Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научное обоснование организации санаторной помощи детям дошкольного возраста с туберкулезной инфекцией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволившими значительно расширить существующие представления о социально-гигиенических и психологических особенностях современных детей с туберкулезной инфекцией. Выполненное исследование дало возможность представить в органы управления здравоохранением, а также организации практического здравоохранения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ САНАТОРНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА II. БАЗА, ПРОГРАММА, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. ИСТОРИЯ САНАТОРНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В РОССИИ
    • 3. 1. Дореволюционный период
    • 3. 2. Послереволюционный период
    • 3. 3. История детского туберкулезного санатория «Жемчужина»
  • ГЛАВА IV. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ И ЕГО СЕМЬИ
    • 4. 1. Медико-социальная характеристика семей, в которых воспитываются дети с туберкулезной инфекцией
    • 4. 2. Медико-социальная и психологическая характеристика ребенка, находящегося на лечении в санатории «Жемчужина»
    • 4. 3. Психологические особенности ребенка с туберкулезной инфекцией
    • 4. 4. Уровень осведомленности родителей о туберкулезной инфекции и здоровье своего ребенка
  • ГЛАВА V. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ — ПАЦИЕНТОВ ДЕТСКОГО ТУБЕРКУЛЕЗНОГО САНАТОРИЯ
    • 5. 1. Соматическое здоровье ребенка
    • 5. 2. Клинико-социальная характеристика течения туберкулезной инфекции
    • 5. 3. Состав пациентов детского туберкулезного санатория
  • ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ САНАТОРНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ
    • 6. 1. Место детского туберкулезного санатория в детской фтизиатрической службе
    • 6. 2. Анализ деятельности детского туберкулезного санатория «Жемчужина»
    • 6. 3. Оценка работы ДТС «Жемчужина» родителями детей, больных туберкулезом и инфицированных МБТ

Научное обоснование организации санаторной помощи детям дошкольного возраста с туберкулезной инфекцией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время проблема туберкулеза после периода потери к ней интереса с каждым годом привлекает все большее внимание. Туберкулёз занимает среди социальных болезней особое место. Формировавшаяся с начала прошлого века в России система фтизиатрической помощи, особое внимание, которое уделяло государство этой проблеме, давали ощутимые результаты. Заболеваемость и смертность населения от туберкулёза неуклонно снижались. Самые низкие показатели первичной заболеваемости туберкулёзом в России были отмечены в 1991 году (34,0%ооо), а смертности — в 1989 году (7,4%000). Однако в начале 90-х годов заболеваемость и смертность от туберкулёза стали стремительно возрастать и к 2000 г. достигли: первичная заболеваемость — 85,2, а смертность — 20,0 на 100 тыс. (Юрьева М.А., 2002). По прогнозам специалистов (Шилова М.В., 2000), в дальнейшем можно ожидать роста заболеваемости населения туберкулезом к 2010 году — до 190,7 на 100 тыс. Причем рост заболеваемости отмечался не только в России, но и в большинстве стран мира (Maher D. et al., 1998; Crofton J. et al., 1998). В настоящее время около трети населения нашей планеты инфицировано Mycobacterium tuberculosis. Ежегодно в мире заболевает туберкулезом около 9 млн. человек, причем около 3 млн. больных умирает от этой болезни (Медик В.А., Юрьев В. К., 2003; Gaudelius J., 2002). Микобактерии туберкулёза (МБТ) убивают больше людей, чем какой-либо другой возбудитель инфекции.

Напряженная эпидемическая ситуация, совпавшая во времени с эпохой общественных преобразований и реформирования системы здравоохранения в нашей стране, не могла не отразиться на заболеваемости детей, возросшей за 1991;2001 гг. с 8,6 до 17,9 на 100 000 детского населения РФ, причем темпы роста показателя заболеваемости туберкулезом детей в РФ в 2 раза превосходят таковые у взрослых (Аксенова В.А., 2000; Шилова М. В.,.

2001). В этой связи особую актуальность приобретают проблемы своевременного выявления, профилактики и лечения туберкулеза у детей. Это является задачей фтизиатрической службы, в том числе такого ее звена, как детский туберкулезный санаторий (ДТС).

Санаторный этап признан важным звеном проведения полноценного курса специфической и патогенетической терапии туберкулеза у детей (Ян-ченко Е.Н., Греймер М. С., 1999; Аксенова В. А, 2000; Лебедева JI.B., 2002). Он имеет выраженную специфику, заключающуюся как в более разнообразном составе пациентов (локальные формы различной активности, безлокальные формы, инфицированные МВТ), так и в его особых целях (обследование и оздоровление больных и инфицированных, реабилитация), методах их достижения (широкое применение, наряду с этиотропной терапией, патогенетических, немедикаментозных и природных факторов лечения, санитарно-гигиенического режима). В Федеральном Законе «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» № 77-ФЗ от 18.06.01 подчеркивается роль ДТС в борьбе с туберкулезом. Тем не менее, санаторная помощь инфицированным и больным туберкулезом детям находится в состоянии затянувшегося кризиса, связанного с проблемами здравоохранения и общества в целом (Пучков К.С.2001, Исаева Н.Ю.2001, Истошин М. Г. 2001).

Работ, посвященных деятельности ДТС и медико-социальному изучению детей, проходящих там лечение, в современной литературе очень мало, они касаются, в основном, школьников и подростков (Исаева Н.Ю., 2001; Лозовская М. Э., 2003; Кривохиж В. Н., 2004). Несмотря на то, что лечение туберкулезной инфекции, начатое в стационаре, обычно завершается в санаторных условиях, в научной литературе достаточного внимания постстационарной, санаторной помощи детям не уделяется. Исследований такого рода, прицельно проведенных среди детей дошкольного возраста и их родителей, не проводилось.

Цель исследования. На основе комплексного медико-социального и медико-психологического обследования инфицированных и больных туберкулезом детей дошкольного возраста, анализа становления и современного состояния санаторной помощи таким детям, разработать комплекс мер, направленных на оптимизацию организации лечебно-профилактической помощи детям в условиях туберкулезного санатория.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить становление и развитие санаторной помощи детям с туберкулезной инфекцией.

2. Представить медико-социальную характеристику детей, инфицированных и больных туберкулезом в условиях современного мегаполиса.

3. Выявить психологические особенности ребенка, находящегося на лечении в детском туберкулезном санатории.

4. Дать научный анализ состояния санаторной помощи детям, инфицированным и больным туберкулезом.

5. Исследовать удовлетворенность родителей санаторной помощью и факторы, ее определяющие.

6. Разработать научно обоснованные рекомендации медико-социального и организационного характера, направленные на совершенствование санаторной помощи детям с туберкулезной инфекцией.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в условиях Северо-Западного экономического региона дан многоплановый научный анализ состояния санаторной помощи детям с туберкулезной инфекциейпредставлен медико-социальный портрет больных изучаемого профиляисследованы индивидуально-типологические особенности личностипроведена оценка медицинской грамотности и активности родителей ребенка с туберкулезной инфекциейизучена их удовлетворенность оказанной специализированной фтизиатрической помощью.

Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволившими значительно расширить существующие представления о социально-гигиенических и психологических особенностях современных детей с туберкулезной инфекцией. Выполненное исследование дало возможность представить в органы управления здравоохранением, а также организации практического здравоохранения научно-обоснованную информацию о состоянии и возможностях оптимизации санаторной помощи больным данного профиля. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть внедрены в других регионах России, а реализация комплекса предложенных мероприятий медико-социального и организационного характера позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы здравоохранения, повысить степень удовлетворенности пациентов получаемой медицинской помощью. Методические и методологические подходы, использованные в настоящем исследовании, могут быть применены для разработки и научного обоснования других специализированных видов санаторной помощи детям.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность: ГУЗ «Городской противотуберкулезный диспансер Санкт-Петербурга" — ГУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 3 Санкт-Петербурга" — ГУЗ «Ленинградский областной противотуберкулезный диспансер" — ГУЗ «Детская поликлиника № 8» Центрального района Санкт-ПетербургаДетского туберкулезного санатория «Пушкинский" — в процесс преподавания на кафедрах гуманитарных дисциплин и биоэтики, а также социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПКиПП ГОУВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Росздрава».

Основные положения, выносимые на защиту. 1. На формирование и развитие туберкулезной инфекции в детском возрасте оказывает влияние комплекс медико-социальных факторов, имеющих разный уровень воздействия в зависимости от условий и образа жизни семей. Туберкулез в настоящее время постепенно утрачивает выраженные черты социальной патологии, распространяясь на все социальные слои.

2. Весьма низок уровень санитарной грамотности и медицинской активности населения по вопросам профилактики туберкулеза у детей. Многие родители не соблюдают принципов профилактики и лечения данной инфекции.

3. Фтизиопедиатрическая служба города обладает богатыми историческими традициями, имеет определенные достижения в профилактике и лечении туберкулеза у детей, однако нуждается в улучшении качества своей работы и внедрении более эффективных организационных форм, в частности, предложенных в настоящем исследовании.

4. Родители пациентов в основном удовлетворены качеством медицинского обслуживания в санаториив то же время, дальнейшего совершенствования требует соблюдение этико-деонтологических принципов медицинским персоналом, а также условия пребывания детей.

Личный вклад автора в проведенное исследование. Автором самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме, разработан дизайн исследования, статистический инструментарий, выполнена выкопировка данных из первичной медицинской документации, проведено анкетирование родителей пациентов, находящихся в детском туберкулезном санатории. Автор лично участвовала в проведении психологического тестирования пациентов. Составление программы математико-статистической обработки материала и сама обработка данных проводились с личным участием автора. Промежуточные результаты исследования систематически проверялись научным руководителем. Анализ, интерпретация, изложение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций в основном выполнены автором лично. Доля участия автора в сборе информации — до 100%, в математико-статистической обработке — более 80%, а в обобщении и анализе материала — 95%.

Апробация работы. Основные положения диссертации заслушаны, обсуждены и одобрены на заседаниях: Выездного совещания заведующих отделениями противотуберкулезных диспансеров (СПб., 2003) — Научно-практической конференции «Санаторно-реабилитационная помощь детям и подросткам с туберкулезной инфекцией на современном этапе» (СПб., 2004) — проблемно-экспертного совета медико-социальных оценок здоровья ГОУВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Росздрава» (СПб., 2005).

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.

ВНГЛУ — Внутригрудные лимфатические узлы ГИНК — Гидразид изоникотиновой кислоты ГПТД — Городской противотуберкулезный диспансер ДИБ — Детская инфекционная больница ДТС — Детский туберкулезный санаторий ИФА — Иммуноферментный анализ ЛФК — Лечебная физическая культура МБТ — Микобактерии туберкулеза ПМР — Психомоторное развитие ПТД — Противотуберкулезный диспансер ПТК — Первичный туберкулезный комплекс РИГА — Реакция непрямой гемагглютинации.

РР — Речевое развитие СКОК — Санаторно-курортная отборочная комиссия СПбНИИФП — Санкт-Петербургский НИИ фтизиопульмонологии ТЕ — Туберкулиновая единица ФТЛ — Физиотерапевтическое лечение ЦЦК — Центральная диагностическая комиссия.

ВЫВОДЫ.

1. Возникнув в 70-е годы XIX века в Европе и России, как единичные учреждения с лечебно-педагогическими функциями, детские санатории и лечебные колонии в начале XX века уже имели собственную структуру и функции, определенные цели и задачи. Число этих учреждений стремительно росло до начала I Мировой войны. К 1913 г. в России 40 городов и 90 общественных и частных организаций располагали 255 летними и круглогодичными детскими колониями. Государственная поддержка санаторной службы в советский период, а также поступательное развитие педиатрии и охраны материнства и детства, позволило определить роль и место санаториев в системе этапного лечения, обеспечить их специализацию и количественный рост.

2. У многих пациентов ДТС имеются выраженные медико-социальные факторы риска: неполные семьи — 45,9%, опекаемые дети — 8,1%, воспитанники детских домов и приютов — 4,5%, малообеспеченные семьи -76,4%, неудовлетворительные жилищные условия — 26,7%, неполноценное, некачественное питание — 20,4%. В то же время, среди дошкольников с туберкулезной инфекцией достаточно велик удельный вес детей из вполне благополучных семей, однозначно связать факт инфицированно-сти или заболевания с низким социальным статусом не представляется возможным.

3. Помещение в санаторий для длительного лечения является мощным стрессогенным фактором для ребенка, тем более что для 11,6% дошкольников с туберкулезной инфекций санаторий стал местом первой адаптации к детскому коллективу. Адаптация к санаторию была успешной с самого начала у 69,8% детей основной группы, однако лишь 45,6% родителей отметили, что ребенок остался в санатории охотно, у 30,2% детей отмечалась негативная реакция.

4. По данным общего психологического обследования, у детей отмечались следующие нарушения легкой степени: грубая моторика — 7,0%, тонкая моторика — 47,0%, социальные навыки — 21,0%, речевое развитие -26,0%, эмоциональное развитие — 24,0% детей. Нарушения средней степени имели: грубая моторика — 0,3%, тонкая моторика — 14,0%, социальные навыки — 10,0%, речевое развитие — 6,0%, эмоциональное развитие -1,2% детей. При обследовании детей по методике проективных рисуночных тестов выявлены следующие психологические особенности детей, инфицированных и больных туберкулезом: агрессия — у 37,2% детей, тревожность — у 45,4%, дискомфорт — у 31,1%, нарушения в сфере общения — у 68,1%, ощущение бессилия, собственной незначимости — у 38,9%, психологическая незрелость — у 15,6%, ощущение уязвимости — у 32,5%. Во внутренней картине болезни превалировала анозогнозия (68,8%). 41,2% родителей считают, что их ребенку необходима помощь психолога.

5. Опрос вывил низкий уровень санитарной грамотности и медицинской активности населения по вопросам профилактики туберкулеза у детей. Большинство родителей не может назвать причину туберкулеза (98,6%), а также причину направления их ребенка в санаторий (56,5%). Родители отказываются от проведения курсов химиопрофилактики инфицированным (58,3%) и больным (46,1%) детям, скрывают контакт с больным туберкулезом родственником (3,2%), не принимают достаточных мер для укрепления здоровья ребенка. Считают своего ребенка здоровым 62,1% родителей, однако у 92,7% детей имеется сопутствующая патология, которая игнорировалась родителями.

6. Туберкулезная инфекция у большинства детей развивалась на отягощенном преморбидном фоне. Только 9,3% детей на первом году жизни не болелиу 22,1% детей имелась перинатальная неврологическая патологиясопутствующую патологию на момент санаторного лечения имели 92,7%. Имелась выраженная тенденция к низким параметрам физического развития. Все перечисленные показатели в основной группе хуже по сравнению с контролем.

7. Отмечены недостатки в профилактической работе амбулаторных и стационарных ЛПУ. Так, из детей, проходящих санаторное лечение по поводу туберкулезной инфекции, 3,6% не были привиты BCG в роддоме, у 5,4% больных туберкулезом болезнь была выявлена по обращаемостиникто из поступивших в ДТС детей не был направлен к фтизиатру врачом детской поликлиники как относящийся к группе риска по соматическим заболеваниям, хотя у 2,3% детей показания имелись. Контакт с больными туберкулезом был установлен у 57,2% больных и 43,6% инфицированных детей. Чаще всего контакт был семейным (72,6%) или квартирным (10,3%), однако у 5,3% детей имел место производственный контакт (с больным сотрудником детского сада). Большинство контактных детей находились в контакте с больным туберкулезом в течение 2−3 лет, то есть с раннего возраста. Около половины больных детей (45,9%) не получало курсов химиопрофилактики.

8. В Санкт-Петербурге амбулаторную фтизиатрическую помощь детям оказывают 17 противотуберкулезных диспансеров, где имеются детские отделения и 2 специализированных кабинета. Стационарную помощь детям, больным туберкулезом, оказывают лечебное и диагностическое отделения Детской инфекционной больницы № 3 (80 коек). Имеющийся профиль коек дает возможность оказывать специализированную помощь при любой локализации туберкулеза. Санаторную помощь оказывают 5 санаториев общей мощностью 760 коек. В то же время, только 89,5% детей (2004 г.), нуждающихся в санаторном лечении, направляются в туберкулезные санатории, благодаря чему коечный фонд используется недостаточно эффективно.

9. Анализ деятельности детского туберкулезного санатория «Жемчужина» показал, что в нем развернуто 120 круглогодичных коек. Среди пролеченных пациентов за 1995;2004 гг. (3654 ребенка) в структуре диагнозов локальных форм поражения превалирует туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. Укомплектованность штатов весьма низка, она составляет по физическим лицам — 51,5%, по занятым — 68,0%. По поводу инфицирования или заболевания туберкулезом этиотропную терапию получали 96,3%, в том числе: химиотерапию — 23,6%, химиопрофилак-тику — 71,1% детейнаходились на оздоровлении — 5,3%. Эффективность лечения в санатории можно считать достаточно высокой: из детей с туберкулезной инфекцией было выписано с улучшением — 31,3%, клиническое излечение отмечено у 63,5%- выписаны без улучшения 5,2%.

Ю.Полученной в санатории медицинской помощью в целом удовлетворены 94,9% родителей инфицированных и 96,4% больных детей (всего 95,5% в основной группе) и 97,9% родителей детей контрольной группы. Практически все (91,4 — 100,0%) родители основной и контрольной групп удовлетворены отношением к ребенку как медперсонала, так и педагогов. В то же время, только три четверти родителей отметили подробную беседу с врачом о состоянии здоровья своего ребенка, лишь половине респондентов врач подробно рассказывал о методах лечения о возможных осложнениях при назначении некоторых препаратовнаконец только у 45,1% родителей врач спрашивал согласие на то лечение, которое проводится ребёнку в санатории.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Руководству детских туберкулезных санаториев, в связи с первостепенным значением режимных моментов в лечении туберкулеза, необходимо обеспечить максимальную адекватность для детей разного возраста режима в санатории. Для этого представляется особенно значимым четкое разделение групп детей по возрасту, при этом особое внимание следует уделить тем группам, в которых находятся младшие дети, в отношении соответствующего ухода и педагогической работы. Это тем более важно, так как среди детей из асоциальных семей больше всего детей младшего возраста. Необходимо обращать внимание на особенности помещений для групп и занятий с детьми, подбор мебели, игрушек, учебных пособий, оборудовать специальные классы для занятий.

2. С учетом того, что пребывание ребенка в санатории усугубляет разрыв с социумом, возникающий у ребенка вследствие болезни, вызывает появление реакций «госпитализма», всем детям, находящимся на длительном санаторном лечении, необходима педагого-психологическая подготовка к школе, так как многие сразу по выписке из санатория должны поступать в школу, к занятиям в которой они зачастую не готовы. Выявленные особенности личности детей с туберкулезной инфекцией, их реакции на болезнь делают необходимым введение в ДТС ставок психолога. При этом существует настоятельная необходимость в психологической работе не только с детьми, но и с родителями. Кроме того, ввиду значительной доли детей из сложных социальных условий, в санатории необходимы ставки социального работника, а также дефектолога и логопеда.

3. В связи с низкой грамотностью и медицинской активностью родителей в отношении как туберкулезной инфекции, так и общесоматического здоровья, режима, ухода, питания ребенка, врачам необходимо проводить систематические санитарно-просветительные занятия с родителями детей, находящимися в санатории. Рекомендуется работа персонала с родителями по вопросам режима, ухода и питания: лекции, семинары, наглядная агитация в рамках постоянно функционирующей «Фтиза-шкоt лы» или «Школы здоровья»).

4. В связи с необходимостью комплексной реабилитации детей, включающей не только лечение фтизиатрической патологии, но и соматической, а также психологическую коррекцию и социальную адаптацию, представляется целесообразным переход детских туберкулезных санаториев на функционирование по типу центров реабилитации детей с туберкулезной инфекцией.

5. В целях раннего выявления состояния инфицирования у детей необходимо повысить качество диагностической работы, укрепить материально-техническую базу противотуберкулезных диспансеров.

6. Руководству ДТС рекомендуется оптимизировать работу коечного фонда с учетом распределения потока детей по сезонамв частности, отказаться от 6-недельного коллективного отпуска в сентябре-октябресдвинуть сроки коллективного отпуска на август и сократить его до 4 недельостальные 2 недели предложить сотрудникам использовать в течение года по графикуоставлять дежурную группу на пересмену в период коллективного отпуска, что позволит проводить лечение и оздоровление детей из социально-дезадаптированных семей, семейных и квартирных контактов в оптимальных условиях.

7. В программу профессиональной подготовки и повышения квалификации фтизиатров необходимо включить обязательный раздел по медико-социальным и этическим проблемам современной фтизиатрии, возможно, с использованием материалов настоящего исследования.

8. В ДТС следует создавать условия для индивидуальных бесед врача с родителями и детьми в целях соблюдения прав пациента на конфиденциальностьнеобходимо ввести в практику обязательную процедуру получения информированного согласия на проведение всех диагностических и лечебных мероприятий с фиксацией его в медицинских документах.

9. Руководителям ДТС, заведующим отделениями необходимо проводить социологический мониторинг для изучения мнения пациентов и их родителей о качестве стационарной помощи и соблюдении деонтологиче-ских принципов медицинскими работниками, в частности с использованием предложенных в настоящем исследовании методик.

10.Изменить форму отчета санатория с добавлением данных о наличии медико-социальных факторов риска.

