Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методология и методы исследования в социальной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы, которые в социальной психологии применяются для сбора эмпирических данных, являются в определенной мере междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и в других науках, таких как социология, психология, педагогика. Наиболее известная классификация социально-психологических методов предполагает выделение трех групп: методов эмпирического исследования (наблюдение… Читать ещё >

Методология и методы исследования в социальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения пятой главы студенты должны:

знать

  • • общие требования к разработке программы социально-психологического исследования;
  • • преимущества и недостатки основных методов социально-психологического исследования;

уметь

  • • разработать программу социально-психологического исследования;
  • • выбирать необходимые методы и методики для реализации исследовательских задач;

владеть

  • • навыками работы с научной литературой при разработке программы исследования;
  • • основными социально-психологическими методами исследования.

Программа социально-психологического исследования

Любое социально-психологическое исследование должно начинаться с тщательной проработки его программы. Именно качественно составленная программа в значительной мере определяет успешность проведения исследования в целом.

Как отмечает М. Ю. Горбунова, программа социально-психологического исследования представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур планируемого исследования, т. е. сбора, обработки и анализа данных1. Программа социально-психологического исследования задает его логику, определяет этапность. Обычно программа включает в себя следующие компоненты:

  • • описание проблемы, объекта и предмета исследования;
  • • предварительный теоретический анализ объекта изучения;
  • • формулировка целей и задач исследования;
  • • операционализацию и интерпретацию основных понятий;
  • • составление рабочих гипотез;
  • • определение плана исследования;[1]
  • • составление плана выборки;
  • • описание методов сбора и обработки данных, составление схемы их анализа и интерпретации1.

Кратко опишем некоторые элементы программы социально-психологического исследования.

«Отправной точкой» любого социально-психологического исследования всегда служит описание проблемной ситуации, на разрешение которой будет нацелено планируемое исследование. Проблема может быть как научной, обнаруживаемой как противоречие имеющихся научных данных или их недостаток в какой-либо предметной области, так и практическиприкладной, т. е. связанной с необходимостью внесения изменений в тот или иной аспект социальной реальности.

После формулировки проблемы исследователь может перейти к выбору конкретного объекта и уточнению предмета исследования.

Объектом в данном случае обычно выступает какое-либо социальнопсихологическое явление, выбор которого определяется проблемной ситуацией. Как и в любом научном исследовании, объект социальнопсихологического анализа — это то, на что направлен сам процесс научного познания. Предмет исследования обычно уже, чем объект, он представляет собой те стороны, свойства и характеристики объекта, которые подлежат, с точки зрения исследователя, непосредственному изучению.

Предварительный теоретический анализ объекта изучения — также необходимый элемент программы социально-психологического исследования, поскольку он дает возможность получить информацию о уже проведенных в данной предметной области исследованиях, в результате чего становится возможным наметить основные этапы собственного исследования[2][3].

Цель социально-психологического исследования формулируется исходя из его предполагаемого научного результата, в то время как задачи конкретизируют шаги, которые исследователю необходимо предпринять для реализации цели.

При уточнении, операционализации и интерпретации основных понятий можно руководствоваться следующим порядком действий.

  • 1. Теоретическая работа: анализ соответствующей литературы по теме исследования, выявление сущности понятий, их взаимосвязей и свойств. Подобная теоретическая проработка поможет избежать ошибки смешения общеупотребительного смысла понятия с его научным значением.
  • 2. Создание «образа» данного свойства, аспекта понятия или его целостного представления в каких-то его «зримых» проявлениях.
  • 3. Построение упорядоченной системы выделенных характеристик, свойств «образа» таким образом, чтобы избежать излишнего расширения или сужаемого объема интерпретируемого понятия.
  • 4. Выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т. е. переход к операциональным уточнениям. На данном этапе необходимо решить вопрос о том, какими конкретными методами и техническими приемами возможно и целесообразно зафиксировать выделенные свойства.
  • 5. Построение составных индексов или составных показателей, которые формируются при помощи определенной комбинации частных показателей, которые были выделены на предыдущем этапе1.

Гипотеза исследования — это высказанное исследователем предположение о наличии (или отсутствии) связей, зависимостей, существующих между интересующими его объектами и явлениями[4][5].

Проработав предыдущие компоненты программы, ученый может переходить к составлению плана социально-психологического исследования. В. Л. Ядов выделяет следующие его разновидности: формулятивный, или разведывательный (нацелен на выявление проблем и выдвижение гипотез); описательный, или дескриптивный (нацелен на качественно-количественное описание объекта, его свойств и состояний); экспериментальный (нацелен на выявление функциональных и причинных взаимосвязей); план повторно-сравнительного исследования (его применяют при необходимости выявить общность и специфику социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени)[6].

Выборка (или выборочная совокупность) — это та часть индивидов, отобранная из всей совокупности индивидов (называемой в данном случае генеральной совокупностью), объединенных каким-то общим признаком, интересующим исследователя, с целью изучения свойств генеральной совокупности. Очень важно, чтобы выборка адекватно отображала генеральную совокупность, т. е. была репрезентативной (представительной). Репрезентативность выборки тесно связана с ее объемом: чем ближе он к объему генеральной совокупности, тем репрезентативность будет выше[7].

Методы, которые в социальной психологии применяются для сбора эмпирических данных, являются в определенной мере междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и в других науках, таких как социология, психология, педагогика. Наиболее известная классификация социально-психологических методов предполагает выделение трех групп: методов эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методов моделирования; методов управленческо-воспитательного воздействия[8].

Иногда в структуре программы социально-психологического исследования выделяют теоретический, т. е. методологический, и методический, т. е. процедурный, разделы. К методологическому разделу в таком случае можно отнести компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, к процедурному — описание методов сбора, обработки и анализа данных1.

Обычно программа социально-психологического исследования конкретизируется, корректируется и уточняется после проведения так называемого пилотажного (пробного) исследования. Пилотажное исследование обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного этапа исследования. Пилотаж позволяет проверить оптимальность ситуации, места и времени проведения исследования. Пилотажный эксперимент может рассматриваться, с одной стороны, как своеобразная репетиция всего процесса сбора и обработки информации, с другой стороны, его проведение позволяет социальному психологу сделать более четкими свои первоначальные представления о структуре интересующего его объекта, характере предполагаемых связей, причинах, которые определяют тот или иной социально-психологический процесс. В ходе пилотажного исследования устанавливается характер и объем выборки, на которой впоследствии будет проведен основной этап исследования[9][10].

При составлении программы социально-психологического исследования необходимо особое внимание уделять этическим вопросам, нужно оценивать цели и процедуры предполагаемого эмпирического исследования с точки зрения их возможного влияния на физическое или психическое здоровье и благополучие его участников.

И. М. Марковская (2002) предлагает при составлении плана социальнопсихологического исследования руководствоваться этическими правилами, сформулированными Американской психологической ассоциацией[11]:

  • 1. Принимая решение о проведении социально-психологического исследования, необходимо исходить из оценки вклада, который данное исследование способно привнести в психологическую науку и общее благосостояние человечества.
  • 2. Необходимо уважительно относиться к испытуемым и максимально обеспечивать их физическое и психологическое благополучие. Исследователь должен уважать свободу испытуемого и его право отказаться от участия в исследовании или выйти из уже начавшегося исследования в любой момент.
  • 3. Исследователь должен проинформировать испытуемых о тех аспектах исследования, которые потенциально могут повлиять на принятие ими решения об участии в данном исследовании. Если специфика проведения исследования требует, чтобы его истинная цель была скрыта от испытуемых, сразу же после завершения исследовательских процедур социальный психолог должен сообщить участникам эксперимента его истинные цели.
  • 4. Информация об испытуемых, полученная в ходе исследования, является строго конфиденциальной.

Практикум

Методические материалы к практическому занятию

Цель: актуализировать знания студентов об основных требованиях к разработке программы социально-психологического исследования; развивать умения составлять программу социально-психологического исследования.

Оснащение: для проведения занятия необходимо распечатать материалы к заполнению таблиц по числу малых групп, а также текст задания для проведения этапа 3.

Порядок работы

  • 1. Прослушивание заранее подготовленного сообщения студента на тему «Особенности постановки исследовательской проблемы академическим социальным психологом и психологом-практиком».
  • 2. Повторение характеристик основных разновидностей плана социально-психологического исследования.
  • 3. Выполнение практического задания, связанного с повторением этических принципов социально-психологического исследования.
  • 4. Подведение итогов занятия, обсуждение домашнего задания.

Этап 1. Прослушивание заранее подготовленного сообщения студента на тему «Особенности постановки исследовательской проблемы академическим социальным психологом и психологом-практиком».

На первом этапе занятия один из студентов выступает с заранее подготовленным сообщением.

Литература

рекомендуемая при подготовке доклада:

• Введение в практическую социальную психологию. — М.: МГУ, 1997. ;

С. 7−34.

  • Марковская, И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб, пособие / И. М. Марковская. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. — 52 с.
  • • Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. — Л.: ЛГУ, 1977. — Гл. 3.
  • Шихирев, II. Н. Современная социальная психология / II. Н. Шихарев. — М.: Академический проект, 1999. — С. 164—172,366—378.

Во время прослушивания сообщения студентам предлагается заполнить следующую таблицу.

Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования

Порядок задач.

Цель исследования теоретико-прикладная.

Цель исследования практически-прикладная.

После завершения работы выполненное задание проверяется. Вариант правильного заполнения таблицы представлен в ответах к практическим заданиям.

Этап 2. Повторение характеристик основных разновидностей плана социально-психологического исследования Данный этап практического занятия нацелен на актуализацию в сознании студентов знаний об основных разновидностях принципиального плана социальнопсихологического исследования: формулятивном или разведывательном; описательном или дескриптивном; экспериментальном; плане повторно-сравнительного исследования. Работа строится в группах, но 3—4 чел. Студентам предлагается заполнить шаблон таблицы «Разновидности принципиального плана социальнопсихологического исследования по В. А. Ядову», разложив на нужные места выданные на отдельных маленьких листочках графы. Ниже приведены необходимые для выполнения задания шаблон и карточки-графы, которые преподавателю необходимо распечатать и разрезать в ходе подготовки к практическому занятию.

Разновидности принципиального плана социально-психологического исследования по В. А. Ядову (шаблон для заполнения).

Название плана.

Основание для принятия данного плана.

Цель исследования по данному плану.

Особенности выборки.

1. План-разведка или формуляти вн ы й.

2. Описательный или дескриптивный.

За. Аналитикоэкспериментальный.

36. Экспериментальнопрактический.

4. План повторно;

сравнительного исследования.

Карточки-графы.

Отсутствие удовлетворительной информации об объекте и невозможность сформулировать какие-либо гипотезы.

Наличие данных для формулировки объяснительных гипотез.

Целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях.

Наличие объяснительных гипотез о способах управления социальными объектами и процессами.

Представительная (репрезентативная) выборка или сплошное обследование на объекте.

Целевая аналитическая выборка или сплошное обследование с выравниванием существенных характеристик сравниваемых объектов.

Наличие данных об объекте и процессах за предшествующий период.

Поиск управленческих решений на основе констатирующего или активного преобразующего эксперимента.

Выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени.

Выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз.

Изучение по возможности «полярных случаев» (групп, организаций, условий деятельности индивидов, их поведения).

Выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования.

Наличие данных для формулировки описательных структурных гипотез.

Повторение модели выборки «базового» исследования.

Качественноколичественное описание объекта, его свойств, состояний.

После завершения работы в группе проводится общее обсуждение и проверка задания. Правильный вариант заполнения таблицы приведен в ответах к практическим заданиям.

Этап 3. Выполнение практического задания, связанного с повторением этических принципов социально-психологического исследования

Для выполнения задания, связанного с актуализацией представлений об этических принципах социально-психологического исследования, студентам предлагается разбиться на группы по 4—5 чел. Каждая группа получает следующее задание1:

Изучающий социальную психологию студент решил провести новый эксперимент по исследованию расизма, желая намного превзойти предыдущих исследователей. Прочитайте описание эксперимента и перечислите сначала все недостатки этого исследования, а затем укажите способы их исправления или внесите усовершенствования.

Несмотря на то, что было проведено множество исследований на тему расистских установок, мне кажется, что все они плохие, поэтому я выполнил собственное исследование. Я обращался в 15 школ, но лишь в одной из них получил согласие[12]

на участие некоторых учеников в качестве испытуемых, при условии, что их выберут учителя. Мне было дано более 60 фамилий, и я выбрал из этого списка с помощью предварительного вопросника, но расизму тех испытуемых, в ответах которых были отражены некоторые расистские установки (п = 25). Поскольку некоторые из испытуемых были очень молоды, я счел необходимым воспользоваться простыми утверждениями, которые все были однонаправленно сформулированы (согласие с любым пунктом всегда указывает на расизм). Предварительное тестирование проводилось за несколько дней до экспериментальной групповой дискуссии. Второе измерение (с помощью того же вопросника) проводилось через несколько дней после групповой дискуссии. На групповое обсуждение выносились пункты шкалы расизма. Помощники экспериментатора, подсаженные в группу, последовательно давали ответы, направленные против расизма. Из всех 25 испытуемых я выбрал для анализа результатов, о которых здесь сообщаю, только 10, фамилии которых находились вверху списка (те, кто получил максимальные баллы при предварительном тестировании). Я воспользовался дисперсионным анализом. Средний балл предварительного тестирования составил 87,4, SD = 20,85. После экспериментального стимулирования групповой дискуссии средний балл стал равен 83,13, SD= 15,62. Поскольку показатели расизма снизились после проведения дискуссии, это исследование ясно показывает, что с помощью групповой дискуссии можно снижать степень расизма.

В ходе работы студентам предлагается обсудить ответы на следующие вопросы.

  • • Каковы методологические недостатки этой работы?
  • • Какие этические принципы проведения социально-психологического исследования были нарушены студентом?
  • • Что бы вы сделали для улучшения методологии этой работы?
  • • Какие альтернативные объяснения можно дать результатам этого исследования?

После завершения работы в малых группах проводится общсгрупповос обсуждение результатов выполнения задания.

Этап 4. Подведение итогов занятия, обсуждение домашнего задания

На завершающем этапе преподаватель подводит итоги занятия. Важно обсудить роль грамотного составления программы для успешности проведения всего социально-психологического исследования.

В конце занятия студентам предлагаются задания для самостоятельной работы, выполнение которых поможет закрепить полученные знания и практические умения.

Практическое задание

Студентам предлагается составить программу социально-психологического исследования по интересующей их проблеме.

Рекомендуемая литература

Журавлёву А. Л. Социальная психология: учеб, пособие / А. Л. Журавлёв, В. А. Соснин, М. А. Красников. — М., 2006.

Марковская, И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб, пособие / И. М. Марковская. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. — 52 с.

Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. — Л.: ЛГУ, 1977.

Свепцицкийу А. Л. Социальная психология: учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и дои., 2014.

Ядов, В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы / В. А. Ядов. — Самара: Самарский университет, 1995.

  • [1] См.: Горбунова М. /О. Социальная психология: краткий курс лекций для вузов. М. :ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 223 с.
  • [2] См.: Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.
  • [3] См.: Свенцицкий A. JI. Социальная психология.
  • [4] См.: Марковская И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб, пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. 52 с.
  • [5] См.: Социальная психология: учеб, пособие для студентов псд. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.; под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.
  • [6] См.: Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы.
  • [7] См.: Социальная психология / под ред. А. В. Петровского.
  • [8] См.: Журавлёв A. JI., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология.
  • [9] См.: Горбупова М. /О. Социальная психология.
  • [10] См.: Социальная психология / под рсд. А. В. Петровского.
  • [11] См.: Марковская Я. М. Программа и методы социально-психологического исследования.
  • [12] См.: Константинов В. В., Лринушкина II. С. Практикум по курсу «Социальная психология»: учеб.-методич. пособие. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. 88 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой