Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование конфликтной компетентности сотрудников таможни для профилактики межличностных конфликтов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Межличностный конфликт, наряду с компромиссом, сотрудничеством, из-^ беганием активных действий и односторонней уступкой, является одним из способов разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе межличностного взаимодействия. Сущностными признаками межличностного конфликта являются противодействие оппонентов и переживание ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Противодействие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Проблема конфликта в отечественной социальной психологии
    • 1. 2. Основные концепции конфликта в зарубежной социальной психологии
    • 1. 3. Междисциплинарный подход к исследованию межличностных конфликтов
  • Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖНИ
    • 2. 1. Особенности создания банка конфликтных ситуаций во взаимоотношениях сотрудников таможни
    • 2. 2. Социально-психологические причины конфликтов между сотрудниками таможенных органов
    • 2. 3. Конструктивные подходы к разрешению и завершению конфликтов во взаимоотношениях сотрудников таможни
  • Глава 3. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖНИ
    • 3. 1. Принципы комплектования тренинговых групп
    • 3. 2. Технология разработки и проведения социально-психологического тренинга и оценка его эффективности

Формирование конфликтной компетентности сотрудников таможни для профилактики межличностных конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях формирования экономики России в сфере труда в последние годы актуализировались следующие проблемы: разрыв внутренних и внешних производственно-хозяйственных связей в регионах и отрасляхсоциально-экономические и психологические противоречия между субъектами управления и производстваобострение проблемы занятости, проявляющейся, в частности, в углублении и расширении скрытой и открытой безработицыснижение профессионализма из-за низкой эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадровигнорирование необходимости использования в кадровой политике различных «организационных структур, включая таI моженные органы, достижений социальной психологии.

Проблема конфликта имеет четко выраженный междисциплинарный характер, ее исследованием занимаются политологи, правоведы, педагоги, социологи, философы, представители других наук. Однако ведущую роль в создании методологии конфликтологии и прикладных подходов в выявлении причин конфликтов и разработке способов их регулирования и профилактики играют социальные психологи.

При постанове и решении задач диссертационного исследования мы опирались на концептуальные подходы, теоретические положения или отдельные результаты российских и зарубежных исследователей, при анализе совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений использовались методологические положения системного подхода в психологии, разрабатывавшихся в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, В. М. Бехтерева, В. А. Барабанщикова, В. В. Новикова, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова и др.- при анализе принципа деятельности в общей теории психологии В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова и др., а применительно к анализу социально-психологических явлений — Г. М. Андреевой, А. В. Петровского, Э. С. Чугуновой, Е. В. Шороховой и др.- при рассмотрении теоретических представлений о психологической структуре совместной деятельности и формах ее организации — работы А. Л. Журавлева, Б. Ф. Ломова, Р. С. Немова, В. В. Новикова, Н. Н. Обозова, Л. А. Петровской,.

Ю.П. Платонова, В. В. Спасенникова и др.- при учете динамики социально-психологического анализа конфликтов в тесной связи со спецификой профессиональной деятельности учитывались А. Я. Анцупов, А. В. Брушлинский, И. П. Волков, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, В. В. Марченко, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов, В. Е. Семенов, В. В. Спасенников, А. И. Шипилов, Л. Коузер (L. Coser), Ч. Осгуд (Ch. Osgood), Я. Морено (J. Moreno), К. Финк (К. Fink) и др.

Несмотря на большое число исследований проблем конфликтов и огромную библиографию задача повышения конфликтной компетентности сотрудников различных структур остается нерешенной. Это выводит тему данного исследования в ракурс актуальных.

Цель исследования: определение совокупности причин деструктивных конфликтов между сотрудниками таможенных органов, разработку путей их профилактики и разрешения на основе формирования конфликтной компетентности средствами специально разработанного социально-психологического тренинга.

Объект исследования: сотрудники таможенных органов в реальной служебной деятельности и в процессе взаимодействия при проведении тренинговых занятий.

Предмет исследования: совокупность причин деструктивных конфликтов между сотрудниками таможенных органов.

Гипотеза исследования:

Деструктивные межличностные конфликты между сотрудниками таможенных органов в подавляющем большинстве случаев обусловлены низким уровнем конфликтной компетентности, неадекватным использованием стратегий поведения в конфликте и отсутствием культуры эмоциональной саморегуляции.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой решались следующие основные задачи исследования:

1. Проведение теоретического анализа современного состояния проблемы конфликта в отечественной и зарубежной психологической науке, рассмотрение существующих подходов к ее решению, обобщение результатов экспериментальных и эмпирических исследований.

2. Изучение особенностей межличностных конфликтов между сотрудниками таможни по вертикали и горизонтали и причин их возникновения.

3. Разработка методики проведения социально-психологического тренинга конфликтной компетентности.

4. Экспериментальная проверка эффективности программы деятельностно-ориентированного социально-психологического тренинга конфликтной компетентности.

Методологическая основа исследования: Исследование опиралось на общетеоретические положения отечественных психологов о личности и социальной группе (К.А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. В. Брушлинский, И. П. Волков, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов, A.JI. Свенцицкий, В.В. Спасенников) — концепции формирования личности как профессионала (В.А. Бодров, Б. Ф. Ломов, В. М. Львов, В. А. Пономаренко, Г. В. Суходольский, А. В. Филиппов, В.Д. Шадриков), а также методологию, теорию и практику организационного развития, ориентирующую на совершенствование управления в организациях на основе социально-психологических методов (Ю.Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. Л. Журавлев, Л. А. Петровская, В.В. Новиков).

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс теоретических методов исследования (анализ литературных источников) — эмпирических (наблюдение, интервью, анализ документов) — психодиагностических и социально-психологических (эмоционально-символические аналогии на базе теста М. Люшера (М. Lusher), тест С. Розенцвейга (S. Rozenzweig), социометрический тест, репертуарный тест Дж. Келли (G. Kelly), методика измерения коммуникативных дистанций, методика оценки стилевых особенностей поведения в конфликте К. Томаса (К. Thomas).

Положения, выносимые на защиту:

1. Межличностный конфликт можно определить как специфическое общение двух и более лиц, проявляющееся в эмоционально насыщенных вербальных или физических противодействиях. Это приводит к устойчивому доминированию негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения.

2. Межличностные конфликты между сотрудниками таможни возникают под воздействием совокупности объективных и субъективных причин. К числу объективных (внешних) причин относятся: разобщенность коллектива и низкий уровень его организованности, отсутствие разнообразных видов совместной деятельности, что не позволяет осуществлять эффективное взаимодействие.

Субъективными причинами межличностных конфликтов в таможенных органах выступают: низкий уровень конфликтной компетентности сотрудников, проявляющийся в грубости, раздражении или в авторитарном стиле общения, а также склонность молодых сотрудников к соперничеству, агрессивности, неадекватной самооценке.

3. Межличностные конфликты между сотрудниками таможни чаще всего наблюдаются в диадах «подчиненный — непосредственный начальник», в которых преобладают конфликты «деятельностного» типа, а также между молодыми сотрудниками, не находящимися в субординационных отношениях — конфликты «личностного типа».

4. Деятельностно-ориентированный социально-психологический тренинг обеспечивает позитивные изменения характеристик общения сотрудников, проявляющихся в увеличении точности межличностного восприятия, адекватном выборе средств межличностной коммуникации, повышении взаимопонимания в ситуации общения, разрешения конфликтов, что является эффективным средством повышения конфликтной компетентности.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается согласованностью «основных» теоретических принципов и положений с данными экспериментальных исследований, применением взаимодополняющих экспериментальных методов, отвечающих целям и задачам исследования, применением статистических методов обработки экспериментальных данных (анализ средних значений, корреляционный анализ, а также установление достоверности различий по критериям Стьюдента и Мэнна-Уитни).

Научная новизна:

1. Систематизированы представления отечественных и зарубежных социальных психологов о феномене конфликта, подходы к его изучению, основные дефиниции, методы диагностики и разрешения конфликта.

2. Разработан и теоретически обоснован концептуальный подход к изучению феномена межличностных конфликтов, который базируется на методологических принципах изучения малых групп: принцип деятельности, развития, системности.

3. Установлено, что феномен конфликтов является результатом взаимодействия ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся характер выполняемой группой деятельности, условия, в которых она осуществляется, а также степень взаимосвязанности членов группы. Внутренние, индивидуально-психологические факторы определяются как соотношение особенностей уровня притязаний, стиля поведения в конфликте и межличностных ориентации личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа и система оценки эффективности тренинга могут быть использованы в процессе отбора, подготовки и комплектования обучаемых групп сотрудников различных силовых структур с жестко регламентированными субординационными отношениями.

Разработана методика формирования тренинговых групп, основанная на модификации непараметрической социометрии и репертуарном тесте личностных конструктов, позволяющая прогнозировать слаженность и сработанность групп по тренинговым эффективностным показателям игрового взаимодействия.

Программа тренинга конфликтной компетентности внедрена в практику работы психологической службы таможенных органов РФ и в учебный процесс подготовки психологов Калужского филиала МГЭИ (по дисциплине «Конфликтология»).

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и организационной психологии Калужского госуниверситета, кафедры общей и экономической психологии Калужского филиала МГЭИ, кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидовадокладывались на Всероссийских чтениях памяти.

В.Ф. Агеева (г. Калуга, 2000), на конференции «Методология исследований и перспективы трансформации собственности» (г. Москва, 2000), на Конгрессе МАПН «Социальная психология в XXI веке» (Ярославль, 2002).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблема конфликта имеет четко выраженный междисциплинарный характер. Ее исследованием занимаются искусствоведы, педагоги, политологи, правоведы, психологи, социобиологи, социологи, философы. Динамика интенсивности исследований конфликта всеми науками и каждой из них имеет цикличный характер.

2. Межличностный конфликт, наряду с компромиссом, сотрудничеством, из-^ беганием активных действий и односторонней уступкой, является одним из способов разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе межличностного взаимодействия. Сущностными признаками межличностного конфликта являются противодействие оппонентов и переживание ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Противодействие проявляется в общении, поведении или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба.

3. Существенными факторами, влияющими на развитие межличностных конфликтов, являются особенности жизнедеятельности коллектива, интенсивность и характер (субординационный или координационный) их взаимодействия, степень адаптированное&tradeк выполнению должностных обязанностей и коллективу.

4. Межличностный конфликт во взаимоотношениях сотрудников таможни | оказывает противоречивое влияние на жизнедеятельность оппонентов и коллекти-j ва, в котором происходит конфликт. Процесс конфликтного взаимодействия, как [ правило, негативно влияет на все процессы жизнедеятельности. Наиболее значи-f тельное негативное влияние конфликт оказывает на психические состояния оппо-[ нентов и их взаимоотношения. После разрешения конфликта качество индивидуальной деятельности оппонентов и совместной деятельности членов коллектива обычно повышается по сравнению с доконфликтными значениями.

5. Наиболее часто межличностные конфликты происходят в диадах «подчиненный — непосредственный начальник». Между подчиненными и начальниками.

I преобладают конфликты «деятельностного» типа, а между сотрудниками, не находящимися в отношениях подчиненности — конфликты «личностного» типа. Частота возникновения негативных психических состояний во время развития конфликтов у начальников и подчиненных примерно одинакова.

6. Основными организационно-управленческими условиями профилактики межличностных конфликтов являются структурно-организационное, функционально-организационное, личностно-функциональное и ситуативно-управленческое соответствие возможностей коллектива и каждого сотрудника нормативно и ситуативно решаемым задачам. Типичными субъективными условиями предупреждения межличностных конфликтов являются ориентация на решение возникшей проблемы, а не на противодействие оппоненту, поддержание в процессе взаимодействия баланса взаимозависимости в решениях и действиях, баланса статусов, баланса взаимной помощи, объективная оценка результатов деятельности сотрудников таможни.

7. Оптимальная стратегия воздействия на развивающийся межличностный конфликт заключается в таком разрешении лежащего в основе конфликта противоречия, которое способствовало улучшению совместной деятельности сотрудников, положительно влияло на их взаимоотношения, устраивало бы обоих оппонентов. Межличностные конфликты могут разрешаться самими оппонентами с помощью руководителей и штатных психологов.

8. Типичными способами саморазрушения конфликтов являются, минимизация взаимодействия оппонентовоткрытый разговор сотрудников с целью разрешения конфликтаодносторонняя уступка одного из оппонентов как предложение разрешить конфликтобращение за помощью к руководству и общественностивзаимные частичные услуги оппонентовоборонительно-конструктивная стратегия поведения в конфликте.

9. Социально-психологический тренинг является эффективным средством повышения конфликтной компетентности сотрудников таможенных органов, важным условием оптимизации их совместной деятельности и профилактики межличностных конфликтов в коллективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. —335 с.
  2. B.C. Психология межгруппового взаимодействия: социально-психологические проблемы. — М.: МГУ, 1990. — 383 с.
  3. Ю.Е., Петровская Л. А. Психологическая компетентность пропагандиста. — М.: Знание, 1989. — 32 с.
  4. Г. М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994. — 296 с.
  5. Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М.: МГУ, 1987. — С. 3−18.
  6. А.Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель — М.: ГА ВС, 1992. 182 с.
  7. С.А., Оганян К. М., Львов В. М., Наумов В. В. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. — 432 с.
  8. С.А., Галентов А. П., Спасенников В. В. Формирование малых групп на основе техники репертуарных решеток // Личность и группа в социально-психологических исследованиях. Психол. межвуз. вестник. Вып. 1. / Отв. ред.
  9. B.Н.Дружинин, В. В. Спасенников. — М.: Институт психологии РАН, 1994. —1. C. 62−77.
  10. В.А. Проблема психологического отражения в трудах Б.Ф.Ломова //Психол. журнал. — 1994. — Т. 15.— № 5.— С. 5−12.
  11. А.А. Системология оценивания функционирования систем человек- машина // Эргономика. — 1987. — Вып. 1. — С. 3−10.
  12. И.Г. О некоторых неясных вопросах психологической интерпретации факторов в факторном анализе // Психол. журнал. — 1987. — Т. 8. — № 3, — С. 137−144.
  13. Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. — М.: Наука, 1973. — С. 20−37.
  14. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. —318 с.
  15. В. А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. журнал. — 1985. — Т. 6. — № 2. — С. 85−97.
  16. В.А., Третьяков Н. В. Оценка психологической совместимости летных экипажей // Психол. журнал. — 1990. — Т. 11. — № 3. — С. 50−59.
  17. А.Е., Ю-Ши Хо. Прикладная теория оптимального управления. — М: Мир, 1982, — 314 с.
  18. А.В. Деятельность субъекта и психологическая деятельность // Деятельность: теория, методология, проблемы. — М.: Наука, 1990. — С. 129−143.
  19. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психол. журнал. — 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 17−27.
  20. Т.Д. Математическое моделирование аппарата управления // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективом. — М.: Изд-во АПН СССР, 1974. — С. 59−62.
  21. Ю.П. Факторы интенсификации процесса обучения специалистов сенсомоторного типа деятельности // Эргономика. — 1986. — Вып. 1. — С. 33−38.
  22. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  23. Н.П. Моделирование сложных систем. — М.: Наука, 1968. —356 с.
  24. Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности // Вопросы психологии. — 1977. — № 4. — С. 64−73.
  25. В.И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека). — М.: Ин-т нов. экономики, 1996. — 208 с.
  26. В.Ф., Танаев В. П., Санников А. И. Информационное взаимодействие операторов при групповом решении задач // Теория и эксперимент в анализе труда операторов. — М.: Наука, 1983. — С. 77−95.
  27. И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: Авто-реф. дисс. .д-ра психол. наук. — Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1978.
  28. И.П. Групповая эффективность в зависимости от психологических состояний членов группы // Психические состояния. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 10. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1981. — С. 78−82.
  29. В.М., Шлаен П. Я. Основные принципы и последовательность учета эргономических требований при разработке систем управления // Эргономика. Принципы и рекомендации. — М.: ВНИИТЭ, 1974. — С. 148−163.
  30. Гаазе — Раппопорт М. Г., Поспелов Д. А. От амебы до робота: модели поведения. — М.: Наука, 1987. — 246 с.
  31. А.Д., Ложкин Г. В., Спасенников В. В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операционных аспектов взаимодействия // Психол. журнал. — 1986. — № 1. — С. 22−29.
  32. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наукова думка, 1988. — С. 12, 15−23.
  33. А.С., Горбатенко Т. М. Методика определения структуры малой группы с помощью формализованного анализа межличностных выборов // Вопросы психологии. — 1984. —№ 4. — С. 12−117.
  34. Н.А. Использование комплекса методов в исследовании малых групп применительно к задачам группового отбора // Космическая биология и авиационная медицина. — 1974. —№ 1. —С. 56−61.
  35. Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. — М., 1990. — 171 с.
  36. Л.А., Головей Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психол. журнал. — 1987. — Т. 8. — № 1. — С. 99−109.
  37. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Медицина, 1970. — 272 с.
  38. А.А., Ложкин Г. В., Спасенников В. В. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторного личностного опросника // Психол. журнал. — 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 106−110.
  39. Думченко О. Н, Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. — 1995. — № 6. — С. 110−119.
  40. Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Вопросы психологии. — 1987. — № 4. — С.145−150.
  41. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. —Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. — 220 с.
  42. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). — М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 208 с.
  43. В.Н. Экспериментальная психология. — М.: ИНФРА М, 1977. — 256 с.
  44. В.Н. Структура и логика психологического исследования. —
  45. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 118 с.
  46. В.Н. Психология общих способностей. — М.: Латерна Вита, 1995.—149 с.
  47. Дюк В. В. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Изд-во «Братство», 1944. —364 с.
  48. В.И. Социально-психологический отбор в системе профессиональной подготовки пилотов // Психол. журнал. — 1988. — Т. 9. — № 1. —j С. 71−75.
  49. Ю.Н., Активные групповые методы социально психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. — 1985. — № 6. — С. 88−95.
  50. Ю.Н., Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 168 с.
  51. С.И. К вопросу об изучении социально-психологических конфликтов на производстве. Ч. 1, 2. —Ярославль: ЯрГУ, 1984.
  52. A.Jl. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. — М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С. 35−44.
  53. Захаров В. П Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. — М.: Институт психологии АН СССР, 1990. —С. 163−170.
  54. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя. — М.: Новая школа, 2001. — 328 с.
  55. ДЖ.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Прогресс, 1993. — 276 с.
  56. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. — 208 с.
  57. А.В. Психологические основы принятия решения в профориента-ционной работе. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — 98 с.
  58. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессио-веда//Психол. журнал. —1994. —Т. 14. —№ 4. —С. 130−136.
  59. В. И. Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журнал. — 1982. — Т. 3.6. — С. 35−44.
  60. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980. —256 с.
  61. Р. Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1991. — 243 с.
  62. А.А. Взаимосвязь показателей самооценки и взаимооценки статуса и установочная модель межличностного оценивания // Психол. журнал. — 1981.1. Т. 2. —№ 5. —С. 55−67.
  63. В. Ю. Морозов Ю.И. Кибернетические модели и психология. — М.: Наука, 1984. —174 с.
  64. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. — 392 с.
  65. В.М. Конфликтная компетентность военного руководителя // Сб. Социальная психология XXI века. —Ярославль, МАПН, 2001. — Т. 1. — С. 357.
  66. .Ф. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. —444 с.
  67. П.В. Идейно-теоретические и методологические основы организационно-управленческих игр // Управленческие нововведения и игропрак-тика. — М.: Институт социологии АН СССР, 1990. — С. 75−102.
  68. Н.И., Небылицын В. Д., Теплов Б. М. Психологические вопросы отбора // Инженерная психология. — М.: Наука, 1964. — С. 387−396.
  69. Ю.Л., Макаренко Н. В., Панченко В. М., Майоренко П. П., Герасимов А. В. Значение нейродинамических и личностных особенностей человека-оператора в условиях групповой деятельности // Психол. журнал. — 1990. — Т. 11. — № 4. —С. 22−27.
  70. М.Г. Диалог с системой искусственного интеллекта. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. — 214 с.
  71. В.В., Новиков В. В. Конфликты в предпринимательстве. — Ярославль, Яр ГУ, 1997. — 234 с.
  72. В.В. О востребованности и путях развития современной социальной психологии // Социальный психолог. — 2001. — Вып. 1. — С. 3−18.
  73. В.В. Социальная психология: феномен и наука. — Ярославль: МАПН, 1997.—464 с.
  74. Н.Н., Обозова Н. А. Три подхода к исследованию психологической совместимости //Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 98−101.
  75. Ю. Н. Савин Г. И. Общая схема имитационных систем, возможности их применения и пути реализации // Современное состояние теории исследования операций / Под ред. Н. Н. Моисеева. — М.: Наука, 1979.
  76. С.С. Эксперимент в социальной психологии: актуальные проблемы статистического анализа данных // Психол. журнал. —1985. — 6. — С. 90−100.
  77. А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений //Психол. журнал. — 1981. —Т. 2. — № 2. — С. 33−42.
  78. Я. А. Гаджиев Ч.М. Закономерности общения в творческом коллективе // Вопросы психологии. — 1986. — № 6. — С. 86.
  79. Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психол. журнал. — 1994. —Т. 15. —№ 6. —С. 38−50.
  80. К.К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977. —С. 148−156.
  81. Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. — М.: Наука, 1990. — 182 с.
  82. JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. —М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. — 168 с.
  83. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования — М.: Академия, 1999 — 224 с.
  84. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. — М.: Филин, 1996. — 369 с.
  85. Психологические тесты для деловых людей / Сост. Н. А. Литвинова. — М.: Интел-Синтез, 1994. — 318 с.
  86. Поведение в организации / Под ред. Л. В. Карташова. — М.: ИНФРА-М, 1999. —220 с.
  87. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  88. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. — 1988. —№ 1. С. 83−88.
  89. З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. — 178 с.
  90. М. — А., Тильман Ф. Применение практической психологии в школе / Хрестоматия по социальной психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216−217.
  91. В.В. Активное социально-психологическое обучение в формировании конфликтной компетентности сотрудников таможенных органов // Психология и Экономика. — М.: РАП, 2002. — С. 43−51.
  92. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС. 1996. — 529 с.
  93. Е. С. Суворова Г. А. Психологические основы профессиогра-фии. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 182 с.
  94. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. —Минск: Вышейша школа, 1984. — 176 с.
  95. С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохо-ва. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  96. В.И. Исследование функций лидерства в групповой деятельности // Межвуз. сб.: Личность и деятельность (Экспериментальная и прикладная психология). — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. — Вып. 11. — С. 123−133.
  97. В.О., Иванов В. Н. Социальная напряженность: Опыт измерения // Социологические исследования. — 1992. — № 7. — С. 28−39.
  98. Ю.В. Взаимосвязь успешности групповой деятельности и личностных особенностей членов группы: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. — М.: Институт психологии АН СССР, 1981.
  99. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / Под ред. В. А. Бодрова, В. Ф. Венды. — М.: Наука, 1992. — 232с.
  100. С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М.: Академия, 1999. — 520 с.
  101. Л.Н., Лобанова Т. Н. Психодиагностические критерии руководящих кадров // Психол. журнал. — 1989. — Т. 10. — № 1. — С. 42−48.
  102. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. — М.: Институт психологии АН СССР, 1988. —320 с.
  103. В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. — М.: Институт психологии РАН, 1992. —202 с.
  104. В.В., Смирнов Ю. И., Торбин С. И., Федотов С. Н. Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых: Авт. свид-во № 1 899 455, МКИ 009 В 7/07, Бюллетень изобретений, № 14, 1993. — 16 с.
  105. В. В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических методик // Психол. журнал. — 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 123 128.
  106. Э.Е. Как управлять персоналом. — М.: Бизнесшкола, 1995. —240 с.
  107. Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность (Экспериментальная и прикладная психология). — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. — Вып. 11. — С. 11−20.
  108. В.А. Аппаратурные методы исследования совместимости и срабатываемости: (критерии оценки и эффективность использования): Автореф. дисс. .канд. психол. наук. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. — 178 с.
  109. С.А. Исследование эмоционального взаимодействия в малых группах: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1983.
  110. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
  111. В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. —.С. 303 305.
  112. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. — М.: Прогресс, 1987. — 236 с.
  113. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ. — Сер. 14. — № 3. — 1990. — С. 23−30.
  114. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Ве-личковского. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика. 1986. — 408 с.
  115. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. /Под ред. Б.М. Ве-личковского. В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
  116. Хейзинга n. Yomo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл.*/ Общ. ред. Г. М. Тавризян. — М.: Прогресс, 1992. — 464 с.
  117. М. Вульф Д. А. Непараметрические методы статистики. — М.: Наука, 1983. —518 с. jl 117. Цзен H.B., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения.— М.:
  118. Физкультура и спорт. 1988. — 272 с.
  119. А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании коллектива // Психол. журнал. — 1980. — Т. 1. — № 4. — С. 84−94.
  120. А.С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Комплексная методика комплектования молодежных групп // Социально-психологические методы практической работы в коллективах, диагностика и воздействие. — М.: Институт психологии АН СССР, 1990. — С. 38−46.
  121. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982. — 184 с.
  122. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990. — 342 с.
  123. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. — М.: Прогресс, 1993. — 420 с.
  124. А.Ф. Пропедевтическая психология. — Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1996. — 182 с.
  125. П.Я. Проблемы эргономического (инженерно-психологического) обеспечения разработки и эксплуатации систем человек-машина / Проблемы инженерной психологии. —Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1976. — С. 249−271.
  126. Ю.И., Ромасловский Т. Н. Свойства предприятий в пространстве психологических факторов / Межвуз. психол. сб. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. — С. 99−111.
  127. Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию. — М.: «Смысл», 1996. — С. 185−199.
  128. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск: Амалфея, 1998. —288 с.
  129. Г. Г. Введение в этническую психологию. — СПб: Алетейя, 1996.155 с.
  130. Г. А. Руководить сообразно ситуациям — М.: Интерэкспорт, 1994.—160 с.
  131. П.Н. Психика и мораль в конфликте // Общественные науки и современности, 1992. — № 3. — С. 41−52.
  132. П.Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН, 1999. —426 с.
  133. .Д. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 63 с.
  134. Энциклопедический справочник (2000 профессий, специальностей, должностей). — Минск: Вышейша школа, 1986. — 586 с.
  135. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М. Наука, 1978. —392 с.
  136. Юридическая конфликтология. — М.: Высшая школа, 1995. — 316 с.
  137. Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. — 1982. — № 6. — С. 57−65.
  138. . Карьера менеджера. — М.: Прогресс. 1991. — 384 с.
  139. В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). — М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  140. Allport G.W. The historical background of social psychology. In G. Lindzey, E. Aronson (Eds.)., Handbook of social psychology. — New York: Random House, 1985. -716 p.
  141. Abric J.-C., Vacherot G. Methodologie et etude experimental des representation sociales. Bull, de Psychol., 1975−1976, v. 29, JM° 1415, p. 735−746.
  142. Apfelbaum E. On conflicts, and bargaining. In: Advances in experimental social psychology. Ed. by L. Berkowitz, t. 7. N. Y., 1974.
  143. Aubert V. Competition and dissensus- two types of conflict and of conflict resolution.-J. Conflict ResoL, 1963, JAo 7, p. 26−42.
  144. Amthauer R. Intelligent und Beruf // Zeitchrift fur experimentally und ange-wandte Psychology, 1953. v. 1., S.3−27.
  145. Anderson J.C., Gerbing D.W. Predicting the Performance of Measures in a Confirmatory Factor Analysis with a Pretest Assessment of Their Substantive Validities // Journal of Applied Psychology, 1991, v. 76, N5, p. 732−741
  146. У 145. Aries D. Interaction patterns and themes of male, female and mixed groups //
  147. Small Group Behavior 1990, v.7, p. 7−18.
  148. Arvey R.D., Bounchard T.J., Segal N.L., Abraham L.M. Job satisfaction: Environment and genetic components // Journal of Applied Psychology, 1989, v. 74, p. 187 192.
  149. Ash R.A., Levine E.L. A framework for evaluating job analysis method // Personnel, 1981 v. 57, N 6, p. 53−59.
  150. Bales R.F. Personality and interpersonal behavior. New York: Holt,) Rinehart Winston, 1970. — 566 p.
  151. Banks M.H., Miller R.L. Reliability and convergent validity of the job Components Inventory // Journal of Occupational Psychology, 1984, v.57, p. 181−184.
  152. Brown, A.C. The social psychology of industry., London, 1991. 220 p.
  153. Brossmann E.G., Canary D.J. An Observational Analysis of Argument Structures: The Case of Nightline. Argumentation, 1990,4, 199−212.
  154. Burton J. W, Dukes F. Conflict: Practices in Management, Settlement and * Resolution. London, Basingstoke: Macmillan, 1990.
  155. Buunk B.P., Schaap C., Prevoo N. Conflict Resolution Styles Attributed to Self and Partner in Premarital Relations. Journal of Social Psychology, 1990, 130, 821 824.
  156. Conflict: Human Needs Theory. Ed. by J.Burton. London, Basingstoke: i Macmillan, 1990.
  157. Cosier R.A., Ruble T.L. Research on Conflict Handling Behavior: An experimental approach. Academy of Management Journal, 1981, 24, 816−831.у
  158. Dastmalchian A., Biyton P., Adamson R. Industrial Relations Climate: Testing a construct. Journal of Occupational Psychology, 1989, 62, 21−32. 157. Deluga R.T. The Relationship of Subordine Upward-Influencing Behavior,
  159. Health Care Manager Interpersonal Stress, and Performance. Journal of Applied Social Psychology, 1991,21,78−88.
  160. Deluga R.T. The Relationship of Upward-Influencing Behavior with Subor-t dinate-Impression Management Characteristics. Journal of Applied Social Psychology, 1991,21, 1145−1160.
  161. Deutch M. Distributive justice. A Social-psychological Perspective. New Hawen and London, Yale univ. press, 1985.
  162. Erez M., Yeshayahy R., Ida K. The Two Sides of the Tactics of Influence: Agent vs. Target. Journal of Occupational Psychology, 1986, 59, 25−40.
  163. Esser J.K., Walker J.L., Kurtzweil P.L. Strategies for Oligopoly Negotiations Involving Multiple Issues. Journal of Applied Social Psychology, 1991,21, 1473−1489.
  164. Fablo Т., Peplau LA. Power Strategies in Intimate Relationships. Journal of Personality and Social Psychology, 1980, 38, 618−628.
  165. Filley A. Interpersonal Conflict Resolution. Glenview (ill): Scott, Foresman a. со, 1975.
  166. Fisher R.J. Needs Theory, Social Identity and an Eclectic Model of Conflict-Conflict: Human Needs Theory. Ed. by J. Burton. London, Basingstoke: Macmillan, 19'90, p. 89−112.
  167. Folger J.P., Poole M.S. Working through conflict. Glenview (ill): Scott, Foresman а. со, 1984.
  168. HinkinT.R., Schreiesheim C.A. Relationships Between Subordinate Perceptions of Supervisor Influence Tactics and Attributed Bases of Supervisory Power. Human Relations, 1990, 43,221−237.
  169. Jones K.e., Melcher B.H. Personality and Preference for Modes of Conflict Resolution. Human Relations, 1982, 35, 649−658.
  170. Kipnis D., Schmidt S.M., Wilkinson I. Intraorganizational Influence Tactics: Exploration in Getting One’s Way. Journal of Applied Psychology, 1980, 65, 440−452.
  171. Lindskold S., Betz В., Walters P. Transforming Competitive or Cooperative Climates. Journal of Conflict Resolution, 1986, 30, 99−114.
  172. Lindskold S., Walters P., Koutsourais H. Cooperators, Competitors, and Response to GRIT. Journal of Conflict Resolution, 1983, 27, 521−532.
  173. McGrath J.E., Kravitz D.A. Group Research. Annual Review of Psychology, 1982, 33,195−230.
  174. Moore C.W. The Mediator Process. San Francisco, London: Jossey-Bass, 1986.
  175. У 173. Morley I.E., Stephenson G.M. The Social Psychology of Bargaining. London:1. Alien a. Unwin, 1977.
  176. O’Reilly C.A., Puffer S.M. The Impact of Rewards and Punishments in Social Context: A laboratory and Field Experiment. Journal of Occupational Psychology, 1989, 62,41−53.
  177. Perspectives on Negotiations: Four case studies a. interpretations. Ed. by Bendahmane D.B., McDonald J.W. Wash: Foreign service inst, US, Dep, of state, 1986.
  178. Persuasion: New Directions in Theory and Research. Ed: Roloff M.E., Miller
  179. G.R. Beverly Hills, London: Sage publ. 1984.
  180. Pruitt G.D., Rubin J.Z. Social Conflict. Escalation, Stalemate and Settlement. N. Y: Random House, 1986.
  181. Putham L.L., Wilson S.R., Turner D.B. The Evolution of Policy Arguments in Teachers’Negotiations. Argumentation, 1990, 4,129 152,
  182. Rummel R.J. Peace Endangered. The Reality of Detente. Beverly Hills (Cal.) — London: Sage PubL, 1976.
  183. Staub E. Moral Exclusion, Personal Goal Theory and Extreme Destructiveness. Journal of Social Issues. 1990,46.47−64.
  184. Strader M.K., Katz B.M. Effect of Persuasive Communication on Beliefs. Attitudes, and Career Choice. Journal of Social Psychology, 1990,130,141−150.
  185. Susskind L. Cruikshank J. Breaking the Impasse. N. Y: Basic Books, 1987. i 183. Walton R.E. Managing Conflict. N. Y: Addison-Wesley Publishing Company, 1987.
  186. Webb J. Third Parties at Work: Conflict or Social Control? Journal of Occupational Psychology. 1986.59, 247−258.
  187. Yuki G., Fable C.M. Influence Tactics and Objectives in Upward, Down-word, and Lateral Influence Attempts. Journal of Applied Psychology. 1990,75, 132−140.
  188. Youngs G.A. Patterns of threat and punishment reciprocity in a conflict setting. // Journal of Personality and Social Psychology, 1986, v.51, p. 541−546.
  189. Yuke G.A. Leadership in organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentic-Hall, 1999−320 p.
  190. Touzard H. La mediation et la resolution des conflits. Paris, 1977.
  191. Т. К., Vinacke W. E. Strategy in feminin game. Sociometry, 1963, .No 26, p. 75−88.
  192. Vilmar N., McGrath J. E. Forces affecting success in negotiation groups. -Behav. Sci., 1970, Ns 15, p. 154−163.
  193. Vincet J. E., Schwerin E. W. Ratios of force and escalation in a game situation. J. Conflict. Resol, 1971, JM" 15, p. 489−511.
  194. Walton R. E., McKersie R. B. A behavioral theory of labor negotiation. N. Y., 1965.
  195. Wilson W. Reciprocation and other technique for inducing cooperation in the prisoner’s dilemma game. J. Conflict Resol., 1971, № 15, p.167—196.
  196. Wright Q. The Study of International Relations. N.Y., 1955.
  197. Cooperation and competition- Readings on mixed-motive games. Ed. by L. S. Jr. Wrightsman, J. O’Connor and Baker Norma J. Belmont, 1972.
  198. Zechmeister K., Druckman D. Determinants of resolving a conflict on interest: a simulation of political decision-making. J. Conflict Resol., 1973, J. 17, p. 63— 68.
Заполнить форму текущей работой