Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интернет как инновационный фактор демократизации общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общество сегодня как никогда нуждается в инновациях, которые могут стать инструментом реформирования и модернизации политической и правовой системы, государственной деятельности. На современном этапе таким инновационным явлением становится глобальная информационная сеть Интернет, развитие которой непосредственно связано с уровнем демократизации общества. Между тем процессы влияния Интернета… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности функционирования Интернета в демократическом обществе. 1.1. Интернет в структуре информационного ресурса общества
    • 1. 2. Социальные факторы, влияющие надержание и качество информации вти Интернет
  • Глава 2. Интернет в общественно-политической жизни
    • 2. 1. Роль и место Интернета в деятельности политических партий
    • 2. 2. Использование Интернет-ресурсов в избирательных кампаниях
  • Глава 3. Интернет в демократизации государственной деятельности
    • 3. 1. Интернет как средство становления «электронной демократии» и реализации концепции «электронного правительства»
    • 3. 2. Возможности Интернета в формировании эффективного диалога между властью и обществом

Интернет как инновационный фактор демократизации общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня влияние информационного пространства и новых информационных технологий на общественное возрастает настолько стремительно, что значительно опережает процесс его теоретического осмысления. Одним из основных элементов новых информационных технологий является компьютерная сеть Интернет, что делает необходимым анализ его роли и значения в общественно-политической жизни и государственной деятельности.

Развитие российского сегмента Интернета зависит от многих факторов, однако определяющим условием выступает наличие демократии, которая способствует свободному доступу на получение и распространение информации в сети.

Интернет существенно влияет на весь социум и на современное коммуникативное пространство. Являясь техническим средством массовой коммуникации, Интернет значительно расширяет типы и каналы коммуникации, модифицирует их качество. Возможность быстрой связи с одновременным использованием визуального и аудиального каналов, текстового и графического сообщения качественно изменяет общение индивидов и социальных групп. Сеть можно использовать для различных типов коммуникации: межличностной, внутригрупповой, групповой, массовой, для выражения и защиты интересов личности, социальных групп. Диалог власти и общества в сети содействует привлечению граждан к процессу принятия решений, их участию в управлении, что способствует развитию процесса демократизации. Глобальная информационная сеть открывает широкие возможности не только в различных сферах деятельности, но и становится основой жизнедеятельности многих индивидов, которые сегодня уже не могут представить свое существование без использования Интернета как в производственной, научной, политической, экономической сфере, так и в обыденной жизни. Все это свидетельствует не только о принципиально новом типе общественной коммуникации, но и о переходе на качественно новый уровень развития общества.

Общество сегодня как никогда нуждается в инновациях, которые могут стать инструментом реформирования и модернизации политической и правовой системы, государственной деятельности. На современном этапе таким инновационным явлением становится глобальная информационная сеть Интернет, развитие которой непосредственно связано с уровнем демократизации общества. Между тем процессы влияния Интернета на общественную жизнь не находят достаточного освещения и рассмотрения в научной литературе. Происходящие в обществе процессы информатизации и демократизации, интенсивное развитие Интернета, выяснение роли информационно-коммуникативных технологий в общественном развитии диктуют необходимость научного анализа и социально-философского осмысления этих явлений как социальных феноменов.

Степень разработанности проблемы. Предметом исследования Интернет в работах российских и зарубежных авторов стал сравнительно недавно. Его влияние на общество в целом, политику, культуру рассматривается в работах отечественных и зарубежных авторов: С. Г. Белобородова, С. В. Бондаренко, А. Е. Войскунского, Э. Дайсона, И. Дзялошинского, Д. В. Иванова, М. Кастельса, А. Н. Кочеткова, С. Масленченко, Б. В. Маркова, И. А. Негодаева, Дж. Нейсбита, Д. Н. Пескова, М. И. Прановой, А. И. Ракитова, Ю. Росича, О. Б. Скородумовой, С. Г. Туранка, А. А. Чеснокова и многих др.

Проблемы современной демократии в условиях стремительного развития информационных технологий рассматриваются в работах Р. Даля, Л. Даймонда, В. Я. Гельмана, Б. И. Зеленко, Л. О. Келсо, П. Х. Келсо, Дж. Кина, А. Михеева, М. Пендбери, В. А. Рыжкова, А. Салмина, Дж.Дж.Стура, У. Эко, И. М. Янга и др. Российские политологи О.В.Гаман-Голутвина, В. А. Ковалев, В. А. Рыжков, Е. Б. Шестопал и др. анализируют перспективы демократии в России. В сети ряд веб-сайтов — демократия, ру // http: www.democracy.ru/, новая политика, ру // http: www. novopol.ru/, политика, ру // http: www.polit.ru — предоставляет широкие возможности обсуждения проблем демократии в сети.

Интернет как новый уровень в медиа-политической системе рассматривается в работах А. Н. Чумикова. Специфику размещения и распространения информации, коммуникационные возможности сети, исследуют многие авторы (С.В. Бондаренко М. С. Вершинин, Д. В. Иванов, Б. В. Марков, А. А. Чугунов, А. Н. Чумиков и др.). По проблеме «Интернет и политический процесс» с начала 2000;х годов было защищено несколько десятков философских и политологических диссертаций.

Использование современных Интернет-технологий в политической сфере представлено в работах Г. Л Акопова, Т. Э. Гринберг, Г. Г. Почепцова, Ю. Росича, А. И. Соловьева и др. Естественно, что изучение проблем развития российского сегмента глобальной информационной сети не может обойтись без применения возможностей сети. Список публикаций, посвященных истории Рунета, его политизации, представлен на сайте «История Интернета в России» fhttp://NetHistorv.Ru/biblio?topic-1 046 897 587).

