Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процесс расчленения антропосоциокультурной формы бытия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование антропосоциокультурной системы закономерно подняло эволюцию природы на высшую ступень и одновременно привело к диалектическому отрицанию (снятию) биологического уровня бытия, поскольку биология сама по себе исчерпала возможности создания более сложных, чем животные, живых организмов: в пределах действия законов генетики, обрекающих каждую особь чувствовать и действовать так же, как… Читать ещё >

Процесс расчленения антропосоциокультурной формы бытия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ее анализ приводит к выводу, что в ходе истории происходило расслоение изначального единства антропо-, социои культурной составляющих, поскольку эти три новые онтические формы отличаются не только от природы, но и друг от друга, отличаются по модусу своего внеприродного существования: человек является живым существом, общество — системой отношений между людьми, культура — способом бытия человека, включающим не врожденные ему, а прижизненно формирующиеся, в филогенезе и в онтогенезе, принципы деятельности, создающей искусственную среду бытия человека, т. н. «вторую природу», и формирующей его самого как носителя сверхприродных социокультурных «сущностных сил» (Маркс).

Такое строение бытия я обосновывал на протяжении последней четверти века (см. [31]), представляя его для наглядности следующей схемой:

Процесс расчленения антропосоциокультурной формы бытия.

Сейчас я вынужден уточнить и эту схему, и ее теоретическое обоснование, поскольку в нем отсутствовал исторический взгляд на данную структуру: по логике анализа в поле теоретического рассмотрения после природы входили сначала общество, затем человек, затем культура, тогда как в реальном историческом процессе эти три формы бытия рождались одновременно и синкретически-слитно, и лишь анализ данной целостной антропосоциокулътурной системы позволяет различить в ней ставшие лишь в дальнейшем относительно самостоятельными три подсистемы. Следовательно, графически изначальное состояние должно быть изображено так:

Процесс расчленения антропосоциокультурной формы бытия.

Вполне естественно, что исходным разделом онтологии является анализ бытия природы (даже в библейской мифологии созидательная деятельность творца началась с сотворения природы). Как недавно писала Р. С. Карпинская, «философия природы, которая в середине XIX столетия потеряла свой авторитет и позднее как бы вовсе исчезла из поля зрения философов», в наше время оказывается «реабилитированной», поскольку «несет в себе цементирующее начало» в движении общества «к новому мировоззрению», которое ставит наше практическое, научно-техническое отношение к природе «в центр судьбы человечества и жизни на Земле» [32]. Станет ли идея «коэволюции» природы и общества, культуры, цивилизации, науки основой этого «нового мировоззрения», на чем настаивают авторы цитируемой книги, — вопрос спорный, и находится он за пределами проблематики настоящего исследования, мне же представляется более продуктивным (почему — будет показано в дальнейшем исследовании) отвергаемый авторами принцип продолжения действия закономерностей эволюции природы в бытии человека, культуры, общества. Несомненно, во всяком случае, что надвигающаяся экологическая катастрофа заставляет ответственную философскую мысль вернуться на основе современных научных данных к обсуждению онтологических проблем, среди которых отношения бытия и небытия в природе, не интересовавших натурфилософию, ограничивавшую себя, в соответствии с постулатом Парменида, рассуждением о бытии натуры, и которые должны стать исходным теоретическим пунктом новой онтологии.

В процессе многосоттысячелетнего развития трехаспектной системы надприродного бытия ее подсистемы автономизировались, обнаружив различные субстраты, разные законы функционирования и развития, следовательно, разные модальности, и, соответственно, архитектоника бытия в развитом состоянии принимает такой вид:

Процесс расчленения антропосоциокультурной формы бытия.

Качество, объединяющее три подсистемы бытия человечества и отличающее их от природно-биологических, —утрата наследственного способа передачи программ поведения и деятельности (хотя природно-биологическая сторона бытия человека сохраняет способы кодирования в генах и трансляции соответствующей информации, и только ее). Сколь бы тесной ни была в ряде отношений связь социокультурного человеческого бытия с жизнью животных и как бы далеко ни заходило внешнее сходство их форм, их сущностные различия, которые не позволяют переносить понятия, обозначающие одни структуры на другие, высшие на низшие, заключены не в степени сложности одинаковых качеств, а в иных, неизвестных биологии, законах происхождения, существования и развития антропосоциокультурных систем.

Данный «распад» изначальной аморфной целостности не является уникальной онтологической ситуацией — это общая закономерность бытия и его взаимоотношений с небытием: вначале, в жизни природы, ее самоизменение имеет характер эволюции, а затем, в бытии сверхприродной формы реальности, становится ее историей. Оба эти процесса протекают по-разному — медленно и быстро, эволюционно и революционно, дифференционно и интеграционно, как совершенствование существующего и как возникновение небывало нового, т. е. либо в пределах бытия, в котором одна его форма преобразовывается в другую, либо во взаимопревращениях бытия и небытия… В пределах бытия природы общий закон движения материи — восхождение от сравнительно простых форм организации материального субстрата в неорганическом состоянии вещества ко все более и более сложным структурам: в земной природе (об инопланетных ее формах мы знаем еще очень мало, но уже то, что знаем о Луне и Марсе, позволяет экстраполировать на их бытие наши знания Земли) происходил переход от неорганической материи к органической, в растительном мире она сама становилась все более сложной, на порядок повысился уровень сложности строения и функционирования организмов с переходом от флоры к фауне, все более сложными становились анатомия, физиология и поведение животных в процессе восхождения видов от пресмыкающихся к млекопитающим, но и на этом уровне биологической жизни ее формы прогрессивно усложнялись, вплоть до появления приматов. Что же касается перехода от человекообразных обезьян к человеку, в нем законы природы соединились с радикально иными законами — законами социокультурного бытия, породив новое качество, синтезировавшее природное с внеприродным. Это означало, что возникла система другого уровня сложности, чем все три природные, чисто материальные системы — физические, химические и биологические.

Формирование антропосоциокультурной системы закономерно подняло эволюцию природы на высшую ступень и одновременно привело к диалектическому отрицанию (снятию) биологического уровня бытия, поскольку биология сама по себе исчерпала возможности создания более сложных, чем животные, живых организмов: в пределах действия законов генетики, обрекающих каждую особь чувствовать и действовать так же, как чувствуют и действуют все другие представители ее вида, высшая мера сложности, достигнутая в жизни животных, позволяла особи, обладающей двуполушарным мозгом, приспосабливаться к конкретным особенностям среды и управлять своим поведением в соответствии с происходящими в ней изменениями. Когда эти изменения стали столь серьезными, что человекообразные обезьяны, будучи не в состоянии к ним приспособиться, оказались под угрозой гибели, для выживания им потребовалось самоизменение — повышение уровня сложности структуры мозга путем эмбрионального развития его функциональной асимметрии. У человека же действие биогенетических механизмов передачи поведенческой информации было заблокировано, и каждый индивид должен сам, в ходе своей жизни и поначалу с помощью родителей, учителей, наставников, а затем священнослужителей и политических вождей, т. е. трансляторов накопленного жизненного опыта, вырабатывать программу своей деятельности и поведения, свои ценностные ориентации и свой познавательный тезаурус. (Недавно в Каталонии были найдены останки переходного от обезьяны к человеку существа — звена, неизвестность которого науке позволяла американским «креационистам» и их российским пропагандистам опровергать дарвинизм, противопоставляя ему библейское описание творения человека.) Этот грандиозный перелом, начавшийся несколько миллионов лет назад, обеспечил углубление и расширение действия закона индивидуации в эволюции космоса, обретя, скажу сразу, весьма противоречивые следствия, ибо культура западного мира стоит сегодня перед необходимостью сбалансировать интересы суверенной личности с интересами общества как столь же суверенной сверхличностной системы. К обсуждению этой проблемы мы будем неоднократно возвращаться, потому что она фиксирует «последний рубеж» во взаимоотношениях бытия и небытия — угрозу печального завершения человечеством истории своего бытия в космосе…

Этот гетерогенный тип сложности в историческом процессе своего бытия сделал возможным и необходимым обособление друг от друга трех граней сей сверхсложной системы — человека, культуры и общества. Хочу подчеркнуть с предельной определенностью, что речь идет об образовании трех автономных, при их очевидной взаимосвязанности, подсистем данного уровня бытия, что опровергает стремление всех форм монизма свести их к одному какому-то началу — или социальному, когда человек и культура трактуются как элементы общества, или культурному, когда человек и общество рассматриваются как формы существования культуры, или к человеческому (духовному), когда культура становится аспектом человеческого бытия, а общество — совокупностью людей. Исторический процесс автономизации этих трех форм бытия сделался одним из признаков цивилизации, формировавшейся в жизни города, придавшей самостоятельность экзистенциальному бытию человека, проявляющемуся наиболее полно в его частной жизни; творимой им культуре, не знающей, в силу отсутствия в ней биологического субстрата, смертности, на которую обречен человек, и становящейся общественным достоянием; социальным отношениям, опредмечиваемым в институтах государства и гражданского общества.

Дифференциация и автономизация бытия человека, бытия культуры и бытия общества не позволяют видеть в одной из них элемент другой уже потому, что они обрели, как я отмечал, сущностно различные онтические модальности: живого существа; способов и плодов его деятельности; системы отношений людей, организующих их совместное существование. Только научный анализ способен отчленить один из этих модусов бытия от двух других в интересах познания особенностей каждого, а о наличии таких особенностей содержания и структуры, функционирования и развития говорит и то, что их изучают различные науки — психология, педагогика, этика как наука о человеке, весь комплекс культурологических наук, начиная с этнографии, социология, политическая экономия, юриспруденция и другие общественные науки. (Поэтому понятие «социальная синергетика», введенное в свое время в обиход В. П. Брянским применительно к синергетическому осмыслению всего массива наук, изучающих жизнь человечества, представляется слишком узким, ибо оно не охватывает ни «синергетику культуры», ни «синергетику человеческого бытия», и я приветствовал появление во втором издании его книги понятия «синергетический историзм» для обозначения методологической концепции, «в свете» которой, как сказано в подзаголовке, авторы разрабатывают «теорию самоорганизации индивидуума и общества» [33]. Впрочем, и тут оказалась обойденной несчастная культура, традиционно полагаемая «социальным явлением», хотя законы развития социума и культуры принципиально различны).

Понимание этого различия позволило Ю. В. Ларину заключить, что в наше время «глобальная экспансия социального, несомненно, должна быть ограничена мерой более высокого порядка — мерой культуры, поскольку последняя — это не только и не столько „надприродный“, сколько и „надсоциальный“ или „сверхсоциальный“ феномен, представляющий собой совершенно иной уровень организации человеческой жизни, чем общество как социальный организм» [34].

Конечно, нужно иметь в виду, что культура и общество в их реальном существовании пересекаются, что существуют в государстве те или иные органы управления культурой и что во всех сферах социального самоуправления осуществляющие его чиновники, бюрократы, государственные служащие действуют на основе определенных принципов культуры — в конечном счете, одной из форм является политическая культура; но все это не должно мешать пониманию того, что сущностные, модальные, субстанциальные различия общества как такового и культуры как таковой обусловливают и различие способов осуществления ими их бытийных функций: управления — одного из проявлений отношения субъекта к объекту, и общения — взаимосвязи субъектов. Поэтому в той мере и в тех ситуациях, в каких общественные институты или идеологии выступают как носители культуры (например, в дипломатической сфере или в переговорах блокирующихся политических партий), диалог является культурной формой разрешения противоречий, ибо альтернатива ему — только насильственный захват власти или репрессии против политического противника. Посему применение Р. Ф. Авдеевым кибернетики к анализу современной «информационной цивилизации» [35], безусловно, продуктивно, поскольку под «цивилизацией» имеется в виду социальная организация бытия человечества, а не достигнутый им уровень культуры, которая «управлению» поддается, на беду свою, только в тоталитарных обществах.

Ибо одно из существенных проявлений различия между обществом и культурой — функциональное: если саморегуляция общества происходит в форме управления, и, соответственно, оно всегда организуется по тем принципам, которые выявила кибернетика применительно ко всем типам самоуправляющихся систем, будь то монархическая или демократическая, и в любом из вариантов той или другой, то культура живет по другим законам — законам, которые М. М. Бахтин точно назвал диалогом. Управление и самоуправление — это общее свойство биологических, социальных и технических систем, что и делает кибернетику трансдисциплинарной наукой, тогда как диалог есть специфическая форма связи, порожденная культурой и ее «механизмами» реализуемая. Диалог — это не технический «обмен монологами», с которым мы в политической жизни, да и в быту, так часто имеем дело, и который был когда-то метко назван «диалогом глухих»; диалог предполагает умение слышать партнера, реагировать на его слова и вести себя в соответствии с получаемой информацией (поведение актеров на сцене является прекрасной тому моделью). Независимо от того, в какой мере цель диалога достигается в каждом конкретном случае, состоит эта цель в обретении духовной общности субъектов без подчинения одного другому, т. е. в единстве разнообразия, как называли это древние греки, что объясняется социокультурной потребностью в диалоге как способе свободного — а не порождаемого управлением, т. е. подчинением другого, превращаемого тем самым из субъекта в объект чужой воли, — объединения.

Различие указанных четырех форм бытия получает подтверждения в более убедительной, чем прежде, классификации наук и в организации музейного дела. При кажущемся хаотическом множестве разнообразных музеев внимательный анализ вскрывает глубинную закономерность музейного моделирования всех сфер бытия — природы, культуры, общества, человека: это хорошо показала С. В. Пшеничная в монографии, посвященной информационному подходу к анализу музея в современной культуре (см. [36]).

Интересна здесь и демонстрация спектрального строения музейной сферы культуры; между выделенными типами музеев находятся переходные зоны, в которых помещаются музеи, представляющие двусторонние объекты — природно-культурные, культурно-антропологические, антрополого-социальные, социально-природные. Понятно, что такая структура образовалась стихийно, и тем более показательна иллюстрация ею полноты музеефикации бытия.

О том же говорит и анализ структуры научного знания; исходным для классификации наук является, конечно, различие их предметов — основных форм бытия: природы, культуры, общества и человека. При этом данный уровень различия наук расположен между двумя другими: «внизу» — уровень познания общих свойств бытия, структурноколичественных и содержательно-качественных (таковы математика и философия), «наверху» — уровни познания отдельных форм каждой из четырех модификаций бытия (так называемые «конкретные науки»), и еще «выше» — отрасли научного знания, обращающиеся к изучению единичных явлений (скажем, теория электричества, археология Крыма, история России, пушкиноведение).

Процесс расчленения антропосоциокультурной формы бытия.

История научной деятельности свидетельствует, что все эти пять позиций были ею реализованы несмотря на неизменно упорное сопротивление. В результате исторически сформировалась система наук, удовлетворившая потребность человечества в полноте познания бытия, всех его модификаций и всех уровней существования каждой; схематическое изображение этой системы делает ее достаточно наглядной:

Процесс расчленения антропосоциокультурной формы бытия.

Как видим, корпус познавательных деятельностей является не хаотическим сосуществованием разных отраслей знания, но исторически самоорганизовавшейся и продолжающей совершенствоваться системой наук, структура которой обусловлена четырехчленным строением бытия.

Еще одно, чрезвычайно практически важное, следствие обосновываемой здесь структуры бытия — принципиальное различие между дрессировкой природного существа и воспитанием человека. Последнее эффективно тогда, когда строится на понимании (чаще всего интуитивном, особенно если иметь в виду не только профессиональную деятельность учителей, но и «самодеятельную педагогику» родителей) существенных различий способов воздействия на три грани бытия ребенка: воздействие на врожденно-природную, био физиологическую грань осуществляется усилиями медицины, физической культуры, спорта и труда; инкультурация, т. е. приобщение ребенка к культуре, начинается с обучения речи и продолжается средствами образования и нравственно-эстетического, а иногда и религиозного, воспитания; социализация включает растущего человека в систему существующих общественных отношений. Таково еще одно подтверждение того, что выявление в строении культуры ее четырех модификаций — природы, человека, культуры, общества — отвечает критерию необходимости и достаточности для понимания бытия в полноте и системной самоорганизованности его проявлений.

Учтем к тому же, что, как и человек, общество и культура — не только продолжение, но и антитеза биологического способа самоорганизации жизни, и что они исторически наращивали свое высвобождение из первоначальной зависимости (и в филогенезе, и в онтогенезе) от природных сил. Если для обыденного сознания, не говоря уже о сознании художественном, метафорическое перенесение понятий, обозначающих явления культуры, на животный мир (скажем, «пение птиц», «рабочие пчелы», «брачные периоды» у определенных видов животных и т. п.) естественно, то превращение подобных метафор в научные понятия решительно неправомерно, ибо оно означает стирание грани между человеком и животным; вот один лишь пример: поскольку «человек возник не сразу и не на пустом месте, то априорно можно считать субъектными все животные формы… Субъектные формы эволюционно можно приближенно разделить на дочеловеческий, человеческий и т. н. „искусственный“… типы» [37]. В методологической главе приводились аналогичные суждения других, более авторитетных, философов, совершающих аналогичную, некорректную с онтологической точки зрения, акцию — перенесение понятий, характеризующих особенности человеческого бытия, на бытие природы, и даже не только живой… С тем же основанием, с каким философы распространяют на природу такие человеческие качества, как «субъектность», «духовность», «альтруизм»,.

«социальность», они могли бы называть «человеком» муравья, пчелу или обезьяну… А подобная антропоморфизация природы, по сути дела возрождающая мифологически-пантеистический взгляд на мир, оказывается равнозначной позитивистскому перенесению природных качеств на человеческое бытие, на бытие культуры и общества, которое следовало из утверждений некоторых советских философов — процитирую «Философский энциклопедический словарь» издания 1983 г.: «все явления в мире представляют собой различные виды и проявления движущейся материи» [38] и даже идеальное (!) есть «свойство и функция материи» [39] (или, по убеждению верного ленинца М. А. Лифшица, свойство природы…).

Следовательно, монизму в любой содержательной трактовке субстанции — будь то материя или «мистическая духовность», «Абсолютный Дух», «Мировой Разум», «трансцедентностъ» — может быть противопоставлена именно онтологическая дедукция системы субтанций, отражающая системное строение бытия, а не абстрактно понимаемый «плюрализм». Приходится признать особый субстрат таких модификаций бытия, которые не проистекают друг из друга, но даже при взаимном влиянии имеют в своих основаниях самостоятельные оптические формы и, соответственно, возникают из своего небытия — так, например, как духовность человека порождается не материальной структурой мозга, ответственной за психику и человека, и животного, а превращением, и в филогенезе, и в онтогенезе, физиологической активности мозга в культурную.

Вполне здравым — и по тем временам достаточно смелым — было рассуждение Г. С. Батищева (не случайно его работы вызывали резкую критику идеологического начальства!): «Субстанция, взятая как „чисто“ природная, без культуры, еще не завершена внутри себя. Она не есть нечто ставшее и законченное. Она продолжает свое — все более динамичное — становление в культуре в той мере, в какой человек одновременно и принимает на себя субстанциальность природы как ее осваиватель-наследник, и достраивает ее в своем творчестве» [40]. Все же неясным остается принцип расширения субстанциальной структуры бытия: почему оно происходит за счет именно и только культуры, а не человека, не общества, или не того, и другого, и третьего? Поиски такого обоснования конкретной полисубстанциализации бытия и составляют мою теоретическую заботу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой