Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие предпринимательской деятельности в социальной сфере: на примере городских туристских комплексов малых городов Северо-Запада России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно на этапе разработки закладывается тенденция успеха и эффективного использования имеющихся ресурсов, тогда как, непродуманный проект может привести к полному провалу реформирования местной социальной структуры, что прямо отражается на благосостоянии’местного населения. б. Обобщены рекомендации автора по развитию стратегического планирования предпринимательской деятельности в социальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития сферы туризма в малых городах
    • 1. 1. Понятие социально-культурного (музейно-экскурсионного) туризма
    • 1. 2. Отечественный и зарубежный опыт развития туристического сервиса
    • 1. 3. Перспективы развития социальной сферы малых городов
  • Вывод по главе
  • Глава 2. Методика формирования и реализации стратегии развития предприятий
    • 2. 1. Стратегическое планирование развития социальной сферы малых городов
      • 2. 1. 1. Цели стратегического развития
      • 2. 1. 2. Методы развития территории городского туристского комплекса
      • 2. 1. 3. Роль маркетинга в практике стратегического планирования
    • 2. 2. Управление предпринимательской деятельностью в социальной сфере
    • 2. 3. Стратегическое планирование инвестиций в индустрии туризма
    • 2. 4. Инновационное стратегическое управление: государственное регулирование инновационной деятельности в туристической индустрии
    • 2. 5. Стратегическое планирование предприятия туризма
    • 2. 6. Стратегическое планирование развития социально-культурной сферы города — исторического центра
    • 2. 7. Основные рекомендации по отбору и развитию инициативных решений методики стратегического планирования развития туристической сферы малых городов
      • 2. 7. 1. Отбор и развитие новых инициативных решений
      • 2. 7. 2. Методы проведения SWOT-анализа для разработки стратегии экономического развития малых российских городов
      • 2. 7. 3. SWOT-анализ ситуации в г. Шлиссельбурге
      • 2. 7. 4. SWOT-анализ общей экономической ситуации в г. Пушкин — Царское
  • Вывод по главе
  • Глава 3. Прикладные аспекты стратегического управления развитием предпринимательской деятельности социально-культурной сферы малых городов
    • 3. 1. Оценка эффективности стратегического планирования развития социально-культурной сферы малых городов
      • 3. 1. 1. Формирование инвестиционного климата на примере музея-крепости Орешек г. Шлиссельбурга
      • 3. 1. 2. Инвестиционный потенциал г. Шлиссельбурга
      • 3. 1. 3. Стратегия развития социально-культурной сферы г. Пушкин — Царское Село
      • 3. 1. 4. SWOT-анализ сильных и слабых сторон стратегического управления развитием городских туристских комплексов г. Шлиссельбурга и г. Пушкин — Царское Село
    • 3. 2. Основные рекомендации и положения методики стратегического планирования развития туризма на примере малого города туристского центра
  • Вывод по главе

Развитие предпринимательской деятельности в социальной сфере: на примере городских туристских комплексов малых городов Северо-Запада России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало нового тысячелетия ознаменовалось подъемом мирового туристского движения: по данным Всемирной туристской организации (UNWTO) в 2007 г. число путешествующих мире достигло 812 млн. человек, поступления от туризма составили более 680 млрд. дол. США. В России наблюдаются те же тенденции роста, хотя большая часть гостей, как и ранее, прибывает из ближнего зарубежья и стран СНГ.

В последние годы государственные органы законодательной и исполнительной власти России начинают уделять должное внимание туризму. Принят Закон РФ «Об основах туристской деятельности», постановления Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» и «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», Федеральная программа развития туризма и ряд межрегиональных программ.

Туризм является мощным катализатором экономики, отраслью, с высокой скоростью оборота капитала, окупаемостью и рентабельностью инвестицийоказывает большое влияние на развитие социально-экономической инфраструктуры государств. Благодаря развитию туризма появляются десятки тысяч рабочих мест, укрепляются позиции малого и среднего бизнеса, развиваются сети связи, транспортные и телекоммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения. Кроме того, туризм выступает фактором, который стимулирует охрану, реставрацию и рациональное использование природных ресурсов и культурно-исторических ценностей.

Разумеется, качественное преобразование отечественного туризма и его превращение в важную отрасль экономики, которая может конкурировать с западными транснациональными корпорациями, невозможны без коренного преобразования систем маркетинга и менеджмента, рекламно-информационного обеспечения на основе соответствующих распределенных банков и баз данных, сетевых информационных технологий и современных телекоммуникационных средств, разработок инновационных стратегий развития.

В настоящее время рост городского населения и процессы глобализации определяются масштабом страны, а значительные расстояния между туристскими объектами считаются стратегическим превосходством, заставляя организации социально-культурной сферы и туризма объединяться в городские туристические комплексы, что ставит новые задачи в руководстве и координации функционирования вышеназванных комплексов.

На сегодняшний день проблема оценки эффективности в сфере туризма городских туристских комплексов в целом сложна и далека от окончательного решения, так как многообразные эффекты рекреации весьма трудно, а порой и невозможно выразить количественно.

