Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема экзистенциальной коммуникации в учении Карла Ясперса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты исследования могут быть использованы социологами при разработке проблем межличностной коммуникации в системе общественных отношений. Он важен также для преподавателей, задача которых как раз и состоит в воспитании в человеке гуманистической ориентации, в пробуждении интереса к проблеме собственного бытия как экзистенции. Увлеченность проблемами общечеловеческого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Карл Ясперс: биографические истоки и начало философствования
    • 1. Философская биография Карла Ясперса как источник понимания его экзистенциальной коммуникации
    • 2. «Понимание» и «коммуникация» — исходные понятия философии Карла Ясперса
  • Глава вторая. Учение Карла Ясперса о коммуникации
    • 1. Коммуникация «подлинная» и «неподлинная»
    • 2. Коммуникация и трансценденция
  • Глава третья. Язык, диалогика и экзистенциальная коммуникация в философии Карла Ясперса
    • 1. Возможности языка для осуществления экзистенциальной коммуникации
    • 2. Проблема экзистенциальной коммуникации и диалогика в философии Карла Ясперса

Проблема экзистенциальной коммуникации в учении Карла Ясперса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последнее десятилетие в российском общественном сознании происходят глубокие качественные изменения. Суть этих изменений состоит в усилении гуманистической ориентации, в пробуждении интереса к наукам о человеке, в создании духовных предпосылок, для решения социокультурных проблем. В том числе представляет интерес проблема межличностной коммуникации, которая в настоящее время разносторонне исследуется. Выясняется, что многомерный мир общения в условиях новой российской действительности существенно преобразуется: рождается особая коммуникационная реальность, в которой отдельный человек (личность) приобретает более значимый социальный статус и возможности индивидуального развития.

Напомним, что в советское время коммуникация между людьми была ориентирована идеологическими ценностями партийно-государственной системы. Человек, вовлечённый в сферу социальных связей, подчинялся государственным интересам, а сложившиеся коммуникационные каналы имели главным образом общественное значение. Личностные устремления людей регламентировались партией и только в системе партийной заинтересованности приобретали вес. Высокая цель «построения коммунистического общества» во многом определяла нравственные мотивы поведения людей и истоки межличностных отношений. При этом основным элементом коммуникационного пространства выступал усреднённый «советский человек».

Ситуация существенно меняется в постсоветский период. Десятилетие реформ показало, что созданные коммуникационные связи серьёзно нарушены.

Теряют значение сложившиеся за годы «строительства коммунизма» единые истоки общения между людьми, возрастает коммуникационная напряжённость. Привычные взаимоотношения, обусловленные менталитетом гражданина советской страны, не находят должного воплощения. Вместе с тем, человек (член российского общества) перестаёт быть объектом тотальной идеологии. Он приобретает иное социокультурное измерение в том плане, что получает более широкие возможности в своём духовном самоопределении.

Но реализация этих возможностей затруднена: новая экономическая действительность, чреватая резкой имущественной поляризацией и возникновением значительного слоя населения, живущего за чертой бедности, создаёт благоприятные предпосылки для отчуждения людей. Утрачивается вера в социальную справедливость, подрывается нравственная основа общества, становится нормой чёрствость и равнодушие. Возникает ситуация «коммуникационной разорванности», когда люди перестают понимать друг друга, когда коллективистская солидарность уступает место эгоистическим устремлениям.

Можно утверждать, что российскому обществу присуще глубокое противоречие: с одной стороны, нарождающиеся возможности духовного развития и формирования гуманистического общественного идеала, а с другой стороны, множество реальных трудностей в основном экономического характера, тормозящее превращение этих возможностей в действительность. Это есть противоречие роста, когда старое коллективистско-усреднённое сознание уступает место индивидуализации и творчеству. Важно, чтобы складывающееся пространство коммуникации было единой связью уникальных и по-своему выдающихся личностей.

В этой связи представляется своевременным обратиться к исследованию концепции экзистенциальной коммуникации видного немецкого философа Карла Ясперса (1883 — 1969). В своих сочинениях К. Ясперс отстаивает необходимость обретения людьми «подлинной коммуникации», которая не усредняет людей, не уравнивает свойства индивидов, а, наоборот, способствует их индивидуализации и духовному развитию. Суть такой коммуникации в том, что она требует от каждого человека глубокого понимания истоков человеческого бытия и обретения себя как личности. Такого рода индивидуализация весьма актуальна для российского общества: развитие межличностной коммуникации в постсоветское время остро нуждается в собственной гуманистической основе, ориентированной на полнейшее обнаружение потенциала отдельной личности. Переход от коллективистского состояния духа к глубокому осознанию индивидуального бытия есть тот путь, который необходим для российской реальности и который в полной мере отстаивался немецким философом-гуманистом К. Ясперсом.

Степень разработанности проблемы.

В историко-философском плане творчество К. Ясперса во многом продолжает разрабатывать проблемы, поставленные Сьереном Кьеркегором и Фридрихом Ницше. Эти философы близки К. Ясперсу благодаря своей оппозиции по отношению к современной европейской культуре. Нигилизм Ф. Ницше и ирония С. Кьеркегора, презрительное отношение этих философов к «толпе» и к «массовому порядку» послужили для К. Ясперса важным стимулом для развёртывания собственных исследований, в которых он пытался найти путь для преодоления отчуждения человека в системе европейской культуры. Но в отличие от С. Кьеркегора и Ф. Ницше, К. Ясперс был оптимистом и искренне верил, что каждый человек вполне может противостоять своей духовностью тяготам повседневной жизни и гнёту социальной действительности.

Применение понятия «коммуникация» в качестве важного момента экзистенциального переживания принадлежит С. Кьеркегору. Датский философ первый почувствовал, что вопрос об экзистенции, о «выборе самого себя» предполагает использование понятия «коммуникация». Он различал три вида коммуникации: непосредственную (не осознаваемую в рефлексии), рефлексивную (осознаваемую в рефлексии) и дважды рефлексивную (осознаваемую в рефлексии над рефлексией). Речь идёт об иерархии коммуникаций, в которой высший и основополагающий уровень занимает рефлексия над рефлексией. По С. Кьеркегору, такая коммуникация должна содействовать экзистенциальному постижению того, что означает существовать в качестве человека. Для К. Яс-перса вопрос о коммуникации уже не связан с содержанием литературных текстов, как это было у С. Кьеркегора, а является вопросом о психическом сопереживании «родственных душ».

Но прежде чем коммуникация займёт достойное место в исследованиях немецкого философа, намечается период мучительных размышлений над проблемами психопатологии. К. Ясперс постепенно убеждается, что для врачебной практики является важной проблема понимания. В трактовке психических отклонений и возможности их излечения молодой учёный находился под влиянием феноменологии Э. Гуссерля и психологической концепции «внутреннего переживания» В. Дильтея. Именно эти философы оказали существенное влияние на формирование взгляда на то, каким образом необходимо ставить диагноз и как должны складываться взаимоотношения между пациентом и врачом-психиатром.

Не меньшую роль в вопросе о понимании сыграли исследования К. Юнга, на которого К. Ясперс ссылается в своей книге «Общая психопатология». Именно под влиянием К. Юнга молодой психиатр приходит к выводу, что в лечении психических заболеваний важно не «объяснение», а «понимание». Проникновение в душевный мир больного не может трактоваться как «познание» или «причинное объяснение», а есть понимание состояния души уникальной и неповторимой личности. При этом К. Ясперс вырабатывает собственный взгляд на проблему «болезни души», отказываясь от распространённой в то время позиции «соматической медицины». Излечение души предполагает только духовное воздействие, в чём и заключается общение с больным, понятое позднее как экзистенциальная коммуникация.

Переход к философским размышлениям — неизбежный итог работы мысли молодого учёного над проблемами психиатрии. В частности, начинающего философа волновал ответ на вопрос, каким образом возможна экзистенциальная коммуникация и нужно ли в её осмыслении ограничиваться проблемами психопатологии. К. Ясперс приходит к убеждению, что экзистенциальная коммуникация носит общечеловеческий характер: каждый человек нуждается в особой психологической установке, оздоровляющей его душевное состояние. Философ не сомневается в том, что «болезни души» — следствия враждебности для человека эмпирического мира и призывает противодействовать этому своеобразному виду отчуждения волей к коммуникации.

Необходимо отметить, что творчество К. Ясперса не находится в центре внимания в отечественной философской литературе. О К. Ясперсе упоминают не часто, в основном ему посвящаются небольшие фрагменты, в которых представлены самые общие соображения о взглядах философа. Вопрос же о всестороннем анализе различных аспектов философии К. Ясперса ещё не поставлен. Не проанализировано и значение философского наследия немецкого мыслителя для развития мировой философии. В настоящее время работы К. Ясперса мало востребованы, результаты его исследований остаются пока на периферии философских дискуссий второй половины XX столетия. Это серьёзный пробел в российской историко-философской мысли.

В нашей работе мы не ставим своей целью исследовать творчество философа во всех его проявлениях. Но выделяя вопрос о подлинной (экзистенциальной) коммуникации, мы тем самым затрагиваем широкий спектр проблем. Ведь анализ коммуникации не может рассматриваться в изолированности от других аспектов философии К. Ясперса. Поэтому всякое исследование творчества философа так или иначе ведёт к выявлению основного звена, каковым является коммуникация. В отечественной философской литературе не существует специальных исследований, посвященных данному вопросу. В основном о коммуникации упоминают попутно в ходе анализа экзистенциализма немецкого философа. Но имеется ряд работ, способствующих становлению данной проблемы как предмета философского анализа.

Необходимо подчеркнуть, что в отечественной философии советского периода преобладало критическое отношение к творчеству К. Ясперса. Немецкий философ подвергался критике прежде всего как представитель экзистенциализма. В работах А. С. Богомолова, P.M. Габитовой, Б. Т. Григорьяна, Т. И. Ойзермана, Э. Ю. Соловьёва и других складывалось негативное отношение к философии К. Ясперса как к разновидности субъективного идеализма и следствия влияния «буржуазной идеологии». В том числе и вопрос о коммуникации не выделялся в особую область, представляющую философский интерес. Как правило, коммуникация К. Ясперса трактовалась как некая внутренняя потребность экзистенциального философствования для преодоления возникающих логических затруднений, например, связанных с необходимостью сочетать разум и экзистенцию1.

В постсоветский период экзистенциализм не принято связывать с кризисом капиталистического общества и упадком европейской «культуры. Изменилось и отношение отечественных философов к экзистенциальной коммуникации. В работах П. П. Гайденко, П. С. Гуревича, К. Н. Любутина, С. Н. Мареева, Е. В. Мареевой, Н. В. Мотрошиловой, А. В. Перцева, A.M. Руткевича, А.Н. Тип-синой и других предприняты попытки объективного анализа значения экзистенциализма К. Ясперса для мировой философской мысли. В этой связи более явственно стала вырисовываться логическая структура концепции экзистенциальной коммуникации, подчёркивается её значение для понимания человеческого сознания и современного состояния общества. Особенно мы обращаем внимание на работы Н. В. Мотрошиловой и А. В. Перцева, в которых намечается поворот к тому, чтобы рассматривать экзистенциализм К. Ясперса и его коммуникацию вполне созвучными.

1 См.: Современная буржуазная философия. — М.: Высшая школа, 1978. — Гл.4- Буржуазная философия XX Века. — М.: Политиздат, 1974: Современный экзистенцихпизм. — М.: Мысль, 1966 и др. сложившейся в современном мире социокультурной реальности1.

Вопрос об экзистенциальной коммуникации К. Ясперса активно обсуждается немецкими авторами. Для соотечественников философа характерен не только подробный анализ позиции К. Ясперса, но и попытки дальнейшего развития экзистенциальной философии как важного элемента современной культуры. Подчёркивается, что в экзистенциальном мышлении человеческое бытие мыслит само себя, пытается постичь себя и быть идентичным с собой. Это немаловажный момент в практике повседневного общения людей. Поэтому ясперсовская коммуникация исследуется в разнообразии возможных проявлений. Например, X. Хоммес прослеживает связь «экзистенциального прояснения» с проблемой государственного права, подчёркивая, что по своей структуре коммуникация имеет три формы выражения — «бытие в мире», «бытие с другим» и «бытие перед трансценденцией"2. Кратко останавливается на ясперсовском понятии коммуникации М. Тойниссен в своей книге «Другой"3. Заостряя внимание на диалогической форме, данный автор допускает два альтернативных начала — другой как «чужое Я» и другой как «своё Ты». Эти начала как раз соответствуют точке зрения «неподлинной» и «подлинной» коммуникации К. Ясперса.

Особенно мы обращаем внимание на сочинение Ф. Й. Фукса, в котором предпринята попытка наиболее развёрнутого исследования особенностей подхода К. Ясперса к коммуникации4. Главное для данного автора — мысль о фундаментальности проблемы коммуникации для понимания человеческого мышления и социального бытия. В частности, обращается внимание на озабоченность К. Ясперса вопросом о необозримых возможностях духовности человека в качестве уникальной личности. Причём, речь идёт о личности значительной, играющей существенную роль в социокультурном процессе. Согласно Ф.Й.

1 См.: Мотрошшова Н. В. Экзистенциализм // История философии: Запал — Россия — Восток — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шигалина, 1999. — Кн.4 — С.3−93- Перцев Л. В. Врачующая философия К. Ясперса. -Екатеринбург, 2000; Перцев А. В. Учение К. Ясперса о шифрах трапсенленции и проблема взаимосвязи мировых культур // Культуры в диалоге. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1994.

2 См.: Hommes Н. Die Existenzerhellung und das Recht. — Frankfurt / Main, 1962.

3 См.: Theunissen M. Der Andere. — Berlin, 1965.

4 См.: Fuchs F.J. K. Jaspers' Existenzphilosophie. — Frankfurt / Main, Bern, N. Jork, Nancy, 1984.

Фуксу, восхождение к коммуникации есть также и проявление позитивной роли отдельного человека в системе общественного бытия.

Цель и задачи исследования

.

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в том, чтобы, с одной стороны, рассмотреть коммуникацию как центральное понятие философии К. Ясперса, а с другой стороны, понять её важную социокультурную роль в современном обществе. Нам представляется, что вопрос о коммуникации в том плане, в каком он исследуется К. Ясперсом, представляет значительный интерес. Причём, не только для философии, но и для других наук, анализирующих перспективы развития человеческого общества и межличностного общения. Точка зрения немецкого философа на будущий «мировой порядок» достойна внимания и требует всестороннего обсуждения как позиция мыслителя-гуманиста, предлагающего свой особый (экзистенциальный) вариант кардинального переустройства общества. Таким образом, К. Ясперс не ограничивается простой констатацией кризиса духовности европейского человека, а ищет выходы из этого кризиса.

Свои надежды философ связывает с понятием экзистенциальной коммуникации, которое является основополагающим в решении проблемы межличностного общения. По К. Ясперсу, развитие и углубление коммуникации между людьми заключается в том, чтобы усиливать экзистенциальный компонент. Вслед за преобразованной на основе экзистенциального философствования коммуникацией вполне может последовать позитивное изменение социокультурной среды. Согласно К. Ясперсу, такая возможность вполне реальна, хотя и остаётся пока мечтой.

В качестве объекта данного диссертационного исследования выступает творчество К. Ясперса в его социальной и гуманистической ориентации, в его неиссякаемой вере в духовное развитие каждого конкретного человека. Предметом исследования является экзистенциальная коммуникация, её содержание и категориальный статус в системе других категорий философии К. Ясперса, а также анализ возможности выражения коммуникации в языке. В целом предпринята попытка систематического анализа и осмысления учения об экзистенциальной коммуникации как актуальной философской проблеме, связанной, во-первых, с социальными и историческими аспектами общества, и, во-вторых, с индивидуальным мышлением и духовным развитием человека.

Необходимо отметить, что творчество К. Ясперса во многом ещё остаётся не понятым, его особые соображения по поводу переустройства общества на базе новой формы общения пока не находят должного понимания в современной российской литературе. И особенно недостаточное внимание уделяется социокультурным исследованиям К. Ясперса, в которых автор представлен как гуманистически мыслящий философ, глубоко страдающий от несовершенства общественных отношений. Понятие «коммуникация» не случайно становится ведущим в творчестве философа: именно межчеловеческое общение является исходным пунктом в системе общественного бытия.

В итоге сформулируем следующие задачи настоящего диссертационного исследования:

1 .Проанализировать отдельные фрагменты биографии К. Ясперса с точки зрения их влияния на становление интереса мыслителя к проблеме экзистенциальной коммуникации как важного компонента межчеловеческого общения, заключающего открытость людей по отношению друг к другу и их поступки в соответствии с внутренними побуждениями и совестью.

2.Понять логику развития мыслей немецкого философа, которая привела его к понятию «экзистенциальная коммуникация» и определила центральное положение этого понятия в философском поиске человеческой «самости». По нашему мнению, эта логика прослеживается в следующей цепочке понятий: понимание — коммуникация—экзистенциальная коммуникация.

3. Раскрыть содержание понятия «экзистенциальной коммуникации» в его связи с другими понятиями, широко используемыми философом. Мы имеем в виду категории «истина», «свобода», «экзистенция», «пограничная ситуация», «трансценденция», «объемлющее» и другие, благодаря которым строится своеобразная модель коммуникации как индивидуального переживание присутствия некоего высшего начала в виде идущих от него сообщений, сигналов.

4. Проследить связь «экзистенциальной коммуникации» с проблемами социокультурного бытия человека, в частности, поставить вопрос о соотношении «подлинной» и «неподлинной» коммуникациями. Мы подчёркиваем, что обе формы коммуникации не разделены непроходимой гранью, а являются, согласно К. Ясперсу, переходом от неподлинной коммуникации к подлинной (экзистенциальной) через преодоление пограничной ситуации.

5. Выделить в качестве особой проблемы вопрос о взаимосвязи коммуникации и трансценденции, ибо для К. Ясперса вопрос о коммуникации не сводится к общению между двумя людьми, а является также вопросом связи человека с «высшим началом» (с трансценденцией). Это начало сообщает человеку посредством своих шифров информацию о себе, которая расшифровывается индивидуально и неповторимо экзистирующей личностью.

6. Рассмотреть вопрос о роли языка (речи, артикуляции) в осуществлении подлинной коммуникации и выявить то обстоятельство, что К. Ясперс был против возможности языкового оформления смыслов подлинной коммуникации, полагая, что язык как общественное явление может исказить действительную суть сообщения. Поэтому речь идёт в основном о психологической ориентации, то есть о сугубо личностной информации, которая способна только направлять, вызывать сопереживание, ощущать особый душевный настрой.

7. Завершающей задачей данного диссертационного исследования является анализ диалогичности как элемента экзистенциальной коммуникации и как важной проблемы современного философского мышления. В этом вопросе мы приходим к выводу, что К. Ясперс был не против диалогичности, но при этом вкладывал в понятие диалога особый экзистенциальный смысл совместного сопереживания и согласия, не обязательно опосредованного артикуляцией.

Методологическая основа исследования.

Основным в нашей работе является классический метод историко-философского анализа, прослеживающий зарождение предмета исследования и его логическое развитие в единстве с событиями исторического времени и соответствующей социокультурной обстановкой. При этом мы развиваем подход, согласно которому философствование исследуемого мыслителя рассматривается как неотъемлемая часть его личных переживаний, как способ решения собственных жизненных проблем. В работе уделяется внимание категориальному анализу логической структуры учения К. Ясперса в его становлении и развитии на протяжении жизни философа.

Особенностью нашей работы является и то, что мы применяем диалектический метод, когда речь идёт о логике (логической структуре) учения К. Ясперса. И хотя в данном случае мы не имеем предметом анализа целостную метафизическую систему, тем не менее и беспорядочным нагромождением философских очерков творчество К. Ясперса назвать нельзя. Мы замечаем внутреннюю логику философствования немецкого мыслителя, в которой явно прослеживается логическое движение и порядок. К тому же К. Ясперс часто применяет принцип перехода от одной противоположности к другой (например, через преодоления пограничной ситуации), так что необходимо привлекать для анализа метод оперирования противоположностями.

Методологическим основанием выступали для нас работы западноевропейских философов М. Бубера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, С. Кьеркегора, Ф. Ницше,.

М. Хайдеггера. Мы опирались также на работы российских философов Н. А. Бердяева, C.JI. Франка, JI. Шестова. Мы надеемся, что обозначенный нами важный аспект творчества немецкого философа будет способствовать более глубокому пониманию его философствования и осмыслению коммуникации как важного элемента переживания человеком его бытия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе мы стремились показать, что вопрос о коммуникации в его экзистенциальной трактовке представляет интерес как с точки зрения философского анализа духовного состояния человека, так и с точки зрения социальной проблемы межчеловеческогообщения. Эти два плана коммуникации К. Ясперса мы пытались совместить, полагая, что духовный и социальный компоненты являются у философа основными. Поэтому дело не только в том, что в «экзистенциальном прояснении человек постигает бытие, становится «самим собой», но и в том, что такая ситуация есть путь к совершенствованию общественных отношений. К. Ясперс не раскрывает конкретно, в чём именно заключается это совершенствование, он лишь намечает контуры нового «мирового порядка», в котором люди будут открытыми друг для друга, будут понимать и слышать друг друга. Что же касается современного общества (философ имеет в виду западноевропейские государства), то в нём К. Ясперс видит лишь систему подавления человеческой индивидуальности, систему «массового порядка». Такое резкое противопоставление между бытием в мире и бытием в коммуникации позволяет философу развивать оригинальное учение о человеке, активно действующего на пути к преобразованию общества на коммуникационной основе. Это движение — важная часть философии К. Ясперса, на которую исследователи творчества философа мало обращают внимания. Человек продвигается от эмпирической действительности к возможности экзистенции и это движение есть углубление коммуникации, есть всё более полное переживание своего самобытия. Следовательно, человек всегда нацелен на пребывание в коммуникации, он стремится к ней, исходя из своей человеческой сущности. Таким образом, главное заключается не столько в появлении экзистенции, сколько в самом движении к ней. Согласно К. Ясперсу, прорыв к самобытию достаточно редкое явление. Это может случиться не с каждым человеком, ибо требуется высокий уровень интеллектуального развития. В частности, необходима глубина философского мышления, которая для большинства людей не доступна. Однако редкость (исключительность) не является признаком незначительного влияния на общественную среду. В том — то и особенность философии К. Ясперса, что в ней обращается внимание на уникальность, которая может существенно повлиять на духовную обстановку в обществе. Можно не соглашаться с философом по поводу его предположения о том, что «философская вера» будет всеохватывающей, но нельзя не принимать во внимание его вывод о том, что экзистенциальная коммуникациявполне реальная общественная проблема. По поводу К. Ясперса весьма точно высказался Фредерик Коплстон: «Однако главное, что важно отметить, — это то, что мы находим в нём человека, который исчерпывающе представляя преимущества и предмет науки, действительна убеждён в ценности и в особой функции философии и в современном мире сохраняет уверенность в необходимости человеческой ориентации на трансценденцию"1.

Положения, выносимые на защиту.

1. Жизнь философа и его точка зрения на подлинную коммуникацию составляют органическое единство. Именно из личных жизненных обстоятельств К. Ясперс черпает свои философские соображения по поводу коммуникации в её экзистенциальном воплощении. Автобиографические данные из жизни философа мы стремились соотнести с его убеждённостью в том, что открытость людей друг для друга — вполне жизненное явление. Оно неоднократно переживалось К. Ясперсом в его общении с близкими ему людьми, а также в его наблюдениях за больными, страдающими психическими отклонениями. Неслучайно К. Ясперс рассматривает философствование как сугубо индивидуальное занятие, призванное обнаружить глубину душевных переживаний единичного человека в его готовности вести диалог с «другим».

2. Начальный этап развития философии К. Ясперса связан с понятием «понимание». Именно с данного понятия начинаются исследования философа, складываются ещё слабо выраженные контуры его будущего философского учения. В частности, вопрос о коммуникации возникает в связи с проблемой понимания на уровне диалога врача и пациента. Не случайно в годы научной деятельности в качестве специалиста по психопатологии философ сформулировал концепцию «понимающей психологии» и придавал существенное значение феноменологическому анализу. Нам представляется, что благодаря этой научной ориентации, будущий философ приходит, с одной стороны, к понятиям «экзистенция» и «объемлющее», а с другой стороны, к понятиям «истина» и «свобода». Это есть два параллельно сосуществующих плана: понятия экзистенции и объемлющего в большей мере характеризуют духовное состояние человека, тогда как понятия истины и свободы имеют отношение к социальным проблемам. Иначе говоря, коммуникация как бы раздваивается, ибо посредством экзистенции и объемлющего она смотрит в глубину человеческой души, а посредством истины и свободы она обращена к социальной действительности.

3. Философия К. Ясперса не является набором отдельных очерков, а представляет собой развёрнутое учение, имеющее внутреннюю логику. Начало положено понятием «понимание», затем происходит переход к понятию «коммуникация», которое далее конкретизируется в системе категорий «экзистенцияобъемлющее» и «свобода — истина». Дальнейшее логическое движение заключается в переходе к понятиям «трансценденция — вера» и «разум — философская вера». И вновь К. Ясперс придерживается принципа раздвоения на духовное и социальное. Пара категорий «трансценденция — вера» характеризует духовную жизнь человека и ориентирована на раскрытие глубины «жизни души», тогда как пара категорий «разум — философская вера» имеет отношение к социальной среде. Завершается философское учение немецкого мыслителя тем, что происходит возвращение к понятию «понимание», которое мыслится философом как важный элемент общественной жизни на пути к всеобщей воле к коммуникации. Необходимо подчеркнуть, что такая логическая структура не охватывает всех нюансов философии К. Ясперса, ибо она характеризует учение философа исключительно с точки зрения его концепции подлинной коммуникации.

4. Выделяя понятие подлинной коммуникации, К. Ясперс приходит к мысли, что это особое состояние, которое может возникать только как преодоление общественной среды в виде коммуникации неподлинной, имеющей место в эмпирическом мире. Отсюда и неизбежность пограничной ситуации, наличие которой определяет двойственность содержания понятия коммуникации. С одной стороны, это определённое состояние души, открывающее возможность экзистенции «через отношение к другому как свободе», а с другой,—это освобождение от чувства потерянности в эмпирическом мире и возвышение себя как индивидуальности. И снова мы имеем ситуацию духовной и социальной направленности, то есть сочетание внутреннего (духовного)' и внешнего (социального) аспектов бытия человека. В этой связи невозможно трактовать коммуникацию К. Ясперса как только ориентированную к «другому». Точнее утверждать, что философ усматривал в коммуникации единение «бытия для себя» и «бытия для другого». Коммуникативность — это не просто связь двух экзистенций, это само появление экзистенций как связи.

5. Понимание «пограничной ситуации» у К. Ясперса не сводится к переживанию негативного опыта в индивидуальной жизни (например, близость смерти, болезнь, вина и др.). И в этом вопросе немецкий философ стремится сочетать внутреннюю духовную жизнь человека с его неизбежным пребыванием в социальной среде. Пограничность, с точки зрения философа, имеет широкий спектр проявлений и по существу играет роль методологического основания. Посредством границы К. Ясперс разделяет всё то, что связано с эмпирическим существованием человека в предметной среде от того, что представляет собой противоположность, то есть «непредметную» духовную реальность, высвечивающуюся в трансценденции. Преодоление пограничной ситуации есть переход от неистинного бытия в мире предметов к истинному бытию в мире экзистенциального прояснения. Таковы, например, переходы от нефилософии к философии, от неверия к вере, от научного мышления к трансценденции, от неподлинной коммуникации к подлинной, от непонимания к пониманию, от несвободы к свободе и другие. К Ясперс применяет своеобразный диалектический переход от противоположности в социальной действительности к противоположности духовной действительности в её экзистенциальном выражении. Это, конечно, не диалектика, но всё же своеобразное решение проблемы «прорыва» к подлинному бытию в виде качественного перехода (скачка), который предварительно подготавливается, то есть требует усилия, например, в виде «любящей борьбы», «философской жизни», «воли к коммуникации», «воли к пониманию» и другие.

6. Возможности языка и речевого общения носят ограниченный характер и в основном играют роль в неподлинной коммуникации. В языковом общении человек познаёт предметную действительность, осваивает философское знание, но при этом только подготавливается к тому, чтобы вступить в подлинную коммуникацию. Язык как средство коммуникации есть, по К. Ясперсу, лишь некое первичное отношение. Он дан каждому человеку обществом и потому все люди равны в возможностях речевого общения. Такая ситуация как раз и не воспринимается философом, который принципиально против массовых явлений, выравнивающих всех людей. Тем самым язык как общественное достояние затрагивает лишь внешнюю сторону общения. Он не может проникнуть в глубинные основы коммуникации, как не может общественное найти своё воплощение в индивидуальном. Таким образом, К. Ясперс ограничивает язык социальной жизнью и отказывает ему в возможности служить инструментом экзистенциальной коммуникации. Вместе с тем, язык способствует продвижению к границе, преодоление которой упраздняет язык как средство коммуникации и открывает новые возможности глубинной связи на уровне экзистенций, не требующей языковых обобщений.

7. Диалогика — важнейшая составная часть экзистенциальной коммуникации К. Ясперса. Она не тождественна самой коммуникации, ибо составляет её особый момент. Функция диалогики не только в том, чтобы обмениваться сообщениями между Я и Ты, но и в том, чтобы выделять индивидуальное, личностное. Диалог есть способ конституирования человека, то есть своеобразное преодоление массовой коммуникации. Однородная реальность, в которую погружён человек в его общении с «другими» в данном случае отрицается. Нам представляется, что диалог имеет для К. Ясперса двоякое значение. Во-первых, он складывается в общественной реальности в рамках неподлинной коммуникации и в этом плане он служит подготовительной основой для перехода к коммуникации подлинной. Во-вторых, диалог имеет место и в экзистенциальном озарении, хотя, по К. Ясперсу, на этом уровне артикуляция и язык не играют существенной роли. В ситуации открытости экзистенций диалогическая форма в виде речевого общения не обязательна. Главное — это обмен содержаниями, которое осуществляется как сопереживание, как духовное единение. Диалогичность в данном случае обеспечивается тем, что участники диалога находят общую основу в бытии.

В заключение подчеркнём, что в нашей работе мы в основном обращали внимание на позитивные моменты философии К. Ясперса. Мы полагаем, что критических замечаний по поводу экзистенциализма вообще и по поводу экзистенциализма К. Ясперса в литературе предостаточно. Наша задача состояла не в том, чтобы развёртывать аргументированную критику идей философа или отыскивать логические изъяны в его рассуждениях, а в том, чтобы выделить актуальную и вместе с тем жизненно важную сторону исследований немецкого философа. На наш взгляд, наиболее полно эта сторона отражена в идее экзистенциальной коммуникации. Полезность и актуальность данной темы обусловлена тем, что К. Ясперс разрабатывает своеобразную диалектику противоположностей социально-общественного и индивидуально-личностного существования человека. Именно поэтому мы обращаем внимание на то, что используемые философом категории имеют двоякое назначение — отражать единство социальной среды и личностного переживания. В этом вопросе можно, конечно, упрекнуть немецкого философа в излишней негативности по отношению к обществу или же в излишней индивидуализации человека. Но в целом, в перспективе К. Ясперс верно подмечает особенности бытия человека в социальном мире и искренне стремится понять это бытие с точки зрения коммуникации.

При этом философ не выдвигает никаких конечных целей и проектов ибо для него главное движение, а не цель.

Научнопрактическая значимость работы.

Нам представляется, что вопрос об экзистенциальной коммуникации, разработанный К. Ясперсом, представляет интерес не только для философов.

Полученные результаты исследования могут быть использованы социологами при разработке проблем межличностной коммуникации в системе общественных отношений. Он важен также для преподавателей, задача которых как раз и состоит в воспитании в человеке гуманистической ориентации, в пробуждении интереса к проблеме собственного бытия как экзистенции. Увлеченность проблемами общечеловеческого существования — одна из задач развития гуманитарного мышления. Существует необходимость учитывать особый массив информации — сообщений, поступающих из сферы «надсознательного». В этом плане открывается перспектива психологического аспекта коммуникационных связей. Положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы людьми для преодоления кризисных ситуаций и коммуникативной разорванности. Они делают возможным возврат к духовным ценностям и здоровым отношениям в обществе, возрождению нравственности, доброты и сострадания к ближнему. Особенно интересны случаи коммуникационных возможностей творчески одаренных людей. Положения и выводы диссертации могут способствовать успешной работе в области переводов сочинений немецкого мыслителя на русский язык, а также они могут быть использованы как материал для чтения лекций по наукам гуманитарного цикла.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и выводы изложены автором на международной конференции при кафедре иностранных языков (Екатеринбург, УГТУ-УПИ, май, 2000 год), а так же на научно-методической межвузовской конференции по проблемам качества обучения (Каменск-Уральский, филиал УГТУ-УПИ, декабрь, 2002 год). Материалы работы обсуждались на кафедре истории философии Уральского государственного университета (Екатеринбург, УрГУ, март, 2002 год, Екатеринбург, УрГУ, май, 2003 год).

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Полуяхтова Е. М. Проблема понимания при обучении иностранному языку. Философский аспект / Е. М. Полуяхтова // Материалы международной научно-методической конференции УГТУ-УПИ. — Екатеринбург. 2000. -с.51−52.

2. Полуяхтова Е. М. Гуманизация образования и подлинная коммуникация К. Ясперса / Е. М. Полуяхтова // Управление качеством образования. Сборник материалов научно-методической конференции. Г. Каменск-Уральский, 21 октября 2001 г. — Екатеринбург, 2003. — с.6−8. № 3. Полуяхтова Е. М. Коммуникации — путь к преобразованию общества / Е.М.

Полуяхтова // Новые знания. — М., 2003. — № 2. — с.21−22.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Введение в философию. / К. Ясперс. Минск: ЕГУ Пропилеи, 2000. — 192 с.
  2. К. Всемирная история философии. Введение / К. Ясперс: СПБ.: Наука. 2000.-272 с.
  3. К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. М., 1994. — с.288−418.
  4. К. Истоки истории и её цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории: М., — 1994. — с.420−508.
  5. К. К анализу ложных восприятий (Достоверность и суждение о реальности) / К. Ясперс // Собрание сочинений по психопатологии: в 2 т.-М., 1996. -Т.1.- с.267−350.
  6. К. Ностальгия и преступление / К. Ясперс // Собрание сочинений по психопатологии: в 2 т. М., 1996. — Т. 1. — с.8−122
  7. К. Куда движется ФРГ? / К. Ясперс. М.: Международные отношения. 1969. — 224 с.
  8. К. Ницше и христианство / К. Ясперс. М.: Медиум, 1994. — 144 с.
  9. К. Общая психопатология / К. Ясперс. Пер. с нем. Я. О. Акопяна. -М.: Практика, 1997. 1056 с.
  10. Jaspers К. Aneignung und Polemik / Jaspers К. -MUnchen: Saner, 1968. 518 S.
  11. Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Ein Radiovortrag / K. Jaspers. Munchen: R. Piper und Co. Verlag, 1957. — 27 S.
  12. Jaspers K. Die grossen Philosophen. Erster Band / K. Jaspers. Munchen: R. Piper und Co. Verlag, 1959. — 968 S.
  13. Jaspers K. Hoffnung und Sorge / Jaspers K. Munchen, 1965.
  14. Jaspers K. Nachlass zur philosophischen Logik / Jaspers K. Munchen, 1991. -527 S.
  15. Jaspers K. Philosophic /К. Jaspers. Berlin, Heidelberg, N. York, 1973. — Bd2. -44 S.
  16. Jaspers K. Philosophische Autobiographic / K. Jaspers- Munchen: R. Piper u. Co. Verlag, 1977. -136 S. '
  17. Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen / K. Jaspers. Heidelberg / Berlin: Springer — Verlag, 1954, 4. Auflage. -486 S. lOJaspers K. Die Shuldfrage / K. Jaspers. Heigelberg: Verlag Lambert Schneider, Zurich: Artemis-Verlag, 1946. — 106 S.
  18. Jaspers K. Vernunft und Existenz. Funf Vorlesungen / K. Jaspers: Munchen, 1963.- 124 S.
  19. Jaspers AT. Vernunft und Widervernunft in unserer Zeit / К Jaspers. Munchen, 1950.-71 S.
  20. Jaspers K. Von der Wahrheit. Erster Teil der Philosophischen Logik / К Jaspers. Munchen: R. Piper und Co. Verlag, 1958. 2. Auflage. — 1103 Seiten.
  21. Jaspers K. Was ist Phylosophie? / K. Jaspers. Munchen: Taschenbuch Verlag, 1983. 3.Auflage.-415 S.1. П. Исследования:
  22. С. Ясперс Карл / С. Аверинцев // Филосовская энциклопедия. -М., 1970. Т.5. — с.820−822.
  23. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка / К.-О. Апель // Вопросы философии.- 1997. № 1.- с.76−92.
  24. С. Особенности’культуры Глубинного общения / С. Батищев // Вопросы философии, — 1995. -№ 3.- с.109−129
  25. Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа.- М., 1994. с.364−460
  26. Н. А.Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994. — с.230−317
  27. Н.А. О назначении человека / Н. А Бердяев. М.: Республика, 1993.383 с.
  28. Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли / Л. Бинсвангер // Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001. -с.308−332.
  29. А. С. Экзистенциальная диалектика и диалектическая теология / А. С. Богомолов // Критика немарксистских концепций диалектики XX века.- М., 1988. Разд. III — Гл. 11. — с.274−290.
  30. А. С. Экзистенциализм в Германии. / А. С. Богомолов, П. П. Гайденко // Современная буржуазная философия. М., 1978. — Гл.IV. -с.281−340.
  31. Ю.Бодалев А. А. Личность и общение: избранные труды. / А.А. Бодалев- М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  32. Х.Бубер М. Диалог. / М. Бубер // Два образа веры. М., 1995. — с.93−124.
  33. М. Проблема человека. / М. Бубер // Два образа веры. М., 1995. -с. 157−231.
  34. ХЪ.Бубер М. Я и ты. / М. Бубер // Два образа веры.- М., 1995. с. 16−92
  35. Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974. — 333 с.
  36. P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. / P.M. Габитова. М.: Наука, 1972. — 222 с.
  37. Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  38. Х.Г. Язык и понимание. Актуальность прекрасного. / Х. Г. Гадамер. -М., 1991.-367 с. 21 .Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. / П.П. Гайденко- М.: Республика, 1997. — 495 с.
  39. П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. / П. П. Гайденко // Ясперс К. Смысл и назначение истории. Вступит, статья. М., 1994. -с.5−26.
  40. П.П. Экзистенциализм / П. П. Гайденко // Философская энциклопедия. М., 1970. — Т.5. — с.538−542.
  41. П.П. Экзистенциализм и проблема культуры / П. П. Гайденко — М.: Высшая школа, 1963.- 121 с.
  42. Г. А. О проблеме понимания / Г. А. Геворкян // Вопросы философии. 1980. -№ 11. — с. 122−131.
  43. .Т. Понятия о человеке в современной философии. / Б. Т. Григорьян // О человеческом в человеке. М., 1991. — с.358−383.
  44. П.Григорьян Б. Т. Философия о сущности человека. // Б. Т. Григорьян М., 1. Политиздат, 1973. 319 с.
  45. .Т. Философская антропология: критический очерк./ Б. Т. Григорьян: М.: Мысль, 1982. — 188 с.
  46. .Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. / Б. Л. Губман. М.: Нука, 1991. — 189 с.
  47. П.С. Философская антропология: учебное пособие. / П. С. Гуревич. -М.: Вестник, 1997. 448 с. 31 .Гусев С. С. Проблема понимания в философии. / С. С. Гусев, Г. Л.
  48. Вестник МГУ. Серия «Философия». 1999. — № 6. — с. 127−131. 37. Загадка человеческого понимания: Сборник статей'. / Сост. В. П. Филатов,
  49. М.: Политиздат, 1991.-351 с. 38. Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, Бишкек, 1997 -655 с.
  50. Ъ9.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. / А. Камю // Сумерки богов. М., 1988.-с.222−318.
  51. И. Критика чистого разума. / И.Кант. М.: Мысль, 1994. — 591 с. 41. Кемеров В. Е. Взаимопонимание: Некоторые философские и психологические проблемы. / В. Е. Кемеров. — М.: Политиздат, 1984. — 108 с.
  52. Ф. История философии XX век. / Ф. Коплстон М.: Центрполиграф, 2002. — 269 с.
  53. АА.Крымский С. Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса / С. Б. Крымский // Вопросы философии. 1998. — № 6. — с.40−49.
  54. С. Наслаждение и долг. / С. Кьеркегор. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-416 с.
  55. С. Страх и трепет (фрагменты). / С. Кьеркегор- Пер. с нем. и вст. ст. С. Нарского // Философские науки. 1991. — № 6. — с. 112−127.
  56. С. Философия в новом ключе. / С. Лангер. М.: Республика, 2000. -267 с.
  57. Т.П. Диалог./ Т. П. Лифинцева // Современный философский словарь. Под ред. В. Е. Кемерова. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. -с. 145−151.
  58. Личность в XX столетии:'Анализ буржуазных теорий. М.: Мысль, 1978. -263 с.
  59. Р. Расколотое «Я». / Р. Лэнг. СПБ. Белый кролик, М.: Академия, 1995. -350 с. 51 .Любутин КН. История западно-европейской философии. / К. Н. Любутин, Ю. К. Саранчин. М.: Академический проект, 2002. — 240 с.
  60. Ы Любутин КН. Филосовская антропология. / К. Н. Любутин // Современная буржуазная философия. М., 1978. — Гл. VIII — с.500−519.5Ъ Любутин КН. Человек в философском измерении. / К. Н. Любутин. I1. Свердловск, 1997. 130 с.
  61. С. Н. Феноменология Э. Гуссерля / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов. // Философия XX века (истоки и итоги). М., 2001. — с.328−357.
  62. Е.В. Экзистенциализм XX века в религиозной и атеистической форме. / Е. В. Мареева, С. Н. Мареев, В. Г. Арсланов. // Философия XX века (истоки и итоги).-М.: 2001. с.358−398.
  63. Ю.И. Культурная коммуникация. / Ю. И. Мирошников // Основания социального бытия. Екатеринбург, 2002. — с.93−105.
  64. И.А. Ранний Хайдеггер./ И. А. Михайлов. М.: Прогресс-Традиция. Дом интеллектуальной Книги, 1999. — 284 с.
  65. Ф.Т. Загадка человеческого «Я» / Ф. Т. Михайлов: М.: Политиздат, 1976. — 286 с.
  66. Н.В. Драма жизни, идей и грехопадения М. Хайдеггера. / Н. В. Мотрошилова // Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1991. -с. 159−236.
  67. Н.В. Феноменология. / Н. В. Мотрошилова // Современная буржуазная философия. М., 1987. — Гл. III — с.211−280.
  68. Н.В. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше возмутители спокойствия в философии XIX века. / Н. В. Мотрошилова // История философии: Запад-Россия-Восток. — М., 1998. — Кн.З. — с.3−35.
  69. Н.В. Экзистенциализм. / Н. В. Мотрошилова // История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1999. — Кн.4. — с.3−93.
  70. Э. Манифест персонализма. / Э. Мунье. М.: Республика, 1990. — 559 с.
  71. А.Г. Феномен внутренней свободы. / А. Г. Мысливченко // О человеческом в человеке. М., 1991.- с.207−229.
  72. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / Р. Мэй // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М., 2001. с. 105 140.
  73. Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии. / Р. Мэй // Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001. — с.59−67.
  74. JI.A. Постижение подлинности бытия: я «сам по себе» и «в миру». / JI.A. Мясникова // Основание индивидуального бытия. -Екатеринбург, 2002. с.77−84.
  75. JI.A. Предельные основания индивидуального бытия. / J1.A. Мясникова // Двадцать лекций по философии. Учебное пособие.
  76. Екатеринбург, 2001. -с.350−366. 69. Ницше Ф. Веселая наука. / Ф. Ницше // Человеческое, слишкомчеловеческое. Минск, 1997. — с.321 -600. 70. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. / Ф. Ницше //
  77. Человеческое, слишком человеческое. Минск, 1997. — с.5−318. 1. Ойзерман Т. Н. Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса. / Т. Н. Ойзерман — М.: Мысль, 1984. — 303 с.
  78. Ойзерман Т. И Проблемы историко-филосовской науки. / Т.Н. Ойзерман
  79. М.: Мысль, 1982.-301 с. 73. Пассмор Д. Сто лет философии. / Д. Пассмор. Пер. с англ. И. В. Борисова.- М.: Прогресс Традиция, 1998. — 494 с. ТА. Перцев А. В. Врачующая философия К. Ясперса. ./ А.В. Перцев-Екатеринбург, 2000. — 18 с.
  80. А.В. Ранний Ясперс: рождение экзистенциализма из духа психиатрии. / А. В. Перцев, Е. С. Черепанова // Философия как витальная потребность. Екатеринбург, 2000. — с.40−100.
  81. А.В. Типы методологий историко-философского исследования / А.В.
  82. Перцев- Свердловск, 1991! — 194 с.
  83. А. В. Учение К. Ясперса о шифрах трансценденции и проблема взаимосвязи мировых культур. / А. В. Перцев // Культуры в диалоге. -Екатеринбург, 2000. 1991. — 194 с.
  84. Г. Г. Теория коммуникаций / Г. Г. Почепцов. М.: Рэфл-бук, Киев: Ваютер, 2001.-656 с.
  85. Проблема человека в западной философии: Сб. переводов. Сост. П. С. Гуревич. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
  86. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р.
  87. Роджерс. М.: Изд. группа Прогресс, 1994. — 479 с. S3. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа / Л. М. Руткевич. — М.: Политиздат, 1985. -175 с.
  88. . A.M. «Понимающая психология» К. Ясперса / A.M. Руткевич // История философии. 1997. № 1. — с. 14.
  89. Самосознание европейской культуры XX века. Сост. Р. А. Гольцева. М.: Политиздат, 1991. — 366 с.
  90. Ъб.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр // Философские науки. 1989. -№ 3. —с.89−100.
  91. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому, любовь, язык, мазохизм / Ж.-П. Сартр // Проблема человека в западной философии: Сб. статей. Сост. П. С. Гуревич. М.: Прогресс, 1988. — 544 с.
  92. Вопросы философии. 1979. — № 9. — с. 137−142. 91. Ситниченко JJ.A. Человеческое общение в интерпретации современной западной философии (критический анализ) / J1.A. Ситниченко. — Киев: Наукова Думка, 1990. — 108 с.
  93. Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье- Пер. с англ. В. И. Кузнецова. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Гл. 22, 24, 29, 30. -с.554−568, — с.581−597, — с.703−782.
  94. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978. — Гл.4. -с.281−340.
  95. Современный экзистенциализм: Критический очерк. М.: Мысль, 1966. -567 с.
  96. Э.Ю. Биографический анализ как вид историко-философскогоисследования / Э. Ю. Соловьев // Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры.- М., 1991. — с. 19−52.
  97. Э.Ю. Экзистенциализм / Э. Ю. Соловьев // Буржуазная философия XX века. М., 1974. — с.216−268.
  98. Соловьев Э. Ю Экзистенциализм и научное познание / Э. Ю. Соловьев. М.: Высшая школа, 1966. — 156 с.
  99. Э.Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) / Э. Ю. Соловьев // Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры.-М.: 1991. — с.286−345.
  100. . Этика / Б. Спиноза: Пер. лат. Я. М. Боровского, Н. А. Иванцова. — СПБ.: Азбука, 2001. — 350 с.
  101. А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия / А. Н. Типсина. JI.: Изд-во ЛГУ, 1990.- 151с.
  102. А.Н. Философия религии К. Ясперса / А. Н. Типсина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 152 с.
  103. Философия Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. — 253 с.
  104. Франк C. J1. Непостижимое/С.Л Франк//Сочинения. -М., 1990.-с. 183 559.
  105. Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  106. Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  107. Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // О человеческом в человеке. — М., 1991. — с. 195−206.
  108. М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993.-с. 192−220.
  109. М. Полное собрание соч.З отдел: неопубликованные работы. Том 68. Гегель / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1994. — № 12. -с. 178−184.
  110. М. Путь к языку / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. -с.259−272.
  111. М. сам о себе в изложении В. Бимеля / М. Хайдеггер. Урал LTD, 1998.-284 с.
  112. М. Слово / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993, с.302−311.
  113. М. Что это такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. — 1993.-№ 8.-с. 113−123.
  114. В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов / В. Ф. Шаповалов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. -Часть 3.-С.378−569.
  115. Л.И. Киркегард религиозный философ / Л. И. Шестов // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. — Ростов н/Д., 1998. — с.384−411.
  116. Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ / К. Элленбергер // Экзистенциальная психология. Экзистенция М., 2001. — с.201 -236.
  117. Юнг КГ. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. СПб.: МЦНКИТ Кентавр, 1994, — 136 с.
  118. Юнг КГ Избранное / К. Г. Юнг. Минск: ООО Попурри, 1998.-448 с.
  119. X.П. К проблеме диалогического понимания / Х.П. Яусс// Вопросы философии. 1994. — № 12. — с.97−106.
  120. Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne / J. Habermas. — Frankfurt / Main: Suhrkamp Verlag, 1985. — 450 S.
  121. Hommes H. Die Existenzerhellung und das Recht / H. Hommes. Frankfurt / Main, 1962.
  122. Saner H. Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten / H. Saner. -Hamburg, 1970.- 181 S.
  123. Theunissen M. Der Andere / M. Theunissen. Berlin, 1965.
Заполнить форму текущей работой