Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творчество Г. Мелвилла 1850-х годов и проблема типологии романтизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчество Германа Мелвилла (1819−1891) сравнительно полно исследовано в мировой американистике'. В то же время, если место его произведений в контексте американской литературы XIX века на сегодняшний день более или менее установленото положение мелвилловского творчества в культуре девятнадцатого столетия еще не достаточно изучено. Отсюда и главная задача этой диссертации: наметить новое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. «МОБИ ДИК»: ПОИСК АБСОЛЮТА
  • ГЛАВА 2. МИР ПЕССИМИЗМА
  • Писец Бартлби" - воля и резиньяция
  • Бенито Серено" - раздвоение воли
  • Колокольня"
  • Билли Бадд" - трагедия воли
  • ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Г. МЕЛВИЛЛА И С. КЬЕРКЕГОРА: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И СВОБОДЫ

Творчество Г. Мелвилла 1850-х годов и проблема типологии романтизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Германа Мелвилла (1819−1891) сравнительно полно исследовано в мировой американистике'. В то же время, если место его произведений в контексте американской литературы XIX века на сегодняшний день более или менее установленото положение мелвилловского творчества в культуре девятнадцатого столетия еще не достаточно изучено. Отсюда и главная задача этой диссертации: наметить новое направление типологического подхода к изучению творчества Мелвилла. До сих пор Б отечественном литературоведении вопрос о контактах американской и европейской культур ставился в плоскости направленного влияния, либо философско-эстетических, либо литературных контактов. Нами эта тема повернута в несколько иную плоскость. Творчество Мелвилла подвергнуто своеобразному отчуждению и оценивается не применительно к типологии литературного романтизма в США (Р У. Эмерсон — Н Готорн — Э По — Г Topo — Г Мелвилл), а условно извлечено из национального контекста, с одной стороны, и отражено в зеркале европейской постгегелевской мысли, с другой. Такой подход к творчеству Мелвилла позволяет увидеть его романы с необычной сторонЫчто дает шанс более адекватного описания философскорелигиозного содержания творчества Мелвилла и его духовной эволюции. Смешение типологического исследования творчества Мелвилла в область междисциплинарного изучения романтической культуры и путей ее развития начинает предлагаться в последнее время как европейскими (Криста Бушендорф, Карин Шпранцель, Бернд ' См., напр.- Boswell, Jeanetta. Herman. Melville and the CriticsA. Checklist of Criticism, 19 001 978. — 1981; Higgins, Brian. Herman Melville: An Annotated Bibliography. — Boston (Mass.), 1979; Ricks, BeatriceAdams, Joseph D. Herman MelvilleA Reference Bibliography 1900;1972. With Selected 19 Cen. Materials. — Boston (Mass.), 1973. Энглер^) так к отечествекнымк (Т.Д. Векед1жтовз, Е. Петровская, Н. А, Шогекц>'коЕа^) учеными. В целом эта перспектива присутствовала в рамках исследования американской литературы ХТХ века: существует немало работ, посвященных связям Мелвилла с различными проявлениями английского романтизма (например, монография Б. Лиза «Англо-змерккзнские контакты и подъем американской nKTepar^-pK», 1981)" * или типологическим связям между прозой Мелвилла и европейских авторов, например, Ф. М Достоевского (Ф.Д. Рив «Белый монах Исследование творчества Достоевского и Мелвилла», 1989)'.Вместе с тем, изучение содержания творчества Мелвилла с типологической точки зрения стало интересовать исследователей сравнительно недавно. Поэтому задачей данной диссертации стало рассмотрение творчества Мелвилла 1850-х годов в зеркале европейской философской мысли и выявление тех его аспектов, которые до сих пор не привлекали внимания литературоведов. В зарз/€ежной американистике исследование творчества Мелвилла в контексте западноевропейской философии становится сейчас на Западе (особенно в Германии) крайне про.дуктивным. Примером тому служит монография Карин Шпранцель (1996), в которой скрупулезно исследуются основные произведения Мелвилла в сопоставлении с трудом Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1818). Эта работа, скорее всего, Spranzel, Karin. Der grundgedanke SchoperJiauers bei МеЬлПе. Entwicklung und Dynamik der ontologisch-metaphysischen und epistemologischen Thematik. — Heidelberg: Universitatsverlag C. Winter, 1996;. Buschendorf, Christa. «The High Priest of Pessimism». Zur Rezeption Schopenhauers in den Vereinigten Staaten. Habilitationsschrift der Philisophischen Fakultat der Heinrich-Heine-Universitat Dusseldorf. — 1994; Engler, Bernd. Fiktion und Wirklichkeit: Zur narrativen Vermittlung erkermtnisskeptischer Positionen bei Hawthorne und Melville. Schriften zur Literaturwissenschaft. — Band 6. Berlin, 1991. ^ Бенедиктова Т. Д. Культурный рубеж как игровое поле (Н.В. Гоголь и Г. Мелвилл),// Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. — М.: МГУ, 1997. — 159−171- Е. Петровская. Кит как текст // Логос, Философско-Литературный журнал. — М., 1991. — № 2- Шогенцукова H.A. Опыт онтологической поэтики: Эдгар По, Герман Мелвилл, Джон Гарднер.М.: Наследие, 1995. Lease, Benjamin. Anglo-American Encounters and the Rise of Ajnerican Literature. — Cambridge (Mass.), 1981. ' Reeve, F.D. The White Monk: En Essay on Dostoevsky and Melville. — Nasb.'iUe (Term.), 1989. является на сегодняшний день наиболее крупным исследованием в указанной области. В то же время, она слишком сконцентрирована на максимальном сближении Мелвилла и Шопенгауэра, начиная от картины мира и заканчивая буквальным совпадением отдельных пассажей. К Шпранцель уделяет ранним, по большей части приключенческим, романам Мелвилла «Тайпи» и «Ому» такое же внимание, как «Моби Дику», «Пьеру» и другим поздним произведениям писателя, которые по своей насыщенности философской проблематикой в корне отличаются от его ранних романов. К тому же, о каком бы то ни было влиянии Шопенгауэра на Мелвилла можно говорить только в отношении его последних работ (о чем упоминает сама Шпранцель), или, как минимум, начиная с «Моби Дика», о чем пишет Криста Бутпендорф в монофафии «Первосвященник пессимизма» (1994)^ .К. Бушендорф предлагает прекрасное исследование прямого или косвенного влияния А. Шопенгауэра на американскую литературу. Автор также обращает особое внимание на религиозно-философскую атмосферу в Европе (особенно в Германии), повлекшую за собой тяжелый психологический кризис для многих мыслителей и писателей. Шопенгауэр оказывается в данной ситуации философом, наиболее емко выразившим настроения своего поколения, а потому ставшим столь популярным для очень и очень многих. К сожалению, непосредственно Мелвиллу в работе отведено достаточно мало места. К. Бушендорф делает исчерпывающий анализ новеллы «Бенито Серено» (1855) в свете «философии пессимизма». Она также является первым исследователем Мелвилла, изучившим возможные пути влияния Шопенгауэра на автора «Моби Дика» и предложившим вариант возможного знакомства Мелвилла с его философией через эссе английского. драматурга, театрального критика и перево. дчика Дж. Оксекфорда (1812−1877) «Иконоборчество в немецкой философии», ^ «The High Priest of Pessimism»: Zur P. ezeption Schopenhauers in den Vereinigten Staaten. Habilitationsschrift der Philisophischen Fakultat der Heinrich-Heine-Universitat. — Dusseldorf, 1994. ^ Oxenford, John, Iconoclasm in Germ. an Pbilosophy /.AV^ estminster R. e^ iew. — A-pril 1953. опубликованного в еще в апреле 1853 г. в журнале «Вестминстерское обозрение» («Westminster Review).Одной из важнейших работ в интересующей нас области является монография Бернда Энглера „Фикция и реальность: К повествовательной передаче гносеологическоскептической позиции у Готорна и Мелвилла“ (1991). Исследование сконцентрировано на эпистемологической проблематике и представляет собой подробный анализ творчества Готорна и Мелвилла с точки зрения теории познания и проблемы восприятия реальности в их произведениях. Автор проводит подробный анализ „Моби Дика“, „Писца Бартлби“ и „Билли Бадда“ в ракурсе исследования Мелвиллом феноменального мира, отрыва от мира реального и рывка в ирреальное пространство. Таким образом Мелвилл в восприятии Энглера предстает творцом новой артистической реальности, в которой иллюзия становится проводником в мир феноменов и способом познания. Энглер спорит с теоретическим подходом к анализу произведений, который предлагает Вольфганг Изер, не соглашаясь принять его триаду „реального, фиктивного и воображаемого“ ^ по той простой причине, что, хотя в рамках теории комм^'кикации различные типы дискурса могут рассматриваться как вполне приемлемые при анализе произведений Мелвилла, писатель, тем не менее, выстраивает модель, которая определенно имеет целью подчеркнуть онтологический статус элементов всей системы.В.Изер, по Энглеру, с онтологической точки зрения уравнивает фиктивное и нефиктивное. Согласно Энглеру, произведения Мелвилла и Готорна являются прекрасным примером, который иллюстрирует отказ писателя провести четк}то границу между художественным миром и реальностью: их „фикция“ влечет за собой появление литературной „антификции“, вида творчества, который начинает определять себя от противного к литературному. Из работ, посвященных исследованию творчества Мелвилла в контексте его философской проблематики, следует также отметить статью Ганса-Йоахима Ланга „Готорн, Мелвилл и XIX век в Германии (1983)“, посвященную как возможному влиянию немецкой культуры на творчество этих двух авторов, так и восприятию их в Германии. Об интересе Мелвилла к религии и философии и возможных немецких влияниях на его произведения пишет Генри Почмен в работе „Немецкая культура в Америке. Философские и литфатурные влияния 1600−1900″ (1957).В русле интересующего нас подхода следует также упомянуть работы Милисент Белл „Пьер Бейль и „Моби Дик“ (1951), Джорджа Дейвида Беллиса „Моби Дик“ и философия воли“ (1971), Уотсона Г. Бранча „Немой как „негодяй от метафизики“ (1971), У. Брасвелла „Религиозная мысль Мелвилла“ (1950), О. Л. Фите „Билли Бадц, Клэггарт и Шопенгауэр“ (1968), Р. К. Гупта „Билли Бадц“ и Шопенгауэр“ (1992), Олафа Хансена „Скептический Гностицизм Мелвилла“ (1985), Майкла Кирнса „Фантомы мысли: мелвилловская критика идеалистической психологии“ (1984) и др. В целом, существует довольно широкий круг работ, посвященных сопоставительному анализу творчества Г. Мелвилла. Если остановиться на тех из них, которые затрагивают вопросы европейского влияния на писателя, то, в основном, они концентрируются или на непосредственном влиянии на Мелвилла европейских писателей и мыслителей, или на типологическом сопоставлении отдельных авторов. Что касается сопоставительных работ пфвого типа, то среди них можно отметить монографию Генри Ф. Поммера „Милтон и Мелвилл“ (1970), в которой автор доказывает непосредственное влияние на Мелвилла творчества Дж. Милтона, в частности, „Потерянного Рая“, Оно распространено на синтаксическую структуру мелвилловских произведений, а также на наличие в них богоборческих персонажей. Поммер также обращает внимание на тот факт, что, возможно, ряд монологов у Мелвилла выполнен в шекспировской cтилиcтикe^. ^ Engler, Bernd, Fiktion und Wirklichkeit, — S.342, * Pommer, Henry F. Milton and Melville, — N. Y, 1970. — P. 55, На связях между Мелвиллом и Шекспиром подробнее останавливается американский исследователь Чарлз Олсон в монографии „Зовите меня Измаил“ (1947).По его мнению, между февралем 1850 года и августом 1851 года Мелвиллом было написано два варианта „Моби Дика“. Первый являлся приключенческим романом наподобие „Тайпи“ или „Ому“, в котором еще не было Ахава, и, возможно, даже белого кита (а, если и был, „то сх^чайно“ „). Перемена произошла, когда Мелвилл от1фыл для себя Шекспира. Именно у Шекспира, и, особенно, в его „Короле Лире“, как считает Олсон, Мелвилл почерпнул тот трагизм и ту поэтичность, которые составили суть второго варианта „Моби Дика“ .С Олсоном полемизирует Линден Пич в работе „Британское влияние на рождение американской литературы“ (1982). В одной из глав он подробно останавливается на творчестве автора „Моби Дика“ и говорит о том, что основополагающим фактором в эволгодии писателя было знакомство с произведениями Т. Карлайла, в частности с романом „Сартор Резартус“ (1834). Начиная с первой главы „Моби Дика“, название которой („Очертания проступают“) было заимствовано именно из „Сартора Резартуса“, и кончая общей идеей, роман Мелвилла, как считает автор этого исследования, очень многим обязан именно произведениям Карлайла. Измаил Мелвилла, как замечает Пич, фактически дублирует Тойфельсдрека“. Споря с Олсоном и анализируя образы персонажей „Моби Дика“, Пич отмечает, например, что „трагические герои Шекспира, конечно, помогают нам лучше понять Мелвилла, но именно герои Карлайла, а не Шекспира, являются ключом к характеру Ахава“ '^.Б.Лиз в упомянутой выше монографии „Англо-американские контакты, расцвет американской литературы“ (1981) подчеркивает влияние на „Моби Дика“ Ф. Рабле, Р. Второй тип работ, посвященных сравнительному анализу творчества Мелвилла, включает в себя, как было отмечено выше, достаточно широкий ряд исследований типологического характера. Например, Леон Ф. Зелтцер подчеркивает в своей работе „Мировидение Мелвилла и Конрада. Сопоставительное исследование“ (1970), что о каком бы то ни было направленном влиянии Мелвилла на Конрада вряд ли можно говорить, несмотря на множественные аналогии между произведениями этих двух авторов. Хотя Дж. Конрад и выпустил свою первую книгу лишь через четыре года после смерти Мелвилла, и, несомненно, читал, как минимум, три его книги, включая „Моби Дика“, автор утверждает, что существует достаточно мало шансов доказать непосредственное влияние этих произведений на творчество английского художника. Тем не менее, сходство в данном случае оказывается настолько сильным, что можно говорить об определенном душевном родстве между Мелвиллом и Конрадом“ — их мировоззрение было настолько похожим, что сравнение в данном случае как раз может и должно затрагивать их общие взгляды на вселенную и человека. Хотя Мелвилл и Конрад всетаки являются представителями двух различных эпох, их обоих, по мнению Зелтцера, объединяет нахождение вне основных интеллектуальных течений своего времени», литературный статус аутсайдера и маргинала в национально-литературном окружении. Согласно Зелтцеру, при традиционном анализе творчества двух писателей один из них (обычно тот, чье влияние анализируется в конкретной работе), как правило, представлен схематично, тогда как все внимание отводится «объекту» коммуникации. При ситуации. '^Ibid.-P. 151. «Lease, Benjamin. Anglo-American Encoimters and the Rise of American Literature. — P. 140. «Seltzer, Leon F. The Vision of Melville and Conrad: A Comparative Study. — Athens, 1970. — P. XV. ''Ibid.-P. VIII. исключающей какие бы то ни было взаимовлияния, оба писателя получают одинаковое внимание. Это как раз та ситуация, когда целесообразным является рассмотрение фигуры автора «не на своем месте» — в контексте определенной культурно-философской протяженности, захватывающей в себя несколько национальных традиций. В случае с Мелвиллом данный метод представляется заслуживающим внимания. Напомним, что, например, к Э. По слава пришла через Францию, где его сочинения благодаря Ш. Бодлеру и символистам стали масштабом целой литературной эпохи, в то время как в США По вплоть до 1930;х годов (особенно в «Течениях американской мысли» В.Л.

Паррингтона) рассматривался как «исключение из правил в американской литературе XIX века» .Собственно, интересен сам факт обилия весьма различных работ и исследований о Мелвилле. Наличие такого количества интерпретаций говорит о том, что Мелвилл, скорее всего, не подражал (сознательно или бессознательно) каким-либо отдельным авторам. Изучая литературные и философские произведения, он затем включал их в свою «игру» — его Измаил в «Моби Дике», прокручивая бесконечный калейдоскоп мировоззрений, остается в полном одиночестве посреди мирового океана, так ни на чем и не остановившись, и не выбрав для себя ничего подходящего из всего разнообразия. До недавнего времени Мелвилла редко рассматривали в контексте философскокультурной эпохи как таковой. Однако можно найти отдельные работы, посвященные сравнительному анализу творчества авторов, принадлежащих тому литературнофилософскому пласту в культуре середины XIX века, который мы в данной работе условно назвали «постгегелевским поколением» (это понятие будет охарактеризовано ниже). Часто при исследовании за основу берется не культурная, а, например, историко-политическая ситуация. Например, Ф. Д. Рив в упомянутой выше монографии И «Белый монах. Исследование Достоевского и Мелвилла» (1989) пользуется, в основном, историческим подходом, сопоставляя атмосферу периода 1840-х годов в России и в Америке. По его мнению, и Достоевский и Мелвилл видели свою эпоху как период обострения социальных контрастов и господства «непереносимой несправедливости» '*.Описывая социальную обстановку в обеих странах, Рив особо отмечает «искажение морального человеческого облика» '^, страшно мучившее обоих писателей — положение, к исправлению которого они старались призвать в своих гфоизведениях читателя. Интересно, что Рив, в отличие от многих исследователей Мелвилла, считает, что, хотя Мелвилл и Достоевский не были монахами, «время от времени возникали моменты, когда они жили почти по-монашески, и оба они, не переставая, размышляли о том, какой образ жизни должен вести человек, каким ему следует быть, чтобы соответствовать образу и подобию Божию» '^.В монографии Уолтера Л. Рида «Размышления о герое. Исследование романтического героя в литературе девятнадцатого века» (1974) проводится сопоставительный анализ «Страха и трепета», «Повторения» Кьеркегора, «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Грозового перевала» Э. Бронте, «Моби Дика» и «Пьера» Г. Мелвилла — произведений, в которых, по мнению исследования, фигурирует романтический герой (незаурядная, таинственная личность), описываемый повествователем. Подобная структура и названа Ридом «размышления о герое» .В отечественном литературоведении вопрос исследования творчества Г. Мелвилла с точки зрения философской проблематики его произведений ставился достаточно редко. Тем не менее, отечественные американисты не отрицают философской направленности мелвилловского творчества. Так, в частности, А Н. Николюкин в монографии «Американский романтизм и современность» (1968) подчеркивает философскую направленность работ Мелвилла как одну из основных '^ Reeve, F.D. The White Monk. En Essay on Dostoevsky and Melville. — P, 16. '^Ibid,-R 14. особенностей его произведений, начиная с «Марди», но вместе с тем полагает, что Мелвилл в целом «скептически отзывается о философских системах, сковывающих человеческий paзyм» '^. Исследователь подчеркивает уникальность жанра философского романа для американской литературы середины XIX века и указывает на то, что «роман о Моби Дике проникнут таким глубоким социально-философским, историческим и этическим смыслом, что именно это внутреннее содержание становится главным в книге» ^ **. Фильм Джона Хастона по роману «Моби Дик», в котором полностью убран философский подтекст, не отражает, таким образом, согласно мнению А. Н. Николюкина, сути, романа и становится приключенческим фильмом^'. Как и у большинства исследователей (как отечественных, так и зарубежных) образ Ахава трактуется в данной монографии весьма однозначно — как образ «борца с мировым злом», индивида, создавшего свою философию и пытающегося противостоять злу. О тесной связи философской стороны произведений Мелвилла с их социальной проблематикой пишет и Ю. В. Ковалев в статье «Г, Мелвилл и некоторые проблемы американского романтизма» (1964)^ .^ В частности он обращает внимание на то, что Мелвилла занимают преимущественно два раздела философии: гносеология и этика. В кн. Проблемы истории литературы США / Ред. Г. П, Злобин. — М., 1964. — 73−155. романтизм" (1972): хотя во время поездки в Европу Мелвилл и беседовал «на метафизические темы, а также о Гегеле, Шлегеле, Канте и т. д.», но в то же время нельзя сказать, что он считал своей задачей критику философских систем, и, если 1фитика эта и возникает, то носит случайный и отрывочный характер. Исследователь полагает, что Мелвилл «перешагнул через кантианство», и как метод познания ему гораздо ближе шеллингианское «интеллектуальное созерцание» '^*. И все же Ю. В. Ковалев признает, что, например, «методология мысли Ахава лежит где-то очень близко к Канту и Фихте». В конечном итоге Мелвилл предстает в вышеназванных исследованиях, скорее, как гшсатель, более склонный к постановке проблем социального, нежели философского характера. Тем не менее, в позднейших работах общ, ефилософская направленность, как правило, признается основой работ Мелвилла. К примеру, в одной из последних опубликованных статей об авторе «Моби Дика» ^^ отмечается, что философская рефлексия, «стремление проникнуть в законы мироздания и жизни», были «определяющими в творчестве Мелвилла» ^ .^ A.M. Зверев подчеркивает, что, оставляя «банальное» «вне поля [своих] творческих интересов» «, Мелвилл делает сферой своих художнических исканий «метафизические коллизии и духовные борения личности» .Правда, в данном случае подобное стремление объясняется возвратом к романтическим корням и трагическим ощущением двоемирия: «Художественный универсум Мелвилла построен на нерасторжимой… связи трагического мироощущения и героического идеала» ^ .^ Исследование строится, в основном, на трактовке творчества Мелвилла в русле гносеологии Шеллинга. О влиянии других философских течений и отдельных мыслителей в данном исследовании говорится достаточно бегло. Ковалев Ю.В. Г. Мелвилл и некоторые проблемы американского романтизма — 120. Там же, — 125.А. М. Зверев. Герман Мелвилл // История литературы США.

Литература

серединыXIX в.: Поздний романтизм. — Т, 3. — М., 2000. Там же. — С, 121,Чамже,-С, 123, То же самое можно сказать и о другой, более ранней, статье этого автора «Герман Мелвилл и XX век» (1982)^ '. A.M. Зверев отмечает в ней, что творчество Мелвилла становится актуальным в наши дни именно благодаря философскому содержанию открытых им конфликтов, которые «приобрели в наш век непреходящее значение» *^^. Для Мелвилла как для типичного романтика «главный интерес представляют философские вопросы бытия и отвлеченные категории этики» ^'.Исследуя Мелвилла как романтика, отечественные литературоведы дают оценку и его именно романтическому восприятию философии XIX века. Ю. В. Ковалев в небольшой, но емкой статье о Мелвилле, написанной для справочника «Писатели США. Краткие творческие биографии» (1990) подчеркивает^^, что Мелвилл «уверовал в гносеологический тезис романтиков («воображение — кратчайший путь к постижению истины»), но истолковал его слишком прямолинейно. Вместе с тем, исследователь отмечает необычайную философскую сложность задачи, которую поставил перед собой Мелвилл — «исследовать бытие высших сил в их имманентном существовании и универсальном приложении, а не только через их воздействие на индивидуальное coзнaниe» ^^ Согласно Ковалеву, Мелвилл анализирует «гносеологические принципы современного мышления», «сталкивая различные типы познающего сознания с феноменом Белого Кита, олицетворяющего верховный закон и мощь универсума. Истина открывается лишь объективно-созерцательному сознанию Измаила, которое, как и сознание самого Мелвилла, функционирует на путях, близких к гносеологии Ф. В. Шеллинга и А. Шопенгауэра, нередко при этом сокрушая барьеры идеалистического Там же. — 124.Тамже. -С.214.Ковалев Ю. В. Писатели СШАКраткие творческие биографии / Ред. Я. Засурского и др. — М., 1990.-С.271.Там же. — 272, мыпшения и приходя к материалистическим выводам». Можно сказать, что это обобщение является одним из наиболее продуктивных в отечественной американистике, которая, в целом, уделяла мало внимания проблематике гносеологического характера в творчестве Мел вилла. H.A. Шогенцукова в монографии «Опыт онтологической поэтики: Эдгар По, Герман Мелвилл, Джон Гарднер» (2000), анализируя художественную систему романов Мелвилла и признавая за ее основу миф, пишет о «Моби Дике»: «роман предстает как некое подобие мандалы, модели вселенной, объединяющей в себе объекты с их конкретной семантикой и высшие сакральные ценности, микрои макрокосма, излучающей особый вселенский ритм и содержащей в центре — Высшее» ^'.Некоторые же специалисты — в частности, М. Н. Боброва в монографии «Романтизм в американской литературе XIX века» (1972) полагают, что Мелвиллу и вовсе были чужды «кантианство и немецкий трансцендентализм, лежащие в основе реакционной философии Карлайла» ^ ,^ но при этом все равно называет «Моби Дика» «философским романом» .В данной диссертации нам хотелось бы наиболее конкретно остановиться на возможных контактах европейской мысли (прежде всего, немецкой философии Х Ж в.) и творчестве Мелвилла, а также типологическом исследовании мелвилловских произведений в контексте культурологической ситуации середины столетия в Европе. В плане исследования романтической традиции необходимо подчеркнуть, вопервых, то, что романтизм середины века отличается и от романтизма рубежа XVIII XIX веков и от романтизма 1820 — 30-х годов. Во-вторых, наш анализ проводится в типологическом ключе. Романтизм анализируется здесь не как историко-литературное направление, сколько как культурно-философский тшаст, «большая волна» культуры. ' 'Тамже.-С. 273. Шогенцугова, H.A. Опыт онтологической поэтики: Эдгар По, Герман Мелвилл, Джон ГарднерМ.: Наследие, 1995, — С, 140. ®^ Боброва М. Н, Романтизм в Американской литературе XIX в. — М, 1972, — С, 251−252, Говоря об отдельном представителе американского романтизма, мы делаем экскурс в немецкую классическую философию и делаем попытку показать, как неотрывно связаны с романтизмом ее отдельные направления. Материал нашего исследования — следующие мелвилловские произведения: романы «Моби Дик или Белый Кит» (1851), «Пьер или двусмысленности» (1852), книга новелл «Рассказы на веранде» (1856), а также (по мере необходимости) новелла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» (1924), которая рассматривается в контексте культурной ситуации середины XIX века. Итак, в данной диссертации творчество Мелвилла будет рассмотрено с точки зрения его философско-интеллектуальной проблематики. Ситуационно эта проблематика родственна той, которую рассматривают в своих сочинениях европейские авторы, в разное время (1830-е, 1840-е, 1850-е годы), вступившие в полемику даже не столько с Гегелем, как таковым, сколько с «духом» Гегеля. Зеркалом произведений Мелвилла станет для нас творчество А. Шопенгауэра «Мир как Воля и представление» («Die Welt als Wille und Vorstellung»), 1818- C. Кьеркегора «Или-Или» (Enten/Eller), 1843- Страх и трепет (Frygt og Beaven), 1843- Философские крохи (Philosophiske Smuler eller en Smule Philosophi), 1844.1. В Первой главе рассмотрен роман «Моби Дик» в контексте культурнофилософской ситуации первой трети XLX века в Европе. Дается характеристика романа с точки зрения затронутых в нем проблем гносеологического характера, воссозданной в нем картины мира, отдельных образов, а также сделана попытка охарактеризовать философские искания Мелвилла в период написания романа.2, Вторая глава посвящена характеристике мировидения Мелвилла в сопоставлении с философией А. Шопенгауэра.3. В Третьей главе хфоводится типологическое сопоставление творчества Мелвилла и Кьеркегора. Дается сравнительный анализ их произведений с точки зрения их философской проблематики, в частности, в сффе трактовки ими проблем выбора и свободы.4. В Заключении подводится итог диссертации и намечаются пути дальнейшего исследования творчества Г. Мелвилла в русле исследуемой проблематики.

Основные результаты нашего исследования можно сформулировать следующим образом:

С одной стороны, налицо перекличка творчества Мелвилла с сочинениями Н. Готорна, Э. По, Р. У. Эмерсона (понимание под призванием писателя стремление возвещать истинуобращение к типу пуританского сознания как одной из основных черт национального американского характерасостояние «поиска», отражающееся в романной «недоговоренности»), с другой — мелвилловская рефлексия оказывается типологически близка рефлексии ряда европейских писателей и мыслителей (глубокая заинтересованность философиейдвойственность сознания: метания между верой и невериемпопытки самостоятельной рефлексии и т. д.).

В Первой главе было показано, что во время поездки в Европу (осень 1849 г.) Мелвилл, в отличие от многих своих соотечественников-писателей, совершавших подобные путешествия, не просто получал новые творческие впечатления, но в определенной степени европеизировался, проникся духом 1830-х-1840-х годов, атмосферой, становление которой было связано с бурной рефлексией, получившей импульс от гегелевской философии. Во Второй главе нами были выявлены параллели между творчеством Мелвилла и философией А. Шопенгауэра. Так, писец Бартлби Мелвилла сходен с описанным Шопенгауэром образом гения: согласно концепции последнего, гений — «чистый субъект познания». Как было показано, состояние Бартлби — не что иное, как резиньяция, полное отрицание воли к жизни вплоть до отвержения самой жизни. Бартлби полностью погружен в «мир как представление», и в то же время другие персонажи повести, напротив, являют собой объективацию воли. То же можно проследить и в другой мелвилловской новелле «Бенито Серено», в которой образы двух антиподов Бенито Серено и Бабо могут трактоваться как индивиды — соответственно отрицающий и воплощающий волю к жизни. Параллели в творчестве Мелвилла с философскими идеями Шопенгауэра наиболее четко выступают при анализе его последнего произведения — новеллы «Билли Бадц, фор-марсовый матрос», возможно потому, что к моменту написания повести Мелвилл был уже не только достаточно хорошо знаком с философией пессимизма со стороны, но и сделал ее философией собственного творчества.

В Третьей главе отмечена типологическая общность романов Мелвилла и произведений С. Кьеркегора. Интересуясь проблемами гносеологического и онтологического характера, Мелвилл ставил вопросы о вере и неверии, о реализации возможности выбора в религиозной сфере, интересовался такими философскими категориями, как категории страха, вины, греховности, свободы и др. — теми же, что лежали в основе размышлений Кьеркегора. Нами были проведены параллели между персонажами произведений этих писателей — Измаилом Мелвилла и Иоханнесом Кьеркегора. Оба они были охарактеризованы нами как особый тип романтической личности (ироник-скептик). Отдельные понятия, выявленные Кьеркегором (например, понятие «Парадокса» и «обиды на Парадокс») получили соответствующую трактовку и у Мелвилла.

Становление Мелвилла как мыслителя особого рода прослеживается от «Марди» до «Билли Бадда». Так, нами был специально отмечен интерес Мелвилла к проблеме безумия, применительно к которой можно наметить линию развития личности в мелвилловских романах: «безумец» — «отчаявшийся аутсайдер» -" шарлатан". Несоответствие героя внешнему миру делает возможным только единственный выбор поведения — принятие мирового маскарада, с одной стороны, и создание своего собственного «театра масок», как это делает Шарлатан, с другой.

Увлечение Мелвиллом философией прогрессировало от своеобразной «игры», калейдоскопа теорий, которые он представил в «Моби Дике», и которые оказываются непосредственно связанными с вопросом экзистенциального выбора, к более последовательному осмыслению философских проблем. На закате творчества самым близким философом для Мелвилла стал автор «Мира как воли и представления» .

Наконец, в диссертации нами был поставлен вопрос о парадигме смысла, которую мы связали с проблемой «постгегелевского поколения». Речь идет об особом «потерянном поколении» — романтиках середины века. Уже их предшественникиромантическое поколение, заявившее о себе в Германии в 1810-е, а во Франции — в 1820-е годы, начали отходить о раннеромантического оптимизма и иронии как модуса поэтической рефлексии в сторону скептицизма и меланхолического отчаяния. «Постгегелевские» романтики оказываются еще более шлровертны, погружены в себя, сконцентрированы на познании как самопознании331. Важно отметить, что те мыслители, с которыми творчество Мелвилла развивалось как бы параллельно, в большинстве своем разделили его участь «аутсайдера» в литературе (философии). Слава пришла к ним гораздо позже, в 1910;е — 1920;е годы, и рассматривать их творчество в наше время становится удобнее уже в свете позднейшей историко-культурной ситуации. Кьеркегор, к примеру, — ближайший спутник экзистенциализма, а Мелвилла современные исследователи часто сближают как с натуралистами, так и с сюрреалистами. Причиной этому служит своеобразная «двойственность» сознания,.

331 Заявление Кьеркегора «истина в субъективности» могло бы встретить полное понимание у Р. У. Эмерсона. «Наш век оплакивают как эпоху, когда люди ушли в самих себя. А разве это непременно такое зло?» [Эмерсон, Ральф. Эссе // Ралф Эмерсон, Генри Торо. Уодщен, или жизнь в лесу.-М., 1986. — С. 84]. выразившаяся в неспособности принять какой-либо тип системности знания. Особенно актуальным в 1840-е годы стал вопрос веры: «постгегелевское поколение» находится в постоянном балансировании на грани веры и безверия, что является почвой как для «трагедии сознания», так и для поиска специфически личной («ненормативной») религиозности.

Основная для «поколения» тема поисков Абсолюта оказывается, таким образом, крайне многогранной и дает продолжение в последующих литературных явлениях. Так, эта многогранность выливается в различные готовые формы восприятия реальности: от экзистенциального до сюрреалистического, которые при этом продолжают быть неразрывно связанными с романтической традицией. Религиозное начало соприкасается с началом творческим: метафизическую основу искусства подчеркивают как символисты, так и сюрреалисты, а о поисках и создании новой реальности на базе восприятия говорят почти все последующие поколения.

Творчество Мелвилла, как правило, делят на два основных этапа. Первый из них составляют его романы путешествий («Тайпи», «Ому» ,), они открыто автобиографичны. Благодаря этим романам Мелвилл приобрел необычайную популярность у читателей. Третий роман «Марди» повлек за собой обилие негативных критических отзывов. В отличие от предыдущих произведений, ориентированных на образцы популярной литературы своего времени, «Марди» был аллегорией, романом-фантазией, сочинением с глубоким подтекстом. На это время приходится период интенсивного и разностороннего чтения. В этом плане показателен отрывок из письма Мелвилла Готорну (от июня 1851 г.), где он пишет: «Все мое духовное развитие свершилось за последние несколько лет. Я вроде того зерна, которое извлекли из египетских пирамид, где оно пролежало три тысячелетия: оно было простым семечком, но вот его засеяли в английскую землю, оно пустило росток, а вскоре даст хлеб. До двадцати лет я вообще не жил духовной жизнью. Отсчет своей настоящей жизни я начинаю с моего двадцатипятилетия» 332.

После «Моби Дика» писатель окончательно отказывается от написания развлекательной литературы. Его творчество после 1850-х годов характеризуется настойчивыми попытками проникнуть за «картонные маски» бытия, своеобразным экспериментом над собственным мировоззрением. Недаром герой его первого аллегорического романа, «Марди» , — философ Бабаланья, так же, как позднее и Ахав, стремится постичь «тайну, лежащую за видимой чертой», «центр круга» .

Важно отметить, что контакты с философией повлияли на поэтику мелвилловских произведений. Его романы по повествовательной структуре крайне разнообразны: они наполнены лирическими отступлениями, в повествование вклиниваются различные внепрозаические дискурсы (например, в «Моби Дике» отдельные главы представляют собой выписки из энциклопедии, некоторые являются как будто отдельными актами пьесы, часть — внутренним монологом героев, а частьописанием путешествия и т. д.), сама фабула часто играет второстепенную роль — на первом плане стоит обсуждение «идей». Романы Мелвилла текучи — «Моби Дик», о жанровом своеобразии которого написано большое количество работ333, нарушает.

332 The Letters of Herman Melville/ Ed. by Merrell R. Davis. — New Heaven (Ct.): Yale UP, 1960. -P.130.

333 Например, Alter, Robert. Partial Magic. The Novel as a Self-Conscious Genre. — Berkeley: University of California Press, 1975; Barbour, James. The Composition of Moby Dick // American Literature, 47,1975. — P. 343−360- Engler, Bernd. Fiktion und Wirklichkeit. Zur narrativen Vermittlung erkenntnisskeptischer Positionen bei Hawthorne und Melville (Ct.,), 1991; Fluck, Winftied. Das Kulturelle Imaginare. Eine Funktionsgeschichte des amerikanischen Romans 17 901 900. — Frankfurt a M, 1997. — S. 222−249- Hansen, Klaus Peter. Herman Melvilles Moby Dick: Intendierte Inkonsistenz der Erzaehlform// Amerikastudien/American Studies, 20, 1975. — S. 29−43- Lee, A.Robert. Moby Dick: the Tale and the Telling / Hg. Faith Pullin II New Perspectives on Melville. — Kent, 1978; McSweeney, Kerry. Moby Dick. Ishmael’s Mighty Book. Boston, 1986; Mider, Robert. The Composition of Moby Dick: A Review and a Prospect // The Emerson Society Quarterly, 23,1977. — P. 203−216- Moby-Dick as Doubloon: Essays and Extracts (1851−1970)/ Ed. Hershel Parker and Harrison Hayford. — N.Y.: Norton, 1970; Spanos, William V. The Errant Art of Moby Dick. The Canon, the Cold War, and the Straggle for American Studies. — Durham, 1995; Stein, Christopher. Sounding the Whale. Moby Dick as an Epic Novel. — Kent, 1996; Ward, J. A. The Function of the Cetological Chapters in Moby Dick // American Literature, 28, 1956. — P. 164 -183. каноны романа середины века. Рядом с ним можно поставить только Карлайла и Кьеркегора.

Мелвилл — емкий резонер самых разных смыслов. Он как бы стоит на развилке культур, и его творчество можно исследовать с разных точек зрения, о чем свидетельствует обилие научно-критических работ о нем. Несомненна его связь с современной ему эпохой, но также важно и его влияние на последующие поколения (в первую очередь, на американских авторов). Мелвилл предугадывает некоторые находки Конрада, но подлинная известность приходит к его произведениям, как уже говорилось, в 1920 годы334 (например, У. Фолкнер называл «Моби Дика», который несомненно повлиял на его новеллу «Медведь», «одной из лучших книг, когда-либо написанных» 335).

Внимания заслуживает и близость находок Мелвилла новациям в европейской литературе рубежа веков. Так, исследователи часто указывают на типологические связи Мелвилла и натуралистов336, Мелвилла и символистов337.

В то же время интересна и связь Мелвилла с течениями 20 века — часто прямое влияние автора «Шарлатана» на большинство художников-модернистов трудно доказать, но типологическое сопоставление на смысловом и художественном уровнях w 338 представляет несомненный интерес.

На наш взгляд, продуктивно было бы проследить близость поэтики Мелвилла поэтике, казалось бы, такой далекой, на первый взгляд, художественной школы, как сюрреализм. Так, упомянутое во Введении стремление писателя максимально.

334 В 1921 г. была опубликована первая биография Мелвилла: Weaver R. Herman Melville: Mariner and Mystic. — N.Y., 1921.

335 Blotner J. Faulkner: A Biography. — N.Y., 1990. — P. 38.

336 Hillway, Tyrus. Melville and the Spirit of Science II South Atlantic Quarterly, 48,1949 — P. 77−88.

337 Feidelson, Charles, Jr. Symbolism and American Literature. — Chicago, 1966; Stanonik, James. Moby Dick: The Myth and the Symbol. A Study in Folklore and Literature. — Ljubljana, 1962.

338 Caramello, Charles. Moby Dick and the Postmodern Turn // Silverless Minors: Book, Self and Postmodern American Fiction. — Tallahassee (FL.), 1983. — P. 54−93- Paul, Christiane. Die Antizipation der amerikanischen Postmoderne im Romanwerk Herman Melvilles: Das Spiel mit удалиться от реального, превратить действительность в анти-действительность (что, например, подчеркивает в своих исследованиях Б. Энглер339), над-действительность, сближает его с сюрреалистами. «Китовые главы» в «Моби Дике» (характерное нагромождение деталей, максимальная четкость изображаемого, вместе с тем словно нивелирующая саму реальность) наводят на мысль о близости Мелвилла сюрреалистическим идеям, которые появятся в литературе гораздо позже: от мелвилловских сравнений и аналогий, в общем, оказывается недалеко до «свободных ассоциаций». Действие большинства его произведений, собственно, и происходит в особом пространстве, в котором свободно нарушаются законы логики, стирается грань между реальностью и сном (видимое вызывает галлюцинации, а кошмары перетекают в явь).

Что касается «постгегелевского поколения», то перспективы его изучения достаточно обширны. Внимания заслуживают как теоретическая сторона проблемы, положение «поколения» на стыке литературных движений, исследование в русле типологии романтизма (например, изменение роли и функций иронии в 1840-е годы, проблема религиозности и скептицизма и пр .), связей с современной философией, так и сопоставительный анализ творчества отдельных представителей «поколения», -перекличек между Гейне и Кьеркегором, Мелвиллом и Л. Кэрроллом, Карлайлом и Бодлером.

Selbst, Text und Mythos. — Idstein, 1988; Seltzer, Leon F. Camu’s Absurd and the World of Melville’s Confidence-Man // PMLA. — 1967.№ 82. — P. 14−27.

339 Engler, Bernd. Fiktion und Wirklichkeit: Zur narrativen Vermittlimg erkenntnisskeptischer Positionen bei Hawthorne und Melville. — Berlin, 1991. — 361 S.

Заключение

.

В данной работе мы предприняли попытку исследования творчества Мелвилла в смещенном ракурсе. Разумеется, автор «Моби Дика» не философ, а писатель, проявивший свойственный его эпохе интерес к философии. Тем не менее, отразившись в «зеркале» философии, мелвилловская проза приобрела дополнительные измерения, которые позволяют рассматривать ее в контексте не только американской прозы XIX века, но и в русле европейской истории идей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Мелвилл, Герман. Собр. соч.: в 3 т. /Под ред. Я. Н. Засурского и др. Т. 1 Моби Дик, или Белый Кит./ /Пер. И. Бернштейн. JI: Худож. лит., 1987. — 640 с.
  2. Мелвилл, Герман. Собр. соч.: в 3 т. /Под ред. Я. Н Засурского и др. Т. 3 Повести- Рассказы- Стихотворения. Л.: Худож. лит., 1988. — 480 с.
  3. The Letters of Herman Melville / Ed. by Merrell R. Davis. New Heaven: Yale University Press. 1960. -398 p.
  4. Melville, Herman. The Writings of Herman Melville / Ed. by Harrison Hayford, Hershel Parker. Evanston: Northwestern UP, — V. Ш Mardi, and a Voyage Thither., — 1970.
  5. Melville, Herman. The Writings of Herman Melville / Ed. by Harrison Hayford, Hershel Parker. Evanston: Northwestern UP, — V. IV Moby Dick, or the Whale. — 1988.
  6. Melville, Herman. The Writings of Herman Melville / Ed. by Harrison Hayford, Hershel Parker. Evanston: Northwestern UP, -V. VII Pierre or the Ambiguities. — 1971.
  7. Melville, Herman. The Writings of Herman Melville / Ed. by Harrison Hayford, Hershel Parker. Evanston. Northwestern UP, — V. X The Confidence Man: His Masquerade., -1984.
  8. Melville, Herman. The Writings of Herman Melville / Ed. by Harrison Hayford, Hershel Parker. Evanston. Northwestern UP, — V. XI The Piazza Tales and Other Prose Pieces, 1837−1860. — 1987.
  9. Melville, Herman. The Confidence Man: His Masquerade. Evanston: Northwestern UP — 1984.
  10. Melville, Herman. Mardi: and a Voyage Thither. Chicago: New American Library, 1964. -554 P.
  11. Melville, Herman. Moby Dick, or the Whale. N.Y.: Random House, 1930. — XXI, 822 P.
  12. Melville, Herman. Moby Dick, or the White Whale. Herfordshire: Wordsworth Classics, 1993. -470 p.
  13. Melville, Herman. Pierre or the Ambiguities. By Herman Melville. -N.Y.: Grove, 1929. -505 p.
  14. Melville, Herman. Pierre or the Ambiguities/Ed. By Hershel Parker. Harper & Collins, 1995.-449 p.
  15. The Portable Melville/Ed. Jay Leyda. N.Y.: The Viking Press, 1952. — 746 p. **
  16. Г. .-Ф. Философия религии: в 2 т. М. Мысль, 1975. — Т.1. — 531 с.
  17. Гегель, Г.-В.-Ф. Эстетика: в 4 т. -М.: Искусство 1968. Т.1.
  18. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1969. — Т. 2.
  19. Кьеркегор, Серен. Страх и трепет/Пер. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  20. Кьеркегор, Серен. Наслаждение и долг/Пер. П. Ганзена. Изд. 3-е. К.: AirLand, 1994. — 500 с.
  21. А. О четверояком корне. Мир как воля и представление: в 2 т. Критика кантовской философии // Пер. с нем./Институт философии. М.: Наука, 1993. — Т.1.-672 с.
  22. А. Мир как воля и представление: в 2 т. //Пер. с нем./ Институт философии. М.: Наука, 1993. -Т.2. — 670 с.
  23. А. Новый Паралипоменон. М., 2000. — 384 с.
  24. Carlyle, Thomas. Sartor Resartus /Ed. by A. MacMechan. L.: Ginn & Company, 1925. -432 p.
  25. Hegel, G.W.F. Phanomenologie des Geistes //Werke Frankfurt a M.: Suhrkamp, 1980. -Band 3 -598 S.
  26. Kierkegaard, Saren. Soren Kierkegaard’s Concluding Unscientific Postscript /Trans, by David F.Swenson. Princeton (N.J.), 1968. -XXI, 577 p.
  27. Kierkegaard, S0ren. The Corsair affair / Ed. by Robert L. Perkins. Macon (Ga.): Mercer UP, -1990.
  28. Kierkegaard, Seren. Frygt og Basven. Viborg: Gyldendals Traneboger, 1996. — 126 p.
  29. Kierkegaard, Soren. Frygt og Beaven// Samlede Vaerke. Kobenhavn: Nordisk Vorlag. 1963-Bind5,-292 S.
  30. Kierkegaard, Soren. Either/Or, A Fragment of Life. Harmondsworth (Mx.): Penguin Books, 1992. -VI, 633 p.
  31. Kierkegaard, Soren. Philosophical Fragments/Trans. Howard V. Hong and Edna H. Hong. Princeton: Princeton UP, 1985.
  32. AKierkegaard Anthology/Ed. by Robert Bretall. N.Y.: 1946. -XXV, 494p.1. П. Общие работы
  33. Бауэр, Бруно. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М.: Соцэкгиз, 1933.
  34. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. — 224 с.
  35. Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. — 567 с.
  36. Бодлер, Шарль. Шарль Бодлер об искусстве. М. Искусство, 1986. — 421 с.
  37. Т.Д. Обретение голоса: Американская национальная поэтическая традиция. М.: 1994. — 152 с.
  38. Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М.: МГУ, 1982. — 128 с.
  39. П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970. — 244 с.
  40. Гулыга, Арсений. Гегель. // Изд. 2-е. М.: Соратник, 1994. — 256 с.
  41. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб. Аксиома, 1996. — 232 с.
  42. Зеньковский В В. История русской философии: в 2 т. Л.: ЭГО, 1991. — Т. 1. Часть1.-220 с.
  43. ВВ. История русской философии: в 2 т. Л.: ЭГО, 1991 -Т. 1. Часть2. -280 с.
  44. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия XV—XIX вв./Под. ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: Греко-латинский кабинет, 1996. — 557 с.
  45. Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Серена Кьеркегора. М.: AdMarginem, 1994, — 122 С.
  46. Сделать прекрасным наш день. Публицистика американского романтизма /Под ред. А Н. Николкжина. М.: Прогресс, 1990. — 537 с.
  47. В.М. Роман США 20-х годов XX века. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 80 с.
  48. В.М. От романтизма к романтизму. М.: Филологический факультет МГУ, 1997. -355 с.
  49. Флоровский, Георгий. Пути русского богословия. //Изд. 3-е. Париж: YMCA-Press, 1983.-600 с.
  50. Шестов, Лев. Киркегард и экзистенциальная философия: Глас вопиющего в пустыне. М.: Прогресс — Гнозис, 1992. — XVI, 304 с.
  51. Эстетика американского романтизма /Под. Ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Искусство, 1977. — 463 с.
  52. Эстетика немецких романтиков /Сост. А. В. Михайлова. М.: Искусство, 1986. -736 с.
  53. Arnold, Matthew. Lectures and Essays in Chriticism //The Complete Works of Matthew Arnold. /Ed. byR.H. Super. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1962. — Vol. 3.
  54. Ashton, Rosemary. The German Idea. Cambridge, 1980. — 245 p.
  55. Babbit, Irwing. Rousseau and Romanticism. Austin: Univ. of Texas Press, 1977. — 324 P
  56. Behlel, Ernst. Die Europaische Romantik. Frankfurt a. M.: Athenaum, 1972. — 576 S.
  57. Bloom, Harold. The Ringers in the Tower. Studies in Romantic Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1971. — 352 p.
  58. Brooks, Van Wyck. The Flowering of New England. N.Y.: E.P.Dutton and Company, 1952. — 563 p.
  59. Brandes, Georg. Hovedstromninger i det nittende aarhundredes literatur: B. 1−6. -Kj0benhavn: Guldendalske bogh, 1923. B. 2 Dai romantiske skole i Tyskland. Forlaesninger holdte ved Kjobenhavns univ. i foraarshalvaaret 1873. — 279 s.
  60. Brooks, Van Wyck. The Flowering of New England. -N.Y. E.P. Dutton & Co, 1952. -563 p.
  61. Burwick, Frederick. Romantic Madness: Holderlin, Nerval, Clare //Cultural Interactions in the Romantic Age, Critical Essays in Comparative Literature /Ed. by Gregory Maerts. -Albany: State Univ. of N.Y. Press, 1998. 258 p.
  62. Chase, Cynthia. Decomposing Figures: Rhethorical Readings in the Romantic Tradition. -Baltimore-L.: The Johns Hopkins UP, 1986. IX, 234 p.
  63. Cultural Interactions in the Romantic Age: Critical Essays in Comparative Literature /Ed. by Gregory Maerts. Albany: State University of NY. Press. 1998. — 258 p.
  64. Forms and Functions of History in American Literature: Essays in Honor of Ursula Brumm /Ed. by W. Fluck. Berlin: E. Schmidt, 1981. — 205 p.
  65. Furst, Lilian Renee. The Contours of European Romanticism. L., Basingstoke. Macmillan, 1979. -XVI, 158 p.
  66. Kierkegaard’s Teachers/ Ed. by Niels Thulstrup// Biblioteca Kierkegaardiana. In 16 Vol. -Copenhagen: C.A. Reitzels Forlag, 1982. -V. 10.
  67. Lovejoy, Arthur O. Essays in the History of Ideas. L.: Geoffrey Cumberlege, Oxford UP, 1960.
  68. McGann, Gerome J. ТЪе Romantic Ideology: A Critical Investigation, Chicago-L.: University of Chicago Press, 1983. IX, 172 p.
  69. Morse, David. Romanticism: a Structural Analysis. L.: Macmillan, 1982. 306p.
  70. Philosophical Approaches to Literature. New Essays on Nineteenth-and-Twentieth century Texts/Ed. William E. Cain. L: Associated University Presses, 1984. 257 p.
  71. Pochmann, Henry A. New England Transcendentalism and St. Lois Hegelianism. Phases in History of American Idealism. Philadelphia. Carl Schurz Memorial Foundation, 1948. 144 P
  72. Schenk, Hans Georg. The Mind of the European Romantics. An Essay in Cultural History. L.: Constable, 1966. XXTV, 303 p.
  73. Wellek, Rene. Confrontations. Studies in the Intellectual and Literary Relations Between Germany, England, and the United States during the Nineteenth Century, Princeton, N.J.: Princeton UP, 1965. 221 p.
  74. The Young Hegelians. An Anthology/Ed. Lawrence S. Stepelevich. Cambridge: Cambridge UP, 1983.415 р.
  75. Ш. Статьи и монографии о творчестве Германа Мелвилла
  76. Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.: Худож. лит., 1972. — 279 с.
  77. Ю.В. Писатели США: Краткие творческие биографии / Ред. Я. Засурского и др. -М., 1990. С.270−274.
  78. Николюкин, А Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968. -412 с.
  79. Н.А. Опыт онтологической поэтики: Эдгар По, Герман Мелвилл, Джон Гарднер. М.: Наследие, 1995.
  80. Adams, Richard P. American Renaissance. An Epistemological Problem // The Emerson Society Quarterly. 1975. № 24. — P. 2−7.
  81. Alter, Robert. Partial Magic. The Novel as a Self-Conscious Genre. Berkeley: University of California Press, 1975. — 248 p.
  82. Arvin, Newton. Herman Melville. N.Y., 1950.
  83. Barbour James. The Composition of Moby Dick // American Literature. 1975, № 47. -P. 343−360.
  84. Berthoff, Warner. The Example of Melville. Princeton: Princeton UP, 1962.
  85. Bezanson, Walter E. Moby Dick: Work of Art. Moby Dick Centennial Essays / Ed. by Tyrus Hillway. Dallas, 1953.
  86. Bickley, Robert Bruce, Jr. The Method of Melville’s Short Fiction. Durham (NC), 1975.
  87. Bloom, Harold. Modem Critical Views: Herman Melville. N.Y.: Chelsea House Publishers, 1986.
  88. Boswell, Jeanetta. Herman Melville and the Critics: A Checklist of Criticism, 1900−1978.-NJ., 1981.
  89. Bowen, Merlin. The Long Encounter. Self and Experience in the Writings of Herman Melville. Chicago. The University of Chicago Press, 1960.
  90. Branch, Watson G. Melville: The Critical Heritage. Boston, 1974.
  91. Braswell, William. Melville’s Religious Thought: An Essay in Interpretation. N.Y.: Pageant Books, 1959.
  92. Bredahl, A. Carl, Jr. Melville’s Angles of Vision. Gainesville: University of Florida Press, 1972.
  93. Brodhead, Richard H. Hawthorne, Melville, and the Novel. Chicago: University of Chicago Press, 1976.
  94. Brodtkorb, Paul. Ishmael’s White World: A Phenomenological Reading of Moby Dick. New Haven: Yale U. P, 1965. — 170 p.
  95. Brodtkorb, Paul. The Definitive Billy Budd. But Arent It All Sham'? PMLA. -1967, № 82. — P. 602−612.
  96. Brooks, Van Wyck. The Times of Melville and Whitman. N.Y.: E.P. Dutton, 1947.
  97. Buschendorf, Christa. «The High Priest of Pessimism»: Zur Rezeption Schopenhauers in den Vereinigten Staaten. Habilitationsschrift der Philisophischen Fakultat der Heinrich-Heine-UniversitatDusseldorf, 1994. -371 S.
  98. Chase, Richard. Herman Melville: A Critical Study. N. Y.: Macmillan, 1949.
  99. Cowan, Bainard. Exiled Waters: Moby Dick and the Crisis of Allegory. Baton Rouge (LA), 1982.
  100. Dettlaff, Shirley M. Melville’s Aesthetics: A Companion to Melville Studies / Ed. by John Bryant. -N.Y, 1986.
  101. Dillingham, William B. Melville’s Short Fiction, 1853−1856. Athens (GA), 1977.
  102. Dillingham, William B. Melville’s Later Novels. Athens (GA), 1986.
  103. Dimock, Wai-chee. Empire for Liberty. Melville and the Poetics of Individualism. -Princeton: Princeton UP, 1988. 250 p.
  104. Dryden, Edgar A. Melville’s Thematics of Form: The Great Art of Telling the Truth. -Baltimore: John Hopkins UP, 1968.
  105. Duban, James. Melville’s Major Fiktion: Politics, Theology and Imagination. Dekalb (IL): Northern Illinois U. P, 1983. — 284 p.
  106. Durer, Christopher S. Mocking the 'Grand Programme': Irony and After in Moby Dick // Rocky Mountain Review of Language and Literature. 1982. № 36. — P. 249−258.
  107. Elliott, Emory. The Problem of Authority in Pierre! I Ideology and Classic American Literature/ Ed. by Sacvan Bercovitch. Cambridge Univ. Press, 1989 — 451 p.
  108. Feidelson, Charles, Jr. Symbolism and American Literature. Chicago: University of Chicago Press, 1966.
  109. Fisher, Marvin. Going Under: Melville’s Short Fiction and the American 1850s. -Baton Rouge (LA), 1977,
  110. Fluck, Winfried. Das Kulturelle Imaginare: Eine Funktionsgeschichte des amerikanischen Romans 1790−1900. Frankfurt a M.: Suhrkamp, 1997. — S. 222−249.
  111. Fogle, Richard Harter. Melville’s Bartleby. Absolutism, Predestination, and Free Will // Tulane Studies in English. 1954, № 4. — P.125−135.
  112. Franklin, Howard B. The Wake of Gods: Melville’s Mythology. Stanford: Stanford UP, 1963.
  113. Grenberg, Bruce L. Some Other World to Find: Quest and Negation in the Works of Herman Melville. Urbana: University of Illinois Press, 1989.
  114. Guetti, James. The Limits of Metaphor: A Study of Melville, Conrad, and Faulkner. Ithaca, N.Y.: Cornell UP, 1967.
  115. Hansen, Klaus Peter. Vermittlungsfiktion und Vermittlimgsvorgang in den drei grofien Erzahlungen Herman Melvilles. Frankfurt a M.: Athenaum, 1973.
  116. Hansen, Klaus Peter. Die retrospektive Mentalitat: Europaische Kulturkritik und amerikanische Kuhur. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 1984. — 300 S.
  117. Haydock, John. Melville’s Seraphita: Billy Budd, Sailor// Melville Society Extracts. -1996, № 104.-P. 2−13.
  118. Helmcke, Hans. Die Funktion des Ich-Erzaehlers in Herman Melvilles Roman Moby Dick mit einem vergleichenden Blick auf Melvilles fruehere Romane. Muenchen, 1957.
  119. Herbert, T. Walter, Jr. Moby Dick and Calvinism: A World Dismantled. New Brunswick (N.J): Putgers UP, 1977. — 119 p.
  120. Hetherington, Hugh W. Melville’s Reviewers: British and American, 1845−1891. -Chapel Hill (NC), 1961.
  121. Higgins, Brian. Herman Melville: An Annotated Bibliography. Boston (Mass.), 1979.
  122. Hillway, Tyrus. Herman Melville. -N.Y.: Twayne Publishers, Inc., 1963.
  123. Hoffmann, Gerhard. The Mythical Experience and the Crisis of Symbolic Thinking: Melville’s Moby Dick at the Crossroads. // Myth and Enlightment in American Literature / Ed. by Dieter Meindl. Erlangen, 1985. — P. 195−225.
  124. Howard, Leon. Melville’s Struggle with the Angel // Modern Language Quarterly. -1940, № 1. P. 195−206.
  125. Johnson, Barbara. Melville’s Fist: The Execution of Billy Budd // The Critical Difference: Essays in Contemporary Rhetoric of Reading. Baltimore: The Johns Hopkins UP, 1980. -P. 79−109.
  126. Kazin, Alfred. Introduction // Moby Dick- or, the Whale. Boston: Houghton Mifflin, 1956. — P. V-XIV.
  127. Kearnes, Michael. S Phantoms of the Mind: Melville’s Criticism of Idealistic Psychology //ESQ: A Journal of the American Renaissance. 1984, № 30. — P. 40−50.
  128. Lang, Hans-Joachim. Melville and Shakespeare // Shakespeare: Seine Welt Unsere Welt/Hg. G. Mueller-Schwefe. -Tuebingen, 1964. — S. 135−161.
  129. Lease, Benjamin. Anglo-American Encounters and the Rise of American Literature -Cambridge: Cambridge UP, 1981. 297 p.
  130. Lee, A. Robert. Herman Melville: Reassessments. L.: Vision and Barnes & Noble, 1984.
  131. Levin, Harry. The Power of Blackness: Hawthorne, Рое, Melville. N.Y., 1958.
  132. Lewis, R.W.B. Trials of the World: Essays in American Literature and the Humanistic Tradition. New Haven: Yale UP, 1965. — 239 p.
  133. Leyda, Jay. The Melville Log: A Documentary Life of Herman Melville 1819−1891: In 2 vol. -N.Y.: Gordian Press, 1969.
  134. Marovitz, Sanford E. Melville’s Problematic Being // ESQ. A Journal of the American Renaissance. 1982, № 28.-P. 11−23.
  135. Mason, Ronald. The Spirit Above the Dust: A Study of Herman Melville. L.: John Lehmann, 1951.
  136. Matthiessen, F.O. American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman. L.: Oxford UP, 1972.
  137. Mcintosh, James. Melville’s Use and Abuse of Goethe: The Weather-Gods in Faust and Moby Dick // American Studies. 1980, № 25. — P. 128−173.
  138. Mcintosh, James. The Mariner’s Multiple Quest //New Essays on Moby Dick, or the Whale/Ed. by Richard H.Brodhead. Cambridge (Mass.), 1994.
  139. McSweeney, Kerry. Moby Dick: Ishmael’s Mighty Book. Boston: Twayne Publ., 1986.- 131 p.
  140. Heiman Melville. The Contemporary Reviews /Ed. by Brian Higgins and Hershel Parker. Cambridge: Cambridge UP, 1995. — 556 p.
  141. Melville. A Collection of Critical Essays/ Ed. by Richard Chase. Prentice Hall (N.J.), 1962.- 170 p.
  142. Melville. The Critical Heritage/ Ed. by Watson G. Branch. L. Boston: Routledge & Regan Paul, 1974. — 443 p.
  143. Herman Melville’s Billy Budd, Benito Cereno, Bartleby the Scrivener, and Other Tales / Ed. by H. Bloom. N.Y.: Chelsea House Publishes, 1987. — 165 p.
  144. Melville’s Evermoving Down. Centennial Essays /Ed. by John Bryant and Robert Milder. Kent: The Kent State UP, 1997. — 419 p.
  145. Metcalf, Eleanor Melville. Herman Melville: Cycle and Epicycle. Cambridge: HarwardUP, 1953.-311 p.
  146. Miller, EdvinHaviland. Melville. -N.Y.: GeorgeBraziller, 1975. 382p.
  147. Miller, James E., Jr. A Reader’s Guide to Herman Melville. L.: Thames & Hudson, 1962.
  148. Moby-Dick as Doubloon: Essays and Extracts (1851−1970) / Ed. by Hershel Parker and Harrison Hayford. -N.Y.: Norton, 1970.
  149. Moby-Dick Centennial Essays / Ed. by Tyrus Hillway and Luther S. Mansfield. -Dallas: Southern Methodist UP, 1953.
  150. Mumford, Lewis. Herman Melville. A Study of His Life and Vision. L.: Seeker & Warburg, 1963. — 255 p.
  151. New Essays on Moby Dick, or the Whale/ Ed. by Richard H.Brodhead. Cambridge: Cambridge UP, 1994. — 184 P.
  152. New Perspectives on Melville / Ed. by Faith Pullin. Kent (OH), 1978.
  153. On Melville: ТЪе Best From American Literature/ Ed. by Louis J. Budd and Edwin Cady. Durham (NC): Duke UP, 1988.
  154. Olson, Charles. Call me Ishmael. N.Y.: Reynal & Hitchcock, 1947. — 119 p.
  155. Parker, Hershel. Reading Billy Budd. Evanston: Northwestern UP, 1990.
  156. Parker, Hershel. The Recognition of Herman Melville: Selected Criticism since 1846. -Ann Arbor, 1967.
  157. Peach, Linden. British Influence on the Birth of American Literature. L.: Macmillan Press, 1982. -218 p.
  158. Pochmann, Henry A. German Culture in America: Philosophical and Literary influences 1600−1900. Madison: The University of Wisconsin Press, 1961.
  159. Pommer, Henry F. Milton and Melville. N.Y.: Cooper Square Publishers, 1970. -172 p.
  160. Post-Laura, Sheila. Correspondent Colorings: Melville in the Marketplace. Amherst: University of Massachusetts Press, 1996. — 276 p.
  161. Puetz, Manfred. Typologie und historischer Roman: Zum skeptischen Geschichtsbild von Herman Melvilles Israel Potter. // Mythos und Aufklaerung in amerikanischen Literatur / Hg. Dieter Meindl. Erlangen, 1985. — S. 227−250.
  162. Reality and Myth / Ed. William E. Walker and Robert L. Welker. Nashville: Yanderbilt UP, 1964.
  163. Reed, Walter L. Meditations on the Hero: A Study of the Romantic Hero in Nineteenth-century Fiction. New Haven-L.: Yale UP, 1974. — X, 207 p.
  164. Reeve, F.D. The White Monk: En Essay on Dostoevsky and Melville. Nashville (Геол.): Vanderbih UP, 1989. — 186 p.
  165. Renker, Elizabeth. Strike Through the Mask: Herman Melville and the Scene of Writing. Baltimore: John Hopkins UP, 1996. — 182 p.
  166. Revisioningthe Past: Historical Self-Reflexivity in American Short Fiction /Ed. by Bemd Engler and Oliver Scheiding. Trier: Wissenschaftlicher Yerlag Trier, 1998.
  167. Ricks, Beatrice- Adams, Joseph D. Herman Melville: A Reference Bibliography 19 001 972. With Selected 19 Cen. Materials. Boston (Mass.), 1973.
  168. Riddle, Mary-Madeleine G. Herman Melville’s Piazza Tales: A Prophetic Vision. -Goeteborg, 1985.
  169. Rodgers, James. Melville’s Short Fiction: Many Voices, Many Modes. // Contemporary Approaches to Narrative / Ed. by Anthony Mortimer. Tuebingen, 1984. -P. 39−50.
  170. Rosenberry, Edward. H. Melville. L.: Routledge & Regan Paul, 1979. — 170 p.
  171. Rosenberry, Edward. H. Melville and the Comic Spirit. Cambridge (MA), 1955.
  172. Roundy, Nancy. Melville’s The Confidence Man: Epistemology and Art // Ball State University Forum. 1980, № 21. — P. 3−11.
  173. Roundy, Nancy. «That is All I Know of Him.': Epistemology and Art in Melville’s Bartleby // Essays in Arts and Sciences. 1980, № 9. — P.33−43.
  174. Sealts, Merton M., Jr. Melville’s Reading: A Checklist of Books Owned and Borrowed. L.: Univ. of Wisconsin Press, 1966. — 134 p.
  175. Sealts, Merton M., Jr. Pursuing Melville 1940−1980. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1982.-419 p.
  176. Sedgwick, William Ellery. Herman Melville: The Tragedy of Mind. N.Y.: Russell and Russell, 1962.-255 P.
  177. Seltzer, Leon F. The Vision of Melville and Conrad: A Comparative Study. Athens: Ohio UP, 1970. -XXXVI, 132 p.
  178. Sherrill, Rowland A. The Prophetic Melville: Experience, Transcendence, and Tragedy. Athens (GA), 1979.
  179. Shurr, William H. The Mystery of faquiety: Melville as a Poet, 1857−1891. -Lexington: The University Press of Kentucky, 1972.
  180. Spanos, William V. The Errant Art of Moby Dick: The Canon, the Cold War, and the Struggle for American Studies. Durham: Duke UP, 1995, — 374 p.
  181. Spranzel, Karin. Der grundgedanke Schopenhauers bei Melville: Entwicklung und Dynamik der ontologisch-metaphysischen und epistemologischen Thematik. Heidelberg: Universitatsverlag C. Winter, 1996. -402 S.
  182. Stanonik, James. Moby Dick, the Myth and the Symbol. A Study in Folklore and Literature. Ljubljana: Ljubljana UP, 1962. — 215 p.
  183. Stein, Christopher. Sounding the Whale: Moby Dick as an Epic Novel. Kent: The Kent State UP, 1996. — 91 p.
  184. Stern, Milton R. Discussions of Moby-Dick- Boston: DC Heath & Co., 1960.
  185. Steward, George R. The Two Moby Dicks // American Literature. 1954, № 25 -P. 417−448.
  186. Studies in the Minor and Later Works of Melville / Ed. by Raymona E. Hull. -Hartford: Transcendental Books, 1970.
  187. Sundermann, Karl-Heinrich. Herman Melvilles Gedankengut: Eine Kritische Untersuchung seiner weltanschaulichen Gedanken. -Wiirzburg: Mayr, 1937.
  188. Tanselle, G. Thomas. A Checklist of Editions of Moby-Dick, 1851−1976. Evanston: Northwestern U. P., 1976.
  189. Thompson, Lawrance. Melville’s Quarrel With God. Princeton: Princeton UP, 1952. — 475 p.
  190. Vance, Thomas H. Prince Hamlet, Melville and the Ambiguities // Geschichte und Fiktion: Amerikanische Prosa im 19. Jahrhundert /Hg. Alfred Weber. Gottingen: Vondenhoeck und Ruprecht, 1972.
Заполнить форму текущей работой