Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Актуализация нравственно-мировоззренческих ценностей художественного текста в условиях интегрированного обучения русскому языку в школах Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Проблема интегрированного обучения школьным учебным дисциплинам в психолого-педагогических науках
    • 1. 1. Исторический экскурс к истокам возникновения идеи интеграции в учебных предметах в психолого-педагогической науке

    1.2. Место и роль, дидактических целей и задач в содержании интегрированных учебных предметов, направленных на формирование целостных представлений и знаний учащихся в педагогической науке конца XX и начала XXI веков.25

    1.3. Общее состояние интегрированного обучения в школах Республики Таджикистан.40

    Выводы по I главе.54

    ГЛАВА II. Интеграция учебных предметов как одно из средств формирования нравственно-мировоззренческих качеств учащихся V — XI классов.58

    2.1. Интегрированное содержание русского языка с элементами русской литературы — основа речевого развития учащихся национальной школы.58

    2.2. Формирование духовных и нравственно-мировоззренческих качеств личности в условиях интегрированного обучения русскому языку.67

    2.3. Принципы и критерии отбора художественного текста в условиях интегрированного обучения, направленного на актуализацию нравственно-мировоззренческих ценностей личности.102

    2.4. Эффективность содержания технологий интегрированного обучения русскому языку в национальной школе.131

    Выводы по II главе.145

Актуализация нравственно-мировоззренческих ценностей художественного текста в условиях интегрированного обучения русскому языку в школах Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования: потребности ускорения социально-экономического развития нашей республики обусловливают повышения роли школы в формировании нового человека как главной производительной силы и высшей ценности общества. Как отмечал Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, «Прогресс и развитие страны напрямую' связаны усилиями созидательного и творческого поколения. Поэтому если сегодня мы не подойдем ответственно к воспитанию образованных, грамотных и преданных наследников традиций своей нации и Родины, наша национальная гордость будет поверхностной и ограничивается лишь именами и достижениями наших великих предков». (196:7).

Переход к рыночной экономике требует, прежде всего, упорядочения материальной жизни общества. Однако не менее важна и духовная жизнь общества, где гуманизация и гуманитаризация различных сторон жизни людей является одной из стратегических задач на пути строительства нового, демократического и правового государства.

Нравственный облик человека всегда был и остается в центре внимания философов, социологов, психологов, педагогов, поскольку он определяет нравственный капитал общества. А первооснова нравственного облика складывается в семье, в школе где значительная доля ответственности ложится, прежде всего, на родителей и учителей.

Разработка теоретических и практических основ нравственного воспитания опирается как на народную, так и на научную педагогику. Таджикский народ имеет богатое культурное наследие, в котором он выразил свои страдания, чаяния, и мечты о будущем. Это культурное наследие явилось средством воспитания народных масс, воспитания подрастающего поколения. В произведениях созданных народом, в трудах мыслителей таджикского народа большое внимание придается формированию таких нравственных качеств, как гуманизм, правдивость, честность, трудолюбие, патриотизм, чувство дружбы и товарищества.

Поэтому в условиях национального самосознания важное значение приобретает именно использование идей народной педагогики в целях формирования нравственно-мировоззренческих ценностей у молодежи. В этом плане необходимо умелое применение высказываний представителей таджикской классической литературы А. Рудаки, А. Фирдоуси, С. Шерози, А. Джами, А. Кайковуса, В. Кошифи и др. о нравственных качествах человека.

В диссертационных исследованиях С. М. Коссой, Ф. Т. Бондарь, А. Ф. Титковой, З. Н. Панченко, Т. Муминджанова, М. Я. Гиро, Д. И. Перфильевской, Х. Г. Аширова, В. И. Казирина, Г. И. Легенского, В. И. Сермяшко, А. Т. Фонотовой, Н. И. Кураповой, В. Г. Багирова, Т. Носирова сделана попытка раскрыть отдельные стороны исследуемой проблемы. Различные аспекты нравственного воспитания рассматриваются в диссертационных работах И. В. Акинфаева, И. Ф. Шмаковой, М. А. Муратовой, Т. Л. Деусовой, Т. Т. Собирова, Г. Д. Голубовой, А. Арабова, М. И. Аплетаева и др.

В этих исследованиях формирование нравственных качеств, прежде всего, опирается на коммунистическую мораль. А в нынешних условиях это неприемлемо. Здесь уместно чётко выделить процессуальный и содержательный аспекты рассматриваемой проблемы. Если в содержательном аспекте изменяется сущность нравственных ценностей, то процессуальный механизм не претерпевает качественных изменений. И, соответственно, опыт этих исследователей может быть использован исходя из специфики решаемых задач.

Для нашего исследования определённый интерес представляют работы Афзалова X., Аминова С., Зубайдова У., Каримовой И. Х., Кодирова Б., Лутфуллоева М., Шарифзода Ф., Шайхова М. и др., в которых рассматриваются отдельные аспекты гуманизации, интеграции и дифференциации, а также работы Ахлиллоева М., Джоназарова Т.,.

ИшматоваС., Маннонова А., Обидова И., Орифи М., Пулатова X., Рахимова К., Сайфуллоевой М., Шаропова, Ш. А., Якубова С и др., в которых рассматриваются различные аспекты нравственного становления.

Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания с позиций межпредметных связей и интеграции в школьном образовании рассматривались в трудах известных педагогов И. Д. Зверева, М. А. Данилова, В. Н. Максимовой, М. Н. Берулава, Н. М. Скаткина, Г. Ф.Федорцаучёных-психологов Н. Талызиной, Ю. А. Самарина, Г. И. Вергелисаучёных-методистов М. Р. Львова, В. Г. Горецкого, Н. Н. Светловской, Ю. М. Колягина, Г. Н. Приступы и др.

Задачи образования, сформулированные в правительственных документах, рассмотрены в специальных трудах и работах по педагогике и психологии для всех ступеней обучения и образования. Таковы монографии и статьи М. Лутфуллоева «Возрождение педагогики Востока» (251), Ф. Шарифова «Интегрированное обучение: проблема, поиск и размышления» (256−257)-в двух частях, «Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы» (250), X. Б. Буйдакова «Психологические основы обучения учащихся в целостном педагогическом процессе» (27) и др.

Изменившиеся социально-экономический строй Республики Таджикистан безотлагательно предполагает пересмотр и переоценку нравственных ориентиров. Коммунистическая мораль пережила свой век, на смену ей приходит новая мораль — мораль, основанная на общечеловеческих и народных нравственных ценностях. И, соответственно, формирование положительных нравственных качеств базируется, прежде всего, на эти ценности. Бесперебойный поток нравственного влияния различных форм общественной среды — школы, семьи, улицы и т. д. способен создать благоприятную почву для формирования антиобщественного, эгоистического образа жизни, если этот процесс не урегулировать каким-то образом.