11 .Можно рекомендовать создание общегородского (в перспективе Северозападного) информационно-аналитического центра по вопросам оказания помощи детям с туберкулезной инфекцией для сбора и анализа всей информации о пациентах данного профиля, выработки критериев и стандартов оценки качества оказанной помощи, ориентируясь не только на восстановление отдельных функций организма, но и на степень адаптации к социальной среде, создания алгоритмов ведения больных на различных этапах лечения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Инфицированность и заболеваемость туберкулезом детей как показатель общей эпидемиологической ситуации по туберкулезу в России //Пробл.туб.-2002.-№ 1 .-С.6−9.
  2. В.А. Детский туберкулез: стратегия борьбы с инфекцией //Мед.газета,-2000.-№ 36.-С.5.
  3. В.А. Противотуберкулезная помощь детям и подросткам //Симпозиум «Борьба с туберкулезом» //Пробл. туберкулеза.-2002.-№ 7.-С.52.
  4. И.М. К вопросу о туберкулезе в школе: доклад на первом съезде педиатров в СПб в декабре 1912 //Туберкулез.-1913.-№ 2.-С.77.
  5. Н.Ф., Ройзман С. А. Влияние санаторного лечения на колебания калия, кальция, холестерина и вегетативной нервной системы у туберкулезных детей (посвящается А.А.Киселю) //Вопр. туб.-1929.-№ 7.-С.813−817.
  6. Т.В., Лебедев В. Н. Лечение и педагогика в детском санатории «Тишково» //Курортные ведомости.-2002.-№ 1 .-С.20−21.
  7. Е.М., Борисов С. Е., Дергачев А. В., Гордина А. В., Марьина Н. С., Матвеева М. В. Заболеваемость туберкулезом в России: ее структураи динамика //Пробл.туберкулеза.-№ 7.-2003.-С.4−11.
  8. Ю.Белоусов В. А. Лечение туберкулезного лимфоаденита у детей в условиях санаторно-курортного отделения (стационара) //Вопр.туб.-1930.-№ 4-С. 18−22.
  9. А.И. Детский летний санаторий в Мелиховке //Проблемы ту-беркулеза.-1937.-№ 9.-С. 150−155.
  10. И.С., Баршак Ф. Я. Влияние курортных факторов на тонус вегетативной нервной системы у детей //Вопросы педиатрии и охраны материнства и детства.-1938.-№ 3.-С.15−26
  11. Е.М., Зузик Ю. А. Оценка физических возможностей детей дошкольного возраста методом шкалирования //Росс.мед. журнал.-№ 4.-2001.-С.58−59.
  12. Д.Л. Опыт организации санатории-школы при Детскосельском диспансере//Лен. мед. журнал.-1925.-№ 1.-С.7−13.
  13. С.А. Детские профилактические санатории. //Ленинградск. мед. журнал.-1927-№ 3.-С.83−86.
  14. М.А. Учет нуждающихся школьников в санаторно-курортной помощи //Педиатрия.-1939.-№ 7.-С.93−96.
  15. П.Богданова Е. В. Туберкулез у детей раннего и дошкольного возраста из семейных контактов: Автореф. дисс.. канд.мед.наук.-М., 1998.-27 с.
  16. Н.А. Составные элементы современной профилактики туберкулеза //Большой Целевой Журнал о туберкулезе.-1999.-№ 4.
  17. Э.И. Изменение основного обмена и щелочно-кислотного равновесия у детей в санаторных условиях //Педиатрия,-1938.-№ 3.-С.3−9.
  18. М.И., Беляцкая Н. Г. Клиника, лечение и профилактика туберкулеза у детей и подростков.-Саранск.-1975.-248 с.
  19. Г. В. Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тесты и методические пособия.-2003.-156 с.
  20. Р.У. Влияние информированности населения и больных в вопросах туберкулеза на эффектиность противотуберкулезных мероприятий: Автореф.дисс.канд.мед.наук.-М., 2002.-20 с.
  21. Р.Ш. Лечение и реабилитация детей, больных туберкулезом, в условиях детского противотуберкулезного санатория //Материалы конф., посвящ. 60-летию детского противотуберкулезного санатория «Березовая роща».-Казань, 1997.-56 с.
  22. Р.Ш., Богатова Э. В., Бурнашов Р. В. Уровень информированности пациентов противотуберкулезных диспансеров и их отношение к лечебному процессу //Пробл.туб.-2002.-№ 6.-С.10−15.
  23. А.В. Детский туберкулез отражение проблем современности //Пробл .туберкулеза.-1995 .-№ 5 .-С .3 -5.
  24. А.В. Современные проблемы туберкулеза в регионе Северо-Запада России //Пробл.туберкулеза.-№ 3.-1999.-С.5−8.
  25. А.В. Туберкулез на Северо-Западе России //БЦЖ.-1999.-№ 2.-С.6−8.
  26. Н.О. 15 лет работы детского клинического отделения Центрального туберкулезного Института (бывший детский легочный санаторий Наркомздрава) //Пробл.туб.-1935.-№ 12.-С.43.
  27. П.П. Школьные колонии, санатории и лесные школы, как меры борьбы с туберкулезом в начальной школе //Вестник общественной борьбы с туберкулезом.-1914.-№ 5.-С.283.
  28. С.А., ред. Вопросы легочного туберкулеза в детском возрасте.-Л., 1936.-134 с. 31 .Гавриленко B.C. Общественные организации по борьбе с туберкулезом в России //Пробл.туб и болезней легких.-2003.-№ 6.-С.43−50.
  29. С. Виндавский приморский санаторий //Медицинское обозрение.- 1903. -№ 11.-С.867.
  30. Е.В. Фтиза-школа как способ психологической и социальной коррекции больных туберкулезом легких //Пробл.туб.-2002.-№ 3.-С.11−12.
  31. JI.A., Рыбалко Е. Ф., ред. Практикум по возрастной психологии.-СПб., 2001.-681 с.
  32. А.Я. Очерки по истории педиатрии СССР.-М., 1970.-184 с.
  33. Е.Е., Орлова A.M. Наблюдения над влиянием солнечных и воздушных ванн на температуру тела, пульс, дыхание и кровообращение у детей с хронической туберкулезной интоксикацией //Вопр. туб.-1929.-№ 7.-С.817−822.
  34. М.О. Детские лечебные и дачные колонии в России //Общественное и частное призрение в России.-СПб.-1907.-С.227.
  35. М.Э., Визель А. А. Хузиева JI.B. Оценка качества жизни больных с заболеваниями органов дыхания //Пробл.туб.-2002.-№ 5.-С.55−62.
  36. Г. И. Летопись здравоохранения: Прошлое российских курортов: Современная постановка курортного дела: Некоторые очередные вопросы в развитии курортного строительства//Лен. мед. журн.-1927.-№ 3.-С.105−123.
  37. Детский санаторий имени Коломенкина и летняя школьная колония.-Во-ронеж, 1910.-34 с.
  38. Н.М. Организация курортной помощи детям на ЮБК //Педиатрия.- 1939.-№ 7.-С. 101 -103.
  39. Н.М. Очередные задачи санаторной помощи детям //Педиатрия." 1946.-№ 1 .-С.49.
  40. И.Ф. Оценка сегодняшнего дня фтизиопедиатрии //Туберкулез у детей и подростков в современных условиях: Материалы региональной научно-практической конференции.-СПб., 2001 .-С. 16−19.
  41. И.Ф. Туберкулез у детей и подростков в современных условиях //Материалы научно-практической конференции.-СПб., 2001.-С.16−19.
  42. Н.В., Ермакова И. А. Ефремова О.С., Лаврентьева Е. Б., Соха Л.Г.
  43. Актуальные проблемы санаторно-курортного лечения детей //Педиат-рия.-1989.-№ 1.-С.93−95.
  44. А.К. Туберкулез в Санкт-Петербурге. Эпидемическая ситуация. //Мир медицины,-2001.-№ 7−8.-С.34−35.
  45. В.В., ред. Инфекционные болезни у детей.-М., 2003.
  46. М.В., ред. Лечение детей на курортах Украины.-Киев, 1988.-154 с.
  47. П.И. влияние курортных факторов Евпатории на течение длительной реконвалесценции у детей //Вопр.педиатр.и охр.мат.и детства.- 1947.-№ 3 .-С.42−50.
  48. Н.Ю. Эмоционально-личностные особенности детей старшего и подросткового возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции: Автореф. дисс. .канд.мед.наук.-СПб., 2001.-22 с.
  49. Р.Б. Из истории борьбы с туберкулезом в дореволюционной России.-М., 1952.-454 с.
  50. Кан Г. М. Перспективы Сестрорецкого курорта. //Лен. мед.журнал.-1927.-№ 3 .-С.З 6−40.
  51. Л.П. К 80-летию организации фтизиатрической службы России. //Проблемы туберкулеза.-1999.-№ 5 .-С.4−8.
  52. А.А. Туберкулез у детей //Труды з.д.н. проф. А. А. Киселя.-М., 1944.-Т.2-С.6−9.
  53. Л.А. Городской санаторий в Кировском районе в Москве от 1 до 3 лет //Проблемы туберкулеза.-1935.-№ 12.-С.100−102.
  54. Л.А. Опыт работы районного санатория для детей раннего возраста //Проблемы туберкулеза.-1935.-№ 12.-С.97−100.
  55. А.Т. Лечебная педагогика в детских санаториях—Л., 1977.-344 с.
  56. С.М. Борьба с туберкулезом в Петербурге-Ленинграде: Автореф. дисс. .канд.мед.наук.-Л., 1946.-37 с.
  57. Г. Б. Сестрорецк как детский курорт //Лен. мед.журнал.-1927.-№ 3.-С.24−36.
  58. Э.М. Пути развития советской охраны материнства и младенче-ства.-М., 1954.-404 с.
  59. О.И., Лозовская М. Э. Рациональные пути организации противотуберкулезной санаторной помощи детям старшего возраста и подросткам на современном этапе: Методическое пособие.-СПб., 2003.-32 с
  60. О.Н. По следам белого цветка //БЦЖ.-№ 5.-1999.-С.4.
  61. О. Дачные колонии для слабых неимущих учащихся //Медицинская беседа.-1893.-№ 11.-С.365.
  62. И.А., Дорофеев В. М. Население Санкт-Петербурга в 1990-х годах. Некоторые тенденции //Мир медицины.- 1998.-№ 7−8.-С. 151.
  63. Л.М., Прахин Е. П., Шакина И. А. и др. Структурно-функциональное состояние иммунной системы у детей раннего возраста, инфицированных МБТ //Пробл.туберкулеза.-2004.-№ 1.-С.31−32.
  64. Г. А., Овсянкина Е. С. Факторы риска развития заболевания туберкулезом у детей и подростков из социально-дезадаптированных групп населения //БЦЖ.-1998.-№ 1 .-С.29−3 0.
  65. Д.Д., ред. Санаторно-курортное лечение детей.-М., 1966.-254 с.
  66. З.А., Кудрявцева А. И. Раннее лечение первичного туберкулеза //Труды 7-го Всесоюзного съезда детских врачей.-М., 1959.-С.460.
  67. Л.В. Роль специализированных санаторных учреждений в профилактике туберкулеза у детей //Пробл.туб.-2002.-№ 1 .-С.28−31.
  68. Т.Г. Климатотерапия туберкулеза у детей //Проблемы туберкулеза.-1979.-№ 2.-С. 16−20.
  69. С., Лубоцкая Е. Из опыта работы Детскосельской дошкольной профилактической санатории им. Бонч-Бруевич //Социалистич. здраво-охр.-1932.-№ 3.-С.26−31.
  70. К.С. Опыт первых трех лет работы детского туберкулезного санатория Краснопресненского района //Педиатрия.-1937.-№ 6.-С.92−98.
  71. И.Е. Курортная помощь детям на курортах Кавминвод //Педиатрия.- 1939.-Ж7.-С.97−100.
  72. И.Е. О морских колониях для детей //Вестник общественной борьбы с туберкулезом.- 1914.-№ 4.-С.216.
  73. Г. Ю., Зиновьева М. Т. Опыт санаторной работы в условиях Заполярья //Вопр.педиатрии.-1936.-№ 2.-С. 105−109.
  74. В.Д. Охрана детей от туберкулеза.-М., 1920.-144 с.
  75. В.Д. Типы и организация работы детских стационарных противотуберкулезных учреждений.-С.381−412.
  76. А.Н. Оздоровление детей путем массового вывоза за город //Социалистич.здравоохр.-1932.-№ 4.-С.32−39.
  77. С.В. Вопросы реконструкции санаторного дела в РСФСР //Борьба с туберкулезом.-1935.-№ 5.-С. 1−20.
  78. С.В. Санаторное и курортное лечение больных туберкулезом // Справочник фтизиатра.-М., 1966.-С.206−215.
  79. В.Д. Инструкция по отбору детей с туберкулезом внутренних органов в детские санатории и на курорты //Материалы к III Всесоюзному туберкулезному съезду: Отбор туберкулезных больных в санаториях и курортах.-М., 1924.-С.30−34.
  80. Материалы по устройству летних школьных колоний: Всероссийская Лига борьбы с туберкулезом.-Вып.1.-М., 1913.-42 с.
  81. В.А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению.-Чч. 1 -3 .-М., 2003.
  82. П.С. Роль и значение профилактических санаториев //Педи-атрия.-1938.-№ 12.-С. 133−136.
  83. П.С. Туберкулез в детском возрасте.-СПб., 1916.-38 с.
  84. Международная конференция (XXIX) по туберкулезу и легочным заболеваниям (IUATLD/UICTMR Global Congress in Lung Health).-BaHncoK, Таиланд, 23−26 ноября 1998 г. //Пробл.туберкулеза.-1999.-№ 4.-С.53−54.
  85. В.М., Волошина В. В. Социальные и медицинские проблемы туберкулеза в Украине. Пробл.туберкулеза.-2004.-№ 2.-С.22−24.
  86. Методические указания по направлению больных туберкулезом (взрослых, подростков и детей) на санаторно-курортное лечение: сост. Жукова М. П., Митинская JI.A., Орлик А. В. и др. //Пробл.туберкулеза.-1986.-№ 7.-С.70−76.
  87. ЮО.Микиртичан Г. Л. В. О. Мочан видный отечественный педиатр, первый директор ЛПМИ //Охрана здоровья женщин и детей: Труды ЛПМИ.-Л., 1976-Т.69.-С.25−26.
  88. Миллер Ф.Дж.У. Туберкулез у детей. Пер. с англ.-М., 1984.-296 с.
  89. О.Г. Детский отдых-2000 //Курортные ведомости.-2000.-№ 2.-С.36−38.
  90. ЮЗ.Модератов П. С. Влияние Полюстровской минеральной воды на содержание гемоглобина у детей //Педиатрия.-1938.-№ 2.-С.100−106.
  91. Московскому областному санаторию внелегочных форм туберкулеза «Красная Роза» 75 лет //Пробл.туб.-2002.-№ 7.-С.48−49.
  92. В.О., Рубель Е. М. О деятельности комиссии по борьбе с детским туберкулезом.//Ленинградский медицинский журнал.-1928.-№ 6-С.135−137.
  93. Юб.Мухина B.C., Венгер Л. А. Психология дошкольника.-М., 1975.-376 с.
  94. С. Дневной санаторий для детей раннего возраста //Журнал по изучению раннего детского возраста.-1925.-№ 3.-С.484−486.
  95. С. Ночной санаторий для детей раннего возраста. //Журнал по изучению раннего детского возраста.-1926.-№ 4-С.347−348.
  96. Д.П. Детские летние колонии как санатории //Медицинская беседа.-1898.-№ 4.-С.97.
  97. Ю.О мерах по реализации Федеральной целевой программы: Неотложныемеры борьбы с туберкулезом в России на 1998−2004 гг. Приказ № 233 МЗ РФ 04.08.1998.-М., 1998.
  98. З.Овсянников А. П. Климатолечение больных туберкулезом легких на Южном берегу Крыма.-М., 1955.-50 с.
  99. Пб.Павлова Л. Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста //Дошкольное воспитание.-2002.-№ 8.-С.8−13.
  100. А. Детские летние вакационные колонии заграницей и в России //Мир Божий,-1892.-№ 5.-С.42.
  101. О.Ф. О летних детских колониях //Журнал РООНЗ.-1898.-№ 5.-С.42.
  102. М.И. Основные итоги противотуберкулезной работы в России в 2001 году //Пробл.туберкулеза.-200Э.-№ 2.-С.З-11.
  103. К.Д., ред. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. Методические рекомендации.-М., 1995.-246 с.
  104. К. Смертность от туберкулеза в СССР с 1903 по 1924 г //Пробл.туб.-2002.-№ 3.-С.58−63.
  105. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. № 892 «О реализации Федерального закона „О предупреждении туберкулеза в Российской Федерации“» //Пробл.туб.-2002.-№ 5.-С.З-6.
  106. М.П. Клиника, лечение и профилактика туберкулеза у де-тей.-М., 1965.-304 с.
  107. С.Д. К вопросу об учете результатов лечения на курортах //Вопросы туберкулеза.-1927.-№ 3.-С.68−73.
  108. К.Г. Лечение и реабилитация детей в туберкулезных стационарах и санаториях: Автореф. дисс. .докт.мед.наук.-М., 2001.-41 с.
  109. Пятое Межсъездное совещание по детскому туберкулезу. Москва 29−31 марта 1929 г //Здравоохр.-1929.-№ 5.-С. 144−149.
  110. Е.П., Майзель И. Г. Из душных классов на свежий воздух.-М., 1925.-12 с.
  111. М.И. Открытые формы легочного туберкулеза у детей //Проблемы туберкулеза.-1935 .-№ 12.-С. 103.
  112. С.В. ред. Бронхолегочный туберкулез у детей раннего возрастаем., 1970.-С.6−11,13−26.
  113. Е.Ф., Голова Л. А. Практикум по возрастной психологии.-СПб., 2001.-682 с.
  114. Санатории. Формы организации и методы работы. М., 1957.-120 с.
  115. Сборник основополагающих документов, определяющих национальную программу борьбы с туберкулезом в Российской Федерации /Сост. Жемков В. Ф., Вишняков Н. И., Петрова Н. Г., Шпаковская JI.P.-СПб., 2004.-С.391−393.
  116. П.П., Литвинов В. И., Слогоцкая Л. В. Влияние социальных факторов на смертность от туберкулеза, эффективность мер медико-социальной защиты в Москве в XX столетии //Пробл.туберкулеза.-2004.-№ 2.-С. 11−16.
  117. Сестрорецкая детская санатория имени Колачевской. Отчет и описание со дня основания по 1.01.1909.-СП6.Д909.
  118. .С. Санитарно-воспитательная работа в санатории //Вопросы туберкулеза.- 1927.-№ 3.-С.74
  119. .И., Минсерицкая Н. С. Туберкулезные дети в детском профилактическом санатории //Проблемы туберкулеза.-1937.-№ 9.-С.155−158.
  120. И.А., Подопригора Н. М., Марченко О. Ю., Шматько С. А. Ин-фицированность туберкулезом детей и характер туберкулиновой чувствительности у инфицированных //Пробл.туб.-2004.-№ 3.-С.13−15.
  121. И.А., Симерницкая Э. Г., Осипенко Г. Н. Неврологическая и нейропсихологическая характеристика «функционального виража» в критическом дошкольном периоде //Педиатрия.-1989.-№ 1.-С.13−15.
  122. ИО.Служба охраны здоровья матери и ребенка Санкт-Петербурга в 2002 г.: Информационно-аналитический сборник.-СПб., 2003.-68 с.
  123. И.С., Карачевцева Т. В. Детская курортология.-Киев, 1985.-245 с.
  124. В.М., Павлущенко Е. В., Бароева Л. А. и др. Сравнительный анализ результатов анкетирования по проблемам туберкулеза среди лиц молодого возраста //Пробл.туберкулеза.-2002.-№ 1.-С.26−28.
  125. Софийский детский приют для больных детей, учрежденный Хомяковыми в Кисловодске: Медицинский отчет за 1907−1908 гг.-СПб., 1908.-3 8 с.
  126. В. И. Литвинов В.И., Сон И.М., Сельцовский П. П. Туберкулез у мигрирующего населения и его влияние на эпидемическую ситуацию в крупном мегаполисе //Пробл.туб.-2002.-№ 6.-С.5−8.
  127. В.А. Опыт работы Велебицкой детской санатории //Социалис-тич. здравоохр.-1932.-№ 3.-С.22−24.
  128. Территориальные показатели заболеваемости туберкулезом населения Российской Федерации (на 100 000) в 2000—2001 гг. //Пробл.туб.-2002.-№ 9.-С.З-4.
  129. О.Ф. Приморская санатория имени Пирогова близ Геленджика //Труды съезда деятелей Черноморского побережья Кавказа.-СПб., 1914.-T.2.-C.182.
  130. Л.С., Гордина А. В., Аксенова В. А. Экссудативный плеврит туберкулезной этиологии у детей и подростков России по данным регистрации впервые выявленных больных туберкулезом //Пробл. туб.-2004.-№ 1.-С.З-5.
  131. М.Г. Токсико-аллергические поражения нервной системы при туберкулезе : Автореф. дисс. .докт.мед.наук.-М., 1972.-58 с.
  132. Факторы санаторно-курортного лечения в детском возрасте (сборник статей).-М., 1938.-106 с. 151 .Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. //Пробллуб.-2002.-№ 1.-С.З-6.
  133. Ю.В., Мельник В. М., Мыколышин Л. И. Особенности туберкулеза у детей при разных видах контакта с больными активными формами туберкулеза //Пробл.туберкулеза.-2002-№ 1 .-С.24−27.
  134. В.А. Туберкулез органов дыхания у детей.-М., 1978.-254 с.
  135. И.Н., Жебуртович Н. В. Новые подходы к диагностике и профилактике детского туберкулеза //Пробл.туб.-2002.-№ 4.-С.З-5.
  136. В.И. К вопросу о применении талассотерапии при золотухе, туберкулезе и рахите.-СПб., 1901.-230 с.
  137. А.Г. Санаторно-климатическое лечение //Туберкулез. Руководство для врачей., ред. Хоменко А.Г.-М., 1996.-С.365−366.
  138. А.Г. Современные тенденции распространения туберкулеза в России. //Русс. мед. журнал.-М., 1998.-№ 6.-С.21−25.
  139. А.Г. Стратегия DOTS и ее распространение в России //Пробл.туберкулеза.-1999.-№ 1.-С.4−9.
  140. А.Е. Этапы развития детских санаториев в Пуще-Водице за 20 лет (1915−1935) //Проблемы туберкулеза.-1935.-№ 12.-С.7−15.
  141. Л.М., Котова И. А. Тенденции динамики уровня жизни населения за период 1991—1997 //БЦЖ.-1999.-№ 2.-С.34−35.
  142. В.П. Белый цветок жизни //БЦЖ.-№ 3.-1999.-С.44−46.
  143. С.С. О курортной помощи детям //Советская педиатрия.-1936.-№ 6.-С.107−110.
  144. М. В. Туберкулез в России в конце XX века //Пробл.туб.-№ 5.-2001.-С.8−15.
  145. М.В. Туберкулез в РФ в 1998 г: Информационное письмо.-М., 1999.
  146. М.В. Туберкулез в России в 1999 г.-М., 2000.-48 с.
  147. М.В., Глумная Т. В. Влияние сезонных и экологических факторов на заболеваемость туберкулезом //Пробл.туб.-2002.-№ 2.-С. 17−22.
  148. М.В., Миляев А. А. Влияние экзогенной инфекции на инфици-рованность туберкулезом детей и подростков //Пробл. туберкулеза. -2003 .-№ 1 .-С.7−11.
  149. В. Приморские детские санатории в Виндаве и Berk sur mer наосновании личных впечатлений //Медицинское обозрение.-1909.-№ 8-С.719.
  150. А.О., Тхабисимова И. К. Клинико-социальный портрет больного туберкулезом легких источника инфекции при семейном контакте //Туберкулез: Реферативный сборник.-М., 2003.-№ 1.-С.1−4.
