Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы оценки деятельности вузов в быстроменяющихся внешних экономических условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблематика экономики труда в части формирования системы оценки деятельности организаций в быстроменяющихся внешних экономических условиях разрабатывалась большим количеством ученых. Истоки данного направления связаны с, созданием концепций кибернетики, бионики, гомеостатики и т. д. в части изучения адаптационных способностей систем и в т. ч. организаций. Начиная с 90-х годов ХХ-го столетия… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Современное состояние управления высшими учебными заведениями в быстроменяющихся внешних экономических 12 условиях
    • 1. 1. Экономик и образование: современное состояние, опыт, ^ достижения и проблемы
    • 1. 2. Этапы становления теории управления
    • 1. 3. Организации и законы их функционирования и развития: ^ современное состояние
  • Глава 2. Разработка основных подходов к формированию сютемы ^ оценки деятельности вузов в быстроменяющихся внешних условиях
    • 2. 1. Типология организаций в зависимости от степени их адаптации и обучения
    • 2. 2. Формализация специфики проявления законов функционирования и развития государственных вузов как 105 обучающихся организаций
    • 2. 3. Разработка основных подходов к созданию модели анализа и оценки деятельности вузов как обучающихся организационных систем
  • Глава 3. Создание и апробация системы оценки деятельности 130 вузов в быстроменяющихся внешних экономических условиях
    • 3. 1. Формирование системы аттестации вузов на уровеньо соответствия принципам обучающихся организационных систем
    • 3. 2. Проведение финансового анализа деятельности вуза
    • 3. 3. Расчет показателей оценки деятельности вуза ^ ^

Формирование системы оценки деятельности вузов в быстроменяющихся внешних экономических условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения в экономической и социальной сфере, происходящие в современном мире и в России оказывают значительное влияние на условия функционирования высшей школы. В развитых странах мира происходит переход от индустриально-технократического к информационному обществу, к новой экономике. Качественным отличием новой экономики от всех предшествующих ей типов является то, что одним из важнейших, а нередко главным производительным ресурсом здесь выступает нематериальный объект — информация, а более правильнее — знание. Отрасли, входящие в новую экономику характеризуются большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами.

Возникновение и рост новой экономики — третья по счету экономическая революция в истории человечества. Первой была аграрная революция, связанная с возникновением животноводства, земледелия и выделением специализированного ремесла. Наиболее дефицитный ресурс — плодородная земля. Промышленная революция основывалась на машинных технологиях, позволивших массовое производство. Ее последствиями были переход рабочих на вспомогательное по отношению к машине положение и рост простого наемного труда на этой основе. Наиболее дефицитный ресурс — вещественные элементы капитала, сложные машины, позволяющие повышать производительность в расчете на единицу вложенной стоимости.

Новые экономические и социальные реалии диктуют необходимость модернизации системы управления высшим образованием и системы управления образовательным учреждением для обеспечения адаптации его к новым экономическим условиям.

Сложившаяся за семьдесят лет стройная и достаточно эффективная система образования в Советском Союзе опиралась на монопольное положение государства. С одной стороны, государство было единственным заказчиком на специалистов, а с другой — все специалисты обязаны были работать на государственных предприятиях, что исключало проблемы вуза по трудоустройству своих выпускников. Сегодня условия деятельности российских вузов качественно изменились. Высшая школа, как и все отрасли экономики страны, все сильнее ощущает влияние рынка и потребность в адаптации к диктуемым им условиям. Система высшей школы сегодня начинает функционировать в условиях рыночной конкуренции в отрасли и регионе.

Анализ различных сценариев вывода российской экономики из кризиса показывает, что у России есть практически единственных путь развития — переход экономики на инновационный путь. Это предполагает повысить уровень, профессиональной подготовки специалистов, квалифицированной рабочей силы для работы в условиях инновационной экономики, существенно повысить темпы развития: науки и ее технологическую направленность. Инновационная экономика предполагает также формирование механизмов ускорения коммерческого освоения нововведений, созданных на базе научных знаний, и передачу их в промышленность и социальную сферу.

Таким образом, современное состояние российской экономики требует сосредоточить усилие государства на опережающей подготовке высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров, переподготовке и повышении квалификации специалистов по приоритетным направлениям науки, техники, технологий и промышленности. Требуется подготовить высококвалифицированные научные и научно-педагогические кадры для самой системы образования, обновить корпус технологов и конструкторов на промышленных предприятиях.

Действующая система государственной аккредитации высших учебных заведений перестала работать в качестве механизма их стимулирования в направлении интенсивного развития, поскольку эта система в основном только лишь ограничивает «снизу» значения показателей деятельности вуза. Она не стимулирует работу вуза в интересах всей системы образования России или другого образовательного учреждения.

Одним из эффективных стимулов динамичного развития высшей школы является присвоение каждому из существующих вузов определенной категории: с 1-й по 5-ю.

Введение

категории вуза позволит создать систему стимулирования деятельности высших учебных заведений на новом качественном уровне. При этом совокупность показателей и критериев ведущего вуза определит направления его развития, приоритетные с точки зрения государства, общества, личности и самой системы образования.

В качестве мировых примеров можно привести КНР, где согласно принятому Госсоветом постановлению «Об основах реформирования образования» все вузы разделены на 2 категории: элитный сектор высшего образования, состоящий из ста ведущих вузов, и все остальные. При этом в составе ведущих вузов выделены 7 так называемых комплексных университетов, которые должны к 2015 году достичь уровня самых выдающихся университетов мира.

В США, где все высшие учебные заведения США классифицируются на 5 категорий: исследовательские университеты I, исследовательские университеты И, университеты, присуждающие докторские степени I, университеты, присуждающие докторские степени II, общие университеты и колледжи.

Образование — самый большой сектор новой экономики в России, составляющий 5% ВВП. В России возник феномен «высшего общего образования», когда люди поступают в университеты на специальности, по которым они заведомо не собираются работать. Доля таких студентов в педагогических и медицинских вузах около 40—50%, в сельскохозяйственных и инженерных еще выше, а следовательно, деньги, потраченные на их обучение, выброшены на ветер. Из-за этого система образования теряет как минимум треть бюджетных средств, предназначающихся профобразованию, т. е. $ 1 миллиард.

На сегодняшний день подходы и процессы управления различными хозяйствующими субъектами, с учетом специфики менталитета российских экономистов-практиков, многие годы работавших в условиях директивной экономики всё больше становятся ориентированы на разрабатываемые годами модели развитых стран и приобретают новое звучание.

Деятельность любого предприятия, и вуз здесь не является исключением, ориентирована на получение определенных результатов. Но одни вузы уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, другиеработают менее успешно. Многие экономисты связывают успех деятельности вуза с правильным выбором стратегии, наличием достаточных ресурсов и умением ориентироваться в бурном море рыночной экономики.

Удачное функционирование вуза как субъекта современного рынка, бесспорно, зависит от правильной его ориентации и благоприятных исходных условий его деятельности — обеспеченности информационными, материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Однако одну из наиболее значительных, ролей играет и то, как функционирует система управления учебным заведением и насколько его деятельность отвечает насущным потребностям экономики.

Пройдя долгий период эволюции теория управления приходит к тому, что начинает рассматривать организацию как обучающуюся систему или обучающуюся организацию. Такая организация имеет характеристики, аналогичные сложным адаптивным системам, которые ученые обнаруживают в природе, что позволяет провести определенные аналогии между живым организмом и организацией. Это высокодецентрализованная система, в которой при любом числе процессов принятия решений на местном (локальном) уровне сохраняется порядок во всей системе. Она постоянно адаптируется к изменениям. При этом ключевымстратегическим преимуществом, которым может обладать такая организация является быстрота ее обучения и эффективность памяти. Развитие этих качеств ведет к существенному усилению способности организации добиваться успеха и формировать изменения в ней самой и деловой внешней среде, в том числе через формирование изменений в ней самой и деловой внешней среде.

Необходимо отметить, что в России высокий уровень нестабильности внешней среды бизнеса проявляется несравненно сильнее, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Поэтому так важно для российских менеджеров новое видение управленческих проблем, их изучение и использование в практике управления.

Необходимо отметить, что данные понятия крайне редко использовались для анализа проблем экономики труда в учебных учреждениях. В связи с этим так важно становится устранить данный пробел и более детально рассмотреть возможности нового подхода, применительно к высшим учебным заведениям России.

Степень разработанности.

Проблематика экономики труда в части формирования системы оценки деятельности организаций в быстроменяющихся внешних экономических условиях разрабатывалась большим количеством ученых. Истоки данного направления связаны с, созданием концепций кибернетики, бионики, гомеостатики и т. д. в части изучения адаптационных способностей систем и в т. ч. организаций. Начиная с 90-х годов ХХ-го столетия, интенсивно развивается новое направление в менеджменте и теории труда, получившее название «обучающиеся организационные системы». Основополагающие идеи данного направления были почерпнуты из трудов Н. Винера, У. Эшба, А. Тьюринга, Д. фон Неймана, Ф. Джорджа, Я. Цыпкина, ЭЛоренца, Дж. Глика, Л. Гьюлика, Н. Диксона и др.

Наиболее существенным вкладом в теорию и практику создания обучающихся организационных систем внесли Т. Бойдел и П.Сенге. Ими заложены основы представления организаций как живых обучающихся систем, что в определенной степени прослеживалось в работах А. Файоля и А. А. Богданова, а в настоящее время развивается Э. М. Коротковым, А. А. Беляевым, ММесконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури и д.т.

В фундаментальных классических работах по проблемам оценки деятельности организаций в быстроменяющихся внешних экономических условиях недостаточно полно рассмотрены вопросы представления образовательных учреждений, и прежде всего вузов, как обучающихся организационных систем, что в свою очередь не позволяет дать комплексную и интегрированную оценку образовательному учреждению с позиций его вклада в эволюцию системы образования. Возросшая и продолжающая возрастать значимость системы образования придает обозначенной проблеме статус одной из глобальных проблем современности.

Целью диссертационного исследования является формирование переходной системы оценки деятельности вузов как обучающихся организационных систем в быстроменяющихся внешних экономических условиях.

В соответствии с целью диссертационного исследования были поставлены и реализованы следующие задачи:

1. Провести анализ существующих подходов к определению систем оценки деятельности вузов с учетом роли экономических факторов в развитии вузов в быстроменяющихся внешних экономических условиях.

2. Выявить мировые и отечественные тенденции развития теории управления организациями и рассмотреть возможность применения доминирующих научных положений к системам управления вузами.

3. Провести анализ существующих законов развития организаций и выявить специфику их проявления применительно к государственным вузам для формирования системы оценки их деятельности.

4. Разработать типологию организаций, основанную на степени их адаптации к изменяющимся внешним экономическим условиям и на её основе предложить методику категоризации вузов.

5. Предложить систему показателей оценки деятельности вузов на основе:

— модернизации существующего набора показателей;

— разработки отдельных новых показателей;

— разработки показателей, сгруппированных в функциональные блокии являющейся переходной от существующей системы оценки деятельности вузов к системе оценки деятельности вузов, как обучающихся организаций.

6. Сформулировать научное обоснование системы аттестации вузов, предусматривающей присвоение вузу определенной категории в совокупности с финансово-экономическим анализом деятельности вуза в быстроменяющихся внешних экономических условиях.

7. Разработать общую последовательность государственного регулирования системы высшего образования на основе переходной системы оценки деятельности вузов.

8. Провести проверку предложенной системы оценки деятельности вузов для последующей экспериментальной апробации в системе государственной аттестации вузов России.

Объектом диссертационного исследования является государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, функционирующее в современных быстроменяющихся экономических условиях России.

Предметом диссертационного исследования является совокупность критериев, позволяющих проанализировать и оценить деятельность образовательного учреждения с учетом его финансово-экономического состояния.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют исследования классиков экономики, теории труда, системологии, кибернетики, бионики, гомеостатики и т. д. в части изучения проблем оценки деятельности организаций как обучающихся систем, адаптирующихся к быстроменяющимся внешним экономическим условиям.

Методологическая основа работы — системно-синергетический и бионические подходы, базирующиеся на представлениях об организациях как органических системах, способных к обучению. Использованы следующие общенаучные и специфические подходы, обусловленные общей логикой работы: лингвистический анализ, экономический анализ, статистический анализ, сценарное прогнозирование, положения инноватики и т. д.

Эмпирической базой исследования — материалы официальных органов Российской Федерации в частности Министерства образования и науки России, Госкомстата России, данные специальных исследований. Для осуществления комплексного исследований автором привлечено большое количество документов по лицензированию, аттестации и аккредитации вузов России, по процедурам общественной аккредитации, накопленных в базах данных Министерства образования и науки Российской Федерации. Используя формализованный аппарат, автором разработаны формы отчетной документации для сбора и анализа исходной информации.

Результаты диссертационного исследования, обладающие элементами научной новизны и выносимые на защиту:

1. Обоснована возможность и предложен ряд формализованных процедур по использованию теории обучающихся систем применительно к анализу деятельности образовательных учреждений с учетом специфики данных организаций.

2. На базе обобщения законов функционирования и развития организаций выделены специфические черты следующих законов: закон циклического развития и функционирования организаций: специфика — многократное увеличение длительности этапа зрелости или виолентного этапа жизнедеятельности вузов по сравнению с производственной организациейзакон самосохранения: специфика — поэтапное изменение скорости адаптации структурных составляющих вуза к изменяющимся внешним условиямзакон наименьших: специфика — увеличение устойчивости «слабых» составляющих независимо от скорости изменения внешних условий.

3. Разработана типология образовательных учреждений, классифицирующая их на 5 категорий в зависимости от специфики адаптации к изменяющимся внешним условиям функционирования и развития.

4. Предложена система критериев категоризации образовательного учреждения, позволяющая по общей совокупности балльных оценок соотнести деятельность государственного вуза с определенной категорией.

5. Предложено дополнить систему оценки деятельности вуза дополнительным функциональным блоком, учитывающим динамику изменения финансового состояния вуза в быстроменяющихся внешних экономических условиях.

6. Разработана общая последовательность государственного регулирования системы высшего образования (государственных вузов) на основе переходной системы оценки деятельности вузов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении специфики действия законов развития и функционирования организаций (закон циклического развития, закон самосохранения, закон наименьших) применительно к государственным вузам, а также в концептуально измененной методике оценке деятельности вузов на основе теории обучающихся систем.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования заключается в дополнении и обновлении гаммы критериев для анализа и оценки деятельности государственных вузов с учетом их адаптационных возможностей к быстроменяющимся внешним экономическим условиям в целях создания концептуально обновленной системы государственного регулирования высшего образования России.

Заключение

.

В условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы система высшего образования в России практически перестала развиваться. В результате мы отстали — и не только от богатого Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества. Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Но это развитие должно быть внутренним, органичным.

Адаптация к новым экономическим условиям, а также к условиям рыночной экономики является на сегодняшний день объективным условием функционирования высшей школы. Именно этот процесс поставил высшие учебные заведения в условия жесткой конкуренции, а следовательно, и перед необходимостью обеспечения качественных и измеряемых результатов деятельности. В основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизацииот реформы — опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы. А вот организационно-экономические механизмы, обеспечивающие образование, г нуждаются в радикальной реформе. В рыночной экономике нельзя сохранять механизмы, унаследованные от плановой — они превращаются в свою противоположность. Сегодня именно сохраняющиеся с прежних времен принципы организации и финансирования препятствуют наполнению бюджетов учебных заведений или даже отводят ресурсы в сторону от школ и вузов. Сегодня необходимо напитать ресурсами систему образования, создать качественную систему оценки деятельности вузов и дать вузам возможность свободно развиваться.

Главный итог диссертационного исследования заключается в научном обосновании и разработке переходной системы оценки деятельности государственных вузов в быстроменяющихся внешних экономических условиях. Данная система позволяет определять категорию вуза, что служит одним из стимулов эффективного развития системы образования страны.

В соответствии с целью диссертационного исследовашя были реализованы следующие задачи:

1. Выявлены мировые и отечественные тенденции развития теории управления организациями, показана принципиальная возможность применения теории «обучающихся организаций» к вузам, с учетом их специфики.

2. Проведен анализ существующих подходов к определению систем оценки деятельности вузов в быстроменяющихся внешних условиях с учетом роли экономических факторов. Автором показано, что в настоящее время возможно качественно и количественно оценить результаты деятельности государственного вуза, в том числе и в разрезе его финансовых составляющих: поступления денежных средств, эффективности их использования, оценки общего финансового состояния и финансовой устойчивости вуза.

3. Исследованы законы развития организаций, опредежна специфика их проявления применительно к государственным вузам для формирования системы оценки их деятельности.

4. Разработана 5-уровневая типология организаций, основанная на степени их адаптации к изменяющимся внешним экономическим условиям, позволяющая на качественно новом уровне подойти к оценке и стимулированию эффективной деятельности вузов в условиях современной России.

5. Предложена система показателей деятельности образовательного учреждения, позволяющая по общей совокупности балльных оценок ©-отнести деятельность любого государственного вуза с определенной категорией. Данная система критериев является переходной от существующей системы оценки деятельности вузов к системе оценки деятельности вузов, как обучающихся организаций. Автор считает, что преемственность в совершенствовании системы оценки деятельности вузов обладает двойным положительным эффектом: во-первых, для создания более эффективной системы стимулирования развития высшей школы не требуется дополнительных финансовых вложений, во-вторых, предложенный подход является эволюционным, т. е. закономерно обусловленным этапом совершенствования высшей школы.

6. Дано научное обоснование системы аттестации вузов, предусматривающей присвоение вузу определенной категории в совокупности с финансово-экономическим анализом деятельности: вуза в быстроменяющихся внешних экономических условиях. Предложено дополнить систему категоризации образовательного учреждение системой финансовых показателей и коэффициентов, позволяющей на качественно более высоком уровне подойти к проблематике оценки деятельности вузов.

7. Разработана принципиально новая общая последовательность государственного регулирования системы высшего образования на основе переходной системы оценки деятельности вузов, которая дает возможности получения иных оценок развития системы образования, а также прогнозирования изменения структуры образовательных учреждений в стране и в регионе.

8. Апробация предложенной системы оценки деятельности вузов осуществлена при разработке методического обеспечения деятельности Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при анализе деятельности Ростовсюго международного института экономики и управления.

Создание системы оценки деятельности вузов в быстроменяющихся внешних экономических условиях позволяет не только повысить конкурентоспособность вуза в условиях рыночных отношений, но и предполагает появление нескольких важных преимуществ.

Во-первых, данная система оценки деятельности высшей школы позволяет:

— определить общий уровень деятельности;

— выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на результаты деятельности;

— определить причины низких зшчений показателей эффективности;

— выявить резервы повышения эффективности и совершенствования деятельности вуза по подготовке высококачественных специалистов.

Во-вторых, разработка методики оценки и расчет значений показателей на ее основе позволяют говорить о мобильности и гибкости вуза, его заинтересованности в совершенствовании собственной деятельности и удовлетворении требований потребителей, что благоприятно влияет на его имидж и повышает престиж.

Правомерно говорить и о том, что использование системы оценки деятельности вуза является инструментом для его адаптации к условиям рыночных реформ и новым экономическим отношагаям. Разработанная методика также учитывает требования рынка.

В-третьих, расчет количественных показателей, характеризующих эффективность деятельности, позволяет составить отчетность, с помощью которой можно оценить деятельности вуза с целью его отнесения к определенной категории. Подобная отчетность может быть представлена в доступной инаглядной форме в качестве источника информащи о деятельности вуза для потребителей рынка труда и образовательных услуг. Фактические результаты, полученные путем расчета значений показателей эффективности, позволяют объективно судить об уровне качества подготовки ¦ специалистов и устраняют сомнения потребителей при выборе вуза среди конкурентов.

В-четвертых, результаты, полученные путем расчета значений показателей, могут быть предложены для анализа государственной аттестационной комиссии при прохождении процедур лицензирования и аттестации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Burns Т., Stalker G. M. The Management of Innovation // Tavistock, 1968
  2. Gleick J. Chaos: Making New Science.- New York: Vilking.- 1987
  3. Hartwell A. Scientific Ideas and Education in the 21 st Century// Electronic newsletter, 1995.
  4. Waldrop M.M. Complexity: Life of Chaos. New. York: Simon and Schuster, 1992 .
  5. О. Мониторинг качества профессиональной подготовки// Высшее образование в России. 1998. № 3. с. 35−39.
  6. Ю.П., Анатомия организаций с точки зрения физюлогии. http ://www.bizoffice.ru/index.phtml?id= 149
  7. И., Проектное управление в системе высшего образования. Проблемы теории и практики управления. № 5,-М.- 1999
  8. И. Стратегическое управление: Сокр. перс с англ./Науч. ред. и авт.предисл. Л. И. Евенко. —М.: Экономика, 1989. — 519с.
  9. Антикризисное управление: Учебник. Под ред. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2001.-432с.-
  10. С. Индикаторный анализ развития системы высшего образа вания // Высшее образование в России. 1999. № 5. с. 16−22.
  11. О. Н., Платонов А. М. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза как делового предприятия / // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 3(14). с. 5053.
  12. М., Леонтьева О. Образование как «рыночный» интеграл личных интересов // Народное образование. 1999. № 1−2. с. 48−53.
  13. B.C., Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика, 1998. -304с.
  14. У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского государственного университета, 1984.
  15. Т.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРАМ, 2001. 215с. (Серия «Высшее образование»).
  16. Т. Новая экономика требует новой системы образования// Высшее образование в России. 2000. № 2. с. 103−105.
  17. Т. Успех приходит к тем, кто может меняться так же быстро, как окружающий их мир.// Независимая газета от 03.02.2000
  18. A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.:1. Финансы", 2003 496 с.
  19. ., Шленов Ю., Крянев Ю. и др. С чего начинается качество? // Высшее образование в России. 2000. № 1. с. 40−46.
  20. A.C., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002, серия «Теория и практика менеджмента»
  21. Большая советская энциклопедия, http://www.rubrcon.ru
  22. В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МО и ПО РФ, 1998. -158 с.
  23. И. Интеллектуализация труда в странах с рыночной экономикой. Проблемы теории и практики управления. № 4,-М.- 1994
  24. В.П., Кирсанов К. А., Михайлов Л. М. Рискология (управление рисками): Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 3 84с.
  25. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с алфавитно-предметным указателем). М.: Издательская группа ИНФРА-М НОРМА, 1996. 320 с.
  26. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация — управления вузом: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук В. В. Глухова. СПб.: Лань, 2001. 544 с.
  27. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990
  28. Я.Д., Кирсанов К. А. Безопасность жизнедеятельности: кадры и образование, типовые требования к специалисту по менеджменту промышленной и экологической безопасности // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 2. М.: ВИНИТИ, 1994.
  29. В. Государственный вуз в рыночной экономике// Высшее образование в России. 1997. № 4. с.6−13.
  30. Ю.Л., Вишняков Я. Д. Катастрофы и образование. М: Эдиториал УРСС, 1999.-176 с.
  31. .М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов.-5-e изд., доп. М.:Норма, 2003. — 416с.-
  32. Георг фон Крог, Мария Кёне. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы // Проблемы теории и практики управления. № 7, -М.- 2001
  33. С.Ю., Львов Д.С, Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992.-208 с.
  34. .М. Аккредитация институтов высшего образования // Педагогика. 2000. № 10. с.26−31.
  35. C.B., Киринюк A.A., Кирсанов К. А., Семченко Е. Е., Уварова Л.И «Глобальные проблемы образования» (монография). Архангельск, Северный институт предпринимательства, 2003,406 с.
  36. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990
  37. В.И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т. З: Социальныеинституты и процессы. M.: ИНФРА-М, 2000. — 520 с.
  38. В.А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов- под ред. А. Я. Кибанова М.: «Издательство ПРИОР», 1998, — 512с.
  39. С.А. Основы теории человеческого капитала., СПб.: СП6УЭФД994.
  40. С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. СПб.: СПбУЭФ, 1995
  41. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход, http://ek-lit.agava.ru/eroh/index.html
  42. В.И. Современная экономическая ситуация в образовании// Педагогика. 1996. № 5. с. 55−59.
  43. В.И. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика. 1999. № 3. с. 54−61.
  44. B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития, http://www.cfin.ru/press/management/1999−1/01 .shtml
  45. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 года N3266−1 (в ред. Фед. Закона от 05.03.2004 N 9-ФЗ)// Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
  46. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-плюс»
  47. C.B. Предпринимательская деятельность образовательных организаций // БиНО: бюджетные учреждения. 1999. № 8. с. 13−25.
  48. Дж., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993,304с.
  49. И.М. Образовательная революция. М.: Издательство Московской гуманитарно-социальной академии, 2002.- 592с.
  50. И. В. Управление внебюджетными ресурсами высших учебных заведений / Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 4(15), с. 10−18.
  51. С. М. Особенности высшего образования как экономического блага и некоторые практические следствия этих особенностей// Университетское управление: практика и анализ. 2001. — № 2(17)
  52. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества// Высшее образование в России. 1999. № 2. с. 54−58.
  53. Н.Р., Аношкина Т. С. Инновации в вузе. -Екатеринбург:УГТУ-УПИ, 2001.-292 е.-
  54. Н.Р., Прохорова Н. Б., Павлова М. В. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения/ Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.-126 с.
  55. Н.Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов -основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений / Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 77 с.
  56. Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм, (серия
  57. Теория и практика менеджмента) — СПб.: Питер, 2004.- 416с.
  58. A.A., Кирсанов К. А., Семченко Е. Е. Трудности роста.// Высшее образование в России. №-1, 1999
  59. K.A., Попов С.А Антикризисное управление: Учебное пособие. М.: МАЭП, ИИК «Калита», «Собрание», 1999.- 144с.
  60. К.А., Попов С. А., Земляков Ю. Д., Малявина A.B. Финансовое инвестирование и антикризисное управление. М. МАЭП, 2000. 328с.
  61. К.А., Семченко Е. Е. Парадигматические проблемы креативного образования. Вестник университета. Серия «Управление природными и техногенными рисками, экологической безопасностью и природопользованием». JSfe-1,2001 г.-М. ГУУ, 2001
  62. Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986
  63. . О выгоде инвестиций в человеческий фактор // Независимая газета от 03.02.2000
  64. Колесников JI. B, Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.- 272 с.
  65. H.A. Адаптация профессионального образования в рыночных условиях// Образование и рынок. 1999. № 5. с. 4−7.
  66. Н.В., Управление развитием педагогического вуза. Научное издание. Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999,242с.
  67. A.B. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие Новосибирск: СибУПК, 2000.- 112 с.
  68. Кравченко А. И Социология труда в 20 веке. Историко-критический очерк. -М.: наука, 1987.-182 с.
  69. Ю.Н. Развитие методологии менеджмента. Проблемы теории и практики управления № 4, 1997,-М.
  70. Я.И. Образование и реформа // Отечественные записки. № 2, 2002. с.7−28, http://www.stranarOZ.ru
  71. Я.И. Реформа образования: причины и цели.//Отечественные записки № 1,2002. с.91−105, http://www.strana-oz.ru
  72. А. Аттестация веление времени // http://www.informika.ru
  73. Механистические и организмические структуры. http://bsmei.narod.ru/tr/Structue/tFstruct-berns.htm
  74. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997 г.
  75. Т.А. Сколько стоит образовательная услуга? // БиНО: бюджетные учреждения. 2000. № 1. с.30−34.
  76. H.H. Человек и ноосфера.- М.Мол. гвардия, 1990.- 351 с.
  77. А. Социодинамика культуры / Пер. с франц. под ред. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова, С.Н.Плотникова-М.: Прогресс, 1973.-527с.
  78. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение.
  79. М., Издательство «Тривола», 1999
  80. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -- М., «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2000. 264 с.
  81. Н. А. Управление качеством исполнения функций центров ответственности вуза на основе функционально-стоимостного анализа // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 1(30). с. 9095.
  82. Т.П. Инновации в образовательной системе и экономический рост // Инновации. 2000. № 1−2 .
  83. М. В. Проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности бюджетных вузов / М. В. Ниязова // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3(26). с. 68−76.
  84. Новая экономика — шанс для России: Тезисы / Кузьминов Я. И., Яковлев A.A., Гохберг Л. М. и др.: Препринт WP5/2003/01.-M.- ГУ ВШЭ, 2003. -39 с.
  85. Новые финансовые инструменты в высшем образовании / Ю. А. Захаров, М. В. Курбатова, В. С. Долганов и др. // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 1(30). с. 77−89.
  86. В.Н. Информационные технологии и качество образования// http://www.informika.ru
  87. С.И. Словарь русского языка. М., 1978
  88. Отчет о внешней экспертизе программы подготовки управленческих кадров, в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.// www.nfpk.ru
  89. А. «Обучающиеся организации» это реальность // Управление персоналом. — 2001.-N 1.
  90. Павлуцкий А. В: «Обучающаяся организация»: от «регулярного менеджмента» к «менеджменту в особых случаях» http://www.altrc.ru/conferens/tez2000u/tez25.htm
  91. Первая международная конференция «Развитие концепций управления: вчера, сегодня, завтра» (обзор материалов конференции). // Проблемы теории и практики управления № 1, 1997,-М.
  92. А.И. Основы инженерного творчества: Учебное пособие для студентов втузов. М.: Машиностроение, 1988 г.- 368с.
  93. В.Б. Организация и управление в сфере высшего образования: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 138с.
  94. Я.А. Психология творчества и психология. М., «Педагогика», 1976.
  95. E.H., Евстигнеева Т. Г. Определение себестоимости и ценыподготовленных специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях / Под. науч. ред. A.A. Воронина. М., 1990. 60 с.
  96. А.Г., Вишняков Я. Д. Кадры и образование для обеспечения безопасности общества и человека // Российский экономический журнал. 1995, № 7.
  97. М. Комплексный характер и внутренняя взаимосвязь целостной оценки качества образования на разных этапах управления // Народное образование. 1999. № 7−8. с. 172−174.
  98. М., Моисеев А- Какие бывают результаты образования // Народное образование. 1999. № 7−8. с. 170−172.
  99. Принципы развития и функционирования живых систем (по Н.Ф.Реймерсу). http://www.sitc.ru/Eeco/law/reymers.html.
  100. Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 18. Язык и стиль школьник учебников. М.: Просвещение, 1988. — 320с.
  101. В.П. Руководство персоналом организации. Учебник М.: Аспект Пресс, 1999,278 с.-
  102. A.B. Прикладная организация.- СПб.: Питер, 2003.- 304с.
  103. Роль органов управления в стабилизации финансово-экономической ситуации в российской системе образования// Образование в документах. 1998. № 7. с.26−32.
  104. Л. На пороге XXI века // Высшее образование в России, № 1, 1997
  105. Д.Ю., Типовые организационные структуры предприятий, http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000orgchart.shtml
  106. Сборник «Экономическая теория на пороге XXI века-2'7 Под редакцией Ю. М. Осипова, В. Т. Пуляева, В. Т. Рязанова, Е. С. Зотовой.- М.: Юристь, 1998. с.497−519.
  107. В.А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США.-М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993 .-240с.
  108. Семченко Е. Е Экономические механизмы и образование. // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления -99» М. ГАУ им. С.Орджоникидзе, 1999
  109. Е.Е. Экономические механизмы и образование. // Сборник статей. «Управление национальной безопасностью: природопользование, охрана окружающей среды, жизнеобеспечение (экономические аспекты)». М. ГУУ, 1999.
  110. Е.Е. Современная система подготовки специалистов в области риск-менеджмента. // Сборник статей «Управление национальной безопасностью: природопользование, охрана окружающей среды, жизнеобеспечение (экономические аспекты)». -М. ГУУ, 1999
  111. Семченко Е. Е Единый госэкзамен в 2003 году.// М. Высшее образование сегодня. №-9,2003.
  112. Сенге Питер М., Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. / Пер. с англ. М Олимп-Бизнес, 1999. -408 с.
  113. .М. Противоречия технологического развития //Российский экономический журнал. -М.: № 10,1993 г. стр.79−88.
  114. Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 271с.
  115. А. Исследование о природе и причинах богатства народов, т. 1. M.-JL: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1935.
  116. К.Н., Пугачева Е. Г. Открытость и самоорганизащя в реформе высшей школы. Материалы Научно-исследовательский семинара «Философия образования» при Институте философии РАН и Московском синергетическом форуме, http://www.cimla.ru/~spts/index.htm
  117. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова.-2-e изд., перераб. и дополн. -М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.- 696 с.
  118. Статистические методы анализа информации в социологических исследований. Монография. Под ред. Г. В. Осипов. М., Наука, 1979.- 320с.
  119. Статистический информационно-аналитический сборник Минобразования России. «Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации», М., 2003 г.
  120. И.В. Синергетика во взаимодействии науки и образования.// Материалы научно-практической конференции «Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании» г. Саратов, 2002 г.
  121. A.M. Понятие качества образовательной услуги// Высшее образование в России. 1999. № 3. с. 47−49.
  122. С.Г. Избранные произведения в пяти томах.-М., АН СССР, 1963,488 с.
  123. С.Г. Очерки экономической истории России. -М., АН СССР, 1960, 104 с.
  124. С.Г. Проблемы экономики труда.-М., АН СССР, 1957. с.396
  125. Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Саратовский государственный университет, 1987. — 176 с.
  126. Теория организации: Учебник для вузов. Под общей редакцией
  127. B.Г.Алиева. 2-е изд., перераб и доп. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003 г.-431 е.-
  128. Теория прогнозирования и принятия решений. Учеб. пособие. Под ред.
  129. C.А.Саркисяна. М., «Высшая школа», 1977.- 532с.
  130. Н.М. Методы обработки патентной информации при изучении тенденций развития техники. М.- ВНИИПИ НПО «Поиск», 1988.-188 с.
  131. В.И. Новый менеджмент. Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала / 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.—362 с.
  132. И.Н. Комментарий к инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях // Центр экономического анализа. http://www/skbkontur.ru.
  133. И.Н. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Учет основных средств // Центр экономического анализа. http ://www/skbkontucru.
  134. В.Е. Университетское управление: взгляд в будущее// Университетское управление: практика и анализ/Урал. гос. ун-т. 1998. № 3(6).
  135. Уитмор Дж. Coaching — новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практическое пособие: Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2000. 160с.: ил.
  136. Управление современным образованием: социальные и экономичесюе аспекты. А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова: Под ред. А. Н. Тихонова. Витагпресс, 1998.-256 с.
  137. Ю. Обучающиеся компании лидируют на длинных дистанциях // «Ведомости» от 28.03.2001
  138. P.A. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. — 600с.
  139. Фредерик Уинслоу Тейлор. Принципы научного менеджмента: http://ek lit.agava.ru/tailsod.htm
  140. Г. Синергетика. -М.: Мир, 1980. -404 с.
  141. Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизуюцихся системах и устройствах: Пер. с англ. М.: Мир, 1985.-423 с.
  142. Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам (Пер. с английского) М.: Мир, 1991, — 240с.
  143. Хайек, Фридрих А. Фон Познание, конкуренция и свобода Издательство: Пневма, 1999 г.,
  144. В. Самоорганизация и менеджмент. Проблемы теории и практики управления. — 1996. — № 3. — с. 120−124 .
  145. В.Е. Модель жизнеспособной системы Стаффорда Бира//Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — № 4.
  146. В.Е. Можно ли организовать самоорганизацию? //Социальные исследования. 1992. — N 8.
  147. В.Е. От принципа неопределенности к контингентности//Материалы научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе». Томск, 1999.
  148. В.Е. Самоорганизация в социальных системах. Эволюционный менеджмент. Реферативный обзор. НГТУ.- Новосибирск, 1992.
  149. М.А. Психологи интеллекта: парадоксы исследования.— Томск: Изд-во Томского университета. Москва: Изд-во «Барс». 1997.- 392с.
  150. Д., Пор Дж. Организационная память и нервная система // Проблемы теории и практики управления. 1994 г.- № 4.
  151. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер пресс, 1997. — 608с.
  152. М.Г. Интеграция науки: (Филос. очерк). 2-е изд. Перераб и доп.- М.:Мысль, 1981.-276с.
  153. О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М.: Интеллект, 1997. — 200с.
  154. А. М., Бахтизин Р. Н., Родионова Л. Н. Приказано выжить или способы адаптации государственного ушверситета к рыночной экономике // Университетское управление, N3(13), — УрГУ, 2000.
  155. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ М.: ИНФРА-М, 2001.1028с.
  156. B.C. Проблемы философии образования и современная неклассическая рациональность //Мир психологии. 1999, № 3.- с. 189−203
  157. A.B. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. Книга первая.- Мышление и проблема. Психология творчества. Белгород: Крестьянское дело, 1995.-210 с.
  158. М.И. Физическая сущность жизни и начала теории организованных систем. (Вечные вопросы в свете науки, философии и религии. Книга 1).-М.: ООО «Новый век», 2003 г.- 164с.
  159. В.Н., Артемов В. И., Москаленко Н. Р., Бузукова КВ., Калмык В. А. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии // Отв. ред. А. Г. Аганбегян и В. Н. Шубкин. Новосибирск: НГУ, 1964.-
  160. В.П. Образование: некоммерческая природа и коммерческие возможности // Педагогика. 1995, № 5. с.33−39.
  161. Экономика и социология труда: Учебник, серия «Высшее образование». Под. редакцией А. Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2003 584с.
  162. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова.-М.: «ЭКЗАМЕН», 2002, — 736с.
  163. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы): Сборник обзоров. Отв.ред. и сост. Зарецкая СЛ., Капранова Л.Д.-М., РАН ИНИОН, 1999.- 132с.
  164. Г. Двенадцать принципов производительности. М: Экономика} 972.
  165. У. Росс. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностр. лит., 1959
  166. B.C. Управленческие решения: Учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999.- 292с.
  167. Яковец Ю. В, Гопоненко Н. В. и др. Теория и механизм инноваций в экономике. Монография. Международный фонд Н. Д. Кондратьева. М.: 1997.-182 с.
  168. Е.В. Эффективность функционирования сферы офазования // Экономическая эффективность: теория, методология, практика: Сборник научных статей. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2000. 180 с.
Заполнить форму текущей работой