Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепции гностицизма как философская парадигма, объединяющая философско-религиозные учения I-IV вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хронологические и тематические рамки исследования. Основное содержание диссертации проистекает из историко-философского анализа периода возникновения христианства до становления догматов Никейского собора, то есть I—IV вв. Выбор данного периода определяется его уникальностью в плане примерно равного влияния, оказываемого на мировоззрение общества разными течениями греческой философии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные идейные направления в Римской империи в I—IV вв.
    • 1. 1. Краткая характеристика направлений античной философии и гностических сект
    • 1. 2. Представители христианского богословия
  • Глава II. Концепции гнозиса в философскорелигиозных течениях начала нашей эры
    • 2. 1. Триадические схемы в учениях I—IV вв. как базис концепций гностицизма
    • 2. 2. Концепции гностицизма в философии и религии I—IV вв.
  • Глава III. Христос как Логос. в
    • 3. 1. Концепция Христа как Логоса в гностических сектах
    • 3. 2. Идея Логоса в христианском богословии

Концепции гностицизма как философская парадигма, объединяющая философско-религиозные учения I-IV вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Открытие в 40-х годах XX в. рукописей из Наг-Хаммади дало новый и резкий толчок исследованиям гностицизма. Гностицизм становится все более популярен, и при этом он остается плодотворной почвой для исследований хотя бы потому, что сам по себе он охватывает многие области знаний — философию, религию, психологию. Интерес к гностицизму в России особенно вырос в конце XX в. Это связано с тем, что современное общество переживает кризисный период, а гностицизм прежде всего апеллирует к человеческой душе в ее личностном проявлении, он направлен на индивидуальную работу личности. В этом он созвучен философии экзистенциализма, в своих положениях о духовном одиночестве человека, его уязвимости перед окружающим миром, чуждым ему. Это состояние духовной отчужденности и связанный с ним духовный поиск толкает людей на попытки найти ответы на свои вопросы в различного рода религиозных и мистических сектах, в обращении к магии и колдовству, что сказывается в общем духовном нездоровье общества. Слабая разработанность вопросов гностицизма и зарождения христианства не позволяет полностью удовлетворить потребность в знании и порождает неудовлетворенность изложением этих вопросов официальной наукой, что заставляет людей искать ответы в сомнительных источниках, которые в последние годы активно спекулируют на этой теме. Распространение знания позволяет избежать вовлечения людей в организации, ставящие целью изменение нравственных ориентиров своих членов, отвлечение их от таких общечеловеческих идеалов как семья и социум, что ведет к духовному разложению общества. На фоне многочисленных спекуляций и псевдонаучных журналистских «исследований», возникающих «новых учений», претендующих на эзотерические знания и владение «наследием древних», подлинно научных работ на тему гностицизма чрезвычайно мало. Недостаточно оценена также его роль в общем историко-философском процессе. Именно этими обстоятельствами и определяется актуальность данного исследования.

Разработанность темы. Интерес к гностицизму имеет глубокие исторические психологически обоснованные корни. Это философско-религиозное мистическое учение не родилось на пустом месте и не исчезло с течением времени. На протяжении многих веков идеи гностического познания мира и Бога, а также самого человека волновали умы образованных людей.

В нашей стране исследование гностицизма следует разделить на три этапа. Первый — до революции 1917 г., когда гностицизм вызывал широкий интерес среди интеллигенции и ученых. В конце XIX — начале XX в. было написано много работ по истории гностицизма и христианства, в том числе В. В. Болотовым, В. Ф. Иваницким, П. А. Милославским, М. Д. Муретовым, В. В. Плотниковым, М. Э. Посновым, С. Н. Трубецким и другими. Второй этап — после революции до 90-х гг. XX в. В этот период исследованиями гностицизма в нашей стране занимались лишь отдельные ученые, так как все исследования, связанные с религией, не поощрялись проводимой политикой атеизма. Прежде всего, это И. С. Свенцицкая, A. J1. Хосроев, А. Б. Ранович, Р. В. Светлов, М. К. Трофимова. И третий период — с конца XX в. по наши дни. Сейчас интерес ко всем вопросам, связанным с религией и мистическими учениями, необычайно возрос. В связи с этим все больше публикуется статей на темы, связанные с этими сферами, увеличилось количество исследований на данную тему, читаются специальные курсы лекций (к примеру, в Русском Гуманитарном христианском университете), переиздаются дореволюционные издания. Однако все еще многое пропущено — недостаточно издается источников данного периода, нет переводов работ западных исследователей, хотя в странах Западной Европы и США вопросы гностицизма исследуются довольно плотно.

