Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические идеи и художественная практика Огюста Родена в историко-культурном контексте Франции XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основанием для подобного исследования послужила книга П.Гзелля. В ней, пока единственной на русском языке, представлено написанное Роденом об искусстве, его наблюдения о выставках, творчестве художников, ряд бесед и диалогов со скульптором. Убеждение Родена в необходимости глубокого постижения натуры и изучения подлинной правды жизни сопровождается в этой работе самым решительным осуждением… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. I. ОГЮСТ РОДЕН В ТРАДИЦИЯХ ОСМЫСЛЕНИЯ ИСКУССТВА
    • 1. 1. Историко-культурный контекст «эпохи Родена»
    • 1. 2. Происхождение и природа искусства в теоретических концепциях Родена
    • 1. 3. Роден о проблемах выразительности в изобразительном искусстве
  • Гл. II. ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИЙ
    • 2. 1. Роден и идеи античной культуры
    • 2. 2. Влияние творчества Микеланджело на искусство Родена
    • 2. 3. Актуализация творчества Родена

Теоретические идеи и художественная практика Огюста Родена в историко-культурном контексте Франции XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие французской культуры XIX века отмечено событием, равного которому не было в истории французской пластики — она выдвинула великого мастера, имя которому Огюст Роден (1840 — 1917). Опираясь на опыт А. Бари, Ж. Б. Карпо, Ф. Рюда, он совершил в сфере пластики переворот и создал новый пластический язык. И если в живописи подобное переосмысление средств художественной выразительности было совершено целой группой щедро и по-разному одаренных художников — Э. Дега, Э. Моне, П. Сезанн, П. О. Ренуар и др., то Роден долгое время один нес на своих плечах бремя всех преобразований. Это был титанический духовный актдороденовская скульптура, несмотря на существование во Франции крупнейших талантов, была настолько отвлеченным от реальных условий видом искусства, что и представить было невозможно те страстные, яростные, бурные споры современников, которые стали разгораться при появлении роденовских работ. Роден и сегодня продолжает привлекать к себе самое пристальное внимание, так как в его творчестве заложены и развиты непреходящие начала духовного опыта человека и подлинного искусства. Творчество Родена подняло ряд проблем, многие из которых сегодня включены в контекст культурофилософского дискурса.

Будучи выразителем идей своей эпохи и своего народа, Роден выступал и как теоретик искусства. Эта его ипостась является мало изученной. Его высказывания о природе, искусстве, красоте обнаруживают пытливый и ясный ум мастера, его страстную и увлекающуюся натуру. Они имеют точки соприкосновения как с мыслителями прошлого (античности, эпохи Возрождения и т. д.), так и с современными эстетиками и исследователями искусства.

Поэтому творчество Родена является предметом не только искусствоведческого и исторического анализа, которые позволяют раскрыть специфичность творчества и контекст эпохи, в которую жил и творил мастер, но представляет интерес и для культурологов, в контексте философского дискурса.

Кроме того, его творчество необходимо изучать культурологам и искусствоведам Мордовии, так как в мировой практике «мордовским Роденом» считают Степана Дмитриевича Эрьзю, которого с его великим французским предшественником многое сближает в мирочувствовании, мировосприятии и языке пластики.

Основанием для подобного исследования послужила книга П.Гзелля. В ней, пока единственной на русском языке, представлено написанное Роденом об искусстве, его наблюдения о выставках, творчестве художников, ряд бесед и диалогов со скульптором. Убеждение Родена в необходимости глубокого постижения натуры и изучения подлинной правды жизни сопровождается в этой работе самым решительным осуждением холодной академической беспристрастности, погони некоторых мастеров за внешним правдоподобием, резко порицается раболепие перед авторитетами. Кроме того, мы встречаем здесь интересные сведения об образе жизни, убеждениях, особенностях творческих приемов скульптора, его меткие наблюдения, точные сравнения и неповторимые образные описания.

Степень разработанности проблемы: проблема происхождения и природы искусства, затронутая Роденом, была и сегодня остается одной из актуальных. Отсюда многочисленные философские, эстетические, искусствоведческие работы, к которым обращался автор дисертации:

— в области философии можно отметить труды: Э. Берка, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и др.;

— в области эстетики — работы мыслителей прошлого (Вольтера, Ж. Л. Даламбера, Ш. Лало, Ф. Шиллера и др.) и эстетиков современности (Ю.Б.Борева, АЛ. Зися, А. Ф. Лосева, М. Ф. Овсянникова, Д. Д. Среднего, Л. К. Столовича и др.);

— в области культурологии и искусствознания — труды В. В. Ванслова, Н. И. Ворониной, Л. С. Выготского, С. Н. Иконниковой,.

В.В.Кандинского, М. С. Кагана, JI.H. Когана, Ю. В. Петрова, А. Д. Чегодаева и др.

Происхождение искусства рассматривали в своих работах А. О. Богданов, Ю. Б. Борев, А. Н. Веселовский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Г. Н. Поспелов и др., выделяя в качестве источников, его порождающих, труд, игру, синкретизм, социальную потребность и т. д.

Выразительность вообще и в скульптуре в частности исследовалась О. П. Вороновой, Т. В. Дадиановой, H.A. Дмитриевой, В. И. Костиным, M.JI. Либманом, С. X. Раппопортом, И. М. Шмидтом и понималась как раскрытие сущности отражаемого явления действительности и передача эмоционального отношения к нему художника, без которого искусство в своих произведениях не раскрывает смысл, а лишь констатирует факты бытия.

Важным для решения основной проблемы диссертации является контекст эпохи. История культуры Франции XIX века изучалась как зарубежными, так и отечественными авторами: L. Dimier, J. Fabre, V.M.Hilliger, E.G.Huly, В. И. Божовичем, Н. Н. Калитияой, Ю. Д. Колпинским, В. И. Раздольской и др. Культура античности (древней Греции и древнего Рима) рассматривалась в работах: М. В. Алпатова, А. Боннара, Н. Н. Бритовой, Л. О. Винничука, Б. Р. Виппера, Н. В. Мирецкой, А. П. Чубовой и др. Культура эпохи Возрождения и творчество Микеланджело — в трудах В. Н. Гращенкова, М. Т. Кузьминой, А. Ф. Лосева, Е. И. Ротенберга, В. И. Рутенбурга и др.

Изучением творческой личности Родена занимались Н. А. Дмитриева, А. Б. Матвеева, Я. И. Николадзе, В. В. Стародубова, Б. Н. Терновец и др. Из публицистики можно отметить статьи Д. Аркина, Ю. Колпинского, А. Полякова, Т. Рыхловой и др. В зарубежном искусствознании творчество Родена является темой многочисленных книг, статей, эссе. В диссертации были использованы работы Д. Вейса и P.M. Рильке, переведенные на русский язык, а также труды следующих авторов: L. Benedite, J. Cladel, G. Coquiot, G. Grappe, F. V. Grunfild, O. Mirbeau и др.

Особо отметим авторов, чьи работы способствовали более глубокому и полному знакомству с личностью и творчеством С. Д. Эрьзи: О. Г. Беломоеву, И. В. Клюеву, Н. Ю. Лысову, Б. Н. Полевого, Н. И. Шибакова и др.

Тем не менее подчеркнем, что исследования жизни и творчества Родена чаще всего носят искусствоведческий характер, с обозначением образности и содержания работ, особенностей пластики, материала и т. д. Редко затрагиваются вопросы формирования личности художника, его мировоззрения, осмысления им самим специфики творческого процесса, внутреннего духовного потенциала, концептуальных и теоретических идей и многое другое. Все это и исследовано в данной работе.

Объектом исследования является творчество Огюста Родена в истории культуры Франции XIX века.

Предметом исследования — теоретические идеи и художественная практика Огюста Родена в историко-культурном контексте Франции XIX века.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в осмыслении личности Родена, его теоретических идей и творчества в историко-культурном контексте разных эпох. В соответствии с целью исследования в нем ставятся следующие задачи:

— рассмотреть историко-культурный контекст «эпохи Родена»;

— определить теоретические основания происхождения и природы искусства в роденовских концептах: выявить основные теории происхождения искусства, акцентировать базовые определения искусства, определить его значение для человека и общества;

— рассмотреть творчество Родена как летопись основных выразительных средств изобразительного искусства, проследив процесс формирования его художественной личности;

— исследовать трансформации традиций античной культуры и творчества Микеланджело в искусстве Родена;

— актуализировать творчество великого мастера, определить степень его воздействия на зарубежных и отечественных скульпторов.

Методологическая основа исследования базируется на специфике изучаемой проблемы, а также сущности избранного подхода к ее анализу. Интеграционный характер исследования обусловил необходимость использования работ смежных гуманитарных областей научного знания: философии, культурологии, истории, эстетики. В основу исследования легли следующие методы:

— сравнительно-исторический, позволяющий выявить сущностные стороны античной культуры, культуры эпохи Возрождения и культуры Франции XIX века;

— историко-теоретический, основополагающий при изучении и анализе теоретических работ по философии, эстетике, искусствознанию отечественных и зарубежных авторов;

— метод интерпретации, дающий возможность реконструировать идеи Родена с концепциями мыслителей прошлого и современности;

— метод системного анализа, используемый для выявления ассоциативных связей Родена со скульпторами, у которых он учился, и с теми, кто продолжил его дело.

Научная новизна исследования определяется самим обращением к теоретическим идеям Родена, которые впервые сопоставляются с тенденциями развития искусства и его осмысления эстетиками, искусствоведами, историками прошлого и современности. Подобный аспект исследования позволяет получить наиболее полное представление об искусстве и о личности Родена, который был не только великим художником и скульптором, но и теоретиком искусства.

Положения, выносимые на защиту:

— исследование теоретических идей и художественных практик Огюста Родена имеет самостоятельное, исключительное значение в изучении культурофилософских вопросов становления творческой личности. Историко-культурный контекст «эпохи Родена» показывает, что Роден-художник объединяет три стороны (романтик с элементами символизма, импрессионист и реалист), которые гармонично сочетаются как в его творчестве, так и в культурологическом дискурсе нашего временипроцесс формирования художественной личности Родена включает: а) изучение тенденций работ античных мастеров и Микеланджелоб) методы, которыми он пользовался для реализации своих замыслов: непосредственное общение с натурой, сосредоточенность на основной линии и идее без лишней детализации, изменение реального в сторону большей выразительности, обобщение образа и сведение его к силуэту с одновременным выражением движения со всех сторон и др.- реконструкция роденовских концептов понимания искусства позволила выделить: а) эстетическое воздействие и наслаждение, получаемые в процессе художественного творчества и восприятия искусстваб) индивидуальность и оригинальность художника, которые являются основополагающими в синхронном развитии внутреннего (мысль, чувства, фантазия) и внешнего (просвещение и образование) специфического диалога художника и творчества, человека и обществаактуализируются теоретические доминанты творчества в идеях и практиках скульптора: многоуровневость положений в области пластики языка, движение и рисунок как основа выразительности, цвет как дополнительное и вспомогательное средство при создании скульптурного произведенияв мировой художественной практике С. Д. Эрьзю называют «русским Роденом», что позволило рассмотреть взаимопересечения их творчества (художественная «самоиндукция» материала, динамика движений, контрастность, острая ритмика, эссеистика и экзистенция в пластике и т. д.). Тем не менее каждый из них был совершенно самостоятельным и оригинальным в выборе материалов, языка пластики, сюжетов.

Практическая ценность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по культурологии, истории и теории искусства, эстетике, страноведению.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора и представлены в виде научных докладов на Эрьзинских чтениях (Саранск, 2001), на Огаревских чтениях (Саранск, 2001;2003) и на заседаниях научно-методологического семинара кафедры культурологии МГУ им. Н. П. Огарева.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 207 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Искусство Родена представляет собой одно из исключительно интересных и значительнейших явлений в истории мировой пластики. Живой интерес вызывают его сложный творческий путь, яркий и могучий талант, а также бесспорное влияние мастера на многие поколения скульпторов.

Для творчества Родена характерны смелые поиски и дерзания, благодаря которым значительно расширились возможности скульптуры как искусства и открылись пути ее дальнейшего развития. На долю Родена выпала трудная, но вместе с тем благодарная роль — внести свежую, жизнеутверждающую струю в искусство пластики, раскрыть перед ним новые горизонты. P.M. Рильке писал: «Благодаря ему скульптура стала драмой, т. е. чем-то живым и человеческим вместо размеренной трагедии, какою она была раньше. Жесты и позы тел, им изображаемых, скорее снова найдены, чем открытыне академические, а только человеческие» (140- 113).

Можно утверждать, что Роден дал бой застывшей академической традиции, салонным красивости и манерности, сделав девизом своего творчества правду и подчинив ее выражению всю силу своего искусства. Он предстал в своих произведениях как один из величайших реалистов. Эта та область творчества, где Роден, сохраняя связь с действительностью, давал ей высокохудожественную и яркую интерпретацию. Однако совершенно очевидно, что его искусство не может быть в целом охарактеризовано как реалистическое. Становление Родена как скульптора совпало с выступлениями представителей французского импрессионизма, к которому он не мог остаться равнодушным, поэтому среди его произведений появляются работы, отмеченные усиленными поисками сложных рефлексов светотени и той своеобразной «мягкой» манеры обработки скульптурных материалов, которая создает ощущение окружающей атмосферы. Кроме того, чрезвычайно существенная область роденовского творчества проходит под знаком романтизма, окрашенного символизмом.

Роден был не только гениальным художником, скульптором и выразителем идей своего времени. Среди множества его интересов — теоретические мысли, охватывающие самые разнообразные стороны творческого процесса, бытия искусства. Не оставив специальных трудов по этим вопросам, он выстроил свои концепты понимания искусства, которые отражают пытливый и ясный ум великого скульптора, страстную и увлекающуюся натуру, раскрывают возвышенный духовный мир подлинного художника. Они позволяют отнести Родена к числу наиболее сущностных теоретиков и исследователей искусства.

Из теоретических проблем, к которым обращался Роден, можно особо отметить проблему выразительности, которая была и остается одной из актуальных в эстетике и искусствознании. Это связано с косноязычием определенных художественных методов на определенных этапах, со стремлением расширить язык искусства, раскрыть идеи своего времени и духовную жизнь человека, что нередко заставляет деятелей современного изобразительного искусства прибегать к опыту других искусств, заимствовать у них специфические средства раскрытия содержания и их выразительные возможности, способствуя тем самым расширению диапазона выразительности вида, направления, жанра искусства.

Пластичность и живописность представляют собой выразительные характеристики искусства, универсальные свойства художественного творчества, так как нет ни одного вида искусства, где бы они ни присутствовали. Они неразрывно связаны друг с другом, не существуют друг без друга, соотношение их зависит от той социальной функции, которую искусство стремится выполнить, от природы творческого метода, от особенностей рода, жанра искусства, от склада творческого дарования художника, от характера решаемых задач.

Проведенное исследование дало возможность говорить о том, что формирование художественной личности Родена представляет собой длительный процесс, который, начавшись с изучения натуры и лучших образцов прошлого: античности и скульптуры Микеланджело, завершился выработкой особого метода, который был блестяще реализован в его работах. Суть этого метода состоит в непосредственном общении Родена с натурой, в сосредоточенности на основной линии и идее, в его умении придать глубину предмету, изменить реальное в сторону большей выразительности и т. д. Роден насыщал свои произведения большим идейным содержанием, постоянно стремясь к созданию глубоких обобщающих образов. Однако богатство и совершенство художественной формы, тонкость исполнения и острота восприятия никогда не являлись самоцелью автора, а служили тем задачам, которые им ставились в его творческих замыслах. Таким образом, опираясь на традицию, он никогда не может быть обвинен в подражательстве, так как ему ненавистно надевание чужих одежд и чужих масок. В своих произведениях он стремился показать свое, личное отношение к миру, отношение, продиктованное всей индивидуальностью мастера.

Творчество Родена оказало сильное влияние на развитие пластического искусства почти всех стран мира. Из прославленных французских скульпторов его влияние сказалось на Э. А. Бурделе, Ш. Деспио и др. Бесспорное воздействие творчества Родена испытали учившиеся у него в Париже выдающийся русский мастер A.C. Голубкина, известный грузинский скульптор Я. Николадзе и др. Кроме того, примечательные «роденовские» периоды были характерны для многих зарубежных и отечественных скульпторов (H.A. Андреева, В. Н. Домогацкого, Б. В. Королева, С. Д. Эрьзи и др.).

Тем не менее, еще при жизни Родена зарождаются и получают быстрое развитие новые направления в скульптуре, зачинателями которых явились такие самобытные мастера, как А. Майоль и некоторые ученики Родена. Но, как ни один другой скульптор XIX и XX веков, Роден продолжает привлекать к себе самое пристальное внимание и его творчество остается неиссякаемым объектом исследований. А проблема пересечений Родена и Эрьзи может стать предметом отдельного исследования, так как она еще не до конца изучена и имеет перспективы для дальнейшей разработки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Знание, 1973. -48 с.
  2. М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. -М.: Искусство, 1987. 222 с.
  3. М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Сов. художник, 1979.-287 с.
  4. Л.Б. Десять книг о зодчестве. М.: Изд-во Всес. академии архитектуры. 1935. Т. 1. — 307 с.
  5. Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1979. — 288 с.
  6. Античность в контексте современности. М.- Изд-во МГУ, 1980. — 252 с.
  7. Античность. Культура Древней Греции. Саранск: «Рузаев. печатник», 2000. — 43 с.
  8. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.
  9. Д. «Граждане Кале» Родена //Искусство. 1956. — № 7. — С. 6−9.
  10. В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Наука, 1968. — 324 с.
  11. Н.Б. Эстетика. М.: Моск. рабочий, 1971. — 438 с.
  12. A.B. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. -351 с.
  13. Е.А. Творческая личность художника. М.: Знание, 1986. — 64 с.
  14. Башинская Н. А. Образ в изобразительном искусстве. Законы восприятия живописи, скульптуры и графики. СПб.: Знание, 1992. — 31 с.
  15. О.Г. Женские образы Эрьзи //Словарь-справочник жизни и творчества С. Д. Эрьзи. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. — С. 167 172.
  16. Р.Л. Элементарные средства выражения разных видов искусства // Человек. 2001. — № 6. — С. 34.
  17. Э. Философское исследование о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном. М.: Искусство, 1979. — 237 с. р~
  18. В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция: конец XIX-начало XX века. М.: Наука, 1987. — 320 с.
  19. А. Греческая цивилизация. В 3-х т. М.: Искусство, 1992.
  20. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  21. Н.Н. и др. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975. 104 с.
  22. Н. Поэтическое искусство. М.: Искусство, 1957. — 671 с.
  23. В.Р. Восхождение к прекрасному. JL: Лениздат, 1979. — 176 с.
  24. Э.А. Искусство скульптуры. М.: Искусство, 1968. — 311 с.
  25. А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. -318 с.
  26. О.В. Красота. Природа. Сущность. Л.: Изд-во «Художник РСФСР», 1979. — 438 с.
  27. К. Работа и ритм. М.: Изд-во «Новая Москва», 1923. — 341 с.
  28. Л.А. Вхожу, ваятель, в твою мастерскую. М.: «Сов. Россия», 1976. 224 с.
  29. В.В. Прекрасное в жизни и в искусстве. М.: Знание, 1957. — 39 с.
  30. В.В. Что такое искусство. М.: Изобр. искусство, 1989. — 328 с.
  31. А.П., Плотников С. Н. Человек и искусство. Полифункциональность искусства. М.: Мысль, 1968. — 196 с.
  32. К. История искусства в 2 т. М.: ООО «Изд-во ACT», 2001. Т. 1. -944 с.
  33. А.Н. Историческая поэтика. Л.: Искусство, 1940. — 445 с.
  34. Д. ОгюстРоден. М.: Искусство, 1969. — 581 с.
  35. И.И. История искусства древности. Л.: Полиграфкнига, 1933.-432 с.
  36. Л.О. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М: Изд-во «Высшая школа», 1988.496 с.
Заполнить форму текущей работой