Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этос науки и этос ученого (Я. Гочковский)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своей деятельности ученые (или, шире, работники науки) делают свой выбор, проходя через так называемые проверочные ситуации, в которых они должны решить, сохранять ли верность строгому этосу науки (но при этом лишиться неких выгод или даже терпеть тяготы) или, наоборот, отступить от этоса, но получить некие блага либо избежать неприятностей. При этом каждый делает свой выбор самостоятельно… Читать ещё >

Этос науки и этос ученого (Я. Гочковский) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема расхождения между нормативно заданным и реальным поведением ученых была глубоко проработана (начиная с 1960;х гг.) в трудах выдающегося польского социолога Янугиа ГочковскогоГ В отличие от Р. Мертона, Я. Гочковский понимает этос не только как нормативное понятие, но и как описательное, т. е. отражающее действительный стиль поведения ученых «на сцене театра научной жизни». Автор рассматривает этос как совокупность норм и правил, которые касаются не только профессиональной деятельности, но и ежедневного поведения людей науки.

Польский социолог проводит важное различие между этносом науки и этносом ученого. Рассмотрим коротко, что означают эти понятия.

Этос науки — это нормативная ориентация ученых, которая гарантирует сохранение целостности и идентичности науки как таковой и правильность той научной «игры», которая направлена на достижение истины.

В дополнение к нормативам Мертона Гочковский указывает на наличие еще пяти требований, присущих этосу науки. К ним относятся следующие принципы.

  • 1. Рационализм — способность к разумному познанию действительности, рациональному мышлению и избеганию каких-либо иррациональных проявлений в мышлении.
  • 2. Объективизм — независимость ученого от давления всевозможных факторов, находящихся за рамками чисто исследовательской деятельности и разумных критериев.
  • 3. Критицизм — способность строгой рациональной оценки аргументов, гипотез, принципов и выявления ошибок; критицизм ученого проявляется в равной мере как к себе, так и к своим коллегам.
  • 4. Концептуализм — способность конструктивного мышления, создания новых идей, нахождения новых решений, преодоления прежних заблуждений и ошибок.
  • 5. Интеллектуальная независимость — неподчинение в научной деятельности каким-либо догмам; ученый обязан следовать только правилам научного исследования.

Другое понятие — «этос ученого». Под этим понимается закрепившийся стиль работы и ежедневного поведения деятелей науки в научных институтах. При этом этос науки является лишь частным (и особым) случаем этоса ученого, поскольку этос ученого охватывает поведение ученого вообще как его образ жизни в мире науки.

Януш Гочковский подчеркивает, что этос ученого может приобретать разные формы, так как ученые могут разделять различные ценности и руководствоваться в повседневной жизни разными правилами. Так, ученый[1]

может быть не только участником поисков научной истины, но и участвовать в «играх» по поводу финансового, политического, административного успеха и др. Таким образом, из-за множества ролей в мире науки возникает плюрализм этосов ученого. Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что этос науки есть лишь отдельная часть общего этоса ученого.

Я. Гочковский ясно осознает проблему многочисленных отклонений работников науки от норм научного этоса. Одной из главных причин этого он считает существенное возрастание числа ученых («большая наука»); с приходом «массового человека» в науку соблюдение этоса науки будет неизбежно размываться. В этих условиях подлинным носителем этоса науки (стоящим на страже сохранения идентичности науки вообще) может быть только некое меньшинство «настоящих» ученых-исследователей, которое твердо придерживается строгих норм науки.

В своей деятельности ученые (или, шире, работники науки) делают свой выбор, проходя через так называемые проверочные ситуации, в которых они должны решить, сохранять ли верность строгому этосу науки (но при этом лишиться неких выгод или даже терпеть тяготы) или, наоборот, отступить от этоса, но получить некие блага либо избежать неприятностей. При этом каждый делает свой выбор самостоятельно. Такие «проверочные ситуации» вполне можно изучать эмпирически, на фактах истории науки или в сравнительных исследованиях.

Конечно, для ученого важна верность своему этосу (в том числе групповому), но наиболее важна для сохранения самого существования науки верность этосу науки вообще.

Польский социолог указывает на то, что проблему отклонения от этоса науки не так легко изучать из-за сокрытия фактов различного «ненаучного поведения» в среде ученых по понятным причинам: боязни неприятностей, опасений огласки и т. п. По мнению Я. Гочковского, улучшение ситуации в науке должно базироваться не на введении наказаний (или специальных жестких мер), а только свободным и сознательным принятием учеными кодекса научного поведения.

  • [1] См.: Kisiel Р. Ethos nauki i uczonego w swietle koncepcji nauki J. Gockowskiego //Zagadnienia naukoznawstwa. 2011. N 2 (188). S. 203—215.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой