Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема мультикультурализма в американской гуманитарной научной мысли XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре нашего исследовательского интереса находятся причины формирования и генезис проблемы мультикультурализма в контексте развития американской гуманитарной мысли, выделение ее социально-исторических предпосылок и идейных источников. Подобная постановка проблемы дает Щ возможность взглянуть на состояние культурологической мысли США в ее динамическом становлении, позволяет понять, что привело… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование проблемы мультикультурализма в США и ее отражение в научной мысли
    • 1. Мультикультуральность в США как социально-исторический феномен
    • 2. Теоретические проблемы феномена мультикультурализма
    • 3. Мировоззренческие и теоретические предпосылки становления идей американского мультикультурализма
  • Глава II. Концепции американского мультикультурализма в XX 66 столетии
    • 1. Причины онтологической неадекватности ассимиляционных 66 концепций
    • 2. Плюралистические концепции: критически-рефлексивный анализ
    • 3. Американский мультикультурализм в контексте радикальных 92 концепций и воззрений «цветной Америки»
    • 4. Поиск практических и теоретических решений проблем 110 американского мультикультурализма

Проблема мультикультурализма в американской гуманитарной научной мысли XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность проблемы мультикультурализма определяется рядом моментов. В настоящее время в рамках мирового сообщества активизируются интеграционные межкультурные процессы. В связи с этим постепенно актуализируется вопрос о феномене взаимодействия культур, о степени и механизмах их влияния друг на друга, о роли и месте отдельных культур в общемировом полифоническом этнокультурном хоре. В какой степени активное стремление к объединению порождает «маятниковый откат» от ¦fr интеграции в сторону локализации и фрагментации культур? Где та граница, нарушение которой порождает агрессивность носителей доминирующей культуры по отношению к представителям «инаковых» культурных традиций? Существует ли пространство, вторжение в которое «инаковой» культуре запрещено?

Проблема взаимодействия культур присуща всем поликультурным обществам. Часто возникающие межнациональные конфликты в рамках одного государства подтверждают актуальность проблемы взаимодействия между % национальностями и между культурами в рамках полинациональных, поликультурных государственных образований. Противостояние Ирландии и Англии в рамках Великобритании, курдские конфликты в Турции и Ираке, противоречия между басками и испанцами, цепь конфликтов на Балканском полуострове — примеры межкультурных конфликтов, поднимающие вопрос о способах достижения культурного единства и гомогенности внутри поликультурных и полинациональных обществ.

Проблема межкультурных взаимодействий — неизменная тема теоретико-гуманитарной мысли русских исследователей. Россия — изначально полиэтничная страна, несущая в себе традиции не только русской культуры, что порождает необходимость рефлексивного осмысления феномена мультикультуральности в российском пространстве. В современной действительности в условиях глобализации настоящая проблема приобретает новый обертон. Насколько глубоко мы можем войти в процессы глобализации, не утратив при этом собственной культурной идентичности? Таким образом, проблема мультикультурализма объединяет в себе различные концепции и поиски ответов на вопросы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом.

Особенно важной данная проблема оказалась для Америки. После трагических событий в США в начале XXI века стало очевидным, что мир «изменился». Это вызвало необходимость очередного пересмотра устоявшихся fr подходов не только в политико-практической сферах, но и в области теории.

Наряду с политическими парадигмами начинают подвергаться сомнению и концепции в области теории культуры. Местоположение в науке некоторых из них постепенно смещается с главенствующего, которое они занимали на протяжении практически всего XX столетия, на периферию. Вопросы, решаемые в рамках проблемы мультикультурализма, сегодня выдвигаются на первый план. Имевшие высокую значимость для американской научной мысли на протяжении всей истории существования Соединенных Штатов Америки, в ф настоящее время они актуализируются в мировом масштабе. Центральной темой современного американского поликультурного дискурса становится проблема самоидентификации в условиях взаимодействия культур. Что скрывается за понятием американца? Европеец (англичанин, испанец, француз, голландец) или конгломерат, включающий в себя наряду с представителями европейских этнокультурных цивилизаций азиато-европейцев, автохтонных американцев, афроамериканцев и т. д.

В центре нашего исследовательского интереса находятся причины формирования и генезис проблемы мультикультурализма в контексте развития американской гуманитарной мысли, выделение ее социально-исторических предпосылок и идейных источников. Подобная постановка проблемы дает Щ возможность взглянуть на состояние культурологической мысли США в ее динамическом становлении, позволяет понять, что привело к появлению феномена мультикультурализма, какие тенденции способствовали его обособлению и выделению в самостоятельную область исследования. Этим объясняется включение в данную работу наряду с концепциями американской культурологической мысли XX столетия, философских и культурантропологических работ XIX века как исследований, подготовивших почву для возникновения и развития феномена мультикультурализма.

В современной мировой действительности наблюдаются весьма противоречивые процессы: тенденция к глобализации, стремление к объединению культур, с одной стороны, и тяга к локализации, обособлению, с другой. Подобные явления представляют собой отражение «через столетия» на более масштабном уровне процессов, ставших неотъемлемой чертой такого поликультурного сообщества, как Соединенные Штаты. То, с чем столкнулся мир, входя в третье тысячелетие, есть проблема, решением которой американские исследователи и мыслители занимаются на протяжении длительного времени.

Изначальное существование для американского научного сознания проблемы бытия множества культур в пределах единого государства, соотнесение их в рамках единой социально-политической целостности, породившее возникновение множества концепций, решающих проблему поликультурности, и объясняет обращение в настоящем исследовании к теоретико-культурной мысли Соединенных Штатов Америки.

Степень разработанности проблемы и её освещение в научной литературе.

Неоднозначность понимания проблемы мультикультурализма в современной гуманитарной науке, предполагающей самые разные сферы ее применения, порождает многочисленные исследовательские подходы.

Анализ литературы по проблеме мультикультурализма показывает, что в гуманитарной науке на сегодняшний день еще не выработана единая общепризнанная трактовка данного понятия. Разнообразие интерпретаций мультикультурализма объясняется тем, что он находится в эпицентре различных подходов в осмыслении вопросов взаимоотношения и взаимодействия культур. Ряд американских исследователей проводит попытки изучения мультикультурализма как социокультурного феномена. Среди обилия работ, посвященных постановке проблемы мультикультурализма, следует выделить труды Н. Глейзера, С. Бенхабиб, Т. Гитлина, Б. Боксила, К. Цюрхера, Г. Жиро. Критика мультикультурализма находит свое отражение в работах А. Шлезингера-мл., С. Хантингтона.

В научных трудах X. Келлена, Д. Патрика, Н. Глейзера, Э. Сайда осуществляется разработка и анализ концепций мультикультурализма в США.

Радикальное видение процессов, происходящих в США представлено в работах Б. Т. Вашингтона, У. Б. Дюбуа, К. М. Асанте, Э. Сайда, M.JI. Кинга.

Истоки появления проблемы мультикультурализма заложены в исследованиях межкультурных взаимодействий, проводимых в американской культурантропологии и общефилософской мысли XIX — первой половины XX. Предпосылки к возникновению проблемы мультикультурализма появляются в исследованиях американских культурантропологов, занимавшихся проблемой культурного релятивизма (М. Херсковиц, Ф. Боас, К.К.М. Клакхон). Вопрос взаимоотношений культур, рас, этносовкритика иерархического восприятия культур находит отражение в работах, письмах и выступлениях Р. В. Эмерсона, стоящего на позиции равноценности этносов и культур. Существенное влияние на формирование проблемы мультикультурализма оказали результаты исследований, проводимых американской школой исторической этнологии Ф. Боаса, психологической школой (М. Мид, Дж. Хонигман), в которых произошел кардинальный пересмотр взглядов на роль и значимость этнокультурных групп.

Мультикультурализм — понятие, затрагивающее не только сферу культуры, но в не меньшей степени социальную и политическую области: политическое, социальное и культурное тесно переплетены друг с другом, политические сдвиги могут нести в себе поворот в процессах взаимодействия культур и наоборот. Поскольку мультикультурализм оказывается тесно связан с историческими особенностями формирования США, истоки появления ряда концепций следует искать в области истории государства, как общества полиэтничного и поликультурного. В связи с этим в диссертационном исследовании привлекается материал из различных смежных отраслей гуманитарной науки.

Из работ, посвященных изучению историко-политических процессов в США, в первую очередь следует выделить исследования М. Лернера, А. Шлезингера-мл., Ш. Богиной, JI. Кертмана, занимавшихся теоретическим осмыслением исторических, культурных и политических процессов, происходивших в развитии американского государства.

Проблема американского мультикультурализма в современной отечественной науке проработана недостаточно. В работах М. Тлостановой, В. Денисенко, А. Куропятника, Е. Литвиненко рассматривается ряд концепций мультикультурализма, а также производится некоторый анализ взглядов на проблему, ее социокультурные аспекты существования.

В целом, несмотря на то, что освещению проблемы мультикультурализма посвящено определенное количество научных публикаций и практических разработок, глубокий анализ истоков мультикультурализма, его видов и концепций, а также социокультурный пласт его функционирования в динамике развития представлен недостаточно. Это обстоятельство позволяет нам определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования — феномен мультикультурализма, взятый в его цивилизационном и социокультурном измерении.

Предмет исследования — мультикультурализм как научный и социокультурный феномен США.

Цель диссертационного исследования — раскрыть содержание проблемы мультикультурализма и его основных концепций в американской гуманитарной научной мысли, и определить их роль в социокультурных процессах США XX века.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. исследовать содержание и специфику американской мультикультуральности как социально-исторического феномена;

2. проанализировать мировоззренческие и теоретические предпосылки становления теории американского мультикультурализма, выявить вклад американских мыслителей и культурантропологов XIX — XX вв. в появление проблемы мультикультурализма;

3. рассмотреть различные трактовки понятия мультикультурализма;

4. провести критически-рефлексивный анализ ассимиляционных, плюралистических и радикальных концепций американского мультикультурализма;

5. проанализировать тенденции развития и практической реализации теорий мультикультурализма в современной Америке, нацеленных на адекватное решение современной мультикультуральной ситуации.

Теоретико-методологические основания исследования:

Методологической основой диссертационного исследования являются системный и структурно-функциональный подходы, предполагающие рассмотрение предмета исследования как комплексного феномена, включающего в себя множество взаимодействующих и взаимосвязанных между собой уровней: теоретический, социокультурный, социополитический, исторический и др. Немаловажным методологическим основанием стал также метод герменевтической реконструкции, позволяющий реконструировать основные смыслы в исследованиях классиков мультикультурализма (Н. Глейзера, X. Келлена, Б. Т. Вашингтона, К. М. Асанте и т. д.), и настоящую социокультурную ситуацию поликультурного общества.

Рамки исследования ограничиваются XIX — XX вв., поскольку изучаемая проблема постепенно формировалась в течение обозначенного времени. Выявление истоков проблемы мультикультурализма потребовало также привлечения общефилософских методов анализа, конкретизации и обобщения различных концепций американских культурантропологов, заложивших основание одной из ключевых позиций мультикультурализма (культурный релятивизм).

Научная новизна диссертационного исследования:

• установлена взаимосвязь социокультурных и исторических особенностей формирования и существования США как поликультурного образования с проблемой мультикультурализма;

• выявлены истоки и тенденции развития проблемы мультикультурализма, лежащие в плоскости исследований американских мыслителей XIX — XX вв.;

• проведено исследование ракурсов понимания мультикультурализма в американской гуманитарной мысли XX в.;

• выявлены и проанализированы концепции мультикультурализма, а также обоснована проблема жизнеспособности каждой из них;

• установлено, что проблемная ситуация мультикультурализма порождает подъем этнокультурного самосознания и ведет к фрагментации современного американского мультикультурального общества.

Положения, выносимые на защиту:

Заключение

.

XX век вошел в историю как эпоха «тотальной глобализации», затронувшей все без исключения сферы человеческой деятельности. В 1919 г. выступая на Парижской мирной конференции, американский дипломат Стенарт Бэкер заявил: «Париж не может быть понят без Москвы». Лига наций и ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, язык эсперанто, мировая глобальная сеть Интернет, транснациональные корпорации, Евросоюз — яркие свидетельства стирания экономических, политических, социокультурных границ. В то же время это может послужить и поводом для предположения некоего «конца истории» (Ф.Фукуяма).

Способствовав сближению различных культур, глобализация стала причиной резкого всплеска самосознания этнокультурных групп. «Стирание» различий между культурами способствовало кризису идентичности, тем самым интенсифицировав поиски ответов на вопросы «Кто мы? Откуда? Куда идем?». Оно заставило провести демаркационную линию между «своим» и «чужим». Таким образом, ответом на «вызов» глобализации — своеобразного всемирного «Плавильного тигля» — «Melting Pot» — стал культурный плюрализм.

Бесспорно, интересным культурологическим феноменом, соединяющим в себе два противоположных начала (глобализацию и мультикультуральный плюрализм) является американское культурное пространство. США, с одной стороны, выступает в качестве активного проповедника идей глобализации и общечеловеческих ценностей, по сравнению с которыми традиционные (этнические, национальные, цивилизационные) ценности вторичны. С другой стороны, сама американская научная мысль современности со второй половины XX столетия и по сей день особенно интенсивно переживает тотальную «смену вех», сложив концепцию «Melting Pot» к ногам мультикультурального плюрализма. Весьма показателен в этом отношении нынешний американский научно-публицистический язык, в котором нет места неграм и индейцам, но присутствуют «афроамериканцы» и «автохтонные американцы» («native Americans»), а культура индейцев навахо признается равноценной Шекспиру и Данте. Социологи, историки, политологи значительное внимание уделяют так называемому «двойному стандарту» США в вопросах внешней политики. Однако для научного анализа не менее важен феномен «двойного стандарта» в американской культуре. В качестве идеала признается культурный универсализм, тождество «глобальной культуры». Однако, применительно к внутреннему состоянию, Соединенные Штаты в качестве приоритета рассматривают сохранение множественности культур, их локализацию, считая недопустимым размывание их границ. При этом последняя тенденция, набрав «обороты», активно вытесняет ценностные ориентации и нормы, общезначимые для всего американского общества.

США, претендуя на роль мирового лидера и единственного «полюса», официально заявляя о реализации двух тенденций: глобализации и культурного плюрализма, и в этом случае применяют «двойные стандарты». Стоя на позициях глобализации мирового сообщества, внутри своего государства охраняют границы между этническими и другими культурами. В результате, Соединенные Штаты Америки с точки зрения мультикультуральной позиции напоминают своего рода «лебедя, рака и щуку», растягивающих общество, и в частности его социокультурный срез, в разные стороны. Условное «единство» государства на сегодняшний день похоже на рассыпающуюся на множество осколков общеамериканскую культуру. Это вызывает негативные оценки значительной части американской интеллектуальной элиты, видящей в апелляции к культивированию «самости» «инаковых» угрозу ценностям «Декларации независимости», Конституции, демократической миссии Соединенных Штатов.

Процессы, происходящие в США на локальном уровне отражают процессы, характеризующие состояние всего мирового общества сегодня. Этнический подъем локальных культур, их требования, выдвигаемые обществу, апелляция к мировому сообществу, конфликты, порождаемые этим подъемом и неудовлетворенными требованиями — закономерный итог гипертрофирования плюралистического взгляда на мультикультурализм, принятого мировым сообществом. События 11 сентября 2001 года, теракты, совершаемые в России, США, Испании и т. д. — порождение плюрализма и толерантности, которая не смогла сдержать маятниковый уход в противоположность — национализм локальных цивилизаций.

Не только американские, но и европейские мыслители в настоящее время заняты поиском выхода из сложившейся ситуации. Что необходимо сделать, чтобы мир перестал разрушаться, чтобы человечество в результате происходящих на сегодняшний день процессов не уничтожило само себя?

Исследования, проводимые в рамках мультикультурного дискурса показывают, что прогнозируемый «конец истории» откладывается на неопределенный период. А основной задачей XXI века — не столько политической, сколько в первую очередь культурной — становится не допустить реализацию сценария С. Хантингтона — «столкновение („clash“) цивилизаций».

Таким образом, в третье тысячелетие мир вошел вместе с поиском решений, лежащих в плоскости мультикультуральной проблематики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.
  2. Актуальные вопросы истории США и Англии в Новое и Новейшее время. Л., 1975.
  3. Актуальные проблемы теории и истории культуры. Ташкент, 1980.4. Американа. М., 1996.
  4. Американская социологическая мысль. М., 1994.
  5. Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. М., 1982.
  6. Американский характер: Очерки культуры США. М., 1991.
  7. Е.В. Новейшая история США. 1919−1939. М., 1962.
  8. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  9. Антология культурологической мысли. М., 1996.
  10. Г. История американского народа. Т. 1. М., 1961.
  11. Г. История американского народа. Т.2. М., 1962.
  12. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. М., 1967.
  13. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л., 1977.
  14. С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований // Этнологические исследования за рубежом. М., 1973.
  15. А.А. Культура и личность. М., 2001.
  16. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
  17. С. Притязания культуры. М., 2003.
  18. Ш. А. Как складывалась американская нация. США: ЭПИ. 1994, № 12.
  19. А.С. Буржуазная философия США XX века. М., 1974.
  20. Ф. Две культуры. М., 1978.
  21. Дж. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, МакИнтайром, Куном. М., 1998.
  22. B.C. Травкина Н. М. Духовные основы американской цивилизации // США: Экономика, политика, идеология. 1995, № 8.
  23. .Т. Из рабства к благам жизни. СПб., 1906.
  24. А. Америка в споре с Америкой. М., 1988.
  25. И., Сетунский Н. Американская мозаика. М., 1991.
  26. Г. Американский образ мира, или Америка глазами человека, который её не видел // Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М., 1995.
  27. Т.Г., Шестаков В. П. «Американская мечта» и американская действительность. М., 1981.
  28. Т.Г., Шестаков В. П. США: кризис духовной жизни. М., 1982.
  29. Ю.Л. «Политическая корректность» как социокультурный процесс: (На примере США). Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. М., 1999.
  30. П.С. Американоцентризм // Культурология. XX век. СПб., 1997.
  31. B.C. Национальная идентичность, мультикультурализм и национальный интерес: внешнеполитические аспекты // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Философия. М., 2000-№ 2.
  32. Г. Многоцветье всегда арче одной краски. Многоуровневое, многокультурное образование в США // Граждано-ведение, 1999, № 2 (март).
  33. У.Б. «Африка» // Антология культурологической мысли. М., 1996.
  34. У.Б. Африка. Очерк по истории африканского континента и его обитателей. М., 1961.
  35. .С. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  36. Д. Политическая культура средств массовой информации как фактор разрешения межэтнических конфликтов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. М., 1999.
  37. И. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1910.
  38. И. Собрание сочинений. Т.2. М., 1911.
  39. Западная Европа и культурная экспансия «американизма». М., 1985.
  40. А.А. Самоопределение для коренных американцев: как решают эту проблему в США // США: ЭПИ. 1993, № 3.
  41. Л.И., Яковлев Н. Н. Новейшая история США (1917−1968). М., 1972.
  42. Iberica americans: Культуры Нового и Старого Света XVI XVIII в.в. в их взаимодействии: 500 лет открытия Америки. — СПб, 1991.
  43. Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. М., 1991.
  44. История Соединенных Штатов Америки. В 4-х т. T.l. М., 1984- Т.2. М., 1985- Т.З. М., 1985- Т.4. М., 1987.
  45. JI. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
  46. M.JI. Любите врагов ваших // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 66−71.
  47. Клакхон К.К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.
  48. В. Пути американской музыки. М., 1961.
  49. Кревекер С.Дж.де. Письма американского фермера. М., 1987.
  50. М. Искусство США // Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. М., 1979.
  51. Культура народов Америки. Л., 1985.
  52. А.И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2000 № 2, Т. III.
  53. А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000. С.35−48.
  54. Э. История Соединенных Штатов. СПб., 1870 (1-я эпоха) — СПб., 1870 (3-я эпоха).
  55. Лан В.И. США в военные и послевоенные годы. М., 1978.
  56. Лернер Макс. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. Т. 1,2. М., 1992.
  57. Е.Ю. Современный билингвизм как доминанта мультикультуральной модели социализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
  58. B.C. Нация и культурный плюрализм // НГ, 1997, 14 июня.
  59. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  60. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  61. Мировая культура = World culture: Традиции и современность. М., 1991.
  62. Л.Г. Культура США предмет исследований российских ученых // США. Канада: Экономика, политика, культура. 1999, № 9.
  63. Л.А. Американская антропологическая школа // Культурология. XX век. СПб., 1997.
  64. Наука о культуре. Итоги и перспективы. Вып.2. М., 1998.
  65. Наука о культуре. Итоги и перспективы. Вып.6. М., 1997.
  66. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  67. А.В. «Политическая корректность» в США: культурологический аспект проблемы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. М., 1998.
  68. Очерки новой и новейшей истории США. Т. 1−2. М., 1960.
  69. B.JI. Основные течения американской мысли. М., 1962.
  70. Перепутья и тупики буржуазной культуры. М., 1986.
  71. Г. Культурная агрессия. М., 1986.
  72. Е. США: «плавильный котел» или культурный плюрализм? // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып.9.
  73. Проблемы американистики. Вып.1. М., 1978.
  74. Проблемы американистики. Вып.2. М., 1983.
  75. Проблемы американистики. Вып.З. М., 1985.
  76. Проблемы американистики. Вып.4. М., 1986.
  77. Проблемы американистики. Вып.5. М., 1988.
  78. Проблемы американистики. Вып.6. М., 1992.
  79. Проблемы американистики: 9. Концепция «американской исключительности»: идеология, политика, культура. М., 1993.
  80. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. Вып.1. М., 1990.
  81. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. Вып.2. М., 1990.
  82. Работы Лесли Уайта по культурологии. М., 1996.
  83. Работы М. Мид // Современная этнография. 1946. № 2.
  84. Н.В., Языков Е. Ф. Новейшая история США. 1917−1972 г. г. М., 1972.
  85. С. Музыкальная культура США периода «великой депрессии» в истории становления национального стиля. М., 1994.
  86. Дж. Язык, политика и американская национальная общность // США: ЭПИ. 1996, № 6.
  87. О.Н. Критика философских концепций американской «культурной антропологии». Киев, 1978.
  88. Современная американская социология. М., 1994.
  89. Современная американская этнография. М., 1963.
  90. В.В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983.
  91. Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985.
  92. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. М., 1989.
  93. США: политическая мысль и история. М., 1976.
  94. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии // Языки, раса и культура. М., 1993.
  95. М.В. Движение идей мультикультурализма в США конца XX в. // США * Канада: экономика политика — культура. М., 2000 -№ 10.
  96. М.В. Западные СМИ и мифология толерантности // «Право знать: история, теория, практика». № 9−10 (81−82) сентябрь октябрь 2003 г.
  97. Традиция в истории культуры. М., 1978.
  98. О.Э. Современная культура США: Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество. М., 1989.
  99. JI.A. Наука о культуре // Антология культурологической мысли. М., 1996.
  100. JI. Этнологические эссе. М., 1990.
  101. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.
  102. С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
  103. И. США: государство, бизнес и культура 60−80-х годов XX столетия. Киев, 1986.
  104. Художественная жизнь современного общества. Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб., 1996.
  105. А. Искусство США от войны за независимость до наших дней. М., 1960.
  106. А., Швидковский О., Хан-Магомедов С. Искусство Соединенных Штатов Америки // Всеобщая история искусств, т.VI. Кн. 1. М., 1965.
  107. С.А. Возможно ли единство во множестве // США: ЭПИ. 1997, № 10.
  108. С.А. Миф об этнической терпимости в США // США: ЭПИ. 1995, № 11.
  109. Черные американцы в истории США. Т.1. М., 1986.
  110. Черные американцы в истории США. Т.2. М., 1989.
  111. З.С. Этничность в США: теория «плавильный котел» // Американский ежегодник. М., 1993.
  112. Я.В. О теории «культурных областей» в американской этнографии // Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.
  113. Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М., 1992.
  114. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.
  115. Этнология в США и Канаде. М., 1989.
  116. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  117. В.В. Современный словарь по культурологии. Минск, 1999.
  118. В. С. Культурный плюрализм versus мультикультурализм. http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000 5 6/2000 5−6 01. htm
  119. К. Цюрхер. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания. http: // www.politstudies.ru/fulltext/1999/6/12.htm.
  120. Altshuler, G.C. Race, Ethnicity, and Class in American Social Thought. 1805−1919. Arlington Hights, IL, 1982.
  121. Asante, M.K. Afrocentricity. Trenton (USA) Asmara (Eritrea), 1996.
  122. Bernstein, R. Dictatorship of Virtue: Multiculturalism and the Battle for America’s Future. NY, 1994.
  123. Boas, F. Evolution or Diffusion. AAnth, v.26, 1924.
  124. Boas, F. The Methods of Ethnology, American Anthropologist, n.s., vol. 22, 1920.
  125. Cultural Pluralism and the American Idea. Philadelphia, 1956.
  126. Denney, R., Glazer, N., Riesman, D. The Lonely Crowd. New Haven and London, 1963.
  127. Emerson, R.W. Emerson’s Antislavery Writings. New Heaven and London, 1995.
  128. Emerson, R.W. The Complete Writings of Ralph Wildo Emerson. Containing All His Inspiring Essays, Lectures, Poems, Addresses, Studies, Biographical Sketches and Miscelaneous Works. Vol. 1,2. NY, 1929.
  129. Emerson in His Journals / Selec. and ed. by Joel Porte. Cambridge, L., 1982.
  130. Encyclopedia Britannic. 15-th ed. Vol. I s.l.1994.
  131. Encyclopedia of Multiculturalism. NY, 1994.
  132. Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology. Ed. By Alan Barnard and Jonathan Spencer. Routledge, 1996.
  133. Fairlie, H.A. Decade of Reaction. New Republican, 1979, Jan.6.
  134. Fanon, F. Sociologie d’une Revolution. Paris, 1968.
  135. Gale Encyclopedia of Mulitcultural America. Detroit, 1995.
  136. Geertz, C. The Uses of Diversity // Michigan Quarterly Review, 25, 1986.
  137. Giroux, H.A. National Identity and Politics of Multiculturalism. College Literature. Vol.22. N2, Jan. 1995.
  138. Gitlin, T. The Twilight of Common Dreams. Why America is Wrackes by Culture Wars. NY, 1995.
  139. Glazer, N. Affirmative Discrimination. Ethnic Inequality and Public Policy. Cambridge, 1987.
  140. Glazer, N. We are All Multiculturalists Now. Cambridge, London, 1997.
  141. Glazer, N., Patrick, D. «Beyond the Melting Pot». Cambridge, Massachusets, 1964.
  142. Gottfried, P.E. Multiculturalism and the Politics of Guilt: Toward a Secular Theocracy. Columbia, Missouri, 2002.
  143. Greenberg, M. Piano, J.C. The American Political Dictionary. NY-Chicago-San Francisco-Toronto-London, 1963.
  144. Hallowel, L. Culture and Experience. Philadelphia, 1963.
  145. Harris, M. The Rise of Anthropological Theory. A History of Theories of Culture. NY, 1970.
  146. Heartney, E. Critical Condition. American Culture on the Crossroads. Cambridge University Press, 1997.
  147. Herscovits, M.J. Acculturation in the Americas. Chicago, 1952.
  148. Herscovits, M.J. Cultural Anthropology. NY, 1955.
  149. Herscovits, M.J. Man and His Works. NY, 1949.
  150. Honigman, J. Personality in Culture. NY, 1967.
  151. Jameson, F. Postmodernism or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Duhram, 1991.
  152. Kallen, H. Culture and Democracy in the United States. NY, 1924
  153. Kroeber, A.L. Style and Civilization. NY, 1957.
  154. Kroeber, A.L. Kluckhohn, CI. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. NY, 1952.
  155. Lincoln, К. Native American Renaissance. University of California Press, 1985.
  156. Lopez, M. The Origins of Multiculturalism in Australian Politics. 1945−1975. Melbourne, 2000.
  157. Multicultural Experiences, Multicultural Theories. NY, 1996.
  158. Reinventing the American People. Unity and Diversity Today. Washington, Cambridge, 1995.
  159. Said, E. Representing the Colonized: Anthropology’s Interlocutors. // Critical Inquiry, 15, 1989, p.225.
  160. Schlesinger, A.M. The Disuniting of America. NY, 1992.
  161. Sterba, J.P. Three Challenges to Ethnics: Environmentalism, Feminism, Multiculturalism. NY, Oxford, 2001.
  162. The Booker Washington Papers. In 8 vis. V.l. NY, 1972.
  163. The Columbia Encyclopedia. Columbia, 1993.
  164. The Oxford English Dictionary. Oxford, 2000.
  165. The Science of Culture. NY, 1949.
  166. Washington, B.T. Democracy and Education // Negro Social and Political Thought. 1850−1920. NY, 1978.
  167. Washington, B.T. Up from Slavery. NY, 1901.
  168. White, L.A. The Concept of Cultural Systems. A Key to Understanding Tribes and Nations. NY, 1975.
  169. , B.R. «Separation or Assimilation?» Campus Wars: Multiculturalism and the Politics of Difference, http://unc.edu/depts/phildept/bboxil.htm
  170. Forrest, J. Dunn, K. Welsh, G. Is Multiculturalism Dead in Australia? http://www.pr.mq.edu.au/macnews/ShowItem.asp?ItemID=358
Заполнить форму текущей работой