  151. В.И., ред. Многотомное руководство по туберкулезу.-Т.4.-М., 1962.
  152. Г. П. Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста.-М., 1977.-170 с.
  153. М.А. Медико-социальные и организационные проблемы туберкулеза в пенитенциарных учреждениях: Дисс.. канд. мед. наук СПб., 2002−195 с.
  154. Н.В., Митинская Л. В., Елуфимова В. Ф. и др. Диагностика и метод определения эффективности химиотерапии туберкулеза у детей //Пробл.туб.-2002.-№ 1.-С.9−12.
  155. О.В., Русанова Н. И., Мажейко А. В., Колосова О. С. Клинико-социальные аспекты оценки состояния здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения //Педиатрия,-1992.-№ 3.-С.61−63.
  156. Е.Н., Греймер М. С., ред. Туберкулез у детей и подростков.-СПб, 1999.-336 с.
  157. Acre J. The infant and young child during of infection //Acre J., ed. Infant feeding: the physiological basis. Bull. WHO.-1989.-P.85−95.
  158. Arnadottiz Thuridur Tuberculosis: Trends and the twenty-first century //Scand. J. Infec. Diseases.-2001.-№ 8.-P.563−567.
  159. Barnett S., Roderick P., Martin D., Diamond J. A multilevel analysis of the effects of rurality and social deprivation on premature limiting long term illness //J. Epidemiol. Commun. Health.-2001V.55.-№l.-P.44−51.
  160. Belilovskiy E., Borisov S., Goncharova E. et al. //Am. J. Respir. Crit. Care Med.-2002.-Vol. 165 .-№ 8.
  161. Bland R.M., Cerrigan D.L., Chapman J.R., Paron J.Y. Tuberculosis in children at the Royal hospital for Sick Children, Glasgow. January 1995-April 1998//Health Bull.-2000.-vol.58.-№ 2.-P.102-l 11.
  162. Borders T.F., Rohrer J.E., Vaughn Т.Е. Community health profiles: limitations of secondary data for rural areas //Abstrack Book /Assoc. For health servicis research.-2000.-vol.l5.-P.14−15.
  163. J., Chaulet P., Maher D. Методические рекомендации по лечению резистентных форм туберкулеза.-WHO, 1998.-48 с.
  164. David Isaacs, Craig M.Mellis. Tuberculosis in children in Australia: strategies for control. (2002) //www.mja.com.au/issues/feb2/isaacs/isaacs.html.
  165. Davies P.D.O. Clinical Tuberculosis.-London, 1994.-P.l 1.
  166. Davies P.P.O. The world-wide increase in tuberculosis: how demographic changes, HIV infection and increasing numbers in poverty are increasing tuberculosis //Ann. Med.-2003.-V.3 5 .-№ 4.-P.23 5−243.
  167. Dye C., Scheele S., Dolin P., Pathania V., Raviglione M.C. Impact global de la tuberculose: Incidence, prevalence et mortalite estimees par pays. En-erg. -Sante, 2000.-V.ll.-№ 3.-P.-388−390.
  168. Eisen M., Keyser Smith J., Dampeer J., Sambrano S. Evaluation of Substance use outcomes in demonstration projects for pregnant and postpartum women and their infants: finding from quasi-experiment //Addict. Behav.-2000.-V.25.-№l.-P. 123−129.
  169. Full J.M. Physician recruitment strategies for a rural hospital //J. Health Care Manag.-2001 .-V.46.-№ 4.-P.277−282.
  170. Gatto J.A., Watson M.J. Implementation of enhanced tuberculosis surveillance in England and Wales //Int. J. Tuberc. and Lung Disease.-1999.-№ 9.-Suppl 1.-P.138−139.
  171. Gaudelius J. Tuberculosis in children //Rev.Prat.-2002.-vol.52.-№ 15.-P.2133−2138.
  172. Gaudelus J. Dans quells cas pencer a la tuberculose chez l’enfant? //Med. etmalad. infec.-2003.-№ 33.
  173. Gazzard Brian, Tuberculosis, HIV and the developing world //Clin. Med.-2001.-№l.-P.62−68.
  174. Goergenyi-Goettche O. Die Tuberkulose der Endothorakalen Lymphknoten im Kindesalter. Budapest, 1962.-308 p .
  175. Groups at risk / WHO report on the tuberculosis epidemic 1996 /Global Tuberculosis Program- WHO.-Geneva, 1996.-p.28.
  176. Hoskyns W. Paediatric tuberculosis //Postgraduate Med.Journ.-2003.-№ 79.-P.272−278.
  177. Kimerling M.E. The Russian equation: An evolving paradigm in tuberculosis control /Ant. J. Tuberc. and Lung Disease.-2000.-V.4.-№ 12.-P. 160−167.
  178. Longenecker R. Crafting an affiliation agreement: academic-community collaboration in a rural track family practice residency program //J. Rural Health.-2000.-V.16.-№ 3.-P.23 7−242.
  179. D., Chaulet P., Spinaci S., Harries А. Лечение туберкулеза: Рекомендации для национальных программ.-WHO.-Geneva, 1998.-78 p.
  180. Murphy B.M., Singer B.H., Rirschner D. On treatment of tuberculosis in heterogeneous population //J.Theor.boil.-2003.-№ 4-P.391−404.
  181. Olivier C. Diagnostic des sujets contacts et chimioprophylaxie chez l’enfant //Med. et malad. infec.-2003.-№ 33.-Suppl.3.-P.167−172.
  182. Pham Kim Thang. Assessment of tuberculosis infection and suffering in children of 0 5 years old in Contact with ТВ parents. Intern. J. Tuberc. a Lung Dis.,-2002-V.6,-№ 10, suppl. l-P.74.
  183. Raviglione H.C. The ТВ epidemic from 1992 to 2002 //Tuberculosis.-2003.-№ 81/l-3.-P.4−14.
  184. Raviglione H.C., Snider D.E., Kochi A. Global epidemiology of tuberculosis: Morbidity and mortality of a worldwide epidemic //JAMA.-1995.-V.273.-P.220−226.
  185. San Gabriel P., Saiman L., Kaye K., et al. //Completeness of pediatric ТВ reporting in New York City //Public.health Rep.-2003.-№l 18/2.-P. 144−153.
  186. Sanchez-Abisua J., Vidal-Lopez, del-Castillo-Martin F., Borque C. et al. Tuberculosis pulmonary en el nino: caracteristicas segun la edad //An. Esp. Pedi-atr.-1998.-V.48.-№ 3.-P.251−255.
  187. Sass P. Tuberculosis infection and disease in children //Am. Fam. Physician.- 1996.-V.53 .-№ 6.-P.2087−2094.
  188. Schneider E., Castro K.G. Tuberculosis trends in the United States 19 922 001 //Tuberculosis.-2003.-V.83 .-№ 1 .-P.21 -29.
  189. Schwoebel V., Antoine D., Veen J. Recent trends in tuberculosis in Europe, 1995 -1997 //Tuberc. and Lung Disease.-1999.-№ 9.-Suppl.l.-P. 106.
  190. Starke J.R. Pediatric tuberculosis: time for a new approach //Tuberculosis.-2003.-№ 83/1−3.-P.208−212.
  191. Sun S.J., Bennett D.E., Flood J. et al. Identifying the sources of tuberculosis in young children: A multistate investigation //www.cdc.gov./ncidod/eid/vol-8nol l/#met (2004).
  192. Trebucq A. Elements sur la lutte contre la tuberculose dans le monde //Med et malad. infec.-№ 3.-2003.-P.249−295.
  193. White Veronica L.C. Tuberculosis a missed opportunity? //Clin. Med.-2002.-V.2.-№ 1.-P.55−58.
  194. Yankova Zl. Tuberkulosnata pandemia aktualni problemi //Med. Pregl. Im-mun. Deficiti.-2000.-V.13.-№l.-P.3−7.
Заполнить форму текущей работой