Уникальность ресурсов территорий и других факторов, влияющих на деятельность городских туристских комплексов, в сочетании с различными подходами к процессу формирования стратегии развития предпринимательской деятельности в социальной сфере экономики, ставит вопрос о выборе эффективной модели стратегии развития городских туристских комплексов и применения комплекса стратегий. Поэтому научно-экономическое обоснование стратегии управления городским туристическим комплексом в социальной сфере является решением одной из важных задач развития туризма в России, что и определяет актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Исследование проблем экономики и стратегического управления городской инфраструктурой нашло отражение в работах отечественных и зарубежных авторов: Ахунов В. М., Байков Е. А., Благих И. А., Боголюбов В. М., Власова Т. И., Волков Ю. Ф., Гордин В. Э., Горенбургов М. А., Закорин Н. Д., Крутик А. Б., Карпова Г. А., Ковалев С. Н., Кузнецов Ю. В., Медведев А. Л., Михайленко В. А., Мордашов С. В., Никифоров В. И., Стуликов М. Н., Хайкин М. М., Чибинев A.M., Мескон М. Х., Бланк И., Котлер Ф., Хедуори Ф., Хоскинг А. и др.

Однако в экономической литературе не достаточно рассмотрены вопросы формирования стратегии развития городских туристских комплексов, которые позволили бы в сложившихся условиях использовать альтернативные подходы для повышения эффективности предпринимательской деятельности организаций туристкой сферы.

Актуальность проблемы, недостаточная разработка, теоретическая и практическая значимость определяют выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений формирования стратегии развития городских туристских комплексов, позволяющих улучшить городскую социальную сферу, повысить благосостояние населения, определить направления предпринимательской деятельности на длительную перспективу.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

— уточнить понятийный аппарат аспектов стратегического планирования городского туристского комплекса;

— разработать классификацию городских туристских комплексов по виду деятельности;

— разработать концепцию развития городских туристских комплексов;

— разработать блок-схему стратегического управления развитием предпринимательской деятельности социально-культурной сферы городского туристского комплекса;

— разработать рекомендации для развития городского туристского комплекса на основе SWOT-анализа.

Объектом исследования являются предприятия, составляющие городской туристский комплекс, действующие в социально-культурной сфере экономики малых городов, и которые в дальнейшем молено будет объединить в городской туристский комплекс.

Предметом исследования являются научные и методические аспекты формирования предпринимательской стратегии развития организаций, образующих городской туристский комплекс.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области проблем стратегического планирования, инновационного менеджмента, организации предпринимательской деятельности в туI ристической индустрии.

Методологической основой исследования являются: системный подход, методы экономического, логического и сравнительного анализа, экспертных оценок, методы оценки экономической эффективности, федеральные законы и законодательные акты РФ.

Обоснованность и достоверность результатов проведенного автором исследования, выводов и рекомендаций достигается использованием проверенных практикой положений и методов экономического и логического анализа, экономического моделирования, а также произведенными расчетами на основе объективных данных.

Научная новизна работы заключается в том, что автором проведено комплексное исследование проблем, связанных с разработкой теоретических и методических основ управления предпринимательской деятельностью организаций туристской сферы для создания эффективной системы управления стратегическим развитием городского туристского комплекса малого города, используя которую, органы местного самоуправления могли развивать городскую инфраструктуру с учетом развития процессов глобализации, инновационных разработок и опыта городов-мегаполисов.

В результате выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

1. Уточнен понятийный аппарат аспектов стратегического планирования городского туристского комплекса, концептуально отличающийся от структуры управления организациями городской инфраструктуры, направленный на развитие городских туристских комплексов.

2. Разработана классификация городских туристских комплексов с учетом видов деятельности и особенностей инфраструктуры для эффективного позиционирования и определения основного направления развития социально-культурной сферы малых городов.

3. Разработана концепция развития городских туристских комплексов, которая позволяет сформулировать основные стратегические направления функционирования городского туристского комплекса, направленные на развитие социально-культурной сферы малых городов.

4. Разработана блок-схема стратегического управления развитием предпринимательской деятельности социально-культурной сферы городского туристского комплекса и сформирована стратегия поэтапного развития организаций туристского комплекса. За основу предложена многоаспектная стратегия с приоритетом инноваций, направленная на развитие предпринимательской деятельности организаций туристского комплекса.

5. Разработана методика оценки эффективности выбранной стратегии развития туристского комплекса на основе SWOT-анализа основных сфер предпринимательской деятельности, которая позволяет сделать анализ состояния городских туристских комплексов и рассмотреть возможное повышение эффективности предпринимательской деятельности.

6. Предложены рекомендации по развитию предпринимательской деятельности организаций городского туристского комплекса.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации развивают основы формирования процессов управления в предпринимательских системах социальной сферы экономики, повышая конкурентоспособность организаций. Основным вкладом в теорию является новая блок-схема для определения эффективности стратегий развития городского туристского комплекса, которая позволяет оптимизировать экономические показатели деятельности организаций за счет качественного изменения административного управления и менеджмента.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при оценке эффек8 тивности новых проектов или действующих городских туристских комплексов, а также для разработки стратегических программ развития туризма в малых городах.

Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования объектов показывают, что отрасль НИОКР находиться на самом низком уровне развития, недостаточно уделяется внимания административному управлению и финансированию социально-культурных проектов. Лучше обстоят дела в области производства и маркетинга, но и эти отрасли не используют свой потенциал, постепенно теряя свои мощности.

3.2 Основные рекомендации и положения методики стратегического планирования развития туризма на примере малого города — туристского центра.

