Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метафора органического роста и её текстопорождающая роль в творчестве В. Хлебникова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И если смертный морщит лоб Над винно-пенным уравнением, Узнайте: делает он, чтоб Стать роста на небо растением. (2,334). В «Досках Судьбы» тесно сплелись меду собой орнитология и алгебра, наука и поэзия: «Если взять в этом лесу какую-нибудь тройку и выделить её из среды остальных, легко будет увидеть, что она служит одновременно и основанием степени для одних чисел (из мира времени… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • С
  • ГЛАВА 1. МЕТАФОРА ОРГАНИЧЕСКОГО РОСТА КАК СИНТЕЗИРУЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНАНТЫ ПОЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В. ХЛЕБНИКОВА
    • 1. 1. Проблема «искусство и природа» в философско- С. 12 художественной мысли XIX века
    • 1. 2. В. Хлебников и русский космизм С
    • 1. 3. Органические идеи в русле русского авангарда С
    • 1. 4. Традиционное и новаторское, рациональное и интуитивное в творчестве В. Хлебникова С
    • 1. 5. Органические концепции современных исследователей С
    • 1. 6. Органический рост как предмет и как принцип в поэтическом мире В. Хлебникова С
    • 1. 7. Метафора, метонимия и метаморфоза (синтетический С. 61 характер метафоры органического роста в творчестве
  • В. Хлебникова)
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАФОРЫ ОРГАНИЧЕСКОГО РОСТА (ПРЕДМЕТНЫЙ АСПЕКТ) В ПОЭМЕ В. ХЛЕБНИКОВА «ТРУБА ГУЛЬ-МУЛЛЫ»
    • 2. 1. Мир поэмы С
    • 2. 2. Вода — вера — вервие — время С
    • 2. 3. Мотивы горы и камня С
    • 2. 4. Смоковница (образы растений) С
    • 2. 5. Голоса птиц С
    • 2. 6. Священник цветов. Автопортрет на фоне Персии С
    • 2. 7. Миниатюры персидского цикла в составе поэмы «Труба Гуль-муллы» С
  • ГЛАВА 3. МЕТАФОРА ОРГАНИЧЕСКОГО РОСТА КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ПОЭМЕ В. ХЛЕБНИКОВА «ШЕСТВИЕ ОСЕНЕЙ ПЯТИГОРСКА»
    • 3. 1. Роль цвета С
    • 3. 2. Основные мотивы поэмы (осень, солнце, лезвие и вода) С
    • 3. 3. Фактура (пластические образы) С
    • 3. 4. Однокоренные стихотворения С
    • 3. 5. Звуковая партитура поэмы С

Метафора органического роста и её текстопорождающая роль в творчестве В. Хлебникова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование посвящено изучению метафорической системы В. Хлебникова. Избранная тема (метафора органического роста в творчестве поэта) универсальна, ибо воплощение её не ограничено хронологически культурой первой половины XX века, более широкими представляются и сферы её существования: от философских концепций до живописных работ, от музыкальных опусов до литературных произведений. Главным стимулом, определившим выбор, было стремление глубже изучить творчество Хлебникова, которое, несмотря на множество исследований, ему посвященных, и по сей день остается «непознанной Вселенной». Хлебников, как, пожалуй, ни один поэт века двадцатого, продолжает удивлять своими художественными открытиями, устремленностью в миры будущего.

Избранный проблемный ракурс едва ли можно назвать исключительно открытием автора настоящей работы: он коренится в природе метода Хлебникова. Подтверждение правомерности постановки подобной проблемы можно найти и в наблюдениях литературоведов, в частности, В. П. Григорьева, Р. В. Дуганова, А. Е. Парниса. Хотя авторы данный вопрос специально не исследовали (замечания носят попутный характер, возникая в связи с рассмотрением иных проблем), высказывания крупнейших хлебниковедов имеют принципиально важный смысл.

Как представляется, избранная тема резонирует тенденциям современной гуманитарной наукисвоей универсальностью она помогает оторваться от механистического, самодовлеющего анализа произведений, позволяет контекстно воспринять открытия Хлебникова, подойти вплотную к проблеме синтеза искусств, науки и художественного творчества, органического и духовного миров.

Поэту-мыслителю Велимиру Хлебникову суждено было стать олицетворением новой эпохи, универсализма нового мира. Его многообразное и единое в своей основе творчество не укладывается в пределы предвзятых теорий, взрывая, сокрушая существующие нормы. Реформатор, искатель новых путей в лирике, эпосе, прозе и драматургии, он при жизни заслужил имя провидца.

Дар художественного предвидения, природная сила дарования были теми факторами, которые определили интерес к творчеству Хлебникова уже при жизни. Та же новизна, однако, была и фактором неприятия. Нельзя не учитывать и беспрецедентной, даже по меркам искусства конца XX века, сложности творчества поэта, всегда порождавшего споры и дискуссии.

Хлебников и по сей день остается фигурой притягательной для исследователей, пытающихся сформулировать законы искусства «Лобачевского слова». I.

В рамках настоящего исследования будет рассмотрена метафора органического роста у Хлебникова. Нас интересует возникновение целого из зерна, свойственная каждому элементу, каждой малой частице произведения поэта способность содержать «генокод» текста, вмещать память о целом. Мы попытаемся уловить пульсации, волны роста, делающие рельеф текста вибрирующим, живым. Задачей исследования является установление истоков «неоорганицизма» Хлебникова, анализ отдельных произведений Хлебникова с позиций проявления в них метафоры органического роста. Поводом для размышлений, в частности, служат поэмы «Шествие осеней Пятигорска», «Труба Гуль-муллы» и другие произведения В. Хлебникова.

Наследие Велимира Хлебникова вызывает пристальное внимание исследователей, однако монографий о нём сравнительно немногооколо двадцати. В них рассмотрены далеко не все аспекты хлебниковского творчества. Так, изучение литературоведческих трудов не дало ответов на интересующий нас вопрос о проявлении метафоры органического роста в стихах поэта, что убеждает в правомерности избранного нами ракурса проблемы.

Исчерпывающее познание творчества Хлебникова невозможно: Хлебниковская вселенная столь велика, что не только ее отдаленные уголки, но и кажущиеся близкими в силу «исхоженности», детальной изученности пласты, к счастью, не утратили способность удивлятьони все так же, как и прежде, сохраняют свойства загадочного «неопознанного объекта». Таким образом, и периферийные и фундаментальные проблемы еще ждут своего разрешения.

Изучение литературоведческих трудов не дало пока ответов на интересующий нас вопрос о характере проявления органических идей, свойств «природности» у Хлебниковане вполне достаточно уяснен вопрос истоков «органицизма» поэта.

Вместе с тем, нельзя не видеть, что интересующие нас вопросы буквально «витают» в текстах некоторых исследователей. И неудивительно: трудно, погружаясь в мир хлебниковских интуиций, обойти коренное свойство текстов, определяемое особой «природностью» образов, присущим живой природе типом их развития.

О новом качестве, которое играет вещь у Хлебникова, пишет Н. Я. Берковский. Обычно противопоставляемая природе (живому), как в культуре XIX века, вещь оживляется, становится самой природой. Взаимопроникновение различных явлений, по мнению литературоведа, выступает определяющим свойством мышления поэта1.

Факт «природности» возведен в ранг универсалий творчества Хлебникова Р. В. Дугановым. Его работа «Велимир Хлебников: Природа творчества» представляет особенный интерес в контексте предпринятого исследования. Характеризуя творчество поэта, автор

1 См.: Берковский Н Я. Велимир Хлебников // О русской литературе: Сб. статей — Л: Художественная литера! ура, 1985. пишет: «Перед нами не отвлечённая конструкция, а живой организм, малый мир слова, существующий в каких-то отношениях с миром природы"1.

Свое представление о «природности» Дуганов распространяет на метод работы Хлебникова над произведением. В «Отступлении 4: О рисунке и слове» предпринята попытка реконструкции процесса создания стихотворения из почерка, из рисунка. «Отличие хлебниковской графики в том, что она как бы предшествует слову, она «дословесна» и напоминает какое-то пение, ещё не оформившееся в артикулированные звуки речи. Это как бы музыка почерка"2.

Цель книги Дуганова — показать хлебниковский космос, единство художественного мира поэта в широком историческом и культурном срезе. Задача же нашей работы на фоне данного исследования, видится в культивировании одной из ветвей «дугановского дерева».

Думается, непосредственное отношение к нашей проблеме имеют также наблюдения А. Гарбуза и В. Зарецкого. Учитывая ценность используемых ими документальных материалов, весомость суждений, позволим себе привести здесь достаточно пространную цитату из работы названных авторов: ««Стихи должны строиться по законам Дарвина» , — записывает Хлебников в 1921 году (V, 270). Известные сложности во взаимоотношениях поэта с отдельными положениями теории «ученого Энглиза» не помешали Хлебникову согласиться в целом с эволюционным учением. Формула «стихи—по законам Дарвина» порождена, по-видимому, аналогией: видоизменения слов под воздействием контекста подобны мутациям, лежащим в основе многообразия биологических видов. Происходит «цепная реакция» — возникшие вследствие мутаций неологизмы вызывают к жизни целые ветви новых форм:

1 Дуганов Р. В. Велимир Хлебников Природа творчества. — М • Советский писатель, 1990. — С.103.

2 Там же.-С. 170−171.

Зарошь дебошь варошь студошь жарошь сухошь мокошь темошь. (II, 27).

Подобная игра случайного и закономерного прослеживается Хлебниковым на всех «языковых» уровнях мироздания: «Один и тот же камень разбил на две струи человечество, дав буддизм и ислам, и непрерывный стержень животного бытия, родив тигра и ладью пустыни». Тезис поэта «Мир как стихотворение» отражал понимание мира как непрерывного творческого процесса, по отношению к которому языковая деятельность человека лишь часть единого общеприродного метаязыка"1.

Данный отрывок, на наш взгляд, напрямую выводит к интересующему нас явлению — авторы по сути иллюстрируют действие закона эволюционной теории Дарвина на языковом уровне. Видоизменения, мутации слова демонстрируют проявления «органического роста». То есть, ссылаясь на эволюционное учение Ч. Дарвина, Хлебников призывает поэтов создавать стихи по законам развития живой природы, по законам «органического роста».

