980. — 478с.
  173. К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1997.-479с.
  174. Вл. „Ударил серебряный колокол“ // Белый А. Старый Арбат: Повести. М.: Моск. рабочий, 1989.-589с.
  175. Т.М. Андрей Белый и театр. М.: Радикс, 1995. -201с.
  176. Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого / Отв. ред. Ю. Н. Караулов: АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1990. 180с.
  177. И.В. Из книги „На берегах Невы“ // // Воспоминания об Андрее Белом*/ Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 215−235.
  178. Ю.Б. Русская проза XX века: реформа Андрея Белого // Андрей Белый. Публикации. Исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 169−182.
  179. В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока, в 2 кн. М.: Терра, 1997.
  180. В.Н. Пути и судьбы, М.-Л., „Советский писатель“, 1963. — 612с.
  181. A.M. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. -464с.
  182. В. Поэтика русского символизма: персонолистический аспект // Андрей Белый. Публикации. Исследования.-М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 152−168.
  183. А.В. Звуковая организация поэтической речи Маяковского. Силлабо-тонический стих. Автореф. дис. к.ф.н. 10.01.01. / МПГУ. М, 2006. -24с.
  184. В.М. Андрей Белый и другие // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 5−17.
  185. С., Пискунов В. Realiora (Андрей Белый интерпретатор русского реализма) // Андрей Белый. Публикации. Исследования. -М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 202−210.
  186. Т.Б. Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: На материале поэзии А. Белого и А. Блока. Автореф. дис. к. культурол.н. 24.00.02. Владивосток, 1991.-26с.
  187. И.Ю. Сатирическая традиция Н.В. Гоголя в прозе символистов (А. Белый, Ф. Сологуб). Автореф. дис. к.ф.н. 10.01.01. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. М., 1989. — 15с.
  188. В.А. Сергей Михайлович Соловьев. Духовные искания. Эволюция творчества. М., 2004.-307с.
  189. Л.А. Реальность и фантазия в прозе Андрея Белого // Белый А. Избранная проза / Сост., вступ. ст., примеч. Л. А. Смирновой. М.: Сов. Россия, 1988. — 464с.
  190. С.М. История России с древнейших времен. 1054−1462. Кн. II / Худож.-офор. И. Г. Сальникова. М.: ООО „Издательство ACT“. 2001. 944с.
  191. С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / Послесл. П.П. Гайден-ко- Подгот. текста И. Г. Вишневецкого. М.: Республика, 1997. 431с.
  192. К.С. О сознательном и бессознательном в творчестве. // Мое гражданское служение России, М., „Правда“, 1990. — 496с.
  193. Ф.А. Памяти Андрея Белого // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 162−186.
  194. Г. П. Письма о русской поэзии // Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч. 2 / Сост., пре-дисл., преамбулы, примеч. О. О. Коростелев, Н. Г. Мельников. М.: ООО „Издательство Олимп“: ООО „Издательство ACT“, 2002. 459с.
  195. JI. .и блещущие чертит арабески» // Белый А. Символизм как миропонимание. Сост., вступ. ст. и прим. JT.A. Сугай. М.: Республика, 1994. 528с.
  196. И. Прыжок над бездной («Петербург» А. Белого) // Белый А. Петербург / Роман. СПб. ООО «Издательство „Кристалл“», 1999. 976с.
  197. М. Пленный дух // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. 591с.
  198. М. Из книги «Жизнь и встречи» // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова М.: Республика, 1995. С. 506−513.
  199. В.Б. Андрей Белый // Русский современник. 1924. № 2. С. 231−245.
  200. Шталь-Швэтцер X. Композиция ритма и мелодии в прозе Андрея Белого // Москва и «Москва» Андрея Белого: Сборник статей / Отв. ред. М.Л. Гаспаров- Сост. М. Л. Спивак, Т.В. Цивь-ян. М.: Российск гос. гуманит. ун-т, 1999. С. 161−199.
  201. О.Г. Символы русской культуры. Екатеринбург: Тезис, 1998. — 159с. <
  202. .М. «Мой временник». Художественная проза и избранные статьи 20−30-х годов. СПб.: ИНАПРЕСС, 2001. 656с.
  203. . Трубный глас. Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы. Проза. М.: «Издательство „Олимп“, издательство „ACT“», 2000. — 688с. ,
  204. Зллис (Кобылинский) Русские символисты: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов"Андрей Белый. Томск, Водолей, 1996. — 287с.
  205. И.Г. Из книги «Люди, годы, жизнь» // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 341−346.
  206. З.О. Творимый космос у Андрея Белого. СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 2000. 313с.
  207. В.Н. Эмблематика смысла романа Андрея Белого «Петербург». Автореф. дис. к.ф.н. 10.01.01. / Новосиб. ун-т. Новосибирск, 1997.-16с.
  208. Molnar, Michael. Body of words: A reading of Belyj’s «Kotik Letaev» / Birmingham, 1987. 58s.
  209. Andrey Belyj pro et contra: Atti del I. Simp, intern, della Ser. di slavistika dell' 1st. Univ. di Bergamo. 1986.-273s.
Заполнить форму текущей работой