В общественных школах, колледжах учителя в основном концентрируют свое внимание только на основную нагрузку, т. е. проведения уроков, всякие другие мероприятия рассматриваются ими как нечто второстепенное, ненужное, неоплачиваемое.

В семье родители в основном заняты своими делами, на воспитание детей времени не хватает. И говорить о формировании каких-либо положительных нравственных качеств не приходится.

В таких случаях, когда нет элементарного надзора со стороны взрослых, усиливается отрицательное нравственное влияние уличной среды, которая может привести к печальным последствиям, когда подросток выбирает эгоистический, а порой антиобщественный образ жизни не по своей воле. В последнее время появилось семьи, где родители считают, что самое главное в жизни — это материальное благосостояние, а духовное, нравственное они рассматривают как нечто второстепенное, само собой разумеющееся, которая придет своим чередом. В результате, процесс воспитания и обучения своих детей родители рассматривают через призму денежных единиц. Они отождествляют воспитание и обучение детей с их материальным обеспечением. А некоторые родители из-за экономических трудностей просто игнорируют права подростков на образование, заставляя их работать с утра до вечера. Есть конечно семьи, где родители заботятся не только о материальном обеспечении, но и о духовном развитии детей, поскольку именно эта категория родителей имеет позитивное представление о жизни.

Основные проблемы в области воспитания связаны с социально-экономическим реформированием общества. Произошедшие изменения и их последствия — резкая дифференциация доходов, смена ценностных ориентиров, высокая занятость родителей или их безработица, социальная незащищенность и другие, — все это негативно сказалось прежде всего на семье. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившееся традиции семейного уклада. Семейное воспитание сегодня, к сожалению, мало способствует осуществлению преемственности социальных идеалов между поколениями, как это происходит в стабильном обществе.

Эти и многие другие негативные явления есть следствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические отношения, расширение информационных потоков и пр. К сожалению, эти процессы оказывают влияние не только на подростков, но и на детей 6−10 — летнего возраста. У них появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко возросла детская и подростковая преступность, получила распространение наркомания.

В современном Таджикистане осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике, социальной и духовной сферах. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно-воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными заведениями разного типа — школами общего среднего образования, лицеями, гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой состоит, в том чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования в осуществлении этой стратегии велика. Именно образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует формированию нового общественного сознания и таким образом, воздействует на все сферы жизни.

Все это заставляет усилить внимание к воспитательным аспектам образования в рамках одного из немногих социальных институтов.

Главная задача образовательной политики нашего государства — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания — формирование у учащихся гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и активной адаптации на рынке труда.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысит эффективность решения школой воспитательных задач.

Работа педагогов должна решать ряд важнейших вопросов: сохранение исторической преемственности поколенияразвитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Таджикистанаформирование духовно-нравственных качеств личностивоспитание патриотов Таджикистана, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную культуру и религиозную терпимость, развитие культурных межэтнических отношений;

— разностороннее развитие молодежи, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности, воспитания у молодежи целостного миропонимания, современного мировоззрения;

— формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

— формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

— формирование социальной и коммуникативной компетентности учащихся средствами всех учебных дисциплин.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды.

Преподавание учебных дисциплин целесообразно строить на ряде общих принципов.

Принципы гуманизации и гуманитаризации напрямую связаны с воспитательным потенциалом всех учебных предметов, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей.

Принципы дифференциации предполагают выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности.

Принципы интеграции связаны с ведением воспитательного потенциала во все дисциплины.

При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего учащимся образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма и профессионализма педагога.

Образование является важным фактором развития общества, одним из средств его стабильного социально-экономического и культурного развития. Оно занимает особое место в развитии науки и техники, технологии и здорового образа жизни. Именно поэтому образование является фундаментом государство, способом возрождения материальной и духовной культуры общества.

Исходя из этого, в рамках государственной программы необходимо разработать конкретные меры по сохранению и развитию объектов культурно-языковой сферы, удовлетворению образовательных потребностей национальных меньшинств, приобщению их к богатейшей культуре таджикского народа. Следует обратить внимание общества, хукуматов, управлений и отделов образования на проблемы обучения и воспитания, принять радикальные меры для улучшения и развития системы этнокультурного образования в регионах.

Мировой опыт показывает, что моделью школы XXI века являются поликультурная и многонациональная среда обучения и воспитания детей и молодежи.

Целесообразно учитывать язык, обычаи, традиции народа, обновляя их содержание гуманистическими, общечеловеческими ценностями, обеспечить их взаимное влияние на таджикскую культуру, создание национальных классов.

Проблема развития таджикского языка как государственного и русского языка как языка межнационального общения являются одним из приоритетных направлений политики Правительства Республики Таджикистан, что закреплено Конституцией страны и Законом о государственном языке.

Вместе с тем рыночная экономика, развитие многосторонних экономических связей со странами СНГ и дальнего зарубежья, интенсификация процесса обмена достижениями культурьг и разнообразными ценностями ведут к неуклонному возрастанию требований в углубленном изучении русского языка.

Изданный Президентом Республики Эмомали Рахмоном 4-апреля 2003 г. Указ «О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республики Таджикистана на 2004;2014годы» определяет языковую политику государства на ближайшую и долговременную перспективу.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлеиий и процессов, представляющих данную картину. Предметная' разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной и информационной' интеграции. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных. Такое её понимание делает возможным выдвижение гипотезы о новой образовательной парадигме: существующее образование предметоцентрично, т. е. все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и в недостаточной степени отвечают (соответствуют) требованиям времени. Мы предполагаем, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки русского языка способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом на материале художественного текста.

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

Целью исследования является — раскрытие сущности интеграции как инновационной формы работы в обучении, разработка и экспериментальная проверка выявленных педагогических условий, необходимых для формирования нравственных ценностей у учащихся прииспользовании художественного текста в условиях интегрированного' изучения русского языка, актуализация нравственно-мировоззренческих ценностей у учащихся на материале художественного текста в условиях интегрированного обучения русскому языку.

Объектом исследования является интегрированный* урок русского языка как средство формирования нравственно-мировоззренческих ценностей на материале художественного текста.

Объектом изучения является учебный процесс в школе.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие актуализации нравственно-мировоззренческих ценностей художественного текста в процессе интегрированного изучения русского языка.

