Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Микрохроматика в системе современного музыкального мышления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В трудах отечественных музыковедов также принято употреблять слова «микротоновый», «микротоновая» как синонимы слов «микрохроматический», «микрохроматическая"4. Причина этого понятна — ведь в европейских языках эти слова звучат очень похоже: microtonal (англ., от microtonality — микрохроматика), microtonal (-e) (нем., от Mikrotonalitat), microtonal (фр., от microtonalite). А в основе всего лежит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МИКРОХРОМАТИКИ
    • 1. 1. Микрохроматика в зеркале развития музыкального строя
    • 1. 2. Микрохроматика в профессиональной музыке XX века. К истории вопроса
    • 1. 3. Отражение проблем микроинтервальной музыки в теоретических концепциях и трудах композиторов и музыковедов XX века
  • ГЛАВА. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МИКРОХРОМАТИКИ
    • 2. 1. Общетеоретические вопросы
      • 2. 1. 1. Микровселенная звука. Слуховые возможности человека и микротоновые темперации
      • 2. 1. 2. К проблеме соотношения плавности и дискретности в микротоновой музыке
    • 2. 2. Проблемы гармонии
      • 2. 2. 1. Звуковая вертикаль: интервалы, созвучия в условиях микрохроматики. Проблема консонанса-диссонанса
      • 2. 2. 2. Звуковая вертикаль: функциональные связи в условиях микрохроматики
      • 2. 2. 3. Микрохроматика и лад. Микрохроматические системы
  • ГЛАВА. МИКРОХРОМАТИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
    • 3. 1. Системы нотной фиксации микрохроматики
    • 3. 2. Микрохроматическая музыка и её инструментарий
    • 3. 3. Выразительные и композиционные возможности микрохроматики

Микрохроматика в системе современного музыкального мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Микрохроматика — весьма характерное явление для музыкального искусства XX века. Более того, она получает всё большее распространение в музыке наших дней. Можно утверждать, что микрохроматика уже прочно закрепилась в языке музыки. Ведь для многих композиторов XX века, таких как Иван Вышнеградский, Алоис Хаба, Хулиан Каррильо, Клаус Хубер, Герберт Грассль она стала важнейшей чертой стиля. С микроинтервалами1 экспериментировали Чарльз Айвз, Пьер Булез, Бела Барток, Луиджи Ноно, Кшиштоф Пен-дерецкий, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина и многие другие крупнейшие композиторы.

Достигнув расцвета в XX веке, микрохроматика не была всецело его порождением. О древности происхождения микроинтервалов свидетельствует, например, такое явление, как древнегреческий энармон (один из 3 древнегреческих интервальных родов). В эпоху Возрождения и позже история микрохроматики тесно переплелась с поисками совершенной темперации. Но как новая самостоятельная высотная система, она обрела себя лишь в XX веке.

Отметим также, что издавна, по крайней мере, со времени Средневековья, микрохроматика распространилась в музыкальном фольклоре стран Азии и Аравийского полуострова. Фольклор стран этих регионов и профессиональная музыка XX века — две основные сферы распространения микрохроматики.

В XX веке появление интереса к ней было связано с эволюцией гармонического мышления. Пионеры микротоновой музыки (Йорг Магер, Рихард Штайн, Иван Вышнеградский, Алоис Хаба, Вилли Мёллендорф, Хулиан Каррильо) были, фактически, продолжателями идей Вагнера, Скрябина. Это была, так сказать, первая волна увлечения микрохроматикой (с 1910;х годов до нача.

1 Некоторые терминологические разъяснения даются на с. 4−5. Наличие микроинтервалов, которые в греческой теории назывались диесами — основной признак энармона (еуарцоушу). Пример энармонического тетрахорда: ля-фа-фа-полубемоль-ми. См. Холопов Ю. Энармоника// Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 653. ла 1930;х). Вторая волна, начавшаяся в 1950;х и продолжающаяся по сей день, связана с поиском новых звуковых возможностей.

На страницах этой работы как синоним слову «микрохроматика» будет использоваться «микроинтервалика». Причиной тому служит то обстоятельство, что эти два термина близки по своему значению, поскольку как первый, так и второй указывают на использование интервалов уже полутона. Сразу следует оговорить, насколько уже полутона должен быть данный конкретный интервал, чтобы считаться микроинтервалом. Ведь появлению таких интервалов способствует использование темпераций, отличных от равномерной 12- та. 3 ступенной. В современных исследованиях, посвященных микрохроматике, наибольшим значением для микроинтервала принято считать 89 центов. Поэтому будем отталкиваться от этой цифры.

В трудах отечественных музыковедов также принято употреблять слова «микротоновый», «микротоновая» как синонимы слов «микрохроматический», «микрохроматическая"4. Причина этого понятна — ведь в европейских языках эти слова звучат очень похоже: microtonal (англ., от microtonality — микрохроматика), microtonal (-e) (нем., от Mikrotonalitat), microtonal (фр., от microtonalite). А в основе всего лежит следующая градация: ton = тон, semiton = полутон, mic (k)roton (-e) = микротон, или, как его ещё называют (не только у нас, но, например, во Франции), микроинтервал (micro-intervalle, фр.). При всей неопределённости термина с позиции русского языка (что есть микротон — микрозвук или интервал уже тона?), он всё же выглядит куда лучше, чем буквальное копирование с иностранных языков производных терминов, таких как «микротональный», «микротональность». Подобная терминология в русском языке вызывает нежелательные ассоциации. На это указывал Ю. Н. Холопов в статье «Микро и последствия»: «Неприемлем термин-прилагательное «микротональный», то есть — от нелепого слова «микро-тональность». Он — просто плохой перевод с немецкого «mikrotonale». По-немецки «звук» называется.

3 См. напр. КогутГ. Микротоновая музыка. Киев, 2005. С. 19.

4 См. там же: название книги. ton", поэтому «mikrotonale» («микрозвуковой») значит «из микротоновой системы», а не «микро-тональный». «Тональность» здесь вводит в заблуждение"5.

Поэтому, несмотря на некоторое несовершенство термина «микротонов (-ый)», следует признать его право на существование, в частности, как синонима «микрохроматическому» и «микроинтервальному».

Предметом исследования является микрохроматика в системе современного музыкального мышления, то есть, комплекс проблем, связанный с осмыслением микрохроматики как особой звуковысотной системы и с её реализацией в композиторской и исполнительской практике ХХ-начала XXI века.

Объектом исследования является микротоновая музыка6. В процессе работы над диссертацией были проанализированы произведения, созданные в период 1910;1990;х годов. Некоторые примеры анализа включены в работу (глава 2).

Актуальность проблемы предопределяется современным состоянием микрохроматики и знания о ней. Наиболее полным исследованием по микрохроматике можно считать работу Зигрун Шнайдер «Микротоны в музыке XX века"7. Однако со времени написания книги прошло 30 лет. Появилась новая микрохроматическая музыка. Кроме того, изначально работа не охватывала всего микротонового наследия — например, в ней ничего не говорится об экспериментах с микроинтервалами в России (за исключением творчества Вышне-градского), а это тема, достойная отдельного исследования.

Существует солидное количество публикаций, в которых рассматриваются частные вопросы, касающиеся микрохроматики.

Литература

о ней создавалась параллельно появлению самой микротоновой музыки. Уже в 1910;1930;х годах было написано большое количество трудов, посвященных данной проблематике. Подавляющее большинство публикаций выходило в Европе и США.

5 Холопов Ю. Микро и последствия // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27−29 октября 1998 года. М., 2000. С. 32.

6 О том, какую музыку можно считать микротоновой, можно прочитать в разделе 2.2.3. главы 2.

1 Schneider S. Mikrotone in der Musik des 20. Jahrhunderts. Bonn, 1975.

В нашей стране микрохроматика, как и додекафония, сонористика, долго оставалась «под запретом». Только в последние 10−15 лет появляются отдельные исследования, связанные с микрохроматической тематикой. Среди них следует отметить статьи Ю. Холопова, В. Холоповой, Г. Когута, Т. Гальперо-вич, Е. Гуренко. Но общее их количество пока незначительно. Из крупных работ можно назвать лишь книгу украинского автора Г. Когута «Микротоновая о музыка», вышедшей в 2005 году на русском языке. Можно сказать, книга посвящена обоснованию микрохроматики. Очень много места в этой работе занимают размышления о сути лада, о его развитии в фольклорной музыке. Однако рассмотрение ладов собственно микротоновой музыки занимает всего 2 страницы и то, она даётся, по сути, лишь как перечисление известных автору ладовых структур. Это, на наш взгляд, является одним из недостатков этой книги, главный среди которых — отсутствие систематизации микротоновой музыки вообще, без которой концепция книги с тем названием, какое ей дал автор, выглядит странной и однобокой.

Из вышесказанного можно сделать два вывода: 1) налицо дефицит отечественных исследований, посвящённых микрохроматике- 2) ощущается необходимость появления современного исследования, обобщающего процессы, проявившиеся в микротоновой музыке. Этими двумя положениями, в основном, и определяется актуальность исследования.

Цель исследования — представить целостную картину современного знания о микрохроматике, что способствовало бы оснащению музыковедов, композиторов, исполнителей различных специальностей, педагогов и студентов музыкальных учебных заведений, соприкасающихся с микротоновой музыкой, эффективным научно-теоретическим аппаратом, способствующим её освоению.

Исследование ставит целью решение ряда задач:

— выявить комплекс проблем, связанных с микрохроматикой, показать их текущее состояние и пути их решения;

8 Когут Г. Микротоновая музыка.

— рассмотреть и систематизировать основные проблемы из области теории микрохроматики;

— рассмотреть и систематизировать основные проблемы из области практики микрохроматики;

— показать развитие микротоновой музыки на протяжении XX века и потенциал её развития в XXI веке;

— рассмотреть акустические и музыкально-исторические корни микрохроматики;

— выявить комплекс возможностей, которыми микрохроматика способна обогатить музыку.

Новизна исследования определяется уже тем, что основной комплекс проблем, связанных с микрохроматикой впервые в отечественном музыкознании становится предметом специального самостоятельного исследования. Диссертация позволяет обогатить отечественное музыковедение знаниями о микрохроматике.

Положения, выносимыми на защиту:

1. Современный взгляд на микрохроматику и комплекс проблем, связанный с ней.

2. Микрохроматические системы, сформировавшиеся в музыке XX века.

3. Русский вклад в развитие микротоновой музыки, в т. ч. деятельность московских и ленинградских композиторов в период 1910;1930 и 1960— 2000 гг.

4. Системный подход к решению проблем микрохроматики и анализу микротоновой музыки (соединение психоакустических и музыковедческих методов).

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В отечественном музыкознании возникла насущная потребность в изучении микрохроматики. Как ни парадоксально, но даже отечественная микротоновая музыка и — шире — отечественные микротоновые разработки пока ещё мало изучены. Данная диссертационная работа частично восполняет этот пробел — в ней проанализирован ряд произведений отечественных авторов, собраны и обобщены пока ещё малоизвестные факты. Однако целью работы не было изучение именно русской микротоновой музыки, эта тема ещё ждёт своего исследователя.

Между тем, зона распространения микрохроматики просто огромна, как «в ширь», имея в виду географию, так и «в глубь» — в исторической перспективе. Находки древнегреческих теоретиков музыки, как было показано выше, приковывали внимание музыкантов как в эпоху Возрождения, так и позже, вплоть до нашего времени, проходя связующей нитью сквозь века. Композиторы XX века, писавшие микротоновую музыку, черпали идеи в разработках их предшественников (прежде всего, имеются в виду темперации) и продолжали их дело. Эта историческая преемственность не может и не должна игнорироваться. Следует сделать вывод: считать микрохроматику исключительно порождением музыкальной культуры XX века представляется ошибочным. Корни микрохроматики XX века, исторические связи, порой, невидимые на первый взгляд, были вскрыты на страницах данной работы.

В XX веке внимание к звучанию, фонизму, столь характерное для композиторов-романтиков, постепенно трансформировалось во внимание к звуку как самодостаточному музыкальному явлению, из которого можно вывести целую гармоническую систему. В этом свете появление и распространение микротоновой музыки оказывается предопределенным. Выше было показано как стремление к новым звуковым ощущениям, с одной стороны, и обращение к природе звука (обертоновому спектру, поиску созвучий на его основе) толкали композиторов на эксперименты с микроинтервалами. Данная черта объединяет Алоса Хабу и Софию Губайдулину, Ивана Вышнеградского и Джона Райнхарда. Перспективы развития микрохроматики видятся именно в изобилии звуковых систем, миров, которые можно создать с её помощью. В таком ключе сам собой отпадает вопрос о целесообразности, нужности микрохроматики: поиск, стремление к «новым берегам», свойственные композиторам, так или иначе подводят и будут их подводить к техникам, связанным с разработкой звука, в частности, к микрохроматике.

Впрочем, несмотря на многообразие представленных в микротоновой музыке решений, их можно систематизировать. В данной работе критерием систематизации выступила степень самостоятельности микрохроматики (как основы новой звуковысотной системы) в музыкальных произведениях. Допуская возможность иных классификаций, отметим, что вышеназванная представляется наиболее адекватной с точки зрения погружения с новый звуковой материал. С её помощью можно выстроить логическую цепь, увидеть каким образом происходило (или может происходить) расширение уже освоенного европейской цивилизацией звукового пространства, ставшее возможным благодаря микрохроматике. Систематизация может быть продолжена — и тогда уже будут выданы конкретные задачи, которые смогут решать в своём творчестве композиторы будущего.

То есть, вышеназванная систематизация затрагивает, прежде всего, область гармонии как «звуковысотной организации многоголосной музыки» (по Холопову). Из теоретических проблем микрохроматики именно проблемам гармонии было уделено наибольшее внимание. Были рассмотрены проблемы лада, консонанса-диссонанса, интервалов и созвучий, функциональности в условиях микрохроматики. Но последняя имеет точки соприкосновения и с другими разделами музыкальной теории — полифонией, музыкальной формой. Особенно много проблем лежит в области акустики. В работе много внимания было уделено микрохрохроматике в свете поиска новых, совершенных темпераций. А этот поиск имеет не только «местное», прикладное значение выработки звуковысотной базы для микротоновой музыки, но он исключительно важен для развития музыкального искусства в целом и до сих пор не теряет своей актуальности.

Другая важнейшая проблема микрохроматики — особенности её слухового восприятия. Инерция слухового восприятия представляется основным фактором, тормозящим развитие и распространение микротоновой музыки. Впрочем, определённый «задел» у нашего слуха есть, и он был рассмотрен на страницах работы. Его можно использовать, развить слух, как это делали А. Хаба, В. Брайнин и др. Качество и целесообразность таких методик могут широко обсуждаться, отметим пока лишь факт их наличия.

Тут мы имеем выход на проблемы практики микрохроматики. Так, для эффективного воспитания микротонового слуха необходим музыкальный инструмент, на котором было бы возможно исполнения микротоновой музыки. Для Алоиса Хабы таким инструментом послужила скрипка. Но скрипка не обладает градуированной системой высот и, как следствие, исполнение на ней микротоновой музыки должно предполагать наличие хоть в какой-то степени развитого микротонового слуха! Разорвать этот замкнутый круг совсем не просто. Наиболее реальным способом решения проблемы в наши дни представляется использование специальных электронных музыкальных инструментов и компьютерных программ (некоторые из которых были описаны в главе 3).

Ещё одна важнейший вопрос, касающийся не только микрохроматикиунификация нотной записи микроинтервалов. Выше было показано современное состояние этой проблемы. Уже существуют весьма интересные и перспективные системы нотации. Осталось остановиться на одной или, хотя бы, нескольких из них. Это дало бы «второе дыхание» такой области музыковедения, как фольклористика. И уж конечно существенно облегчилось бы усвоение и анализ микротоновой музыки.

Итак, в данной работе впервые был поставлен и решён рад задач. Прежде всего, это современный взгляд на микрохроматику и комплекс проблем, связанный с ней, лежащих в области её теории и практики, формировавшийся в течение вот уже более столетия. Кроме того, были выделены и рассмотрены различные микрохроматические системы, сформировавшиеся в музыке XX века. Был оценен русский вклад в развитие микротоновой музыки. Наконец, сформирован системный, целостный подход к решению проблем микрохроматики и анализу микротоновой музыки (соединение акустических и музыковедческих методов) и, тем самым, усовершенствована методика изучения микротоновой музыки.

Решение вышеназванных задач стало возможным благодаря достижениям отечественного и зарубежного музыковедения. Прежде всего, хотелось бы отметить труды австрийских и нидерландских авторов, в которых досконально проработана «научно-техническая» сторона микрохроматики (проекты новых инструментов, темпераций, акустическая составляющая), без которой немыслимо её современное осмысление. Но нельзя не упомянуть и статьи Ю.Н. Хо-лопова, В. Н. Холоповой (послужившие толчком к появлению данной работы), представляющие отечественное виденье ключевых её проблем.

Главным же результатом работы оказалось появление отечественного исследования (в ранге диссертации), посвящённого микрохроматике. Это позволяет не только заполнить досадный пробел в российском музыковедении, но и способствует обогащению мирового опыта изучения данного явления, поскольку она является новейшим исследованием, посвящённым рассмотрению микрохроматики в системе современного музыкального мышления.

Полученные в диссертации решения позволяют оснастить музыковедов, композиторов, педагогов, студентов музыкальных учебных заведений и просвещенных любителей музыкального искусства, так или иначе соприкасающихся с микротоновой музыкой, эффективным научно-теоретическим аппаратом, способствующим её освоению, обогатить их представление о пока ещё мало известном и изученном в России музыкальном явлении.

Материал диссертации обсуждался на заседаниях секции кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского. Ряд научных положений диссертации был представлен автором на конференции, посвященной проблемам лада, проходившей в МГК в 2009 году. Различные проблемы современной музыки, в том числе, микротоновой рассматривались на заседаниях военно-научного общества Военного института (военных дирижёров) Военного университета. По материалам диссертации был опубликован ряд статей в отраслевых научных журналах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. «Ультрахроматизм» или «омнитональиость»? // Музыкальныйсовременник. 1916. — № 4−5. — С. 157−168.
  2. А. Смычковый полихорд // Музыкальный современник. 1915.3. С. 46−54.
  3. А. Универсальная система тонов (UTS), ч. 3. Итоги и перспективы // Жизнь искусства. 1926. — № 12. — С. 3−4.
  4. Э. Проблемы формирования лада. М.: Музыка, 1976. — 288 с.
  5. Аристоксен. Элементы гармоники / Перевод и примечания В. Цыпина.1. М.:МГК, 1997.- 136 с.
  6. П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев: АН УССР, 1956. — 83 с.
  7. А. Теория звука в приложении к музыке. Л.: Госиздат, 1925.247 с.
  8. В. Очерки по истории музыки народов СССР. Вып. 2. М.: Музгиз, 1963.-339 с.
  9. В. Четвертитоновая музыка // Жизнь искусства. 1927. — № 19.1. С. 5−12.
  10. В. Метод графических представлений как средство развития музыкального слуха. Микрохроматический слух. «Цветной» слух. URL: http://brainin.org/Method/Graphics%20and%20ear%20trainingRU.htm
  11. В. Письмо учёному соседу о некоторых возможностяхмикрохроматической композиции в связи с предполагаемыми перспективами эволюции музыкального языка // Музыкальная академия. 1997. — № 3. — С. 144−149.
  12. А. Основы темперации. М.: Композитор, 1998. — 91 с.
  13. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембразвука // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1970. — Вып. 1. -С. 11−38.
  14. Гальперович 71 К новым звуковым мирам: микротоны в творчестве Клауса
  15. Хубера // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27−29 октября 1998 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. — С. 46−60.
  16. Г арбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М.-Л.: АН СССР, 1948. 84 с.
  17. Н. Внутризонный интонационный слух и методы его развития.
  18. М.-Л.: Музгиз, 1951. 64 с.
  19. Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основадля теории музыки. Спб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1875. — 595 с.
  20. Е. Античное музыкальное мышление. Л.: Музыка, 1986. — 223 с.
  21. Д. Новая советская музыка 20-х годов. М.: Композитор, 2005.368 с.
  22. Г. К истории и теории микрохроматики: Иван Вышнеградский
  23. М.Е. Тараканов: человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М-СПб.: ГИИ, 2003. — С. 179−188.
  24. . Структурирование тембров в инструментальной музыке // Музыкальная академия. 2000. — № 4. — С. 113−120.
  25. Н. Иван Вышнеградский: теория и практика микрохроматики //
  26. Техника композиции XX века. 2009. — № 1. — С. 142−147.
  27. Е. Первооткрыватель новой музыки // Музыкальная академия.2003.- № 3. С. 196−205.
  28. Т. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальнойформы. Вып. 2. М.: Музыка, 1972. — С. 55−97.
  29. Ефимова Н. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII—
  30. X столетий. М.: МГУ, 2004. — 280 с.
  31. Иван Вышнеградский. Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, воспоминания / Сост. и ред. А. Л. Бретаницкая. М.: Композитор, 2001. -320 с.
  32. Из минувших времен. Посвящается Ивану Александровичу Вышнеградскому (1893−1979) // Музыкальная Академия. 1992. — № 2. — С. 135 159.
  33. Исхакова-Вамба Р. О семнадцатиступенной системе восточной музыки. —
  34. Казань: Новое знание, 1998. 31 с.
  35. М. Стратегии творчества // Музыкальная академия. 2002. — № 1.-С. 39−49.
  36. Н. Язык и жанр: формирование мультиклавирного ансамбля втворчестве Вышнеградского // Музыка России: от средних веков до современности. Вып. 2. М.: Композитор, 2004. — С. 175−187.
  37. М. «Тенор правит кантиленой»: К изучению модальнойгармонии в музыке эпохи Возрождения // Методы изучения старинной музыки. М.: МГК, 1992. — С. 188−208.
  38. Ц. Техники композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976.-358 с.
  39. Г. Микротоновая музыка. Киев: Наукова думка, 2005. — 264 с.
  40. Г. От анализа микротоновых структур — к анализу «музыкальногогипертекста» // «Прометей» 2000. Материалы международной научнопрактической конференции 2−6 октября 2000 года. Казань, 2000. -С. 37−140.
  41. С. Зоны интервалов при восроизведении их на инструментахсо свободной интонацией // Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова. 1946. — № 6. — С. 32−42.
  42. С. Поиски путей в микротонике //Альфреду Шнитке посвящается.
  43. Вып. 3. М.: Композитор, 2003. — С. 269−272.
  44. И. Теоретические основы полифонии XX века. М.: МГК, 1994.-286 с.
  45. К. Арабская музыка // Очерки по истории и теории музыки. Сб. исследований и материалов. Т. 2. Л.: Госиздат, 1940. — С. 265−280.
  46. Н. Свободная музыка. Спб.: Военная типография, 1909. — 7с.
  47. А. К музыке высшего хроматизма // Стрелец. 1915. — № 1.-С. 8183.
  48. Е. Экспериментальное исследование по определению допустимой слухом расстройки интервалов. Рукопись. М., 1936. — 76 с.
  49. Н. Руководство к изучению четвертитонов для скрипки // К новым бегегам. Вып. 3. -М., 1916. С. 26−51.
  50. А., Устинов А., Чельдиев С. Музыка. Электроника. Интонирование. Иск: НТК, 1993. — 312 с.
  51. О. Техника моего музыкального языка. М.: Греко-латин. каб.
  52. Ю. А. Шичалина, 1994. 124 с.
  53. П., Холопов Ю. Электронная музыка // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М.: Советская энциклопедия, 1982. — С. 514−517.
  54. М., ПирсДж. Компьютер в роли музыкального инструмента, пер. с англ. // В мире науки. 1987. — № 4. — С. 72−80.
  55. Е. Микротоны: Россия — Австрия // Музыка XX века.
  56. Московский форум: Материалы междунар. науч. конф. М.: МГК, 1999.-С. 94−98.
  57. Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания //
  58. Восприятие музыки / Под ред. В. Максимова. М.: Музыка, 1980. — С. 53−59.
  59. Е. Настройка и настроение в музыке // Воспитаниемузыкального слуха. Вып. 2. М.: Музыка, 1982. — С. 6−40.
  60. Е., Рагс Ю. О применении акустических методовисследования в музыкознании // Применение акустических методов в музыкознании. М.: Музыка, 1964. — С. 3−17.
  61. Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  62. Е. Проблемы теории и практики экмелической музыкиинформационно аналитический обзор) // Музыка в информационном мире: Наука. Творчество. Педагогика. Ростов н/Д: РГК, 2004. — С. 4464.
  63. И. Микротоновая музыка и её инструментарий // Музыка ивремя. 2010. — № 10. — С. 27−32.
  64. И. Микрохроматика и лад // Музыковедение. 2010. — № 11.1. С. 29−36.
  65. ОголевецА. Введение в современное музыкальное мышление. М.-Л.:1. Музгиз, 1946. 469 с.
  66. А. Основы гармонического языка. М.-Л.: Музгиз, 1941.-941 с.
  67. Павленко С, Кефалиди ИЕкимовский В. Микротоновые элементы //
  68. Музыкальная академия. 2002. — № 2. — С. 21−24.
  69. С. Чарльз Айвз. М.: Советский композитор, 1979. — 184 с.
  70. Н. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966.- 115 с.
  71. Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции.1. М.: Реал, 2002.-350 с.
  72. Ю. Акустика в системе музыкального искусства: дис. в виде научного доклада.. д-ра иск. М., 1998. — 80 с.
  73. Ю. Концепция зонной природы музыкального слуха: пути становления, разработка проблемы и дальнейшее ее развитие // Н. А. Гарбузов — музыкант, исследователь, педагог. М.: Музыка, 1980. — С. 11−48.
  74. Ю. Строй // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 525.
  75. Ю. Темперация // Музыкальный энциклопедический словарь. М.:
  76. Советская энциклопедия, 1990. С. 542.
  77. Ю. О художественной норме чистой интонации: автореф. дис. .канд. иск. М.: МГК, 1970. — 26 с.
  78. Дж. Я был бы рад исполнить Вышнеградского // Музыкальнаяакадемия. 1996. -№ 2. — С. 218−221.
  79. Г. Акустика с точки зрения музыкальной науки / Перевод с нем.
  80. Н. Кашкина. -М.: Типо-лит. Александрова, 1898. 145 с.
  81. Римский-Корсаков Г. Обоснование четвертитоновой музыкальной системы // De musica. Вып. 1. М.: Academia, 1925. — С. 34−52.
  82. М. Эволюция гармонической вертикали западноевропейскогомногоголосия XIII начала XV веков: автореф. дис.. канд. иск. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. — 26 с.
  83. Л. Воспоминания о России. М.: Классика-ХХ1, 2005. — 268 с.
  84. Л. Письма о музыке. № 1. Ультрахроматическая полемика // Музыкальный современник. 1916. — № 6. — С. 99−108.
  85. Л. Эволюция гармонического созерцания // Музыкальный современник. 1915.-№ 2. — С. 18−27.
  86. О. О некоторых закономерностях интонирования в связи сформой, динамикой и ладом // Труды кафедры теории музыки музыки МГК им. П. И. Чайковского. Вып. 1. -М.: МГК, 1960. С. 356−378.
  87. О. Интонационный анализ исполнения первой части концертадля скрипки с оркестром Ф. Мендельсона // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музгиз, 1964. — С. 61−78.
  88. Н. Реварсавр: Революционный Арсений Авраамов // Музыковедение. 2010. — № 2. — С. 36−41.
  89. Серебрякова В. Проблемы спектрального анализа на примере творчества
  90. Жерара Гризе: дипломная работа. Науч. Рук. А. С. Соколов. МГК им. П. И. Чайковского. М., 2000. — 120 с.
  91. А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества.1. М.: Музыка, 1992.-230 с.
  92. А. Теория современной композиции. М.: Музыка, 2005. — 624 с.
  93. Н. Музыка будущего // Жизнь искусства. 1919. — № 326.1. С. 1.
  94. Н. Царлино и Вичентино (к вопросу о теоретических дискуссияхв Италии середины XVI века) // Из истории теоретического музыкознания. М.: МГК, 1990. — С. 32−45.
  95. Теория современной композици: учебное пособие. М.: Музыка, 2007.624 с.
  96. Ю. Современная гармония и её историческое происхождение //
  97. Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М.: Музыка, 1967. -С. 129−182.
  98. В. Компьютерная музыка и освоение новой художественновыразительной среды в музыкальном искусстве: автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1997. — 26 с.
  99. А. Об особенностях спектра голоса певцов разных жанров // Проблемы информационной культуры. Вып. 2. М.-Краснодар, 1995. -С. 147−156.
  100. Ю. Гармония. Теоретический курс: учебник. СПб.: Лань, 2003.541 с.
  101. Ю. Микро и последствия // Музыкальное образование в контекстекультуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27−29 октября 1998 года. М., 2000. — С. 24−38.
  102. Ю. Микрохроматика // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М: Советская энциклопедия, 1976. С. 587−589.
  103. Ю. Гармония. Практический курс: учебник: в 2 ч. М.: Композитор, 2005.
  104. Ю. Роды интервальные // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 466.
  105. Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. — 312 с.
  106. Ю. Энармоника // Музыкальный энциклопедический словарь.
  107. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 653.
  108. В. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М.:1. Композитор, 2001. 56 с.
  109. В. Аристоксен. Начало науки о музыке. М.: МГК, 1998. — 223 с.
  110. Н. Формирование равномерно-темперированного строя. М.:1. Музыка, 1964.- 120 с.
  111. Г. Четвертитоновая музыка // К новым берегам. 1923. — № 3.1. С. 10−15.
  112. Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М.: Композитор, 2004. 112 с.
  113. Эль-Холи С. Традиция музыкальной импровизации на Востоке и профессиональная музыка // Музыкальные культуры народов: Традиция и современность. М., 1973. — С. 183−189.
  114. Abraham О. Tonometrische Untersuchungen an einem deutschen Volkslied // Psychologische Forschung. 1924. — B. 4. — S. 1−21.
  115. Aikin J. Discover 19-tone equal temperament // Keyboard. 1988. — March.1. P. 74−80.
  116. Algaraz J. A. A proposito de Julian Carrilo // Heterofonia. Vol. 8. 1975.31.-P. 20−23.
  117. Ager К. Der Ultrachromatismus Ivan Wyschnegradskys in melodischer undharmonischer Hinsicht // Mikrotone. В. 1.- Innsbruck: Edition Helbling, 1986.-S. 123−126.
  118. Asselin P.-I. Comprehension et Realisation des Temperaments anciens. Paris:
  119. Copyright Pierre-Yves Asselin, 1977. 54 p.
  120. Barbour J. Temperatur und Stimmung // Die Musik in Geschichte und Gegenwart / Friedrich Blume (ed.). Bd. 12. Kassel: Barenreiter, 1965. — S. 213— 227.
  121. Barthelmes B. Raum und Klang. Das musikalische und theoretische Schaffen1. an Wyschnegradsky. Hofheim: Wolke, 1995. — 511 s.
  122. Burt W. Microtanal pitch systems in some recent music // Proceedings of the1996 Australian Computer Music Association conference. Brisbane: QUT Academy, 1996.-P. 13−21.
  123. Burt W. Microtanal and structural aspects of my Monodies I and II, for microtonal guitar // Leonardo Music Journal. Vol. 1. Cambrige: MIT Press, 1997. -P. 81−83.
  124. Beer A. de. Die Entwicklung der 31-Tonmusik // Sonorum Speculum. Vol. 8.1. Amsterdam, 1969. P. 3−16.
  125. Busoni F. Entwurf einer neuen Asthetik der Tonkunst. Trieste, 1907.
  126. Colwig W. An American Gamelan // Xenharmonikon. Vol. 3, 1975. P. 28−33.
  127. Cowell H. New musical resources. N-Y., 1930. — 144 p.
  128. Directory of Music Notation Proposals. Notation Research Press, 1997.
  129. Doty D. What is just intonation? // Electronic Musician. 1986. — № 11. — P.381.
  130. Erlich P. Tuning, tonality and Twenty-two-tone temperament // Xenharmonikon. Vol. 17, 1998.-P. 12−40.
  131. Fricke J.P. Mikrotonale Klangbildungen. Identifikation und Systemfahigkeit //
  132. . B. 1. Innsbruck: Edition Helbling, 1986. — S. 165-184.
  133. Garcia J. A linear Twenty-nine tone scale // Xenharmonikon. Vol. 11, 1989.1. P. 43−45.
  134. Gay den L. Ivan Wyschnegradsky. Frankfurt: M. P. Belaieff, 1973.
  135. Haase R. Gehorsdisposition und ekmelische Intervalle // Mikrotone. B. 1.1.nsbruck: Edition Helbling, 1986. S. 151—163.
  136. Haba A. Harmonicke zaklady ctvrttonove soustavy. Praha: Hudebni maticeumelecke besedy, 1922. 40 s.
  137. Haba A. Mein Weg zur Viertel- und Sechsteltonmusik. Innsbruck, Nymphenburg, 2001.
  138. Haba A. Neue Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, viertel-, drittel-, sechstel- und zwolfel- Tonsystems. Lpz.: F. Kistner und C. F. W. Siegel, 1927.-251 s.
  139. Haba A. Quartetto D’Archi No XIV. Partitura. — Praha: Panton, 1967.
  140. Handschin J. Der Toncharakter. Bonn, 1948.
  141. Hanson L. Development of a 53-tone keyboard layout // Xenharmonikon. Vol.12, 1989.-P. 69−87.
  142. Heine A. Akustische Phanomene II Mikrotone. B. 1. Innsbruck: Edition1. Helbling, 1986.-S. 17−28.
  143. HerfF.R. Komposition und Auffuhrungspraxis ekmellischer Musik // Mikrotone. В. 1. Innsbruck: Edition Helbling, 1986. — S. 227−231.
  144. Hesse H. P. Grundlagen der Harmonik in mikrotonaler Musik. Innsbruck, 1989.
  145. Hesse H.-P. Klangwertbestimmung musikalischer Zusammenklange auf Grundeiner Zwei-Faktoren-Theorie der Sonanz // Mikrotone. В. 1. Innsbruck: Edition Helbling, 1986. — S. 49−67.
  146. Hueber К Ich glaube an die Bedeutung des Herzens und der Liebe // Musiktexte. 1993.-№ 51. — S. 27−30.
  147. Hueber K. Pseudoharmonische Partialtonreihen, ihre ekmellischen Intervallstrukturen. Ein neuer Klangraum der Musiktheorie // Mikrotone. В. 1. -Innsbruck: Edition Helbling, 1986. S. 29−48.
  148. Kaufmann H. Vicentinos Archiorgano: an annotatad translation // Journal of
  149. Music Theory. Vol. 5, April 1961. P. 32−53.
  150. Klosch G. Das unendliche Tonvorrat der reine Stimmung und seine Realisierungdurch relationale Notenschrift und Schiebetastatur // Mikrotone. В. 1. -Innsbruck: Edition Helbling, 1986. S. 211−226.
  151. Kogut G. Mental representations of pitch-structures // Когут Г. Микротоноваямузыка. Киев: Наукова думка, 2005. — С. 214−230.
  152. В. — Vos J. Mikrotonale Musik in der Niederlanden // Mikrotone. В. 1.- Innsbruck: Edition Helbling, 1986. S. 117−122.
  153. Maedel R. Mikrotonale Funktionsmodelle // Mikrotone. В. 1. Innsbruck: Edition Helbling, 1986. S. 185−190.
  154. Mager J. Eine neue Epoche der Musik. В., 1924.
  155. Mazzola G. Obertone oder Symmetrie: Was ist Harmonie? // Mikrotone. В. 1.1.nsbruck: Edition Helbling, 1986. S. 191−210.
  156. McLaren B. Microtonality in the U.S. // Когут Г. Микротоновая музыка. -Киев: Наукова думка, 2005. С. 193−213.
  157. McLaren B. A brief history of Microtonality in the Twentieth century // Xenharmonikon. Vol. 17, 1998. P. 57−110.
  158. McLaren B. The uses and characteristics of non-octave scales // Xenharmonikon. Vol. 14, 1993.-P. 12−22.
  159. . B. 1−4. Innsbruck: Edition Helbling, 1986 1., 1988 2., 1990 [3], 1993 4.
  160. Moellendorff W. Musik mit Vierteltonen. Lpz.: Verlag von F.E.C. Leuckart, 1917.-58 S.
  161. H. 31 tone meantone tuning link between Past and Future // Xenharmonikon. Vol. 6, 1977. P. 57−69. 14 5. Rapaport P. The notation of equal temperaments I I Xenharmonikon. Vol. 16 1995.-P. 61−84.
  162. Rasch R. A. Der Zusammenhang zwischen den verschiedenen Unterteilungender Oktave und dem herkommlichen Tonsystem // Mikrotone. B. 1. Innsbruck: Edition Helbling, 1986. — S. 107−116.
  163. Riemann H. Katechismus der Akustik. Leipzig: Hesse’s Verlag, 1891.128 S.
  164. Schneider S. Mikrotone in der Musik des 20. Jahrhunderts. Bonn, 1975.
  165. Secor G. An approach to the construction of microtonal valved brass instruments // Xenharmonikon. Vol. 5, 1976. P. 15−21.
  166. Silbiger A. Four enharmonic madrigals of Nicola Vicentino // Nicola Vicentino.
  167. Four enharmonic madrigals for four voices (Rome, 1555) / edited by Alexander Silbiger. Utrecht: Diapason press, 1990. — P. I-IX.
  168. Soyka U.-D. Ekmelik digital oder analog? // Mikrotone. B. 1. — Innsbruck:
  169. Edition Helbling, 1986. S. 9−15.
  170. Vincent A. J. Emploi des quarts de ton dans le chant gregorien constate surl’Antiphonaire de Montpellier. P., 1854.
  171. VyslouzilJ. A. Haba. Zivot a dilo. Praha: Panton, 1974. — 469 s.
  172. Vogel M. Mikrotone im Rahmen der reinen Stimmung // Mikrotone. B. 1.1.nsbruck: Edition Helbling, 1986. S. 127−150.
  173. Wyschnegradsky I. La loi de la pansonorite. Geneve, 1996. — 336 p.
  174. Wyschnegradsky I. Manuel d’harmonie a quarts de ton. P.: La Sirene Musicale, 1932.-24 p.
  175. Wyschnegradsky /., Obouchov N. L’ultrachromatisme et les espaces non octaviants // La Revue Musicale. № 290−291. — Paris, 1972. — P. 73−130.
  176. Zillhardt R. Zur Problematik einer historisch ubergeordneten Strukturanalyseder Tonhohen // Mikrotone. B. 1. Innsbruck: Edition Helbling, 1986. -S. 69−106.
Заполнить форму текущей работой