Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие экономических основ местного самоуправления в городах федерального значения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты работы органов местного самоуправления и своевременно приниматься корректирующие управленческие решения. Практическим инструментом для проведения мониторинга может служить специально подготовленная для города Москвы методика. Для органов самоуправления муниципальных районов и городских округов оценка эффективности и проведение мониторинга осуществляется в соответствии с Указом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные и правовые основы местного самоуправления в городах фе- 10 дерального значения
    • 1. 1. Значение системы местного самоуправления для развития экономики и 10 регулирования социальных отношений
    • 1. 2. Нормативно-правовые основы формирования местного самоуправления в 22 городах федерального значения в Российской Федерации
    • 1. 3. Опыт организации местного самоуправления в крупных городах мира
  • Глава 2. Анализ состояния местного самоуправления в городах федерального значения (на примере города Москвы)
    • 2. 1. Анализ функций, реализуемых органами местного самоуправления в го- 44 роде Москве и разработка классификации услуг предоставляемых на муниципальном уровне
    • 2. 2. Характеристика и анализ экономики внутригородских муниципальных 66 образований в городе Москве
    • 2. 3. Анализ финансового и материально-технического обеспечения деятель- 80 ности органов местного самоуправления
  • Глава 3. Разработка комплекса предложений по развитию экономических ос- 102 нов местного самоуправления в городе Москве
    • 3. 1. Формирование целей и направлений развития экономических основ ме- 102 стного самоуправления в столице
    • 3. 2. Разработка методических подходов к оценке результатов деятельности 112 ОМСУ в городе Москве
    • 3. 3. Предложения по реформированию взаимодействия органов местного са- 126 моуправления с органами исполнительной власти города
    • 3. 4. Перспективные направления развития экономики ВМО с учетом расширения территории города Москвы

Развитие экономических основ местного самоуправления в городах федерального значения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе развития России формируются экономические основы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 10.06.2003 № 131-ФЭ (гл. 8 ст. 49) под экономической основой следует понимать совокупность находящегося в муниципальной собственности имущества, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований. В России созданы следующие виды муниципальных образований: муниципальные районы, городские и сельские поселения, городские округа и в городах федерального значения — внутригородские муниципальные образования (ВМО). К городам федерального значения отнесены Москва и Санкт-Петербург, муниципальное строительство в них осуществляется, исходя из необходимости реализации ими функций столичных городов, а также специфики хозяйства крупных городов как единых инженерных, транспортных, социальных комплексов.

Органы местного самоуправления (ОМСУ) в соответствии с законом должны решать собственные вопросы и реализовывать функции в рамках переданных государственных полномочий.

Местное самоуправление в Москве и в Санкт-Петербурге пока не стало эффективным инструментом обеспечения интересов населения в общественном развитии. Сегодня муниципальная власть не имеет собственного имущества и не имеет полномочий для решения насущных проблем территории, связанных с экономическим развитием потребительского рынка, экологией, сферой ЖКХ и др. Существующий механизм формирования экономических ресурсов, в том числе кадровых, финансовых, организационных, имущественных и др. не позволяет ОМСУ на высоком уровне поддерживать деятельность по реализации выполняемых функций.

Кроме того, действующий организационно-экономический механизм функционирования местного самоуправления не развивают инициативы местного населения в управлении экономическими процессами. Финансирование работы органов местного самоуправления ВМО осуществляется не за счет местных налогов, а за счет бюджета города. Ряд функций, выполняемых органами городской исполнительной власти, дублируется муниципалитетами, что ведет к растрачиванию бюджетных средств и снижению авторитета местной власти, 3 отсутствует оценка качества услуг, предоставляемых на муниципальном уровне.

Важнейшей проблемой местного самоуправления в столичном мегаполисе стал выбор направлений развития муниципальной власти в связи с принятием решения о расширении границ Москвы. В этой связи встает вопрос о формах адаптации новых территорий, присоединяемых к Москве с точки зрения определения форм муниципального управления.

Таким образом, задача развития и совершенствования экономических основ местного самоуправления, в том числе организационно-экономического механизма деятельности ОМСУ внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения, рассматриваемая в рамках диссертационного исследования, является актуальной и своевременной.

Степень научной разработанности проблемы. Формирование научных аспектов данного исследования осуществлялось на основе изучения и критического анализа теоретических, методических и практических разработок отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области региональной экономики и местного самоуправления, в частности, деятельности органов местного самоуправления в решении местных вопросов и переданных государственных полномочий.

Теоретические основы развития института местного самоуправления и муниципального хозяйства в РФ представлены в работах российских ученых A.M. Бабича, JI.A. Велихова, А. Г. Воронина, E.H. Жильцова, В. Б. Зотова. А. Н. Кирилловой, В. А. Лапина, В. Н. Лексина, В. Ю. Морозова, A.B. Пикулькина, Е. Е. Полянской, Т. А. Портновой, С. Н. Смирнова, Э. А. Уткина, А. Н. Швецова, С. Н. Юрковой и др.

За рубежом фундаментальные исследования экономических и организационных проблем местного самоуправления поведены С. Хакамадой, Т. Вебле-ном и рядом других ученых.

Результаты научных исследований в области предоставления различных видов публичных услуг на муниципальном уровне отражены в трудах Л. А. Акимовой, Л. А. Багрова, Н. В. Бодункова, Д. М. Булавиной, А. И. Горанина, А. Д. Евсеева, H.A. Ильина, В. Е. Комарова, С. А. Махошева, С. М. Сельянова, Б. Ю. Сорочкина, Г. Л. Тульчинского, Е. Л. Шековой и др.

Масштабные и глубокие исследования различных аспектов развития муниципальных образований России, в том числе, в городах федерального значения проводят специалисты фонда «Институт экономики города», ГНИУ «Совет по изучению производительных сил», НИУ «Высшая школа экономики», МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

Однако, несмотря на наличие широкого спектра исследований как теоретического, так и научно-практического характера в области развития местного самоуправления до настоящего времени остаются недостаточно исследованными вопросы развития и совершенствования организационно-экономического механизма деятельности ОМСУ в городах федерального значения. Это обстоятельство определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических и научно-практических рекомендаций по развитию экономических основ местного самоуправления в городах федерального значения на основе совершенствования организационно-экономического механизма деятельности органов местного самоуправления (на примере города Москвы).

