Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

ШкалыХср.σЭкстраверсия 11,65,8Нейротизм8,95,4Психотизм5,63,8Шкала лжи3,92,0 В целом по группе медработников планового профиля можно сказать, что им присущи как качестваамбивертов, то есть как экстравертов (общительность, необходимость в контактах), так и интровертов (склонность к самоанализу, замкнутость). Разброс значений говорит о том, что в группе большое количество как интровертов, так… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретическое исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
    • 1. 1. Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Факторы, провоцирующие феномен эмоционального выгорания
    • 1. 2. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников разных профилей деятельности
    • 1. 3. Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у медицинских работников разных профилей деятельности
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Организация эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности
    • 2. 1. Характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Характеристика методов исследования
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности
    • 3. 1. Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников экстренного профиля
    • 3. 2. Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников планового профиля
    • 3. 3. Сравнительные результаты особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности
  • Выводы по главе III
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По результатам соотношения видно, что большинство медицинских работников экстренного профиля обладают чертами амбивертов, эмоционально устойчивы и адекватны. Однако следует отметить, что треть группы имеет выраженную склонность к эмоциональной неадекватности. Результаты по группе по методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко представлены в таблице 6. Таблица 6Результаты по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

ШкалыХср.σРациональный канал эмпатии4,01,3Эмоциональный канал эмпатии3,41,4Интуитивный канал эмпатии4,51,1Установки, способствующие эмпатии3,50,9Проникающая способность в эмпатии3,91,3Идентификация в эмпатии3,01,6Общий уровень эмпатии22,254,7По результатам теста выявлено, что в среднем, медицинские работники имеют средний уровень эмпатии. Наиболее выраженными у испытуемых являются интуитивный и рациональный канал эмпатии, а также проникающая способность в эмпатии. То есть они способны видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Также испытуемых характеризует направленность внимания, восприятия и мышления на сущность другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Проникающая способность позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Результаты соотношения медработников экстренного профиля с разным уровнем эмпатийных способностей отражены на рисунке 4.Рис. 4. Результаты соотношения медработников с разным уровнем эмпатии. Результаты соотношения показали, что большинство медицинских работников экстренного профиля (45,8%) имеют средний уровень эмпатии. Однако довольно большая часть сотрудников (41,7%) имеют заниженный уровень эмпатии. Крайние уровни (высокий и низкий уровень эмпатии) встречаются редко среди медицинских работников данной группы. Результаты по группе по тесту

С. Розенцвейга представлены в таблице 7. Таблица 7Результаты теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга

ШкалыПараметры Хср.σОD — препятственно-доминантная направленность

Баллы 9,54,8%39,6%ЕD — эго-защитная направленность

Баллы 7,64,0%31,7%NP — потребностно-неустойчивая направленность

Баллы 6,93,3%28,7%Е — экстрапунитивнаянаправленность

Баллы 5,82,9%24,2%I — интропунитивнаянаправленность

Баллы 10,32,4%42,9%М — импунитивнаянаправленность

Баллы 7,92,8%32,9%GCR (степень социальной адаптивности) Баллы 7,23,3%51,4%По результатам теста можно сказать, что медицинским работникам присуще в большей степени препятственно — доминантные и эго — защитные реакции на фрустрацию. То есть, они, в основном, подчеркивают препятствие в форме, представляющей его как благоприятное или же незначительное; либо их"Я" играет роль в ответе на фрустрацию, испытуемые или порицают кого-нибудь, или же согласны отвечать, или отрицают ответственность вообще. По направленности преобладают интропунитивные реакции, то есть обращенность на себя. То есть фрустрирующую ситуацию истолковывают как благоприятную или как заслуженное наказание, осуждение предъявляют самому себе, но отрицают ответственность или признают свою ответственность. При сравнении с нормамиу испытуемых данной группы завышен препятственно-доминантный тип реакции, интропунитивная и импунтивнаянаправленность. Заниженным является эго-защитный тип реакции на фрустрацию и экстрапунитивная направленность. Можно сказать, что характерным для данной группы является чрезмерное принятие ответственности на себя во фрустрирующих ситуациях и освобождение от ответственности других. По степени социальной адаптивности можно сказать, что в среднем, группа медицинских работников слабо адаптирована, испытуемые часто подвергаются конфликтным ситуациям, их адаптация в социуме несколько нарушена. Соотношение испытуемых с разным уровнем социальнойадаптированности отражено на рисунке 5.Рис. 5. Результаты соотношения медработников с разным уровнем социальной адаптации. По соотносительным данным видно, что большинство испытуемых (45,8%) плохо адаптированы в социуме. Лишь четверть группы имеют высокий уровень социальной адаптации.

3.2. Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников планового профиля

Анализ документации медицинских работников планового профиля показал, что возраст испытуемых составляет 25 — 52 года, стаж работы в медицинской сфере 3 — 25 лет, стаж работы в данном учреждении 3 — 16 лет. Результаты беседы показали, что, в основном, в данной группе медицинских работников, симптомы эмоционального выгорания выражены в средней степени. Так, полное нежелание идти на работу после выходных отметили 12% сотрудников, большинство медработников 68% отметили такое состояние как иногда возникающее. На вопрос «если бы у вас была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), то вы сделали бы это без промедления» все сотрудники ответили неуверенно, ни да, ни нет, ссылаясь на возможные обстоятельства. Раздражение на работе при общении с коллегамиотметили 20% сотрудников, также 20% отметили такое состояние, как иногда возникающее, большинство медработников (60%) не отмечают раздражения на работе при общении с коллегами. Раздражение на работе при общении с больнымиотметили 32% сотрудников, 50% отметили такое состояние, как иногда возникающее, только 18% сотрудников не отмечают раздражения на работе при общении с больными. Новизны в работе ожидают 56% медработников, 44% считают, что вряд ли их может что-то удивить на работе, но не исключают такую возможность. Результаты анкетирования с целью оценки эмоционального состояния медицинских работников представлены в таблице8. Таблица 8Результаты анкетирования с целью оценки эмоционального состояния

Эмоциональное состояние

Да Иногда, время от времени

Нет Хорошее самочувствие44%52%4%Активность44%56%0%Высокая работоспособность32%40%28%Внимательность к коллегам, участливость52%48%0%Внимательность к больным, участливость36%44%20%Жизнерадостность 44%36%20%Увлеченность 16%56%28%Уверенность, спокойствие24%64%12%Выносливость 28%52%20%Бодрость 24%52%24%Таким образом, большинство медицинских работников планового профиля имеют, в основном, хорошее самочувствие, бодры, чаще всего активны, жизнерадостны, уверенны, выносливы и работоспособны, проявляют внимание к пациентам и к коллегам. Можно отметить несколько сниженную увлеченность профессиональной деятельности у данной группы медработников. Результаты тестирования представлены в сводной таблице 9 Приложения 6. Результаты по группе по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко представлены в таблице 10. Таблица 10Результаты по методике диагностики уровня эмоционального выгорания Шкалы

Хср.σНапряжение51,616,71. Переживание психотравмирующих обстоятельств 15,86,02. Неудовлетворенность собой10,66,03. «Загнанность в клетку»

13,17,54. Тревога и депрессия12,04,7Резистенция 48,319,31. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование13,47,62. Эмоционально-нравственная дезориентация12,94,73. Расширение сферы экономии эмоций 11,66,54.

Редукция профессиональных обязанностей10,48,7Истощение 40,317,71. Эмоциональный дефицит14,26,02. Эмоциональная отстраненность10,25,63. Личностная отстраненность (деперсонализация) 7,56,14. Психосоматические и психовегетативные нарушения8,47,5По результатам можно сказать, что все фазы эмоционального выгорания у испытуемых данной группы находятся в стадии формирования. Причем, стадия напряжения выражена больше всего, стадия истощения — меньше всего. Выраженность симптомов в каждой фазе в среднем по группе медработников отражена на рисунке 6.Рис.

6. Выраженность симптомов в каждой фазе в среднем по группе. По результатам видно, что в среднем в группе испытуемых нет сложившихся симптомов. Наиболее выражен и почти сложившийся симптом — переживание травмирующих ситуаций, что проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

Также достаточно сильно выражен эмоциональный дефицит, когда приходит ощущение, что эмоционально человекне может помогать своим клиентам, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. Большинство симптомов находятся в стадии формирования. У медработников данной группы отсутствуют такие симптомы, как личностная отстраненность (деперсонализация) и психосоматические нарушения. Результаты соотношения медработников с различным уровнем выраженности симптомов эмоционального выгорания представлены в таблице 11. Таблица 11Результаты соотношения медработников с различным уровнем выраженности симптомов эмоционального выгорания

Симптомы эмоционального выгорания

Сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Отсутствие симптома

Переживание психотравмирующих обстоятельств52%36%12%Неудовлетворённость собой24%28%48%Загнанность в клетку40%32%28%Тревога и депрессия28%44%28%Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование36%44%20%Эмоционально-нравственная дезорганизация28%64%16%Расширение сферы экономии эмоций32%24%44%Редукция профессиональных обязанностей24%28%48%Эмоциональный дефицит44%36%20%Эмоциональная отстраненность16%40%44%Личностная отстраненность (деперсонализация)

4%28%68%Психосоматические и психовегетативные нарушения24%4%72%Судя по результатам, у большинства сотрудников сложившимися являются симптомы переживания травмирующих ситуаций, загнанность в клетку (чувство беспомощности) и эмоциональный дефицит. У большинства сотрудников в стадии формирования находятся такие симптомы как тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезорганизация. Таким образом, у медицинских работников данной группы страдает в основном эмоциональная сфера. Результаты соотношения медработников с различным уровнем выраженности фаз эмоционального выгорания отражены на рисунке 7.Рис. 7. Соотношение медработников с различным уровнем выраженности фаз эмоционального выгорания. По результатам видно, что большинство медработников имеют находящиеся в стадии формирования фазы напряжения и резистенции. Фаза истощения у большинства испытуемых не выражена, однако у 40% испытуемых она находится в стадии формирования. 20% сотрудников имеют сформировавшуюся фазу напряжения и 24% медработников имеют сформировавшуюся фазу резистенции. Результаты по группе по личностному опроснику Г. Айзенка представлены в таблице 12. Таблица 12Результаты по личностному опроснику Г. Айзенка

ШкалыХср.σЭкстраверсия 11,65,8Нейротизм8,95,4Психотизм5,63,8Шкала лжи3,92,0 В целом по группе медработников планового профиля можно сказать, что им присущи как качестваамбивертов, то есть как экстравертов (общительность, необходимость в контактах), так и интровертов (склонность к самоанализу, замкнутость). Разброс значений говорит о том, что в группе большое количество как интровертов, так и экстравертов. Группе медработников присуща некоторая эмоциональная нестабильность, возможно ситуативная. Небольшой разброс значений говорит о том, что в данной группе испытуемых больше эмоционально устойчивых работников или средне устойчивых, то есть ситуативно проявляющих эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, склонность к раздражительности. В группе испытуемых в целом психотизм не выражен, однако разброс значений говорит о том, что есть испытуемые как с отсутствием психотизма, так и склонные к нему (неадекватность эмоциональных реакций, высокая конфликтность, неконтактность). Однако, работники с выраженнымпсихотизмом, эмоциональной неадекватностью, кому нежелательно работать с людьми, находятся в меньшинстве. Результаты соотношения медработников планового профиля с различной выраженностью экстраверсии, нейротизма и психотизма отражены на рисунке 8.Рис. 8. Результаты соотношения медработников с различной выраженностью экстраверсии, нейротизма и психотизма. По результатам соотношения видно, что большинство медицинских работников планового профиля обладают чертами амбивертов, эмоционально устойчивы и адекватны. Однако следует отметить, что 36%испытуемых имеет выраженную склонность к эмоциональной неадекватности и 40% имеют склонность к эмоциональной неустойчивости. Результаты по группе по методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко представлены в таблице 13. Таблица 13Результаты по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

ШкалыХср.σРациональный канал эмпатии4,70,9Эмоциональный канал эмпатии4,81,0Интуитивный канал эмпатии3,41,2Установки, способствующие эмпатии4,80,9Проникающая способность в эмпатии4,21,2Идентификация в эмпатии4,91,0Общий уровень эмпатии26,93,6По результатам теста выявлено, что в среднем, медицинские работники планового профиля имеют средний уровень эмпатии. Наиболее выраженными у испытуемых являются: идентификация, рациональный и эмоциональный канал эмпатии, а также установки, способствующие эмпатии. То есть они способныпонять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера, направлять внимание, восприятие и мышлениена сущность другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Способны входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими. Результаты соотношения медработников планового профиля с разным уровнем эмпатийных способностей отражены на рисунке 9.Рис. 9. Результаты соотношения медработников с разным уровнем эмпатии. Результаты соотношения показали, что большинство медицинских работников планового профиля (64%) имеют средний уровень эмпатии. Почти четверть группы (24%) имеют высокие эмпатические способности, меньшинство (12%) имеют заниженный уровень эмпатии, низкий уровень эмпатии не встречается в данной группе медицинских работников. Результаты по группе по тесту С. Розенцвейга представлены в таблице 14. Таблица 14Результаты теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга

ШкалыПараметры Хср.σОD — препятственно-доминантная направленность

Баллы 6,52,5%27,1%ЕD — эго-защитная направленность

Баллы 10,73,2%44,5%NP — потребностно-неустойчивая направленность

Баллы 6,82,2%28,4%Е — экстрапунитивнаянаправленность

Баллы 10,12,0%42,1%I — интропунитивнаянаправленность

Баллы 6,22,2%25,8%М — импунитивнаянаправленность

Баллы 7,72,2%32,1%GCR (степень социальной адаптивности) Баллы 8,72,5%62,1%По результатам теста можно сказать, что медицинским работникам присуще в большей степени эго — защитные реакции на фрустрацию. То есть, их"Я" играет большую роль в ответе на фрустрацию, испытуемые или порицают кого-нибудь, или же согласны отвечать, или отрицают ответственность вообще. По направленности преобладают экстропунитивные реакции, то есть обращенность на других. То есть фрустрирующую ситуациюони выделяют, подчёркивая наличие фрустрирующего обстоятельства, препятствия, могут предъявлять обвинение другим, отрицая свою вину, и выдвигать требования к другому конкретному лицу исправить фрустрирующую ситуацию. При сравнении с нормамиу испытуемых данной группы завышена импунтивная направленность. Остальные показатели в норме. Можно сказать, что в данной группе медицинских работников испытуемые адекватно реагируют на фрустрирующую ситуацию, иногда возможно, преувеличивая роль обстоятельств и снижая ответственность как свою, так и других людей. По степени социальной адаптивности можно сказать, что в среднем, группа медицинских работников хорошо адаптирована. Соотношение испытуемых с разным уровнем социальнойадаптированности отражено на рисунке10.Рис. 10. Результаты соотношения медработников с разным уровнем социальной адаптации. По соотносительным данным видно, что большинство испытуемых (44%) хорошо адаптированы в социуме. Однако, более четверти группы (28%) имеют низкий уровень социальной адаптации ичасто подвергаются конфликтным ситуациям.

3.3. Сравнительные результаты особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности

Сравнение результатов методик между группами медицинских работников экстренного и планового профиля проводилось с помощью статистической методики t-критерий Стьюдента в программе STATISTIKA 7.

0.Результаты сравнения представлены в таблице 15 Приложения 7. Статистический анализ вывил некоторые значимые различия по результатам методик в двух группах медработников. Так, значимые различия выявлены по симптому «переживание психотравмирующих ситуаций» (t=2,4; р≤0,05). Таким образом, медицинские работники экстренного профиля в большей степени осознают психотравмирующие факторы своей деятельности, которые трудно устранить. Значимые различия выявлены по симптому «редукция профессиональных обязанностей» (t=2,3; р≤0,05). Таким образом, медицинские работники планового профилячаще пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, обделяют окружающих вниманием. Значимые различия выявлены по симптому «личностная отстраненность» (t=3,5; р≤0,01).Таким образом, медицинские работники экстренного профиля чаще чувствуют антигуманистический настрой, приходят к выводу, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. Значимые различия выявлены по рациональному каналу эмпатии (t=2,1; р≤0,05).Таким образом, медицинские работники планового профилячаще испытывают спонтанный интерес к другому, чаще направляют внимание, восприятие и мышлениена сущность другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Значимые различия выявлены по эмоциональному каналу эмпатии (t=3,9; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники планового профиля более эмоционально отзывчивы, способны входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими — сопереживать, соучаствовать.

Значимые различия выявлены по интуитивному каналу эмпатии (t=3,1; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники экстренного профиля в большей степени способны видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Значимые различия выявлены по установкам, способствующим эмпатии (t=5,0; р≤0,01).Таким образом, медицинские работники планового профиля имеют больше установок, облегчающих действие всех эмпатических каналов. Значимые различия выявлены по идентификации в эмпатии (t=5,0; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники планового профиля в большей степени проявляютумения понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. Значимые различия выявлены по общему уровню эмпатии (t=3,9; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники планового профиля имеют более выраженные эмпатические способности, нежели медицинские работники экстренногопрофиля. Значимые различия выявлены по препятственно — доминантному типу реакций при фрустрирующих обстоятельствах (t=2,8; р≤0,05).

Таким образом, медицинские работники экстренного профиля в большей степениподчеркивают препятствия, вызвавшее фрустрацию. Значимые различия выявлены по эго — защитному типу реакций при фрустрирующих обстоятельствах (t=2,9; р≤0,05). Таким образом, медицинские работники планового профиля в большей степенификсируются на «Я» субъекта. Значимые различия выявлены по экстрапунтивной направленности реакций при фрустрирующих обстоятельствах (t=6,0; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники планового профиля в большей степенисклонны обвинять других, обстоятельства во фрустрирующих ситуациях, требовать разрешения ситуации от других. Значимые различия выявлены по интропунтивной направленности реакций при фрустрирующих обстоятельствах (t=6,2; р≤0,01). Таким образом, медицинские работники экстренного профиля в большей степенисклонны обвинять себя во фрустрирующих ситуациях, оправдывать себя или брать на себя ответственность за решение ситуации. Таким образом, у медицинских работников экстренного профиля при эмоциональном выгорании происходит быстрое понимание психотравмирующих факторов на работе, а также обесценивание своей работы, что может быть связано с высокой смертностью в отделениях экстренной помощи. У медицинских работников экстренного профиля значительную роль в работе играет интуиция, и соответственно интуиционный канал эмпатии, что может быть связано с тем, что больные в экстренных отделениях часто не могут сообщить о себе точных сведений, и времени на детальное обследование не хватает. В результате работники должны действовать, основываясь на своей интуиции, опыте.

Что касается более низкого уровня эмпатии, это может быть связано с тяжестью заболеваний, высокой смертностью больных в отделениях экстренной помощи. Человек с высоким уровнем эмпатии не сможет длительно работать в таких условия. При стрессовых фрустрирующих обстоятельствах медицинские работники экстренного профиля склонны брать ответственность на себя, подчеркивая обстоятельства возникшей ситуации. Это также может быть связано со спецификой деятельности — в экстренных ситуациях с больными часто только от медработника зависит их жизнь и здоровье, что формирует высокую личную ответственность за других. Медицинские работники планового профиля при эмоциональном выгорании пытаются оградить свою эмоциональную сферу, сократить внимание, уделяемое окружающим. Это может быть связано с тем, что работники данного профиля вынуждены контактировать с одними и теми же больными очень длительное время. У медицинских работников планового профиля значительную роль в работе играет идентификационный, эмоциональный и рациональный канал эмпатии, что может быть связано с тем, что работникам необходимо войти в положение больного, заинтересоваться им, понять, чтобы правильно действовать.

При стрессовых фрустрирующих обстоятельствах медицинские работники планового профиля склонны защищать себя, обвиняя обстоятельства и других людей. Это может быть связано со спецификой деятельности — при плановом лечении ответственность за здоровье и жизнь больного разделяется множеством людей. Выводы по главе III1. При исследовании особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников экстренного профиля выяснилось, что, в основном, в данной группе симптомы эмоционального выгорания выражены в средней степени. Большинство работников имеют, в основном, хорошее самочувствие, в меру бодры, чаще всего активны, жизнерадостны, уверенны, выносливы и работоспособны, проявляют внимание к пациентам и к коллегам, но мало увлечены профессиональной деятельностью, часто отмечают у себя усталость, мрачное настроение и снижение работоспособности.

2. У медицинских работников экстренного профиля все фазы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования. Но у них в среднем сложился такой симптом как переживание травмирующих ситуаций. Остальные симптомы находятся в стадии формирования. Большинство сотрудников обладают чертами амбивертов, эмоционально устойчивы и адекватны. Однако, что треть группы имеет склонность к эмоциональной неадекватности.

3. Большинство медицинских работников экстренного профиля имеют средний или заниженный уровень эмпатии. Наиболее выраженными являются интуитивный и рациональный канал эмпатии, а также проникающая способность в эмпатии. Работникам присущи в большей степени препятственно — доминантные и эго — защитные и интропунитивные реакции на фрустрацию. Характерным является чрезмерное принятие ответственности на себя во фрустрирующих ситуациях и освобождение от ответственности других. В среднем, группа медицинских работников слабо адаптирована.

4. При исследовании особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников планового профилявыяснилось, что, в основном, симптомы эмоционального выгорания у них выражены в средней степени. Большинство имеют, в основном, хорошее самочувствие, бодры, чаще всего активны, жизнерадостны, уверенны, выносливы и работоспособны, проявляют внимание к пациентам и к коллегам. 5. Все фазы эмоционального выгорания у испытуемых находятся в стадии формирования и у испытуемых нет сложившихся симптомов. Большинство медицинских работников планового профиля обладают чертами амбивертов, эмоционально устойчивы и адекватны. 6. Большинство медицинских работников планового профиля имеют средний уровень эмпатии. Наиболее выраженными у испытуемых являются: идентификация, рациональный и эмоциональный канал эмпатии, а также установки, способствующие эмпатии. Медицинским работникам присущи в большей степени эго — защитные реакции на фрустрацию и экстропунитивные реакции, то есть обращенность на других. В данной группе медицинских работников испытуемые адекватно реагируют на фрустрирующую ситуацию, иногда возможно, преувеличивая роль обстоятельств и снижая ответственность как свою, так и других людей.

7. При статистическом анализе выявились значимые различия в группах. У медицинских работников экстренного профиля при эмоциональном выгорании происходит быстрое понимание психотравмирующих факторов, значительную роль в работе играет интуиционный канал эмпатии, более низкий уровеньэмпатии может быть связан с тяжестью заболеваний, высокой смертностью больных в отделениях экстренной помощи. При стрессовых фрустрирующих обстоятельствах медицинские работники экстренного профиля склонны брать ответственность на себя. Медицинские работники планового профиля при эмоциональном выгорании пытаются оградить свою эмоциональную сферу, сократить внимание, уделяемое окружающим. У них более значительную роль в работе играет идентификационный, эмоциональный и рациональный канал эмпатии. При стрессовых фрустрирующих обстоятельствах они склонны защищать себя, обвиняя обстоятельства и других людей. Заключение

Целью данного исследованияявлялось изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профилем деятельности. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализавыяснилось, чтосиндром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональным истощением, развитием отрицательной самооценки, негативным отношением к работе. Обычно развитие выгорания проходит через фазы напряжения, сопротивления нарастающему стрессу и истощения. Единых взглядов по вопросуэтиопатогенеза выгорания не существует. Считается, что синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад той или иной составляющей в динамику его развития различен. Деятельность медицинских работников имеет ряд специфических особенностей: ответственность, повышенное внимание к людям и их проблемам, напряженность рабочей обстановки и т. д., что может привести к эмоциональному истощению. Среди медицинских работников различных специальностей отмечается значительная распространенность синдрома эмоционального выгорания, со сложной его детерминированностью различными факторами.

На развитие синдрома эмоционального выгорания могут влиять социальные, профессиональные, личностные факторы. Кроме того, в каждой медицинской сферы добавляются специфические факторы, характерные для того или иного профиля деятельности. В эмпирическом исследовании особенностей синдрома эмоционального выгорания приняли участие 49 человек, разделенные на две группы: работники экстренной медицинской помощи — 24 человека и работники плановой медицинской помощи — 25 человек. В ходе эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза: медицинские работники экстренной медицинской помощи более подвержены эмоциональному выгоранию, чем работники отделений плановой помощи. В частности выяснилось, что медицинские работники экстренного профиля часто отмечают у себя усталость, мрачное настроение и снижение работоспособности. У них сформировавшееся выраженное понимание психотравмирующих факторов на работе, более низкий уровень эмпатии, что может быть связано как с тяжестью заболеваний, высокой смертностью больных в отделениях экстренной помощи, так и с эмоциональной отстраненностью. При этом значительную роль в работе играет интуиционный канал эмпатии, приходится принимать решения при недостатке информации, также при фрустрирующих обстоятельствах они склонны брать ответственность на себя, что в свою очередь может являться значительным стрессогенным фактором.

Медицинские работники планового профиля чаще пытаются оградить свою эмоциональную сферу, сократить внимание, уделяемое окружающим. У них более значительную роль в работе играет идентификационный, эмоциональный и рациональный канал эмпатии, а при стрессовых фрустрирующих обстоятельствах они склонны защищать себя, обвиняя обстоятельства и других людей. Можно сказать, данная группа медработников более социально адаптирована.

Список литературы

Авхименко М. М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. — М.: Медицина, 2003. — № 2. — С.

25−29.Ануфриев А. Ф., Барабанщикова Т. А., Рыжкова А. Н. Психологические методики изучения личности: Практикум/ Под ред. Проф. А. Ф. Ануфриева. — м.: Ось — 89, 2009.

— 304 с. Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». — М.: Издательство МГУ, 1995.

— № 1. — С.

54.Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб., 2004

Белов В. М. Психология здоровья/В.М. Белов. — СПб.: Алетейя, 1997. — 231 с. Бойко В. В. Правила эмоционального поведения. — СПб., 1998

Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с. Боллз Э. В. Учитесь жить с Синдромом Хронической Усталости / Э. В. Боллз. — М., 1995

Васильков А.М., Василькова А. П., Ковалев А. С., Сошкин П. А. Формирование и развитие профессионально важных качеств врачей // Ананьевские чтения — 2001

Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 145−146.Васильков А. М., Иванов С. С. Динамика мотивационных установок к профессии военного врача в процессе обучения в военно-медицинском вузе // Ананьевские чтения — 97. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. С. 62−63.Водопьянова Н.

Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. — СПб.: Питер, 2008

Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. -

С. 443−463.Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та, сер.

6, Вып. 2 (№ 13). 1997. С. 84−90.Выговская Е. М., Пырков С. Г. Некоторые особенности эмоционального выгорания у медицинских работников различных специальностей // Медицинская психология, 2009, № 4.Глуханюк Н., С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие / Н. С. Глуханюк.

— 4 -е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого — социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. -

208 с. — (Серия «Библиотека психолога»).Гринберг Дж. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2002

Гуреева И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения — 2005

Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 304−306.Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. — СПб.: Питер, 2001

Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. —

432 с. Круглова Е. В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет.

2000. № 714.Крупская Д. А., Мараховская С. В. Психогигиена медицинских работников — Минск: БГМУ., 2009

Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта. — М., 1989

Лукьянов В. В., Малышева К. П. Структура защитной психологической сферы врачей общесоматической клиники // Ананьевские чтения — 2005

Материалы научно — практической конференции. СПб., 2005. С. 319−321.Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа.

// Вопросы психологии, 2008, № 2, с. 3−16.Малышева Н. С. Синдром «эмоционального сгорания» у врачей. Дипломная работа.

РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет.

2000. № 236.Манеров В. Х. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. -

СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 144 с. Мельников А. В., Семенов Д. А. Синдром эмоционального выгорания у работников отделений реанимации и анестезии // Ананьевские чтения — 2005

Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 325−327.Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости. — СПб.: Речь, 2009

Никифоров Г. С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. — СПб.: Речь, 2002. — 256 с. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001; 22: 1: с.

90−101.Ореховский В. И., Витенко И. С., Кондратенко Г. П. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду. Киев, 1989

Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учебное пособие/ Н. Н. Петрова.

— М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320с. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина — В 2х-т. — Т. 1. — М.: ВЛАДОС, 2003. -

312 с. Психология профессионального здоровья. / Под ред. Г. С. Никифорова — СПб.: Речь, 2006

Ронгинская Т. И. Организационные факторы удовлетворенности трудом как показатель психического здоровья сотрудников // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы. — Сборник научных статей, выпуск 5. — СПб.: Институт бизнеса и права, 2008

Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. — М.: Наука, 2002. — Т. 23. — № 3.

— С.85−95.Саблина Т. А., Бутенко Т. В. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер. — М.: Вестник МГГУ: серия Педагогика и психология, 2010

Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002; 7: с. 3−9.Современный психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко-СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2006

Соловьева С. Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. — СПб.: ГОУВПО СПбГМА им. И. И. Мечникова, МЗ РФ, 2001. — 54с. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача / под ред. Н. Г. Незнанова. — СПб, 2004

Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006

Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. — СПб.: Питер, 2002

Фельдман И. Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников \ Акмеология, научно-практический журнал, № 3, 2012. С.78−83.Херцберг Ф., Mocнер Б., Снидерман Б. Мотивация к работе. — М.: Вершина, 2007

Ширинский В. Слуга народа или нахлебник у государства/В. Ширинский//Интернет:

http://www.medvestnik.ru/Gazette/2002/03/p06−02.htmlЩербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил.

— (Серия «Учебное пособие»).Cherniss C. T he role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. S chaufeli, C.

M aslach, T. M arek. — L ondon: Taylor and Francis, 1993. — P.

135−149.Hobfoll S.E., Freedy J. C onservation of resources: A general stress theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. F reedy//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. S

chaufeli, C. M aslach, T. M arek. — L ondon: Taylor and Francis, 1993. — P.

115−129.MaslachС., Jackson S.E., Leiter M.P. MaslachBumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996

Приложения

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. — М.: Медицина, 2003. — № 2. — С. 25−29.
  2. А.Ф., Барабанщикова Т. А., Рыжкова А. Н.Психологические методики изучения личности: Практикум/ Под ред. Проф. А. Ф. Ануфриева. — м.: Ось — 89, 2009. — 304 с.
  3. М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». — М.: Издательство МГУ, 1995. — № 1. — С. 54.
  4. С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб., 2004.
  5. В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. — СПб.: Алетейя, 1997. — 231 с.
  6. В.В. Правила эмоционального поведения. — СПб., 1998.
  7. В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.
  8. Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хронической Усталости / Э. В. Боллз. — М., 1995.
  9. А.М., Василькова А. П., Ковалев А. С., Сошкин П. А. Формирование и развитие профессионально важных качеств врачей // Ананьевские чтения — 2001. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 145−146.
  10. А.М., Иванов С. С. Динамика мотивационных установок к профессии военного врача в процессе обучения в военно-медицинском вузе // Ананьевские чтения — 97. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. С. 62−63.
  11. Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. — СПб.: Питер, 2008.
  12. Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. — С. 443−463.
  13. Н.Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та, сер.6, Вып. 2 (№ 13). 1997. С. 84−90.
  14. Е.М., Пырков С. Г. Некоторые особенности эмоционального выгорания у медицинских работников различных специальностей // Медицинская психология, 2009, № 4.
  15. Н., С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие / Н.С. Глуханюк. — 4 -е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого — социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. — 208 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
  16. Дж. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2002.
  17. И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения — 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 304−306.
  18. Л. Индустриально-организационная психология. — СПб.: Питер, 2001.
  19. Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
  20. Е.В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 714.
  21. Д.А., Мараховская С. В. Психогигиена медицинских работников — Минск: БГМУ., 2009.
  22. Л. А. Деонтология в практике терапевта. — М., 1989.
  23. В. В., Малышева К. П. Структура защитной психологической сферы врачей общесоматической клиники // Ананьевские чтения — 2005. Материалы научно — практической конференции. СПб., 2005. С. 319−321.
  24. А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа. //Вопросы психологии, 2008, № 2, с. 3−16.
  25. Н. С. Синдром «эмоционального сгорания» у врачей. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 236.
  26. В.Х. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 144 с.
  27. А. В., Семенов Д. А. Синдром эмоционального выгорания у работников отделений реанимации и анестезии // Ананьевские чтения — 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 325−327.
  28. Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости. — СПб.: Речь, 2009.
  29. Г. С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. — СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
  30. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001; 22: 1: с. 90−101.
  31. В. И., Витенко И. С., Кондратенко Г. П. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду. Киев, 1989.
  32. Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учебное пособие/ Н. Н. Петрова. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 320с.
  33. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина — В 2х-т. — Т. 1. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 312 с.
  34. Психология профессионального здоровья. /Под ред. Г. С. Никифорова — СПб.: Речь, 2006.
  35. Т.И. Организационные факторы удовлетворенности трудом как показатель психического здоровья сотрудников // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы. — Сборник научных статей, выпуск 5. — СПб.: Институт бизнеса и права, 2008.
  36. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. — М.: Наука, 2002. — Т. 23. — № 3. — С.85−95.
  37. Т.А., Бутенко Т. В. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер. — М.: Вестник МГГУ: серия Педагогика и психология, 2010.
  38. М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002; 7: с. 3−9.
  39. Современный психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко-СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2006.
  40. С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. — СПб.: ГОУВПО СПбГМА им. И. И. Мечникова, МЗ РФ, 2001. — 54с.
  41. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача / под ред. Н. Г. Незнанова. — СПб, 2004.
  42. В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006.
  43. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. — СПб.: Питер, 2002.
  44. И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников \ Акмеология, научно-практический журнал, № 3, 2012. С.78−83.
  45. Ф., Mocнер Б., Снидерман Б. Мотивация к работе. — М.: Вершина, 2007.
  46. В. Слуга народа или нахлебник у государства/В. Ширинский//Интернет: http://www.medvestnik.ru/Gazette/2002/03/p06−02.html
  47. Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  48. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. — London: Taylor and Francis, 1993. — P. 135−149.
  49. Hobfoll S.E., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. Freedy//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. — London: Taylor and Francis, 1993. — P. 115−129.
  50. Maslach С., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