Исследования проблем гностицизма можно также рассмотреть и в следующем ключе. Первоначально все исследования этого течения базировались на анализе работ противников гностицизма, то есть христианских апологетов и философов — Иринея, Ипполита, Климента Александрийского, Оригена, Плотина, Порфирия, Тертуллиана, Теодора и Цельса, а также на произведениях гер-метиков, мандеев, манихейских текстах, отдельных апокрифических евангелиях. Позднее, во время раскопок в Египте, были найдены непосредственно произведения самих гностиков — коптские рукописи, которые теперь хранятся в разных странах (так называемые Бруцианский сборник, Аскевианский сборник, Берлинский папирус). И, наконец, огромный толчок к новым исследованиям дала находка гностических рукописей в Наг-Хаммади, содержащих важнейшие тексты с изложением гностических притч, гимнов, мифов и других памятников.

На данное время есть много вопросов в гностицизме, вызывающих споры, в том числе и само понятие гностицизма. Однако это явление исследуется в данной работе в более широких масштабах, чем просто исследование отдельных сект и их учений. Понятие гностического здесь также не означает «принадлежащего гностическим сектам». В данном исследовании это понятие рассматривается как «принадлежащий к особому типу мировоззрения». Что из себя представляет это мировоззрение, подробно объясняется в главе «Концепции гнозиса в различных течениях». Вопрос о влиянии гностических взглядов на общую картину мировоззрений начала нашей эры в Римской империи также еще не является решенным, как и сама постановка вопроса — оказал ли гностицизм влияние на существующее в ту эпоху мировоззрение или гностицизм сам стал результатом сплава различных философских, религиозных и мистических течений.

Анализируя точки зрения на гностицизм, можно выделить два основных направления, к которым так или иначе примыкали все западные исследователи гностицизма до конца XX в. Первое, представленное такими авторами как Г. Ионас, У. Бьянки, пытается дать феноменологическое определение гностицизма, рассматривает его как целостное мировоззрение. Здесь все усилия ученых сосредоточены на рассмотрении преемственности идей гностицизма, перечислении его признаков, уяснении структуры. Однако подобный подход нарушает принцип историзма, и гностицизм рассматривается как нечто, имеющее определенную форму на протяжении веков, вне исторического контекстане видно его взаимодействия с общественной средой, в которой он взращен и развивается. Второе направление, представленное В. Буссетом, Р. Рейценштейном,.

И. Вейссом, рассматривает гностицизм как собрание неких идей, существующих в самых различных религиях и философиях. Это направление стремится к расширению территориальных рамок явления, опять вырывая его из конкретной общественной среды. Существуют и особые мнения западных ученых, например, Р. Гранта, который рассматривал гностицизм исключительно в историческом контексте, таким образом, сведя все явление к религии самопознания, считая природу гностицизма нефилософской.

В нашей стране в течение долгого времени в трудах таких ученых как А. Б. Ранович, Р. Ю. Виппер превалировал идеологизированный подход. Гностицизм рассматривался исключительно в свете идеологической борьбы религиозно-философских направлений, развернувшейся в Римской империи начала нашей эры. Однако эти ученые, особенно А. Б. Ранович, дали хорошую сравнительную перспективу гностицизма, сравнивая его с христианством, греко-римской философией, иудаизмом. Позднее идеологический подход в работах М. К. Трофимовой, И. С. Свенцицкой, А. Л. Хосроева сменился исторически-логическим, который, будучи более объективным, дал достаточно развернутую и многоуровневую картину такого сложного явления, как гностицизм. Хотелось бы в этом плане особо отметить работу Р. В. Светлова «Гнозис и экзегетика», где автор рассматривает все основные течения этого времени в разрезе их отношения к экзегетике, что дает продуманную ретроспективу точек соприкосновения этих течений.

Предмет исследования — гностические концепции, прослеживаемые в мировоззрении социума, населяющего Римскую Империю в I—IV вв.

Объект исследования — характерные для Римской империи I—IV вв. религиозно-философские учения: античная философия, гностические секты, христианское богословие.

Цель работы. Цель работы — определить роль и место гностицизма в общественном сознании I — IV вв. н. э. на территории Римской Империи, доказав, что гностические концепции стали общими и объединяющими для различных учений поздней античности.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Развернуть исторический план философско-религиозных и мистических учений, бытовавших на территории Римской Империи в I—IV вв. в лице типичных представителей наиболее влиятельных учений, то есть христианства, гностических сект и греко-римской философии. Выявить основные черты их учений и работ, оказавших наиболее значительное влияние на общественное сознание рассматриваемой эпохи.

2. Проанализировать рассматриваемые учения на предмет выявления общих наиболее важных концепций. Рассмотреть, что являлось основой онтологических построений и какие отдельные ключевые идеи строились на этой основе.

3. Проследить, какую роль играла в этих учениях идея Иисуса Христа как наиболее актуальной на то время фигуры, которая во многом определяла место и статус той или иной формы вероучения, неизбежно затрагивая общефилософские вопросы.

Методологическую основу диссертации составляют принципы комплексного анализа работ по истории Римской империи начала нашей эры, исследованиям по гностицизму, философских течений и истории христианства этого периода на территории Римской империи. Исследование проведено в рамках принципов историчности и логичности, системности, альтернативности, дополнительности. Широко применяются также герменевтический и биографический методы. Реализация этих методов и принципов в едином методологическом подходе позволяет понять связь различных философских, религиозных и мистических течений в Римской империи в I—IV вв.

Хронологические и тематические рамки исследования. Основное содержание диссертации проистекает из историко-философского анализа периода возникновения христианства до становления догматов Никейского собора, то есть I—IV вв. Выбор данного периода определяется его уникальностью в плане примерно равного влияния, оказываемого на мировоззрение общества разными течениями греческой философии, христианством, гностическими учениями разного толка, языческими культами, иудаизма, при этом в этих течениях наблюдается общность концепций, которые можно назвать гностическими. После IV в. эта ситуация равновесия меняется в сторону усиления христианства одновременно с формированием христианских догматов, ухода языческих традиций, объявления гностицизма ересью, постепенного угасания греческой философии. Поэтому рассматриваемый период позволяет оценить влияние всех эти течений друг на друга и их гностическую составляющую и представляет собой так называемую «эпоху гнозиса», уникальное явление, позже исчезнувшее.

Научная новизна. Данная работа представляет собой комплексное, логически завершенное исследование по анализу общности наиболее значимых философских и философско-религиозных учений начала эры на территории Римской империи, наложившими самый яркий отпечаток на последующее развитие философской мысли.

Системный анализ греческой философии того времени, гностических учений и христианской апологетики представляет общую тенденцию мировоззрения рассматриваемой эпохи и показывает, что гностицизм имел определяющее значение в формировании этого мировоззрения. Представители разных направлений рассматриваются через призму гностических концепций, и таким образом дается горизонтальный срез философских представлений эпохи через общие составляющие. В исследовании дан обзор представителей наиболее значимых философских и философско-религиозных учений, что позволяет оценить их распространенность и влияние, а также высвечиваются особенности образа Иисуса Христа, как фигуры, оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие не только христианства, но и философии Европы в целом, но позже претерпевшей значительные изменения, на тот же период представлявшей уникальную комбинацию философских и религиозных черт.

Теоретическое и практическое значение работы. Сформулированные в работе теоретические положения и выводы дополняют и развивают ряд разделов в истории философии и религиоведения. Исследуемые в диссертации проблемы определяют важный аспект в истории развития философской мысли, христианства, мистических учений. Поднятые в работе вопросы гностического познания позволяют также взглянуть на духовные проблемы в современном обществе с новой стороны, что определяет теоретическую значимость данного исследования.

Полученные в диссертации выводы могут быть использованы при чтении курсов по истории философии, религиоведения, культурологии, истории мировой художественной культуры. Выводы и отдельные разделы могут стать основой для дальнейшей разработки и исследований.

Структура работы отражает раскрытие общих концепций религиозно-философских течений начала нашей эры на территории Римской империи и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Таким образом, в ходе исследования были проанализированы элементы религиозно-философских течений, типичных на территории Римской Империи в I—IV вв. В этот период Римская империя являлась пересечением самых различных культур, традиций и верований, из которых наиболее характерными можно считать греко-римскую философию, гностические секты, иудаизм и христианство. При этом в социально-политической обстановке существовало напряжение, которое отражалось в состоянии и настроении социума, ориентированного более на мистически-религиозное, чем на рационально-философское восприятие духовных вопросов и потребностей. Целью работы было доказать, что общим и объединяющим различные формы общественного сознания были гностические концепции, наиболее полно отвечающие этим потребностям. Задачи диссертации были решены следующим образом.

В Главе I дана историческая ретроспектива религиозно-исторических и мистических учений, существовавших на территории Римской Империи в I—IV вв. Рассмотрены типичные представители всех вышеперечисленных течений, то есть христианства, гностических сект и греко-римской философии и отмечены наиболее характерные черты их учений, а также дана краткая характеристика их работ. Очевидно, что данные учения имели наибольшую распространенность, следовательно, их концепции и определяли общественное сознание рассматриваемой эпохи.

В Главе II был проведен анализ объединяющих рассматриваемые течения концепций. Прежде всего, в § 2.1 был сделан вывод о том, что базисом, на котором основывались дальнейшие онтологические и гносеологические построения, являлись триадические онтологические и/или гносеологические структуры, которые могли включать: три ступени познания — открытия истинытри рода человека (духовного-душевного-телесного) — отражающие трехступенчатую сущность Бытия (Валентин) — три сыновства у Симонасверхсущее Одно (Непознаваемое Божество) — вторичное Сущее (ноэтический Космос) — Третье Одно душевное начало) (Модерат) — самосущий Ум — Второй Ум — Третий Бог (мировая душа) (Нумений) — три познавательные силы в человеке: три ступени познания — ощущение, рассуждение, ум (Климент). Рассмотрение различных по названию, но единых по сути триадических схем приводит к выводу, что они являлись едиными для мировоззрения данной эпохи. Триадизм был общей базой, от которой ответвлялись дальнейшие идеи. Эти идеи подробно рассматривались в § 2.2 как отдельные ключевые концепции, которые могут быть прослежены у всех рассматриваемых течений в той или иной степени. На основе проделанного анализа можно отметить, что структуры и концепции гнозиса были найдены у христианских богословов Климента Александрийского и Оригена, у философов-язычников Филона Александрийского, Нумения из Апамеи, Моде-рата из Гадеса, Плотина, и они сохраняют схожие структуры во всех гностических сектах. Из них наиболее существенными являются следующие: прослеживаемое во всех течениях апофатическое определение Бога, Первоначалаобраз Логоса — Слова Бога, Второго Начала, близкий у всех рассматриваемых учений. Посредник является необходимым промежуточным звеном между апофатиче-ски определяемым Божеством и человеком. Далее, это понятие благодати-спасения как слияния с Божеством путем его познания, неразрывная связь познания и спасенияпуть познания Божества и истины через гнозис, иррациональное экстатическое познание. Также важно и отсутствие четкого разделения религии и философии, общий понятийно-категорийный аппарат. И, наконец, идея монодуализма, включающего креационистскую и эмационистскую теории.

В Главе III рассматривалась наиболее существенная концепция, возникшая в начале нашей эры, — идея фигуры Христа как второго начала триадических структур, олицетворявшего Логос, божественного посредника. У александрийских богословов мы видим определение Христа как Логоса, и отношение Его к Богу-Отцу пересекается с аналогичным подходом у гностиков. Несмотря на различие идеологической установки, в Христе соединялись религиозные черты (что обозначалось провозглашением его «Сыном Божьим») и философские (как Логоса). Христос является общей фигурой практически для всех религиозных и философских течений рассматриваемой эпохи, хотя каждое течение рассматривало его роль и его сущность по-разному. Однако Христос несомненно играет наиболее существенную роль в процессе познания истины, и таким образом, в спасении души человека, что рассматривалось в данный период как главный вопрос духовной жизни.

Используя исторически-логическую методологическую основу исследования, в результате решения данных задач можно сделать вывод о том, что в I—IV вв. на территории Римской империи при наличии множества религиозно-философских и мистических учений существовали общие концепции, которые лежат в пределах парадигмы гностицизма, что доказывает, что цель данной работы можно считать достигнутой.

В целом, можно заключить, что гностицизм и концепция гнозиса являются не просто отдельным философско-религиозным учением начала нашей эры на территории Римской империи, а, уходя корнями в языческие и мистические культы и находя отклик в сложившихся условиях общественно-политической и идеологической жизни, становятся концентрированной формой общественного мировоззрения рассматриваемой эпохи. Будучи остро востребованной формой консолидации накопленного религиозного опыта и философских учений, удовлетворяя требованиям веры и интеллекта, гностицизм становится выразителем умонастроения всех слоев общества. Уникальность же его как явления состоит в личностном, индивидуальном подходе, который, направленный на отдельного человека, тем не менее находит широкий отклик в обществе в целом и отражается во всех наиболее распространенных формах общественного сознания.

Проблематика, поднятая в данной диссертации, предполагает дальнейшую разработку темы. Можно отметить следующие перспективы работы: рассмотреть, сколько гностических представлений сохранилось в христианском богословии зрелого периода и в наши дникакое влияние оказал гностицизм (прямо или косвенно) на развитие западной философской мысли и культуры. С другой стороны также важно проследить те изменения, которые произошли в самом гностицизме, сравнивая расцвет гностических сект во II—IV вв., течение катаров в XVI в. во Франции и возрождение гностической церкви в XX в. Особенно интересным представляется изучение влияния, оказанного гностическими представлениями на русскую религиозную и философскую мысль на протяжении всего периода истории и особенно в XIX—XX вв. Все эти направления разработки темы предполагают следование одной общей идее: влияние гностических представлений на духовную жизнь общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адо, П. Плотин, или Простота взглядов/ П. Адо- Пер. с фр. Е. Штофф. -М.: Греко-латин. кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. 141 с.
  2. , Л. 3. Орфизм в неоплатонической философии (комментарии Прокла к Платоновскому «Тимею»): Автореферат дис. канд. филос. наук / Л. 3. Алексидзе. Тбилиси, 1987. — 19 с.
  3. , Т. Христианство: догмы и ереси / Т. Аннаньель- Пер. с фр. -СПб.: Акад. проект, 1997. 349 с.
  4. Апокрифы древних христиан. М.: Мысль, 1989. — 215 с.
  5. , Е. В. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства. WWW document. URL: http://www.philos.nsu.ru/classics/gnosistexts.html.
  6. , Е. В. Философия Климента Александрийского / Е. В. Афонасин. Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1997. — 126 с.
  7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988. — 1360 с.
  8. , М. Зороастрийцы. Верования и обычаи/ М. Бойс- Пер. с англ.- Ин-т востоковедения. -М.: Наука, 1987. 301 с.
  9. , А. /д, 1999). Первые христианские общины. WWW document. -URL: http://www.roerich.tomsk.su/book/osnova/gl l15.htm.
  10. , В. В. Лекции по истории древней церкви / В. В. Болотов- Под ред. и с пред. А. Бриллиантова. Репринт.изд. — М.: Спасо-Преображ. Валаам. Ставропигиал. Монастырь, 1994. — [Т. 1] - 234 с.
  11. , В. В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы / В. В. Бычков. М.: Искусство, 1977. — 199 с.
  12. , Р. Ю. Рим и раннее христианство / Р. Ю. Виппер. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. — 268 с.
  13. , А. Сущность христианства: 16 лекций / А. Гарнак- Пер. с нем. -М.: Интрада, 2001. 190 с.
  14. , М. А. Проблема самосознания в западно-европейской философии (от Аристотеля до Декарта) / М. А. Гарнцев. М.: Изд-во МГУ, 1987. -214 с.
  15. , В. С. Историко-философское истолкование текста / В. С. Горский. Киев: Наукова думка, 1981. — 204 с.
  16. Дамаский О первых началах / Дамаский. СПб.: Изд-во Рус. Христ. гу-манит. ин-та, 2000. — 1071 с.
  17. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Диоген Лаэртский- Перевод М. Л. Гаспарова- Вступ. статья А. Ф. Лосева, с. 5−59. М.: Мысль, 1979. — 620 с.
  18. Древний Египет и христианство: Материалы научной конференции: «К 2000-летию христианства», г. Москва, 30.10.2000 2.11.2000. — М.: ИВ, 2000. -136 с.
  19. Евангелие от Петра. WWW document. URL: http://www.pravoslavie. org/biblicalstudies/Lib/NTApok/EPetr.html.
  20. , Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л. Я. Жмудь. СПб: Изд-во ВГК: Алетейя, 1994. — 376 с.
  21. , А. /д, 1999). Святые отцы о человеческом естестве Христа и ересь афтартодокетов Публ. в библ. форума «Православная беседа». WWW document. — URL: http://beseda.lgg.ru/library.
  22. , Т. Г. Система духовного совершенствования в философии Плотина: Автореферат дис. канд. филос. наук / Т. Г. Захарова. Душанбе, 1990.-23 с.
  23. Илларион (Троицкий) Без церкви нет спасения. WWW document. М.-СПб: Сретенский монастырь, изд-во «Знамение», 1998 — Публ. в библ. форума «Православная беседа». URL: http://beseda.lgg.ru/library.
  24. , Г. Гностицизм / Г. Йонас- Пер. с англ. СПб.: Лань, 1998. — 383 с.
