Синергия архитектуры и костюма в пространстве культуры
Анализ объемно-пространственных структур архитектуры и костюма проводился структурно-логическим методом, являющимся многофакторным, рассматривающим предмет исследования с позиций различных наук — эстетики, искусствознание, технической эстетики, социологии и т. д. Анализ технически-композиционных средств и художественно-пластических приемов формообразования опирается на эмпирические исследования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Информационный подход к изучению явлений культуры и искусства
- 1. 1. Место и роль информационного подхода в культурологии
- 1. 2. Прикладные аспекты информационного подхода в культуре
- 1. 3. Эстетическая и художественная ценность объектов предметно-пространственной среды
- 1. 4. Восприятие форм предметно-пространственной среды
- Глава 2. Информационная структура объектов архитектуры и костюма
- 2. 1. Взаимодействие информационных каналов в системе «человек-среда»
- 2. 2. Стиль как система кодирования информации
- 2. 3. Значимая информация в канале «художник-зритель»
- 2. 4. Генезис и проявление символики в художественных образах архитектуры и костюма
- 2. 5. Синергия художественно-образных структур архитектуры и костюма
- Глава 3. Математическая модель стилевых закономерностей в архитектуре и костюме XIX—XX вв.
- 3. 1. Структурно-композиционное построение форм архитектуры и костюма
- 3. 2. Тектонически-стилевые зависимости форм архитектуры и костюма
- 3. 3. Расчет соотношений внешних и внутренних объемов форм архитектуры и костюма
Синергия архитектуры и костюма в пространстве культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Изучение вопросов стиля в культуре и искусстве приобретает особую актуальность в связи со специфичностью процессов, протекающих в социокультурной среде на современном этапе развития общества Акселирированный ритм современной жизни, меняющиеся эстетические идеалы формируют новые требования, предъявляемые к культуре в целом и, в частности, к материальной культуре. В создании материальной среды, отвечающей этим требованиям, важную роль играет исследование процессов сгилеобразования предметно-пространственной среды в рамках социокультурной проблематики.
В связи с этим одной из центральных задач культурологии является определение закономерностей формирования эстетически полноценного облика материальной среды, исследования системы средств и методов, используемых при создании объектов этой среды, т. е. исследование процессов сгилеобразования и формообразования. На рубеже столетий эти исследования приобретают наибольшую актуальность в связи с переосмыслением принципов и приемов создания «второй природы».
Современные исследования отличает комплексный междисциплинарный подход, в том числе и к проблеме стиля, который характерен для культурологических исследований. Именно при таком подходе возможно установление общего векггора развития культуры, являющегося суммой формообразующих векторов её составляющих компонентовустановление структурного изоморфизма в стилеобразовании различных искусствизучение механизма совместного действия, самоорганизации различных элементов культуры или того, что мы называем синергией различных искусств. Именно в таком ключе следует понимать заглавие настоящей работы, посвящённой исследованию синергии архитектуры и костюма.
Степень разработанности проблемы. Изучению вопросов стиля и связанных с ним процессов формообразования объектов культуры посвящён широкий круг исследований. В философии искусства, эстетике, культурологии проблемам стиля посвящён необъятный пласт литературы от классических сочинений Платона и Аристотеля до классических работ Г. Вёфлина, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, АРигля и др.
В теории архитектуры проблема стиля изучена достаточно глубоко и полно в трудах НА. Бартеньева, Ю. Г. Божко, В. Гропиуса, Н. Ф. Гуляницкого, А. В. Иконникова, А. И. Каплун, В. В. Лебедева, Г. Б. Минервина, А. А. Тиц, С.О. Хан-Магомедова, И. Ш. Шевелева и др.
В дизайне, теоретические основы которого сложились не так давно, с середины XX в., изучению символической организации объектов материальной культуры посвящены труды Р. Генона, А. В. Иконникова, Е. В. Жердева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, В. Монтанова, Ю. С. Сомова и др. В теории костюма основные направления исследований посвящены выявлению стилевых закономерностей в процессе формообразования костюма и прогнозированию этих процессов. Также большое внимание уделяется исследованию бионических принципов формообразования и применению их в коспомотворчесгве. Как и в архитектуре, данный аспект исследований направлен на рассмотрение процесса формообразования во взаимосвязи с природными формами и явлениями (Т.В Белько, Т. В. Козлова и др.).
Но и в теории архитектуры, и в теории костюма не используется в полной мере системно-средовой подход к изучению проблемы стиля, который затем не учитывается при проектировании материальной среды. Существует широкий спектр исследований, посвящённых анализу взаимосвязи и взаимодействия различных видов искусств, в то время как изучение взаимосвязей архитектуры и костюма находится на уровне отрывочных и поверхностных исследований.
Так, в истории архитектуры упоминание о костюме встречается в редких случаях при анализе общих стилевых характеристик какого-либо исторического периода, наряду с интерьером и предметами быта. Теория костюма в большей степени ориентирована на теорию архитектуры, хотя сравнительный анализ данных видов искусств также проводится поверхностно, на уровне общих стилевых характеристик. На самом же деле, между архитектурой и костюмом имеются очень глубокие структурные взаимосвязи, которые до сих пор не изучены и исследовать которые в состоянии такие междисциплинарные науки как культурология.
Они основаны не только на визуально-психологическом восприятии, которое достаточно хорошо изучено в теории архитектуры Г. Б Забелыпанским, Г. Б. Минервиным, А. Г. Раппапорт, А. В. Степановым и др.- в теории костюма С.Н. Беляевой-Экземплярской, сестрами Сориными и др.- не только на близости утилитарного назначения (защита от воздействий среды, как климатических, так и психологических), но и на сходстве принципов построения объёмно-пространственных структур.
Неразработанность данного направления объясняется отсутствием методик исследования столь разнохарактерных по масштабу и материалу объектов и узкой направленностью теоретических исследований архитектуры и костюма Решение данной проблемы возможно осуществить при помощи использования системного подхода и теории информации, которые позволят рассмотреть систему «человек-среда» и процесс формирования стиля, протекающего в ней, в единстве всех взаимосвязей, а также разработать методику анализа данных взаимосвязей.
Информационный подход к изучению явлений культуры, а также к эстетической и художественной оценке произведений искусства, основоположниками которого можно считать Г. А Голицына и В. М, Петрова, используется в последнее время достаточно широко.
Выявлению математических закономерностей в построении художественного языка архитектуры, музыки, поэзии посвящены исследования.
A.В. Волошинова, Г. В. Иванченко, М. А. Марутаева, В. П. Рыжова, И. Ш. Шевелева, И. П. Шмелёва, А. В. Харуго и др.
Информационный подход в области стилевых закономерностей костюма активно разрабатывается Е. В. Ильичёвой, Т. В. Козловой, О. В. Секачёвой, и др. Таким образом, существующие исследования в теории архитектуры и костюма требуют систематизации и рассмотрения их взаимодействия в общей системе «человек-среда» с использованием информационного подхода.
В связи с этим автором изучены различные источники, относящиеся к таким областям знания как:
Энгюлогия и этногенез: труды Л. Н. Гумилёва [58,59], М. Ю. Лимонада.
100].
Искусствоведение и эстетика: работы Н. Л. Адаскиной [2], Г. Вёльфлина [32], Б. Р. Виппера [37], Г. В. Гегеля [45], МЛ. Гинзбурга [46], П. П. Гнедича [47], О. А. Кривцуна [95], МФ. Овсянникова [121], Е. Я Ротенберга [128−129], Л. HLТолстого [145], Ю. А. Филиппьева [ 146], Е. Г. Яковлева [157].
История и философия культуры: труды А. К. Байбурина [15], Д. Бидни [22], В. В. Вейдле [29], Л. В. Землянухиной [74], М. С. Каган [82−83], CJC. Карпенкова [86], Е. В. Мареевой [105], Б .Я Рыбакова [130], Д Сингх [134],.
B.П. Толстого [118].
Мифология и психоанализ: труды П. К. Анохина [9], Р. Арнхейма [11 ], И. Д. Артамонова [12], Э. С. Бауэр [20], Л. М. Веккера [30], Б. М. Величковского [31], А. С. Выготского [42−43], В. В. Евсюкова [66], Г. Б. Забельшанского [13], А. Н. Леонтьева [98], Лысенко В. Г. [103], Е. М. Мелитинского [114], А. В. Степанова [141 ].
Теория информации: труды Ю. С. Виноградова [35], А. В. Волошинова [3940], С. Голдмана [48], Г. А. Голицина [49−55], А. С. Дриккера [65], труды международного ночного симпозиума в Таганроге [80], С. Маслова [109], А. Моль [115−116], Д Пидоу [125], Ч. Пирс [126], К. В. Судакова [143], Е. Четыркина [151].
Во всех этих исследованиях содержится информация о множестве взаимосвязей в пространстве культуры между различными видами искусства, но отсутствуют исследования, посвящённые анализу взаимодействия архитектуры и костюма как на уровне символических значений, так и на уровне построения объёмно-пространственных структур.
Предпринятое в диссертации исследование архитектуры и костюма как объектов материальной культуры позволило выявить генезис и общие закономерности формообразования — синергию — этих сфер культуры как отражение общих процессов культуры.
Цель исследования — выявить общие закономерности и специфику проявления стилевых взаимосвязей в объектах архитектуры и костюма как элементов информационной системы «человек-среда».
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Разработать модель взаимодействия элементов системы «человек-среда» на структурно-информационном уровне.
2. Выявить структурную взаимосвязь элементов материальной среды.
3. Раскрыть закономерности функционирования канала информационного «художник-зритель» с выделением значимой информации.
4. Выявить синергию художественно-образных структур архитектуры и костюма на знаково-семантическом уровне.
5. Выполнить анализ объёмно-пространственных структур форм архитектуры и костюма на уровне композиционного построения и тектонических закономерностей.
6. Разработать математическую модель расчёта динамики тектонических закономерностей в формах архитектуры и костюма как проявления стилевых признаков.
Объектом исследования являются формы архитектуры и костюма как артефакты в пространстве культуры.
Предмет исследования — формообразующие и знаково-семантические изоморфизмы — синергия — рассматриваемых объектов.
Теоретические я методологические основы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили основные положения культурологии, эстетики и философии искусства, а также синергетики, теории информации, архитектуры, костюма, эниологии. Методологическую базу исследования составила синергетическая парадигма в исследовании сложных самоорганизующихся систем, каковыми являются объекты культуры, а также традиционные для архитектуры и дизайна методы анализа композиционного и структурного построения художественной формы. В качестве инструмента используются принципы диахронного (конкретно-исторического) и синхронного (структурно-логического) анализа, статистические методы сбора информации.
Анализ объемно-пространственных структур архитектуры и костюма проводился структурно-логическим методом, являющимся многофакторным, рассматривающим предмет исследования с позиций различных наук — эстетики, искусствознание, технической эстетики, социологии и т. д. Анализ технически-композиционных средств и художественно-пластических приемов формообразования опирается на эмпирические исследования объектов, а также на структурно-графический метод, включающий в себя метод редуцирования и модульного пропорционирования. Кроме качественных методов исследования форм архитектуры и костюма также использованы количественные методы анализа объектов предметно-пространственной среды.
В обобщающей части исследования используется метод объективизации и синтеза морфологических признаков изучаемых объектов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В работе предложен новый подход к изучению процессов формирования стиля в виде информационной модели взаимодействия элементов в системе «человек-среда»;
2. Создана методика исследования художественно-образных структур объектов архитектуры и костюма, состоящая в переводе понятийных единиц социокода на язык иконических знаков-символов.
3. Разработана математическая модель исследования пространственных характеристик архитектуры и костюма, выявляющая общие закономерностисинергию — в динамике этих двух сфер культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Авторская концепция структурной организации системы «человек-среда» представляет собой информационную модель, позволяющую выявить взаимосвязь культурологических, социоинформационных и биоэнергетических факторов, влияющих на процесс формирования художественного образа объектов материальной среды.
2. Материальная среда представляет собой группы мобильных и стабильных элементов с различным характером организации объёмно-пространственных структур, где лишь архитектура и костюм обладают в полной мере такими характеристиками как объём, пространство и тектоника.
3. При синхронно-диахронном методе исследования объектов материальной культуры значимой информацией в канале «художник-зритель» является семантическая информация, которая в процессе восприятия складывается из первичного образа, вырабатываемого на чувственно-биологическом уровне и вторичного образа, вырабатываемого на уровне культуры.
4. Выявление иконического символа социокода при помощи разработки словаря символов с визуально-психологическими характеристиками позволяет вывить синергию архитектуры и костюма на уровне художественно-образных структур.
5. Анализ соотношений внешних и внутренних объёмов форм архитектуры и костюма за последние 200 лет, выполненный с использованием разработанной математической модели, позволил выявить: а) очевидную корреляцию (коэффициент корреляции 0,76) в динамике формообразования в архитектуре и костюме, свидетельствующую об общих закономерностях — синергии — в организации объёмно-пространственных структур объектов архитектуры и костюма. б) синхронную цикличность в процессе формообразования в архитектуре и костюме, свидетельствующую, согласно данным синергетики, об устойчивом характере динамики архитектуры и костюма как сложных открытых систем. в) сокращение длины стилевых периодов и убывание их амплитуды, свидетельствующее о тенденции динамики формообразования в архитектуре и костюме к состоянию неустойчивости, о приближении процессов, протекающих в открытой системе «человек — среда», к критической точке бифуркации, что может повлечь за собой непредсказуемые последствия не только в процессе формирования стиля, но и в существовании всей системы.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в нём положения, характеристики и выводы, разработанные методики анализа, основанные на системном подходе к пространству культуры, могут использоваться для создания теоретических основ проектирования предметно-пространственной среды.
Раскрытие синергетического аспекта в процессе формообразования архитектуры и костюма способствует восстановлению баланса в информационной структуре системы «человек — среда».
Кроме того, основные идеи и результаты диссертации могут послужить развитию и совершенствованию методов научной и учебно-педагогической деятельности специалистов по теории культуры и близких областей знания.
Апробация результатов работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета Отдельные положения диссертации докладывались автором на методических семинарах кафедры культурологии СГТУ.
Основные положения диссертации доложены на следующих конференциях: Межрегиональной научной конференции «Разум. Истина. Человек» (Саратов, 15 ноября 2001 г.) — Всероссийской научной конференции «Синергетика культуры» (Саратов, 14−15 декабря 2001 г.) — Межвузовской конференции «Молодые учёные — Саратовской области» (Саратов, 25 апреля 2002 г.) — Межрегиональной научной конференции «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента», (Саратов, июнь 2002 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Интеграционные процессы в современном обществе», (Саратов, 22 ноября 2002 г.) — Региональной научной конференции — школы молодых учёных «Актуальные вопросы социального и промышленного менеджмента» (Саратов, 21 марта 2003 г.) — VIII Международной научной конференции «Нелинейный мир» (Астрахань, 15−20 сентября 2003 г.).
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на 3−4 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Список литературы
представлен 168 работами отечественных и зарубежных авторов. Приложение в виде исходного графического материала представлено 31 моделями коспома и 12 объектами архитектуры (фасады, разрезы, планы).
Заключение
.
На основании проведённых в данной работе исследований с использованием основных положений теории информации и синхронно-диахронного метода анализа результаты сводятся к следующему:
Первая глава.
Обзор литературных источников и исследований в области теории информации и теоретико-информационного подхода в эмпирической эстетике позволил выявить основные направления в изучении объектов культуры и степень разработанности данных направлений. В результате анализа прикладных аспектов информационного подхода в изучении явлений культуры, а также закономерностей восприятия эстетической и художественной ценности объектов материальной культуры намечены основные цели и задачи исследования.
Вторая глава.
1. Разработана информационная модель системы «человек-среда», позволившая выявить иерархическую структуру взаимосвязей различных уровней данной системы и характер влияния социоинформационной и биоэнергетической сред на процесс формирования стиля в материальной среде.
2. В результате построения данной модели и проведения анализа элементов, составляющих материальную среду, как искусственную, так и естественную, на структурном уровне с использованием таких категорий как тектоника, пространство и объём, выявлено единство принципов построения объёмно-пространственных структур архитектуры и костюма.
3. Изучение процесса формирования стиля, а также субъективных и объективных факторов в восприятии и создании художественного образа с точки зрения диахронного анализа, позволило выявить значимую информацию в канале «художник — зритель». В данном аспекте исследовании таковой ' является семантическая информация, основанная на чувственно-биологическом и культурно-историческом уровнях, что позволило обозначить их как критерии оценки и анализа художественно-образных структур архитектуры и костюма.
4. В результате анализа генезиса и проявления символики в формах архитектуры и костюма на уровне художественно-образных структур предложена методика выявления символа-знака социокода стилевых периодов в виде разработки словаря символов с соответствующими характеристиками. Анализ форм архитектуры и костюма, начиная с Древнего Египта и заканчивая стилем барокко, с использованием данной методики позволил выявить единую символическую структуру художественных образов архитектуры и костюма.
Третья глава.
1. Сбор и анализ иконографического материала позволил выявить ряд базовых форм костюма XIX — XX вв. и систематизировать их в соответствии с рядом архитектурных форм и стилевыми периодами. В результате анализа композиционного построения объёмно-пространственных структур форм архитектуры и костюма, выполненного в соответствии с такими критериями оценки как: характер пластики объёма, характер членений с выделением преобладающего направления и пропорциональных соотношений частей форм, а также степень объёмности, выявлены следующие закономерности формообразования:
— сокращение продолжительности стилевых периодов сопровождается постепенным усложнением и загруженностью форм;
— чередование стилевых периодов с преимущественным использованием какого-либо вида пластики (криволинейной и прямолинейной) сменяется1 смешением их в одной форме;
— членения форм, имеющие достаточно чёткую обозначенносгь в начале исследуемого периода, постепенно теряют свою значимость.
Результатом данного процесса явилось коренное изменение к концу 20-го столетия принципов создания форм архитектуры и костюма, где основным требованием, предъявляемым к предметно-пространственной среде, становится мобильность, трансформируемость, комбинаторика и адаптация, определяющие меру использования и значимости средств художественной выразительности.
2. Предварительный анализ тектонических закономерностей, выполненный с использованием ряда базовых форм костюма и разрезов архитектурных сооружений, позволяет сделать вывод о наличии сходных характеристик в соотношениях внешних и внутренних объёмов форм архитектуры и костюма Также выявлена общая тенденция значительного уменьшения степени расхождения данных объёмов, наблюдаемая в конце XX столетия.
3. Для разработки математической модели расчёта соотношения внешних и внутренних объёмов форм архитектуры и костюма выполнено редуцирование ряда базовых форм костюма и ряда архитектурных сооружении, представленных разрезами и планами, с последующим внесением их численных характеристик в компьютерную программу.
4. Результаты математического расчёта соотношений внешних и внутренних объёмов форм архитектуры и костюма, представленные в виде графика, и подтверждённые расчётом коэффициента корреляции, позволяют сделать следующие выводы:
— Синергия архитектуры и костюма подтверждается на уровне построения объёмно-пространственной структуры, где существует корреляционная зависимость процессов формообразования;
Смена стилей является периодическим процессом;
— Амплитуда колебаний в соотношениях внешних и внутренних объёмов и, соответственно, стилевых периодов к концу XX в. заметно убывает;
— Наблюдается значительное сокращение временных рамок стилевых периодов;
Данные закономерности свидетельствуют о неустойчивости нелинейной системы «человек — среда» и о приближении её к критической точке бифуркации, что может повлечь за собой непредсказуемые последствия.
Одним из шагов на пути к выходу на новый аттрактор может послужить разработка теоретических основ проектирования предметно-пространственной среды с учётом средового подхода и всех факторов, влияющих на процесс формирования стиля. В данном аспекте разработанные нами методики и полученные результаты исследований могут быть использованы в качестве информационной базы данных в создании комплекса мер по осуществлению поставленных задач в сфере культуры.
Список литературы
- Авсентъев В.Л. Архитектурные пропорции — Киев- Будавельник, 1986.-236 с.
- Азинян И.А. Архитектура в художественной культуре. Теоретические проблемы взаимодействия искусств. М.-1996. — 100 с.
- Акилова 3. Т., Петушкова Г. И. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. М., 1993. — 243 с.
- Алпатов М «Этюды по всеобщей истории искусств». М., 1979. — 127 с.
- Алпатов М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М. 1940. — 236 с.
- Альберти Леон-Баггтиста. Десять книг о зодчестве. Т. 1. — М.: Политиздат, 1971.-248 с.
- Английские моды. Рига, 1915 -1916.138
- Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. -176
- Араухо И. Архитектурная композиция. — М.: Высшая школа. 1982. — 208 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М, 1974. — 253 с.
- Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М.: Наука, 1969. -132 с.
- Архитектура и эмоциональный мир человека./Забельшанский Г. Б., Минервин Г. Б., Раппапорт А. Г., Сомов Г. Ю. — М.: Стройиздат, 1985.-208 с. 14. Ателье: 1923. -54 с.
- Байбурин А. К ' Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб. 1993.154 с.
- Бандура И. В. Эстетические проблемы моды. — М., 1988. — 142 с.
- Бартеньев И.А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобраз. искусство, 1983. 384 с.
- Бартеньев И. А. Форма и конструкция в архитектуре. Издательство лит-ры по строительству. Ленинград, 1968. — 262 с.
- Бартон В. «Сравнение как средство познания». Минск, 1978. — 243 с.
- Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М.: ВИЭМ, 1935. — 125 с.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М.: 1996.213 с.
- Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоковУ/Антолотия исследований культуры. Т. 1, СПб, 1997. 213 с.
- Божко Ю. Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. — Киев, 1991.-245 с.
- Борев Ю. Б. Природа стиля и стилистический анализ. М., 1979. — 231 с.
- Борисовский Г. Б. Парфенон и конвейер. — М: Молодая гвардия, 1971.-324 с.
- Браверман А. М. Об основных принципах развития современной одежды. Переяслав-Хмельницкий., 1956. — 126 с.
- Будалов Р. Введение в науку о языке. — М., 1958. 231V
- Вальтер Гропиус. Границы архитектуры. М.- 1971. — 265 с.
- Веккер Jl. М. Психические процессы. J1. Лгу, 1981. т. 3. с. 45- 67 с.
- Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. — М., 1982.-327 с.
- Вёльфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1997. 234 с.
- Вестник моды. М, 1922−1926. — 34 с.
- Ветров (Аркин) Д. Современный костюм. //Красная Нива, N 39, 1926.-136 с.
- Виноградов Ю. С. Математическая статистика и её применение в текстильной и швейной промышленности. М., 1970. — 324 с.
- Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре. Т. 1−2. — М., 1937. 23 с.
- Виппер Б. Р. введение в историческое изучение искусства. М.: 1985 — 288 с.
- Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I, СПб., 1995. 234 с.
- Волошинов АВ. Математика и искусство: Кн. Для тех, кто не только любит математику или искусство, но не желает задуматься о природе прекрасногоIи красоте науки. — 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — 399с.
- Волошинов А. В. Об эстетике Фракталов и фрактальности искусства // Синергитическая парадигма Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002 с. 213 — 246с.
- Вольфганг Брун, Макс Тильке, История костюма от древности до Нового времени. — М.: Эксмо. 1995. 462 с.
- Выготский А. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 336 с.
- Выготский Л. С. Совр. Соч. в 6 т. М, 1982, т. 1. — с. 27−28.
- Гайдученя А.А. Динамическая архитектура: (основные направления развития, принципы методы). Киев: Бущвельник. 1983. — 297 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика, т. 3. ML: Искусство, 1971, с. 384−385.
- V, 46. Гинзбург М Я. Стиль и эпоха. М.: 1924. — 142 с.
- Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М.: Современник. 1996. 494 с.
- Голдман С. Теория информации. М: ИЛ, 1957. — 148 с.
- Голицин Г. А. Информация и творчество. М.: 1997 — 264 с.
- Голицин Г. А Информация и законы эстетического восприятия. // Число и мысль, вып.З. М.: Знание, 1980. -132 с.
- Голицин Г. А. Информационный подход в психологии творчества. // Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Понамарев Я. А -М.: Наука, 1983. 228 с.
- Голицин Г. А Информация и законы эстетического восприятия. // Число и мысль, вып.3. М: Знание, 1980. -154 с.
- Голицин Г. А. Моделирование зрительных иллюзий как метод исследования восприятия. // Вопр. психологии, № 5,1980. 124 с.
- Голицин Г. А, Кузменко В. А. Информационная модель мотиваций и эмоций. И Тез. IV семинара «Теория функциональных систем». — М., 1982. — 326 с.
- Голицин Г. А, Петров В. М. О влияние социально-личностных факторов на зрительные иллюзии // Психологический журнал, № 4,1982. — с. 10−12.
- Грушин Б. А Очерки логики исторического исследования. М, 1961.-154 с. у' 57. Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры, — М.: Стройиздат, 1984. 334 с.
- Гумилёв Л. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. -М.: Рольф, 2002.-384 с.
- Гумилбв Jt Этногенез и биосфера Земли. М: ООО «Издательство ACT», 2001.-560 с.
- Гуссерль Э. Логические исследования. СПб, 1909. 226 с.
- Дамский мир: 1907−1917−124 с.
- Дженкинс Н Ладья под пирамидой. — М: Наука, 1986. — 127 с. ."Vй* 63. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М. 1985 — 364 с.
- Для памяти потомству своему. 1993 Москва 182 с. J. ^ 65. Дриккер А. С. Эволюция культуры: информационный отбор. Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство: Академический проект. 2000. — 184 с.
- Евсюков В. В. Мифы о мироздании / Беседы о мире и человеке. — М.: Политиздат, 1986. -112 с.
- Ефимова Л. Русская вышивка и кружево. — М. 1982. 248 с.
- Жердев Е. В. Художественная семантика дизайна — М.: Аутопан, 1996. — 246 с.
- Жердев Е. В. Художественное осмысление объектов дизайна — М.: Аутопан, 1993.-132 с.
- Журнал мод: 1945−1999. 124 с.
- Забродина Г. Д Взаимодействие информационных каналов в система «Человек-среда» //Актуальные проблемы социального менеджмента: Межвуз. Науч. сб., Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 2002. 151 — 154с.
- Забродина Г. Д Взаимодействие элементов в системе «Человек-среда» // Концептуальные парадигмы разума человека Межвуз. Научн. сб., Саратов:
- J^ Сарат. гос. техн. ун-т. 2002.181 -184с.
- Забродина Г. Д, Окишев А. Г. Синергия архитектуры и костюма в стилевом > пространсгве.//Синергия культуры: Труды всероссийской конференции. ^ Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 2002.- С.263−268.
- Землянухина Л.В. Эстетика, этнография. Быт. М.- Легпромбытиздат, 1994.-435 с.
- Ив Сен Лоран. 28 лет творчества Париж. 1986. 324 с. t
- Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. М: Стройиздат. 1986.-288 с.
- Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство. 1985. -175 с.
- Иконников А.В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М: Стройиздат, 1990. 335 с.
- Ильичёва Е.В. Формирование стиля в проектировании европейского ч костюма XX века: Дисканд. техн. наук: 05.19.07. М., 1999. — 150с.
- Иллюстрированная энциклопедия моды.: J1. Кебалова, О. Гербенова, МЛамарова, Прага «Артия» 1987. — 608 с.
- Информационный подход в эмпирической эстетике. Труды международного научного симпозиума Таганрог. 1998. — 272 с.
- История архитектуры: Объект, предмет и метод исследования: Сб. науч. тр./ ЦНИИП градостроительства М, 1988. — 325 с.
- Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. с. 343.
- Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 286 с.
- Каплун А. И. Стиль и архитектура. — М: Стройиздат, 1985. 232 с.
- Кармин, А Культорология. Сантк-Петербург, 2001. 832 с.
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: Академический проект, 2001. — 626 с.
- Кибалова J1. Иллюстративная энциклопедия моды. Прага. Артия,. 1966. 456 с.
- J^ 89. Киреева Е. История костюма М., 1970. -142 с.
- Кирпиченко Е. И. Русская архитектура 1830 1910-х годов. — М.: 1978.-302 с.
- Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре 18 первой половины 20 вв. Опыт энциклопедии. — М., 1995. — 152 с.
- Козлов В. Основы художественного оформления текстильных изделий. -, М., 1981.-321 с.
- Козлова Т. В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат. 1988.-256 с.
- Комисеаржевский Ф. Костюм. Санкт-Петербург, 1910. — 342 с.
- Конструкция и архитектурная форма Сб. науч. тр. под ред. Лебедева Ю. С., /ЦНИИ градостроительства. М., 1986. — 142 с.
- Кривцун О. А. Эстетика М: Аспект -пресс. 2001. 447 с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М: «Ось-89», 2000.-320с.
- Лебедев В. В. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры. М.: Стройиздат, 1993. —132 с.
- Леонтьев А. К Потребности, мотивы, эмоции. М: МГУ, 1971. 132 с.
- Лешкевич Т. Г. Философия науки. Традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 2001. 428 с.
- Лимонад М. Ю. Живые поля архитектуры. Обнинск: Издательство «Титул», 1997.-208 с.
- Лосев А. «Знак, символ, миф». М, 1982. — 245 с.
- Логман Ю. «Актуальные проблемы семиотики культуры». Тарту, 1987. -382 с.
- Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика М.: Наука, 1986. — 200 с.
- Мантанов В. Образ, знак, условность. М: Высшая школа 1980. с. 68.
- Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М: Экзамен, 2002. — 192 с.
- Маркс К. Капитал. Т. 1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.
- Маркс К, см. Маркс К. и Энгельс Ф., соч., 2 изд. т. 12, с. 737.
- Маслов Г. «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник». — М, 1983. — 287 с.
- Маслов С. Теория поиска вывода и вопросы психологии творчества Семиотика и информатика М., 1979. — 364 с.
- Маца И. Л. К вопросу о стиле. Жури. «Искусство». 1959. N 1. с. 38−41.
- Методика художественного конструирования. ВНИИТЭ, 1983 Москва. -167 с.
- Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Вып. 1. Техническая эстетика и эстетика промышленных форм М.: 1970. — 235 с.
- Мир искусства: 1899−1904. -139 с.
- Мифологический словарь, под ред. Е. М. Мелитинского. М.: Советская энциклопедия. 1991. 736 с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М: Прогресс, 1973. 406 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. -352 с.
- Московская школа дизайна: костюм и текстиль. 1994 Москва. — 246 с.
- На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры./Материалы науч. конф. под ред. Толстого В. П и Швидковского Д. В.-М., 1997.-128 с.
- Никитин В. А. Генезис архитектурной культуры. Тольятти, 1997. 235 с.
- Новости моделей: 1936. 98 с.
- Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. — М.: 1984. — 165 с.
- Основы теории и проектирования костюма: Учеб. Для вузов. / Под ред. Т. В. Козловой. — М: Легпромбьггиздат, 1988. 352 с.
- Пармой Ф. М Композиция костюма. — М: Легпромбьггиздат, 1997. — 318 с.
- Петелин В. В, Метод. Направление. Стиль. М.: Искусство, 1963. — 154 с.
- Пидоу Д. Геометрия и иску сство. М.: Мир, 1979. — 332 с.
- Пирс Ч. Символы, сигналы, шумы // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.-242 с.
- Рене Генон. Символы священной науки. Пер. с франц. — М.: Беловодье. 2002.-496 с.
- Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М. 1989. 354 с.
- Ротенберг Е. И Западноевропейское искусство XVII века. М: Искусство. 1971.-134 с.
- Рыбаков Б. Я Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. — 703 с.
- Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М: Стройиздат. 1984.-326 с.
- Сапрыкина Н. А Архитектурная форма: Статика и динамика: Учеб. Пособие для вузов: Спец. «Архитектура». — М: Стройиздат, 1995. 407 с.
- Секачёва О.В. Выявление образноОиформационной структуры современной российской моды: Дис. канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1999. — 120с.
- Семиотика и язык архитектуры: Сб. науч. тр. под ред. Российской Е. И. / ВНИИТАГ. М., 1991. — 178 с.
- Сингх Д. Системная основа развития древнейндийских поселений // Импакг. Наука и общество. Человеческие поселения. 1986. N 3. с. 27−37.
- Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции. / Под ред. Проф. А. В. Волошинова. Саратов: Сарат. Гос. Техн. ун-т, 2002. 248 с.
- Сомов Ю. С. Композиция в технике. М.: Машиностроение,!972. — 264 с.
- Сорины С. Язык одежды. М., 1998.258 с.
- Соссюр де Ф. Курс общей лингвистики. М.: Соцэкгиз. 1933. с.
- Спирин А. Общая теория статистики. М., 1995. — 164 с.
- Средовой подход в архитектуре и градостроительстве. Сб. науч. тр. под ред. Высоковского А. А. /ВНИИТАГ. М., 1989. — 268 с.
- Степанов А. В. Архитектурная психология. М, Стройиздат, 1993. — 295 с.
- Степучев Р. А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. Конспект лекции. МГТА, 1991. -168 с.
- Судаков К. В. Динамические стереотипы или информационные отпечатки действительности. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 128 с.
- Тиц А. А. Пластический язык архитектуры. М.: Стройиздат. 1986. — 312 с.
- Толстой Л. Н. Что такое искусство? М.: Современник, 1985. 246 с.
- Филиппьев Ю. А. Что и как позна&г искусство. М.: Наука, 1976. — 238 с.
- Флегчер Б. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. СПб, 1913. Т. 1−3.
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда// Проблемы формообразования, Мастера и течения. М. :Стройзидат, 1996. — 709 с.
- Художник, вещь, мода 1989 Москва 365 с.
- Четыркин Е. Вероятность и статистика — М. 1982. 324 с.
- Шарль-Ру Э. Непостижимая Шанель. М. 1986. — 142 с.
- Шевелев И. Ш. и др. Золотое сечение. М.: Стройиздаг, 1990. — 343 с.
- Эзотерика т. 2. Астрология: Учебный курс Мюнхенского университета Пер. с нем. — М: Воскресенье. 1993. 300 с.
- Эстетика Словарь. 1989 Москва 326 с.
- Якобсон A. JI. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX -XV вв.-Я, 1987.486 с.
- Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. — М. Гардарики, 199. — 464с.
- Якулина JI. Русские набивные ткани 16−17 вв. М. 1954. — 146 с.
- Arnold R. Vivienne Westwood: her work and influences, 1971 -1993 146 c.
- Ash J. Chic thrills. 1992 14 c.
- Barnard, M. Fashion as communication. 1996 Routiedge. London and New York. 165 c.
- Barnes R. Dress and Gender making and meaning. 1993 34 c.
- Barthes R. The fashion system. 1985 241 c.
- Batterberry M. &. A. Fashion, the minor of history. 1982 12c.
- Voloshinov A. Symmetry as a Superprincipple of Science and Art // Leonardo, 1996, Vol. 29, № 2, pp. 109 -113.
- Rosch E. К Principles of cateqorizition. In: Rosch E., Lloyd B. Ed. Cognition and categorization. W., 1978. — 234 c.1. Костюм XIX XX вв.