Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опыт исследования практики АРТ-терапии в XX в. Игровой контекст современного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для нас существенным представляется вопрос о возможности адаптации западного комплексного опыта арт-терапии, история которой исчисляется несколькими десятилетиями, к реалиям российской культурной ситуации, которая, как мы попытаемся показать в исследовании, имеет существенные отличия от современной западной ситуации. Современность, о которой идет речь, не означает календарной одновременности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Узел:временное тво — хология/хотерапия -маргинальные религиозные, этничие иальные группы и объединения, — как коитуирующий элемент арт-терапии
    • 1. орияановления арт-терапии
      • 1. 1. оки арт-терапии
      • 1. 2. Возникновение арт-терапии на западе
      • 1. 3. Ситуацияарта арт-терапии в Рии. 80-е-90-е гг
    • 2. Роль маргинальных религиозных, этничих иальных групп и объединений в развитии арт-терапии
      • 2. 1. Влияние маргинальных этничих иальных групп наановление арт-терапии
      • 2. 2. Влияние оккультных и эзотеричих учений
    • 3. Сегодняшнее положение дел
  • Глава 2. Узел: современное искусство — психология/психотерапия -маргинальные религиозные, этнические и сексуальные группы и объединения, — как один из важнейших системообразующих элементов
  • Новейшего времени"
    • 1. Своеобразие культурнойтуации XX века
      • 1. 1. Конец XIX века. Новое тво и хотерапия
      • 1. 2. Первая половина XX века
      • 1. 3. Вторая половина века
  • Глава 3. Взаимязи и отображения
    • 1. Культурнаятуация XIX — XX вв. как предмет общвенного ождения
      • 1. 1. Кризкличой рациональни ивременная культура
      • 1. 2. Темы временного тва", временной политики" и временных гуманитарных технологий" как «общвенные предметы ми»
      • 1. 3. Темы хичой «нормы» и «патологии»
      • 1. 4. Культурные тенденции какциальные проекты
    • 2. Ситуацияциальной ми в XX в
    • 3. Взаимязи и отображения тва, филфии, хоанализа/хотерапии ициальных доктрин

Опыт исследования практики АРТ-терапии в XX в. Игровой контекст современного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философских работ, посвященных арт-терапии, в России практически нет. Однако, введение арт-терапии в круг методологического и фило-софско-культурного анализа пропедевтически подготовили практики психотерапии, художественной педагогики, различные энтузиасты арт-терапии, а также психологи-теоретики. Изучение современных гуманитарных практик осложняется неприложимостью традиционных аналитических подходов к явлениям культуры, утратившим нарративную и «теоретическую» определенность. Предлагаемый в работе подход к арт-терапии как к сложному гетерогенному (т.е. сложившемуся в результате объединения разных источников, логик и времен) объекту позволяет систематизировать и обобщить имеющиеся данные: практический опыт и опыт исследования арт-терапии, а также определить ее место в современной культурной ситуации, с одной стороны, и в практике психотерапии, с другой.

Арт-терапия является областью практики, которая возникла как часть психотерапии, использовавшей искусство в контексте психотерапевтической деятельности, однако, в ходе своего развития и развития психотерапии в целом, фактически превратилась в совершенно самостоятельный социокультурный феномен. В этом качестве она не только испытывает на себе влияние других мощных идеологических и практических областей, но и оказывает собственное влияние и на область психотерапии, и на сферу искусства, и на сферу идеологии1.

1 Аксиологическая база арт-терапии, например, оказала большое влияние и на ценности современной психотерапии, и на аксиологию гуманитарного знания в целом, а также повлияла на образ жизни многих современных гуманитарных сообществ, прежде всего — так называемых.

Несколько огрубляя и усиливая тезис можно сказать: арт-терапия является «частью» психотерапии, однако она не «произошла из» психотерапии. Похоже положение психоанализа в психологии: психоанализ не «произошел» ни из современной ему психологии Вундта, ни из какой-либо иной «психологии». В определенном смысле арт-терапия или психоанализ есть не «части» и не «производные» психотерапии и психологии, а, скорее их «версии» или «варианты».

Автор подчеркивает, что настоящая работа ни в коей мере не претендует на разрешение:

A) Собственно медицинских вопросов. Так, при обсуждении различных точек зрения на медикаментозное и немедикаментозное «лечение», или дискуссии о том, возможно ли психиатрическое «лечение» как таковое, существует или нет психиатрическая «норма» и т. п., исследуется именно дискуссия и ее философские основания, а не существование этих «объектов» в предметных действительностях соответствующих профессиональных областей, или медицина как профессиональная практическая деятельность и ее практическая «эффективность».

Б) Искусствоведческих вопросов. Автор не претендует ни на экспертизу тех или иных художественных проектов или искусствоведчеышх доктрин, ни на какую-либо энциклопедическую «профессиональную компетентность» в этой сфере. Представления и мнения в этой области являются предметом исследовательского интереса исключительно с точки зрения философских импликаций. Т. е. — явных или скрытых философских оснований художественных манифестов, искусствоведческих доктрин и т. п.

B) Детерминистских вопросов. При исследовании социальных движений и идеологии, не имеется в виду, что они детерминированы представлениями, зародившимися в рамках интересующих нас социокультурных феноменов. Или, напротив, что эти представления детерминированы альтернативных постиндустриальных сообществ (yupy, «new age», различных молодежных социальными движениями или идеологией. Исследуются философско-концептуальные основания и того, и другого. В этом смысле исследования не ориентируется ни на пан-социологические конструкции, такие как построения К. Маркса или М. Вебера, ни на, — в определенном смысле противоположные им, — идеи, например, Э. Кассирера.

Таким образом,.

1. Методологическим принципом, используемым в настоящей работе, является рассмотрение арт-терапии не с точки зрения набора определенных приемов и методов, или ее отношений только лишь с «материнскими» областями психотерапии и искусства, но в контексте тех социокультурных тенденций, образований и феноменов, которые являются «сквозными» для всей истории XX века. Именно они рассматриваются как базовые единицы для анализа арт-терапии и истории ее становления.

2. Философский интерес к арт-терапии связан с тем, что:

А) На примере арт-терапии мы можем наблюдать соединение и взаимодействие таких важнейших для XX века тенденций, как: поиск новых языков и представлений для описания гуманитарных феноменовпопытку преодоления рационалистической классической парадигмы описания и оценки и гуманитарной, и социальной сферыинтервенцию в европейское общественное сознание революционаристских, разного рода маргинальных и культурно инородных представлений и доктринвозникновение множественных образов жизни для различных социальных группвозникновение множества социально-политических проектов для европейского мира, оформленных как доктрины и концептуальные представления, а также как социально-культурные или идеологические движения.

Б) Развитие концептуальных представлений и в психотерапии вообще, и в арт-терапии, в частности, привело к ситуации, когда концептуальное оформление психотерапии и арт-терапии все больше «философизиругрупп и движений). ется», становится все более не «традиционно теоретическим», «научным», а философским — и по характеру, и по претензиям.

В) Практическое развитие арт-терапии и ее повторное «внедрение» в России требует создания методологических оснований, что, в свою очередь, вызывает необходимость именно философской разработки данного вопроса.

Чтобы избежать недоразумений, могущих возникнуть в связи с фигурированием в названии «арт-терапия» слова «терапия», проведем отграничение от смыслов, которые не подразумеваются в исследовании. Во-первых, речь не идет об общемедицинском понимании, при котором «терапия» предполагает поставленный диагноз и комплекс мер по устранению «болезни». Во-вторых, клинический опыт использования арт-терапии, выражающийся в ее «дополнительном» применении в зоне так называемой «малой психиатрии», в очень небольшой степени является предметом данного исследования.

Арт-терапия, как и большинство направлений западной психотерапии, начиная со второй половины XX века, отказывается от «медицинской» модели (т.е. перестает видеть смысл своей деятельности в «лечении» различного рода «расстройств»). На место «медицинских» приходят такие цели как: «гармонизация», помощь человеку в «самореализации и свободном самовыражении», стимулирование «личностного роста» и т. п. Многие психотерапевты в обосновании своей практики («методов», «техник», «приемов») обращаются не к представлениям, например, о «психологических и физиологических механизмах», а к вопросам «свободы», возможности «сознавания» («самосознавание» — один из ключевых психотерапевтических концептов) и т. п. Очевидно, что это означает прямой выход в традиционно-философскую проблематику.

В качестве психотерапевтической практики арт-терапия представляет собой достаточно многообразное явление, существующее в рамках различных школ и традиций2, опирающихся на не похожие модели и понимание и психических феноменов, и человека как такового. В целом, арт-терапию можно определить как способ психотерапевтической работы, основанный на представлениях о возможности и необходимости творческого самовыражения, раскрытия индивидуальных способностей и самосовершенствования.

Диапазон целей и практических задач арт-терапии довольно обширен. Преимущественно, они определяются конкретным «запросом"3. Часто психотерапевты в качестве общей цели терапии называют «изменение перспективы, направления хода мыслей» и определяют свою роль как «помощника в приобретении опыта в самопознании"4 (.Рудестам К., 1993, с. 277). Несколько иная ситуация складывается в том случае, когда в качестве «клиентов» для психотерапии определяются люди, признанные нуждающимися в ней обществом. Ими могут быть психиатрические пациенты, правонарушители, дети с особенностями развития, социально-дезадаптированные подростки или эмигранты и т. п. Здесь на первый план выносятся задачи адаптации и социализации, но и они рассматриваются в связи с общеконцептуальными представлениями, являющимися способами описания человека как «стремящегося к самореализации», и основываются на представлениях о человеческих способностях (неограниченных) и потребностях (стремление к росту). Утверждается, что вовлечение в творческие занятия могут дать новый опыт самопонимания и самопринятия, про.

2 От психоанализа до психосинтетических подходов.

3 Если клиент обращается, например, с «фобией», то невербальное выражение переживания через рисунок, движение, звуковую импровизацию и т. п. может помочь осознать скрытый от «логического анализа» его смысл. Если же в качестве «проблемы» заявляются «сложности в межличностном общении», то занятия психодрамой, групповые музыкальные или танцевальные импровизации и т. д. могут послужить поводом для переосмысления ситуации, задать новый взгляд на вещи.

4 Причины, приводящие к необходимости приобретения такого опыта, описываются ими следующим образом: люди могут чувствовать себя эмоционально неуравновешенными или ограниченнымистрадать от отсутствия контактовхотеть разнообразия в жизнистремиться лучше узнать себя и стараться изыскивать возможности для личного развитиястремиться перерабоработать травмирующий опыт, помочь в установлении контактов, открыть новые перспективы, возможности и т. п.

Точки приложения арт-терапии довольно многообразны. Не случайно, что ее западные определения строятся через «направления работы»: лечебно-реабилитационной, педагогической, социальной и др. Это напрямую связано со способами институализации психотерапии — во многих странах она «поделена» между несколькими департаментами. В США, например, арт-терапевты, как и психотерапевты вообще, работают в системе образования, в системе социальной реабилитации (пункты помощи иноязычному населению, безработным, женщинам, подвергающимся насилию и т. п.), в пенитенциарных заведениях, в частных и государственных медицинских учреждениях.

Российская же традиция психотерапии, которая имеет преимущественно клинический характер, до сих пор ориентируется на понятие «патологии» (объединяющее широкий континуум «расстройств» — от тяжелых психических и соматических заболеваний до «пограничных» состояний и неглубоких психосоматических изменений) и своей целью ставит ее «устранение». Социальные институты, стоящие за ней, часто авторитарного характера и «работают» на социальную систему институтов и норм, а не на реального человека. В настоящее время появились различные частные психотерапевтические консультации и центры, однако в государственной медицине психотерапевт лишь дополняет медикаментозную психиатрию.

На протяжении последних десятилетий в России происходит процесс массового «переноса» западного опыта психотерапии и попытки его адаптации к местным реалиям. Многочисленные исследователи5 указывают на то, что в ситуации отсутствия традиций, институтов, ценностей и привычных ориентиров для западной психотерапевтической работы, этот тать свой экзистенциальный опыт или кризисные моменты жизни (развод, смерть близкого человека, смена профессии) и т. д. (Декер-Фойгт Г.-Г, 2003, с. 18).

5 A.JI. Венгер, Е. Т. Соколова, Е. А. Спиркина и др. процесс становится крайне затруднительным, и требует анализа как контекста возникновения той или иной практики, так и пространства ее существования на сегодняшний день.

Для нас существенным представляется вопрос о возможности адаптации западного комплексного опыта арт-терапии, история которой исчисляется несколькими десятилетиями, к реалиям российской культурной ситуации, которая, как мы попытаемся показать в исследовании, имеет существенные отличия от современной западной ситуации. Современность, о которой идет речь, не означает календарной одновременности, моды или исторической популярности того или иного социального или культурного явления — она предполагает синхронное и взаимосообразное существование людей, которых иногда разделяют значительные промежутки времени. Имеется в виду, в первую очередь, сходство или различие специфичных для той или иной культуры ценностей, ожиданий, стереотипов, так называемых «форм массового сознания» (например, правового) и т. д., которое делает возможным/невозможным существование в обществе различных гуманитарных практик, понимание их смысла и функции как профессиональным сообществом, так и, на бытовом уровне, обычными людьми.

В качестве принципиального момента выделим то, что арт-терапия, будучи довольно молодой практикой, интегрировавшей в себе разнообразные культурные явления XX века, является своего рода «зоной ближайшего развития» психотерапии, проводящей в нее идеи, ценности и современного искусства, и современной культуры.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена культурологическим своеобразием современной российской ситуации, характеризующейся переосмыслением реалий духовной жизни, попытками воссоздания различных гуманитарных практик, развитие которых было исторически приостановлено. Арт-терапия относится к таким «переоткрываемым» практикам, интерес к которым появился у отечественных исследователей относительно недавно. В качестве вида психотерапевтической работы, она представляет собой использование искусства в терапевтических целях и подразумевает вовлечение «клиентов» в разнообразные творческие занятия. Однако, несмотря на формальную принадлежность к области психотерапии, она является примером взаимодействия некоторых общекультурных тенденций, будучи также активным фактором, их формирующим и направляющим, фактором, порождающим новые ценности, концептуальные представления и средства деятельности, выходящие далеко за пределы арт-терапии как профессиональной сферы.

Полифункциональный характер арт-терапии обуславливает необходимость ее междисциплинарного исследования. Арт-терапия представляет собой сложный гетерогенный (т.е. сложившийся в результате объединения разных источников, различных логик и разных времен) объект и любой ее предметный анализ без анализа философского будет неполным и некорректным.

Актуальность настоящего исследования обусловлена, в первую очередь, невозможностью переноса западного опыта психотерапии без осмысления процессов его образования. В работе представлен путь становления арт-терапии как гуманитарной практики, характерной для XX века, вскрываются функциональные узлы, вовлеченные в это движение. Выделяются социальные институты и традиции, которые были вовлечены в процесс формирования арт-терапии, став своего рода функциональными узлами, обеспечивающими ее существование. Проводится философский анализ отечественной культуры с точки зрения поиска тех традиций, практик и институтов, которые могли бы послужить органичной основой для возвращения «арт-терапевтического» в пространство нашей культуры, а также функционально-методологический анализ проблемы.

Работа представляется актуальной и в плане развития методологических оснований психотерапии. «Концептуальная» часть арт-терапии, как и всей современной психотерапии, по характеру и по качеству приближается не к психологической «теории», и, тем более, не к естественнонаучным дисциплинам, а к философским построениям. На уровне методологии западной психотерапии, большинство «теорий» выступают как некая общеидеологическая база, задающая ее аксиоматику и аксиологию. Традиция отечественной психотерапии, в этом плане, имеет достаточно большие отличия, что делает особенно актуальной специальную работу по реконструированию идеологического и концептуального содержания арт-терапии, проведенную в настоящем исследовании.

В связи с этим затрагивается и предметность философской антропологии, так как всякий психотерапевтический концепт имплицитно содержит определенный «образ человека», включающий в себя схематизмы сознания/воли, души/тела, разума/эмоций и т. п., присущие им исходные очевидности и произвольности, личностные типы самореализации и замыкающие эти психические реальности ценностные самообразы. В ситуации культурного пограничья, в которую вступил современный мир, проблема-тизирован проект «человека рационального», «человека Просвещения», долгое время являвшийся господствующим. Актуальным становится рассмотрение различных «образов человека», создающихся посредством разных культурных практик. Антропологический проект, возникший в арт-терапии, представляется одним из вариантов решения вопроса о природе человека.

Предмет исследования. Предметом настоящего исследования является арт-терапия как гетерогенное образование, не сводимое ни к представлению об «употреблении искусства в терапевтических целях», ни к представлению о «лечении» как таковом. В предмет исследования с необходимостью входит контекст возникновения и существования арт-терапии, который рассматривается как структурообразующий в ее отношении. Свернутой или превращенной формой этого контекста она и является.

Степень теоретической разработанности проблемы. Специфика предмета исследования задает многоплановость теоретической проработки проблемы.

Это, прежде всего, тема терапевтической функции искусства как такового, названной Аристотелем катарсисом. В этом смысле объем литературы практически необъятен — от трудов античных философов, размышляющих об искусстве, до рефлексивных текстов художников последних десятилетий. Ограничимся упоминанием принципиально важных для нас исследований, сделанных в XX веке. Во-первых, исследования, затрагивающие проблематику бытования художественного произведения, — это и утверждение онтологического статуса искусства, наряду с терапевтической функцией бытия как такового, произведенное М. Хайдегтером, и семиотический анализ процессов взаимодействия между произведением искусства и реципиентом, сделанный Ю. М. Лотманом, и многие другие. Во-вторых, это работы в русле психоаналитической традиции: А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг и др. обращались к искусству как к источнику душевного здоровья как в теории, так и в практике терапии. В-третьих, интерес для данного исследования представляют также самоописания и манифесты деятелей современного искусства — декларации А. Арто и Дж. Морено, Л. Арагона и А. Бретона, Дзиги Вертова и С. Эйзенштейна, К. Кизи и О. Хаксли и другие, которые содержат представления о терапевтичности искусства.

Далее отметим работы, непосредственно посвященные арт-терапии. Это преимущественно западные исследования, выполненные такими авторами как Т. Дэлли (Dally), М. Наумбург (Naumburg), Д. Валлер (Waller), Р. Вольф (Wolf), Э. Зирер (Zierer). В отечественной литературе количество работ по этой теме невелико, и выполнены они, в основном, в ключе клинического, «медицинского» подхода (М.Е. Бурно, Р.Б. Хайкин), что достаточно сильно противоречит идеологии арт-терапии. В последнее время появляются издания, призванные ознакомить психотерапевтическое сообщество с западными моделями арт-терапевтической работы (А.И. Копытин, В.Н. Никитин), но и они ограничиваются краткой историей возникновения этой практики как разновидности психотерапии и, в лучшем случае, констатируют ее мультидисциплинарный характер и ставят вопрос о ее адаптации к российским реалиям.

Однако, обращения к практике арт-терапии, а также корпусу «теоретических» представлений рассыпаны во множестве различных работ. Это, в первую очередь, исследования, сделанные в рамках культурно-исторической концепции, начатые JI.C. Выготским и продолженные Ф. Е. Васшпоком, А. Н. Леонтьевым, М. К. Мамардашвили, А. А. Пузыреем и др., в которых рассматриваются процессы художественного творчества и восприятия произведений искусства как один из модусов человеческого бытия. Тематика, непосредственно близкая арт-терапии, служила и одной из предметных областей, на базе которых развивалась методология современной отечественной психологии6.

Комплексный характер арт-терапии приводит к необходимости осмысления ее становления в контексте культурной ситуации XX в., попыткой которого и является данное исследование.

Методологические основания и источники исследования. Методология исследования предполагает историчность, культурологическую конкретность, ограничение психологического абсолютизма, то есть попыток внеконтекстуального и внеисторического применения концептуального аппарата и представлений какой бы то ни было психологической школы и традиции. Она определяется единством генетического, структурно-функционального и герменевтического подходов, включает элементы куль.

6 А. А. Пузырей, анализируя «психологию искусства» JI.C. Выготского, предложил, в качестве основы для построения «новой психологии», те методологические основания и мыслительные ходы, которые Выготским были созданы именно применительно к «психологии искусства». турно-исторической концепции развития психики JI.C. Выготского, а также принцип единства организационно-практического и содержательного.

Источники могут быть разделены на несколько групп.

Первую группу составляют работы, в которых анализируется культурная ситуация современности. Среди исследователей культуры XX в. — Р. Барт, Ж. Деррида, X. Ортега-и-Гассет, М. Фуко, К. Ясперс, а также отечественные авторы, такие как A.JI. Доброхотов, М. К. Мамардашвили, В. А. Подорога, В. М. Розин.

Во вторую группу входят труды, связанные с пониманием роли искусства в современной культуре и в жизни человека — Т. Адорно, В. Бенья-мина, Ж. Лакана, 3. Фрейда, К. Юнга и др. Большое значение в этой связи имеет российская традиция культурно-исторической концепции JI.C. Выготского, продолжаемая такими исследователями, как Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, А. А. Пузырей.

Третью группу составляют исследования психотерапии как определенной исторической социально-идеологической функции, а не просто раздела «естественной медицины» (Ж. Бодрийяр, Р. Лэйнг, М. Фуко), и исследования революционаристской функции, принятой на себя и искусством, и психотерапией в XX в. (Л. Арагон, С. Дали, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, 3. Фрейд, Э. Фромм).

Четвертая группа возникает в связи с поисками вариантов решения задачи адаптации арт-терапии. Это такие работы, которые выходят на проблематику идеологической и концептуальной основы психотерапевтических практик, а также на необходимость анализа «образа человека», имплицитно присутствующего в каждой из них (А.Л. Венгер, Е. Т. Соколова, Е. А. Спиркина и др.).

Пятая группа связана с исследованиями антропологических проектов. Здесь для нас являются значимыми работы Ж. Делеза, М. Фуко, а также О. И. Генисаретского, В. А. Подороги, В. М. Розина и С. А. Смирнова, которые не просто ставят проблему предельности и пограничности привычных «идей человека», но и пытаются задавать новые горизонты его развития. В этом же ракурсе представляют интерес труды антипсихиатров (Т. Зац, Р. Лэйнг), являвшихся проводниками новых «образов человечности», возникших в молодежном движении 60-х гг., в профессиональное сообщество западных психотерапевтов.

Цель исследования. Целью диссертации является построение структуры арт-терапии как социокультурного и психотехнического объекта.

Задачи исследования.

1. Обосновать необходимость осмысления арт-терапии как гетерогенного объекта.

2. Описать историю возникновения и становления арт-терапии.

3. Обобщить практический опыт и опыт исследования арт-терапии.

4. Рассмотреть «образ человека», который имплицитно, скрыто содержится в психотерапевтическом концепте арт-терапии.

5. Осуществить анализ элементов, конституирующих арт-терапию (узел: современное искусство — психология/психотерапия — маргинальные религиозные, этнические и социально-специфические группы и движения).

6. Исследовать арт-терапию в контексте культурной ситуации XX вв. (круг значимых тем и интересов образованной и активной в социокультурном отношении публики), социальной ситуации XX века (в том числе — ситуации взаимодействия социально активных групп и сообществ), психоанализа и пост-психоаналитических доктрин, языка самоописания искусства, современной философии и социальной мифологии.

7. Рассмотреть взаимосвязи и отображения друг в друге различных социальных, культурных, художественных и политических явлений (указанных выше).

8. Показать, что арт-терапия сама является соединением этих элементов и практик.

9. Определить место арт-терапии в современной культурной ситуации, с одной стороны, и в практике психотерапии, с другой.

10. Рассмотреть развитие арт-терапии в России в аспекте ее предпосылок, существовавших в начале XX века, и в плане попыток ее воссоздания в последние десятилетия.

11. Проанализировать отечественную ситуацию с точки зрения поиска органичных источников для «выращивания» арт-терапевтического, и необходимых путей для создания основы методологического концепта практического развития арт-терапии.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

• обобщается опыт исследования арт-терапии;

• арт-терапия рассматривается в качестве психологической практики;

• обосновывается положение о том, что арт-терапия является не только разделом психотерапии, но и частью целого ряда совершенно иных гуманитарных практик (от политики до современного искусства);

• осуществляется анализ элементов, конституирующих арт-терапию;

• вводится представление об арт-терапии как об одной из «точек роста» или «зон развития» психотерапии и современной культуры в целом, требующих новых представлений и о психическом, а также о психологии и психотерапии как таковых;

• определяется место арт-терапии в современной культурной ситуации, с одной стороны, и в практике психотерапии, с другой.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обусловлена анализом генетических, структурообразующих, функциональных и бытийственных свойств гуманитарных практик XX века, и заключается в возможности использования полученных в ней результатов для понимания и практического развития современной психологии и психотерапии.

Исследование взаимопроникновения гуманитарных практик, представленного в феномене арт-терапии, и позволяет, и требует охватить широкое поле современной культуры и гуманитарной реальности. Выводы диссертации могут стать основой для осмысления места и роли психологии и психотерапии в современной культуре.

Практическое значение работы заключается, во-первых, в определении практической, а не только теоретической и культурологической, необходимости реконструкции контекста бытования арт-терапии, то есть организационных усилий, направленных на преодоление изолированного существования арт-терапии в России, практического включения ее в пространство взаимной кооперации других практик и сообществво-вторых, в обозначении необходимых условий, исключающих произвольное и изолированное от общего контекста культуры использование элементов искусства и квалификации этого как арт-терапии.

При этом не умаляется значение психотерапии как части медицины, но вскрывается необходимость введения арт-терапии в гораздо более широкий круг практического и идейного взаимодействия. Опыт настоящего исследования может быть положен в основание построения проекта арт-терапии с учетом российских реалий.

Апробация работы. Основные положения и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, обсуждались и предъявлялись на красноярских музейных Биеннале в 1999 г.: на мастерской креативной антропологии О. И. Генисаретского и семинаре по ритмическому взаимодействию и новым технологиям в искусствев 2001 г. — на мастерской «Ритмическое взаимодействие и его использование в арт-терапии и других гуманитарных практиках». Кроме того, ряд идей был использован при проведении организационных тренингов, например, с креативными работниками политических кампаний в 2000;2003гг. Результаты исследования получили также практическое применение в занятиях арт-терапией, проводимых автором в гимназии «Утро» г. Москвы с 2001 г.

Структура работы определена целями и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 228 наименований, в том числе 25 работ на иностранных языках.

В первой главе «Узел: современное искусство — психология/психотерапия — маргинальные религиозные, этнические и сексуальные группы и объединения, — как конституирующий элемент арт-терапии» проводится анализ арт-терапии как сложного гетерогенного объекта, не исчерпывающегося представлениями о терапевтической роли искусства. Вскрывается структура арт-терапии, представляющая собой сверток взаимопересекающихся и взаимоотображающих разнородных и разномасштабных явлений. В качестве одного из конституирующих элементов арт-терапии выделяется «узел»: современное искусство — психология/психотерапия — маргинальные религиозные, этнические и сексуальные социальные группы, «движения» и т. п. образования.

В первом параграфе «История становления арт-терапии» исследуются истоки арт-терапии, такие как: дворянская педагогика, светский и домашний образ жизни культурного человека XIX в.- художественное творчество в психиатрических клиникахнекоторые психотерапевтические подходы начала XX в.,. непосредственно связанные с искусством (психодрама Дж. Морено, К. Г. Юнг) и арт-педагогика.

Во втором параграфе «Влияние маргинальных религиозных, этнических и сексуальных групп и объединений на развитие арт-терапии» рассматриваются различные маргинальные этнические, религиозные и сексуальные сообщества как образования, во многом инициировавшие возникновение арт-терапии, а также и по сей день поддерживающие ее существование. Анализируется влияние на арт-терапию некоторых оккультных течений как в прикладно-техническом ключе («приемы»), так и, отчасти, в концептуальном и идеологическом.

Третий параграф «Сегодняшнее положение дел» посвящен анализу актуального существования арт-терапии в пространстве «экзотических» психопрактик (юнгианская психосинтетика, астрологопсихоаналитическая традиция, таро, этнические практики и т. д.) и в качестве элемента образа жизни некоторых сообществ.

Во второй главе «Узел: современное искусство — психология/психотерапия — маргинальные религиозные, этнические и сексуальные группы и объединения, — как один из важнейших системообразующих элементов «Новейшего времени» «рассматривается культурная и социальная ситуация XX века (начиная с 80-х гг. XIX в.). Анализируется ряд новых феноменов, возникших с началом XX века в культуре и обществе. Это, прежде всего, различные доктрины (психоанализ, пост-марксистский ре-волюционаризм, движение за права меньшинств и т. п.) и наиболее яркие и показательные направления в современном искусстве (от футуризма, сюрреализма и ситуационизма — до поп-арта и постмодерна). Обосновывается тезис о том, что взаимопересечения и взаимопереходы этих разнородных элементов обуславливают специфику новейшего времени — от моды и культурной актуальности до международного права.

Первый параграф «Своеобразие культурной ситуации XX века» посвящен философскому анализу культуры XX века. Выделяются ключевые моменты, на пересечении которых образовывался «образ современности» и основные идеологические и формальные «элементы современности». Рассматриваются общие процессы, происходящие в культуре, на примере философии, науки, искусства и психотерапии. Показывается их интегральный характер. Выделяется творческая, созидающая роль России «серебрянош века» в становлении общеевропейской культурной ситуации. Прослеживается начало ее «отрыва» и изоляции от западного контекста становления различных «новообразований», характеризующих эпоху. Выделяются их последствия в плане необходимости реконструирования, «распредмечивания» многих явлений (в том числе и психотерапевтических практик), вынужденно лишившихся органичного существования в пространстве отечественной культуры, при попытках их воссоздания.

В третьей главе «Взаимосвязи и отображения» исследуются взаимовлияния различных доктрин, практик и сообществ, члены которых являлись их носителями, определяющие специфику «новейшего времени». Если в предыдущей главе речь шла о новых феноменах, возникших с началом XX века в культуре и обществе, то в этой части исследуется процесс их взаимодействия и взаимопересечения, в результате которого и по «персональному» составу, и по общей идеологии они оказываются почти идентичными. Анализ этого «переплетения» является значимым как для понимания общей культурной и социальной ситуации XX века, так и для исследования формирования арт-терапии.

В первом параграфе «Культурная ситуация XX в. как предмет общественного обсуждения» анализируются представления о социальной ситуации XX века, психоанализ и пост-психоаналитические доктрины, язык самоописания искусства, современная философия и социальная мифология, как актуальные и одновременно присутствующие в публичном пространстве предметы общественного обсуждения. Они появляются практически синхронно и как взаимосвязанные у целой плеяды литераторов, публицистов, философов и психологов. Рассматривается общая «исследовательская установка», возникшая в XX веке и характеризующаяся отказом от канонов классической рациональности.

7 Г. Гессе, С. Дали, П. Клее, Т. Манн, X. Ортега-и-Гассет, 3. Фрейд, К. Г. Юнг и т. д.

Во втором параграфе «Ситуация социальной мысли в XX в.» рассматриваются социально активные сообщества — группы политиков и революционеров, психоаналитики и пост-психоаналитики, деятели авангардного искусства, философские, околофилософские и оккультные крути и кружки — как пересекающиеся образования, зачастую представленные одними и теми же персонами8. Как существенный признак социокультурной ситуации начала XX века выделяется претензия на социальную активность различных сообществ. В этой связи подчеркивается, что арт-терапия и зарождалась в контексте социальной активности психотерапевтов, и по сей день находится на «переднем фланге» различных социальных движений.

В третьем параграфе «Взаимосвязи и отображения искусства, философии, психоанализа/психотерапии и социальных доктрин» исследуется проникновение «актуальных тем эпохи» в философские построения, в поле психоанализа и в язык самоописания искусства. Анализируется также участие художников, философов и психотерапевтов в становлении и развитии различных социально-политических доктрин. Делается вывод, что взаимопересечения и взаимопереходы доктрин и концепций позволяют говорить о существовании некоторых «сквозных» тем XX века, задающих своего рода «тематический горизонт» современного общественного сознания, без удержания которого работа в различных современных гуманитарных областях становится проблематичной. Рассмотрению арт-терапевтических практик в пространстве пересечения этих тем и посвящено данное исследование.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы и обозначены проблемные и перспективные направления дальнейшего исследования.

8 Так, например, немецкую социал-демократию, психоаналитическое сообщество и «Лигу сексуальных реформ» представляли одни и те же люди.

Заключение

.

Исследование арт-терапии приводит нас к выводу, что она не является «классической» (в смысле образцов знания и прикладных практик XIX века) ни как «практика», ни как корпус знаний. (Отдельно должно быть сказано об «акасиологии» арт-терапии, ее системе ценностей.).

Как практика, она является «открытой»:

1) Использует элементы традиционного и современного искусства (живопись, домашнее музицирование, импровизационное музицирование, спонтанный танец и т. п.),.

2) Сама разрабатывает приемы, становящиеся фактически жанрами современного искусства (спонтанный театр Дж. Морено, «автоматическое письмо» и т. п.),.

3) А также аккумулирует традиционные практики «домашнего театра», «артистического салона», характерные для дворянской педагогики и образа жизни XIX века.

Как корпус знаний, арт-терапия также является «открытой»:

1) Она использует концептуальные элементы традиционной и современной психотерапии и психологии. В силу того, что современное концептуальное оформление психотерапии в целом все дальше уходит от канонов «классической теории», и, тем более, от канонов «естественно-научной теории», а арт-терапия заостряет и подчеркивает этот процесс, при анализе этого корпуса представлений, который все больше претендует на фактически философский статус, возникает самостоятельная философская проблема.

Концептуальное оформление психотерапии и арт-терапии все больше приобретает вид философского дискурса и, как таковой, он оказывает влияние и на философско-гуманитарный дискурс в целом, и становится своего рода языком для описания гуманитарного вообще.

2) Разрабатывает собственные концептуальные представления, становящиеся фактически философскими способами описания человека (человек как «воля к смыслу», человек как «необходимость самореализации», судьба человека как «личностный рост» и т. д.).

3) Аккумулирует различные концептуально-идеологические представления, которые являлись к началу XX века достаточно маргинальными: идеологию либертарианского революционаризма, оккультизма, теои антропософию, элементы не-европейских идеологий.

Кратко — об арт-терапии как о системе ценностей.

Во-первых, арт-терапия чрезвычайно гибко работает со всеми приемами и возможностями современного искусства, признавая современное искусство не только самодовлеющей ценностью, но, скорее, рассматривая его в контексте потенциальной возможности человеческой самореализации и в качестве возможной базы образа жизни, ориентированного на самореализацию человека, а не на его социальное функционирование.

Во-вторых, арт-терапия содержит в себе и признает ценным определенный «образ человека», который далек как от культа западного комфорта, так и от культа восточных империй и характерного для них культа «отношений» — «дружеских», «родственных» и т. п.

В-третьих, образ человека, имплицитный арт-терапии — образ самореализующегося человека, «реализация» которого состоит не столько в опредмечивании и «оиещнении» его способностей и возможностей в виде «продуктов», имеющих коммерческую или «социокультурно санкционированную» ценность, сколько в создании возможностей для гармонизации внутреннего мира, «душеустройства» и примирения с собою и миром.

В этом смысле, арт-терапия является проводником и ретранслятором многих традиционных ценностей — таких, как невмешательство в выбор судьбы и жизни, милосердие, отношение к навыкам и знаниям не как к вещам полезным, но как к должным, «императивным» для человека.

Мы предполагаем разработку принципов, изложенных в данной работе в дальнейших исследованиях современных отечественных и зарубежных инициатив в области арт-терапии, прежде всего в философско-кулыурном и философско-антропологическом отношении. «Новая волна» отечественной арт-терапии (прежде всего, разработки музейной педагогики и различных негосударственных терапевтических групп) нуждаются именно в философском осмыслении, а не только в практико-методической систематизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. — СПб.: Питер, 2003.
  2. Т. В. Избранное: Социология музыки / Пер. с нем. М., СПб.: Университетская книга, 1998.
  3. Т. В. Философия новой музыки / Пер. с нем. М.: Логос, 2001.
  4. Т. В. Эстетическая теория / Пер. с нем. М.: Республика, 2001.
  5. Д.А. Анализ героя «мысли» Л.Андреева (К вопросу о параноидной психопатии) // Современная психиатрия. -1915. № 5. С. 223−250.
  6. Д. А. Психопатология Раскольникова как одержимого навязчивым состоянием («Преступление и наказание» Достоевского) // Современная психиатрия. 1915. № 9. — С. 373−388.
  7. Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века. Антология / Пер. с анг. Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одиссей, 1997.
  8. Л. Сюрреализм. М.: Высшая школа, 1972.
  9. Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М.: ГИТИС, 1994.
  10. А. Театр и его Двойник / Пер. с фр. СПб.: Симпозиум, 2000.
  11. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А. И. Копытина -СПб.: Речь, 2002.
  12. . История истории искусства: От Вазари до наших дней / Пер. с фр. М.: Прогресс — Культура, 1994.
  13. В. Карл Густав Юнг: парадоксы жизни и творчества. Предисловие / Юнг КГ. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. — С. 6−24.
  14. Д.П. Декларация независимости киберпространства // Компьютерра, 1997, № 29 (206), С. 22.
  15. Батракова С.П., Jle Корбюзье: утопия и реальность архитектуры / Западное искусство. XX век. М.: Изд-во «Наука», 1978. — С.121−148.
  16. Ф.В., Ярошевский М. Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека / Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.- М.: Наука, 1989. С. 418−439.
  17. Д.Г. Гурджиев. Путь к новому миру / Пер. с анг. М., 2001.
  18. Беннетт Д. Г Духовная психология / Пер. с анг. М., 1998.
  19. Д.Г. Общины нового века (New Age Community) / Пер. с анг.-М., 2001.
  20. Д. Г. Свидетель или история поиска / Пер. с анг. М., 1999.
  21. Л.Г. Эпистемология искусства. М.: Русский мир, 1997.
  22. У. С. Голый завтрак: Роман / Пер. с анг. — М.: Глагол, 2000.
  23. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. I-IV.
  24. В.М. Достоевский и художественная психопатология // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 2. -С. 119−131.
  25. И.А. Сон В.М. Гаршина. Психоневрологический этюд к вопросу о самоубийстве // Независимый психиатрический журнал.- 1993. № 1,2.-С. 95−100.
  26. Боброва С, Одноколенко О. Влюбленный Эйнштейн / Итоги. — 21.09.2002. № 29 (267).
  27. Я.А. Преступный аффект как условие невменяемости. -М., 1893.
  28. Н. и Лебединский Л. Против нэпманской музыки (цыганщины, фокстрота и т. д.). М.: Гос. Изд-во Музыкальный сектор, 1930.
  29. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  30. А. Петербургские «русские» школы и распространение грамотности среди рабочих в первой половине XVIII века. Л., 1957.
  31. .Э. Эрозия «вековечной» философии (критика неотомизма). — М.: Мысль, 1973.
  32. . Место слабых в душе современного мира // Наука и жизнь, 1990, № 8,-С. 111−115.
  33. В.П. Внешкольное образование народа. Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы.-М., 1896.
  34. Э.А. К вопросу сходства патологического художества с современным декадентским искусством / Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. II. — С. 671−679.
  35. А. Психотерапия: западная теория и российская практика // Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 1 (40). — С. 518.
  36. .А. «Пантеон мозга» Бехтерева и «Институт гениального творчества» Сегалина // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. № 1. — С. 51−52.
  37. В.В. Дегенераты и их общественное значение // Отчеты Московского общества невропатологов и психиатров за 1901−1902 гг. -М., 1902.-С. 9−10.
  38. Воспоминания о серебряном веке / Под ред. В. Крейда. М.: Республика, 1993.
  39. Т. Электропрохладительный кислотный тест: Роман / Пер. с анг. СПб.: Азбука-Терра, 1996.
  40. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
  41. JI.C., Лурия А. Предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону принципа удовольствия» / Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. -М.: Просвещение, 1989. С. 29−36.
  42. П.П. Человек и история в экзистенциальной филосо-* фии Карла Ясперса / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-С. 5−26.
  43. М. Русский способ. Терроризм и масс-медиа в третьем тысячелетии. М.: Изд-во ОРТ. 1 канал, 2003.
  44. О.И. Культурная политика после и вместо авангарда // Комод (журн.), Екатеринбург, 2000. № 9. — С. 17−24.
  45. О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения. М.: Путь, 2001.
  46. Р. Жан Ванье и его последователи // Наука и жизнь. -1990. № 8.-С. 110−111.
  47. Дж. Целительные звуки / Пер. с анг. М.: София, 2003.
  48. Д. Зубр. Эта странная жизнь. СПб: Гуманитарный унт профсоюзов, 1998.
  49. Грэндин 1Скариано М. М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Пер. с анг. М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  50. А., Дали С, Лорка Ф., Сальвадор Дали / Пер. с исп. — М.:1. Эксмо, 2003. j '
  51. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Пер. с нем. -СПб.: Питер, 2003.
  52. М.И. По следам СС в Тибет. — СПб.: Нева, 2004.
  53. Деррида Ж, Эссе об имени / Пер. с фр. — М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998.
  54. A.JI. Данте Алигьери. М.: Мысль, 1990.
  55. А. Л. Идейные контексты «Рождения трагедии» // «НЛО», 2001. № 50.
  56. И.Д. Очерки по анализу творчества Н.В.Гоголя. Москва-Петроград, 1923.
  57. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Педагогика, 1978.
  58. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М.: Политиздат, 1990.
  59. Е.В. Восток на Западе. М.: Наука, 1970.
  60. В.К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психоt логии», 2002.
  61. А. Быть собой // Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки: Роман / Пер. с анг. СПб.: Азбука-классика, 2004., с. 5−20.
  62. П.М. О задачах патографической работы // Памяти Петра Борисовича Ганнушкина. Труды психиатрической клиники первого ММИ.- 1934. № 4. С.411−415.
  63. А.Я. На подступах к общей теории искусства. М.: Изд-во ГИТИС, 1995.
  64. В.В. Эстетическая концепция звукозрительного контрапункта у Эйзенштейна / Взаимодействие и синтез искусств. Ленинград: Наука, 1978.-С. 168−182.
  65. К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М.: Але-тейа, 1997.
  66. Я.Ф. Плюшкин психологический разбор его // Вопросы философии и психологии. — 1902. № 63. — С. 796−813.
  67. П.И. Творчество душевно-больных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. М.-Лгр.: Главнаука и ГИЗ, 1926.
  68. П. Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с анг. М.: Класс, 1998.
  69. Кизи К Пролетая над гнездом кукушки: Роман / Пер. с анг. -СПб.: Азбука-классика, 2004.
  70. П.И. Иван грозный и его душевное состояние. -СПб., 1901.
  71. Р. Идея истории / Пер. с анг. М.: Наука, 1980.
  72. М.И. Дон-Кихот, как цельная патологическая личность // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. -1905. № 4.-С. 305−318.
  73. Н.А. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982.
  74. А.И. Теория и практика арт-терапии С.Пб.: Питер, 2002.
  75. X., Кэхеле X., Изучение результатов психотерапии // Психологический журнал. Т. 16. № 3. 1995. — С. 103−107.
  76. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения (Воображение в норме и патологии). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1975.
  77. Г. М., Лернер В. Е., Вицтум Э. Болезнь Н. В. Гоголя и его путешествие к святым местам // Независимый психиатрический журнал. 1996. № 1. — С. 63−71.
  78. А. Дегенераты у власти. М.: Мед. работник, 1941.
  79. П. Современный психоанализ. СПб.: ВЕИП, 1997.
  80. Ле Гофф, Интеллектуалы в средние века / Пер. с фр. М.: Аллегро-Пресс Долгопрудный, 1997.
  81. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. М.: Прогресс, Универс, 1994.
  82. Ц. Гениальность и помешательство. Параллель меж, ду великими людьми и помешанными. Спб.: Изд. Ф. Павленкова, 1892.
  83. А. Терапия, которая использует язык тела (Биоэнергетика) / Пер. с анг. СПб.: Речь, 2000.
  84. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1991.
  85. А. / Революция Искусство — Дети: Мат. и док. В 2 ч. -4.1. 1923−1927.-М., 1987.9 '
  86. Р. Я и другие / Пер. с анг. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  87. Р. Расколотое «Я» / Пер. с анг. — СПб.: Белый Кролик.1995.
  88. Г. Голем: Роман / Пер. с нем. СПб.: Азбука, 2000.
  89. Г. На сценах Нового Света. Театральное искусство США / Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. З. Музыка. Театр. Кино. -М.: Аванта+, 2003. С. 351−356.
  90. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, Культура, 1992.
  91. М. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.
  92. М. К., Пятигорский, А М. Символ и сознание.
  93. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  94. Г., Манн Т. Эпоха. Жизнь. Творчество. Переписка. Статьи / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1998.
  95. Т. Доктор Фаустус: Жизнь немецкого композитора Адриана Леверюона, рассказанная его другом: Роман / Пер. с нем. М.: Республика, 1993.
  96. Маргинальное искусство / Сост. и ред. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  97. Г. Эрос и цивилизация / Пер. с анг. М.: ООО Издательство ACT, ЗАО НПП ЕРМАК, 2003.
  98. Г. Быть и иметь / Пер. с фр. Новочеркасск: Изд. агентство САГУНА, 1994.
  99. М. Использование арт-терапии в формировании идентичности подростка / Практикум по арт-терапии СПб.: Питер, 2001. — С.175−196.
  100. А. Александр Меламид: исповедь попа-расстриги //т Художественный журнал, №#2004. С. 11−14.
  101. А. С. Маргинальное искусство М.: Изд-во МГУ, 1999.
  102. А. С. Философия маргинальных явлений // Полигнозис 2000. № 2. -С.115−117.
  103. В.П., Фомичева И. В. Общественно-педагогическое движение в России в годы первой мировой войны. — Воронеж: ИММиФ, 2003.
  104. Я.В. Исус Христос как тип душевнобольного // Клинический архив гениальности и одаренности. — 1927. Т.З. № 3. — С. 243−252.
  105. Я.В. Материалы к патографии Пушкина // Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. Т.1, № 2. — С. 122−46.
  106. А.Б. 2 курс лекций по астропсихологии / курс лекций, прочитанный в ДК им. Горбунова в 1992 г. М., 1993.
  107. А.В. О Томасе Манне / Манн Т. Доктор Фаустус: Роман / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 5−12.
  108. М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (середина XIX — начало XX вв.): Монография / Российская академия обр. Ин-т теор. педагогики и мир. исслед. в обр. — М., 1993.
  109. Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации / Пер. с анг. М., s 1958. t 119. Морено Джакобо. Театр спонтанности / Пер. с анг. Красноярск, Фонд ментального здоровья, 1993.
  110. Н.И. Нейрастения и дегенерация // Архив психиатрии. -1888. № 1.- С. 49−67.
  111. С.С., Парадигмы исторического сознания в России начала века // Философские исследования. 1993. № 3. — С. 154−186.
  112. В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. М.: Когито-Центр, 2003.
  113. В.П. Болезнь и смерть Ленина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 1. — С. 141−149.
  114. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Пер. с исп. -М.: Искусство, 1991.
  115. Т. А. Культура России и просвещение народа во второй половине XIX — начале XX вв. / Рос. Ин-т культурологии. — М., 2001.-С. 229−256.
  116. Пензин A. Made in France, eaten in Russia: постструктурализм на последнем дыхании // Художественный журнал. — 2001. № 37/38. — С. 4751.
  117. Ф. Внутри и вне помойного ведра / Пер. с анг. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  118. Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальтте-рапии / Пер с анг. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  119. В.И. Музыкальная психотерапия / Рос. Фонд гума-нит. Исслед. -М.: Композитор, 1997.
  120. О. Почему погибнет Америка. — М.: Русский Вестник, 1999.
  121. О.В., Жвитиашвили Н. Ю. «Шаг навстречу». Программа творческого развития детей с «проблемами» в условиях художественного музея. СПб.: Санкт-Петербург, — 1997.
  122. Г. И. Депрессия Тургенева в свете психоанализа // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. Т.4. № 3. — С. 55−66.
  123. В.М. Малая история искусств. М.: ИСКУССТВО, 1991.
  124. Ю.В. О труде В.Ф.Чижа «Император Павел 1″ // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 4.-С. 175−178.
  125. Ю.В. По поводу патографий Н.А.Некрасова и А. А. Фета // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 3.-С. 171−176.
  126. Г. Г. Русское искусство начала XX века. Судьба и облик России. М.: Изд-во Наука, 2000.
  127. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина, СПб.: Питер, 2001.
  128. П.А. Нервно- и душевно-больные как объект культа // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1911. № 3. — С. 129−154.
  129. Психология цвета. Сб. / Под ред. С. Н. Иващенко /Пер. с анг. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1996.
  130. A.M. Философия одного переулка: Роман. — М.: Прогресс, 1992.
  131. Д.Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом БАХРАХ, Т.1. 1999.
  132. В. Психология масс и фашизм / Пер. с анг. — СПб.: Университетская книга, 1997.
  133. В. (Борис Савинков) Рассказы террориста // Nicotiana aristocratica (журн.). 2003. № 1. — С. 132−137.
  134. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с анг. М.: Прогресс, 1993.
  135. В.И. Тургенев и Чехов в изображении галлюцинаций // Клинический архив гениальности и одаренности. 1927. Т.З. № 3. — С. 181−203.
  136. А. Предисловие / Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995. — С. 7−41.
  137. Ю.В. Энциклопедия модернизма. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  138. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. обществе / Сост. Р. А. Гальцева -М.: Политиздат, 1991.
  139. Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов. М., 1971.
  140. Д.В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский. — М.: Издательство Галарт, 1994.
  141. Г. В. Институт гениального творчества. Проект организации международного института по изучению гениального творчества // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. № 1. — С. 53−60.
  142. Г. В. Сиптоматология творческих приступов у гениальных эпилептиков // Клинический архив гениальности и одаренности. — 1927. Т.З. № 2. С. 101−137.
  143. И.Е. Мозг гения // Человек (журн.), 1999. № 4−5.
  144. К.А. Симптом „Иллюзия уже виденного“ как творческий симптом // Клинический архив гениальности и одаренности. — 1925. Т.1. № 2. — С. 111−121.
  145. Е. Современные варианты дошкольного образования, или Как выбрать детский сад // Современный ребенок: проблемы и радости воспитания М.: Прагматика культуры, 2005.
  146. Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Изд. центр Академия, 2002.
  147. Сокулер 3. Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени / Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. -СПб.: Университетская книга, 1997. С. 5−20.
  148. Ю. Поливалентный человек // Наука Урала. 1992. № 12.-С. 4−5.
  149. М. Посмертная диагностика гениальности. М.: АГРАФ, 2001.
  150. Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал.- 1994. Т.15. № 6.-С. 121−128.
  151. В., Лукач, Бахтин и другие / Бахтинский сборник. Вып.З. М.: Лабиринт, 1997. — С.21−55.
  152. B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  153. ПД. В поисках чудесного. СПб.: Издательство Чернышева, 1992.
  154. ПД. Психология возможной эволюции человека / Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990. — С. 383−447.
  155. ПД. Четвертый путь: Запись бесед и ответов на вопросы, касающиеся доктрины, основанной на учении Г. И. Гурджиева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
  156. Успенский ПД. Tertium Organum. Спб.: Андреев и сыновья, 1992.
  157. Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Федоров Н. Ф. Соч. М.: Прогресс, 1982.
  158. О. Эвропатология и евгеника // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. № 1. — С. 47−51.
  159. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Пер. с нем. М.: Наука, 1989.
  160. Э. Иметь или быть? / Пер. с анг. М.: Прогресс, 1990.
  161. Фуко М Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с фр. — М.: Праксис, 2002.
  162. М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. -СПб.: Университетская книга, 1997.
  163. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник / Пер. с анг. -М.: Сфера, 1997.
  164. Р. Лечить рисованием // Наука и жизнь. 1990. № 1. — С.38.41.
  165. М.И. Болезнь и творчество Врубеля с психопатологической точки зрения // Клинический архив гениальности и одаренности. — 1925. Т.1. № 2. С. 56−64.
  166. М.И. Шизофрения и одаренность // Клинический архив гениальности и одаренности. 1929. Т.5. № 1. — С. 63−68.
  167. Чиж В. Ф. Значение Болезни Плюшкина (По поводу статьи Д-ра Я. Каплана „Плюшкин психологический разбор его“) // Вопросы философии и психологии. — 1902. Кн. 4. — С. 872−888.
  168. Чиж В. Ф. Пушкин как идеал душевного здоровья / Оттиск из Ученых Записок Юрьевского университета. 1899.
  169. Я. Душевная болезнь царя Ивана Васильевича-4, Грозного // История первых медицинских школ в России. СПб., 1883.
  170. К. Интродукция / Адорно Т. В. Философия новой музыки / Пер. с нем. М.: Логос, 2001. С. 7−36.
  171. Р. О Давиде Выгодском переводчике „Голема“/ Майринк Г. Голем: Роман / Пер. с нем. — СПб.: Азбука, 2000. — С. 324−329.
  172. Н. Чехов, как реалист-новатор // Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 79.
  173. Шах-Азизова Т. К. Синтетизм драматического театра / Взаимодействие и синтез искусств. — Ленинград: Наука, 1978. С.55−67.
  174. А.И. Общественно-педагогическое движение как фактор формирования государственной образовательной политики России 6080 гг. XIX в. Автореф. дис. канд. пед. Наук / СПб. гос. ун-т пед. м-ва. СПб, 1996.
  175. Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности / Пер. с нем. Ереван: Издательство НОЙ, 1991.
  176. Р. Очерк тайноведения / Пер. с нем. — Л.: Эго, 1991.
  177. А.В. Патографический очерк о Данииле Хармсе // Независимый психиатрический журнал. 1996. № 2. — С. 74−78.
  178. С. Психологические вопросы искусства. М.: Смысл, 2002.
  179. М. Аспекты мифа / Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2001.
  180. М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / Пер. с анг. К.: София, М.: ИД Гелиос, 2002.
  181. А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с анг. СПб.: Изд-во Сова- М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  182. A.M. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Гарант, 1996.
  183. A.M. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. М.: Гнозис- Прогресс — Комплекс, 1994.
  184. Юнг КГ. Воспоминания, сны, размышления / Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник / Пер. с нем. М.: Практика, 1996.
  185. Юнг КГ. Ответ Иову / Пер. с нем. М.: ООО Издательство ACT- Канон+, 2001.
  186. Юнг КГ. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. — М.: Канон, 1994.
  187. Р. Работы по поэтике: Переводы. — М.: Прогресс, 1987.
  188. Ясперс К Смысл и назначение истории / Пер. с нем. — М: Политиздат, 1991.
  189. American Psychological Association. Guidelines for providers of psychological services to ethnic, lingvistic and culturally diverse populations // American Psychologist. 1993. N48. — P. 45−48.
  190. Bennett D.G. Spiritual Psychology. Lakemount, Georgia: SCA Press, 1974.
  191. Bosse G.» Kassel V., Musikkultur in der Bundesrepublik Deutsch-land. Symposion Leningrad. Leningrad, 1990.
  192. Case C., Dally T. The handbook of art therapy. London and New York: Tavistok/Routledge, 1992.
  193. Chace M. Dans as an adjunctive therapy with hospitalized children // Bulletin of the Menninger Clinic. 1953. N17. — P. 219−255.
  194. Corsini R.J., Historic background of group psychotherapy: A critique // Group psychotherapy. 1955, N8. — P. 219−225.
  195. T. (Ed.). Art as therapy London and New York: Tavistok/Routledge, 1994.
  196. Donnenberg D. Art therapy in a drug community // Confin. Psy-chiat. 1978. Vol. 21. N1−3. — P. 37−44.
  197. Fripp R. The Act of Music. London: Guitar Craft Services, 1989.
  198. Kerouac J. On the road N.Y.: New American Library publishes Signet, Mentor, Classic, Plam & Meridian Boocs, 1957.
  199. Kretschmer E. The Psychology of Men of Genius. London, 1931.
  200. Landgarten H.B. Clinical Art therapy: A Comprehensive Guide. — N.Y.: Brunner/ Mazel, 1981.
  201. Mercier Alain. Les sourse esoterques et occultes de la poesie sym-boliste (1870−1914).-Paris, 1969. T. 1−2.
  202. Milner J. Symbolists and Decadents. — London: Studio Vista Pic-tureback, 1971.
  203. Naumburg M. Dynamically oriented art therapy. Its principles and practice. — New York: Grune and Stratton, 1966.
  204. Naumburg M. An introduction to art therapy: studies of the «Free» art expression of behavior problem children and adolescents as a means of diagnosis and therapy. New York and London: Teachers College, Columbia University, 1973.
  205. Nordau M. The psychophysiology of genius and talent / «Paradoxes». An authorised translation from the German. Chicago, 1886.
  206. T. Q. & Molinaro K.L. White counselor self-awereness: A prerequisite for multicultural competence // Journal of Counseling and Development. 1996. N74(3). — P. 238−242.
  207. Schqffer S. Genius in Romantic natural philosophy // Romanticism and the science. Cambridge, 1990. — P. 82−98.
  208. Soloway R.A. Demography and Degeneration: Eugenics and the Declining Birthrate in Twentieth-Century Britain. Chapel Hill: The Univ. of North Carolina Press, 1990.
  209. Waller D. Group interactive art therapy. London and New York: Tavistok/Routledge, 1993.
  210. Weindling P. Health, Race and German Politics Between National Unification and Nazism, 1870−1945. Cambridge, 1989.
  211. Wolf R. The use of instant photography in creative expressive therapy: an integrative case study//Art Psychother. 1978. Vol. 5. N2. — P. 81−91.
  212. Zierer E. The Total personality in creative therapy // Amer. Imago. 1952. Vol. 197. N9.-P. 3−16.
  213. Zwerling I. The creative art therapies as «Real Therapies» // Hosp. Commun. Psychiat. 1979. Vol. 30. N12. — P. 841−844.
Заполнить форму текущей работой