Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепт пути в мировоззрении Н. С. Лескова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явился диалектический метод познания. Построение культурологической концепции, на которой построен анализ философских взглядов Н. С. Лескова, осуществлялось на основе теоретических и эмпирических данных общей культурологии, когнитивной лингвистики и структурной семантики. В работе использовался также метод построения актантовых моделей для выявления… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Категория концепта как основа культурологического анализа художественного произведения
    • 1. 1. Концепт и понятие
    • 1. 2. Коммуникативная природа концепта
  • Концепт и имя
    • 1. 3. Концепт — категория культурологии
    • 1. 4. Уровни концептов
    • 1. 5. Художественные концепты и художественные ассоциации
    • 1. 6. Художественные конг^епты и художественные образы
    • 1. 7. Концепт и конг^ептосфера
    • 1. 8. Концепт как системное образование, структура концепта
    • 1. 9. Выводы
  • Глава 2. Концепты русской культуры. Концепт «пути» в концептосферерусской культуры
    • 2. 1. Язычество и Христианство — два основных источника формирования коьщептов русской культуры
    • 2. 2. Константные концепты русской культуры
    • 2. 3. Когнитивная сущность концепта пути
    • 2. 4. Концепт «пути» в концептосфере русской культуры 81−82 2.4.1. Этимология слова «путь»
    • 2. 5. Концепт «пути» в русском фольклоре
      • 2. 5. 1. Актантоеая модель концепта «пути» в русской сказке
      • 2. 5. 2. «Путь» и «судьба» в русском фольклоре
    • 2. 6. Концепт пути в христианской литературе 99−103 2.6.1. Исход к лучшему
    • 2. 7. Отражение концепта «пути» в русской фразеологии
    • 2. 8. Выводы
  • Глава 3. Концепт пути в творчестве Н.С.Лескова
    • 3. 1. Критика о Н. С. Лескове. Споры о периодизации его творчества
    • 3. 2. Религиозно-философские основы формирования концепта пути Н. С. Лескова
    • 3. 3. Антинигилистические взгляды Н. С. Лескова: вера — путь к истине
    • 3. 4. Сомнения в истинности выбранного пути
    • 3. 5. «Очарованный странник» — художественное воплощение концепта пути
      • 3. 5. 1. Название — как знак концепта пути
      • 3. 5. 2. Символика топонимов
    • 3. 6. «Попутчики» (Толстой)
    • 3. 7. Выводы
  • Заключение
  • Список литературы

Концепт пути в мировоззрении Н. С. Лескова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено изучению одного из центральных концептов мировой культуры, а именно концепта пути, в мировоззрении русского писателя-философа XIX века, до сих пор не окончательно понятого, «прозеванного гения"1, Николая Семеновича Лескова.

Концепт пути является универсальным концептом человеческой культуры в целом в силу того, что отражает сущность бытия — движение. В то же время этот концепт, как и любой иной, получает своеобразное преломление в сознании каждого индивида, обрастая новыми смыслами. На формирование индивидуального содержания концепта воздействуют всеобщие (общечеловеческие), национальные, этнические и исторические факторы культуры.

Индивидуальное содержание концептов наиболее отчетливо проявляется в трудах философов, изначально нацеленных на их формулирование и доказательство. Но структура и содержание того или иного индивидуального концепта могут быть выявлены и в результате анализа произведений художественного творчества, где мировоззренческие категории получают свое образное выражение. В этом случае необходимо установить достаточно четкое соответствие между когнитивными категориями и художественными образами.

В русском литературном творчестве концепт пути оказывается одним из центральных. Его первостепенную значимость для русского писателя отмечал А. Блок в статье «Душа Дмитренко С. Прозеванный гений // Н. Лесков. Повести и рассказы. М., 1998. С. 9. писателя»: «Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, является чувство пути*"].

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы установить содержание и структуру концепта пути, сложившуюся в мировоззрении Лескова, а также определить, как отражается в нем общекультурный и русский национальный концепт пути, каковы религиозно-философские и исторические предпосылки формирования этого концепта в сознании писателя, каков характер связей между когнитивными категориями его мировоззрения и созданной им системой художественных образов.

Изучение структуры и содержания какого-либо концепта в мировоззрении писателя предполагает, прежде всего, четкое представление о том, что такое концепт культуры, каковы пути его формирования в культуре конкретного народа, каково его место в общей концептосфере данной культуры.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются задачи:

1. Определить структуру и содержание концепта как категории культурологии, установить отличие данной категории от других категорий отражения мира сознанием человека.

1 БлокА. Собр. соч. В 8 т. T.5. М., Л., 1962. С. 369−370.

Слово путь выделено Блоком.

2. Установить иерархию культурологических концептов и определить место индивидуальных мировоззренческих концептов в этой иерархии.

3. Определить сущность художественных концептов и их взаимодействие с художественными образами.

4. Определить пути и источники формирования основных концептов культуры, получающих свое индивидуальное преломление в сознании художников.

5. Выявить когнитивную сущность концепта пути в концептосфере русской культуры на основании этимологических, фразеологических и литературно-исторических источников.

6. Определить факторы, воздействовавшие на формирование концепта пути в мировоззрении Лескова.

7. Определить содержание и структуру концепта пути в мировоззрении Лескова по средствам анализа художественных образов, заключающих элементы этого концепта.

Актуальность разработки данной темы обусловлена прежде всего тем, что литературное творчество составляет одну из центральных сфер, в которых наиболее отчетливо могут проявляться культурные концепты как категории не только индивидуального сознания, но и общественного сознания народа, говорящего на данном языке. А культурологический анализ художественных произведений, отделенных от нас более чем столетием, позволяет установить не только историческую преемственность культуры, но и характер произошедших в ней изменений, ведь «разрыв между культурами, их конфликт возможен не только в виде столкновения родной и чужой культуры, но и внутри своей родной культуры, когда изменения в жизни общества достигают такого уровня, что следующие поколения уже не помнят, не знают, не понимают культуры и мироощущения своих предков"1. Поэтому разработка основ культурологического анализа литературного творчества могла бы составить определенное направление в теоретической культурологии и способствовать лучшему пониманию этнокультурной и исторической обусловленности содержания тех или иных концептов.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем впервые делается попытка применения категорий культурологии для анализа философских взглядов писателя. Творчество спорного и не до конца понятого писателя-философа Н. С. Лескова исследуется с позиций культурологии, а не литературоведения. Индивидуальные концепты мировоззрения художника изучаются на фоне общих концептов национальной и мировой культуры.

Теоретической значение исследования определяется разработкой и уточнением культурологического понятия концепта и его соотношения с другими понятиями, используемыми при исследовании форм и способов познания человеком окружающей действительностив установлении иерархии культурных концептов и в построении модели структуры концепта пути, а также в.

1 Тер-Мгшасова С. Г. Язык как зеркало культуры. М., 1999. С. 73. применении этой модели к анализу индивидуального концепта в мировоззрении Лескова.

Проведенное исследование позволяет внести некоторые уточнения в устоявшуюся оценку философских взглядов Лескова и более точно определить его место в русской культуре, а также характер взаимодействия русской литературы и Православия.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования полученных выводов в курсах по теории культурологии, по теории и истории русской литературы XIX века, при разработке учебников и учебных пособий по данной тематике.

Методологической основой исследования явился диалектический метод познания. Построение культурологической концепции, на которой построен анализ философских взглядов Н. С. Лескова, осуществлялось на основе теоретических и эмпирических данных общей культурологии, когнитивной лингвистики и структурной семантики. В работе использовался также метод построения актантовых моделей для выявления содержания и структуры исследуемого концепта и установление с помощью разработанных моделей характера отношений между и и структурой концепта и структурой художественных образов.