Рассматривая роль городского туристского комплекса в системе местной социальной сферы, необходимо отметить, что они определяются значимостью сферы услуг туризма в общей структуре экономики города, его вкладом в социально-экономическое развитие.

Являясь составляющей городского социально-экономического потенциала, местные предприятия и организации туристского комплекса города оказывают существенное влияние на состав функций, которые будет выполнять город в перспективе, основные приоритеты и целевые ориентиры развития его социальной и экономической сферы, градостроительства и управления. В тоже время в зависимости от стратегического выбора города формулируется политика развития его туристического комплекса.

Существующая взаимосвязь между сферой услуг туризма и городом в целом, обуславливает необходимость отражения проблем, существующих в туристской сфере города на всех этапах планирования социально-экономического развития. Это дает основание для постановки вопроса о целесообразности формирования самостоятельного документа стратегического характера — стратегического плана развития туристского комплекса города, который должен входить на правах раздела в генеральный стратегический план комплексного социально-экономического развития города.

Но прежде чем приступать к разработке стратегии развития города необходимо получить достоверную информацию по организации проекта. По мнению автора, для этой цели следует создать Координационный центр развития городских туристских комплексов малых городов.

Координационный центр развития туристских комплексов малых городов, целью которого бы являлось курирование развития туристических проектов, рекомендуется создать при правительстве Российской Федерации в администрации президента России или «Ассоциации малых и средних городов России» как разработчика различных программ по развитию туризма малых городов для их поддержки и мониторинга, сбора статистических данных, логистики и налаживания дополнительных связей между комплексами характерного типа.

В частности, реализации программ и проектов, направленных на развитие малых и средних городов, содействует «Ассоциация малых и средних городов России», обеспечивая членов ассоциации своевременной и актуальной информацией на социальные, экономические и политические темы, а также собирая, анализируя и распространяя образцы лучшей муниципальной практики.

По инициативе малых городов Углича и Суздаля в России в 2007 г. создана некоммерческая организация — Ассоциация малых туристских городов, в рамках которой планируется разработка новых туристических маршрутов и продвижение турпродукта малых городов на отечественном и мировом рынках. В Ассоциацию вошли 20 городов, в том числе Суздаль, Елабуга, Мышкин, Углич, Дмитров, Валдай, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Тобольск, Ханты-Мансийск. В дальнейшем стать членом Ассоциации может каждый российский город, отвечающий критериям развития туристской инфраструктуры. Основные критерии отбора муниципальных образований в Ассоциацию ее члены намерены выработать в ближайшее время.

Целью создания Ассоциации является выработка и реализация единой политики в области развития туризма и предпринимательства в социально-культурной сфере, объединение усилий малых городов для эффективного продвижения бренда на российском и зарубежном туристическом рынке. Ассоциация будет осуществлять разработку стратегии совместного продвижения объединенного маршрута. Также задачей является разработка и внедрение единых стандартов качества состояния и функционирования городской и туристической инфраструктуры городов-участников.

Наличие координационного центра развития городских туристских комплексов дало бы более эффективное использование преимуществ каждого нового участника в организации туристической сферы, когда бы рассматривались не только внутренние ресурсы и микроэкономические факторы конкретной территории и организаций, но и проводилась оценка перспектив на макроэкономическом уровне. Возможно создание проекта «Ярмарки малых городов», где происходило бы ознакомление с проектами потенциальных инвесторов, туристов, жителей. Также потенциальных инвесторов, производителей и других участников рынка мог бы заинтересовать проект «Агентство городских территорий», которое могло бы предоставить наиболее выгодный выбор территорий для размещения проектов инвесторов.

В структуру Координационного центра развития городских туристских комплексов малых городов предлагается включить отдел маркетинга, отдел менеджмента, научно-исследовательский центр по организации туризма, отдел сбора статистических данных, отдел планирования и логистики, отдел разработки программ по развитию культурных учреждений, событий и достопримечательностей малых городов (см. Приложения: Рисунок 12.1).

Практика реализации стратегических планов разного уровня показывает существование определенного разрыва между разработкой плана и его реализацией, что во многом обусловлено большим временным периодом между началом реализации и конечным результатом. Поэтому большое внимание должно уделяться: интеграции направлений деятельности высших органов управления государства, города и региона, предприятий сферы туризма, общественностью, в рамках которых предполагается реализация стратегий.

Для этого, помимо формирования структур заказчика и разработчика стратегии, в системе управления комплексным развитием туризма в городе (туристском центре), в его центральном звене, целесообразно создание Городского Стратегического Координационного Центра по туризму для обеспечения разностороннего подхода по вопросам встраивания и координации стратегических проектов и программ развития туристической сферы в комплексное долгосрочное развитие города. Такая организационная структура должна функционировать на постоянной основе с целью выработки коллективного мнения специалистов в разных областях на базе их общей эрудиции по вопросам стратегического управления туристской сферой (обсуждение технико-экономических обоснований, принятие долгосрочных проектов, предложений по стратегической реорганизации структуры управления сферой туризма в целом и ее единиц в отдельности, функциональных стратегий, новых областей деятельности), исходя из чего принимаются решения исполнительными органами управления.

Городской стратегический координационный центр по туризму, в качестве филиала Координационного центра развития туристских комплексов малых городов, создается в структуре местного самоуправления, в качестве совещательного органа при главе исполнительной власти, независимо от сроков переизбрания, на базе долгосрочного планирования, с целью разработки стратегических решений Центра в области стратегического управления сферой туризма и ее стратегическими городскими центрами. В рамках сформулированной цели Городской стратегический координационный центр по туризму (ГСКЦ) должен решать следующие задачи:

— анализ и рассмотрение состояния дел в отраслях экономики, связанных с туризмом;

— осуществление координации и интеграции между структурами исполнительных органов управления отраслями, входящими в туристский комплекс города, а также иными службами исполнительных и законодательных органов местного управления и координационным центром, создаваемым для решения задач стратегического планирования;

— рассмотрение результатов работы служб, рабочих групп по вопросам стратегического управления, на их основе подготовка стратегических решений и вынос их на утверждение;

— разработка проектов нормативных актов в сфере туризма;

— внесение предложений по вопросам льготного налогообложения;

— оценка всех инвестиционных и коммерческих проектов, полностью соответствующих политике в области туризма и требующих финансирования за счет централизованных бюджетных средств или получения кредитов и др.

ГСКЦ, в состав которого включаются руководители всех задействованных подразделений для выработки стратегий, ученые и специалисты в функциональных областях: экономисты, финансисты, юристы, социологи, экологи, системные программисты, должен подчинятся непосредственно главе региональной администрации.

ГСКЦ должен иметь право требовать от соответствующих исполнительных органов пересмотра решений, настаивать на положительном решении вопроса.

Одним из наиболее важных направлений при разработке и реализации проектов и программ стратегического планирования является обеспечение организационно-экономического механизма взаимодействия туристской администрации, частных предпринимателей и общественного секторов с целью координации их деятельности. Для этого должны быть отработаны проекты соглашений, система условий договоров между участниками плана и государством с указанием возможностей предоставления льгот и дотаций из бюджетов, резервирования ресурсов, страхования, перераспределение прав и обязанностей, обеспечивающих согласование интересов участников плана, система экономических стимулов к выполнению, ответственность за невыполнение своих обязательств перед другими участниками.

В основу формирования системы взаимоотношений между органами местной власти, частными предпринимателями и общественными структурами, расположенными на городской территории, в процессе формирования и реализации плана должны быть использованы права, предоставляемые местным органам власти и управления национальным и местным законодательством, прежде всего Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вывод по главе 3.

Развитие городской инфраструктуры необходимо планировать на комплексной основе, принимая во внимание все аспекты законодательства и состояние, в котором находятся такие сектора как транспорт, занятость, здравоохранение, сельское хозяйство, городской туристский комплекс, связь и т. д.

Для результативного и максимально выгодного развития туристского потенциала городов и поселений требуется повышение статуса туристских администраций и разработка льгот, чтобы вести эффективную научно-исследовательскую деятельность.

Для эффективного функционирования организаций, объединенных в городской туристский комплекс можно дать следующие рекомендации:

1. В первую очередь, так как система административного управления действует недостаточно эффективно, необходимо для повышения конкурентоспособности туристского комплекса сформировать рациональную систему управления городским туристским комплексом. Автор рекомендует дополнить функции Комитета по туризму, входящему в состав правительства каждого федерального субъекта, отделом по разработке программ развития культурных учреждений, событий и туристских достопримечательностей в качестве координационного центра развития программ городских туристских комплексов малых городов, наличие которого дало бы более эффективное использование преимуществ каждого нового участника в организации туристической сферы, когда бы рассматривались не только внутренние ресурсы и микроэкономические факторы конкретной территории и организаций, но и проводилась оценка эффективности в долгосрочной перспективе с разработкой стратегий и специальных программ.

2. Требуется провести оценку туристских ресурсов и разработать, с' учетом возможного роста финансирования из различных источников, SWOT-анализ и программу стратегического планирования развития туристского комплекса города.

3. Для развития туристского комплекса необходимо разработать программу внедрения инновационных технологий: интернет-ресурсов, инженерных разработок и архитектурных проектов для реконструкции имеющихся объектов, а также для разработки и создания новых проектов.

4. Целесообразно разработать и задействовать мощности частного и государственного производства для решения задач развития городского туристского комплекса, вследствие чего повысится конкурентоспособность производственного сектора, организуются новые рабочие места.

5. Также в административной структуре управления необходимо предусмотреть создание отдела для разработки маркетинговой программы городского туристского комплекса и разработки конкурентоспособного бренда.

Для разработки и внедрения соответствующих программ развития городских туристских комплексов в социальной сфере, администрации города, наряду с государственной финансовой поддержкой, высокопрофессиональными кадрами и энергичными лидерами, необходим общественный резонанс. Эффективное привлечение органов СМИ (телевидения, газет, радио, интернет-ресурсов), а также учреждений социальной сферы (культурных центров, музеев и музейных комплексов, туроператоров, организаций сервиса услуг) и местного населения, позволит грамотно использовать имеющиеся ресурсы, оказывать содействие администрации городов в привлечении к активному сотрудничеству частных предпринимателей и инвесторов, что в свою очередь повышает социальную ответственность общества, так как рационально выстроенные социальные инвестиции улучшают условия развития самого бизнеса и служат основой для социального партнерства, участвуя в выработке стратегии и планирования социально-значимых для общества проектов и программ.

Города все больше аккумулируют население земного шара. Половина населения мира сейчас живет в городах или поселках городского типа, а другая попадает в увеличивающуюся экономическую зависимость от крупных и малых городов. По расчетам в последующие 30 лет население городов мира превысит 5 млрд. жителей. Города играют ведущую роль в привлечении инвестиций и обладают самыми перспективными возможностями обеспечения социального и экономического прогресса, внедрения проектов по улучшению условий окружающей среды на местном, национальном и глобальных уровнях. Поэтому в увеличивающейся роли городов так важно развивать стратегическое планирование. А так как стратегическое рыночное планирование — это долгосрочный процесс, то необходимо выделять именно те основные тенденции и события, которые могут оказывать наиболее сильное воздействие на развитие социальной структуры города.

Стратегическое планирование на уровне городов и их городских туристских комплексов еще только набирает силы и проходит первые этапы своего становления, хотя уже сейчас невозможно недооценить весь огромный потенциал, скрытый в этом направлении.

В результате проведенного исследования автором решена научная задача по разработке аспектов формирования стратегии развития предприятий социальной сферы.

1. Уточнен понятийный аппарат аспектов стратегического планирования городского туристского комплекса, концептуально отличающийся от структуры управления организациями городской инфраструктуры, направленный на развитие городских туристских комплексов и социально-культурной сферы малых городов.

2. Автором разработана классификация городских туристских комплексов с учетом видов деятельности и состояния городской структуры для эффективного позиционирования и определения основного направления развития социально-культурной сферы малых городов.

3. Автором предложена концепция развития городских туристских комплексов, которая позволяет сформулировать основные стратегические направления функционирования городского туристского комплекса.

Концепция развития города и его туристского комплекса должна иметь твердую позицию по вопросам уникальных сочетаний факторов привлекательности, на которых должен сконцентрироваться город, и определение долгосрочных и краткосрочных целей развития организаций социально-культурной сферы.

4. Разработана и представлена блок-схема управления развитием предпринимательской деятельности социально-культурной сферы городского туристского комплекса и сформирована стратегия поэтапного развития организаций туристского комплекса. Все известные стратегии развития территорий должны рассматриваться и эффективно развиваться любым городом с учетом определенных акцентов и сложившихся исторических приоритетов. В этих случаях важно вовремя усилить их, поместив в наиболее выгодный контекст для эффективного позиционирования города и его социальной инфраструктуры.

5. Предложена авторская модель оценки эффективности стратегического планирования развития социально-культурной сферы малых городов, которая позволяет сделать анализ состояния инфраструктуры городских туристских комплексов и определить возможный уровень повышения эффективности стратегического управления предпринимательской деятельностью.

Сильное влияние на социальную структуру городов сможет оказать результат реальной оценки возможности самофинансирования местных проектов, выбор между финансированием социально-культурной сферы или различных проектов, которые в свою очередь, могут оказать косвенное влияние на развитие социальной сферы, экологическое регулирование, использование преимуществ в использовании инноваций и информационных технологий.

В такой сложной ситуации понятие сильной стороны в процессе планирования нужно воспринимать с осторожностью, так как город может иметь сильную сторону, но сама сильная сторона не обязательно будет конкурентным преимуществом на выбранном целевом рынке. Местная администрация должна тщательно изучить, какие сильные и слабые стороны больше всего воздействуют на взаимодействие целевых рынков, осознавая всю полноту ложащейся на неё ответственности за развитие городского туристского комплекса и организаций социально-культурной сферы.

Именно на этапе разработки закладывается тенденция успеха и эффективного использования имеющихся ресурсов, тогда как, непродуманный проект может привести к полному провалу реформирования местной социальной структуры, что прямо отражается на благосостоянии’местного населения. б. Обобщены рекомендации автора по развитию стратегического планирования предпринимательской деятельности в социальной сфере малых городов, целью которых является предложение разработки стратегий развития организаций городских туристских комплексов на инновационной основе управления для достижения равновесия социальной структуры общества. Как показывает практика, целесообразно придерживаться определенной последовательности в реализации комплекса стратегий развития малого города с учетом реального потенциала притягательности, финансовых возможностей и проблемных факторов, избегая линейного подхода в отношении реализации стратегии. Территории с бедными финансовыми ресурсами проще начинать с низкозатратных технологий: формирования позитивного имиджа, постепенно привлекая целевые группы потребителей туристских ресурсов, которые бы помогли сформировать более развитую инфраструктуру и привлечь достаточно инвестиций для дальнейшей реализации долгосрочных программ развития территории, делая ставки, в первую очередь на местных жителей и предпринимательские круги.

В муниципальных образованиях, чей бюджет позволяет финансирование, целесообразно ввести маркетинговую службу в состав аппарата местной администрации, которая сможет эффективнее регулировать рыночные отношения, решать проблемы насыщения внутреннего рынка, социальной защиты населения и привлечения инвестиций в структуру городского туристского комплекса.

Руководствуясь постановкой задачи, состоянием рынка большинства Российских городов, зарубежным опытом конструирования хозяйственных систем, а также принимая во внимание неудовлетворительное состояние местного бюджета хозяйствующих субъектов, наиболее рациональна организация центра муниципального маркетинга со смешанным финансированием из средств городского бюджета и взносов инвесторов и предпринимателей со следующими подразделениями: отдел стратегического планирования, база данных, рекламно-издательский отдел и служба мониторинга общественного мнения, служба маркетинга, служба юридической поддержки проекта.

В любом случае, стратегия развития городского туристского комплекса может быть реализована только тогда, когда она подкреплена конкретными стратегическими планами и осуществляется с помощью соответствующего разработанного механизма стратегического управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1994, Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Б. И., 1998.
  2. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.
  3. М.В. Введение в туризм. СПб.: Издательский торговый дом «Гер-да», 2000.
  4. М.В., Никифоров В. И. Индустрия туризма: Перевозки (2-е изд.) -СПб.: Изд-й дом Герда Издательство «Невский фонд», 2003 — 400 с.
  5. И.А. Финансовый менеджмент.: Учебный курс. К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. -528 с.
  6. М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: Прогресс. -1996. — 370 с.
  7. В.Д. Инвестиционные проблемы реформируемой экономики России. М.: Республика. — 1994. — 117 с.
  8. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект-Пресс, 1995, 382 с.
  9. Г. А., Гайдаенко Т. А. Маркетинг: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 238 с.
  10. Ведомости. Ежедневная деловая газета. Санкт-Петербургский выпуск № 48 (1822), вторник, 22 марта 2007
  11. П.Власова Т. И., Крутик А. Б., Михайленко В. А. Предпринимательская деятельность в сфере услуг. Учебное пособие для вузов. — СПб.: Изд-во Астерион, 2005−388 с.
  12. Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес/ Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д: Феникс, 2003 — 352 с.
  13. Все о музеях мира. СПб: «СЗКЭО „Кристалл“», 2007, — 176 е., илл.
  14. Гаагская декларация по туризму. Материалы межпарламентской конференции по туризму. Гаага, 1989.
  15. М.А., Карнаева Е. Е. «Стратегическое планирование инвестиций в индустрии туризма» Современные проблемы экономики и управления в сфере туризма: сб. науч. тр. Вып. 1/ Редкол.: B.C. Боголюбов (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
  16. Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. Изд. СПбУЭФ, 1996.
  17. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Издательская группа ИФРА-М — НОРМА, 1997. — 560 с.
  18. И.Э. Петербургская архитектура XVIII и XIX веках. Популярное издание. Санкт-Петербург, Лениздат, 1994 г. -383 е.: ил.
  19. А.Г. Региональное развитие и региональная политика в России // Материалы конференции «Региональное развитие в России и опыт стран Западной и Восточной Европы» М., 1994.
  20. JI. И., Фабнштейн JL А., Великанова Г. Я. Памятные места Ленинградской области. Л., «Лениздат», 1973 г., 424 е., 10 л. ил.
  21. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  22. К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата. Законы об инвестиционной деятельности в Российской Федерации. М.: Б.И., 1998.
  23. Деловой Петербург. Вторник, 17 июля 2007, № 125 (2447).
  24. А. Замки и крепости Санкт-Петербурга и окрестностей. СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2006. — 368 е., ил. — (Петербургская коллекция).
  25. А. Маркетинг в туризме. Мн.: Новое знание, 2001.
  26. Европейская Хартия Местного Самоуправления от 15 октября 1985 года
  27. B.C. Стратегия бизнеса. -М.: Финпресс, 1998.
  28. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей: Учебное пособие. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 137 с.
  29. .С. Территориальное стратегическое планирование на принципах широкого общественного участия. СПб., 2000 г.
  30. А.А., Закорин Н. Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. — СПб., 2005 — 224с.
  31. М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. — 192 с. 35.3аварихин С. П. Явление Санктъ-Питеръ-Бурха. Архитектурные портреты. -Санкт-Петербург: Стройиздат СПб, 1996. 214 е.: ил.
  32. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 года № 1488−1
  33. . А.Б. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2004.
  34. И. и др. Туризм как вид деятельности. Финансы и статистика, 2001.
  35. Г. П., Шустров М. А. Экономика культуры. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 184 с.
  36. Имаи Масааки. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний/ Масааки Имаи- Пер. с англ. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 — 274 с. (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций.»).
  37. Инвестиционная политика России (современное состояние, зарубежный опыт, перспективы) // Общество и экономика. 1995. — N 4.
  38. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996 1997 годы // Экс-перт.-1997.- N 47.-е. 18−39.
  39. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы. Второй аналитический доклад независимых экспертов. М.: Наука. — 1995. — 70 с.
  40. Инновационный менеджмент: учебное пособие/М.: КНОРУС, 2005 544 с.
  41. С., Квашина И. Иностранные капиталовложения в России: состояние и перспективы //Вопросы экономики. 1996. — N12. — с.112−120.
  42. В. С., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства/ Учебное пособие. СПб., СПбГИЭА, 1996.
  43. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
  44. Китай. Ежемесячный журнал. № 6 (20)/Июнь 2007. -80 с.
  45. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998.
  46. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций М.: Финансы и статистика, 1997.
  47. С.Н. Гостиничный бизнес. Управление гостиницами: Учебное посо-бие.-СПб.: СП6ГУЭФ.2004.
  48. В. и др. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.
  49. Колесников. А.А., 0 Колесникова Т. Г., Олейник А. В. Управление качеством инновационных проектов. Методические рекомендации. Министерство образования Российской Федерации, 2003. (Серия «Инновационная деятельность». Вып. 23).
  50. .А. Инвестиционные проекты: Учебник.-СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
  51. Конституция Российской Федерации. М.: «Норма», 2005.
  52. Консьержъ. Еженедельная аналитическая газета о жилищном фонде.- № 9 (124) 6 марта 2006 года, www.konserj.ru
  53. Т. Стратегия и структура японских предприятий / Пер. с англ. Общ. Ред. и вступ. сл. О. С. Вихонского. М.: Прогресс, 1987. 384 с.
  54. Ф., Боуэн Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Ноздревой Р. Б. М.: ЮНИТИ, 1998. 787 с.
  55. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. Ред. И вступ. Ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1993. — 736 с.
  56. Ф., Кристер Асплунд, Ирвинг Рейн, Дональд Хайдер. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005: серия. 376 стр., ил.
  57. Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд./ Ф. Котлер. СПб.: Питер, 2005. — 800 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  58. Ленинград екая область: экономика и инвестиции № 42/2007. Журнал правительства Ленинградской области и Ленинградской торгово-промышленной палаты. СПб.: ООО «Издательский дом Мир» — 64 е.: ил.
  59. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие. М.: Издательство БЕК, 1996.
  60. И.И., Шапиро В. Д. Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. Учебное пособие для вузов. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2001.
  61. И.И., Романовский М. В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995, — 113 с.
  62. М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002.
  63. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. — М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское Соглашение, 2004. 288 с. (Серия „Высшее образование“).
  64. В.Г. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2002.
  65. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник—М.: Финансы и статистика, 2002.
  66. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 1992. 702 с. 79."Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» от 21 июня 1999 № ВК 477
  67. В.А. Развитие гостиничного хозяйства в рамках инфраструктуры туризма: автореф. дис. канд. экон. наук. СПб.: БМИТ, 2005.
  68. Моисева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Финансы и статистика, 2000.
  69. Морита Акио Sony. Сделано в Японии/ Акио Морита- При участии Эдвина М. Рейнголда и Мицуко Симомуры- Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 290 с.
  70. М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. — М.: Academia, 2004.
  71. Музей и проблемы Культурного туризма. Материалы Круглого стола в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербург, В. М. Ахунов (Государственный Русский музей) «Культурный туризм»: взгляд с другой стороны планеты.2005.-67 с.
  72. Муниципальный Вестник. Санкт-Петербургская газета местного самоуправления Выпуск № 8 (97), февраль, 2003. Ульянка, выпуск № 2.
  73. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX века. — СПб.: Азбука-классика. 2004.- 256 е.: ил.
  74. Николсон Валентин. Финляндия с Россией и без. — Мн.: «Амалфея», 1995. -192 с.
  75. Н.И., Чибинев A.M. Проблемы развития туристского потенциала Ленинградской области: Методология, экономика, инвестиции/ отв. Ред. Т. И. Власова СПб.: Из-во Санкт-Петерб. Ун-та, 2004 — 128 с.
  76. А.П. Маркетинг территорий. 2-е изд., дополн. СПб.: Питер, 2006. 416 е.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов.»)
  77. Г. А. Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2000. 157 с.
  78. Г. А. Международные экономические отношения: экономика туризма. Москва: Финансы и статистика, 1999.
  79. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства (отели и рестораны). М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. 207 с.
  80. В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007, — 496 с.
  81. А.Н. Стратегическое планирования развития предприятия: Учебное пособие. СПб.: СПбГУЭиФ, 1994. 106 с.
  82. Планирование на предприятии туризма: Учебник/ Под ред. Проф. Е. И. Богданова. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2004., — 320 с.
  83. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г.
  84. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 281 «О Федеральном Агентстве по науке и инновациям»
  85. Постановление Правительства Ленинградской Области от 26 мая 2005 г. № 140 о проекте областного закона «О региональной целевой программе «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006 2008 годы»
  86. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2004 г. № 487 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России»
  87. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 530 «О Федеральном Агентстве по управлению Особыми Экономическими Зонами»
  88. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О Федеральной Целевой Программе «Социальное развитие села до 2010 года»
  89. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 740 «О Федеральной Целевой Программе «Культура России (2006 -2010 годы)»
  90. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»
  91. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 212 «Об утверждении правил представления субъектам Российской Федерации субсидий из Федерального Фонда Регионального Развития»
  92. Профиль. Еженедельный журнал № 45/6 декабря 2004 г — Издательский дом Родионова, 144 с. ил.
  93. Профиль. Еженедельный журнал № 08/6 марта 2006 г Издательский дом Родионова, — 128 с. ил.
  94. Профиль. Еженедельный журнал № 38/16 октября 2006 г Издательский дом Родионова, — 136 с. ил.
  95. Профиль. Еженедельный журнал № 39/23 октября 2006 г Издательский дом Родионова, — 136 с. ил.
  96. Профиль. Еженедельный журнал № 44/27 ноября 2006 г Издательский дом Родионова, — 144 с. ил.
  97. Профиль. Еженедельный журнал № 45/4 декабря 2006 г Издательский дом Родионова, — 136 с. ил.
  98. Профиль. Еженедельный журнал № 46/11 декабря 2006 г Издательский дом Родионова, — 136 с. ил.
  99. А.С., Кудин В.А, Лимонов A.M., Лимонова Н. А. Муниципальное право России: Курс лекций. М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. — 203 с.
  100. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 2008 годы)»
  101. Ролф Йенсен Общество мечты.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004: макет, серия.
  102. В.Е., Жилкин С. Стратегический выбор города: научный подход. СПб.: ИЭСП РАН, 1998. 112 с.
  103. Д. Путеводитель по русским городам. М.: Издательство Паломник, 2002 г. 304 е., ил.
  104. B.C. Организация международного туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
  105. И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. 272 с .: ил.
  106. С.В. Времена лжи с Владимиром Познером. М.: Издательство Алгоритм, 2005. — 512 с.
  107. Е., Соболев И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. М.: Финансы и статистика, 2001.
  108. В., Исалова М. Экономическая политика // Российский экономический журнал. 1996. — № 1. — С. 110.
  109. В. Государственная инвестиционная политика в России -М.: Экономика. 1994. — 158 с.
  110. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 1999. 440 с.
  111. М. Политика инвестиций в регионах России //Проблемы прогнозирования.-199 5. N6. — с.55−62.
  112. М.Н., Мордашов С. В., Крутик А. Б. Санаторно-курортный комплекс: состояние и перспективы развития. Учебное пособие для вузов/ под. ред. А. Б. Крутика. СПб.: Астерион, 2004. — 152 с.
  113. Тамадао Ямагучи Путь торговли. Аудиокнига.- Пер. Олега Макарова. -Альпина Бизнес Букс, 2006.
  114. Top-Manager. Журнал для руководителей № 12 (66) 2006.
  115. Top-Manager. Журнал для руководителей № 73 (июль-август 2007).
  116. Г. А. Санкт-Петербург столица Европы. Путь в XXI веке. Идеология стратегического плана развития территория. Санкт-Петербург: ООО ОИД «Медиа-Пресса», 2003. -64 е.: ил.
  117. Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 томах. Том 1: Осьмнадца-тое столетие. В 2 кн. Кн.2 Н-я/Отв. Ред. П. Е. Бухаркин. -СПб.: Филологический факультет СпбГУ, 2001. 640 с.
  118. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник/Под ред. А. Д. Чудновского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРКНИГА, 2003.
  119. Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 1994 года № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и обупорядочении использования государственной собственности в сфере туризма».
  120. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  121. Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 1453 «О Федеральном Агентстве по туризму и Федеральном Агентстве по физической культуре и спорту».
  122. Уокер Джон Р. Введение в гостеприимство. М.: Юнити, 1999. 463 с.
  123. Управление социальной сферой/ Под редакцией В. Э. Гордина: Учебник. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1998. 289 с.
  124. А.И. Новый мировой порядок/ А. И. Уткин. — М. Алгоритм, Эксмо, 2006.-640 с.
  125. Э.А. Государственное и региональное управление :Учебное пособие. .ЭКМОС, 2002.
  126. Э., Кравченко В. Проект-менеджмент. М.: ТЭИС, 2002.
  127. Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2000.
  128. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело, 2002.
  129. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. М. Издю офиц., 1995. № 30 ст. 2871
  130. Федеральный закон от 4 октября 1996 года № 132 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  131. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», от 10 сентября 1997 года № 126 ФЗ
  132. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25 июня 1999 года № 160 ФЗ
  133. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года № 39 ФЗ
  134. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», от 11 октября 2001 года № 156 ФЗ
  135. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131 ФЗ
  136. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации"/ утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года// Собрание законодательства РФ. 1996. № 49.
  137. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 14 июня 2002 года № 73-ФЗ
  138. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года № 115 ФЗ
  139. Федеральный закон «Об Особых Экономических Зонах в Российской Федерации» от 8 июля 2005 года № 116 ФЗ
  140. .Г. Новый англо-русский банковский и экономический словарь. СПб.: ООО «Издательство «Лимбус Пресс», 2004. — 848 с.
  141. В.Н. Основы управления проектами в компании. СПб.: Питер, 2006. 320 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  142. М.М. Управление организациями социальной сферы: Учебное пособие, — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  143. М. Выдающиеся бренды / Хейг Мэтт- худож.-оформ. А. Киричёк. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. 368 е.: ил.
  144. Г., Прахалад К., Томас Г., О Нил Д. Стратегическая гибкость/перевод с англ. СПБ.: Питер, 2005. — 384 е.: ил.
  145. А. Курс предпринимательства. Практическое пособие: Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993. 352 с.
  146. А.Д., Жукова М. А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004. — 448 с.
  147. Н. В. Муниципальное управление: Учеб. Пособие / Н. В. Шумянкова М.: Экзамен, 2002. — 640 с.
  148. Экономика современного туризма. Под ред. доктора экономических наук Г. А. Карповой. Москва Санкт-Петербург. Изд-во Торговый Дом Гер да, 1998−412 с.
  149. ЭКСПО Ведомости, № 2, 2007. Журнал Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. М.: «Информационное выставочное агентство Ин-формЭКСПО» 48 с.
  150. Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 3-е изд., перераб и доп. М.: Издательство РДЛ, 2005. — 368 с.
  151. Г. А. Экономика гостиничного хозяйства. М.: Издательство РДЛ, 2005.
  152. К.П., Мухарь И. Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. СПб: Питер, 2001. — 448 е.: ил. 168. http://www.3dlogic.ru169. http://www.banki.ru170. http://www.fid.ru
Заполнить форму текущей работой