Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формированию социальных установок, а, следовательно, успешной адаптации вынужденных переселенцев способствуют следующие факторы: а) свойства установок: контратно-ассимилятивно иллюзорный эффектпроцессы объективации и регармонизации, работающие в целом как единый адаптационный механизмб) культурные заимствования из коллективистских ориентаций северокавказских народов, несущих в себе изначально… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К 14 ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК
    • 1. 1. Генезис представлений об установке в отечественной и 14 зарубежной психологии
    • 1. 2. Анализ концепций о влиянии установки на поведение
    • 1. 3. Психологическая адаптация и установка: взаимосвязь и 42 взаимовлияние
    • 1. 4. Основные уровни анализа и теоретические парадигмы 53 гипотез исследований
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ 57 УСТАНОВОК НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ф
  • ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
    • 2. 1. Принципы и методы эмпирического исследования
    • 2. 2. Основные особенности психологической адаптации 67 вынужденных переселенцев
    • 2. 3. Иерархическая система диспозиций коренного населения
    • 2. 4. Адаптация мигрантов к иной этноконтактной среде
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев к условиям Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

Актуальность проблемы исследования объясняется спецификой региона, каким является Северный Кавказ, традиционно занимающий ведущие позиции в миграционных процессах России, являясь исторически плотно населенным, трудоизбыточным, многонациональным. В связи с кавказским кризисом, именно на пограничные районы Северного Кавказа устремилась основная масса переселенцев из горячих точек Нагорного Карабаха, Абхазии, Северной Осетии, Чечни.

В последние годы основной прирост населения в Республике Адыгея осуществляется лишь за счет миграции из районов национальных конфликтов, и, учитывая полиэтнический состав населения, особенно важно знать и владеть адаптациоными механизмами этой категории населения.

Одним из основных препятствий на пути адаптации к новым социокультурным условиям является проблема несформированности социальных установок вынужденных переселенцев, что в условиях межэтнической напряженности может привести к неадекватному, импульсивному поведению в отношении «враждебного», «чужого» социума, что, в свою очередь, внесет в сложные миграционные процессы хаос, пропитает поведенческие установки вынужденных переселенцев таким же содержанием. Местным населением также не приветствуется большой наплыв мигрантов на их территорию. Социологические исследования свидетельствуют, что в отношении приезда в регион беженцев превалируют отрицательные оценки: от 42% в Ставрополе до 77% в Краснодаре.

Приезд мигрантов явился одной из основных причин углубления кризиса всех сфер жизнедеятельностиспособствовал росту безработицы, преступности, повлиял на такие базовые диспозиции личности, как отношение к традициям, культуре, субменталитету северокавказских народов в целом.

Политические, экономические, социально-психологические противоречия социальной жизни выдвигают исследуемую проблему в разряд актуальных. Чтобы ее разрешить потребуются усилия государственных и общественных институтов, учитывающих состояние российского общества в целом, его региональные, этнокультурные особенности. Однако социальные установки пока не стали предметом внимания практиков, не изучены как феномен социально-психологической жизни общества, не исследована степень их влияния на процессы адаптации вынужденных переселенцев.

Степень научной разработанности проблемы.

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке феномен установки известен давно, впервые соответствующий термин встречается у Спенсера (1864 г.) и разрабатывается далее такими учеными Вюрцбургской школы в Германии, как Кюльпе, Мессер, Ватт (171). Настоящий бум в исследовании установки произошел в США после выдвижения понятия аттитюда (социальной установки) У. Томасом и Ф. Знанецким (1918;1920 г. г.) именно в связи с изучением условий адаптации польских мигрантов в Америке (98).

Однако на практике аттитюд использовался больше при исследовании таких массовых информационных процессов, как формирование общественного мнения, рекламы, пропагандистского воздействия.

Значительный вклад в теоретическое изучение аттитюда внесли Г. Олпорт и Л. Тернстоун, П. Танненбаум, Т. Ньюком, Р. Крачфильд, К. Ховланд, А. Уинкер и др. (98,99). Содержательной стороне установки уделили внимание Ч. Осгуд, Т. Сусс, П. Танненбаумоценочный аспект в установке выделили М. Смит, Д. Брунер, Р. Уайтроль мотивации личности в процессе формирования установки определили К. Левин (113), Т. Ньюком (97). Закономерности установки на основе взаимодействия человека и социальных групп изучали М. Шериф и Х. Кентрил, которые сформировали теорию «Я — включенности», представляющую собой систему установок человека о самом себе (своеобразная Я-концепция), обнаружили такой эффект установки, как ассимилятивно-контрастные иллюзии (115).

Общим в их исследованиях является подход к изучению установок с позиций личности, при этом сфера деятельности ограничивалась областью индивидуального поведения.

Заслуга таких зарубежных психологов, как Д. Крич, Р. Крачфильд, И. Балачи, А. Уинкер, К. Ховланд, Д. Кац, состоит в том, что они объединили воедино все аспекты установок, изучаемых ранее изолированно друг от друга. Данные авторы представляли социальную установку как целостную систему установок (98). Особенно большое внимание они уделяли таким компонентам установки, как когнитивный и эмоциональный, а также такой стороне установки, как ассимилятивно-иллюзорный и контрастноиллюзорный эффекты (115).

Д.Кац предпринял попытку объединить все имеющиеся в психологии теории установокК. Ховланд, изучал процесс убеждения с бихевиористских позицийА. Уинкер, занимаясь соответствием вербального поведения невербальному, пришел к выводу, что декларируемые установки слабо связаны с реальным поведением.

Отечественная психология продвинулась значительно дальше в изучении установок. Грузинской школой во главе с Д. Н. Узнадзе разработана целостная самостоятельная теория установки (147). Установка здесь представлена как первичный психологический феномен, организующий человеческое поведение. По мнению учеников Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили, Г. В. Норакидзе и др. главная заслуга основателя общей теории установки состоит в том, что он вобрал все, что было известно до этого в зарубежных и отечественных исследованиях об установке, и на этой основе развил свое представление об установке, как «целостной модификации субъекта», готового к восприятию будущих событий, отличающихся направленностью действий и избирательной активностью (94−99, 113 117, 147).

Особое внимание Д. Н. Узнадзе уделил неосознаваемым психическим процессам в ходе формирования социальных установок.

Его ученики М. С. Балиашвили, И. Т. Бжалава, Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Ш. Н. Чхартишвили, В. А. Челидзе и другие (15, 21, 98−100, 113, 164, 167) внесли свой вклад в развитие теории установки, открывая в них все новые свойства и качества, иллюзии и ошибки фиксированных установок. Например, Ш. А. Надирашвили разработал концепцию уровней психической активности (98). Г. В. Норакидзе (95) внес свой вклад в изучение характера индивида, который он называет диспозиционными установками личности (94).

Теоретической разработкой проблемы социальных установок с позиции теории деятельности занимались А. Г. Асмолов, В. А. Ядов, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. А. Петровский и другие (6, 7, 9, 108, 184), которые, в отличие от грузинской школы, первичной считают не установку, а деятельность.

В.Н. Мясищев (1941 г.) сформулировал концепцию «отношений личности» (90). Как подчеркивает сам автор, понятия отношения и установки близки друг другу, но в них есть и различия. Очень важной стороной вопроса В. Н. Мясищев считает возможность осознания установки, т.к. именно осознание служит условием возникновения и фиксации установок.

Актуальность и практическую значимость зарубежным течениям и отечественным теориям установок и их связи с этнокультурной адаптацией придают работы прикладного характера отечественных психологов и этнологов С. А. Арутюнова, Л. М. Дробижевой, Н. М. Лебедевой, Г. У. Солдатовой, П. Н. Шихирева (4, 46, 47, 68−74, 136, 137, 170, 171). В зарубежной психологии нас заинтересовали в этой связи исследования А. Фарнхема, С. Бочнера, Г. Триандиса, Г. Келли, Э. Кэмпбелла (190, 193, 194, 196, 197).

Согласно теории аккультурации (этнокультурной адаптации), данная адаптация сводится к двум основным проблемам: успешной психологической адаптации (социальная поддержка, личностные переменные) и успешной социокультурной адаптации (знание культуры, аспект выраженности межгруиповЕК установок).

В завершение следует подчеркнуть, что влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев в нашей стране практически не исследовался.

Объект исследования — процесс адаптации вынужденных переселенцев.

Предмет исследования — влияние социальных установок на адаптацию вынужденных переселенцев.

Цель исследования — выявить основные социально-психологические особенности адаптации вынужденных переселенцев в условиях.

Северного Кавказа, определить влияние социальных установок на процесс адаптации вынужденных переселенцев.

Задачи исследования:

— изучить генезис социальных установок, как феномен социально-психологической жизни общества;

— исследовать адаптационные механизмы вынужденных переселенцев, проявляющиеся в таких свойствах установок как ассимилятивно-иллюзорный эффект и контрастноиллюзорный эффект, процессы объективации и регармонизации;

— выявить политические установки местных органов власти в отношении вынужденных переселенцев и степень их совпадения с реальным поведением;

— исследовать эмоциональный фон адаптации вынужденных переселенцев Республики Адыгея и Краснодарского края;

— выявить особенности этнокультурной адаптации (аккультурации) вынужденных переселенцев к коллективистскому типу культур северокавказских народов;

Гипотеза: 1. Одним из основных факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию вынужденных переселенцев, является социальная установка, в которой процессы объективации и регармонизации выступают как единый адаптационный механизм.

Гипотеза-следствие. Успешность данной адаптации зависит от проявления таких свойств установки, как ассимилятивноиллюзорный и контрастноиллюзорный эффекты:

— ассимилятивный эффект с помощью регармонизации способствует выборке из фиксированных установок, сформированных по старому месту жительства, того, что может быть полезным переселенцам по новому месту жительства;

— контрастный эффект с помощью объективизации способствует акцентированию сознания мигрантов на различиях между старой и новой средой обитания, тем самым влияя на формирование новых установок, адекватных изменившейся реальности.

Гипотеза 2. Декларируемые установки в отношении мигрантов в политической сфере расходятся с их реальным поведением (миграционной политикой в крае), что оказывает негативное влияние на психологическую адаптацию вынужденных переселенцев, затрудняя формирование установок на успешную адаптацию и рождая недоверие к власти.

Гипотеза-следствие. Вследствие этого у вынужденных переселенцев в целях обретения социальной поддержки формируется не гражданская и национальная идентификация, а идентификация с первичной группой (семья, друзья, родственники).

Теоретико-методологическая база исследования.

В ее основе лежит принцип системности, который позволяет построить целостную, непротиворечивую концепцию сравнительного анализа, выявить сходства и различия в этнических и социальных установках вынужденных переселенцев и коренного населения.

В методологическом плане автор опирается на труды И. Ильина, Н. Лосского, З. Фрейда, Г. Лебона, Э. Фромма, В. Франкла, К. Юнга, А. Адлера, О. С. Анисимова, Г. А. Ковалева, В. А. Петровского, И. Пригожина, Л. С. Выготского, Г. Триандиса, Г. Г. Шпета.

К этой группе примыкают труды по общей теории установки Д. Н. Узнадзе, по теории аккультурации Дж. Берри, этнической психологии Г. М. Андреевой, В. С. Агеева, А. Г. Асмолова, В. М. Бызовой, А. А. Деркача, Б. А. Душкова, Н. М. Лебедевой, В. П. Левкович, А. Б. Мулдашевой, В. Ф. Петренко, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, А. В. Сухарева, П. Н. Шихирева, Е. А. Яблоковой и этносоциологии Ю. В. Бромлея, М. Н. Губогло, Л. М. Дробижевой, И. С. Кона, Б. Ф. Поршнева, Г. В. Старовойтовой, В. А. Тишкова, Е. И. Филипповой.

Методы исследования: в исследовании применен синтез социально-психологических приемов и диагностик (КЦД, ДТО, метод ин — и аутгрупповой категоризации, метод культурных заимствований, методики «Типы этнической идентификации», «Этническая аффилиация», методика неоконченных предложений, тест М. Люшера и др.). Опираясь на представительную совокупность перечисленных методик, составлен многофакторный опросник. Результаты, полученные в ходе социально-психологических исследований и личных наблюдений, легли в основу теоретических обобщений, раскрывающих функционирование и смену установок вынужденных переселенцев в ходе их адаптации к специфическим условиям Северного Кавказа.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы, использованием апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки и значимостью полученных результатовпроверкой на практике основных научных результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Проведен анализ политических установок местных органов власти в отношении переселенцев, показавший расхождение декларируемых установок и реального поведения представителей региональных органов власти, защищающих свои узкие меркантильные интересы, а не потребности беженцев, и ущемляющие тем самым их гражданские и человеческие права. В Адыгее и Краснодарском крае ограничена прописка для приезжихзамалчиваются, игнорируются проблемы беженцевв средствах массовой информации практически отсутствует миграционная тематика.

2. Впервые исследованы проблемы адаптации мигрантов через призму политических и социальных установок с позиций теории установки Д. Н. Узнадзе и представителей его школы, раскрывших специфические приспособительные функции установки в условиях изменившейся среды обитания.

3. Выявлены адаптационные механизмы установки на примере таких ее свойств, как ассимилятивно-контрастно иллюзорный эффект и таких процессов: как регармонизация и объективация. Ассимилятивный эффект с помощью регармонизации способствует выборке из фиксированных установок, сформированных по старому месту жительству того, что может быть полезным переселенцам по новому месту жительства. Как показали эмпирические исследования, это, в основном, коллективистские традиции народов Северного Кавказа. Контрастный эффект с помощью объективации способствует акцентированию сознания мигрантов на различиях между старой и новой средой обитания, с подключением временных модальностей (прошлого, настоящего, будущего), и формирует новые установки, адекватные изменившейся реальности.

4. Выявлены особенности этнокультурной и психологической адаптации вынужденных переселенцев, способствующие или мешающие адаптации мигрантов: а) процесс формирования социальных установок, необходимый для успешной адаптации вынужденных переселенцев, тормозится по причине наличия у них:

— пониженного эмоционального фона (снижения уровня жизненных притязаний, отсутствия связи между прошлым и будущим);

— недоверия к органам власти и коренному населению, что приводит к деформации системы гражданской и этнической идентификации;

— незнания языка титульного народа (способствует отдалению коренного населения от приезжих, ущемляет интересы последних в социальной и психологической сферах) — б) успешной адаптации вынужденных переселенцев способствуют следующие факторы:

— свойства установок: ассимилятивно — контратно иллюзорный эффектпроцессы объективации и регармонизации, работающие в целом как единый адаптационный механизм;

— культурные заимствования из коллективистских ориентаций северокавказских народов, несущих в себе изначально хорошие адаптационные возможности;

— наличие прежнего опыта совместного проживания с народами, принадлежащими к коллективистскому типу культур;

— неизменность природных, климатических, географических условий проживания, что снимает проблему адаптации к данным факторам.

Практическая значимость данного исследования определяется разработкой теоретического и эмпирического материала для изучения свойств и качеств установок, непосредственно отвечающих за успешную адаптацию вынужденных переселенцев. Результаты исследования позволяют не только определить степень эффективности адаптации мигрантов к изменившимся условиям среды, но и выработать на их основе политические рекомендации местным органам власти в отношении миграционной политики в крае, а также могут служить основой разработки методов психологической помощи особо нуждающимся категориям переселенцев.

Разработана и впервые апробирована на конкретном эмпирическом материале методика ини аутгрупповой категоризации для выявления установочных образований вынужденных переселенцев и коренного населения, отвечающих за идентификационные механизмы адаптации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные в диссертации выводы докладывались на международной научно-практической конференции по адаптации детей беженцев и вынужденных переселенцев, организованной управлением по образованию и науке администрации г. Сочи и психолого-медико-социологическим центром г. Сочи в 1997 году.

Результаты работы находят применение в деятельности миграционных служб, органов социального управления и социальной защиты, при подготовке учебных курсов и пособий по социальной психологии, этнопсихологии, теории социального развития.

Автором разработан и читается спецкурс в филиале Адыгейского государственного университета: «Социальные установки как фактор этнокультурного развития общества».

Создан специальный психокоррекционный тренинг для детей, прибывших из «горячих точек», направленный на снятие стрессовых состояний, связанных с войной, апробирован и широко применяется в практической деятельности школьного психолога Кошехабльской средней школы № 1 Республики Адыгея.

Отдельные положения работы нашли отражение в соответствующих научных публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Главными адаптационными механизмами для вынужденных переселенцев выступают процессы объективации и регармонизации фиксированных установок, которые усиливаются такими свойствами установок, как ассимилятивноконтрастно иллюзорный эффект.

Ассимилятивный эффект, согласно нашей гипотезе, с помощью регармонизации способствует выборке из фиксированных установок, сформированных по старому месту жительства, того, что может быть полезным переселенцам по новому месту жительства.

У большей части мигрантов имеются осознанные установки на сохранение у себя культурных заимствований тех народов, в среде которых они проживали долгое время, так как именно коллективистские традиции обладают хорошими адаптационными возможностями и, следовательно, будут помогать адаптации к новой среде.

Контрастно-иллюзорный эффект с помощью объективации способствует акцентированию сознания мигрантов на различиях между старой и новой средой обитания, и формирует новые установки адекватные изменившейся реальности.

2. Декларируемые политические установки официальных органов власти в отношении мигрантов расходятся с их реальным поведением (миграционной политикой в регионе), что затрудняет формирование установок на успешную адаптацию и порождает недоверие к власти.

К категории «они» мигранты отнесли представителей власти, что говорит о проекции личных обид на местные и федеральные органы власти. Реальное поведение органов власти проявляется в замалчивании проблем беженцев в официальных средствах массовой информацииограничении прописки для некоренного населения республики. Кроме того, национальная политика республики Адыгея, делающая акцент на обязательном владении двумя языками (адыгейским и русским) при поступлении на государственную службу, может привести к тому, что русское население будет отстранено от участия в делах республики, т.к. подавляющее ее большинство не владеет адыгейским языком.

