Психологические особенности «Я» — концепции личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас
В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования категориальной структуры образа будущего в самосознании стал принцип единства сознания и деятельности, разработанный C. JL Рубинштейном. В сознании и самосознании личности представлен и образ будущего — системой внутренних средств отражения: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА, УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, В ПЕРИОД КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. Проблема постстрессовых переживаний как фактор, определяющий кризис в зрелом возрасте у офицеров запаса, участников боевых действий
- 1. 2. Утрата жизненных перспектив в связи с уходом на пенсию как фактор, определяющий кризис самореализации в зрелом возрасте у офицеров запаса, участников боевых действий
- 1. 3. Проблем, а «Я"-концепции в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 4. исслед0вание будущей временной перспективы личности в отечественной психологии
- 1. 5. Образ будущего как составляющая «Я"-концепции и познавательной картины мира человека
- Выводы
- ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Я"-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА, УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, В ПЕРИОД КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
- 2. 1. Методология, организация и методы исследования
- 2. 2. Направленность на самоакутуализацию офицеров запаса, участников боевых действий
- 2. 3. Личностные особенности офицеров запаса, участников боевых действий с разным уровнем самоактуализации
- 2. 4. Ценностно-смысловая сфера личности офицеров запаса, участников боевых действий
- 2. 5. смысловая сфера личности офицеров запаса, участников боевых действий
- 2. 6. Отношение к прошлому, настоящему и будущему в структуре «Я"-концепции офицеров запаса, участников боевых действий
- ВЫВОДЫ
Психологические особенности «Я» — концепции личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования и современное состояние проблемы.
Актуальность исследования психологических особенностей личности офицеров.
— участников боевых действий обусловлена тем, что значительная часть офицеров запаса преимущественно зрелого возраста в новых условиях жизнедеятельности переживает значительные трудности. Объективно они нуждаются в социальной защите и помощи со стороны государства и общества. Кроме того необходимо отметить, что проблема самореализации личности офицера запаса недостаточно разработана на теоретическом уровне, практически отсутствует целенаправленная программа по ее реализации в реальных условиях жизнедеятельности. Все это обусловливает правомерность выбора данной проблемы в качестве диссертационного исследования.
Изучение теоретического состояния проблемы самореализации показывает, что она стала предметом психологического анализа сравнительно недавно. В начале 70-х гг. проблема самореализации появилась в рамках гуманистической психологии, в работах ряда представителей этого направления, в том числе А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма. В отечественной литературе проблема самореализации стала активно исследоваться в конце 70-х.
— начале 80-х годов. Значительные наработки в этой области осуществлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна. К ряду исследований современных авторов, изучающих проблему самореализации, относятся также работы С. А. Воломеева (1998), Л. Н. Когана (1984), Ю. М. Орлова (1991), Н. И. Полубабкиной (1995), Г. К. Чернявской (1994) и других. Данные авторы провели предварительную подготовку анализа самореализации в комплексе присущих ей черт и особенностей. Однако приходится констатировать, что проблема самореализации является недостаточно разработанной, отсутствует целостная концепция самореализации как психологического процесса, слабо раскрыта содержательная сторона самого феномена самореализации, требуют разрешения вопросы, носящие прикладной характер, в том числе связанные с социальной защитой лиц, уволенных в запас с воинской службы. Сравнительный анализ научных работ ряда авторов, относящихся к области самореализации личности, позволяет сделать вывод о том, что в качестве основных компонентов самореализации личности выступают следующие положения: у А. Маслоувыявление и развитие личностных возможностейу К. Роджерса — укрепление веры в себяу Э. Фромма — саморазвертывание внутренних потенций человекау Э. Шострома — устремленность к будущему. Изучение психической структуры «Я-будущий» в структуре личности способно определять наличие либо отсутствие деформации «Я» -концепции, связанной с когнитивно-эмоциональными компонентами личности. Это дает возможность предупредить когнитивные нарушения, относящиеся к прогнозам будущего. Отечественные авторы в данном подходе к проблеме предлагают следующее: С. А. Воломеевсаморазвитие и смысл жизненного целеполаганияН.И. Полубабкина — поиск жизненных ценностейГ.К. Чернявская — практическое осуществление задатков, способностей и черт характера человека. Видно, что ключевыми понятиями, с помощью которых раскрывается сущность самореализации, выступают психические явления разного уровня — от задатков, черт личности, черт характера до ценностных ориентаций и целеполагания. Таким образом, правомерно говорить о том, что проблема самореализации в теоретическом плане разработана недостаточно. Что же касается проблемы самореализации личности офицера запаса, участника боевых действий, то в прямой постановке такие исследования в отечественной психологии практически не осуществлялись.
В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования категориальной структуры образа будущего в самосознании стал принцип единства сознания и деятельности, разработанный C. JL Рубинштейном. В сознании и самосознании личности представлен и образ будущего — системой внутренних средств отражения: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе на временном континууме — это «Я-будущий». «Я-будущий» входит в структуру «Я» -концепции и представлен координатами: личностными чертами, способностями, мотивами (стать более сильным, умным, коммуникативным в будущем). Координаты, представленные в сознании как внутренние образующие действий, задают способы деятельности, совершаемые во внешнем плане. В сознании также представлены цели, задачи и способы их достижения. Превращение задач в цель — идеальный образ цели, образ возможного как прообраз действительного. «Я-будущий» — это новая структура в самосознании, которая диктует проживание жизни, и изучение ее является элементом структурного подхода.
Принцип личностного подхода, который также реализован в диссертационном исследовании, предполагает изучение психической структуры «Я-будущий» в структуре личности в целом с позиции того, какую роль играет содержание представлений себя в прошлом, настоящем и будущем в поведении личности, учет и знание которых позволяет прогнозировать поведение личности в различных жизненных обстоятельствах.
Работа проводилась в рамках психосемантического направления в отечественной экспериментальной психологии.
Нами сформулирована гипотеза, согласно которой офицеры запаса, участники боевых действий, переживают кризис самореализации в зрелом возрасте, который определяется такими факторами, как отдаленный период ПТСР, утрата жизненных перспектив в связи с уходом на пенсию.
Я" -концепция будущего офицеров запаса, участников боевых действий, характеризуется смысловыми образованиями, обладающими качественным своеобразием.
В структуре «^''-концепции представлен образ будущего как ценностно-смысловое и эмоциональное образование, определяющее вектора изменений и развития личности. Данное образование связано с психологическими особенностями личности.
Объект исследования — психологические особенности «Я» -концепции личности офицеров запаса, участников боевых действий.
Предмет исследования — представление о себе на временном континууме — «Я — прошлый», «Я — настоящий» и «Я — будущий» — в структуре «Я» -концепции личности офицеров — участников боевых действий, уволенных в запас с разным уровнем самоактуализации.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования выявить особенности смысловой сферы личности офицеров запаса, участников боевых действий, с разным уровнем самореализации, оказавшихся в новых условиях жизнедеятельности.
В диссертации ставились и решались следующие задачи:
— Рассмотреть проблему постстрессовых переживаний как фактор, определяющий кризис самореализации в зрелом возрасте.
— Исследовать психологический контекст «Я» — концепции личности в гуманистической психологии как методологическое основание построения эмпирического исследования.
— Исследовать психологические особенности офицеров запаса, участников боевых действий.
— Исследовать взаимосвязь направленности на самореализацию (саморазвитие, самоактуализацию) лиц в отдаленном периоде ПТСР с рядом психологических параметров личности и особенностями «Я» — концепции.
— Рассмотреть особенности отношения к будущему как ценностно-смысловому и эмоциональному образованию, определяющему вектор изменений и развития личности в период жизненного кризиса.
Методологическая основа исследования определяется спецификой его предмета и объекта, а также характером поставленных задач. В работе используются идеи экзистенциальной психологии и философии.
C.J1. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм) — концептуальные положения теории гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) — положения о личности как о субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн).
Теоретической основой исследования выступили основные фундаментальные теоретические положения отечественной и зарубежной психологической науки о личности, закономерностях и тенденциях ее развития, о единстве личностных, социальных и деятельностных факторов в становлении и развитии ее социально-психологических характеристик, содержании и формах их проявлений в процессе внутригруппового социального взаимодействия.
Теоретическая концепция исследования разрабатывалась на основе важнейших принципов психологической науки: принципа развития, принципа системности, принципа единства сознания и деятельности, принципа личностного подхода.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме духовности в обеспечении развития личности.
Основными эмпирическими методами являлись: 16-ти факторный тест Кеттеллаопросник личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory — POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величинуметодика «Ценностные ориентации» М. Рокичасемантические методы исследования «Личностный дифференциал», «Аттитюды времени" — беседаметоды статистической обработки полученных результатов. В исследовании были использованы открытые данные Министерства обороны РФ, результаты конкретных исследований, проведенных «Центром социально психологической помощи участникам войн и вооруженных конфликтов «Диалог» г. Южно-Сахалинска.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Дополнительным фактором, затрудняющим процесс адаптации личности офицеров запаса, участников боевых действий, в отдаленном периоде ПТСР выступает кризис зрелого возраста и утрата жизненных перспектив в связи с уходом на пенсию.
2. «Я"-концепция личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас, имеет психологические особенности, отличные от «Я"-концепции штатских зрелого возраста.
3. В структуре «Я"-концепции представлен образ будущего как ценностно-смысловое и эмоциональное образование, определяющее вектор изменений и развития личности.
4. «Я"-концепция будущего» офицеров запаса, участников боевых действий, характеризуется смысловыми образованиями, которые определяются направленностью личности на саморазвитие.
Научная новизна и теоретическая значимость:
— Определены особенности отношения к будущему как ценностно-смысловому и эмоциональному образованию, определяющему вектор изменений и развития личности в период жизненного кризиса;
— Получены новые данные, раскрывающие системообразующую роль отношения к будущему в «Я» — концепции личности.
— Вскрыты неоднозначные связи между направленностью на самоактуализацию и отношением к прошлому, настоящему и будущему в смысловой сфере личности в период кризиса зрелого возраста у офицеров запаса, участников боевых действий в отдаленном периоде посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Практическая значимость работы определяется следующим:
— Под руководством диссертанта открыт Центр социально-психологической помощи участникам войн и вооруженных конфликтов «Диалог» в г. Южно-Сахалинске. Полученные результаты используются практическими психологами при решении задач психологической диагностики и психологического консультирования офицеров запаса, участников боевых действий, переживших посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
— Полученные результаты легли в основу спецкурса «Психология личности, пережившей посттравматическое стрессовое расстройство».
— Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности военных комиссариатов, а также частей и подразделений при работе с лицами, увольняющимися в запас.
— Фактический материал данных исследования и их социально-психологическая интерпретация могут быть использованы при подготовке учебно-методического, дидактического и рекламного материала государственными органами социальной защиты, а также заинтересованными структурами.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась системным характером теоретико-методологического анализа сущности и содержания самореализации личности и ее развития в процессе жизненного пути, высокой репрезентативностью эмпирических показателей, разнообразием исследовательских процедур, их взаимодополняемостью, апробацией выявленных теоретических положений в условиях практической деятельности.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на Гражданском форуме Сахалинской области — 2004 (октябрь, 2004 г.) на тему «Социально-психологическая адаптация ветеранов войн, перенесших психотравмирующее воздействие факторов боевой обстановки" — на девятой городской научно-практической конференции преподавателей и студентов «Актуальные проблемы правовой реформы в России в рамках национальной безопасности» на тему «Проблемы социально-психологической адаптации участников боевых действий"(г. Южно-Сахалинск, февраль, 2004 г.)-на межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (г.Южно-Сахалинск-2005 г.)на тему «Кризис самореализации в зрелом возрасте» и др.
По результатам диссертационного исследования выполнены грантовые проекты администрации Сахалинской области:
Грантовый проект «Диалог» по направлению «Социально-психологическая помощь участникам боевых действий» — 2004 г.
Грантовый проект «Поверь в себя» по направлению: «Социально-трудовая и профессиональная адаптация участников боевых действий, ветеранов Вооруженных Сил, уволенных в запас» — 2005 г.
Создана Южно-Сахалинская местная общественная организация «Центр социально-психологической помощи участникам войн и вооруженных конфликтов», на базе которого идет апробация разработанной автором диссертации модели социально-психологической реабилитации ветеранов боевых действий.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений. В диссертации 172 стр. основного текста, 48 таблиц, 25 рисунков. Список литературных источников включает 338 наименований, в том числе 43 на иностранных языках.
Выводы и рекомендации исследования являются той социальной базой, на основании которой государственные органы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных в запас, и членов их семей смогут разработать и внедрить ряд практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать решению проблемы социально-психологического сопровождения, социальной защищенности офицеров запаса в их после-армейской деятельности. Рекомендации диссертации могут быть применены в практической деятельности военных комиссариатов, а также частей и подразделений при работе с лицами, увольняющимися в запас. Введенный в оборот фактический материал данных исследования и их социально-психологическая интерпретация могут быть использованы при подготовке учебно-методического, дидактического и рекламного материала государственными органами социальной защиты, а также заинтересованными структурами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследованы психологические особенности личности офицеров запаса, участников боевых действий Выявлена взаимосвязь направленности на самоактуализацию с особенностями ценностно-смысловой сферы личности офицеров запаса, участников боевых действий. Проанализированы особенности отношения к будущему как ценностно-смысловому и эмоциональному образованию, определяющему вектор изменений и развития личности в период жизненного кризиса. Получены данные, раскрывающие системообразующую роль отношения к будущему в «Я» — концепции личности в структуре самоактуализирующейся личности. Показано, что изучение «Я» — концепции личности в отношении к будущему представляет дополнительные возможности в понимании становления личности в процессе ее развития в период кризиса зрелого возраста. Рассмотрен и определен общий концептуальный подход к проблемам самореализации личности офицера запаса в новых условиях жизнедеятельности как к сложному, противоречивому, социально-психологическому процессу, успешность которого детерминируется рядом факторов. Выявлены основные детерминанты, обусловливающие особенности самореализации личности офицера запаса в новых условиях жизнедеятельности, ф Важнейшими из них являются следующие: резкая смена жизнедеятельности, повышенный эмоциональный фон реагирования, невостребованность значительной части личностного потенциала офицера запаса в новых условиях. Определяющее значение в числе этих факторов имеют: содержание личностного потенциала, обусловленного спецификой воинской деятельности и особенностями социального взаимодействия, степень соответствия социально-психологического содержания потенциала личности новым требованиям и социальным ожиданиям. Обоснованы социально-психологические условия повышения уровней успешности самореализации личности офицеров запаса в новых условиях жизнедеятельности, представлены конкретные рекомендации организационного и методического * характеров.).
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-368 с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — С. 44−49.
- Абульханова К.А., Александров Ю. И., Брушлинский А. В. Комплексное изучение человека. // Вестник РГНФ. 1996. — № 3. — С. 11.
- Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психологический журнал. 1983. — Т. 4. — № 1. — С. 14−29.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 19−44.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 302 с.
- Абульханова-Славская К.А., Анциферова Л. И. .Психология. М.: ин-т психологии РАН, 1997. — 574 с.
- Абульханова-Славянская К. А. Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 18.
- Айрапетянц М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и в клинике. М.: Наука, 1973.-272 с.
- Актуальные вопросы медицины катастроф. // Сборник научных трудов. Минздрав РСФСР. М.: Медицина, 1990. — 139 с.
- Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. — С. 96.
- Александровский Ю.А. О психической дезадаптации в условиях стресса. // Психиатрическая эндокринология, резервы человеческой психики в норме и патологии. М.: Медицина, 1988. — С. 10−11.
- Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 347 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. / Руководство для врачей под редакцией Коркиной М. В. М.: Медицина, 1993. — 400 е.
- Александровский Ю.А. Чрезвычайные ситуации и психогенные расстройства. // Врач. 1997. — № 9. — С. 2−6.
- Александровский Ю.А., Бобков Ю. Г., НезнамовГ.Г. Применение нового психотропного препарата бемитил при лечении астенических нарушений (клинико-фармакологическое исследование). // Журнал невропатологии и психиатрии. 1988. — Т. 88, вып. 3. — С. 109−115.
- Александровский Ю.А., Лобастое О. С., СпивакЛ.И. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. — 96 е.
- Александровский Ю.А., Румянцева Г. М. Медико-психологическая помощь во время и после стихийных бедствий и катастроф. // Воен.-мед. журн. -1990.-№ 8. -С. 73−76.
- Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания. // Когнитивные стили. / Под ред. В. А. Колга. Таллин: ТПИ, 1986. — С. 17−20.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Том 2. М.: Педагогика, 1980.-230 с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. //Вопросы психологии. 1968,-№ 6.- С. 21−33.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. // Человек и общество. Вып. 2. — Л.: Наука, 1967. — 387 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. -277 с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы.// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 3−19.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. Т. 13 — № 5. — 1992. — С. 97.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. 1993. — Т. 15 — № 1. — С. 3−18.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника» ее бытия. // Психологический журнал. 1993. — Т. 14 — № 2. — С. 316.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Москва-Воронеж, 1996. — 768 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. — М.: Наука, 1986 — 283 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Ахвердова О.А., БоевИ.В., Кривоконь В. И., Коломийцев А. И. Энергоинформационное поражение человека объективная реальность. / Циклические процессы в природе и обществе. М.: СГУ. Часть 1, 1998. — С. 2341.
- Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Дис.. канд. психол. наук. М.:МГУ, 1994. — С. 135.
- Барабаш В.И., Баронов В. А., Лобастов О. С. Психоневрологическая помощь в условиях современной войны. Л.: Медицина, 1968. — 104 с.
- Бассин Ф.Б., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии). // Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979. — С.24−40.
- Бассин Ф.В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. К вопросу о дальнейшем развитии научного исследования явлений психологии (к проблеме установки бессознательного и собственно психологической закономерности). // Вопросы психологии, 1979. № 5. — 53−57 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 -424 с.
- Березин Ф.Б. Психодиагностические личностные методики: Некоторые принципы и аспекты применения. // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. JL: Прогресс, 1985. — С. 1622.
- Березин Ф.Б. Психофизиологическая, собственно психическая и социально-психологическая адаптация как компоненты единого адаптационного процесса. // Биологические проблемы Севера: Тез. докл. X Всесоюз. симпоз. -Магадан, 1983. Ч. 3. — С. 31−32.
- Березин Ф.Б., Мирошников М. П. Русский модифицированный вариант теста MMPI и его применение в психиатрической практике. В кн.: Проблемы психоневрологии. М.: Медицина, 1969, — С. 337−341.
- Березин Ф.Б., Мирошников М. П. Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. — 176 с.
- Берне Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание.- М.: Педагогика, 1986. -С. 62−63.
- Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. M.-JI., — 1938. -С. 34−45.
- Бодалев А.А. Психология личности. / А. А. Бодалев М.: Изд-во МГУ, 1988.- 187 с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970 134 с.
- БожовичЛ.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978 № 4. — С.23−35.
- Братусь Б.С., Розовский И. Я., Цапкин В. Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности (учебно-методическое пособие). М.: Педагогика, 1988.-С. 12−23.
- Брушлинский А.Б. О природных предпосылках психического развития человека. -М.: Наука, 1977.-210 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 30−37.
- Брязгунов И. Посттравматическое стрессовое расстройство. // Медицинская газета. 1999. — 30 июля. — С. 9.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -Спб.: Изд. «Питер», 2000. 528 с.
- Вайсман А.И. Здоровье водителей и безопасность дорожного движения. -М.: Транспорт. 1979. — 136 с.
- Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995 Т. 16. — № 3. — С. 11.
- Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Автореф. дис. канд.психол.наук. М.: МГУ, 1981.-25 с.
- Василюк Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций. // Психологический журнал. М.: Изд-во МГУ, 1995, № 5.
- Воломеев С.А. Профессия как фактор самореализации личности. Автореф. .канд.филос.наук. -М., 1998. С. 13.
- Вундт В. Психология народов. М.: Эксмо. СПб.: Terra Fant., 2002. — 864с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. / Собр.соч., Т. 3. М.: Педагогика, 1983 — 528 с.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека. // Вестник МГУ. -Сер. 14. Психология. — 1986. — № 1. — С. 3−15.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 ти томах — М.: Педагогика, 1982.-Т. 2.-С. 166.
- Выготский Л.С. Структурная психология. / Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1972.-С. 65−67.
- Ганнушкин П.Б. Избранные труды. / Под ред. О. В. Кербикова М.: Медицина, 1964, — 290 с.
- Гербачевский В.К. Уровень притязаний и характеристики интеллекта. // Ученые записки. ЛГУ, 1973. № 368, «Психология». Вып. 5. — С. 101−106.
- Гиляровский В.А. Психиатрия. М.: Медгиз., 1940. — 453 с.
- Гозман JI.Я. Психология эмоциональных отношений. / Гозман Л. Я. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 175 с.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализация личности и проблема ее измерения. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-43 с.
- Головаха Е. И. Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думка, 1984.-207 с.
- Головаха Е.И. Понятие психологического времени. // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Знание, 1988.-167 с.
- Гуревич М.О. О так называемой «малой психиатрии». // 50 лет психиатр, клинике им. С. С. Корсакова. М.: Медицина, 1949. — С. 63−68.
- Даршкевич Л.О. Травматический невроз. Казань, 1916. — 234 с.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дис. док. псих. наук. М., 1985. — С.12
- Джеймс У. Психология. / Пер. с англ. яз. Под редакцией Л. А. Петровской -М.: Педагогика, 1991 -345 с.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
- Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. — 167 с.
- Запорожец А.В., Зинченко В. П. Ученые записки Института психологии УССР. Тт. 1−9. Киев 1949—1959 гг. // Вопр. психол. 1960. — № 1. — С. 23−24.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Медицина, 1985. — 358 с.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 147с.
- Зейгарник Б.В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии. // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 2. — С. 121 133.
- Зеленова М.Е., Лазебна Е. О., Тарабрина Н. В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане. // Психологический журнал. 1997. — Т. — № 2. — С. 34−49.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность: Избранные психологические труды /В.П. Зинченко. М.: МОДЭК, МПСИ, 1997. — 608 с.
- Ивашкин В.Т., Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Шамрей В. К., Рустанович А. В., Гуляев В. А. Боевая психическая травма и оказание психиатрической помощи легкопораженным на этапах медицинской эвакуации.// Военно-медицинский журнал, 1995. № 3 — С. 32−36.
- Иутин В.Г. Клинико-статистическое обоснование психиатрической помощи раненым в остром периоде раневого процесса (из опыта работы во время войны в Афганестане) // Социальная и клиническая психиатрия. 1993. -№ 3 — С. 26−29.
- Кабанов М.М. Концепция реабилитации и современная клиническая медицина. // Реабилитация онкологического больного. Л.: Медицина, 1979. — С. 17−25.
- Кабанов М.М. Реабилитация динамическая система взаимосвязанных компонентов. // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. — Л.: Медицина, 1973. — С.29.
- Кабанов М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 310 с.
- Калина Н.Ф. Основы Психоанализа. М.: Центр Развития Карьеры «Формула Успеха», 2004. — 352 с.
- Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. — С. 127−137.
- Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.: Изд-во «Совершенство"/ Серия «Библиотека зарубежной психологии"/, 1998. — С. 248.
- Киндрас Г. П., Миронова О. В. Вопросы адаптации при посттравматических стрессовых расстройствах (ГГГСР). // Съезд психиатров России, 12-й: Материалы. М.: Медицина, 1995. — С. 149−151.
- Киндрас Г. П., Тураходжаев A.M. Влияние посттравматических стрессовых расстройств на реабилитацию воинов-ветеранов войны в Афганистане. // Социальная и клиническая психиатрия. 1992, — № 1 — С. 33−36.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: Изд-во Казан, ун-т., 1969 — 251 с.
- Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира. // Вестн. МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1995. — № 1 — С. 8−18.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Мысль, 1996. -С. 8−41.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. JL: ЛГУ, 1957.-т. 1.- С. 14.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. // Автореферат. М., 1979. С. 19.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984 — 270 с.
- Когнитивная психотерапия расстройств личности. / Под ред. Бека А. -СПб.: Питер, 2002. 544с.
- Козиев В.Н. Психологическая компетентность учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях / Под ред. Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1989. С. 46−58.
- КолинаН.Ф. Основы психоанализа. М.: Центр Развития Карьеры «Формула Успеха», 2004. — 352 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1987−366 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии. // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 3 — С. 25−38.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 — 383 с.
- Короленко Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.-218 с.
- Котенев А.А. Этническая конфликтология: Этнические аспекты локальных конфликтов у азиатских границ России в последней четверти XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра полит, наук. Спб., 1996. — 43 с.
- Краснушкин Е.К. Неврозы военного времени. // Военная медицина на Западном фронте в ВОВ. 1994. — № 8. — С. 36−38.
- Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. / Э. Крепелин- Пер. с нем.- М.: БИНОМ, 2004. — 493 с.
- Кроз И.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики: Уч.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. М.: МГУ, 1991. — 56 с.
- Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. М.: Наука, 1987. — 235 с.
- Кроник А.А., Хорошилова Е.А.Субъектные и объектные черты личности: проблемы и пути исследования. // Психологические проблемы индивидуальности: научные сообщения к семинару-совещанию молодых ученых. М.: Просвещение, 1984. — Вып.2. — С. 57−59.
- Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. / Общ. науч. ред. Н. М. Смирновой. 2-е изд., испр. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 327 с.
- Куницына В.Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростков. // Вопросы психологии. — 1968. № 1. — С. 23.
- Курпатов В.И. Профилактика, лечение и реабилитация психогенно обусловленных расстройств у плавсостава Военно-морского флота: Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб., 1994. — С. 41.
- Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви Л.: Медицина, 1970. — С. 178−206.
- Левин К. Хрестоматия по истории психологии. М.: Просвещение, 1980. -С. 131−145.
- Леонова Л.Б. Психодиагностика функциональных состояния человека. -М.: Изд-во МГУ. 1984. — 199 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения. // Принципы и методы семантических исследований. Под редакциейB.М. Ярцевой М.: Просвещение, 1976 — С. 46−73.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. -1975.-340 с.
- Леонтьев А.Н. К психологии образа. // Вестник МГУ. Серия 14 Психология. — 1986 — № 3. — С. 73.
- Леонтьев А.Н. Образ мира. // Избр. психологические произведения: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 260.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 104.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — С. 36.
- Леонтьев А.Н. Психология образа. // Вестн. МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1979.-№ 2.-С. 3−13.
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация образа. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. 1988, — № 2 — С. 3−10.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. // Вопр. психол. 1989.-№ 3.-С. 11−21.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992.-89 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992. —C. 16.
- Леонтьев Д.А. Человек и мир, логика жизненных отношений. // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. / Под ред. Б. А. Парахонского. Киев: Наукова думка, 1990. — С. 47−58.
- Леонтьев Д.А., Калашников О. Э., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций. // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. -№ 1.-С. 150−155.
- ЛипкинаА.И., Рыбак Л. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Педагогика, 1988. — 212 с.
- Лисина М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 110 с.
- Литвинцев С.В. Клинико-организационные проблемы оказания психиатрической помощи военнослужащим в Афганистане. // Дис. докт. мед. наук.-СПб., 1994.-Т. 1.-371 е.
- Литвинцев С.В., Нечипоренко В. В., Снедков Е. В. Аддиктивное поведение военнослужащих в боевых условиях. // Военно-медицинский журнал. 1995. -№ 11.-С. 39−43.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1985.-446 с.
- Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер представитель гуманистической психологии. // Вопросы психологии. — 1980. — № 1. — С. 154−158.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. 297 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Отв. ред. Ю. Забродин. М.: Наука, 1989. — 449 с.
- Ломов Б. Ф. Психологические проблемы в особых условиях деятельности. -М.: Наука, 1985.-232 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: ПАРФ, 1998. — 496 с.
- Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ: Учебник / Пер. с английского. М.: Изд-во «Речь», 2002. 544 с.
- Маклаков А.Г., Чермянин С. В., Мухин А. П. Медико-психологические последствия воздействий на человека психогенных факторов военных конфликтов. // Пробл. безопас. при чрезв. ситуациях. 1996. — № 8. — С. 67−78, 113.
- Маслоу А. Мотивация и личность. // Сб. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Изд. Дом «Бахрах»., 1996. -С. 65−76.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. — 259 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности: Тексты. Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря Москва: Изд-во МГУ, 1982 — 134 с.
- Мерлин B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959, — 234 с.
- Мерлин B.C. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психологии. // Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. Под ред. B.C. Мерлина и Б. А. Никитюка. -Пермь, 1976.-С. 14−38.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. // Избранные психологические труды, под ред. Е. А. Климова. М.: Наука, — 1996 — 445 с.
- Мид Дж. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль. — М., Наука, 1994. С. 217−218.
- Михайлов А., Берковская М. Психотерапевтическая помощь мирному населению в районах вооруженных конфликтов. // Врач. 1995. — № 5. — С. 4344.
- МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. ВОЗ. Женева, С.-П.: Медицина, 1995.-675 с.
- Морозов В.М. Глубинная психология и психиатрия. // Журнал невропатология и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1958. — № 3. — С. 373−380.
- МуздыбаевК. Психология ответственности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 240 с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Прогресс, 1999.- 144 с.
- Мякотных B.C. Патология нервной системы у ветеранов Афганистана. -Екатеринбург: Наука, 1994. 453 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. — С. 34−48.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Просвещение, 1981. — С. 56.
- Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.-405 с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 335 с.
- НемовР.С. Психология. В 2-х книгах. М.: Просвещение, 1995. — С. 3640.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 3. М.: Владос, 1999. — С. 261.
- Нечипоренко В.В., КурпатовВ.М. Профилактика пограничных нервно-психических расстройств у военнослужащих. // Военно-медицинский журнал. -№ 12.- 1995.- с. 21−24.
- Нечипоренко В.В., Литвинцев С.В, СнедковЕ.В., Малахов Ю. К., Саламатов В. Е. Реакции боевого стресса и медико-психологическая реабилитация участников войн. // Российский психиатрический журнал. — 1997. -№ 1.-С. 35−37.
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. -М.: Изд-во «Аетейя», 2000. 224 с.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. — 480 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Наукова думка, 1990. — 245 с.
- Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / Под ред.А. А. Бодалева и В. В. Столина М.: Изд-во Московского университета, 1987. — 304 с.
- Озерецковский Д.С. О лечении навязчивых невротиков по методу коллективной психотерапии. / Журнал невропатологии и психиатрии, 1927, № 6, — С. 588−594.
- Оллпорт Г. Личность в психологии. СПб.: Питер, 1998. — 345 с.
- Ольшанский Д.В. Смысловые структуры личности участников афганской войны. // Психологический журнал. 1991. — № 5. — С. 46.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- ОсгудЧ. Точка зрения гештальттерапии. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Просвещение, 1975. — С. 114−127.
- Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие). / Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И, Сафронова А. Д. М.: Изд-во МВД РФ, 1997. — 344 с.
- Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зимеля к постмодернизму) / Под ред. Ю. Н. Давыдов, А. Б. Гофман, А. Д. Ковалев и др. М.: Наука, 1994. — 380 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 3 — 4. М.- Л., 1951. — С. 68−89.
- Палей И.М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии. -Л.: ЛГУ, 1972. 267с.
- Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. М.: Ин-т Психотерапии, 2001.-256 с.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Прогресс, 1993, — С. 32.
- Парсонс Т. Общий обзор. В кн.: Американская социология. / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1972. 168 с.
- Певзнер О.Г., Рабочий А. В. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах у военнослужащих. // Социально-клиническая психиатрия. -1998. Т. 8. — вып. 4. — С. 115−116.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. // Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. Спб.: Питер, 1995. — 448 с.
- Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. — № 4 — С. 3−9.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: РОУ, 1992.-332 с.
- Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности. Концепция персонализации. // Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987 С. 8−18.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1984. — № 4. — С. 13−20.
- Пибоди Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект. // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 54.
- Платонов К.К. Психология летного труда. М.: Воениздат, 1960. -С. 4557.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва, Наука: 1986 — 382 с.
- Полубабкина Н.И. Самореализация личности. / Дис. канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1995. С. 38.
- Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дис. канд. психол. наук. М., 1990. — С. 32.
- Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени. // Социс. 1999. — № 10. — С. 135−145
- Попова О.А. Опыт психотерапевтической помощи участникам вооруженного конфликта в Чечне на базе Костромского областного госпиталя. // Вестник психосоциальной коррекционной и реабилитационной работы. № 1. -2001. С. 75−80.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин., В. К. Гайда. В. К. Горбачевский и др. // Под. общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 560 с.
- Практикум по психодиагностике: Дифференциальная психометрика: Учеб. пособие. / под ред. Столина В. В., Шмелева А.Г.- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: Моск. ун-т, 1984. — 151 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Развитие мозга и психики. / Под ред. В. П. Осипова, Г. З. Рогинский, Гос. ин- т по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. JL: Лениздат, 1948. — 240 с.
- РегушЛ.А. Наблюдения в практической психологии. СПб.: Образование, 1996. — С. 58−63.
- РегушЛ.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности. Л.: Наука, 1983. — С. 28−45.
- Рисмен Д. и др. Одинокая толпа. The lonely crowd, N. Y., 1950 (совместно с N. Glazer и R. Denney) — Лица в толпе. Faces in the crowd, New Haven, 1952. -C.56−59.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. // Пер. с англ. языка.- М.: Прогресс, 1994−480 с.
- Роджерс К. К науке о личности. // История зарубежной психологии: Тексты. Под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. Москва: Изд-во МГУ, 1986-С. 121−178.
- Роджерс К. Что значит становится человеком. // Хрестоматия: Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1996 — С. 137−212.
- Романов В.В., Кроз М. В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. М.: Воениздат. изд., 1994. — 347 с.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Просвещение, 1989.-371 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 1959 — 354 с.
- Рувинский С.Л. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
- Рувинский С.Л. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983.- 159 с.
- Руководство по психотерапии. / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985. — 620 с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Просвещение, 1972.-С. 128−135.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В. А. Ядова Л.: Наука, 1979. — С. 56.
- СанжаеваР.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Докт. дисс. — Томск, 1997. — 301 с.
- Сарждвеладзе Н.И. Структура и динамика межличностных и внутриличностных отношений. Автореф. дис. Тб., 1987. — С. 5−10.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. // Вопросы психол. 1975. — № 3. — С. 62.
- Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. — 109 с.
- Селье Г. Стресс жизни. В кн. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А. Е. Сельченок К.В. Мн.: Харвест. 2000. — С. 6−38.
- Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. М.: Педагогика, 1999. — С. 42.
- Симонов Н.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 186 с.
- Смирнов В.К., Шпиленя Л. С. Основные направления развития военной психиатрии в иностранных армиях. // Воен.-мед. журн. 1989. — № 11. — С. 71−74.
- Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. // Психологический журнал, 1996. Т. 17 — № 1. — С. 15−20.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
- Снедков Е.В. Боевая психическая травма: Автореф. дне.. докт. мед.наук. -СПб., 1997.-48 с.
- Снедков Е.В. Психогенные реакции боевой обстановки (клинико-динамическое исследование на материале афганской войны): Дис. канд. мед. наук. СПб., 1992. — 325 с.
- Современная западная философия: Словарь. // Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. Москва: Политиздат, 1991. — 414 с.
- Соколова Е.Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности: Дис. .д-рапсихол. наук. М., 1991.- 107 с.
- Соколова Е.Т. Проективный метод в контексте концепции личностного смысла. // Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С.58−70.
- СоханьЛ.В. Жизненная программа и жизненные планы личности. // Справочник. Киев: Наукова думка, 1984. — С. 56.
- СпиркинА.Г. Происхождение сознания. М.: Госполитиздат, 1960 -471 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. // Восприятие и деятельность. М.: МГУ, 1976. — С. 101−208.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997−430 с.
- Тарабрина И.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы. // Психологический журнал. -1992.-Т. 13.-№ 2.-С. 14−24.
- Тарабрина Н.В. Психологические последствия войны. // Психологическое обозрение. 1996. -1 (2). — С. 26−29.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Теплов В.М. Избранные труды в 2-х томах: том 1. — М.: Просвещение, 1985.-С. 127.
- Титченер Э.Б. Учебник психологии. В 2 т. М.: Просвещение, 1914. — Т.2 -С. 113−115.
- Толстоухова Л.И. Основные вопросы военной психиатрии глубокого тыла. / Дисс. канд. мед. н. Свердловск, 1947. С. 23−48.
- Трауготт Н.Н. Физиологический анализ изменений процессов познания в старческом возрасте. В кн. IX Международный конгресс геронтологов 2−7 июля 1972. — Киев, 1972. — Т.2. — С. 310.
- Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М.: Прогресс, 2000. -С. 76.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. // Пер. с англ. языка.- М.: Прогресс, 1990−420 с.
- Франкл В. О смысле жизни. // Хрестоматия: Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1996 — С. 212−385.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». / Труды разных лет. Кн.1, 2. Тбилиси: Мерани, 1991. — С.56−59.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. — 456 с.
- Фромм Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому самоанализу.// Проблема человека в западной философии: Сб. Пер. с англ., нем., франц. яз. Сост. П. С. Гуревич. Общ. редакция Ю. Н. Попова — М.: Прогресс, 1988 — С. 2580.
- Харламенкова Н.Е., Никулина Т. А. Соотношение разнонаправленных механизмов саморегуляции личности: стремление к самовыражению и защите «Я». // Психологическое обозрение. 1997. — № 2(5) — С. 18.
- Цыганков Б.Д., Былим А. И. Психические нарушения у беженцев и их медико-психологическая коррекция: Руководство для врачей. Кисловодск, 1998.- 138 с.
- Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М.: Просвещение, 1995. — 334 с.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: Издательский центр» Академия «, 1996. — С. 67.
- Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности. / Методологические проблемы. / Дис.. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994.- 143 с.
- Чеснокова Н.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: АН СССР, ин-т психологии, 1977. — С. 16−38.
- Чеснокова Н.И. Самосознание личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — 223 с.
- Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. — № 2 (18). — С. 74−80.
- Шибутани Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шибутани. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д., 1988. С. 193−212.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможножности. М.: Педагогика, 1983. — 158 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с.
- Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
- Эриксон Э. (EriksonE.) Идентичность: Юность и кризис. М.: Наука, 1996. — С. 55.
- Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного. // Вопросы философии.- 1988. -№ 1 С. 133−152.
- ЮнгК.Г. Психологические типы. // Пер. с нем. яз. М.: Университетская книга, 1995−715 с.
- ЯдовВ.А. Анализ социального в индивидуальном. // Вопросы психологии. 1979. — № 1 — С. 123−126.
- Ядов В.А. Проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С. 59−63.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. — С. 226−229.
- Albert Ellis, Reason and Emotion in Psychoterapy. New York, 1962, pp. 122 125.
- Arthur R.J. Psychiatric syndromes in prisoners of war and concentration camp survivors/ C.T. Fiemann., R.A. Faguet (Eds.)// Extraordinary disorders of human behavior. N.Y.: Plenum, 1982. — P. 47−63.
- Bensheim H., Die K.Z. Neurose rassische Verfolgter: Ein Beitrat zur Psychopathologie der Neurosen// Der Nervenarzt. 1960. — Vol 31. — P. 462−469.
- Bleich A., Attias J., Zinger Y. Psycho-neuro-physiological assessment of posttraumatic stress disorder using event-related potentials // Harefuah. — 1994. — Vol. 127, -№ 10. —P. 364−368.
- Bleich A., Siegel В., Garb R. Post-traumatic stress disorder following combat exposure: Clinical features and psychopharmacological treatment. Br.J. Psychiatry, 1986, 149: 365.
- Bugental, J.F.T.The search for authenticity, an existential-analytic approach to psychotherapy. NewYork: Holt, Rinehart and Winston, 1965.
- D.M. and Brown RJ. (1979)Towards a more social psychology. British Journal of Social and Clinical Psychology, 18, 173−80
- Daniel Y. As survivors age: Part II// NCP Clinical Quarerly. 1988. — V. 4. -P. 20−24.
- Deagle E.A., Berigan J.R., Powel J.A. et all. Utilization of combat stress control detachments (Организация психиатрической помощи в зоне боевых действий)// Mil. Med. 1998. — V. 163, № 6. — P. 3−4.
- Egendorf A.N. The postwar healing of Vietnam Veterans. Recent research // Hospital and Community Psychiatiy. 1981. — V. 33. — P. 901−908.
- Erikson EH: Childhood and Society. New York, WW Norton, 1974.
- Figley Ch. R. Toward a field of traumatic stress // J. traum stress. 1985. V. 1. P. 9−16.
- Janoff-Bulman R. The aftermath of victimization: rebuilding shattened assumptions. // Trauma and its wake: The study and treatment of post-traumatic stress disorder. New York: Brunner, 1985.- P.137−150.
- Kafka J. Multiple Realities in Clinical Practice // New Haven, Yale Univ. Press, 1989, pp.
- Kagan J., Kogan N. Individual variation in cognitive processes // P.H. Mussen.
- Kelly G. The psychology of personal construct. N. Y. v. 1, 1955, P. 23−96.
- Klein G.S. Cognitive control and motivation. In Lindzey G. (Ed) // Assesment of human motives. Wesport Greenwood press. N.Y., 1970, P. 87−118.
- Klein H. Delayed effects and after-effects of Severe Traumatiza-tion // Israel Annals of Psychiatry. 1974. — Vol. 12. — P. 293−303.
- Koffka K. Grundlandlagen der psychischen Entwicklung. Berlin, 1925.
- Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. New York, Toronto, London, McGraw-Hill Book, Co., 1966.
- Lifton KJ. Death in Life: Survivors of Hiroshima. N.Y., 1973.
- Maddi, S. R. The search for meaning: The Nebraska symposium on motivation 1970 / S. R. Maddi / W. Y. Arnold, M. H. Page. Lincoln University of Nebraska press, 1971.-P. 137−186.
- Maslow, A. H. Motivation and personality / A. H. Maslow. NY, 1954.
- Maslow, A. H. The future reaches of human nature / A. H. Maslow. NY, 1971.
- Mattusek P. Interment in concentration camps and their consequences. N.Y. -Springer, 1975.
- May, R. The Discovery of Being. New York Norton, 1983
- Morgan, G.A. and Harmon, R.J. Developmentaltransformation in mastery motivation. In R.N. Emde and R.J. Harmon (Eds.), Continuities and discontinuities in development (pp.263−291). New yorkAPlenum Press. 1984
- Niederland W.G. Psychiatric disorders amond persecution victims // Journal of Nervous and Mental Disease. 1964. — Vol. 139. — P. 458−474.
- Rogers C. Client-centered therapy. Its current practice, implications and theory, Boston, 1981. p. 198.
- Rokeach, M. The open and closed mild New York: Basic Books, 1960.
- Rosenberg M., Kaplan H.B. /eds/ Social Psychology of the Self-Concept. Arlington Heights, 1982.
- Rosenberg M.J. Cognitive Structure and Attitudinal Effect. J. Social. Psychol., 1956, vol. 53, p367−372.
- Rothenberg, A. Creativity and Madness. Baltimore, Md.: Johns Hopkins Univercity Press, 1990.
- Ryalls, J., Baum, S., Samuel, R., Larouche, A., Lacoursiere, N. & Garceau, J. (1993). Anticipatory co-articulation in the speech of young normal and hearing-impaired French Canadians. European Journal of Disorders of Communication, (vol. 28). 87−101.
- Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M.P.Zanna (ed), Advances in Experimental Social Psychology (vol 25, pp. l-65), San Diego, CA: Academic Press. 1992.
- Selye H. Stress and Aging. J. Amer, Geriat, Soc., 1970, 18, 669−680.
- Selye H. Stress. Monterial, Acta I nc., 1950.
- Shapiro J. Methods of psychotherapy and encounter. Itasca, 1978.
- Talbott J.H.Terplan K.L.The kidney in gout Medicine 1960−39:405−68.
- Talbott, L. The death of the asylum. New York: Grune and Stratton. 1978.
- Taylor R.B. Toward and environmental psychology of disordendelinquency, crime, and fear of crime. Handbook of Environmental Psychology (vol.2, pp. 951−86), 1987 Chichester: John Wiley.
- Weiss D.J. Improving meas urement quality and efficiency with adaptive testing. Applied Psychological Measurement, 1982. pp. 473−492.
- Wundt W. Grudrib der Psychologie. Leipzig, 1898.