В настоящей работе мы будем ссылаться на исследования В. П. Григорьева («Грамматика идиостиля. В. Хлебников», «Словотворчество и смежные проблемы языка поэта» и др.), л монографию Н. Башмаковой «Слово и образ» — также чрезвычайно значимый труд для понимания нашей проблемы. Обращение к книге.

1 Гарбуз А. В, Зарецкий В, А К этнолингвистической концепции мифотворчества Хлебникова // Мир Велимира ХлебниковаСтатьи. Исследования (1911 — 1998) — М: Языки русской культуры, 2000 -С. 337.

2 Григорьев В П Будетлянин. — М: Языки русской культуры, 2000.

3 Башмакова Н. Слово и образ О творческом мышлении Велимира Хлебникова Дисс. на соиск учёной степени доктора философииХельсинки, 1987.

Мир Велимира Хлебникова"1 поможет нам составить представление об основных руслах изучения творчества Хлебникова в исследовательской литературе.

Обзор литературы, послужившей методологической базой данного исследования, вопреки существующей традиции, помещен нами в первую главу (что продиктовано особенностями избранной темы).

Актуальность. Творчество Хлебникова не укладывается в рамки привычной, нормативной поэтики. Любая попытка схематического подхода к его поэзии заранее обречена на односторонность, однолинейность. Разделение творчества на математику, историософию, философию, мифологию, лингвистику не решает проблемы поэтического мышления Хлебникова. Осмысление наследия поэта возможно через идею синтеза. В качестве такого синтезирующего элемента в нашей работе предлагается метафора органического роста.

Степень разработанности проблемы. В контексте настоящего исследования чрезвычайно значимыми являются работы X. Барана, Н. Башмаковой, Р. Вроона, В. П. Григорьева, Р. В. Дуганова, Б. Лённквист, И. Е. Лощилова, В. Ф. Маркова, А. Парниса, О. Седаковой, С. В. Старкиной, Н. Степанова, А. Хан.

Проблема «Хлебников и Восток» освещена в работах Ю. М. Лощица, В. Н. Турбина, М. С. Киктева, X. А. Мурсалиевой, П. И. Тартаковского.

Особенности метафорической логики Хлебникова освещены в работах В. Н. Альфонсова, Е. Р. Арензона, С. Е. Бирюкова, А. С. Бирюковой, А. В. Гарбуза, А. В. Гик, Н. А. Кожевниковой, Е. В. Красильниковой, С. А. Ланцовой, Ю. Б. Орлицкого, М. В. Эпштейна.

1 Мир Велимира Хлебникова: Статьи Исследования (1911 — 1998). — М.: Языки русской культуры, 2000.

Объектом исследования являются, с одной стороны, все творчество В. Хлебникова, с другой — поэмы «Труба Гуль-муллы» и «Шествие осеней Пятигорска», персидский и кавказский циклы стихотворений.

Предмет исследования — специфика метафорической системы В. Хлебникова, особенности метафоры органического роста, её текстопорождающая роль.

Цель исследования — попытаться понять поэта не через ряд отвлечённых концепций, а идти к Хлебникову через Хлебникова. Наметить контуры построения метафоры у В. Хлебникова. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— в процессе анализа поэм «Труба Гуль-муллы», «Шествие осеней Пятигорска», персидского цикла стихотворений выявить особенности поэтики данных произведений;

— представить метафорическую систему В. Хлебникова как явление целостное;

— отметить размытый, колеблющийся характер хлебниковской метафоры (связь с метонимией и метаморфозой);

— доказать правомерность употребления понятия «органический рост» применительно к метафорической системе Хлебникова;

— рассмотреть понятие «органический рост» в широком контексте, применительно к различным представителям русского авангарда (П. Филонов, М. Матюшин, Д. Бурлюк и др.).

Гипотеза исследования: органический рост является структурообразующим моментом в метафорической системе В. Хлебникова.

Материал исследования составляет, с одной стороны, всё поэтическое творчество Хлебникова, с другой — поэмы «Труба Гуль-муллы», «Шествие осеней Пятигорска» и персидский цикл стихотворений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) выявлены доминанты метафорического мышления В. Хлебникова;

2) обоснована целесообразность использования понятия «органический рост» применительно к метафорической системе В. Хлебникова;

3) выполнен подробный анализ метафорического строя поэм «Труба Гуль-муллы», «Шествие осеней Пятигорска», персидского цикла стихотворений.

Структура исследования. Первая глава посвящена рассмотрению истории вопроса, формулировке основных признаков метафоры органического роста, а также затронуты некоторые аспекты метафоры применительно к поэтическому миру Хлебникова.

Вторая глава представляет собой анализ метафорического строя поэмы «Труба Гуль-муллы» с точки зрения органического роста. Необходимо отметить, что упор в этой главе делается на «микроуровневые» метафоры. Здесь органический рост рассматривается нами как предмет размышлений В. Хлебникова.

Третья глава — разбор поэмы «Шествие осеней Пятигорска». Здесь мы наблюдаем органический рост как принцип организации поэтических текстов Хлебникова. И интересуют нас не частные проявления метафоры органического роста, а целостное ее проявление на композиционном и тематическом уровнях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в семи опубликованных работах, обсуждались на заседаниях кафедры новейшей русской литературы, на аспирантском семинаре филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе мы попытались рассмотреть проявление метафоры органического роста в творчестве В. Хлебникова, выступающей в качестве одной из основ художественного метода автора. Главным стимулом, определившим выбор темы, было стремление глубже изучить творчество Хлебникова, которое, несмотря на множество посвященных ему исследований, и по сей день остается «непознанной Вселенной».

В произведениях поэта нас интересовало возникновение целого из зерна, свойственная каждому элементу, каждой малой частице текста способность содержать «генокод», вмещать память о целом. Мы попытались уловить пульсации, волны роста, делающие рельеф текста вибрирующим, живым.

Сфера художественного творчества поэта напрямую соотносится с его научными интересами. Хлебников — поэт экспериментатор в словесном искусстве, ученый-теоретик — в области познания фундаментальных проблем бытия, взаимодействия феноменов пространства и времени. Его интересуют законы развития человека, общества, природы в их взаимообусловленности.

Значительную роль в формировании метода поэта сыграли научные открытия рубежа веков. «Органические» идеи образуют сильные направления в смежных дисциплинах, вмешиваются в рассмотрение проблем социологии, психологии, истории, физики, искусствоведения, философии.

По своим «природным» устремлениям творчество Хлебникова вписывается в художественный контекст эпохи, в чем убеждают параллели с творчеством П. Филонова, М. Матюшина, Н. Заболоцкого.

Идеи русского космизма также оказываются созвучными натурфилософским воззрениям В. Хлебникова.

При всей кажущейся разности эти духовные явления глубоко родственны, поскольку их объединяет осмысление факта восходящего характера процесса эволюции, всем свойственен «интегральный интеллект».

Наше исследование проводилось, главным образом, на примере поэм Хлебникова «Труба Гуль-муллы» и «Шествие осеней Пятигорска». Анализ текстов показал, с одной стороны, насколько различны их семантические «ядра», с другой — выявил их генетическую общность.

Исследование хлебниковских произведений позволило выдвинуть гипотезу о проявлении в них законов органического развития (в частности, композиция, драматургия целого складывается из нескольких фаз, соотносящихся с фазами роста живых организмов).

Отошла в прошлое оценка В. Хлебникова преимущественно как теоретика, как «Лобачевского слова», конструировавшего свои произведения по законам числа. Понимание хлебниковских произведений как плод холодных рациональных умозрений сужает смысл его творчества. Поэт природен по сути своей, он мыслит «природными» категориями, творит, согласуясь со всеобщими законами органического мира.

В данной работе мы пытались как можно подробнее рассмотреть жизнь некоторых метафор. И вот, в самом конце хочется высказать мысль несколько парадоксальную. О существовании у Хлебникова метафоры метафор.

То есть, все метафоры произведения подчиняются одному общему принципу.

Все творчество Хлебникова — метафора. Бытия, жизненного процесса, органического роста.

Есть метафоричность самой манеры его повествования. Слова, образы и события растут, одно перетекает в другое. Но это не схема А—>В, скорее, АВ—> (то есть, одновременность, единовременность).

Повествование как бы никуда не движется, застыло на месте (постоянно мы ощущаем центр, сердцевину). Происходит нарастание новой информации, новых образов слоями (принцип луковицы). Текст не движется, а пребывает.

В заключение добавим ещё несколько мыслей по поводу «Досок Судьбы», одного из осевых произведений поэта, освоение которогодело будущего.

Разве хлебниковская идея чисел не является, в какой-то мере, пророчеством, если связать её с современными цифровыми пространствами, где всё подчинено лишь двум числам: нулю и единице? Никто не будет спорить, что компьютер — своего рода микромир, а интернет вообще величают «второй реальностью», «виртуальной реальностью». И эта «виртуальная изба», этот мир собран из брёвен чисел, но не из двойки и тройки (как у Хлебникова), а из нуля и единицы.

Числовые пласты в «Досках Судьбы» представляют как бы новый уровень поэзии: на смену слову приходит «число как таковое». Математические выкладки подобны архитектурным элементам: важна не точность, а красота числа, важен путь, само направление мысли. Хлебниковское число — категория образнаяуравнения нужно понимать не с точки зрения практической значимости, а с точки зрения музыки. Что если 2 и 3 представить как музыкальные интервалы?

В «Досках Судьбы» Хлебников впервые показал число как метафору, или «живопись числом» (горизонтальные уравнения и вертикальные столбцы образуют эстетически законченные линии): «.расположение троек и двоек, скрывающее более глубокие отношения, обладает некоторой пространственной стройностью, напоминающей знак египтян — крест. год строится из камня суток: рядами ниспадающих степеней троек, улицей уходящих вдаль башен.

3n+3n-l+3n-2.33+32+34−3°+l=S (3)n"'.

