Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция «трех миров» Мао Цзэдуна в контексте традиционных политических доктрин Китая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль политической науки не исчерпывается лишь теоретическим интересом, она зачастую напрямую участвует в проектировании судеб той или иной страны. Вот почему мы не можем беспристрастно взирать на борьбу политологических течений в Китае. О того, какое из них одержит в конечном счете победу, зависит и мировое положение России. Останется ли Россия равноправным партнером Китая, окажется ли… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и исторические источники концепции «трех миров» Мао Цзэдуна
    • 1. Традиционные политические учения Китая как основа доктрины Мао Цзэдуна
    • 2. Теоретические аспекты проблемы рецепции марксизма в Китае
    • 3. Эволюция философских и социально-политических взглядов Мао Цзэдуна
  • Глава II. Основные элементы концепции «трех миров» Мао Цзэдуна
    • 1. Прагматизм как ключевой методологический принцип политической доктрины Мао Цзэдуна
    • 2. Эволюция концепций «трех миров» и «наступления «мировой деревни»
    • 3. Концепция «трех миров» и экспансионистская доктрина Мао Цзэдуна
  • Глава III. Трансформация концепции «трех миров» Мао Цзэдуна в постмаоистской политической теории
    • 1. Дэн Сяопин: от претензий на лидерство в «третьем мире» к принципу «пребывания в тени»
    • 2. Цзян Цзэминь: доцзихуа — многополярность по-китайски
  • Заключение

Концепция «трех миров» Мао Цзэдуна в контексте традиционных политических доктрин Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В мировой политике XXI века Китай стал фактором влияния, с которым нельзя не считаться. Китайцы привыкают к тому, что их страна с каждым годом все больше оправдывает свой статус великой державы {даго, ^ Ш). Рекордные в мире показатели роста китайского ВВП имеют для жителей Поднебесной не только утилитарное значение. В их глазах экономические успехи стали символом национального престижа. Китай переживает взлет национального самосознания.

Ошеломляющий подъем Китая принципиально изменил мировую политическую ситуацию. Потенциально — в силу территориальных и демографических особенностей — могущественная страна начала стремительно реализовывать свои возможности, данные ей самой географией, резко меняя баланс сил в глобальном масштабе.

В связи с растущей мощью и сверхдержавными амбициями КНР тема теоретических оснований китайской политической доктрины становится особенно актуальной. Хотя бы в силу своего географического положения Россия является одним из главных конкурентов Китая на международной арене. Вот почему знание об основах, на которых зиждется политическое сознание китайских руководителей чрезвычайно важно — оно поможет лучшему пониманию предпринимаемых ими действий и правильной оценке ситуации.

Истоки современной китайской политической теории необходимо искать в первую очередь в политической доктрине Мао Цзэдуна, ядром которых является его концепция «трех миров». Почти тридцатилетняя деятельность Мао на посту руководителя коммунистического Китая до неузнаваемости изменила эту страну и на долгие годы вперед определила ее как внутри-, так и внешнеполитические ориентиры. Позитивный и всесторонний анализ наследия Мао Цзэдуна может позволить избежать ряда ошибок в выстраивании межгосударственных отношениях с Китаем, выявить подлинные амбиции и интенции его лидеров, прогнозировать их политическое поведение. Изучение маоистской политической теории важно по той причине, что доктрина маоизма остается идейной основой китайского общества и так или иначе определяет деятельность страны на мировой арене.

Очевидно, что проводимая Китаем внешняя политика непосредственно затрагивает коренные интересы России. И с тем, какое место отведет он России на политической карте мира, необходимо сообразовываться при формулировке внешнеполитических стратегий как в восточно-азиатском регионе, так и в мировом масштабе.

Объект и предмет исследования.

Объектом данного диссертационного исследования является концепция «трех миров» Мао Цзэдуна.

Предметом исследования являются традиционные политические доктрины Китая как теоретические источники концепции «трех миров» Мао Цзэдуна, ее концептуальная специфика и особенности ее трансформации в учениях Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя.

Степень разработанности проблемы.

Несмотря на значительный и с каждым годом все увеличивающийся массив литературы, посвященной маоизму, концепция «трех миров» Мао Цзэдуна остается наименее разработанным местом как в отечественной, так и западной синологии, политологии и маоистики. В первую очередь потому, что исследователи политического наследия Мао Цзэдуна представляют последнего как политического деятеля озабоченного главным образом проблемами партийного и государственного строительства. Действительно, большинство работ Великого Кормчего посвящено именно вопросам внутренней политики. Действия же народного Китая на международной арене всегда были достаточно ситуативными, они определялись не заранее разработанными стратегическими концепциями, а «повесткой дня», сложившейся расстановкой сил. Однако нельзя не заметить, что сам Мао неоднократно возвращался к учению о «трех мирах», специально посвятив этой концепции несколько статей и выступлений.

И тем не менее, труды, содержащие глубокий анализ воззрений Мао Цзэдуна, служат хорошей методологической базой для всякого исследования по маоистской проблематике. Среди них можно выделить работы Ф. М. Бурлацкого, Ю. М. Галеновича, В. Н. Шевелева, К. А. Виттфогеля, Дж.В. Гарвера, М. Глабермана, А. Коэна, Ф. Майкла, Е. Райса, Э. Сноу, Дж. Фэйербэнка, Н. Харриса, Б. Шварца, Ф. Шорта, С. Шрама и др.

Многие работы по теории маоизма, написанные в 1960;70-е гг., проникнуты нескрываемым обличительным пафосом: в духе времени они выполняют определенный общественный заказ, что мешает им быть в полной мере неангажированными и беспристрастными. Таковы книги и статьи М. Алтайского, О. Владимирова, В. Георгиева, М. С. Капицы, A.M. Румянцева, В. Рязанцева, М. И. Сладковского, Ж. Видаля, Ван Мина и др. Однако они представляют большой интерес с фактологической точки зрения. С оглядкой на сугубую полемичность этих работ их также можно использовать при анализе и изучении маоистской теории, кроме того, они выступают как уникальные свидетельства эпохи непримиримой борьбы мировоззрений.

Важными источниками настоящего исследования послужили работы, посвященные судьбам коммунистический идеологии в Китае, истории КПК и истокам маоизма1. Эта тема была достаточно тщательно проработана в советской и российской литературе, однако стоит отметить, что оценки исследователей часто подчинялись конъюнктуре взаимоотношений между СССР (Россией) и КНР. Так, работавшие в 30-е годы В. Н. Кучумов и П. А. Миф представляют КПК как некий безличностный передовой отряд коммунистического движения, ведущий постоянную борьбу против «уклонизма», возникающего из-за пренебрежения рекомендациями.

1 Термин «маоизм» имеет достаточно широкое толкование, употребляясь, в том числе, по отношению к национальным (непальской, шриланкийской, камбоджийской, албанской) формам этого политического учения, а также к его интерпретациям европейской леворадикальной интеллигенцией, в частности, группой.

Тель-Кель". Сам этот термин ввел в оборот в 1951 году политолог Б. Шварц с целью отграничения доктрины Мао Цзэдуна от теории марксизма-ленинизма. В дальнейшем мы будем использовать понятие «маоизм» в узком смысле — в качестве синонима учения Мао Цзэдуна. 5.

Коминтерна. В 50-е годы эта схема была дополнена указанием на значение в партийном строительстве личности Мао Цзэдуна (работы F.B. Ефимова и Г. Б. Эренбурга). С началом китайской культурной революции в 1966 году, вызвавшей в Китае всплеск антисоветизма и великоханьского национализма, у советских авторов (в т.ч. О. Владимирова и В. Рязанцева) появился тезис о необходимости рассматривать историю коммунистического движения в Китае как историю борьбы двух враждебных линий — интернационалистской, ленинской и мелкобуржуазной, националистической, вождем которой объявлялся Мао Цзэдун. Исследователи 70 — первой половины 80-х гг. Ф. М. Бурлацкий, А. С. Титов и др. акцентировали внимание на личных качествах Мао Цзэдуна (гибкость, прагматизм, маккиавелизм) и превознесении им целей национального возрождения перед целями социалистических преобразований, что и послужило, по их мнению, причиной победы Мао во внутрипартийной борьбе.

С исчезновением в середине 80-х гг. практической надобности в критике маоизма как идеологии враждебного государства работы об истории и судьбах коммунистической идеологии в Китае стали носить более объективный, научный характер. К таковым относятся работы А. В. Панцова, Е. Ф. Ковалева, В. Шевелева, Д. Поспеловского и М. Дедовского. Однако в целом необходимо отметить относительное угасание интереса отечественных исследователей к этой проблематике, выразившемся в значительном снижении количества посвященных ей работ.

Важнейшими для понимания социально-исторического контекста развития политической доктрины Мао Цзэдуна и его последователей являются труды таких авторов, как А. В. Болятко, Ю. М. Галенович, В. Г. Гельбрас, С. Гончаров, А. С. Давыдов, А. Девятов, Л. П. Делюсин, Б. Н. Занегин, О. В. Зотов, Б. Т. Кулик, В. Лещенко, Л. А. Моджорян, О. Л. Остроухов, В. П. Ощепков, Ю. С. Песков, В. В. Савин, А. И. Салицкий, А. А. Свешников, А. А. Шаравин В.Н. Шевелев, Р. Блюм, В. А. Джозеф, Дж. Камиллери и др. Представленные в их работах идеи сопоставлялись с идеями, высказанными западными и китайскими исследователями.

Среди работ классиков западной политологии, придававших особое внимание «китайскому вопросу», мы выделяем как наиболее интересные с точки зрения выбранного нами проблемного поля исследования Ф. Ратцеля, X. Макиндера, А. Мэхэна, К. Хаусхофера, К. Шмитта, С. Коэна, Г. Киссинджера, 3. Бжезинского, Ф. Моро-Дефаржа, С. Хантингтона.

В своем исследовании мы опирались на работы китайских теоретиков. История коммунистического движения в Китае и хронология КПК исследуется в работах Ван Ши, Ли Жуя, Лю Пэйхуа, Цай Вэя, Ши Цуньтуна и др. Сущность международного курса маоистской и постмаоистской КНР анализируется в трудах таких авторов, как Ди Уи, Доу Хуэй, Ли Даньхуэй, Ли Цзинцзе, Лю Цзайци, Сун Цян, Чжан Цанцан и Цяо Бянь, Сяо Гунцинь, Тан Шипин, Фан Личжи, Чжан Сиюнь, Чжао Цзянцзинь, Чжу Сюецинь, Янь Сюэтун, вышедших во время и после дэнсяопиновской модернизации.

Выбор исследований, вышедших именно в этот период, обусловлен тем, что все они уже не были подвержены идеологическому диктату со стороны маоистского правительства, а потому они обладают не только теоретической, но и исторической ценностью, представляя объективную картину борьбы идеологий в постмаоистском Китае.

Для прояснения методологических основ политической доктрины маоизма нами были проанализированы традиционные политические парадигмы Китая и глубинные основы формирования китайского миропорядка. Эта тема довольно глубоко изучена как в отечественной, так и в западной синологии такими учеными как В. М. Алексеев, А. А. Бокщанин, Л. И. Думан, Л. В. Забровская, М. В. Исаева, Н. И. Конрад, В. А. Корсун, М. В. Крюков, B.C. Мясников, Л. С. Переломов, Ф. Жульен, X. фон Зенгер, Х. Г. Крил, А. Леруа-Гуран, Дж. Фэйербэнк и др. Характерно, что многие из этих исследователей обнаруживают генетическую связь маоизма с традиционными китайскими учениями.

В целом анализ источников позволяет заметить, что основной массив литературы о Мао Цзэдуне представляют собой тексты, посвященные его деятельности в аспекте партийного и государственного строительства, в то время как концепция «трех миров» Мао Цзэдуна, признанная в Китае одной из вершин его теоретического наследия, остается одной из наименее изученных.

Цель и задачи исследования

.

Целью работы является анализ концепции «трех миров» Мао Цзэдуна, раскрытие теоретических предпосылок ее формирования, ее концептуальных и методологических особенностей и способов осуществления в политической практике.

В рамках достижения цели работы требуется решить следующие задачи:

• выявить традиционные идейные источники концепции «трех миров» Мао Цзэдуна;

• рассмотреть политическую концепцию Мао Цзэдуна в контексте традиционных политических учений Китая;

• выявить влияние марксизма и его национальной разновидности на учение Мао Цзэдуна;

• системно рассмотреть учение Мао Цзэдуна о «трех мирах», выявить его основные элементы;

• показать влияние политической доктрины Мао Цзэдуна на последующее политическое мышление и особенности ее трансформации в трудах Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя.

Теоретические и методологические основы исследования В своем исследовании мы опирались как на тексты Мао Цзэдуна и других последователей маоизма, программные документы КПК, постановления правительств, так и на социальных философов, изучавших сущность маоизма как идеологической системы, политологов, анализирующих те или иные вопросы внешнеполитической доктрины КНР, синологов, рассматривавших глубинные основы формирования традиционного китайского мировоззрения и миропорядка, а также китайские, отечественные и западные СМИ, в которых ярко проявились тенденции тех времен, которые были определены хронологическими рамками данного исследования.

Методология исследования обусловлена особенностями предмета и объекта исследования. Системный анализ политической доктрины Мао Цзэдуна предполагает раскрытие ее субъективных, культурно-исторических, социальных и философских предпосылок. В решении поставленных задач использовались методы структурно-функционального анализа — для выявления соотношения особенностей советской и китайской версий марксизма, компаративный метод — в частности, при сравнительной характеристике политических теорий западных ученых и Мао Цзэдуна, метод экстраполяции, диахронный и синхронный методы, а также философские и общенаучные принципы познания, социокультурный, цивилизационный, феноменологический, персонификационный и герменевтический подходы.

Социокультурный подход был использован, например, при анализе специфики китайского мышления — ситуативного, нацеленного на получение эффекта за счет адаптации к меняющейся ситуации. Цивилизационный подход позволяет рассматривать Китай как единую во времени и пространстве цивилизацию, обладающую характеристиками, инвариантными по отношению к смене общественно-политического строя. Использование персонификационного подхода было обусловлено необходимостью учитывать значительную роль личности Мао Цзэдуна в политической истории Китая. Феноменологический подход дает возможность рассматривать ряд положений политической доктрины Мао в их связи с конкретными обстоятельствами: понять истинные намерения Мао, во многом мыслившего «из ситуации», а не опираясь на готовые теоретические схемы, можно лишь редуцировав возможное влияние тех или иных концепций. Герменевтический подход был необходим для истолкования действительного смысла тех высказываний Мао, которые были предназначены для «внешнего контрагента», а стало быть, зачастую служили «уловкой» в соответствии с китайской традицией общения с «варварами».

В исследовании первоисточников широко применялся метод контент-анализа. В силу специфики изучаемого предмета достаточно широко применялся проблемно-хронологический подход. Это объясняется тем, что многие положения политической доктрины Мао Цзэдуна явным образом не содержатся в его произведениях. Их можно восстановить лишь в ходе конкретного историко-политического анализа реальной политики, проводимой Мао Цзэдуном, его решений, распоряжений, стратегических инициатив.

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что оно вносит существенные коррективы в устоявшиеся представления о политическом учении Мао Цзэдуна, о его истоках, эволюции и конкретно политических экспликациях. В работе осуществлена системная реконструкция концепции «трех миров» Мао Цзэдуна, исследованы специфические связи доктрины Мао Цзэдуна с традиционными политическими теориями Китая, выявлено ее влияние на позднейшие политические концепции. В диссертационном исследовании:

Положения исследования, выносимые на защиту.

• Учение Мао, несмотря на декларируемую им «последовательную адаптацию учения Маркса к китайским условиям», на деле имеет своим источником совсем иные теории и традиции, в том числе, конфуцианскую доктрину социальной иерархии, легизм, систему классических стратагем и сталинскую концепцию социалистической государственности;

• В основе маоистской политической доктрины лежит этноцентрическое представление об «исторических правах» Китая и его сюзеренитете над иноземными государствами, коренящееся в традиционной китайской.

10 доктрине мироустройства, согласно которой центром мира является Китай, а прочие страны находятся от него в иерархически выстроенной вассальной зависимости.

• Политический прагматизм Мао Цзэдуна коренится в китайской традиции стратагемного мышления, которой свойственно определять характер действий в зависимости от постоянно меняющихся обстоятельств и ожидать эффект от сложившейся обстановки, и Вэтом отношении находящейся в концептуальном противоречии с западным политическим реализмом и утилитаризмом, характеризующимися установкой на проективность;

• Теория Мао фактически заняла место традиционного конфуцианства в качестве цивизационной философии, системы «единственно верных» истин и ценностей, которые надлежало распространить на весь «отсталый» -капиталистический, мелкобуржуазный мир;

• В учении Мао Цзэдуна через рецепцию идей И. Сталина, реализованную в контексте идей национального освобождения Китая и «сильного государства и богатого народа», осуществлено преодоление господствовавших в раннем китайском марксизме троцкизма и послефевральского ленинизма;

• Системообразующим элементом политической теории Мао Цзэдуна является концепция «трех миров» о противостоянии Китая во главе стран «третьего мира» «гегемонизму сверхдержав», главным образом — Советского Союза. Мао Цзэдун оказался одним из первых теоретиков, отказавшихся от доминирующих в западной науке политических дихотомий в пользу полицентристской трактовки современного мирового сообщества. Своей «теорией трех миров» он демонстрировал решительный отказ от «биполярного» видения мира, в котором противостояние «социализм — капитализм» было главным критерием при определении практических внешнеполитических шагов.

• Мао Цзэдун интерпретировал в утилитаристском ключе марксистские законы общественного развития и постулировал закономерность и историческую неизбежность территориальных экспансий как движущей силы исторического процесса. При этом установлено, что требование укорененности Китая в «континентальной массе» Центральной Азии, рассматриваемой Мао опорным краем территории КНР, было обусловлено скорее культурно-историческими, нежели экономическими и военно-стратегическими мотивами. Экспансионистская динамика на западном и южном направлениях служила ответом на вызов конкретной политической ситуации — угрозы англосаксонской блокады страны с Тихого и Индийского океанов;

• Концепция Дэн Сяопина экономической консолидации стран «Большого Юга», развивающая теорию «трех миров» Мао Цзэдуна, в отличие от нее исходит из тезиса о невмешательстве Китая в мировые политические процессы. При этом доктрина Цзян Цзэминя о многополярности мира, связанная с маоистской теорией «трех миров», в отличие от нее исходит из тезиса о равноправии субъектов мировой политики.

Научно-теоретическая и практическая исследования.

Выводы и положения диссертационного исследования возможно применить как для осмысления глобальных процессов современности в целом, так и для конкретного анализа современного состояния китайских стратегий развития, а также выявления в деятельности Китая определенных закономерностей и тенденций.

Исследование имеет практическое значение для выработки политики РФ на азиатском направлении и на постсоветском пространстве. Результаты могут быть использованы в проведении научных изысканий, затрагивающих проблемы безопасности, а также при разработке практических рекомендаций в области строительства межгосударственных отношений с КНР.

Положения и результаты исследования могут стать составной частью содержания учебных курсов для студентов, обучающихся по специальности «Политология», в ластности учебных курсов: история политических учений и сравнительная политология.

Апробация результатов исследования.

Положения диссертации апробированы на международных конференциях: «Взаимодействие политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в РФ и новых независимых государствах» (Екатеринбург, 2002, 2005 гг.) — «Государственная и муниципальная служба в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы» (Челябинск,. 2004 г.) — «Права человека и иммиграция» (Красноярск, 2004).

Диссертация обсуждалась на заседании отдела философии Института философии и права Уральского отделения РАН и была рекомендована к защите.

Основные результаты и выводы исследования отражены в семи научных публикациях автора общим объемом 2.5 п.л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержащей 251 наименование, и приложений, в том числе, двух таблиц и четырех карт. Общий объем работы — 188 страниц.

Заключение

.

Изучение политической доктрины маоизма не утрачивает своей актуальности даже через тридцать лет после смерти китайского вождя. Учение Мао Цзэдуна не было отброшено в эпоху широких политических и экономических реформ, оставшись фактором, в значительной степени определяющим как внутреннюю, так и внешнюю политику этой могущественной державы и сам образ поведения китайской цивилизации на мировой арене. Сегодня в Китае наблюдается своего рода маоистский ренессанс. Дэнсяопиновский принцип «пребывания в тени» постепенно становится для КНР прошлым, неуклонно укрепляющая свой авторитет радикально настроенная часть новой элиты готовится к решению задачи, поставленной в свое время Мао Цзэдуном: «Мы должны покорить земной шар. Что касается Луны, Меркурия, Венеры — всех восьми планет, помимо Земли, то можно еще исследовать их, побывать на них. Что же касается работы и сражений, то, по-моему, важнее всего наш земной шар, где мы< создадим мощную державу"244. Это высказывание Мао сегодня приобретает новое звучание — в свете стремительно развертываемой Китаем космической программы. Понимая, что имперские амбиции без. статуса космической державы не стоят ровным счетом ничего, Китай твердо решил перестать быть только Поднебесной империей, закрепившись и в небе.

Весьма очевидными выглядят и территориальные притязания КНР. В том числе, и к России (вспомним об отданном Китаю в прошлом году острове Большой Уссурийский для урегулирования пограничной проблемы, о претензиях на устье реки Туманган и отнюдь не прекратившейся «картографической агрессии»). Сегодняшний Китай готов к решению тех проблем, которые не были решены Мао Цзэдуном, в том числе, вопроса о принадлежности Тайваня, проблемы Малаккского пролива и т. п. И.

244 Из выступления на расширенном заседании Военсовета ЦК КПК 11 сентября 1959 г.'/ Маоизм без прикрас. Некоторые уже известные, а также ранее не опубликованные в китайской печати высказывания Мао Цзэдуна. М&bdquo- 1980. С. 223. доктринальным основанием деятельности китайских руководителей на международной арене остается политическая доктрина, фундамент которой заложил в свое время Мао Цзэдун. И именно ее детальное изучение позволит дать объективный прогноз относительно возможных действий Китая в ближайшем будущем, а главное, дать, убедительное объяснение этим действиям.

Изучение наследия Мао Цзэдуна может стать полезным и как урок политического дальновидения для российских руководителей, умения строить адекватную региональную, а тем более глобальную политику, исходя их долгосрочных интересов своей страны, умения чередовать в своей политической деятельности упорную осторожность с осторожным упорством, гибко и тонко трансформировать соперничество в сотрудничество.

Роль политической науки не исчерпывается лишь теоретическим интересом, она зачастую напрямую участвует в проектировании судеб той или иной страны. Вот почему мы не можем беспристрастно взирать на борьбу политологических течений в Китае. О того, какое из них одержит в конечном счете победу, зависит и мировое положение России. Останется ли Россия равноправным партнером Китая, окажется ли в положении «младшего брата» и ресурсного придатка своего юго-восточного соседа или же втянется в новую эскалацию военного напряжения? Вопросы далеко не праздные. В любом случае инспирируемые политологической элитой Китая будущие изменения во внешней стратегии КНР, возможные драматические повороты развития мировой ситуации с учетом неуклонно растущего влияния китайского фактора в общей структуре международных отношений должны постоянно быть предметом приоритетного рассмотрения российской политологической науки.

Перспективы дальнейшего исследования.

Направлением для дальнейших исследований может стать проработка проблемы изменения политической доктрины Китая и его места в мировой системе в связи с экономическим подъемом. Большой интерес вызывает политологический анализ международной ситуации с точки зрения возможных вызовов и угроз со стороны КНР.