Фактический материал для предпринятого культурологического анализа составили произведения Лескова, написанные в 70-е годы XIX века, т. е. в период, когда концепт пути, поиск пути оказался для него наиболее значимым.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях и освещались в ходе выступлений на конференциях:

Ломоносовские чтения — 1999 г.".

Ломоносовские чтения — 2000 г.".

Россия и Запад — диалог культур" 1998 г.

Рождественские чтения — 2000 г.".

По материалам диссертации опубликованы следующие статьи и тезисы докладов:

К определению термина концепт" // Перевод, литература и культура. Изд. МГУ, факультет иностранных языков, 2000 г.

Концепт пути как семиотическая категория" // Тезисы доклада на конференции «Ломоносовские чтения — 2000 г.».

Концепт пути в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» // Вестник МГУ, Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000 г. № 2.

Кризис христианства в творчестве Н. С. Лескова" // Вестник МГУ, Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000 г. № 4.

Культурологический концепт как один из основных элементов курса «Мир изучаемого языка». // Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации: материалы научной региональной конференции. Ставрополь. СГУ. 2000. С. 54.

Содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников.

3.7. Выводы.

1. Анализ творчества Лескова в разные периоды его жизни позволяет утвердиться во мнении, что писатель не являлся апологетом Православной церкви. Религиозность, присущая философии Лескова, имеет более глубокий смысл, и в известной степени противостоит церковности. «Реакционность» Лескова, ошибочно связывавшаяся с его приверженностью к церкви, состояла лишь в открытом противодействии нигилизму, свойственному революционным демократам 60-х годов XIX века.

2. В философии Лескова праведная жизнь человека — это тот путь, который приводит его к Богу. Философское осмысление истинности этого пути нашло свое отражение в литературном творчестве Лескова. Концепт пути является центральным в его индивидуальной авторской концептосфере. Вокруг него развертываются самые разнообразные образные построения.

3. Начиная с 70-х годов в творчестве Н. С. Лескова отчетливо прослеживается стремление определить, в чем истинный путь человека. Совокупность произведений этого периода представляет собой отражение целостной модели пути, элементы которой оказываются связанными между собой определенными системными отношениями.

4. В последний период творчества Лескова со всей очевидностью обнаруживается сложившаяся философская концепция писателя, его четкое противопоставление веры и церкви, его приверженность высоким нравственным ценностям, основанная на истинной вере.

5. Модель концепта пути может быть обнаружена не только в совокупности произведений, но и в некоторых отдельных произведениях. Наиболее отчетливо она проявляется в повести «Очарованный странник».

Заключение

.

Проведенное исследование структуры и содержания концепта пути в мировоззрении Лескова позволило сделать ряд важных новых выводов о творчестве этого русского писателя.

Основное содержание лесковского концепта пути — это движение к истинной вере путем преодоления как ложности церковных представлений, так и нигилизма, т. е. отрицания веры вообще. Лесков предстает не как религиозный писатель-догматик, видевший праведность пути в институте церкви, а как писатель-мыслитель, пытающийся познать смысл жизненного пути человека.

Такой взгляд на мировоззренческую концепцию Лескова позволяет поставить его в один ряд с такими писателями, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, также противопоставлявшими веру церкви.

Формирование концепта пути в мировоззрении Лескова проходило несколько этапов. Содержание этого концепта формировалось под воздействием представления о пути, сложившегося в общечеловеческом характере в целом и русской культуре в частности, а так же в результате собственных размышлений о смысле жизненного пути и его предопределенности. Концепт пути Лескова отражает общую модель концепта. В его структуре легко обнаруживаются все актанты, имеющиеся в структуре концепта вообще.

Понимание содержания концепта пути в мировоззрении Лескова оказалось возможным благодаря тому, что литературное творчество писателя стало объектом не литературоведческого, а культурологического анализа. Индивидуальный концепт пути рассматривался сквозь призму общего концепта пути в русской и мировой культурах.

Концепт пути может быть отнесен к тем мировоззренческим категориям, которые свойственны человеческому сознанию в целом, т. е. являются когнитивными константами культуры не столько русской, сколько общечеловеческой.

На формирование концепта пути в русской культуре (как и в европейской) повлияли два, с нашей точки зрения, основных источника — христианство и язычество.

В отличие от таких абстрактных констант универсальной человеческой культуры, как «вера», «свобода», «добро», «зло» и т. п., концепт пути построен на метафоре. В ее основе лежит вещественный предмет, который доступен человеку не только мысленно, но и в непосредственном ощущении. Поэтому концепт пути складывается в сознании людей очень рано, возможно, до того, когда возникли другие, более абстрактные концепты.

Богатство смысловой структуры концепта пути проявляется в системе значений слова путь и его синонимов (дорога, тропинка), а также в значениях фразеологических оборотов, построенных с этим словом. Это богатство обусловлено всей историей функционирования слова на протяжении многих веков и в определенной степени заложено в его этимологии.

Сравнение значений слова путь в старорусском и современном русском языках показывает, что концептуальное ядро слова практически не изменилось. Слово путь сохранило значение пространственного и временного перемещения как средства достижения некоей цели и сопряженного с преодолением сопротивления среды.

Концепт пути оказывается связанным как с понятием жизни, выводимом логически из философской посылки о том, что движение есть форма существования материи, т. е. форма жизни, так и с понятием судьбы, некоей предопределенности жизни, ее подчинением норме, правилам, законам, которые лишь отчасти оказываются общественно осознанными и эксплицитно предписанными.

Концепт пути в фольклорных произведениях соотносится с предназначением героя, с идеей неотвратимости этого пути и предстает как заранее данная модель поведения. В этом отчетливо проявляется совмещение понятия пути и судьбы.

Христианский путь — это неразрывная цепь препятствий, сопряженных со страданиями, лишениями, дорога к нравственному и духовному возвышению. Это всегда движение в двух плоскостях: горизонтальное движение вперед — это мученичество тела, вертикальное движение души вверх облегчает страдания тела, делая эти страдания осознанными.

В результате исследования сделан ряд выводов, не только касающихся творчества Лескова и характеристики концепта пути в русской литературе и культуре, но и характеризующих, в той или иной степени, категорию концепта в целом. А именно:

Концепт, как и понятие, является продуктом мыслительной деятельности человека и представляет собой одну из познавательных форм, некую идею, мысль, отражающую в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними.

В отличие от понятия, в содержание которого входят не все признаки отражаемых объектов, а лишь существенные, позволяющие с большей или меньшей точностью отличить его от других объектов реального мира, концепт фиксирует максимальное число признаков объекта, как существенных, так и несущественных.

Как и понятие, концепт формируется за счет применения в процессе познания таких умственных действий, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение и определение. В то же время строго рациональной сущности понятия противостоит менее строгая сущность концепта, так как концепт возникает в результате и рационального и чувственного отражения действительностиощущения, восприятия, представления.

Как и понятие, концепт связан с языковым знаком. Однако если понятие, тяготея к максимальной точности в идентификации объектов отражаемой действительности, связано обычно с одним словом или даже с одним из значений многозначного слова, то концепт может охватывать не только все значения слова, устанавливая между ними своеобразные ассоциативные связи, но и некоторое множество родственных слов, синонимов, антонимов, а также словосочетаний, в которых отражается тот или иной аспект концепта.

В отличие от понятия концепт включает в себя не только объективное содержание, но и оценочные, модальные и исторические характеристики отражаемого объекта, т. е. отношение народа, носителя данной культуры, к отражаемому объекту в определенную историческую эпоху. Эти характеристики могут варьироваться как в разных культурах, так и в культуре одного народа в разные исторические периоды.

Концепты в силу их особой отражательной природы (совмещение чувственного и рационального познания) могут существовать как обобщенное абстрактное отражение какоголибо объекта или явления действительности, свойственное данному народу в данною историческую эпоху, так и индивидуальное, возникающее в психике индивида под воздействием общих концептов и собственного познавательного опыта, в том числе ощущений и восприятий, возможное лишь при непосредственном контакте с отражаемым объектом.

Использование культурологической категории концепта для анализа литературного творчества представляется достаточно перспективным, так как позволяет расширить поле зрения исследователя и обратить внимание на некоторые факторы, не изучающиеся обычно традиционным литературоведением.

Таким образом, эта категория открывает путь к новым исследованиям, которые помогут уточнить имеющиеся представления о философских взглядах тех или иных авторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Собр. Соч. В 8 т. т. 5., — М. — Д., 1962.
  2. Н. Повести. Рассказы. М., 1973.
  3. Н. С. Собр. Соч.: В 11 т. М., 1956 — 1958.
  4. Н.С. Полное собрание сочинений: В XXX т. T.III.-M., 1996.
  5. Обрядовая поэзия. Библиотека русского фольклора, -Т. 3, кн. 1., — сост. Ю. Г. Круглова. — М., 1997.9. «Русские народные песни». М., 1988.10. «Русские сказки». -М., 1969.
  6. Святое Евангелие. СПб., 1914.
  7. Сказки. Библиотека русского фольклора. Сост. Ю. Г. Круглова. М&bdquo- 1988−1989.
  8. Л.Н. Собр. соч. М., 1953.
  9. С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. — № 7, № 9.
  10. С.С. Общественные предпосылки возникновения христианства //История древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1992.
  11. Н. Д. Два эскиза к «геометрии» Достоевского. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
  12. Н.Д. Номинация, референция, значение. // Языковая номинация. М., 1977.
  13. Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
  14. С.А. Концепт и слово. // Русская словесность. Антология. М., 1997.
  15. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. -Т. 1−3 М., 1994.
  16. Ю.А. Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красоте и богатстве красок, (к 100-летию со дня рождения К.Г. Паустовского) // Русс, язык в школе. М., 1992. — № 2.
  17. Я.С. Логика пути или «Прошлое не умерло, оно даже не прошло» // Концепция и смысл. СПб., 1996.
  18. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народнаякультура средневековья и ренессанса. М., 1965.
  19. Н.А. Духовное состояние современного мира: о культуре //Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. — Т. 1.
  20. О. Ю. Динамика и статика в семантике пространственных прилагательных. // Логический анализ языка. Языки пространств. М. 2000.
  21. Н.Н. Отражение пространства деятеля и пространства наблюдателя в высказывании. // Логический анализ языка. Языки пространств. М, 2000.
  22. Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994.
  23. С.Н. Православие. (Очерки учения православной церкви). Париж, 1962- М., 1991.
  24. Т. В., Шмелев А. Д. Перемещение в пространстве как метафора эмоций. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  25. Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
  26. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
  27. В.В. Лексикология и лексикография. М., 1977.
  28. Г. О. Культура языка: Очерки лингвистическойтехнологии. М., 1925.
  29. В.М. «Лингвокультурология (теория и методы)». М. 1997.
  30. Г. X. Модальная логика местоположения. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  31. Г. X. О локализации ментальных состояний. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  32. Гак В. Г. Пространство вне пространства. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  33. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М. Международные отношения. М., 1977.
  34. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв.. Л., 1989.
  35. Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1−2. Харьков, 1913−1916.
  36. Гельмонд. Славянская хроника. М., 1963.
  37. Гик А. В. «Случится все, что предназначено.» (путь и судьба в идиостиле М. Кузмина). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  38. Н.В. Духовная проза. М., 1992.
  39. С.В. Семантика пространства в причете и заговоре: параллели в фольклорных жанрах (по уральским записям) // Экология культуры и образования: филология, философия, история. -Тюмень, 1997. С. 38−39.
  40. М.К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М., 1997.
  41. Е.Г. История русской церкви. М., 1880.
  42. А. Г. Пространство жизни и смерти в двух циклах стихов Вячеслава Иванова. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  43. В. П. Хлебников: «Настоящий голод пространства» // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
  44. П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.
  45. М. А. Трансформации мифологемы мирового дерева у А. Платонова. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  46. Н.Р. Воздух: вещество или пространство, материя или дух. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
  47. Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.
  48. .С. Социальная культурология. М., 1995. -Т. 1,2.
  49. О. П. Пространственные метафоры в русском языке. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  50. А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.
  51. . А. А. Преодоление пространства в русской языковой картине мира: глагол добираться. II Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  52. А.Ф. Лепты: исследования по Русской философии. СПб., 1996.
  53. В.А. Семасиология. М., 1957.
  54. В.В. Правда и ложь в сознании народа и современной психологии понимания. М., 1993.
  55. А. А. Пространственная структура карнавала (на материале Mother Goose Rhymes). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  56. В.В. Мотивы восточнославянского язычества и их трансформации в русских иконах. // Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. М., 1976.
  57. В. В. Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974.
  58. И.А. Основы христианской культуры //Ильин И. А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993.
  59. Иоанн (Снычев) митр. Русская симфония // Очерки русской историографии. СП-б., 1998.
  60. Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. М., 1996.
  61. История культуры древней Руси. Т. 1−2. Л.- М., 1951.
  62. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  63. О. А. Селькупская дорога (Пространственная ориентация в фольклоре северных селькупов). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  64. А. Влияние церкви на русскую культуру //Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж, 1928. — № 9. -С. 33−40.
  65. В.О. Курс русской истории. М., 1916. -Ч. III.
  66. П. Исторический путь России. Париж, 1948.
  67. И.М. Грамматика описания пространства. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  68. С. В. Фонетическая символика пространства (семантика долготы и краткости). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  69. Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.
  70. Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847.
  71. М. Л. «Царство»: от локального к трансцендентному. (История переосмысления в древнегерманских христианских памятниках). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  72. А. Д. Еще раз о значении имени существительного. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  73. В.В. От концепта к тексту и обратно. //
  74. Вестник МГУ, сер. 9, № 1. 1998.
  75. Крещение Руси в трудах русских и современных историков. Сб. ст. Сост. Кузьмин А. Г. М., «Мысль», 1988.
  76. Н.А. Нить жизни: Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях. -Петрозаводск, 1995.
  77. Н.А. На росстани: мифологема судьбы в фольклорно-этнографическом освещении // Этнографическое обозрение. -М., 1997.
  78. Е. С. О понятиях места, предмета и пространства. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  79. И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Париж, 1952. — 171 с. (Переиздание — М., 1993. -230 е.).
  80. Культура и общество Древней Руси (X-XVII вв.). Зарубежная историография: Реферативный сборник. М., 1988. — Ч. 1.- М., 1988. — 4.2.
  81. Культурология /Под ред. Радугина. Каф. истории и теории культуры Воронежского ун-та культуры. Воронеж, 1996.
  82. Культурология: Основы теории и истории культуры. -СПб,. 1996. 580с.
  83. Культурология: Теория и история культур. Учебное пособие. М., 1996.
  84. Г. И. Тип концептуализации пространства и семантические свойства глагола (группа попасть). II Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  85. Л. Б. Семантика «ограничивающих» слов. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  86. И. Б., Шмелев А. Д. Родные просторы. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  87. Д.С. Великое наследие. М., 1979.
  88. Д.С. Русская культура в духовной жизни мира //Союз. 1990. -№ 34.
  89. Д.С. Избранные работы: В III т. T.III. Л., 1987.
  90. Д.С. Концептосфера русского языка. // Русская словесность. Антология. М., 1997.
  91. Д.С. Культура русского народа X XXVII вв. -М.-Л., 1961.
  92. Д.С. Культура русского народа X—XVII вв.. М.-Л" 1961.
  93. Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л., 1945.
  94. Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
  95. Логический анализ языка. Образ человека в характере и языке. М., 1999.
  96. Д. Избранные философские произведения Т. 1. -М., 1960.
  97. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.
  98. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  99. Н.О. Характер русского народа. М., 1990.
  100. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1990.
  101. Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970.
  102. Ю.М. Заметки о художественном пространстве. 1. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте, 2. Дом в «Мастере и Маргарите» // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. — Вып. 720. — Тарту, 1986.
  103. Д.М. Идея пути в поэтическом сознании Блока // Поэзия и проза А. Блока. JL, 1975.
  104. Ю. Что означает гоголевский образ дороги? // Смелость изобретения: черты художественного мира Гоголя. М., 1985.
  105. В. Миф. Символ. Метафора. Рига, 1994.
  106. А. А. Путь непечален: Исторические свидетельства святости Белой Руси. Минск, 1992.
  107. А. Домашние беседы о Христе и Церкви. М., 1995.
  108. А.В. История религии: в поисках пути, истины и жизни. В 7 тт. М., 1991−1993.
  109. Н. Б. К характеристике аксиологических потенций слова: концепты круг, колесо и их оценочно-экспрессивные дериваты. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  110. Н.Б. Язык и религия. Уч. пособия. М., 1998.
  111. В.В. Осмысление истории в Древней Руси. -М., 1997.
  112. П.Н. Очерки по истории русской культуры. -М., 1994.
  113. М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. -М., 1988.
  114. Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М., 1995.
  115. М. И. Деформация пространства в пределах русской души (по текстам Андрея Платонова). // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
  116. И.В. Традиция паломничества в русской культуре (А.С. Пушкин и А.Н. Муравьев). // Вестник МГУ, сер. 19, 1999, № 2.
  117. С. Е. Келья в три окошечка (о пространстве в духовном стихе). // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
  118. И. Г. Ассоциации и высказывание: структура и семантика. Пермь, 1994.
  119. Очерки истории культуры славян. М., 1996.
  120. А.В. Роль европейского путешествия в американской культуре. // Вестник МГУ, сер. 19, 1999, № 3.
  121. Е. В. Пространство в обличии времени и наоборот (к типологии метонимических переносов). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  122. Л. Г. Пространство в поэтическом мире. О. Мандельштама. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
  123. К. Л. Пространства, ситуации, события, миры: К проблеме лингвистической онтологии. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  124. В. И., Рахилина. Е. В. «Лицом к лицу». // Логический анализ языка. Языка пространств. М., 2000.
  125. Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
  126. Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997.
  127. Православие и культура: Сб. религиозно-философских статей /Под ред. В. В. Зеньковского. Берлин, 1923. — 235 с.
  128. Р.Г. История русской семиотики. М., 1998.
  129. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. -Л., 1946.
  130. В.Я. Морфология сказки. 2. е изд. -М., 1969.
  131. Ф. И. Направление движения (типологическое исследование). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  132. Ю.В. Введение в культуроведение. -М., 1996.
  133. Р. И. Устранение преграды (семантика и аспектуальное поведение группы русских глаголов). // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  134. Ф. Куда глядят глаза Ивана царевича, или визуальный словарь русской волшебной сказки // Записки паломника. М., 1998. С. 113−136.
  135. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
  136. А. «Краткая история христианской церкви». -М., 1999.
  137. .А. Из истории культуры древней Руси. М., 1984.
  138. .А. Язычество древне Руси. М., 1987.
  139. .А. Язычество древних славян. М., 1981.
  140. И. К. Размер и количество в языковой картине мира. Логический анализ языка. Языки пространств, М., 2000.
  141. Д. Под сводом хрустального неба. Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. СПб., 1913.
  142. С. Ю. О некоторых свойствах межпространственных параметров. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  143. И.И. Исследование о языческом богослужении древних славян. СПб., 1848.
  144. Ю.С. Концепт «духовного странничества» в России XIX XX вв. // Русское подвижничество. — М., 1996.
  145. Ю.С. Словарь русской культуры. Константы. -М., 1997.
  146. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  147. Ю. Д. Пространство в языковой картине мира Ф. И. Тютчева (концепт круг). II Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  148. Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа: правый-левый, мужской-женский. // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
  149. Н.И. Язык и народная культура. // Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
  150. В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.
  151. . Глаголы каузации положения в пространстве. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  152. Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М., 1977.
  153. М. В. Следы «пути» в высказывании. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  154. Л.О., Долинский В. А. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа // Вестник московского университета. Сер. 9. — М., 1996. — № 6.
  155. В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста. М., 1997.
  156. И.Б. Предложения наличия VS. Бытийные и локативные предложения в русском языке. // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  157. Д.О. Дохристианские воззрения человека на смерть и загробную жизнь. М., 1889.
  158. Д.О. Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии. Воронеж, 1889.
  159. О. Закат Европы. М., 1993.
  160. Н.И. Послание епископа краковского Матвея Бернгарду Клервоскому об «обращении русских» //Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. -М, 1976.
  161. Элиаде. Мирча. Священное и мирское. М., 1994.
  162. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., «Ренессанс», 1991.
  163. Е. С. Пространство умозрения и его отражение в русском языке. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
  164. Т.Е. Бытование и обладание: конструкции с глаголом быть. // Логический анализ языка. Языки пространств. -М., 2000.
  165. Dubois G. et autres. Dictionnaire de linguistique. P. 1973.
  166. Greimas A.J. Semantique structurale. P. Larousse, 1966.
  167. Ю.А. Человек живет словами. (к 160-летию со дня рождения Н.С. Лескова) // Русский язык в школе. М., 1990. — № 6
  168. С.А. Лесков // Энциклопедический словарь Т. XVIII.-СПб., 1896.
  169. С.А. Собрание сочинений. T.V. СПб., 1911.
  170. А.Л. Н.С.Лесков. Рг., 1923.
  171. ГебельВ. Н. С. Лесков в творческой лаборатории. М., 1945.
  172. Головин (Орловский) К. Ф. Русский роман и русское общество. СПб.
  173. С. Прозеванный гений // Н. Лесков. Повести и рассказы. М., 1998.
  174. .С. В зеркалах устного слова (народное самосознании его стилевое воплощение в поэтике Н.С. Лескова). Воронеж, 1994.
  175. А.Н. Жизнь Николая Лескова. Тула, 1981.
  176. Львов-Рогачевский В. Лесков // Энциклопедический словарь.-М., 1913. T.XXVII.
  177. Львов-Рогачевский В. Лесков //Энциклопедический словарь Т. XXVII. М., 1913.
  178. О. Е. Игра слов у Н. С. Лескова: Чудо в рассказе «На краю света» // Русская речь. 1986. — № 7. — С. 27−32.
  179. Н.К. Полное собрание сочинений. T.IV. Спб., 1897.
  180. Н.К. Полное собрание сочинений. Т.VIII. Спб., 1914.
  181. Н. К. Сочинения Н.К. Михайловского. T.I. Спб., 1896.
  182. Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.
  183. М.А. Больной талант (Собрание сочинений Н. С. Лескова. Десять томов. Спб., 1889−1891 гг.).// Русская мысль. -1891.- № 12.
  184. Ю. Л. «На краю света» и «Темняк» Н. С. Лескова. // Учен. зап. тартусского университета. 1982. — Вып. 604. -С. 90−96.
  185. И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова). Л., 1978.
  186. И.В. Лесков и Россия // Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: В 30 т. T.I. М., 1996.
  187. В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. М., 1983. — Ч. 4.
  188. . О прозе. О поэзии. Л., 1986.
  189. Библейская энциклопедия. М., 1991.
  190. Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
  191. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  192. Малый академический словарь русского языка. М., 1982.
  193. Л.Г. Этимологический словарь русского языка Т. 2, — М. 1910−1914.
  194. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. -М., 1995.
  195. И.И. Материалы для словаря древнерусского языка Т.2. СПб., 1895.
  196. М. Этимологический словарь русского языка Т. 3, — М., 1971.
  197. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова изд. 4-е. -М., 1980.
  198. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  199. Н.М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.
Заполнить форму текущей работой