Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль регуляторного опыта в профессиональном самоопределении старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональное самоопределение старшеклассников со склонностью к различным сферам профессиональной деятельности зависит от разных компонентов регуляторного опыта: привычная активизация детерминирует процесс профессионального самоопределения учащихся со склонностью к сферам «Художественный образ» и «Знаковая система» — опыт сотрудничества определяет процесс профессионального самоопределения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема профессионального самоопределения в психологии
    • 1. 1. Проблема самоопределения в отечественной психологии
    • 1. 2. Понятие профессионального самоопределения в отечественной, и зарубежной психологии
  • Глава II. Теоретические подходы к пониманию категории опыта
    • 2. 1. Категория «опыт» в философско-методологических исследованиях
    • 2. 2. Исследования опыта в зарубежной и отечественной психологии
    • 2. 3. Содержание и структура регуляторного опыта в рамках концепции саморегуляции активности
  • Глава III. Эмпирическое изучение зависимости уровня профессионального самоопределения старшеклассников от содержания компонентов регуляторного опыта
    • 3. 1. Организация исследования, характеристика выборки, методов и методик исследования
    • 3. 2. Анализ полученных эмпирических данных
    • 3. 3. Изучение связей и зависимости между содержанием компонентов регуляторного опыта и уровнем профессионального самоопределения старшеклассников
    • 3. 4. Изучение зависимости уровня профессионального самоопределения от компонентов регуляторного опыта у старшеклассников со склонностью к разным сферам профессиональной деятельности

Роль регуляторного опыта в профессиональном самоопределении старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Выяснение условий, способствующих расширению возможностей человека, формированию у него сознательной, инициативной и ответственной позиции по отношению к самому себе, другим людям и обществу, составляет одну из важнейших задач современной психологической науки. Опорой человеку служит осмысленное знание о I возможностях самоуправления, о собственных ресурсах обеспечения эффективного взаимодействия с окружением. Активно включая эти знания в процесс жизнедеятельности, в построение отношений с другими людьми, человек становится подлинным субъектом своей активности и наиболее эффективно проявляет свои позитивные личностные качества. Такая активная позиция человека предстает как развертывающийся многоаспектный процесс самоопределения, в том числе и профессионального.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, усиливают интерес к проблеме самоопределения, самореализации личности. Актуальность исследования профессионального самоопределения как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлена практическим запросом, который сформировался в условиях экономических преобразований, связанных с появлением рынка труда, реорганизацией производства. Проблема профессионального самоопределения наиболее актуальна для человека в ранней юности, когда он находятся на пороге своего профессионального будущего. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников [Л.И. Божович, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин и др.].

На профессиональное самоопределение оказывают влияние многие факторы: социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы и т. п. Изучением вопросов профессионального выбора, профпригодности, профотбора, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения, занимались многие авторы [В.А. Бодров, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, Е. А. Климов, JI.M. Митина, Е. С. Романова, Н. В. Самоукина, В. Д. Шадриков, Т. И. Щульга и др.]. Однако огромный информационный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В такой ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие успешность профессионального самоопределения. В качестве одного из таких условий, мы рассматриваем регуляторный, представляющий собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, составляющих представления человека о профессиональном самоопределении и определяющих успешность регуляции его деятельности и поведения [А.К. Осницкий].

Данная категория разрабатывается в рамках концепции психической саморегуляции произвольной активности, которая занимает одно из центральных мест в общем контексте субъектного подхода к изучению психики человека [О. А. Конопкин, Н. Ф. Круглова, В. И. Моросанова, А.К. Осницкий]. Совокупность компонентов регуляторного опыта (ценностного, рефлексивного, операционального, привычной активизации, опыта сотрудничества) является необходимой характеристикой для формирования субъектности [Е.М. Бохорский, М. В. Воробьева, Ле Тхи Хоа, А.К. Осницкий], способности человека выступать автором, организатором и реализатором своей активности.

Актуальность нашего исследования мы связываем с необходимостью изучения вклада и меры влияния компонентов регуляторного опыта в успешное регулирование человеком своей произвольной активности в процессе выбора профессии. Выяснение роли компонентов регуляторного опыта, обеспечивающих осознанное регулирование активности в процессе первых шагов профессионального самоопределения, позволит отыскать пути повышения эффективности осознанной саморегуляции и формирования самостоятельности, ответственности старшеклассников в принятии решений, связанных с профессиональным самоопределением.

Цель: выявить зависимость уровня профессионального самоопределения старшеклассников от компонентов регуляторного опыта.

Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся 10−11 классов.

Предмет исследования: содержание компонентов регуляторного опыта и их влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Гипотезы исследования:

1. Уровень профессионального самоопределения старшеклассников зависит от содержания компонентов регуляторного опыта.

2. Профессиональное самоопределение старшеклассников со склонностью к разным сферам профессиональной деятельности определяется различными компонентами регуляторного опыта.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Подобрать комплекс диагностических методик для изучения содержания компонентов регуляторного опыта и профессионального самоопределения старшеклассников.

3. Изучить и описать специфические характеристики старшеклассников с различным содержанием компонентов регуляторного опыта и разным уровнем профессионального самоопределения.

4. Установить связь между уровнем профессионального самоопределения и содержанием компонентов регуляторного опыта.

5. Оценить характер зависимости уровня профессионального самоопределения старшеклассников от содержания различных компонентов регуляторного опыта.

6. Изучить зависимость профессионального самоопределения от компонентов регуляторного опыта у старшеклассников со склонностью к разным сферам профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения отечественной науки о человеке как субъекте своей активности и жизнедеятельности [К.А Абульханова-Славская, C.JI. Рубинштейн и др.), концепция осознанной саморегуляции [О.А. Конопкин, В.И. Моросанова], концепция регуляторного опыта [А.К. Осницкий], концептуальные работы, раскрывающие проблемы профессионального самоопределения [Е.М. Борисова, К. М. Гуревич, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. С. Романова и др.], научные принципы системности, развития, детерминизма.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследованияпсиходиагностический комплексметоды обработки и интерпретации данных (корреляционный, кластерный, факторный и дискриминантный виды анализа, t—критерий Стьюдента, угловое преобразование Фишера). При обработке эмпирических данных применялся пакет прикладных компьютерных программ SPSS 11,5.

Психодиагностический комплекс:

I. Методики, разработанные А. К. Осницким, для оценки показателей отдельных компонентов регуляторного опыта [1996, 2001]: Модификация дифференциально-диагностического опросникаОпросник «Саморегуляция" — Методика измерения показателей сотрудничестваМетодика определения базовых ориентаций активности личностиМодификация методики «Теппинг-тест».

П. Методики, позволяющие получить дополнительные показатели регуляторного опыта: Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой [2004]- Методика Шварца для изучения ценностей личности [адаптация В. Н. Карандашева, 2004]- Методика исследования эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова [1978]- Социометрическая методика по Т. А. Ратановой, 2003]- Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова [1997]- Анкета для старшеклассников JI.M. Фридмана, Т. А. Пушкиной, И. Я. Каплунович [1988].

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Установлены закономерные связи профессионального самоопределения старшеклассников с содержанием их регуляторного опыта. Чем выше показатели отдельных компонентов и регуляторного опыта в целом, тем выше уровень профессионального самоопределения старшеклассников.

Изучены и описаны психологические характеристики старшеклассников с разным уровнем профессионального самоопределения и выявлены соответствующие особенности содержания компонентов их регуляторного опыта.

Установлена зависимость уровня профессионального самоопределения от компонентов регуляторного опыта и показан вклад отдельных компонентов: «ценностного», «операционального», «рефлексивного», «привычной активизации» в общую картину профессионального самоопределения.

Установлено, что профессиональное самоопределение старшеклассников со склонностью к различным сферам профессиональной деятельности зависит от разных компонентов регуляторного опыта: привычная активизация в большей степени детерминирует процесс профессионального самоопределения учащихся со склонностью к сферам «Художественный образ» и «Знаковая система" — опыт сотрудничества определяет процесс профессионального самоопределения старшеклассников со склонностью к сфере «Человек" — операциональный компонент обусловливает процесс профессионального самоопределения учащихся со склонностью к сфере «Техника», ценностный компонент влияет на процесс профессионального самоопределения старшеклассников со склонностью к сфере «Природа».

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении теоретических аспектов регуляторного опыта, обеспечивающего возможность успешного осознанного саморегулирования в профессиональном самоопределении старшеклассников. Выяснены функциональные связи между компонентами регуляторного опыта, определена роль каждого из компонентов в процессе выбора профессии старшеклассниками. Специфика изучения психологических особенностей профессионального самоопределения в данном исследовании состоит в том, что учащийся школы рассматривается не только как субъект профессионального самоопределения, а как самостоятельная личность, способная к выбору предпочтительных альтернативных линий активности и последующей деятельности по их реализации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ходе психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, при подборе учащихся в специализированные классы. Полученные данные могут быть использованы при разработке курсов учебных дисциплин по возрастной и педагогической психологии, психологии труда для студентов психологических вузов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Регуляторный опыт является предпосылкой профессионального самоопределения старшеклассников. Старшеклассники с развитой системой регуляторного опыта отличаются высоким уровнем профессионального самоопределения.

2. Процесс профессионального самоопределения старшеклассников в большей мере связан с содержанием ценностного и операционального компонентов. Учащиеся с высоким уровнем осознанной саморегуляции, целостной системой ценностей и профессиональных интересов характеризуются высокими показателями профессионального самоопределения.

3. Компоненты регуляторного опыта по-разному определяют развитие профессионального самоопределения старшеклассников. В наибольшей степени выбор профессии обусловливают ценностный и операциональный компоненты, следующими по значимости являются рефлексивный компонент и привычная активизация.

4. Профессиональное самоопределение старшеклассников со склонностью к различным сферам профессиональной деятельности зависит от разных компонентов регуляторного опыта: опыт привычной активизации детерминирует процесс профессионального самоопределения учащихся со склонностью к сферам «Художественный образ» и «Знаковая система" — опыт сотрудничества определяет процесс профессионального самоопределения старшеклассников со склонностью к сфере «Человек" — операциональный компонент обусловливает процесс профессионального самоопределения учащихся со склонностью к сфере «Техника», ценностный компонент влияет на процесс профессионального самоопределения старшеклассников со склонностью к сфере «Природа».

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью и адекватностью методик для изучения содержания регуляторного опыта и профессионального самоопределения, сочетанием количественного и качественного анализа данных, использованием методов математической статистики для их обработки.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (208 наименований, в том числе 9 на иностранном языке) и приложений. Текст диссертации иллюстрирован 41 таблицами и 7 рисунками, 2 дендрограммами.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутые нами гипотезы и дают основание сделать следующие выводы:

1.Теоретический анализ проблем профессионального самоопределения старшеклассников, показал, что наряду с различными факторами во многом определяющими профессиональный выбор, существенное значение к этому возрасту приобретают особенности саморегуляции, самостоятельного принятия решений. Определяет их работу формирующийся к этому моменту регуляторный опыт, влияние которого на профессиональное самоопределение требуют специального изучения.

2. Подобранный комплекс диагностических методик позволяет выявить содержание компонентов регуляторного опыта и установить уровень профессионального самоопределения старшеклассников. С помощью диагностического комплекса изучены специфические характеристики регуляторного опыта и профессионального самоопределения учащихся старших классов.

3. Выявлены статистически значимые различия в характеристиках регуляторного опыта у старшеклассников с разным уровнем профессионального самоопределения. Старшеклассники с высоким уровнем профессионального самоопределения характеризуются более высокими показателями компонентов регуляторного опыта.

4. Установлена связь между содержанием компонентов регуляторного опыта и уровнем профессионального самоопределения старшеклассников. Процесс профессионального самоопределения старшеклассников в большей степени связан с ценностным и операциональным компонентами регуляторного опыта: учащиеся с высокоразвитой саморегуляцией активности, системой ценностей, профессиональных интересов успешнее проходят этап профессионального самоопределения.

5. Компоненты регуляторного опыта выступают значимым условием профессионального самоопределения старшеклассников. Показатели компонентов регуляторного опыта, таких как ценностный и операциональный, привычная активизация в большей степени детерминируют процесс профессионального самоопределения старшеклассников.

6. Профессиональное самоопределение старшеклассников со склонностью к различным сферам профессиональной деятельности зависит от разных компонентов регуляторного опыта: привычная активизация детерминирует процесс профессионального самоопределения учащихся со склонностью к сферам «Художественный образ» и «Знаковая система" — опыт сотрудничества определяет процесс профессионального самоопределения старшеклассников со склонностью к сфере «Человек" — операциональный компонент обусловливает процесс профессионального самоопределения учащихся со склонностью к сфере «Техника», ценностный компонент влияет на процесс профессионального самоопределения старшеклассников со склонностью к сфере «Природа».

7. На основе полученных результатов исследования разработаны рекомендации для профориентационной работы со старшеклассниками: по учету характеристик регуляторного опыта, определяющие процесс профессионального самоопределения, при отборе учащихся в профильные классыпо организации специальной работы со старшеклассниками по самоанализу компонентов регуляторного опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1983. — Т. 4. -№.1.-С. 14−30.
  3. Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова — Славская — М.: Наука, 1991. — 335 с.
  4. , С.В. Личностные предпосылки становления субъектной готовности учащихся ПТУ к профессиональной деятельности Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Авраменко Сергей Васильевич. М., 1990. -137 с.
  5. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. А. Боловикова Текст. /А. Адлер. -М.: Фонд «За экономии, грамотность», 1995. -291 с.
  6. , А. Очерки по индивидуальной психологии / пер. с нем. Текст. /А. Адлер. М.: Когито-Центр, 2002. — 218 с.
  7. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1994. — Т.15. — № 1. — С. 3−16.
  8. , Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности Текст. / Л. И. Анциферова // Психология личности: Сборник статей / сост. А. Б. Орлов. 2-е изд., доп. — М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. -С. 66−76.
  9. Аристотель. О душе Текст. / Аристотель. СПб.: Питер, 2003. — 220 с.
  10. , Е.А. Личностные аспекты саморегуляции у старшеклассников, обучающихся по традиционной системе и системе Д.Б. Эльконина В. В. Давыдова Текст. / Е. А. Аронова //Журнал прикладной психологии. — 2004. -№ 1.-С. 16−22.
  11. , Е.А. Регуляторная роль самосознания в старшем школьном возрасте Текст. / Е. А. Аронова, В. И. Моросанова //Журнал прикладной психологии. 2004. — № 1. — С. 31−39.
  12. , Н. Русская идея Текст. / Н. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990.-527 с.
  13. , Ю.О. Развитие личностного опыта младших школьников в учебном процессе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бирюкова Юлия Олеговна. Волгоград, 2000. — 254 с.
  14. , И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ Текст.: автореферат дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук (19.00.13) / Богданова Ирина Ивановна — - [Моск. гос. пед. ун-т. -М., 1998. 17 с.
  15. , В.А. Психология профессиональной пригодности Текст.: учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  16. , В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы Текст. /В.А. Бодров. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 623 с.
  17. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. /Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  18. , Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект Текст.: дис. .д-ра психолог, наук: 19.00.07 / Борисова Елена Михайловна. — М., 1995.-411 с.
  19. , Е.М. Психологическая диагностика в школьной ориентации Текст. / Е. М. Борисова, К. М. Гуревич //Вопросы психологии. 1988. — № 2. -С. 77−82.
  20. , М.И. Развитие саморегуляции поведения школьников Текст.: автореферат дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук: (19.00.07) / Боришевский Мирослав Иосифович — [НИИ общей и пед. психологии АПН СССР]. -М., 1990.-72 с.
  21. , М.И. Саморегуляция поведения школьников Текст. / М. И. Боришевский //Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 63−67.
  22. , Е.М. Технология формирования самостоятельности у младшего школьника в учебной деятельности Текст. / Е. М. Бохорский //Психология и школа. — 2005. № 4. С. 9−13.
  23. , Ф. Сочинения: в 2 т. Текст. /Френсис Бэкон. М.: Мысль, 1971. -Т.1.-590 с.
  24. , Л.И. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода Текст.: / Л. И. Воробьева, Т. В. Снегирёва // Вопросы психологии. — 1990.-№ 2.-С. 5−13.
  25. , М.В. Анализ сформированности умений саморегуляции деятельности в профконсультировании школьников Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 /Воробьева Маргарита Владимировна. — М., 1994.- 147 с.
  26. , В. Введение в психологию Текст. / В. Вундт. пер. с англ. Н. Самсонов. СПб.: Питер, 2002. — 125 с.
  27. , Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием Текст. / Г. Ш. Габдреева. Казань: Изд-во КГУ, 1981. — 134 с.
  28. , Г. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики Текст. /Г.Г. Гадамер. М.: Искусство, 1988. — 366 с.
  29. , М.Р. Развитие самоопределения подростков Текст. /М.Р. Гинзбург. -М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1988. -18 с.
  30. , М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. /М.Р. Гинзбург//Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 1926.
  31. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 1994. № 4.-С. 43−53.
  32. , Ю.Я. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности Текст. / Ю. Я. Голиков, А. Н, Костин // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15 № 2. — С. 3−16.
  33. , Ю.Я. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности Текст. / Ю. Я. Голиков, А. Н, Костин //Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Изд-во ИП РАН, 1999. — С. 6—80.
  34. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Текст. / Е. И. Головаха. — Киев: Наук. Думка, 1988. 142 с.
  35. , Е.И. Психологическое время личности Текст. / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. Киев: Наук Думка, 1984. — 207 с.
  36. , Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников Текст. / Т. М. Горбатенко //Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 138−142.
  37. , П.А. Социально-психологические критерии выбора профессии старшеклассниками Текст.: дис.. канд. психол. наук: (19.00.05) / Гостева Полина Александровна — [Моск. гуманит. ун-т]. — М., 2003. — 22 с.
  38. , С. Приключения в самопознании: Информационные материалы Текст. / С. Гроф. -М.: АН СССР ИНИОН, 1991. 76 с.
  39. , Э. Собрание сочинений: в 3 т. Текст. М.: РИГ «Логос»: Гнозис, 2001. Т. 3: Логические исследования по феноменологии и теории познания. — 471 с.
  40. , Г. В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Данилова Галина Владимировна. СПб., 1997. — 199 с.
  41. Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности Текст.: дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.03 / Дикая Лариса Григорьевна. М., 2002. — 342 с.
  42. Л. Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния Текст. / Л. Г. Дикая [и др.] // Психологический журнал. 1994. -Т. 15. — № 6. — С. 28−36.
  43. , Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  44. , И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики Текст. / И. В. Дубровина. -М.: Педагогика, 1991. -232 с.
  45. , М.И. Психологический словарь-справочник Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Харвест- 2001. — 567 с.
  46. , П. Эволюция памяти и понятие времени Текст. //Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. -М.: Просвещение, 1979. с. 85−92.
  47. , В.Г. Структура человеческого опыта Текст. / В. Г. Зангиров. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. 147 с.
  48. , Э.Ф. Психология профессий Текст.: учебное пособие. — М. — Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.
  49. , Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Симанюк // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. -С.35−44.
  50. , А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Зеленцова Анна Владимировна. — Волгоград, 1996. 184 с.
  51. , В.П. Человек развивающийся Текст. /В.П Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  52. , С.О. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Зуева Светлана Олеговна. Иркутск, 2000. — 190 с.
  53. , Т.А. Регуляторные аспекты рациональности принятия решений (на материале политического голосования) Текст. / Т. А. Индина, В. И. Моросанова // Ежегодник Российского психологического общества. — М.: Эслан, 2004. С. 290−292.
  54. , Ф.С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики Текст.: дис.. д-ра психолог, наук: 19.00.03 / Исмагилова Файруза Салихджановна. М., 2000. -382 с.
  55. , А. Учение Аристотеля о значении опыта при познании Текст. / А. Казанский. Одесса: «Свет», 1991. — 125 с.
  56. , С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: Текст. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Калинина Светлана Витальевна. — СПб., 1998. — 164 с.
  57. , В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство Текст. /В.Н. Карандашев. — СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  58. , Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации Текст. / Л. М. Карнозова //Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 75−82.
  59. , Э. Избранное. Опыт о человеке Текст. / Э. Кассирер. М.: Гардарики, 1998. — 784 с.
  60. , Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07) / Кирт Наталья Леонидовна — [Карел, гос. пед. ун-т] - М., 2000. -21 с.
  61. , Е.Н. Психология формирования личности профессионала Текст. / Е. Н. Кирьянова //Психологический журнал 1995 — Т.16 — № 4. с. 147 148.
  62. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст.: учеб. пособие /Е.А. Климов. М.: «Академия», 2004. — 304 с.
  63. , Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации Текст. / Е. А. Климов. — М.: Знание, 1983. 96 с.
  64. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  65. , Е.М. Индивидуально-типические особенности саморегуляции при экстраверсии и нейротизме Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.01) / Коноз Елена Михайловна — [Моск. гос. ун-т]. -Москва, 2000.-20 с.
  66. , О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности Текст. /О.А. Конопкин / отв. ред. А. А. Крылов. — М.: Наука, 1980. 256 с.
  67. , О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / О. А. Конопкин //Вопросы психологии. — 1995. № 1. — С. 6−13.
  68. , О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 2004. — № 2. — С. 128−135
  69. , О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека Текст. / О. А. Конопкин //Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 38−48.
  70. , В.П. О понятии жизненного опыта Текст. / В. П. Корнеев //Философские науки. 1980. — № 1. -С. 143−147.
  71. Краткая философская энциклопедия Текст. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. — 576 с.
  72. , Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности Текст. / Н. Ф. Круглова //Психологический журнал. -1994. Т. 15. — № 2. — С. 66−73.
  73. , Н.Ф. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность Текст. / Н. Ф. Круглова, В. И. Панов // Прикладная психология. 2001. — № 5. — С. 40−51.
  74. , С.П. Психологическое формирование профессиональных интересов Текст. / С. П. Крягжде. Вильнюс, 1982. — 176 с.
  75. , Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы Текст. / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20−30.
  76. , И.А. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения Текст. / Кудрявцев [и др.] //Психологический журнал. 1986. — Т.7. — № 2. — С. 127−140.
  77. , Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения Текст. / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 86−93.
  78. , Т.В., Психологический анализ динамики профессионального самоопределения Текст. / Т. В. Кудрявцев,. В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 51−59.
  79. A.M. Профессиональное самоопределение учащихся Текст. / A.M. Кухарчук, А. Б. Ценципер. Минск: Народная света, 1976. -123 с.
  80. Ле Тхи Хоа. Становление субъектного опыта учащихся СПТУ в процессе профессионального самоопределения Текст.: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07) / Ле Тхи Хоа — [Моск. гос. пед. инт]. -М., 1988.-20 с.
  81. , К. Теория поля в социологических науках Текст. / К. Левин / пер. с англ. СПб.: Сенсор, 2000. — 368 с.
  82. , B.C. Содержание образования Текст.: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 360 с.
  83. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / B.C. Леднев. — 2-е изд, перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 223 с.
  84. , Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений Текст. / Д. А. Леонтьев //Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. — Киев: Наук. Думка, 1990. 158 с.
  85. , Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 57−66.
  86. , Д. Сочинения: в 3 т. Текст. / Д. Локк / перевод с англ.- М.: Мысль, 1985. Т. 1.-621 с.
  87. , Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм Текст. / Н. О. Лосский. -М.: Прогресс, 1991.-207 с.
  88. , Е.А. Психологическое содержание личностного и профессионального самоопределения студентов Текст.: дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. / Лямина Елена Александровна. — М., 2000. 152 с.
  89. М.К. Как я понимаю философию Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Прогресс, 1992. — 412 с.
  90. М.К. Сознание как философская проблема Текст. / М. К. Мамардашвили //Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 3−18.
  91. А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М.: Гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308с.
  92. , Н.Ю. Взаимосвязь раннего индивидуального опыта с личностными особенностями в юности Текст.: дисс. канд. психолог, наук: 19.00.07 / Марошина Наталья Юрьевна. М., 2005. — 152 с.
  93. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. /А. Маслоу. -М.: Смысл, 1999. 423 с.
  94. , В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека Текст. / В. А. Машин //Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 144−149.
  95. , Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте Текст. /Ю.А. Миславский. М.: Педагогика, 1991.— 152 с.
  96. , Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности Текст. / Ю. А. Миславский //Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.71—78.
  97. , В.И. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов Текст. / В. И. Моросанова, Р. Р. Сагиев //Вопросы психологии.- 1994. № 5. — С. 134−141.
  98. , В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека Текст.: автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра психол. наук: (19.00.01) /Моросанова Варвара Ильинична — [ПИ РАО]. — М., 1995.-44 с.
  99. , В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека Текст. / В. И. Моросанова. М.: Наука, 2001. — 192 с.
  100. , В.И. Регуляторные аспекты основных личностных измерений (на модели Большой Пятерки) Текст. / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз //Журнал прикладной психологии. — 2003. № 3. — С. 51−57.
  101. , В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) Текст.: руководство. М.: Когито-Центр, 2004. -44 с.
  102. , К. Переживание времени в период кризисов Текст. / К. Муздыбаев //Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 5−21.
  103. , А.Н. Становление понятия опыта Текст.: монография. — СПб., 1996.-113 с.
  104. , B.C. Проблема генезиса личности Текст.: учебное пособие. -М. :МГПИ, 1985.-105 с.
  105. , Г. Психология и учитель Текст. / Г. Мюнстенберг. / пер с англ. А Громбаха. М.: ЗАО «Совершенство», 1997. — 315 с.
  106. , В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. — М. — Воронеж: МОДЭК, 1998. 362 с.
  107. , В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. / Обносов Владимир Николаевич. М., 1998. — 150 с.
  108. , С.И. Словарь русского языка Текст.: 70 000 слов. — 22-е изд., стер. -М.: Рус. яз., 1990. 921 с.
  109. Ортега-и-Гассет. Избранные труды Текст. /X. Ортега-и-Гассет. М.: Инфра — М: Весь мир, 2000. — 700 с.
  110. , А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности Текст. / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. —80 с.
  111. , А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся Текст. / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1992.-№ 1. С.52−59.
  112. , А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики Текст. / А. К. Осницкий. — Москва-Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 1996.-125 с.
  113. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности Текст. / А. К. Осницкий //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 6−20
  114. , А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения Текст. / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1998. -№ 3.-С.136−148.
  115. , А.К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы Текст. / А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопросы психологии. 1999. -№ 1. — С.92−104.
  116. , А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека Текст.: дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Осницкий Алексей Константинович. М., 2000. — 370 с.
  117. , А.К. О регуляторном опыте человека Текст. / А. К. Осницкий // Психология и школа. — 2005. № 4. — С. 3−8.
  118. , А.К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности Текст. / А. К. Осницкий //Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / под ред. В. И. Моросановой. М. — Ставрополь, СевКавГТУ, 2007. — С. 233−255.
  119. , А.К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков, обучающихся в классах КРО Текст. / Осницкий А. К., Астахова Н. В. // Вопросы психологии. 2007. — № 3. — С. 42−51.
  120. , А.К. Регуляция деятельности и направленность личности: монография. М.: Изд-во МЭЛИ, 2007. — 232 с.
  121. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986. -255 с.
  122. , И.В. Соотношение личностных свойств и стилей саморегуляции активности учащихся Текст.: дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Плахотникова Ирина Вячеславовна. —М., 2004. 162 с.
  123. , И.В. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуально-типических проявлениях саморегуляции произвольной активности Текст. / Плахотникова И. В. //Журнал прикладной психологии -2004-№ 1. с. 23−30.
  124. И.В., Развитие личностной саморегуляции Текст.: метод, пособие. М.: Вербум, 2004. — 48 с.
  125. , В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку Текст. / В. А. Поляков //Учащаяся молодежь и рынок. М.: Просвещение, 1992. — С. 8−12.
  126. Практическая психология образования Текст.: учебник /под ред. И. В. Дубровиной: М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  127. Профессиональное самоопределение молодежи Текст.: концепция /отв. ред. В. А. Поляков, С. Н. Чистякова. -М.: Педагогика, 1993. 184 с.
  128. Профессиональное сопровождение выбора профессии Текст.: научно-методическое пособие. — М.: МПСИ: Флинта, 2003. 480 с.
  129. , А.О. Саморегуляции психических состояний в учебной и педагогической деятельности Текст. / А. О. Прохоров // Вопросы психологии. -1991,-№ 5.-С. 156—162.
  130. , А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний Текст. / А. О. Прохоров // Психологический журнал.- 2005. Т. 26. — № 2. — С. 68−80.
  131. , А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности Текст. / А. О. Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2005.- 352 с.
  132. , Г. С. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников Текст. /Г.С. Прыгин, В. И. Степанский // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 45−51.
  133. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства Текст.: учеб. пособие. — М.: «Академия», 2001. 480 с.
  134. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. Воронеж: МОДЭК, 1996. — 119 с.
  135. , Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе Текст. / Н. С. Пряжников // Вопросы психологии.- 1996. № 1.-С. 62−72.
  136. , Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов Текст. / Е. Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С.64−72.
  137. Психологическая теория коллектива Текст. / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
  138. Психологические основы профессионального самоопределения молодежи Текст. / под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1988. — 144 с.
  139. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь Текст. / ред. — сост. JI.A. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. -250 с.
  140. Психология профессиональной деятельности Текст. 2-изд. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.
  141. Психология. Словарь Текст. /под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. исправ. и доп. -М.: Политиздат, 1980. — 494 с.
  142. , Т. А. Психодиагностические методы изучения личности Текст.: учебное пособие. -М.: МПСИ: Флинта, 2003. 159 с.
  143. , А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией Текст. / А. А. Реан //Вопросы психологии. — 1988. -№ 2. С.83−88.
  144. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 479 с.
  145. , Е.С. Психология профессионального становления личности Текст.: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Романова Евгения Сергеевна. — М., 1992.-611 с.
  146. , C.JI. Основы общей психологии: в 2 томах Текст. / JI.C. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1989. — Т. 2. — 322 с.
  147. , В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Текст. / В. М. Русалов. М.: ИП РАН, 1997. — 50 с.
  148. , Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении Текст. / Н. В. Самоукина //Вопросы психологии. 1990. -№ 1. — С.69−77.
  149. , В.Р. Психологический аспект самоопределения личности Текст. / В. Р. Сафин, Г. П. Ников //Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 4. — С. 65−73.
  150. , В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии Текст.: монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  151. , В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. /В.В. Сериков. — М.: «Логос», 1999.-272 с.
  152. , Н.Д. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях становления рыночных отношений (сравнительный анализ, состояние, тенденции) Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Скосырева Наталья Дмитриевна. — М, 1983. 120 с.
  153. , Е.О. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме Текст.: / Е. О. Смирнова, А. Е. Лагутина // Вопросы психологии 1991 — № 6. С. 30−37.
  154. , Ю.А. Специфика индивидуального опыта подростков из приюта Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.01) / Соколова Юлия Анатольевна — [Моск. пед. гос. ун-т]. — Москва, 2005.-25 с.
  155. , Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л. Д. Столяренко. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
  156. Твоя профессиональная карьера Текст.: учебник. — М.: Просвещение, 1997.- 191 с.
  157. , А.Н. Избранные работы по философии Текст. /А.Н. Уайтхед. пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 716 с.
  158. С.С. Рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности Текст.: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук: (19.00.01) / Учадзе Семен Семенович ¦— - [Научно-образ. центр РАО в г. Сочи]. Сочи, 2002. — 24 с.
  159. Философский словарь Текст. / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. -изд.2-е., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1968. 432 с.
  160. , И.Г. Сочинение: в 3 т. Текст. / И. Г. Фихте. СПб.: МИФРИЛ, 1993.-Т.1.-686 с.
  161. , В.Э. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-367 с
  162. , А. Теория и практика детского психоанализа Текст. / А. Фрейд. — М.: Апрель-пресс- Эксмо-пресс, 1999. 382 с.
  163. Фрейд 3. Психология бессознательного Текст.: сборник произведений /3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989. — 447 с.
  164. , Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Текст. / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  165. , Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. Перевод с англ. 2-е изд. -М.: Прогресс, 1995. — 256 с.
  166. , С. Теоретические основы профессиональной ориентации Текст. / С. Фукуяма. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 100 с.
  167. , К. Собрание сочинений Текст. / Карен Хорни. Т. 3. Невроз и развитие личности. — М.: Смысл, 1997. — 694 с.
  168. , С.Н. Основы профориентации школьников Текст. / С. Н. Чистякова [и др.] М.: Просвещение, 1983.-112с.
  169. , Т.С. Саморегуляция активности при преодолении человеком кризиса, связанного с потерей работы Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Чуйкова Татьяна Сергеевна. М, 1998. — 170 с.
  170. , П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  171. , Г. Г. Философские этюды Текст. / Г. Г. Шпет. — М.: Прогресс, 1994.-370 с.
  172. , Т.И. Психология учащихся начального профессионального образования Текст. / Т. И. Шульга. -М.: Академия, 2008. 176 с.
  173. , П.Г. Очерки по философии образования Текст. / П. Г. Щедровицкий. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. — 154 с.
  174. Юнг, К. Г. Архетип и символ Текст. / К. Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. — 175 с.
  175. Юнг, К. Психология бессознательного Текст. / К. Г. Юнг. -М.: КАНОН, 1994.-317 с.
  176. , И.С. Принципы активности в педагогической психологии Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1989. № 6. — С.5−13.
  177. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  178. , М.Я. У истоков философии Текст. / М. Я. Яхьяев. — Махачкала: Изд-во ДГУ, 1995.-32 с.
  179. , М.Я. Мыслители Нового времени. Философские очерки и философские портреты Текст. / М. Я. Яхьяев. Махачкала, 2001. — 134 с.
  180. Ginzberg Е., Ginzburg S.W., Axrad S. Et. a: Occupational choice / An approach to general theory. -N.Y., 1951. — 112 p.
  181. Ginzberg E. Good job, bad job, no job. London: Harvard univpress, 1979. -XI.-219 p.
  182. Havigherst R.J. Stages of vocation development. In H. Boston (Ed.). Man in a world at work / by R.J. Havigherst. Boston: Houghton Mifflin, 1964. -108 p.
  183. Heidegger M.R. Nietsche. Ibd. Neske / by M.R. Heidegger, 1961. 435 p.
  184. Holland Y.L. Exploration of a theoiy of vocation choice // J. Appl. Psychol. 1968. V. 52. N. 1.
  185. Maslow R. Motivation and Personality / by R. Maslow. .N.Y., 1954. — 382 p.
  186. Parsons F. Choosing a vocation / by F. Parsons. Boston- New York: Houghton Mifflin со., 1909. -VIII, 165 p.
  187. Super D. The psychology of care introduction to vocational developmental / by D. Super. N.Y., 1957. — 362 p.
Заполнить форму текущей работой