Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мыследеятельностная природа понимания художественного текста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последние десятилетия ознаменованы формированием новой интегральной парадигмы знания, в проблемное поле которой попадают такие феномены как текст, дискурс, интенция. Расширяются границы самого понятия текст, (Мир как текст), множатся подходы к его интерпретации, которые включают онтологическое толкование текста как событийного континуумасемиологический подход к тексту как к пространству… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
    • 1. 1. Художественный текст как феномен гуманитарной культуры и объект понимания
    • 1. 2. Теоретические концепции понимания художественного текста
    • 1. 3. Содержание и специфика понимания в контексте мыследеятельностной методологии
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
    • 2. 1. Уровни анализа и понимания художественного текста (тематический, концептуальный, контекстуальный, когнитивный, нормативный, репродуктивный)
    • 2. 2. Этапы постижения смысла восприятие, переживание, понимание)
    • 2. 3. Игровые методы актуализации смыслов художественного текста

Мыследеятельностная природа понимания художественного текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Последние десятилетия ознаменованы формированием новой интегральной парадигмы знания, в проблемное поле которой попадают такие феномены как текст, дискурс, интенция. Расширяются границы самого понятия текст, (Мир как текст), множатся подходы к его интерпретации, которые включают онтологическое толкование текста как событийного континуумасемиологический подход к тексту как к пространству кодовгерменевтический — как конфликту интерпретаций (дискурсов) — постструктуралистский — как к способу существования потенциальной множественности смыслов. В этой связи становится актуальной проблема изучения возможных соотношений текста и дискурса, художественного произведения и его смыслов, творимых и востребуемых культурным, социальным и личностным контекстом. Особую актуальность эта проблема приобретает в той области знания и практики, которая связана с пониманием и интерпретацией художественного текста как смыслового пространства, где возможно сосуществование различных познавательных и смысловых феноменов — в процессе взаимодействия возникших в сознании и языке миров. Актуальность исследования определяется также формирующейся парадигмой, ориентированной на целостное знание, получаемое во взаимодополняемости социальных, культурно-исторических и психологических аспектов изучаемых феноменов. Необходимость более углубленного исследования социально-философских и технологических проблем понимания определяется как современным социальным контекстом, так и особой и ответственностью человека (в том числе и педагога), выступающего посредником между текстом и аудиторией. Дело в том, что понимание и актуализация смыслов художественного текста необыкновенно сложная технология, владеть которой должны прежде всего деятели театра — актеры и режиссеры, использующие художественные тексты как исходный материал в своей работе. Опыт работы со студентами (актерами, режиссерами, искусствоведами, журналистами) показывает, что проблема понимания текстов культуры, и прежде всего художественных текстов, возникает в связи с тем, что школьные программы акцентируют внимание не столько на понимании, сколько на формальном освоении фабулы произведения. Поэтому смысловые глубины художественных произведений студентам, как правило, недоступны, т.к. они привыкли воспринимать их на уровне сюжета.

Исследование технологий постижения и раскрытия смыслового потенциала произведений вызвано необходимостью более точного и научно обоснованного истолкования художественных текстов, адекватного определения глубин их смысла. Отдельные подходы анализа художественного текста исчерпали свои потенциалы и конструктивные ресурсы. В этой связи возникает необходимость поиска новой методологии, путей и инструментария осмысления художественного произведения как целостного объекта, не расчленяемого на отдельные пласты и фрагменты эстетикой, психологией, философией или искусствоведением.

Обращение к теме исследования продиктовано также фундаментальными потребностями изучения отечественного литературного наследия в конкретных художественных практиках (в частности, театральной). Сегодняшняя ситуация требует нового прочтения произведений русской классики, их оценки в контексте культурного и художественного целого. Адекватно и концептуально востребуемая система ценностей текста позволит выстроить те духовные вехи и опоры, без которых невозможно полноценное развитие личности и общества.

Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется необходимостью выявления закономерностей и условий адекватного понимания художественного текста, а также отсутствием целостной и технологически оснащенной системы понимания художественного текста, выстроенной на онтологических основаниях.

Теоретическая и практическая актуальность данной проблемы определили цель исследования — раскрыть мыследеятельностную природу понимания художественного текста и разработать методы актуализации его смысловых потенциалов.

Объект исследования — процесс понимания художественного текста, предмет исследования — технологии и способы актуализации смыслов литературно-художественного текста.

Задачи:

1. Рассмотреть художественный текст как феномен гуманитарной культуры и объект понимания.

2. Охарактеризовать теоретические концепции понимания художественного текста.

3. Раскрыть содержание и специфику понимания в контексте мыследеятельностной методологии.

4. Определить уровни анализа и понимания художественного текста и этапы постижения смысла.

5. Разработать игровые методы актуализации смыслов художественного текста.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, которая представляет совокупность следующих предположений:

1. Художественный текст в культуролого-герменевтическом измерении представляет собой сложный объект, содержащий потенциально бесконечный объем смыслов, актуализирующихся в субъективном пространстве мыследеятельности субъекта определенной эпохи и культуры. Он сохраняет, акцентирует и творит сущностные характеристики бытия в той мере, в которой адекватно интерпретируется и понимается субъектом культуры.

2. Наиболее оптимальная технология актуализации смыслов художественного текста возможна на основе механизма мыследеятельности как специально организованного многоуровневого процесса рефлексии и понимания.

Степень научной разработанности проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, выполненные в рамках различных направлений гуманитарно-философской мысли. Проблемы понимания текста разрабатывались в рамках герменевтики, постструктурализма, аналитической философии. В современных исследованиях изучаются формы функционирования художественного произведения, модели самоопределения смысла бытия как текста (И.А.Семакина), анализируется креативная роль принципа симметрии-антисимметрии в художественном тексте (А.В.Малышев), механизмы смыслового восприятия текста в рамках триады «автор — текст — читатель», психолингвистические закономерности адекватного понимания художественного текста и условия его эффективного воздействия на реципиентов (Е.А.Чижова). Художественное произведение рассматривается как форма общественного сознания и эстетический объект (А.Н.Андреев), как единство дискурса и текста (Е.С.Шевченко). Определены содержание, логика механизмы и средства оценки героя художественного произведения, предприняты попытки разработать методику обнаружения и анализа оценки героя (В.А.Свительский), обоснован герменевтический статус понятий миф, ритуал, канон, ритм, ритуал-ритм, ритуал-канон, иероглиф, текст (И.В.Рязанов) — даны философские основания литературной герменевтики и выявлены особенности ее функционирования на современном этапе (И.С.Болдонова). Автором учитывались: концепции, раскрывающие взаимообусловленность метода и стиля, метода и художественной системы (классицизма, романтизма, реализма, постмодернизма и др.) — разработки в области теории художественной типизации (в частности, обоснование таких ее стратегий как метод, род, метажанр, жанр) — обоснование духовно-эстетических категорий как основы художественного метода, сочетающего в героический, сатирический, трагический, идиллический, юмористический, драматический и иронический пафосы (А.Н.Андреев). Однако несмотря на огромное количество исследований, связанных с психологией восприятия, лингвистикой, философией, искусствоведением, проблемы целостного понимания и интерпретации художественного текста изучены слабо.

Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, культурологии, теории коммуникаций. Концептуальной основой работы стали: герменевтическая традиция, представленная творчеством В. Дильтея, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Х. Гадамера, П. Рикера, которая во многом было обусловлена кризисом европейской науки и культуры, пыталась обосновать феномен жизни и формы ее проявления в истории, ставила вопрос о самоопределении бытия в языке, раскрывала сущность языка в его взаимосвязи с бытиемидеи синтеза науки и искусства, содержащиеся в работах С. С. Аверинцева, Б. М. Галеева, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, Н. Н. Моисеева, Т. И. Ойзермана, Б. В. Раушенбаха, Б. А. Успенского, положения структурной лингвистики, которые позволили расширить смысловое пространство понятий дискурса и текста, представить язык как инструмент трансляции и объективации смыслов и значений. Методология исследования выстраивается: на понимании художественного текста как превращенного результата духовной рефлексии и духовного самопроизводства человека и общества, формы проявления истинной сущности человеческой истории и кулыурына трактовке процесса понимания как сложного диалогического взаимодействия текста и контекста, на антропоцентрическом измерении художественного текста как формы отражения и выражения человеческой экзистенции, актуализация смыслов которой возможна на основе механизма мыследеятельности как специально организованного многоуровневого процесса рефлексии и понимания. При этом предметом анализа и понимания является художественное произведение как целостный объект, несущий идеальное духовное содержание, которое может существовать только в исключительно сложно организованной форме художественного текста. Бытие художественного произведения в дискурсе (как связи языка и мышления) осуществляется через структурную организацию языка, предстающего в качестве текста. При этом проблема смысла текста трактуется как проблема смысла бытия. Методология понимания художественного текста выстраивается на специфической трактовке механизма понимания, в качестве которого выступает сознание как деятельность.

Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в два этапа на протяжение 4 лет. На первом этапе (19 961 997 гг.) изучался феномен художественного текста, механизмы его понимания, была сформирована программа исследования данной проблемы в контексте культурологического знания. На втором этапе (1998;1999 гг.) разрабатывались теоретические основы и инструментарий целостного понимания художественного текста (уровни анализаэтапы постижения смыслаигровые методы актуализации содержания), который апробировался в процессе преподавания на факультете искусств МПб Гуманитарного университета профсоюзов.

Сложность объекта исследования и характер решаемых задач определили специфику и номенклатуру методов исследования, включающих: 8 историко-философский анализ феномена пониманияметод системных аналогий, позволяющий экстраполировать в культурологическое пространство результаты исследований, полученные в рамках наук социально-гуманитарного циклапроблемно-тематический контент-анализ художественных произведений.

Заключение

.

На защиту выносится:

1. Трактовка понимания как продуктивной мыследеятельности, основанной на: а) изоморфизме и взаимосоответствии смысловых текстовых доминант (понятийной, эмоциональной, фоносемантической), дисбаланс которых ведет к деструкции текста и низкой эффективности его воздействияб) тождестве представления и произведенияв) единстве текста и культуры как нераздельных феноменов формы и содержания.

2. Условия адекватного понимания и интерпретация художественного текста, предполагающие: а) смысловое «равенство» творца и субъекта, воспринимающего текст (что предполагает соответствующий уровень личностного развития последнего) — б) аксиологическую сензитивность воспринимающего. Специфика понимания художественного текста заключается в том, что адекватность процесса познания во многом определяется способностью человека к эмпатии, интуитивно—эмоциональному проникновению в его подлинный и сокровенный смысл, недоступный обычным рациональным способам извлечения содержащегося в естественных науках знанияв) владение специфической техникой работы с «текстами культуры» на основе герменевтического подхода.

3. Структура процесса понимания художественного текста, включающая: а) уровни анализа: тематический (сюжет, фабула) — концептуальный (понимание смысла текста с позиции авторского замысла, мировоззрения автора, его системы ценностей) — контекстуальный анализ — выявление скрытого смысла, выходящего за пределы того, что хотел сказать авторб) виды понимания: семантизирующее, когнитивное и распредмечивающеев) этапы постижения текста: восприятие (т.е. прочтение текста в форме непосредственного «отображения образа») — переживание (представляющее собой непосредственное восприятие образа в соответствии с собственным жизненным опытом и включение его в свое «смысловое поле») — понимание и интерпретация переживаемого «текста—образа» путем разложения его на определенные смысловые единицы, перевод его из сферы объективации в духовную активностьг) ракурсы понимания и актуализации смыслов текста: исторический, предполагающий понимание смысла текста как части некоторого культурного целого, как документа для познания более широкой историко-культурной взаимосвязифилологический, анализирующий текст как художественное явление с точки зрения его замысла, композициипсихологический, интерпретирующий текст с позиции его автора — путем отождествления его с авторской социо—психодрамой, системой ценностей и мировоззрения (текст как актуальное и значимое для индивидуальной биографии личности явление).

4. Методика актуализации смыслов художественного текста, базирующаяся на принципе мыследеятельности, который обеспечивает максимальную адекватность понимания и интерпретации полисмыслового пространства текста за счет специально организованного процесса рефлексии и понимания, осуществляемого в рамках специфического «гносеологического круга», включающего: а) деятельность сознания, выстроенная в виде алгоритма мыслительного процесса восприятия текста, т. е. его прочтения в форме непосредственного «отображения образа» — б) действие-переживание, предшествующее рациональному постижению текста и представляющее собой непосредственное и индивидуальное восприятие образа в соответствии с собственным жизненным опытом и включение его в свое «смысловое поле» (это психологический, интуитивный аспект понимания) — в) рефлексия, т. е. понимание и интерпретация переживаемого «текста-образа» путем разложения его на определенные смысловые единицы, перевод.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автор и текст: Сб. ст. / Под ред. В. М. Марковича, В. Шмида. СПб.: Изд-во СПБГУ, 1996. — 470 с. — (Петерб. сб.: Совмест. сер. изд. науч. тр.- Вып. 2).
  2. В. Г. Герменевтические подступы к русскому слову. М.: Лабиринт, 1992. — 302 с.
  3. Т. Я. Понимание текста в общении // Известия АН. Сер. лит. и языка / РАН, Отд-ние лит. и языка. 1995, — Т. 54, № 6. — С. 56 — 62.
  4. Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / АН СССР, Ин-т мировой лит.- Отв. ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1989. — 272 с. — (Из ист. мировой культ.).
  5. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Сов. писатель, 1963. — 363 с.
  6. М. М. Человек в мире слова / Сост., авт. предисл. и прим. О. Е. Осовский. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. — 139 с.
  7. М. М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. М.: Искусство, 1979. — 424 с. — (Из ист. сов. эстетики и теор. искусства).
  8. М. М.: Эстетическое наследие и современность: Межвуз. сб. науч. тр.: В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 367 с.
  9. Г. И. Интенциональность как средство выведения к смысловым мирам // Понимание и интерпретация текста: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. И. Богин. Тверь: Изд-во ТГУ, 1994. — С. 8 -18.
  10. Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста: Учеб. пособие. -Тверь: Изд-во ТГУ, 1993. 137 с.
  11. Г. И. Схема действий читателя при понимании текста: Учеб. пособие. Калинин: Изд-во КГУ, 1989. — 70 с.
  12. Г. И. Типология понимания текста: Учеб. пособие. Калинин: Изд-во КГУ, 1986. — 86 с.
  13. Г. И. Филологическая герменевтика: Учеб. пособие. Калинин: Изд-во КГУ, 1982. — 86 с.
  14. Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника». М.: Сов. писатель, 1981. — 400 с.
  15. Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 482 с.
  16. А. А. Психологическая герменевтика: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Лабиринт, 1998. — 332 е.: ил.
  17. Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К. И. Бабицкого- Общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412 е.: ил., табл.
  18. Н. И. Раннее творчество Л. Н. Толстого: Текст и время. М.: МИК, 1999.-336 с.
  19. П. Об искусстве: Пер. с фр. / Вступ. ст. А. А. Вишневского. 2-е изд. — М.: Искусство, 1993. — 507 с.
  20. Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие / Науч. ред. Л. М. Мосолова. СПб.: Науч. центр проблем диалога, 1993.- 244 е.: ил. -(Мировая худож. культура: Теория. История. Обучение- Вып. 1).
  21. Г. Истолкование искусства / Пер. с нем. и предисл. Б. Виппера. -М.: Дельфин, 1922. 37 с.
  22. Н. А. Смыслообразующая функция заглавий лирических контекстов // Понимание и интерпретация текста: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. И. Богин. Тверь: Изд-во ТГУ, 1994. — С. 72 — 77.
  23. Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. — 239 с.
  24. О. П. Роль рефлексии в актуализации адресованности художественного текста // Понимание и интерпретация текста: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. И. Богин. Тверь: Изд-во ТГУ, 1994. — С. 3 — 7.
  25. JI. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с. — (Философия риторики. Риторика философии).
  26. Л. С. Психология искусства. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Прогресс, 1997. — 413 с.
  27. Г.- Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. / Коммент. и послеслов. В. С. Малахова. М.: Искусство, 1991.- 368 с. — (Ист. эстетики в памятниках и документах).
  28. Г.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 699 с.
  29. И. Л. Понимание и интерпретация художественного текста как составная часть подготовки филолога // Понимание и интерпретация текста: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. И. Богин. Тверь: Изд-во ТГУ, 1994. — С. 79 — 87.
  30. Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М.: Искусство, 1972. — 200 с.
  31. Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981.-246 с.
  32. Г. Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. — 303 с.
  33. Герменевтика: История и современность: Критические очерки: Сб. ст. / Редкол.: Б. Н. Бессонов и др. М.: Мысль, 1985. — 304 с.
  34. Г. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. — Томск, 1984. — 200 с.
  35. Г. Г., Соболева О. В. Понимание текста: проблемы земные и космические // Вопросы психологии. 1993. -№ 5.-С.81- 91.
  36. Ю. В. Выготскианство (подход Л.С. Выготского) за рамками концепции Выготского: (К идее деятельностной антропологии) // Вопросы методологии. 1992. — № 3 — 4. — С. 46 — 64.
  37. Ю. В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1985. — 25 с.
  38. А. Пути мифотворчества и пути искусства: (Заметки социолога) // Новый мир. 1969. — № 5. — С. 217 — 231.
  39. Е. Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НТК, 1985. — 86 с.
  40. Е. Г. К проблеме целостности художественного произведения: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Мое. гос. ун-т. М., 1968. — 16 с.
  41. Е. Г. Проблемы художественной интерпретации: (философский анализ) / Отв. ред. М. Ф. Овсянников, В. В. Целищев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. — 256 е., ил.
  42. П. Блудная дочь: анализ художественной прозы Пушкина: Пер. с англ. / Науч. ред. В. Д. Рак. СПб.: Академ, проект, 1995. — 397 с. -(Соврем, западная русистика).
  43. Р. Избранные произведения: Пер. с фр. / Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. — 654 с.
  44. . Логика смысла: Пер. с фр. / Науч. ред. А. В. Толстов. М.: Раритет, 1998. — 473 с.
  45. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии- Редкол.: В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев. М.: АПН СССР, 1990. — 180 с.
  46. Деятельность: теория, методология, проблемы: Сб. / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — 356 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  47. Л. А. Всесторонний анализ пьесы: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГИК, 1974. — 104 с.
  48. Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. — 277 с.
  49. Г. Л. Искусство как творчество и творчество как процесс: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС.- М., 1975. 54 с.
  50. Г. Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. — 320 с.
  51. П. М. Искусство толкования: В 2 т. Т. 1 Режиссура как практическая психология. Дубна: Феникс, 1997. — 347 с.
  52. П. М. Искусство толкования: В 2 т. Т. 2 Режиссура как художественная критика. Дубна: Феникс, 1997. — 601 с.
  53. П. М. Технология актерского искусства: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1992. — 286 с.
  54. А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. — 348 с. — (Новое в гуманит. науках- Вып. 1).
  55. Н. С. Культурные смыслы науки / РАН, Рос. ин-т культурологии.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. 287 с.
  56. В. В. К проблеме понимания текстов, относящихся к разным речевым жанрам // Семиотические аспекты формализации интеллектуальной деятельности: Тез. докл. и сообщ. шк.-сем. г. Кутаиси, 22 апр. 27 апр. 1985 г. — М.: ВИНИТИ, 1985. — С. 132 — 135.
  57. К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. Е. Поле. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 1998. — 429 с.
  58. Искусство в системе культуры: Сб. ст. / АН СССР- Науч. совет по ист. мировой культ.- Сост. и отв. ред. М. С. Каган. JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987.-272 с.
  59. М. С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  60. М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств: Ч. I III. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. — 440 с.
  61. М. С. Социальные функции искусства. Л.: Знание. Ленингр. отд-ние, 1978. — 34 с.
  62. М. С. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие для студ. вузов. СПб.: Лань, 1998. — 445 с.
  63. М. С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. СПб.: Петрополис, 1997. — 544 с.
  64. М. С., Холостова Т. В. Культура философия — искусство: Диалог.- М.: Знание, 1988. 63 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика- 2 / 1988).
  65. И. Критика способности суждения: Пер. с нем. М.: Искусство, 1994. — 367 с. — (Ист. эстетики в памятниках и документах).
  66. Е. В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для ун-тов и ин-тов. -М.: ПРИОР, 1998. 224 с.
  67. Н. Г. К метафизике понимания // Вопросы методологии. -1991.-№ 1.-С. 76−89.
  68. Корогодский 3. Я. Начало. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. — 432 с. — (Тр. Университета).
  69. В. В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1998. — № 1. — С. 53 — 66.
  70. В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.-191 с.
  71. Культурология: Краткий словарь / Под ред. И. Ф. Кефели. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Петрополис, 1995. — 45 с. — (Основы культурологии).
  72. А. М. Автор образ — читатель / Предисл. В. Г. Иванова, И. И. Тихомирова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 360 е.: ил.
  73. Д. С. В начале стоит слово // Лит. Армения. 1988. — № 4. — С. 2 -9.
  74. Д. С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. -Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. 605 с.
  75. Д. С. О филологии: Сб. / Вступ. ст. Л. А. Дмитриева. М.: Высш. шк., 1989. — 206 с. — (Классика лит. науки).
  76. Д. С. Очерки по философии художественного творчества / РАН, Ин-т русской лит. СПб.: БЛИЦ, 1996. — 159 с.
  77. Д. С. Статьи разных лет: Сб. Тверь: Изд-во ТГУД993. — 145 с.
  78. Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студ. вузов. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1972. — 271 с.
  79. Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство — СПб, 1998. — 702 е., ил.
  80. Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. — 384 с. — (Семиот. исслед. по теор. искусства).
  81. К. В. Понимание и его роль в науке // Философские науки. -1974.-№ 1.-С. 49−55.
  82. А. В. Принцип симметрии в художественном тексте: (опыт культурологического анализа): Автореф. дис.. канд. филос. наук / Сарат. техн. ун-т. Саранск, 1997. — 23 с.
  83. О. Э. Сочинения в 2 т. Т.2 Проза. М.: Худож. лит., 1990. -464 с.
  84. А. П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учеб. пособие для студ. вузов. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. — 285 с. — (Б-ка Гуманит. ун-та- Вып. 1).
  85. М. Е. Искусство как процесс. Основы функционирования теории искусства. М.: Искусство, 1970. — 239 с.
  86. С. Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: Изд-во СПбГАК, 1995.-216 с.
  87. И. А. Невербальное общение // Науч. и техн. б-ки. 1993. — № 12. -С. 31 -43.
  88. . С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход, опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318 с.
  89. М. В. Функция художественного образа в историческом процессе: Сб. работ / АН СССР, Отд-ние ист. М.: Наука, 1982. — 318 с.
  90. У. Г. Культурные формы и культурные смыслы: теоретико-методологический анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Мое. гос. ун-т.-М., 1997.- 15 с.
  91. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грацианов. Минск: Изд-во В. М. Скаун, 1999. — 878 с.
  92. Общая стилистика и филологическая герменевтика: Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т- Отв. ред. Г. И. Богин. Тверь: Изд-во ТГУ, 1991.- 133 с.
  93. Основы теории речевой деятельности: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т языкознания- Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  94. М. С. Искусство и наука: Проблемы, парадоксы, поиски. 2-е изд. — М.: Современник, 1982. — 302 с.
  95. М. К. Язык, знак, культура / АН СССР, Ин-т философии- Вступ. ст. С. С. Неретиной. 2-е изд. — М.: Наука, 1969. — 328 е.: ил.
  96. Платон: Диалоги / Сост. Г. В. Беляев. Ростов — н/Д: Феникс, 1998. — 503 с. — (Выдающиеся мыслители).
  97. Понимание менталитета и текста: Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т- Отв. ред. Г. И. Богин. Тверь: Изд-во ТГУ, 1995. -135 с.
  98. Г. Г. Русское искусство XIX века: Вопросы понимания времени. М.: Искусство, 1997. — 287 с.
  99. А. А. Эстетика и поэтика: Сб. / Сост., вступ. ст., прим. И. В. Иваньо, А. И. Колодной. М.: Искусство, 1976. — 614 с. — (Ист. эстетики в памятниках и документах).
  100. В. Я. Исторические корни волшебной сказки / Вступ. ст. В. И. Ереминой. 2-е изд. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 364 е.: ил.
  101. К. Е. Романтический аспект герменевтики: Автореф. дис.. канд. филос. наук / СПб. гос. ун-т. СПб., 1998. — 18 с.
  102. В. А. О природе художественного обобщения / АН СССР, Ин-т философии. М.: Соцэкгиз, 1960. — 143 с.
  103. JI. А. Русская художественная культура: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 607 е.: ил.
  104. С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов. художник, 1978. — 237 с. -(Проблемы худож. творчества).
