Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности «Я» — концепции личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования категориальной структуры образа будущего в самосознании стал принцип единства сознания и деятельности, разработанный C. JL Рубинштейном. В сознании и самосознании личности представлен и образ будущего — системой внутренних средств отражения: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА, УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, В ПЕРИОД КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Проблема постстрессовых переживаний как фактор, определяющий кризис в зрелом возрасте у офицеров запаса, участников боевых действий
    • 1. 2. Утрата жизненных перспектив в связи с уходом на пенсию как фактор, определяющий кризис самореализации в зрелом возрасте у офицеров запаса, участников боевых действий
    • 1. 3. Проблем, а «Я"-концепции в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 4. исслед0вание будущей временной перспективы личности в отечественной психологии
    • 1. 5. Образ будущего как составляющая «Я"-концепции и познавательной картины мира человека
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Я"-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА, УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, В ПЕРИОД КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Методология, организация и методы исследования
    • 2. 2. Направленность на самоакутуализацию офицеров запаса, участников боевых действий
    • 2. 3. Личностные особенности офицеров запаса, участников боевых действий с разным уровнем самоактуализации
    • 2. 4. Ценностно-смысловая сфера личности офицеров запаса, участников боевых действий
    • 2. 5. смысловая сфера личности офицеров запаса, участников боевых действий
    • 2. 6. Отношение к прошлому, настоящему и будущему в структуре «Я"-концепции офицеров запаса, участников боевых действий
  • ВЫВОДЫ

Психологические особенности «Я» — концепции личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и современное состояние проблемы.

Актуальность исследования психологических особенностей личности офицеров.

— участников боевых действий обусловлена тем, что значительная часть офицеров запаса преимущественно зрелого возраста в новых условиях жизнедеятельности переживает значительные трудности. Объективно они нуждаются в социальной защите и помощи со стороны государства и общества. Кроме того необходимо отметить, что проблема самореализации личности офицера запаса недостаточно разработана на теоретическом уровне, практически отсутствует целенаправленная программа по ее реализации в реальных условиях жизнедеятельности. Все это обусловливает правомерность выбора данной проблемы в качестве диссертационного исследования.

Изучение теоретического состояния проблемы самореализации показывает, что она стала предметом психологического анализа сравнительно недавно. В начале 70-х гг. проблема самореализации появилась в рамках гуманистической психологии, в работах ряда представителей этого направления, в том числе А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма. В отечественной литературе проблема самореализации стала активно исследоваться в конце 70-х.

— начале 80-х годов. Значительные наработки в этой области осуществлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна. К ряду исследований современных авторов, изучающих проблему самореализации, относятся также работы С. А. Воломеева (1998), Л. Н. Когана (1984), Ю. М. Орлова (1991), Н. И. Полубабкиной (1995), Г. К. Чернявской (1994) и других. Данные авторы провели предварительную подготовку анализа самореализации в комплексе присущих ей черт и особенностей. Однако приходится констатировать, что проблема самореализации является недостаточно разработанной, отсутствует целостная концепция самореализации как психологического процесса, слабо раскрыта содержательная сторона самого феномена самореализации, требуют разрешения вопросы, носящие прикладной характер, в том числе связанные с социальной защитой лиц, уволенных в запас с воинской службы. Сравнительный анализ научных работ ряда авторов, относящихся к области самореализации личности, позволяет сделать вывод о том, что в качестве основных компонентов самореализации личности выступают следующие положения: у А. Маслоувыявление и развитие личностных возможностейу К. Роджерса — укрепление веры в себяу Э. Фромма — саморазвертывание внутренних потенций человекау Э. Шострома — устремленность к будущему. Изучение психической структуры «Я-будущий» в структуре личности способно определять наличие либо отсутствие деформации «Я» -концепции, связанной с когнитивно-эмоциональными компонентами личности. Это дает возможность предупредить когнитивные нарушения, относящиеся к прогнозам будущего. Отечественные авторы в данном подходе к проблеме предлагают следующее: С. А. Воломеевсаморазвитие и смысл жизненного целеполаганияН.И. Полубабкина — поиск жизненных ценностейГ.К. Чернявская — практическое осуществление задатков, способностей и черт характера человека. Видно, что ключевыми понятиями, с помощью которых раскрывается сущность самореализации, выступают психические явления разного уровня — от задатков, черт личности, черт характера до ценностных ориентаций и целеполагания. Таким образом, правомерно говорить о том, что проблема самореализации в теоретическом плане разработана недостаточно. Что же касается проблемы самореализации личности офицера запаса, участника боевых действий, то в прямой постановке такие исследования в отечественной психологии практически не осуществлялись.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования категориальной структуры образа будущего в самосознании стал принцип единства сознания и деятельности, разработанный C. JL Рубинштейном. В сознании и самосознании личности представлен и образ будущего — системой внутренних средств отражения: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе на временном континууме — это «Я-будущий». «Я-будущий» входит в структуру «Я» -концепции и представлен координатами: личностными чертами, способностями, мотивами (стать более сильным, умным, коммуникативным в будущем). Координаты, представленные в сознании как внутренние образующие действий, задают способы деятельности, совершаемые во внешнем плане. В сознании также представлены цели, задачи и способы их достижения. Превращение задач в цель — идеальный образ цели, образ возможного как прообраз действительного. «Я-будущий» — это новая структура в самосознании, которая диктует проживание жизни, и изучение ее является элементом структурного подхода.

Принцип личностного подхода, который также реализован в диссертационном исследовании, предполагает изучение психической структуры «Я-будущий» в структуре личности в целом с позиции того, какую роль играет содержание представлений себя в прошлом, настоящем и будущем в поведении личности, учет и знание которых позволяет прогнозировать поведение личности в различных жизненных обстоятельствах.

Работа проводилась в рамках психосемантического направления в отечественной экспериментальной психологии.

Нами сформулирована гипотеза, согласно которой офицеры запаса, участники боевых действий, переживают кризис самореализации в зрелом возрасте, который определяется такими факторами, как отдаленный период ПТСР, утрата жизненных перспектив в связи с уходом на пенсию.

Я" -концепция будущего офицеров запаса, участников боевых действий, характеризуется смысловыми образованиями, обладающими качественным своеобразием.

В структуре «^''-концепции представлен образ будущего как ценностно-смысловое и эмоциональное образование, определяющее вектора изменений и развития личности. Данное образование связано с психологическими особенностями личности.

Объект исследования — психологические особенности «Я» -концепции личности офицеров запаса, участников боевых действий.

Предмет исследования — представление о себе на временном континууме — «Я — прошлый», «Я — настоящий» и «Я — будущий» — в структуре «Я» -концепции личности офицеров — участников боевых действий, уволенных в запас с разным уровнем самоактуализации.

Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования выявить особенности смысловой сферы личности офицеров запаса, участников боевых действий, с разным уровнем самореализации, оказавшихся в новых условиях жизнедеятельности.

В диссертации ставились и решались следующие задачи:

— Рассмотреть проблему постстрессовых переживаний как фактор, определяющий кризис самореализации в зрелом возрасте.

— Исследовать психологический контекст «Я» — концепции личности в гуманистической психологии как методологическое основание построения эмпирического исследования.

— Исследовать психологические особенности офицеров запаса, участников боевых действий.

— Исследовать взаимосвязь направленности на самореализацию (саморазвитие, самоактуализацию) лиц в отдаленном периоде ПТСР с рядом психологических параметров личности и особенностями «Я» — концепции.

— Рассмотреть особенности отношения к будущему как ценностно-смысловому и эмоциональному образованию, определяющему вектор изменений и развития личности в период жизненного кризиса.

Методологическая основа исследования определяется спецификой его предмета и объекта, а также характером поставленных задач. В работе используются идеи экзистенциальной психологии и философии.

C.J1. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм) — концептуальные положения теории гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) — положения о личности как о субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн).

Теоретической основой исследования выступили основные фундаментальные теоретические положения отечественной и зарубежной психологической науки о личности, закономерностях и тенденциях ее развития, о единстве личностных, социальных и деятельностных факторов в становлении и развитии ее социально-психологических характеристик, содержании и формах их проявлений в процессе внутригруппового социального взаимодействия.

Теоретическая концепция исследования разрабатывалась на основе важнейших принципов психологической науки: принципа развития, принципа системности, принципа единства сознания и деятельности, принципа личностного подхода.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме духовности в обеспечении развития личности.

Основными эмпирическими методами являлись: 16-ти факторный тест Кеттеллаопросник личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory — POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величинуметодика «Ценностные ориентации» М. Рокичасемантические методы исследования «Личностный дифференциал», «Аттитюды времени" — беседаметоды статистической обработки полученных результатов. В исследовании были использованы открытые данные Министерства обороны РФ, результаты конкретных исследований, проведенных «Центром социально психологической помощи участникам войн и вооруженных конфликтов «Диалог» г. Южно-Сахалинска.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дополнительным фактором, затрудняющим процесс адаптации личности офицеров запаса, участников боевых действий, в отдаленном периоде ПТСР выступает кризис зрелого возраста и утрата жизненных перспектив в связи с уходом на пенсию.

2. «Я"-концепция личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас, имеет психологические особенности, отличные от «Я"-концепции штатских зрелого возраста.

3. В структуре «Я"-концепции представлен образ будущего как ценностно-смысловое и эмоциональное образование, определяющее вектор изменений и развития личности.

4. «Я"-концепция будущего» офицеров запаса, участников боевых действий, характеризуется смысловыми образованиями, которые определяются направленностью личности на саморазвитие.

Научная новизна и теоретическая значимость:

— Определены особенности отношения к будущему как ценностно-смысловому и эмоциональному образованию, определяющему вектор изменений и развития личности в период жизненного кризиса;

— Получены новые данные, раскрывающие системообразующую роль отношения к будущему в «Я» — концепции личности.

— Вскрыты неоднозначные связи между направленностью на самоактуализацию и отношением к прошлому, настоящему и будущему в смысловой сфере личности в период кризиса зрелого возраста у офицеров запаса, участников боевых действий в отдаленном периоде посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Практическая значимость работы определяется следующим:

— Под руководством диссертанта открыт Центр социально-психологической помощи участникам войн и вооруженных конфликтов «Диалог» в г. Южно-Сахалинске. Полученные результаты используются практическими психологами при решении задач психологической диагностики и психологического консультирования офицеров запаса, участников боевых действий, переживших посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

— Полученные результаты легли в основу спецкурса «Психология личности, пережившей посттравматическое стрессовое расстройство».

— Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности военных комиссариатов, а также частей и подразделений при работе с лицами, увольняющимися в запас.

— Фактический материал данных исследования и их социально-психологическая интерпретация могут быть использованы при подготовке учебно-методического, дидактического и рекламного материала государственными органами социальной защиты, а также заинтересованными структурами.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась системным характером теоретико-методологического анализа сущности и содержания самореализации личности и ее развития в процессе жизненного пути, высокой репрезентативностью эмпирических показателей, разнообразием исследовательских процедур, их взаимодополняемостью, апробацией выявленных теоретических положений в условиях практической деятельности.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на Гражданском форуме Сахалинской области — 2004 (октябрь, 2004 г.) на тему «Социально-психологическая адаптация ветеранов войн, перенесших психотравмирующее воздействие факторов боевой обстановки" — на девятой городской научно-практической конференции преподавателей и студентов «Актуальные проблемы правовой реформы в России в рамках национальной безопасности» на тему «Проблемы социально-психологической адаптации участников боевых действий"(г. Южно-Сахалинск, февраль, 2004 г.)-на межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (г.Южно-Сахалинск-2005 г.)на тему «Кризис самореализации в зрелом возрасте» и др.

По результатам диссертационного исследования выполнены грантовые проекты администрации Сахалинской области:

Грантовый проект «Диалог» по направлению «Социально-психологическая помощь участникам боевых действий» — 2004 г.

Грантовый проект «Поверь в себя» по направлению: «Социально-трудовая и профессиональная адаптация участников боевых действий, ветеранов Вооруженных Сил, уволенных в запас» — 2005 г.

Создана Южно-Сахалинская местная общественная организация «Центр социально-психологической помощи участникам войн и вооруженных конфликтов», на базе которого идет апробация разработанной автором диссертации модели социально-психологической реабилитации ветеранов боевых действий.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений. В диссертации 172 стр. основного текста, 48 таблиц, 25 рисунков. Список литературных источников включает 338 наименований, в том числе 43 на иностранных языках.

Выводы и рекомендации исследования являются той социальной базой, на основании которой государственные органы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных в запас, и членов их семей смогут разработать и внедрить ряд практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать решению проблемы социально-психологического сопровождения, социальной защищенности офицеров запаса в их после-армейской деятельности. Рекомендации диссертации могут быть применены в практической деятельности военных комиссариатов, а также частей и подразделений при работе с лицами, увольняющимися в запас. Введенный в оборот фактический материал данных исследования и их социально-психологическая интерпретация могут быть использованы при подготовке учебно-методического, дидактического и рекламного материала государственными органами социальной защиты, а также заинтересованными структурами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследованы психологические особенности личности офицеров запаса, участников боевых действий Выявлена взаимосвязь направленности на самоактуализацию с особенностями ценностно-смысловой сферы личности офицеров запаса, участников боевых действий. Проанализированы особенности отношения к будущему как ценностно-смысловому и эмоциональному образованию, определяющему вектор изменений и развития личности в период жизненного кризиса. Получены данные, раскрывающие системообразующую роль отношения к будущему в «Я» — концепции личности в структуре самоактуализирующейся личности. Показано, что изучение «Я» — концепции личности в отношении к будущему представляет дополнительные возможности в понимании становления личности в процессе ее развития в период кризиса зрелого возраста. Рассмотрен и определен общий концептуальный подход к проблемам самореализации личности офицера запаса в новых условиях жизнедеятельности как к сложному, противоречивому, социально-психологическому процессу, успешность которого детерминируется рядом факторов. Выявлены основные детерминанты, обусловливающие особенности самореализации личности офицера запаса в новых условиях жизнедеятельности, ф Важнейшими из них являются следующие: резкая смена жизнедеятельности, повышенный эмоциональный фон реагирования, невостребованность значительной части личностного потенциала офицера запаса в новых условиях. Определяющее значение в числе этих факторов имеют: содержание личностного потенциала, обусловленного спецификой воинской деятельности и особенностями социального взаимодействия, степень соответствия социально-психологического содержания потенциала личности новым требованиям и социальным ожиданиям. Обоснованы социально-психологические условия повышения уровней успешности самореализации личности офицеров запаса в новых условиях жизнедеятельности, представлены конкретные рекомендации организационного и методического * характеров.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-368 с.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — С. 44−49.
  3. К.А., Александров Ю. И., Брушлинский А. В. Комплексное изучение человека. // Вестник РГНФ. 1996. — № 3. — С. 11.
  4. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психологический журнал. 1983. — Т. 4. — № 1. — С. 14−29.
  5. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 19−44.
  6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 302 с.
  7. Абульханова-Славская К.А., Анциферова Л. И. .Психология. М.: ин-т психологии РАН, 1997. — 574 с.
  8. Абульханова-Славянская К. А. Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 18.
  9. М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и в клинике. М.: Наука, 1973.-272 с.
  10. Актуальные вопросы медицины катастроф. // Сборник научных трудов. Минздрав РСФСР. М.: Медицина, 1990. — 139 с.
  11. Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. — С. 96.
  12. Ю.А. О психической дезадаптации в условиях стресса. // Психиатрическая эндокринология, резервы человеческой психики в норме и патологии. М.: Медицина, 1988. — С. 10−11.
  13. Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 347 с.
  14. Ю.А. Пограничные психические расстройства. / Руководство для врачей под редакцией Коркиной М. В. М.: Медицина, 1993. — 400 е.
  15. Ю.А. Чрезвычайные ситуации и психогенные расстройства. // Врач. 1997. — № 9. — С. 2−6.
  16. Ю.А., Бобков Ю. Г., НезнамовГ.Г. Применение нового психотропного препарата бемитил при лечении астенических нарушений (клинико-фармакологическое исследование). // Журнал невропатологии и психиатрии. 1988. — Т. 88, вып. 3. — С. 109−115.
  17. Ю.А., Лобастое О. С., СпивакЛ.И. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. — 96 е.
  18. Ю.А., Румянцева Г. М. Медико-психологическая помощь во время и после стихийных бедствий и катастроф. // Воен.-мед. журн. -1990.-№ 8. -С. 73−76.
  19. В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания. // Когнитивные стили. / Под ред. В. А. Колга. Таллин: ТПИ, 1986. — С. 17−20.
  20. .Г. Избранные психологические труды. Том 2. М.: Педагогика, 1980.-230 с.
  21. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. //Вопросы психологии. 1968,-№ 6.- С. 21−33.
  22. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. // Человек и общество. Вып. 2. — Л.: Наука, 1967. — 387 с.
  23. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. -277 с.
  24. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы.// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 3−19.
  25. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. Т. 13 — № 5. — 1992. — С. 97.
  26. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. 1993. — Т. 15 — № 1. — С. 3−18.
  27. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника» ее бытия. // Психологический журнал. 1993. — Т. 14 — № 2. — С. 316.
  28. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Москва-Воронеж, 1996. — 768 с.
  29. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  30. А.Г. Психология индивидуальности. — М.: Наука, 1986 — 283 с.
  31. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  32. О.А., БоевИ.В., Кривоконь В. И., Коломийцев А. И. Энергоинформационное поражение человека объективная реальность. / Циклические процессы в природе и обществе. М.: СГУ. Часть 1, 1998. — С. 2341.
  33. Р.А. Биографические кризисы личности. Дис.. канд. психол. наук. М.:МГУ, 1994. — С. 135.
  34. В.И., Баронов В. А., Лобастов О. С. Психоневрологическая помощь в условиях современной войны. Л.: Медицина, 1968. — 104 с.
  35. Ф.Б., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии). // Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979. — С.24−40.
  36. Ф.В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. К вопросу о дальнейшем развитии научного исследования явлений психологии (к проблеме установки бессознательного и собственно психологической закономерности). // Вопросы психологии, 1979. № 5. — 53−57 с.
  37. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 -424 с.
  38. Ф.Б. Психодиагностические личностные методики: Некоторые принципы и аспекты применения. // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. JL: Прогресс, 1985. — С. 1622.
  39. Ф.Б. Психофизиологическая, собственно психическая и социально-психологическая адаптация как компоненты единого адаптационного процесса. // Биологические проблемы Севера: Тез. докл. X Всесоюз. симпоз. -Магадан, 1983. Ч. 3. — С. 31−32.
  40. Ф.Б., Мирошников М. П. Русский модифицированный вариант теста MMPI и его применение в психиатрической практике. В кн.: Проблемы психоневрологии. М.: Медицина, 1969, — С. 337−341.
  41. Ф.Б., Мирошников М. П. Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. — 176 с.
  42. Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание.- М.: Педагогика, 1986. -С. 62−63.
  43. В.М. Общие основы рефлексологии человека. M.-JI., — 1938. -С. 34−45.
  44. А.А. Психология личности. / А. А. Бодалев М.: Изд-во МГУ, 1988.- 187 с.
  45. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970 134 с.
  46. БожовичЛ.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978 № 4. — С.23−35.
  47. .С., Розовский И. Я., Цапкин В. Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности (учебно-методическое пособие). М.: Педагогика, 1988.-С. 12−23.
  48. А.Б. О природных предпосылках психического развития человека. -М.: Наука, 1977.-210 с.
  49. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 30−37.
  50. И. Посттравматическое стрессовое расстройство. // Медицинская газета. 1999. — 30 июля. — С. 9.
  51. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -Спб.: Изд. «Питер», 2000. 528 с.
  52. А.И. Здоровье водителей и безопасность дорожного движения. -М.: Транспорт. 1979. — 136 с.
  53. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995 Т. 16. — № 3. — С. 11.
  54. Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Автореф. дис. канд.психол.наук. М.: МГУ, 1981.-25 с.
  55. Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций. // Психологический журнал. М.: Изд-во МГУ, 1995, № 5.
  56. С.А. Профессия как фактор самореализации личности. Автореф. .канд.филос.наук. -М., 1998. С. 13.
  57. В. Психология народов. М.: Эксмо. СПб.: Terra Fant., 2002. — 864с.
  58. Л.С. История развития высших психических функций. / Собр.соч., Т. 3. М.: Педагогика, 1983 — 528 с.
  59. Л.С. Конкретная психология человека. // Вестник МГУ. -Сер. 14. Психология. — 1986. — № 1. — С. 3−15.
  60. Л.С. Собрание сочинений в 6 ти томах — М.: Педагогика, 1982.-Т. 2.-С. 166.
  61. Л.С. Структурная психология. / Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1972.-С. 65−67.
  62. П.Б. Избранные труды. / Под ред. О. В. Кербикова М.: Медицина, 1964, — 290 с.
  63. В.К. Уровень притязаний и характеристики интеллекта. // Ученые записки. ЛГУ, 1973. № 368, «Психология». Вып. 5. — С. 101−106.
  64. В.А. Психиатрия. М.: Медгиз., 1940. — 453 с.
  65. JI.Я. Психология эмоциональных отношений. / Гозман Л. Я. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 175 с.
  66. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализация личности и проблема ее измерения. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-43 с.
  67. Е. И. Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думка, 1984.-207 с.
  68. Е.И. Понятие психологического времени. // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Знание, 1988.-167 с.
  69. М.О. О так называемой «малой психиатрии». // 50 лет психиатр, клинике им. С. С. Корсакова. М.: Медицина, 1949. — С. 63−68.
  70. Л.О. Травматический невроз. Казань, 1916. — 234 с.
  71. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дис. док. псих. наук. М., 1985. — С.12
  72. У. Психология. / Пер. с англ. яз. Под редакцией Л. А. Петровской -М.: Педагогика, 1991 -345 с.
  73. Д.И. Проблема идеального. М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
  74. Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. — 167 с.
  75. А.В., Зинченко В. П. Ученые записки Института психологии УССР. Тт. 1−9. Киев 1949—1959 гг. // Вопр. психол. 1960. — № 1. — С. 23−24.
  76. .В. Патопсихология. М.: Медицина, 1985. — 358 с.
  77. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 147с.
  78. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии. // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 2. — С. 121 133.
  79. М.Е., Лазебна Е. О., Тарабрина Н. В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане. // Психологический журнал. 1997. — Т. — № 2. — С. 34−49.
  80. В.П. Образ и деятельность: Избранные психологические труды /В.П. Зинченко. М.: МОДЭК, МПСИ, 1997. — 608 с.
  81. В.Т., Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Шамрей В. К., Рустанович А. В., Гуляев В. А. Боевая психическая травма и оказание психиатрической помощи легкопораженным на этапах медицинской эвакуации.// Военно-медицинский журнал, 1995. № 3 — С. 32−36.
  82. В.Г. Клинико-статистическое обоснование психиатрической помощи раненым в остром периоде раневого процесса (из опыта работы во время войны в Афганестане) // Социальная и клиническая психиатрия. 1993. -№ 3 — С. 26−29.
  83. М.М. Концепция реабилитации и современная клиническая медицина. // Реабилитация онкологического больного. Л.: Медицина, 1979. — С. 17−25.
  84. М.М. Реабилитация динамическая система взаимосвязанных компонентов. // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. — Л.: Медицина, 1973. — С.29.
  85. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 310 с.
  86. Н.Ф. Основы Психоанализа. М.: Центр Развития Карьеры «Формула Успеха», 2004. — 352 с.
  87. Г. Процесс каузальной атрибуции. // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. — С. 127−137.
  88. А. Экзистенциальная психиатрия. М.: Изд-во «Совершенство"/ Серия «Библиотека зарубежной психологии"/, 1998. — С. 248.
  89. Г. П., Миронова О. В. Вопросы адаптации при посттравматических стрессовых расстройствах (ГГГСР). // Съезд психиатров России, 12-й: Материалы. М.: Медицина, 1995. — С. 149−151.
  90. Г. П., Тураходжаев A.M. Влияние посттравматических стрессовых расстройств на реабилитацию воинов-ветеранов войны в Афганистане. // Социальная и клиническая психиатрия. 1992, — № 1 — С. 33−36.
  91. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: Изд-во Казан, ун-т., 1969 — 251 с.
  92. Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира. // Вестн. МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1995. — № 1 — С. 8−18.
  93. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Мысль, 1996. -С. 8−41.
  94. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. JL: ЛГУ, 1957.-т. 1.- С. 14.
  95. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. // Автореферат. М., 1979. С. 19.
  96. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984 — 270 с.
  97. Когнитивная психотерапия расстройств личности. / Под ред. Бека А. -СПб.: Питер, 2002. 544с.
  98. В.Н. Психологическая компетентность учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях / Под ред. Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1989. С. 46−58.
  99. КолинаН.Ф. Основы психоанализа. М.: Центр Развития Карьеры «Формула Успеха», 2004. — 352 с.
  100. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1987−366 с.
  101. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 3 — С. 25−38.
  102. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 — 383 с.
  103. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.-218 с.
  104. А.А. Этническая конфликтология: Этнические аспекты локальных конфликтов у азиатских границ России в последней четверти XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра полит, наук. Спб., 1996. — 43 с.
  105. Е.К. Неврозы военного времени. // Военная медицина на Западном фронте в ВОВ. 1994. — № 8. — С. 36−38.
  106. Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  107. Э. Введение в психиатрическую клинику. / Э. Крепелин- Пер. с нем.- М.: БИНОМ, 2004. — 493 с.
  108. И.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики: Уч.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. М.: МГУ, 1991. — 56 с.
  109. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. М.: Наука, 1987. — 235 с.
  110. А.А., Хорошилова Е.А.Субъектные и объектные черты личности: проблемы и пути исследования. // Психологические проблемы индивидуальности: научные сообщения к семинару-совещанию молодых ученых. М.: Просвещение, 1984. — Вып.2. — С. 57−59.
  111. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. / Общ. науч. ред. Н. М. Смирновой. 2-е изд., испр. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 327 с.
  112. В.Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростков. // Вопросы психологии. — 1968. № 1. — С. 23.
  113. В.И. Профилактика, лечение и реабилитация психогенно обусловленных расстройств у плавсостава Военно-морского флота: Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб., 1994. — С. 41.
  114. Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви Л.: Медицина, 1970. — С. 178−206.
  115. К. Хрестоматия по истории психологии. М.: Просвещение, 1980. -С. 131−145.
  116. Л.Б. Психодиагностика функциональных состояния человека. -М.: Изд-во МГУ. 1984. — 199 с.
  117. А.А. Психолингвистический аспект языкового значения. // Принципы и методы семантических исследований. Под редакциейB.М. Ярцевой М.: Просвещение, 1976 — С. 46−73.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. -1975.-340 с.
  119. А.Н. К психологии образа. // Вестник МГУ. Серия 14 Психология. — 1986 — № 3. — С. 73.
  120. А.Н. Образ мира. // Избр. психологические произведения: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 260.
  121. А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 104.
  122. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — С. 36.
  123. А.Н. Психология образа. // Вестн. МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1979.-№ 2.-С. 3−13.
  124. Д.А. Личностный смысл и трансформация образа. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. 1988, — № 2 — С. 3−10.
  125. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. // Вопр. психол. 1989.-№ 3.-С. 11−21.
  126. Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992.-89 с.
  127. Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992. —C. 16.
  128. Д.А. Человек и мир, логика жизненных отношений. // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. / Под ред. Б. А. Парахонского. Киев: Наукова думка, 1990. — С. 47−58.
  129. Д.А., Калашников О. Э., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций. // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. -№ 1.-С. 150−155.
  130. ЛипкинаА.И., Рыбак Л. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Педагогика, 1988. — 212 с.
  131. М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 110 с.
  132. С.В. Клинико-организационные проблемы оказания психиатрической помощи военнослужащим в Афганистане. // Дис. докт. мед. наук.-СПб., 1994.-Т. 1.-371 е.
  133. С.В., Нечипоренко В. В., Снедков Е. В. Аддиктивное поведение военнослужащих в боевых условиях. // Военно-медицинский журнал. 1995. -№ 11.-С. 39−43.
  134. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1985.-446 с.
  135. Н.А. Шарлотта Бюлер представитель гуманистической психологии. // Вопросы психологии. — 1980. — № 1. — С. 154−158.
  136. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. 297 с.
  137. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Отв. ред. Ю. Забродин. М.: Наука, 1989. — 449 с.
  138. Ломов Б. Ф. Психологические проблемы в особых условиях деятельности. -М.: Наука, 1985.-232 с.
  139. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: ПАРФ, 1998. — 496 с.
  140. С. Теории личности: сравнительный анализ: Учебник / Пер. с английского. М.: Изд-во «Речь», 2002. 544 с.
  141. А.Г., Чермянин С. В., Мухин А. П. Медико-психологические последствия воздействий на человека психогенных факторов военных конфликтов. // Пробл. безопас. при чрезв. ситуациях. 1996. — № 8. — С. 67−78, 113.
  142. А. Мотивация и личность. // Сб. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Изд. Дом «Бахрах»., 1996. -С. 65−76.
  143. А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. — 259 с.
  144. А. Самоактуализация. // Психология личности: Тексты. Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря Москва: Изд-во МГУ, 1982 — 134 с.
  145. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959, — 234 с.
  146. B.C. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психологии. // Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. Под ред. B.C. Мерлина и Б. А. Никитюка. -Пермь, 1976.-С. 14−38.
  147. B.C. Психология индивидуальности. // Избранные психологические труды, под ред. Е. А. Климова. М.: Наука, — 1996 — 445 с.
  148. Мид Дж. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль. — М., Наука, 1994. С. 217−218.
  149. А., Берковская М. Психотерапевтическая помощь мирному населению в районах вооруженных конфликтов. // Врач. 1995. — № 5. — С. 4344.
  150. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. ВОЗ. Женева, С.-П.: Медицина, 1995.-675 с.
  151. В.М. Глубинная психология и психиатрия. // Журнал невропатология и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1958. — № 3. — С. 373−380.
  152. МуздыбаевК. Психология ответственности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 240 с.
  153. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Прогресс, 1999.- 144 с.
  154. B.C. Патология нервной системы у ветеранов Афганистана. -Екатеринбург: Наука, 1994. 453 с.
  155. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. — С. 34−48.
  156. У. Познание и реальность. М.: Просвещение, 1981. — С. 56.
  157. В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.-405 с.
  158. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 335 с.
  159. НемовР.С. Психология. В 2-х книгах. М.: Просвещение, 1995. — С. 3640.
  160. Р.С. Психология. Кн. 3. М.: Владос, 1999. — С. 261.
  161. В.В., КурпатовВ.М. Профилактика пограничных нервно-психических расстройств у военнослужащих. // Военно-медицинский журнал. -№ 12.- 1995.- с. 21−24.
  162. В.В., Литвинцев С.В, СнедковЕ.В., Малахов Ю. К., Саламатов В. Е. Реакции боевого стресса и медико-психологическая реабилитация участников войн. // Российский психиатрический журнал. — 1997. -№ 1.-С. 35−37.
  163. Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. -М.: Изд-во «Аетейя», 2000. 224 с.
  164. . Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. — 480 с.
  165. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.
  166. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Наукова думка, 1990. — 245 с.
  167. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / Под ред.А. А. Бодалева и В. В. Столина М.: Изд-во Московского университета, 1987. — 304 с.
  168. Д.С. О лечении навязчивых невротиков по методу коллективной психотерапии. / Журнал невропатологии и психиатрии, 1927, № 6, — С. 588−594.
  169. Г. Личность в психологии. СПб.: Питер, 1998. — 345 с.
  170. Д.В. Смысловые структуры личности участников афганской войны. // Психологический журнал. 1991. — № 5. — С. 46.
  171. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  172. ОсгудЧ. Точка зрения гештальттерапии. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Просвещение, 1975. — С. 114−127.
  173. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие). / Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И, Сафронова А. Д. М.: Изд-во МВД РФ, 1997. — 344 с.
  174. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зимеля к постмодернизму) / Под ред. Ю. Н. Давыдов, А. Б. Гофман, А. Д. Ковалев и др. М.: Наука, 1994. — 380 с.
  175. И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 3 — 4. М.- Л., 1951. — С. 68−89.
  176. И.М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии. -Л.: ЛГУ, 1972. 267с.
  177. В.Н. Искусство управлять собой. М.: Ин-т Психотерапии, 2001.-256 с.
  178. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Прогресс, 1993, — С. 32.
  179. Т. Общий обзор. В кн.: Американская социология. / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1972. 168 с.
  180. О.Г., Рабочий А. В. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах у военнослужащих. // Социально-клиническая психиатрия. -1998. Т. 8. — вып. 4. — С. 115−116.
  181. Ф. Внутри и вне помойного ведра. // Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. Спб.: Питер, 1995. — 448 с.
  182. А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. — № 4 — С. 3−9.
  183. А.В. Психология о каждом из нас. М.: РОУ, 1992.-332 с.
  184. А.В. Системно-деятельностный подход к личности. Концепция персонализации. // Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987 С. 8−18.
  185. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1984. — № 4. — С. 13−20.
  186. Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект. // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 54.
  187. К.К. Психология летного труда. М.: Воениздат, 1960. -С. 4557.
  188. К.К. Структура и развитие личности. Москва, Наука: 1986 — 382 с.
  189. Н.И. Самореализация личности. / Дис. канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1995. С. 38.
  190. В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дис. канд. психол. наук. М., 1990. — С. 32.
  191. И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени. // Социс. 1999. — № 10. — С. 135−145
  192. О.А. Опыт психотерапевтической помощи участникам вооруженного конфликта в Чечне на базе Костромского областного госпиталя. // Вестник психосоциальной коррекционной и реабилитационной работы. № 1. -2001. С. 75−80.
  193. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин., В. К. Гайда. В. К. Горбачевский и др. // Под. общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 560 с.
  194. Практикум по психодиагностике: Дифференциальная психометрика: Учеб. пособие. / под ред. Столина В. В., Шмелева А.Г.- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: Моск. ун-т, 1984. — 151 с.
  195. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  196. Развитие мозга и психики. / Под ред. В. П. Осипова, Г. З. Рогинский, Гос. ин- т по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. JL: Лениздат, 1948. — 240 с.
  197. РегушЛ.А. Наблюдения в практической психологии. СПб.: Образование, 1996. — С. 58−63.
  198. РегушЛ.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности. Л.: Наука, 1983. — С. 28−45.
  199. Д. и др. Одинокая толпа. The lonely crowd, N. Y., 1950 (совместно с N. Glazer и R. Denney) — Лица в толпе. Faces in the crowd, New Haven, 1952. -C.56−59.
  200. К. Взгляд на психотерапию. // Пер. с англ. языка.- М.: Прогресс, 1994−480 с.
  201. К. К науке о личности. // История зарубежной психологии: Тексты. Под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. Москва: Изд-во МГУ, 1986-С. 121−178.
  202. К. Что значит становится человеком. // Хрестоматия: Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1996 — С. 137−212.
  203. В.В., Кроз М. В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. М.: Воениздат. изд., 1994. — 347 с.
  204. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.
  205. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Просвещение, 1989.-371 с.
  206. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 1959 — 354 с.
  207. С.Л. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  208. С.Л. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983.- 159 с.
  209. Руководство по психотерапии. / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985. — 620 с.
  210. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Просвещение, 1972.-С. 128−135.
  211. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В. А. Ядова Л.: Наука, 1979. — С. 56.
  212. СанжаеваР.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Докт. дисс. — Томск, 1997. — 301 с.
  213. Н.И. Структура и динамика межличностных и внутриличностных отношений. Автореф. дис. Тб., 1987. — С. 5−10.
  214. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. // Вопросы психол. 1975. — № 3. — С. 62.
  215. Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. — 109 с.
  216. Г. Стресс жизни. В кн. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А. Е. Сельченок К.В. Мн.: Харвест. 2000. — С. 6−38.
  217. А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. М.: Педагогика, 1999. — С. 42.
  218. Н.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 186 с.
  219. В.К., Шпиленя Л. С. Основные направления развития военной психиатрии в иностранных армиях. // Воен.-мед. журн. 1989. — № 11. — С. 71−74.
  220. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. // Психологический журнал, 1996. Т. 17 — № 1. — С. 15−20.
  221. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
  222. Е.В. Боевая психическая травма: Автореф. дне.. докт. мед.наук. -СПб., 1997.-48 с.
  223. Е.В. Психогенные реакции боевой обстановки (клинико-динамическое исследование на материале афганской войны): Дис. канд. мед. наук. СПб., 1992. — 325 с.
  224. Современная западная философия: Словарь. // Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. Москва: Политиздат, 1991. — 414 с.
  225. Е.Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности: Дис. .д-рапсихол. наук. М., 1991.- 107 с.
  226. Е.Т. Проективный метод в контексте концепции личностного смысла. // Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С.58−70.
  227. СоханьЛ.В. Жизненная программа и жизненные планы личности. // Справочник. Киев: Наукова думка, 1984. — С. 56.
  228. СпиркинА.Г. Происхождение сознания. М.: Госполитиздат, 1960 -471 с.
  229. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  230. В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. // Восприятие и деятельность. М.: МГУ, 1976. — С. 101−208.
  231. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997−430 с.
  232. И.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы. // Психологический журнал. -1992.-Т. 13.-№ 2.-С. 14−24.
  233. Н.В. Психологические последствия войны. // Психологическое обозрение. 1996. -1 (2). — С. 26−29.
  234. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  235. В.М. Избранные труды в 2-х томах: том 1. — М.: Просвещение, 1985.-С. 127.
  236. Э.Б. Учебник психологии. В 2 т. М.: Просвещение, 1914. — Т.2 -С. 113−115.
  237. Л.И. Основные вопросы военной психиатрии глубокого тыла. / Дисс. канд. мед. н. Свердловск, 1947. С. 23−48.
  238. Н.Н. Физиологический анализ изменений процессов познания в старческом возрасте. В кн. IX Международный конгресс геронтологов 2−7 июля 1972. — Киев, 1972. — Т.2. — С. 310.
  239. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М.: Прогресс, 2000. -С. 76.
  240. В. Человек в поисках смысла. // Пер. с англ. языка.- М.: Прогресс, 1990−420 с.
  241. Франкл В. О смысле жизни. // Хрестоматия: Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1996 — С. 212−385.
  242. Фрейд 3. «Я» и «Оно». / Труды разных лет. Кн.1, 2. Тбилиси: Мерани, 1991. — С.56−59.
  243. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. — 456 с.
  244. Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому самоанализу.// Проблема человека в западной философии: Сб. Пер. с англ., нем., франц. яз. Сост. П. С. Гуревич. Общ. редакция Ю. Н. Попова — М.: Прогресс, 1988 — С. 2580.
  245. Н.Е., Никулина Т. А. Соотношение разнонаправленных механизмов саморегуляции личности: стремление к самовыражению и защите «Я». // Психологическое обозрение. 1997. — № 2(5) — С. 18.
  246. .Д., Былим А. И. Психические нарушения у беженцев и их медико-психологическая коррекция: Руководство для врачей. Кисловодск, 1998.- 138 с.
  247. Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М.: Просвещение, 1995. — 334 с.
  248. Е.М. Психологический стресс. М.: Издательский центр» Академия «, 1996. — С. 67.
  249. Г. К. Самопознание и самореализация личности. / Методологические проблемы. / Дис.. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994.- 143 с.
  250. Н.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: АН СССР, ин-т психологии, 1977. — С. 16−38.
  251. Н.И. Самосознание личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — 223 с.
  252. В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. — № 2 (18). — С. 74−80.
  253. Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шибутани. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д., 1988. С. 193−212.
  254. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможножности. М.: Педагогика, 1983. — 158 с.
  255. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с.
  256. А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
  257. Э. (EriksonE.) Идентичность: Юность и кризис. М.: Наука, 1996. — С. 55.
  258. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного. // Вопросы философии.- 1988. -№ 1 С. 133−152.
  259. ЮнгК.Г. Психологические типы. // Пер. с нем. яз. М.: Университетская книга, 1995−715 с.
  260. ЯдовВ.А. Анализ социального в индивидуальном. // Вопросы психологии. 1979. — № 1 — С. 123−126.
  261. В.А. Проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С. 59−63.
  262. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. — С. 226−229.
  263. Albert Ellis, Reason and Emotion in Psychoterapy. New York, 1962, pp. 122 125.
  264. Arthur R.J. Psychiatric syndromes in prisoners of war and concentration camp survivors/ C.T. Fiemann., R.A. Faguet (Eds.)// Extraordinary disorders of human behavior. N.Y.: Plenum, 1982. — P. 47−63.
  265. Bensheim H., Die K.Z. Neurose rassische Verfolgter: Ein Beitrat zur Psychopathologie der Neurosen// Der Nervenarzt. 1960. — Vol 31. — P. 462−469.
  266. Bleich A., Attias J., Zinger Y. Psycho-neuro-physiological assessment of posttraumatic stress disorder using event-related potentials // Harefuah. — 1994. — Vol. 127, -№ 10. —P. 364−368.
  267. Bleich A., Siegel В., Garb R. Post-traumatic stress disorder following combat exposure: Clinical features and psychopharmacological treatment. Br.J. Psychiatry, 1986, 149: 365.
  268. Bugental, J.F.T.The search for authenticity, an existential-analytic approach to psychotherapy. NewYork: Holt, Rinehart and Winston, 1965.
  269. D.M. and Brown RJ. (1979)Towards a more social psychology. British Journal of Social and Clinical Psychology, 18, 173−80
  270. Daniel Y. As survivors age: Part II// NCP Clinical Quarerly. 1988. — V. 4. -P. 20−24.
  271. Deagle E.A., Berigan J.R., Powel J.A. et all. Utilization of combat stress control detachments (Организация психиатрической помощи в зоне боевых действий)// Mil. Med. 1998. — V. 163, № 6. — P. 3−4.
  272. Egendorf A.N. The postwar healing of Vietnam Veterans. Recent research // Hospital and Community Psychiatiy. 1981. — V. 33. — P. 901−908.
  273. Erikson EH: Childhood and Society. New York, WW Norton, 1974.
  274. Figley Ch. R. Toward a field of traumatic stress // J. traum stress. 1985. V. 1. P. 9−16.
  275. Janoff-Bulman R. The aftermath of victimization: rebuilding shattened assumptions. // Trauma and its wake: The study and treatment of post-traumatic stress disorder. New York: Brunner, 1985.- P.137−150.
  276. Kafka J. Multiple Realities in Clinical Practice // New Haven, Yale Univ. Press, 1989, pp.
  277. Kagan J., Kogan N. Individual variation in cognitive processes // P.H. Mussen.
  278. Kelly G. The psychology of personal construct. N. Y. v. 1, 1955, P. 23−96.
  279. Klein G.S. Cognitive control and motivation. In Lindzey G. (Ed) // Assesment of human motives. Wesport Greenwood press. N.Y., 1970, P. 87−118.
  280. Klein H. Delayed effects and after-effects of Severe Traumatiza-tion // Israel Annals of Psychiatry. 1974. — Vol. 12. — P. 293−303.
  281. Koffka K. Grundlandlagen der psychischen Entwicklung. Berlin, 1925.
  282. Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. New York, Toronto, London, McGraw-Hill Book, Co., 1966.
  283. Lifton KJ. Death in Life: Survivors of Hiroshima. N.Y., 1973.
  284. Maddi, S. R. The search for meaning: The Nebraska symposium on motivation 1970 / S. R. Maddi / W. Y. Arnold, M. H. Page. Lincoln University of Nebraska press, 1971.-P. 137−186.
  285. Maslow, A. H. Motivation and personality / A. H. Maslow. NY, 1954.
  286. Maslow, A. H. The future reaches of human nature / A. H. Maslow. NY, 1971.
  287. Mattusek P. Interment in concentration camps and their consequences. N.Y. -Springer, 1975.
  288. May, R. The Discovery of Being. New York Norton, 1983
  289. Morgan, G.A. and Harmon, R.J. Developmentaltransformation in mastery motivation. In R.N. Emde and R.J. Harmon (Eds.), Continuities and discontinuities in development (pp.263−291). New yorkAPlenum Press. 1984
  290. Niederland W.G. Psychiatric disorders amond persecution victims // Journal of Nervous and Mental Disease. 1964. — Vol. 139. — P. 458−474.
  291. Rogers C. Client-centered therapy. Its current practice, implications and theory, Boston, 1981. p. 198.
  292. Rokeach, M. The open and closed mild New York: Basic Books, 1960.
  293. M., Kaplan H.B. /eds/ Social Psychology of the Self-Concept. Arlington Heights, 1982.
  294. Rosenberg M.J. Cognitive Structure and Attitudinal Effect. J. Social. Psychol., 1956, vol. 53, p367−372.
  295. Rothenberg, A. Creativity and Madness. Baltimore, Md.: Johns Hopkins Univercity Press, 1990.
  296. Ryalls, J., Baum, S., Samuel, R., Larouche, A., Lacoursiere, N. & Garceau, J. (1993). Anticipatory co-articulation in the speech of young normal and hearing-impaired French Canadians. European Journal of Disorders of Communication, (vol. 28). 87−101.
  297. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M.P.Zanna (ed), Advances in Experimental Social Psychology (vol 25, pp. l-65), San Diego, CA: Academic Press. 1992.
  298. Selye H. Stress and Aging. J. Amer, Geriat, Soc., 1970, 18, 669−680.
  299. Selye H. Stress. Monterial, Acta I nc., 1950.
  300. Shapiro J. Methods of psychotherapy and encounter. Itasca, 1978.
  301. Talbott J.H.Terplan K.L.The kidney in gout Medicine 1960−39:405−68.
  302. Talbott, L. The death of the asylum. New York: Grune and Stratton. 1978.
  303. Taylor R.B. Toward and environmental psychology of disordendelinquency, crime, and fear of crime. Handbook of Environmental Psychology (vol.2, pp. 951−86), 1987 Chichester: John Wiley.
  304. Weiss D.J. Improving meas urement quality and efficiency with adaptive testing. Applied Psychological Measurement, 1982. pp. 473−492.
  305. Wundt W. Grudrib der Psychologie. Leipzig, 1898.
Заполнить форму текущей работой