Весьма перспективным представляется изучение тенденций в современной китайской политологической мысли. На протяжении тридцати лет китайскую политическую науку отличало единообразие в плане как методологии, так и круга исследуемых проблем. Международный курс КНР стал предметом научного анализа и дискуссий лишь на рубеже 70−80-х годов, когда в Китае начинают создаваться или возобновляют работу научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами между народных отношений, развивается плюрализм мнений и концептуальных подходов. В современной китайской политологии выделяются четыре «группировки»: отражающие официальную линию рационалисты (прагматика, «модернизация без вестернизации») — прозападно настроенные либералырадикальные националисты (антиамериканизм, утверждение особого пути Китая) и левые ортодоксы (маоисты старой закалки). Эти группировки ведет достаточно острую идеологическую борьбу, от исхода которой зависит, какую форму примет в результате политическая доктрина Китая и какое место определит он нашей стране в своей системе координат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. 14−25.02.1956.
  2. Стеногр. отчет. В 2-х т. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 1 640 с. Т. 2 — 559 с.
  3. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17−31.10.1961. Стеногр. отчет. В 3-х т. М.: Госполитиздат, 1961. Т. 1 608 с. Т. 2 — 608 с. Т. 3−592 с.
  4. М., Георгиев В. Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна. М.: Мысль, 1969. 141 с.
  5. Т.В. Геополитические теории XX в. (Социально-философское исследование). М.: ИНИОН, 1996. 178 с.
  6. Антимарксистская сущность взглядов и политики Мао Цзэ-дуна. Сб. статей. М.: Политиздат, 1969. 303 с.
  7. Р. Д., Миронов С. С. Дипломатические поединки Сталина: от Пилсудского до Map Цзэдуна. М.: Вече, 2004. 381 с.
  8. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999.-256 с.
  9. Бладуорт Цзин Бин, Бладуорт Д. Вероятные наследники. Что случится, когда Мао умрет. М.: Прогресс, 1974. 228 с.
  10. Бодар J1. Тень Мао. М.: Прогресс, 1996. 461 с.
  11. Ю.Бокщанин А. А. Китай и страны южных морей в XIV—XVII вв. М.: Наука, 1968.-212 с.
  12. П.Болятко А. В. Дальний Восток: в поисках стратегической стабильности. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2003. 196 с.
  13. О. Б. Из истории советско-китайских отношений в 50-х гг. К дискуссии в КНР о Мао Цзэдуне. М.: Международные отношения, 1982. -152 с.
  14. Л. Н. Общественная мысль Китая и социализм: проблема восприятия западных теорий (начало XX в.). Автореф. дисс.. д. ист. наук. М., 1984.-32 с.
  15. О. Как Мао Цзэ-дун шел к власти // Проблемы Дальнего Востока. 1973. № 4.-С. 129−151.
  16. Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т. 1. М.: Политиздат, 1970.-543 с.
  17. Ф. М. Мао Цзэдун. М.: Рипол Классик, 2003. 256 с.
  18. В. Ф., Плотников Г. К., Чубаров В. В. О советско-китайской фанице. Правда и пекинские вымыслы. М.: Воениздат. 1982. 78 с.
  19. Ван Мин. Полвека КПК и предательство Мао Цзэ-дуна. М.: Политиздат, 1979.-302 с.
  20. . Куда ведет Китай группа Мао Цзэ-дуна. М.: Прогресс. 1967. -300 с.
  21. О., Рязанцев В. Страницы политической биографии Мао Цзэдуна. М.: Политиздат, 1969. 112 с.
  22. П. П. Особый район Китая. 1942−1945 гг. М.: Издательство АПН, 1974.-656 с.
  23. Влияние Октябрьской революции на Китай / Дин Шоу-Хэ и др.- М., Политиздат, 1959.-203 с.
  24. Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27.01−05.02.1959. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1959. 592 с.
  25. Возникновение и развитие разногласий между руководством КПСС и нами. По поводу Открытого письма ЦК КПСС // Полемика о генеральной линии международного коммунистического движения. Пекин: Изд. лит. на иностр. яз., 1965. С. 112−115.
  26. А. Д. Геостратегическая конфигурация мира и ее влияние на развитие мирового сообщества // Китай в мировой политике. М.: РОССПЭН, 2001. С. 12−30.
  27. А. Д. Россия и Китай: проблемы динамики и преемственности в межгосударственных отношениях. Автореф. дисс.. д. полит, наук. М., 1998. 36 с.
  28. К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 1998. -415 с.
  29. Ю.М. Нации и государства: Сб. статей о китайско-американских отношениях. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2001. 184 с.
  30. Ю.М. Призрак Мао. М.: Время. 2002. 208 с.
  31. Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница. М.: Изограф, 2001. -336 с.
  32. Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. Принципы внешней и оборонной политики современного Китая. М.: Муравей, 2003. 335 с.
  33. Дж. В. Мао Цзэдун и разлад китайско-советских отношений // Китай в диалоге цивилизаций (к 70-летию академика M.JI. Титаренко). М.: Памятники исторической мысли, 2004. С. 471−483.
  34. Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука. 1993. 480 с.
  35. В. Г. Китайская реальность России. М.: ИД «Муравей», 2001. 320 с.
  36. С., Ли Даньхуэй. О «территориальных претензиях» и «неравноправных договорах» в российско-китайских отношениях: мифы и реапьность //Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 4. С. 117−130.
  37. Геополитика // БСЭ. М.: Гос. науч. изд-во БСЭ, 1952. Т. 10. С. 559−560.
  38. А.С. Китайско-американские отношения в контексте российской политики КНР // Китай в мировой и региональной политике (История и современность). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. С. 163−196.
  39. А. Красный дракон. Китай и Россия в XXI веке. М.: Алгоритм, 2002.-288 с.
  40. Л. П. Внешняя политика. Китай сегодня. М.: Наука, 1969. 336 с.
  41. Л. П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М.: Муравей, 2003.-208 с.
  42. Л. П. Полвека две эпохи. М.: Институт востоковедения РАН. 2001.-294 с.
  43. Л. П. Спор о социализме. Из истории общественно-политической мысли Китая в начале 20-х годов. М.: Наука, 1980. 152 с.
  44. Документы внешней политики СССР. Т. 2. М. Политиздат, 1958. 803 с.
  45. Ю. Записки начальника нелегальной разведки. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2000. -416 с.
  46. Д. В. Судьба Синьцзяна: Обретение Китаем «Новой границы» в конце XIX в. М.: ИВ РАН, 1998. 203 с.
  47. А. Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2000. 924 с.
  48. Л. И. Традиции во внешней политике Китая // Роль традиций в истории и культуре Китая. М.: Наука, 1972. С. 199−213.
  49. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Статьи и выступления. М.: О-во дружбы и сотрудничества с зарубеж. странами, 2002.-527 с.
  50. Г. В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1951. 574 с. 51 .Жириновский В., Кулешов Н. Россия, Китай, Индия: политикоидеологические доминанты в XX столетии. М.: ЛДПР, 2000. 344 с.
  51. X. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. В 2-х т. М.: Изд-во Эксмо, 2004. Т. 1−512 с. Т. 2. 1024 с.
  52. О. В. «Евразийские Балканы» в геополитике Китая // Восток. 2001. № 4.-с. 105−122.
  53. Г. А. География победы: Основы российской геополитики. М.: Б. и., 1997.-304 с.
  54. Идейно-политическая сущность маоизма. М.: Наука, 1977. -443 с.
  55. Э. В. Диалектика или эклектика? (Полемические заметки о маоистском «понимании» и «применении» диалектики) // Вопросы философии. 1968. № 7. С. 40−49.
  56. М. В. Представления о мире и государстве в Китае в III—IV вв.. н.э. (по данным «нормативных историописаний». М.: Институт востоковедения РАН, 2000. -264 с.
  57. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. 552 с.
  58. История Китая. М.: МГУ, Высшая школа, 2002. 736 с.
  59. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1974. 536 с.
  60. М.С. КНР: два десятилетия две политики. М.: Политиздат, 1969. -352 с.
  61. М.С. КНР: три десятилетия три политики. М.: Политиздат, 1979. -576 с.
  62. П. Вступая в двадцать первый век. М.: Весь мир, 1997. 480 с.
  63. Г. Дипломатия. М.: НИЦ «Ладомир», 1997. 848 с.
  64. Китай и соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1970. 275 с.
  65. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1982. 454 с.
  66. Китай после «культурной революции» (политическая система, внутриполитическое положение) / Л. М. Гудошников, Б. П. Барахта, В. Г. Карымов, P.M. Неронов. М.: Мысль, 1979. -360 с.
  67. И. Д. Иноязычные заимствования в современном китайском языке // Мир китайского языка. 1998. № 2. С. 8−21.
  68. Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 1993. 392 с.
  69. Е. Ф, Из истории влияния Октябрьской социалистической революции на Китай. В 2-х ч. М., 1995. Ч. 1. 194 е.- Ч. 2. — 177 с.
  70. Коммунистическая партия Китая: История и современные проблемы. К 80-летию Коммунистической партии Китая. М.: Институт Дальнего востока РАН, 2001.-179 с.
  71. Корпоративное управление и экономический рост в России. Материалы международной конференции. М., 2004. 376 с.
  72. В.А. «Китайский мировой порядок»: альтернативная интерпретация исторической трансформации внешнеполитической парадигмы // Китай в мировой политике. М.: РОССПЭН, 2001. С. 172−199.
  73. В. П., Селезнев А. И. Критика философских основ маоизма. Ростов-на-Дону. 1974. 32 с.
  74. Краткая история КПК (1921−1991). Гл. ред. Ху Шэн. Пекин: Изд. лит. на иностр. яз., 1993. 1058 с.
  75. В. А. Маоизм и великоханьский шовинизм китайской буржуазии // Проблемы Дальнего Востока. 1974. № 1. С. 74−87.
  76. X. Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу. СПб: Евразия, 2001. 480 с.
  77. . Т. К истории отношений КПСС и КПК (1956−1966 гг.) по материалам российских архивов // Китай в мировой и региональной политике (История и современность). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002.-С. 68−162.
  78. . Т. Советско-китайский раскол: причины и последствия. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. 640 с.
  79. . Т. Фактор США в российско-китайских отношениях // Китай в мировой и региональной политике (История и современность). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2003. С. 4−29.
  80. В.Н. Очерки по истории китайской революции. М.: Партиздат, 1934.- 147 с.
  81. Лао-цзы. Дао дэ цзин. М.: ИИА Репортер, 1990. 28 с.
  82. А. М. СССР и Сталин в судьбах Китая. Документы и свидетельства участника событий 1937−1952. М.: Памятники исторической мысли, 1999. 344 с.
  83. В. И. II Конгресс Коммунистического Интернационала. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 41. — С. 213−267.
  84. В. И. Борьба партий в Китае. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23. — С. 138−140.
  85. В. И. К вопросу о диалектике. Поли: собр. соч., 5 изд., т. 29. — С. 316−322.
  86. В. И. Несколько тезисов. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27. — С. 48−51.
  87. Искусство властвовать / Ли Гоу. План обогащения государства. План усиления армии. План успокоения народа (XI в.) Лю шао. О человеческом существе (III в.). М.: Белые альвы, 2001. 288 с.
  88. Ли Дачжао. Избранные произведения. М.: Наука, 1989.-488 с.
  89. Ли Чжисуй. Мао Цзэдун: Записки личного врача. В 2-х кн. Мн.: ИнтерДайджест- Смоленск: ТОО «Эхо», 1996. Кн. I 384 с- Кн. 2 — 368 с.
  90. Г. Восток, Запад, Север, Юг. Основные направления международной политики. 1945−1996. М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. 360 с.
  91. Лю Цзайци. Российско-китайские отношения после окончания холодной войны (1992−2001 гг.) // Китай в мировой и региональной политике (История и современность). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2003. -С. 124−131.
  92. X. Дж. Географическая ось истории // Классика геополитики. XX век. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 7−32.
  93. Мао Цзэдун. Восемнадцать стихотворений. М.: Изд. иностр. лит., 1957. 75 с.
  94. Мао Цзэдун. Выдержки из произведений. Пекин: Изд. лит. на иностр. яз., 1966.-326 с.
  95. Мао Цзэдун. Выступления, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. М.: Прогресс, 1975−1976. Вып. 1, 1975 -314 с. Вып. 2, 1975 -435 с.
  96. Вып. 3, 1976 294 с. Вып.4, 1976 — 214 с. Вып. 5, 1976 — 287 с. Вып. 6, 1976−310 с.
  97. Мао Цзэдун. Избранные произведения. В 4-х т. М.: Изд. иностр. лит. Т. 1, 1952 534 с. Т. 2, 1953 — 473 с. Т. 3, 1953 — 446 с. Т. 4, 1953 — 623 с.
  98. Мао Цзэдун. Избранные произведения. В 5 т. Пекин: Изд. лит. на иностр. яз. Т. 1, 1967 450 с. Т. 2, 1969 — 609 с. Т. 3, 1969 — 377 с. Т. 4, 1969−569 с. Т. 5, 1977−637 с.
  99. Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае. Статьи и выступления. М.: О-во дружбы и сотрудничества с зарубеж. странами, 2002.-529 с.
  100. Маоизм без Мао. М.: Политиздат, 1979. 319 с.
  101. Маоизм без прикрас. Некоторые уже известные, а также ранее не опубликованные в китайской печати высказывания Мао Цзэдуна. М.: Прогресс, 1980.-286 с.
  102. К. Английские жестокости в Китае. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 12 — С. 167−170.
  103. К. Китайские дела. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 15. -С. 529−532.
  104. К. Революция в Китае и в Европе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 9.-С. 98−105.
  105. О. А. Китай. На стыке тысячелетий. М.: Звездная лига, 2004. 112 с.
  106. Материалы VIII Всекитайского съезда КПК (15−27 сент. 1956 г.). М.: Госполитиздат, 1956.-536с.
  107. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы (1945−1957). В 2-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 1 -275 с. Т.2−285 с.
  108. ИЗ. Милонов В. Открытие Китая внешнему миру. М.: ИНИОН, 1996. 65 с.
  109. Миф П. А. Китайская революция. М.: Партиздат, 1932. 322 с.
  110. Л. А. Геополитика на службе военных авантюр. М.: Международные отношения, 1974. 192 с.
  111. Г. Международная политика // Антология мировой политической мысли в 5-ти томах. Т. 2. М.: Мысль, 1997. С. 501−507.
  112. Н. Критика работ Мао Цзэ-дуна «Относительно практики» и «Относительно противоречия». М.: Прогресс, 1967. — 198 с.
  113. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. М.: Конкорд, 1996. 150 с.
  114. С. В. Всемирная революция и военно-политические приоритеты большевиков // Ленинизм и Россия. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.-С. 249−276.
  115. А.Т. Влияние морской силы на историю // Классика геополитики, XIX век. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 183−274.
  116. В. С. Антология хитроумных планов // Зенгер X. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Т. 1. М.: Изд-во Эксмо, 2004. С. 5−27.
  117. В. С. Договорными статьями определили. Дипломатическая история русско-китайской границы XVII—XX вв. М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1996. 482 с.
  118. Е. И. Критика гносеологических концепций маоизма. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. М., 1975. 24 с.
  119. О теории трех миров // Международные отношения. 1974. № 6.
  120. Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX начало XX вв.). М.: Наука, 1988. — 246 с.
  121. О. Л., Салицкий А. И. Внешняя политика КНР: обеспечение суверенитета и целей развития // Китай в мировой политике. М.: РОССПЭН, 2001.-С. 41−46.
  122. А. В. Тайная история советско-китайских отношений. Большевики и китайская революция (1919−1927). М.: ИД Муравей-Гайд, 2001. 456 с.
  123. Пекин против смягчения международной напряженности // Проблемы Дальнего Востока. 1973. № 4. С. 41−55.
  124. Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука. 1981.-336 с.
  125. JI.C., Гончаров С. Н., Никогосов Э. В. Великоханьская сущность концепции извечного единого многонационального Китая // Проблемы Дальнего Востока. 1981. № 4. С. 41−55.
  126. Перспективы Китая. Научный доклад Института прикладных международных исследований № 1. М.: Институт прикладных международных исследований, 2003.
  127. Ю. С. GCCP-KHP: от конфронтации к партнерству. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. 192 с.
  128. И. М. Россия и Китай: 300 лет на грани войны. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004.-510 с.
  129. Д. Тоталитаризм и вероисповедание. М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2003. 655 с.
  130. Ф. Народоведение (антропогеография) // Классика геополитики, XIX век. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 53−182.
  131. О. Б. К истории отношений России-СССР с Китаем в XX в. М.: Памятники исторической мысли, 2002. 512 с.
  132. А. М. Истоки и эволюция «идей Мао Цзэ-дуна» (об антимарксистской сущности маоизма). М.: Наука, 1972. 380 с.
  133. А. А. Роль американского фактора в самоопределении КНР на международной арене в начале XXI в. // Китай в мировой и региональной политике (История и современность). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2003. С. 30−58.
  134. М. И. Китай. Основные проблемы истории, экономики, идеологии. М.: Мысль, 1978. 221 с.
  135. Советско-китайские отношения 1917−1957. Сборник документов. М.: Изд. вост. лит., 1959. -467 с.
  136. И. В. Выступление на заседании ЦК РСДРП(б) по вопросу о мире с немцами. Соч., т. 4. М.: ОГИЗ, 1951. С. 27.
  137. И. В. К национальному вопросу в Югославии. Соч., т. 7. М.: ОГИЗ, 1947. — С. 69−76.
  138. И. В. Революция в Китае и задачи Коминтерна. Соч., т. 9. М.: ОГИЗ, 1948.-С. 282−312.
  139. И. В. О перспективах революции в Китае. Соч., т. 8. М.: ОГИЗ, 1948.-С. 357−374.
  140. И. В. Вопросы китайской революции. Соч., т. 9. М.: ОГИЗ, 1948.-С. 221−230.
  141. Сунь Ятсен. Избранные произведения, М.: Наука, 1964. 573 с.
  142. К.Л. Эволюция формирования и основные черты концепций национальной политики КПК. Алматы: Казахстан. Ин-т стратегич. исслед. при Президенте Республики Казахстан, 1998. 132 с.
  143. Теория председателя Мао о делении на три мира огромный вклад в марксизм-ленинизм. Пекин: Изд. лит. на иностр. яз., 1977. — 84 с.
  144. А.С. Из истории борьбы и раскола в руководстве КПК 1935−1936 гг. М.: Наука, 1979.-С. 152.
  145. С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М.: Наука, 1980.-360 с.
  146. Товарищ Мао Цзэдун о том, что империализм и все реакционеры -бумажные тигры. Редакция газеты «Жэньминь жибао» (27 окт. 1958 г.). Пекин: Изд. лит. на иностр. яз., 1961. 33 с.
  147. Трактаты о военном искусстве / Сунь-цзы, У-цзы- Пер. с кит., предисл. и коммент. Н. И. Конрада. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. 558 с.
  148. Л.Д. К истории русской революции. М.: Политиздат, 1990.-447 с.
  149. Устав Коммунистической партии Китая. М.: Изд-во Высш. парт, школы, 1956. -32 с.
  150. Фан Личжи. От патриотизма к мировому гражданству: Контуры глобального сознания // Один мир для всех. М.: Прогресс, 1990. 215 с.
  151. Ч.П. История Китая. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.-460 с.
  152. Д. Мао против Хрущева. Краткая истрия китайско-советского конфликта. М.: Прогресс, 1964. 191 с.
  153. Фу Чек Тек. Воспоминания древнего стратега. Мышление Сунь-Цзы. М.: HIPPO, 2004.-556 с.
  154. М. О народном правосудии. Спор с маоистами // Фуко М. Интеллектуалы и власть. М.: Праксис, 2002. С. 19−65.
  155. С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-603 с.
  156. К. Геополитическая динамика меридианов и параллелей // Дугин А. Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2000. С. 836−839.
  157. К. О геополитике. Работы разных лет. М.: Мысль, 2001. 426 с.
  158. Цзян Цзэминь о социализме с китайской спецификой. Сборник высказываний по темам. Т. 1. М., 2002. 395 с.
  159. Цзян Цзэминь. Реформа, развитие, стабильность. Статьи и выступления. М.: О-во дружбы и сотрудничества с зарубеж. странами, 2002. -687 с.
  160. Чжоу Эньлай. Избранные произведения. Т. 1. Пекин: Изд. лит. на иностр. яз., 1981. 563 с.
  161. Чжу Сюецинь. Два очага духовного нездоровья, возникшие со времени Движения «4 мая» 1919 г. // Галенович Ю. М. Нации и государства: Сборник статей о китайско-американских отношениях. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2001. С. 130−149.
  162. Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М.: Изд. центр «Терра», 1991. 604 с.
  163. С. В. Из истории образования Коммунистической партии Китая. М., 1976. 164 с.
  164. К. Земля и море (созерцание всемирной истории) // Дугин А. Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2000. С. 840−883.
  165. Ф. Мао Цзэдун. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 608 с.
  166. Ф. Новая экспедиция англичан в Китай. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 12.-С. 178−183.
  167. Г. Б. Очерки национально-освободительной борьбы китайского народа в новейшее время. М.: Учпедгиз, 1951. 240 с.
  168. М. И. 17 лет в Китае. М.: Политиздат, 1981. 320 с.
  169. Янь Сюэтун. Стратегическое сотрудничество между КНР и США // Китай в диалоге цивилизаций (к 70-летию академика M.JI. Титаренко). М.: Памятники исторической мысли, 2004. С. 404−413.
  170. Источники на китайском языке
  171. Ван Босян. Чуньцю цзо дубэнь (Правильный смысл Чуньцю цзо).
  172. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1957. -3, 6, 750 с.
  173. Гуаньюй шицзе синшиды синьды чжуань чжэдань (О новых изменениях в международной политической обстановке. Об укреплении лагеря и ослаблении мировой капиталистической системы). Пекин: Тунсу дуу чубаныиэ, 1958, — 28 с.
  174. Дигочжун хэ ицэ фаньдунпай доу ши чжи лаоху (Империалисты и все реакционные элементы бумажные тигры). Пекин: Жэньминь чубаныиэ, 1958.-90 с.
  175. Доу Хуэй. Чжунхуа жэньминь гунхэго дуйвай гуаньси гайшу (Внешнеполитические связи КНР) / Вань Ци шэньюе. Шанхай: Шанхай вайюй цзяоюй чубаныиэ, 1989. 4, 4, 239 с.
  176. Ли Жуй. Мао Цзэдун тунчжиды чуци гэмин ходун (Начальный период революционной деятельности товарища Мао Цзэдуна). Пекин, 1957. 277 с.
  177. Лю Пэйхуа. Япянь чжаньчжэн. Пекин: Чжунго циннянь чубаньшэ, 1962. -98 с.
  178. Лян Цычао. Чжэсюе сысян луньвэнь сюань (Избранные труды по вопросам философии) / Гэ Маочунь, Цзян Цзюнь ояньсюань. Пекин: Бэйцзин дасюэ чуоаныне, 1984. 3, 520 с.
  179. Мао Цзэдун сысянь чжуаньти яньцзю (Идеологическое наследие Мао Цзэдуна. Исследования) / Чжубянь: Сунь Цимин. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1999.-282 с.
  180. Мао Цзэдун чжуцзо цзешао (Методическое пособие по изучению работ Мао Цзэдуна). Пекин: Чжунго циннянь чубаньшэ, 1962. 314 с.
  181. Мао Цзэдун. Лунь тунъи чжаньсянь (Фрагменты статей и выступлений по вопросам революционной борьбы и социалистического строительства). Пекин: Чжунго вэныни чубаньшэ, 1988. 3, 8, 350 с.
  182. Мао Цзэдун. Сюаньцзи (Избранные произведения). Пекин: Жэньминь чубаньшэ. Т. 1, 1951 296 с. Т. II, 1952 — 10, 299−805 с. Т. III, 1953 — 4, 8 091 144 с. Т. IV, 1960−6, 1213−1520 с.
  183. Сун Цян, Чжан Цанцан, Цяо Бянь. Чжунго кэи шо бу (Китай может сказать «нет»). Пекин: Чжунхуа гуншан ляньхэ чубаньшэ, 1999.-5, 3, 435 с.
  184. Сяо Гунцинь. Анализ напряженности политических культур Китая и США // Чжаньпюэ юй гуаньли. 2001. № 2. С. 39−42.
  185. Тан Шипин. И вновь о большой стратегии Китая // Чжаньлюэ юй гуаньли. 2001. № 4. С.30−32.
  186. Чжунго гунчаньдан лиши цзяньбянь. Цзо чжэ Ван Ши Дэн (Краткая история компартии Китая / Ван Ши и др.). Шанхай: Шанхай жэньмин чубань шэ, 1959.-6,302 с.
  187. Источники на европейских языках
  188. Baum R. Burying Мао: Chinese Politics in the age of Deng Xiaoping.
  189. Princeton: Princeton Univ. Press, 1996. XIX, 508 p.
  190. Bernstein R., Munro R. The Coming Conflict with China. N. Y.: Knopf, 1997.-245 p.
  191. Blum R. The United States and China in War Affairs. New York: McGraw-Hill, 1966. XIV, 287 p.
  192. Burki S. J. A Study of Chinese Communes. 1965. Cambridge (Mass.): Harvard East Asian Monographs, 1969. X VI, 101 p.
  193. Bush R. C. Religion in Communist China. Nashville New York: Abingdon Press, 1970. -432 p.
  194. Camilleri J. Chinese Foreign Policy: The Maoist Era and its Aftermath. Oxford: Martin Robertson, 1980. XIII, 31 I p.
  195. Clark G. In Fear of China. Melbourne: Lansdowne press, 1967. IX, 219 p.
  196. Cohen S.B. Geography and Politics in Divided World. London: Methuen, 1964.-XXIII, 351 p.
  197. Deng Xiaoping. Selected Works of Deng Xiaoping. Beijing: Foreign Languages Press. Vol. I, 1992−342 p. Vol. II, 1984−418 p. Vol. Ill, 1994 -400 p.
  198. Dittmer L. Sino-Soviet Normalization and its International Implications. 1945−1990. Seattle- London: University of Washington press, 1992. VII, 373 p.
  199. Evans R. Deng Xiaoping and the Making of Modern China. London: Penguin Books, 1995. XVII, 353 p.
  200. Fairbank J. FC. China: A New History. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1992. 519 p.
  201. Fewsmith J., Rosen S. The Domestic Context of Chinese Foreign Policy: Does «Public Opinion» Matter? // The Making of Chinese Foreign and Security
  202. Policy in The Era Of Reform, 1978−2000 / Ed. David M. Lampton. Stanford: St. Univ. Press, 2001. P. 151−187.
  203. Forman H. Report from Red China. New York: Holt, 1945. IV, 250 p.
  204. Gernet J. A History of Chinese Civilization. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1983.-XXVI, 772 p.
  205. Glaberman M. Mao as a Dialectician. Detroit: Bewick, 1971. 24 p.
  206. Halloran R. The Rising East // Foreign Policy. 1996. № 102, Spring. P. 3−21.
  207. Harris N. The Mandate of Heaven: Marx and Mao in Modern China. London: Quartet Books, 1978.-9, 307 p.
  208. He via J.L. Making China «Perfectly Equal»? // The Journal of Historical Sociology. Oxford, 1990. Vol.3, № 4, December. P. 378−400.
  209. Joseph W. A. The Critique of Ultra-leftism in China, 1958−1981. Stanford: Univ. press, 1984. IX, 312 p.
  210. Kardelj Edvard. Socialism and War: A Survey of Chinese Criticism of the Policy of Coexistence. London: Methuen, 1960. 238 p.
  211. Ladany L. The Communist Party of China and Marxism, 1921−1986. Stanford: Hoover Institution Press, 1988. XX, 588 p.
  212. Leroi-Gourhan A. Le geste et la parole. Paris: Michel, 1964. Vol. 1—313 p. Vol. 2 285 p.
  213. Lieberihal K. A New China Strategy // Foreign Affairs. 1995. November-December. P. 35−49.
  214. Lucy Xing Lu. Rhetoric of Nationalism and Anti-Americanism: A Burkean Analysis of China Can Say No // Intercultural Communication Studies. 19 981 999, VIII-2. P. 163−175.
  215. Mao Tse-tung. Selected Works. Peking: Foreign Languages Press. Vol. I, 1967 347 p. Vol. II, 1967 — 468 p. Vol. Ill, 1967 — 290 p. Vol. IV, 1975 — 459 p.
  216. McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y.: Bantam, 1968.- 192 p.
  217. Michael F. Mao and the Perpetual Revolution. An Illuminating study of Mao Tse-tung's Role in China and World Communism. N.Y.: Barron’s/Woodbury, 1977.-XVII, 326 p.
  218. Naisbitt J. Megatrends Asia. N.Y.: Simon & Schuster, 1995. 304 p.
  219. Quan Yanchi. Mao Zedong: Man, not God. Beijing: Foreign Languages Press, 1996.-213 p.
  220. Rice E. Mao’s Way. Berkeley: Univ. of Califirnia Press, 1972. XII, 596 p.
  221. Sakakibara E. The End of Progressivism. A Search for New Goals // Foreign Affairs. 1995. September-October. P. 8−14.
  222. Savin V. Multipolare Weltording und Chinas Vorstellungen. Miinchen: Herbert Utz Verlag, 2004. 70 S.
  223. Schram S. Mao Tse-tung. N.Y.: Penguin Books, 1971. 372 p.
  224. Schram S. The Political Thought of Mao, Tse-tung. Harmondsworth: Penguin Books, 1963. 479 p.
  225. Service J. S. The American Papers: Some Problems in the History of U.S. -China Relation. Berkeley: Univ. of Califirnia, 1971. 218 p.
  226. Snow E. Red Star Over China. New York: Grove press, 1968. 543 p.
  227. Song Yimin. A Discussion of the Division and Grouping of Forces in the World After the End of the Cold War // International Studies. Beijing, 1996. № 6−8.-P. 5−17.
  228. Spence J. Mao Zedong. New York: Viking Press, 1999. 190 p.
  229. The Chinese World Order. Traditional Chine’s Foreign Relations // Ed. by J. K. Fairbank. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1968. -X, 416 p.
  230. The Kissinger Transcripts. The Top Secret Talks with Beijing and Moscow. New York: The New Press, 1999. 515 p.
  231. Xuewu Gu. China verwundbare Kontinentalvormacht // Internationale Politik. 2001. Heft 4.-S.1−8.
  232. Zhang Tiejun. Reconstructing the Great Wall: Chinese Security Strategy in the Early 21th century. Goteborg: Department of Peace and Development Research, Goteborg University, 2003. IV, 224 p.
  233. Zhang Xiaobo, Song Qiang. China Can Say No to America // New Perspectives Quarterly. 1996. Vol. 13, № 4. P. 51−53.1. Интернет-ресурсы
  234. Selected Works of Mao Tse-tung (vol. I-IX) // Mao Zedong (Mao Tse-tung). Reference Archive. Режим доступа: http://www.marxists.org/reference/archive/mao/index.htm. Загл. с экрана.
  235. Беседа с лидером Либерально-демократической партии России В. Жириновским // Национальная Служба Новостей, 26.02.1996. Режим доступа: http://www.nns.rU/elects/president/intzhir.html#17. Загл. с экрана.
  236. Н. Черчилль как президент России. Про яйца, корзины, интересы и ценности // Русский журнал, 21.10.2004. Режим доступа: http://www.russ.ru/culture/2 004 1021names.html. Загл. с экрана.
  237. Лещенко В: Китай и Россия: выбор жизни и смерти // Открытая электронная газета Forum.msk.ru, 30.06.2004.
  238. Режим доступа: http://forum.msk.ru/news/2004/325.html. Загл. с экрана.
  239. Ли Чэньян. Мао Цзэдун // Проект «АБИРУС», 2004. Режим доступа: http://chinadata.ru/maozedong.htm. Загл. с экрана.
  240. А. А. Социально-политическая история Китая (1949−1976) // Персональная страница профессора Алексея Александровича Маслова, 2004. Режим доступа: http://maslov.stsland.ru/chinahistory.htm. Загл. с экрана.
  241. В. «Америка, Китай, а ну-ка вылетай! // Информационное агентство Стрингер, 20.03.2003. Режим доступа: http://www.stringer.m/Publication.mhtml?PubID=1896&-Menu=&-Part=39&-Page=0.- Загл. с экрана.
  242. А. Россия и Китай. Перспективы войны в XXI веке // Русский дом, 2003. Режим доступа: http://russdom.ru/cgi-bin/yabb/Printpage.pl?board=2001&num= 1 070 739 667. Загл. с экрана.
  243. А. Наследие Мао для радикала конца XX начала XXI века // Маоизм.Ру. Интернет-проект Российской маоистской партии, 2002. Режим доступа: http.7/maoism.ru/articles/mao-poln.htm. — Загл. с экрана.
  244. Устав Коммунистической партии Китая // Китайский информационный интернет-центр, 2002. Режим доступа: http://china.org.cn/russian/50 685.htm. Загл. с экрана.
  245. В. Левый поворот Мао Цзэ-дуна // Коммунист.Ру, 17.11.2003. Режим доступа: http://communist.ru/lenta/72 397. Загл. с экрана.
  246. А. А. Кого бояться России: Америки или Китая // Украинская сеть новостей «Корреспондент», 17.07.2001. Режим доступа: http://www.korrespondent.net/main/23 977. Загл. с экрана.
  247. Адреса электронных документов даны по состоянию на апрель 2005 года.
Заполнить форму текущей работой