Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Показатели психосоматического здоровья и взаимоотношения с клиентом у врачей и психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. В последние годы растет интерес к проблеме укрепления здоровья специалистов в связи с необходимостью сохранения трудовых ресурсов и повышения эффективности профессиональной деятельности (Ломов Б.Ф., Никифоров Г. С., Ананьев В. А., Водопьянова Н. Е., Анцыферова Л. И., Luban-Plocca В., Maslach С., Matulene G. и др.). Особо значимы исследования влияния профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Обзор основных концепций психосоматического здоровья, его профилактики и профессионального общения с клиентом у специалистов в области медицины и психологии»
    • 1. 1. Психосоматическое здоровье и его нарушения
    • 1. 2. Клинико-психологические аспекты профессионального взаимодействия в системе специалист-клиент" у врачей и психологов
    • 1. 3. Балинтовская группа в системе профилактики нарушений психосоматического здоровья специалистов «помогающих» профессий
  • Глава 2. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования и характеристика испытуемых
    • 2. 2. Методы и процедура исследования
  • Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования
    • 3. 1. Показатели психосоматического здоровья психотерапевтов, психологов и врачей
    • 3. 2. Результаты апробации авторской проективной методики «Мои взаимоотношения с клиентом»
    • 3. 3. Анализ влияния параметров взаимоотношения с клиентом на физические жалобы, симптоматику СЭВ, социально-психологические свойства личности, копинг-стратегии, механизмы психологической защиты
    • 3. 4. Анализ трансферных реакций в работе балинтовских групп
  • Глава 4. Обсуждение результатов исследования
    • 4. 1. Обсуждение результатов анализа показателей психосоматического здоровья и взаимоотношения с клиентом у врачей и психологов
    • 4. 2. Обсуждение результатов анализа трансферных реакций работы участников балинтовской группы

Показатели психосоматического здоровья и взаимоотношения с клиентом у врачей и психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В последние годы растет интерес к проблеме укрепления здоровья специалистов в связи с необходимостью сохранения трудовых ресурсов и повышения эффективности профессиональной деятельности (Ломов Б.Ф., Никифоров Г. С., Ананьев В. А., Водопьянова Н. Е., Анцыферова Л. И., Luban-Plocca В., Maslach С., Matulene G. и др.). Особо значимы исследования влияния профессиональной деятельности на состояние психосоматического здоровья специалистов «помогающих» профессий, в частности, в области медицины и психологии (Ташлыков В.А., Маркова А. К., Абрамова Г. С. Безносов С.П., Вачков И. В. и др.). В качестве фактора риска ухудшения их здоровья выделяют интенсивное эмоциональное напряжение при взаимодействии с людьми. У врачей и психологов нередко выявляют симптомы соматических и нервно-психических расстройств, ведущих к профессиональной деформации (Трунов Д.О., Умняшкина Л. В., Crane М., Kahili S.), высокий уровень эмоционального сгорания с доминированием тревоги и клинической депрессии (Елдышова О.С., Богданова М. А, Кайбышев В. Г и др.), хроническую усталость, которая часто выражена болями различного характера при доминировании головных и мышечных (Винокур В.А., Рыбина О. В. и др.).

В связи с этим актуально исследовать у данных специалистов процессы адаптации к стрессу (психологические защитные механизмы и копинг-стратегии), в том числе в условиях нарушения психосоматического здоровья (Грановская P.M., Никольская И. М., Романова Е. С., Гребенников Л. П. Крюкова Т. Л, Lazarus R. и др.).

Один из важных вопросов при изучении состояния здоровья и профилактики профессиональной деформации у врачей и психологов — это особенности их взаимодействия с клиентом (Ясько Б. А, Ташлыков В. А., Александров A.A., Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д., Абрамова Г. С.). Прежде всего, это связано с этическими аспектами деятельности, где последствия вмешательства специалиста в жизнь и внутренний мир клиента трудно переоценить (Ананьев Б.Г., Ананьев В. А., Мясищев В. Н, Эйдемиллер Э.Г.).

Взаимодействие специалистов в области медицины и психологии с клиентом детерминировано спецификой профессионального общения, позволяющего установить конструктивный контакт и сопутствовать эффективности терапии (Маркова А.К., Кожухарь Г. С., Hardy I., Sandler G. и др.). В то же время, важно уметь оценивать бессознательные стороны процесса взаимодействия, выраженные в трансферных реакциях, которые также влияют на личностную адаптацию (Романов И.Ю., Аграчев С. Г., Freud S., Balint M., Klain M., Luborsky S., Jecobs T.J. и др.).

В настоящее время активно разрабатываются и совершенствуются пути предупреждения нарушений психосоматического здоровья врачей и психологов, начиная с программ подготовки студентов, и, заканчивая активным внедрением методов профилактики в виде обязательных супервизии и балинтовских групп (Мягер В. К, Юдич Ю. А., Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., Винокур В. А., Зачепицкий P.A., Kosevska A., Leder S., Chabala Ch., Salinsky J., Kutter P. и др.).

Несмотря на то, что специфика профессионального взаимодействия — это один из значимых аспектов, связанный с состоянием здоровья специалистов «помогающих» профессий, — влияние особенностей взаимоотношений с клиентом на параметры психосоматического здоровья врачей и психологов изучено недостаточно и требует более дифференцированного, углубленного анализа. Нет единого мнения по вопросам функционирования механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у данных специалистов. Также мало изучена взаимосвязь механизмов психологической защиты и копинг-стратегий с другими показателями психосоматического здоровья указанных специалистов.

Все вышеизложенное определяет актуальность исследования и выбор темы диссертационной работы.

Цель исследования — изучить особенности психосоматического здоровья и взаимоотношений с клиентом у трех групп специалистов: врачей-психотерапевтов, психологов и врачей других специальностей.

Гипотезы:

1. Профессиональные взаимоотношения с клиентом влияют на показатели психосоматического здоровья специалистов.

2. У трех групп специалистов, как представителей «помогающих» профессий, имеются общие тенденции в характере показателей психосоматического здоровья и взаимоотношений с клиентом.

В соответствии с поставленной целью и гипотезами выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить и сравнить физические жалобы, проявления синдрома эмоционального сгорания, свойства личности, механизмы психологической защиты, копинг-стратегии в трех группах специалистов.

2. Выявить взаимосвязи указанных показателей в трех группах специалистов.

3. Разработать и апробировать проективную методику, исследующую характер взаимоотношений специалистов в области медицины и психологии с клиентом.

4. Определить и сравнить специфику взаимоотношений с клиентом в трех группах специалистов.

5. Проанализировать влияние параметров взаимоотношений с клиентом на физические жалобы, симптоматику синдрома эмоционального сгорания, социально-психологические свойства личности, выраженность механизмов психологической защиты, частоту использования копинг-стратегий в трех группах специалистов.

6. Охарактеризовать специфику трансферных реакций во взаимоотношениях специалистов на примере анализа работы балинтовских групп.

Объект исследованияврачи и психологи в общем количестве 120 человек.

1 группа — врачи — психотерапевты (40 чел.).

2 группа — психологи (40 чел.).

3 группа — врачи других специальностей (40 чел.).

В диссертационной работе мы условно будем называть врачей-психотерапевтов — «психотерапевтами», врачей других специальностей — «врачами». Методы исследования:

1. Эмпирический: — включенное наблюдение (анализ работы балинтовских групп).

2. Диагностические:

— Гиссенский опросник соматических жалоб.

— Методика диагностики уровня эмоционального выгорания.

— Гиссенский личностный опросник.

— Опросник «Индекс Жизненного стиля».

— «Опросник способов совладания».

— Авторская проективная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» 3. Статистические:

Процентный подсчет результатованализ средних величинкритерий Т.

Стьюдентакритерий Фишерафакторный анализкорреляционный анализ критерий Пирсона) — однофакторный дисперсионный анализ.

Предмет исследования:

Показатели психосоматического здоровья (субъективная оценка физических жалоб, симптомы синдрома эмоционального выгорания, свойства личности, механизмы психологической защиты, копинг-стратегии) и их взаимосвязипараметры взаимодействия специалиста с клиентом и их влияние на показатели психосоматического здоровья.

Методологические основания исследования. Исследование основано на теоретических принципах системно-субъектного подхода к здоровью как к многосистемному компоненту личности, влияющему на ее биологические, психологические и социальные аспекты (Анохин П.К., Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф., Мясищев В.Н.). Идея интегративности распространяется на определение психосоматического здоровья как структуры, состоящей из соматического и психического компонентов, взаимодействие которых основано на телесной концентрации аффекта (Павлов И.П., Анохин П. Г., Бехтерева Н. П., Сандромирский М. Е., Березин Б. Ф., Ильин Е. П., Freud S., Alexander F., Lown A.). Важное место занимает проблема механизмов адаптации личности (Моросанова В.И., Орлов А. Ю., Агафонова А. О., Конопкин О. А, Maddi S.): теория психологической защиты (Freud S., Freud A.), основанная * на модели психоэмоционального реагирования Р. Плутчика (Plutchik R.) и поддерживаемая отечественными исследователями (Романова Е.С.', Гребенников Л. Р., Никольская И. М., Грановская P.M. и др.), а также концепция копинга или совладающего со стрессом поведения (Сирота H.A., Ялтонский В. М., Крюкова Т. Л., Нартова-Бочавер С. К., Lazarus R., Folkman S. и др.).

Личность и профессиональная деятельность трактуются как факторы, влияющие на психосоматическое здоровье, что рассмотрено на примере специалистов в области медицины и психологии (Ломов Б.Ф., Никифоров Н. Г., Ананьев В. А., Безносов С. П., Водопьянова Н. Е., Бойко В.В.).

Освещены положения деятельности балинтовской группы как метода психопрофилактики профессиональной деформации и нарушений психосоматического здоровья специалистов (Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С. А., Винокур В. А. и др.).

Теоретическое значение работы состоит в расширении представлений о взаимосвязи параметров психосоматического здоровья у врачей и психологовв уточнении клинико-психологических • особенностей взаимодействия данных специалистов с клиентамив расширении представлений об особенностях функционирования трансферных реакций, отражающих специфику взаимодействия в балинтовской группе. Результаты апробации новой проективной методики углубляют понимание процесса профессионального взаимодействия врача и психолога с клиентом.

Материалы диссертации вносят существенный вклад в развитие теоретических основ медицинской (клинической) психологии и психотерапии.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы: при разработке программ и проведении психопрофилактических мероприятий по преодолению риска ухудшения психосоматического здоровья и профессиональной деформации у врачей и психологовпри проведении психодиагностики, связанной с проблемами ухудшения психосоматического здоровья и профессиональной деформации у данных специалистовпри изучении особенностей их взаимоотношений с клиентамив практике супервизий и балинтовских групппри подготовке и тематическом усовершенствовании врачей, психологов и других специалистов «помогающих» профессий.

Данные о характере взаимосвязей показателей психосоматического здоровья и о специфике взаимодействия специалистов в области медицины и психологии с клиентами могут быть включены в качестве разделов в учебные программы и планы курсов: «Медицинская (клиническая) психология», «Основы психологического консультирования и психотерапии», «Основы супервизии и работы в балинтовских группах», «Психология здоровья" — «Психология профессиональных деформаций», «Введение в психотерапевтическую пропедевтику».

Научная новизна работы:

1. Впервые проведен сравнительный анализ выраженности физических жалоб, симптомов синдрома эмоционального сгорания, свойств личности, механизмов психологической защиты, копинг-стратегий у психотерапевтов, психологов и врачей.

2. Разработана авторская проективная методика «Мои взаимоотношения с клиентом», позволяющая охарактеризовать специфику взаимодействия специалистов в области медицины и психологии с клиентами по критериям: ролевая идентификация, доминирующая эмоциональная оценка специалистом себя и клиента, позиция во взаимодействии, степень контактности (контакт-конфликт).

3. Впервые проанализировано влияние параметров взаимоотношений с клиентом на показатели психосоматического здоровья у специалистов в области медицины и психологии.

4. На основе анализа работы балинтовских групп исследован новый «контекст», в овладении врачами и психологами техниками анализа специфики взаимоотношений с клиентом с целью личностного и профессионального роста, психопрофилактики профессиональной деформации и нарушений психосоматического здоровья.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. По результатам субъективной оценки физического самочувствия и диагностики симптоматики СЭВ, общая интенсивность физических жалоб и уровень нервно-психического напряжения достоверно выше у психологов и ниже — у врачей. Психотерапевты занимают промежуточное положение.

2. Выраженность физических жалоб и симптомов СЭВ положительно взаимосвязана с такими свойствами личности специалиста, как низкий и высокий контроль, лидерство и зависимость, положительная социальная репутация, депрессивность, открытость, низкие и высокие социальные способности. Для всех специалистов характерны положительные взаимосвязи физических жалоб и симптомов СЭВ с выраженностью механизмов психологической защиты и отрицательные взаимосвязи — с частотой использования копинг-стратегий.

3.Разработанная авторская проективная методика дает возможность определить характер взаимодействия специалистов в области медицины и психологии с клиентом по параметрам: ролевая идентификация, эмоциональный фон в оценке себя и клиента, позиция во взаимодействии, контакт-конфликт.

4. Специфика взаимодействия с клиентом для всех специалистов характеризуется доминирующей позицией и положительной эмоциональной оценкой себя и клиента. Для психотерапевтов и врачей специфика взаимодействия с клиентом также определена профессиональной идентификационной ролью и конфликтом, а для психологов — личностной идентификационной ролью и наличием контакта.

5. Характер влияния параметров взаимодействия с клиентом на уровень физических жалоб, симптоматику СЭВ, свойства личности, выраженность механизмов психологической защиты и частоту использования копинг-стратегий в группах психотерапевтов, психологов и врачей различен.

6. Для взаимодействия участников балинтовских групп характерны «метатрансферные» реакции. Они возникают в результате взаимодействия членов группы и сопровождают данное взаимодействие в контексте деятельности группы, в которую входят трансферы, детерминированные конкретным случаем заявителя. Апробация работы. Результаты работы доложены и обсуждены на конференции «Ананьевские чтения», Санкт-Петербург, 2005; на Международной конференции «Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины», Санкт-Петербург, 2006; на Международной конференции «Психология совладающего поведения», Кострома, 2007; на 1-м Международном съезде психотерапевтов и психологов-консультантов «Стратегии развития отечественной психотерапии и психологического консультирования», Санкт-Петербург, 2007; на заседании кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава, Санкт-Петербург, 2008; на заседании Проблемной комиссии «Нервные и психические болезни» ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава, Санкт-Петербург, 2008.

158 Выводы.

1. Выраженность физических жалоб и симптоматики СЭВ у врачей-психотерапевтов и психологов достоверно выше, чем у врачей других специальностей. У психологов давление физических жалоб и проявления СЭВ наиболее выражены. Психотерапевтов отличают доминанта сердечных жалобы, психологов — жалобы на истощение, врачей — ревматические жалобы. У психотерапевтов физические жалобы отрицательно взаимосвязаны с симптомами СЭВ, а у психологов и врачей — положительно.

2. У психологов и психотерапевтов достоверно выше социальная репутация, властолюбие, социальные способности и меньшая замкнутость и депрессивность, чем у врачей. При этом, потребность в контроле у психотерапевтов и врачей достоверно выше, чем у психологов. Во всех группах специалистов «выраженность физических жалоб и симптомов СЭВ положительно взаимосвязана с такими свойствами личности: низкий и высокий контроль, лидерство и зависимость, положительная социальная репутация, депрессивность, открытость, низкие и высокие социальные способности.

3. По сравнению с другими специалистами, у психотерапевтов больше выражен защитный механизм «отрицание», у врачей — «регрессии», у психологов меньше выражены защитные механизмы «интеллектуализация» и «реактивное образование». Врачи достоверно чаще, чем психотерапевты и психологи, используют копинг-стратегии «самоконтроль», «положительная переоценка», «планирование решения проблем», «дистанцирование», «поиск социальной поддержки». Для всех специалистов характерны положительные взаимосвязи физических жалоб и симптомов СЭВ с выраженностью механизмов психологической защиты и отрицательные взаимосвязи — с частотой использования копинг-стратегий.

4. Разработанная и апробированная авторская проективная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» позволяет качественно и количественно оценить параметры взаимодействия специалистов в области медицины и психологии с клиентом: ролевую идентификацию, эмоциональный фон во взаимодействиипозиции во взаимодействииналичие — отсутствие контакта при взаимодействии.

4.1. Взаимодействие психотерапевтов и врачей с клиентами характеризуют: профессиональный акцент, позитивная эмоциональная оценка себя и клиентадоминирующая позиция, сложность контакта. Взаимодействие психологов — личностный акцент,. позитивная эмоциональная оценка себя и клиента, доминирующая позиция, наличие контакта. Для врачей, в отличие от других специалистов, характерно снижение эмоционального фона в оценке себя и клиентадля психотерапевтов — позитивный настрой в отношении себя и снижение эмоционального фона в отношении к клиентупсихологам присущ личностный акцент во взаимодействии с клиентом.

4.2. У всех специалистов имеются взаимосвязи в выборе ролей, доминанте эмоционального ~фона~^и использовании определенной позиции во взаимодействии, состоящие в том, что конкретная роль, эмоциональный настрой, позиция снижает тенденцию использования других ролей, эмоций, позиций. Кроме того, позитивное отношение к себе и клиенту у всех специалистов положительно взаимосвязано с партнерской позицией и наличием контакта и отрицательно — с' доминирующей позицией и негативным фоном во взаимодействии.

5. Параметры взаимодействия с клиентом имеют различные тенденции влияния на показатели психосоматического здоровья в сравниваемых группах специалистов.

5.1. У врачей-психотерапевтов личностная идентификация при взаимодействии с клиентом, негативные эмоциональные оценки себя и клиента, исключение эмоций в общении и зависимая позиция усиливают симптоматику СЭВ, а профессиональная идентификация во взаимодействии, позитивная самооценка специалиста вне зависимости от эмоционального отношения к клиенту — ее уменьшают. Доминирующая позиция уменьшает проявления СЭВ на фоне усиления такого его симптома как «эмоционально-нравственная дезориентация».

На уровне социально-психологических свойств личности у психотерапевтов профессиональная идентификация влияет на снижение контроляличностная идентификация — повышает настроение и открытость. Отрицательная эмоциональная оценка себя и клиента способствуют тенденции к улучшению социальной репутации, а партнерство в отношениях уменьшает тенденцию к власти.

Доминирующая позиция во взаимодействии снижает выраженность психологической защиты «компенсация», а конфликт с клиентомвыраженность защитных механизмов «подавление» и «проекция». Исключение эмоций во взаимоотношениях • с клиентом повышает частоту использования копинг-стратегии «самоконтроль». Контакт с клиентом актуализирует копинг-стратегию «планирование решения проблем», а зависимая позиция уменьшает копинг «дистанцирование от ситуации».

5.2. У психологов контакт и позитивная оценка себя и клиента снижают выраженность физических жалоб, а конфликт эти жалобы усиливает. Профессиональная идентификация при взаимодействии, позитивная оценка себя и клиента, наличие конфликта усиливают выраженность симптоматики СЭВ, а личностная идентификация, исключение эмоций в общении, контакт, наоборот, уменьшают выраженность симптоматики СЭВ.

На уровне социально-психологических свойств личности у психологов отрицательная эмоциональная оценка себя и клиента и зависимая позиция в общении приводят к снижению социальных способностей, а контакт с клиентом, наоборот, приводят к их повышению. Зависимая позиция при взаимодействии снижает открытость, а конфликт снижает тенденцию лидировать.

Контакт и партнерство снижают выраженность психологической защиты «замещение». Зависимая позиция, наоборот, усиливает «замещение», а также «компенсацию». Доминирующая позиция снижает выраженность защитного механизма «реактивное образование», партнерская — «интеллектуализации». Исключение эмоций в общении с клиентом и партнерская позиция уменьшают частоту использования копинг-стратегии «принятие ответственности», а партнерство также • уменьшает частоту копинга планирование решения проблем.

5.3. У врачей зависимая позиция во взаимодействии усиливает желудочные жалобы. Позитивная оценка себя и клиента и позитивная оценка себя и негативная — клиента уменьшают симптоматику фазы «Напряжение» СЭВ.

У врачей партнерство во взаимоотношениях влияет на снижение настроения и контроля. Партнерство, контакт усиливают выраженность защитного механизма «реактивное образовании». Контакт — снижает выраженность отрицания, а конфликт его усиливает. Влияние параметров взаимодействия с клиентом на копинг-стратегии не обнаружено.

6. В работе балинтовских групп выделены «метатрансферные» реакции. «Метатрансфеные» реакции возникают в результате взаимодействия членов группы и сопровождают данное взаимодействие в контексте деятельности группы. «Метатрансферные» реакции представляют взаимоотношения триады: «Ведущий-Группа-Заявитель». При этом ведущий идентифицирован с ролью «Учителя», а заявитель — с ролью «Ученика». Группа частично идентифицируется с данными ролевыми позициями, актуализируя ролевые трансляции. Групповая рефлексия, детерминированная взаимодействием данных ролей и трансферными реакциями как ведущего, так и заявителя, усиливает процесс обучения, в результате которого заявитель прогрессирует от роли «Ученика» до роли «Компетентного специалиста».

Метатрансфеные" реакции сопровождают трансферы, индуцированные конкретным случаем заявителя. Возможность бессознательно идентифицироваться с героями проблемной ситуации позволяет участникам групповой работы активизировать обсуждение заявленного случая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Психосоматическое здоровье — это важный компонент личностного функционирования. В концепциях прошлого времени и в концепциях современности психосоматическое здоровье, определяемое взаимодействием души и тела, отражает гармонизацию развития личности, меру ее социальной и внутренней активности.

Эмоциональная сфера личности связывает психический и физический компоненты психосоматического здоровья. Отрицательные эмоции: страх, тревога, гнев, тоска, — могут оказывать на него влияние, приводя к усилению нервно-психического напряжения, истощению физических и психических ресурсов организма и даже к появлению симптомов соматических и нервно-психических заболеваний.

Если характеризовать состояние психосоматического здоровья в целом, то результаты наших исследований совпадают с данными других авторов о соматическом и нервно-психическом состоянии врачей, психотерапевтов и психологов (Богорад И.В.(2001), Молоканов М.В.(1998), Безносов С. Щ1996), Косарев В. В., Васюкова Г. Ф.(2004), Кайбышев В.Г.(2005), Рыбиной О. В., Голышевой В.А.(2004) и др.). В этих исследованиях у всех специалистов выявлены жалобы на истощение (доминируют психологи) и активность сердечных жалоб (доминируют врачи). Но при этом склонность данных специалистов к ипохондрии, которая отмечается у О. В. Рыбиной, у психотерапевтов.

В нашем исследовании разница только в специфике профессий, так как формирующиеся фазы СЭВ, физические жалобы и их давление, соответствующее показателям больных людей, отмечено у психотерапевтов и психологов, а у врачей — показатели физического самочувствия и нервно-психического напряжения в норме. Причём, наибольшую интенсивность нас здесь обнаружена только в отношении л физических жалоб и нервно-психического напряжения демонстрируют психологи.

Тот факт, что в нашем исследовании симптоматика синдрома эмоционального выгорания более выражена у психологов, а затем — у психотерапевтов, также подтверждает результаты других авторов (Анисимов О.В., Ананьев Б.Г.(2006), Безносов С. Щ2003), Водопьяновой Н.Е.(2003) и др. У всех авторов профессиональные качества психотерапевтов и психологов рассматриваются в парадигме эмоционального общения с клиентом. При этом, именно ситуация взаимодействия выступает как фактор риска развития СЭВ с повышением нервно-психического напряжения и ухудшением физического состояния специалиста (Трунов Д.(1998), Безносов С. Щ2003).

Способность специалистов нормализовать состояние психосоматического здоровья поддерживается процессами адаптации в виде автоматических защитных механизмов и в виде сознательно регулируемых копинг-стратегий.

По данным О. Рыбиной (2003), ведущими психологическими защитами у врачей являются «проекция», «интеллектуализация», «отрицание». По данным Е. С. Романовой (1996) у психологов доминируют защиты «регрессия» и «интеллектуализация».

Отметим, что результаты ртшего исследования не совпадают с данными Е. С. Романовой по представителям «помогающих» профессий (студенты-психологи и воспитатели). В нашем исследовании механизмы «регрессии» и «интеллектуализации» занимают нижние рейтинговые места. Причем «интеллектуализация» меньше всего выражена именно у психологов. Ведущее место у психотерапевтов занимают «подавление» и «замещение" — у психологов — «компенсация» и «подавление». У врачей ведущее место занимают «реактивное образование» и «подавление».

Сходство прослеживается по выраженности защитного механизма «реактивное образование» у психологов, который и у нас, и в исследовании Е. С. Романовой, занимает последнее место.

О. Рыбина (2003), отмечает у специалистов с области медицины такие копинг-стратегии, как «планирование решения проблем» и «положительная переоценка ситуации». В наших исследованиях также имеются аналогичные копинги у специалистов. Так у психотерапевтов и психологов также доминирует «положительная переоценка ситуации», у врачей доминирует стратегия «самоконтроль».

Нами также прослежено, что в ситуации ухудшения психофизического самочувствия, увеличения нервно-психического напряжения для всех специалистов характерен отказ от использования более сознательных адаптационных механизмов копинг-стратегий.

Такое минимальное использование копинг-стратегий многие исследователи (Л.И.Анцыферова (1994), Е. Б. Варшаловская (1996) и др.) трактуют как фактор риска дезадаптации, который влияет на ухудшение психосоматического здоровья личности.

Проблема выраженности адаптационных механизмов, и влияние их на социально-психологических свойства личности, в нашем исследовании не соответствует утверждению Л. И. Анцыферовой (1996). Согласно Л. И. Анцыферовой (1996) доминанта совладания присуща альтруистической личности с хорошей самооценкой, умеющей позитивно взаимодействовать с окружающими. И, наоборот, у людей замкнутых, с пониженной самооценкой Л. И. Анциферова (1996) отмечает доминанту использования психологических защит. В нашем исследовании врачи, по сравнению с психотерапевтами и психологами, используют больше копинг-стратегий, но при этом они замкнуты, склонны к депрессии, имеют плохие коммуникативные способности.

В психологии здоровья особенности личности, и специфика ее профессиональной деятельности рассматриваются одновременно с патогенной и саногенной точек зрения. В одних случаях, эти переменные выступают как факторы риска нарушения психосоматического здоровья, а в других — как значимые ресурсы его нормализации.

Изучая специалистов «помогающих» профессий в области медицины и психологии, многие исследователи выделяют те особенности их личности, которые детерминируют успешность профессиональной деятельности и положительно влияют на внешнюю активность личности и на состояние ее психосоматического здоровья. Авторы отмечают, что успешность профессиональной реализации этих специалистов обусловлена такими качествами личности, как ответственность, склонность к сопереживанию, хорошие коммуникативные навыки, коммуникативная толерантность и стрессоустойчивость [27−46−54 и др.].

В нашем исследовании также определены свойства личности групп специалистов в области медицины и психологии, которые позволяют им осуществлять успешную деятельность. Во-первых, это лидерские качества, которыми стремятся обладать все специалисты. Во-вторых, стремление контролировать и быть самокритичными, что присуще психотерапевтам и врачам и менее развито у психологов. В-третьих, хорошие коммуникативные способности, позитивный эмоциональный настрой, признание со стороны окружающих. Эти качества оказались более характерны для психологов и психотерапевтов, нежели для врачей.

В этом плане наше исследование дополняет работы Е. С. Романовой, С. Н. Безносова и других специалистов, где акцентируется важность способности коммуникации для психологов и психотерапевтов. Подчеркивается, что коммуникативный контакт, по сути, определяет успех терапии и консультирования. В то же время описанная Е. С. Романовой профессия «врач» содержит в своей специфике оказание «медицинской помощи» нуждающимся. Врач должен обладать профессиональной логикой вопросов, позволяющих определить нозологию болезни, и уметь использовать соответственную лекарственную терапию. Безусловно (и на это указывают такие исследователи, как Ташлыков В. А., Александров A.A., Карвасарский Б. Д., Исурина Г. Л.) [6−7-174], что умение контактировать с клиентом, видеть в нем личность — это вершина врачебного мастерства и значимый фактор успешности лечения. Но если речь идет о технологии врачебной деятельности, то это не подразумевает, что контакт врача с клиентом включает анализ психоэмоционального состояния клиента, исследование его жизненного пути и причин формирования невротических симптомов. Таким образом, психологи и психотерапевты во взаимодействии с клиентом больше ориентированы на его личностные аспекты, а врачи — на медицинские [26].

В рамках исследования медицинской и психологической специальностей также выделяют те качества личности, которые мешают эффективному выполнению профессиональной деятельности, [46−114−150]. Это: замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, эмоциональная несдержанность, эгоистичность, брезгливость. При этом, дополнительными качествами для психологов и психотерапевтов будут: отсутствие склонности работать с людьми, неумение понять позицию другого человека. В нашем исследовании только врачи оценили себя как имеющие следующие отрицательные для профессии качества: замкнутость, сложность социальных контактов, неустойчивая самооценка. По определениям самих психотерапевтов и психологов, их личностные качества соответствуют требованиям профессии. Указанные выше негативные качества, препятствующие профессиональной деятельности, эти специалисты у себя не отметили.

Несоответствие личностных особенностей требованиям профессии может лежать в основе профессиональной деформации, которая изменяет личность специалиста, а также является патогенным фактором психосоматического здоровья, способствуя возникновению синдрома эмоционального выгорания [26−36−52−53−114 и др.].

Стоит отметить «амбивалентный» характер тех личностных свойств, которые входят в структуру профессионально-важных качеств специалистов. При этом в литературе их характеристика с точки зрения патогенных и саногенных факторов также неоднородна.

Так, например, по исследованиям Е. С. Романовой (1996) и Л. И. Анцыферовой (1998), альтруизм, хорошие социальные и коммуникативные способности позволяют поддерживать отличное психофизическое самочувствие специалистов «помогающимх» профессий.

О том, что фактором усиления физических жалоб, развития синдрома эмоционального выгорания здоровья, могут стать и те личностные свойства специалиста, которые выделены в качестве профессионально-важных качеств, детерминирующих его профессиональное определение (умение сопереживать, коммуникативные способности, положительная социальная репутация, стремление лидировать и.т.п.), также упоминается в литературе [27−46−52−53]. Даже сам «автор» синдрома эмоционального выгорания американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг (Freidenberg H.J.) отмечал, что наиболее важные профессиональные качества личности в конечном итоге, без должной профилактики трансформируются в обратно-противоположные или вовсе исчезают, формируя синдром эмоционального выгорания [130].

В нашем исследовании также отмечена «амбивалентный» характер социально-психологических свойств личности, которые могут в одних случаях позитивно, в других — негативно влияют на состояние психофизического самочувствия специалистов.

Так, например, хорошая социальная репутация и социальные способности взаимосвязаны с уменьшением нервно-психического напряжения у психологов, но у врачей и психотерапевтов эти показатели ухудшают психосоматическое здоровье.

Этот факт проявления «амбивалентности» мы можем объяснить еще тем, что в основе психосоматического здоровья может лежать многообразие взаимосвязи личностных особенностей с характером адаптационных механизмов, по-разному влияющих на состояние психосоматического здоровья.

В психологической науке процесс межличностного взаимодействия рассматривается как многоуровневая система. Конструктивное владение каждым компонентом общения обеспечивает успешность личности во взаимодействии.

Нами разработана и апробирована проективная методика «Мои взваимоотношения с клиентом», отражающая специфику значимых сторон процесса общения: коммуникацию, персоноакцию, трансакцию и интеракцию. Факторизация результатов методики по всей выборке испытуемых определила четыре фактора. Первый фактор — фактор степени контакта, отражает важность эмоционального контакта с клиентом для специалистов «помогающих» профессий (проявление коммункативной и интеракционой функции). Второй — • фактор профессиональной идентификации, показывает, что специалистам «помогающих» профессий необходимо структурировать свои действия и по отношению к клиенту, и по отношению к себе, согласно профессиональной роли: «психолог», «врач», «врач-психотерапевт» (проявление персоноакции). Третий фактор — это фактор степени равноправия во взаимоотношениях. В соответствии с ним, специалистам «помогающих» профессий важно уметь устанавливать равноправные позиции во взаимоотношении с клиентом для достижения наилучшего контакта и понимания (доминанта проявления трансакции). Четвертый фактор — фактор степени эмоциональности во взаимоотношениях, поддерживает все стороны процесса общения.

В соответствии с данными факторами, в специфике взаимодействия исследованных специалистов с клиентом прослеживаются следующие тенденции: опора на профессиональную роль, стремление формализировать контакт путем избегания чрезмерной эмоциональной включенности на фоне положительного отношения к клиенту и к себе, а также на основе партнерских равноправных отношений.

Важной составляющей процесса общения является эмоциональный аспект. Эмоциональный фон процесса общения интроецирован во все его процессы: информирование, коммуникацию, перцепцию, интеракцию, персоноакцию, трансакцию. Именно эмоциональный фон позволяет регулировать эффективность взаимодействия. В нашем исследовании у специалистов в общении с клиентом доминирует положительный фон эмоций. Психотерапевты, психологи и врачи склонны позитивно относиться к клиенту и позитивно оценивать себя в ситуации взаимодействия. Но при этом исследованным нами всем группам врачей, в отличие от психологов, труднее наладить с клиентом конструктивный контакт. Результаты нашего исследования совпадают с взглядами В. Бойко (1994) и других специалистов на наличие позитивных эмоций в общении, как факта упрочнения коммуникативной толерантности. Позитивный эмоциональный фон способствует солидарности в общении, а также снижает напряжение в контакте. У всех групп врачей позитивная оценка себя и клиента способствует налаживанию контакта, у психологов есть взаимосвязь между позитивной оценкой себя и клиента и тенденцией создавать партнерские взаимоотношения.

То обстоятельство, что у всех групп врачей, несмотря на присущий этим специалистам позитивный эмоциональный фон во взаимодействии с клиентом, все же доминирует конфликт в отношениях, можно интерпретировать с позиций эмоциональной включенности специалистов в процесс профессионального взаимодействия, что по мнению многих авторов.

26- 36- 52- 179 и др.] может вести к истощению специалиста и быть фактором развития профессиональной деформации, которая, в свою очередь, может проявляться, как наличие конфликта во взаимодействии.

Процессы персоноакции и трансакции в общении позволяют интерпретировать процесс взаимодействия с клиентом в рамках ролевых позиций взаимодействия [141]. Так, у многих исследователей феномена взаимодействия специалиста с клиентом процесс общения рассматривается именно в парадигме ролевой идентификации специалиста [32−138- 175- и др.]. Общей для этих авторов является тенденция показать специалистов «помогающих» профессий как активных участников взаимодействия, которые пытаются воздействовать (оказывать влияние) на клиента. В нашем исследовании также показано, что специалисты заинтересованы во взаимодействии с клиентом. Это прослеживается и в положительном эмоциональном фоне, и в попытке занять определенную позицию во взаимодействии. Ведущей у всех специалистов является доминирующая позиция во взаимодействии, на «втором» месте — партнерские взаимоотношения. Зависимое положение по отношению к клиенту — на последнем месте. Эти результаты совпадаю с результатами исследований В. А. Ташлыкова (1984), В. А. Петровского (199Д^ согласно которым специалист должен" 1 принимать^на себя ведущую роль при общении с клиентом, это входит в специфику его профессиональной деятельности. В нашем исследовании активное общение со стороны специалиста обусловлено также его стремлением воспринимать клиента согласно специфике своей профессии. Все группы врачей при взаимодействии с клиентом склонны идентифицироваться с ролью профессионала. Но, как, например, отмечает В. Бойко, занятие доминирующей позиции уменьшает коммуникативную толерантность и может разрушить контакт [36]. Данный факт подтверждает и наше исследование, так как доминанта во взаимодействии у всех групп врачей в сочетании с профессиональной идентификацией, влияет на конфликт с клиентом. А для психологов более характерно расширять диаду «специалист-клиент» до диады «человек-человек». Такое расширение характерно для гуманистической психологии (Rogers К., Masloy А.). Кроме того, по мнению Б. Г. Ананьева, С. П. Безносова, чрезмерное использование профессиональной роли может вести к профессиональному сгоранию и в целом — к ухудшению психосоматического здоровья [13- 27].

Наши исследования частично подтверждают это положение, в отношении психологов. Именно у них профессиональная идентификация влияет на усиление нервно-психического напряжения, а личностная — его ослабляет. Что же касается психотерапевтов, то для них ситуация прямо противоположна.

Чтоже касается связи ролевой позиции и эффективности процесса общения, то она четко прослеживается в трансактной теории Э. Берна (Bern Е.) Он отметил, что эффективность трансакций (взаимодействий) будет детерминирована стремлением занять партнерскую позицию субъектом общения. Результаты нашего исследования подтверждают данный факт на примере взаимодействия с клиентами. Так, выявлена тесная взаимосвязь между позитивным отношением к себе, к клиенту, партнерской позицией и конструктивным контактом у психологов. У всех групп врачей партнерская позиция и контакт также взаимосвязаны. Эмоциональная оценка специалистов себя и клиента индуцирует состояние нервно-психического напряжения и влияет на соматические компонент здоровья. При позитивном восприятии себя, без учета эмоциональной оценки клиента, для психотерапевтов и врачей характерно снижение нервно-психического напряжения, а для психологовуменьшение жалоб на истощение, но при этом усиливается симптом травматических переживаний.

Согласно результатам нашего диссертационного исследования специфика взаимодействия специалистов с клиентами влияет на физические жалобы, нервно-психическое напряжение, на характер социальнопсихологических свойств личности, выраженность механизмов психологической защиты и копинг-стратегий. При этом сам характер взаимодействия обуславливает состояние психосоматического здоровья в положительную и отрицательную сторону.

Специфика взаимодействия с клиентом и состояние психосоматического здоровья специалистов в области медицины и психологии — это один из важных деонтологических аспектов, на котором базируются многие психопрофилактические программы и технологии. Наряду с самоанализом, практикой супервизий (как терапией для специалистов), в настоящее время наиболее эффективной психопрофилактическое технологией является балинтовская группа [23−50 и др.]. В системе балинтовской группы особенно важны два аспекта — профессиональное обучение специалистов «помогающих» профессий и трансактные, персонологические составляющие процесса общения с клиентом. Бессознательные трансферные реакции выступают как база этих составляющих. Работы основателя балинтовских групп М. Балинта (ВаНЩ М.) показали, что участие в этих группах позволяет специалистам осознать свои трансферные реакции, связанные с тем или иньш соде заявленной проблемы. Специалист использует осознание собственного контртрансфера для последующего применения его как инструмента терапевтической помощи клиенту. Кроме того, понимание контртрансфера дает ему возможность отреагировать ряд эмоций и когнитивных установок, которые, будучи бессознательными, затрудняют процесс взаимодействия с клиентом.

В рамках практического исследования трансферных реакций участников балинтовских групп нами были-выявлены стабильные реакции трансфера и контртрансфера, обозначенные нами как «метатрансферные», которые всегда актуализируются в процессе работы группы. Они находятся над всем процессом взаимодействия. Эти реакции детерминированы ранним опытом родительско-детских отношений и представляют собой идентификации участников группового процесса с ролью «значимого Другого» (ее варианты: «Родитель», «Учитель») и с ролью «Ребенка», зависимого от «значимого Другого"(ее вариант: «Ученик»). При этом ведущий группы может идентифицироваться только с ролью «значимого Другого». А участники групповой работы, в том числе и заявитель случая, вначале идентифицируются с «детской», «ученической» ролями. Мы предполагаем, что этот факт усиливает мотивацию к обучению, конечной целыо которого является прогресс от роли «ученика» до роли «компетентного специалиста». «Метатрансферпые» реакции участников балинтовской группы сосуществуют наряду с «дополнительными» трансферными реакциями, которые индуцированы конкретным случаем.

Таким образом, эмоциональные, когнитивные и поведенческие связи между участниками балинтовской группы нередко являются результатом проективнойидентификаций, х характеризуемой потребностью вникнуть в ситуацию взаимодействия с клиентом, о которой сообщает специалист-заявитель. Возможность бессознательно идентифицироваться с героями заявленной ситуации позволяет участникам групповой работы активизировать проблематику случая.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что взаимосвязь параметров психосоматического здоровья, и влияние на них особенностей взаимодействия с клиентом, у всех исследуемых групп специалистов представляет собой важный аспект в понимании состояния здоровья личности и специфики профессионального самочувствия у специалистов в области медицины и психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин JIM. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека-Казань: Изд-во КазГУ, 1987. —156с.
  2. Г. С., Юдич Ю. А. Психология в медицине. —М.: Медицина, 1998.-236с.
  3. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Академический проект, 1991.-305с.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. -117с.
  5. С.Г. Перенос, контрперенос и тревога отечественных психотерапевтов.// Московский психотерапевтический журнал, 1998. — № 2. -С.7−15.
  6. A.A. О сотрудничестве врача и психолога в лечебном процессе. Задачи их совместной подготовки на кафедре медицинской психологии. -СПб.: Изд-во СПбМАПО, 1995. -235с.
  7. A.A., Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д. Современные формы подготовки и усовершенствования врачей в области психотерапии: медицинские рекомендации. СПб.: Изд-во СПбМАПО, 1990.-304с.
  8. JI.A. Концепции жизнестойкости личности. / Сборник научных трудов, Выпуск 2./ под ред. Горбатовой М. М., Серого A.B., Ясницкого М. С. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. -С.82−90.
  9. Ф., Селесник Ш. (Alexander F., Slesnik Sh.) Человек и его душа. -М.: МПИ, 1995.-С. 552−571.
  10. Ф. (Alexander F.) Психосоматическая медицина. Принципы и применение.-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. — 336с.
  11. П.Алемасова А. Ю., Васильев А. Б., Гончарова Н. В., Задвицкий С. М, .Никитин М. Ю, Раскин В. Н, Смирнова М. В, Тимофеева О. М, Храмов
  12. B.B, Шарова Г. В, Шумская И. М., Ялов A.M. Психологическое сопровождение специалистов «помогающих профессий» (опыт работы пснходраматической группы). // Журнал практического психолога, 1999. № 7−8, июль-август.-С.52−57.
  13. H.A., Малкова Г. Ю. Оценка психометрических свойств методики «ИЖС» Плучика-Келлермана. // Вопросы психологии, 2006. -№ 3. С.151−159.
  14. .Г. Психология и проблемы человекознания — Москва-Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. -278с.
  15. .Г. Человек как предмет познания. —Л.:ЛГУ, 1968. 118с.
  16. В. А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени доктора психол. наук. СПб., 1998. — 23с.
  17. В.А. Психология здоровья. Книга 1. Спб.: Речь, 2006. -384с.
  18. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. -М.: Наука, 1980.- 196с.
  19. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях. Переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал, 1994. — № 1. -С.З-18.
  20. Л.И. Условия деформации личности. // Новые исследования. -М.: Наука, 1998. С. 32−38.
  21. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. -М.: Смысл, 2002. -479с.
  22. А.Г. Психология личности. М.: Смысл., 1990. -375с.
  23. М. (Balint М.) Базисный дефект. -Москва: Академический проект, 2002. -113с.
  24. Балинтовские группы и супервизия. в подготовке специалистов, работающих с людьми. Учебное пособие под ред. Эйдемиллера Э. Г.,
  25. В.А., Кулакова С.А., Кремлевой О. В., Токарева H.A., Токаревой JI.A. Спб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.-83с.
  26. .А., Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д. Методические приемы усовершенствования в области психотерапии (СПТ, тренинги, психотерапевтические группы, балинтовские группы), типовая программа семинара. -СПб., 1992. —17с.
  27. Ф.В. О силе Я и психологической защите. // Вопросы философии, 1969.-№ 2.-С. 118−126.
  28. С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. -272с.
  29. С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. -Спб.: ВВКУ ВВ МВД России, 1995. -168с.
  30. Е.В., Соколова Е. Д. Механизмы психологической защиты. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1997. —№ 2, -Т.97. С.44−48.
  31. Ф.Б. Некоторые механизмы интрапсихической адаптации и психосоматическое соотношение. — В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси, 1978, Т. 2, — с.281−291.
  32. Ф. Б.Психологическая и психофизическая адаптация человека. -Л.: ЛГУ, 1988.-234с.
  33. Э. (Bern Е.) Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб.: МФИН, 1992.— 448с.
  34. Берн Э (Bern Е.) Игры, в которые играют люди. -М.: Белфакс, 1990 — 263с.
  35. М.В. Рефлексия психологической защиты в профессиональной деятельности медицинского психолога. Тюмень: ТюмГУ, 2003.-С.12.
  36. A.A. Смысл жизни и акме человека: соотношениебудничного" и «высшего» «я». // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. — М.: Смысл, 1997. -302с.
  37. В. А. Психологический стресс: развитие учения и предопределение проблемы. М.: ПЕР СЭ, 2006. -528с.
  38. В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. Спб.: Сударыня, 1999. -28с.
  39. A.A. Психологическая помощь: теория и практика. -М.: Изд.-во института психотерапии, 2000. — 368с.
  40. A.A. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. // Московский психологический журнал, 2000 № 9. — http://magazine.mospsy.ru/nomer9/s02.shtml
  41. .С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1981. -№ 2. -С.34−37.
  42. Дж. (Brown G.) Психосоматический подход. // Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: ACT, 1997. — С.115−139.
  43. A.B. Андеграунд диамата. // Проблема субъекта в психологической науке. // Под ред. Брушлинского A.B., Воловиковой И. М., Дружинина В. Н. М.: Изд-во Академический проект, 2000. — С. 7−12.
  44. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: РАН. Институт психологии, 1994. — 109с.
  45. Л.И., Петрова H.H. Психологическая защита и аффективные расстройства у пациентов в ситуации витальной угрозы. // Социальная и клиническая психиатрия, 2000. Т. 10, вып.1. — С.73−74.
  46. О.С., Филиппов Ф. Р. Психология здорового человека: эталоны, представления, установки. —М.: Academia, 2001. —343с.
  47. Ф.Е. Психология переживания. -М.: МГУ, 1984. -272с.
  48. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию психолог. -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2002. -464с.
  49. А.М. Психосоматические отношения. // Заболевания вегетативной нервной системы. / под ред. Вейна А. М. —М.: Медицина, 1991. -С.З 74−3 84.
  50. Д. (Winnicott D) Контрперенос. // Эра контрпереноса: антология психоаналитических исследований (1949−1999гг). / Сборник статей / под ред. Романова И. Ю. -М.: Академический проект, 2005.1. С.366−375.
  51. В.А. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми. -СПб.: СПбМАПО, 1998. -115с.
  52. , В.А., Рыбина О. В. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей. // Врачебные ведомости, 2004. № 1. — С. 73 -75.
  53. Н.Е. Психическое выгорание. // Стоматолог. — М.: Медицина, 2002. № 7. — С. 12.
  54. Н.Е. Синдром «психологического выгорания» в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья./ Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: СПбГУ, 2000. — С. 443−463.
  55. IT.E., Ходырева Н. В. Психология здоровья. // Вестник ЛГУ, Серия 6, 1991. Выпуск 4. — С.34−49.
  56. В.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации, и ее значение в психотерапии больных шизофренией. //
  57. Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. / Под ред. Кабанова М.М.— Д., 1976. — С.26—28.
  58. М.А. Защитные механизмы личности в структуре синдрома «выгорания». // Украинский медицинский журнал, 2002. № 6. — С. 122 — 124.
  59. В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология (наднозологическя диагностика и терапия психосоматических заболеваний и неврозов). Спб.: СОТИС, 1999. -320с.
  60. В.И. Человек, жизнь, здоровье (Древние и новые каноны медицины). -СПб.: Знание, 1995. -237с.
  61. A.B. К вопросу о психотерапевтической направленности взаимоотношений врача и онкологического больного. // Социально-психологические исследования неврологии. —JI.: Знание, 1980. -С.35−38.
  62. P.M., Никольская И. М. Защита личности: Психологические механизмы. СПб.: Знание, Свет, 1999. — 352с.
  63. P.M., Психологическая защита. -СПб.: Речь, 2007. -AI6с.
  64. H.A. О связи самопрезентации и самосознания Я-образа в ситуации неуспеха. // Вестник Московского Университета, Серия 14. Психология, 2001. № 3. -С. 38−42.
  65. И. Социальная психология здоровья. -М.: Наука, 1997. -312с.
  66. Л. Д., Ральникова И. А. Психология здоровья. -М.: Академический проект, 2002. -448с.
  67. Е.П. Психофизиология состоянии человека. -СПб.: Питер, 2005. -411с.
  68. С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере «помогающих» профессий). Автреф дис. к.п.н — М.: РГБ, 2002. -23с.
  69. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности. -М.:Смысл, 2005. -247с.
  70. В.Г. Оценка психо-эмоционального состояния хирургов. // Медицина труда и промышленная экология, 2005. —№ 7. -С. 15−17.
  71. В.Г. Социально-гигиенические факторы формирования здоровья врачей. // Медицина труда и промышленная экология, 2005. -№ 7. -С.30−34.
  72. П.И. Сущностные характеристики понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки «здравоохранения». -М.: Смысл, 1998. -236с
  73. Э., Еремеева А. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000. -278с.
  74. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 536с.
  75. М. (Klein М.) Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка. // Психоанализ в развитии./ Под ред. Порошенко А. П. —Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -176с.
  76. Клиническая психология. Под ред. Карвасарского Б.Д.-Спб.: Питер, 2000. -960с.
  77. Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности. // Вопросы психологии. — 2007.-№ 2.-С. 17−29.
  78. Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении. // Вопросы психологии, 2006. —№ 2. -С.3−12.
  79. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.-65с.
  80. O.A. Участие энергии в осознанной регуляции управленческой активности человека. // Вопросы психологии, 2006. -№ 3. С.38−48.
  81. В.В., Васюкова Г. Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области. // Гигиена и санитария. -М.: Медицина, 2004. № 3. — С. 27−38.
  82. А., Ледер С., Чабала Ч. (Kosewska А., Leder S., Czabala Cz.) Подготовка в области групповой терапии. // Групповая психотерапия. -под ред. Б. Д. Карвасарского. -М.: Медицина, 1990. -384с.
  83. Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и стресс. -М.: Наука, 1970, -200с.
  84. Дж. (Kotler G.) Лучшие психотерапевты что они за люди? // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003. —№ 3. // ttp://www.psychol.ras.ru/ippppfr/journal/index.htm
  85. X. (Kohut H.) Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности. М: Когито-Центр, 2003. -368с.
  86. Л.Т. Методы изучения совладающего поведения. -Косторома: Авант, ИТУП, 2007. -60с.
  87. Л.Т., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ. // Психологическая диагностика, 2005. -№ 3. -С.65−75.
  88. Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: КГУ, 2004. -356с.
  89. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. // Системные исследования свойств личности. -М.: Наука, 1994. -С. 9−23.
  90. С.А. Основы психосоматики. -СПб.: Речь, 2003. -288с.
  91. С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. -М.: Речь, 2002. -236с.
  92. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа.М. С. Психология общения. -СПб. Литер, 2001−720с.
  93. П. (Kutter Р.) Балинт-группа в работе со студентами-психологами. Опыт, накопленный в университете. //(Сборник Die Balint-Gruppe in Klinik und Praxis, 1988. -C.98−109) //http://www.freuds.ru/gruppen/balintg2.htm
  94. E.A. Пихология взаимодействия. Спб.: Речь, 2002. -345с.
  95. Е.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -346с.
  96. P.C. (Lusarus R. S.) Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. /Под ред. Леви В. -Л.: Медицина, 1970.-С. 178−208.
  97. Н.Д., Ушаков Г. К., Клиническая психология. —М.: Медицина, 1976. -212с.
  98. НМ., Палей А. И. Балинтовские группы для ведущих психологический тренинг. -СПб.: СПбГТУ, 1995. -32с.
  99. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. — М.: Смысл, 1993.- 123с.
  100. Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Выпуск 1. / Под ред. Братуся Б. С., Леонтьева Д. А. М.: Смысл, 2002. -С.56−65.
  101. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. —236с.
  102. A. (Lowen А.) Биоэнергетика. -СПб.: Ювента, 1997−3 81с.
  103. Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах -Хофман К. (Luban-Plocca В., Paldinger V., Krager F., Lederah-Hofman К.) Психосоматические расстройства в общей медицинской практике-СПб.: НИИ им В. М. Бехтерева, 2002. -287с.
  104. Любан-Плоцца Б. (Luban-Plocca В.) Аксонские беседы: психосоматическая концепция возможности для пациента и врача. // Транскультурные исследования в психотерапии. —Л.: ЛГУ, 1989. -С.20−26.
  105. Л. (Luborsky L.) Принципы психоаналитической психотерапии: руководство по поддерживающему экспрессивному лчению. -М.: Когито-центр, 2003. -256с.
  106. Л. (Luborsky L.) Эра «измерения» переноса CCRT и другие методы. // www.psychology.ru/yarkor/
  107. B.B. Обучение врачей в области психотерапии и подготовка врачей психотерапевтов. .// Психотерапия от теории к практике. -Спб., 1995. -С.37−41
  108. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал, 2001. -Т.22. № 1. -С. 16−24
  109. Т.В., Михайлов Л. А., Соломин В. П., Шатровой О. В. Психологическая защита. Направления и методы. -Спб.: Речь, 2008. -231с.
  110. Малыкина -Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. -М.: Рос-Мэн, 2005. -234с. .
  111. А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996. -554с.
  112. В.Н. Масштаб личности и ее адаптация. //Мир психологии, 2007. -№ 1. -С. 100−113.
  113. A. (Maslow А.) Дальние пределы человеческой психики. -Спб.: Питер, 1997. -118с.
  114. Г. (Matulene Н.) От социальной адаптации к деятельности. // Психологический журнал, 2002. -Т23. -№ 5. -С. 108 112.
  115. В. Д., Соловьев С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. —М.: МЕДпресс-информ, 2002. -608с.
  116. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1970. -Т. 77. -Вып.6. -65с.
  117. М.В. Личностные компоненты успешности практического психолога. Автореф дисс. к.п.н. М., 1994. -21с.
  118. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции произвольной активности человека. -М.: Наука, 1998.-112с.
  119. В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека.// Психологический журнал, 2002. — Т23. -№ 6. -С.5−17
  120. В.И., Агафонова А. О. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты. // Регуляция психических состояний. / Под ред. Прохорова А. О. -Казань: КГУ, 2001. -С.42−47
  121. В.Н. Личность и неврозы. -Л.: ЛГУ, 1960. -81с.
  122. A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
  123. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал, 1997. -Т18. — № 5. — С.35−39
  124. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. -Л.: Занание, 1983. —71с.
  125. Г. С., Ананьев В. А., Гурвич И. Н. Психология здоровья. -СПб.: СпбГУ, 2000—504с.
  126. Г. С. Самоконтроль человека. -Л.: ЛГУ, 1989. -73.
  127. Г. С. Психология здоровья. -Спб.: Питер, 2006. -607с.
  128. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2000. -507с.
  129. И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека. // Психология совладающего поведения: материалы Международной науч.-практ. конф. /отв. ред.: Сергиенко .Е.А., Крюкова Т. Л. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С52−54.
  130. Т. (Ogden Т.) Мечты и интерпретации. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. -304с.
  131. Олпорт Г.(01рой G.) Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Леонтьева Д. А. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  132. M. Д., Бойков A.A., Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощённости и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала. // Скорая медицинская помощь, 2003. № 3. — С. 17 — 20.
  133. В.А. Психология неадаптированной активности. —М.: Горбунок, 1992. -116с.
  134. В.А. К пониманию личности в психологии. // Вопросы психологии, 1981. — № 2. С. 40−46.
  135. В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъективной теории. // Мир психологии, 2007. -№ 1. С. 13−30.
  136. В.А. Трехфакторная модель Значимого Другого. // Вопросы психологии, 1991. -№ 1./ http://voppsy.ru/4y/contents/c911.php
  137. O.A. Самореализация личности в процессе социального взаимодействия. // Вестник СПбГУ, Серия 6, Философия, политология, писхология, 2005. -Выпуск 1. С85−91
  138. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб: Речь, 2006. — 325с.
  139. Проблема субъекта в психологической науке. / Под ред. Брушлинского A.B., Воловиковой М. И., Дружинина В. Н. -М.: Изд-во «Академический проект», 2000. -С27−42
  140. Психология мотивации и эмоций. / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Фаликман М. В. -СПб.: Речь, 2002. -402с.
  141. Психология совладающего поведения. // Материалы Междунар.науч.-практ. конф. / отв. ред. Сергиенко Е. А., Крюкова Т. — Кострома: КГУ им. H. А. Некрасова, 2007. 426 с.
  142. Г. (Racker H.) Значение и использование контрпереноса. // Московский психотерапевтический журнал, 1998. № 2. — С.95−144.
  143. П. (Ricoeur Р.) Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — M.:Academia, 1995. -653с.
  144. О.Н. Формирование некоторых личностных особенностей под влиянием хронического утомления. // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. / Под. ред. Ломова Б. Ф. -Л.: ЛГУ, 1984. -С.33−37
  145. И.ГО. Понимание контрпереноса в кляйнианской традиции. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2000. -№ 4. // http://www.psychol.ras.ru/ippppfr/journal/index.htm
  146. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — М.: Смысл, 1996. -345с.
  147. Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограмы. -СПб.: Питер, 2007. -464с.
  148. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал, 2002. Т.23. — № 3. — С.85−95.
  149. Ш. (Rout Sh.) Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002. -№ 1. //http://vvww.psychol.ras.ru/ippppfr/jounial/index.htm
  150. Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения. // Мир психологии, 1998. -№ 3. -С.6−9
  151. О.В., Голышева В. А. Клинико-психологические характеристики профессионального стресса у врачей-психиатров. // Материалы научной сессии. Пермь-Ижевск, 2004. — С. 224 — 226.
  152. О.В., Соколовская Т. В. Характеристика защитно-совладающего стиля поведения врачей психиатров и врачей хирургических специальностей. // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии. — СПб, 2004. — С. 263 — 267.
  153. O.B. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса. Автореф. Дисс. к.п.с. —СПб., 2005. -22с.
  154. Г. С. (Sallivan G.S.) Интерперсональная теория в психистарии. -М: КПС± Спб.:Ювента, 1999. -347с.
  155. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Под ред. Райгородского Д. Я. М.-Самара: Бахрах, 2000. — 656с.
  156. М.Е. Психосоматика и телесно-ориентированная психотерапия. —М.: Мир Урании, 2005. —592с.
  157. М.Е. Состояние психической адаптации в условиях хронического психоэмоционального стресса в связи с личностно-типологическими характеристиками. Автореф. Дисс. К.м.н., -М., 2000.-28 с.
  158. М.Е. Телесная психокоррекция: клинико-физиологический подход. — Уфа: Филиал Моск. Госуд. Открытого педагогич. Университета им. М. А. Шолохова, 2002. 126с.
  159. Дж., Дэр К., Холдер A. (Sandler G., Holder А.) Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. — М.: Смысл, 1995.-224с
  160. К.В. Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья. -М.: ACT, 2003.-636с.
  161. Н. А., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Видерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. —М. Генезис, 2001.-216с.
  162. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М: Смысл, 1995.-302с
  163. Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. -М: Академический проект, 2004. 253с.
  164. Г. В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. -М.: Институт психологии, 2005. -526с.
  165. Л.Ю. Психологические защиты. —Ярославль.: Академия Холдинг, 2000. -445с.
  166. И.П. Психология взаимодействий. Екатеринбург: Академкнига, 2000. — 447с.
  167. С. А. Проблема исследования межличностного взаимодействия. // Психологический вестник. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Вып. 1. — ч.2. -С 32−37
  168. В.А. Взаимоотношения врача и больного в процессе психотерапии. Аавтореф дисс. к.м.н. -Л., 1974. -81с.
  169. В. А. Проблемы и перспективы подготовки психотерапевтов. // Психотерапия, от теории к практике. Под ред. Карвасарского Б. Д. -СПб., 1995. -С.91−96.
  170. В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. -СПб.: СПбМАПО, 1992.-113 с.
  171. В.А. Психология лечебного процесса. -Л.: Медицина, 1984.- 182с.
  172. Тополянский В Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986. -384с.
  173. A. (Trenkel А.) Основы, специфика и перспективы Балинтовской работы, 1984. Русский перевод статьи см.: http ://www.psychoanalyse.narod.ru/trenkel 1 .htm
  174. Д. О профессиональной деформации практического психолога. //Психологическая газета, 1998. -№ 1. -С. 12−13.
  175. И.Б., Сорокин О. Г. Адаптационный потенциал человека. // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. М.: Медицина, 2004. -№ 3. — С.8−13.
  176. A. (Freud А.) Психология «Я» и защитные механизмы. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 140с.
  177. Фрейд 3. (Freud S.) (1916−1917) Введение в психоанализ. Лекции. -М.-Воронеж: МПО МО ДЕК, 1991. -720с.
  178. Фрейд 3.(Freud S.) (1912а) О динамике «перенесения». // Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: «Беларусь», 1991. — С. 113−120.
  179. Фрейд 3. (Freud S.) Психология бессознательного: Сб. Произведений. /Под ред Ярошевского М. Г. М.: Просвещение, 1990. -448с.
  180. Э. (Fromm Е.) Человек для самого себя. // Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.:Академия, 1993. -С.325−467
  181. П. (Heimann Р) (1950) О контрпереносе. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2000. —№ 3. //www.psychol.ras.ru/ippppfr/
  182. И. (Hardy I.) Врач, сестра, больной. Психология работы с больным. -Будабешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1988. — 340с.
  183. М.В., Юрьева Т. В. Состояние когнитивно-эмоциональной сферы как фактор нарушения психосоматического здоровья студентов. // Валеология, 2003. —№ 3. -С.39−43.
  184. Р.Д. (Hinshelwood R.D.) Контрперенос и психотерапевтические отношения. Новейшие изменения в психотерапевтической технике. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2007. —№ 1. //http://www.psychol.ras.ru/ippppfr/journal/index.htm
  185. Н.В. Психологические факторы здоровья. // Сборник Актуальные проблемы практической психологи. -СПб.: СП6ГУД991. -С.48−52
  186. А.Б., Гарапян Н. Г. Соматизация — история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели. // Московский психотерапевтический журнал, 2000. № 2. — С. 5−50.
  187. А.Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура (на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств). // Московский психотерапевтический журнал, 1999.-№ 2.-С. 61−90.
  188. Е.В. Дискриптивное моделирование коммуникативного процесса: субъектно-семантический и стуктурно-динамический подходы. // Мир психологии, 2007. -№ 1. -С. 170−183.
  189. Е.И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг -поведение у больных неврозами, и их динамика под влиянием групповой психотерапии. Автореф дисс. к.м.н. -СПб, 1994. -21с.
  190. Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции. // Мир психологии. 2001. № 1. — С. 6478.
  191. В.А. Исследование групповых защитных механизмов. // Психологический журнал, 2001. Т.22. — № 1. — С.5−15.
  192. Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. -СПб.: Питер, 2000. -255с.
  193. Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. -СПб.: Речь, 2005. — 625с.
  194. Эра контрпереноса: Деонтология психоаналитических исследований (1949−1999гг). / Сб. статей под ред. Романова И. Ю. -М: Академический проект, 2005. -576с.
  195. Э. (Erikson Е.) (1968). Идентичность: юность и кризис. -M.:Aliteia, 1996.-467с.
  196. Г. (Etchegoen Н.) Контрперенос. // Эра контрпереноса: антология психоаналитических исследований (1949−1999гг). / Сб. статей под ред. Романова И. Ю. -М.: Академический проект, 2005. -С.71−238.
  197. Юнг К.Г. (Jung K.G.) Аналитическая психология. -СПб.: Кентавр, 1994.-137с.
  198. К.В. Присутствие и невербальная коммуникация. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2000. № 1. //http://wvw.psychol.ras.ru/ippppfr/journal/index.htm
  199. A.M. Ошибочные тенденции начинающих групповых терапевтов в процессе подготовки. // Журнал невропатологии и психиатрии им Кормакова, 1995. —№ 3. -С.7−12.
  200. .А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. -М.: Медицина, 2005. -81с.
  201. Balint М. The Doctor, his patient and the illness. -Tavistok, London, 1957 / http://www.freuds.m/gruppen/balintmi.htm
  202. Benoit W.L. Another visit to the theory of image restoration usage. -Cambridge, 2000.-112p.
  203. Crane M. Why burn-out doctors get suet more often. // Medical Economics, 1988. -vol. 75(10). -P.210−212.
  204. Dorsafe D. Influence of transference and counter-transference in the caring relationship. // Soins Psychiatr, 2003. Jan-Feb. — P 23−26
  205. Felton J.S. Burnout as a clinical entity its importance in health care workers. // Occupational medicine, 1998. — vol. 48. — P.237- 250.
  206. Gill M.M. Analysis of transference. Theory and technique. -N.Y.: International Uniiversity Press, 1982. -55 lp.
  207. Heide Otten. Balintwork leads to Psychosomatic thinking and is an advantage to the well-being of patients and doctors, 2002.// Английский текст http://www.balintinternationaI.com/balintwork.html H
  208. Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction. // Advances in Psychiatric Treatment, 2000. -Vol.6. -P.226−235
  209. Jaffe L. Countertransference, supervised analysis, and psychoanalytic training requirements. // J Am Psy choanal Assoc, 2001. -Summer-49(3):831. -P.53−56.
  210. Jecobs T.J. Countertransference past and present: a review of the concept. // International Journal of Psycho-Analysis, 1999. vol. 80, part 3. -P.45−48.
  211. Jones E.E. Interpersonal perseption. -New York, 1990. —79p.
  212. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers. // Journal of Psycology, 1997.-vol.4.-P.132−137.
  213. Kahili S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical evidence. // Canadian Journal of counseling review, 1988. V.22 (3). -P.310−342.
  214. Kutter P. Die Balint-Gruppe in Klinik und Praxis. // Springer-Verlag, 1988. -vol.8. —P.98−109. // Русский перевод статьи см.: http ://www.psychoanalyse .narod.ru/balintg 1 .htm
  215. Little M. Counter-Transference and the Patient’s Response to It. // Int. J. Psycho-Anal., 1985. -V.2.-P.23−40
  216. Maddi Salvatore R., Khoshaba Deborah M. Hardiness and Mental Health. // Journal of Personality Assessment, 1994. Oct, v63 (n2). -P.265−274.
  217. Maslach, C. Burned-out. // Humen Behaviour, 1986. -Vol. 5(9). -P.16−22.
  218. Pick I. B. Working through in the counter-transference. //Mainly Theory. -London, Routledge, 2006. P. 34−47.// Русский перевод на сайте: http//www.psychol.ras.ru/ippppfr/ (Журнал практической психологии и психоанализа, 2006,№ 1)
  219. Reich A. On Counter-Transference. // Int. J. Psycho-Anal., 1985. -V7. -P.25−31.
  220. Salinsky J. How would you like your Balint? // Journal of The Balint Society, 2004. -Vol. 32. P.45−49 2004.// Английский текст см.: http://www.balint.co.uk/journal.html
  221. Walker B.L. Countertransference: a clinical concept, a research tool. // Arch Psychiatr Nurs, 2002. -vol 4. P. 199−200.
Заполнить форму текущей работой