Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы организации и деятельности службы практической психологии в системе образования россии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно этому положению под службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений… Читать ещё >

Основы организации и деятельности службы практической психологии в системе образования россии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История возникновения и развитие Службы практической психологии России

Первые попытки практического использования психологии для обучения и воспитания детей возникли в Западной Европе на рубеже XIX— XX вв. и были связаны с появлением педологии — комплексной науки о ребенке (С. Холл, Ж. Болдуин, Э. Кирпатрик, Э. Мейман, Б. Прейер). Педологи хотели синтезировать все науки о ребенке: детскую антропологию, детскую физиологию, детскую психологию, детскую социологию, педагогику — и использовать все эти дисциплины в практической работе с детьми. Очень скоро идеи педологии нашли отклик и в России. Многие российские психологи, педагоги, врачи и физиологи приняли педологические идеи и начали разрабатывать прикладные методы работы с детьми. Это были В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, П. П. Блонский, М. Я. Басов, А. П. Нечаев, Н. Е. Румянцев и многие другие. В начале 20-х гг. XX в. педологические лаборатории и кабинеты стали создаваться при региональных органах управления образования, здравоохранения, в образовательных учреждениях. Особое внимание уделялось проблеме неблагополучных школьников (неуспевающих, второгодников, «дезорганизаторов»). Вот как описывает результаты своей работы руководитель педологической службы одной из московских школ: «Ознакомившись с состоянием здоровья детей-дезорганизаторов (большинство из них дети рабочих и живут на окраинах), мы нашли у 45% плохое зрение или пониженный слух, у 42% резкое малокровие или туберкулез. Только 15% детей-дезорганизаторов имели более или менее хорошее здоровье. Отсюда следует, — продолжает автор отчета, — что ребенка-дезорганизатора нельзя подвергать наказаниям, исключать за проступки, а нужно стараться создать подходящую среду, укреплять здоровье, лечить и т. д.» [3. С. 47].

Основным методом работы педологических лабораторий стало тестирование, на основе которого производилась сортировка детей. Выделялись одаренные дети, нормальные и умственно отсталые. Для каждой из этих категорий открывали специальные классы. Большинство педологов не имели специального психологического образования и не владели теорией тестирования. Поэтому использование ими тестов становилось механической процедурой, зачастую с грубыми нарушениями требований педагогического такта, без учета возможного смущения или тревожности обследуемых детей. Многие из обследуемых детей росли в семьях, где совершенно не уделялось внимания их развитию. По причине недостаточных знаний и умений они показывали низкие результаты в интеллектуальных тестах и необоснованно объявлялись дефективными, подлежащими обучению в школах и интернатах для умственно отсталых детей. Таким образом, неумелое использование тестов привело к дискредитации метода тестирования и в конечном счете работы всей психологической службы.

4 июля 1936 г. в условиях нарастающей критики в адрес педологии со стороны педагогической и родительской общественности ЦК ВКП (б) издал Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором педология объявлялась псевдонаукой и фактически ставилась вне закона. Все исследования в области психодиагностики были прекращены, педологические лаборатории были закрыты.

Возрождение психологической службы в образовании в нашей стране началось только в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. В это время высшими учебными заведениями страны была начата подготовка профессиональных психологов. Была создана школьная психологическая служба в Эстонии (руководители — X. Й. Лийметс, Ю. Л. Сыэрд).

В 1982 г. в Москве начался эксперимент по введению в школу должности психолога и созданию модели психологической службы (1982— 1987 гг.). Эксперимент проводили группа практических психологов, работающих в школах и кабинетах психологической службы при районных отделах народного образования, и сотрудники Лаборатории психологической службы школы НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством И. В. Дубровиной. Эксперимент позволил сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные функции, права и обязанности. На основе результатов эксперимента было разработано Положение о психологической службе в системе народного образования (см.: [6. С. 12]). Оно было опубликовано в 1989 г. и утверждено приказом № 616 Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90. В 1989 г. (27.04) вышло Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования». По всей стране стали создаваться психологические кабинеты и центры, действующие в учреждениях образования и при органах управления образованием. Для координации этой работы в Госкомитете СССР по народному образованию была учреждена должность главного психолога. Так в Советском Союзе вновь была создана психологическая служба системы образования.

В 90-е гг. XX в. Служба практической психологии в системе образования России переживает бурный рост. В 1994 г. по инициативе Министерства образования Российской Федерации, Российской академии образования, Общества психологов при Российской академии наук в Москве состоялся 1 съезд практических психологов образования. К 1995 г. 67 территорий России имели психологические службы в системе образования. Наиболее успешно службы практической психологии работали в Республиках Карелии и Кабардино-Балкарии, в Брянской, Курской, Челябинской, Пермской, Тульской и Ярославской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Разветвленная Служба практической психологии сложилась в Москве и Санкт-Петербурге (см.: [1. С. 3—53]). Практика работы психологических служб различных регионов страны требовала внесения корректив в ранее принятые документы. Первое обобщение опыта работы психологических служб России состоялось на коллегии Министерства образования РФ 29.03.95 г. Там же был рассмотрен проект Положения о Службе практической психологии образования в Российской Федерации и проект Положения о статусе практического психолога Службы практической психологии образования. На основе этих проектов во многих регионах России были приняты местные Положения о психологической службе. Так, в Ярославской области был принят целый пакет документов, регулирующих деятельность психологической службы области:

  • • Положение об областной психологической службе. Принято коллегией департамента образования правительства Ярославской области 29.02.1996 г.
  • • Положение о научно-методическом совете психологической службы образования Ярославской области (НМС). Утверждено директором департамента образования администрации Ярославской области 20.10.1998 г.
  • • Документы по организации деятельности психологических служб образования области. Письмо департамента образования администрации Ярославской области № 01−10/472 от 20.04.1998 г.
  • • О введении новых (авторских) психолого-педагогических программ в образовательных учреждениях области. Письмо департамента образования администрации Ярославской области № 01−10/745 от 22.06.1999 г.

В1999 г. вышел Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». В данном положении определялись цели и задачи службы, организация деятельности службы, структура службы и основные направления деятельности службы.

Согласно этому положению под службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образования и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

Сегодня психологическая служба образования успешно работает, постоянно растет ее кадровое и научно-методическое обеспечение. Практические психологи, работающие в образовании, завоевали устойчивый авторитет у педагогов и администрации образовательных учреждений, учащихся и их родителей. Одним из показателей развития психологической службы образования является расширение контингента, с которым работают психологи. Сегодня это не только дети разных возрастов, педагоги и родители, но и другие специалисты системы образования, коллеги-психологи. Возросло число обращений к психологам и среди представителей администрации образовательных учреждений и специалистов органов управления образования.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Какие этапы становления отечественной психологической службы можно выделить? Охарактеризуйте каждый из этапов.
  • 2. Каким документом сегодня регулируется работа психологической службы образования России?

Основная литература

  • 1. Вестник образования. — 1995. — № 7. — С. 3—53.
  • 2. Об утверждении положения о Службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации // Школьный психолог. — 1999. — № 43.

Дополнительная литература

  • 3. Педология и школа / под ред. П. П. Блонского. — М., 1929.
  • 4. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1997.
  • 5. Психологическая служба образования: нормативно-правовой аспект / под ред. Н. П. Ансимовой, И. В. Кузнецовой. — Ярославль, 1999.
  • 6. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. — М., 1991.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой