Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философские представления о взаимосвязях природы и общества в исламской культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается современных экологических проблем в странах Ближнего Востока, то здесь основной акцент делается на поиски приемлемых решений в скрупулезной борьбе арабских сообществ одновременно за выживание в суровых климатических условиях и недопущение чрезмерного антропогенного давления в хрупкой природной среде. Подчеркивается роль государства и многих общественных организаций в решении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ислам о взаимодействии природы и общества
  • Человек и природа в системе ценностей ислама
  • Характеристика взаимоотношений природы и общества в арабомусульманской и западноевропейской философии (краткий сравнительный анализ)
  • Глава 2. Экологическая проблематика в современном арабомусульманском мире
    • 1. Социоэкологические проблемы в современных арабских странах
    • 2. Роль государства в разрешении экологической проблематики и управлении природопользованием
    • 3. Современные воззрения на социоприродные отношения в свете устойчивого экологобезопасного развития в странах Ближнего Востока

Философские представления о взаимосвязях природы и общества в исламской культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

20 век характеризуется как никогда огромным экономическим потенциалом, приведшим сегодня ко многим благам с целью обеспечения довольно сносного существования мирового сообщества. Вместе с тем, наряду с положительными сторонами научно-технического прогресса, лежащего в основе экономического развития, в последние десятилетия стали наблюдаться и негативные явления, проявившиеся в первую очередь как результат нарушения баланса в социоприродных взаимоотношениях и превратившиеся сегодня в глобальную экологическую проблематику.

В настоящее время в научном сообществе утверждается мнение о том, что многие современные социальные, экономические, политические и экологические проблемы обусловлены несоответствием господствующего в умах людей мировоззрения, т. е. системы представлений о мире и месте в нем человека и реальным бытием мирового сообщества.

Как известно, в мире господствуют три мировоззрения: религиозное, научное и философское. Первое опирается на довольно жесткую систему религиозных догматов о мире и роли в нем человека. Второе строится на результатах научных открытий и достижений, что, естественно, способствует определению научной картины мира. Третье (философское) мировоззрение может строиться как на основании религиозных представлений, так и научных. Будучи наиболее рафинированной системой, философское мировоззрение стремится ассимилировать все достижения человеческой культуры, дать некую целостную систему представлений о мире и месте человека в нем.

Взаимоотношения между природой и обществом волновали человека еще с древних времен, а сегодня этой проблемой из-за ее глобальной значимости интересуется все мировое сообщество, независимо от своего политического, социального и экономического развития и форм общественного сознания.

Одной из форм общественного сознания является религия, которая долгое время считалась моральным стержнем человечества. Сегодня, когда противостояние между человеком и природой достигло апогея, духовное развитие человека вновь приобретает одно из первостепенных значений.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, была провозглашена ориентация на обеспечение устойчивого развития во всех областях и сферах жизни мирового сообщества, в котором духовные элементы экологичности могут играть определяющую роль.

Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы на примере ислама определить, смогут ли мировые религии явиться действенным инструментом для решения одной из самых злободневных проблем мирового сообщества, от чего зависит ослабление международной экологической напряженности и выживание человечества.

Вопросы отношения к природе в исламе пока не находят еще должного отражения в соответствующей литературе, несмотря на то, что уже есть предпосылки к детальному изучению данной проблематики. Необходимо отметить, что философские, исторические истоки ислама, его морально-этические и правовые нормы мало интересовали представителей европейской культуры, а если и интересовали, то они рассматривались в основном под углом воззрения западных цивилизаций, т. е. рассматривались в преломлении христианской религии, а не мусульманской. А ведь в этом и состоит проблема наиболее полного и правильного толкования ислама и его установок, в том числе по отношению к человеку и природе и взаимосвязям между последними.

Универсальный характер ислама, наглядно проявляющийся в шариате, в том и состоит, что он не придерживается установившихся норм, а допускает отдельные изменения и дополнения в ходе развития общества и цивилизации в целом на том или ином этапе развития истории мусульманства и мусульманской религии.

В целом на сегодняшний день проблема взаимоотношений природы и общества в исламской культуре применительно к современным условиям экологического кризиса остается открытой, а проблема диалога религий в данном направлении недостаточно исследованной, несмотря на то, что вопросам экологии и религии уделяется определенное внимание.

В отличие от других религий, ислам не имеет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, политики и морали, правовых норм, экономических и социальных проблем, образа жизни. Рассматривая экологические вопросы в рамках исламских традиций как религиозную проблему, мы имеем возможность привлечь большую массу верующих мусульман в движение защиты природы, чтобы уберечь мир от экологической катастрофы.

Данная работа претендует на исследование взаимосвязи природы и общества, как это видится под углом религиозного мировоззрения в первую очередь представителей ислама, дабы выявить все стороны подобных социоприродных отношений, проанализировать подходы к природной и человеческой составляющим в мусульманской и христианской философиях, определить экологические проблемы в современных арабских странах, охарактеризовать роль государственных структур в решении вопросов экологической проблематики и управлении природопользованием и пролить свет на современные воззрения на пути обеспечения устойчивого экологобезопасного развития в странах Арабского мира.

Вопросы экологии и религии в социоприродном отношении, в рамках исламо-хриетианского диалога и в целом социоприродные аспекты исламской культуры отражены в трудах В. В. Антонова, В. В. Бартольда, П. А. Грязневича, A.B. Журавского, А. И. Ионовой, Г. М. Керимова, P.O. Курбанова и др., а также зарубежных авторов (А. Бабикира, Ф. Бормана, Камиля аль-Кайси, Ибрагима аль-Киляни, Р. Фрилинга, Г. Макдиси, С. Насра, А. Тойнби, Ал. Тора, В. Хесле и др.).

Проблемам экологии и религии в общепланетарном контексте посвящены работы К. Х. Делокарова, В. А. Коптюга, В. А. Лося, Н. М. Мамедова, A.B. Медведева, H.A. Трофимчука, A.C. Шилова и др.

Для современного понимания философии взаимодействия общества и природы в мусульманской культуре необходимо определить нишу, которую занимает человек в этом взаимодействии с точки зрения ислама. Тот факт, что эта проблема на сегодняшний день недостаточно изучена, и послужил выбору темы диссертационного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основная идея, проходящая через диссертационное исследование, > заключается в характеристике взаимоотношений между природой и человеком, как это воспринималось и воспринимается исламской культурой, включая сравнительную характеристику двух популярных культур ислама и христианства относительно триады Бога, мира и человека, а также в том, чтобы показать возможность влияния и содействия религий, в том числе и мусульманской религии, на решение проблем самого острого из кризисов, который темным облаком завис сегодня над человечеством.

Касаясь экологических проблем в ряде арабских стран во второй части исследования, необходимо еще раз подчеркнуть, что как местные, так и региональные, так и глобальные природные сдвиги и нарушения имеют свое происхождение уже в диаде мира и человека, где главную и, к сожалению, негативную роль сыграл человек. Это говорит о том, насколько еще силен элемент экономического эгоизма по сравнению с элементами экологической этики, чему в исследовании было уделено должное внимание.

Рассматривая экологические проблемы как таковые в целом, и целесообразно отметить, что основной диалог упирается на известную полемику между Востоком и Западом и на то, что последние, явно различные по своей культуре и экономическому развитию, тем не менее, имеют общую тенденцию к выравниванию экстраполярных сил, дабы не допустить превосходства одного над другим, что имеет место в современных реалиях.

Быть может, мы вправе в некотором отношении приветствовать аграрную политику отдельных арабских стран, которые продолжают следовать укоренившимся традициям землепользования в большей степени, нежели чем использовать современные методы, связанные с неуклонным стремлением во что бы то ни стало повышать урожайность сельскохозяйственных культур за счет дополнительного внесения, например, удобрений порой в ущерб природным составляющим.

Экономические интересы, не столько навязанные Западом, сколько присущие любой формации, любому государству, любому социуму и любому человеку, а, следовательно, в некоторой степени и Востоку, всегда давали повод к поступательному развитию научно-технической мысли.

Однако характерно, что даже в период раннего средневековья, увенчавшегося расцветом так называ емого арабского феномена, и в последующие столетия движение научно-технической мысли каким-то образом тормозилось, уступая место духовным началам, более утонченным идеалам нравственности по отношению к природе, что мы и находим в народах Востока, и не только Ближнего, но и Дальнего.

Отсюда может вытекать выводная установка, что следует покончить с эгоизмом, и тогда человечество ожидает всеобщее благоденствие. Известный авторитет в области философских вопросов экологии В. Хесле говорит, что «Дело не только в том, что отделаться от эгоизма невозможноесли же удается от него избавиться при помощи грубого насилия, то имеет место безнравственное деяние. Ведь при всех известных условиях уничтожение эгоизма следовало бы расценить как неудачу, даже если бы оно осуществилось и без насилия, ибо иногда только эгоизм мотивирует движение к успехам, которые идут на благо всему человечеству. В самом деле, если при устранении эгоизма не возникает умение переводить на более высокий уровень ту энергию, которая им стимулируется, то человечество будет неминуемо обречено на прозябание, апатичное и равнодушное, значит, на состояние гораздо худшее, по сравнению с предшествующим. С такими великими задачами, какой, к примеру, является задача спасения окружающей среды, вряд ли удастся справиться без эффективной экономической деятельности, рационализированной в соответствии с пусть и неприятными законами эгоизма». 1.

Коль скоро мы на сегодняшний день не в состоянии отвратить от себя в той или иной мере подобный эгоизм, остается искать другой выход, который и заключается в поисках гибких альтернатив, позволяющих одновременно сочетать элемент движительного прогресса с элементом экологического мышления, как правило, тормозящего этот прогресс.

Именно хозяйственная деятельность созидающего человека, составляющего основу экономических интересов, и привела в настоящее время к кризису современной цивилизации и окружающей среды. Кризис современной цивилизации — это нарушение баланса сил природы и общества, при котором природа более не в состоянии удовлетворять все растущие потребности человека.

Цивилизация, проходя через кризис, должна вырабатывать условия более надежного равновесия как в обществе — социальный мир, так и между природой и обществом — новые экологически чистые технологии, восстановление природных ландшафтов, сохранение биоразнообразия и многие другие вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Кризис общества и природы — это социальный и экологический кризис.

Сейчас, когда значительно обострились отношения между человеком и природой, когда общество продолжает брать, а природа уже не может дать, когда развитие общества опережает развитие и возможности природы, необходимо несколько сбалансировать природные и человеческие ресурсы. А это не может не вести к переоценке общеприродных и общечеловеческих ценностей и формированию нового восприятия картины мира.

Современное восприятие мира антропоцентрично. Оно выдает.

1 Хесле В. Философия и экология. — Выдающиеся зарубежные философы. Москва, 1994. С. 108 человека за властителя природы, держащего ее под контролем и преследующего свои собственные цели. Новый взгляд рассматривает человека как органическую часть саморазвивающейся системы природы, которая является источником всего живого на планете.

Современное восприятие мира евроцентрично, а точнее, западоцентрично, поскольку развитые западные промышленные общества рассматриваются как парадигмы прогресса. Новый взгляд охватывает все многообразие человеческих обществ, считая их равнозначными образованиями, не в меньшей степени претендующими на прогресс и удовлетворение своих жизненных потребностей.

Согласно современному восприятию мира, экономика является полем битвы, на котором люди, предприятия и нации борются за выживание и за прибыль. Новый же взгляд подчеркивает приоритет сотрудничества перед конкуренцией, аппелируя к терпению и уважению многообразия мира и призывая человека смело ставить новые эксперименты по стимулированию гармонии между людьми и между людьми и природой.

В какой степени могут религии способствовать разрешению экологической проблематики? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Однако, видимо, ясно, что на сегодня именно христианство может быть повинно в том, что оно практически не вмешивалось за последние сто лет в так называемый растущий вакуум в отношениях между обществом и природой, чего нельзя сказать о мусульманской религии, основное назначение которо й заключается, наоборот, в стремлении воспитывать человека в духе уважения к Богу и природе, Им созданной, совершенствовать духовный потенциал общества и укреплять гармонию в социоприродных взаимоотношениях.

Неоднократно упоминаемую в данном исследовании триаду — Бог, мир и человек, — а это именно те до сих пор волнующие человечество постулаты, на которые направлена вся мировая философская мысль, -мы вправе обозначить более современными понятиями: ионосфера, биосфера и ноосфера.

При макродетальном рассмотрении этих понятий можно проследить интересную взаимосвязь между ними. То, что над нами, -ионосфера, которая своей незримой сущностью, по аналогии с «божественной», охраняет мир, как бы созданный божественным провидением. То, что вместе с нами и среди нас, — биосфера или тот же мир, представленный живой и неживой природой, частью которой и является человек. И, наконец, — ноосфера (разум), возникающая исключительно с появлением представителя биоты, которому в ходе исторического развития суждено было стать человеком, наделенным разумом (homo sapiens).

Во всех мировых религиях феномен человека рассматривается как предопределенный божественной волей фактор, не имеющий аналогии с другими вселенскими явлениями, и разум также является божьим даром только человеку. Благодаря разуму человек выделился из основной биотической массы как части природной среды и, полностью вписавшись в эту среду, превратился в ее доминирующий фактор, повлекший за собой большие преобразования.

В данном исследовании рассматривались вопросы взаимоотношений природы и человека с точки зрения исламской культуры, как эти отношения трактовались ведущими учеными-богословами раннего и позднего средневековья, а также вопросы извечного противостояния между Востоком и Западом относительно подходов к социоприродному развитию, фильтровавшиеся через призму как религиозных верований, так и современных воззрений.

Характерно, что в условиях нынешнего мощного развития технического потенциала, которым обладает западная цивилизация и который является основной причиной негативных преобразований, проблема урегулирования отношений в цепочке «человек-социум-природный мир» в большей степени относится к Западу, так как наиболее ценным достижением Востока за последние 400 лет, по-видимому, следует считать умение последнего остановиться там, где и когда нужно, — остановиться до того момента, когда не только среда обитания, но и человеческое в человеке оказывается поставленным под угрозу.

Касаясь проблемы исламо-христианского диалога относительно взаимосвязей между природой и социумом, следует сделать вывод, что на основании многих примеров благоговейного отношения к природе и многих факторов уважительного отношения в целом к творениям Аллаха, чем в конечном итоге характеризуется ислам, обновленная экологическая этика, в некотором отношении отклоняясь от норм западной цивилизации, может стать вполне совместимой с нормами восточной цивилизации и способствовать решению не только социоприродных проблем Востока, но и внести определенную лепту в поисках необходимых альтернатив по выводу всего человечества из кризисной ситуации.

Что касается современных экологических проблем в странах Ближнего Востока, то здесь основной акцент делается на поиски приемлемых решений в скрупулезной борьбе арабских сообществ одновременно за выживание в суровых климатических условиях и недопущение чрезмерного антропогенного давления в хрупкой природной среде. Подчеркивается роль государства и многих общественных организаций в решении экологической проблематики, обоснована важность межарабского и международного сотрудничества, а также необходимость в должном и правильном управлении природопользованием в рамках современных воззрений на пути обеспечения устойчивого экологобезопасного развития в странах Арабского Востока.

В целом необходимо продолжать религиозные дебаты относительно современных взаимоотношений природы и общества, в первую очередь опираясь на непреходящие ценности пяти мировых культур, при этом не отклоняясь от возможности переоценки ценностей в осмыслении предназначении человека в этом мире современного бытия, с целью определения не только способов и путей взаимного обогащения, но и факторов неантагонистического и щадящего режима сосуществования в этом социоприродном мире.

Одновременно необходимо внедрять и поощрять те экономические рычаги развития двух основных цивилизаций ислама и христианства, которые способствовали бы торможению экономического эгоизма и выдвижению взаимоприемлемых форм ведения хозяйства, не нарушающих характер развития и самовосстановления уязвимой окружающей среды.

Основная задача заключается в том, чтобы усилия отечественных и зарубежных исследователей, взявших на себя нелегкий труд вникнуть в проблему отношений между окружающей средой и обществом в исламском мире во всей многосложности и многогранности проявлений этих отношений, удостоились самой энергичной поддержки.

Подобный опыт исследований должен открыть новую страницу точного знания об одной из злободневных сторон жизни многих мусульманских регионов, народы которых вступают в переходную фазу своей социально-экономической жизни, ибо это знание вкупе с верой, ему споспешествующей, освобождает человека от химер сомнения и зла и обеспечивает путь к подлинному прогрессу, тем самым помогая человеку правильно распорядиться своим разумом и сделать окружающий мир лучше обустроенным и обихоженным.

В современной исламской литературе прослеживается мысль о том, что мир может стать целостным только на основе ислама, что грядущий миропорядок неизбежно будет исламским. Такие высказывания часто интерпретируются как свидетельства стремления интеллектаульной и политической элиты мусульманских стран к повсеместному распространению исламской религии. Официальная исламская пропаганда действительно постоянно расширяет поле своей деятельности и не скрывает своих целей. Однако в концепцию всемирной уммы" должно вкладываться иное содержание.

Исламская культура видит будущее развитие человеческого общества не как насильственное обращение мира в исламскую веру (хотя существует и такая точка зрения так называемого джихада — священной войны за веру), а как естественное повсеместное распространение содержащихся в шариате принципов организации жизни людей. Это общество не обязательно должно быть мусульманским, оно может быть и христианским, и, например, буддийским, но только не атеистическим, не бездуховным. Это должно быть общество, основанное на вере. 1.

По мнению исламских теоретиков, подобное духовное братство сделает ненужными государственные границы, в нем потеряют смысл различия между классами, нациями, расами, имущественные, сословные и другие различия.

Политическая система общества будущего не обязательно должна носить название халифата, но она должна быть построена на принципах халифата, исключающих как единоличный деспотизм, так и анархию толпы.

Согласно современным исламским взглядам, «государство будущего должно быть „правовым“, но это должно быть не „придуманное“ в чьих-то интересах „западное“ право, а право „духовное“, „религиозное“, т. е. система норм, непосредственно вытекающих из духовного кредо народа, из выработанных им на протяжении веков духовно-нравственных принципов и ориентиров». 2.

Следовательно, подводя итог данному изложению, необходимо подчеркнуть, что исламская культура не могла не внести определенный вклад в развитие мировой цивилизации. Несмотря на так называемую насильственную, сопровождавшуюся устранением всякой мысли о существовании иных божествах и насаждавшую свой религиозный.

1 Культурология (История и теория культуры). — Центральный институт непрерывного образования общества «Знание» России. Москва, 1998. Сс. 111−112.

2 Там же канон исламизацию и арабизацию, которыми подверглись Сирия, Ирак, Египет, Северная Африка и часть Испании, жители этих стран стали активными участниками создания единой арабомусульманской культуры. Сами же распространители мусульманства, тем не менее, преклонялись перед научным и эстетическим канонами языческой культуры покоренных народов, что в конечном итоге и обусловило своеобразие становления арабомусульманской культуры.

Мировое сообщество будущего должно ориентироваться на взаимообогащение всех существующих культур и религий, на выработку щадящих воззрений на природный и социальный факторы, памятуя о том, что наша планета является общим домом для всего человечества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Хамид Аль-Газали. Ахья Улюм ад-Дин. Перевод с арабского. Москва, 1980, 230 с.$ ^ $ $
  2. Аль-фараби. Существо вопросов. -Избранные произведения мыслителейстран Ближнего и Среднего Востока 11−14 вв. Москва, 1981, 57 с.^
  3. В.В. Основы этики ислама. Санкт-Петербург, 1993, 13 с.
  4. А. Та’ликат. Ибн Араби. Фусус аль-Хикма. Бейрут, 1980, 70 с. jç- «I*
  5. В.В. Ислам и культура мусульманства. МГТУ, 1992, 143 с.
  6. Биль о правах человека и природы. Социоестественная история. Выпуск 9 под редакцией Э. С. Кульпина, Москва, 1997, 2O0 с. sje з|с Це ф Це
  7. Ближний Восток. История и современность. Институт востоковедения РАН. Москва, 1997, 140 с.
  8. П. Проблемы опустынивания на Ближнем Востоке. „Освоение аридных территорий и борьба с опустыниванием: комплексный подход“. Москва, 1986, 151 с.
  9. A.A., Курбанов P.O. Экология и религия. В кн. „Естествознание в борьбе с религиозным мировоззрением“. Москва, 1988, 27 с. ф 5 $С ф jjc
  10. В.Г., Кондратьев К. Я., Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению. Москва, ВИНИТИ, 1994, 24 с.
  11. П.А. Ислам. Религия, общество, государство. Москва, 1984, 232 с.
  12. Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. Москва, 1996, 143 с. 1. ^ ^
  13. Дирасат уа Абхас Биаийя. Мухадарат Биаийя хауль Кадайя Махалийя уа Алемийя. Сборник статей по окружающей среде. Иорданский университет. Амман, 1992−1993, 420 с.
  14. O.K., Лось Б. В., Лось В. А. Глобальные проблемы и третий мир. Москва, изд. „Наука“, 1991, 287 с. э^с
  15. Еженедельная египетская газета „Ас-Саура“ от 17.08.94. Каир, 36 с. sje jje: jc s}e sje
  16. A.B. Христианство и ислам (социокультурные проблемы диалога). Москва, изд. „Наука“, 1990, 126 с. 18. „Зеленый мир“. Российская экологическая газета. Noo 12−14, 16,19,20. Москва, 1997.
  17. Ибн Араби. Аль-Футухат аль-Маккийя. Каир, 1859, 147 с. sje sje sje
  18. Ибн Сина. О душе. В сборнике „Избранные философские произведения“. Москва, 1980, 190 с.
  19. Ибрагим Заид аль-Киляни. Химайят аль-Бийя филь Ислам. -Сборник статей по окружающей среде. Иорданский университет. Амман, 1992, 21 с.
  20. А.И. и др. Современный ислам, человек и общество. Москва, 1991, 63 с. с
  21. Г. М. Ислам: происхождение, история и современность. Москва, 1984, 63 с.
  22. Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. Москва, 1982, 63 с. ф ф г|е %
  23. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Москва, изд. „Прогресс“, 1991, 339 с.^ ^ ^
  24. Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. Москва, 1988, 284 с. ф ф Цес ^
  25. Н.И. Не допустим ни европоцентризма, ни азиацентризма.
  26. В жур. „Евразия: Народы, культуры, религии“. Москва, 1993, № 2, 3 с. ф ф ф ф ^с
  27. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Новосибирск, 1992, 115 с.
  28. Коран. Суры: 2, 4, 7, 9, 16, 24, 26, 31, 33.
  29. Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. Москва, изд. „Интеллект“, 1997, 240 с.
  30. Культурология (История и теория культуры). Центральный институт непрерывного образования общества „Знание“ России. Москва, 1998, 272 с.
  31. Р.Г. В стране Аль-Андалус через тысячу лет. Москва, изд. „Наука“, 1993, 180 с. sje sjc sjt $ %
  32. Лекции по религиоведению. Москва, изд. МУ, 1998, 137 с.
  33. В. Жизнь А. Эйнштейна. Москва, 1959, 381 с.
  34. P.P. Ислам. Изд. 2. Москва, 1974, 168 с. jjt sjc sjc sjc j|c
  35. Д.В. Окружающая среда в опасности: выживут ли наши дети? Российский центр гражданского образования. Москва, 1996, 15 с. jjC jJ* „ja Ц“
  36. Н.М. Культура, экология, образование. Москва, 1996, 51 с. ф sj: sfc sj: $
  37. Н.И. Знакомьтесь: Ислам. Киев, изд. „София“, 1997, 189 с. е ^с ф ф
  38. A.B. Некоторые особенности природопользования в Магрибе. „Природа и ресурсы“, 1990, № 3, 7 с.
  39. Н. Тауфик. Аль-Хидма аль-Иджтимаийя фи Маджаль Химайя аль-Бия мин ат-Таляус. Каир, 1987, 467 с.
  40. Наше общее будущее. Доклад Международной комисси по окружающей среде и развитию. Москва, 1989, 372 с. jjc ф
  41. Окружающая среда и социально-экономические процессы в исламском мире. Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. Москва, 1994, 207 с.
  42. Г. В., Шилов A.C. Нравственно-религиозные аспекты экологии. В кн. „Социальная экология и устойчивое развитие“. Москва, РАГС, 1997, 12 с. 1. Sji sjs sff Ф 4с
  43. М.Б. Пророческое движение в Аравии 7 века. Ислам. Религия, общество, государство. Москва, 1984, 21 с.
  44. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы Конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, 1993, 70 с. ijiе #
  45. Религия и экологический кризис. ИНИОН Академии наук СССР. Москва, 1990, 27 с. э$с sft
  46. РЖ География. География зарубежной Азии и Африки. Москва, 1981, 93 с.
  47. Сахель: уроки одной экологической катастрофы. Научно-аналитический обзор. Москва, 1992, 75 с.
  48. М. Опыт освоения аридных зон в Саудовской Аравии. „Проблемы освоения пустынь“. Москва, 1988, 71 с.
  49. A.B. Великий шейх суфизма. Москва, 1993, 326 с.^е sje sjs
  50. Вл. С. Собрание сочинений. Москва, 1895, т. 4, 337 с. с Цсг Цс Цс
  51. М.Т. Философские аспекты суфизма. Москва, 1987, 113 с.
  52. Страны Ближнего Востока (Актуальные проблемы современности и истории). Институт востоковедения РАН. Москва, 1998, 246 с.
  53. Т.С. Ислам и национализм в социально-политических концепциях в арабских странах. Москва, 1989, 172 с.
  54. JI.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. Москва, 1997, 45 с. ф sjs ijc: je %
  55. Тауфик Мустафа. Средства для уничтожения паразитов и всесторонняя борьба. В кн. „Исследования в области охраны окружающей среды“. Иорданский университет, Амман, 1992, 11 с. а ^
  56. Н. С. О туранском элементе в русской культуре.
  57. В жур. „Евразия: Народы, культуры, религии“. Москва, 1993, 5 с. jjg ц» «^g
  58. А.Д. Экологическая проблема и агроноосферная революция. РАУ. Москва, изд. „Луч“, 1994, 194 с.
  59. Фатхи Якан. Ислам: идеи, движения, перемены. Москва, 1992, 64 с.$ ф $ $ :ge
  60. Фрилинг Рудольф. Христианство и ислам. Москва, 1997, 132 с.
  61. Е.А. Арабская мысль и ценности современного мира. Москва, 1990, 310 с. jjj jjg pjg
  62. В. Философия и экология. Выдающиеся зарубежные философы. Институт философии Российской академии наук. Москва, 1994, 187 с.$С Sjt ^jg
  63. Хрестоматия по истории философии. Москва, 1994, т. 1, 534 с.
  64. Экология и религия. Сборник статей. Москва, РАГС, 1994, 410 с.
  65. Babikir A., Abdalla A. Some aspects of climate and economic activities in the Arab Gulf states. „Geojournal“, 1986, 38 p.
  66. Bormann F.H., Kellert S.R. Ecology, economics, ethics. London, 1991, 224 p.
  67. Hillary E. Ecology 2000. London, 1984, 252 p.
  68. Khan I. Islam in the contemporary world. God and man in contemporary islamic thought. Beirut, 1972, 77 p.
  69. Khazanov A.M. Nomads and the outside world. 2-nd edition. Madison, 1994, 382 p. jje % sjs s|c sfc
  70. Lacayo R. A War against the Earth. Time, February 4, 1991, 2 p.
  71. Makdisi G. Remarks on traditionalism in Islamic religious history -„The Conflict of Traditionalism and Modernism in the Muslim Middle East“. Tehas, 1966, 85 p. f ^ pj*
  72. Nasr S.H. Islamic Studies, (essays on law and society, the sciences and philosophy, and sufism). Beirut, 1967, 155 p.
  73. Nasr S. H, Science and civilization in Islam. Cambridge, 1968, 384 p.
  74. Nasr S.H. Islamic Science. London, 1976, 273 p. ijs iji sjc i$e sj»
  75. Nasr S.H. Man and Nature. The spiritual crisis of modern man. London, 1976, 151 p. jg pjg
  76. Russia and the Moslem World. Bulletin of analytical reference information. No 11, 1997, 42 p.
  77. Stang H. Westerness and Islam. Oslo, 1916, 96 p. sje sfc sje jJ: $
  78. Tore Al. Earth ill the balance ecology and the human spirit. New York, 1992, 198 p.
  79. Toynbee A., Ikeda D. Choose life. Oxford University Press, 1989, 374 p. jja)|C ^fi
  80. White L. The historical roots of our ecological crisis. # Science. London, 1967, 196 p.
  81. Wijkman A., Timberlake L. Is the African drought an act of God or of man? «The Ecologist», No 12, 1985, 11 p.
Заполнить форму текущей работой