Метафора органического роста реализуется как бы в двух измерениях: числовом и над-числовом, над-словесном, «зверином» измерении. Суть хлебниковской концепции в создании Единства. Природы и числа, безумия и ума. И именно рост выступает здесь в роли смысловой оси, он является структурообразующим, миросоздающим. «Доски Судьбы» посвящены изучению закономерностей и ритмов этого роста.

В стихотворении 1915 года «Зверь+число» Хлебников пишет:

И если смертный морщит лоб Над винно-пенным уравнением, Узнайте: делает он, чтоб Стать роста на небо растением. (2,334). В «Досках Судьбы» тесно сплелись меду собой орнитология и алгебра, наука и поэзия: «Если взять в этом лесу какую-нибудь тройку и выделить её из среды остальных, легко будет увидеть, что она служит одновременно и основанием степени для одних чисел (из мира времени) л и показателем для других (из мира пространства)». Такое столкновение противоположностей, разрушение привычных представлений о поэзиисуть новаторство Хлебникова, явленное нам в образе «Досок Судьбы». В принципе, «Доски Судьбы» — произведение о бытии и небытии,.

0 плюсе и минусе, чёте и нечете, приливе и отливе, «да» и «нет». О закономерностях этих «да» и «нет», о жизни и смерти. Хлебников попытался создать в образе «Досок Судьбы» универсальную книгу, вместившую мир, книгу всего, книгу «всёческую».

Анализ произведений Хлебникова убеждает в том, что идея органики (органического роста) охватывает все ипостаси творений, проявляется на лексическом, семантическом, композиционном уровнях. Очевидно, что подобная основа не является исключительно результатом намеренного структурированияхудожественное решение рождается и.

1 Хлебников В. Доски Судьбы. — М, 2000. — С. 93.

2 Там же. — С. 34. на уровне подсознательного. Хотя нельзя отрицать и роли интеллекта, направленности воли автора на моделирование биологических форм.

Хлебников сумел найти некую единую субстанцию, где «зверь» и «число» предстали в виде нераздельного жизненного клубка, и попытка разрубить эту сферу на рациональный и интуитивный аспекты неминуемо приведёт к гибели, разрушению хлебниковской концепции. Поэзия В. Хлебникова — реализация универсального разума, поэзия миротворения, мироделания.

Исходной составляющей поэтической материи В. Хлебникова является язык, «словесная масса». Бесконечные её метаморфозы, колебания и вибрации составляют основной сюжет поэзии Хлебникова.

Дуганов писал: «.Единая книга природы и есть тот глубинный образ, тот сквозной сюжет, который проходит через всё творчество Хлебникова и составляет его основное содержание. И чем дальше уходит от нас начальная поэтическая эпоха века, тем яснее различаем мы то основное и, теперь уже без всякого сомнения можно сказать, вечное, с чем вошёл в наше художественное сознание Хлебников. Это прежде всего природа в самом непосредственном её явлении."1.

Наше исследование — лишь попытка осмысления обширной проблемы, исследование которой позволит глубже понять сущность л законов творчества Велимира Хлебникова, основы «Велимироздания» .

1 Дуганов Р. В. Природа творчества С. 9 — 10.

2 В. П Григорьев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Основные издания произведений В. Хлебникова, используемые в работе
  2. В. Собр. соч. в 5 т. под общ. ред. Н. Степанова. -Л., 1928−1933.
  3. В. Творения. М.: Советский писатель, 1986. -736 с. Хлебников В. Доски Судьбы. — М., 2000. — 124 с.
  4. В. Поэзия. Проза. Драматические произведения. Публицистика / Сост. и коммент. А. Е. Парниса- предисл. Ю. Н. Тынянова. М., 2001. — 696 с.
  5. В. Доски Судьбы. М., 2000. — 124 с.
  6. В. Собр. Соч. в 6 т. под ред. Р. В. Дуганова. М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 2000−2006.1. Работы по поэтике произведений Хлебникова
  7. А. С. Значение структуры ложного узнавания в поэмах В. Хлебникова // Россия и Восток. Материалы III Международной научной конференции 21−22 апреля 2005 г. Т. II. Астраханский ун-т, 2005. С. 182−184.
  8. В. Н. «Чтобы слово смело пошло за живописью» (В. Хлебников и живопись) // Слова и краски. СПб.: «САГА», «Азбука-классика», «Наука», 2006. — 320 с. — С.263−306.
  9. Ю.Башмакова Н. Слово и образ: о творческом мышлении Велимира Хлебникова. Хельсинки, 1987. — 288 с. 11 .Башмакова Н. Гуро и Хлебников: формы фрагментарного высказывания // Russian Literature LV Special Issue Velimir Chlebnikov 2004. C. 37−53.
  10. С. А. Поэтический стиль В. Хлебникова. Словесно-звуковая образность: автореф. диссертации на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. М., 1997.
  11. Р. «Кузнечик» Велимира Хлебникова и искусство словесной двусмысленности. СПб., 2005. — 26 с.
  12. А. В. Велимир Хлебников: мифопоэтическая основа творчества. Автореф. диссертации на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Свердловск, 1989. — 18 с.
  13. М. JI. Считалка богов. О пьесе В. Хлебникова «Боги» // Избранные труды т. 2. М., 1997. С. 197−211.
  14. В. П. Будетлянин. М.: Языки русской культуры, 2000.-816 с.
  15. Р. В. Велимир Хлебников: Природа творчества. -М.: Советский писатель, 1990.-352 с.
  16. Евразийское пространство: Звук, слово, образ. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 584 е.: ил. (С. 237−371).
  17. Е. С. Лингвистические средства выражения элементов язычества в поэтической практике В. Хлебникова.- Автореф. диссертации на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. -Ставрополь, 2003. 26 с.
  18. С. А. Мифологизм В. Хлебникова: некоторые аспекты проблемы. Астрахань, 1993. — 163 с.
  19. . Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова / Пер. с англ. А. Ю. Кокотова. СПб: Академический проект, 1999. — 237 с.
  20. И., Богданец И. К интерпретации стихотворения Велимира Хлебникова «Из мешка» // Russian Literature XXXVIII (1995). С. 435 — 446.
  21. И. Об одном юмористическом стихотворении Хлебникова // Russian Literature XLV (1999) С. 167−179.
  22. М. Турчанка обморока: пример ирано-славянской грамматической интерференции в поэтическом языке Хлебникова /Якобсон Р. Тексты, документы, исследования / Отв. ред. X. Баран, С. И. Гиндин. Редколлегия. М., 1999. -920 с.-С. 843−851.
  23. Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (19 111 998). М.: Языки русской культуры, 2000. — 880 с.
  24. Н. В. «Ночь, полная созвездий.»: синтез пространства-времени у Хлебникова // Philologica, 2001/2002, vol. 7, № 17/18. С. 173−182.
  25. Н. Н. О сценическом варианте «Детей Выдры» Хлебникова // Russian Literature L (2001). С. 307−317.
  26. Н. Н. Словотворчество и связанные с ним проблемы идиостиля Велимира Хлебникова. Науч. докл., предст. вкач. дисс. на соиск. уч. степ, доктора филологич. наук. М., 2000.-104 с.
  27. С. Г. Субъектно-объектные отношения в лирике В. Хлебникова. Автореф. диссертации на соиск. уч. степ, канд. фил. наук. — Астрахань, 2002. — 26 с.
  28. П. И. Социально-эстетический опыт народов Востока и поэзия В. Хлебникова 1900 1910-е годы. -Ташкент, 1987.-252 с.
  29. П. И. «Единая книга» В. Хлебникова в структуре поэмы «Азы и Узы"/ Поэтический мир Велимира Хлебникова: Межвуз. Сб. науч. Тр. Вып. 2 — Астрахань: 1992.- 173 с.
  30. П. И. Поэзия Хлебникова и Восток 1917−1922 годы. Ташкент, 1992. 308 с.
  31. Ю. В. Сопоставительный анализ образных систем человек, вещь, природа в идиостилях Велимира Хлебникова и Марины Цветаевой. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филологических наук. — М, 1999. — 22 с.
  32. Д. Н. Николай Гумилев и Велимир Хлебников: сравнительная интерпретация мистических мотивов // http://teneta.rinet.ru/rus/de/denisyatsutko-mystgumxlebnmotif.html
  33. Cooke Raymond Velimir Khlebnikov. A critical study. -Cambridge University Press, 1987. 248 c.
  34. Lann Jean-Claud Velimir Khlebnikov poete fiiturien. Paris, 1983.-Т. 1 -2.-472 c.
  35. L6nnqvist Barbara Xlebnikov and carnival: an analysis of the poem Poet. A Dissertation for Degree of Doctor of Philosophy University of Stockholm. — Stocholm, 1979. — 168 c.1.l Работы о Хлебникове общего характера
  36. В. Велимир Хлебников: традиционализм в авангарде // Философская газета 2000. С. 1−31.
  37. А. И., Воронова А. А., Исаев Г. Г. и др. Астрахань- Гилян в истории русско-иранских отношений. Астрахань, 2004.-216 с.
  38. А. Н. Мои ночные беседы с Хлебниковым. -М., 1980.-83 с.
  39. В. В. Законы времени и «Доски Судьбы». Нефилологический взгляд на творчество Велимира Хлебникова // Человек 6. 2000. С.51−65.
  40. Н. В. Котрелева- Общ. Ред. Н. В. Котрелева и A. JI. Осповата.- М.: Прогресс, 1993.-368 с.
  41. X. О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. М.: Российск. гос. гуманит. уни-т, 2002.-416 с.
  42. Вестник Общества Велимира Хлебникова I. М.: Гилея, 1996.-264 с.
  43. Вестник Общества Велимира Хлебникова II. М.: Гилея, 1999.-152 с.
  44. В. Оправдан ли «бросок на юг». Велимир Хлебников в Иране // Комсомолец Каспия № 15,1996.
  45. Д. Велимир I // Хлебниковская веранда № 16, 1999. С. 1.
  46. JI. JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, доктора искусствоведения. — М., 1998.-42 с.
  47. JI. JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М., 2001. -248 с.
  48. В. В. Праязык и символ. Киев, 1999. — 240 с. (С. 128 -146).
  49. Д. Хлебников наивный и не-наивный // Арион 4. 2004. С. 100−105.
  50. Г. Г. «Мечеть и храм несет низина.» Волго-Каспий и его народы в творчестве Велимира Хлебникова: Монография. Астрахань, 1999. — 116 с.
  51. Камеяма Икуо Водный лабиринт, город смешанной крови. Хлебников и Астрахань. Acta Slavica Iaponica Tomus IV, Sapporo, Japan, 1986.-C. 132−144.
  52. В. В. Разговор о Хлебникове. Материалы и исследования. Киев: РВЦ «Проза», 1998. — 288 с.
  53. Н., Торопицына Н. Портрет поэта в Астраханской раме. Астрахань: Форзац, 1996. — 64 с.
  54. Я. Так не говорил Заратустра // Известия 28 июля 2000.
  55. И. Автопортрет Велимира Хлебникова 1909 года: к вопросу о границах личности поэта // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia VI Проблемы границы в культуре, 1998. С. 155−183.
  56. А. А. Астрахань Велимира Хлебникова. Астрахань, 1996.-96 с.
  57. А. А. ВеХа? Веха? В. X. // Гуманитарные исследования: журнал фундаментальных и прикладных исследований. Астрахань, 2005, № 2 (14). С. 68−72.
  58. А. А. Семейный фотоальбом Хлебниковых из дома-музея Велимира Хлебникова // Памятники культуры, РАН 2002. С. 534−545.
  59. М. Воспоминания футуриста // Волга № 9−10,1994. -С.72−119.
  60. Д. А. Феномен смерти в текстах Велимира Хлебникова: некоторые аспекты проблемы. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филологических наук. — Тюмень, 2002.-22 с.
  61. Н. Словарь неологизмов Велимира Хлебникова. -Weiner Slawistischer Almanach Sonderband 40, Wien -Moskau? 1995.-560 c.
  62. H. H. Словотворчество Велимира Хлебникова. M.: Изд. МГУ, 2003.-176 с.
  63. Н. Н. Футурология позднего Хлебникова // Другое мнение № 10, Астрахань, 1999. С. 27−30.
  64. С. В. Драма В. Хлебникова «Госпожа Ленин» в свете экспериментальной психологии В. Вундта (к постановке проблемы «Хлебников и позитивизм») // Russian Literature XXXVIII (1995). С. 461−472.
  65. С. В. Велимир Хлебников: Король Времени. Биография. СПб.: Вита Нова, 2005. — 408 е.: 296 ил. + Цв. вклейки. XLVIII с.
  66. С. В. «Таким я уйду в века» Образ В. Хлебникова в живописи и графике. Л., 1990. — 82 с.
  67. Н. Велимир Хлебников. Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1975. — 280 с.
  68. В. И. В. В. Хлебников в годы революции (идейно-творческая эволюция поэта). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филологических наук. — М., 1977. — 16 с.
  69. Vroon, Ronald Velimir Xlebnikovs Krysa: a commentary / Ronald Vroon/ xi, 200 p. Stanford, 1989. — 200 c.
  70. Vroon, Ronald Velimir Xlebnikovs shorter poems: a key to the coinages. Michigan Slavic Materials, No. 22, University of Michigan, 1983.-252 c.1. Работы no авангарду
  71. Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий. В 2 т. Т. 1 М.: Худож. лит., 1991.-346 с.
  72. С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994. — 288 с.
  73. С. Е. Велимир Хлебников // Поэзия русского авангарда. М., 2001. С. 74−93.
  74. С. Е. Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов, 1998. — 187 с.
  75. Д. «Фрагменты из воспоминаний футуриста». Письма. Стихотворения. СПб.: Пушкинский фонд, 1994. -383 е., илл.
  76. И. Е. Русский поэтический авангард XX века. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. 320 с.
  77. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Пер. с фр. Ф. А. Перовской. СПб.: Академический проект, 1995.-471 с.
  78. Искусство авангарда: язык мирового общения. Материалы международной конференции 10−11 декабря 1992 г. Уфа, 1993.-277 с.
  79. А. Е. Наш выход. К истории русского футуризма. -М., 1996.-248 с.
  80. И. С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980. — 272 е., ил.
  81. . Полутор^глазый стрелец: Воспоминания / Вступ. Ст. М. Гаспарова- Подг. текста, послесл., примеч.
  82. A. Парниса. М.: Худож. лит., 1991. — 350 с.
  83. К. Черный квадрат. СПб., 2003. — 576 с.
  84. В. Ф. История русского футуризма / Пер. с англ.
  85. B. Кучерявкин, Б. Останин. СПб.: Алтейя, 2000. — 438 с.
  86. М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1991.-396 с.
  87. Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде XX века. Выставка в галерее Гмуржинска, Кёльн 1999−2000.-М., 2000.-132 с.
  88. А. Е. Об анаграмматических структурах в поэтике футуристов / Якобсон Р. Тексты, документы, исследования / Отв. ред. X. Баран, С. И. Гиндин. Редколлегия. М., 1999 — 920 с. (843−851).
  89. Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / под ред. М. Б. Мейлаха и
  90. Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. -848 с.
  91. Поэзия русского футуризма / Вступ. ст.
  92. В. Н. Альфонсова, сост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и
  93. С. Р. Красицкого, персональные справки-портреты и примеч. С. Р. Красицкого СПб., Академический проект, 1999. -752 с.
  94. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. М.: Наследие, 1999.-480 с.
  95. П. Дневник. СПб.: Азбука, 2000. — 672 с.
  96. П. Н. Живопись. Графика. Из собрания Государственного русского музея. Каталог выставки. JI.: Аврора, 1988.-112 с.
  97. V. Работы по теории метафоры
  98. В. В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / Сост., коммент. и послесл, И.
  99. А. Доронченкова. -М.: Языки славянской культуры, 2002. -456 с. (Studia philologica).
  100. В. И. Метафора и ее формы / Поэтический строй русской народной лирики. JI., 1978.
  101. Е. В. Метафоризация мира в поэзии XX века /Контекст. 1976.-М., 1977.
  102. Женетт Жерар Фигуры. В 2-х томах. Том 1. М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998.-472 с.
  103. Ю. И. Рус. Метафора. «Уч. зап. Тартус. гос. унта», 1969, в. 236
  104. Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  105. Е. А. Метафора и ее окружение в контексте художественной речи / Слово в рус. сов. поэзии, М., 1975.
  106. А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976, с. 434 436,461.
  107. Теория метафоры: сборник. Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / вступ. Ст. и сост. Н. Д. Арутюновой и
  108. М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. 512с.
  109. В. Н. Слова и краски. М., Советский писатель, 1966. 244 с.
  110. В. Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. JL: Сов. Писатель, 1984. -248 с.
  111. В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Монография. СПб: «САГА», 2001. 284 с.
  112. Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М.: Советский писатель, 1988. — 832 с.
  113. К. А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб: Филологический факультет СпбГУ, 2000. — 320 с.
  114. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. -543 с.
  115. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. -423 с.
  116. . М. Язык. Память. Образ. М., 1996. — 351 с.
  117. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М., 1986.-335 с.
  118. Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1999. — 848 с.
  119. Минц 3. Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004 -480 с.
  120. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. / Пер. с нем. М. Ю. Некрасова -СПб., 2003−816с.
  121. В. Б. Избранное. В 2-х т. Т. 2. Тетива. О несходстве сходного. Энергия заблуждения. Книга о сюжете.- М.: Худож. лит., 1983. 640 с.
  122. VII. Энциклопедии и справочные издания
  123. Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И. С. М., 1996. — 335 с.
  124. Т. В. Энциклопедия русского авангарда. -Минск: Экономпресс, 2003.-416 с.
  125. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский.- М.: Сов. энциклопедия, 1991. 736 с.
  126. В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., 2003. — 608 с.
  127. Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. — 990 с.
  128. Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. и вступ. Ст. А. Е. Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.-656 е., ил.
  129. М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992. -Т. 1−2. -368 с.
  130. С. П. Искусство и миф: из истории живописи XX века. М.: Наука, 2002. — 215 е.: ил.
  131. Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — 448 с.
  132. С. В., Паршин Д. А. Фракталы и мультифракталы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 128 с.
  133. М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / Пер. с англ. и прим. И. М. Стеблин-Каменского. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 352 с.
  134. И. В. Избранные философские произведения. -М.: Наука, 1964.-428 с.
  135. Древнеиндийская философия. Начальный период. Пер. с санскрита. Подготовка текстов, вступит, статья и коммент. В. В. Бродова. М.: «Мысль», 1972. — 271 с.
  136. В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.-428 с.
  137. Коран. Пер. с арабского И. Ю. Крачковского. М-Спб: «Северо-запад пресс», 2005 — 525с.
  138. А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
  139. . Фрактальная геометрия природы. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. — 656 с.
  140. . Творческая интуиция в искусстве и поэзии / Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. — 400 е., илл.
  141. В. Ф. Русские ночи. Л.: «Наука», 1975. -320 с.
  142. Пьер Тейяр де Шарден Феномен человека М.: «Наука», 1987.-240 с.
  143. X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Пер. с нем. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 368 с. (Серия «Книга света»)
  144. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М., 1993. — 368 с.
  145. В. С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. — 525 с.
  146. Л. Избранное: Наука о культуре / Пер. с англ. -М., 2004.-960 с. (С. 13−133).
  147. П. Иконостас. М.: «Искусство», 1995. -256 с.
  148. П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-640 с.
  149. В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / Пер. с нем. А. Белобратова- Ред. И. Чечот и А. Лепорк СПб., 2004 — 560 е., ил.
  150. О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории Т. 1 Образ и действительность / Пер. с нем. Н. Ф. Гарелин. Минск, 1998. — 688 с.
  151. М. Фракталы, хаос, степенные законы. Миниатюры из бесконечного рая. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 528 с.
  152. Р. Искупление разума: От спиритуальной философии и новейшего естествознания к современной науке о духе / Пер. с нем. А. Лёйбин, А. Конвиссера, Г. Фресмайер. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 224 с.
  153. М. Священное и мирское / пер с фр., предисл. И коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.
  154. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. -М., 1997.-384 с.
Заполнить форму текущей работой