  25. Климент Александрийский Увещевание к язычникам/Рус. Христиан, гу-манит. ин-т, Пер. с древнегреч., предисл., коммент. А. Ю. Братухина под науч. ред. А. И. Зайцева. СПб: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 1998 -206 с.
  26. Климент Александрийский Строматы: / Перевод Е. В. Афонасина. WWW document. URL: http://afonasin.chat.ru/stromateis.html.
  27. , Е. Тринадцать врат. Глава 10 Христианская Европа WWW document. URL: http://www.astrologus.ru/IntAstCommunity/HetMonster/ Pu. ./13GatesChapter10.html.
  28. , Г. Л. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь / Г. Л. Курбатов, Э. Д. Фролов, И. Я. Фриянов. Л.: Лениздат, 1988. — 333 с.
  29. , А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм / А. Ф. Лосев. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2000. — 958 с.
  30. , В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. WWW document. URL: http://psylib.org.ua/books/lossv01/index.htm.
  31. , Л. Ю. Единое и бытие в позднеэллинистической философии: Плотин и герметический корпус: Автореферат дис. канд. филос. наук / Л. Ю. Лукомский. СПб, 1995. — 15 с.
  32. , Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика / Г. Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. — 431 с.
  33. , Е. Н. Деяния Иуды Фомы: (Культурно-историческая обусловленность раннесирийской легенды)/ Е. Н. Мещерская- АН СССР, Ин-т востоковедения, Ленингр. отделение. М.: Наука, 1990. — 240 с.
  34. , В. Я. Социально-исторические и философские предпосылки формирования христианского монотеизма: Автореферат дис. канд. филос. наук / В. Я. Нагевичене Л., 1981. — 20 с.
  35. , Ю. В поисках божества/Очерки из истории гностицизма / Ю. Николаев. Киев: София, 1995. — 400 с.
  36. Новозаветные апокрифы. СПб.: Амфора, 2001. — 423 с.
  37. Нумений из Апамеи Избранные фраменты / Пер. и ком. Р. В. Светлова. WWW document. URL: http://svetlov-rv.by.ru/ideagnost.html.
  38. , В. П. Античная философия и происхождение христианства / В. П. Оргиш. Минск: Наука и техника, 1986. — 181 с.
  39. , В. П. Истоки христианства: Культурно-исторический генезис / В. П. Оргиш. Минск: Навука i тэхшка, 1991. — 278 с.
  40. , В. П. Философский генезис раннехристианской идеологии: Автореферат дис. канд. филос. наук / В. П. Оргиш. Минск, 1983. — 22 с.
  41. Ориген О началах: Перевод с латин./[Авт. вступ. статья А. Цыб]. СПб: Амфора, 2000. — 380 с.
  42. , С. Н. Генезис христианского тринитарного учения: (Критич. анализ): Автореферат дис. канд. филос. наук / С. Н. Павлов. Л., 1983. — 17 с.
  43. , А. Д. Из истории религиозной жизни II в.: гностическая пропаганда. WWW document. URL: http://sno.nm.ru/html-textes/pantgnost propag.htm.
  44. Плотин Сочинения: Плотин в рус. переводах / Плотин. СПб.- М.: Але-тейя при участии Греко-латин. кабинета Ю. А. Шичалина, 1995. — 669 с.
  45. Плутарх Исида и Осирис. Киев, 1996. Перевод Н. Н. Трухиной. Печатается по: ВДИ. 1977, № 3, стр. 254−258, 264. WWW document. URL: http:// egypt. boom .ru/egyptboom/polka/konsp/12 .html.
  46. Плутарх Платоновские вопросы. WWW document. URL: http://egypt.boom.ru/egyptboom/
  47. , M. Э. Гностицизм II в. и победа христианской религии над ним / М. Э. Поснов. Киев: б/и, 1917. — 825 с.
  48. Прокл Первоосновы теологии. Гимны. / Прокл- Пер. с древнегреч. М.: АО Издат. Группа «Прогресс», 1993. — 316 с.
  49. , А. Б. О раннем христианстве / А. Б. Ранович- Ред. и статья (с. 738) Я. А. Ленцмана. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. — 524 с.
  50. , А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства / А. Б. Ранович- Вступ. статьи И. С. Свенциц-кой. М.: Политиздат, 1990. — 477 с.
  51. , А. Б. Эллинизм и его историческая роль / А. Б. Ранович. МЛ.: Изд-во Академии Наук СССР, 1950. — 384 с.
  52. , Э. Христианская церковь/Царствование Андриана и Антонина Благочестивого 117−161 гг. / Э. Ренан. Ярославль: Терра, 1991. — 303 с.
  53. , И. С. Апокрифические Евангелия / И. С. Свенцицкая. М.: Присцельс. — 200 с.
  54. , И. С. Источники по истории раннего христианства в работах
  55. A. Б. Рановича. WWW document. URL http://www.krotov.org/history/ 01/ranovil.html.
  56. , И. С. От общины до церкви: (О формировании христианской церкви) / И. С. Свенцицкая. М.: Политиздат, 1985. — 224 с.
  57. , И. С. Раннее христианство: страницы истории / И. С. Свенцицкая. М.: Политиздат, 1989. — 335 с.
  58. , Р. В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика/ Р.
  59. B. Светлов. СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996. — 231 с.
  60. , Р. В. Гнозис и экзегетика / Р. В. Светлов. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1998. — 479 с.
  61. , Р. В. И текст стал плотью.WWW document. URL: http://svetlov-rv.by.ru.
  62. , Р. В. Идея другого в гностицизме. доклад, прочитанный на конференции «Гнозис и Россия», Москва, апрель 2001. WWW document. -URL: http://svetlov-rv.by.ru.
  63. , Р. В. Чужак в чужой земле. WWW document. URL: http://svetlov-rv.by.ru.
  64. , А. И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры: (Учение наассенов): Автореф. дис. канд. ист. наук / А. И. Сидоров.-М.: 1981.-22 с.
  65. , М. Ю. Пифагорейская программа / М. Ю. Симаков. М.: Диалог-МГУ, 1997.-20 с.
  66. Симон Волхв Гимн Жемчужине. WWW document. URL: http://fantasy.red.ru/religion/ro/simon.html.
  67. , А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики / А. В. Ситников. СПб: Алетейя, 2001. — 241 с.
  68. , А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское евангелие детства Спасителя / Скогорев А. П. СПб.: Алетейя, 2000. — 480 с.
  69. , Кв. С. Избранные сочинения / Кв. С. Тертуллиан- Перевод с латин.- Сост., вступ. статья и общ. ред. А. А. Столярова. М.: Прогресс. Культура, 1994. — 443 с.
  70. Толкование о душе. Русская Апокрифическая студия. WWW document. URL: http-.//tower.vlink.ru/naghammadi/aboutsoul.shtml.
  71. Трехчастный трактат. Русская апокрифическая студия. WWW document. — URL: http://tower.vlink.ru/naghammadi/3-part-text.shtml.
  72. , M. К. Историко-философские вопросы гностицизма: (Наг-Хаммади, II, Соч. 2, 3, 6, 7) / М. К. Трофимова. М.: Наука, 1979. — 216 с.
  73. , С. Н. Учение о Логосе в его истории: Философ.-ист. исслед. / С. Н. Трубецкой. М.: ACT- [Харьков]: Фолио, 2000. — 650 с.
  74. , В. А. Киприан и античное христианство / В. А. Федосик. -Минск: Университетское, 1991. 208 с.
  75. , В. А. Таинство без тайн. Возникновение и социальная сущность первых христианских таинств / В. А. Федосик- Науч. ред. Ф. М. Нечай. -Минск: Наука и техника, 1979. 150 с.
  76. , В. А. Церковь и государство. Критика богословских концепций / В. А. Федосик- Под ред. Е. М. Бабосова. Минск: Наука и техника, 1988. -203 с.
  77. Философская энциклопедия. / Глав. ред. Ф. В. Константинов. Т. 1−5. -М.: Советская энциклопедия, 1970.
  78. , В. П. Неоплатонические вариации на эзотерическую тему / В. П. Фомин. М.: Аргус, 1997. — 478 с.
  79. , М. И. Ориген. /Отрывки из его работы «Климент и Ориген учители александрийские и их век» / М. И. Хитров // Странник. — № 7−9- СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и К, 1879. — 47 с.
  80. , A. JI. Александрийское христианство по данным текстов из Наг-Хаммади (И, 7- VI, 3- VII, 4- IX, 3) / А. Л. Хосроев- АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1991. — 274 с.
  81. , А. Л. Из истории раннего христианства / А. Л. Хосроев. М.: Присцельс, 1997. — 375 с.
  82. Школа Валентина: Фрагменты и свидетельства. / Пред., пер. и коммент. Е. В. Афонасина. СПб: Алетейя, 2002. — 319 с.
  83. , Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / Е. М. Штаерман- Отв. ред. Е. С. Голубцова: АН СССР, Ин-т всеобщей истории. -М.: Наука, 1987.-318 с.
  84. , J. М. Dead Sea Scrolls / J. M. Allegro. New-York: Viking Press, 1991.- 124 p.
  85. Baigent, M. Dead Sea Scrolls Deception / M. Baigent. New-York: Simon&Schuster, 1993. — 87 p.
  86. Bamford, Ch. Homage to Pythagoras: Rediscovering Sacred Science / Ch. Bamford, K. Critchlow, R. Lawlor. New-York: Lindisfarn Books, 1994. — 298 p.
  87. Borg, Markus J. The Heart Of Christianity / Markus J. Borg. New York: Harper Collins, 1995. — 234 p.
  88. Christ and Ecclesia. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  89. Dillon, M. Catholic Identity / M. Dillon. New York: Cambridge University Press, 1999. -289 p.
  90. Excerpts of Theodotus. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  91. Faith (pistis) and Knowledge (gnosis) The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  92. Fragments from the Writings of Basilides. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  93. Guthrie, K. S. The Pythagorean Sourcebook and Library / K. S.Guthrie. -Grand Rapids: Phanes Press, 1987. 361 p.
  94. Hippolytus Refutations of all Heresies, Book 1−10. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  95. Hoeller, St. A. Gnosticism. New Light On The Ancient Tradition Of Inner Knowing / St. A. Hoeller. Wheaton: Quest Book, The Theosophical Publishing House, 2002. — 257 p.
  96. Hoeller, St. A. The Genesis Factor. Quest, September 1997. — The Gnostic Society Library, College of Charleston WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  97. Hoeller, St. A. The Gnosis of the Eucharist The Gnostic Society Library, College of Charleston WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  98. Hoeller, St. A. The Mystery of Iniquity. A Journal of the Western Inner Tradition, Winter 1999. — The Gnostic Society Library, College of Charleston WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  99. Ireneaus of Lyon Against All Heresies, Book 1−5. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  100. Kung, H. Great Christian Thinkers/ H. Kurt. New York: The Continuum Publishing House, 1994. — 235 p.
  101. Origen An Exhortation to Martyrdom, Prayer / Origen. New York: Panlist Press, 1979. — 293 p.
  102. Origen Contra Celsum, Book 1−8. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  103. Pagels, E. The Gnostic Gospels / E. Pagels. New York: Vintage Books, 1989. — 224 p.
  104. Pagels, E. Beyond Belief: The Secret Gospel of Thomas / E. Pagels. New York: Random House, 2003. — 272 p.
  105. Pistis Sophia: The Books of the Savior. (An introduction by G. R. S. Mead). -The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. URL: www.gnosis.org.
  106. Realized Eschatology. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  107. Rudolph, K. The History Of The Synoptic Tradition / K. Rudolph. New-York: Cambridge University Press, 1963. — 182 p.
  108. Rudolph, Kurt. The Nature And History Of Gnosticism / Kurt Rudolph. San Francisco: Harper Collins, 1987. — 411 p.
  109. The Divine Sophia The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  110. Tertullian Against All Heresy. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  111. Tertullian Against Hermogenes. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  112. Tertullian Against Praxeas. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  113. Tertullian Against Marcion, Book 1−5. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  114. Tertullian Against the Valentinians. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  115. Tertullian Prescriptions Against Heretics. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  116. Tertullian Scorpiace. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  117. The Acts of John. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  118. The Apocalypse of Peter. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  119. The Apocryphon of John. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  120. The Gospel of Philip Translated by Wesley W. Isenberg. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  121. The Gospel of Truth. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document., — URL: www.gnosis.org.
  122. The Name and Naming in Valentinianism. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  123. The Role of Jesus in Valentinianism. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document., — URL: www.gnosis.org.
  124. The Testimony of Truth. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  125. Valentinian Monism The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
  126. Valentinian Teology. The Gnostic Society Library, College of Charleston. WWW document. — URL: www.gnosis.org.
Заполнить форму текущей работой