Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материал исследования включает, в первую очередь, циклы «Пестрые листки: Альбом для детей и юношества» ор. 22 ,"Сказки Андерсена" ор. 34, «Зеленая тетрадь: Альбом маленьких фортепианных пьес для детей и юношества», а также фортепианные сонаты, прелюдии Д. А. Толстого. Помимо этого, материалом исследования стали автографы неизданных сочинений для фортепиано: Шести прелюдий-бурлесок, Тридцати… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава I. Общая характеристика фортепианной музыки Д. А. Толстого
    • 1. 1. етичие и мировоззренчие взгляды Д. А. Тоого
    • 1. 2. Мо и роль фортепианных произведений в творчом недии композитора
    • 1. 3. орико-культурный конте возникновения деих фортепианных пьД. А. Тоого
  • Глава II. Особенности стиля детской фортепианной музыки
  • Д. А. Толстого
    • 2. 1. Образно-выразительные константы детских фортепианных циклов
  • Д. А. Тоого
    • 2. 2. Принципы циклизации детских фортепианных пьес Д. А. Толстого
  • Глава IIІ. Семантическая организация детских пьес
  • Д. А. Толстого
    • 3. 1. Общие беннимантики деих пьс
    • 3. 2. Классификация семантики в детских фортепианных пьесах
  • Д. А. Тоого
    • 3. 3. Семантичие оки литературных образов в фортепианных пьх для детей Д. А. Тоого

Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Дмитрий Алексеевич Толстой (1923;2003) -сын выдающегося писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой — принадлежит к уходящему ныне замечательному поколению российских композиторов второй половины XX века. Разносторонне одаренный человек, получивший образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, он являлся типичным представителем потомственного русского интеллигента и оставил заметный след во многих сферах духовной жизни России: как талантливый композитор — автор более ста тридцати пяти опусов, замечательный пианист — исполнитель прежде всего своих произведений, как яркий музыкальный писатель, критик, музыковед-исследователь и как блистательный педагог — любимец студентов Петербургской консерватории.

Окруженный с детских лет высокоинтеллектуальной, творческой средой, Д. А. Толстой был знаком со многими интереснейшими людьми своей эпохи, о чем увлекательно повествуется в книге воспоминаний «Для чего все это было» [143], которую критики оценили как яркое явление мемуарной литературы конца прошлого столетия. Но главным делом его жизни было композиторское творчество.

Время уходит, все больше отдаляя нас от кончины Д. А. Толстого, а его наследие еще не изучается во всех аспектах, хотя до конца своих дней он продолжал работать с титанической творческой отдачей. Толстой охватил практически все жанры. Им написаны оперы, симфония, инструментальные концерты, струнные квартеты, трио для разных составов, секстет, скрипичные и виолончельные сонаты, кантаты, оратория, камерно-вокальные циклы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам и т. д. Однако особую область творчества составляют фортепианные произведения. Только сонат композитором было создано тридцать (1945;2001), из которых первые двадцать четыре написаны во всех тональностях и представляют собой не имеющий аналогов макроцикл. Фортепианное наследие включает также Двадцать четыре прелюдии (1961), Шесть прелюдий-бурлесок (1975), Тридцать инвенций (1981;83), пятьдесят две программные пьесы для детей, объединенные в циклы: «Пестрые листки: Альбом фортепианных пьес для юношества» (1964), «Сказки Андерсена» (1962) и «Зеленую тетрадь: Альбом маленьких фортепианных пьес для детей и юношества» (1987) и другие отдельные развернутые или миниатюрные композиции. И дело не только в количестве, а в том, что в фортепианных сочинениях исключительно полно отражены эстетические взгляды автора — продолжателя классических традиций, чуждого авангардным открытиям XX века, его понимание музыкально-выразительного языка. Встает вопрос: как в эпоху постмодерна развиваются классические фортепианные жанры и формы? В этом процессе особая роль принадлежит фортепианной музыке для детей. Большая литература, как известно, начинается с малых жанров, воспитывающих высокообразованного читателя, и музыка не является исключением. В необходимости изучать музыку для детей сопрягаются не только художественно-эстетические, но и нравственно-педагогические позиции. Детский репертуар, в том числе и фортепианный, отличается специфическими чертами, связанными с детской психологией и теми педагогическими задачами, которые он содержит. Этот вопрос тоже определяет востребованность исследований подобного типа.

Все отмеченное позволяет определить актуальность выдвинутой темы исследования.

Степень изученности темы. В искусствоведческой науке должного внимание произведениям и личности Толстого не уделено. Среди работ, обращенных к художнику, можно отметить лишь небольшую книгу «Дмитрий Толстой» И. В. Белецкого, изданную еще в 1959 году, и монографию Г. П. Овсянкиной «Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д. Д. Шостаковича», вышедшую в 2003 году [25, 119], где отдельные разделы посвящены фортепианной музыке Д. А. Толстого в контексте ее связи с традициями Мастера. Что касается детских фортепианных пьес композитора, то они объектом научного исследования практически не были. Исключение составляет небольшой фрагмент из названной монографии Овсянкиной [119, с. 256−257, 267−268].

Ценным исследованием творчества Толстого является авторский анализ, отраженный в отмеченном выше автобиографическом труде «Для чего все это было». Воспоминания Д. А. Толстого содержат важнейший фактологический и аналитический материал, который во многом, наряду с монографией Г. П. Овсянкиной и «Беседами о музыке» Э. Ансерме [9], стал отправной точкой для разработки избранной темы.

Объектом данного исследования является творчество Д. А. Толстого как тот фундамент, на котором выстроено высоко художественное здание фортепианных пьес для детей.

Предмет исследования охватывает стилевые черты произведений для фортепиано Д. А. Толстого, мировоззренческие и эстетические позиции автора.

Материал исследования включает, в первую очередь, циклы «Пестрые листки: Альбом для детей и юношества» ор. 22 ,"Сказки Андерсена" ор. 34, «Зеленая тетрадь: Альбом маленьких фортепианных пьес для детей и юношества», а также фортепианные сонаты, прелюдии Д. А. Толстого. Помимо этого, материалом исследования стали автографы неизданных сочинений для фортепиано: Шести прелюдий-бурлесок, Тридцати инвенций и миниатюры «Снежная королева», текстологическое исследование рукописи которой вводится в научное обращение впервые. В качестве материала задействованы также документы о жизни композитора: составленные автором списки его сочинений, отдельные письма. К материалам исследования следует отнести результаты бесед соискателя с композитором с 1995;го по 2003;й годы.

Цель исследования заключается в стремлении выявить художественную значимость детских фортепианных сочинений Д. А. Толстого и определить их достойное место в отечественной музыкальной культуре.

В задачи исследования входит:

• выявить мировоззренческие и эстетические позиции Д. А. Толстого;

• определить типологические черты стиля его фортепианных произведений (прежде всего сонат и прелюдий) и их корреляцию с сочинениями для детей;

• изучить историю создания детских циклов Д. А. Толстого в контексте исторических традиций (прежде всего Р. Шумана и П. И. Чайковского) и современной ему эпохи — 1950 — 80-х годов;

• провести структурно-стилистический и образно-семантический анализ циклов «Сказки Андерсена», «Пестрые листки», «Зеленая тетрадь», выявить в них доминанты циклизации;

• сделать текстологический анализ автографов Шести прелюдий-бурлесок, Тридцати инвенций и пьесы «Снежная королева»;

• определить значимость детских фортепианных циклов Д. А. Толстого в российской культуре.

Методология исследования базируется на признании роли Д. А. Толстого как последовательного продолжателя русских и западноевропейских художественных традиций во второй половине XX столетия. В качестве исходных теоретических постулатов берутся положения о необходимости следовать в развитии искусства накопленным традициям. Также методология основывается на понимании образной и структурной специфичности музыки для детей.

Методы исследования включают комплексный и системный подходы в оценке художественно-исторических явлений, принципы целостного, семантического, интертекстуального видов музыковедческого анализа. Немаловажную роль сыграли текстологический анализ, метод активной иллюстрации (термин Е. В. Вязковой) и сравнительно-аналитический подход.

Теоретическая база диссертации, помимо уже упомянутых основополагающих трудов Д. А. Толстого, Г. П. Овсянкиной и Э. Ансерме, опирается на значительный пласт работ о фортепианной музыке, особенно XX века.

Здесь задействованы как классические издания А. Д. Алексеева, В. Ю. Дель-сона, С. М. Хентовой, Л. Е. Гаккеля, А. А. Николаева, так и исследования последних десятилетий: С. В. Грохотова, К. В. Зенкина, М. В. Смирновой, Н. П. Корыхаловой, А. С. Розанова, Е. Н. Пирязевой и других (здесь и далее см.

список литературы

).

В силу аналитической направленности диссертационного исследования, оно базируется на большом корпусе работ, посвященных разным аспектам музыковедческого анализа. По вопросам музыкального языка, текста, интертекстуальных связей, музыкальной семантики — М. Ш. Бонфельда, М. Г. Арановского, А. В. Денисова, Л. Н. Шаймухаметовой, И. С. Стогний и других. В поле зрения находились также исследования по синергии музыкального текста, причем в контексте детской педагогики. Здесь особо следует отметить работы Н. П. Коляденко, В. Ф. Третьяченко, а также общеметодологические труды по изучению синергетического феномена Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, В. И. Аршинова, В. Г. Буданова. В. П. Рыжова, А. С. Клюева.

Целостный, интонационный анализ, анализ жанровых классификаций опирается на классические и новейшие отечественные научные труды и учебные пособия в этой области: Б. В. Асафьева, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккер-мана, Ю. Н. Тюлина, Е. А. Ручьевской, Е. В. Назайкинского. М. Ш. Бонфельда, Н. Ю. Афониной, Г. В. Григорьевой, В. Н. Холоповой, Г. Р. Консона и других.

Одной из центральных задач является изучение содержательной стороны детских фортепианных пьес Д. А. Толстого, что обусловило обращение к изданиям по теории музыкального содержания В. Н. Холоповой А. Ю. Куд-ряшова, Л. П. Казанцевой, С. А. Давыдовой и т. д.

Исходя из того, что в диссертации даются описание и атрибуция автографов, она опирается на ряд работ, посвященных классификации рукописного материала, текстологическому анализу — Д. С. Лихачёва, Э. ван Дом-бург, Г. П. Овсянкиной.

Важный теоретический пласт связан с философией Серебряного века и новейшими исследованиями в плане влияния этого учения на духовный мир музыкантов. Это труды Л. О. Акопяна, Н. В. Бекетовой, 3. В. Фоминой, Г. У. Аминовой, Т. В. Сафоновой и других. Положения, выносимые на защиту:

• мировоззренческие, эстетические идеалы Д. А. Толстого, особенности его авторского стиля полностью воплотились в его фортепианных циклах для детей;

• фортепианная детская музыка Д. А. Толстого основывается на широкой системе интертекстуальных связей;

• сочинения для детей Д. А. Толстого являются концентрацией объемного спектра музыкальной семантики как одной из знаковых черт детской музыки;

• в детских фортепианных циклах Д. А. Толстого в новых общественно-исторических условиях развиваются традиции классической музыки.

Новизна исследования заключается в том, что впервые;

• раскрыта мировоззренческая и эстетическая концепция Д. А. Толстого как последователя художественной идеологии Серебряного века и Э. Ансерме;

• всесторонне проанализированы фортепианные циклы «Сказки Андерсена», «Пестрые листки» и «Зеленая тетрадь» в структурном, содержательном и интертекстуальном аспектах;

• доказана семантическая антологичность данных фортепианных циклов;

• проведен текстологический анализ автографов «Снежной королевы», Шести прелюдий-бурлесок и Тридцати инвенций;

• раскрыта и теоретически обоснована преемственная связь детских фортепианных циклов Д. А. Толстого с аналогичными произведениями.

Р. Шумана и П. И. Чайковского.

Теоретическая значимость исследования. Положения диссертации, полученные выводы и классификационные подходы могут быть востребованы в дальнейших разработках по теории стиля и жанра инструментальной музыки для детей, а также при характеристике других авторских стилей в данном жанровом контексте. Результаты исследования актуальны для изучения детского музыкального восприятия, становления и развития общего и музыкального мышления ребенка. Аналитические наработки диссертации могут пополнить материал для дальнейших исследований в области музыкальной семантики, интертекстуальных связей и музыкального содержания.

Практическая значимость исследования. Задействованные в диссертации исследовательские подходы расширяют аналитический инструментарий как в научной, так и в педагогической практиках.

Материалы диссертации могут пополнить вузовские курсы «История отечественной музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Современные музыкальные стили и направления», «История и теория фортепианного искусства», «История музыки для детей», «Фортепианная музыка XX века». На основе этих материалов может быть разработана новая историко-теоретическая дисциплина «Музыкальный репертуар для детей как основа воспитания музыкальной культуры ребенка», составлены хрестоматии и другие учебно-методические пособия. Аналитические характеристики, несомненно, станут полезны на занятиях по фортепиано и при организации педагогической практики.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 170 наименований и приложения в виде списка фортепианных пьес для детей Д. А. Толстого.

Заключение

.

Духовный мир и эстетическое кредо Д. А. Толстого сформировано под воздействием мировоззрения и культуры Серебряного века, русской классической литературы и традиций западноевропейской и отечественной музыкальной классики. Эти составляющие определили авторский стиль композитора как ревностного продолжателя развития классических художественных традиций во второй половине XX века, они обусловили высокий гуманистический пафос произведений Толстого.

Философией Серебряного века предопределен светлый тон музыкальных образов, следование классическим идеалам красоты и гармонии. Благодаря влиянию культуры Серебряного века, философии Н. А. Бердяева, Вяч. Вас. Иванова, И. А. Ильина^ Вл. С. Соловьева и других в творчестве Д. А. Толстого (причем не только в музыкальном) развивались христианские традиции русской культуры (хотя композитор не писал культовой музыки). Его искусство предназначалось для вечности, а творческое служение мыслилось как долг.

Все это обусловило возникновение и стиль его детских фортепианных циклов.

В силу масштабности художественных концепций конструктивное мышление Толстого основывалось на циклизации. Причем уровень циклизации был столь высок, что результатом творческого процесса стало создание макроциклов и обусловленных ими макротекстов. Данное концептуальное и конструктивное свойство характерно и для детской фортепианной музыки композитора.

Макротекстовость присутствует во всем жанровом наследии Толстого. Именно ею предопределена связь между жанрами. Фортепианные Сонаты, Двадцать четыре прелюдии, Шесть прелюдий-бурлесок и Тридцать инвенций — это единый текст. Три детских цикла тоже образуют макротекст. Глобальная идея выражена в их заголовках, имеющих глубокие подтекстовые и контекстуальные смыслы. «Сказки Андерсена» — проекция жизненных коллизий через сказочный сюжет, «Пестрые листки» — мозаичная, но объемная картина событийного, «Зеленая тетрадь» — многочисленные мгновения-зарисовки, из которых складываются глубокие размышления о судьбе современного ребенка. Так возникает два уровня циклизации: на уровне каждого цикла и всех трех циклов. Не исключено, что они являются воплощением единого замысла. В раскрытии и доказательстве этого феномена видится одна из аналитических перспектив темы диссертационного исследования.

Через все творчество Толстого проходит идея взаимодействия литературы и музыки. В этом взаимодействии, как в фокусе соединились, во-первых, художественные тенденции времени, во-вторых, традиции семьи, в-третьих, природа дарования Толстого. Классическая литература, особенно русская, стала, своего рода, метатемой всего творчества композитора.

Направленность к добру, красоте, нравственным и эстетическим ценностям, как наиболее значимая черта русской литературы, убедительно проходит через все детские пьесы. Особо ярким примером является цикл «Зеленая тетрадь», где, по словам композитора, во всех тридцати двух пьесах он воплотил в той или иной форме образы природы. При этом человек, а вместе с ним и музыкальное искусство, не противопоставляется природе, а мыслится как часть единой космологической системы.

Обращение к стилистическим моделям разных национальных музыкальных культур способствует знакомству ребенка с музыкальным языком других народов. И в этом тоже продолжаются традиции классики — «Детского альбома» Чайковского («Немецкая песенка», «Итальянская песенка» и т. д.). Но доминирующей остается русская музыкальная культура, ее своеобразный музыкальный язык.

Благодаря классическим традициям в пьесах Толстого ясно выражена их жанровая основа, так как жанр обладает исключительно высокой коммуникативностью и живо осваивается детьми. Эта идея метафорически определена в названии педагогической концепции Д. Б. Кабалевского — «Три кита»: песня — танец — марш, в эпоху становления и развития которой создавались детские фортепианные циклы композитора. У Толстого в большинстве случаев жанровая основа апеллирует именно к «трем китам»: «Стойкий оловянный солдатик» — марш, «Старый дом» — гавот, «Дюймовочка» — танец, «В городском саду» — вальс, «Ласточка» — танец, «Разрушенная церковь» — хорал и др. Часто жанр выносится в заголовок — Романс и др.

Во всех пьесах используется ярко выраженная классическая система средств музыкальной выразительности. Иерархичность этих средств тоже соответствует классическому музыкальному мышлению, то есть приоритету мелодии и гармонии. Интонации включают многообразие информационных знаков, веками складывающихся в музыке: грамматических — знаков направления, школы, эпохи, семантических — закрепленных социальной памятью и интрастилевых — знаков авторского стиля (по классификации В. В. Задерац-кого [69, с. 9]) .

Широко представлен классический семантический спектр в его интра-стилевом и в экстрастилевом видах, поэтому пересемантизация, практически, не отмечается. Однако в пьесах концентрируется немало проявлений частной музыкальной семантики. Во многом обусловлено это тем, что в детских пьесах Толстого почти каждая стилевая константа, композиционная реализация семантична.

Если классифицировать виды классической музыкальной семантики, на основе которых воплощается музыкальное содержание детских пьес Толстого, то складывается следующая цепочка: жанровая семантика, регистровая, музицирования, речевая, двигательная, диалогическая, семантика прощания, богатырской мощи, воздушного движения, птичьего щебета.

Пьесы Толстого созданы с учетом «золотого правила» классической музыки — благотворного воздействия на психику, особенно детскую. Они не травмируют нервную систему ребенка, излишне ее возбуждая. В них нет терзающих слух обильных диссонансов, мощной динамики, тем более гиперзвучности. Но они заставляют слушать, размышлять и сопереживать. Это ин-тровертный тип музыкального мышления.

Апелляцию к классике усиливают и нередко встречающиеся литературные образы из классической литературы, именами которых названы пьесы. «Сказки Андерсена» — едва ли не первый в композиторской практике полностью сказочный фортепианный детский цикл, в котором дети знакомятся с музыкальными портретами известных героев и полюбившимися сказочными образами. В «Пестрых листках» встречаются «Утро Аэлиты», «Хрустальные пещеры», «Про Илью Муромца», а в «Зеленой тетради» друг за другом следуют «Слон и Моська» и «Ворона и Лисица» или «Кораблик из пушкинской сказки» и «У лукоморья дуб зеленый». В этом обращении к классической литературе тоже проявляется своего рода охранительная тенденция литературных текстов во взаимодействии с музыкальными. С воплощением литературный персонажей и ситуаций связано формирование частной музыкальной семантики. Так формируется семантика Слона и Моськи, инопланетного существа (Аэлита), Пушкинского кораблика, испуга («Пастушка и трубочист»), Дюймовочки, ласточки и крота и т. д.

Проведенный текстологический анализ Тридцати инвенций, Шести прелюдий-бурлесок и пьесы «Снежная королева» свидетельствует, что это чистовые автографы, и данные произведения должны внедряться в концертную и педагогическую практику. Пьеса «Снежная королева» по своим стилевым чертам и образному строю (а не только по авторской пометке № 4) действительно является частью всего цикла «Сказки Андерсена», и в будущем они должен издаваться с включением этой пьесы.

В детской фортепианной музыке Толстого через неоромантические, неоклассицистские стилевые константы происходит приобщение детей к достижениям европейской музыкальной классики как к первооснове музыкального воспитания, базису эстетического освоения действительности.

В заключение нельзя не напомнить, что сохранение культуры, особенно ее художественных текстов, обычно являлось прерогативой либо исполнителей — музыкантов и актеров, либо искусствоведческих и филологических книжных изданий, либо специальных организаций и объединений. Среди последних наиболее популярны библиотеки, музеи, архивы, галереи классических экспозиций. В данном случае мы сталкиваемся с феноменом, когда сам творческий акт художника служит сохранению культурной информации, ее специфических образно-смысловых кодов.

Этот феномен мог возникнуть (выскажем такое предположение) только в конце XX столетия в силу социально-исторических, культурологических и экологических причин. Особая его значимость заключается в музыкальном творчестве для детей. Данное предположение требует еще дальнейших исследований и во многом определяет аналитическую перспективность исследуемой темы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано (на материале современного учебно-методического пособия). Автореф. дис.. канд. пед. н. Текст. / И. С. Аврамкова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 26 с.
  2. , С. А. «Детский альбом» П. И. Чайковского Текст. / С. А. Айзенштадт. М.: Классик-ХХ1,.2009. — 75 с.
  3. , Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества Текст. / Л. О. Акопян. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 474 с.
  4. , В. И. Когнитивные основания синергетики Текст. / В. И. Аршинов, В. П. Буданов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 69−96.
  5. , В. И. Синергетическое знание: между сетью и принципами Текст. / В. И. Аршинов, В. Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 107−120.
  6. , А. Д. Советская фортепианная музыка. 1917 1945 Текст. / А. Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1974. — 245 с.
  7. , Г. У. Онтология русской музыки: пути осмысления Текст. / Г. У. Аминова. Рукопись. 2012. — 5 с.
  8. , Г. X. Сказки и истории Текст. / Г. X. Андерсен. М.: Квадрат, 1992.-350 с.
  9. Ансерме, Э. Беседы о музыке Текст. / Э. Ансерме. Л.: Музыка, 1976. — 102 с.
  10. Ю.Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. — 344 с.
  11. П.Арановский, M. Г. Мышление, язык, семантика Текст. / М. Г. Ара-новский // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
  12. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке Текст. / М. Г. Арановский // Муз. современник. Вып. 6. М.: Музыка, 1987. — С. 5−44.
  13. , Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
  14. , Б. В. О музыке Чайковского Текст. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1972.-380 с.
  15. , Б. В. (Игорь Глебов) Русская музыка. От начала XIX столетия Текст. / Б. В. Асафьев. М.- Л.: ACADEMIA, 1930. — 318 с.
  16. , А. Б. Фортепианные «детские альбомы» XX века в воспитании школьников Текст. / А. Б. Афанасьева, А. Б. Нехорошкова // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3, № 3. 2012. С. 203 — 208.
  17. , Н. Ю. Пособие по анализу музыкальных произведений: Краткое изложение основных тем курса анализа для иностранных студентов вокального факультета Текст. / Н. Ю. Афонина. СПб.: Канон, 1997. 48 с.
  18. , Р. М. Герой как категория музыкальной поэтики в пьесах детского фортепианного репертуара. Автореф. дис.. канд. иск. Текст. / Р. М. Байкиева. Ростов-н/Д.: Рост. гос. консервтория им. C.B. Рахманинова, 2010 — 21 с.
  19. , Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство Текст. / Л. А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1974. — 335 с.
  20. , И. А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира Текст. / И. А. Барсова // Художественное творчество. -Л.: Музыка, 1988. С. 99−116.
  21. , М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных наук: Опыт философского анализа Текст. / М. М. Бахтин // Русская словесность: Антология. М.: Academia, 1997. — С. 227−244.
  22. , И. Р. Герои и персонажи фортепианных пьес Софии Гу-байдулиной для детей Текст. / И. Р. Башарова // Проблемы музыкальной науки /Music scholarship. 2008. № 2. С. 111−117.
  23. , Д. И. О семантической связи заголовка и смысловых структур музыкального текста (на примерах пьес детского фортепианного репертуара) Текст. / Д. И. Баязитова // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. 2008. № 1. С. 210−213.
  24. , Н. В. Рахманинов-Шостакович: этапы национального самосознания Текст. / Н. В. Бекетова // Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора (1906 1996) / Сост. Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 2007. — С. 126- 132.
  25. , И. В. Дмитрий Толстой Текст. / И. В. Белецкий. Л.: Сов. композитор, 1959.-45 с.
  26. , Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельности Текст. / Л. А. Беляева. Екатеринбург, 1995. — 73 с.
  27. , В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста Текст. / В. П. Белянин. М.: МГУ, 1998. — 120 с.
  28. , Н. А. Смысл истории Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990.- 175 с.
  29. , В. С. Школа диалога культур: Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы Текст. / В. С. Библер // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 6673.
  30. Бидермейер // Новый БЭС Текст. / Ред. коллегия. СПб.: РИПОЛ, Классик, 2010. — С. 203.
  31. , В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: в 2-х вып. Вып. 1. Текст. / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1989.-266 с.
  32. , Г. И. Типология понимания текстаТекст. / Г. И. Богин. Калинин: КГУ, 1986. — 86 с.
  33. , М. Ш. Введение в музыкознание. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / М. Ш. Бонфельд. -М.: Владос, 2001.-224 с.
  34. , М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление Текст. / М. Ш. Бонфельд. СПб.: Композитор, 2006. — 648 с.
  35. , А. А. Понимание как философско-психологическая проблема Текст. / А. А. Брудный // Вопросы философии. 1975. № 10. -С.110−117.
  36. , А. Д. Из воспоминаний о далеком прошлом Текст. / А. Д. Бушен //Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. второе, доп., в двух кн. Кн. 2. Л.: Музыка, 1988. — С. 59 — 68.
  37. , Ю. Н. Музыкальное содержание Текст. / Ю. Н. Бычков // Материалы конференции «Музыкальное содержание: наука и педагогика». Московская консерватория, 4- 5 дек. 2000. М.: Московская гос. консерватория, 2000. — С. 38−43.
  38. , Ю. Н. Проблема смысла в музыке Текст. / Ю. Н. Бычков // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. Вып. 151. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999.-С. 8−21.
  39. , П. С. Музыка в контексте диалога: риторический аспект Текст. / П. С. Волкова // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3−5 декабря 2002. Астрахань, 2002. — С. 54−61.
  40. , К. С. Структурная комбинаторика как принцип композиционного мышления в музыке XX века: Автореф. дис.. канд. иск. Текст. / К. С. Волнянский. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. -24 с.
  41. Вопросы музыкального содержания. Сб. трудов. Вып. 136. Текст. / РАМ им. Гнесиных. М., 1996. — 164 с.
  42. Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения. Сб. трудов. Вып. 144 Текст. / РАМ им. Гнесиных, УГИИ. Отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова. -М., 1998. 132 с.
  43. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Искусство, 1986. 572 с.
  44. , В. Формирование человека посредством музыки Текст. / В. Вюнш. Перевод с нем. Н. Т. Григорьевой. М.: Парсифаль, 2007. -160 с.
  45. , И. Б. Между христианством и Дионисом: философия символизма Вячеслава Иванова в русской культуре Серебряного века Текст. / И. Б. Гаврилов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Гуманитарные науки. 2011. С. 64 — 72.
  46. , Л. Е. Фортепианная музыка XX века. Очерки. Изд. 2-е Текст. / Л. Е. Гаккель. Л.: Музыка, 1990. — 286 с.
  47. , И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Текст. /М.: Наука, 1981.? 138 с.
  48. , С. А. Феномен детства в музыкальной культуре XIX в. Текст. / С. А. Ганина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Т. 29. № 1. 2012. С. 128—132.
  49. , А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия Текст. / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 230−252.
  50. , С. В. Шуман и окрестности: Романтические прогулки по «Альбому для юношества» Текст. / С. В. Грохотов. М.: Классика XXI, 2005.-240 с.
  51. , Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) Текст. / Е. Г. Гуренко. Новосибирск: Наука, 1982. -256 с.
  52. , С. А. Предмет «Музыкальное содержание» в аспекте герменевтики (начальная педагогика): Автореф. дис.. канд. пед. н. Текст. /.С. А. Давыдова СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 24 с.
  53. , В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева Текст. / В. Ю. Дельсон. М.: Музыка, 1973. — 234 е.
  54. , В. Ю. Фортепианное творчество Шостаковича Текст. / В. Ю. Дельсон. М.: Музыка, 1971. — 246 с.
  55. , А. И. Семиотика и семантика в музыкальной науке Текст. / А. И. Демченко, Г. Ю. Демченко // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции. Ч. I. Астрахань, 2006. — С. 12−19.
  56. , А. В. Музыкальный язык: Структура и функции Текст. / А. В. Денисов. СПб.: Наука, 2003. 204 с.
  57. , А. В. Семантика музыкального языка лингвистический аспект проблемы Текст. / А. В. Денисов // Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. — М.: РАМ им. Гнесиных. 2004. — С. 46−51.
  58. , Н. И. Философия искусства и любви Владимир Соловьев в эпоху Серебряного века Текст. / Н. И. Дмитриев // Соловьевские исследования. 2010. № 2. — С. 18 — 22.
  59. , JI. П. Анализ и понимание текстов Текст. / JI. П. Доблаев. -Саратов: СГУ, 1987. 152 с.
  60. , Э. ван Текстология в отечественном музыкознании: история, теория, практика. Учебное пособие Текст. / Э. ван Домбург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. -СПб.: Астерион, 2011. 96с.
  61. , Я. С. О риторических приемах в музыке И. С. Баха Текст. / Я. С. Друскин. СПб.: Северный олень, 1999. — 128 с.
  62. , Д. И. Понимание как расшифровка кода Текст. / Д. И. Дубровицкий // Философские основания науки: Материалы VIII Всесоюзной конференции «Логика и методология науки». Вильнюс, 1982. -С. 128−133.
  63. , Ю. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореферат дис.. канд. иск. Текст. / Ю. Захаров. -М., 1999.-27 с.
  64. , О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII I половины XVIII веков. Вып. I Текст. / О. И. Захарова. — М.: Музыка, 1983.-77 с. 72.3енкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма Текст. / К. В. Зенкин. М.: МГК, 1997.
  65. , Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 252с.
  66. , И. А. О России и русской душе- Гении России- Лекции Текст. /И. А. Ильин. М., 1997.
  67. , Д. Б. Воспитания ума и сердца: Книга для учителей Текст. / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  68. , Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: Учебное пособие Текст. / Л. П. Казанцева. Астрахань: Волга, 2009. -360 с.
  69. , Л. П. Основы теории музыкального содержания. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. Текст. / Л. П. Казанцева. Астрахань, 2009. -368 с.
  70. , М. Г. Теоретические проблемы содержания музыки Текст. / М. Г. Карпычев. Новосибирск, 1997. — 68 с.
  71. , А. С. Музыка. Философия. Синергетика. Сб. статей Текст. / А. С. Клюев. СПб.: Астерион, 2012. — 200- с.
  72. , Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. Текст. / М.: Наука, 1994. 236 с.
  73. , А. Л. Образ ребенка в творчестве символистов: истоки современного мифа Текст. / А. Л. Козлова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 13. С. 96 -102.
  74. , Г. Р. Текст. / Г. Р. Консон / Метод целостного анализа художественных текстов. М.: Нобель-Пресс, 2012. — 516 с.
  75. , Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях Текст. / Н. П. Корыхалова. СПб.: Композитор, 2007. — 268 с.
  76. , Ю. Слово, диалог. Роман Текст. /Ю. Кристева // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение романа. М., 2004. — 300 с.
  77. , А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII—XX вв. Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств Текст. / А. Ю. Кудряшов. СПб.- М.: Лань, 2006. — 432 с.
  78. , В.В. Детский программный фортепианный цикл в русской музыке Текст. / В. В. Лебедева // Музыкальная академия. 2008. № 1. -С. 181−190.
  79. , Н. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников подростков (результаты исследовательской работы) Текст. / Н. Ломакина// Музыка и время. 2006. № 10. С. 28−31.
  80. , А. Ф. Форма Стиль — Выражения Текст. / А. Ф. Лосев / Сост. А. А. Тахо-Годи- общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1995. — 944 с.
  81. , Ю. М. Замечания о структуре повествовательного текста Текст. / Ю. М. Лотман // Ученые записки Тартусского университета. Труды по знаковым системам. Вып. 308. Тарту, 1973. — С. 382−386.
  82. , Л. А. Анализ музыкальных произведений Текст. / Л. А. Ма-зель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. — 751 с.
  83. , С. М. Семантика музыкального знака. Автореф. дис.. канд. иск. Текст. / С. М. Мальцев. Вильнюс, 1981. — 24 с.
  84. , И. В. «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского. Метод, разработка для преподавателей детских музыкальных школ и училищ Текст. / И. В. Малинина. М.: Престо, 2003. — 63.
  85. , С. Т. Словарь по семиотике культуры Текст. / С. Т. Махлина. СПб: Искусство, 2009. — 752 с.
  86. , В. В. Интонационная форма музыки: Исследование Текст. / В. В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. — 268 с.
  87. , М. К. Стиль в музыке. Исследование Текст. / М. К. Михайлов Л.: Музыка, 1981. — 264 с.
  88. Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16−17 ноября 2006 года в двух частях. Ч. 1 Текст. / Ред. коллегия. Астрахань, 2006. — 440 с.
  89. Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. статей по материалам Второй международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» 13−14 ноября 2008 года Текст. / Ред. Л. В. Саввина. Астрахань, 2008. — 332 с.
  90. Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 3−5 декабря 2002 года Текст. / Отв. Ред.-сост. JI. П. Казанцева. Астрахань: Волга, 2002. -392 с.
  91. Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов научных чтений Текст. / Ред.-сост. JI. П. Казанцева. Краснодар: ХОРС, 2009.- 156 с.
  92. Музыкальный текст и исполнитель: Сб. статей Текст. / Отв. ред.-сост. JI. Н. Шаймухаметова. Уфа: УТАИ: Лаборатория музыкальной семантики, 2004. — 132 с.
  93. , Е. В. Музыкознание как искусство интерпретации. (Интервью А. Амраховой) Текст. / Е. В. Назайкинский // «Musiqi dunyasi». 2003. № 1. С. 27−136.
  94. , Е. В. Настройка и настроение в музыке Текст. / Е. В. Назайкинский // Воспитание музыкального слуха. Вып. 2-М.: Музыка, 1985.-С. 6−40.
  95. , Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  96. , Е. В. Стиль и жанр в музыке. Учебное пособие Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Владос, 2003. — 248 с.
  97. , В. В. Самоорганизация как творческий процесс Текст. / В. В. Налимов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 144−149.
  98. , И. А. Микрокосм детства в творчестве П. И. Чайковского: «Детский альбом» Текст. / И. А. Немировская // Музыка и время. 20Ю.№ 10. С. 21−25.
  99. , А. А. Фортепианные произведения П. И. Чайковского. Текст. / А. А. Николаев. М.: Музгиз, 1957. — 72 с.
  100. , Г. Вместе с Борисом Чайковским. Текст. / Г. П. Ов-сянкина // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 3−8.
  101. , Г. П. Музыкальная психология. Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов Текст. / Г. П. Овсянкина. СПб.: Союз художников, 2007. — 240 с.
  102. , Г. П. Размышления о фортепианном романтизме в контексте исполнительского стиля Владимира Софроницкого Текст. / Г. П. Овсянкина // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы. Астрахань, 2008. — С. 55−59.
  103. , Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д. Д. Шостаковича. Монография. В двух книгах Текст. / Г. П. Овсянкина. СПб: Композитор, 2003. -Кн. 1−320 с. кн. 2- 130 с.
  104. , Г. А. Древо музыки Текст. / Г. А. Орлов. СПб.: Композитор, 2005, Изд. 2-е. — 440 с.
  105. Пак Ги Хван П. И. Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации). Автореф. дис. .канд. иск. Текст. / Пак Ги Хван. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 20 с.
  106. , К. А. Великий сказочник Текст. / К. А. Паустовский // Ганс Христиан Андерсен. Сказки и истории. М.: Квадрат, 1992. — С. 3−16.
  107. , Е. Н. Стиль Алексея Муравлёва Текст. / Е. Н. Пирязе-ва. М.: Композитор, 2011. — 214 с.
  108. , А. С. Фортепианное творчество Алексея Муравлёва (истоки, стиль, традиции). 2-е испр. и доп. Изд. Текст. / А. С. Розанов. М.: Дека-ВС, 2012, — 110 с.
  109. , Л. В. Динамика художественного мира в жанре детского альбома Текст. / Л. В. Романова // Музыка в системе культуры. Сб. статей. В 2-х вып. Вып.1. / Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Екатеринбург, 2005. — С. 220 — 244.
  110. , В. П. информационные аспекты самоорганизации в искусстве Текст. / В. П. Рыжов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 156- 182.
  111. , Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу Текст. / Е. А. Ручьевская. СПб.: Композитор, 2004. — 300 с.
  112. , Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения Текст. / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. — С. 69−96.
  113. , Н. Христианская наука в жизни С. Прокофьева Текст. / Н. Савкина // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. М.: Московская гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. — С. 244 -253.
  114. , Т. В. Творчество С. Прокофьева: анализ метафизической составляющей: Автореф. дис.. канд. иск Текст. / Т. В. Сафонова. Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2009. — 24 с.
  115. Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных Текст. / Ред. коллегия. М., 2004. — 282 с.
  116. Семиотика культуры и искусства: Материалы V Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т.1. Текст. / Ред. коллегия. Краснодар: КГУКИ, 2007. — 178 с.
  117. , М. В. Сопоставляя интерпретации. Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки Текст. / М. В. Смирнова. СПб.: Сударыня, 2003. — 226 с.
  118. Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных, УГИИ. Вып. 150. Текст. / Отв. ред. JI. Н. Шаймухаме-това. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. — 135 с.
  119. , А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке Текст. / А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3-х т. Т. 2. -Л.: Сов. композитор, 1981.. С. 231−295.
  120. , И. С. О семантической многомерности музыкального произведения Текст. / И. С. Стогний // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 151. / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. М., 1999.. — С. 40−52.
  121. , С. С. Фортепианный цикл для детей второй половины XX века (на примере художественной композиции «Музыкальных игрушек» С. А. Губайдулиной) Текст. / С. С. Титова // Молодой ученый. 2012. № 7. С. 353 — 355.
  122. , Ю. О. Музыкально-синтетические тенденции эстетики символизма Серебряного века в искусстве постромантической эпохи // Проблемы музыкальной науки Текст. / Music scholarship. 2011. № l.-C. 186 -189.
  123. , Д.А. Для чего все это было. Воспоминания Текст. / Д. А. Толстой. СПб. СПб.: Библиополис, Композитор, 1997. — 622 с.
  124. , В.Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства. Автореф. дис.. док. иск. Текст. / В. Ф. Третьяченко. Новосибирск, 2010. — 48 с.
  125. , В.Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства . Текст. / В.Ф. Третья- чен-ко. Новосибирск, 2011.-336с.
  126. , Ю. Н. и др. Музыкальная форма: Учебник для муз. училищ Текст. / Ю. Н. Тюлин и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1974.-359 с.
  127. , А. Музыкально-научные воззрения В. Г. Каратыгина и его значение в истории русского музыковедения Текст. / А. Финагин // В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи. Материалы. Л., 1927.- 127 с.
  128. , Т. А. Цикл Дьердя Куртага «Игры» в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия: Аавтореф дис.. канд. иск. Текст. / Т. А Хайновская. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 24 с.
  129. , С. М. Шостакович-пианист Текст. / С. М. Хентова. J1: Сов. Композитор, 1964. — 60 с.
  130. , Ю. Н. К проблеме музыкального анализа Текст. / Ю. Н. Холопов // Проблемы музыкальной науки Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1985. — С. 130−151.
  131. , В. Н. Икон. Индекс. Символ Текст. / В. Н. Холопова // Муз. академия. 1997. № 4. С. 159−162.
  132. , В. Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие Текст. / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. — 320 с.
  133. , В. Н. Область бессознательного в восприятии музы -кального содержания Текст. / В. Н. Холопова. М.: Преет, 2002. — 24 с.
  134. , В. Н. Три стороны музыкального содержания Текст. / В. Н. Холопова // Музыкальное содержание: наука и педагогика. -Москва-Уфа, 2002. С. 55−76.
  135. , В. Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. Текст. / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2001. -496 с.
  136. Хронотоп Текст. / Ред коллегия // Новейший БЭС. М.: РИПОЛ Классик, 2010.-С. 1975.
  137. , В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды Текст. / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1970. — 89 с.
  138. , Е. И. О «невербальной семантике» в музыке Моцарта Текст. / Е. И. Чигарева // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. М., 2004. — С. 223−226.
  139. , Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы Текст. / Л. Н. Шайму-хаметова. -М.: Гос. Инт искусствознания, 1999. 300 с.
  140. , Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. Учебное пособие Текст. / Л. Н. Шаймухаметова. РАМ. им. Гнесиных М.: изд.-во РАМ им. Гнесиных, 1998. — 264 с.
  141. , В. А. Возрождение клавесина (Европа и Америка). Монография Текст. / В. А. Шекалов. СПб.: Наука, Сига, 2008. — 254 с.
  142. , Д. Д. Открытое письмо накануне дня музыки Текст. /Д. Д. Шостакович // Сов. музыка. 1975, № 8. С. 4−9.
  143. Яворский, Б. J1. Статьи, воспоминания, переписка Текст. / Б. J1. Яворский // Яворский Б. Сб. в 2-х т. / Ред.-сост. И. С. Рабинович. Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. Изд. 2-е, испр. и доп. Т. I. М.: Сов. Композитор, 1972. — 670 с.
  144. , JI. Н. Семантический анализ музыкального текста Текст. Л. Н. Шаймухаметова // http://www.rostcons.ru/festivalsr/muscont2006mclass.
Заполнить форму текущей работой