  105. Рефлексивные и внерефлексивные способы понимания кульутры: Матер, «круглого стола», июнь 1993 г. / РАН, Рос. ин-т культурологии- Науч. ред. Н. С. Злобин. М.: РЖ, 1996. — 55 с.
  106. П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / Пер. с фр., послесл., прим. И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 1996. — 270 с.
  107. П. Герменевтика, этика, политика: Моск. лекции и интервью: Пер. с фр. / РАН, Ин-т философии- Отв. ред. и авт. послесл. И. С. Вдовина. -М.: Academia, 1995. 160 с. — (Первые публ. в России).
  108. П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике: Пер. с фр. М.: Мое. филос. фонд, 1995. — 412 с. — (Первые публ. в России).
  109. В. В. О понимании. СПб.: Наука. СПб. отд-ние, 1994. — 539 с. -(Слово о сущем).
  110. И. В. О некоторых проблемах комментирования художественного текста // Понимание и интерпретация текста: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. И. Богин. Тверь: Изд-во ТГУ, 1994. — С. 88 — 95.
  111. И. В. Герменевтика текста: (опыт социально-философского исследования): Автореф. дис.. канд. филос. наук / Перм. гос. техн. ун-т. -Пермь, 1998. 21 с.
  112. И. А. Бытие как текст: Проблема самоопределения смысла: Автореф. дис.. канд. филос. наук /Мое. пед. гос. ун-т. М., 1998. — 18 с.
  113. В. Е. Искусство как межличностная коммуникация: (Социально-психологическая концепция). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — 200 с.
  114. . Н. Значащее переживание как смысл // Понимание и интерпретация текста: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. И. Богин. Тверь: Изд-во ТГУ, 1994.-С. 34 -41.
  115. А. В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учеб. пособие для етуд. вузов. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. — 319 с. — (Б-ка Гуманит. ун-та- Вып. 3).
  116. В. А. Слово живое и мертвое: Ст., очерки, выступления. М.: Современник, 1976. — 333 с. — (Б-ка «О времени и о себе»).
  117. К. С. Собр. соч. в 8 т. Т. 1 8. — М.: Мысль, 1954 — 1961.
  118. Э. С. Тема и художественная идея спектакля: Учеб. пособие. -Л.: Изд-во ЛГИК, 1974.-97 с.
  119. Стеблин Каменский М. И. Миф / АН СССР, Ин-т мировой лит. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. — 104 с. — (Из истории мировой культуры).
  120. Л. Н. Жизнь. Творчество. Человек: Функции художественной деятельности М.: Политиздат, 1985. — 415 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  121. Теории, школы, концепции: Критические анализы. Художественная коммуникация и семиотика: Сб. ст. / Ан СССР, Ин-т мировой лит.- Отв. ред. Ю. Б. Борев. М.: Наука, 1985. — 230 с. — (Идеол. борьба в соврем, мире).
  122. А. К. Дейктическая концепция текста, мышления, культуры: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 1998. 35 с.
  123. А. В. О смысловой многоплановости слова как проблеме художественного перевода / АН СССР, Ин-т мировой лит. JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1962. — 315 с.
  124. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  125. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с. — (Б-ка зарубеж. психологии).
  126. М. Время и бытие: Ст. и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 447 с. — (Мыслители XX века).
  127. М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка: Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. — 464 с.
  128. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова- Сост.: П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Проспект, 1997. — 571 с.
  129. Е. С. Диалектика дискурса и текста в современной социо-гуманитарной парадигме: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Дальневост. гос. техн. ун-т. Владивосток, 1997. — 22 с.
  130. Г. П. Смысл и значение // Проблемы семантики: Сб. ст.
  131. М.: Наука, 1974.- С. 127−131.151
  132. Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. 1986. / АН СССР, ВНИИ систем, исслед. — М.: Наука, 1987. — С. 124 — 145.
  133. М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб.: Алетейя, 1998. — 249 с. -(Миф. Религия. Культура)
  134. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева. М: Политиздат, 1989. — 447 с.
  135. Э. Г. О соотношении рефлексии и деятельности // Рефлексия в науке и обучении: Тез докл. и сообщ. к науч.-метод. конф. / Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1984. — С. 146 — 148.
  136. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  137. Е. Г. Эстетика: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гардарика, 1999. — 463 с. — (Disciplinae).
Заполнить форму текущей работой