Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Удмуртская свадьба как текст

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ этнографических описаний, архивных и опубликованных материалов, полевых наблюдений позволил выстроить инвариантное описание традиционной свадебной обрядности с инвентаризацией ее компонентов и локальных вариантов. Современная свадьба удмуртов по своей структуре базируется на традиционной основе: сохраняются основные этапы обряда, последовательность их проведения. Однако традиционные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Удмуртская свадьба как тип фольклорного текста
    • 1. 1. Фольклорный текст в контексте гуманитарных исследований
    • 1. 2. Уровни информативности удмуртского свадебного текста
  • Глава II. Удмуртская свадьба как фольклорно-этнографическая система: основные этапы ритуала и его современное состояние
    • 2. 1. Локальные разновидности удмуртской свадьбы
    • 2. 2. Предсвадебная обрядность
    • 2. 3. Свадьба в доме невесты и жениха
    • 2. 4. Послесвадебный цикл обрядов
    • 2. 5. Инновации в свадебном ритуале удмуртов
  • Глава III. Семантика обряда сквозь призму вербального кода
    • 3. 1. Жанровый состав свадебной поэзии удмуртов
    • 3. 2. Образная система и основные поэтические приемы свадебной поэзии
    • 3. 3. Терминология как источник изучения свадебного текста

Удмуртская свадьба как текст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена несколькими факторами: возрастающим интересом различных областей гуманитарного знания к явлениям духовной культурырасширением междисциплинарного подхода к изучению обрядов и обрядового фольклораактуальными для современной фольклористики исследованиями региональных и локальных традицийнедостаточным изучением свадебной обрядности удмуртов с точки зрения взаимосвязей вербального текста, ритуального контекста и мифопоэтического гипертекста, способствующих выявлению наиболее архаических пластов традиционной культуры.

Степень изученности темы. Начало собирания свадебной обрядности удмуртов, как и других народов Поволжья (татар, мордвы, коми, марийцев и др.) было положено в конце XVIII в. участниками экспедиций, организованных по инициативе Петербургской Академии наук [Гмелин1, Рычков, 1770, Паллас, 1788, Миллер, 1791, Георги, 2007]. Издания этого периода характеризуются одинаковым подходом к публикации материала: часто сведениям об удмуртах отводится лишь несколько страниц, в которых бегло затрагиваются самые разные вопросы (о верованиях, семейно-бытовых обрядах, праздниках и молениях). Информация о свадебных обрядах весьма поверхностна. Причиной фрагментарного описания, неточностей и ошибок послужило незнание языка и кратковременность пребывания исследователей на территории проживания удмуртов. Несмотря на вышесказанное, работы этого периода являются первыми свидетельствами отечественных и зарубежных ученых об удмуртах в академических изданиях.

1 Четырёхтомный труд «Reise durch Sibirien» вышел в свет в 1751 г., но он не переведён на русский язык. Информацию о его поездке мы находим в работе К. Харламповича [1904].

В первой половине XIX в. опубликованы две работы: статья А. И. Герцена «Вотяки и черемисы» [Герцен, 1838], и статья A.A. Фукс «Поездка к вотякам Казанской губернии» [Фукс, 1844]. По мнению исследователей, отсутствие других работ обусловлено двумя причинами: во-первых, Российская Академия наук организует в этот период главным образом зарубежные экспедиции, во-вторых, в регионе еще не было своих научных кадров, способных вести широкое научное исследование края [Владыкин, 1970, с. 122].

Научный интерес к изучению удмуртов возрастает со второй половины XIX в., когда публикуются работы не только русских и зарубежных этнографов и учёных, но и статьи и заметки местных краеведов, учителей, врачей и священников [Блинов, 1855, Осокин, 1856, Шестаков, 1859, Риттих, 1870, Максимов, 1871, Островский, 1873, Миропольский, 1876, Кошурников, 1879, Гаврилов, 1880, 1891, Бехтерев, 1880, Buch, 1882, Харузин, 1883, Потанин, 1884, Верещагин, 1995, 1996, Богаевский, 1888, Комов, 1889, Первухин, 1890, Смирнов, 1890, Блинов, 1898, Харузина, 1898, Яковлев 1903, Васильев, 1906, Луппов, 1911].

В конце XVIII — начале XIX вв. появляются первые исследования, специально посвященные свадебным обрядам: статья С. Багина «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда» [Багин, 1897], статья М. М. Хомякова «Эволюция вотского брака: Свадебный обряд Глазовских вотяков» [Хомяков, 1911] и работа И. В. Яковлева «Способ умыкания невест среди вотяков Елабужского уезда» [Яковлев, 1913].

Особое место в изучении свадебного обряда удмуртов в этом периоде занимают исследования финских учёных [Aminoff, 1873, Wichmann, 1983, Hamalainen, 1913, 1930].

Конец XIX — начало XX вв. отличается увеличением этнографической изученности удмуртов. Издания, в которых затрагивается свадебная 4 обрядность, многочисленны и разнообразны. Её собиранием занимались учёные, писатели, священники, краеведы, любители. Среди них появляется немало удмуртов, что не могло не сказаться на достоверности и глубине описываемых фактов, на целях собирания материала, на принципах его собирания, на выборе типа издания, где публиковался собранный материал, и на многом другом. В большинстве опубликованных работ этого периода содержится тот значительный фактический материал, из которого складывается общая картина свадебной обрядности удмуртов и без которого немыслимо её дальнейшее исследование.

После 1917 г. началась перестройка во всех сферах жизни удмуртского народа. С этого времени начинается качественно новый этап и в удмуртской этнографии: оживляется изучение прошлого и современного состояния, организуются экспедиции, создаются специальные общества в Москве, Казани, Вятке, Сарапуле, Ижевске. Исследования отразили радикальные изменения в жизни удмуртского общества и сдвиги в характере исследовательского подхода, однако свадебный обряд в этот период не получил достаточно полного описания.

В 20-е годы активную деятельность развивает учёный-фольклорист и писатель Кузебай Герд (Чайников), который опубликовал ряд статей по фольклористике, языкознанию и этнографии удмуртов, в том числе и по свадебным обрядам [Герд, 1920, 1926, 1927].

В 1926 году была опубликована статья М. И. Ильина «Свадебные обычаи и обряды вотяков», отличающаяся информативностью и логическим изложением материала [Ильин, 1926].

Сложность свадебного процесса удмуртов отмечает М. О. Косвен в материалах сборника «На удмуртские темы», опубликованного по результатам экспедиции Института народов Советского Востока по изучению удмуртов [Косвен, 1931].

В поствоенный период свой вклад в изучение удмуртской свадьбы внесли этнографы В. Н. Белицер [1951, 1964] и К. И. Козлова [1964].

С 1970;х гг. в этнографическом изучении удмуртского народа наступает новый период. Активизируется деятельность Научно-исследовательского института при Совете Министров УАССР, занимающегося исследованиями в области гуманитарных знаний, так или иначе имеющих отношение к истории, политике, культуре не только Удмуртии, но и Поволжско-Уральского региона. С 1972 года институт вместе с Удмуртским государственным университетом организует регулярные этнографические экспедиции не только в районы Удмуртии, но и регионы, где проживают локальные группы удмуртов (Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Башкортостан Кировская, Свердловская, Томская области, Пермский и Красноярский край) [НОА УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 744, Д. 444, Д. 445, Д. 449, Д. 521]. В результате экспедиций собран и систематизирован значительный объем материала по хозяйственно-бытовому укладу, материальной и духовной культуре, в том числе и по свадебным обрядам [В.В. Пименов, J1.C. Христолюбова, 1976, В. Е. Владыкин, 1994].

Специальным исследованием семейно-бытовой обрядности удмуртов занимается этнограф JI.C. Христолюбова. Ей написано более тридцати работ, посвященных свадебной проблематике [Христолюбова, 1984, 1989, 1991, 1992, 1993, 1994].

С точки зрения фольклористики и этномузыкологии жанры и поэтические тексты удмуртской свадьбы исследовались в работах Т. Г. Владыкиной [1998, 2006, 2008, 2009], М. Т. Слесаревой [1983], P.A. Чураковой [1986], И. М. Нуриевой [1999, 2004], М. Г. Ходыревой [1996], И. В. Пчеловодовой [2006].

Локальные варианты и терминологические особенности свадебной традиции исследованы Глуховой [2001, 2002, 2008], Н. П. Ивановой [2004], Е. М. Вахрушевой [2008], М. А. Дорофеевой [2008].

Таким образом, историю собирания и изучения удмуртской свадьбы условно можно разделить на следующие периоды: XVIII в. — первая половина XIX в.- вторая половина XIX в.- начало XX в. и вторая половина XX в. — до наших дней. Третий период, судя по организационно-исследовательской деятельности, можно разделить на три этапа: 20−60-е гг. XX в., 70-е-середина 90-х гг. XX в., конец 90-х гг. XX в. — до наших дней.

В результате в настоящее время в удмуртской фольклористике собран богатейший материал по свадебной обрядностина высоком уровне выполнены исследования, касающиеся отдельных вопросов. Однако в архивах содержится много неопубликованного материаланет обобщающей работы, лексикографических источников, не до конца разработана методика ареального исследования с одновременным картографированием. Перед исследователями стоит задача — не снизить уровень анализа и публикации свадебного фольклора, активно продолжить его изучение по всем современным направлениям.

Объект исследования — свадебный обряд удмуртов в его идеологическом, фольклорно-поэтическом, этнографическом, структурно-композиционном, функциональном единстве и хронологических изменениях.

Предмет исследования — текст удмуртской свадьбы в синкретическом единстве акциональных, вербальных и реальных составляющих.

Цель диссертационной работы — исследование удмуртской свадебной обрядности в качестве текста, включающего в себя разные уровни информации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• определить статус фольклорного текста в контексте гуманитарных наук с целью выделения основных уровней информативности текста удмуртской свадьбы;

• исследовать информационное пространство обряда на базе изучения его историографии, структуры, современного состояния, жанрового репертуара и поэтики фольклорных жанров;

• реконструировать комплексный текст удмуртской свадьбы на основании исследования фольклорного, этнографического и лингвистического материала;

• выявить и систематизировать возможно более полный корпус удмуртской свадебной терминологии на основе опубликованных, архивных источников и собственных полевых записей. Теоретико-методологическая основа работы базируется на положениях ведущих специалистов в изучении текста в целом (М.М. Бахтин, И. Р. Гальперин, С. И. Гиндин, О. И. Москальская, Т. М. Николаева, З. Я. Тураева и др.) и фольклорного текста в частности (К.В. Чистов, Б. Н. Путилов и др.) — представителей отечественной этнолингвистики (Н.И. Толстой, С. М. Толстая, J1.H. Виноградова, A.B. Гура, и др.) — исследователей свадебной обрядности славянских, финно-угорских и тюркских народов (К.Е. Корепова, Н. Ф. Сумцов, В. Ф. Плесовский, В. И. Рогачев, Ю. Ю. Сурхаско, P.A. Султангареева и др.,) — научных трудах исследователей традиционной культуры Удмуртии (М.Г. Атаманов, В. Е. Владыкин, Т. Г. Владыкина, И. М. Нуриева, JI.C. Христолюбова и др.).

Ввиду разнородности компонентов свадебного обряда, включающего терминологию обрядовых действий, реалий и т. д., и разносторонности задач, поставленных в исследовании, используются следующие методы анализа: структурно-семантический, сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный, этнолингвистический, лингвогеографический, которые позволили произвести комплексный анализ уровней информативности удмуртского свадебного текста. При обработке источников использовался метод сплошной выборки свадебной лексики.

Источники исследования. Основой для данного исследования послужил материал из различного круга источников фольклорного, этнографического, лексического и лексикографического характера.

Основной источниковой базой послужили труды, опубликованные отечественными и зарубежными исследователями в конце XIX — начале XX вв. (Д.Н. Островским, Б. Г. Гавриловым, Г. Н. Потаниным, Г. Е. Верещагиным, П. М. Богаевским, Ю. Вихманном, С. Багиным, Т. Г. Аминоффым, М. И. Ильиным и др.) и работы современных удмуртских учёных (М.Г. Атаманова, В. Е. Владыкина, Т. Г. Владыкиной, В. К. Кельмакова, И. М. Нуриевой, М. Т. Слесаревой, JI.C. Христолюбовой, P.A. Чураковой и др.).

Источниками исследования послужили материалы, извлеченные из словарей удмуртского языка («Удмуртско-русский словарь» Г. Е. Верещагина (2006) — «Удмуртско-русский словарь» 3. Кротова (1995) — «Толковый удмуртско-русский словарь» Т. К. Борисова (1991) — «Удмуртско-русский словарь» (2008) — «Этимологический словарь удмуртского языка: Буквы А, Б» В. И. Алатырева (1988) — «Системно-тематический русско-удмуртский словарь» Р. Ш. Насибуллина и В. Г. Семёнова (2006) — «Удмурт синоним кыллюкам: Дышетскисьёс, но дышетйсьёс понна» [Удмуртский словарь синонимов] В. К. Кельмакова (2009) и др.) — публикации материалов в краеведческих сборниках и периодических изданиях.

Архивные материалы извлечены из рукописного фонда Научно-отраслевого архива Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН (записи с конца XIX — начала XX вв.), фольклорного и фольклорно-диалектологического фондов факультета удмуртской филологии Удмуртского государственного университета (записи с конца 70-х гг. XX в.).

Информация охватывает не только районы Удмуртии, но и регионы, где проживают локальные группы удмуртов (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Кировская область, Свердловская область, Томская область, Пермский край и Красноярский край).

Источниками также послужили полевые материалы автора, полученные во время экспедиций в районы Удмуртии в 2010;2012 гг. (Дебесский, Игринский, Малопургинский).

Проработано более 300 описаний обряда и более 500 художественно-поэтических текстов свадьбы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• введён новый архивный материал по исследуемой теме;

• впервые предпринят опыт изучения свадебного обряда удмуртов в качестве фольклорного текста, включающего в себя разные уровни информации;

• исследовано информационное пространство обряда на основе изучения его историографии, традиционной структуры, современного состояния, жанрового репертуара и его поэтики;

• на основе этнолингвистического анализа осуществлена практика цельного и системного осмысления свадебного обряда и обрядового фольклора;

• впервые проведена верификация и систематизация номинативных единиц удмуртской свадьбы;

Теоретическая значимость работы заключается в опыте комплексного изучения свадебного ритуала удмуртов, предоставившего возможность для выявления типологически общих и специфических деталей и углублённого исследования их семантики. Основные результаты диссертации могут быть использованы в дальнейшем расширенном исследовании номинативных единиц свадебной обрядности удмуртов в контексте финно-угорской традиции и в сравнительном изучении обрядовой культуры более широких ареалов (славянские и тюркоязычные народы).

Практическая значимость заключается во введении в научный оборот значительного корпуса неопубликованного фольклорного материала по свадьбе удмуртов. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы фольклористами, этнографами, историками при подготовке научно-исследовательских работ, лингвистами при составлении толковых, этимологических, отраслевых, этнолингвистических и иных словарей. Работа может быть использована при разработке практических пособий, спецкурсов по фольклору, лексикологии, этнографии, культурологии. Особую значимость работа может иметь для студентов, обучающихся по специальности «Филология», в частности, для студентов факультета удмуртской филологии Удмуртского государственного университета. Фактический материал и отдельные положения диссертационной работы могут быть использованы в исследованиях сравнительного характера генетически родственных и исторически контактировавших финно-угорских народов и народов Урало-Поволжья. В ближайшей перспективе материалы диссертации будут использованы в отдельном томе серии «Удмуртская обрядовая азбука», основанной в 2011 году.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровней: «Творческое наследие Г. Е. Верещагина и финно-угроведение в конце XIX — начале XX в,» (г. Ижевск,.

2011), «Актуальные проблемы общественных наук в условиях глобализации» (г. Москва, 2012), Второй ежегодной научной конференции «Покровские дни» (г. Нижний Новгород, 2010), VII научно-практической конференции «Национальные культуры Урала. Традиционная культура в её архаических и современных формах» (г. Екатеринбург, 2011), а также в чтениях Школы молодого фольклориста в г. Казань: «Актуальные проблемы полевой фольклористики» (2010 г.), «Код в структуре фольклорного текста» (2010 г.).

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка источников и литературы, списка сокращений и приложения, включающего материалы для словаря по удмуртской свадьбе, русско-удмуртский словник и образцы текстов.

Заключение

.

В диссертационной работе предпринят первый опыт исследования удмуртской свадебной обрядности в качестве текста, включающего в себя разные уровни информации. Комплексный анализ обряда как текста позволил сделать некоторые общие выводы:

1. Фольклорный текст — это текст особого типа. Учитывая специфику фольклорной коммуникации, его следует определять как сообщение информации, последовательность знаков, оформляющих конкретную коммуникативную задачу в рамках фольклорной ситуации (дискурса). Информация может быть передана как вербальным способом, так и невербальными текстовыми структурами, выполняющими знаковую функцию.

2. Свадебный текст имеет различные уровни информативности, что обусловлено его синкретической структурой, соединяющей слово и действие, реалию и символ, номинацию и поэтику. Получение информации из такого рода текстов возможно лишь при комплексном анализе его составляющих. С этой позиции интересны идеи этнолингвистов, рассматривающих традиционный обряд в качестве культурного текста, включающего в себя элементы, принадлежащие разным кодам: акциональному, предметному, вербальному, а также персональному, локативному, темпоральному. Каждый из кодов представляет собой информационное поле, способное существовать отдельно само по себе, но реконструкция глубинных смыслов обряда возможна лишь при учёте соотношения всех потоков информации. Выявление многоуровневой структуры информационного поля удмуртской свадьбы дает возможность «прочесть» ритуальный комплекс как один из текстов традиционной культуры.

3. Особую роль в передаче информации занимает терминология, отражающая совокупность лингвистического и внеязыкового плана обряда. Обрядовые термины, являясь семантически нагруженными единицами, всесторонне констатируют внутриобрядовые процессы и представляют собой.

130 свернутые «синтагмы обряда», раскрытие которых способствует глубокому пониманию общей концепции свадьбы как индивидуального и общественного феномена.

В качестве наиболее удобной формы обработки и систематизации терминологического материала является жанр этнолингвистического словаря, широко используемый современной наукой.

4. Анализ этнографических описаний, архивных и опубликованных материалов, полевых наблюдений позволил выстроить инвариантное описание традиционной свадебной обрядности с инвентаризацией ее компонентов и локальных вариантов. Современная свадьба удмуртов по своей структуре базируется на традиционной основе: сохраняются основные этапы обряда, последовательность их проведения. Однако традиционные обряды, бытующие в настоящее время, находятся под влиянием закономерных процессов трансформации. Произошло «стяжение» нескольких ритуальных этапов в один обряд, сократилось время и место проведения всей свадебной обрядности. Некоторые ритуалы исчезли полностью или частично. Очевидно, что на сегодняшний день происходит изменение свадебного обряда в целом и удмуртского в частности. Под влиянием универсальной модели формируется исторически новый тип свадьбы с переосмысленными и трансформированными элементами.

5. Анализ поэтического языка свадебной обрядности позволяет констатировать, что в ритуале задействованы основные жанры удмуртского фольклора: пословицы, поговорки, поверья, диалоги с вербальными формулами-иносказаниями, заклинания-благопожелания, молитвенные заклинания. Но основная роль отведена свадебным песням, которые формируются на основе музыкального кода с выделением напевов рода жениха и рода невесты и служат знаком обряда. Особо выделяются прощальные песни невесты, вне контекста обряда переходящие в лирическую традицию.

Рассмотрение свадебной обрядности как текста подразумевало её описание с разных сторон: как системы кодов, раскрывающих смысл обрядов и обрядовых действий, глубинных связей обрядового текста — символов, аналогий, заимствований, параллелейкак значимое событие в культурной традициикак часть традиционной культуры.

Дальнейшее систематическое и всестороннее исследование свадебной обрядности удмуртов с привлечением нового материала, фольклорных, этнографических, культурологических и этнолингвистических данных соседних регионов будут способствовать решению задач регионального изучения духовной культуры народа.

Проведенное исследование свадебной обрядности должно явиться основой для дальнейших изысканий и шагом к началу системного изучения генетически родственных и исторически контактировавших финно-угорских народов и народов Урало-Поволжья.

Условные сокращения.

I. Языки, диалекты башк. — башкирский язык завят. — завятский говор сев. — северное наречие сред. — срединные говоры русс. — русский язык чув. — чувашский язык тат. — татарский язык удм. — удмуртский язык южн. — южное наречие.

И. Районы Удмуртии.

Алн. — Алнашский.

Балез. — Балезинский.

Вавж. — Вавожский.

Глаз. -Глазовский.

Грах. — Граховский.

Деб. — Дебёсский.

Зав. — Завьяловский.

Игр. — Игринский.

Камб. — Камбарский.

Кизн. — Кизнерский.

Кез. — Кезский.

Краен. — Красногорский.

Можг. — Можгинский.

Малпург. — Малопургинский.

Селт. — Селтинский Сюмс. — Сюмсинский Увин. — Увинский Шарк. — Шарканский Юкам. — Юкаменский Якб. — Якшур-Бодьинский Яр. — Ярский.

Агр. — Агрызский район РТ III. Разные сокращения букв. — буквально д. — дело диал. — диалектное, диалект илл. — иллюстрация л. — лист отглаг. — отглагольное при л. — прилагательное РФ — рукописный фонд см. — смотри ср. — сравни сокр. — сокращенная форма сущ. — существительное т. — тетрадь тж. — также Оп. — опись.

НОА — Научно-отраслевой архив.

УИИЯЛ УрО РАН — Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук ФЭ — фольклорная экспедиция.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Р. Герменевтика, интерпретация, текст // Stadia Linguistica 2: Язык и общество. Лингвистика текста и лингвостилистика. СПб., 1996. С. 114−119.
  2. Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря : Весенне-летний цикл. М., 2002.
  3. Р. А. Пространственные обозначения и топонимы в заговоре как типе текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982. С. 132−159.
  4. А. А. Структура целого текста . М., 1979. Вып. 1−2.
  5. В. И. Этимологический словарь удмуртского языка : Буквы А, Б: 778 словарных статей / под ред. В. М. Вахрушева, С. В. Соколова. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1988. 240 с.
  6. И. В. О понимании термина «текст» в стилистике декодирования // Стилистика художественной речи. Л., 1980. С.3−11.
  7. Е. Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж, 1988.
  8. М., Владыкин В. Чыжы-выжы, семья, гурт кусыпъёсты возьматись удмурто-зучо кыллюкам // Кенеш. 2007. № 10. С. 96−111.
  9. А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 18 651 869. Т. 1−3.
  10. П.Багин С. А. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда // Этнографическое обозрение. 1897. № 2.
  11. А. К. Причитания: текст и контекст // Artes Populates 14. Yb. of the Dep. of Folklore / Ed. by V. Voigt. Budapest, 1985. C. 59−66.
  12. А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д, 1993.
  13. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  14. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М, 1994.
  15. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
  16. В. Н. Народная одежда удмуртов // Труды института этнографии АН СССР. Т. 10. М., 1951.
  17. В. Н. Удмурты // Народы Европейской части СССР. Т. 2. М., 1964.
  18. В. Вотяки, их история и современное состояние // Вестник Европы. 1880. № 8. С. 621−651.
  19. В. Вотяки, их история и современное состояние // Вестник Европы. 1880. № 9. С. 141−173.
  20. М. Историко-статистическое известие о Камско-Воткинском заводе и тамошних вотяках // Журнал министерства внутренних дел. 1855. № 3−4. ч. XI.
  21. Н. Н. Языческий культ вотяков. Вятка: Губернская типография, 1898.
  22. П. M. Очерк быта Сарапульских вотяков // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып. III. M., 1888. С. 14−64.
  23. Е. Б., Владыкина, Т. Г. Песни южных удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. Вып. 1. 192 с. (Удмуртский фольклор).
  24. А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
  25. Ф. И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб., 1887.
  26. И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний // ИОАИЭ. Т. 22. Вып. 3, 4, 5. Казань, 1906.
  27. Е. М. Свадебный обряд Игринского района Удмуртии в контексте этнической культуры и русско-удмуртских контактов. Дипломная работа. Воронеж, 2008. 160 с.
  28. Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Вотяки Сосновского края / отв. за выпуск Г. А. Никитина. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. 260 с.
  29. Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / отв. за выпуск Л. С. Христолюбова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. 204 с.
  30. Г. Е. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Кн. 2: Вотско-русский словарь =Удмуртско-русский словарь. / отв. за выпуск и авт. предисл., комментариев Л. М. Ившин — под ред. В. М. Ванюшева. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2006. 288 с.
  31. Л. Н. Отражение древнеславянских мифологических представлений в «малых» формах // История, культура, этнография ифольклор славянских народов: X Междунар. съезд славистов. Докл. сов. делегации. М., 1988. С. 277.
  32. В. Е. Из истории этнографического изучения удмуртов // Записки. Вып. 22. Ижевск: УдНИИ, 1970. С. 117−162.
  33. В. Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография. № 3. М.: Наука, 1970. С. 37−47.
  34. В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
  35. В. Е. Куинь сюан // Кенеш. 2001. № 5−6. С. 66−68.
  36. В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов. Краткий историографический очерк с библиографией. Ижевск: Удмуртия, 1984. 144 с.
  37. В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1991. 160 с.
  38. Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998. 356 с.
  39. Т. Г. Удмуртская фольклористика: итоги и перспективы // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. Том 2. М., 2006. С. 148—57.
  40. Т. Г. Мифология визуального и акустического в коммуникативном поведении удмуртов // Вестник Удмуртского университета. 2008. № 1. С. 83−87.
  41. Т. Г. Картина мира удмуртов в зеркале языка // Актуальные проблемы современной фольклористики: Материалы международной научно-практической конференции (Казань, 29 июня 2009 г.) / ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Казань, 2009. С. 102−104.
  42. Г. И. Сценарная модель современной свадьбы // Традиционная культура. 2008. № 2. С. 15−28.
  43. . Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань: Типография А. А. Коковиной, 1880. 191 с.
  44. Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики 1972. М., 1973.
  45. И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  46. К. Женщина-вотячка // Жизнь национальностей. 1920. № 31.
  47. К. Пословицы и поговорки вотяков // Вотяки. М., 1926. С.49−61.
  48. , К. Удмурт калык кырзанъёс. Ижевск: Удкнига, 1927. 1-ти книга 3-ти шуккетэз. 113 6.
  49. А. И. Вотяки и черемисы // Вятские губернские ведомости. 1838. № 1−3.
  50. С. И. Что такое текст и лингвистика текста // Аспекты изучения текста. М., 1981. С. 25−32.
  51. Г. А. Нылъёслэсь быдэ вуэмзэс пусъён сямъёс // Кенеш. 2001. № 5−6. С. 76−77.
  52. Г. А. Ныл брага // Кенеш. 2001. № 5−6. С. 78−79.
  53. Г. А. «Конопляная голова» удмуртской свадьбы : от ритуала к фразеологизму // Вестник удмуртского университета. Ижевск, 2008. Вып. 1.С. 131−136.
  54. А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии : учебное пособие / под ред. А. А. Разина, А. Н. Перевозчикова. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 348 с.
  55. А. Б. Свадьба среднего Притоболья (поэзия и обряд): автореф.. канд. филол. наук. Челябинск, 2008.
  56. Д. В. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. 2008. № 2. С. 28−39.
  57. А. В. Из севернорусской свадебной терминологии (хлеб и пряники): словарь // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. М., 1977. С. 131−180.
  58. А. В. Соотношение и взаимодействие акционального и вербального кодов свадебного обряда // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М.: Издательство «Индрик», 2006. Вып. 10. С. 268−279.
  59. Т. П. Мокшанские свадебные обряды и песни (В прошлом и настоящем). Саранск: Мордов. кн. из-во, 1992. 192 с.
  60. И., Перевозчиков А. Туала сюанэз ортчытон // Кенеш. 2001. № 5−6. С. 96−98.
  61. Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  62. Т. Б. Гипертекстовые единства в живой фольклорной традиции // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М., 2002. С.68−74.
  63. В. Е. Роль контекста в бытовании и реконструкции фольклорного текста // Традиционная культура. 2004. № 3. С. 46−55.
  64. О. А. Проблемы осознания текста в истории европейской культуры // Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989. С. 35−71.
  65. М. А. Свадебная обрядность северных и южных удмуртов: терминологический аспект // Сб. статей региональной научно-практической конференций «IV Татаринцевские чтения». Глазов, 2008.
  66. А. Прошлое и настоящее удмуртской свадьбы: традиции и инновации // Наука Удмуртии. 2008. № 8(27), декабрь. С. 138−167.
  67. М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы Х1Х-ХХ вв.). М.: Эдиториал УРСС, 2001. 328 с.
  68. В. И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. 208 с.
  69. Жингырты, удмурт кырзан!: Ноты / сост. и автор вст. статьи П. К. Поздеев. 2-е изд. Устинов: Удмуртия, 1987. 374 с.
  70. А. Е. Финны об удмуртах : Финские исследователи этнографии удмуртов XIX первой половины XX в. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999.
  71. А. Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII первая половина XIX в.): Монография. Ижевск, 2006. 324 с.
  72. А. А. Текст и его понимание. Тверь, 2001.
  73. Д. К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // ЖС. СПб, 1911. Вып. 2. С. 233−246.
  74. Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии // Сб. МАЭ.Д. 1930. Т. 9.4.2: Запреты в домашней жизни. С. 1−166.
  75. Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов // Труды ин-та антропологии, археологии и этнографии. М.: Изд-во АН СССР, 1937. Т. 15. Вып. 2. 77 с.
  76. Ю. Н., Качесова И. Ю., Комиссарова Л. М., Панченко Н. В., Чувакин А. А. Теория текста : учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2010.
  77. В. Гырлыё валъёсын лыктйзы но. // Кенеш. 2001. № 5−6. С. 84−86.
  78. Н. П. Свадебная традиция удмуртов бассейна реки Вала : дисс.. канд. филол. наук. Город, 2004.
  79. М. И. Свадебные обычаи и обряды вотяков // Труды: Издание Научного Общества по изучению вотского края, 1926. Вып. 2. С. 25−69.
  80. Ингур: Удмурт фольклоръя лыдзет: Шор ёзо школаослы / Люказ, радъяз, но валэктонъёссэ гожтйз Т. Г. Владыкина. Ижевск: Удмуртия, 2004. 352 с.
  81. Л. Л. Среднечепецкий диалект удмуртского языка : Образцы речи. Ижевск, 2005. 581 с.
  82. И. Е. Взаимодействие русской и удмуртской свадьбы в Башкирии // Фольклор народов РСФСР: Межвузовский научный сборник. Уфа, 1980. С. 36−45.
  83. В. К. Образцы удмуртской речи : северное наречие и срединные говоры. Ижевск: Удмуртия, 1981. 297с.
  84. В. К. Образцы удмуртской речи 2 : Срединные говоры / Науч. ред. И. В. Тараканов. Ижевск, 1990. 368 с.
  85. В. К. Удмурт синоним кыллюкам : Дышетскисьёс, но дышетйсьёс понна. Ижевск: Удмуртия, 2009. 296 с.
  86. К. И. Этнография народов Поволжья. М., 1964.
  87. А. Ф. Вотяки средины северной половины (11 стан) Бирского уезда // Уфимские губернские ведомости. 1889. № 49−51.
  88. . И. Культурология : Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003. 512 с.
  89. М. О. Распад родового строя у удмуртов // На удмуртские темы. М., 1931.
  90. В. Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии // ИОАИЭ. Т. 2. Казань, 1879.
  91. В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.
  92. Е. С. Текст и его понимание // Русский текст. СПб., 1994. № 2.
  93. Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвистического анализа. Красноярск, 1983.
  94. О. Е. Ряженые в свадебном сценарии // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: www.ruthenia.ru/folklore/lebedeval (Дата обращения 15. 04. 2012).
  95. Г. А. К вопросу о функции словесных компонентов обряда //ФиЭ. 1974. С. 165.
  96. Г. А. «Интертекст» в фольклоре // Folklore in 2000. Voces amicorum Guilhelmo Voigt sexagenario. Budapest, 2000. pp. 21−28 // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика // http://www.ruthenia.ru/folklore.
  97. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1968.
  98. А. А. Основы психолингвистики. М., 1999.
  99. Г. В. Архаические основы обрядового фольклора Псковской земли (опыт историко-типологического исследования): дисс.. канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 1997. 277 с.
  100. Л. М. Как строится текст. М., 1980.
  101. Лингвистика текста: Материалы научной конференции. Ч. 1−2. М., 1974.
  102. В. Н. Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX века. Вятка: Губернская типография, 1911.
  103. С. В. Вотяки. Лесная глушь. Т. 1. СПб, 1871.
  104. . А. Проблема лингвистического анализа связного текста (надфразовый уровень): учебное пособие к спецкурсу. Таллин, 1975.
  105. М. Г. Современные свадебные обычаи и обряды русского населения города Ульяновска // Традиционная культура. 2003. № 1. С 4150.
  106. И. А. Опыт теории лингвистических моделей «СМЫСЛ=> ТЕКСТ». М., 1974.
  107. А. Крещеные вотяки Казанского уезда. Их языческие поверья, обряды и обычаи // Православный собеседник. 1876. № 12.
  108. Михаил 3. Этнолингвистические методы изучения народной духовной культуры // Славянский и балканский фольклор /
  109. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М.: Наука, 1989. С. 174−191.
  110. И. А. Словарь как жанр комплексного этнокультурного исследования // Духовная культура русских Среднего Поволжья: Материалы полевых исследований. Вып. 2. Ульяновск, 2000. С. 4−22.
  111. О. И. Грамматика текста. М., 1981.
  112. JT. Н. О деривационных механизмах текстообразования // Теоретические аспекты деривации. Пермь, 1982.
  113. В. В. Удмуртские материалы Д. Г. Мессершмидта. Ижевск: Удмуртия, 2001. 224 с.
  114. Национальная социологическая энциклопедия. URL: http://voluntary.ru/dictionary/854/word/kulturnaja-tradicija (Дата обращения 22.02. 2012).
  115. JI. Г. Тавтология как один из способов организации фольклорного текста // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 192 197.
  116. С. Ю. Семантика фольклорного текста и «знание» традиции // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научной конференции / сост. В. Е. Добровольская, Н. В. Котельникова. Вып. 8. М.: ГРЦРФ, 2005. С. 22−41.
  117. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: www.ruthenia.ru/folklore (Дата обращения 14. 11. 2011).
  118. Н. Ныл лушкан // Кенеш. 2001. № 5−6. С. 87.
  119. Т. М. Текст // Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2. М., 1997. С.555−556.
  120. А. И. Лингвистические и экстралингвистические элементы семантики текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982.
  121. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы. М., 1978.
  122. И. М. Песни завятских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. Вып. 1. 232 с. (Удмуртский фольклор).
  123. И. М. К вопросу об уровнях информативности удмуртского песенного текста // Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: Материалы Всероссийской научной конф. Часть I / УдГУ. Ижевск, 2001. С.32−33.
  124. И. М. Песни завятских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. Вып. 2. 332 с. (Удмуртский фольклор).
  125. В. В. Стилистика текста. М., 1980.
  126. С. Народный быт северо-восточной России. Записки о Малмыжском уезде. Т. 59 // Современник. 1856. № 9.
  127. Д. Н. Вотяки Казанской губернии // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. Т. IV, № 1. Казань, 1873.48 с.
  128. П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768—1769 гг.. Ч. 3, половина вторая. СПб, 1788.
  129. Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз V. Вятка: Губернская типография, 1890. 68 с. 148. Пешковский
  130. В. В., Христолюбова JI. С. Удмурты. Этносоциологические очерки. Ижевск: Удмуртия, 1976.
  131. Ф. В. Свадьба народа коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1968. 320 с.
  132. В. А. Свадебный обряд и его поэзия // Энциклопедия земли Вятской. Т. 8: Этнография и фольклор. Киров, 1998. С. 313−329.
  133. П. К. Мылкыдэз лопкыто, сюлэмез вырзыто (Думы рождают, сердце тревожат). Ижевск, 1967.
  134. И. А. О методике обработки материалов для словаря терминов народной культурной традиции // Фольклорный текст-99: Материалы научно-методического семинара / под ред. И. А. Подюкова — Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000. С. 57−62.
  135. И. А., Хоробрых С. В., Антипов Д. А. Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья. Пермь: Перм. кн. из-во, 2004. 359 с.
  136. Г. Н. У вотяков Елабужского уезда // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Т. III. 1880−1882. Казань: типография Императорского университета, 1884.
  137. А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий / Чтения в Императорском обществе истории древностей российских при Московском ун-те. 1865. Кн. 2. С. 1−84.
  138. А. А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Варшава, 1883. Т. I. 278 с.
  139. А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков: Б.И., 1914. 243 с.
  140. . Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
  141. И. В. Удмуртская песенная лирика : от мотива к сюжету (рукопись монографии).
  142. Е. А. Лингвистические исследования структуры текста. М., 1983.
  143. А. Ф. Материалы для этнографии России // Казанская губерния. Казань, 1870.
  144. В. И. Свадьба мордвы Поволжья : обряд и фольклор (историко-этнографические, мифологические, региональные и языковые аспекты) / науч. ред.: А. И. Брыжинский, Ф. И. Урманчеев. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2004. 384с.
  145. Русское устное народное творчество. Обрядовый фольклор: учеб. пособие / сост. Е. А. Шевченко. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2004. 94 с.
  146. Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984.
  147. Н. П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 году. СПб.: при Императорской Академии Наук, 1770. 190 с.
  148. Т. С. Народная примета как текст и проблемы лингвистики фольклорного текста : дисс.. докт. филол. н.: 10.02.01. СПб., 2004. 373 с.
  149. В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян. Ритуал и символ: учеб. пособие по спецкурсу. Сыктывкар, 1991. 80 с.
  150. Л. И. Культура и быт современной удмуртской семьи. Ижевск, 1995.
  151. Е. В. Системное определение текста и некоторые проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы системной организации речи. М., 1987.
  152. М. Ю. Грамматика художественного текста. М., 2000.
  153. Сий Э. Термины родства и свойства в удмуртском языке. Будапешт, 1998.
  154. Синтаксис текста. М., 1979.
  155. О. Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи // Человек Текст — Культура. Екатеринбург, 1994.
  156. Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М.: Издательство «Индрик», 2006. Вып. 10. 560 с.
  157. И. Н. Вотяки. Историко-этнографический очерк. Казань: Типография Императорского университета. Т. VIII. Вып. 2. 1890. 308 с.
  158. Ю. М. Очередные задачи изучения русского фольклора // Художественный фольклор. М., 1926. Вып. 1. С. 9.
  159. С. В. Русские свадебные обряды // Вестник удмуртского университета. 1999. № 3.
  160. Т. С. Полифоническая организация текста современной былички как результат трансформации традиционного жанра.М, 2010. С. 446.
  161. JI. Н. Текст как уровень языковой системы // Взаимодействие языковых структур в системе. Д., 1980. Вып. 4. С. 210— 219.
  162. Т. М. К описанию структуры одного белорусского (восточнополесского) заговора // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 184−192.
  163. Р. А. Жизнь человека в обряде. Уфа: Гилем, 2006. 343 с.
  164. Ю. Ю. Карельская свадебная обрядность. Конец XIX -нач. XX вв. Л.: Наука, 1977. 237 с.
  165. Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел: конец XIX -нач. XX в. Л.: Наука, 1985. 172 с.
  166. Татарско-русский словарь: ок. 38 тыс. слов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 863 с.
  167. И. В. Некоторые исторические сведения об удмуртах и удмуртском языке // Загуляева Б. Ш. Русско-удмуртский разговорник. Ижевск: Удмуртия, 1991. С. 260−264.
  168. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008. 87 с.
  169. Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: Материалы Всероссийской научной конф. Часть I / УдГУ. Ижевск, 2001. 179 с.
  170. Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: Материалы Всероссийской научной конф. Часть II / УдГУ. Ижевск, 2001. 162 с.
  171. С. М. Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Славянский и балканский фольклор / Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М.: Наука, 1989. С. 215−229.
  172. С. М. К понятию культурных кодов // Сборник статей к 60-летию Альберта Кашфуловича Байбурина. Studia Ethnologica АБ 60. Санкт-Петербург, 2007. С. 23−31.
  173. Н. И. Из «грамматики» славянских обрядов // Типология культуры. Взаимное воздействие культур Ученые записки Тартуского гос. ун-та, вып. 576 (Труды по знаковым системам, т. 15). Тарту, 1982. С. 57−71.
  174. Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. 34 с.
  175. А. Д. Этнолингвистические исследования в области славистики в последнее десятилетие // СЭ. 1986. ЖЕ. С.137−140.
  176. В. Н. Мост//Мифы народов мира. М., 1991. С. 176−177.
  177. В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 496 с.
  178. И. В. Коммуникативные модели реализации полифонической рефлексии в разговорно-бытовом дискурсе // Картины русского мира: образы языка в дискурсах и текстах / под ред. 3. И. Резановой. Томск: ИДСК, 2009. С. 56−97.
  179. Тураева 3. Я. Лингвистика текста. М., 1986.
  180. Удмурты: историко-этнографические очерки / науч. ред. В. В. Пименов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1993. С. 197−201.
  181. Удмуртско-русский словарь: Ок. 50 тыс. слов / отв. ред. Л. Е. Кириллова. Ижевск, 2008.
  182. Г. А. Текст: закономерности его построения. Ижевск: Изд-во Удмуртского ИУУ, 1996. 40 с.
  183. Т. П. Свадебный обряд русского сельского населения Удмуртской АССР // Вопросы этносоциологического изучения сельского населения. Ижевск, 1989.
  184. Т. П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья. М., 1997.
  185. А. А. Поездка к вотякам Казанской губернии // Казанские губернские ведомости. 1844. № 14−29.
  186. К. Известия И. Гмелина о Казани и казанских инородцах (1773 г.) // ИОАИЭ. Т. XIX. Вып. 5−6. Казань, 1904.
  187. М. Н. Очерки юридического быта народностей Сарапульского уезда Вятской губернии // Юридический вестник. 1883. № 2.
  188. В. Н. Вотяки // Народы России. Вып. X. М.: Типография Общества распространения полезных книг, 1898. 48 с.
  189. М. М. Эволюция вотского брака: Свадебный обряд Глазовских вотяков. Оттиск из «Известий общества археологии, истории и этнографии». Т. XXVII. Вып. IV. Казань, 1911. 18 с.
  190. М. Б. Текст и его свойства // Вопр. языкознания, 1985. № 2. С. 3−10.
  191. Л. С. Из истории изучения семейных обрядов // Записки УдНИИ. Вып. 22. Ижевск, 1970. С.163−212.
  192. Л. С. Семейные обряды удмуртов (традиции и процессы обновления). Ижевск: Удмуртия, 1984. 128 с.
  193. Л. С., Миннияхметова Т. Г., Тимирзянова Р. Г. Свадебные обряды удмуртов Башкирии // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1989. С. 85−103.
  194. Л. С. Кыче, но сюан овол // Советской Удмуртия. 1991. № 215. 7 ноября. С. 4.
  195. Л. С. Удмурты Башкортостана (история, культура, современность). Уфа, 1994. 58 с.
  196. Л. С. Калык сямъёсты чакласа : Дышетскисьёслы краеведениея юрттэт. Ижевск: Удмуртия, 1995. 212 с.
  197. Л. С. ЗАГС-ын гожтйськонлэн радыз // Кенеш. 2001. № 5−6. С. 93−95.
  198. Н. В. Современные проблемы текстологии русского фольклора // Доклады V межд. съезда славистов. М., 1963. С. 46.
  199. К. В. Поэтика славянского фольклорного текста: Коммуникативный аспект // История, культура, этнография и фольклорславянских народов: VIII Междунар. съезд славистов. Загреб—Лгобляна, сент. 1978 г.: Докл. сов. делегации. М., 1978.С. 302.
  200. Р. А. Удмуртские свадебные песни. Устинов: Удмуртия, 1986. 148 с.
  201. В. Я. Событие и текст. М., 1989.
  202. В. Глазовский уезд // Вестник Императорского русского географического общества. 1859. Кн. 26.
  203. Шмидт 3. Й. «Текст» и «История» как базовые категории // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы. М., 1978. С. 89−108.
  204. Р. О. Лингвистика в ее отношении к другим наукам // Избранные работы. М., 1985. С. 369−420.
  205. И. В. Из жизни пермских вотяков Гондырского края // ИОАИЭ. Т. 19. Вып. 3−4. Казань, 1903.
  206. И. В. Способ умыкания невест среди вотяков Елабужского уезда // Живая старина. 1913. № 22. С. 384−386.
  207. Aminoff, T.G. Lyhyt silmaya itaisten suomensukuister kansain historian ennen heidan joutumistansa Wenajan wallan alle // Koitar, Savo-Karjalaisen osakunnan albumi. 1873. № 2. Helsinki.
  208. Buch, M. Die Wotjaken. Eine ethnologische Studie. Helsingfors, 1882.
  209. Hamalainen, A. Mordvalaisten, tseremissien ja votjakkien kosinta ja haatavoista / MSFOu, vol. XXIX. 1913.
  210. Hamalainen, A. Beitrage zur Ethnographie der Ostfinnen // JSFOu, vol. XLIV, Helsinki, 1930. S. 1−160.
  211. Levinton G.A. Some problems of meaning in folklore texts // Acta Ethno-graphica. 1974. N2−4. pp. 151−152.
  212. Ruutel, I. Wedding traditions of the Isle of Kihnu roots and developments. Folk belief today. Tartu: Estonian Academy of sciences, 1995. pp. 377−405.
  213. Volksbrauche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von Bernhard Munkacsi. Herausgegeben von D.R. Fuchs. Suomalais-Ugrilaisen Seuran Toimituksia, 102. Helsigissa, 1952.
  214. Wichmann, J. Wotjakische sprachproben. I, Helsingfors, 1893.
  215. Wichmann, J. Wotjakischer Wortschatz. Bearbeitet von T.E. Uotila und M. Korhonen. Suomalais-Ugrilainen seura. Helsinki, 1987. 421 p.
  216. Wichmann, J. Wotjakische sprachproben. II, Helsingfors, 1901.
Заполнить форму текущей работой