Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интегральная концепция интерьера в современной культуре общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, исторически преодоленыориентации насоздание тщовой средь^ обитания и жизнедеятельности для человека. Однозначная интерпретация жизненной или деятельностной среды не учитывала не только многообразие деятельностей личностей, нои их специфические особенности национального, конфессионального, профессионального, сословного характера. Унификация среды приводила и к унификации личностей. Если… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНТЕРЬЕРА
    • 1. 1. Альтернативные культурологические трактовки интерьера
    • 1. 2. Параметризация интерьера жилой среды
    • 1. 3. Социальные функции интерьера
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА
    • 2. 1. Методолршческие принципы проектирования
    • 2. 2. Социокультурные параметры проектирования
    • 2. 3. Комгрнентный анализ проектной деятельности
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЬТ,
    • 3. 1. Культурная среда: субъективные взаимосвязи
    • 3. 2. Инфрастр^ктурное^обеспеченис интерьера
    • 3. 3. Дизайнерские закономерности проектирования интерьера

Интегральная концепция интерьера в современной культуре общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

Концепцця^ интерьера жилой, административной, производственной, общественной среды в последние роды всё более актуализируется. Это обусловлено р^дом обстоятельств.

Во-первых, исторически преодоленыориентации насоздание тщовой средь^ обитания и жизнедеятельности для человека. Однозначная интерпретация жизненной или деятельностной среды не учитывала не только многообразие деятельностей личностей, нои их специфические особенности национального, конфессионального, профессионального, сословного характера. Унификация среды приводила и к унификации личностей. Если ещё в экстерьерной части зданий были возможны и допустимы тировае, стандартные решения вследствие доминирования архитектурно-дизайнерских стилей и производственно-строительных технологий, товнутреннее пространство зданий любого назначения нуждалось в специфическом решении.

Во-вторых, процессы демократизации общественной жизни в последние десятилетия изоморфно отразилась и на свободно-демократичесжрм стиле и образе жизни граждан. Появилось коттеджное и иное индивидуальное строительство, и каждый гражданиниспытывал потребность в своеобразном, индивидуально-неповторимом не только внешнем, но и внутреннем архитектурно-дизайнерском решении жилого пространства. Более того, создание многочисленных фирм, союзов, банков, АО, ОО и пр. тоже стимулировало формирование индивидуального имиджа компании, создание неповторимого брэнда, а это поощряло поиски архитекторов, дизайнеров, проектировщиков. Социальная потребность родила заказ таких авторов проектов, которые были способны преодолеть сложившиеся стереотипы и предложить оригинальные решения.

И это относилось, прежде всего, не столько к экстерьеру, сколько к интерьеру зданий, жилых пространств.

В-третьих, необходимоучитывать и такой важный фактор, как качественное и количественное расширение поля материально-технической базыг {сырьё, материалы, орудия, технологии) для реализации проектов всё нового и нового типа. К отечественным материалам, технологиям рсредствам производства добавились многочисленные импортные средства. «Строительнаяпалитра» архитектора и дизайнера обогатилась.

В-четвёртых, нельзя не сказать и о преодолении концепции однозначной интерпретации конструктивизма и функционализма, которые пренебрегали декоративно-эстетическими элементами и-в экстерьере, и-в интерьере. Вс| более начинает цениться не толькопространственное решение зданий, и их предметноенасыщение элементами живописи, скульптуры, графики, фотоискусства, изделий народных промыслов и даже собственными авторскими произведениями. Идёт процесс эстетизации жидой и общественной среды.

В-пятых, колоссально расширилось поле деятельности субъектов архитектурного, дизайнерского, художественно-прикладного творчества, а практически всех видов эстетической деятельности.

Наконец, нельзя не назвать как стимулирующего фактора развитие культурологии. Становление и развитие теории и истории культуры как науки и как учетного предмета побудило общество к культурологической оценке всех явлений общественной жизни, в частности, и зданий, памятников старины, жилойсреды и т. д. А культурология по самой своей природе как комплексная наука о возникновении, функционировании и развитии кулыурыдостаточно широко смотрит на любой объект: с этнической, религиозной, художественной, ментальной, финансовой, технологической^ т. д. еторон. Сам интерьер теперь уже рассматривается не тодько как архитектурное пространство, а как эюилая, жизненная среда со специфическим предметным насыщением. Не удивительно, что архитекторы пррши «а союз и с дизайнерами, и е художниками всех видов.

Иначе говоря, все современные процессы развития общества затрагивают hc только всеего сферы, но, что для нас важно, и сферу кудьтурной организации интерьера. В этом отношении уже начаты теоретические {разработки, о которых £удет сказано «следующем разделе.