Достижение указанной цели предусматривало постановку и решение следующих задач:

— исследовать состояние развития местного самоуправления в городах федерального значения и изучить методы регулирования муниципального хозяйства;

— изучить отечественный и зарубежный опыт развития местного самоуправления в крупных городах в целях его использования в городах федерального значения;

— подготовить предложения по оценке качества деятельности органов местного самоуправления в ВМО.

— обосновать и разработать комплекс мер по развитию экономических основ местного самоуправления ВМО в городе Москве, в том числе, с учетом расширения границ.

Объектом исследования являются экономические основы деятельности ОМСУ внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в том числе по предоставлению услуг населению, развитию муниципального хозяйства.

Предмет исследования — отношения, возникающие между региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, населением и хозяйствующими субъектами в рамках экономики ВМО при реализации вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, а также при предоставлении и оказании услуг на муниципальном уровне.

Теоретические и методические основы исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики местного самоуправления, в том числе научные труды по развитию и совершенствованию деятельности ОМСУ.

Основные методы исследования. В основу работы положена совокупность общенаучных методов, включающая системный подход, статистический и аналитический анализ, методы сравнений, экспертных и балльных оценок.

Информационную базу исследования составили данные Росстата, Мос-стата, информация, опубликованная в специальной литературе и периодических изданиях, данные департаментов и комитетов Правительства Москвы, Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Государственного Учреждения «Московский центр местного самоуправления», ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы», публикации в открытой печати, интернет-ресурсы, материалы научных форумов и публичных дискуссий, результаты исследований, проведенные соискателем.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методических и научно-практических положений по развитию экономических основ местного самоуправления в городах федерального значения на базе совершенствования организационно-экономического механизма деятельности ОМСУ.

Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту:

1. Установлено социально-экономическое значение местного самоуправления в городах федерального значения как одного из инструментов поддержания их лидирующего положения в экономическом и инновационном развитии страны путем вовлечения граждан в управление городом, повышения качества жизни населения на основе эффективного и оперативного решения вопросов местного значения и реализации переданных государственных полномочий.

2. Разработаны предложения по укреплению экономических и правовых основ функционирования ВМО, базирующиеся на эффективном использовании поступлений от земельного налога, налога на имущество физических лиц и административных штрафов, уплачиваемых жителями конкретной территории и влияющих на ее развитие, рациональном использовании материально-технических ресурсов на основе нормативного метода расчета потребности в помещениях и функциональных объектахдля реализации этих предложений подготовлен проект дополнений и изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, а также в Закон РФ 09.12.1991 № 2003;1 «О налогах на имущество физических лиц».

3. Обосновано, что существующая организационная структура ОМСУ в Москве не способна обеспечить эффективное решение местных задач публичной власти в силу ограниченности полномочий и дублирования функций с управами районовв связи с этим предложен новый организационно-экономический механизм деятельности ОМСУ, основанный на передаче полномочий от управ районов органам местного самоуправления (в том числе, в сфере регулирования потребительского рынка, жилищно-коммунального хозяйства, городской застройки) и совершенствовании взаимодействия ОМСУ с органами исполнительной власти Москвы, в т. ч. с префектурами административных округов.

4. В целях повышения эффективности использования экономических ресурсов ВМО, разработан механизм обеспечения и контроля качества услуг, предоставляемых на муниципальном уровне, на основе стандартизации, сертификации, категорированиясозданы инструменты, обеспечивающие качество услуг: проект основополагающего национального стандарта на основные требования к услугам на муниципальном уровне, макет системы сертификации, проект реестра сертифицированных муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.

5. Сформированы рекомендации по развитию экономики муниципальных образований в городе Москве после присоединения новых территорий, в частности, определены принципы выбора адекватного новым условиям вида муниципального образованияпредложен расширенный состав полномочий ОМСУ, рекомендованы возможные источники увеличения доходов бюджетов ВМО.

Указанные положения соответствуют содержанию специальности 08.00.05 паспорта специальности ВАК, в частности пункту 3.18. Экономика федеративных отношений. Проблемы разграничения полномочий и предметов ведения / сфер компетенции между федеральной, региональной, муниципальной властью. Экономические и социальные проблемы местного самоуправления.

Практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы органами власти городов федерального значения и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городах Москве и Санкт-Петербурге в процессе разработки и принятия конкретных экономических решений по развитию и совершенствованию местного самоуправления. Отдельные результаты диссертационной работы могут быть положены в основу практической деятельности муниципальных учреждений, некоммерческих и коммерческих организаций, осуществляющих предоставление и оказание населению услуг на муниципальном уровне.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке и переподготовке специалистов в области муниципального управления.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на научных и научно-практических семинарах, конференциях, проводимых в Москве и регионах России в период с 2009 по 2011 г. г., в т. ч. «Инновационное развитие России» (Государственный университет управления) 2011 г.- «Перспективы прорыва в цивилизацию знаний» (Российский новый университет) 2011 г.- «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики» (Институт региональных экономических исследований) 2011 г.

Публикации по теме диссертации. По теме диссертации опубликовано шесть работ, общим объемом 3,7 пл., в том числе 2,9 лично автором, из них пять статей опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка, использованных источников и приложений.

результаты работы органов местного самоуправления и своевременно приниматься корректирующие управленческие решения. Практическим инструментом для проведения мониторинга может служить специально подготовленная для города Москвы методика. Для органов самоуправления муниципальных районов и городских округов оценка эффективности и проведение мониторинга осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607, однако для городов федерального значения на государственном уровне подобный документ отсутствует. Следует отметить, что вопросами создания методики мониторинга деятельности органов местного самоуправления ВМО была посвящена работа Литвиновой Е. А. [121], однако основной задачей предполагаемого алгоритма работ было установление соответствия показателей результативности в сфере досуговой деятельности.

Автором диссертации совместно со специалистами Институт региональных экономических исследований подготовлен проект методики мониторинга оценки деятельности органов местного самоуправления, в которой в качестве исходных данных при проведении мониторинга могут быть использованы двенадцать основных показателей такие, как: число постоянно проживающих жителей во внутригородском муниципальном образовании в городе Москвечисло подростков (от 8-до 16 лет) — число избирателейчисло инвалидовчисло многодетных семейдоля населения, участвующая в муниципальных выборах к общему числу избирателейдоля проведенных опросов по инициативе жителей от общего числа опросов на территории внутригородского муниципального образования и др.

В ходе проведения мониторинга показатели различаются по динамике их изменения. Устойчивость и развитие деятельности органов местного самоуправления может характеризоваться как показателями, имеющими позитивную динамику, так и показателями с негативной динамикой.

Так, мониторинг эффективности организации спортивной и физкультурно-оздоровительной работы с населением муниципалитетов по месту их жительства проводится по показателям, свидетельствующим позитивную динамику, таким, как: уровень вовлеченности людей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом по месту жительстваудельный вес жителей, занимающихся систематически на бесплатной основе в спортивных секциях от общего числа занимающихсяналичие спортивной и педагогической квалификации для работающих на дворовых спортивных площадках и в муниципальных секцияхуровень укомплектованности спортивных секций квалифицированными тренерскими кадрамиплощадь площадок, для занятий спортом на 1 жителя внутригородского муниципалитетауровень обеспеченности спортивных площадок комфортными и безопасными условиями (наличие водопровода, канализации, (туалетов вблизи) помещений для переодевания, спортивного оборудования и др., санитарно-техническое состояние).

О негативной динамике свидетельствует, например, показатель: — наличие нареканий со стороны контролирующих органов по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Мониторинг организации муниципального управления в целом осуществляется на основе оценки эффективности реализации основных функций управления применительно к организации управления в муниципалитетах.

Неэффективными расходами являются средства бюджетов, направленные на содержание и обеспечение деятельности органов самоуправления и превышающие нормативы расходов для Москвы на содержание и обеспечение деятельности органов самоуправления. Расчет удельного веса расходов бюджетов внутригородских муниципалитетов на содержание и обеспечение деятельности органов самоуправления в общей структуре расходов бюджета, оцененных как неэффективные расходы при организации управления муниципалитетом (Дму), определяется по формуле:

0('>!Ц. где:

Роме — расходы бюджета ВМО на содержание органов местного самоуправления;

Робщ¦ ~ общий объем расходов бюджета ВМОк — уровень расходов на содержание и обеспечение деятельности органов самоуправления, установленный исполнительными органами власти Москвы.

Когда Дму < 0 процентов можно говорить об отсутствии неэффективных расходов.

Методика требует уточнения по мере внесения системных изменений в законы Москвы, и по факту обобщения опыта ее практического применения.

Таким образом, мониторинг эффективности деятельности ОМСУ позволяет провести системные исследования результативности и эффективности управления муниципалитетами, алгоритма принятия решений и реализации мер в области совершенствования управления муниципалитетами для последующего внедрения системы стимулирования (поощрения) ВМО в городе Москве, достигших наилучших значений показателей.

Наряду с методикой проведения мониторинга в рамках диссертационного исследования предлагается методический подход к научному обоснованию нормативов площадей для предоставления услуг по спортивно-досуговой работе. Для этого необходимо проанализировать предоставление услуг досугового характера на сегодняшний день.

Опрос, проводимый Институтом региональных экономических исследований при участии автора диссертации, показал, что постановлением правительства Москвы в 2006 году ВМО были переданы площади нежилых помещений и спортивные площадки. Этим постановлением были конкретно указаны адреса и размеры площадей для каждого муниципального образования. На 01.01.2010 года наблюдается несоответствие данных площадей, используемых органами местного самоуправления для организации и предоставления спортивных и досуговых услуг в соответствии с переданными государственными полномочиями. В таблице 26 приведены данные о переданных площадях по состоянию на 31.12.2010 года.

Фактические данные по площадям для спортивной и досуговой работы г-с эд: — 12 'I-апал=1=г о: са-о?~-н ш «•С—^Дь -1=+ 1-е ' -¡-о а, ан 1 1 таг-ад^-* -¦ = • • пз~ чт^та Е 20» 15 «СД, Е „СОТЕ-й сте 1 1 — ч ¡-а гт I 1 1 3 ГОС „- >, Еач, -о н 1 Г • ' на ?1 21 23″ /2 н 1аГЗ—, 3- да“ ! Э, 3 Д= С-1ЭОТ 1БЧ = 1лэ, здотасадат ' г-1 14 па — ¡-тата“ Б 2005 „ОД с Б ГОО’БЭТ-:т= 1 1 с ч ш о-г 21 *0 2005 -, 35<4—г“. Е: тост тго, а-ДЭ: ча 01 01 23 1 1, з» ачение тпо, а-да л.

6100.3 -152 18 189 1 2 1 ^ -0,7.

1 82 В.5 1538,8 -283,8 1755 1 -.5 + 119.

V 3гЕ: —: = 1595 1 1 19,70 -475.3 12 074 113″: -106.

1Е5СБЕ" Е'-1Е 435,5 35,0 -350,5 с .03 0.

ЧС 1-.—.'-ГБ: — Г-Е 78,5 73,5 0 «232 — .п л <-. 0.

1 1633−6 1558,4 -25,2 55″ 5 «г-р — 0.

ГЕ 1585.3 151,6 -1433,7 10 105 10 «5 0.

ГЕ 13 ", 3 2763,4 4−885,5 7330 о — и -530.

513.1 513.1 0 5215,5 -615.

ГВ/ЕЛСЕГ 422 422,0 0 7581.4 1 ^ 0.

•С'-гГЕ МЕ^ЕЕД-'Э-5 О 729,9 153,5 -579.4 5228 Е22г 0.

ГГЛ^-ГЕС 1 1175,8 -2355,в Г243 а с,'-с- «СМС'ОЕ 544,7 0 3525 -1800.

1-" 1 — 1582,5 ¦И 11,1 ?—?^ Л—а- 0.

Е?Г5Г — 712.2 +269,6 11−3″ 14″ Л 0 а 1 911,2 -0 5 332 5392 0.

Во 1 203: 5 0 02 0 1А.

ГЕ Г^Г Е +62,5 24 333 Г4−2 3.

Д п — 232 + 1459,8 3544 о «54.

3″ 5 1 +153,9 2 5523 2:020.

Г-, ЗСЕ>-/>- / 1513,3 + 13 631,1 22 183 221: 0.

1752,5 1774,3 + 12.3 26 533 25 525 0.

1233,8 385,8 -308 1 3 1 83 <9133 2 0.

Е^ —.51 ЕЕЕР- 331,9 331,3 0 1 1 157,1 В 1-.а5- -20−0,18.

ЧЕ-'А-СЕГ Е—Р-" Ъ-СЕ 1311,7 1053,1 + 47,4 21 355 21 855 0.

ЧЕР «-ГБ: О"ОЕ 1735,4 1734,0 -1,4 13 510 19 070 ¦550.

-.-.ЛЕ'ЬЧЕ Е 1 113,1 13 722,7 + 12 504.6 13 454 ;

Э-.'ТЕС 730,4 872,5 + 1 42.1 2545 35 255, 35 0 еве~-се 1635,4 1586,5 -108,8 22 333, — 20 304,5 -1534,8.

1 125,7 1515,1 + 330,4 122−1 13 359 +1088.

Г-.БЕ 433,0 433,0 0 11 153 11 150 0.

423,2 410,4 -12,В 2″ 20 1800 -328.

Данные таблицы показывают, что по истечении 4 лет имеется несоответствие переданных нежилых помещений и спортивных площадок в соответствии с постановлением 864-ПП и фактическим значениями: обеспеченность ниже по сравнению с запланированной постановлением — по нежилым помещениям, используемым для работы с населением в 9 из 32 муниципальных образований, по открытым спортивным площадям — в 11 из 32 муниципалитетов. Вызвано это разными причинами: площади не все были переданыплощади не отремонтированы, вследствие чего не могут быть использованы для предоставления досуговых и спортивных услуг.

Методика расчета площади под определенный вид занятий подходит особенно в тех случаях, когда муниципалитетам передаются новые площади.

Использование их под то или иное предоставление услуг спортивного или досугового характера муниципалитеты должны проанализировать переданную площадь и оценить — для каких занятий она может быть пригодна. Это может быть многовариантный случай. Тогда муниципалитет обязан провести опрос жителей территории, выяснив их предпочтения.

Расчет строится на увязке характеристик, представленных в санитарных правилах и нормах (норма площади на одного человека для занятий конкретным видом занятий досугового или спортивного характера) с существующими количественными показателями фактического состава населения занимающегося тем или иным видом спортивных, досуговых, социально-воспитательных и др. занятий (полученными статистическим и аналитическим путем).

Для выведения формулы обеспеченности площадями по конкретному виду занятий, кроме утвержденных правил и норм по обеспеченности площади помещения на 1 человека, будем учитывать режимы работы учреждения, предоставляющего данный конкретный вид услуг, периодичность посещения данных занятий одним человеком (с учетом возрастных показателей, наличие вспомогательных помещений и т. д.).

Методические выкладки расчета норматива площадей будут выполняться на основе данных ВМО Текстильщики с предположением, что информация, полученная от ВМО достоверно отражают направления досуговых и спортивных услуг, количественный состав занимающихся.

Тогда, будем считать, что.

Площадь (8.0 для занятия в кружках (секциях) .1 -того вида в каждом отдельном ВМО.

SJ=HJ*CJ (1),.

Где:

С.- количество нормативных площадей, необходимых для занятий в клубах и секциях Iтого вида для конкретного числа жителей (данные табл. 17).

Н,) — нормативная площадь для занятий 1 -того вида (используются данные санитарных норм и правил) N * /.

С — жит- ¦!¦ (2) В где, NЖ1т — число жителей в ВМО f — поправочный коэффициент, учитывающий долю людей, занимающихся в кружке (секции) Iтого вида в конкретном ВМО (см. табл. 18) — кратность использования нормативной площади одним человеком в течение года определяется по формуле:

Т *М.

-^ (3).

11*т1 где.

Г. — количество часов работы нормативного места в кружке (секции) Д.

— того вида в день (табл. 27).

М. — количество посещений (дней работы) нормативного места ] -того вида в год (количество дней в году за исключением выходных и праздничных дней). М/ принимаем равным — 350 дн.

Т * М / - количество часов работы нормативного места Iтого вида в год tj — количество часов для занятий на нормативном месте Iтого вида 1 человека в день (рекомендации Департамента семейной и молодежной политики). г — 1−2 час.

— количество посещений одним человеком (число дней) нормативного места Iтого вида в течение года (количество недель в году, умноженное на количество посещений в неделю). Принимаем т / = 52 * 3 = 156.

— количество часов посещения одним человеком нормативного места Iтого вида в год.

Заключение

.

В результате проведения исследований по развитию экономических основ местного самоуправления в городах федерального значения (на примере города Москвы) получены результаты, которые могут быть использованы: в практической деятельности органов власти, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, некоммерческих организаций, в образовательном процессе учебных заведений, при проведении научно-исследовательских работ, при подготовке нормативно-правовых актов, национальных стандартов, систем сертификации, реестровпри выработке управленческих решений по развитию экономических основ местного самоуправления с учетом расширения территории города Москвы.

Эти результаты представляют собой конкретные предложения по дальнейшему развитию организационно-экономического механизма работы органов самоуправления применительно к внутригородским территориям городов, имеющих федеральное значение. Ниже приводятся конкретные результаты и выводы, полученные в рамках проведения диссертационного исследования.

1. Обосновано важное социально-экономическое значение самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге, имеющих федеральное значение, как одного из инструментов поддержания их лидирующего положения в экономическом и инновационном развитии страны. Доказано, что местное самоуправление создает условия для вовлечения граждан в управление городом и делает возможным принятие объективных управленческих решений на основе учета интересов местного населения.

Установлено, что услуги, предоставляемые на муниципальном уровне, могут быть классифицированы по различным признакам: по месту предоставления, степени участия населения, по форме регулирования и др. и направлены на обеспечение качества жизни населения, создания условий для комфортного отдыха, развития личности и эффективного участия в управлении городом. На основе изучения особенностей городов федерального значения предложен проект национального стандарта, определяющего требования к качеству предоставляемых услуг.

2. Анализ финансовых, кадровых и материальных ресурсов органов местного самоуправления ВМО в городе Москве показал, что, на сегодняшний день, они не имеют рычагов управления экономической ситуацией на своей территории. В связи с этим предложено укрепить экономические основы функционирования органов местного самоуправления путем изменения системы финансирования их деятельности. Новая система предполагает, кроме отчислений от налога на доходы физических лиц, использовать поступления от земельного и имущественного налога, а также административных штрафов, которые имеют прямое отношение к жителям конкретной территории и влияют на ее развитие. В целях рационального использования материальных ресурсов предложен нормативный метод расчета необходимых площадей и функциональных объектов, базирующийся на оценке потребностей жителей конкретного ВМО. В диссертации сформулированы цель, задачи и этапы развития местного самоуправления в Москве. Правовое решение предлагаемых новаций может быть обеспечено на основе реализации подготовленных дополнений и изменений в налоговый и Бюджетный кодексы РФ, а также Закон России от 09.12.1991 № 2003;1 «О налогах на имущество физических лиц».

3. Также установлено, что органы самоуправления в Москве не решают жизненно-важных вопросов местного населения. Существующий механизм формирования экономических ресурсов: финансовых, кадровых, организационных, имущественных и др., не позволяет поддерживать деятельность органов местного самоуправления по реализации всех возможных функций, регламентированных основополагающим Федеральным законом № 131-Ф3. Жители территории практически не участвуют в решении проблем территории, связанных с экономическим развитием потребительского рынка, сферой.

ЖКХ и др. Деятельность управ районов и органов местного самоуправления в ряде позиций дублируется. О функционировании местного самоуправления жители знают очень мало в силу ограниченности их полномочий. В диссертации разработан новый организационно-экономический механизм деятельности органов местного самоуправления в Москве, основанный на передаче полномочий управ районов органам местного самоуправления по ряду жизненно-важных направлений. В перспективе предлагается перейти на две линии управления. Вертикальная линия взаимодействия — Мэр, Правительство Москвы, префектуры административных округов, ВМО. Управление на уровне конкретной территории по горизонтали должно осуществляться органами местного самоуправления ВМО. Благодаря данному механизму органы местного самоуправления приобретут большую экономическую самостоятельность, тем самым укрепят экономические основы местного самоуправления в городе Москве.

4. В диссертации предложены механизмы и современные инструменты обеспечения контроля качества и результативности работы органов самоуправления, их мониторинга и сравнения. Этими инструментами являются сертификация, классификация по категориям, регистрация, премии и др.

Кроме того, в диссертации предложено проводить регистрацию муниципальных учреждений, некоммерческих организаций ВМО в городе Москве. Это позволит использовать реестровую информацию для стимулирования и развития местного самоуправления в Москве. В рамках диссертации подготовлен проект Положения о Реестре сертифицированных муниципальных учреждений, и некоммерческих организаций в городе Москве.

5. В связи с принятием решения о расширении границ города Москвы возник вопрос: «Каким набором полномочий должны быть наделены органы местного самоуправления в новой Москве?» С целью решения этого вопроса в рамках диссертационной работы рассмотрены структура и законодательно установленный круг полномочий различных типов муниципальных образований и оценивалась способность решения органами местного самоуправления местных вопросов на территории города Москвы. Основными принципами в выборе функций местного самоуправления, необходимых в новых условиях развития города, предложены следующие:

— возможность максимального вовлечения жителей территории в процесс реального управления городом;

— создание экономического потенциала, в т. ч. финансового, имущественного, кадрового, позволяющего жителям территорий самостоятельно решать проблемы;

— четкое разграничение предметов ведения и соответствующей ответственности между государственной и муниципальной властью;

— обоснование использования нормативов предоставления услуг на муниципальном уровнеприменение форм и методов обеспечения качества предоставления услуг на муниципальном уровне.

В диссертации сделан вывод о том, что целесообразно наделить все ВМО на территории Москвы (на существующей и присоединенной) кругом полномочий, приближающимся к полномочиям, присущим такому виду муниципального образования как городской округ. Единство городского хозяйства и его безопасность предлагается обеспечивать за счет сохранения института городских окружных префектур, на которые следует возложить полномочия по осуществлению общей координации за деятельностью органов местного самоуправления, разрешению возникающих между ними споров, а также по согласованию важных решений межмуниципального уровня, имеющих окружное или общегородское значение (например, транспортное обеспечение).

При такой структуре и круге полномочий у всех ВМО Москвы существенно расширится перечень вопросов местного значенияувеличится объем финансирования и их финансовая самостоятельностьповысится общественный контроль над работой органов самоуправления и вовлеченность населения для решения вопросов и задач развития муниципалитетов. Изменение и совершенствование экономических основ самоуправления Москвы, предлагаемое в диссертации, позволит выстроить в столице систему управления внутригородскими территориями, отвечающую Конституции РФ и демократическим стандартам в области местного самоуправления (в том числе Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной РФ).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  4. Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
  5. Федеральный закон от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»
  6. Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
  7. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  9. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  10. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»
  11. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  12. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
  13. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
  14. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  15. Федеральный закон от 31.07.1998 года N 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации
  16. Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации"
  17. Указ Президента РФ от 26.10.1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»
  18. Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»
  19. Указ Президента РФ от 15.10.1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»
  20. Указ Президента РФ от 27.11.2003 г. № 1395 «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации».
  21. Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. № 755 «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления»
  22. Указ Президента Российской Федерации 28.04. 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
  23. Постановление Правительства РФ от 01.06.2005 г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований»
  24. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью»
  25. Закон города Москвы от 06.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
  26. Закон города Москвы от 28.06.1995 г. «Устав города Москвы»
  27. Закон города Москвы от 05.07.1995 г. № 13−47 «О территориальном делении города Москвы».
  28. Закон города Москвы от 11.04.2001 г. № 12 «О приватизации государственной и муниципальной собственности города Москвы».
  29. Закон города Москвы от 09.10.2002 г. № 51 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве»
  30. Закон города Москвы от 23.10.2002 г. № 47 «О ставках налога на имущество физических лиц»
  31. Закон города Москвы от 11.06.2003 г. № 40 «О государственной и муниципальной символике в городе Москве».
  32. Закон города Москвы от 15.10.2003 г. № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве».
  33. Закон города Москвы от 10.12.2003 г. № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве»
  34. Закон города Москвы от 25.02.2004 г. № 9 «О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве»
  35. Закон города Москвы от 22.10.08. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»
  36. Закон города Москвы от 14.07.2004 г. № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)»
  37. Закон города Москвы от 24.11.2004 г. № 74 «О земельном налоге»
  38. Закон города Москвы от 26.12.2007 г. № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства»
  39. Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»
  40. Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420−79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» с последними изменениями, внесенными законом г. Санкт-Петербурга от 09 июня 2010 г. № 265−77
  41. Постановление Правительства Москвы от 03.12.2002 г. № 981-ПП «Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы управ районов»
  42. Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 г. № 274-ПП «Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы»
  43. Постановление Правительства Москвы от 22.08.2006 г. № 631-ПП «О перечне и порядке исполнения расходных обязательств, порядке ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований в городе Москве»
  44. Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 г. № 1028-ПП «О городской целевой программе государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2008−2010 годы"1. Монографии
  45. Л. А. Основы городского хозяйства. М.-Л., 1928
  46. Актуальные проблемы управления крупным городом и территориальными сообществами. Сборник научных статей Северо-Западной академии государственной службы, администрации Санкт-Петербурга. Под ред.А. С. Тургаева.- СПб.: СЗАГС, 2003
  47. Е.Г., Силин Я. П., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. Учебник Екатеринбург. 2006
  48. А.Н., Гапоненко A.JL, Мельников С. Б. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города. М.: Логос, 2002
  49. А. М., Павлова JI. Н. Государственные и муниципальные финансы, 2002
  50. БаглайН., «Конституционное право зарубежных стран"/ Норма-Инфра М, М., 2000
  51. К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. Москва, Дело и сервис.2000
  52. О., Берг JL, Браун Э. Экономические стратегии активных городов. Под ред. Б. М. Гринчеля.- СПб.: Наука, 2002
  53. Т.Д., Вигушина Е. П., Иванова С. А., Маньков B.C., Полянская Е. Е., Суханова Н. В., Сысоев А. П., Тамбовцев B.JI. Принципы общественного аудита органов местного самоуправления // Регион: экономика и социология. 2008. № 3
  54. В.П. Земские учреждения и самоуправление / В кн.: Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть. — СПб., 1882
  55. В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. М.: Изд-во стандартов, 1994. № 5
  56. H.A., Зворыкина Т. И. Стратегия долгосрочного развития местного самоуправления в Москве/ Вестник Российской академии естественных наук. 2010, том 10, № 1
  57. E.B. Формирование научно-методического подхода к регулированию бюджетных ресурсов муниципальных образований// Экономика и финансы.- М., 2004. № 3
  58. Д.М. Управление сферой культуры в современных экономических условиях // Вестник Башкирского университета. 2006. — № 3. Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики
  59. П.И., Ростанец В. Г., Топилин A.B.Инфраструктура межрегионального экономического сотрудничества и императивы инновационного развития. М.: Экономика, 2009
  60. Т.Д. Многоликость услуг: проблемы определения и классификации// В сборник научн. трудов Современные услуги: природа, подходы. С-Пб. 2000
  61. Т.Е. Маркетинговые технологии в сфере культурных услуг: Моногр. Красноярск, 2004
  62. Т.Е., Жираткова А. Н., Сергеева И. И. Определение сущности услуг организаций культуры как основа реформирования отрасли. Вестник ТЕПУ. 2007. Выпуск 9 (72). Серия: Еуманитарные науки (экономика, право)
  63. А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. В 3 т. — СПб., 1869— 1871
  64. О.И., Аксенов К. Э. Москва и Санкт-Петербург: реорганизация городского пространства как индикатор изменения модели развития// Проблемы прогнозирования. М., 1999 — Вып. 5
  65. В.Е., Королькова В. И. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. Состояние и проблемы//Стандарты и качество. 1996. № 7
  66. Е. Новое общество. О возможностях общественного сектора. М., 1999
  67. Е.Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002
  68. С. Ераницы муниципалитета и публичные услуги. Экономика и жизнь"№ 11 (9225)
  69. Внедрение ISO 9001:2000 в муниципальных образованиях/ Ресурсы интернет: http://www.siora.ru/ru/kons/iso9001intro
  70. Н. А., Егоров В. К., Калашников С. В. Социальная политика в муниципальных образованиях. М.: Альфа-пресс, 2006
  71. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002
  72. Ганзер И. Г. Роль финансово-кредитных инструментов в развитии организаций культуры Санкт-Петербург 2009
  73. М.В. Муниципальная самоорганизация: Основное звено территориального хозяйствования и самоуправления. М.: Наука, 2003
  74. В.Н., Когут А. Е. Развитие местного самоуправления. СПб. :РАНИСЭП, 1996
  75. Е. Чего мы ждем от системы менеджмента качества в органах местного самоуправления?// Стандарты и качество. 2008. — № 11
  76. А.Г. Основы региональной экономики: учебник для Вузов/ А.Г. Гранберг- Гос. ун-т-Высшая школа экономики. -5 изд. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006
  77. П.В. Инновационная практика внедрения системы управления качеством ISO 9001:2000 на муниципальные услуги/ Ресурсы интернет: -http://www.siora.ru/ru/articles/iso9001mun
  78. В.И. Совершенствование местного самоуправления в Москве. М.: Наука, 2001
  79. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2002
  80. Дзарахова Б. Ю. Экономический механизм функционирования сферы культуры «Экономические науки», 2008, № 11
  81. Д.Д. Первые итоги передачи полномочий в г. Москве // Государственная служба. 2008. — № 1
  82. Э. Местные органы власти во Франции. М., 1996
  83. В.Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовой аспект. — М.: Спарк, 2001
  84. Европейская Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований / European Charter on the Participation of Young
  85. People in Municipal and Regional Life: Документы совета Европы. M.: Институт муниципального управления, 2004
  86. Д.О. Местное самоуправление в Соединенном Королевстве Великобритания и Северной Ирландии: Дис. канд. юрид. наук. М., 2005
  87. B.C. На подступах к осмыслению проблемы // Культурная политика в современном обществе.-М., 1992
  88. B.C. Культура как «генетический код» человечества // Общество и экономика. 2001. — № 9
  89. E.H. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996
  90. E.H., Козаков В. Н., Восколович H.A. Экономика сферы платных услуг. Учебник. Казань и МГУ им. Ломоносова, 1996
  91. Е.В. Тенденции к формированию системы менеджмента качества органов государственного и муниципального управления/ Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Том 3 Красноярск: СибГТУ, 2007
  92. За эффективное самоуправление. Материалы Немецкого союза городов по политике в области местного самоуправления. Серия А. Выпуск 9. Кельн, 1996
  93. Т.И. Система технического регулирования в сфере услуг: вопросы теории и проблемы развития в условиях рыночной экономики: Монография, М.:ГОУВ ПО «МГКС». 2005
  94. Т.И., Томохова И. Н., Сотникова Е. В., Коржнева Л. А. Региональные системы сертификации и категорирования услуг (монография). -М.: Альфа Доминанта, 2005
  95. А.Д. Регулирование процесса воспроизводства структурных элементов имущества города в рыночных условиях. М.: 2002
  96. Г. П., Шустов М. А. Экономика культуры: Уч. пос. М., 2001
  97. В.Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд-во 2-е. М.:ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону: «Март», 2005
  98. Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. М., 2004
  99. Комментарий к Закону города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» / авт. Колл. Под рук. Петрова A.B. М.: Изд-во «Норма», 2007
  100. Комментарий к Уставу города Москвы / Под общ ред. Петрова A.B. М.: Изд-во Норма, 2002
  101. Коммунальное управление в Финляндии. Хельсинки, 1985
  102. Комплексы городского управления и их роль в социально-экономическом развитии Москвы в 90-х гг. XX столетия. М.: Комитет территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы, 2002. — 141с.
  103. Н.М. Русское государственное право. — СПб., 1903. Т. 2
  104. Культура и культурная политика в России / Отв. ред. Бутенко И. А., Разлогов К. Э. — М., 2000
  105. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник-3-е изд., перераб. И доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008
  106. Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. И.Ч. 1, — СПб., 1910
  107. Н.М. Самоуправление // Мелкая земская единица: Сб. статей. —СПб, 1902. Вып. 1
  108. Лауринмяки Ю, Линкола Т., Прятта К. Местное и региональное управление в Финляндии. Союз местных органов самоуправления Финляндии, 1996
  109. В.Н., Швецов А. Н. Еосударство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997
  110. В.Н., Швецов А. Н. Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. 2012
  111. В. Н. Новые проблемы российских городов (муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения), Российский фонд правовых реформ, Фонд правовых проблем федерализма и мест. Самоуправления. М.: УРСС, 1999. -254с.
  112. Е.В. Особенности регулирования деятельности органов местного самоуправления в Москве по оказанию услуг // Вестник Университета. Социология и управление персоналом. М. Государственный университет управления. 2010. № 5
  113. Е.В. Особенности предоставления и оценки качества до-суговых услуг на муниципальном уровне в столичном мегаполисе // Вестник Российской академии естественных наук 2010. том 10 № 2
  114. , С. А Региональные особенности государственного регулирования инвестиционного процесса: Монография / С. А. Махошева, C.B. Галачиева // СПб.: Инфо-Да, 2006
  115. Местная администрация: полномочия, структура, отношения с другими органами власти в соответствии с Конституцией США. Американская ассоциация адвокатов. Вашингтон, 1993
  116. Г. А. Экономика и социология непроизводственной сферы: Учебно-методическое пособие. СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, 2001
  117. Местное самоуправление в Германии (на примере положения об общинах земли Баден-Вюртенберг). М.:Де-Юре., 1996
  118. Местное самоуправление в Российской Федерации / под общ. ред. В. С. Мокрого.- Москва: Изд-во «Сменные страницы», 2007
  119. Местное самоуправление. Сборник статей/ Национальная ассоциация местных властей Дании и Союз российских городов. М., 1995
  120. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах / Под редакцией A.C. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  121. Местное самоуправление. Национальная ассоциация местных властей Дании и Союз российский городов. Москва, 1995
  122. Местное самоуправление. Энциклопедия/ Под общей редакцией проф. В. Б. Зотова. Ростов -на-Дону, изд. Феникс, 2010
  123. Н. Под знаком качества. Муниципальная власть, 1999
  124. Миронова Н. Современные процессы реорганизации межмуниципального сотрудничества в России, журнал «Муниципальная власть"2004
  125. Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект. 2006
  126. Н.И. Пилотное внедрение систем менеджмента качества в структурных подразделениях Администрации области/ Ресурсы интернет: -http:// www.adm.yar.ru/acenter/admref/sbor/2007/210 307/nepr.htm.
  127. И.М., Бухонова С. М. Услуги социальной сферы как потребление благ, Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова
  128. И.И., Писарев А. Н. Муниципальное право России: Учебник. —М.: Эксмо, 2007
  129. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М. ИНИОН РАН, 1994
  130. В.П., Потапов JI.B. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2003
  131. И.Б. Социокультурный сервис на современном этапе // Вестник МГУС. Серия. Гуманитарные науки. 2007. № 2(2)
  132. Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство для организаций-участников конкурса 2008 года. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирова-ние), 2008
  133. Положение «О Комплексном плане социально-экономического развития городского округа Дзержинский на 2009 год». Принято решением Совета депутатов муниципального образования город Дзержинский Московской области 10.11.2008 г. № 4/18
  134. Т.А., Зворыкина Т. П. Развитие сферы услуг как основа экономического благополучия муниципальных образований/ Вестник РАЕН, том 8 № 4. 2009
  135. Т.А., Зворыкина Т. П. Совершенствование правового регулирования организации местного самоуправления в Москве/ Вестник Российской академии естественных наук. 2009, том 9, № 4
  136. Проблемы территориального развития. Словарь-справочник. Составители А. П. Сысоев и И. В. Усов. М.: ТЕИС, 2003
  137. Пути решения проблем муниципального управления: Сборник статей. Под ред. Зотова В. Б., Поршнева А. Г. М.: Прима-Пресс-М, 1999, Вып. 1. — 232с.
  138. Распоряжение Главы Администрации города Тюмени № 397-рг от 29.09.2008 «Об утверждении политики в области качества Администрации города Тюмени»
  139. Реформирование системы местного самоуправления / под ред. H. Н. Мусиновой. Москва: Компания Спутник+, 2006
  140. Реформы местного управления в странах Западной Европы. М.: ИНИОН, 1993
  141. И.А. Формы и методы государственного регулирования социально-культурного комплекса региона.// «Экономический вестник РАЕН» № 6, 2004
  142. И.А. Региональный социально-культурный комплекс в переходной экономике. М.: МП «Экономика», 1997
  143. Ю.В. Стратегия социально-экономического развития г. Москвы// В сб. науч. трудов «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики/ Под общ. ред. д.э.н., профессора П. И. Бурака. М.: РАЕН, 2004
  144. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003−2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития
  145. В.Е. Регулирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики. Роль государства, предпринимателей, потребителей. М.: Прометей, 2000
  146. Д.Е. Регулирование развития отраслей сферы услуг в крупных городах в условиях переходной экономики (на примере Москвы и Санкт-Петербурга). С-Пб.: Издательство С-Пб ЕПУ.2003
  147. Самооценка качества работы различных организаций Ярославской области в 2007 году/ Ресурсы интернет: http://www.adm.yar.ru/dgrhd/ ADMREF/samoocenka 2007.htm.
  148. М.И. Основы и пределы самоуправления. Очерк критического разбора основных вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств. — СПб., 1882
  149. С.М. Стратегическое управление сферой культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Вып. 21 СПб.: СПбГУКиТ, 2006
  150. С.М. Стратегическое управление сферой культуры. Стратегическое планирование и регулирование развития сферы культуры
  151. A.A. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, 2006
  152. Система менеджмента качества/ Ресурсы интернет: -http:/www.shakhty-gorod.ru.
  153. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. (исправленное и дополненное) Под редакцией В. Б. Зотова. Питер, СПб 2008
  154. Сорочкин Б. Ю. Актуальные проблемы культурной политики современной России 2008
  155. .Ю., Рубинштейн А. Я., Дудкина Е.А.Экономические основы культурной политики в современной России
  156. Системы менеджмента качества для местного самоуправления по IWA 4:2005. Материалы Ассоциации по сертификации «Русский регистр"/ Ресурсы интернет: http:// http://www.butam.ru/article9.htm.
  157. Современный город: инвестиции, инфраструктура, услуги. Сборник статей. Под ред. Ажаева B.C., Черноморова T.B. М.: ИНИОН, 1999
  158. Стенограмма заседания дискуссионного клуба Института экономики города по теме «Правовое обеспечение и практика осуществления различных форм межмуниципальной кооперации в России и за рубежом»
  159. С.А. Основные направления реализации полномочий муниципалитетов в социальной сфере// Сборник научных трудов международной научн.-практ. конф. Ученых МАДИ) ГТУ), МСХА, ЛНАУ. Изд-во МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ, 2004
  160. И.Н. Региональные системы классификации предприятий сферы быта по качеству оказываемых услуг //Наука сервису: Тез. доклада и выступл. VI-ой международной науч.-технич. конф. 28−29 мая 2001 г. М.: МГУ сервиса. 2001
  161. И.Н. Роль сертификации повышения качества обслуживания населения //Проблемы развития рыночной экономики и управления. Сборник науч. трудов М.: ЦНИИбыт, 1999 г.
  162. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. Спб.: Лань, 2001
  163. Г. Л. Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, испр., доп. Издательство Лань 2007
  164. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление, ЭКМОС, 2003г.
  165. A.M. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования. СПб.: Изд-во С.-Петерб. государственного университета экономики и финансов, 2000. — 347с.
  166. П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М.: Новый век, 2002.-363с.
  167. А., «Правовое регулирование местного управления в странах современного мира»/ «Федерализм, региональное управление и местное самоуправление», М., 2000
  168. А. Сравнительное местное управление: теория и практика. — М.: Издательская группа ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998
  169. Л.Т. Местное самоуправление и местное управление зарубежных стран и государств — участников СНГ. Сравнительно-правовой анализ. — М.: Нота-бене, 2005
  170. А., «Местное самоуправление и управление за рубежом (некоторые вопросы теории)"/ Белорусский журнал международного права и международных отношений, 1998 г., № 4
  171. А.Н. Государственная поддержка российских городов/ РАН. Ин-т системного анализа. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 159с.
  172. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России (Сборник обзоров). М.: ИНИОН РАН, 1996
  173. Ю. Закономерности формирования и основные компоненты системы стратегического управления структурной перестройкой экономики города// Регион: политика, экономика, социология. СПб., 2003. — № 41. Учебные пособия
  174. Р.В. Организация местного самоуправления: Учеб. Пособие. -М.: Кнорус, 2008
  175. Е.В., Ганшина JI.H., Парахина В. Н. Муниципальное управление: учеб. Пособие. 2-е изд., стереотип. — М.: Кнорус, 2008
  176. КобилевА. Г., Кирнев А. Д., РудойВ. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: Учеб. Пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  177. Кутафин О. Е, Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. -М.: Велби, 2006
  178. Управление имуществом в муниципальных образованиях: Учеб. Пособие. М.: ВШПП, 2006
  179. Муниципальные системы зарубежных стран. http://www.dvgups.ru/METDOC/CGU/PRAVO/MPRAVOHHTepHeT-pecyncbi
Заполнить форму текущей работой