3. Расхождение декларируемых политических установок и реального поведения местных органов власти тормозит выработку осознанных установок на идентификацию со своим народом, государством по этническому и гражданскому признаку, вынуждает мигрантов ориентироваться в первую очередь на себя, свою семью, друзей, обретая в их лице социальную поддержку.

Таким образом, в исследовании подтвердился один из аспектов нашей гипотезы, что для русских беженцев основные социальные характеристики, такие как гражданство и национальность, стали не актуальными категориями.

4. Пониженный эмоциональный фон адаптации самих мигрантов: снижение уровня жизненных притязаний, отсутствие значимых целей в будущем, отсутствие связи между прошлым и будущим также является важным фактором замедления процесса адаптации у вынужденных переселенцев.

5. Формированию социальных установок вынужденных переселенцев, а, следовательно, их успешной адаптации способствуют особенности аккультурации данной группы респондентов: а) наличие опыта совместного проживания с народами, принадлежащими к коллективистскому типу культуркультурные заимствования, несущие в себе изначально хорошие адаптационные возможностиб) неизменность природных, климатических, географических условий проживания, что снимает проблему адаптации и к данным факторам.

Структура диссертации определена задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Результаты исследования эмоционального фона респондентов из числа вынужденных переселенцев подтвердили нашу гипотезу о том, что одним из основных факторов, влияющих на их психологическую адаптацию, является социальная установка, в которой процессы объективации регармонизации выступают как единый адаптационный механизм.

Процесс формирования новых фиксированных установок в нашей группе мигрантов тормозятся по причине неустойчивости, ригидности, биполярности, возбудимости их установок. Так большая часть мигрантов испытывает чувство неуверенности, напряжения, беспокойства (см. диаграмму 1): им свойственно наличие внутренних конфликтов, стрессов, фрустраций. Согласно результатам по тесту Люшера (см. таблицу 1) у них присутствуют скрытые формы агрессии: обиды, раздражение, подозрительность, осторожность, как отголоски состояния фрустрации и сресса (согласно результатам исследования по методике агрессии А. Басса и А. Дарки).

Подтверждается нашими исследованиями (методика неоконченных предложений, этническая аффиляция) отношение респондентов из числа вынужденных переселенцев к окружающей среде, их этнические установки отличаются толерантностью. Подавляющее большинство из них считают, что «люди разных национальностей должны жить в дружбе между собой», «быть терпимыми друг к другу».

Культурные заимствования от иноэтнического окружения в большей степени проявляются в поведенческой, бытовой сфере, чем психологической, духовной, так как незнание языка северокавказских народов тормозит проникновение в психику другого народа, его мировозренческие установки.

Таким образом, процесс объективации, теоретического осмысления сложившейся ситуации с помощью регармонизации, уничтожения конфликтных, стрессовых факторов помогает вынужденным переселенцам выработать позитивную социально-психологическую адаптацию, которая во многом зависит от проявления таких свойств установки, как ассимилятивно-контрастно иллюзорный эффект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показали наши исследования, социальная установка является важным фактором успешной адаптации вынужденных переселенцев. Выявленные в ходе исследования специфические свойства и качества установки позволяют отнести её к действенным адаптационным механизмам, способным помочь вынужденному переселенцу разобраться в сложившейся ситуации и выработать адекватное ей поведение.

Формирование моделей поведения, по нашему мнению, должно осуществляться в следующей последовательности:

1) вынужденный мигрант должен осознавать истоки затруднений своей текущей ситуации в контексте всего жизненного пути, с подключением временной модальности (прошлое, настоящее, будущее);

2) субъект должен быть настроен на формирование нового отношения к жизни, на творческий поиск путей самореализации и веры в свои силы и возможности, повышение у себя культуры межличностного и межэтнического общения.

В данном исследовании предпринята попытка изучения социально-психологических процессов адаптации с позиций теории установки Д. Н. Узнадзе, синергетического подхода И. Пригожина, Г. А. Ковалева, идеи «неадаптивногй активности В. А. Петровского. В данном контексте мировозренческие установки вынужденных переселенцев и коренного населения в процессе адаптации должны выступать как единая синергетическая модель поведения, открытая к диалогу и творческому взаимодействию.

В целом, представленные в диссертационной работе теоретические положения, выводы и результаты эмпирических исследований убеждают, что социально-психологическая адаптация вынужденных переселенцев определяется:

— во-первых, особенностями самого региона — объекта изучения. В данном случае им является Северный Кавказ с его уникальными адаптационными традициями, вобравшими в себя весь многовековой опыт проживающих здесь народов, содержащий готовые образцы адаптационных поведенческих установок, пригодных для современных переселенческих лиц;

— во-вторых, психологическими особенностями самих мигрантов с их неустойчивыми, несформированными установками и пониженным эмоциональным фономв-третьих, установками по отношению к мигрантам, государственной и региональной миграционной политики, защищающей свои меркантильные интересы, а не потребности беженцев, и ущемляющей тем самым их гражданские и человеческие права.

В результате обобщения теоретических выкладок и полученных автором эмпирических данных делается общий вывод: достижение поставленной цели исследования — выявление и обоснование социально-психологических особенностей адаптации вынужденных переселенцев в условиях Северного Кавказа и определение в этом социальных установок напрямую зависит от практического решения поставленных задач в виде предложенных нами практических рекомендаций:

1. Государственную миграционную политику необходимо строить с учетом региональной политики, чтобы сами регионы были заинтересованы в её осуществлении.

2. Миграционной службе, реализующей данную политику и являющейся посредником между государством и переселенцами, необходимо владеть гибким инструментарием приёмов и навыков работы с таким стрессогеиным контингентом населения, каким являются вынужденные переселенцы. Она должна учитывать не только интересы миграционной политики федеральных и местных органов власти, но и личные интересы каждого беженца и его уникальных возможностей;

3. С этой целью необходимо организовать практические тренинги как для посреднических служб и общественных организаций — для овладения работы с данной категорией населения, так и для самих мигрантов — для снятия психологической травмы после экстремальных ситуаций, в которых они пребывали.

В заключение можно отметить, что в ходе нашего исследования выявились следующие факторы, влияющие на психологическую адаптацию вынужденных переселенцев.

Процесс формирования социальных установок, необходимых для успешной адаптации вынужденных переселенцев тормозится по причине наличия у них: а) пониженного эмоционального фона (снижение жизненных притязаний, отсутствия связи между прошлым и будущим) — б) недоверия к органам власти и коренному населению (привело к деформации гражданской и этнической идентификации) — в) незнания языка титульного народа (способствует отдалению коренного населения от приезжих, ущемляет интересы последних в социальных и психологических сферах).

Формированию социальных установок, а, следовательно, успешной адаптации вынужденных переселенцев способствуют следующие факторы: а) свойства установок: контратно-ассимилятивно иллюзорный эффектпроцессы объективации и регармонизации, работающие в целом как единый адаптационный механизмб) культурные заимствования из коллективистских ориентаций северокавказских народов, несущих в себе изначально хорошие адаптационные возможностив) наличие прежнего опыта совместного проживания с народами, принадлежащими к коллективистскому типу культург) неизменность природных, климатических, географических условий проживания, что снимает проблему адаптации ещё и к данным факторам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Этническая революция и постсоветская интеграция. Москва, N 2, 1997. с.166−172.
  2. Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений.-М., Аспект Пресс, 1997. 239 с.
  3. Г. М. Социальная психология.-М.: Наука, 1994, 324 с.
  4. С.А. Этногенез, его формы и закономерности. Этнополитический вестник, 1993, N 1, 98 с.
  5. А. Этнополитический конфликт: сущность и технологии управления. Дис. канд. полит, наук. М., 1996. 137 с.
  6. А.Г. Деятельность и установка.-М.: Изд-во МГУ, 1979.151 с.
  7. А.Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности // Вопросы психологии.-1980.-№ 3.-С.45−53.
  8. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 267 с.
  9. А.Г., Ковальчук М. А. К проблеме установки в общей и социальной психологии.//Вопросы психологии. 1975. № 4. с.11−12.
  10. А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии.//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. 204 с.
  11. И. Бабич И. Л. Взаимодействие адыгских традиций и этнополитических изменений на Северном Кавказе. Философия и социология в Республике Адыгея. Инф. Сб. № 2. М., 1995. с.3−22.
  12. В.Н. Национальная идентификация, как философская проблема. Дис.докт.психол.наук. М., РАГС. 1996. 500 с.
  13. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопр. психологии № 1,1989, с.92−100.
  14. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение //Вопросы психологии.-1994. № 4. с.56−66.
  15. М.С. Формирование-смена социальных установок в процессе активизации личности. Дис. кандидата психолог.наук. Тбилиси, 1978. 136 с.
  16. Е. Беженцы и вынужденные переселенцы (обзор газетных публикаций).//Сб.-Русс.культура вне границ. В.1.1995, с.47−52.
  17. .Х. Психология адыгской благожелательности. //Вопросы Кавказа. Филологиии и истории. Нальчик, 1982, с.92−100.
  18. .Х. Психология и техника коммуникативного поведения адыгов. В кн. Национально культурная специфика речевого общения народов СССР. — М., 1982, с. 275.
  19. .Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик. «Эльбрус». 1991, с. 238.
  20. Н.И. «Мы» и «Я»: концепция общественного и индивидуального самосознания. Автореф. дис. канд. псих, наук, 1980.С.22.
  21. И.Т. Психология установки и кибернетика. (предисл.проф.Ф. В. Бассина.-М.: Наука, 1966.
  22. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992, с. 60.
  23. А. А., Шековин Ю. А. Некоторые проблемы идеологической работы и задачи психологической науки.//Вопросы психологии. 1997, № 3. с. 11.
  24. С.Н. Карл Маркс как религиозный .//Соч. в 2 т. Т.2. Избранные статьи. М.: Наука. 1993. с.240−272.
  25. В.М., Антонова Н. А. Локус контроля у представителей коми и русского этносов. //Психол.ж-л, 1995, т.16, № 6, с. 111−121.
  26. Ф.Е. Психология переживания. -М.МГУ, 1984. с. 168.
  27. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций.//Психологический журнал.-Том 16, № 5.-1995. -с.104−114.
  28. Ф.Е. Методологический смысл психологического кризиса. // Вопросы психологии.-1996. № 6, с-39.
  29. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов: /Материалы международного симпозиума/. -М., 1994, с.42−168.
  30. Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности к обоснованию подхода. // Вопросы психологии. № 2, 1989 -с.5−13.
  31. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений в 6 т., т.1, М.: Прогресс, 1985, с.291−296.
  32. Л.С. Педагогическая психология., -М., Педагогика, 1991.
  33. Гаджи ев А. Х. Проблемы этнической психологии. Ростов-на-Дону. 1982.
  34. И.А. Социально-психологичские факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд. псих. наук. Л., ЛГУ, 1986. с. 18.
  35. Гибель Черкессии. /Сост. М. А. Керашев, М. Я. Ачмиз, В.М.Маминала/ Краснодар, Адыгейский (черкесский) научно-культурный и деловой центр Адыгэ-Хасэ Краснодара. 1994, с. 117.
  36. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций, СК РО. М., 1998, с.ЗЗЗ.
  37. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.
  38. JI.H. Этноландшафтные регионы Евразии за исторический период. // Ритмы Евразии. М., 1993.
  39. А.А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественной конфликтологии. //Психол. журнал, № 2,1996 г.
  40. Г. С., Хоперсная JI. Современная национальная политика на Северном Кавказе. //Этн.Вест., № 1 (13), 1996, с. 75.
  41. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1996, с. 226.
  42. Г. Г. Социально-политическая психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996, с. 352.
  43. В.В. Практическое руководство к тексту Люшера, Кишинев, 1990, с. 174.
  44. Т.А. Песня в семейных обрядах адыгов Майкоп. Адыгейское книжное издательство. 1991. с. 144.
  45. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М. ЧеРО, 1997, с. 344.
  46. JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующем обществе: основные подходы к изучению в кн. / Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. М., 1994, с.16−43.
  47. JI.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения. //Социальная психология и общественная практика. -М., 1985, с.153−162.
  48. Ю.Г. Внутри конфликта. Социологические исследования. 1993, № 7.
  49. А.Г. Социальный конфликт. М., 1994, с. 298.
  50. А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян. // Социс.-М.Д996. -№ 12, с.26−3|.
  51. Т.С. Социальное регулирование процессов образования развития и самоидентификации переселенческих этнических групп. Дис. докт. филол. наук РАГС. М.: 1997. с. 378.
  52. И. Сущность и своеобразие русской культуры. Главные национальные проблемы России. //Москва, № 4, 1996, -с. 166−186.
  53. В.Н. Национально-государственная идея России. //Москва, № 5,1997, с.3−13.
  54. Г. А. Научные революции и стратегии социального управления в кн. Психология госслужбы, М., 1997, с.53−80.
  55. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Дис. докт. псих. наук.-М.1991.
  56. А.А. Психология межнационального общения. Дис.докт.псих.наук.-М. 1991.
  57. B.C. Политические конфликты и политические ценности. Сравнительный анализ. // Политическая теория и практика. В.2.-М., 1994.
  58. Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М.: 1994. с. 110.
  59. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. РАН Инт философии. -М., 1994, с. 245.
  60. Кроник А.А. Zifeline в школе, или как помочь детям справиться с ударами судьбы в KH. Zifeline и другие методы психологии жизненного пути/ Сост. и общ.ред. А.А.Кроника-М.: Изд.гр. «Прогресс — культура», 1993, с.43−59.
  61. В.Д., Деркач А. А. Этнопсихология, М., 1992, с. 41.ф2. Крысько В. Д., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов.-М.: Ин-т практической психологии, 1996, с. 334.
  62. В.Н. Социальные деформации. -М.: РАН Ин-т государства и права, 1992., с. 134.
  63. Культура и быт колхозного крестьянства Адыгейскойавтономной области. -М., JL, АН СССР, 1964, № 3, с. 120−156 (семейный ищобщественный быт).
  64. Кун Т. Структура научных революций. -М.: Прогресс. 1977., с.ЗЗО.
  65. С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека. //Вопросы психологии. -1983, № 6, с. 105−108.
  66. Н.М. Исследование социальной перцепции межэтнических отношений. Социально-психологические исследования межнациональных отношений. (Сб.научн.трудов). М.: ИПРАН, 1993, с. 286.
  67. Н.М. Русская диаспора диалог цивилизаций и кризиса социальной идентичности. //Психолог, ж-л, т. 17, № 4,1996, с.32−42.
  68. Н.М. Социально-психологический анализ межэтнических отношений, //в кн. Национальное самосознание и национализм в РФ 90-х годов. М., 1994, с.88−101.
  69. Н.М. Социальная психология этнических миграций. РАН, ИЭиА. -М.:1993, с. 195.
  70. Н.М. Особенности социальной перцепции в процессе этнокультурной адаптации переселенческих групп. Автореф. дис.канд.психол, наук., ИПАН СССР, -М. 1989.
  71. Н.М., Хохлов А. Русские в республиках бывшего Союза: предрешен ли исход? Из опыта этнопсихологических исследований. //Этнополис, № 2, 1993, с. 99.
  72. Н.М. Социальная психология аккультурации этических групп. Дис.докт. псих.наук. М., РАГС, 1997, с. 310.
  73. Г. Психология народов и масс.-Спб.: «Макет», 1995, с. 316.
  74. В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана. // Психол. ж-л, 1996, т. 17, № 6, с.72−81.
  75. А.А. Национальная психология и этнопсихология. //Сов.этнография. 1983, № 2.
  76. Н.О. История русской философии. М.: Политиздат, 1991. с. 376.
  77. Н.О. Чувственная интеллектуальная и мистическая интуиция. /Сост. А. Н. Поляков. -М. .Республика. 1995, с. 400.
  78. М. Цвет вашего характера., Вече. Персей. Аст.1996, с. 5244.
  79. Д. Социальная психология. Пер. с ант.СПБ, Питер, 1997, с. 471.
  80. С. Статус женщин в традициях адыгов. //Эхо, 1992, № 5,6.
  81. М.А. Семья и брак у адыгских народов.-Майкоп, Адыгейское отделение. Краснодарское кн. изд-ва. 1987, с. 368.
  82. Методы альтернативного разрешения конфликтов. Программа по проблемам разрешения конфликтов. /Психологическое измерение конфликта./ -Международная ассоциация внешней политики. Москва-Тбилиси, 1995.
  83. Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975, с. 295.
  84. Миграция: бедствие или благо? Материалы круглого стола по проблемам вынужденной миграции в России /3.04.1996/ ИЭ и АНРАН. Координационный Совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам. -М., 1996, с. 66.
  85. В.А. Принцип «воронки» или механизм развития межэтнического конфликта//Соц.исследования, 1993.
  86. С. Век толпы. Исторический трактат по психологии масс.-Пер.с фран.-М.: Изд-во. Центр психологии и психотерапии. 1996, с. 479.
  87. А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях. Авторед.дис.канд.психолог.наук, М., 1991, с. 21.
  88. В.Н. Психология отношений. Под ред. А. А. Бодалева. /Вступит, ст. А. А. Бодалева.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1995, с. 356.
  89. М.М. Национально-психологическое особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении. Дис.канд.псих, наук, М., РАГС, 1995, с. 141.
  90. В.В. В поисках иных смыслов. -М.: Прогресс, 1993, с. 262.
  91. В.Е., Скакунов Э. Е. Политические конфликты в современных условиях. //США: экономика, политика, идеология, 1995, № 4.
  92. В.Г. Методы исследования характера личности.-Тбилиси: Мецниереба, 1975, с. 241.
  93. В.Г. Свойство личности и фиксированная установка. //Вопросы психологии.-1983, № 5, с.130−136.
  94. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования //Социс.-1994, № 2, с. 114−118.
  95. Т.М. Социально-психологические теории: интеграция индивидуального подходов.// Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н. и Петровской Л. А. -М.: МГУ, 1984, с. 16−31.
  96. Ш. А. О формировании и смене социальной установки личности. //Вопросы психологии. 1978, № 3, с.32−39.
  97. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1974, с. 170.
  98. Ш. А. Социальные ориентации личности. //Социальная психология личности/ Под ред.М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой.-М.: Наука, 1979, с. 344.
  99. Ш. А. Установка и деятельность. / АН ГССР, Инт психологии им. Д. Н. Узнадзе.-Тбилиси: Мецниереба, 1987, с. 361.
  100. А. В каком мире нам предстоит жить. /Геополитический прогноз//Москва, 1997, № 10. с.142−163.
  101. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971, с. 351.
  102. .Д. Социальная психология как наука. -2-е изд.-Л., 1967, с. 264.
  103. Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.
  104. В.Г., Кокорев А. А. Структура и содержание процесса социально-психологической адаптации в иноэтической средет. -М., ВШ КГБ СССР, 1990.
  105. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психического тренинга. М.: МГУ, 1982.
  106. В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996, с. 512. .
  107. Психология и беженцы. //Rsychologist. 1994, в.7, № 7, с.291англ.
  108. Психотерапевтическая энциклопедия (под общ. ред. Карвасарского Б.Д.)-СПБ: Питер. Ком, 1998, с. 752.
  109. Проблемы социального самосознания русских: этнические стереотипы населения РАН ИНИОН,-М., 1998, с. 47.
  110. .Ф. Социальная психология и история. -М.: Наука, 1966, с. 213.
  111. А.С. Исследования по психологии установки. -Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1967, с. 340.
  112. Практическая психодиагностика. /Ред. Сост. Райгородский Д. Я. Методики и тексты. Учебное пособие.-Самара, Бахрам, 1998, с. 672.
  113. А.С. Проблемы установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой. // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. -Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1973.
  114. А.С. Установка и деятельность. //Вопросы психологии. 1972, № 1, с.3−10.
  115. А.С., Бассин Ф. В., Шошин П. Б. Существует ли дилемма «Бессознательное и установка ?». //Вопросы психологии. -1984, № 6, с.95−101.
  116. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -М., 1986, с. 9.
  117. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. Авт.сост.В. И. Иванов, И. В. Ладодо, Г. Ю. Семаго. М., Академия, 1996, с. 294.
  118. В.Г., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М., Наука, 1984.
  119. С.Л. Основы общей психологии в двух томах. -М.: Педагогика, 1989.
  120. З.В. Национальное самосознание русских. М., Механик, 1996, с. 208,
  121. Северный Кавказ: выбор пути национального развития. Изд-во «Меоты». -Майкоп, 1994 г., с. 269.
  122. Северная Осетия: Этнополитические процессы 1990−1994 г. г. Очерки. Документы. Хроника, т.1 (сост.Гостева А., Дзандзиев. РАН, ЦИМО, -М.Т995, с.297>.
  123. Э.И. Этнонациональные конфликты и политическая стабильность России. //Этнополис, 1992.
  124. Словарь практического психолога, (сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997, с. 800.
  125. В.Г. Национальные конфликты в СССР и СНГ (1985−1992.) Улан-Уде: БНЦ СО РАН, 1996, с. 190.
  126. Современная западная философия. Словарь (сост.Малахов B.C., Филатов В. П. -М.: Политиздат, 1991, с. 414.
  127. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /Ред.-составители Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. М.: Изд-во МГУ. -1984, с. 256.
  128. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. / Сост. А. Г. Логунов, Т. В. Евгеньев. Ростовский государственный гуманитарный ун-т, 1996, с. 95.
  129. Современный философский словарь. Под общей ред. доктора философских наук, проф. В. Е. Кемерова. -Москва, Бешкек, Екатеринбург, 1996, с. 608.
  130. Социальная психология личности. /Е.В.Шорохова, А. А. Бодалев, М. Н. Бобнева и др. Отв.ред. М. Н. Бобнева, Е. В. Шорохова. -М.:Наука, 1979, с. 344.
  131. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. /Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семина. -М.:Изд-во Ленинградского университета, 1979, с. 288.
  132. Социальная психология. Краткий очерки. Под общей ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. -М.Политиздат, 1975, с. 319.
  133. Г. У., Шайгерова Л. А., Шлягина Е. И. Нарушение этнической идентификации у русских мигрантов. // Социол. ж-л, 1995, № 3, с.144−150.
  134. Г. У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности в кн.-Национальное самосознание и национализм в РФ начала 1990-х годов. -М., 1994, с.62−87.
  135. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998, с389.
  136. Становление государственности Адыгеи. /Сост. Хунагов Р. И., Полякова Т./, -М.: РАН ЦИМО, 1997, с.ЗОЗ.
  137. Т.Г. Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях. Дис.канд.психол.наук. М., 1989.
  138. Социологический энциклопедический словарь. РАН., М., 1998, с. 481.
  139. Т.С. Социологическое положение семей изменивших национальное окружение // Семья в России. М., 1994, № 1.
  140. А.В. Гуманистическая психотерапия и этнопсихотерапевтический подход к человеку в маргинальной экомисистеме в кн. Русские в ближнем зарубежье. -РАН. ПЭиА., М., 1994.
  141. А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства. // Психол. ж-л, т.17, № 2,1996, с.129−135.
  142. А.Н. Социальная психология напряженности и конфликтов, — в кн.Основы социально-психологической теории. /Под общнй ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. -М.: Международная педагогическая академия, 1995, с.288−351.
  143. В. А. Идентичность и культурные границы //Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997Ю -с.15−44.
  144. Г. Г. Народная медицина адыгов. Историко-этнографический аспект. -Адыгейский Республиканский институт гуманитарных исследований.-Майкоп, 1996, с. 145.
  145. Д.Н. Теория установки. Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава, Воронеж, НПО, «Модэк», 1997, с. 448.
  146. Узнадзе классик советской психологии. Психологические исследования посвященные 100-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. /Ред.кол.:М. С. Басилашвили и др.: АН ГССР, ин-т психологии. -Тбилиси: Мецниереба, 1986, с. 387.
  147. А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. -М.: Мысль, 1981, с. 93.
  148. А.К. Общественная психология и идеология. -М.: Мысль, 1985, с. 268.
  149. А.К. Теоретико-методологические подходы к изучению духовности. Тезисы к методологическому семинару кафедры социальной психологии. РАГС, М., 1997.
  150. Р. Из истории культуры общения адыгов, //ж-л Эхо, № 2, 1993.
  151. Философский энциклопедический словарь. /Редкол. С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.-2-е изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1989, с. 815.
  152. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Дерев, с англ. и нем.Общ.ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева:-М.: Прогресс, 1990, с. 368.
  153. Фрейд 3. Продолжение лекций по введению в психоанализ. Тридцать пятая лекция. О мировоззрении, в кн. ВВедение в психоанализ: Лекции-М.:Наука, 1989, с. 416.
  154. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., Педагогика, 1990, с. 393.
  155. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993, с. 103.
  156. Э. Душа человека. -М.: Республика, 1990, с. 173.
  157. О.А. Этнополитическая стратегия России на Кавказе (историко-политический анализ). -Дис. канд. полит, наук. М., 1996, с. 120, 1991, с. 240.
  158. Р.З. Политические конфликты: сущность, пути и особенности их регулирования на Кавказе: Дис. канд. полит, наук, РАГС, М., 1996, с. 150.
  159. И., Каммель А. Проблемы культуры управления многонациональными предприятиями. // Проблемы теории и практики управления, 1995, № 1.
  160. Т.Н. Национальная диаспора, как объект этносоциологического исследования. Дис. канд. социолог, наук. М., РАГС, 1997, с. 123.
  161. Д. Информация, противоречие и смена социальных установок. -Тбилиси: изд-во «Мецниереба», 1980, с. 92.
  162. В.А. Закономерности смены социальной установки. Дис. канд. псих.наук. -Тбилиси, 1978, с. 190.
  163. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты) о душе. М., РАН, ИНИОН, 1997, с. 247.
  164. Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). Лтв. ред. Борцов Ю. С., научн.ред. Коротец И.Д.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997, с. 608.
  165. Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. -Тбилиси, 1971, с. 26.
  166. Ш. Н. О природе иллюзии предмета. Экспериментальные исследования из психологии установки. -Тбилиси, 1958, с.329−345.
  167. А.Н. Национальные ценности и человек. Соц -философ, аспект. -Майкоп, 1996, с.87−88.
  168. Т. Социальная психология. Перев. с англ. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998, с. 544.
  169. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. /Отв. ред .EJB.Шорохова. -М., Наука, 1985, с. 175.
  170. П.Н. Современная социальная психология в США. -М., Наука, 1979, с. 229.
  171. П.Н., Шорохова Е. В. Социальная психология. //Тенденция развиятия психологической науки. -М.: Наука, 1989. с.102−130.
  172. Е.И., Ениколопов С. Н. Методы исследования этнической толерантности личности. //Методы исследования этнической идентичности: МГУ, 1993, с.28−55.
  173. И. А. Адыгская народная педагогика. -Майкоп, Адыг. отдед, Краснодар. Книжн. изд-ва, 1989, с. 336.
  174. Е.В. Социальная психология (проблемы и задачи). //Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с.3−30.
  175. Г. Г. Введение в этническую психологию. -М.,-С.-Пб, изд-во Аллтей-ССпб, 1996, с. 153.
  176. Экспериментальные исследования по психологии установки. Сборник. Научн. ред. А. С. Прангишвили и З. И. Ходжава. -Тбилиси. Изд-во «Мецниереба», 1971, с. 229.
  177. Энциклопедический словарь. /Общ. ред. академика РАН Осипова Г. В. -М., 1995, с. 940.
  178. Этнические отношения и конфликты в постсоветском пространстве. //Информ. бюллетень РАГС. С. 1, № 3. М., 1996.
  179. Энциклопедический социологический словарь. (Под общей ред. Опсипова Г. В. -М., 1995, с. 939.
  180. Этнологический словарь. Выпуск 1. Этнос. Нация. Общество. М., Виттан, 1996, с. 200.
  181. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. Предисл.А. В. Брушлинского. -М.: Изд-во «Прогресс», «Универс», 1996, с. 336.
  182. Юнг К. С. Об архитипах коллективного бессознательного. //Вопросы философии, 1988, № 1, с. 133−152.
  183. В.А. Социалогическое исследование: методология, программа, методы. Самара. Самарский университет, 1995, с. 331.
  184. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России. //Социс.-1995, №> 12, с.39−47.
  185. Р. А. Социальная экология этносов: (философ.анализ).М., 1995, с. 76.
  186. М.Г. История психологии. М., Мысль, 1976, с. 573.
  187. Allport G.W. The Nature of Prejudice. Cambridge, MA- Addison-Wesley, 1954.
  188. BerryJ.W. Immigration, Acculturation and Adaption. Ontario, 1996.
  189. Bochner S. The Social Psychology of Cross Cultural Relations// Cultyres in Contakt. N. Y.: Pergamon Press, 1982.
  190. Bogaudys E. S. Sjcial Distance, 1959.
  191. Campbell D. T. Stereotypes and peception of group differences // Amerikan Psychologist, 1967.Y.22.
  192. Furnham A. Bochner S. Cultyre Shock: Psychological reactions to unfamilian environments.L.& N.Y., 1986.
  193. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. N. -Y.1982.
  194. Triandis H.C. Culture and social behavior, N Y. 1994.
  195. Ward C.G., Kennedy A. Psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions: A comparison of sekondary students overseas and at home. International Journal of Psychology, 1993, 28, p.129−147.
  196. Katz D., Bualy K.W. Razial stereotypes of 100 college students. -Jounal of Abnormal Social Psychlology. 1933.V.28. p.28−290.
  197. Bodarus E.S. Social Distance. Ohio, 1959.
  198. Melges F.T. Time and the Znner Future. A. Gemporal Apyroach to Rzychiatric Dizorders. -N.V.: Wiley, 1982. 345 p.
  199. Постановление Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 327 «О республиканской долговременной программе «Миграция"\ Сб. Пост. Правительства РФ № 221−529, апрель-июнь 1992. М., 1992. — С. 232−256.
  200. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991. W Ведомости Съезда народных, депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 18. — С. 536−538.
  201. О вынужденных переселенцах: Закон Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. № 202 Ф3\ Собр. Законодательства РФ. — 1995. -№ 52. — С. 9326.
Заполнить форму текущей работой