Степень разработанности-проблемы.

Само исследование интегральной концепции интерьера как важного элемента культуры общества, имеющего отношение практически ко всем гражданам, нр<^рюлагает подобное же широкое рассмотрение проблемы, а литературе. Важно заметить, что проблемами интерьера (проектирование, реализация, ащррский надзор & пр.) занимаются в основном практики: архитекторы, дизайнеры, проектировщики и пр. Их огромный практический опщ1 редко освещается & литературе и тем более «научных исследованиях.

Тем не менее, в соответствии со статусом научного исследования, мы обозначим теанравления исследований, которые для нас явились теоретической и эмпирической базой.

Вероятностатус нашей работы предполагает анализ работ 4-х направлений: архитектура, дизайн, культурология и философия.

Работы архитектурного профиля, относящиеся к интерьеру, в основном анализируют пространственные параметры интерьера в его отношении к з^стерьеру. Эта исследования Рябушина А., Шенетиса JL, Иконникова А., Сердюка И., Гольца Г., Норенкова C.B. и др.

Исследования дизайнерского характера представлены более широко, ибо дизайн по самой своей природе должен решать задачи предметного насыщения внутреннего пространства зданий, т. е. интерьера. В этом отношении мы можем сослаться на работы Линевич И., Рассказовой В., Балаболкина A.C., Сидорова А. Н., Норенкова C.B., Панкратовой A.B.,.

Катарина A.B., ПГимко В. Т. Глазычева В.Л., Минервина Б., Ломова Б. Ф, Кантора K.M., Чернышева О. В., Сомова Ю.

Культурологияещё становится fia «оги как специальная дисциплина, но уже появляются исследования культурологического характера, которые имеют значение-я для широкого понимания интерьера: Филиппов Ю. В., Ананьев Ю. В., Александров H.H., Дахин A.B., Щуров В. А., Багровников H.A., Молчанрра A.C., Арнхейм Р^ Генисаретский О., -Столович Л.Н., Чижиков В. В., Тасалов В., Лосев А. Ф., Лотман Ю. М., Козырьков В.П.

Философская проблематика для нас имеет особое значение и прежде всего, с двух позиций: а) исследование проблемы меры человека и меры предметного мдра, ибо именно здесь заключён секрет красоты, и б) исследование базовых проблем философии искусства (эстетики): прекрасное, козущозиция, вкус, стиль, метод творчества и др.

В этом отношении мы опирались на работы таких известных авторов как Каган М., Зеленов Л. А., Еремеев А. Ф., Раппопорт С. Х., Скатерщиков B. JC, Лосев А. Ф., Соколов C.B., Степанов Е. И., Столович Л. Н., Ананьев Б. Г., Ананьев JO.B.^ Бодрийар Ж^. Барт Р., Субетто А. И., Куделин ЕЛГ. Т Табаков В. И., Краева О. Л., Кузьмин В. П., Кутырёв В.А.

Предмет и объедет исследования.

Мы понимаем дискуссионность проблемы разграничения предмета и объекта анализу В современной философской и науковедческой литературе сложилось два понимания их соотношения. Чаще всего объект рассматривают какболее широкое понятие, а предмет трактуют как аспект, грань объекта. Второй подход мы считаем более корректным, когда предмет в его с^тношениик человекурассматривается как широкое. понятие, а выделенная грань, аспект, сторона предмета в его отношении к субъекту исследования трактуется как объект.

Предмет нашего исследования — интерьер как социокультурное образование, а ъ-шчоитог объекта анализа мы выбираем, по крайней мере, два аспекта эт^ш-вредмета: а) анализ интегральной природы интерьера как-способ преодоления чисто архитектурной трактовки интерьера как пространственнрго — образования и б) анализ факторов, функций, предметного насыщения интерьера, превращающего его в жизненную среду человека.

В соответствии со сказанным цель нашего исследования можно определить к^.к построение интегральной концепции интерьера в современной культуре общества. Эта цель потребовала от автора решения ряда конкретнь^1хзйда^к<)торыеи^определш1иструктурудиссертации:

— интерпретация интерьера как социокультурного образования общества;

— анализ принципов проектирования интерьера;

— исследование социальногомеханизмаформирования интерьера как социокультурной среды деятельности человека.

Терретико-методологическиеосшшынсследования.

Интерьер как сложное социокультурное образование при его кудьтурологич^ржом исследованииестественно потребовал и интегрального подхода.

Если говорить-.о теоретических основаниях вашего исследования, то мы можем назвать те базовые научные концепции, на которые: мы опирались. •.

Это, прежде всего, широкая трактовка культуры, её несводимость к художественнойяфере, поскольку естьи культура производства, и культура земледелия, и экологическая культура, и физическая культура и т. д. Культура как 1}ся система очеловечивания, мира, как гуманизация среды, в которой живёт человек, предполагает и соответствующее рассмотрение интерьера как г^манизированното^-очеловеченнош пространства.

Более того, жилая среда для жизнедеятельности человека не может ограничиватьсяеё пространственными характеристиками, ибо она и проектировщиком, — и хозяином опредмечивается, насыщается предметно-вещными атрибутами, которые должны быть гармонизированы не только друг с другом^ на и с тем пространством, а котором они существуют. Возникает как бы двойная задача гармонизации: а) между вещами и б) между вещами и пространством.

Всё это потребовало от автора обращения к работам по композиции, дизайну, цветоррдению и т. д.

Учитывая сущность нашей концепции интегральной трактовки интерьера в его отношении к человеку, в нашей работе серьёзное внимание обращено на исследование проблем человека: мера человека, многоуровневая структура человека, функции человека, потребности и способности человека, базовые деятельности человека и т. д.

В качеств методологических основисследования нами избран диалектический метод, который не только исторически апробирован и теоретическизработан, но и содержит & себе ещё не выявленные принципы анализа любого объекта. Поэтому мы рассматриваем именно как диалектически^ но природе такие принципы как принцип системности, принцип развития, принцип мерности, принцип взаимосвязи, принцип целостности, цринциндетерминизма и др. Все они конкретно задействованы в нашем исследовании.

Научная новизна работы.

Автор своим исследованием включается в дискуссионные разработки проблем интерьера, но в то же время стремится обозначитьи те аспекты общей проблемы, которые он считает новым:

— интерьер представлен как широкое социокультурное образование, включающее в себя, по крайней мере, три системы: а) пространственную, б) предметную, и в) социально-функциональную;

— рассмотреналсторическаясоциодинамика формирование интерьера с учётом изменения технических, технологических, архитектурных, дизайнерских, ?суд (c)жественных7 социокультурных факторов;

— осуществлён анализ основных параметров интерьера как жизненной среды человеч^ской-деятельностк;

— проанализированы социальные функции интерьера;

— сформулированы, и обоснованы, принципы проектирования интерьера с учётом авторского опытаосуществлёнкомпонентный анализ проектной деятельностипроанализированы взаимоотношения основных субъектов формирования цнтерьера;

— сделан анализ инфраструктурного обеспечения реализации интерьерных проектов;

— рассмотрены функции автора проекта при реализации проектной концепции.

Положения, выносимые на защиту.

Результатах теоретического исследования, опирающиеся на многолетний практический опыт автора, можно формулировать в качестве базовых положений, которые выносятся назащиту.

1. Обоснована актуальность проблемы социокультурного проектирование интерьера с учётом современных требований экономического, социального и культурного развития России. Интерьер с широкой культурологической точки-зрения рассмотрен как не только пространственно й предметно насыщенное образование, но 41 ка^ жизненная (з^еда социального функционирования человека.

3. Проектирование интерьера с методологической точки зрения представлено к[<�ус задача гармонизации, меры человека в её индивидуальном проявлении и меры предметного мира, в который включён человек.

4. Исследованысоциокультурные параметры проектирования и формирования интерьера с учётом сложных субъектных отношений заказчика и пр9 $ктировщикав диапазоне от. конфронтации: до консенсуса^.

5. Рассмотрены инфраструктурные компоненты реализации проектов с учетом авторск-оро надзора^.

6. Интерьер в итоге рассмотрен как интегральное социокультурное образование (пространство и предметы) жизнедеятельности человека и микросоциальных общностей.

Терретическое и практическое значение исследования.

В теоретическом отношении наша работа может содействовать совершенствованию научных подходок, а исследовании интерьера, а точки зрения понимания интерьера не как чисто архитектурного пространства, но имрнно как р<�Щ"<�жультурной среды жизнедеятельности человека. Пространственные и предметные атрибуты создают ту средовую остановку, в крторой функционирует разносторонне развитый человек, со своими вкусами, стилевыми ориентациями, ценностными установками, которые и определяют превращение жилой среды в жизненную среду.

Практический опыт автора в области проектирования и I формирования интерьеровпослужил для него не только эмпирическим материалом для исследования, но и основанием для практических рекомендацийпроектировщикам, архитекторам, дизайнерам" Этот материал может быть использован в учебной практике подготовки специалистов, прежде всего, пр-лшши кафедр-дизайна интерьера, в деятельность которых автор включился.

Апробация исследования.

Работа над данной проблемой осуществляется авторомна протяжении 20 лет. За это время изучена-не только литература по проблемег, но и опыт ведущих проектировщиков. Авторские проекты (свыше 50) реализованы и получили положительную оценку со стороны специалистов и СМИ.

Научный анализ проблем интегрального понимания интерьера. с позиций меры человека отражён в специальном исследовании автора «Интегральная ррирода^интерьера» и девяти статьяхобщим объёмом 9,5п.л.

Результаты исследования докладывались на межрегиональных конференциях р Д=929−2ШЖ гг.

Работа обсуждена на кафедре философии и политологии Нижегородскогогосударственного архитектурно-строительного университета и рекомендованак защите. ^.

Структура диссертация.

Логика исследуемой проблемы-определила-и-структуру диссертации.

Во Введении определяется актуальность проблемы, осуществлён анализ степени её разработанности, определены предмет, объект,-цель и задачи исследования, обозначены теоретические иметодологические основы анализа, сформулированы основные положения новизны, показана терретическая р практическаязначимость-работы, апробация^её результатов и раскрыта структура диссертации.

В Главе I — -«Социокультурная интерпретацияинтерьера» -рассматриваются альтернативные трактовки интерьера (1.1), даётся параметризации «иерьера~ жилой среды (1.2), а также характеризуются социальные функции интерьера (1.3).

Глава 2 — «Системные принципа проектирование интерьера» -посвящена анализу исходных принципов (2.1) и социокультурных параметров (2.£)г, а также компонентному анализу самой проектной деятельности (2.3).

В Главе ^ - «Формирование интерьера как социокультурной среды» -исследуется социальный механизм реализации проекта на основе рассмотрениявзаимоотношений субъектов (3.1), инфраструктурного обеспечения реализации {3.2) и дизайнерских закономерностей проектирования интерьера (3.3).

В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы рекомендации и обозначены проблемы для дальнейшего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ интегральной концепции интерьера в культуре современного общества, прежде всего, показывает, что даже конкретный социокультурный объект, каким является интерьер, испытывает на себе многоплановое воздействие всего многообразие культуры от её технических составляющих до изменения вкусов и моды. Всё это подтверждает давно известную мысль об обществе как системном образовании.

Мы стремились показать, что интерьер недостаточно рассматривать только как внутреннее архитектурное пространство. Это, прежде всего, конкретная социокультурная среда, включающая в себя и пространственные, и предметные компоненты. Поскольку эта предметно-пространственная среда насыщается множеством реальных социокультурных функций, она превращается в жизненную среду обитания человека.

В работе рассмотрены различные альтернативные трактовки интерьера, ограниченность которых обусловлена абсолютизацией какой-то грани, стороны интерьера: технической или архитектурной, предметной или человеческой, формативной или вариативной, стабильно" или динамичной. Этот анализ и привёл нас к интегральной концепции интерьера как системного образовании внутренней предметно-пространственной жизненной среды, обладающей индивидуально значимыми социальными функциями.

Нами рассмотрены основные типы социальных функций, вытекающие из базовых родовых сфер общественной жизни, поскольку интерьер представляет собой своеобразную микромодель общества. Эти родовые фунюрщ получают индивидуальное проявление, что и определяет особенности формирования интерьера. В то же время, как социокультурное образование, цнтерьер подчиняется общим закономерностям, которые трансформируются в принципы его проектирования и организации.

Стремясь преодолеть современное эклектическое понимание интерьера в духе концепции постмодернизма, мы рассматриваем интегральную природу интерьера как основанную на гармонизации предметной и человеческой меры, учитывая, что именно гармония меры предмета и меры человека объективно создаёт эстетически выразительную культурную среду.

Методология проектирования интерьера и должна исходить из этой закономерности, преодолевая односторонние ориентации или только на предметный мир, или только на человеческий фактор, да ещё в его субъективной форме (интересы, вкусы, желания). В этом аспекте анализируются и основные компоненты проектной деятельности (субъект, объект, средства и т. д.).

В нашей работе интерьер рассматривается не просто как задуманный и заявленный проект, но и как уже реализованная и функционирующая жизненная среда, поэтому специально исследуется этап проектирования и этап реализации проекта. При этом рассматриваются и неоднозначные взаимоотношения проектировщика и заказчика как двух главных субъектов.

Представленная в работе концепция основана не только на анализе теоретического материала в виде концепций современного интерьера, концепций меры человека, концепций родовых функций человека, понятий социальности ц культуры, но и на собственном практическом опыте автора по проектированию и реализации интерьерных разработок.

Дальнейшие исследования данной проблемы мы видим в диалектическом анализе меры человека как системы его родовых качеств с их конкретными модификациями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы культуры XX века: учеб. пособие для студентов негуманитарньрс специальностей /редкол.: В. В. Агеносов, П. И. Бабочкин, В. И. Добрынина и др. М: Об-во «Знание» РФ, 1993. -192с.
  2. , H.H. Экзистенциальная системогенетика /H.H. Александров Кострома: Изд-во КГУ, 2000. — 735с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
  4. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. -СПб: Университетская книга, 1997. 728с.
  5. Антропономия. Общая теория человека /под ред. Л. А. Зеленова. -Н.Новгород: НАСИ, 1991.- 172с.
  6. , Р. Искусство и визуальное восприятие /Р.Арнхейм /сокращ.перевод с англ. В. Н. Самохина. — М.: Прогресс, 1974. — 392с.
  7. , Ж. Барокко и рококо /Ж.Базен. — М.: Слово/SLOVO, 2001. -288с.
  8. , Р. Семиотика. Поэтика. Избранные работы /Р.Барт /пер. с фр., сост., общ.ред. Г. К Косикова. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 616с.
  9. , Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры /Р.Барт /пер. с фр., вступ. И срст. С. Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. -512с.
  10. , Л.Н. В мире дизайна /Л.Н.Безмоздин. — Ташкент: Фан, 1990. 311с.
  11. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания /П.Бергер, Т. Лукман /пер. Е. Д. Руткевич. М.: «Асас1егша-Центр- МЕДИУМ, 1995. — 336с.
  12. , Л. Общая теория систем критический обзор /Л.Берталанфи //Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969. — С.23−82.
  13. М.Бодрийар, Ж. Город и ненависть /Ж.Бодрийар // Логос. М., 1997. № 9. С.107−117.
  14. , йр. Система вещей /Ж.Бодрийар /пер. с фр. С. Н. Зенкина. -М.: Рудомино, 2001. 218с.
  15. , М.Г. Диалектика социального и экономического развития общества /М.Г.Большаков. Н. Новгород: НКИ, 2003.
  16. , М.В. Философский анализ научного статуса аксиологии /М.В.Бронский. Н. Новгород, 2001.
  17. , Н.В. Дизайн: русская версия /Н.В.Воронов /под ред.Г. В. Веришнина. Тюмень: Институт дизайна, 2005. — 224с.
  18. , Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. 4.1 /Г.Д.Гачев. М.: Искусство, 1972. — 200с.
  19. Гегель, Г. Ф. В. Эстетика. В 4-х томах. Т.1 /Г.Ф. В. Гегель /пер.с нем. Б. Г. Столпнера. М.: Искусство, 1969. — 420с.
  20. , О.И. Методологическая картина дизайна /О.И.Генисаретский, Г. П. Щедровицкий //Теоретические и методологичесрге исследования в дизайне. М.: Шк.культ.полит., 2004. — С.32−44.
  21. , ЭД.Я. Ритм в архитектуре /М.Я.Гинзбург. — М.: Академия, 1923.-120с.
  22. , В.Л. О дизайне (Очерки по теории и практике дизайна на Западе) /В.Л.Глазычев. М.: Искусство, 1970. — 192с.
  23. , B.JI. От сельской культуры к урбанизации /В.Л.Глазычев //Культура в советском обществе. М., 1988. — С.42.
  24. Глазычев, В? Л. «Дисней»: опыт дизайн-политики /В.Л.Глазычев и др. //Проблемы дизайна-2: сб. статей. М.: Архитектура-С, 2004. — С.48−61.
  25. , В.Л. Проектная Катина дизайна /В.Л.Глазычев //Теоретические и методологические исследования в дизайне. М.: Шк.культ.полит., 2004. — С. 195−220.
  26. , Г. А. Проблемы духовной сферы города в систематике и основных направлениях урбанистики /Г.А.Гольц //Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. М.: Наука, 1996.
  27. , А.Э. Мир архитектуры (язык архитектуры). М.: Молодая гвардия, 1985, — 351с.
  28. , A.B., Щуров В. А. Апокалипсис технического объекта /А.В.Дахин, Е. А. Щуров. — Н. Новгород, 1994.
  29. , A.C. Проблема стиля в эстетике и искусствознании /А.С.Доценко. М.: Знание, 1983. — № 4. — 64с.
  30. , А.Ф. Границы искусства /А.Ф.Еремеев. — М.: Искусство, 1987. -319с.
  31. , Е.В. Метафорическая образность в дизайне /Е.В.Жердев. — М.: Изд-во МСХА, 2004. 226с.
  32. Законы экологической сферы общества. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2005.
  33. О.Зырянова, T.B. Художественная герменевтика: монография /Т.В.Зырянова. Тольятти: Акцент, 1998. — 330с.51 .Иконников, Д. В. Художественный язык архитектуры /А.В.Иконников. — М.: Искусство, 1985. 175с.
  34. Индикаторы развития человеческого потенциала. — Н. Новгород: ПАНИ, 1999.
  35. Интеллектуальная собственность в информационном обществе. -Н.Новгород: ПАНИ, 1998.
  36. История мирового искусства /отв.ред.Е.Сабашников. М.: БММ АО, 1998.-717с.5 5. Каган, М.р. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части 1,11,111 /М.С.Каган. Л.: Искусство, 1972. — 440с.
  37. , М.С. Философия культуры /М.С.Каган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. 416с.
  38. , A.B. Дизайн как социокультурный феномен: дисс. канд.филос.цаук: 24.00.4)1 /А.В.Казарин. — Н. Новгород, 2002. — 165с.
  39. , K.M. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры /К.М.Кантор. — М.: Искусство, 1967.-278с.
  40. , K.M. О необходимости создания двух различных теорий дизайна: общей и частной /К.М.Кантор //Теоретические и методологические исследования в дизайне. — М.: Шк.культ.полит., 2004. — С.30−32.
  41. , П. Дизайн /П.Кларк /пер.с англ. А.Броновицкой. — М.: ACT, 2003.-144с.
  42. , В.П. Освоение обыденного мира. Социокультурный анализ: монография /В.П.Козырьков. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1999. -340с.
  43. , O.JI. Диалектика потенциала человека /О.Л.Краева. М. Н. Новгород: Минобразование РФ, 1999.
  44. , Е.Г. Диалектика производства и потребностей /Е.Г.Куделин. ~М.: Мысль, 196???
  45. , Б.И. Введение в технику /Б.И.Кудрин. Томск: Изд-во ТГУ, 1993.-552с.
  46. , В.П. Категория меры в марксистской диалектике /В.П.Кузьмин. М.: Наука, 1966. — 220с.
  47. Культура эпохи Возрождения: сборник научных статей /ред. колл.: Л. М. Брагина, А. Х. Горфункель, А. Н. Немилов и др. Л.: Изд-во ЛО «Наука», 1986.-256с.
  48. Культурология. XX век: словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997. -640с.
  49. , В.А. Естественное и искусственное: борьба миров /В.А.Кутырёв. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. — 199с.
  50. , В.А. Культура и технология: борьба миров /В.А.Кутырёв. ~ М., 2001.
  51. Лем, С. Молох: сб. эссе: научно-популярное издание /СЛем /пер.с пол. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 781с.
  52. , В.И. Полн.собр.соч. /В.И.Ленин. Т.41. — С. ЗЗ,
  53. , В.И. Полн.собр.соч. /В.ИЛенин. Т.38. — С.361.
  54. , В.И. Полн.собр.соч. /В.И.Ленин. Т.4. — С.184,202.
  55. , В.И. Полн.собр.соч. /В.И.Ленин. Т.7. — С.237.
  56. , В.И. Полн.собр.соч. /В.И.Ленин. Т.29. — С.216,330.
  57. , К. Место непривычных удовольствий (философия интерьера ванной комнаты в эпоху гедонизма) /К.Лидин, М. Меерович //Архитектура. Строительство. Дизайн. 2003. — № 6 (40). — С.82−87.
  58. , И.Е. Социокультурная концепция формирования индивидуальной жизненной среды: автореф.канд.филос.наук:24.00.01 /И.Е.Линевич. Н. Новгород, 2004. — 32с.
  59. , Д.С. Культура как целостная среда/Д.С.Лихачёв //Новый мир. -1994.-№ 8.
  60. , Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции /Г.Н.Лола. -М.: Изд-во МГУ, 1998. 264с.
  61. , Б.Ф. Человек и техника /Б.Ф.Ломов. М.: Радио, 1966. — 352с.
  62. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура /А.Ф.Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 525с.
  63. , А.Ф. Форма Стиль — Выражение /А.Ф.Лосев. — М.: Мысль, 1995.-944с.
  64. , А.Ф. история античной эстетики. Аристотель и поздняя классика /А.Ф.Лосев. — Харьков: Фолио- М.: ACT, 2000. 880с.
  65. , А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. /А.Ф.Лосев. Кн.1. — Харьков: Фолио-М.: ACT, 2000.- 832с. v 86, Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм /А.Ф.Лосев.t- Харьков: Фолио М.: ACT, 2000. — 960с.
  66. , А.Ф. Диалектика мифа /А.Ф.Лосев. — М.: Мысль, 2001. 558с.
  67. , Ю.М. Структура художественного текста /Ю.М.Лотман //Об искусстве. СПб., 1998. — С. 14−288.
  68. , Ю.М. Семиосфера /Ю.М.Лотман. СПб.: «Искусство — СПб», 2000. — 704с.
  69. , А.И. Концепция производственного искусства 20-х годов /А.И.Мазаев. -М.: Наука, 1975. 279с.
  70. , A.B., Степанов, Е.И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования /А.В.Маргулис, Е. И. Степанов //Вопросы философии. 1985. — № 4.
  71. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т.З. — С.282.
  72. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т.21. — С.282.
  73. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т.22. — С.459.
  74. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т.42. — С. 124.
  75. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т.13. — С7.
  76. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т.27. — С. 12.
  77. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т. З 1. — С.454.
  78. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т.18. — 499.
  79. , К., Энгельс, Ф. Соч. Т.23. — С.62.
  80. Методологу социального проектирования. Н. Новгород, 1996.
  81. Методология и теория деятельности. — Горький: НТО. — 1982. ЮЗ. Минервин, Г. Б. Основы проектирования оборудования для жилых иобщественных зданий /Г.Б.Минервин. — М.: Архитектура-С, 2004. — 112с.
  82. , Г. Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды /Г.Б.Минервин. М.: Архитектура-С, 2004. — 94с.
  83. Мир человека: сб.науч.ст. /ред.В. А. Кутырёв. Вып.1. — Н. Новгород: HACA, 1993.-144с.
  84. Модернизм. Анализ и критика основных направлений /под ред. В. В. Ванслова, М. Н. Соколова. — 4-е изд., М.: Изд-во «Искусство», НИИ ТИИИ АХ СССР, 1987. — 280с.
  85. , A.C. На вкус, на цвет. /А.С.Молчанова. М.: Искусство, 1966.
  86. , A.C. О научном статусе категории «мера человека» /А.С.Молчанова //Человек и предметный мир. Горький: НТО, 1980.
  87. Моль, А. РТ Социодинамика культуры /А.Р.Моль /пер. с фр. — М.: Прогресс, 1973. -406с.
  88. ПО.Норенков, С. В. Архитектоника предметного мира /С.В.Норенков. -Н.Новгород: НГУ, 1991. 160с.
  89. Ш. Норенков, С. В. Архитектоническое искусство /С.В.Норенков. -Н.Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1991. — 199с.
  90. , М.А. Нормативная природа принципов дизайна /М.А.Павлов, О. П. Фролов //Проблема нормативности в эстетике и этике. Горький: НТО, 1979. — С.19−21.
  91. З.Павлов, М. А. Систематизация оснований типологизации художественно-утилитарной деятельности /М.А.Павлов //Человек и предметный мир. Горький: НТО, 1980. — С. 127−131.
  92. Павлов, М. А, Гармонизация меры человека и меры предметов — сверхзадача деятельности /М.А.Павлов //Методология и теория деятельности. Горький: Обл. советНТО, 1982. — С.191−195.
  93. , М.А. Проявление меры человека как потребность и способность /Ру!А.Павлов //Теория потребностей и способностей. — Горький: НТО, 1984. С.31−33.
  94. Павлов, Ру!.А. Проблема человека в современной советской философии /М.А.Павлов //Научно-технический прогресс и закономерности развития советского общества. — Горький: НТО, 1987. С.191−194.
  95. , М.А. Всестороннее развитие как способ самопознания /М.А.Павлов //Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона. Горький: НТО, 1988. — С. 110−112.
  96. , М.А. Социальные функции интерьера /М.А.Павлов //Вестник Оренбургского госуниверситета, 2007. № 11. —С.136−140.
  97. , М.А. Методология анализа меры человека /М.А.Павлов. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2008.
  98. Павлов, fyl.A. Интегральная концепция дизайна. Монография /М.А.Павлов. Н. Новгород: ННГАСУ, 2008 — 75с.
  99. Павлов, МТА- Дизайнерские закономерности интерьера /М.А.Павлов //Законы художественной среды общества. Н. Новгород: ННГАСУ, 2008. — С.72−77.
  100. , A.B. Дизайн интерьера как семиотическая структура. Автореф. дисс. канд.филос.наук /А.В.Панкратова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2007.-20с.
  101. , А. Человеческие качества /А.Печчеи /пер. с англ. О. В. Захаровой. М.: Прогресс, 1980. — 304с.
  102. , В.П. развитие исторических потребностей и способностей человека. Автореф. дисс.канд.филос.наук /В.П.Полозова. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2007. 28с.
  103. Проблемы антропономии. Горький: НТО, 1989.
  104. Проблема человека в системе частных наук. Горький: НТО, 1990.
  105. Проблемы человека и философии. Н. Новгород: СНИО, 1994.
  106. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методически проблемы /Отв.ред. Т. М. Дридзе. -М., 1994.
  107. , С.Х. От художника к зрителю. Проблема художественного творчества /С.Х.Раппапорт. — М.: Советский художник, 1978. — 264с.
  108. , Д. Лекции об искусстве /Д.Рескин /пер.с англ. П.Когана. М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. — 319с.
  109. , Л. Аспекты цвето-пластического преобразования среды /Л.Робежник //Архитектура. Строительство. Дизайн. 2002. — № 2 (30). -С.28−31.
  110. , В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир /В.М.Розин. М.: Эдиториал Урсс, 1966. — 224с.
  111. , В. Композиционно-пространственная эволюция современного жилого интерьера /В .Рыжиков //Архитектура. Строительство. Дизайн. 2002. — № 2 (30). — С.68−71.
  112. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / сост. Р.А.Гальцева- пер. С. С. Аверинцева. -М.: Политиздат, 1991. 366с. г
  113. Семиотика. Антология /сост.Ю. С. Степанов. 2-е изд. — М.: Академический проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702с.
  114. , И.И. Восприятие архитектурной среды /И.И.Сердюк. — Львов: ЛГУ, «Вища школа», 1979. 204с.
  115. , В.К. Твой эстетический вкус /В.К.Скатерщиков. — М., 1963.
  116. , C.B. Социальная конфликтология /С.В.Соколов. М., 2001.
  117. , Ю.с. Ритм /Ю.С.Сомов //http://library.sredaboom.ru /composition/librsomovrithm.him.
  118. Социальные конфликты, экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 11. — М., 1996.
  119. Социальные конфликты в современной России. М., 1999.
  120. Социальные отношения и социальные институты. Горький: НТО, 1983.
  121. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов /сост. Б. Р. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 1999. -556с.
  122. , Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы /Е.И.Степанов. М., 1996.
  123. , Л.Н. Природа эстетической ценности /Л.Н.Столович. М.: Политиздат, 1972. — 271с.
  124. , А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие /А.И.Субетто. СПб.-М.: ИЦЛКПС, 1993. — 172с.
  125. , А.И. Ноосферизм /А.И.Субетто. Т.1. СПб., 2001.
  126. , А.Дж. Цивилизация перед судом истории: сборник /А.Дж.Тойнби /пер. с англ. И. Е. Киселёвой, М.Ф.Носовой- сост. Д.Б.Рашковсрш- — М.: «Прогресс» «Культура», 1996. — 480с.
  127. , Э. Футурошок /Э.Тоффлер /пер. с англ. — СПб.: Лань, 991. -464с.
  128. , Д.Н. Теория установки /Д.H Узнадзе. М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448с.
  129. , В .В. Теория дизайна в современной России /В.В.Фоменко //Омский научный вестник. — 2003. № 2. — С.32−34.
  130. , Л.В., Лебедев, Ю.А. Социальная педагогика как интегральная наука о человеке /Л.В .Филиппова, Ю. А. Лебедев. -Пермь: ПТУ, 1994.
  131. H.H. Философский анализ экологической сферы общества /Н.Н.Храменков. ННовгород, 1996.
  132. Человек мера всех вещей: сборник. — Горький: СНИО, 1990.
  133. Человек в системе сфер общественной жизни: сборник. — Н. Новгород: ПАНИ, 1992.
  134. Человек и предметный мир: сборник. Горький: НТО, 1950.
  135. Чернышев, О.©-. Формальная композиция. Творческий практикум /О.В .Чернышев. Мн.: Харвест, 1999. — 312с.
  136. Чижиков, ВгВ. Дизайн и культура: монография /В.В.Чижиков. М.: МГУКИ, 2006.-364с.
  137. Шарден Тейяр де. Феномен человека /Щарден Тейяр де. — М: Наука, 1987.-240с.
  138. , Л.К. Искусство и среда /Л.К.Шепетис. М.: Сов. художник, 1978.-264с.
  139. , В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование /В.Т.Шимко. — М.: Архитектура-С, 2004. 160с.
  140. , О. Закат Европы: в 2 т. /О.Шпенглер /пер.с нем И. И. Маханькова.
  141. , Г. П. Избранные труды: научное издание /Г.П.Щедровицкий. М.: Шк.культ.полит., 1995. — 760с.
  142. Эстетические ценности предметно-пространственной среды /под общ.ред. А. В. Иконникова. М.: Строй из дат, 1990. — 335с.
Заполнить форму текущей работой