Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Православие как фактор формирования духовно-нравственных основ личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученная оценка в значительной степени актуальна, когда мы говорим о возможности трансплантации западных идеалов в другие культуры, поскольку, как мы указывали в начале работы, данная тенденция возникает от убежденности в отсутствии каких-либо альтернатив западному либерализму. Не будет преувеличением сказать, что такое суждение возможно только в том случае, когда история развития либерализма… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 2. I раздел
  • Методологические подходы к трактовке понятия «духовная культура» и «духовность», и их связь с опытом христианства в отечественной и святоотеческой аналитике в прошлом и настоящем
  • 3. II раздел 35 Христианство и генезис духовно — нравственных основ личности
  • 4. III раздел
  • Соотношение научного и христианского мировоззрения
  • 5. 88 IV раздел
  • Личность и христианская этика
  • 6. V раздел 113 Личность и духовные основы русской государственности

Православие как фактор формирования духовно-нравственных основ личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью социально.

— философского рассмотрения религиозного опыта в формировании духовно.

— нравственных основ личности, общества и государства. Вместе с тем воздействие духовно — нравственных факторов на развитие общества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом — не осознаны должным образом, как в самой России, так и за ее пределами. В прошлом десятилетии, в одной из последних моделей Римского клуба в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются следующие: демографическая, экономическая, продовольственная и энергетическая.'Эти задачи не претерпели существенных изменений и к настоящему времени. Однако следует отметить, что ни одна из них не может получить сколько — нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности. При этом существуют, строго говоря, два подхода к раскрытию их содержания и назначения. Первый — это светский, научныйвторой — религиозный. Между тем, синтез данных направлений, предложенный в качестве базисного, может произойти только на основе системного подхода. Не отождествляя науку и веру, мы в тоже время не противопоставляем их друг другу. «И религия, и наука стремятся проникнуть за мир видимых феноменов с целью обретения надвременных идеальных символов, законов. И научный поиск истины, и духовный равно убеждены в том, что главное невидимо для глаз, что необходимы особые усилия и особая методика, чтобы обнажать смысловые структуры бытия».2.

Актуальность темы

продиктована «появлением в науке принципиально новых методов измерения, которые сопровождаются разработкой новых Кинг Л, Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М., 1991.

2 Кураез А. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. Москва — Клин, 1996. С. 354. научных направлений". В частности, российский исследователь И. А. Гундаров выделяет зарождение «эпидемиологии духовности» — науки о массовых нравственно-эмоциональных процессах, происходящих в обществе.3 Физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (духовных и душевных факторов). Здесь духовность трактуется не в религиозном смысле, а в светском. Однако автор, который сам себя считает атеистом, тем не менее вынужден использовать «церковные термины, поскольку светская наука не имеет пока собственного понятийного аппарата для рассматриваемого круга явлений».4.

В современном социальном сознании доминирует убеждение в том, что религия выполняет лишь некую функциональную задачу, которая может быть исчерпана. Однако на наш взгляд, религиозность имманентна присуща сознанию человека и абсолютно исчезнуть не может. В связи с этим актуальность может заключаться в исследовании качества религиозности, поскольку религия имеет органическую природу (к примеру, православие как внешний атрибут, без осознания глубинной сути традициито же самое можно отнести и к другим вероисповеданиям), возможности ее редукции с последующими последствиями.

Отсюда актуальность темы исследования также связана с необходимостью изучения такого феномена, когда доминанта религиозного опыта в духовно-нравственной сфере не всегда бывает постоянна и очевидна. В такие моменты религиозный опыт в духовно — нравственной сфере проявляется латентно. Это, в особенности, относится, конечно, к советскому периоду истории России. Однако, приспосабливаясь по форме выражения к господствующему идеологическому контексту, в своих корнях, духовно-нравственная сфера общества всегда остается связанной с религиозным опытом народа (применительно к России — это опыт.

J Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. М., 2001. С. 35. православия) с его фундаментальным самоопределением в нем. Иными словами, религиозный опыт в такие моменты проявляет себя в социальных структурах через архетипы.

Состояние изученности проблемы.

Круг мыслителей, обращавшихся к вопросу о роли религиозного опыта в духовно — нравственной культуре в целом, и, в частности, о значении Православия в духовно — нравственной культуре России весьма широк. Вместе с тем можно определить достаточно конкретно совокупность работ и направлений, где данная связь играет основополагающую роль.

В философии Нового времени на основании рассмотрения принципов христианской теологии, и в особенности экзегетики, Г. Гегель формулирует ряд важных замечаний о необходимости религии, о формах религиозного сознания, осмысления истории религии. Его замечание о связи национальной идеи и религии на Востоке не потеряли своего значения и сейчас. Гегель в своей работе «Философия религии» констатирует, что «. на Востоке же религия целиком связана с национальностью».5 Она выполняет функцию сохранения этнического единства. Данное понимание религиозного опыта на сегодняшний день может быть воспринято, как одно из необходимых условий анализа национального самосознания. Указание Гегеля на связь между религиозным опытом и развитием духовно-нравственной культуры легло в основу целых философских направлений и сыграло огромную роль в развитии русской философии, начиная со славянофилов. В трудах И. В. Киреевского «В ответ А.С. Хомякову», «О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России», «О необходимости новых начал для философии» и А. С. Хомякова «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси», «О старом и новом» указывается на то, что судьбу нации во многом определяет содержание конкретного религиозного опыта.

4 Гундаров И. А. Указ. соч. С. 31.

5 Гегель Г. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 113.

В работе «Россия и Европа» Н. Я. Данилевский ставит вопрос о религиозном факторе, как одном из факторов национальной идеи. В работе «Личность, общество и церковь» J1.A. Тихомиров прямо указывает на то, что «христианство возрождало дух человеческий и тем воздействовало этически на все общественные отношения. Все основы человеческой культурыправа личности и власть общественную — христианство поддерживает, как вечный закон, при Моисее, при Спасителе, и до скончания веков.».6 К. Н. Леонтьев указывает, что сохранению национальной самобытности способствует только сохранение уважения к христианскому преданию, пришедшему из Византии. Очень важно его замечание о том, что идея прогресса человечества выглядит не совсем убедительно в духовном плане.

Религиозно-философское направление может быть представлено как в трудах отечественных, так и зарубежных мыслителей. Отечественная мысль неоднократно обращалась к анализу связи духовно-нравственной культуры и христианства. Среди мыслителей внесших значительный вклад в решение отдельных аспектов данной проблемы следует отметить B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. О. Лосского, Б. П. Вышеславцева, П. А. Флоренского, Н. Н. Страхова, П. И. Астафьева, П. А. Бакунина, СЛ. Франка, С. С. Хоружего, А. Ф. Лосева и других. Важное значение для нашей проблемы имеют работы: И. А. Ильина «Аксиомы религиозного опыта», Л. П. Карсавина «Философия истории», В. И. Несмелова «Наука о человеке», Л. А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории». В них определяется понятие религиозного опыта как ключевое в анализе проблем бытия личности и общества.

Среди зарубежных исследований следует отметить труды П. Тейяра де Шардена «Феномен христианства», «Феномен человека», Р. Хиггинса «Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе», Э. Левинаса «Философское определение идеи человеческой культуры», К. Лебака «Страшилы на стене. Притча, касающаяся манипуляций человеческой.

6 Тихомиров Л. А. Личность, общество и церковь//Христианство и политика, М., 1999. С. 16. 6 жизнью". Концепции, выдвинутые авторами, сформулированы в основном с позиций светского и религиозного, в частности христианского, гуманизма и посвящены этическим аспектам глобальных проблем современности. Делается акцент на том, что в культуре вырабатываются те ценности, которые ориентируют человечество на неограниченное развитие технических средств. При этом указывается, что самая глобальная из катастроф, угрожающих человечеству — антропологическая — уничтожение человеческого в человеке. Выход видится в опоре на общечеловеческие ценности, тесно связанные с породившими их духовными источниками, прежде всего религиозными.

Современные видения вопроса о взаимосвязи духовно-нравственной культуры и христианства можно выразить в нескольких направлениях.

Одно из них составляют труды по социальной философии. Вопрос о развитии самосознания личности и общества представлен в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Проблема национальной самоидентификации рассматривается в работах А. О. Бороноева и П. И. Смирнова «Россия и русские: Характер народа и судьбы страны», К. А. Касьяновой «О русском национальном характере"8 и т. д.

Связь этнического самосознания с религиозным развитием этнической общности исследуется в трудах таких видных мыслителей, как Э. Фромм, К. Ясперс, А. Дж. Тойнби.9 Следует выделить, в качестве одного из направляющих моментов в их трудах, идею, связанную с отражением в этническом самосознании религиозного опыта и религиозных символов.

Значительное место роли религиозного фактора в сознании личности и социальных общностей отводится в трудах современных религиоведов, таких как М. Элиаде, Г. Флоровский и другие. Основной тезис данного направления заключается в том, что активная роль и востребованность.

7 Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб. 2001.

8 Касьянова К. М. О русском национальном характере. М., 1994.

9 См., напр.:Тойнби А. Дж. Перед судом истории. М. — СПб., 1995. .Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992; Фромм Э., Рамой X. Предисловие к антологии «Природа человека"//Г'лобальные проблемы и общечеловеческие ценности М&bdquo- 1990. религиозного опыта в самосознании личности остается значимой, несмотря на многочисленные успехи современного гуманитарного знания.

Вопросы психологических аспектов религиозности и ее роли в формировании духовно-нравственной культуры отмечены в трудах российских исследователей Б. С. Братуся, C.JI. Воробьева10 и других. Данное направление подчеркивает значимость взаимосвязи психологии и христианской традиции, более того, авторы говорят о возможности существования христианской психологии как научного направления.

Представляют важный интерес и внимание труды К. Г. Юнга, в которых дается анализ фундаментального понятия «архетипа», развитие которого в сфере психического составляет одну из главных заслуг автора теории бессознательного. Для обсуждаемой проблемы она имеет значительный интерес в связи с тем, что религиозный опыт в отдельные периоды развития личности и общества теряет свою доминанту и проявляется в социальных структурах через архетипы.

Особое направление — святоотеческая традиция (патристика). К ней относятся Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Тертуллиан, Августин Блаженный, Иустин Философ и др. -основатели традиции, и ее продолжатели в русском богословии — Тихон Задонский, Димитрий Ростовский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и т. д., а также современные православные богословы такие как Серафим Роуз, Христо Яннарас, Иустин Попович, о. Андрей Кураев и другие. Для нашего исследования в их трудах представляется важным взгляд на антропологию человека, формирование нравственного идеала и универсального мировоззрения.

Вопросы религиозной нравственности рассматриваются Ю. А. Шрейдером, прот. Владиславом Свешниковым, С. М. Зариным" и другими,.

10 Статьи в коллективном сборнике «Начала христианской психологии». М., 1995. См., папр.:Шрейдер Ю. А. Этика: введение в предмет. М., 1998; Зарин С. M. Аскетизм по православнохристианскому учению. (Этико — богословское учение). М., 1996. которые именно религиозный опыт считают определяющим в генезисе нравственности.

Вопросы духовных основ российской государственности рассматривались целой плеядой российских правоведов, таких как Н. Н. Алексеев, М.Ф. Владимирский-Буданов, П. Е. Казанский, Н. М. Коркунов, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин, которые прямо утверждали в своих трудах о значимости духовного фактора в деле государственного строительства и выработке правосознания на основе православной традиции.

Принципиальное значение имеет вопрос о соотношении науки и религии в аспекте веры и знания. Эти взаимоотношения проанализированы в трудах М. Я. Выгодского, П. П. Гайденко, B.C. Кирсанова, JI.M. Косаревой и других. Основная мысль авторов сконцентрирована на том, что у веры и знания разный опыт познания человека и бытия, но между наукой и религией нет жесткого антагонизма, более того, авторы утверждают, что развитие современной науки началось в рамках христианской традиции. Это характерно как для западного христианства, так и для православия.

Анализ используемого в диссертации материала позволяет сделать ряд принципиальных выводов относительно доминирующей роли духовного фактора, который напрямую имеет религиозную основу, в формировании личности, социальных структур, государственной идеологии. Обращение к лучшим отечественным духовным традициям и национальной идеи, учет религиозного опыта в социокультурной деятельности может являться одним из важнейших условий стабилизации и устойчивого развития российского общества.

Цели и задачи работы.

Целью настоящего исследования является рассмотрение религиозного опыта христианства в формировании духовно — нравственных основ личности в российском обществе, а также установление их объективной связи.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач: — Дальнейшее развитие методологических принципов в разработке проблемы.

Анализ соотношения науки и религии в аспекте веры и знания, а также рассмотрение генезиса их взаимоотношений.

Определение духовной сущности понятия личности в христианстве, ее природы и свойств.

Рассмотрение психологических аспектов религиозности и ее имманентную связь с выработкой нравственных идеалов.

Выявление механизмов возникновения христианских архетипов в социальных структурах.

Определение конструктивных и деструктивных моментов в актуализации данных понятий.

Объектом исследования выступает Православие и его роль в формировании духовно — нравственной культуры.

Предметом исследования является сущность, специфика и особенности религиозного опыта в формировании духовно — нравственных основ.

Гипотеза исследования заключается в том, что религиозный опыт является базисным в генезисе духовно — нравственных основ личности.

Методологическую базу данного исследования составляет комплекс философских, социально — исторических, психологических, а также богословских принципов православия. В нашем исследовании мы также использовали системный подход для раскрытия соотношения религиозного и нравственного сознания, и их проявлений в социальных структурах, роли религиозного сознания в социальной системе в целом. При анализе опыта христианства в формировании духовнонравственных основ использован феноменологический подход, позволяющий говорить не об изменении сущности явления, а о проявлении некоторых латентных черт данного феномена. В исследовании был использован герменевтический метод, тесно.

10 связанный с феноменологическим, для понимания религиозных символов, выявления связи текста с социокультурным контекстом. Внутренняя структура и совокупность проявлений объекта исследования настолько сложны, что исследовательский подход во многом носит интегративный характер и включает разные аспекты знаний.

Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам духовной культуры общества и ее связи с религиозным опытом. В диссертации также использован опыт святоотеческой традиции, касающийся осмысления духовной сущности человека.

Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области социальной философии, философии религии, истории философии, этнологии, социологии, права, социологии религии, религиоведения, политологии, социальной психологии и теологии.

Научная новизна работы.

1. Впервые в диссертационном исследовании рассмотрены духовно-нравственные основы личности в контексте религиозного опыта. При этом выявлено соотношение нравственного и религиозного сознания. Также утверждается, что изменения в религиозном сознании отражаются на нравственных основах личности.

2. Религиозный контекст, рассматриваемый нами, является основным в генезисе элементов духовно-нравственной культуры. Вместе с тем, религиозное сознание, которое является ведущим при выработке духовно-нравственных основ личности, общества и государства может терять свою доминантную роль, но до конца никогда не исчезает. Религиозность является инвариантной в структуре сознания человека. Другими словами, исчезновение «религии» не влечет за собой исчезновение «религиозности». В условиях отсутствия своего доминантного значения религиозное сознание вытесняется в сферу бессознательного и проявляет себя в социальных.

11 структурах через архетипы. На этом положении в нашем исследовании делается особый акцент.

3. Проанализирован вопрос взаимоотношения науки и религии не как тождественных или противоположных друг другу явлений, а представляющих собой разные способы осмысления и постижения мира человеком. Однако на этом основании нельзя утверждать, что эти сферы человеческого духа абсолютно исключают друг друга. Вера не может существовать без знания, как и знание без веры.

Научно — практическая значимость исследования. Настоящая работа может служить основой дальнейших разработок методов изучения религиозного опыта при формировании духовно-нравственных основ личности в рамках социально-философского исследования, тенденций его трансформации в современных условиях.

Содержащиеся в работе материалы могут быть также использованы в преподавании курсов социальной философии, социологии религии, религиоведения.

Апробация работы. Основные положения работы изложены на международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии». (Улан-Удэ, 2002г).

Основные идеи и результаты данного исследования используются автором в читаемом им курсе «Религиоведение» и «Философия», во ВСГАКиИ г. Улан-Удэ.

Работа была обсуждена на кафедре философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите. Всего по теме диссертации опубликовано пять работ.

Структура диссертации^Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существует ряд причин, актуализирующих дальнейшее изучение социально — философских проблем духовной жизни российского о[5щества. В современном российском обществе, при гипертрофированном навязывании либеральных ценностей, явно обозначилась тенденция попытки смены духовно — нравственного ориентира. Между тем, как пытался показать автор настоящей работы, данная попытка могла бы считаться уместной при условии того, что западноевропейские начала и формы их реализации действительно обладают качеством универсальности, т. е. впитали в себя все лучшее, что достигнуто человеческой культурой и нашим нравственным сознанием в истории. Очевидно, однако, что таким признакам рассмотренные нами элементы западной культуры, а также созданные ею государственные и правовые институты, не обладают. На наш взгляд, проявляется некоторая эклектичность, противоречивость, изменчивость содержания основных правовых и культурных понятий, которые присущи этой культуре.

Полученная оценка в значительной степени актуальна, когда мы говорим о возможности трансплантации западных идеалов в другие культуры, поскольку, как мы указывали в начале работы, данная тенденция возникает от убежденности в отсутствии каких-либо альтернатив западному либерализму. Не будет преувеличением сказать, что такое суждение возможно только в том случае, когда история развития либерализма и учения о правовом государстве представляют нам явные свидетельства неисчерпанности своего содержания, свидетельства своей перспективности, как социально — политической, так и нравственной. Очевидно, конечно, что это не так. Применительно к принципу индивидуализма западные социальные идеалы последовательно идут от стадии обожествления личности до стадии ее полного нивелирования, что в сфере нравственной сопровождается постоянной и широкомасштабной тенденцией замены религиозных начал произвольными идеалами человеческой морали, которая. действительно, в этом понимании получает условный, преходящий, т. е. зависимый от исторических и общественных условий характер.

Но прежде чем приступить к рассмотрению главного вопроса о соотношении религиозно и нравственного, нам необходимо было указать причину устоявшегося представления о непримиримом антагонизме науки и религии, что дало нам возможность говорить об особом религиозном опыте познания, который, безусловно, имеет иное основание, чем наука, но не противоречит ей.

В своей работе мы попытались исследовать генезис взаимоотношений религиозного и нравственного сознания. На примере развития западного религиозного сознания мы видим, что казалось бы незначительные изменения в догматике, ведут к кардинальным изменениям и духовнонравственного идеала. Кроме того, в ходе своего исследования мы пришли к выводу о том, что религиозность имманентно присуща человеку. И потому процесс секуляризации, инциированный западной культурой, и затронувший российское духовное сознание, не может привести к исчезновению религиозного сознания, а лишь к изменению ее формы и содержания, что также влечет к смене духовно — нравственной ориентации.

В отличие от либеральных правовых моделей государственного строительства, идеи «соборности» и «правообязанности» в этом отношении имеют гораздо более перспективный характер, поскольку преследуют целью не социальное усовершенствование, т. е. создание «земного рая», а нравственное самосовершенствование. Очевидно также, что в их основе объективно лежит идея личности, которая не может быть упразднена в российском типе правовой культуры без упразднения и гибели самой культуры. Следует отметить, что в принципе культура, сориентированная на религиозное начало, в значительной степени более индивидуальна, чем иные, сориентированные на изменяющуюся человеческую мораль, вернее — представления о ней.

Это наглядно проявляется в различном понимании идеи прогресса или исторического развития, которая в российском правосознании принимает трансцендентный характер, поскольку здесь значение имеет не' только конечная нель мирового процесса — нравственное самосовершенствование и надежда на «спасение», но и, может быть, в немалой степени, конкретное нравственное состояние субъекта — т. е. лица, мотивы, которые руководили им в данном событии. Отсюда — индифферентное отношение российского религиозного сознания к категориям пространства и времени, которые составляют одну из основ философского понятия прогресса в западной культуре. Точнее сказать, эти категории также присутствуют, но отношение к ним совершенно иное.

Оценив духовные начала российской государственности как исконные, органичные и естественные для нашего правосознания, мы не можем не прийти к выводу о том, что перспективы нашей отечественной государственности должны быть связаны не только с попытками навязывания демократических институтов, а с возвратом к началам веры и правообязанности, которые в российской традиции проявлялись, прежде всего, в идее государственного служения и законопослушания.

Бесспорно и то, что история других народов, как и история России знает много примеров, которые отнюдь не являются национальной гордостью. Дело, однако, заключается в том, что весь строй религиозного христианского правосознания сориентирован на понимание социальных идеалов и благ, как преходящих, несовершенных явлений. Поэтому и «правда» их весьма относительна. Это не значит, что российская правовая культура не знает попыток их усовершенствования, иначе мы не знали бы земских соборов, к примеру, которые, согласно многочисленным исследованиям, представляют собой более высокий уровень государственности сравнительно с предыдущими институтами. Но, повторимся, «правда жизни» для православного христианина заключается в стремлении «быть достойным Бога», в связи с чем реформации социальных сторон жизни, практически без исключения на всем протяжении истории допетровской Руси, не ломают устоявшийся нравственный тип.

Особое внимание хотелось бы акцентировать на вопросе, который представляется также важным в исследуемой проблеме. «Устройство разумного государственного строя, — писал о. П. И. Флоренский, — зависит прежде всего от ясного понимания основных положений, к которым и должна приспособляться машина управления. Мудрость государственного управления — не в истреблении тех или других данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, чтобы своеобразия и противоречия давали в целом государственной жизни нужный эффект».21' Но для того, чтобы воспользоваться этим мудрым советом, необходимо знать и правильно понимать те «основные положения», о которых говорил П. И. Флоренский: историю «реформируемого» государства, истоки и особенности его культуры, в первую очередь — духовной, специфику национального менталитета.

217 Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем//Собр. Соч. В 4 т. Т. 2 М., 1995. С. 647−648.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. С. Еще об уездном самоуправлении// Собр. соч. В 5 т. Т. 5. М., 1887.
  2. Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998.
  3. Н.Н. Христианство и идея монархии// Русский парод и государство. М., 1998.
  4. С.С. Философия права. М., 1998.
  5. Алфавит духовный святителя Дмитрия (Ростовского), в русском переводе епископа Иустина. М., 1914.
  6. Э. История европейского права. М., 1996.
  7. Аристотель. Политика // Сочинение: В 4 т. Т. 4. М., 1983.
  8. Архимандрит Иустин (Попович). О первородном грехе. Пермь, 1999.
  9. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986.
  10. Г. Иезуиты. СПб., 1999.
  11. Бл. Августин. Творения, в 2 т. Т.1 СПб., 1998.
  12. Дж. Ст. Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство, утилитаризм. М., 1905. С. 386−387.
  13. В.В. Лекции по истории древней Церкви: В 4 т. Т. 3. М., 1994.
  14. А. О. Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб. 2001.15. БСЭ. М, 1937. Т35.
  15. С. П. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Избранные статьи. М.1993.
  16. С.Н. Христианство и социализм // Христианский социализм. Новосибирск, 1991.
  17. Бэр К. Э. Избранные работы. Л., 1926.
  18. А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX вв. // Вопросы философии. 1991. № 8.
  19. М. Протестантские секты и дух капитализма//Избранные произведения. М., 1990.
  20. Е>еличко А. М. Государственные идеалы России и Запада: паралели правовых культур. СПб., 1999.
  21. А. М. Христианство и социальный идеал. М.//СП6., 2000.
  22. А. Философия русской государственности. СПб., 2001.
  23. В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. Т. 1. СПб., 1908.
  24. . П. Философская нищета марксизма. Франкфурт/М., 1971.
  25. . П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
  26. .П. Два пути социального развития // Путь. 1926. .№>4.
  27. .П. Кризис индустриальной культуры//Сочинения. М., 1995.
  28. П. П. Наука и христианство: противостояние или союз? // «Континент». 2002 № 112.
  29. П. П. У истоков классической механики// «Вопросы философии». 1996, № 5.
  30. Ю. С. Курс гражданского права: В Зт. Т. 1. СПб., 1911.
  31. Г. Философия религии. М., 1977. Т. 2
  32. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. СПб., 1993.
  33. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  34. В. Шаги за горизонт. М., 1987.
  35. Е. История папства. М., 1996
  36. В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.
  37. С.И. Политическая свобода и социализм / Сочинения. М., 1999.
  38. Д. Наука о человеческом обществе. СПб., 1870.41."Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности". М., 1990.
  39. Гоббс 'Г. О свободе и необходимости // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М, 1989.
  40. В.П. Язык в естественных науках и высшей школе. Минск. 1999.
  41. И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления.М., 2001.
  42. А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.
  43. В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1955. Т. 1.
  44. Н. Я. Россия и Европа. Спб., 1995.
  45. Н.Я. Горе победителям. М., 1998.
  46. A. JI. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1988.
  47. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981.
  48. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. В4т. Т. 1 Нижний Новгород, 1998.
  49. А. Психология духовности. М., 1996.
  50. В. В. История русской философии. В 2 т. Т. 1(1). Л., 1991.
  51. Г. Конфликт современной культуры // Избранное: В 2 т. Т. 1. М, 1996.
  52. И. Кант Основания метафизики нравственности. Соч в 6 т. Т4. 4.1 М., 1965.
  53. А. В. Пути противостояния современному иррационализму // Вестник московского университета. Серия философия. 2000, № 6.
  54. Игумен Иоанн (Экономцев). Православие, Византия, Россия. М., 1992.
  55. Р. фон. Борьба за право. СПб., 1895.
  56. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижические// Слово 38. М., 1993.
  57. И. Юридические пословицы и поговорки русского народа. М., 1885.
  58. И. А. О сущности правосознания// Собр. Соч. В 2 т. Т. 1. М. 1993.
  59. И.А. О монархии и республике // Сочинения: В 10 т. Т. 4. М., 1994.
  60. И.А. Общее учение о праве и государстве // Сочинения. В 10 т. Т.4. М., 1994.
  61. Казанский Г1.Е. Власть Всероссийского Императора. М., 1999.
  62. И. Критика практического разума// Соч. в 6 томах. М., 1996 1966. Т. 4, ч. .
  63. Н.И. Основные вопросы философии истории. СПб., 1897.
  64. Л.П. Философия истории. СПб., 1993.
  65. А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
  66. К. Дверь в иные миры. СПб., 1991.
  67. К. О русском национальном характере. М., 1994.
  68. М.Н. Выгодность для казны перехода казенных горных заводов в частные руки // Собрание передовых статей «Московских ведомостей». 1871 год. М., 1897.
  69. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М., 1991.
  70. И. В избранные статьи. М., 1984.
  71. И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Критика и эстетика. М., 1998.
  72. Г. С. Постмодерн и христианство// Вопросы философии. 2001, № 12.
  73. В. О. Православие в России. М., 2000. С. 316.
  74. В.О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад, 1892.