Предметом выступает сам процесс интеграции учебных предметов в школе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование нравственно-мировоззренческих ценностей у учащихся будет осуществляться эффективно, если:

— задача формирования общечеловеческих ценностей у учащихся будет выделена как значимая и существенная в процессе организации интегрированного учебного процесса на материале художественного текста;

— при создании условий для развития общечеловеческих ценностных качеств будет учитываться тот факт, что они как сложные психологические образования формируются не сразу, а путем постепенного усложнения умений, навыков и привычек и их интеграции в более сложные личностные образования и общечеловеческие ценностные качества на материале художественного текста;

— в процессе воспитательно-образовательной работы будут учитываться разработанные и научно обоснованные рекомендации, формы и методы, направленные на формирование общечеловеческих ценностей у школьников на материале художественного текста (пословицы, поговорки, игры, стихи, текстовой материал и т. д.).

Задачи исследования:

1. Уточнить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей.

2. Рассмотреть основные подходы к структурным элементам человеческих ценностей.

3. Выявить значение художественного текста в условиях интегрированного изучения русского языка для формирования нравственно-мировоззренческих ценностей у учащихся.

4. Определить наиболее эффективные пути и методы формирования нравственно-мировоззренческих ценностей у учащихся на материале художественного текста в процессе изучения русского языка.

5. Определить совокупность педагогических условий, необходимых при формировании нравственных ценностей у учащихся при использования художественного текста в условиях интегрированного изучения русского языка.

В условиях приобретения подлинной независимости Республикой Таджикистан одна из главных целей воспитания будущего поколения заключается в том, чтобы включить её в контекст общечеловеческой культуры, ибо без знания особенностей национально-духовных ценностей своего народа и достижений мировой цивилизации процесс формирования личности был бы не полным и не завершенным.

В научной работе использованы педагогические и психологические методы исследования в соответствии с целями и задачами, а также особенностями предмета исследования.

Ведущими методами являются: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературыпедагогическое наблюдение, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического опыта.

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательных школ № 7, № 14, № 10,№ 28, № 8, № 19, лицея № 1 и гимназии «Ганч» города Худжанда, № 39, № 11 Б. Гафуровского района Согдийской области.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что вработе сформулированы теоретические положения, которые в совокупности представляют собой целостную систему эффективного формирования нравственно-мировоззренческих ценностей у учащихся на интегрированных уроках русского языка на материале художественного текстауточнена общая структура общечеловеческих ценностей на материале художественного текстаобоснована зависимость актуализации нравственно-мировоззренческих ценностей художественного текста в условиях интегрированного обучения у учащихся от педагогической компетенции учителя.

Изучение литературы по теме исследования показывает, что проблема актуализации нравственно-мировоззренческих ценностей художественного текста на интегрированных уроках по русскому языку, развитие общечеловеческих ценностных ориентаций в полном объеме как целостное педагогическое явление в его историческом, социальном, психологическом и технологическом плане не было до сего времени предметом специального изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях и такой важный в теоретическом и практическом отношении аспект как педагогические основы развития ценностных ориентаций в школе на примере отдельно взятого интегрированного урока русского языка. Необходимость такого рода исследования не вызывает сомнения.

Практическая значимость: полученные в ходе проведенного исследования результаты могут дополнить и развить методические основы внедрения интегрированных уроков русского языка, разумно построить учебно-воспитательный процесс. Содержание, выводы и предложения, вытекающие из данного научного исследования, могут быть использованы преподавателями вузов, в институтах повышения квалификации учителей в целях дальнейшего совершенствования преподавания, а также в научно-исследовательской работе.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены в докладах на ежегодных конференциях преподавателей Худжандского Государственного Университета, Худжандского педагогического колледжа им. Б.Гафурова. По материалам диссертации имеется несколько публикаций.

Структура диссертации. Научная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

выводы, пространственные рассуждения, упреки, поучения. Работу по нравственному воспитанию совершает сам текст. Надо лишь помочь учащимся услышать, воспринять его.

Урок русского языка в таком случае развертывается как бы в двух планах: первый — лингвистический, учебно-научный, требующий знания правил, определений и их применения, другой — необъявленный, но тоже насыщенный мыслями, огромным, весьма важным для жизни содержанием, захватывающим дух и внимание, заставляющим переживать, думать, соглашаться и не соглашаться, искать, ставить перед собой конкретные цели.

Умение вести урок русского языка, реализуя оба названных плана, -ярчайшее проявление педагогического мастерства, высокое достижение уже сложившегося, педагога. Именно оно определяет, в конечном' итоге, развивающий, воспитательный эффект обучения, именно к нему стремится каждый учитель, в-нем определяется удовлетворенность учителя уроком, а в, целом, своей работой. Для того чтобы выработать такое умение надо-постоянно совершенствовать, обновлять, разнообразить дидактический, материал каждого урока, приблизить его* содержание к запросам, уровню нравственного развития классного коллектива и отдельных его членов, слабостям и заветным мечтам учащихся, к смутным идеалам и неоформившимся жизненным принципам, постоянно затрагивая, просветляя их, поднимая все лучшие качества своих питомцев на более высокую-ступень.

Суть воспитательного воздействия текстов — в их подборе. Надо выбрать такие тексты, которые способствуют формированию нравственно-мировоззренческих ценностей. Очень важно уместное и своевременное их использование, приблизить учащимся их главный смысл, главным образом, средствами самого текста и его звучания. Стандартные тексты (общие для всех, без учета специфики класса' и отдельных учащихся), при всех их достоинствах, далеко не всегда выполняют эту функцию. Для каждого урока нужен выбор соответствующего языкового дидактического материала, надо хорошо знать свой класс, чтобы выбор этот каждый раз был правильным.

Если учитель овладел искусством выбора и презентации учащимся текста, необходимого на данной ступени обучения и данной* ситуации, то чем выше художественный накал этого текста, тем сильнее его воспитательное воздействие. В такой обстановке хорошо воспринимаются стихотворные произведения, если, конечно, они не создают калейдоскопа мыслей и чувств, картин и образов, если их язык, и образность достаточно просты, доходчивы и воспринимаются учащимися без упрощенчества и искажений.

Тексты учебника при этом могут составлять определенную основу, которая в одних случаях выступает лейтмотивом, тематическим ядром для всех текстов, привлекаемых в качестве дидактического материала на уроке, в других — тематической основой для текстов, используемых на одном из этапов урока. Это диктуется не только тем, что тексты, учебника содержат вг себе научно" обоснованный дидактический материал по всем* программным: темам, но и тем, что в них заключена достаточно * богатая и стройная система — педагогических воздействий на учащихся.

Проблему интегрирования русского языка и литературы лично считаю основополагающей в своей педагогической деятельности. Думаю, что такая объединительная сила весьма актуальна и перспективна на современном этапе образовательной школы в Республике Таджикистан.

Положительные результаты работы сказываются уже сегодня. На интегрированных уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное — удается заставить, говорить, вызвать учащихся' на свободный разговор. На уроках некоторые учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Учителю необходимо помнить, что дети — душа класса. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться помочь им применять полученные знания и умения в школе.

Интегрированные уроки требуют большой предварительной подготовки. Опыт показал, что ребята работают с удовольствием, они чувствуют себя творцами. Не берусь утверждать, что все учащиеся станут в будущем композиторами и художниками, но данный опыт существенно расширяет кругозор учащихся, воспитывает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.

В результате проведенного исследования было достигнуто следующее: после проведения обучающего эксперимента на материале художественного текста повысился уровень познавательного интереса учащихся;

— произошли заметные изменения в отношениях учащихся к учению и к учебным предметам;

— интегрированные уроки русского языка и литературы повысили эмоциональный настрой в классе, создали предпосылки для проявления индивидуальных творческих способностей детей;

— дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учится, радоваться приобретенному новому, не боятся трудностей;

— сформировалась на материале художественного текста активизация учебно — познавательной деятельности учащихся.

Заключение

.

В современном обществе общеобразовательная школа во многом утратила свои социально-воспитательные функции. Воспитание растворилось в широко понимаемом термине «образование».

Целенаправленная воспитательная работа ведется в ограниченных пределах и не во всех образовательных учреждениях. А значение воспитания очень велико. Оно, по своей сущности, устремлено в будущее и от качества воспитательной деятельности зависит судьба будущего поколения. Духовные богатства Таджикистана несомненно будут пополняться за счет культуры, основу которой составляют как национальные, так и общечеловеческие ценности. Закладываются они в процессе воспитания, приобретаются-благодаря самовоспитанию. От правильного подхода к идеалам, соблюдения общечеловеческих норм и принципов в значительной степени зависит эффективность и качество решения, задач во многих сферах нашей жизни. Сегодня особенно остро стоит вопрос о необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В образовательном учреждении воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, вторичных по отношению к процессу передачи знаний. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди других людей. А для педагога — это кропотливый путь по созиданию человека, имеющий глубокий ценностный смысл. Настала пора переосмыслить сущность самого феномена воспитания. Уже обозначились направления этого переосмысления. Это, прежде всего, обращение к личности, к ценностям человеческого бытия.

Говоря о школьном воспитании мы придерживаемся такого подхода, когда процесс «развития человека» должен начинаться с первых дней появления ребенка в учебном учреждении.

Наше исследование показало, что на данный момент сформированность общечеловеческих ценностей у школьников находится на недостаточно желаемом уровне. Дети, как показывает практика работы, проявляют эгоизм, недоверие по отношению к сверстникам и взрослым.

Одной из задач нашего исследования было в том, чтобы подтвердить эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-мировоззренческих ценностей у учащихся на материале художественного текста в рамках одного отдельно взятого учебного предмета-русского языка.

Проведенное нами исследование подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы и позволило сделать следующие выводы:.,.

Г. Анализ историографии вопроса показал, что проблема ценностей для человеческой мысли не нова. Теоретико-ценностная проблематика появилась практически одновременно с возникновением философии. Человек всегда стремился определять ориентиры своего отношения по отношению к миру. Хотя самого термина «ценности» еще не существовало, уже в древнейших философских воззрениях употреблялись понятия, которые впоследствии были отнесены к различным проявлениям ценности и оценки как общественных и природных явлений, так и человеческих поступков. Но отдельная «наука о ценностях» появилась лишь в конце XIX — начало XX века. Ее название — аксиология.

2. Изучение ценностей занимает важное место в современных науках: социологии, психологии, истории, философии, педагогике. Здесь большинство исследований посвящено не только теории ценностей, но и определению структуры различных ценностных категорий. В нашей работе, дана сравнительная характеристика некоторых таких подходов. Анализ соответствующей научной литературы дал нам возможность считать, что интересующая нас категория ценностей выражает особое общечеловеческое измерение культуры, воплощает в себя отношение к формам человеческого существования, характеризует измерение человекомобщественного сознания. Но до сих пор разработаннойи общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет ни в зарубежной, ни в отечественной науке, что' послужило основанием для разработки и обоснования структуры общечеловеческих ценностей. В результате данная структура приобрела в нашей работе следующую форму: нравственные ценности: доброта, справедливость, честность, искренность, верность слову, гуманность, ответственность, чувство' собственного достоинства, милосердие, терпимость, скромность и-т.д.- этические ценности: красота, истина, интеллигентность и т. д.- художественные ценности:* красота, творчество, принятие ценностей культуры и т. д.- духовные ценности: вера, любовь, надежда.

3. Нами' была определенаобщая цель ценностно-ориентированного образования — воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанную между собой природную, социальную и культурную* общность. Это единство и лежит в основе понимания образовательных процессов, обеспечивающих целостное развитие ребенка.

4. В работе дана общая характеристика развития ценностно-ориентированного образования-в Таджикистане, начиная с работ педагогов XVIII века и заканчивая современными педагогическими тенденциями.

5. Исследование основано на периодизации развития детей. Каждый из этих периодов обладает своими специфическими психофизиологическими особенностями. Учет возрастных и индивидуальных особенностей является одним из основополагающих педагогических принципов, опираясь на который регламентируется учебная нагрузка, обосновываются и устанавливаются объемы занятости школьников различными видами деятельности, определяется наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха, обуславливают степень использования тех или иных форм и методов в процессе учебно-воспитательной деятельности.

6. Исходяиз выделенных в. исследовании психофизиологических особенностей детей интересующей нас возрастной группы, был предложен ряд дидактических приемов и рекомендаций по развитию у школьников общечеловеческих ценностей на примере итерированного обучения русскому языку на материале художественного текста. К таким дидактическим приемам мы отнесли использование на уроках русского языка пословиц, поговорок, диалогов и, художественных текстов страноведческой направленности, использование игровых, музыкальных и поэтических приемов-. Опытно-экспериментальное исследование, в котором* осуществлялась реализация всех перечисленных дидактических приемов, подтвердило гипотезу об-1 эффективности формирования общечеловеческих, ценностей при интегрированных уроках русского языка на материале художественного текста.

7. Мы ставили, своей целью рассмотреть лишь некоторые пути формирования нравственных ценностей школьников* на материале художественного текста, считая это одной из важнейших проблем в нашем современном обществе. Вместе с тем, в ходе опытно-экспериментальной работы было обнаружено, что проблема формирования нравственных общечеловеческих ценностей школьников требует продолжения исследования. Это обосновывается тем, что процесс формирования нравственных ценностных ориентаций не имеет предела, то есть нельзя заранее определить то состояние этого процесса, при котором можно было бы утверждать, что он завершен и его цель достигнута. Мы остановились лишь на продиктованную потребностями общественного развития педагогическую парадигму, которая? подсказала направлениепо которому должно развиваться современное образование, чтобы оно служило человеку. В этой связи, представленное нами исследование должно быть продолжено ибо оно представляет собой лишь один из возможных вариантов решения большой) многоаспектной проблемы.

8. В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей: особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры (108).

9. В настоящее время отечественная школа переживает очень сложный период. Изменились целиобщего среднего образованияразрабатываются новые учебные планыновые: подходы к отражению содержания учебных дисциплин^ В центре внимания работников образования поставленарезультативность обучениякоторая связана — с разработкой и внедрением в учебный: процесс новых педагогических технологий.

10. Русский язык один из предметов5 гуманитарного цикла. Он помогает ученику почувствовать единствомира и человека. Задача: словесника. выявить общечеловеческие ценности^ способствовать воссоединению целостного мировосприятия на материале художественного текста.

11. Любое художественное произведение знакомит нас с. целями жизни героя. Стремления: и, поступки персонажей определяются системой их личностных ценностейВ наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность остаются. Поэтому цель уроков гуманитарного цикла — находитьих. Они должны очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании русского языка в интегративных целях:

• воспитать всесторонне развитого человека на материале художественного текста;

• активизировать мыслительную деятельность учащихся на материале художественного текста-:

• формировать обобщённые знанияш умения-на материале художественного текста;

• формировать нравственно-мировоззренческие ценности на материале художественного текста;

• воспитывать эстетически подготовленного школьника, учить языку искусства.

Решению* этих задач во многом поможет именно интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и интегрированные уроки.

12. «Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся» (12). Формируя нравственно-мировоззренческие ценности на интегрированных уроках русского языка мы помогаем ученику видеть" богатство и разнообразие мира.

13. Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться, чтобы урок русского языка был интересным, ребятам захотелось бы встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Тот, кто рисует, пусть готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учапщйся может и должен проявить свою активность, способность и интересы. ,.

14. Русский язык и литература — нравственно-этический и эстетический курс. Он позволяет каждому ученику на материале художественного текста воспринимать мир в его единстве, расширяет кругозор и мировоззрение. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Мы убеждены, что за интеграцией — прозрачное будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

15. Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Как словесника, меня, прежде всего, заинтересовали два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, впоследствии разница всё-таки есть. Ответ нашла в словаре Ожегова: «Интегрировать — объединять в одно целое». Следовательно, интеграция — объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают лишь связи между предметами, хотя и видны чёткие разграничения между ними.

16. На сегодняшний день интеграция в обучении приобретает широкий размах И' популярность. Но главной" при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовкикадров. Невозможно, видимо, даже мечтать о том, что’нынешняя система подготовки специалистов может взять на себя-груз забот об’универсальном образовании, педагога, который сможет в своей практической деятельности применять интегративные подходы к учебно-воспитательному процессу.

17. Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именно учителя-практики, которые высказывают свои соображения и взгляды на страницах печати. Это есть положительный фактор в развитии интеграции, так как в сопоре рождается истина.

18. Изучив и обобщив лингводидактическую литературу по вопросам интеграции, мы убедились в важности этой проблемы и её значимости в практике школы. И хотим подчеркнуть важные, по нашему мнению, выводы, сделанные нами по итогам проведенного исследования.

19. Процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний.

20. Интеграция учебных предметов — далеко не механическая деятельность. К тому же, интегрированный учебный предмет — не есть простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует внесения существенных изменений в содержание и структуре учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций.

21. Возможность различных форм интеграции, таких, как полное влияние учебного материала, выделение специфических главпостроение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы, самостоятельными учебниками и методиками позволит более рационально подойти к процессу обучения и воспитания в современной школе, целью которого является формирование целостного представления мира у школьников.

22. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок на материале художественного текста способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

23. Важно отметить и тот факт, что злоупотребление излишней интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметамсовпадения или близости объекта изученияналичия общих методов и теоретических концепций построения.

Таким образом, еще раз отметим, что мощным резервом актуализации нравственно-мировоззренческих ценностей художественного текста являются интегрированные уроки русского языка. Интеграция предметов в современной национальной школе — реальная потребность времени, она необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также тем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624с.
  2. Т.Г., Краснова Н. В. Тайны словесного искусства: (введение в поэтику) Учебник хрестоматия. — Санкт-Петербург, Университетская книга, 1996.-160с.
  3. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. -М.: Просвещение, 1978. 144с.
  4. В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур //Культура и ценности. Тверь, 1992. -С.22−23.
  5. Ш. А. Единство цели. М.: Знание, 1987. — 208с.
  6. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1976. — Т.4. — 830с.
  7. М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. -Душанбе: Ирфон, 1962. -143с.
  8. И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. — № 4.'— С. 117- 120.
  9. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М.: Знание, 1978. -64с.
  10. A.M. Основные направления творческих поисков учителей в связи с переходом на новые программы. — М., «Знание», 1970. — 97 с.
  11. М.Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. -Томск: Томский ун-т, 1988. 93 с.
  12. B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 32−36.
  13. О.С., Катаева JI.H., Шамшурина А. Л. О нравственном воспитании подростков. -М.: Просвещение, 1979. 170с.
  14. О.С., Черткова С. Б. Нравственное воспитание старшеклассников. -М.: Знание, 1988. 145с.
  15. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Прогресс, 1968.-308с.
  16. Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. -М.: Мысль, 1979. 123с.
  17. В., Малышевский А. Разбивая лед слов: О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета. 1994. — № 6. — С. 12−13.
  18. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. — 113 с.
  19. Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно* ориентированного образования // Педагогика. — 1996. № 4. С. 72−80.
  20. В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. -Вологда, 1988.74 с.
  21. И.С. От Авесты до Айни. Душанбе: Ирфон, 1981. -256с.
  22. И.С. Из истории таджикской поэзии. М.: Просвещение, 1956. -238с.
  23. И., Волковская М. Об интегративном курсе русской словесности // Педагогический журнал. 1994. № 5−6. — С. 17−18.
  24. Х.Б. Дидактические основы формирования обобщенных знаний учащихся старших классов в целостном педагогическом процессе: автореф. дис. д-ра пед. наук. Душанбе, 1993. -47с.
  25. B.C. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. -М., 1987.
  26. А.П. Русская эстетика XVIII века. Историко-проблемный очерк просветительской мысли. М.: Искусство, 1983. — 238 с.
  27. А.Д., Якубовская М. Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста.-М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 243с.
  28. К.Н. Свободное воспитание: сб. науч. трудов. М., 1993. — 342 с.
  29. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура, изд. 3-е. М.: Русский язык, 1983.- 134с.
  30. Н.Ф. Новый курс «Окружающий мир» // Вестник образования. -1991. № 1. — С.42−46.
  31. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувш. кн. изд-во, 1974. — 376 с.
  32. JI.C. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982. — Т. 4.-432 с.
  33. JI.C. Мышление и речь М., 1956. — 165с.
  34. Г. П. Аксиология культуры. — С-П.: С-Петербургский ун-т, 1996. -148 с.
  35. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Просвещение. -1961.-С. 139.
  36. Е.А., Чапко Е. Е. Как построить интегрированный курс в школе // География в школе. 1994. — № 4. — С. 40−43.
  37. С. 5. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. 1994. -№ 3.-С. 14−15.
  38. В.И., Ивановский В. А., Тертышников М. Ф. Интегрированный курс «Естествознание»: за и против // Биология в школе. 1989. — № 5. — С.54−55.
  39. Р.С. Трудовое воспитание младших школьников на уроках русского языка. //Русский язык в башкирской школе. 1985. — № 5. — С. 45.
  40. Е. А., Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. Тула. -1980. — 44 с.
  41. Н.К. О содержании образования. Советская педагогика. — 1946. -№ 3.- С. 30.
  42. Н.К. Основы педагогики. -М.: Советская педагогика. 1947. -108с.
  43. А.И. Русская словесность: О слова к словесности: Учеб.-Пособие для учащихся X-XI кл. общеобразоват. учреждений. М 1995.
  44. И.А. Чтобы что-нибудь получилось, не обязательно^ долго мучиться // Учительская газета. 1998. — № 3. — С. 6−7.
  45. Н.В. Интегрированный урок русского языка и природоведения //Начальная школа. 1995. — № 2. — С. 25−28.
  46. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М., 1988. 174с.
  47. А. Золотое правило нравственности. -М.: Молодая гвардия, 1979. -223с.
  48. Т.В. Русский язык: Учебник для 6-го класса средней школы с таджикским языком обучения- под ред. проф. И. Х. Каримовой. Душанбе: Собириен, 2006. — 112с.
  49. Т.В., Гусейнов Т. И. Русский язык: Учебник для 8-го класса средней школы с таджикским языком обучения- под ред. проф. И. Х. Каримовой. — Душанбе: Собириен, 2006. 144с.
  50. Т.В., Шабурова Т. Х. Русский язык: Учебник для IX-го класса средней школы с таджикским языком обучения- под ред. проф. И. Х. Каримовой. Душанбе: СООО Полиграф-Центр, — 2007. — 223с.
  51. Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997.-№ 4.- С. 24−28.
  52. Джами. Сочинение. М.:.Знание, 1955. 170с.
  53. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.42−47.
  54. Дидактика средней школы- под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Мысль, 1982.-189с.
  55. Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4 т. -М., 1964. Т. 1.
  56. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.-333с.
  57. А. Путешествие из Бухары в Петербург. Избранное соч. Таджикгосиздат.- Душанбе, 1960. 300с.
  58. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, I960.-192с.
  59. Е.Б., Петракова Т. И., Пентин А. Ю., Чечеткин Ю. В. На пути к открытию мира // Начальная школа. 1991. — № 6. — С.82−86.
  60. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М., Педагогика, 1979. — 104с.
  61. В.И. Методология и методика дидактических исследований.-М.: Наука, 1982.- 151с.
  62. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
  63. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 1994. 72с.
  64. Л.В. Дидактика и жизнь. — М.: Просвещение, 1968. — 175с.
  65. А.В. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1986. -341 с.
  66. И.И. Нравственное воспитание учащихся. М. гПросвещение, 1986.-178с.
  67. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема. — Советская педагогика, 1974. № 12.- С. 12−14.
  68. И.Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. -1991. № 5. — С.46−49.
  69. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи связи в современной школе— М.: Педагогика, 1981. 195 с.
  70. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-222 с.
  71. И. Проектная методика обучения английскому языку / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. — С. 9−16.
  72. С.П. Упражнения игрового характера на уроках французского языка в сельской школе // Иностранные языки в школе. — 1991. № Г. — С. 5256.
  73. В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат-, 1974. — 126с.
  74. В.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования в начальной школе. // Начальная школа. 1993. — № 2. — С. 51−53.
  75. Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. // Начальная школа. 1989. — № 9. — С. 8−10.
  76. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 430с.
  77. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс- под ред. М. А. Розова. М.: МГУ, 1989. — 289 с.
  78. М.О. Педагогические основы использования национальных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей в семье: автореф. дис. д-ра пед. наук. -Ташкент, 1998. -37с.
  79. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс- под ред. М. А. Розова. М.: Изд — МГУ, 1989. — 289 с.
  80. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  81. Я.А., Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедиз, 1955.-287с.
  82. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  83. JI.H. Межпредметные связи в обучении языкам // Русский язык в национальной школе. 1986. — № 10. -С 7.
  84. В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — № 2. — С. 4−8.
  85. В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — № 3. — С. 2−7.
  86. В. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. № 4. — G. 2−9.
  87. В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — № 5. — С. 2−8.
  88. И.Х. Культура источник гуманизма.- Душанбе, 1998. — 162с.
  89. И.Х. На волнах любви к человеку. Душанбе, 2002. — 108с.
  90. И.Х., Нажмитдинова X., Нажмиддинова X. Русский язык: Учебник для 3-го класса средней школы с таджикским языком обучения. — Душанбе: Шарки озод, 2007. — 288с.
  91. У. Кобуснаме. Душанбе: Адиб, 1990. -160с.
  92. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Наука, 1980. 158с.
  93. И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированного образования)? //Народное образование. 1996. -№ 1. — С. 87−89.
  94. .Р. Межпредметные связи: инновация и творческое мышление учащихся.- Душанбе: Контраст, 2006.- 287с.
  95. , Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, O.JI. Алексенко // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 28−32.
  96. Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. 1989. — № 3. — С.52−53.
  97. Т.Е. Современные проблемы нравственного воспитания школьников. Д., 1975.- С.4−20.
  98. А.Е. Труд и талант учителя.- М.:Прогресс, 1989.- 89с.
  99. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. — 142 с.
  100. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
  101. А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. — М.: «Лексус», 2001.-124с.
  102. Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки. // Начальная, школа. 1995. — № I. — С. 79−80.
  103. С.В. Личностно ориентированное воспитание: Концепция. Содержание. Реализация. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. — 168 с.
  104. БД. Воспитание любви к природе на уроках русского языка // Начальная школа. 1984. — № 3. — С. 42.
  105. Д.Н. Педагогические проблемы формирования общечеловеческих ценностей //Педагогическая мысль таджикского народа и ее использование в практике воспитания: Материалы межд. науч.- прак. конф. 20−21 декабря 1996 г. Душанбе, 1998. — С. 54−55.
  106. В.Д. Авторская речь в «Евгении Онегине» // Русский язык в школе.-1969.-№ 3.- С. 9−18.
  107. В.Д. Из наблюдений над синтаксическим строем «Евгения Онегина » // Ученые записки Моск. пед. ин-та.- 1969.- № 341.- С. 169−196.
  108. Г. И. Общественное и семейное воспитание.- М.: Просвещение, 1968.- 88с.
  109. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1991.-224с.
  110. Леон-Портилья М. Философия. Исследование источников. — М.:-Иностр. лит-ра, 1961. 384 с.
  111. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 169с.
  112. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — 96с.
  113. М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−20.
  114. Ю.М. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург: «Искусство -СПБ», 1994.
  115. И.О. Бог и мировое зло. -М.: Республика, 1994. 131с.
  116. С.И. Внутрипредметные связи в процессе обучения (русский язык). // Вечерняя средняя школа. 1987. — № 1. — С. 44−47.
  117. М. Гуманистическая педагогика. Душанбе: Маориф, 1994.-46с.
  118. М. Возрождение педагогике предков. Душанбе: Маориф, 1997.- 49с.
  119. М. Книга наставлений Аджама. Душанбе: Дониш, 2004.-69с.
  120. М. Независимость Таджикистана и новое образование. Душанбе: Маориф, 2006.- 36с.
  121. М. Личность и воспитание.-Душанбе, 2008.- 317с.
  122. Т.Н., Маркович Е. Ф. интегрированный урок по теме «Зима» с использованием методов театральной педагогики // Начальная школа. 1995. — № 1. — С. 8−10.
  123. З.Н. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. — 1995. — № 2. — С. 21.
  124. А.С. Книга для родителей. Главы 7,8, соч., т.4. М.: АПН РСФСР, 1957. — С.214−297.
  125. Г. К. К дискуссии об интеграции школьных предметов. // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 114−115.
  126. .Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  127. .Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  128. В.Н. Проблемно-комплексный подход в интеграции обучения. -Л., 1990.
  129. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1904. — 142 с.
  130. И.С. Нравственное воспитание детей в семье. М.: Просвещение, 1972.-23 8с.
  131. А.К. Нормирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 33 с.
  132. М.В. Мотивация учения младшего школьника. М.: Просвещение, 1984. — 114с.
  133. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной, активности // Вопросы психологии. -4982. № 4. — С. 14.12.
  134. И.О. Основы процесса нравственного воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1980. 183с.
  135. М.И. Организация проблемного обучения в школе.— М., 1977. — 239с.
  136. М.И. Современный урок. М., 1985. — 177с.
  137. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: Межвуз. сб: науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1987.- 125 с.
  138. Межпредметные связи в учебном процессе. Л., 1987. — 146 с.
  139. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в' средней школе. -М.: Наука, 1974. 164с.
  140. Межпредметные связи в преподавании русского языка: (сборник статей из опыта работы): пособие для учителя. / Сост. Н. Н. Ушаков. -М.: Просвещение, 1977.- 176 с.
  141. Э.Л., Корожнева (Исаева) Л. А. Интегративный подход в преподавании природоведения // Малокомплектная школа и вопросы экологии в начальных классах. Петрозаводск, 1991. — № 4. -С.50−54.
  142. Э.Л., Корожнева (Исаева) Л.А. К проблеме интеграции в начальном обучении: Материалы региональных педчтений. С.-П., 1992. -С.70−71.
  143. B.C. Лекции по психологи мотивов человека. Пермь, 1971. — 86 с.
  144. Н.Н., Львова О. Н. Интегрированный урок-игра «Сказки и речевой этикет» //Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С. 13−14.
  145. Муслихиддин Саади. Избранное. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954. -284с.
  146. JI.B., Нагзибекова М. Б. Русский язык: Учебник для XI-го класса средней школы с таджикским языком обучения. — Душанбе: Сахбо, 2007. — 240с.
  147. В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 31.
  148. Л.А. Русский язык: Учебник для 5-го класса средней школы с таджикским языком обучения. Душанбе: Полиграф-центр, 2006. — 221с.
  149. , Н.М. «Словарик» на уроках русского языка как способ установления межпредметных связей / Н. М. Неусыпова // Начальная школа. 1992. — № 5 — 6. — С.13−16.
  150. Г. Педагогические воззрения Саади. Душанбе, 1974. -53с.
  151. Образование в мире на пороге XXI века. -М., 1991.
  152. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. Под ред. М. И. Кондакова. М., 1986. — 245с.
  153. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. -1992. -№ 5−6. -с. 3−14.
  154. В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
  155. Осори Рудаки. Сталинабад: Таджикгосиздат 1958. — 542с.
  156. А.А. Изучение природы в связи с уроками русского языка в I и II классах. М.: Учпедгиз, 1961. — 136 с.
  157. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. -М.: Русский язык, 1989. 276 с.
  158. . Ф. Шарифзода., И. Каримова. -Душанбе: Ирфон, 2008. 284 с.
  159. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей- под ред. П. И. Пидкасистого. Изд. 2. — М.: Роспедагентство, 1996. — 602 с.
  160. И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3 томах. — М.: Просвещение, 1965. Т.З. — 635 с.
  161. Е.А., Щербан О. В. Еще раз о концепции интеграции естественнонаучных знаний // Биология в школе. 1991. — № 1. — 53−55.
  162. Платон. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1972. — Т.З. — 4.2. — 678 с.
  163. И.Л. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. -М.: Владос, 2000. -Кн. 1. -С.6−228
  164. А.И. Элементы интегрирования на уроках чтения // Начальная школа. 1990. -№ 9. — С. 17−21.
  165. .О. О стимулах становления человека и смены его ценностей. // Высшее образование в России. — 1996, — № 3.-С.57.
  166. Программы* общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. — М.: Просвещение, 1994. 240 с. с
  167. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с таджикским языком обучения (II-XI классы). Душанбе, 2008. — 124с.
  168. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры: концепция исследования // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90.
  169. М.Р. Фирдауси и современность. -Душанбе: Ирфон, 1976. -136с.
  170. .Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика. — 1988. № 7. — С.8−10.
  171. А.В. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. -№ 1. — С. 77−85.
  172. Э.Ш. Молодежь будущее нации. —Душанбе: Ирфон, 1998. -96с.
  173. Э.Ш. Наша цель национальное единство. -Душанбе: Ирфон, 1997. -70с.
  174. Э.Ш. Таджикистан: на пути демократии и цивилизованного общества. -Душанбе: Ирфон, 1996, -С.190.
  175. Э.Ш. Таджики в зеркале истории.-Душанбе:Ирфон, 1996,-С.38−39.
  176. Э.Ш. По пути единства и созидания. -Душанбе:Ирфон, 1996.-147с.
  177. Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставрополь сервис-школа, 1998. — 173 с.
  178. Т.В. Педагогические основы экстериоризации индивидуального опыта учащихся как средства и условия их культурно — личностного роста: автореф. дис. канд. пед. Наук. Тюмень, 1999. -20'с.
  179. Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений // Философские науки. 1989.-№ 6. — С. 89−93.
  180. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: АН ССР, 1959.-354 с.
  181. Рудаки Абу Абдулло. Избранное. Пер. с тадж.-форси. В. Левика и С. Липкина. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1958. — 198с.
  182. Русское народное поэтическое творчество, т. 1. АН СССР., М.-Л., 1953.
  183. Ш. Гулистан. — М.: Госполитиздат, 1957. 323с.
  184. Ш. Бустон. Перевод К.Чайкина. -М.: Госполитиздат, 1935. 224с.
  185. , Ю.А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. М.: АПН РСФСР, 1962.-349 с.
  186. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа Амскорт Интернешнл, 1991. — 311 с.
  187. В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников (в школах с углубленным изучением иностранных языков) // Иностранные языки в школе. — 1997.- № 1. — С. 2−7.
  188. Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. 1990. — № 5. — С. 14−15.
  189. Свободное воспитание / Сост. К. Н. Вентцель.- М.: Мысль, 1993. 234 с.
  190. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.-С.8−146.
  191. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М., 1980.
  192. М.Н. Проблемы современной дидактики. -М., 1984.
  193. Соколова Р.> Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свободная мысль. 1994. — № 1. — С. 52−61.
  194. JI.H. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. М.: «Республика», 1994. — 463 с.
  195. И.Т. Идеи, структура интегрированного курса «Естествознание» (второй вариант) // Биология в школе. -1990. -№ З.-С. 19−22.
  196. В.А. Нравственный идеал молодого поколения. -М.: АПН г РСФСР, 1963.-С.152.
  197. Г. Под общим знаменателем // Учительская газета. 1998. — № 3. -С. 5−7.
  198. Е. Властвуй, не разделяя // Учительская газета. 1997. — № 12. — С. 5−7.
  199. К.З. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1985. — 198 с.
  200. JI.H. Мысли о воспитании. /Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1969. С.448−451.
  201. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. М., 1950. Т. 8.
  202. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983. — 83 с.
  203. Г. Ф. Проблема- интеграции в теории? и практике обучения (предпосылки, опыт). JI., 1989: — 96 с.226: Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения: пути развития.- Л., 1990. 84 с.
  204. В. Интеграция: дань моде или реальная * потребность? // Учительская газета. 1998. — № 3. — С. 6−7.
  205. Н.Ф. Нравственное воспитание школьников. -М.:Наука, 1983.-98с
  206. И.Ф. О педагогическом: мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика.-1992.-№ 7−8.-G. 14−16.
  207. JI.Л. Использование живописи в преподавании русского языка. -М.: Просвещение, 1993. 86 с.
  208. А.В. Как я понимаю и веду курс естествознания // Биология в школе. 1990. — № 5. — С.27−31.
  209. Т.К. Живопись на уроках русского языка // Русский язык в национальной школе. 1995. — № 5. — G. 87.
  210. З.Л. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интегрированные уроки?//Начальная школа: 1983. -№ 7. — G. 78.
  211. М. Развития интеллектуального потенциала учащихся в 7 кл (с таджикским языком, обучения) в условиях интегрированного обучения, автореф. дис. .кандшед. наук.-Душанбе, 2006.- 22 с.
  212. Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку // Иностранный язык в школе. -1990. -№ 1. G. 16.
  213. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 159 с.
  214. Г. И. Нормирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. — 229 с.
  215. B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. -М.- Просвещение. 1986. — 112
  216. Барномахои синфхои ибтидои. -Душанбе: Маориф, 1994. 13с.
  217. Конуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи маориф». Душанбе, 1994.
  218. Консепсияи мактаби миллии точик. — Душанбе, 1995.
  219. Р. Таълими муштарак. —Душанбе: Маориф, 1996. — 92с.
  220. У. Равияхо дар таълим-талаби замон. -Душанбе, 2007.-85с.
  221. М. ва дигарон. Усулхои тыълими муштарак дар синфхои иптидои. Душанбе: Маориф, 1995. — 48с.
  222. М. Даре. Душанбе: Маориф, 1995. — 192с.
  223. М., Шарифов Ф. Назаре ба таълими ибтидоии забони модари // Адаб, 1995.-№ 4−6.-С.31.
  224. М. Методикаи таълими забони модари дар синфхои иптидои. — Душанбе: Маориф, 1985. 248с.
  225. Мактаб дар рохи бозеози. Душанбе, 1991.
  226. Накшаи таълими такягохи мактабхои тахеилоти хамагонии Чумхурии Точикистон. Душанбе, 1994. — С. 3−4.
  227. И. Аз таълими ибтидои ба маълумоти миёнаи умуми. Душанбе: Маориф, 1986.- 173с.
  228. Ф. Таълими муштарак асоси инкишоф ва тарбия. Душанбе: Маориф, 1995.-202с.
  229. Ф. Таълими хамгиро: проблема, тахкик ва андешахо. Кисми-1. -Душанбе: Маориф, 1999. 170с.
  230. Ф. Таълими хамгиро: проблема, тахкик ва андешахо. Кисми-П.
  231. Душанбе: Маориф, 2000. 186с.
Заполнить форму текущей работой