Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Автономия литературы в контексте герменевтико-феноменологического понятия истины

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема исследования. Главная проблема исследования — проблема соотношения истины и литературы — интерпретируется нами в доктринально-методологическом контексте герменевтической феноменологии. Данный контекст является принципиально важным для постановки проблемы, поскольку традиционные понятия истины (теория корреспонденции) и литературы (вымысел, поэтичность) относятся к совершенно разным… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Проблема автономии литературы в свете поэтики и традиционной теории истины
    • 1. 1. Самоценность литературы. Вымысел и истина
      • 1. 1. 1. Соотношение истины и литературы: классический и постмодернистский контекст
      • 1. 1. 2. Теория корреспонденции и герменевтическое измерение истины
      • 1. 1. 3. Автономия литературы с точки зрения поэтики: самоценность литературного текста
      • 1. 1. 4. Что такое
  • литература
    • 1. 2. Поэтичность и вымысел: преодоление теории литературы
      • 1. 2. 1. Риторическая фигура как языковая аномалия
      • 1. 2. 2. Метафора: от обозначения к показыванию
      • 1. 2. 3. Вымысел: мимесис, фиктивность и фикциональность
      • 1. 2. 4. Художественный вымысел в теории речевых актов Серля
    • 1. 3. Истина как очевидность в феноменологии Э. Гуссерля
      • 1. 3. 1. Истина как исполнение интенциональности
      • 1. 3. 2. Перспективизм и гуссерлевская концепция истины
      • 1. 3. 3. Процессуальный аспект очевидности и проблема «начала»
  • 2. Герменевтико-феноменологическое понятие истины. Литературное произведение как привилегированное место истины
    • 2. 1. Герменевтическая трансформация феноменологии
      • 2. 1. 1. Понятие герменевтической феноменологии
      • 2. 1. 2. Герменевтическая истина
      • 2. 1. 3. Истина и язык
    • 2. 2. Истина в искусстве
      • 2. 2. 1. «Образное сознание» у Гуссерля
      • 2. 2. 2. «Исток художественного творения» и метафизическая традиция рассмотрения искусства
      • 2. 2. 3. Истина в живописи. Философия и искусствоведение
      • 2. 2. 4. Литература как совершение истины. Хайдеггеровская интерпретация поэтического творения
    • 2. 3. Литература как экспонирование мира
      • 2. 3. 1. Герменевтическая истина и опыт литературы
      • 2. 3. 2. Мир и
  • литература
    • 2. 3. 3. Литература и «трансцендентальный возраст»
    • 2. 3. 4. От вымысла и слога — к автономии литературы

Автономия литературы в контексте герменевтико-феноменологического понятия истины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

исследования связана с необходимостью переосмысления понятий истины и литературы в контексте лингвистической и герменевтической трансформации философии. Все чаще проблема понимания языковых выражений рассматривается как ключевая проблема философии. Это не могло не привести к изменению содержания ключевых философских понятий, прояснить которое в контексте проблемы соотношения философии и литературы — одна из задач нашей работы. Особое значение феномена литературы в современной философской перспективе и, соответственно, особая актуальность исследований на данную тему, объясняется «образцовым» статусом, получаемым литературой в силу своей специфической «продуктивности». Все чаще именно в языке литературы видят образец конструирования реальности, а в самой литературе — модель для онтологии или замену онтологии.

Открытие конститутивной роли языка для опыта мира, бурное развитие современных поэтики, риторики и теории аргументации, умножение числа семиотических дисциплин, возрастающее влияние нарратологии — все это обращает внимание на литературу и заставляет видеть в ней некий «трансцендентальный» случай ничем не стесненной смыслоучреждающей активности. Представляется, что именно проявляющаяся здесь автономия литературы — главная причина интереса философии к литературе.

И, наконец, актуальность нашей специальной темы связана с тем, что феномены истины и литературы имеют огромный и до сих пор не раскрытый ресурс взаимопрояснения. Дополнительным мотивом обращения к данной проблематике стало для нас несогласие с часто встречающимися трактовками истины и литературы, которые сводятся к простой инверсии традиционного отношения между этими двумя понятиями и приводят к очевидной нелепости — «объективные» дискурсы становятся разновидностями вымысла.

Актуальность присутствующей в работе историко-философской составляющей предполагается тем, что герменевтика и феноменология являются парадигмальными направлениями, продолжающими задавать ориентиры для современных философских исследований.

Проблема исследования. Главная проблема исследования — проблема соотношения истины и литературы — интерпретируется нами в доктринально-методологическом контексте герменевтической феноменологии. Данный контекст является принципиально важным для постановки проблемы, поскольку традиционные понятия истины (теория корреспонденции) и литературы (вымысел, поэтичность) относятся к совершенно разным предметным регионам и единственное мыслимое отношение между ними — оппозиция. Однако в современной философской ситуации от истины и литературы разумнее ждать взаимного прояснения. Но для этого данные категории должны быть приложимы к «одному и тому же» — литература также должна мыслиться онтологически. Поэтому, говоря об автономии литературы, мы трактуем ее уже не как изолированность особой предметной области, но как подлинное самобытие и рассматриваем данную тему в терминах фундаментальной онтологии.

Степень теоретической разработанности темы. Теоретический контекст, в рамках которого осмысливается тема настоящего диссертационного исследования, нашел отражение в большом количестве современных публикаций. Для работы в целом принципиальное значение имеет следующая литература: Хайдеггер М. «Исток художественного творения», Гадамер Х.-Г. «Истина и метод», Рикёр П. «Время и рассказ». Основные линии интерпретации проблем истины и литературы, которым следует данное исследование, обозначены именно в этих источниках. Кроме того, важные аспекты общей темы рассматриваются в работах Ю. М. Лотмана [75], К.-О. Апеля [5- 134], Ж. Женетта [55- 56], Р. Ингардена [61], Дж. Саллиса [144−147], Ж. Грондена [34- 35], К. Хельда [137], Э. Тугендхата [110- 111], Дж. Ваттимо [25].

Следующие публикации посвящены отдельным вопросам, связанным с темой диссертации:

1) Анализируя различные аспекты онтологической и гносеологической проблематики, мы базировались на достижениях феноменологической философии, воплотившихся в трудах Э. Гуссерля [38−45- 138- 139], М. Шелера [123- 124],, М. Мерло-Понти [77], Г. Шпета [128- 129], а также на результатах герменевтической феноменологии М. Хайдеггера [116−121- 136], П. Рикера [95−99] и Х.-Г. Гадамера [28- 29]. Определенное влияние на представленную в работе проблематизацию концептов истины, языка и литературы оказали сочинения Ж. Деррида [47−50- 135]. Большое значение для развернутого в исследовании онтологического понимания литературы имели прослушанные автором в рамках философских летних школ в Минске (2000, 2001 г. г.) курсы лекций Джона Саллиса, Жана Грондена и Клауса Хельда. Для прояснения традиционной концепции истины мы воспользовались основными выводами семантической теории истины А. Тарского [106]. При трактовке отдельных проблем, связанных с онтологической интерпретацией автономии литературы, мы ориентировались также на сочинения Ф. Ницше [84- 85], М. Мерло-Понти [77], Л. Ландгребе [73], Б. Кассен [65], Ж.-П, Сартра [101].

2) При рассмотрении способов концептуализации предмета литературы и анализе традиционной поэтики и семиотической теории литературы мы исходили из результатов ниже перечисленных исследований: Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957; Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры. T.I.- II. — М., 1998; Компаньон А. Демон теории.

Литература

и здравый смысл. — М., 2001; Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962; Серль Дж. Р. Логический статус художественного дискурса. // Логос: «ДИК», # 3, № 13, 1999; Томашевский Б. В. Поэтика. Теория литературы. — М., 1996; Дюбуа А. Эделин Ф. и др. Общая риторика. — М., 1986. Большое значение для нас имели также работы Ю. М. Лотмана [75], Н. Д. Арутюновой [10], Р. Барта [11−14], Н. Гудмена [37], Д. Дэвидсона [51- 52], В. Изера [59], Ж Полана [90], П. Рикера [95- 96], Р. Рорти [100], Дж. Серля [102−104], Ц. Тодорова [108], В. Шмида [126], У. Эко [130], Р. Якобсона [131- 132].

3) При интерпретации феноменологии Гуссерля нами были использованы комментаторские работы В. И. Молчанова [80], Н. В. Мотрошиловой [82- 83], О. Ю. Кубановой [69], Г. Г. Шпета [129], Блюменберга [21], Ж. Деррида [47- 48], Р. Ингардена [60], Л. Ландгребе [140], Э. Левинаса [143], П. Прехтля [92], Э. Тугендхата [110], X. Фр.-В. фон Херрмана [122].

4) Рассмотрению философии М. Хайдеггера посвящены работы А. А. Михайлова [79], В. И. Молчанова [80], Е. В. Борисова [22], В. Брогана [23], Х.-Г. Гадамера [28], Э. Левинаса [142], Дж. Саллиса [144- 146- 147], Э. Тугендхата [111], Фр.-В. фон Херрмана [122].

Цели и задачи исследования. Основная цель данного диссертационного исследования — обосновать принципиальную онтологическую значимость феномена литературы и показать конститутивный характер прояснения трансцендентальной взаимосвязи истины и литературы для формирования современной философской парадигмы. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

1) выявление понятийного горизонта, в рамках которого возможно осмыслить внутреннюю связь истины и литературы;

2) критика классической теории истины и традиционного понимания автономии литературы;

3) экспликация герменевтически-феноменологического преобразования понятий истины и языка;

4) прояснение теоретических мотивов этого преобразования;

5) прояснение онтологического статуса литературы и значения опыта литературы для философии.

Теоретические и методические основания исследования. Диссертационное исследование теоретически ориентировано на герменевтическое направление феноменологической философии, представленное М. Хайдеггером (наша основная задача в данном случае — разработка проблематики, обозначенной в «Истоке художественного творения»), Х.-Г. Гадамером («Истина и метод») и П. Рикёром («Время и рассказ»).

Работа опирается на представление о динамическом характере истины и онтологическом приоритете опыта искусства. Основное понятие данной работы — понятие автономии литературы — трактуется как многоплановое. Оно рассматривается как в контексте современной поэтики (самоценность, вымысел, поэтичность), так и в контексте герменевтической онтологии. Хотя положения современной поэтики чрезвычайно важны для нашей темы — в частности, именно поэтика разоблачила реализм и тем самым указала на неприменимость к литературе классического понятия истины (соответствия), — теория литературы рассматривается нами лишь как транзитный пункт на пути к герменевтической трактовке истины и литературы. Вначале «автономия литературы» — лишь интуиция, которая должна быть удостоверена в ходе дальнейшего исследования.

Если говорить о теоретических предпосылках, то наиболее важным для нас является представление о мире как универсальном горизонте, открывающемся через рефлексию над частными мирами. Коррелятом мира и средой понимания является язык. Именно язык и совершающееся в нем экспонирование мира сообщают литературе онтологическую автономию.

Общий исследовательский подход данного исследования — феноменологический и герменевтический. Обе составляющие данного подхода образуют методическое и доктринальное единство. В частности, предполагается, что радикально проведенная феноменология является феноменологией герменевтической (сами феномены обладают внутренним языковым измерением и подлежат истолкованию).

Методический приоритет мы отдаем опыту литературы, считая его способным быть посредником между проживаемой жизнью и философией. Именно опыт литературы (читательский опыт) рассматривается нами как привилегированный источник феноменологической верификации онтологических положений герменевтики.

Поскольку наша работа базируется на анализе текстов различной направленности и связана с реконструкцией понятийных систем, мы используем также исторшсо-сравнительный метод и метод конструирования.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1) проведен всесторонний анализ соотношения классического (теория корреспонденции) и герменевтического понятия истины;

2) выявлена корреляция между трансформацией классического представления об истине и трансформацией традиционных понятий языка и литературы;

3) вопрос об автономии литературы перенесен из плоскости теории литературы (вымысел и поэтичность) и региональной онтологии (эстетика) в центр онтологической и гносеологической проблематики;

4) автономия литературы раскрыта в связи с герменевтической истиной — как способность литературы экспонировать собственный мир;

5) показано базовое значение опыта литературы для удостоверения характеристик ключевых онтологических категорий (на примере категории истины) и самопонимания философии.

Положения, выносимые на защиту:

1) Прояснение внутренней связи между истиной и литературой позволяет философии провести радикальную ревизию своих понятийных средств. На примере изоструктурной трансформации «истины» и «литературы» показано, что герменевтическое преобразование философии является системным.

2) Опыт литературы является базовым онтологическим опытом и необходимым моментом самопонимания философии. Это положение проиллюстрировано, в частности, удостоверением в опыте литературы основных характеристик герменевтической истины (непредметность, динамичность, перспективность, проективность, диалектичность, новизна). Именно опыт литературы рассматривается нами в качества посредника между философией и жизнью — в нем возможно неопредмечивающее истолкование «ближайших вещей». Кроме того, опыт литературы позволяет философии осознать собственный предмет — осуществляющийся через рефлексию над чужими горизонтами общий мир, делающий возможной философскую рефлексию.

3) В контексте герменевтико-феноменологического понятия истины язык более не может считаться инструментом сообщения или обозначения. Язык конститутивен для истины и понимания. Истина совершается в языке, но для прояснения этого положения, язык также должен быть понят динамически — ориентиром для динамического понимания языка становится именно феномен литературы.

4) Автономия литературы связана не с отвлечением от действительности, но с экспонированием мира. Традиционным для современной поэтики является рассмотрение автономии литературы как нетранзитивности (Ж. Женетт) литературного языка. Однако в контексте герменевтического понятия истины автономию литературы следует мыслить иначе. То обстоятельство, что литературное произведение «формирует собственный мир» не следует рассматривать лишь как ссылку на имплицируемую литературностью вымышленность или следствие поэтической самоценности языка литературыФормируя собственный мир, литературное произведение в перспективном исполнении экспонирует мир в целом — мир как универсальный горизонт любой смыслообразующей, в том числе познавательной, деятельности.

Претензия, которую можно предъявить данной позиции, назвав ее превращением литературы в простое средство для выражения истины — и, по существу, отказом от автономии литературы, — снимается указанием на динамический характер истины. Герменевтическая истина не предшествует литературному творению, но совершается в нем.

Литература

для истины не средство, но способ совершения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования приложимы к целому ряду разделов философии. Они могут способствовать конкретизации фундаментально-онтологических и гносеологических изысканий, углублению философского рассмотрения искусства и литературы, переосмыслению роли феномена эстетического, прояснению концептуального поля гуманитарных дисциплин и уточнению новой, герменевтической парадигмы рассмотрения проблемы истины. Кроме того, полученные результаты позволяют с помощью наиболее подходящей экземплярной базы (литература) феноменологически осмыслить основную тему новейшей философии — тему языка, а также выявить дополнительные ресурсы метода и доктрины герменевтической феноменологии, необходимые для решения актуальных философских проблем.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных программ по феноменологии и философской герменевтике, философии языка, семиотике, теории литературы, истории философии, а также при разработке курсов, посвященных философским проблемам гуманитарного знания.

Апробация работы. Основные концептуальные положения данного исследования обсуждались на теоретических семинарах кафедры истории философии и логики Томского государственного университета. Отдельные тематические мотивы работы были представлены на международной научной конференции «Третьи Шпетовские чтения. „Творческое наследие Г. Г. Шпета и философия XX века“», всероссийском семинаре молодых ученых «Дефиниции культуры» (V сессия), международной конференции «Четвертые Шпетовские чтения. Творческое наследие Густава Густавовича Шпета в контексте философских проблем формирования историко-культурного сознания (междисциплинарный аспект)», международной конференции «Философия и филология в современном культурном пространстве» (Томск 2003). Некоторые положения исследования излагались на заседаниях круглых столов, проводимых в рамках Летних философских школ «Преподавание философии и открытое общество» (ЕГУ, Минск, 2000) и «Философская дидактика и критика идеологии» (ЕГУ, Минск, 2001). Многие содержательные моменты диссертации нашли отражение в спецкурсах, прочитанных автором на философском факультете Томского госуниверситета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка литературы.

Итогом диссертационного исследования могут послужить следующие положения. Во-первых, прояснение внутренней связи между истиной и литературой позволяет философии осуществить ревизию своих понятийных средств, отвечающую современной ситуации. Понятия истины как соответствия и литературы как вымысла признаны нами философски недостаточными. Однако герменевтическая модификация этих понятий невозможна без переосмысления всего философского словаря. Во-вторых, опыт литературы является базовым онтологическим опытом. Основной иллюстрацией данного положения стало у нас удостоверение в опыте литературы основных характеристик герменевтической истины. Неопредмечивающий опыт литературы рассмотрен нами как посредник между философией и жизнью. Показана также его необходимость для самопонимания философии: основанный на рефлексии над чужими горизонтами, опыт литературы экспонирует общий мир (предмет философии).В третьих, феномен литературы оказывается ориентиром для формирования нового динамического понимания языка, отвечающего задачам герменевтической феноменологии. Язык более нельзя считать инструментом сообщения или обозначения — он конститутивен для истины и понимания. Истина совершается в языке. В-четвертых, онтологическая автономия литературы рассмотрена нами не как автономия вещи-произведения, но как экспонирование мира. В настоящем исследовании автономия литературы представлена в контексте герменевтического понятия истины. Традиционным же для современной поэтики является трактовка автономии литературы как нетранзитивности литературного языка (вымысел,

поэтичность). Однако то обстоятельство, что литературное произведение «формирует собственный мир» не следует считать лишь указанием на имплицируемую литературностью вымышленность или поэтическую самоценность. Формируя собственный мир, литературное произведение экспонирует мир в целом — мир как универсальный горизонт. Подобное понимание автономии литературы позволяет избежать фетишизации языка литературы, связанной с простым инвертированием классической оппозиции истины и литературы. Именно способность литературы экспонировать мир делает ее автономной. Но не становится ли тогда литература лишь средством выражения истины? Можно ли вообще говорить об автономии, трактуя литературное творение как совершение истины. Безусловно, можно. Ведь герменевтическая истина не предшествует литературе, чтобы затем быть выраженной в ней. Истина сама осуществляется в литературном творении, которое является для истины не средством, но способом совершения. Только способность литературы к экспонированию мира позволяет ей быть «самостоянием». Именно потому литература обретает онтологическую автономию, что в ней совершается истина. Ограниченность объема диссертационного исследования вынуждает нас отвлечься от некоторых важных вопросов, непосредственно связанных с основной темой нашего исследования. Так, мы отвлекаемся от рассмотрения онтологических импликаций теоретико-литературного различения поэзии и прозы. И в том и в другом случае мы связываем автономию произведения со способностью учреждать собственный мир. Далее, нам пришлось игнорировать некоторые принципиально важные мотивы, выраженные в использованной нами литературе. Приведем два самых значимых примера. Хотя фундаментальный труд Рикёра «Время и рассказ» был назван в числе трех важнейших для нашего исследования источников, и хотя во многих случаях мы учитывали и использовали положения, в нем развитые, главная задача Рикёра — описание временного опыта открытости — интересовала нас в меньшей мере. Несмотря на то, что решающим свойством истины и литературы была признана Ф динамичность — «временная», по сути, характеристика, — мы трактовали истину в основном как онтологическое пространство, тогда как она с необходимостью есть еш-е и онтологическое время. Пользуясь терминологией Хайдеггера, можно сказать: истина не только открытость, но и решимость. Однако отсз’тствие в нашем исследовании детального рассмотрения временных аспектов опыта литературы вполне простительно как раз потому, что существует книга Рикёра. Еще одна тема, имеющая фундаментальное значение для нашего исследования, но практически не нашедшая в нем отражения — тема писательского опыта, выраженная в работе «Пространство литературы» Мориса Бланшо. Мы различили опыт писателя и опыт чипателя, назвав последний опытом литературы. Но хотя письмо и не является способом бытия литературного произведения, его анализ может много сказать о литературе. В настоящей работе мы отвлекались от экзистенциальной динамики писательского творчества. Однако и здесь, как в случае с равноизначальностью онтологического времени и онтологического пространства, можно говорить о равной необходимости «философской герменевтики литературы (понимание) и ее философской риторики

(порождение).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Вопрос о возможности понимания другого в данном исследовании не рассматривается. Будем считать принципиальную достижимость чужих горизонтов предпосылкой.
  2. Н.С. Деррида и грамматология // Деридда Ж. О грамматологии. — М., 2000.
  3. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. — М., 1988.
  4. Т.В. К логике социальных наук // Вопросы философии. № 10. 1992.
  5. Антология феноменологической философии в России. Т. 1. —. М., 1998.
  6. Апель К.-О. Трансформации философии — М., 2001.
  7. Аристотель Метафизика. // Сочинения в четырех томах. Т. 1. — М., 1975.
  8. Аристотель. О душе. // Сочинения в четырех томах. Т. 1. — М., 1975.
  9. Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  10. Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1975.
  11. Н.Д. Язык и мир человека. — М., 1999.11. Барт Р. S/Z.— М., 1994.
  12. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1989.
  13. Р. Империя знаков — М., 2004.
  14. Р. Мифологии. — М., 2000.
  15. Г. Вода и грезы: Опыт о воображении материи. — М., 1998.
  16. Г. Грезы о воздухе: Опыт о воображении движения. — М., 1999.
  17. М. Неописуемое сообщество. — М., 1998.
  18. М. Метафора. // Теория метафоры. — М., 1990.
  19. X. Антропологическое приближение к актуальности риторики // Это человек. Антология. — М., 1995 с. 101−123.
  20. X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии// Вопросы философии, № 10. 1993.
  21. Е. Феноменологический метод Хайдеггера. // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. — Томск, 1998.
  22. У. Хайдеггер и Аристотель: Dasein и вопрос практической жизни // Топос, 2000, № 1.
  23. . Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» // Логос, № 6, 1994.
  24. Д. Прозрачное общество. — М., 2003.
  25. Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. — М., 1994.
  26. Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. — М., 1994.
  27. Х.Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.
  28. Х.Г. Истина и метод. — М., 1988.
  29. П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997., с. 11−207.
  30. В.Ф. Феноменология духа. — СПб., 1994.
  31. К.Э., Кун Г. История эстетики.— СПб., 2000.
  32. Н. Метафора — работа по совместительству. // Теория метафоры. — М., 1990.
  33. Н. Способы создания миров // Избранные произведения. — М, 2000.
  34. Э. Амстердамские доклады. // Логос, вып. 3. — 1992.
  35. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии.—М., 1999.
  36. Э. Картезианские размышления. — СПб., 1998.
  37. Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии, № 6 — М., 1986.
  38. Э. Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания. — М., 2001.
  39. Э. Логические исследования. Т. 1. // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. —Новочеркасск, 1994.
  40. Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. — М., 1996.
  41. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. — М., 1994.
  42. Р. Рассуждение о методе. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т.1. — М., 1989.
  43. . Введение к Началу геометрии // Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. — М., 1996.
  44. . Голос и феномен. — СПб., 1999.
  45. . О грамматологии. — М., 2000.
  46. . Письмо японскому другу // Вопросы философии. № 4, 1992.
  47. Д. Истина и интерпретация — М., 2002.
  48. Д. Что означают метафоры. // Теория метафоры. — М., 1990.
  49. А. Эделин Ф. и др. Общая риторика. — М., 1986.
  50. Л. Пролегомены к теории языка. // Зарубежная лингвистика. Выпуск I — М., 1999.
  51. . Работы по поэтике. Фигуры. Т.1. — М., 1998.
  52. . Работы по поэтике. Фигуры. Т.П. — М., 1998.
  53. С. Возвышенный объект идеологии. — М., 1999.
  54. A.A. Основы теории аргументации. — М., 1997.
  55. Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. — М., 1999.
  56. Р. Исследования по эстетике. М., 1962
  57. История философии: Запад— Россия— Восток. Книга третья: философия 19 — 20 в. — М., 1998.
  58. Э. Масса и власть. М., — 1997.
  59. И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в 6-ти т. Т.З. — М. 1964.
  60. . Эффект софистики. М. — СПб., 2000.
  61. Кастанеда Г-М. Художественный вымысел и действительность. // Логос: «ДИК», # 3, № 13,1999. с 69−102.
  62. Р.Д. Принципы искусства. — М., 1999.
  63. О. Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» Э. Гуссерля. // Историко-философский ежегодник'91. — М., 1991.
  64. В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос, № 10. — М., 1999.
  65. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.
  66. С. Философия в новом ключе: исследования символики, разума, ритуала и искусства — М., 2000.
  67. Л. Что такое эстетический опыт? // Современная западноевропейская и американская эстетика. — М., 2002.
  68. X. Учебник риторики. — М., 1997.
  69. Ю.М. Семиосфера — СПб., 2000
  70. Д. Истинность в вымысле. // Логос: «ДИК», # 3, № 13, 1999. с 48−68.
  71. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — М., 1999
  72. . Может ли вымышленный переоналс существовать на самом деле. // Логос: «ДИК», # 3, № 13, 1999. с 103−112.
  73. А. А. Проблема субъективности в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. — М., 1989.
  74. В. И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций.—М., 1989.
  75. Ч. Основания теории знаков // Семиотика. — М. 1983.
  76. Н. В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. — М., 2003.
  77. Н. В. Анализ «предметностей» сознания в феноменологии Э. Гуссерля (на материале второго тома «Логических исследований»). // Проблема сознания в современной западной философии. — М., 1989.
  78. Ф. К генеалогии морали. // Сочинения в 2 томах. ТI — М., 1990.
  79. Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. // Сочинения в 2 томах. ТI — М., 1990.
  80. .Г. Бытие как текст. Философия в эпоху знака (Хайдеггер и Деррида). // Историко-философский ежегодник 92. М., 1994.
  81. X., Олбрехт-Тытека Л. Из книги: «Новая риторика: трактат об аргументации» // Язык и моделирование социального взаимодействия. —М., 1987.
  82. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. — М., 1990.
  83. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. — М., 1994.
  84. ПоланЖ. Тарбские цветы или террор в изящной словесности.— СПб., 2000.
  85. К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. — М., 1983.
  86. П. Введение в феноменологию Гуссерля. — Томск, 1999.
  87. . Логический атомизм // Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. — М., 1998.
  88. A.A. Введение в языковедение. — М., 1997.
  89. П. Время и рассказ Tl.— М.-СПб., 2000.
  90. П. Время и рассказ ТII. —М.-СПб., 2001.
  91. П. Живая метафора. // Теория метафоры. — М., 1990.
  92. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М., 1995.
  93. П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение. // Теория метафоры. — М., 1990.
  94. Р. Случайность, ирония, солидарность. — М., 1996.
  95. Дж. Классификация иллокутивных актов. // Зарубежная лингвистика. Выпуск II — М., 1999.
  96. Дж. Логический статус художественного вымысла. // Логос: «ДИК», # 3, № 13, 1999. с 34−47.
  97. Дж. Метафора. // Теория метафоры. — М., 1990.
  98. . П. Значение и истина. // Аналитическая философия: становление и развитие.— М., 1998.
  99. А. Семантическая концепция истины и основания семантики. // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) — М., 1998.
  100. Э. Введение в аналитическую философию языка. // Логос: «ДИК», # 10, № 20, 1999 с 89−112.
  101. Э. Хайдеггеровская идея истины // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. — Минск, 2001.
  102. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. — М., 2000
  103. Г. Логические исследования. Томск, Водолей, 1997.
  104. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1991.
  105. А. Эстетический опыт и образное сознание у Гуссерля. // Логос, — № 8, 1996.
  106. М. Бытие и время. — М., 1997.
  107. М. Исток художественного творения. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. — М., 1993.
  108. М. О сущности истины. // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.
  109. М. Основные проблемы феноменологии. — СПб., 2001.
  110. М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, — 1998.
  111. М. Семинар в Церингене 1973 г. // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. — Минск, 2001.
  112. Херрманн Фр.-В. фон. Жизненный мир и бытие-в-мире // Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. — Минск, 2000
  113. М. Избранные произведения. — М., 1994.
  114. М. Ресентимент в структуре моралей. — СПб., 1999.
  115. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства.— Спб.1996.
  116. В. Нарротология. — М., 2003.
  117. А. Мир как воля и представление. — М., 1993.
  118. Г. Философские этюды. — М., 1994.
  119. Г. Г. Явление и смысл. — Томск, 1996.
  120. Эко У. Отсутствующая структура. — СПб., 1999.
  121. Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений. // Теория метафоры. —М., 1990.
  122. Р. Избранные работы — М.Д 985
  123. X. Р. К проблеме диалогического понимания. // Вопросы философии, № 12. 1994.
  124. Derrida J. The Truth in Painting. The University of Chicago Press. Chicago and London 1987.
  125. Heidegger M. Plato’s Sophist. Bloomington & Indianapolis, IN: Indiana University Press, 1997.
  126. Held K. Phaenomenologie der politischen Welt // Материалы летней философской школы «Philosophical Didactics and Ideology Critique», 2001.
  127. Husserl E. Logical Investigations. London. Vol. 2., 1959.
  128. Husserl E. Pure Phenomenology, Its Method and Its Field of Investigation // Edmund Husserl. Shorter Works. Edited by Peter McCormick and Frederick A. Elliston. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 1981.
  129. Landgrebe L. Husserl’s Departure from Cartesianism // Landgrebe L. The Phenomenology of Edmund Husserl. Itaca & London. 1981. P. 78.
  130. Lanigan L.R. Phenomenology of communication. Duquesne University Press, Pittsburgh 1988.
  131. Levinas E. Theory of intuition in Husserl phenomenology. — Indiana University Press, 1972.
  132. Levinas E. Martin Heidegger and Ontology // Diacritics 26.1 (1996) 1132.
  133. Sallis J. Echoes: After Heidegger (Studies in Continental Thought) Indiana Univ. Pr., 1990.
  134. Sallis J. Force of Imagination: The Sense of the Elemental (Studies in Continental Thought). Indiana Univ Pr., 2000.
  135. Sallis J. Reading Heidegger: Commemorations (Studies in Continental Thought). Indiana Univ Pr., 1993.
  136. Sallis J. Deconstruction and Philosophy: The Texts of Jacques Derrida. University of Chicago Press, 1989.
  137. Schapiro M. The Still Life as a Personal Object A Note on Heidegger and van Gogh. //The Reach of Mind: Essays in Memory of Kurt Goldstein. New York: Springer, 1968.
  138. Smith B. Husserl, Language, and the Ontology of the Act // Speculative Grammar, Universal Grammar, and Philosophical Analysis of Language, Amsterdam: John Benjamin 1987, 205−227.
  139. Stewart M. R. Intentionality and semantics of «Dasein». Philosophy and Phenomenological Research. Vol XLVIII № 1 1987.93−107
Заполнить форму текущей работой