Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста: На материале сочинений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государство пытается решить социально-психологические и педагогические проблемы, встающие перед системой образования вообще и образования детей с недостатками слуха в частности. Дети с недостатками слуха способны к обучению и развитию так же, как и слышащие. В специальных коррекционных учреждениях они развивают свои слуховые, речевые и интеллектуальные способности. При поступлении в специальную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Словесно-логическое мышление как основа формирования письменной речи
    • 1. 2. Лингвистические основы построения письменной речи
    • 1. 3. Место самостоятельной письменной речи в системе обучения построению текста
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СИНИТАКСИСА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ 7−9 КЛАССОВ
    • 2. 1. Организация и содержание констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Особенности самостоятельных письменных работ учащихся
      • 2. 2. 1. Целостность письменных высказываний
      • 2. 2. 2. Связность письменных высказываний
      • 2. 2. 3. Объем и границы сочинений
      • 2. 2. 4. Использование средств межфразовой связи
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ 7−9 КЛАССОВ
    • 3. 1. Цель, задачи и методика проведения формирующего эксперимента
    • 3. 2. Содержание и методика обучения синтаксису письменных высказываний школьников 7−9 классов
    • 3. 3. Формирование целостности и связности текстов сочинений учащихся
    • 3. 4. Ознакомление учащихся с элементарными сведениями по теории сочинения и подготовка для него рабочих материалов
    • 3. 5. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ,

Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста: На материале сочинений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Произошедшие за последние годы изменения в отечественной системе специального образования, связанные с ее модернизацией, привели к расширению форм обучения детей с отклонениями в развитии (Н.Н. Малофеев, Э. В. Миронова, Т. В. Пелымская, Л. И. Солнцева, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко и тр.). Одновременно с этим возникла необходимость поддержки и совершенствования деятельности функционирующих государственных специальных (коррекционных) учреждений, в частности — школ для глухих детей, способных обеспечить создание оптимальных условий для максимально возможного развития этой категории учащихся.

Государство пытается решить социально-психологические и педагогические проблемы, встающие перед системой образования вообще и образования детей с недостатками слуха в частности. Дети с недостатками слуха способны к обучению и развитию так же, как и слышащие. В специальных коррекционных учреждениях они развивают свои слуховые, речевые и интеллектуальные способности. При поступлении в специальную школу им необходимо овладеть той речью, которой владеют дошкольники с нормальным слухом. Поэтому они обучаются по специальным коррекционным программам и учебникам. Без специального обучения глухие дети остаются немыми, могут оказаться ненужными обществу.

Современный этап развития специальных школ для глухих и слабослышащих детей предполагает необходимость решать проблемы тгеллектуального уровня, творческого потенциала учащихся. между языком и мышлением существует диалектическое взаимодействие, выступающее как основа формирования личности (Л.С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев и др.). С. А. Зыков писал: «Известно, что мышление происходит во взаимосвязи с развитием мышления, так как ребенка, не владеющего языком слов, оказывается аномальным и его развитие — осложненным» [77, с. 6].

Совершенствование образовательного процесса в школах I вида тесно связано с решением проблемы обучения глухих детей языку, которая остается в сурдопедагогике одной из наиболее актуальных.

Развитие письменной речи глухих учащихся входит составной частью в общую систему обучения русскому языку и осуществляется в единстве с развитием устной речи.

Проблемы методики развития письменной речи и построения текста в общеобразовательной школе для слышащих детей разрабатывались в исследованиях В. А. Добромыслова, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, Л. М. Лосевой, Н. А. Пленкина, М. А. Рыбниковой и др.

В сурдопедагогике проблеме совершенствования письменной речи посвящены труды ряда авторов (P.M. Боскис, Л. М. Быкова, A.M. Гольдберг, Е. А. Горбунова, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, И. В. Колтуненко, К. Г. Коровин, Е. А. Малхасьян, Л. П. Носкова, Ж. И. Шиф и др.).

В методических руководствах по русскому языку для массовой школы понятия «текст», «связная речь», «высказывание» рассматриваются как синонимы. Примерами связной речи в школе глухих могут служить развернутые ответы на вопросы, сообщения о погоде, событиях дня, рассказы о прочитанном или уведенном, дневниковые записи, письма, заметки в стенгазету, изложения, сочинения и др. Чтобы составить текст ученику необходимо не только понять тему, наметить план и лексику, но и знать, как он строится, как осуществляется связь между предложениями и ССЦ, уметь их перефразировать.

В то же время коррекционная методика развития связной речи описана только для начальных и средних классов (1—6) («Методика преподавания русского языка в школе глухих», под ред. Л. М. Быковой, М., 2002). Для последующих классов, где обучение проводится по программе массовой школы, такой методики не существует.

Изучались особенности и трудности развития письменной речи, с которыми сталкиваются глухие и слабослышащие ученики при создании текстов. Было отмечено своеобразие лексико-фразеологического состава письменных высказываний школьников, неумение раскрыть тему и выделить основную мысль, а также нарушение логики изложения и грамматического строя речи.

Характеристика письменной речи глухих детей частично пополнилась данными методистов, работы которых посвящены анализу ученических сочинений (М.А. Томилова, К. Г. Литвинова, И. В. Оболенский, И. Н. Красных и др.). В этих работах описаны и систематизированы ошибки глухих в употреблении слов, построении предложений и др. Однако в них показана лишь часть отклонений, встречающихся в сочинениях глухих школьников, не дана достаточная их интерпретация. Не рассмотрены особенности содержания и структуры сочинений, не выяснены такие существенные вопросы, как мера полноты и своеобразие последовательности письменных высказываний глухих школьников 7—9 классов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд противоречий образовательного процесса, разрешение которых будет способствовать совершенствованию письменной речи глухих учащихся. Эти противоречия между массовым характером обучения и необходимостью индивидуального подхода к немумежду необходимостью преодоления трудностей, которые возникают у глухих учащихся при усвоении языковых средств в силу их абстрактности и обобщенности, и недостаточной разработанностью системы заданий и приемов по преодолению этих трудностей.

На современном этапе развития коррекционной педагогики и психологии особенно важной является проблема разработки научнопрактических разделов работы, направленной на формирование у глухих детей способности строить связное текстовое сообщение.

Необходимость выявления особенностей становления и функционирования структурно-семантической организации текстового сообщения глухих школьников 7−9 классов и определения коррекционно-педагогических мероприятий, обеспечивающих возможности его целенаправленного формирования определили тему нашего исследования: «Обучение глухих школьников 7−9 классов построению письменного текста (на материале сочинений)».

Цель исследования — выявление способов совершенствования обучения построению письменного текста учащимися школ глухих.

Объектом исследования выступает самостоятельная письменная речь глухих учащихся 7−9 классов коррекционных школ глухих, их сочинения на разные темы.

Предмет исследования — условия и способы формирования у детей названной категории практических навыков и умений в построении текстов.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что качественный уровень письменной речи глухих школьников 7−9 классов повысится, если система коррекционного обучения будет строится с учетом следующих условий: подбор и специальная обработка речевого материала, способствующая четкому структурированию письменного текста (сочинений) — усиление мотивации речевой деятельности учащихсясоздание благоприятной атмосферы на уроке и т. д.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать теоретические аспекты, проблемы исследования, с использованием данных педагогики, психологии, лингвистики, дефектологии, общей и специальной методики преподавания русского языка;

— проанализировать содержание обучения письменной речи по школьным программам и учебникам и охарактеризовать их соответствие целям и задачам обучения глухих детей;

— выделить критерии анализа письменных работ глухих учащихся 7−9 классов и с их помощью выявить особенности структуры самостоятельной письменной речи на материале сочинений;

— определить основные направления и содержание коррекционных упражнений, обеспечивающих смысловую и языковую связность текста в письменных работах глухих учащихся;

— уточнить содержание обучения письменной речи глухих школьников 7−9-х классов, определить психолого-педагогические условия, способствующие его оптимизации, и оценить эффективность предложенной нами работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения философского учения о единстве человека и общества, о ведущей роли деятельности в развитии человекаучения о методах научного познания, об эмпирических и логических ступенях процесса познания и их взаимосвязикультурно-исторической концепции развития (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) — теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) — теории развития личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.) — теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) — теории речевой деятельности, психолого-педагогических условий ее формирования у школьников с нормальным и нарушенным слухом (P.M. Боскис, Л. М. Быкова, A.M. Гольдберг, Е. И. Деброва, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, А. А. Леонтьев, М. Р. Львов, Р. Б. Сабатков и др.) — системы обучения глухих по принципу формирования речевого общения (С.А. Зыков). Наше исследование опиралось на основные принципы формирования письменной речи у глухих учащихся (P.M. Боскис, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, К. Г. Коровин, Л. П. Носкова, В. А. Синяк и др.).

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической, дефектологической литературынаблюдение за учебным процессом, изучение опыта работы учителей специальной школыконтент-анализ (изучение школьной медико-педагогической документациибеседы с учителями, школьниками) — изучение письменных работ учащихсяструктурно-семантический метод изучения языковых единицпсихолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

Организация исследования. Исследование проводилось с 1997 по 2004 г. на базе двух школ г. Тулы — ГОУ Т0С (К)0 «Школа-интернат для глухих и слабослышащих детей» и массовой общеобразовательной школы № 33. Всего участвовало 164 учащихся: в первой группе было 84 человека, во второй группе — 80 человек.

На первом этапе исследования (1997;1999 гг.) осуществлялись изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы, практики работы школ для детей с недостатками слухаразрабатывались исходные положения, определялись цель, объект, предмет, рабочие гипотезы и задачи исследования.

На втором этапе исследования (1999;2000 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа с глухими учащимися 7−9 классов и слышащими школьниками 5−7 классов на указанной выше экспериментальной базе. На основе анализа изучения медицинской и психолого-педагогической документации были установлены степень нарушения слуха и уровень речевого развития учеников экспериментальной группы. Разрабатывались тематика и критерии анализа сочинений школьников, проводилось их изучение по выделенным направлениям, определялась коррекционная направленность обучения, составлялись рекомендации по содержанию и методам обучения.

На третьем этапе исследования (2000;2004 гг.) анализировались полученные результаты и разрабатывались основные направления коррекционной работыосуществлялось внедрение в практику методических рекомендаций, проверка их эффективности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положенийкомплексным характером методики исследованиялогикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями исследованиякачественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Научная новизна исследования определяется тем, что получен материал, дополняющий сведения о состоянии письменной речи глухих школьников 7−9 классов, которыми располагает коррекционная педагогика.

Проведено сопоставление уровня развития письменной речи глухих школьников 7−9 классов и слышащих учащихся 5—7 классов.

Выявлены особенности письменной речи глухих учащихся 7—9 классов. Ее недостатки проявляются в бедности и однотипности выбора лексических средств, в невыраженности сверхфразовых единств текста и логической связи между ними.

Определены и апробированы психолого-педагогические условия и содержание обучения письменной речи в условиях специальной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов сурдопедагогических исследований в области обучения глухих детей 7—9 классов построению письменных текстов, определены критерии оценки письменных работ (связность, цельность, объем, умение использовать межфразовые средства связи), конкретизированы представления об особенностях письменной речи детей выделенной категории, дано теоретическое обоснование содержанию работы по их обучению построению письменного текста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке основных направлений и содержания коррекционных упражнений, обеспечивающих смысловую и языковую связность текста в письменных работах глухих учащихся, применение которой в ходе экспериментальной проверки показало высокие результаты по сравнению со сложившейся практикой обучения. Исследование сочеталось с разработкой методических материалов, в которых нашли отражение теоретические положения диссертации.

Результаты исследования могут быть использованы учителями русского языка при проведении уроков развития речи и методистами при составлении программ и методических пособий по развитию связной речи для глухих школьников 7−9 классов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ограниченная практика речевого общения, нарушение механизмов внутренней речи обусловливают возникновение трудностей в овладение глухих учащихся письменной речью, что выражается в недостаточной сформированности умений, обеспечивающих ее смысловую связность и целостность.

2. Внедрение в учебный процесс специально разработанной системы коррекционно-развивающих упражнений (анализ литературных образцов, определение основных структурных частей и др.) будет способствовать овладению школьников способами связи предложений и приемами составления текста.

3. Создание психолого-педагогических условий (мотивация речевой деятельности, создание благоприятной атмосферы на уроке, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний учащихся и др.) способствует интенсификации процесса обучения построению письменного текста глухих школьников 7—9 классов.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры сурдопедагогики МГОПУ им. М. А. Шолохова (г. Москва, 1999;2004 гг.), на научно-практических и научно-методических конференциях в ТГПУ им. JI.H. Толстого (2000;2004 гг.), на методических объединениях учителей школ, в которых проводилась опытно-экспериментальная работа. Методический и дидактический материал был апробирован и внедрен в практику работы ГОУ Т0С (К)0 «Школа-интернат для глухих и слабослышащих детей». Материалы исследования использовались при чтении лекций студентам факультета психологии ТГПУ им. JI.H. Толстого, филиала РГГУ в г. Туле, факультета дефектологии Mill У.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы.

1. Обучение глухих связной речи является одной из наиболее актуальных проблем коррекционной педагогики. Как показывает практика и анализ специальной литературы, система обучения детей данной категории является недостаточно разработанной.

Несмотря на то что программой школы глухих предусмотрена большая работа по развитию связной речи, отдельные аспекты этой работы не изучены, отсутствует и система упражнений, направленных формирование у учащихся прочных знаний и умений в этой области.

2. В методике преподавания русского языка в общеобразовательной и ряде специальных школ развитие письменной речи рассматривается как сознательное формирование коммуникативных умений у учащихся и их реализация при конструировании текстов. Поэтому школьникам необходимо знать правила построения текста, приемы его создания и средства связи предложений в тексте.

3. В результате исследования состояния письменной речи у глухих школьников 7−9 классов нами были выделены следующие особенности:

— сочинения глухих учащихся по сравнению с сочинениями слышащих страдают бессвязностью изложения по причине того, что глухие школьники не умеют не только строить текст, но и использовать средства связи предложений.

— письменным работам свойственно чрезмерное сужение или расширение объема всего высказывания и отдельных микротем, пропуски, нарушение логической последовательности изложения и причинно-следственных связей, включение лишней информации и неумение использовать средства связи предложений.

Наличие этих нарушений связано с нарушениями операций речепорождения: несформированностью серийно-последовательного способа обработки информации, затруднениями в удержании замысла и исключении побочных ассоциаций, неумением использовать средства межфразовой связи при создании письменных высказываний, а также отсутствием достаточного речевого опыта.

4. Установлено, что указанные недостатки могут быть в значительной мере преодолены при условии целенаправленной коррекционной работы, проводимой в связи с формированием связной контекстности речи учащихся. Предложенная нами работа включала в себя 5 этапов, для каждого из которых была разработана система упражнений.

5. Условиями повышения эффективности работы по формированию письменной речи у глухих учащихся 7−9 классов являются усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря ее выраженной коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего интересам и уровню общего развития учащихсясоздание благоприятной атмосферы на уроке, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний учащихся, включение разнообразных занимательных форм обучения и т. д.

Таким образом проведенное исследование позволило решить все поставленные задачи и подтвердило гипотезу.

Заключение

.

В результате изучения психолого-лингвистической и методической литературы по проблеме исследования было установлено, что развитие самостоятельной письменной речи учащихся — важнейшая неотъемлемая часть обучения русскому языку в школе глухих детей. Однако обучение структурированию текста не проводилось.

Анализ школьных программ и опыта работы коррекционных школ показал, что основное внимание в курсе русского языка уделяется накоплению словарного запаса и построению предложений, т. е. лексическому и синтаксическому уровням развития речи.

Исследование позволило выявить, что глухие школьники 7—9 классов испытывают большие трудности по сравнению со слышащими не только в построении текстов сочинений, но и в лексико-синтаксическом их оформлении. Отмечалось, в частности, однообразие и стереотипность слов и предложений.

Было установлено, что для осуществления коррекционной направленности обучения структурированию текста в школе глухих необходимы не только рекомендации относительно содержания обучения по русскому языку, но и система специальных упражнений, направленных на формирование умений определять границы темы, выделять основные части сочинения, составлять опорные конструкции и ССЦ, последовательно излагать содержание, использовать межфразовые средства связи и др.

Предложенный нами подход к развитию самостоятельной письменной речи сохраняет преемственность с системой работы, которая отражена в новой программе по русскому языку' коррекционных школ для глухих и слабослышащих детей (2003 г.).

Продуцирование письменной речи начинается с программирования высказывания. На данном этапе важно предупреждать глухих учеников об ошибках в структуре текста, которые характерны для детей данной категории нарушение требований целостности и связности текста, малый его объем за счет пропуска необходимой информации и др.).

Были намечены следующие этапы совершенствования структуры текстов сочинений глухих школьников 7—9 классов: анализ готовых литературных образцов, составление опорных конструкций и ССЦ, построение по ним текста с использованием средств межфразовой связи.

Для овладения лексическими и грамматическими средствами связи предложений в тексте даются рекомендации по построению курса русского языка в связи с изучением частей речи (имя существительное, местоимение, союзы и т. д. как средства связи в тексте).

Подтвердилась необходимость редактирования самими учениками текстов (не только собственных, но и товарищей по классу) на конечном этапе работы над сочинением.

Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования позволяют заявить о справедливости выдвинутой нами гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения / Б. Г. Ананьев // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. ст.-М.: Учпедгиз, 1960 — 184 с.
  2. , А.А. Структура целого текста. Вып. 1 / А. А. Акшина. М.: Высш. шк. профдвижения ВЦСПС, 1979. — 89 с.
  3. , А.А. Структура целого текста. Вып. 2 / А. А. Акшина. М.: Высш. шк. профдвижения ВЦСПС, 1979. — 81 с.
  4. , Л.П. Методика работы над сложным синтаксическим целым в аспекте развития связной речи учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. П. Алексеенко. М., 1980. — 19 с.
  5. , В.Б. О смысловой структуре связного текста (в связи с обучением порождению текста на иностранном языке) / В. Б. Апухтин // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку.-М., 1976.-С. 112−122
  6. , М.Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. М.: Просвещение, 1990.-386 с.
  7. , Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи / Е. А. Баринова // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1971.
  8. , Е.А. Основы методики развития связной речи: Дис. дра пед. наук / Е. А. Баринова. СПб.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971.-638 с.
  9. , П. Преображенская, Н.Н. Афанасопуло. -М., 1959. 118 с.
  10. , Е.И. Сочинение-рассуждение в старших классах средней школы: Автореферат дис.. канд. пед. наук / Е. И. Богомолова. М., 1984.- 185 с.
  11. , Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / В. И. Капинос, А. Ю. Куполова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991.-239 с.
  12. , P.M. Учителю о детях с нарушением слуха / P.M. Боскис. — М.: Просвещение, 1988. 128 с.
  13. , P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 335 с.
  14. , P.M. Теоретическое обоснование специального обучения языку / P.M. Боскис // Основы специального обучения слабослышащих детей М.: Просвещение, 1968. — 311с.
  15. , P.M. О развитии словесной речи глухого ребенка / P.M. Боскис. М.: Учпедгиз, 1939. — 84 с.
  16. , P.M. Особенности речевого развития при нарушениислухового анализатора у детей / Р. М. Боскис. — Автореф. дис.драпед. наук. -М., 1952. -38 с.
  17. , P.M. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора / P.M. Боскис. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-200 с.
  18. , Т.В. Методика лексической подготовки учащихся к сочинению: Дис.. канд. пед. наук / Т. В. Буровцева. М., 1981. -185 с.
  19. , JI.M. Особенности развития связной речи глухих школьников / JI.M. Быкова // Особенности овладения знаниями иумениями детьми с недостатками слуха: Сб. науч. тр. Л., 1982. — С. 43−70.
  20. , Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов / Л. М. Быкова. М.: Просвещение, 1989.
  21. , Л.М. Обучение глухих школьников изложению: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. М. Быкова. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, — 1966. — 22 с.
  22. , Л.М. Реализация дифференцированного подхода при обучении глухих школьников связной речи / Л. М. Быкова, Л. В. Тихомирова // Учебно-воспитательная работа в школе для глухих детей: Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. -С. 37−53.
  23. , Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Классики философии. Л.: ОГИЗ- СОЦЭКГИЗ, 1935. — 383 с.
  24. , Дж. Трактат о началах человеческого знания / Дж. Беркли. — СПб., 1905.
  25. , И.А. Методика обучения глухонемых речи, письму и чтению / И. А. Васильев. СПб., 1900.
  26. , Л.И. Изучение элементов синтаксиса целого текста на уроках русского языка в 4−8 классах: Дис.. канд. пед. наук / Л. И. Величко. М., 1973. — 204 с.
  27. , Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя / Л. И. Величко. -М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  28. , В.А. Лингвистические аспекты обучения языку / В. А. Виноградов. -М.: Изд-во МГУ, 1972.
  29. , В.В. Великий русский язык / В. А. Виноградов. М.: Госполитиздат, 1945.-С. 172.
  30. , В.В. Вопросы синтаксиса современного русского языка: Сб. ст. / В. А. Виноградов. М., 1950.
  31. , В.В. Исследования по русской грамматике / В. А. Виноградов. -М.: Наука, 1975. С. 559.
  32. , Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка / Т. А. Власова. -М., 1954.
  33. , К.А. Задачи, содержание работы над произношением глухих учащихся во внеклассное время / К. А. Волкова // Формирование словесной речи у глухих детей: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина- МП РСФСР, 1979.
  34. , Л.С. К психологии и педагогики детской дефектности /1
  35. Л.С. Выготский // Вопросы воспитания слепых, глухонемых, умственно отсталых. М.: Изд-во АПН РСФСР, — 1924.
  36. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  37. , Л.С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — 369 с.
  38. , Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Изд-во АПН, 1960.-500 с.
  39. , И.Р. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / И. Р. Гальперин, Н. Ф. Талызина. -М.: Высш. шк., 1968.
  40. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин.-М.: Наука, 1981. 139 с.
  41. , П. Основные проблемы и направления в современной стилистике / П. Гиро // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9. Лингвостилистика. М., 1980.
  42. , М.И. Обучение глухих школьников русскому в V—VII классах / М. И. Глебова. М.: Просвещение, 1964. — 191 с.
  43. , Вл. Дети пишут стихи: Кн. о дет. лит. творчестве / Вл. Глоцер. — М.: Просвещение, 1964. 255 с.
  44. , А.П. Профессиональное обучение глухих / А. П. Гозова. М.: Просвещение, 1975.
  45. , А.П. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей / А. П. Гозова, Л. И. Тигранова, Ж.И. Шиф- Под ред. И. М. Соловьева // Психология глухих детей. — М.: Педагогика, 1971. 447 с.
  46. , A.M. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников (II—IV кл.) / A.M. Гольдберг. М.: Просвещение, 1966.-239 с.
  47. , A.M. Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка / A.M. Гольдберг // Психология глухих детей. — М.: Просвещение, 1971.
  48. , Е.А. Обучение глухих учащихся написанию сочинений-отзывов / Е. А. Горбунова // Дефектология. — 1974. — № 6 — С. 47−48.
  49. Грамматика русского языка. Т. 2. Ч. 2. Синтаксис / Под ред. В. В. Виноградова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 440 с.
  50. , И.В. Школа и семья / И. В. Гребенников. М.: Просвещение, — 1985.
  51. , Г. А. Энциклопедический курс методических и практических уроков / Г. А. Гурцев. СПб., 1858.
  52. , В.В. Проблемы общей и возрастной педагогической психологии / В. В. Давыдов. М.: Изд-во НИИ общ. и пед. психол.- Педагогика, 1978. — 288 с.
  53. , Л.П. Логико-психологический анализ текста / Л. П. Доблаев. Изд-во Сарат. ун-та, 1969. — 170 с.
  54. , В.А. Методические рекомендации к разделу программы «Работа над развитием связной речи» / В. А. Добромыслов. -М.: Учпедгиз, 1961.
  55. , Л.С. Воспитание и обучение глухонемого ребенка: Советы родителям / Л. С Дульнева, С.В. Рязанова- Под ред. А. И. Дьячкова. М.: Учпедгиз, 1959. — 55 с.
  56. , А.И. Системы обучения глухих детей / А. И. Дьячков. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  57. , А.И. Дидактика школ глухих детей: Учеб. пособие для студентов-заочников дефектол. фак. пед. ин-тов и учителей шк. глухих детей 4.1 / А. И. Дьячков. -М.: Просвещение, 1968. 80 с.
  58. , Н.П. Культура связной речи / Н. П. Ерастов. Ярославль: Верхне-Волж. кн. изд-во, 1969. — 117 с.
  59. , Н.П. Развитие лингвистического мышления школьников / Н. П. Ерастов. М.: Просвещение, 1960. — 96 с.
  60. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов.-М.: Учпедгиз, 1961.
  61. , Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов / Н. И. Жинкин // Изв. АПН РСФСР. Вып. 78. М., 1956.
  62. , Н.И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. М.: Просвещение, 1972.-С. 9−31.
  63. , Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
  64. , Н.И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин // В защиту живого слова. М., 1966.
  65. , Н.И. Психологические основы развития мышления и речи / Н. И. Жинкин // Рус. яз. в шк. 1985. — № 1. — С. 47−54.
  66. , Н.Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. — М.: Рус. яз., 1977.-48 с.
  67. , Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н. Д. Зарубина. -М.: Рус. яз., 1981.- 113 с.
  68. , А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / А. Г. Зикеев. М.: Педагогика, 1976. — 240 с.
  69. , А.Г. Система обучения разговорно-обиходной речи в школах слабослышащих детей / А. Г. Зикеев // Изв. АПН РСФСР. Вып. 139. Разд. «Вопросы специального обучения слабослышащих детей» / Под ред. P.M. Боскис. 1965. — С. 13−31.
  70. , А.Г. К вопросу об интенсификации процесса обучения в школе глухих / А. Г. Зикеев // Повышение эффективности обучения глухих школьников. М., 1986. — С. 7−20.
  71. , А.Г. К вопросу об определении основных направлений работы по развитию связной речи глухих учащихся старших классов / А. Г. Зикеев // Дефектология. 1980. — № 2. — С. 3712.
  72. , И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли / И. А. Зимняя // Исследования речевого мышления в психолингвистике. -М.: Наука, 1985.-С. 85−99.
  73. , С.А. Методика обучения глухих детей языку / С. А. Зыков. -М.: Просвещение, 1977. 200 с.
  74. , С.А. Обучение глухих детей языку: Метод, рук. для учителей и воспитателей приготов. кл. / С. А. Зыков. М.: АПН РСФСР, 1959. — 128 с.
  75. , С.А. Проблемы сурдопедагогики / С. А. Зыков. М., 1997.
  76. Зыков, — С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения / С. А. Зыков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-360 с.
  77. , С.А. Экспериментальные уроки предметно-практического обучения в школе для глухих детей / С. А. Зыков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1972.-310 с.
  78. , С.Г. Категория связной речи в лингвометодической интерпретации и принципы ее реализации в условиях школьного обучения русскому языку / С. Г. Ильенко // Проблемы преподавания синтаксиса в школе. — М.: Просвещение, 1976.
  79. , С.Г. Стилистико-синтаксический анализ текста и развития речи / С. Г. Ильенко // Трудности преподавания русского языка в школе. Л., 1978. — С. 52−61.
  80. , Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе /Н.А. Ипполитова. -М., 1992. 125 с.
  81. , И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Кант И Соч. Т. 6. /Под ред. В. Ф. Асмуса М.: Мысль, 1966. — 478 с.
  82. , З.И. Коммуникативная природа письменной речи / З. И. Клычникова // Уч. зап. МГПИИЯ. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1968.
  83. , К. Об аспекте связности в тексте как целом / К. Кожевникова // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — С. 49−67.
  84. , М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. М.: Просвещение, 1993.-221 с.
  85. , Г. В. Логика и структура языка / Г. В. Колшанский. -М.: Высш. шк., 1965. 240 с.
  86. , И.В. О развитии письменной речи глухих учащихся / И. В. Колтуненко // Спец. шк. 1965. — № 1. — С. 38−44.
  87. , И.В. Обучение глухих учащихся составлению писем и заметок в стенгазету / И. В. Колтуненко // Спец. шк. — 1963. — № 4.
  88. , И.В. Обучение глухих школьников письменной речи как средству общения / И. В. Колтуненко // Дефектология. 1970. -№ 4.
  89. , И.В. Обучение связному построению текста в системе занятий по развитию речи глухих школьников / И. В. Колтуненко // Вопросы сурдопедагогики. -М.: Изд-во МПГУ, 2001.
  90. , И.В. Особенности письменной речи глухих восьмиклассников / И. В. Колтуненко // Дефектология. 1984. — № 1. — С. 55−61.
  91. , И.В. Развитие речи глухих школьников / И. В. Колтуненко. -М.: Просвещение, 1980. 64 с.
  92. , И.В. Обучение глухих школьников письменной речи (5−7 классы): Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Колтуненко. -М., 1967.- 18 с.
  93. , И.В. Обучение русскому языку в 5−7 классах школ глухих: Пособие для учителя / И. В. Колтуненко, Л. П. Носкова. — М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  94. , К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / К. В. Комаров. — М.: Просвещение, 1982. 160 с.
  95. , К.В. Методика обучения русскому языку в школе глухих / К. В. Комаров. М.: Изд-во МГЗПИ, 1980. — 127 с.
  96. , К.В. Формирование речевого общения слабослышащих учащихся / К. В. Комаров. М.: Изд-во МГЗПИ, 1983. — 71 с.
  97. , К.В. Обучение слабослышащих детей грамоте / К. В. Комаров. М.: Просвещение, 1983.
  98. , К.Г. Формирование грамматического строя языка / К. Г. Коровин // Основы специального обучения слабослышащих детей. — М.: Просвещение, 1968.-С. 119−147.
  99. , К.Г. Овладение слабослышащими учащимися старших классов практическими языковыми обобщениями / P.M. Боскис, К. Г. Коровин // Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. -М.: Педагогика, 1981.-С. 160.
  100. , К.Г. Построение предложения в письменной речи тугоухих учащихся / К. Г. Коровин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 108 с.
  101. , К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К.Г. Коровин- Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1976. -255 с.
  102. , Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье / Б. Д. Корсунекая.-М.: Педагогика, 1970- 191 с.
  103. , Е. Современное положение в лингвистике / Е. Косериу // Изв. АН СССР. 1977. — Т. 36. — № 6.
  104. , К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / К. А. Краснянская, М. И. Грабарь. — М.: Педагогика, 1977. 135 с.
  105. Краткий курс, русский язык, 5 класс / Под ред. Н. А. Страхова. М.: Изд. дом «Дрофа», 1997.
  106. , Н.К. Воспитательная роль учителя / Н. К. Крупская // Крупская, Н. К. Пед. соч. / Под ред. Н. К. Гончарова. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — Т.З. — 1959. — 798 с.
  107. , Н.К. О воспитании и обучении / Н.К. Крупская- Сост. Н. А. Константинов, Н. А. Зиневич. — М.: Учпедгиз, 1946. — 317 с.
  108. , Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Е.П. Кузьмичева- Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  109. , С.В. Структура мысли как предмета речевой деятельности при порождении и восприятии текста. Психологические механизмы порождения и восприятия текста / С. В. Куликов // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Вып. 243. М., 1985. — С. 9−19.
  110. , Н.М. Обучение грамоте взрослых глухонемых. Методика / Н. М. Лаговский. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР- - Учпедгиз, 1933−55 с.
  111. , Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1975. — 255 с.
  112. , Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 4−8 классах / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1978.
  113. , Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1991.
  114. , Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская- Под ред. Н. А. Уланова. М.: Просвещение, 1986.
  115. , Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская // Исследования по развитию связной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. — С.3−12.
  116. , Р.И. Нарушения письменной речи / Р. И. Лалаева // Логопедия / Под ред. ЯС. Волковой.-М.: Просвещение, 1989.-С. 345−382.
  117. , Г. В. Новые опыты о человеческом разуме / Г. В. Лейбниц. М.- Л.: Соцэкгиз, 1936. — 484 с.
  118. , Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. М.: Просвещение, 1971. — 280 с.
  119. , А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. 214 с.
  120. , А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания / А. А. Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967. — С. 6−37.
  121. , А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации / А. А. Леонтьев // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — С. 18−37.
  122. , А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии / А. А. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева. Киев, 1979. — С. 7−17.
  123. , А.А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев // Лингвистика текста: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Вып. 103. М., 1976. — С. 60−67.
  124. , Г. Э. Антология мировой философии / Г. Э. Лессинг. М., 1970.-Т. 3.
  125. , Д. Опыт о человеческом разуме / Д. Локк // Локк, Д. Собр. соч. / Под ред. И. С. Нарского, А. Л. Субботина. М.: Мысль, 1985. — 622 с.
  126. , А.Ф. Бытие имя — космос / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1993. -958 с.
  127. , Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя / Л.М. Лосева- Под ред. Г. Я. Солганика. -М.: Просвещение, 1980. 96 с.
  128. , Л.М. Структурно-семантическая организация целых текстов / Л. М. Лосева. Одесса: Кн. изд-во, 1973. — 117 с.
  129. , А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979. -319 с.
  130. , Е.А. Формирование навыков самостоятельной письменной речи у глухих учащихся вечерних школ / Е.А. Малхасьян// Особенности усвоения знаний глухими учащимися вечерних школ: Сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛВЦ ВОГ, 1980. — С. 22−27.
  131. , Е.А. Методика обучения взрослых глухих учащихся навыкам написания сочинений / Е. А. Малхасьян. — Л.: Изд-во ЛВЦ ВОГ, 1983.-35 с.
  132. , А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. -М.: Педагогика, 1974. 240 с.
  133. , А. Основы общей лингвистики / А. Мартине // Новое в лингвистике. Вып. 3. — М.: Иностр. лит., 1963.
  134. , В. Язык и стиль / В. Матезиус // Пражский лингвистический кружок. М.: Изд-во АН СССР, 1967. — С. 520 525.
  135. , В.Я. Практическая работа при изучении сложных синтаксических конструкций / В. Я. Мельничайко // Рус. яз. в шк. — 1982. -№ 1.-С. 21−27.
  136. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Под ред. Л. М. Быковой. М.: Педагогика, 1991.
  137. , В.Н. Типология учебных текстов / В. Н. Мещеряков, Е. А. Охомуш. Днепропетровск, 1980. — 68 с.
  138. , Дж. С. Обзор философии сэр Вильямса Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях / Дж. С. Милль. СПб.: Тип. Н. Неклюдова, 1869. — 528 с.
  139. , Н.Г. О системе письменной речи глухонемых школьников / Н. Г. Морозова // Уч. зап. МГПИ, Т. 49: М., 1947.
  140. , Н.Г. Воспитание сознательного чтения у глухонемых школьников / Н. Г. Морозова // Опыт психолого-педагогического анализа. М.: Учпедгиз, 1953. — 183 с.
  141. , Н.Г. Функции и мотивы самостоятельной (инициативной) речи глухих дошкольников / Н. Г. Морозова // Пути обучения речи // Под ред. Б. Д. Корсунской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  142. , М. Наука о мысли / М. Мюллер. СПб.: Изд-во А. Семенова, 1891.-474 с.
  143. , Р.С. Психология / Р. С. Немов. Учеб. для вузов М.: ВЛАДОС, 1995.
  144. , Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. В. Нейман. -М.: Просвещение, 1977.
  145. , Е.И. Работа над описательным оборотом как средством межфразовой связи / Е. И. Никитина // Рус. яз. в шк. 1983. — № 4. -С. 30−35.
  146. , JI.A. Работа над описанием картин в школе для глухих детей / JI.A. Новоселов // Дефектология. 1976. — № 2. — С. 51−54.
  147. , JI.A. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих / JI.A. Новоселов. М.: Просвещение, 1983. -95 с.
  148. , Л.П. Обучение глухих школьников грамматическому строю языка на основе структурного принципа (V-VII классы): // Автореф. дис.. канд. пед. наук/Л.П. Носкова. -М., 1969. —20 с.
  149. , Л.П. Русский язык: Учеб. для 5 класса школы глухих / Л. П. Носкова, И. В. Колтуненко. М.: Прсвещение, 1982. — 271 с.
  150. , Л.П. Русский язык: Учеб. для 6 класса школы глухих / Л. П. Носкова, И. В. Колтуненко. -М.: Прсвещение, 1981. — 248 с.
  151. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Синтаксис русского языка. — СПб: Изд-во И.Л. Овсянико-Куликовской, 1912. 322 с.
  152. , В.В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1980. -263 с.
  153. , И.П. Избранные произведения / И.П. Павлов- Под ред. И. М. Быкова. М.: Изд-во АН СССР, 1949. — 640 с.
  154. , И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов- Под ред. Э. Ш. Айрапетьянц. М.- Л., АН СССР, 1951. — Т. 3. — Кн.2. — 439с.
  155. , Э.П. Особенности словесного описания предметов глухими учащимися младших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. П. Петрова. М., 1962. — 20 с.
  156. , Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: Педагогика Пресс, 1994.-392 с.
  157. , Н.А. Обучение школьников правилам построения текста / Н. А. Пленкин // Рус. яз. в шк. 1977. — № 4. — С. 50−58.
  158. , Н.А. Умение создавать текст / Н. А. Пленкин // Рус. яз. в шк. 1981.-№ 5.-С. 13−16.
  159. , А.Ф. Понимание письменной речи глухим ребенком / А. Ф. Понгильская // Психология глухих детей- Под ред. И. М. Соловьева. М.: Педагогика, 1971. — 447 с.
  160. , А.Ф. Обучение глухих детей русскому языку / А. Ф. Понгильская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 311 с.
  161. , Н.С. Проблемы сложного синтаксического целого в современном русском языке / Н. С. Поспелов // Уч. зап. МГУ. Вып. 137.-Кн. 2.М., 1948.-С. 31−41.
  162. , Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры / НС. Поспелов // Доклады и сообщения Института русского языка. Вып. 2. М., 1948. — С. 43−68.
  163. , А.А. Мысль и язык / А. А. Потебня // Потебня, А. А. Полн. собр. соч. Харьков: Тип. «Мирный труд», 1926. — Т. 1. — 223 с.
  164. , А.А. Из записок по русской грамматике / А. А. Потебня. -М.: Учпедгиз, 1958. Т. 1. — С. 15−44.
  165. Платон. Кратил / Платон // Платон. Собр. соч. / Под ред. А. Ф. Лосева -М.: Мысль, 1990.
  166. , Г. Н. Краткий курс методики русского языка / Г. Н. Приступа. Рязань, 1975. — 380 с.
  167. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) / Под ред. Л. П. Савельева. — М.: Просвещение, 1995.
  168. Pay, Ф. Ф. Устная речь глухих / Ф.Ф. Pay. М.: Педагогика, 1973. -302 с.
  169. Pay, Ф.А., Pay, Е. Ф. Воспитание глухого ребенка в семье / Ф.А. Pay. -М: Учпедгиз, 1958. 66 с.
  170. Pay, Ф. А. Методика обучения глухонемых произношению: Пособие для учителей школ глухонемых и студерхтов дефектологических факультетов педагогических институтов / Ф.А. Pay., Ф.Ф. Pay М.: Учпедгиз, 1959.-295 с.
  171. Pay, Ф. Ф. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся / Ф.Ф. Pay, J1.B. Нейман, В. И. Бельтюков.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 188 с.
  172. , Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т. В. Розанова. — М.: Педагогика, 1978. 231 с.
  173. , Т.В. Обобщение действий. Словесная память / Т. В. Розанова // Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева — М.: Педагогика, 1971.-447 с.
  174. , C.JI. О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  175. , А.Г. Проблемы формы и содержания в языке / А. Г. Руднев. -Л., 1959.
  176. , И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования / И. П. Севбо. М.: Наука, 1969. — 135 с.
  177. , И.М. Элементы мысли / И. М. Сеченов // Сеченов, И. М. Избр. филос. и психол. произв. М.: Госполитиздат, 1947.
  178. , Т.И. Синтаксико-стилистические особенности местоимений / Т. И. Сильман // Вопр. языкознания. 1970. — № 4. -С. 81.
  179. , Т.И. Психология письменной речи учащихся / Т. И. Сильман // Вопр. языкознания. 1974. — № 6. — С. 91−99.
  180. , Т.И. Лирический текст и вопросы актуального чтения / Т. И. Сильман // Вопр. языкознания. — 1974. № 6.
  181. , И.Е. Психология письменной речи учащихся / И. Е. Синица. -Киев: Радян. шк., 1976. 168 с.
  182. , В.А. Особенности усвоения личных местоимений глухими учащимися / В. А. Синяк. М.: Учпедгиз, 1955. — 105 с.
  183. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4−8 классы): Пособие для учителя. 3-е изд., испр. / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. — 286 с.
  184. , А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. М.: Просвещение, 1967. -248 с.
  185. , Г. Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое /ГЯ. Солганик.-М.: Высш. шк., 1973.-214 с.
  186. , Г. Я. О параллельной синтаксической связи между самостоятельными предложениями./ Г. Я. Солганик // Рус. яз. в шк. -1967.-№ 2.-С. 93−297.
  187. , Г. Я. ССЦ (прозаическая строфа) и его виды в современном русском языке / Г. Я. Солганик // Рус. яз. в шк. 1962. — № 2.-С. 92−104.
  188. , Б.М. Психологические взгляды Герцена / Б. М. Теплов // Филос. зап. АН СССР. Т. 5. М., 1950.
  189. , Н.Ф. Воспитание самостоятельности в процессе обучения в школе / Н. Ф. Титова // Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в начальных классах. М., 1959.
  190. , М.А. Развитие письменной речи глухонемых учащихся / М. А. Томилова. -М.: Учпедгиз, 1944.
  191. , М.А. Обучение письменной речи в приготовительном и первом классах школ глухонемых / М. А. Томилова. М.: Учпедгиз, 1944. 143 с.
  192. , М.А. Развитие самостоятельной речи у глухонемых учащихся / М. А. Томилова. М.: Учпедгиз, 1952. — 108 с.
  193. , В. История языковедения до конца XIX в.: краткий обзор основных моментов: Учеб. пособие для филол. фак. / В. Томсен. — М.: Учпедгиз, 1938.- 150 с.
  194. , Д. Первые философы / Д. Томсон. -М.: Иностр. лит., 1959.
  195. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Ушинский, К. Д. Собр. соч. Т. 8. М.- Л., АПН РСФСР, 1950. — 776 с.
  196. , К.Д. Родное слово. Год 3-й. Руководство к преподаванию по «Родному слову» / К. Д. Ушинский // Ушинский, К. Д. Собр. соч., Т. 7.-М., 1950.
  197. , К.Д. Родное слово. Год 1-й и 2-й: Кн. для учащихся / К. Д. Ушинский // Ушинский, К. Д. Собр. соч. Т. 6. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 448 с.
  198. , М.П. Усвоение учащимися письменной речи / М. П. Феофанов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 223 с.
  199. , Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.
  200. , И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы / И. А. Фигуровский. -М.: Учпедгиз, 1961. — 171 с.
  201. Фигуровский, И. А От синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста / И. А. Фигуровский // Рус. яз. в шк. — 1948. -№ 3. С. 21−31.
  202. , И.А. Структура текста произведения и обучение школьников элементам структуры письменных работ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. А. Фигуровский. М., 1967. — 43 с.
  203. , Л.Д. Методика работы над средствами смысловой связи в тексте (4 класс): Дис.. канд. пед. наук / Л. Д. Филатова. Л., 1984. — 185 с.
  204. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1989.
  205. Флери Правила преподавания глухонемым искусственного изустного слова / Флери. СПб., 1881.
  206. , М.Е. Письменная речь глухонемых и ее соотношение с устной речью / М. Е. Хватцев // Уч. зап. J11 ПИ им. АН Герцена Т. 38. -Л., 1940.
  207. , Н.М. О некоторых актуальных вопросах методики русского языка как науки / Н. М. Шанский // Научно-методические основы преподавания русского языка. — М., 1970.
  208. , М.А. Развитие письменной деловой речи взрослых глухих учащихся в процессе профессионального обучения / М. А. Шестакова. Л., 1981.-32 с.
  209. Шиф, Ж. И. Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками / Ж. И. Шиф. М.: Учпедгиз, 1954. — 169 с.
  210. Шиф, Ж. Н. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж. И. Шиф. -М.: Просвещение, 1968.-318 с.
  211. , Н.Д. Развитие связной речи учащихся III класса школы глухонемых: //Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Д. Ярмаченко. -Киев, 1954.
  212. L. Hartley, Observationson Mon, his Frame, his Duty and his Expectftijne, London, 1791.
  213. Parret H. Discussinq Lanquaqe. The Haque — Paris, 1974.
  214. Pfutze M. Grundqedanken zu einer fimctionalen Textlinquiseik// Textlinquiseik. Dresden, 1970.1.
  215. Barthes R. La linquiistique du discours//Siqn. Lanquaqe. Culture. La Haque- Paris, 1970.
  216. Boquslawski A. W sprawie pryqotowania tomu poswieconeqo wynikom nauki о tekstie: Semantyka tekstu i jezyka/ Wroclaw, 1976.
  217. Kern T. Theorie u. Praxis eines ganzheitlichen Sprachunterrichts fur das gehorgeschadigte Kind. Vg. Herder, Freiburg, 1958.
Заполнить форму текущей работой