Концепт пути в мировоззрении Н. С. Лескова
Методологической основой исследования явился диалектический метод познания. Построение культурологической концепции, на которой построен анализ философских взглядов Н. С. Лескова, осуществлялось на основе теоретических и эмпирических данных общей культурологии, когнитивной лингвистики и структурной семантики. В работе использовался также метод построения актантовых моделей для выявления… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Категория концепта как основа культурологического анализа художественного произведения
- 1. 1. Концепт и понятие
- 1. 2. Коммуникативная природа концепта
- Концепт и имя
- 1. 3. Концепт — категория культурологии
- 1. 4. Уровни концептов
- 1. 5. Художественные концепты и художественные ассоциации
- 1. 6. Художественные конг^епты и художественные образы
- 1. 7. Концепт и конг^ептосфера
- 1. 8. Концепт как системное образование, структура концепта
- 1. 9. Выводы
- Глава 2. Концепты русской культуры. Концепт «пути» в концептосферерусской культуры
- 2. 1. Язычество и Христианство — два основных источника формирования коьщептов русской культуры
- 2. 2. Константные концепты русской культуры
- 2. 3. Когнитивная сущность концепта пути
- 2. 4. Концепт «пути» в концептосфере русской культуры 81−82 2.4.1. Этимология слова «путь»
- 2. 5. Концепт «пути» в русском фольклоре
- 2. 5. 1. Актантоеая модель концепта «пути» в русской сказке
- 2. 5. 2. «Путь» и «судьба» в русском фольклоре
- 2. 6. Концепт пути в христианской литературе 99−103 2.6.1. Исход к лучшему
- 2. 7. Отражение концепта «пути» в русской фразеологии
- 2. 8. Выводы
- Глава 3. Концепт пути в творчестве Н.С.Лескова
- 3. 1. Критика о Н. С. Лескове. Споры о периодизации его творчества
- 3. 2. Религиозно-философские основы формирования концепта пути Н. С. Лескова
- 3. 3. Антинигилистические взгляды Н. С. Лескова: вера — путь к истине
- 3. 4. Сомнения в истинности выбранного пути
- 3. 5. «Очарованный странник» — художественное воплощение концепта пути
- 3. 5. 1. Название — как знак концепта пути
- 3. 5. 2. Символика топонимов
- 3. 6. «Попутчики» (Толстой)
- 3. 7. Выводы
- Заключение
- Список литературы
Концепт пути в мировоззрении Н. С. Лескова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Настоящее исследование посвящено изучению одного из центральных концептов мировой культуры, а именно концепта пути, в мировоззрении русского писателя-философа XIX века, до сих пор не окончательно понятого, «прозеванного гения"1, Николая Семеновича Лескова.
Концепт пути является универсальным концептом человеческой культуры в целом в силу того, что отражает сущность бытия — движение. В то же время этот концепт, как и любой иной, получает своеобразное преломление в сознании каждого индивида, обрастая новыми смыслами. На формирование индивидуального содержания концепта воздействуют всеобщие (общечеловеческие), национальные, этнические и исторические факторы культуры.
Индивидуальное содержание концептов наиболее отчетливо проявляется в трудах философов, изначально нацеленных на их формулирование и доказательство. Но структура и содержание того или иного индивидуального концепта могут быть выявлены и в результате анализа произведений художественного творчества, где мировоззренческие категории получают свое образное выражение. В этом случае необходимо установить достаточно четкое соответствие между когнитивными категориями и художественными образами.
В русском литературном творчестве концепт пути оказывается одним из центральных. Его первостепенную значимость для русского писателя отмечал А. Блок в статье «Душа Дмитренко С. Прозеванный гений // Н. Лесков. Повести и рассказы. М., 1998. С. 9. писателя»: «Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, является чувство пути*"].
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы установить содержание и структуру концепта пути, сложившуюся в мировоззрении Лескова, а также определить, как отражается в нем общекультурный и русский национальный концепт пути, каковы религиозно-философские и исторические предпосылки формирования этого концепта в сознании писателя, каков характер связей между когнитивными категориями его мировоззрения и созданной им системой художественных образов.
Изучение структуры и содержания какого-либо концепта в мировоззрении писателя предполагает, прежде всего, четкое представление о том, что такое концепт культуры, каковы пути его формирования в культуре конкретного народа, каково его место в общей концептосфере данной культуры.
В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются задачи:
1. Определить структуру и содержание концепта как категории культурологии, установить отличие данной категории от других категорий отражения мира сознанием человека.
1 БлокА. Собр. соч. В 8 т. T.5. М., Л., 1962. С. 369−370.
Слово путь выделено Блоком.
2. Установить иерархию культурологических концептов и определить место индивидуальных мировоззренческих концептов в этой иерархии.
3. Определить сущность художественных концептов и их взаимодействие с художественными образами.
4. Определить пути и источники формирования основных концептов культуры, получающих свое индивидуальное преломление в сознании художников.
5. Выявить когнитивную сущность концепта пути в концептосфере русской культуры на основании этимологических, фразеологических и литературно-исторических источников.
6. Определить факторы, воздействовавшие на формирование концепта пути в мировоззрении Лескова.
7. Определить содержание и структуру концепта пути в мировоззрении Лескова по средствам анализа художественных образов, заключающих элементы этого концепта.
Актуальность разработки данной темы обусловлена прежде всего тем, что литературное творчество составляет одну из центральных сфер, в которых наиболее отчетливо могут проявляться культурные концепты как категории не только индивидуального сознания, но и общественного сознания народа, говорящего на данном языке. А культурологический анализ художественных произведений, отделенных от нас более чем столетием, позволяет установить не только историческую преемственность культуры, но и характер произошедших в ней изменений, ведь «разрыв между культурами, их конфликт возможен не только в виде столкновения родной и чужой культуры, но и внутри своей родной культуры, когда изменения в жизни общества достигают такого уровня, что следующие поколения уже не помнят, не знают, не понимают культуры и мироощущения своих предков"1. Поэтому разработка основ культурологического анализа литературного творчества могла бы составить определенное направление в теоретической культурологии и способствовать лучшему пониманию этнокультурной и исторической обусловленности содержания тех или иных концептов.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем впервые делается попытка применения категорий культурологии для анализа философских взглядов писателя. Творчество спорного и не до конца понятого писателя-философа Н. С. Лескова исследуется с позиций культурологии, а не литературоведения. Индивидуальные концепты мировоззрения художника изучаются на фоне общих концептов национальной и мировой культуры.
Теоретической значение исследования определяется разработкой и уточнением культурологического понятия концепта и его соотношения с другими понятиями, используемыми при исследовании форм и способов познания человеком окружающей действительностив установлении иерархии культурных концептов и в построении модели структуры концепта пути, а также в.
1 Тер-Мгшасова С. Г. Язык как зеркало культуры. М., 1999. С. 73. применении этой модели к анализу индивидуального концепта в мировоззрении Лескова.
Проведенное исследование позволяет внести некоторые уточнения в устоявшуюся оценку философских взглядов Лескова и более точно определить его место в русской культуре, а также характер взаимодействия русской литературы и Православия.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования полученных выводов в курсах по теории культурологии, по теории и истории русской литературы XIX века, при разработке учебников и учебных пособий по данной тематике.
Методологической основой исследования явился диалектический метод познания. Построение культурологической концепции, на которой построен анализ философских взглядов Н. С. Лескова, осуществлялось на основе теоретических и эмпирических данных общей культурологии, когнитивной лингвистики и структурной семантики. В работе использовался также метод построения актантовых моделей для выявления содержания и структуры исследуемого концепта и установление с помощью разработанных моделей характера отношений между и и структурой концепта и структурой художественных образов.
Фактический материал для предпринятого культурологического анализа составили произведения Лескова, написанные в 70-е годы XIX века, т. е. в период, когда концепт пути, поиск пути оказался для него наиболее значимым.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях и освещались в ходе выступлений на конференциях:
Ломоносовские чтения — 1999 г.".
Ломоносовские чтения — 2000 г.".
Россия и Запад — диалог культур" 1998 г.
Рождественские чтения — 2000 г.".
По материалам диссертации опубликованы следующие статьи и тезисы докладов:
К определению термина концепт" // Перевод, литература и культура. Изд. МГУ, факультет иностранных языков, 2000 г.
Концепт пути как семиотическая категория" // Тезисы доклада на конференции «Ломоносовские чтения — 2000 г.».
Концепт пути в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» // Вестник МГУ, Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000 г. № 2.
Кризис христианства в творчестве Н. С. Лескова" // Вестник МГУ, Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000 г. № 4.
Культурологический концепт как один из основных элементов курса «Мир изучаемого языка». // Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации: материалы научной региональной конференции. Ставрополь. СГУ. 2000. С. 54.
Содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников.
3.7. Выводы.
1. Анализ творчества Лескова в разные периоды его жизни позволяет утвердиться во мнении, что писатель не являлся апологетом Православной церкви. Религиозность, присущая философии Лескова, имеет более глубокий смысл, и в известной степени противостоит церковности. «Реакционность» Лескова, ошибочно связывавшаяся с его приверженностью к церкви, состояла лишь в открытом противодействии нигилизму, свойственному революционным демократам 60-х годов XIX века.
2. В философии Лескова праведная жизнь человека — это тот путь, который приводит его к Богу. Философское осмысление истинности этого пути нашло свое отражение в литературном творчестве Лескова. Концепт пути является центральным в его индивидуальной авторской концептосфере. Вокруг него развертываются самые разнообразные образные построения.
3. Начиная с 70-х годов в творчестве Н. С. Лескова отчетливо прослеживается стремление определить, в чем истинный путь человека. Совокупность произведений этого периода представляет собой отражение целостной модели пути, элементы которой оказываются связанными между собой определенными системными отношениями.
4. В последний период творчества Лескова со всей очевидностью обнаруживается сложившаяся философская концепция писателя, его четкое противопоставление веры и церкви, его приверженность высоким нравственным ценностям, основанная на истинной вере.
5. Модель концепта пути может быть обнаружена не только в совокупности произведений, но и в некоторых отдельных произведениях. Наиболее отчетливо она проявляется в повести «Очарованный странник».
Заключение
.
Проведенное исследование структуры и содержания концепта пути в мировоззрении Лескова позволило сделать ряд важных новых выводов о творчестве этого русского писателя.
Основное содержание лесковского концепта пути — это движение к истинной вере путем преодоления как ложности церковных представлений, так и нигилизма, т. е. отрицания веры вообще. Лесков предстает не как религиозный писатель-догматик, видевший праведность пути в институте церкви, а как писатель-мыслитель, пытающийся познать смысл жизненного пути человека.
Такой взгляд на мировоззренческую концепцию Лескова позволяет поставить его в один ряд с такими писателями, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, также противопоставлявшими веру церкви.
Формирование концепта пути в мировоззрении Лескова проходило несколько этапов. Содержание этого концепта формировалось под воздействием представления о пути, сложившегося в общечеловеческом характере в целом и русской культуре в частности, а так же в результате собственных размышлений о смысле жизненного пути и его предопределенности. Концепт пути Лескова отражает общую модель концепта. В его структуре легко обнаруживаются все актанты, имеющиеся в структуре концепта вообще.
Понимание содержания концепта пути в мировоззрении Лескова оказалось возможным благодаря тому, что литературное творчество писателя стало объектом не литературоведческого, а культурологического анализа. Индивидуальный концепт пути рассматривался сквозь призму общего концепта пути в русской и мировой культурах.
Концепт пути может быть отнесен к тем мировоззренческим категориям, которые свойственны человеческому сознанию в целом, т. е. являются когнитивными константами культуры не столько русской, сколько общечеловеческой.
На формирование концепта пути в русской культуре (как и в европейской) повлияли два, с нашей точки зрения, основных источника — христианство и язычество.
В отличие от таких абстрактных констант универсальной человеческой культуры, как «вера», «свобода», «добро», «зло» и т. п., концепт пути построен на метафоре. В ее основе лежит вещественный предмет, который доступен человеку не только мысленно, но и в непосредственном ощущении. Поэтому концепт пути складывается в сознании людей очень рано, возможно, до того, когда возникли другие, более абстрактные концепты.
Богатство смысловой структуры концепта пути проявляется в системе значений слова путь и его синонимов (дорога, тропинка), а также в значениях фразеологических оборотов, построенных с этим словом. Это богатство обусловлено всей историей функционирования слова на протяжении многих веков и в определенной степени заложено в его этимологии.
Сравнение значений слова путь в старорусском и современном русском языках показывает, что концептуальное ядро слова практически не изменилось. Слово путь сохранило значение пространственного и временного перемещения как средства достижения некоей цели и сопряженного с преодолением сопротивления среды.
Концепт пути оказывается связанным как с понятием жизни, выводимом логически из философской посылки о том, что движение есть форма существования материи, т. е. форма жизни, так и с понятием судьбы, некоей предопределенности жизни, ее подчинением норме, правилам, законам, которые лишь отчасти оказываются общественно осознанными и эксплицитно предписанными.
Концепт пути в фольклорных произведениях соотносится с предназначением героя, с идеей неотвратимости этого пути и предстает как заранее данная модель поведения. В этом отчетливо проявляется совмещение понятия пути и судьбы.
Христианский путь — это неразрывная цепь препятствий, сопряженных со страданиями, лишениями, дорога к нравственному и духовному возвышению. Это всегда движение в двух плоскостях: горизонтальное движение вперед — это мученичество тела, вертикальное движение души вверх облегчает страдания тела, делая эти страдания осознанными.
В результате исследования сделан ряд выводов, не только касающихся творчества Лескова и характеристики концепта пути в русской литературе и культуре, но и характеризующих, в той или иной степени, категорию концепта в целом. А именно:
Концепт, как и понятие, является продуктом мыслительной деятельности человека и представляет собой одну из познавательных форм, некую идею, мысль, отражающую в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними.
В отличие от понятия, в содержание которого входят не все признаки отражаемых объектов, а лишь существенные, позволяющие с большей или меньшей точностью отличить его от других объектов реального мира, концепт фиксирует максимальное число признаков объекта, как существенных, так и несущественных.
Как и понятие, концепт формируется за счет применения в процессе познания таких умственных действий, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение и определение. В то же время строго рациональной сущности понятия противостоит менее строгая сущность концепта, так как концепт возникает в результате и рационального и чувственного отражения действительностиощущения, восприятия, представления.
Как и понятие, концепт связан с языковым знаком. Однако если понятие, тяготея к максимальной точности в идентификации объектов отражаемой действительности, связано обычно с одним словом или даже с одним из значений многозначного слова, то концепт может охватывать не только все значения слова, устанавливая между ними своеобразные ассоциативные связи, но и некоторое множество родственных слов, синонимов, антонимов, а также словосочетаний, в которых отражается тот или иной аспект концепта.
В отличие от понятия концепт включает в себя не только объективное содержание, но и оценочные, модальные и исторические характеристики отражаемого объекта, т. е. отношение народа, носителя данной культуры, к отражаемому объекту в определенную историческую эпоху. Эти характеристики могут варьироваться как в разных культурах, так и в культуре одного народа в разные исторические периоды.
Концепты в силу их особой отражательной природы (совмещение чувственного и рационального познания) могут существовать как обобщенное абстрактное отражение какоголибо объекта или явления действительности, свойственное данному народу в данною историческую эпоху, так и индивидуальное, возникающее в психике индивида под воздействием общих концептов и собственного познавательного опыта, в том числе ощущений и восприятий, возможное лишь при непосредственном контакте с отражаемым объектом.
Использование культурологической категории концепта для анализа литературного творчества представляется достаточно перспективным, так как позволяет расширить поле зрения исследователя и обратить внимание на некоторые факторы, не изучающиеся обычно традиционным литературоведением.
Таким образом, эта категория открывает путь к новым исследованиям, которые помогут уточнить имеющиеся представления о философских взглядах тех или иных авторов.
Список литературы
- Блок А. Собр. Соч. В 8 т. т. 5., — М. — Д., 1962.
- Лесков Н. Повести. Рассказы. М., 1973.
- Лесков Н. С. Собр. Соч.: В 11 т. М., 1956 — 1958.
- Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: В XXX т. T.III.-M., 1996.
- Обрядовая поэзия. Библиотека русского фольклора, -Т. 3, кн. 1., — сост. Ю. Г. Круглова. — М., 1997.9. «Русские народные песни». М., 1988.10. «Русские сказки». -М., 1969.
- Святое Евангелие. СПб., 1914.
- Сказки. Библиотека русского фольклора. Сост. Ю. Г. Круглова. М&bdquo- 1988−1989.
- Толстой Л.Н. Собр. соч. М., 1953.
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. — № 7, № 9.
- Аверинцев С.С. Общественные предпосылки возникновения христианства //История древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1992.
- Арутюнова Н. Д. Два эскиза к «геометрии» Достоевского. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
- Арутюнова Н.Д. Номинация, референция, значение. // Языковая номинация. М., 1977.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
- Аскольдов С.А. Концепт и слово. // Русская словесность. Антология. М., 1997.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. -Т. 1−3 М., 1994.
- Бельчиков Ю.А. Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красоте и богатстве красок, (к 100-летию со дня рождения К.Г. Паустовского) // Русс, язык в школе. М., 1992. — № 2.
- Билинкис Я.С. Логика пути или «Прошлое не умерло, оно даже не прошло» // Концепция и смысл. СПб., 1996.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народнаякультура средневековья и ренессанса. М., 1965.
- Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира: о культуре //Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. — Т. 1.
- Богуславская О. Ю. Динамика и статика в семантике пространственных прилагательных. // Логический анализ языка. Языки пространств. М. 2000.
- Болдырев Н.Н. Отражение пространства деятеля и пространства наблюдателя в высказывании. // Логический анализ языка. Языки пространств. М, 2000.
- Болотнова Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994.
- Булгаков С.Н. Православие. (Очерки учения православной церкви). Париж, 1962- М., 1991.
- Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Перемещение в пространстве как метафора эмоций. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
- Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. М., 1977.
- Винокур Г. О. Культура языка: Очерки лингвистическойтехнологии. М., 1925.
- Воробьев В.М. «Лингвокультурология (теория и методы)». М. 1997.
- Вригт Г. X. Модальная логика местоположения. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Вригт Г. X. О локализации ментальных состояний. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Гак В. Г. Пространство вне пространства. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М. Международные отношения. М., 1977.
- Галактионов А.А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв.. Л., 1989.
- Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1−2. Харьков, 1913−1916.
- Гельмонд. Славянская хроника. М., 1963.
- Гик А. В. «Случится все, что предназначено.» (путь и судьба в идиостиле М. Кузмина). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992.
- Голикова С.В. Семантика пространства в причете и заговоре: параллели в фольклорных жанрах (по уральским записям) // Экология культуры и образования: филология, философия, история. -Тюмень, 1997. С. 38−39.
- Голованивская М.К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М., 1997.
- Голубинский Е.Г. История русской церкви. М., 1880.
- Грек А. Г. Пространство жизни и смерти в двух циклах стихов Вячеслава Иванова. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Григорьев В. П. Хлебников: «Настоящий голод пространства» // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
- Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.
- Дмитровская М. А. Трансформации мифологемы мирового дерева у А. Платонова. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Добрушина Н.Р. Воздух: вещество или пространство, материя или дух. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
- Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1995. -Т. 1,2.
- Ермакова О. П. Пространственные метафоры в русском языке. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.
- Зализняк. А. А. Преодоление пространства в русской языковой картине мира: глагол добираться. II Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Замалеев А.Ф. Лепты: исследования по Русской философии. СПб., 1996.
- Звегинцев В.А. Семасиология. М., 1957.
- Знаков В.В. Правда и ложь в сознании народа и современной психологии понимания. М., 1993.
- Золкин А. А. Пространственная структура карнавала (на материале Mother Goose Rhymes). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Иванов В.В. Мотивы восточнославянского язычества и их трансформации в русских иконах. // Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. М., 1976.
- Иванов В. В. Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974.
- Ильин И.А. Основы христианской культуры //Ильин И. А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993.
- Иоанн (Снычев) митр. Русская симфония // Очерки русской историографии. СП-б., 1998.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. М., 1996.
- История культуры древней Руси. Т. 1−2. Л.- М., 1951.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
- Казакевич О. А. Селькупская дорога (Пространственная ориентация в фольклоре северных селькупов). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Карташов А. Влияние церкви на русскую культуру //Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж, 1928. — № 9. -С. 33−40.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1916. -Ч. III.
- Ковалевский П. Исторический путь России. Париж, 1948.
- Кобозева И.М. Грамматика описания пространства. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Кодзасов С. В. Фонетическая символика пространства (семантика долготы и краткости). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.
- Костомаров Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847.
- Котин М. Л. «Царство»: от локального к трансцендентному. (История переосмысления в древнегерманских христианских памятниках). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Кошелев А. Д. Еще раз о значении имени существительного. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Красных В.В. От концепта к тексту и обратно. //
- Вестник МГУ, сер. 9, № 1. 1998.
- Крещение Руси в трудах русских и современных историков. Сб. ст. Сост. Кузьмин А. Г. М., «Мысль», 1988.
- Криничная Н.А. Нить жизни: Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях. -Петрозаводск, 1995.
- Криничная Н.А. На росстани: мифологема судьбы в фольклорно-этнографическом освещении // Этнографическое обозрение. -М., 1997.
- Кубрякова Е. С. О понятиях места, предмета и пространства. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Париж, 1952. — 171 с. (Переиздание — М., 1993. -230 е.).
- Культура и общество Древней Руси (X-XVII вв.). Зарубежная историография: Реферативный сборник. М., 1988. — Ч. 1.- М., 1988. — 4.2.
- Культурология /Под ред. Радугина. Каф. истории и теории культуры Воронежского ун-та культуры. Воронеж, 1996.
- Культурология: Основы теории и истории культуры. -СПб,. 1996. 580с.
- Культурология: Теория и история культур. Учебное пособие. М., 1996.
- Кустова Г. И. Тип концептуализации пространства и семантические свойства глагола (группа попасть). II Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Лебедева Л. Б. Семантика «ограничивающих» слов. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Родные просторы. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1979.
- Лихачев Д.С. Русская культура в духовной жизни мира //Союз. 1990. -№ 34.
- Лихачев Д.С. Избранные работы: В III т. T.III. Л., 1987.
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. // Русская словесность. Антология. М., 1997.
- Лихачев Д.С. Культура русского народа X XXVII вв. -М.-Л., 1961.
- Лихачев Д.С. Культура русского народа X—XVII вв.. М.-Л" 1961.
- Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л., 1945.
- Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
- Логический анализ языка. Образ человека в характере и языке. М., 1999.
- Локк Д. Избранные философские произведения Т. 1. -М., 1960.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1990.
- Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970.
- Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве. 1. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте, 2. Дом в «Мастере и Маргарите» // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. — Вып. 720. — Тарту, 1986.
- Максимов Д.М. Идея пути в поэтическом сознании Блока // Поэзия и проза А. Блока. JL, 1975.
- Манн Ю. Что означает гоголевский образ дороги? // Смелость изобретения: черты художественного мира Гоголя. М., 1985.
- Марков В. Миф. Символ. Метафора. Рига, 1994.
- Мельников А. А. Путь непечален: Исторические свидетельства святости Белой Руси. Минск, 1992.
- Мень А. Домашние беседы о Христе и Церкви. М., 1995.
- Мень А.В. История религии: в поисках пути, истины и жизни. В 7 тт. М., 1991−1993.
- Мечковская Н. Б. К характеристике аксиологических потенций слова: концепты круг, колесо и их оценочно-экспрессивные дериваты. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Мечковская Н.Б. Язык и религия. Уч. пособия. М., 1998.
- Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. -М., 1997.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. -М., 1994.
- Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. -М., 1988.
- Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М., 1995.
- Михеев М. И. Деформация пространства в пределах русской души (по текстам Андрея Платонова). // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
- Моклецова И.В. Традиция паломничества в русской культуре (А.С. Пушкин и А.Н. Муравьев). // Вестник МГУ, сер. 19, 1999, № 2.
- Никитина С. Е. Келья в три окошечка (о пространстве в духовном стихе). // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
- Овчинникова И. Г. Ассоциации и высказывание: структура и семантика. Пермь, 1994.
- Очерки истории культуры славян. М., 1996.
- Павловская А.В. Роль европейского путешествия в американской культуре. // Вестник МГУ, сер. 19, 1999, № 3.
- Падучева Е. В. Пространство в обличии времени и наоборот (к типологии метонимических переносов). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Панова Л. Г. Пространство в поэтическом мире. О. Мандельштама. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
- Переверзев К. Л. Пространства, ситуации, события, миры: К проблеме лингвистической онтологии. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Подлесская В. И., Рахилина. Е. В. «Лицом к лицу». // Логический анализ языка. Языка пространств. М., 2000.
- Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
- Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997.
- Православие и культура: Сб. религиозно-философских статей /Под ред. В. В. Зеньковского. Берлин, 1923. — 235 с.
- Почепцов Р.Г. История русской семиотики. М., 1998.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. -Л., 1946.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. 2. е изд. -М., 1969.
- Рожанский Ф. И. Направление движения (типологическое исследование). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. -М., 1996.
- Розина Р. И. Устранение преграды (семантика и аспектуальное поведение группы русских глаголов). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Розинер Ф. Куда глядят глаза Ивана царевича, или визуальный словарь русской волшебной сказки // Записки паломника. М., 1998. С. 113−136.
- Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
- Рудаков А. «Краткая история христианской церкви». -М., 1999.
- Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси. М., 1984.
- Рыбаков Б.А. Язычество древне Руси. М., 1987.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
- Рябцева И. К. Размер и количество в языковой картине мира. Логический анализ языка. Языки пространств, М., 2000.
- Святский Д. Под сводом хрустального неба. Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. СПб., 1913.
- Семенова С. Ю. О некоторых свойствах межпространственных параметров. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Срезневский И.И. Исследование о языческом богослужении древних славян. СПб., 1848.
- Степанов Ю.С. Концепт «духовного странничества» в России XIX XX вв. // Русское подвижничество. — М., 1996.
- Степанов Ю.С. Словарь русской культуры. Константы. -М., 1997.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Тилъман Ю. Д. Пространство в языковой картине мира Ф. И. Тютчева (концепт круг). II Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Толстой Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа: правый-левый, мужской-женский. // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
- Толстой Н.И. Язык и народная культура. // Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.
- Тошович Б. Глаголы каузации положения в пространстве. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М., 1977.
- Филипенко М. В. Следы «пути» в высказывании. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Чернейко Л.О., Долинский В. А. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа // Вестник московского университета. Сер. 9. — М., 1996. — № 6.
- Шаклеин В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста. М., 1997.
- Шатуновский И.Б. Предложения наличия VS. Бытийные и локативные предложения в русском языке. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
- Шеппинг Д.О. Дохристианские воззрения человека на смерть и загробную жизнь. М., 1889.
- Шеппинг Д.О. Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии. Воронеж, 1889.
- Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
- Щавелева Н.И. Послание епископа краковского Матвея Бернгарду Клервоскому об «обращении русских» //Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. -М, 1976.
- Элиаде. Мирча. Священное и мирское. М., 1994.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., «Ренессанс», 1991.
- Яковлева Е. С. Пространство умозрения и его отражение в русском языке. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
- Янко Т.Е. Бытование и обладание: конструкции с глаголом быть. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
- Dubois G. et autres. Dictionnaire de linguistique. P. 1973.
- Greimas A.J. Semantique structurale. P. Larousse, 1966.
- Бельчиков Ю.А. Человек живет словами. (к 160-летию со дня рождения Н.С. Лескова) // Русский язык в школе. М., 1990. — № 6
- Венгеров С.А. Лесков // Энциклопедический словарь Т. XVIII.-СПб., 1896.
- Венгеров С.А. Собрание сочинений. T.V. СПб., 1911.
- Волынский А.Л. Н.С.Лесков. Рг., 1923.
- ГебельВ. Н. С. Лесков в творческой лаборатории. М., 1945.
- Головин (Орловский) К. Ф. Русский роман и русское общество. СПб.
- Дмитренко С. Прозеванный гений // Н. Лесков. Повести и рассказы. М., 1998.
- Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова (народное самосознании его стилевое воплощение в поэтике Н.С. Лескова). Воронеж, 1994.
- Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова. Тула, 1981.
- Львов-Рогачевский В. Лесков // Энциклопедический словарь.-М., 1913. T.XXVII.
- Львов-Рогачевский В. Лесков //Энциклопедический словарь Т. XXVII. М., 1913.
- Майорова О. Е. Игра слов у Н. С. Лескова: Чудо в рассказе «На краю света» // Русская речь. 1986. — № 7. — С. 27−32.
- Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. T.IV. Спб., 1897.
- Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. Т.VIII. Спб., 1914.
- Михайловский Н. К. Сочинения Н.К. Михайловского. T.I. Спб., 1896.
- Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.
- Протопопов М.А. Больной талант (Собрание сочинений Н. С. Лескова. Десять томов. Спб., 1889−1891 гг.).// Русская мысль. -1891.- № 12.
- Сидяков Ю. Л. «На краю света» и «Темняк» Н. С. Лескова. // Учен. зап. тартусского университета. 1982. — Вып. 604. -С. 90−96.
- Столярова И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова). Л., 1978.
- Столярова И.В. Лесков и Россия // Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: В 30 т. T.I. М., 1996.
- Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. М., 1983. — Ч. 4.
- Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л., 1986.
- Библейская энциклопедия. М., 1991.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Малый академический словарь русского языка. М., 1982.
- Преображенский Л.Г. Этимологический словарь русского языка Т. 2, — М. 1910−1914.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. -М., 1995.
- Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка Т.2. СПб., 1895.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка Т. 3, — М., 1971.
- Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова изд. 4-е. -М., 1980.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Шанский Н.М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.