Применению политических технологий в сетевом пространстве уделяют внимание Г. Л Акопов, Д. Г. Иванов, П. К. Залесский, Б. В. Овчинников, Д. Н. Песков, Ю. Росич и др. Так, в статье Б. В. Овчинникова «Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета» исследуется политический сегмент Рунета, рассматривается обоснованность представлений об Интернете как об источнике неизбежных изменений в социальной и политической сферах. Он делает вывод, что теоретически Интернет (как социальная среда) способен играть большую роль в политической жизни. Д. Н. Песков рассматривает глобальную сеть как среду взаимодействия различных акторов на «политическом поле». Некоторые авторы (Г.Акопов,.

A.Михеев, М. Пранова, Ю. Росич) рассматривают возможности использования Интернета в политической борьбе лишь фрагментарно, в контексте исследуемых ими проблем. В современном мире активно обсуждаются перспективы применения Интернет-голосования, становления «электронной демократии», смысл которой состоит в вовлечении большинства граждан, использующих Интернет, в дискуссии по предложениям органов государственной власти и местного самоуправления. Граждане, применяя современные информационно-коммуникативные технологии, получают возможность высказывать предложения по улучшению управления, вести диалог с властью, а власть может получать сведения о социальных интересах, мнениях и запросах граждан.

Использование возможностей сетевой коммуникации для модернизации и расширения функций органов власти, демократизации государственной деятельности на различных уровнях привело к появлению такого нового явления в современной жизни, как «электронное правительство». Понятие «электронное правительство», основные сферы его деятельности, уровни и этапы развития становятся предметом исследования многих российских авторов (И.Р. Агамирзян, Н. Ю. Балакерева, С. В. Борисенко, В. Дрожжинов, Т. И. Жукова,.

B.Мареченков, Р. Насакин, И. А. Стрелец и др.). Практическая реализация проекта «электронное правительство» на местном, региональном и высшем уровнях государственной власти, местного самоуправления имеет огромное значение для совершенствования форм взаимодействия власти с обществом и бизнесом, для развития демократии.

Несмотря на достаточно большое количество работ, в которых анализируется место, роль, значение информационных технологий в обществе, все же на сегодняшний день остаются слабо проясненными проблемы особенностей функционирования Интернета в демократическом обществе. В частности, требуют более глубокого изучения направления воздействия Интернета на общественно-политические и государственные институты российского общества, а также раскрытия возможностей глобальной информационной сети как инновационного фактора демократизации.

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве теоретико-методологической основы диссертационной работы использованы основные философские, социологические и политологические понятия, идеи и принципы, выработанные в рамках социально-философских учений. Теоретическую базу исследования составили труды по рассматриваемой проблематике отечественных философов, социологов, политологов, технологов: С. В. Бондаренко, М. С. Вершинина, А. Е. Войскунского, Д. В. Иванова, Б. С. Маркова, И. А. Негодаева, М. И. Прановой. Важное значение имели работы зарубежных ученых: Д. Белла, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Льюиса, М. Маклюэна, Дж. Нейсбита, Э. Тоффлера, Э. Фромма, К.Ясперса. При исследовании данной темы также использовались Федеральное законодательство, правовые акты, Интернет-ресурсы, изучаемую проблему.

Динамичность изучаемых процессов, их сложность и многогранность, а также междисциплинарный характер потребовали применения философского, социологического, политологического подходов. В диссертации использованы метод комплексного изучения проблемы на основе применения системно-структурного анализа, диалектический и герменевтический методы. Автор опирался в исследовании также на широко применяемые в современной философии и науке деятельностный, информационный, синергетический, аксеологический подходы.

Деятельностный подход позволил выявить роль и значение сетевой активности политических партий и государственных структур в процессе внедрения демократических идей и практик в обществе. Информационный подход применялся в ходе анализа механизмов распространения и влияния информации, размещаемой в Интернете, на ход демократизации. Синергетический подход позволил рассматривать глобальную информационную сеть и информационно-коммуникативные технологии как один из главных факторов, влияющих на общественные, политические, государственные институты современности. Аксеологический подход ориентировал исследование на понимание значимости пропагандирования в сети демократических ценностей и рассмотрение демократии как ценности.

Объектом исследования выступают информационные технологии современного общества.

Предметом исследования является Интернет как элемент информационных технологий в обществе.

Целью диссертационной работы является социально-философский анализ функционирования Интернета в демократическом обществе. Задачи диссертационного исследования: исследовать особенности функционирования Интернета в демократическом обществе;

— определить роль Интернета в формировании демократического политического пространства;

— изучить возможности использования сети Интернет для углубления демократизации выборов;

— выявить возможности Интернета на всех уровнях государственно-политической и общественной жизни общества;

— рассмотреть глобальную информационную сеть как механизм дебюрократизации государственных структур власти.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1. Выявлены особенности функционирования Интернета в демократическом обществе, которые состоят в возрастании объемов и изменении содержания информации, обусловленных расширением коммуникативного пространства. Показано, что Интернет является инновационным средством массовой коммуникации современности в демократических странах и России в том числе.

2. Раскрыта роль Интернета в общественно-политической жизни и политической борьбе, доказана необходимость использования возможностей сети как информационно-коммуникационного канала в современном социально-политическом процессе.

3. Предложены рекомендации по эффективным и перспективным возможностям использования инструментов и средств сетевого пространства политическими партиями, участвующими в политической борьбе: политические партии могут использовать Рунет для ведения агитационно-пропагандистской работы, формирования имиджа партии и их лидеров, завоевания лидерских позиции в политическом пространстве и ведения полемики для отстаивания своей точки зрения и позиции.

4. Предложены и обоснованы основные принципы, на которых должна основываться политическая борьба в сети, такие как: гласность, открытость, правдивость, оперативность, законность, непрерывность и эффективность, показано их значение для деятельности политических партий в Рунете.

5. Проанализированы возможности использования Интернета в организации и проведении избирательного процесса.

6. Выявлена необходимость активного применения Интернет-технологий для демократизации государственной деятельности российского общества и ведения эффективного диалога власти с обществом.

Тезисы, выносимые на защиту: 1. Широкое применение Интернета как средства социальной и политической коммуникации на всех уровнях взаимодействия власти с обществом позволяет на современном этапе рассматривать Интернет в качестве инновационного фактора демократизации.

2. Информация в жизни современного человека имеет большое значение, позволяя ему ориентироваться в сложных социально-экономических, политических и культурных процессах, происходящих в обществе. Интернет, с чисто технической стороны, позволяет увеличивать объемы информации на основе разнообразных типов коммуникации, наращивать информационный ресурс и расширять коммуникативное пространство. Технические возможности Интернета наиболее полно могут быть реализованы в демократическом обществе, так как оно заинтересовано в возрастании объемов информации, ее постоянном изменении, обусловленном расширением коммуникационного пространства. Интернет является неотъемлемой частью механизма функционирования демократии.

3. Возрастающие объемы информации в процессе коммуникации в сети, а также свободный доступ к ее получению, в свою очередь, способствуют социализации личности, активизации пол. ятического участия индивидов в общественной жизни, то есть дальнейшей демократизации общества. Снятие барьеров в распространении информации, ее неконтролируемость и зачастую анонимность повышают требование к ее содержанию и качеству, в силу чего ценностная составляющая содержательной наполненности веб-сайтов становится приоритетной задачей. Она выполнима при определенных условиях: наличие экспертов в сети, структурирование и систематизация, поддержка и актуализация данных, временной контент, использование интерактива, этичность, соблюдение авторских прав при цитировании.

4. Использование сети Интернет порождает проблемы, которые необходимо учитывать при оценке его потенциала влияния на социально-политическую жизнь общества. К ним относятся: сложность информационной системы, мозаичность и фрагментарность сведений, нарушение информационной безопасности и авторских прав, распространение спамов, возможности вторжения в личную жизнь, отсутствие ответственности и культуры пользования сетью, наличие вирусных программ и т. д. Несмотря на негативно-оценочный оттенок сформулированных проблем, они не могут снизить значение и роль Интернета как одного из главных факторов демократизации общества.

5. В демократическом обществе граждане активно интересуются политикой, работой органов управления всех уровней и типов. Интернет может быть использован в качестве средства завоевания политическими партиями сильных позиций в политической жизни страны, то есть может участвовать в формировании демократического политического пространства. Перенесенная в сетевое пространство политическая борьба превращает Интернет не только в один из важных инструментов ведения этой борьбы, в средство политической социализации граждан, но и в средство манипулирования сознанием людей. На данный момент Интернет-ресурс используется Российскими политическими партиями недостаточно эффективно.

6. В политической борьбе используются такие преимущества Интернета, как: быстротапрактически неограниченный объем размещаемой информациискорость в получении данных о количестве получивших информациюотносительно точное измерение эффективности воздействия обращенийвозможность интерактивного общения и применения мультимедийных продуктовсокращение расходов, связанных с деятельностьюширота воздействиявозможность систематизации информации. Кроме того, открытость и оперативность информации в сети вынуждает политические партии реализовать принцип правдивости и законности.

7. Выборы — один из главных инструментов демократического общества. Интернет может сделать выборы открытыми, прозрачными. Широкое использование его в день голосования (оперативное предоставление информации в сети о ходе голосования, размещение результатов подсчета голосов и т. д.) способствует формированию утраченного доверия избирателей как к процедуре выборов, так и к демократическим институтам в целом. Но все же нельзя не учитывать того факта, что партии могут использовать Интернет как инструмент воздействия на сознание и умы электората, тем самым лишая индивидов свободы выборов.

8. Совершенствование управления в государственных органах власти должно быть связано прежде всего с активным использованием инноваций в их деятельности. Внедрение проекта «электронное правительство» (е-government) способствует на различных уровнях эффективному диалогу населения с властью, повышает качество управления. Предоставление органами власти информации о своей деятельности и интерактивных услуг для населения обеспечит создание условий для реализации права участия граждан в принятии решений и в управлении, что будет способствовать качественному изменению деятельности органов государственной власти и управления, а также формированию гражданского общества. На сегодняшний день данная задача реализуется только на начальном этапе (создание Интернет-порталов).

Научно-практическая значимость и апробация. Материалы диссертации представлялись и обсуждались на семинарах аспирантов ДГТУ, отдельные положения и выводы обсуждались на научно-теоретическом семинаре Клуба Политического Просвещения «Регион-клуб», материалы опубликованы на сайте клуба (www. regionciiib. ru) По теме диссертации опубликовано 2 статьи общим объемом 18 стр.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Выводы.

1. Современное управление любого уровня не может эффективно осуществляться, если органами власти не используются современные ИКТ. Административная реформа, осуществляемая в России, должна проходить с использованием инноваций современного научно-технического развития. В социуме происходят целенаправленные преобразования, целью которых является всеобщая информатизация и дальнейшая демократизация.

2. Стремление к построению открытого информационного общества, ориентированного на интересы человека, в котором отдельные индивиды и сообщества могли бы реализовать свой потенциал, является основной мировой тенденцией.

2. Сеть предоставляет широкие возможности для интегрирования внешних и внутренних коммуникаций, что позволит интенсифицировать обращения внутри структуры, сократить время на поиск, обработку и передачу необходимой информации, а также обеспечить различные целевые аудитории и широкую публику информацией.

3. Оперативный доступ к официальным источникам игформации позволяет осуществлять информационный обмен органам различных уровней власти.

4. Властные структуры становятся информационно доступными и открытыми для гражданского общества, кроме того, осуществляется электронное взаимодействие и информационный обмен между министерствами, федеральными агентствами, ведомствами.

5. Интерактивность Интернета увеличивает информационные контакты граждан с центральной властью, трансформирует систему представительства гражданских интересов, развивая политические и социальные возможности рядовых членов общества.

6. Интернет-технологии вносят существенный вклад в развитие и модернизацию системы государственного управления. Благодаря.

Интернету снижаются потребности в материальных, людских и организационных ресурсах для эффективного управления.

7. Система государственного управления в демократическом обществе должна быть преобразована и усовершенствована с точки зрения интереса рядового гражданина (потребителя информационных услуг) на основе Интернет-технологий. Сеть становится механизмом дебюрократизации структур государства, деконцентрации государственной власти. Реализация проекта «электронное правительство» может в полней мере этому способствовать.

8. Устойчивая и эффективная электронная коммуникация между властью и обществом ставит общество под контроль граждан и способствует совершенствованию государственной деятельности. Предоставление интерактивных услуг гражданам и серверов должно минимизировать затраты на получение и предоставление информации, формировать двустороннюю связь с общественностью, позволит развивать у граждан доверие к общественным и политическим институтам, к должностным лицам государства.

9. Интерактивные блоки официальных сайтов используются ограниченно, потенциал их на данный момент еще не осознан, хотя, по нашему мнению, именно это преимущество Интернета дает возможность развитию и укреплению демократии. Органы государственной власти воспринимают и реализуют новые инициативы по внедрению электронного взаимодействия, но управленческие механизмы привлечения граждан к интерактивному диалогу еще не выработаны.

10. Необходимо широкое информационное обеспечение по внедрению проектов и программ, вовлечение граждан в обсуждение социально значимых проблем, стимулирование общественной заинтересованности в использовании преимуществ сети, а также проведение социальной политики, которая направлена на развитие демократических институтов и ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди исследователей влияния Интернета на демократию нет единого мнения, некоторые авторы считают, что демократизирующий эффект Интернета не стоит преувеличивать. Естественно, что сам по себе Интернет нейтрален к политическим режимам, существующим в обществах, но власть и общество, индивиды, используя современные информационно-коммуникативные технологии, могут влиять на все социально-политические процессы, протекающие в обществе, в том числе и на укрепление демократических институтов и механизмов. Сеть предоставляет большие возможности власти, обществу, бизнесу. Как будут использованы эти возможности, зависит от осознания сетевым сообществом, всеми пользователями сети того факта, что Интернетнечто большее, чем медиа, так как характеризуется особыми типами коммуникации и распространения информации. Каждый индивид, имеющий доступ к сети, может выступать как получателем информации, так и ее распространителем, может создать собственный сайт, вступать в коммуникации независимо от пространственно-временных параметров. Свободный доступ к информационным ресурсам, содержащимся в сети, возможен в условиях демократии. В демократических странах особенности функционирования Интернета состоят в увеличении масштабов получения данных и изменении содержания информации. Возрастание объемов данных приводит ко многим проблемам: отсутствие системности, неоднократные повторы, неточность, вбрасывание компромата, низкое качество общедоступной информации. Содержательное наполнение сайтов все больше волнует как его создателей, так и пользователей сети. Размещаемые материалы должны соответствовать критериям объективности, логичности и истинности, кроме того, информация должна быть достоверной, понятной, точной и полной. Необходимо этическое и правовое регулирование, проведение экспертной оценки сведений.

Интернет влияет на характер коммуникаций в сфере бизнеса, политики, власти. Сегодня Интернет используется во всех областях, и трудно выделить какую-либо приоритетную область. В нашей стране сеть начала активно использоваться в политической сфере, в своей деятельности многие партии стали использовать этот ресурс как в политической борьбе, так и в предвыборных кампаниях. Интернет в общественно-политической жизни и на выборах позволяет расширять демократические процедуры (Интернет-выборы и Интернет-голосование), способствует «электронной демократии». Реализация концепции «электронного правительства» содействует развитию демократии и эффективному диалогу граждан с властью. Транспарентность политики, власти (предоставление информации о деятельности властных структур) и возрастание информированности членов общества способствуют росту общественного доверия, формированию позитивного имиджа власти, увеличивая, таким образом, ресурсы власти. В результате положение властных структур укрепляется, возрастает легитимность, что приводит к стабилизации государства и общества.

Сложившаяся система государственного управления может быть преобразована в соответствии с интересами гражданина на основе применения информационных технологий вообще и Рунета в частности. Совершенствование государственной деятельности неразрывно связано с реализацией проекта «электронного правительства» и применением инноваций. Привлечение граждан для обсуждения общезначимых проблем в сетевом пространстве позволяет участвовать в местном самоуправлении, что укрепляет демократию, а Интернет становится инновационным фактором демократизации.

Появление Интернета стало революционным событием в развитии общества. Он повлиял на отдельного индивида, социальные группы, государства, осуществив коммуникационный взрыв. Как социальное явление глобальная информационная сеть изменяет, во-первых, характер отношений в обществе, во-вторых, общественные структуры. Общество воспринимает сеть различно: одни указывают на негативные, другие на позитивные последствия. Но в одном многие исследователи единодушны, Интернет предоставляет массу возможностей во всех областях: экономической, социальной, политической, культурной. Он легко позволяет устанавливать контакты, выстраивать отношения, что позволяет эффективно осуществлять различные виды деятельности. Кроме того, он оказывает воздействие на установление отношений.

Сегодня Интернет уже является не дополнением в деятельности государственных, политических и общественных организаций, а основным условием существования этих организаций, от выполнения которого зависит эффективность управления.

Развитие Рунета возможно лишь при государственной поддержке. Увеличение технических возможностей сети неразрывно связано с развитием прав граждан на свободное получение и распространение информации, доступности информационных ресурсов. Демократия обеспечивает свободный доступ к информационным ресурсам и их эффективное использование. Развитие и укрепление демократии в современном обществе немыслимо без использования инновационных факторов, одним из которых является Интернет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.-367 с.
  2. Дж. Психология власти: концепция непререкаемого лидерства. -М.: Эксмо, 2000. 318 с.
  3. Г. Л. Сетевой аспект российских партийных элитпроблемы теории и практики). Автореферет Дис. канд. полит, наук. Ростов н/Д: СКАГС, 2003. — 22 с.
  4. Н.В., Брандес М. Э. Роль СМИ в избирательном процессе // Выборы в посткоммунистических странах. Проблемно-тематический сборник, М.:ИНИОН, 2000. С.137−151.
  5. Р. Эссе о свободах. М.: Праксис. 2005. — 208 с.
  6. О.В. Технологии сообщества // Традиционная и современная технологии, М.: ИФРАН, 1998 С. 212−158.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. 138 с.
  8. Г. К. Лозаннский Э.Д. Кравченко С. А. Социология политики. Сравнительный анализ российских политических реалий. М: Экзамен, 2001. — 608 с.
  9. Н.Ю. Электронное правительство: пути совершенствования деятельности органов государственной власти// Власть. 2004 № 9, с. 37−39.
  10. Ю.Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: Академкнига, 2002. — 455 с.
  11. П.Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000. 431 с.
  12. B.C. Социальная философия. М.: Гранд: ФАИР-пресс, 2002.558 с.
  13. И. Л. Правовое регулирование процессов информатизации // Государство и право.- 1994.- № 12.
  14. И.JI. Информационное право: роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право. 2001. — № 2
  15. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  16. С.Г. Формирование Интернет сообществ как способ самоорганизации и влияния на власть // Гуманитарные технологии и политический процесс в России. — СПб: Изд-во СПбУ. — 2001.- С.176−189.
  17. Бердяев Н, А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. 383 с.
  18. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб: Питер, 2001.- 256 с.
  19. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. — 256 с.
  20. . Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу.- М.: Российская академия управления, 1992. 135 с.
  21. С.В. Коррумпированные общества. Ростов н/Д: Ростиздат, 2002.-368 с.
  22. С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. — 320 с.
  23. В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации -СПб.: Питер, 2003. 688 с.
  24. П.Дж. Смерть Запада. М.: ACT, 2003. — 444 с.
  25. И.А. Политическая философия. М.: — Гадарики, 2004. -240 с.
  26. Д. Прозрачное общество. М.: Логос, 2003. — 128 с.
  27. М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. Произведения. -М.: Прогресс, 1990. С. 644−706.
  28. М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 547−601.
  29. П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: Гнозис, 2002. -192 с.
  30. М.С. Политическая коммуникация в современном обществе. ~М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2001.- 253 с.
  31. М.С. Электронная демократия: российские перспективы.// Информационное общество. 2002, — Вып. 1. — С. 17−18
  32. Н. Человек управляющий. СПб: — Питер, 2001.
  33. Виртуализация общества и постмодернистское «прочтение» современности. Электронный ресурс. / А. А. Трунов, В. А. Трунов -Режим доступа: http: //www.ostu.ru/conf/soc2002/papers/trunov/htm, свободный. Загл. с экрана.
  34. Э.А. Психология политической пропаганды. М.2000.
  35. А.Е. Метафоры Интернета. // Вопросы философии. № 11.- 2001.-С. 64−79.
  36. Всемирный Саммит по информационному обществу. СПб. 2004.- 132 с.
  37. А. А. Информационное общество для граждан: результаты внедрения решений e-government // Информационное общество. 2004 -№ 1.
  38. К.С. Политическая философия. -М.: Экономика, 1999. 606 с.
  39. Э. Основы PR. М.: Летопись XXI, 2004. — 408 с.
  40. Гаман-Голутвина О. В. Российские партии на выборах: картель «хватай всех» // Полис. 2004. — № 1. — С. 22−24.
  41. М.И. Общество на рубеже столетий // Мыслитель планетарного масштаба. М.: МНЭПУ, 2000.- С. 20−24.
  42. В.Я. Политическая оппозиция в России вымирающий вид? // Полис. 2004, С.52−69.
  43. В.Я. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории // Полис. 2001. — № 1 (60). — С. 15−29.
  44. Герменевтика и метод социальных наук. Электронный ресурс. / Рикёр П. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/ricoeur/social.html, свободный. Загл. с экрана.
  45. И.А. Философия политики. М.: ТЕИС, 2002.- 230 с.
  46. Н.В. Информационные технологии: виртуальные миры и политическая реальность России // Гуманитарные технологии и политический процесс в России. СПб: Изд-во СПбУ, 2001.- С. 45−67.
  47. Д.Н. Политические коммуникации в избирательном процессе современной России: Дис. канд. полит, наук. Ростов н/Д: СКАГС, 2002. -22 с.
  48. Готовность регионов к е-правительству. Электронный ресурс. / Палькина Т. Рудычева Н.- /CNews, М.:2006, Режим доступа: http: www.cnews.ru/revies/free/gov2006/articles/egovReady.shtml, свободный. Загл. с экрана.
  49. Готовность регионов к информационному обществу. Электронный ресурс. / Палькина Т. Рудычева Н./ CNews, М.:2006, Режим доступа: http: www.cnews.ru/revies/free/gov2006/articles/egovReady.shtml, свободный. Загл. с экрана.
  50. М.Н. Политическая коммуникация. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 1999. — № 1 С. 24−39.
  51. Г. И. Деструктивные технологии в избирательных кампаниях и пути борьбы с ними // Гуманитарные технологии и политический процесс в России. СПб: Изд-во СПбУ, 2001.- С. 157−175.
  52. Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. М.: Аспект Пресс, 2005.- 317 с.
  53. Гуманитарные исследования в Интернете. / Под редакцией А. Е Войскунского. М., Можайск-Терра, 2000. — 432 с.
  54. В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д, Феникс, 1997. -448 с.
  55. Jl. Прошла ли «третья волна» демократизации? // Полис. -1999.-№ 1.-С. 11−16.
  56. Э. Жизнь в эпоху Интернет. М.: Бизнес и компьютер, 1998.398 с.
  57. Р. О демократии. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 208 с.
  58. Р. Политика имеет значение. М. -: МШПИ, 2001. — 27 с.
  59. А.А. Процесс принятия и осуществления решений в публично-государственной политике: динамический цикл и его основные фазы.// Полис. 2004. — № 4.- С. 158−169.
  60. Демократия. ру Электронный ресурс. / Режим доступа: http: www.democracy.ru/, свободный. Загл. с экрана.
  61. Р.Ф. Политика в информационном обществе // Полис. -2004. № 3. — С.154−161.
  62. Е.Я. Демократия: образ мысли, образ жизни // Политическая наука-2002, № 1, с. 70−100.
  63. С. А. Взаимосвязь прогресса в информационной сфере и демократизации современного российского общества // Социальная политика и социология. 2004. — № 4.
  64. Д.В. Виртуализация общества. СПб: Петербургское востоковедение, 2002. -224 с.
  65. Интернет и выборы: проблемы и перспективы Электронный ресурс. // Мельниченко О. Информационно-аналитический бюллетень агентства «Обратная связь» 2002, Режим доступа: http://www.ospr.m/text/library/l/03.doc, свободный. Загл. с экрана.
  66. Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива Проекта Информатика для демократии 200+) / Аналитический доклад по результатам Проекта. — М.: МИПО РЕПРО, 2001.-235 с.
  67. Интернет-политика. Электронный ресурс. / Группа компаний Сервис ТВ, http://lib.indi.ru/ Пестов Н. Гурылев В. — М.:2003, — Режим доступа: http://lib.indi.ru/ mssia/?papersid=20 030 909 124 750&print=l, свободный. Загл с экрана.
  68. Информационная прозрачность выборов: роль и возможности прессы Электронный ресурс. /Дзялошинский И. Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/articles/rus 1999−39/page8.html, свободный. Загл. с экрана.
  69. Информационное общество. -М: ACT, 2004. 512 с.
  70. А.Г. Мультимедиа как социокультурный феномен.- М.: Издательство ИПО Профиздат, 2002. 224 с.
  71. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. — 685 с.
  72. С. И. Салмин A.M. Измерение свободы: парламентский электоральный процесс в постсоветской России // По лития. Анализ. Хроника. Прогнозы. 2000. — № 3 (17). — С. 5−54.
  73. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.-608 с.
  74. М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель. М.: Логос, 2002. — 224 с.
  75. В.Ж. Цивилизационные императивы инновационной политики: Россия и мировой опыт // Философия, наука, цивилизация. М.: Эдиториал УРСС. — 1999. С. 308−322.
  76. Л.О., Келсо П. Х. Демократия и экономическая власть. Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 300 с.
  77. Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М:. Прогресс -Традиция, 2001.-400 с.
  78. В. В. Информационные технологии в журналистике. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 160 с.
  79. Компьютерно-опосредованная политическая коммуникация и демократия Электронный ресурс. / Вершинин М. С. Режим доступа: http: www.conf.infocos.ru/2003-rGOVF05.html, свободный. Загл. с экрана
  80. С.В. Общество средства массовой информации — власть. Ростов н/Д: СКАГС, 2001.- 208 с.
  81. Конституция Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 64 с.
  82. А.В. Реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия». / Информационное общество. 2003. — Вып. 2. -С. 8−11.
  83. А.Н. Влияние Интернета на развитие общества // Информационное общество. 1999, № 5.
  84. М.Е. Технология политических выборов. 2-е изд.- СПб: Питер. -2004. -239 с.
  85. Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей. // Полис. -2004, — № 6. -С. 125−136.
  86. А.В. Местное самоуправление в России: несбывающийся проект. // Полис. 2004. — № 6. — С. 55−62.
  87. В.Б., Малютин М. В. От «электоральной пирамиды» к «партии власти» // Полис. 2004. — № 1.
  88. Н.А., Мусхелишвили H.JL, Шрейдер Ю. А. Информационное воздействие как объект научного исследования // Вопросы философии.-1999.- № 1.-С.77−87.
  89. Э. Макросдвиг. (К устойчивости мира курсом перемен). М.: Тайдекс Ко, 2004. — 208 с.
  90. Н. Власть. -М.: Праксис, 2001- 256 с.
  91. Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
  92. Г. М. Понимание Медиа. Внешнее расширение человечества. М.: Жуковский: КАНОН-пресс — Ц., Кучково поле, 2003. -464 с.
  93. Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М.: SPSL — «Русская панорама», 2003. -480 с.
  94. В. Власть в электронном режиме. // БОСС. 2004. — № 9.
  95. Маритен. Жак. Человек и государство. М.: Идея- пресс, 2000. — 196 с.
  96. К. Общая теория постиндустриального общества. М.: УРСС, 2002.-352 с.
  97. . Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество. М.: ACT, 2004. С. 462−507.
  98. .В. Демократия и Интернет// Информационное общество. М.: ACT, 2000. Вып. 6. С. 43−47.
  99. С. Интернет как социальное пространство// Теократия,-2005. № 1. — С. 98.
  100. Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1988.- 178 с.
  101. В. Политические партии: стратегия и управление. М. 2004.
  102. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства. Электронный ресурс. // Агамирзян И. Р. -М. -2002.- Режим доступа http: //ims2002.nw.ru/02-rGQVf0Llitml, свободный. Загл. с экрана.
  103. Мирошниченко A.A. Public Relations в общественно-политической сфере.- М.: Экспертное бюро. 1998. 144 с.
  104. Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество. М.: ACT, 2004. — С. 428−452.
  105. В.П. Топология политического пространства. / Пермский государственный технический университет. Пермь, 2002. — 214 с.
  106. И.А. Информатизация культуры. Ростов н/Д: ЗАЩ «Книга». — 2003. — 320 с.
  107. Д.В. Политический маркетинг. СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
  108. Дж. Мегатренды. М.: ACT: ЗАО НПП «Ермак» — 2003. -380 с.
  109. Новая философская энциклопедия. Т. 3. М.: Мысль, 2001.- 692 с.
  110. Н.Е. Новое время: интеллектуальный портрет эпохи. -Ростов н/Д: СКНЦВШ., 2002. 147 с.
  111. О средствах массовой информации. Об обязательном экземпляре изданий. М.: Книга сервис, 2005. — 32 с.
  112. Об информации, информационной защите и информатизации. М.: ПРИОР, 2002. — 32 с.
  113. Обращение В. Путина к Федеральному Собранию. Электронный ресурс. / ТОР. rbc.ru М.: 2006 — Режим доступа: http//top.rbc.ru/news/daythemes/2006/05/10/10 115 147 jpv. shtml свободный. Загл с экрана.
  114. .В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис. 2002. — № 1.
  115. Ортега и — Гассет Хосе. Восстание масс // Ортега — и — Гассет Хосе. Избранные труды. -М.: Весь мир, 1997. С.43−164.
  116. Особенности развития информационно- коммуникативной среды современного общества. Электронный ресурс. Михайлов В. А., Михайлов С. В. Режим доступа: http://www.russcomm.rU/rcabiblio/m/mihaylov-mihaylov.shtml, свободный. Загл. с экрана.
  117. И.Н. Технология информационной войны.- М., КСП, 2003 -320 с.
  118. М. На пути к глобальной демократии. Доклад на пленарном заседании XXI Всемирного философского конгресса // Вестник РФО. 2003. — № 4 .- С. 29−37.
  119. Первый российский философский конгресс «Человек-философия-гуманизм», Т. V «Философия в мире знания, техники и веры». СПб, 1997.-480 с.
  120. С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики//Полис. -2006. № 2. С. 139 -151.
  121. Д.Н. Интернет в России: политическая утопия? // Полис. -2002. -№> 1.- С. 31−45.
  122. Д.Н. Интернет-пространство: состояние премодерма? // Полис. -2003. № 5.- С. 46−56.
  123. К.С. Научно-техническое творчество: Социально-философские проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 144 с.
  124. Планета Интернет. Путин и его соб@ка, или виртуальные ипостаси отечественных политиков Электронный ресурс. //Росич Ю.-М.: 2001. -Режим доступа: [email protected], свободный. Загл. с экрана.
  125. Под управлением «электронного правительства Электронный ресурс. /. Насакин Р. М.: 2006, — Режим доступа: http://www.compress.ru/Archive/CP/2006/l/26/#>«3fleKTpoHHbie"%20Bbi6o ры, свободный. Загл. с экрана.
  126. Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов/ под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект — Пресс, 2004. -267 с.
  127. Политология в вопросах и ответах. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -448 с.
  128. Г. Создание виртуальных объектов и их использование в предвыборной борьбе // Русский журнал «Политика». 2002. Январь. -С. 3−5.
  129. Г. Г. «Имиджелогия», М.,: Рефл.- бук, Киев: Ваклер, 2000. 506 с.
  130. Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 2004. 336 с.
  131. . Ру. Электронный ресурс. II Росич Ю. Интернет в политической жизни России. М:.2003. — Режим доступа: http://politics.pravda.rU/politics/2003/l/6/l 1/15 062 SMI. html свободный. Загл. с экрана.
  132. . Ру. Электронный ресурс. // Росич Ю. Планета Интернет. -Режим доступа: ru http://rocich.ru/article/7, свободный. Загл. с экрана.
  133. М.И. Воздействие информированности электората на социокультурный характер выборов. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2005.- 104 с.
  134. М.И. Избирательная кампания как социокультурный процесс. Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2005. — 144 с.
  135. М.И. Социальный аспект информатизации общества // III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия, Т. З. Ростов н/Д, Изд-во СКНЦ ВШ, -2002. С. 126.
  136. М.И., Негодаев И. А. Виртуальная реальность // Вестник ДГТУ. 2004. — Т. 4 (21) 8. — С.356−363
  137. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2005. — 477 с.
  138. РакитоЕ А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
  139. С.П. Философия информационной войны. М.: МШПИ, 2000.-496 с.
  140. В.М. Технология виртуальных реальностей // Традиционная и современная технологии. -М.: ИФРАН. 1998. С. 159−181.
  141. М.А. Знание и коммуникация // Наука в культуре. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — С. 116−131.
  142. Российский Интернет как средство политической коммуникации. Электронный ресурс. / Иванов Д.В.- Режим доступа: http ://www.russ.ru/netcult/histore/200 020 313 .html, свободный, Загл. с экрана.
  143. Г. О власти в эпоху ИТ-надежд. // Открытые системы. СУБД.-2004.-М 6. С. 76.
  144. В.О. Особенности российской демократизации в сравнительном измерении. // Социология. 2004. — № 1. — С. 45−52.
  145. В.А. Россия как демократия. // Общая тетрадь.- 2001. № 4.-(23).-С. 35−42.
  146. Рынок ИТ-систем в государственном секторе Электронный ресурс./ Шляхтина С. М. — 2004. — Режим доступа: http://www.compress.rU/Archive/CP/2004/l/34/, свободный. Загл. с экрана.
  147. О. Политика эффективности новое решение // Вопросы философии. — 2004. — № 10. — С.3−19.
  148. А. Современная демократия. М.: МШПИ, 1997. — 448 с.
  149. И. А. Информационный вызов и электронный ответ России. Технологии современного общества. Интернет и современное общество // Материалы объединённой конференции (Санкт-Петербург, 22 23 ноября2001 г.).-СПб, 2001.
  150. О.Б. Интернет и его основные социокультурные функции // Философия и общество. 2004. — № 1
  151. СМИ и выборы (Юридические рекомендации) М.: Галерея, 1999. -88 с.
  152. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии (материалы дискуссии) // Полис. 2004. -№ 4.-С. 28−51.
  153. А.И. Колебательно-маятниковый механизм принятия государственных решений: к обоснованию когнитивной модели (I) // Полис. -2005, — № 5. С.6−23, //Полис. -2005.- № 6. — С. 31−53.
  154. П. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // Полис. 2004.- № 2. — С.124−131.
  155. И.А. Концепция электронного правительства и ее практическая реализация // США. Канада. Экономико-политическая культура. 2003. — № 5.
  156. Дж.Дж. Демократия за порогом XX столетия // Полис. 2003.-№ 5. — С. 12−24.
  157. .Н. Информационное право как необходимое условие построения информационного общества // Информационные ресурсы России. 2001. — № 8. — С. 16−21.
  158. Э. Метаморфозы власти. -М.-АСТ, 2001.- 670 с.
  159. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  160. Э. Шок будущего. -М.: ACT, 2001. 558 с.
  161. Трансформация политических институтов и переход к информационному обществу Электронный ресурс. / Шадрин А. -Режим доступа: http ://www. gallup. spb .ru/j ournal/ arcMve/i ournal2/i 2rlsl.htm., свободный. Загл. с экрана.
  162. Третий российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» Т.2. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002. -432 с.
  163. Третий российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» Т. З. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002. -432 с.
  164. Третий российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» Т.4. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002. -432 с.
  165. С.Г. Интернет и политический процесс // ОНС. 2001. — № 2.-С. 51−56.
  166. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998. 204 с.
  167. Ф. Теории информационного общества. Пер. с англ.- М.: Аспект Пресс, 2004. -398 с.
  168. Федеральный закон «Закон об информации, информационных технологиях и защите информации» Электронный ресурс. Режим доступа, http://vAvw.innovbusiness.ru/content/document г AF4D6B66-BDBA-41E7-AC71−746A608DD70D.html свободный. Загл. с экрана.
  169. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» Электронный ресурс. Режим доступа — http://www.cikrf.ru/ 3/zakon/zakon67 02/Fz-67.htm, свободный. Загл. с экрана.
  170. В.Г. Социальная рациональность и демократическое общество // Рациональность на перепутье, кн. 1 М.: РОССПЭН, 1999. С. 231 -263.
  171. Филипс Д. RPb Интернете. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320 с.
  172. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 335 с.
  173. Э. Бегство от свободы. М.: ACT. 2004.-571 с.
  174. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  175. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415с.
  176. М. Интеллектуалы и власть// Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1. -М.: Праксис. -2002., с. 66−80.
  177. М. Политика и этика: интервью // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1.-М.: Праксис, 2002. С. 324- 335.
  178. М. Политическая технология индивидов // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1. М.: Праксис, 2002.- С. 360−382.
  179. Ф. Великий разрыв. М.: ACT, 2003. — 474 с.
  180. Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.:АСТ. — 2004. — 730 с.
  181. Ф. Конец истории и последний человек. М.: ACT — 2004. -588 с.
  182. Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: ACT. — 2004. 349с.
  183. С. Политический порядок в меняющихся обществах.-М.: Прогресс, 2004.-480 с.
  184. С. Столкновение цивилизаций.- М.: ACT, 2003. 603 с.
  185. Хейзинга И. Homo ludens в тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.-464 с.
  186. В.И. Информационное оружие. СПб: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2003. -480 с.
  187. B.C. Странная цивилизация., М.: ACT.: Астрель, 2006.
  188. А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. -336 с.
  189. А. Путин. Его идеология М.: Европа, 2006. — 232 с.
  190. Чернов А. А Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М.: Торговая корпорация Дашков и К., 2003, — 232 с.
  191. А.А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политика. 1999-№ 4.
  192. А.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий. Автореферат канд. философ, наук СПб: СПБ Университет, — 2000. -23 с.
  193. А. Н. Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика-М.: Дело, 2004. 496 с.
  194. .Н. Выбор России через призму «классической демократии». Полис. 2004. — № 1. — С. 139−149.
  195. Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью. М., 2005.416 с.
  196. Электоральная коммуникация Электронный ресурс. / Гришина СЛ.- Режим доступа: http: www.ostu.ru/conf/soc2002/papers/grishina.htm, свободный. Загл с экрана.
  197. Электронная готовность и свобода экономики. Электронный ресурс. Дрожжинов В., Штрик А. — М. 2006.- Режим доступа: http://www.pcweek.ru/7ITN510425, свободный. Загл. с экрана.
  198. Электронное правительство в мире и в России. Электронный ресурс. В. Дрожжинов, Е. Зиндер .- Режим доступа: http://pcmagazine.ru/?ID=504 196, свободный. Загл. с экрана.
  199. Электронное правительство информационного общества. Электронный ресурс. В. Дрожжинов, А. Штрик Режим доступа: www.pcweek.ru/vear2000/nl5/cpl251/strategy/index.htm, свободный. Загл. с экрана.
  200. Ф.Г. Совершенство техники. СПб.: Владимир Даль, 2002. -559 с.
  201. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы / Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Российская национальная библиотека. СПб, РНБ, 2004. — 120 с.
  202. Янг. И. М. Некоторые соображения о гегемонии и глобальной демократии. Доклад ни пленарном заседании XXI Всемирного философского конгресса // Вестник РФО. 2003. — № 4. — С. 19−29.
  203. М.К. Адаптация человека в условиях информационной культуры. Автореферат канд. филос. наук Ростов н/Д, 1999. — 26 с.
Заполнить форму текущей работой