  75. В.О. История сословий в России // Сочинения. В IX т Т. VI. М., 1989.
  76. В.О. Курс русской истории. В 5 т. Т. 2. Пг&bdquo- 1918.
  77. В.О. Состав представительства на земских соборах Древней Руси // Сочинения. В IX т. Т. VIII. М., 1990.
  78. Д. В. Нравственность и пол: психологические аспекты. М. 2000.
  79. Н.М. История философии права. СПб., 1898.
  80. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898.
  81. Н.М. Русское государственное право. В 2 т. Т.2.СГ16., 1901.
  82. Jl. М. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки). М., 1985.
  83. JT. М. Коперникианская революция: социокультурные истоки. М.1991.
  84. С. А. Гражданская религия у Руссо// Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 102 (II).
  85. А. диакон. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. Москва-Клин. 1996.
  86. П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях// Вопросы философии. 1990. № 4.
  87. В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии № 8 2001.
  88. Ф. История материализма и критика его значения в настоящее время. СПб., 1899.
  89. С.А. О русском национализме // Сочинение. В2т.Т. 1.М. 1995.
  90. КН. Отшельничество, монастырь и мир: их сущность и взаимная связь (четыре письма с Афона). Сергиев Посад, 1913.
  91. А.П. Законодательство Моисея. СПб., 1882.
  92. А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  93. А. Ф. Личность и Абсолют. М., 1999.
  94. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
  95. Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  96. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З.
  97. Д.И. Заветные мысли. М., 1995.
  98. Мирча Элиаде. Священное и мирское. М., 1994.
  99. Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии сомнеии. М., 2002.
  100. JI.H. Баптизм: история и современность: (Философско-социологический очерк). СПб., 1997.
  101. А. Идея государства. М., 1909.
  102. Ш. О духе законов. В 3 т. Т.1. СПб., 1862.
  103. Начала христианской психологии. М., 1995.
  104. В. И. Наука о человеке. Т.1 Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб., 2000.
  105. Р. Опыт интерпретации христианской этики // Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Раинхольда Нибура. М"1996.
  106. О. Современная культура и православие. М., 1999.
  107. П. И. Историческая школа юристов. СПб.,. 999. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права// Сочинения. М., 1995
  108. П.И. Идеалы партии Народной свободы и социализм // Опыт русского либерализма: Антология. М., 1997.
  109. П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901.
  110. П.И. Кризис современного правосознания: Введение в философию права. М., 1996.
  111. П.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. ХУ1-Х1Х вв. //Сочинения. М., 1995.
  112. П.И. Нравственный идеализм в философии права: (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма: Сб. ст.: Под ред. П. И. Новгородцева. М., 1902.
  113. П.И. Об общественном идеале // Сочинения. М., 1991.
  114. П.И. Общественный идеал в сфере современных исканий //Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 103.
  115. П.И. Политические идеалы древнего и нового времени. М., 1919.
  116. П.И. Право на достойное человеческое сущесг-вование//Сочинения. М., 1995.
  117. О. Алексей Мечев. Воспоминания. Париж, 1989.
  118. Андрей Кураев. О вере и знании без антиномий//Вопросы философии, 1992, № 7.
  119. Отец Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. СПб., 1997.
  120. Отец Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. М., 1997.
  121. Отец Серафим (Роуз). Приношение православного американца. М., 2001.
  122. Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым. М. 1996.
  123. . Америка в тени Джонстауна / Касьянова К. М. О русском национальном характере. М., 1994.
  124. К. Открытое общество и его враги: В 2 т. Т. 2. М., 1992.
  125. Преп Исаак Сирин. Творения. Серг. Посад. 1911.
  126. Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные Поучения и Послания. Свято Троицкая Сергиева Лавра. 1990.
  127. Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая Брань. М., 2002.
  128. Прот. Владислав Свешников. Очерки христианской этики, М., 2000.
  129. . История западной философии: В 2 т. Т. 2. М., 1993.
  130. Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 4. СПб, 1997.
  131. Дж. И Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 Т. Т. 4. СПб.
  132. Религиоведение. Учебное пособие и Учебный словарь минимум по религиоведению. М, 1998.
  133. Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович//Сочинения. М&bdquo- 1996.
  134. Св. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные//Творения. М. 1885.
  135. Святитель Дмитрий (Ростовский). Святитель Николай//Жития Святых: В 4 книгах. Кн. 4. М., 1906.
  136. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1886.
  137. Святоотеческая хрестоматия. М., 2001.
  138. Святитель Лука (Войно Ясенецкий). Наука и Религия: Дух, душа и тело. М., 2001.
  139. Сент Экзюпери Де А. Военные записки. М., 1986
  140. Н. А. Мессианство и «русская идея»// Горский А. К., Сетницкий. Н. А. Сочинения. М., 1995.
  141. Словарь Брокгауза и Ефрона. Т.ЗЗ.
  142. B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1990.
  143. И.Л. Народная монархия. Минск, 1998.
  144. Е.В. Христианство и культура // История философии права. СПб., 1998.
  145. В.Н. Общественная роль философии: Введение в историю политических учений. Вып. 1. СПб., 1913.
  146. . Богословско-политический трактат // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1957.
  147. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. М./СПб. 2000.
  148. Ф. Мысли о России. // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В2т. Т.2 СПб., 1992.
  149. П.Б. В чем же истинный национализм? // На разные темы: Сб. ст. СПб., 1902.
  150. П.Б. Право и права // На разные темы: Сб. ст. Спб., 1902.
  151. П.Б. Религия и социализм //Patriotika.Политика, культура, религия, социализм. СПб., 1998.
  152. Творения ев, Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. М. Ростов — на — Дону, 1992.
  153. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  154. Тертуллиан, Избранные сочинения. М., 1994.
  155. JT. А. Государственность и религия // Апология Веры и Монархии. М., 1999.
  156. Л. А. О свободе// Апология Веры и Монархии. М., 1999.
  157. Л. А. Рабочий вопрос и русские идеалы// Христианство и политика. М., 1999.
  158. Л. А. Тени прошлого. М., 2000.
  159. Л.А. Духовенство и общество в современном религиозном движении // Христианство и политика. М., 1999.
  160. Л.А. Личность, общество и церковь//Христианство и политика. М., 1999.
  161. ТихомировЛ.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
  162. Тихонравов 10. В. Религии мира. М., 1996.
  163. П. П. Утилитарный принцип нравственной философии//' Сочинения. М., 1990.
  164. П.Н. Утилитарный принцип нравственной философии// Сочинения. М., 1990.
  165. А. Дж. Перед судом истории. М. СПб., 1995.
  166. А. де. Старый порядок и революция. М., 1997.
  167. Э. Третья волна. М., 1999.
  168. С.Н. История древней философии: В 2 ч. 4.1. М., 1906.
  169. А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
  170. А. И. Учебник по истории русского права. Юрьев, 1912.
  171. Философско религиозные истоки науки. М., 1997.
  172. П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем//Собр. Соч. В 4 т. Т. 2. М., 1995.
  173. П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем//Собр. Соч. В 4 т. Т. 2 М., 1995.
  174. П.А. Догматика и догматизм // Сочинения: В 4 т. Т. 1.М., 1994.
  175. П.А. Православие// Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1994
  176. П.А. Столп или утверждение Истины // Сочинения: В 2 т. Т. 1(1). М, 1990.
  177. Г. Ф. Пути русского богословия. Париж, 1937.
  178. Г. В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. № 5.
  179. С. JI. Религиозные основы общественности// Путь. 1925. № 1.
  180. С. Л. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990.№ 4.
  181. С.Л. Онтологическая природа общества // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992
  182. Э. Бегство от свободы // Сочинения. М., 1999.
  183. Э. Здоровое общество // Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.
  184. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.
  185. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
  186. С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999.
  187. Э. Кантовский принцип морали и противоположность формальных и материальных принципов морали // Новые идеи в философии. Сборник № 14. Этика I. СПб., 1914.
  188. А.П. Политология Роберта Даля//Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. М., 1992.
  189. В.А. Церковное право. М., 1996.
  190. Г. Введение в философию. Киев, 1907.
  191. В.М. Конструктивный социализм. М., 1997.
  192. Г. К. Вечный человек. М., 1991.
  193. Г. К. Если бы дали мне прочитать одну единственную проповедь// Соч. В 5- ти т., т, 5.
  194. .Н. История политических учений: В 5 т. Т. 1. М., 1869.
  195. .Н. История политических учений: В 5 т. Т. 2. М., 1872.
  196. .Н. Курс государственной науки: В 3 т. Т. 1. М., 1894.
  197. .Н. Курс государственной науки: В 3 т. Т. 3. М., 1898.
  198. .Н. Лассаль // Сборник государственных знаний. Т. 5. СПб. 1878.
  199. .Н. Основания логики и метафизики. М., 1894.
  200. .Н. Положительная философия и единство науки. М., 1892.
  201. .Н. Собственность и государство. В 2 т. Т. 1. М., 1882
  202. .Н. Собственность и государство: В 2 т. Т. 2. М., 1883.
  203. В. Д. Происхождение человечности. М., 1999.
  204. И.Р. Социализм как явление мировой истории// Сочинения: В 3 т. Т. 1.М., 1994.
  205. Г. Ф. История философии права. СПб., 1907.
  206. Г. Ф. Общая теория права: В 4 вып. Вып. 1. М., 1911.
  207. Л. И. Киргегард и экзистенциональная философия. М., 1992.
  208. Л .И. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 199 2.
  209. Ю. А. Галилео Галилей и Римско Католическая Церковь //Вестник истории естествознания и техники. 1993, № 1
  210. Ю. А. Этика: Введение в предмет. М., 1998.
  211. А. История средневековой философии. М., 1912.
  212. А. Собр. Научных трудов. М., 1967. Т. 4.
  213. А. История экономических учений. СПб., 1998.
  214. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  215. К. Смысл и назначение истории. М., 1992. 212. Яннарас X. Вера Церкви. М., 1992
  216. Hatcher W. Logic and Logos. Cambrdge, 1990. P.
  217. Soderblom N. Das Werder des Gottesglfube. Berlin, 1926. S. 162.
  218. Cathrein V. Die Einheit des sittlichen bewusstseins der Mensh heit. Eine etnographisch Untersuchung. 1914.1. Бивлио
Заполнить форму текущей работой