Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Литература. 
Культурология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обычно под литературой понимают все написанное, имеющее общественное значение; именно так переводится термин «литература» с латинского на русский язык. Однако литература это не только то, что написано, но и то, что существовало и существует в виде устного художественного слова. В целом литература чрезвычайно разнообразное и многоплановое явление культуры. Она включает в себя и фольклор, и эпос… Читать ещё >

Литература. Культурология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из совершеннейших творений человеческой культуры, человеческого гения является литература. В отличие от мифологии и религии, которые являются результатом преимущественно объективных процессов, обстоятельств, литература возникает в результате субъективных устремлений человека, его жажды понять мир, общество и самого себя с помощью специфических средств, а именно — художественного, образного их восприятия и личностной, весьма свободной интерпретации.

Обычно под литературой понимают все написанное, имеющее общественное значение; именно так переводится термин «литература» с латинского на русский язык. Однако литература это не только то, что написано, но и то, что существовало и существует в виде устного художественного слова. В целом литература чрезвычайно разнообразное и многоплановое явление культуры. Она включает в себя и фольклор, и эпос, и лирику, и драму, и басню, и прозу, и эпистолярный жанр, и даже анекдот. Отметим главные особенности литературы.

  • 1.

    Литература

     — это, прежде всего, средство символического, образного, творческого, наиболее понятного человеку постижения мира и самого человека с помощью слова. Можно сказать, что она есть эпоха, схваченная в слове. В литературе общество предстает как гигантский мир сложнейших коллизий и процессов, пропущенный через ум и сердце сочиняющего художественное произведение.

  • 2. Она выражает умонастроение, мировоззрение, нравственные, политические, экономические и эстетические идеалы классов, социальных групп, отдельных индивидов. Она стремится проникнуть во все атомы социокультурной жизни. Литературные оценки общества, как правило, носят надклассовый общечеловеческий характер и преследуют благородные (чаще всего утопические) цели. Хотя, конечно, отдельные писатели могут явно отражать интересы тех или иных социальных образований.
  • 3.

    Литература

    аккумулирует общественный опыт, учит человека, как жить, как вести себя, что хорошо и что плохо в человеческой жизни, создает как положительные, так и отрицательные психологические портреты и образы, в которых нуждаются люди и которым нередко подражают.

  • 4.

    Литература

    является колоссальным культурным хранилищем, архивом знаний о разных народах, их обществах, различного рода идеях, ценностях, исторических событиях, языке. Она бережно хранит их и передает из поколения в поколение.

    Литература

    обладает удивительной силой действия, не зная на себе печати времени и пространства. Не будь гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», мы бы мало что знали о древних троянцах и ахейцах. Не будь «Гильгамеша», наши сведения о Шумере были бы еще менее скудными. Не будь «Повести временных лет», «Слова о полку Игореве», мы и о своей истории знали бы намного меньше.

  • 5. В отличие от религии, права, политики, науки и других форм культуры литература не нормативна и не всегда последовательна. Она не обязывает, не принуждает, строго нс доказывает и не навязывает, а предлагает, дает человеку возможность свободного выбора. Она действует средствами привлекательного, захватывающего, ясного, доброго, ироничного, мудрого, увеселительного, грустного примеров.
  • 6.

    Литература

     — эго своего рода генератор преобразования сложной энергии мифа, религии, философии, науки, истории.

    Литература

    перерабатывает их путем сложной художественной интерпретации, делает более понятными и доступными широкому кругу людей. Немало читателей знают историю по произведениям Гомера, Плутарха, А. Пушкина, А. Дюма, М. Дрюона, Балашова, Язвицкого, В. Яна; мифологию — по произведениям Гомера, Софокла, Эсхила, Т. Манна, Дж. Джойса, Р. Грейвса; религию — по произведениям Т. Манна, П. Лагерквиста; о научных идеях — из произведений А. Кларка, И. Стоуна, Гаррисона, Р. Брэдбери, А. и Б. Стругацких, Шекли, Днепрова; об искусстве — из книг Павсания, Дж. Вазари, Перрюшо, Вейса, Долгополова. В определенном смысле литература «продлевает жизнь» мифологическим, философским, историческим идеям.

  • 7.

    Литература

    формирует национальное самосознание, гражданские чувства. Писатели зачастую являются выразителями патриотических идеалов, побуждают массы к действиям, направленным на защиту национальной культуры, ее независимости и самоопределения.

  • 8. Благодаря литературе активно развивается и обогащается язык, являющийся основным средством общения людей и фундаментом культуры.
  • 9.

    Литература

    оказала огромное воздействие на философию, психологию, социологию, историческую науку, являясь их отдаленным прообразом и источником. Она инициирует не только их появление, но и зарождение ряда других элементов культуры. Художественные идеи оказали существенное влияние на развитие науки, прежде всего психологии, истории, социологии, а также философии.

Подчеркивая огромную культуротворческую роль литературы, нельзя вместе с тем не отметить, что сведения, которые она дает нам, следует воспринимать критически, сверять их с научными данными.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой