Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности изображения мороженого в искусстве

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из ведущих факторов первичной социализации дошкольника является семья. Однако на современном этапе родители психологически и фактически оторваны от детства в его общем смысле — занятость на производстве, передача воспитательных функций бабушкам, гувернерам, образовательным учреждениям, предоставление приоритета собственным интересам перед общими с ребенком видами деятельности — все это… Читать ещё >

Особенности изображения мороженого в искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ мороженого как произведения искусства

1.1 Особенности детской субкультуры

1.2 Мороженое в субкультурах различных стран

1.3 Мороженое как продукт и предмет удовольствия Глава 2. Теоретический анализ проблематики исследования

2.1 История возникновения и производства мороженого

2.2 Мороженое на телевидении

2.3 Мороженое в литературе

2.4 Мороженое глазами художников и фотографов Заключение Список литературы Введение Можно ли установить, кто первый догадался сварить компот, в каком году были впервые поданы котлеты?

Точно так же невозможно назвать изобретателя мороженого, нельзя указать дату его создания.

Очевидно, такого лица, такой даты не существовало. Мороженое можно считать плодом коллективного творчества, своего рода фольклорным произведением.

С давних времен люди, страдая от жары, искали освежающие средства, а сладости любили во все времена. Сочетанием этих двух склонностей, очевидно, и было вызвано к жизни мороженое. «Предками» мороженого можно считать смешанные со снегом или льдом фруктовые соки, натуральные и подслащенные, которые были известны в глубокой древности, еще в каменном веке, когда никаких современных народов еще не существовало.

Первые письменные упоминания о прародителях современного мороженого найдены в китайских хрониках, в которых сказано, что в Китае замораживали фруктовые соки около 1000 года до н.э. От китайцев это вкусное «средство от жары» в XIII веке переняли завоевавшие Китай монголы, вскоре мороженым стали пользоваться другие народы, завоеванные монголами и входившие в Великую империю Чингисхана, — арабы, индийцы и персы.

Александр Македонский, плохо переносивший жару, спасался от нее во время своих походов в Персию и Индию (IV в. до н. э.), употребляя фруктовые соки со снегом. Специальные эстафеты рабов доставляли снег с горных вершин и из пещер.

Большим успехом пользовались охлаждающие напитки, приготовленные при помощи такой же «холодильной машины» и при дворе римского императора Нерона (I в. н. э.). Воспитатель Нерона — философ Сенека упрекал своих сограждан в чрезмерном увлечении замороженными фруктовыми напитками. О потреблении таких напитков писал и древнегреческий врач Гиппократ (IV в. до н. э.).

Мороженое в более близком к современному виде (по всей вероятности, это было нечто вроде фруктового льда) пришло в Европу в конце XIII в. из Великой империи Чингисхана, которая, в свою очередь, переняла его у знати из северных областей завоеванного Китая.

Объект исследования — мороженое как произведение искусства.

Предмет исследования — мороженое глазами художников и фотографов.

Цель исследования — проанализировать особенности изображения мороженого в живописи.

Задачи исследования:

— рассмотреть особенности детской субкультуры;

— определить место мороженого в субкультурах различных стран;

— проанализировать феномен еды в культуре и искусстве;

— изучить историю возникновения и производства мороженого;

— охарактеризовать мороженое как продукт и предмет удовольствия;

— сделать анализ мороженого глазами художников и фотографов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем работы — 61 страница.

Глава 1. Теоретический анализ мороженого как произведения искусства

1.1 Особенности детской субкультуры Мир детства — неотъемлемая часть человеческого общества. Общество не сможет познать себя, не поняв закономерностей его развития, в то же время нельзя понять мир детства без знаний об особенностях его культуры. Во-первых, потому, что индивидуальное развитие ребенка происходит не в социальном вакууме, а в многоплановом общении с миром взрослых и сверстников. Это хорошо видно на примере детских игр, моделирующих взрослую жизнь. Мир взрослого культуры как бы накладывается на детское мировосприятие. Во-вторых, ребенок одушевляет окружающий мир, насыщает его эмоциональной окраской. Она превращает в своем воображении предметы действительности, драматизирует отношения со сверстниками и на этой основе формирует и воспроизводит важнейшую культурную качество человека в создании идеальных ценностей. В-третьих, ребенок всегда связана с предметным миром: на основе чувственного опыта у него формируется первичный понятийный аппарат, что, безусловно, нельзя считать абсолютной копией взрослых представлений, то есть дети формируют собственный — детский мир, мир уникальной культуры. Детство как особый специфический этап в развитии личности можно понять только с учетом возрастного переживания символизма, то есть через систему детских представлений, образов, чувств и настроений, в которых ребенок и воспринимает культуру взрослых людей, осмысливая свой жизненный путь. Возрастной символизм, с одной стороны, отражает способность ребенка воспринимать по-своему мир, в котором он живет, а с другой — может рассматриваться как подсистема культуры, строится на нормативных возрастных критериях, стереотипах, представлениях, обрядах, ритуалах и наборе ценностей, т. е. на всем том, что и составляет содержание любой субкультуры, детской в том числе.

Анализ последних исследований и публикаций. Ученые по-разному подходят к пониманию сущности и определения катеґориальних параметров детской субкультуры. Так, И. Кон понимает под детской субкультурой автономную социокультурную реальность, имеющая собственные язык, структуру, функции, традиции. Он определяет три основные подсистемы этой культуры:

1) детская игра;

2) детский фольклор и вообще художественное творчество;

3) общение, коммуникативная поведение детей [1, С. 26]. На близкой позиции находится российский исследователь В. Кудрявцев, видит в детской субкультуре «особую систему представлений о мире, ценности и т. п., частично стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции этого общества и занимает в ней относительно автономное место» [2, С. 17]. В. Абраменкова добавляет: «Детская субкультура — особый смысловой пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» [3, С. 56].

Другой подход в М. Каган, который выделяет в культуре детства два слоя: один — культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, второй — формы ее собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщиться к достижениям истории культуры и через процессы усвоения предметных образов стать культурным человеком. Итак, ребенок оказывается не только творцом культуры, но и создателем собственной жизни, своей личности. Конкретизируя мир, раскладывая его на предметы, связанные с культурой, человек тем самым через усвоение и присвоение предметов культуры становится социальной и культурной существом. Мы определяем детскую субкультуру как динамическое социальное, психолого-культурное автономное образование со своими морально-правовыми нормами, речевым аппаратом, своим фольклорным достоянием и игровым комплексом.

Включение ребенка в мир культуры имеет диалектический характер. С одной стороны, ребенок является объектом общекультурного влияния, своеобразным аккумулятором культурных достижений. С другой стороны, дети выступают субъектом культуротворческого процесса, создавая собственный мир культуры, т. е. детскую субкультуру. М. Осорина выделяет три главных фактора, определяющих детское мировосприятие в процессе взросления:

1) влияние «взрослой культуры», активными проводниками которой являются сначала родители, а потом и другие взрослые;

2) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах ее интеллектуально-творческой деятельности;

3) влияние детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей [5, С. 12].

Ученые настаивают на устойчивости структуры детской субкультуры, к которой относятся такие компоненты: детский фольклор, детская словесное творчество, детский «правовой кодекс» (правила сообщества, принятые детским сообществом), детские игры (подвижные, ролевые, предметные), детский юмор (шутки, дразнилки, надоедливые сказки, анекдоты и т. п.), религиозные представления, детское философствование (рассуждения, размышления о вечном), эстетические представления (украшения бытия), детские интересы, табуирование. Итак, содержание детской субкультуры многогранный, он охватывает все сферы детской жизни — от национально-культурной к таинственному миру собственного «Я» .

Вместе с определением структурных элементов детской субкультуры ученые особое значение придают раскрытию ее основных функций, среди которых:

социализации, поскольку она предоставляет особый психологический пространство, в котором ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных;

психотерапевтическая — именно в детской среде происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение контролем над собственным поведением, то есть формирование его как личности;

культуроохоронних, ведь в недрах детской субкультуры хранятся жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и прочее, утраченные современной цивилизацией;

прогностическая — ориентирована на будущее, связанная с созданием пространства для самореализации.

Результаты собственных исследований.

Учитывая функции детской субкультуры мы утверждать, что она является агентом социализации личности ребенка.

Изучение детских сообществ в онтогенезе и их влияния на процесс социализации и формирования личности ребенка позволило ученым очертили образ современного детского сообщества.

1. Группа сверстников предоставляет разнообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая ребенку понять себя, свое предназначение, позволяя почувствовать риск и попробовать силы в ситуации соревнования.

2. Сокращение физического пространства для детских игр в городах и в сельской местности отрицательно влияет на социальное содержание деятельности и психологическое состояние детского сообщества.

3. Территориальная разобщенность детей и разрыв между детскими поколениями приводит к неумению общаться, уменьшение передачи детского опыта от одного поколения к другому.

К особенностям современной детской субкультуры относится тот факт, что под влиянием средств массовой информации детское сообщество как носитель субкультуры детства перенасыщается элементами культуры взрослых, обедняя содержание собственной субкультуры. Как негативную черту современного состояния, по утверждению М. Осорина, можно назвать игнорирование проблем детской субкультуры, что в современном обществе проявляется в потере физического пространства игр и детского быта, группового взаимодействия и общения, возможности реализации детьми своего групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры. Все это может привести к росту детских неврозов, психических заболеваний и криминализации детской жизни.

Изучение теории вопроса позволило сформулировать основные положения о сущности исследуемого феномена. Мы рассматриваем детскую субкультуру как базисную надстройку детского сообщества, как сложное многоаспектное образование, в значительной мере предопределяет содержание, формы, виды и типы взаимоотношений, социальные движения, социальные представления, жизненные ценности в детской среде. С одной стороны, детская субкультура представляет и трансформирует каждому новому поколению детей социально-культурные достижения нации и человечества в целом (фольклор, юмор, язык, эстетические и религиозные представления, моральные нормы и т. д.), с другой — в детской субкультуре отражается все, что создается самой сообществом детей в каждой конкретно-исторической ситуации (речь, мода, игрушки, игры, юмор, детский «правовой кодекс» и т. д.). В качестве базовой культура детского сообщества детская субкультура является центром для развития личности, то есть ее поле насыщенное всем необходимым для этого процесса.

Каждый ребенок обогащает общее пространство детской субкультуры личностными достижениями, установками, принципами, традициями, она выносит из своей семьи. Детское сообщество — сообщество индивидов, объединенных общими интересами, возрастными возможностями и природными особенностями, многочисленными атрибутами материального, духовной жизни, различными видами общей значимой деятельности.

Важным фактором социального роста ребенка есть гармоничные отношения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок — дети» в детской субкультуре. Дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой, в организации особых социальных структур, несущих определенную нагрузку в детском социуме; это ярко проявляется, начиная с младшего школьного возраста — периода активного формирования самосознания растущей личности как члена социума. Если семья и взрослые вообще определяют «зону ближайшего развития ребенка» (Л. Выготский), готовя ее к освоению социальных норм, ценностей и стереотипов определенной культуры (например социально-экономических ценностей, религиозной принадлежности и т. д.), то детское сообщество, детская субкультура обусловливают зону вариативного развития (ЗВР), задавая одновременное существование и «перекличка» различных культур, других логик. Таким образом обеспечивается готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах. К тому же зона вариативного развития создается группой сверстников в процессе игры, предполагающая общение, отношения, взаимодействие.

Во взаимодействии со сверстниками ребенок приходит к определенному познания себя и окружающего мира. Самопознание, адекватное отношение к себе порождает потребность в ценностном отношении к окружающим. Поэтому для полноценного развития ребенку нужен реальный образовательное пространство — развивающую среду, которое должно удовлетворять ее стремление двигаться, играть, исследовать окружающую среду, активно проявлять себя, общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Если говорить о структуре детской субкультуры, то ее пространство можно представить наслоением неоднородных ступеней. Среди них мы выделяем слой устойчивой и переменной современной культуры. В определенные периоды истории, когда расшатываются традиционные механизмы передачи знаний и дети начинают ориентироваться не столько на взрослых, сколько друг на друга, становится особенно четко заметно, что смыслом детской субкультуры является не только актуальные для массовой культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и относительно устойчивы во времени и пространстве образы, модели, тексты, составляют собой «обломки» разных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые из поколения в поколение. К сожалению, слой устойчивой культуры в современной детской субкультуре значительно уменьшился. Итак, теперь мы имеем несколько иную картину развития социокультурной ситуации в обществе и становлении личности на ранних этапах социализации. Существенные, к сожалению, не во всем положительные, изменения относительно культурных и ценностных традиций во взрослом обществе не могли не повлиять на содержание детской субкультуры.

Важнейшими признаками негативности социальной ситуации для растущей личности является разрушение устоявшихся течение тысячелетий естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества, изменение морально-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации.

Одним из ведущих факторов первичной социализации дошкольника является семья. Однако на современном этапе родители психологически и фактически оторваны от детства в его общем смысле — занятость на производстве, передача воспитательных функций бабушкам, гувернерам, образовательным учреждениям, предоставление приоритета собственным интересам перед общими с ребенком видами деятельности — все это отрывает ребенка от родителей. Это находит отражение даже в составленных детьми сказках, которые мы записывали во время эксперимента: «У зайчика не было мамы, она поехала в Москву деньги зарабатывать …», «Папа Лев не был зол, хотя он и кричал на своих львят, у него просто были злые проблемы … «,» Кошка посадила котят в корзинку, а сама пошла деньги зарабатывать … «. Кроме того, у родителей снялось много внутренних обязанностей, исчезло ответственное отношение к детям еще и потому, что государство, минуя общество, присвоила себе право вершить судьбу ребенка, отводя семье второстепенную роль. С одной стороны, можно наблюдать или чрезмерно рано определены родителями жизненные перспективы, поэтому полное игнорирование всех аспектов детской жизни, кроме тех, которые, по их убеждению, ведущие к успеху. В других случаях родители, занятые своими проблемами, пытаются отделиться от ребенка, действуют по принципу «Чем бы дитя ни занималась, чтобы …» и опять-таки игнорируют реальные проблемы детства.

Резко обострились противоречия, усиливаются с возрастом, между потребностью ребенка в виду и сначала непрерывном ослаблении, а затем и отсутствием необходимого внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей. Проявляя повышенную заботу об одежде, питание, культурные развлечения своих детей, они не реализуют возможности общения с ними — как следствие, у многих детей развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет цинизм, проявляющийся в более открытых (и более страшных), чем у взрослых формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям (А. Кононко).

Другим фактом дисгармонии современной детской субкультуры является потеря и обеднение ее отдельных слоев (игр, фольклора, правовых норм). Особенно критической оказалась ситуация с игровой традиции (групповых подвижных игр и игрового детского фольклора). Непревзойденная ценность фольклорной традиции заключается в том, что она вобрала в себя социальный и интеллектуальный опыт детских поколений многих веков и предоставляет ребенку актуальны и сегодня готовы способы решения жизненных проблем в детском сообществе, помогает обрести чувство психологической независимости от негативных воздействий, опыт отстаивания своей позиции, формирования солидарности и чувства МЫ. Игрушка — обязательный атрибут детской игры, созданный собственными руками с помощью природных материалов, изделий художественных промыслов — есть, кроме всего прочего, средством культурно-эстетического развития ребенка, его национального достоинства.

Мы с сожалением констатируем, что современные дети почти не умеют использовать уместно формы детского фольклора, збиднився содержание и формы игры, различных видов детского творчества.

Если раньше в потребностях старших дошкольников превалировала ориентация на творческие виды деятельности, в том числе и в познавательной сфере, сегодня приоритет познания, творческой деятельности и тем более моральных потребностей почти утрачено. Разумеется, культурные потребности динамичны, способны восстанавливаться, проявляясь в определенных индивидуальных продуктах духовного и материального производства. Негативные тенденции в этой области могут быть преодолены благодаря позитивным социально-экономическим и социально-духовным изменениям. Однако, говоря о современном состоянии детской субкультуры дошкольников, нельзя не отметить обеднение всех видов досуга, связано преимущественно с нарушением обычных форм реализации прав детей.

Вернемся к схеме. В ее современном варианте наблюдаем новый слой — элементы взрослой культуры. Речь идет не о реальных положительных моментах общей культуры общества, а о тех элементах взрослого культуры, при условии уменьшения слоя устойчивой культуры заполнили пропасть. Проводниками этих элементов является прежде родители. К этой культуры мы относим ненормативную лексику, жаргонизмы, взрослые игры, шутки, низкокультурные песни, танцы, сексуально откровенные и агрессивные элементы одежды, мультфильмы и кинофильмы, переполнены насилием, агрессией и тому подобное.

Детская субкультура как пространство развития социализированности детской личности постоянно находится под влиянием различных жизненных обстоятельствах, которые мы называем социальными факторами. Они влияют на ребенка, вызывая определенные изменения в его сознании, взаимоотношениях с окружающими, взглядах на мир в целом.

1.2 Мороженое в субкультурах различных стран мороженое субкультура литература фотограф Мороженое. Что может быть проще и банальнее? Без него не обходится ни один праздник. Или все же есть в нем что-то интересное? Если Вы любите мороженое и готовы отведать что-то большее, чем пару ванильных и шоколадных шариков, то знайте: по всему миру есть такие разновидности мороженого, которые являют шедевр сами по себе. Вам остается только выбрать места от Лондона до Сиднея и от Лос-Анджелеса до Токио и окунуться в мир странных технологий и неожиданных вкусов этого, казалось бы, известного и скучного лакомства.

Британская столица буквально сочится креативом, когда речь заходит о кулинарии. Здесь открыто относятся к экспериментам и всему новому. На одной из узких мощеных улочек Кэмдена в северной части города находится первое в Европе кафе-мороженое, где продукт приготавливается при помощи жидкого азота.

Здесь ежедневно происходит настоящая магия. Мороженщики одеты в белые лабораторные халаты и специальные защитные очки. Они наливают жидкий азот в миксер, где уже ожидают сладкие сливки. Под клубами белых испарений азота, сливочная ароматизированная масса замерзает мгновенно. Помимо необычной технологии приготовления, здесь удивляют и при помощи вкуса: мороженное отдает самыми разными ароматами от сигарно-карамельного до копчено-клубничного.

Везде можно найти огромное количество самого разнообразного мороженого вдоль всего побережья Калифорнии. Частично этим она обязана своему климату: здесь всегда лето.

В Беверли-Хиллз есть кафе под названием Sprinkles Ice Cream. Здесь готовят мороженое в которое добавляют конфеты, все это «заключают» в красные вафельные рожки или между двумя половинками мягкого кекса. В другом известнейшем кафе-мороженое Лос-Анджелеса под названием MILK, вместо кекса используют половинки французского печенья «макарон». Обычно в это печенье кладут меренгу или другую сладкую начинку, но в этом кафе ее заменяет мороженое со вкусом тайского зеленого чая.

Но если уж говорить о вкусовых экспериментах на границе всякого здравого смысла, то очень мало какое заведение в Калифорнии может потягаться с кафе Humphry Slocombe, что находится в Сан-Франциско.

Здесь делают мороженое с попросту нетипичными для этого блюда вкусами: свекла, фуа-гра, сырное ассорти — все в самых различных сочетаниях и оттенках. Их мороженое со вкусом итальянской ветчины прошутто, с оттенками соленой свинины, молока, семян душистого укропа и черного перца — это своеобразная местная достопримечательность.

Страны карибского бассейна — это всегда гарантия достаточного запаса тепла и солнца, что делает их, одновременно, отличным местом, чтобы производить и пробовать различные виды мороженого. В Пуэрто-Рико есть маленький городок в горах на центральном западе страны, Ларес. Именно здесь, в Heladeria Lares, семейном заведении с очень древней историей, подают 50 различных видов мороженого. Ради одного этого уже стоит совершить поездку сюда.

И хотя этот знаменитый магазинчик открыт еще в 1958 году, подход к приготовлению мороженого, который используют его владельцы, можно назвать как угодно, но только не традиционным. Здесь делают мороженое с такими экзотическими вкусами как: картофель, корица, рис и бобы, рисовый пудинг, кукуруза и даже треска! Магазинчик совсем не выглядит впечатляющим с точки зрения архитектуры или роскоши, но то мороженое, которое здесь продают, делает его невероятно популярным.

Пожалуй, ни один другой город настолько радикально не переворачивает традиционные представления, как это делает Токио. Если свекольное мороженое показалось Вам сумасшествием, то представьте, каково на вкус мороженое со вкусами «чернил» осьминога, угля, васаби, кактуса и угря, и прочих диких сочетаний, которые Вы встретите в Токийских кафе. В Ice Cream City создан целый тематический парк в торговом комплексе, где вы найдете огромный музей необычного мороженого. Помимо вкуса, в бесконечных холодильниках, заменяющих здесь полки, Вы увидите и необычные формы и текстуры мороженного, зачастую кажущиеся невероятными (скажем, мороженое в виде конины).

Сладкоежкам стоит посетить Nana’s Green Tea. Это популярное кафе использует современный подход к традиционным японским вкусам, подавая мороженое со вкусом зеленого чая.

Креативный подход к созданию мороженого в Сиднее проявляется везде: в кондитерских, кафе, небольших лавочках и движущихся автомобилях с лакомством, и по всей площади мегаполиса.

В Gelato Messina итальянское мороженое домашнего производства, сделанное из натуральных продуктов собирают слоями, а не кладут в рожок или мороженицу. Ничего удивительного, ведь это частное небольшое заведение сделало своей идеологией пересмотр классического отношения к сладостям. В результате, Вы получаете десерт, вроде Royale w’Cheese: замороженный чизбургер из шоколадной крошки на хрустящей булочке с шоколадным мороженым и абрикосовым желе, с пластинками белого шоколада и малиновым сиропом сверху.

Местный филиал шоколадной фабрики Вилли Вонки — Adriano Zumbo — так же присоединился к списку мороженых сумасшествий Сиднея. Свежий ли это ананасовый и имбирный пломбир или сэндвич из мороженого покрытый конфетками все местные сладости наполнены творческим подходом.

1.3 Мороженое как продукт и предмет удовольствия Мороженое является высокопитательным продуктом питания, это очень сложная физическая смесь состоящая из многих ингредиентов. Оно также является десертом, который потребляют люди с раннего детства и до поздней старости. Вряд ли можно найти любой другой продукт, который бы так любили и принимали разные поколения. Страсть людей к мороженому в большей степени объясняется его вкусом и запахом, а также уникальной консистенции, освежающим эффектом и сладостью, что делают его единственным в своем роде продуктом.

История возникновения мороженого начинается с глубины веков. Еще Гиппократ рекомендовал чаще употреблять замороженные блюда для улучшения здоровья. При дворе Нерона в огромных леденцах хранили снег с альпийских гор, а к столу императора ежедневно подавали замороженные фрукты и соки из льда. Более трех тысяч лет назад китайцы смешивали фруктовые соки со снегом или мелко колотым льдом — это смесь и была предшественницей сегодняшнего мороженого. Ее рецепт привез в Европу Марко Поло в конце 13-го века. Мороженое стало одним из самых изысканных лакомств итальянских монархов, способ его изготовления держался в глубокой тайне. Но уже в шестнадцатый веке мороженое завоевывает Францию, Германию, хотя достижимо оно только богачам.

Потребление мороженого в России не превышает 1−1,5 кг на человека в год. В Швеции, Норвегии, Финляндии оно составляет 12−13кг.

Мороженое обладает высокой пищевой и биологической ценностью. В мороженом на молочной основе содержится от 3 до 15% жира и более, значительное количество сахаров (от 14 до 27%). Из общего количества сахаров в мороженом на молочной основе содержится от 4 до 5% лактозы. Мороженое имеет в своем составе до 3−4% белковых веществ. Высокое количество сухих веществ, которая колеблется от 30 до 40%. Сахара, жиры и белки мороженого характеризуются высокой усвояемостью от 95 до 98%. Энергетическая ценность мороженого колеблется от 100 до 250 ккал на 100 г. Биологическая ценность мороженого определяется содержанием полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот, органических кислот (молочной и лимонной), витаминов и минеральных веществ.

Для мороженого характерна высокая пищевая ценность, хорошая усвояемость организмом человека. В этом продукте, изготовленном на молочной основе, содержится молочный жир, белки, углеводы, минеральные вещества, витамины А, группы В, D, E, P. В мороженом, в состав которого входят плоды или ягоды, богатые витамином С, содержится значительное количество этого витамина.

Молочный жир является наиболее ценным. Он отличается приятным вкусом, высокой усвояемостью, уникальный по составу, который включает несколько десятков жирных кислот, в том числе и незаменимые. В рецептуры некоторых видов мороженого входят также растительные жиры, полезные для организма человека.

Белки в мороженом на молочной основе представлены в основном казеином; cывороточные белки — альбумин и глобулин — частично коагулируют при пастеризации смесей мороженого. Кроме этих белков в мороженом находят белки оболочек жировых шариков. Белки мороженого являются полноценными и усваиваются лучше, чем другие пищевые белки.

Углеводы в мороженом представлены сахарозой и молочным сахаром (лактоза). В мороженом, которое содержит плодово-ягодное сырье, обычно присутствуют и простые сахара — глюкоза и фруктоза. Углеводы являются существенным источником энергии для организма человека.

Мороженое содержит такие важные минеральные вещества, как натрий, калий, кальций, фосфор, магний, железо и многие другие.

О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно не известно, кто больше. Его называют зимней сказкой, молочной радостью, охлажденным счастьем, ведь для счастья его действительно нужно совсем немного — один стаканчик. А может быть — целый холодильник? Мороженое это охлажденный (замороженный десерт), изготавливающийся из молочных продуктов, таких как сливки, молоко, масло с добавлением наполнителей, ароматизаторов и сахаров.

Существует множество разнообразных видов и сортов мороженого. Это пломбиры, крем-брюле, замороженные соки, брикеты, эскимо и другие. Красное, белое, желтое, зеленое, фруктовое, шоколадное, ванильное — любое на ваш вкус. Технологии производства мороженого постоянно совершенствуются, а творческие идеи дизайнеров и просто оригиналов не иссякают. Чего стоит только огромный сэндвич из мороженого или скульптуры из него же.

Огромный плюс мороженого в том, что его можно приготовить и в домашних условиях, украсив всевозможными фруктами, вареньями, орехами, шоколадом и всем чем душе угодно. Образ праздника — шампанское с мороженым, хотя его также употребляют с коньяком и ликерами, не говоря уже про кофе, чаи и соки. Кофе-мороженое или кофе-гляссе пользуется популярностью у гурманов вот уже много лет. Подают мороженое как по отдельности, так и в роли элемента десертов. Например, существует такое блюдо, как «Жареное мороженое», которое представляет собой обжаренные шарики мороженого с изюмом, панированные в хлопьях. Мороженым украшают торты, а есть вообще торты из зимней радости. В детских кафе оно является обязательным десертом, без которого не бывает меню.

Мороженое не знает этикета. Его едят зимой и летом, в ресторанах и небольших кафе, дома и на улице. И если не во всякой стране мира вы сможете, скажем, выпить на улице пива, то вот полакомиться мороженым — абсолютно везде, главное, только не забыть выбросить после себя упаковку. Ларьки с мороженым стоят повсеместно вне зависимости от сезона. Часто в городах присутствуют заведения, которые специализируются исключительно на этом лакомстве, у нас это кафе-мороженные, а в Италии, например, gelateria.

Число рецептов мороженого и блюд с его использованием исчисляется десятками. Коктейли, буше, кофейное, со сливками, клубникой, апельсинами, дыней, ревенем, коньячное, ликерное, медовое, из черного хлеба, рисовое, облепиховое — это всего лишь малая часть из того, что могут освоить хозяйки. Эти блюда не требуют много времени для приготовление, тем более что базовый продукт можно купить на развес в магазине, зато гости будут приятно удивлены.

Смесь из молочных продуктов, сахаров и наполнителей взбалтывается во время замораживания, чтобы оно не смерзалось в большие кристаллы. Так образовывается гладкая и мягкая охлажденная молочная масса. Мороженым называют многочисленные виды продукции, но, как правило, все они сделаны из молока высокой жирности — готовый продукт содержит до двадцати процентов жиров и пятнадцать-двадцать — сахаров. Замороженный сладкий крем, йогурт, щербет и другие подобные продукты тоже часто называют мороженым.

Откуда пришло мороженое и где его родина трудно сказать достоверно. Безмолочные замороженные десерты были завезены в Европу с Востока. Впервые они были описаны в путевых журналах еще Марко Поло. Создание первого самого что ни на есть настоящего мороженого приписывают парижскому кафе Tortoni в конце восемнадцатого века. В Европе его первым начали производить в Италии, куда его завезли турки. Откуда мороженое попало к туркам — неизвестно, зато несколько раньше них холодные сладости стали производить в Китае. Охлаждали вино, соки и молочные продукты еще древние греки, а вслед за ними римляне и другие цивилизации.

Многие не придают значения тому, есть ли у мороженого вред или оно обладает полезными свойствами. Дело в том, что большинство из нас не злоупотребляет этим лакомством, а значит и его применение не может влиять на здоровье в глобальных масштабах. Трудно не согласиться, но, тем не менее, знать о продукте питания больше, даже если оно не является регулярным составляющим рациона, не будет лишним. Но есть люди, которые не могут прожить и дня без мороженого. Узнаем о нем немного больше.

Благодаря тем продуктам, из которых изготавливается мороженое, в нем есть витамины А, В1, В2, Е, Д, Р; минеральные вещества, такие как натрий, калий, кальций, магний, фосфор, железо; молочный сахар — лактоза. Они не только способствуют выработке энергии, но и защищают организм от бессонницы и стрессов. Главное, остановить свой выбор на «правильном» мороженом, которое приготовлено из натуральных ингредиентов, без добавления химических красителей и консервантов, которые могут свести на нет все полезные свойства продукта.

В мороженом содержится легкоусвояемый белок, поэтому, съев одну порцию холодного десерта, вприкуску с печеньем, вполне можно быть сытым. Для его однородности и вязкости добавляются стабилизаторы, которые производятся на основе морских водорослей, а это значит, что он обогащается природным йодом.

Еще к одному полезного свойства мороженого, можно отнести мнению врачей отоларингологов (ЛОР) о том, что регулярное, постепенное поедание этого холодного десерта маленькими порциями, способствует закаливанию горла. Это не только снижает риск возникновения его заболеваний (ангина, ларингит), но и производит местный иммунитет. Обратите внимание на ключевые слова «постепенное» и «маленькими порциями». В противном случае вместо сладкого десерта, вы рискуете перейти на глотание горьких таблеток.

Несмотря на то, что дети очень любят это лакомство, не стоит их привлекать к нему ранее 4−5 лет. Начните знакомство с молочного, слегка подтаявшего мороженого, без всяких добавок.

Свое вредное воздействие мороженое может оказать на голову, в результате чего возникнет боль, вызванная слишком быстрым снижением температуры тела. Сужение сосудов головного мозга снижает кровоток, а значит возникновение головной боли, вполне ожидаемое явление.

К тому же, мороженое может нанести ощутимый вред фигуре, так как в 100 г. Продукта содержится от 250 до 500 ккал (в зависимости от вида мороженого).

Диетологи рекомендуют употребление мороженого не чаще двух-трех раз в неделю, и то здоровому человеку. Тем, кто страдает ишемической болезнью сердца, атеросклерозом, кариесом, от употребления этого лакомства лучше воздержаться. Этот же совет касается и тех, кто имеет избыточный вес и не хочет его увеличивать. Приготовленное на сахаре мороженое противопоказано диабетикам.

Еще пару-тройку десятилетий назад никто и представить не мог, что купленное мороженое будет не вкусное. Сейчас дело обстоит несколько иначе, и многие недобросовестные производители, в погоне за прибылью, не всегда следят за качеством выпускаемой продукции. А потому и купленное мороженое не всегда удовлетворяет того вкусовом наслаждения, которого от него ждали.

Перед покупкой внимательно изучайте информацию на упаковке, хотя порой сделать это бывает нелегко, и без помощи увеличительного стекла не обийтись. И, тем не менее, обратите внимание, на то, по какой технологии изготовлен мороженое, если по ГОСТу — это гарантия того, что было использовано молоко, а не заменители. Выбирайте тот десерт, в составе которого присутствуют натуральные ингредиенты. Цена, в этом случае, тоже может быть не последним определяющим фактором.

Безопаснее покупать мороженое в упаковке. Обратите внимание на его форму. Если наблюдается деформация, то это говорит о нарушении условий хранения, а значит, существует риск отравления.

виды мороженого В зависимости от степени жирности мороженое бывает:

— Молочное — содержит до 6% жирности и до 16% сахара;

— Сливочное — содержит до 10% жирности и до 15% сахара;

— Пломбир — содержит до 15% жирности и до 20% сахара;

— Плодово-ягодное — не содержит молочных жиров, но содержит до 30% сахара.

Несмотря на высокую калорийность этого продукта, не стоит отказывать себе в удовольствии и изредка баловать свои вкусовые рецепторы — это поднимет вам настроение и вызовет прилив радости.

Глава 2. Теоретический анализ проблематики исследования

2.1 История возникновения и производства мороженого Неизвестно, когда, где и кем был придуман рецепт приготовления мороженого. Известно только, что ягоды и фрукты в снегу замораживали еще во времена Александра Македонского. По снегом в горы отправляли рабов, которых специально тренировали для быстрого бега — чтобы снег не успел растаять. Конечно, мороженым в современном понимании этого слова лакомства древних эллинов нельзя было назвать — это были скорее нежирные замороженные десерты: охлажденные фрукты с мелко на струганной сладким льдом, замороженные сиропы, отвары и соки, щербеты и фруктовый лед.

История продукта, получившего название мороженое, началась очень давно, еще за 3000 лет до нашей эры в Китае. Десерты из лимона, воды и натуральных вкусовых веществ, молока, а также смешанные со снегом или льдом фруктовые соки, натуральные или подслащенные — спасали от жары жителей Китая. Рецепт вкусного средства от жары постепенно распространялся по всей Центральной Азии.

Европа узнала о замороженный десерт в 1292 от известного барда и путешественника Марко Поло, который был свидетелем продажи мороженого в магазинах Китая. В качестве подарка монгольского Кублай-хана Поло привез рецепт приготовления мороженого — замороженного щербетоподобного блюда, пополнило перечень самых изысканных блюд итальянской знати.

Грекам наслаждение снегом не была известна. Рецепт замораживания фруктовых напитков впервые узнал от Марко Поло Гиппократ. Отец медицины сразу стал рекомендовать его своим пациентам, потому что оно улучшало самочувствие, настроение.

Военные готовили себе смесь из снега с вином или молоком, медом и фруктовыми соками. Такое было и в походах Александра Македонского. Специальные эстафеты рабов доставляли снег из горных вершин и из пещер. В качестве холодильников служили глубокие земляные ямы, в которых предварительно уплотненный снег под толстым слоем веток деревьев и земли мог храниться несколько месяцев.

В античном Риме по приказу императора Нерона с гор Албании, с ледника Альп приносили снег и перемешивали его с розовой водой, медом, фруктами и древесной смолой. Эта смесь считалась деликатесом. Вся аристократия Рима держала снег в собственных ледяных погребах. Рецептуры приготовления были широко распространены и среди народных масс.

Продукт в формочке помещался в воду (затем в воде растворялась селитра) или в лед вместе с солью. После этого внутреннюю и внешнюю формы начинали вращать, что способствовало более быстрому замораживанию продукта без образования крупных кристаллов.

Это блюдо сразу же стало популярным, и без мороженого не обходился ни один торжественный обед, как при дворце, так и у аристократов. Секрет мороженого, естественно, каждый повар держал в секрете, и довольно часто мороженое становилось причиной запутанных интриг и жесточайших интриг — иметь своего личного мороженщика для знати было так же важно, как парикмахера или швею. А отбить повара у своей соперницы или заклятого врага стало даже важнее и престижнее, чем увести любовника или любовницу.

Но вскоре ситуация изменилась — Екатерина Медичи привезла во Францию своего повара, который умел готовить замечательную мороженое. Советники короля Франции тут же потребовали выдачи им рецепта и технологии приготовления чудесного лакомства. Рецепт стал государственной тайной, и известно немало случаев, когда за разглашение этой тайны наказывали сильнее, чем, например, за хищение королевской казны.

В 1553 Екатерина Медичи стала королевой Франции, и по случаю этого торжества на десерт было подано мороженое из малины, апельсинов и лимонов. Ее сын Генрих пристрастился к этим деликатесов и употреблял их ежедневно. Что нужно отметить, — рецепты состав мороженого были государственной тайной, на страже которой стоял закон, наказывал нарушителей смертной казнью.

Во время правления французской королевы Анны австрийской впервые появляется шоколадное и ванильное мороженое. На одном из пиров ее сына было объявлено, что по окончании праздника шеф-повар подаст каждому гостю десерт в золоченых бокалах, что выглядит как изложенное свежий «яйцо». Но к общему чуда это «яйцо» было сладкое на вкус, к тому же холодное и твердое как «мрамор» .

С тех пор при французском дворе мороженое поедали в несметных количествах. Даже такой гурман, как Людовик XIV, не отказывался от него.

С XVII века начинают появляться солидные научные труды о замороженные продукты, такие как: «Искусство приготовления замороженных десертов» неизвестного автора, «Ля каннамелисте Франсез» Гиллерса, научный трактат «Искусство приготовления замороженных десертов», в котором давались рецепты пищи, которая удовлетворяла бы даже богов «, а также теологические и философские объяснения такого явления, как замерзание воды. в то время как во всех слоях населения Парижа и Вены мороженое стало любимым лакомством, во многих областях Германии оно не было известно. Известен такой случай, о котором упоминает Гете. в доме его родителей в Франкфурте-на-Майне был расквартирован французский королевский лейтенант граф Торан, что довольно часто приглашал детей хозяев дома к десерту из мороженого. детей-то очень огорчила иметь тем, что выбросила мороженое, направлено им перед едой, так как ей показалось невозможным, чтобы детские желудки смогли вынести самый настоящий лед, и к тому же еще и с сахаром. Но постепенно иметь все же почувствовала наслаждение в этом лакомстве.

Постепенно и Германия полюбила это лакомство. В 1788. В Вене выдается поваренная книга, содержащая различные рецептуры мороженого, в которой дано точное описание того, как можно готовить мороженое. В этой книге масса всяких интересных рецептов: мороженое со сливками этаж, а снизу — с добавкой корицы, ванили и мараскино (вишневого ликера); мороженого с лимоном, померанцем, клубничкой (с вином) и малиной. В 1799 в Гамбурге было открыто кафе-мороженое «Альстерпавильон». Поразительно, но это кафе действует на радость лакомок и по сей день.

В 1700 известие о мороженом дошла и до Америки через путешественников и английских колонистов. Необычно любили мороженое президенты США. Первый президент Джордж Вашингтон готовил мороженое в своем имении Монт-Верон, он даже получил машины для приготовления сливочного мороженого. Четвертый президент Америки Джеймс Мэдисон предпочитал сливочном мороженому. Его жена Долли подавала мороженое в Белом Доме, тем самым делала сенсацию, так как именно она была первой, кто подал мороженое в этом доме, к тому же она добавила свежей клубнички в ванильного мороженого, создав одной из первых такой привкус.

Популярное на сегодняшний день мороженое в стаканчиках, пломбир, ассорти из мороженого, кофе гляссе и шоколадное мороженое появились во времена правления Наполеона III. В это же время появляются замороженные взбитые сливки, перемешанные с мелко нарезанным миндалем и мараскино, слоеное мороженое с клубникой и тертым шоколадом куполообразной формы. Наполеон Бонапарт и сам был в числе поклонников мороженого. На склоне лет бывшему повелитель Европы его почитатели прислали на остров Святой Елены устройство для изготовления мороженого.

Любили мороженое и в России, особенно знать и царское двор: Петр III, Екатерина II. Говорили, что во время переворота, заманив к себе «в гости» мужа Петра III императрица угощала его мороженым с ликером, фруктовым желе, шоколадом, орехами, вафлями.

Начиная с 1845 России был выдан патент на машину для приготовления мороженого, но еще долгое время мороженое производилось в незначительных количествах кустарным методом.

В 1919 американец Христиан Нельсон разработал рецепты мороженого, глазированного шоколадом. Его назвали «пирожок эскимоса» (Эски-пай). Он разработал технологию массового выпуска. Через четыре года, Нельсону был выдан патент для производства мороженого на палочке. Но, тем не менее, первенство в производстве эскимо у американцев оспаривают французы. Шарль Жерве, один из основателей компании «Жерве» по производству сыров, после приезда из Америки, решил покрыть фруктовое мороженое, что он там отведал, шоколадной глазурью. В одном из французских кинотеатров, где Жерве продавал свою сладкую продукцию, демонстрировался фильм о эскимосов. А поскольку репертуар театров в те годы менялся довольно-таки редко, то один из остроумных зрителей, посмотрел несколько раз фильм о эскимосов и съев за это время дюжину порций мороженого в шоколаде назвал его «эскимо» .

Сначала мороженое подавали в блюдцах, розетках, а продавали врезался. В конце XIX века в Европе в обиход вошли картонные и бумажные стаканчики для мороженого, в которых оно продавалось в розницу.

Изобретение вафельного рожка приписывается итальянскому эмигранту Итало Маркьонни, который предложил нью-йоркской публике первый рожок в 1896 году и запатентовал свое изобретение в 1903 году. Однако отцом вафельного рожка для мороженого по случайному стечению обстоятельств стал сирийский эмигрант Эрнест Хамви, торговавший вафлями в киоске на Всемирной ярмарке 1904 года в Сент-Луисе. Владелец соседнего киоска продавал мороженое, и, когда у него закончились блюдца, господин Хамви стал крутить для него рожки из вафель, которые тот наполнял своим товаром. Публика была в восторге, и уже через несколько лет расторопный сириец создал первую компанию по производству вафельных рожков.

Именно эта компания и положила начало промышленному изготовлению рожков. В Штатах в 1920 году были запатентованы и первые брикетики эскимо.

Название мороженого «эскимо» происходит от слова «эскимос» .

Существует несколько версий изобретения эскимо.

Существует легенда, что эскимо изобрел одиннадцатилетний Фрэнк Эпперсон, случайно оставил вечером стакан с лимонадом на крыльце дома. В стакане была палочка для перемешивания. В ту ночь ударил мороз. Забывчивый Фрэнк обнаружил утром ледяной цилиндр с вмерзший палочкой. Произошло это в 1905 году. Хотя в этой истории много белых пятен — во-первых, вряд ли мальчишка оставит недопитый лимонад. Во-вторых, кто станет пить лимонад на улице на холоде? Но так или иначе, через двадцать лет после этого случая Эпперсон начал готовить лимонады, замороженные на палочке, и продавать их в городском парке. Сначала он называл эскимо «Епсикл», соединив свою фамилию со словом «айсикл» (icicle — сосулька). Сначала даже его дети отказывались пробовать этот фруктовый лед. Они стали называть эскимо «Папсикл» (папе сосульки). Это название и закрепилось в слегка измененном виде: «Попсикл» (Popsicle). «Попсикл» получил наибольшую популярность на летних спортивных играх в 1920 годах. Но во время Великой Депрессии доходы компании резко упали, и тогда предприниматели выпустили сдвоенный «Попсикл», такой, что за пять центов двое детей получали по эскимо каждый.

По другой легенде рецепт мороженого эскимо первым разработал американец Христиан Нельсон в 1919 году. Первое эскимо представляло собой брикет мороженого в шоколадной глазури и называлось «эскимо-пай» — «пирожок эскимоса». В 1922 году Христиан Нельсон запатентовал свое изобретение.

Современный вид эскимо приобрело в 1934 году, когда эскимо стали выпускать на деревянной палочке.

Согласно другой версии, честь изобретения эскимо принадлежит Шарлю Жерве, одному из основателей французской компании «Жерве», которая прославилась производством сыра. Шарль Жерве продавал мороженое эскимо в одном из кинотеатров Парижа, где демонстрировался документальный фильм о жизни эскимосов «Нанук с Севера». Поэтому кто-то из зрителей и окрестил новое мороженое «эскимо» .

Как бы то ни было, в России столь любимое многими эскимо появилось только накануне Второй мировой войны — в 1937 году. Говорят, это была личная инициатива тогдашнего наркома продовольствия Микояна. Глазированные цилиндрики сливочного мороженого, внутри каждого из которых была для удобства деревянная палочка, заворачивали в бумагу. Российское эскимо делали в столице ручным способом на ручной же дозировочной машине. А «эскимо-генератор» появился на Мосхладокомбинате № 8 лишь 10 лет спустя, в 1947 году.

В Чили один торговец добавляя кокаиновую пасту в шоколадное мороженое, которое, по его словам, поднимало настроение. Как правило, клиенты пробовали новинку и потом приходили купить еще, обеспечивая таким образом постоянный приток покупателей.

Оказалось, что в обычном шоколадном рожке содержалась доза кокаина, достаточная для того, чтобы вызвать характерное наркотическое опьянение у едоков.

Наибольшее количество сортов мороженого — 709 — предлагает своим посетителям венесуэльское кафе-мороженое Coromoto, которое основал в 1980 году выходец из Португалии Мануэль да Сильва Оливейра. Сегодня хозяин кафе предлагает своим посетителям сотни оригинальных рецептов — вафельная трубочка с тунцом, мороженое с луком, свиными шкварками, пивом, морковью, помидорами, бобами, форелью, креветками и кальмарами, пивом, спагетти, чесноком, розовыми лепестками и даже чрезвычайно острый деликатес с перцем чили.

В среднем летом порция мороженого продается каждые три секунды.

Мороженое очень любили многие из великих. Наполеону, например, уже в ссылку на остров Святой Елены привезли даже устройство для получения мороженого. А больше всего любил мороженое сын Марии Медичи Генрих III. Он ел мороженое в огромных количествах, любых сортов и в любое время года.

Отец медицины Гиппократ упоминает мороженое в качестве замороженных фруктовых напитков, как продукт, укрепляющий здоровье и рекомендует его своим пациентам, так как оно содержит соки и улучшает самочувствие и настроение.

Гете, впервые отведав мороженое еще в детстве, всю свою жизнь отзывался о нем с восхищением, хотя потреблять в больших количествах не имел возможности: вкушение мороженого в его время было дорогим и редким удовольствием. Гете всю жизнь с горечью вспоминал о том, как однажды его мать выбросила целую десертную тарелку мороженого — попробовав, что это такое (а в то время мороженое было еще не очень известно в Германии), она решила, что детские желудки просто не смогут вынести настоящий лед, и к тому же еще и с сахаром.

Хотя большинство историков склонны считать годом изобретения вафельного стаканчика (вафельного рожка) 1904 год, первые упоминания о нем были найдены значительно раньше в трудах писателей и художников. Так, в выпущенном в 1776 году английском издании книги The Professed Cook упоминается о скручивании вафель в корнеты «рога изобилия» .

Упоминание о вафельном стаканчике присутствует и на картине «Фраскати» (Frascati) парижского художника Луиса — Филиберта Дебукурта (Louis-Philibert Debucourt), написанной в 1807 году. На картине изображено известное в то время парижское заведение Фраскати = кафе, ресторан и по совместительству игорный дом, открытое в 1789 году, где можно было купить новомодное лакомство.

Судя по изображению на картине, уже в то время мороженое в вафельной упаковке на подобие стаканчика или рожка было довольно популярным угощением среди посетителей кафе, цена вафельного стаканчика делала его доступным. Следующее упоминание о мороженом в рожке найдено на картине, хранящейся в музее г. Корнинга (штат Нью-Йорк). Художник Ксавьер дельта Гатта изобразил в 1820 году набережную Неаполя, на которой итальянские господа лакомятся мороженым из стеклянных конусов. В витрине продавца мороженого виднеется множество таких же стеклянных конусов.

Таким образом, конусообразный вафельный стаканчик в 1820 году уже был изобретен. Упоминания же о вафлях как о кулинарном изделии, по словам производителя вафель Ивана Дэя (Ivan Day), восходят вообще к 13 столетию — уже тогда граждане имели возможность купить и полакомиться вафельным стаканчиком, приготовленными с помощью специальных «вафельных утюгов» старомодных вафельниц, после которых вручную скручивались вафельные листы в рожки, кульки, стаканчики.

Официальное рождение вафельного стаканчика и рожка можно считать время когда данный продукт начался покупаться и продаваться в промышленных масштабах, то есть вафельные стаканчики стали доступными по цене массовым продуктом для народа, их возможно купить в городах на каждом перекрёстке.

До сегодняшнего дня мороженое — любимое лакомство жителей и нашей страны. Причем едят его и в морозные зимы.

2.2 Мороженое на телевидении Изделия из мороженого регулярно попадают в книгу рекордов Гиннеса. Например, самый большой снеговик из мороженого был сооружен в Москве. Его рост составлял около 2 метров, а вес — до 300 килограмм. Олицетворял он, безусловно, могущество России: сочетание белого, синего и красного цветов (цвета национального флага) было выполнено из сливочного, черничного и клубничного мороженого.

Интересное противоборство касательно попадания в книгу рекордов Гиннеса произошло между Украиной и Китаем. У украинских кондитеров получилось создать торт шириной 17.57 метров, но он по весу не удовлетворил экспертную комиссию (общий вес — около 70 кг). Они хотели обойти китайских кондитеров, которые все-таки попали в скрижали рекордов со своим пекинским шедевром, который был в ширину всего-навсего 3 метра, зато его вес составлял восемь тонн. А поскольку торт был приготовлен по поводу выхода детского спектакля «Гора мороженого» на рекламную акцию продюсеры не поскупились. Они даже запустили на вершину торта живых медведей.

В конце марта 2011 года было объявлено о начале сотрудничества компании Magnum сКарлом Лагерфельдом и молодой актрисой Рэйчел Билсон. И вот наконец-то почтенная публика (пока — лишь избранная) смогла ознакомиться с плодами этого сотрудничества — то есть, с рекламой мороженого, которую снял Карл и главную роль в которой исполнила Рэйчел.

В американских фильмах девушки в печали едят мороженое. Считается, что мороженое способствует выработке организмом эндорфина, гормона радости.

Мороженого, которое не растает за долгие часы киносъемки, не существует. Вместо него в кино и в рекламе, как правило, используют взбитое картофельное пюре. В фильме «Старик Хоттабыч» (1956 год) артист Н. Н. Волков, исполнявший роль главного героя, вынужден был в одной из сцен глотать не мороженое, а глазированные сырки. Дублей было много.

В книге «Гарри Поттер» мы встречаем воздушное мороженое — сладость, продающаяся в кондитерской «Сладкое королевство» в Хогсмиде. Полакомившись им, можешь парить над землей. Не очень высоко, дюймах в пяти. Если этот рецепт не является фирменным секретом четы Флюм, то такое мороженое может быть и в ассортименте «Кафе-мороженого Флориана Фортескью»

Мультик для малышей о Лунтике и его друзьях. Однажды бабушка Шера попросила Лунтика принести ей молоко, сахар и масло для торта. Кузя, как настоящий друг, вызвался пойти вместе с Лунтиком. Гусеници же услышав про пирог, тоже хотели пойти в магазин, но Кузя сказав, что от них одни неприятности уговорил Лунтика не брать их с собой. Но вредные гусеници не смогли простить ребятам и выждав удобный момент взяли и перемешали все что было в корзинке Лунтика. А когда Кузя с Лунтиком принесли купленное домой и поставили в холодильник, то увидели что принесли они настоящее мороженое. Мупсень и Пупсень признались в содеянном и на них никто не обижался, потому что мороженое было очень вкусное.

Котенок Мусти (Musti) — развивающий мультфильм для самых маленьких.

В чудесный летний день приехал мороженщик, чтобы все смогли отведать вкусного мороженного. Но Кролик пошутил над черепахой, и ей ничего не досталось. Котенок Мусти решил проучить шутника. Малыши из этой серии узнают, что смеяться над друзьями не хорошо, и нужно уметь признавать свои ошибки.

Мультик о Дедушке Морозе, который всю жизнь видел только зиму, новый год и дарил подарки. И была у Деде Мороза мечта повидать лето. Охладел он к зиме, взяла его зеленая тоска, решил дед поехать посмотреть на лето. Жарко стало, заболел дед Мороз, начал таять. Но дети вылечили своего любимца мороженым. Сбылась мечта и дед запел «лето это хорошо» .

Десятая серия мультсериала про веселых паравозиков из Чаггинтона, называется Уилсон и мороженое. На этот раз маленьким поездам Коко, Брюстеру и Уилсону предстоит научиться обращаться с вагончиками для приготовления мороженого. Помогает им в этом великий Фростини — известный далеко за пределами Чагинтона мороженщик. Но у Уилсона вдруг сломался вагончик, и так просто его не починишь. Что же делать? На помощь приходит Пит — старый паровоз.

2.3 Мороженое в литературе Рассказы Михаила Зощенко о приключениях сорванцов Лёли и Миньки дают возможность вернуться в беззаботное детство и вспомнить о своих шалостях и проказах. Это озорные истории о том, как ребята съедают конфеты с новогодней ёлки и обижают гостей, как продают тряпочнику галоши, чтобы купить себе мороженое, как, заскучав на взрослом обеде, начинают хулиганить за столом.

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударышни, судари, надо ль? — Не дорого — можно без прений…

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…

Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?

Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа, На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!

И так далее… Мне думается, что эту поэзу можно было бы взять эпиграфом ко всему «Громокипящему кубку» Игоря Северянина. Вся эта книга есть один своеобразный «эксцесс в вирелэ», если повторить вслед за поэтом это дикое сочетание слов. К сведению читателей: «вирелэ» — одна из форм лирической поэзии во Франции XIV—XVI вв.; все эти рондели, кэнзели, вирелэ хорошо подходят к чисто манерной поэзии Игоря Северянина.

Стихотворение входит во второй раздел сборника «Громокипящий кубок», он называется «Мороженное из сирени» ;

" Мороженое из сирени" - поэтическая греза Игоря Северянина. Русская действительность того времени была совсем не похожа на стихи поэта. Оставался год до начала мировой войны, впереди был голод и картофельные очистки как лакомство, но мечта, некий миф, поэтическая греза о беззаботном царстве праздника и любви — это оттуда. У каждого века есть свой поэтический земной рай. Такую же страну праздника создал в поэтическом воображении Игорь Северянин.

Поэта так часто, так много ругали за отрыв от действительности, что невольно хочется спустя сто лет похвалить Северянина за это страшное злодеяние. Он подарил читателю свою поэтическую мечту, заставил в нее поверить, создал праздничный феерический мир, поэтический остров радости.

Пастернак называл стихотворение «поэмой, развернутой во всем великолепии ритмики и мелодичности, которая составлена из названий мороженого, пропетых гарсоном на площади под нестройный плещущий гомон столиков» .

В этом стихотворении при всей его вычурности на уровне первобытных наблюдений схвачена печаль разнообразия — всякого разнообразия, непокоренного целостностью.

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударышни, судари, надо ль? не дорого — можно без прений. .

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

Я сливочного не имею, фисташковое все распродал. .

Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?

Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа, На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!

Сирень — сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок. .

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-Богу, похвалишь, дружок!

Здесь и тема города, поданная в повторении разнообразных выкликов продавца на площади, и ритмико-мелодическая сторона. А в целом — поэзофарс в духе кубофутуристов.

§ Лауреатом премии имени Юрия Казакова стала Ирина Полянская, чей рассказ «Утюжок и мороженое» жюри сочло лучшим. Как и в рассказах Мамедова и Притулы, основной сюжет здесь не внешний, а внутренний. Несмотря на событийную насыщенность, суть рассказа Полянской не в этих слабо, на первый взгляд, связанных между собой подробностях, а в едва уловимых психологических деталях, во взаимном расположении персонажей друг относительно друга на какой-то огромной шахматной доске. Рассказ Полянской выстроен как воспоминание героини о своем детстве, о своей семье, о своем городе. И о том, как однажды, отправившись с бабушкой и сестрой на прогулку (у сестры денег не было, бабушка забыла кошелек дома), она не купила им мороженое. Но настоящая развязка упрятана в середину рассказа, в скобки, туда, где описывается сон, всю жизнь снящийся героине: Весь город свертывается и утекает в какую-то подробность — в киоск с мороженым возле кинотеатра «XX партсъезд». Рядом со мною сидят люди, которых я хочу угостить мороженым, но ни разу мне это не удалось: ищу мелочь в темном кармане до тех пор, пока сама не закачусь в эту тьму, а потом грустно стою на почте и отправляю немного денег Рите и ничего бабушке, потому что и во сне, и наяву помню, что в той стране, где она теперь обитает, деньги недействительны…

Примеры употребления слова мороженое в литературе.

Лекарство иных времен, бальзам из солнечных лучей и праздного августовского полудня, едва слышный стук колес тележки с мороженым, что катится по мощеным улицам, шорох серебристого фейерверка, что рассыпается высоко в небе, и шелест срезанной травы, фонтаном бьющей из-под косилки, что движется по лугам, по муравьиному царству, — все это, все — в одном стакане!

Им подали мороженое из авокадо, Пларр снова почувствовал к ней влечение.

Если бы она раздавала конфеты или мороженое, Алексис ничуть не удивился.

Наконец ей удалось их настигнуть в тот самый момент, когда в двух шагах от нее Альтамира подошел к подносу взять вазочку с мороженым.

Но когда такое случается, я требую ананасного мороженого, и он летит на всех парах.

Обед для них же: жаркое из свинины с арахисом, суп со свининой, маринад, фрукты, рис, иногда мороженые фрукты.

Хоть и рядом, а все по другому — асфальт, три кинотеатра, парк с атракционами, залив, Золотой пляж, прогулочные теплоходы, буфеты, пирожки на вокзале, мороженое на каждом углу, автоматы с газировкой по всему городу.

И вот — и медом стоялым потчуют татарина, и осетров, что бревна, мороженых целые возы увозит с собою баскак, и — собольком по сердцу!

А и кассирши, и бухгалтерши, и в химчистке которые блевотину нашу принимают, и воспитательницы из яслей, и продавщицы, особенно зимой, если на улице овощи продают, фрукты и мороженое, со стройки бабы и с мясокомбината, из всяких фабрик и мастерских.

Тут он в первый раз попробовал ужасно вкусный блинчатый пирог и мороженое с воткнутыми в него ягодами вишни.

Юноша взял ложку, снял с полки под зеркалом стеклянное блюдечко и положил себе двойную порцию мороженого.

Мороженое было безвкусное, водянистое и конечно же зараженное брюшнотифозными бациллами.

Его привели в восторг аппетитные запахи мороженого, ванилина и шоколада, жужжание вентиляторов под потолком, длинная мраморная стойка и три хорошенькие девушки, сидевшие в плетеных креслицах возле маленького столика.

Кстати яблочный пирог в закусочной Нэн подавался отменный, о чем доподлинно знал Алан и все его подчиненные, и особенно хороша была горка ванилинового мороженого, водружавшаяся сверху для украшения и соблазнительно тающая так, что слюнки текли.

И не потому только, что генерала вешали, а потому что вешанье сопровождалось музыкой, гуляньем народным и едой мороженого.

2.4 Мороженое глазами художников и фотографов Мороженое — излюбленное лакомство детей и взрослых. А вот для багдадского художника Отмана Тома (Othman Toma) это еще и источник вдохновения: мастер рисует, используя подтаявший десерт вместо красок. Стоит ли уточнять, что в его палитре не только обычный пломбир, но и шоколадное мороженое, и фруктовый щербет.

Мороженое вместо красок: рисунки от Отмана Тома (Othman Toma)

Рисунки Отмана Тома отличаются минималистичностью: чаще всего художник пишет портреты животных и людей, есть среди его работ и изображения известных памятников архитектуры. Поразительно, как мастеру удается добиться такой красочной цветовой гаммы, ведь, по правде говоря, красители, используемые для изготовления мороженого, довольно однообразны.

Мороженое вместо красок: рисунки от Отмана Тома (Othman Toma)

На фотографиях можно увидеть остатки мороженого, послужившего в качестве красок, и кисти, которыми пользовался художник. У зрителя есть возможность приобщиться к творческому процессу, понять технологию работы Отмана Тома.

Мороженое вместо красок: рисунки от Отмана Тома (Othman Toma)

Пожалуй, рисунки Отмана Тома, выполненные из мороженого, могут отлично гармонировать с творениями немецкой художницы Анджелы Отто, поклонницы экспериментальной живописи, которая создает эмоциональные изображения пятнами от сока, чая и кофе.

Мороженое на протяжении всей своей истории вдохновляло многих художников, писателей, поэтов и фотографов, оно появлялось на страницах книг, на картинах и фотографиях. Этому десерту словно суждено было занять свое место в сфере искусства, чтобы вдохновлять творцов.

В чьих-то произведениях мороженое пряталось на картине как едва заметная деталь бытописания, у других — становилось едва ли не центральной частью композиции. В самых разных своих форматах оно появлялось в американских зарисовках Амоса Сьюэлла, на картинах о детстве художника Боба Байерли и реалистичных фотокартинах Вима Хелденса, оно даже становилось центральным образом на знаменитой картине живописца «.

Известный американский поп-арт художник Уэйн Тибонеоднократно обращался к теме мороженого. Оно появилось на его реалистичной картине «Девочка с мороженым» и стало центральным образом в серии картин геометрических десертов.

Мороженое появлялось и в творчестве Пабло Пикассо, а именно — на картине «Человек в соломенной шляпе с мороженым», написанной в 1938 году во время отдыха на море на юге Франции.

Антонио Паолетти (1834−1912) — итальянский художник, считается одним из самых ярких венецианских живописцев. В его картинах отражаются моменты простой венецианской жизни. С простотой и внимание к деталям, Паолетти любил изображать коммерческую деятельность города, обязательно с детьми.

Antonio Ermolao Paoletti «A Venetian ice cream seller»

Норман Роквелл (1894−1978) — американский художник и иллюстратор. Его работы пользуются популярностью в Соединённых Штатах, на протяжении четырёх десятилетий он иллюстрировал обложки журнала The Saturday Evening Post (321 обложка).

Norman Rockwell обложка The Saturday Evening Post

Рональд Золан (1937;2009) — американский художник-иллюстратор. Рисовать Золан начал с 5 лет, а уже к 10 выдавал рисунки вполне профессионального качества. В 13 победитель Чикагского конкурса, в призах которого стипендия института искусств. С тех пор художник не расстается с кистью, мольбертом и детством. Лучше всего охарактеризуют творчество Золана его собственные слова: «Я люблю маленьких детей, то, как их глаза загораются от волнения, когда они исследуют окружающий их мир. Это чудесный период жизни, наполненный удивлением, время, когда каждое новое открытие является еще одним волшебным мгновением».

Donald Zolan «Cone For Two»

Боб Барлей (1941 -), провел всю свою детства в Канзас-Сити, штат Миссури. После окончания средней школы Бобрешил поступить в колледж на медика. Он учился в Университете Миссури в Колумбии и на первом курсе он должен был взять три часа изобразительного искусства для того чтобы получить зачет. Он подписался на три часа"Введение в искусство" и когда вошел в здание факультета, увидел картины, и почувствовал запах скипидара, онпонял, что оказался дома.

Bob Byerley «Cold Tongue Warm Heart»

Одной из наиболее известных фотосессий с мороженым стала серия фоторабот бруклинского фотографа Джонатана Камбуриса, вдохновленного вкусами разных стран. Ему удалось эстетично запечатлеть тающее мороженое, типичное для нескольких стран:

· медовое греческое,

· южно-африканское с шоколадом и корицей,

· японское с кунжутом и индийское с сочным манго.

Цветы и мороженое — две вещи, перед которыми сложно устоять любой женщине. Именно на этом сыграл Паркер Фицджеральд, объединив в одном кадре и сладкое лакомство, и весенние первоцветы. Нежные букеты в аппетитных вафельных конусах — от этого действительно может разыграться аппетит. Паркер Фицджеральд даже сделал предупредительную подпись под снимками: «P.S. Не ешьте гортензии вместо мороженого. Они выглядят красиво, но Вы можете отравиться!».

Съедобное или нет? Фотопроект от Паркера Фицджеральда (Parker Fitzgerald)

Съедобное или нет? Фотопроект от Паркера Фицджеральда (Parker Fitzgerald)

Над необычным проектом Паркер Фицджеральд работал с цветочным дизайнером Эмми Меррик (Amy Merrick). Задача флориста заключалась в том, чтобы создать композиции, которые бы стали своеобразным гимном новой цветущей жизни, весенних солнечных дней. Пастельные тона, мягкая цветовая палитра, естественность во всем — вот главный секрет успеха этой серии фотографий. Поистине авторам проекта удалось показать пробуждение от зимней спячки и тот энтузиазм, с которым люди обычно ждут прихода весны. Хотя и в преддверии осени полюбоваться такими кадрами полезно — отличное средство от любой хандры!

Автор цветочных композиций — Эмми Меррик (Amy Merrick)

Паркер Фицджеральд уверяет, что успех фотопроекта заключен в некой внутренней гармонии разнородных предметов. На снимках мы видим руку, в которой зажат цветочный рожок, или шарики мороженого, смешанные с лепестками.

Advance Group по заказу медийного агентства ZenithOptimedia разместила в бизнес-центрах Москвы рекламу элитного мороженого Mцvenpick.

Для размещения рекламы были выбраны конструкции супер-формата. Продукт позиционируется как «образец высочайшего гастрономического искусства» и производится только из натуральных ингредиентов, без искусственных добавок или красителей.

Креатив для кампании «Искусство швейцарского мороженого» разработало агентство JWT Paris.

Немецкая художница Сара Илленбергер (Sarah Illenberger) искусно трансформирует самые обычные материалы, которые у нее под рукой, в великолепные предметы искусства. На этот раз Илленбергер решила поэкспериментировать с мороженым, и придумала для него множество новых форм и образов.

Не только Саре Илленбергер пришла в голову идея превратить сладости в произведения искусства. Некоторые компании производят так называемый разрисованный шоколад, плитки которого напоминают картины современных художников-экспрессионистов.

Заключение

Итальянцы говорят, что «джелато — это искусство, как и любой плод человеческого вдохновения». .

Кулинарное творчествоискусство, в котором импровизация является основой успеха. Если вспомнить любой из видов творчества — будь то литература, музыка или изобразительное искусство, — все они имеют свою теоретическую базу, изучение которой необходимо для подготовки настоящего творца.

Талантливый джелато мастер относится к рецептам как к основе своего творчества, привнося в каждый приготовленный им сорт мороженого собственное видение, по-своему переосмысливая кулинарную традицию.

Мороженое — это искусство привносить в жизнь яркие ощущения от прохлады вкусов, делать детство незабываемой порой, возможность сбыться маленькой мечте или мгновенно исполниться желанию, это способ проявить внимание или повод познакомиться, это спонтанное желание или маленький каприз, это частичка зимы среди жаркого лета, это особый мир, где все мы остаемся детьми!

Мороженое — очень древнее лакомство. История изобретения популярнейшего десерта уходит корнями во времена древнейших цивилизаций Азии — Китая и Междуречья. Мороженым восхищались Александр Македонский, Наполеон и Джордж Вашингтон, а запатентовали его сразу несколько человек. Считается, что история мороженого насчитывает более 5000 лет. Естественно, этот вид сладкого лакомства не мог не найти своего отражения в искусстве. Ниже представлено несколько самых интересных, на мой взгляд, картин, на которых присутствует мороженое.

Сейчас мороженое все чаще стало появляться в объективах фуд-стилистов и заняло в их работах почетное место как сложное для съемки блюдо, неуловимое из-за своей тающей текстуры, но невероятно фотогеничное. Мороженое, за всю свою многолетнюю историю избалованное вниманием художников, в наши дни нуждается в новом подходе. В существующем многообразии вкусов, видов и технологий оно требует еще и необычной истории и новых направлений в визуальном искусстве.

Несмотря на то, что мороженое издавна является одним из любимейших лакомств россиян, недавние исследования показали, что в плане потребления мороженого мы еще здорово отстаем как от США, так и Европы. Так, если в нашей стране каждый житель ежегодно съедает порядка 2,5−3 кг мороженого, то европейцы за тот же промежуток времени успевают съесть около 15 кг каждый, а житель Соединенных Штатов и вовсе почти 25 кг.

Объяснений этому существует огромное количество, одно из них, к примеру, гласит о том, что отечественный рынок мороженого является чрезмерно переполненным и не отвечает реальному спросу, с другой стороны слышится мнение о том, что виной всему климатические условия России.

1. Kroeber A. L. Anthropology. Race. Language. Culture. Psychology. Prehistory. N.Y., 1948. 856 р.

2. Virtanen L. Guldens Lore-Studia Fennica. Helsinki, 1978. 465 s.

3. Багирян Е. А., Куртова И. В. Мороженое и качество. — //. Мороженое и замороженые продукты. 2002,№ 2 с 4−6.

4. Бережной И. Т, Гольдфарб Л. Т. Кулинарных дел мастера. — Харків: Прапор, 1988, 78 с.

5. Васильева Н., Арсеньев Н. Кайф от мороженого // Бизнес, 2001,№ 21

6. Виноградов Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. М.: Восточная литература, 2009. 912 с.

7. Довгалецкий Н. Мороженое — шаг в ХХІ век. // Продукты питания, 2001, № 11с 4.

8. Кладий А. Г. Мороженое — это бизнес: благородный и благодарный, вечный и верный, мировой и мирный. — М.:ИИС Парус, 2000, 600 с .

9. Кукура Н. А. Мороженое в третьем тысячелетии // Молочная промышленность, 2000, № 4 с 5−6.

10. Лопандина Н. Летний снег. // Мороженое и замороженные продукти, 2002, № 4 с. 12.

11. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 512 с.

12. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992. Т. I. C. 34−45.

13. Оленев Ю. А. Производство мороженого, // Пищевая промышленность, 1997, № 5 с 14.

14. Оленев Ю. А. Технология производства мороженого, — М.: Пищевая промышленность, 1977, 230с.

15. Оленев Ю. А., Творогова А. А. Разработки по мороженому, // Молочная промышленность, 2000, № 7 с 12−13.

16. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых: методический материал. Изд-е 4-е, испр. и доп. Серия «Мастера психологии». Пб. — М. — Харьков: Питер, 2008. 298 с.

17. Полисянський П. П. Надежное качество и оптимальное удовольствие, // Продукты питания, 2002, № 17, 23 с.

18. Попкова Т. Д. Детская субкультура как социальный феномен / сост. Т. Д. Попкова; под ред. Т. Д. Попковой, Б. В. Кондакова. Пермь: Пермский гос. ун-т, 2010. 176 c.

19. Психология: словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 471 с.

20. Соммери Ф. Итальянское мороженое в Германии, // Мороженое и замороженые продукты, 2002, № 2 с 36.

21. Тужилкин В. И., Кочеткова А. А. Технологии производства продуктов функционального и лечебно-профилактического назначения на основе мониторинга питания и специфики метаболизма у различных групп населения., // Пищевая промышленность, 2002, № 6 с24−28.

22. Харитонов В. Д. Исследование основных факторов, влияющих на формирование качественных показателей новых молочных продуктов сложного сырьевого состава, // Хранение и переработка сельхозсырья, 1995, № 9 с 11−15.

23. Холл Ст., Эллис К. Очерки по изучению ребенка: исследование о куклах (Куклы. Собственность у детей. Куча песку) / пер. с англ.; под ред. и с предисловием Н. Д. Виноградова. М.: Пучина, 1925. C. 12−13.

24. Чередникова М. П. Голос детства из дальней дали: игра, магия, миф в детской культуре / сост., научная редакция, примечания, библ. указатель В. Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2002. 224 с.

25. Шейн П. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, легендах и т. п. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1. 108 с.

26. Шредер А. Современная упаковка мороженого, // Продукты питания 2002, № 4 с8−12

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой